Рефераты

Юридические лица в гражданском праве России и Монголии: сравнительно-правовой анализ

p align="left">5. другие вопросы, предусмотренные уставом.

Закон не устанавливал каких-либо особых требований к созыву совета представительного управления. А также закон не регулировал вопрос правового положения членов совета представительного управления. Контрольным органом выступал ревизионный совет (комиссия), избиравшийся на один год из состава акционеров числом не менее трех для ревизии всего отчетоводства и отчетности компании.

Исполнительным органом компании являлся генеральный директор, который заведовал делами компании и представлял компанию в отношениях с третьими лицами, а также вправе был заключать все сделки, входящие в круг операций компании.

Таким образом, закон «О хозяйственных единицах» закреплял трехзвенную систему органов управления компаниями.

Закон «О хозяйственных единицах» также содержал положения о правах и обязанностях участников хозяйственных единиц соответствующих видов и порядке ликвидации хозяйственных единиц.

Закон устанавливал следующие основания прекращения хозяйственных единиц: истечение срока, на который она была учреждена, решение высшего органа управления о прекращении деятельности хозяйственной единицы, объявление по суду банкротом (ст. 5 закона «О хозяйственных единицах»). Гражданский кодекс МНР 1963 года не предусматривал такое основание как объявление по суду банкротом.

Так закон «О хозяйственных единицах» 1991 года являлся важнейшим источником законодательства о компаниях в Монголии и служил стабильной базой для создания и деятельности хозяйственных единиц. Однако, принятие этого закона не сопровождалось принятием соответствующих подзаконных актов. Верховный суд Монголии принял Постановление “О толковании некоторых положений закона “О хозяйственных единицах” 1991 года. Сборник нормативных актов касающихся государственной регистрации юридических лиц. Министерство юстиции и внутренних дел Монголии. Улан-Батор, 2004. С.131-137.

Закон «О хозяйственных единицах» 1991 года с соответствующими изменениями действовал до июня 1995 года. С июля 1995 года законом Монголии «О компаниях и товариществах» от 11 мая 1995 года в него внесены значительные изменения и полностью были отменены все положения, касающиеся компаний и товариществ. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что несмотря на имеющиеся в нем пробелы, закон «О хозяйственных единицах» являлся большим шагом в преобразовании системы юридических лиц, их органов, характер деятельности этих органов, которое потребовало разработки принципиально нового правового регулирования, адекватного реформам экономической политики Правительства Монголии того времени.

Так как новая редакция Гражданского кодекса 1994 года впервые в истории гражданского права применила термины «компания» и «товарищество» произвела почти слово в слово и определение этих видов юридических лиц, данное в соответствующих статьях закона «О хозяйственных единицах» 1991 года. Глава II «Граждане и юридические лица» ГК 1963 года содержала общие положения о порядке создания, регистрации и ликвидации юридических лиц, применяемые ко всем видам юридических лиц. В отличие от ГК 1963 года ГК в новой редакции 1994 года знал две классификации юридических лиц. В качестве основания классификации ГК проводил соотношение в правах учредителей и непосредственно юридического лица (п. 3 ст. 21 ГК). См. Новая редакция ГК Монголии 1994 года. “Сборник нормативных актов” Том-3. Министерство юстиции Монголии. Улан-Батор, 1995. С.52-171.

Согласно второй классификации (ст. 21 ГК), юридические лица делились на коммерческие и некоммерческие организации. Однако, новая редакция ГК 1994 года не установила исчерпывающий перечень видов организационно-правовых форм коммерческих организаций. Так как новая редакция ГК 1994 года не устанавливала отдельные нормы, регулирующие порядок учреждения, структуру органов управления товариществ, компаний и других видов коммерческих юридических лиц и содержал лишь общие положения, применяемые ко всем видам юридических лиц.

Поэтому совершенствование специальных законодательных актов, посвященных регулированию вопросов создания и деятельности отдельных видов коммерческих юридических лиц стало объективной необходимостью. С другой стороны продолжающий процесс приватизации государственных и муниципальных предприятий потребовал более детальное регулирование правового положения всех видов коммерческих структур.

В 1994 году завершился первый этап приватизации в Монголии. В результате этого процесса было образовано большое количество акционерных обществ (АО) и началась адаптация их работников к акционерной форме коллективно-долевой собственности Дашням Б., Самаруха В.И., Указанное сочинение. С. 12..

А также 26 сентября 1994 года был принят закон Монголии «О ценных бумагах». В целях реализации данного закона Великий Народный Хурал Монголии утвердил устав Комитета по ценным бумагам и Комитет по ценным бумагам начал функционировать с декабря 1994 года Ж. Ядамсурэн. Указанное сочинение. С. 16.. С 1995 года Правительство Монголии начало предпринимать интенсивные меры по интенсификации структурной реорганизации, реформированию банковской и финансовой структур, государственных предприятий, совершенствованию бюджетной, налоговой системы, а также сферы социального страхования и защиты.

Как отмечают исследователи, реализация этих мероприятий потребовала совершенствования правового регулирования правового положения всех видов коммерческих юридических лиц, поскольку они были направлены на реформирование финансов хозяйствующих субъектов на базе многообразия форм собственности Дашням Б., Самаруха В.И., Указанное сочинение. С. 13.. Так закон «О компаниях и товариществах» был принят в мае 1995 года и цель данного закона заключалась в регулировании вопросов, связанных с учреждением, регистрацией, реорганизацией и ликвидацией компаний и товариществ (ст. 1 закона). Закон “О компаниях и товариществах”//Торийн мэдээлэл. 1995. №7.

Закон «О компаниях и товариществах» имел 96 статьей и делился на главы:

1. Общие положения

2. Полное товарищество

3. Коммандитное товарищество

4. Акционерная компания

5. Органы управления акционерной компании

6. Контроль

7. Финансовый отчет и отчетность компании

8. Порядок реорганизации компании

9. Государственные компании В отличие от закона “О хозяйственных единицах” закон “О компаниях и товариществах” применил термин “государственная компания” вместо термина “государственное предприятие”.

10. Компания с ограниченной ответственностью.

В отличие от закона «О хозяйственных единицах», закон «О компаниях и товариществах» 1995 года более детально регулировал порядок создания, реорганизации, преобразовании, ликвидации товариществ и компаний. А также отдельные разделы и главы были посвящены конкретному виду товариществ и компаний.

Закон содержал новые положения о компетенции регистрационного органа, преобразовании товариществ и компании, учредительном собрании акционерной компании, и правах и обязанностях участников товариществ и компаний.

Закон «О компаниях и товариществах» внес существенные изменения в структуру и компетенции органов управления компанией.

Однако законом также закреплялась возможность создания как двухзвенной, так и трехзвенной системы управления компанией.

В отличие от закона «О хозяйственных единицах», закон «О компаниях и товариществах» имел ряд существенных преимуществ, например, в этом правовом акте определялось более детально правовое положение товариществ.

Еще одним важным новшеством было введение института аудиторов. А также закон давал определения акции, облигации и устанавливал требования к финансовому отчету компании.

Сейчас рассмотрим отдельные положения закона «О компаниях и товариществах» внесшие существенные изменения в регулировании вопросов создания и ликвидации товариществ и компаний.

Порядок создания товариществ и компаний

Товарищества и компании создавались на основании учредительных документов и в законе «О товариществах и компаниях» были сформулированы общие требования к сведениям, включаемым во все учредительные документы товарищества и компании - в договор, и в устав. Для государственной регистрации товариществ и компаний необходимо было представить в регистрирующий орган следующие документы:

1. Заявление о регистрации товарищества или компании;

2. учредительный договор;

3. устав товарищества или компании

4. лицензия на осуществление хозяйственной деятельности конкретных видов, если это предусмотрено законом;

5. документ, подтверждающий формирование конкретной части уставного капитала участниками товарищества или компании.

Регистрация товарищества должна быть проведена не позднее 14 дней с момента подачи заявления с приложением вышеперечисленных документов. А регистрация компании с ограниченной ответственностью и акционерной компании должна быть проведена не позднее 14 и 30 дней со дня подачи заявления о регистрации соответственно.

Товарищества. В отличие от закона «О хозяйственных единицах» закон «О компаниях и товариществах» более детально регулировал правовое положение отдельных видов товариществ и регламентировал порядок принятия решений общим собранием.

В статье 19 и 27 закона «О товариществах и компаниях» дано определение полного товарищества и коммандитного товарищества соответственно. По закону «О товариществах и компаниях» полное товарищество явилось товариществом с имуществом, созданным за счет вкладов членов товарищества, отвечающим по своим обязательствам, данным имуществом и личным имуществом членов.

Участниками полных и коммандитных товариществ могли быть как граждане, так и юридические лица. Имущество таких товариществ, созданные за счет вкладов, произведенное и приобретенное в процессе деятельности товарищества, принадлежало им на праве собственности.

Участники товариществ могли вкладывать в складочный капитал деньги, имущество, а также имущественные права, имеющие денежную оценку.

Закон «О компаниях и товариществах» определял права, обязанности и ответственность участников товарищества.

Участники полного товарищества занимались хозяйственной деятельностью от имени товариществ и носили ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Управление деятельностью полного товарищества осуществлялось по общему согласию всех участников.

Закон «О компаниях и товариществах» установил круг вопросов, решения по которому должны приниматься единогласно. Так по закону «О компаниях и товариществах» участники товарищества принимали решения единогласно по следующим вопросам:

1. внесения изменений и дополнений в устав товарищества;

2. изменение основной сферы деятельности товарищества. Закон “О товариществах и компаниях”. п.3 ст.19// Торийн мэдээлэл. 1993. №6-7. С.724.

Решения по остальным вопросам принимались квалифицированным большинством голосов участников, если иное не установлено учредительным договором.

Каждый участник вправе был действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что ведение дел товарищества поручается так называемым управляющим членам. Управляющие члены принимали решения простым большинством голосов и несут солидарную ответственность за последствия, вытекающие из-за принятых ими решений (ст. 21 закона). Они управляли текущей деятельностью товариществ и отвечали за отчетоводство товарищества.

Участники полного товарищества солидарно носили субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Участник полного товарищества вправе был выйти из него, заявив об этом товариществу.

В коммандитном товариществе наряду с полными товарищами в формировании складочного капитала принимали участие так называемые коммандисты, т.е. вкладчики, которые не участвовали в хозяйственной деятельности, но получали прибыль и несли риск убытков в пределах сумм сделанного вклада (ст. 27 закона «О товариществах и компаниях»).

По закону «О компаниях и товариществах» только полные товарищи имели право представлять товарищество и управлять его текущей деятельностью (п. 2 ст. 28 закона).

Закон «О компаниях и товариществах» не регулировал отдельные вопросы, касающиеся правового статуса товарищества, такие как порядок формирования складочного капитала, совокупный размер вкладов, вносимых вкладчиками. А также до сих пор не решен вопрос о количестве голосов, которые должен иметь участник товарищества. Например, по законодательству других стран каждый участник имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников. Гражданское и торговое право капиталистических государств под общей редакцией Е.А. Васильева. М., МО. 1993. С.129. А по закону «О компаниях и товариществах» Монголии количество голосов участника товарищества определялось размером его вкладов, вложенных в товарищество (п. 4 ст. 22 закона).

В соответствии с пунктом 1 ст. 3 закона «О товариществах и компаниях» товарищество могло создаваться в следующих организационно-правовых формах:

1. полное товарищество;

коммандитное товарищество.

Компания. Закон «О товариществах и компаниях» установил, что компания может создаваться в форме компании с ограниченной ответственностью и акционерной компании. По данному закону компания с ограниченной ответственностью явилась юридическим лицом, уставный капитал которого разделился на доли участников, не несущих личной имущественной ответственности по долгам созданной им компании (ст. 87 закона).

Участники компании, внесшие вклады в уставный капитал компании не полностью, несли солидарную ответственность по ее обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада в каждого участника компании.

Компания с ограниченной ответственностью носила ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом, но не отвечала по обязательствам своих участников.

По закону «О товариществах и компаниях» акционерная компания явилась юридическим лицом, уставный капитал которого разделился на определенное количество акций, а акционеры компании не отвечали по ее обязательствам и несли риск убытков, связанных с деятельностью компании в пределах стоимости принадлежащих им акций (ст. 27 закона).

Компания с ограниченной ответственностью не имела право проводить открытую подписку акций. Акционеры компании с ограниченной ответственностью имели преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами, а в соответствии с уставом.

К компаниям с ограниченной ответственностью применялись правила, регулирующие порядок организации и деятельности акционерных компаний.

Закон «О компаниях и товариществах» неправомерно отождествлял компанию с ограниченной ответственностью с обществом с ограниченной ответственностью. Данный закон предусматривал права и обязанности участников или акционеров компании.

Участники компании имели основное право присутствовать на общем собрании компании с правом голоса. Законом также предусматривался порядок участия поверенных от участников или акционеров в общем собрании.

В компании была предусмотрена трехзвенная система управления: общее собрание участников, совет представительного управления и единоличный исполнительный директор. В отличие от закона “О хозяйственных единицах” закон “О компаниях и товариществах применил термин “исполнительный директор”, а также переименование единоличного исполнительного органа было последствием влияния корпоративного права США на принятие данного закона.

Органы управления компанией.

По закону «О компаниях и товариществах» высшим органом компании являлось собрание акционеров (участников) (ст. 42 закона).

Собрания акционеров (участников) созывались не менее одного раза в год в течение 4 месяцев после окончания финансового года компании. В отличие от закона “О хозяйственных единицах” закон “О компаниях и товариществах” применил термин “собрание акционеров (участников)” для обоих видов компании.

Закон «О товариществах и компаниях» разделил компетенцию общего собрания акционеров на исключительную и неисключительную. Статья 42 закона относила к исключительной компетенции собрания компании принятие решений по следующим вопросам:

1. внесение изменений и дополнений в устав компании;

2. изменение размера уставного фонда;

3. реорганизация и ликвидации компании;

4. утверждение годовых отчетов компании;

5. избрание членов совета представительного управления и досрочное прекращение их полномочий, выплата вознаграждения и компенсации членам совета представительного управления;

6. утверждение аудитора компании, определение размера вознаграждений и компенсации аудитору компании, а также утверждение отчета аудитора. П.2 ст.34 закона “О хозяйственных единицах” устанавливал перечень из 5 вопросов, решение которых отнесено к компетенции общего собрания акционеров// Торийн мэдээлэл. 1993. №6-7. С.738.

Кроме указанных, на собрании акционеров компании могли рассматриваться любые иные вопросы, входящие в его компетенцию. Сообщение о проведении собрания акционеров должно было сделано не позднее, чем за 30 дней до даты его проведения.

Наряду с очередными общими собраниями вводили внеочередные собрания, созываемые по решению совета представительного управления или по требованию акционеров, владеющих не менее чем 10 процентов уставного фонда компании (п. 3 ст. 43).

В соответствии с законом собрание акционеров компании признавалось действительным (состоявшимся) при явке акционеров, владеющих в совокупности не менее 50 процентов голосов (п. 1 ст. 44)

Закон «О товариществах и компаниях» не устанавливал каких-либо особых правил для подготовки к проведению собрания акционеров, которые созывались взамен несоставшегося. Новое собрание акционеров компании, созванное взамен несостоявшегося признавалось состоявшимся при явке акционеров, владеющих в совокупности не менее 50 процентов голосов (п. 2 ст. 44 закона).

Право на участие в собрании акционеров имел право акционер, внесенный в список акционеров. Право на участие в собрании акционеров осуществлялось как лично, так и через своего представителя в соответствии с положениями ГК по письменной доверенности (п. 7 ст. 43 закона). Закон «О компаниях и товариществах» не регламентировал процедуру регистрации лиц прибывших на собрание, а также не содержал положения о правах и обязанностях счетной комиссии и регистраторе.

Решения общего собрания компании по вопросам повестки дня, поставленным на голосование, принимались квалифицированным большинством голосов акционеров, принимавшихся участие в собрании акционеров компании (п. 4 ст. 44 закона).

По закону «О товариществах и компаниях» совет представительного управления занимал промежуточное положение между собранием акционеров и исполнительным органом компании.

Члены совета представительного управления избирались годовым собранием акционеров в порядке, предусмотренным уставом компании.

Совет представительного управления компании состоял не менее чем из трех членов, которые избирались собранием акционеров из числа кандидатов - как акционеров, так и посторонних лиц.

Председатель совета представительного управления избирался из членов совета представительного управления.

По решению собрания акционеров полномочия любого члена (всех членов) совета представительного управления могли быть прекращены досрочно.

В соответствии со ст. 46 закона «О товариществах и компаниях» к компетенции совета представительного управления компании относились следующие вопросы:

1. составление бизнес-плана компании;

2. утверждение организационной структуры органов управления компании; определение размера фонда заработной платы и вознаграждений;

3. назначение исполнительного директора компании и заключение с ним договора найма в порядке, предусмотренном в Гражданском кодексе;

4. определение полномочий исполнительного директора по вопросам распоряжения имуществом компании;

5. осуществление внутреннего контроля над деятельностью исполнительного директора и органов управления компании;

6. созыв собрания акционеров компании;

7. составление заключения по отчетам компании и изменений, внесенных в уставный капитал компании.

8. представление отчета о своей деятельности перед собранием акционеров не менее одного раза в год.

9. иные вопросы, определенные законом и уставом компании. Новая редакция закона “О хозяйственных единицах” от 1993 года устанавливала перечень из 7 вопросов, решение которых отнесено к компетенции совета представительного управления//Торийн мэдээлэл. 1993. №6-7. С.737.

Заседание совета представительного управления созывалось один раз в месяц, если иное не было предусмотрено уставом компании. В соответствии с пунктом 3 ст. 47 закона «О товариществах и компаниях» следующие лица имели право созыва заседания совета представительного управления:

- председатель совета представительного управления;

- члена совета представительного управления.

Совет представительного управления определял и утверждал порядок своей деятельности.

Кворумом для проведения заседания совета представительного управления являлось квалифицированное большинство. А также решения на заседании совета представительного управления принимались квалифицированным большинством голосов присутствующих. Решением заседания совета представительного управления являлось постановление, которое подписывалось председателем совета.

Исполнительным органом компании являлся единоличный исполнительный директор, который заведовал делами компании и представлял компанию в отношениях с третьими лицами, а также вправе был заключать все сделки, входящие в круг операций компании.

Права и обязанности исполнительного директора компании по осуществлению руководства текущей деятельностью компании определялось ГК Монголии и договором о найме, заключаемым указанным лицом с компанией. В отличие от закона “О компаниях и товариществах” закон “О хозяйственных единицах” не содержал понятие “договор о найме”// Торийн мэдээлэл. 1994. №4. Исполнительный директор организовал выполнение решений собрания акционеров и совета представительного управления.

Совет представительного управления имел право в любое время расторгнуть договор с исполнительным директором.

Контрольным органом компании явился ревизионный совет (ревизор), избиравшийся на один год. Ревизионный совет компании состоял из не менее трех членов, и его члены могли быть избираться повторно.

Закон устанавливал следующие основания прекращения деятельности компании и товарищества: истечение срока, на который они были учреждены, решение собрания акционеров о прекращении деятельности компании или товарищества, объявление по суду банкротом.

В отличие от закона «О хозяйственных единицах» закон «О компаниях и товариществах» подробно регламентировал порядок реорганизации компании. Сейчас рассмотрим этот вопрос.

По закону «О компаниях и товариществах» реорганизация компании осуществлялась по решению ее учредителей либо органа компании, уполномоченного на то учредительными документами.

В соответствии со ст. 75 и 83 закона «О компаниях и товариществах» реорганизация компании осуществлялась в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

При слиянии деятельности некоторых компаний прекратились, и на их базе образовалась одна компания. При присоединении одной компании к другой «присоединяемая» компания прекратила свое существование и сливалась в состав основной компании.

При слиянии и присоединении совет представительного управления компании разрабатывал соответствующий проект и выносил его на рассмотрение собрания акционеров каждой компании, участвующей в слиянии или присоединении.

Решение по вопросам слияния и присоединения принималось квалифицированным большинством голосов акционеров, принимавшихся участие в собрании и имевшихся право голоса.

В случае разделения на базе прекратившей свое существование компании возникли несколько компаний. При этом права и обязанности прекратившей свое существование компании переходили к вновь возникшим компаниям в соответствии с разделительным балансом.

В результате выделения из состава существующей компании выделялась одна или несколько компаний. При этом реорганизованная компания продолжала свое существование, а его права и обязанности в установленных пропорциях переходили к вновь возникшим компаниям в соответствии с разделительным балансом. При разделении и выделении компании совет представительного управления принимал решение о реорганизации компании.

Таким образом, закон «О компаниях и товариществах» стал положительным сам по себе фактом появления специального законодательства, посвященного правовому регулированию коммерческих юридических лиц и являлся значительным шагом в создании соответствующей правовой базы для деятельности компаний и товариществ.

Закон «О товариществах и компаниях» действовал до 2 июля 1999 года. С 13 июля 1999 года законом «О компаниях» от 1999 года были полностью отменены все его положения касающиеся компаний.

В Монголии началась денежная приватизация с 1995 года, которая фактически привела к возникновению сотен акционерных компаний и к распределению акций среди значительного числа владельцев. С другой стороны переход к рыночной экономии вызвал необходимость поэтапной трансформации гражданского законодательства и выработки государственной концепции реформирования финансов хозяйствующих субъектов на базе многообразия форм собственности.

С этой целью в 1994-1999 годы были внесены большие изменения в законы и законодательные акты, регулирующие вопросы создания, регистрации, ликвидации и деятельности таких новых организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов как кооперативов, товариществ, компаний, государственных предприятий и хозяйственных единиц с иностранными инвестициями. Например, закон Монголии «О кооперативах» был принят в мае 1995 года. Закон “О кооперативах”//Торийн мэдээлэл. 1998 №8-9. А также новый закон «О банкротстве» был принят Великим Народным Хуралом в ноябре 1997 года. Закон “О банкротстве” //Торийн мэдээлэл. 1998 №1.

С августа 1996 года начал действовать закон «О государственной и муниципальной собственности» от 27 мая 1996 года. Закон “О государственной и муниципальной собственности”//Торийн мэдээлэл. 1996 №11. А также в 1998 году были внесены изменения в закон «Об иностранных инвестициях» от 10 мая 1993 года. Закон “О государственной и иностранных инвестициях” // Торийн мэдээлэл. 1993 №4-5.

Вышеперечисленные правовые акты создали правовые основы деятельности новых организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов.

Однако монгольский законодатель продолжал работать над разработкой правовых актов законодательства, направленных на совершенствование правового регулирования вопросов создания и деятельности новых организационно-правовых форм хозяйственных субъектов так как особенно в процессе применения закона «О компаниях и товариществах» возникли многие вопросы, связанные с механизмом управления компаниями. Следовательно, возникла необходимость совершенствовать правовое регулирование корпоративного управления и создать эффективный механизм управления компаниями и для этого был принят новый закон «О компаниях» от 2 июля 1999 года. При принятии данного закона Монголия заимствовала во многом положения соответствующих актов корпоративного права США.

Закон «О компаниях» от 2 июля 1999 года определяет порядок создания, регистрации, ликвидации и структуру управления компаниями, который является основным специальным правовым актом регулирующим порядок организации и деятельности компаний.

Новый закон «О компаниях» устранил многие пробелы закона «О компаниях и товариществах» 1995 года, которые стали очевидными за предыдущие 4 года его применения на практике. Но при этом остался целый ряд вопросов касающиеся органов управления компаниями, которые не нашли своего решения в законе «О компаниях» и других законодательных актов. Анализ некоторых из таких вопросов будет дан в последующих параграфах и главах настоящей работы.

Таким образом, в 1990-2000 годах произошло становление современного законодательства о компаниях в Монголии как новая подотрасль гражданского законодательства Монголии.

Законодательство о компаниях в настоящее время представляет собой обширный массив правовых актов, включающий законы, постановления правительства, акты министерств и ведомств, посвященные вопросам организации и деятельности компаний и других видов хозяйственных единиц. Поэтому одни исследователи считают, что постепенно формируется целая область юридической науки, получившая название «право бизнеса» или «предпринимательское право». Представляет теоретический и практический интерес вопрос о сущности права бизнеса. В этой связи следует отметить, что монгольские исследователи не применяют термин «акционерное право» или «корпоративное право». По мнению одних авторов право бизнеса и предпринимательсткое право имеют в основном один и тот же предмет регулирования хотя их система и структура отличаются от друг друга. См. Т. Мунхжаргал “Место права бизнеса в правовой системе”. Журнал “Арбитраж и право бизнеса”. 2005. №02(07). С.48.

В этой связи представляется уместным рассмотрение теоретических проблем права бизнеса. По вопросу права бизнеса существуют различные точки зрения. Так, по мнению одних авторов (Т. Мунхжаргал, Д. Цолмон и др.), право бизнеса является подотраслью гражданского права и представляет собой совокупность нескольких однородных и предметно взаимосвязанных гражданско-правовых институтов и имеет свои подотраслевые предметы и метод регулирования. Предметом права бизнеса являются, по их мнению, связанные с организацией бизнеса и предпринимательством имущественные (основанные на автономии воли и самостоятельности участников, плане производства и соблюдении законности) и связанные с имуществом неимущественные отношения Т. Мунхжаргал, Ц.Цолмон, “Право бизнеса”. Улан-Батор, 2000. С.4..

Сущность права бизнеса как подотрасли гражданского права, по мнению этих авторов, проявляется и в специфике его метода регулирования. Эти авторы отмечают, что административный метод играет важную роль в управлении хозяйствующими субъектами и является основным методом регулирования хозяйственных отношений наряду с экономическим и организационно-правовым методами Т. Мєнхжаргал, Ц. Цолмон, Указанное сочинение. С. 5. С таким мнением трудно согласиться, поскольку отношения, составляющие предмет предпринимательского права регулируются в частности специфическими институционными принципами регулирования корпоративных отношений. Отсюда видно, что административно-правовой метод не признается основным методом регулирования корпоративных отношений, которые представляют собой имущественные отношения.

По мнению других исследователей (Б. Чимэд и др.), право бизнеса является самостоятельной подотраслью права.

По мнению этих исследователей подотрасли права бизнеса составляют

- отношения, возникающие между предпринимателями при производстве, реализации товаров, выполнении подрядных работ и оказании услуг:

- отношения, определяющие участие нехозяйствующих субъектов в имущественных отношениях (отношения, возникающие в результате заключения гражданско-правовых сделок) или отношения между хозяйствующими субъектами или нехозяйствующими субъектами.

- отношения, регулирующие государственное вмешательство в регулирование рыночных отношений Б. Чимид и другие. Пособие “Право бизнеса”. Улан-Батор, 2003. С. 10-11 (отношения между предпринимательскими структурами и государственными органами).

Таким образом, сущность права бизнеса как самостоятельной отрасли права, по мнению этих авторов, проявляется и в предмете его регулирования. При этом следует отметить, что монгольские исследователи не применяют термин «корпоративные отношения» а также не включают данные отношения в предмет предпринимательского права или права бизнеса.

Так, по мнению большинства монгольских исследователей право бизнеса является подотраслью гражданского права и имеет свой особый предмет и метод регулирования. Однако, никто не выделяет корпоративное право как подотрасль права бизнеса или предпринимательского права. А также монгольские исследователи не указывают особенности метода регулирования корпоративного права. Как отмечает российский исследователь П. Степанов и другие «корпоративные отношения, образующие самостоятельный институт гражданского права регулируются и общеправовыми, и межотраслевыми, и отраслевыми и институционными принципами. К таким институционным принципам регулирования корпоративных отношений относятся следующие принципы:

1. принцип внутрикорпоративной демократии;

2. принцип охраны прав меньшинства участников;

3. принцип подчинения личных интересов участников к общему корпоративному интересу;

4. принцип добровольности членства;

5. принцип гласности ведения дел корпоративной организации;

6. принцип ограничения вмешательств участников в текущую деятельность корпоративной организации Степанов. Принципы регулирования корпоративных отношений// Хозяйство и право. 2002. №4. С.87.

На основании вышеизложенного, я полагаю, что не имеется оснований утверждать о существовании в правовой системе Монголии права бизнеса как самостоятельной отрасли права. Другими словами, в Монголии законодательство, посвященное частному предпринимательству, также еще не сложилось как самостоятельная отрасль законодательства. Хозяйственная деятельность осуществляется на основании различных форм собственности (частной, государственной, муниципальной и смешанной). Вследствие того, что отношения собственности регулируются гражданским правом, есть все основания для утверждения, что гражданско-правовые нормы регулируют предпринимательские отношения. Согласно ст. 1 ГК Монголии гражданское законодательство регулирует имущественные и неимущественные отношения, возникающие между субъектами права. По статьи 6 ГК Монголии объектами гражданско-правовых отношений являются имущественные и неимущественные блага, имеющие денежную стоимость и не изъятые из гражданского оборота в порядке и на основании указанных в законе. Гражданский кодекс содержит нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность (производство, реализация товаров, выполнение подрядных работ, оказание услуг), определяет правовое положение граждан и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Но, как отмечает российский ученый В.Ф. Яковлев гражданско-правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность обладают значительным своеобразием. В.Ф.Яковлев. Экономика. Право. Суд. М., МАИК и Наука (Интерпериодика). 2003.С.101. Это проявляется в том, что регулирование предпринимательской деятельности строится на основе значительно большей самостоятельности в определении договорных условий для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. С другой стороны, нормы различных отраслей права участвуют в регулировании предпринимательской деятельности.

Это связано с тем, что хозяйственная или предпринимательская деятельность - это не только отношения, опосредуемые гражданским правом. Это и отношения по найму рабочей силы (трудовые отношения) и по использованию природных ресурсов, и по уплате налогов, и т.п. Таким образом, как отмечают исследователи (Е.А. Суханов, В.Ф. Яковлев и другие) хозяйственная деятельность представляет собой совокупность разнообразных отношений, регулируемых различными отраслями права. Они будучи сведенными воедино представляют собой законодательный массив, который может быть условно назван предпринимательским правом или предпринимательским законодательством. В.Ф. Явовлев. Указанное сочинение. С.102. Н.И.Клей и Е.А.Суханов. Предпринимательское право: Курс лекций. М., 1993. С.19; Гражданское право: Учебник. Т.1.М., 1998. С.19 (автор главы - Е.А. Суханов).

Например, вопросы, связанные с созданием (ликвидацией) и деятельностью компаний, осуществлением прав акционеров представляют собой целый комплекс корпоративных отношений, регулирование которых осуществляется нормами, входящими в различные отрасли права (гражданское, административное и т.д.).

Однако, такие корпоративные отношения возникающие между юридическим лицом, построенным на началах членства (корпорацией) и его участниками, являются имущественными отношениями между юридически равными, имущественно обособленными и самостоятельными субъектами гражданского оборота. Эти отношения регулируются нормами гражданского права Шабунова И.Н. Корпоративные отношения как предмет гражданского права// Журнал российского права. 2004. №2. С.42. и учредительных документов корпораций, существуют только между корпорацией и ее участниками на протяжении всего периода членства участника в корпорации.

При этом основу норм, регулирующих предпринимательскую деятельность составляют гражданско-правовые нормы поскольку гражданское право первенствует в регулировании рыночных экономических отношений. См.Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). М., 2000. С.115-117; С.Э. Жилинский. Предпринимательское право. М., Норма. 2005. С.11.

В данном случае, по нашему мнению, было бы более правильным говорить о законодательстве о компаниях.

Законодательство о компаниях содержат нормы не только о компаниях, но и других предприятиях. Поэтому, по моему мнению, нельзя отрывать правила регулирования деятельности одного вида предприятия от норм, относящихся к другим предприятиям.

Таким образом под законодательством о компаниях следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с созданием, деятельностью и ликвидацией компаний и других видов коммерческих структур. Однако, термин «законодательство о компаниях» может употребляться в двух значениях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010 Современные рефераты