Рефераты

Юридические лица в гражданском праве России и Монголии: сравнительно-правовой анализ

p align="left">4. если установлено законом - учредительный договор юридического лица;

5. выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

6. квитанцию об уплате государственной пошлины.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр (п. 1 ст. 17 закона «О государственной регистрации юридических лиц»).

Моментом государственной регистрации признается внесение соответствующей записи в государственный реестр.

Регистрирующий орган выдает заявителю постоянное свидетельство о государственной регистрации установленного образца. Форма и содержание такого документа устанавливаются Правительством Монголии. Форма и содержание свидетельства о государственной регистрации установлены Постановлением Правительства Монголии №20 от 28 января 2004 года. Сборник нормативных актов, касающихся государственной регистрации юридических лиц. Часть I. Министерство юстиции и внутренних дел Монголии. Улан-Батор, 2004. С.129-130.

В Монголии законом установлен специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, например хозяйственных единиц с иностранными инвестициями.

Порядок государственной регистрации таких хозяйственных единиц имеет свои особенности, связанные с необходимостью предоставления дополнительных документов, касающихся в первую очередь иностранных учредителей.

Для государственной регистрации совместного предприятия или хозяйственной единицы лица с иностранными инвестициями требуется предоставление документов в соответствии с Приказом Министерства торговли и промышленности Монголии «О порядке регистрации хозяйственных единиц с иностранными инвестициями» от 7 феврали 1996 года №2, а именно:

1. письменное заявление учредителей с просьбой о проведении государственной регистрации хозяйственной единицы с иностранными инвестициями и внесении ее в Государственный реестр;

2. устав хозяйственной единицы с иностранными инвестициями - оригинал и нотариально заверенная копия;

3. договор о создании хозяйственной единицы с иностранными инвестициями (нотариально заверенная копия); если учредитель один, то договор не составляется

4. решение об учреждении хозяйственной единицы с иностранными единицами (протокол учредительного собрания - нотариально заверенная копия);

5. выписка с торгового реестра страны происхождения иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его места нахождения, гражданства или постоянного местожительства;

6. документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком;

7. учредительные документы на монгольских учредителей - юридических лиц (копия свидетельства о государственной регистрации и копия устава, заверенные нотариально);

8. технико-экономические основания;

9. соглашение о маркетинге, менеджменте, технологии и иные соглашения, связанные с инвестициями;

10. для монгольских учредителей - юридических лиц - решение собственника имущества или решение уполномоченного им органа о создании хозяйственной единицы с иностранными инвестициями (копии, заверенные нотариально);

11. заключение соответствующих экспертиз в случаях, предусмотренных законами Монголии; Сборник нормативных актов. Министерство торговли и промышленности Монголии. Улан-Батор, 1994 г.

Изменения и дополнения в устав компании или устав компании в новой редакции подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации компании.

Для хозяйственных единиц с иностранными инвестициями установлен особый перечень документов, необходимых для регистрации изменений и дополнений их учредительных документов.

Для юридических лиц, внесенных ранее в госреестр, перечень документов включает:

1. заявление о внесении в госреестр изменений и дополнений в учредительные документы;

2. решение о внесении изменений и дополнений в учредительные документы;

3. изменения и дополнения в учредительные документы или новая редакция учредительных документов.

4. квитанцию об уплате государственной пошлины. Закон “О государственной регистрации юридических лиц” от 23 мая 2003 года. п.1 ст.22. Сборник нормативных актов, касающихся государственной регистрации юридических лиц. Часть I. Министерство юстиции и внутренних дел Монголии. Улан-Батор, 2004. С.120.

Изменения и дополнения в устав компании и устав компании в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

Закон «О государственной регистрации юридических лиц» содержит основания для отказа в регистрации юридического лица. В соответствии со ст. 18 данного закона отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления определенных указанным законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) в отношении преобразуемого юридического лица, наличия оснований, предусмотренных в ст. 15 закона Монголии «Об ограничении монополистической деятельности» от 12 мая 2000 года. Закон Монголии “Об ограничении монополитической деятельности” от 12 мая 2000 года// Торийн мэдээлэл. 2000. №20.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть направлено регистрирующим органом лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Таким образом процедура государственной регистрации компании представляет собой максимально либеральный вариант явочно-нормативного способа создания юридического лица, олицетворяющий собой отказ от концепции регистрации как акта разрешения со стороны государства. Другими словами монгольский законодатель частично заимствовал опыт англо-саксонской правовой системы, исключив из процесса регистрации правовую экспертизу документов и сократив перечень представляемых для государственной регистрации документов.

Порядок реорганизации и ликвидации компании

В настоящее время порядок прекращения деятельности компании в Монголии регулируется ГК Монголии, законом «О компаниях» и законом «О государственной регистрации юридических лиц».

Компания прекращает свою деятельность посредством реорганизации или ликвидации. Реорганизация компании может осуществляться по решению ее учредителей либо органа компании, уполномоченного на то учредительными документами.

Действующее гражданское законодательство Монголии не определяет, что такое реорганизация юридического лица, фиксируя лишь формы в которых она может осуществляться. В цивилистической доктрине под реорганизацией юридических лиц принято понимать установленную законодателем процедуру перехода прав и обязанностей одних юридических лиц к другим в порядке правоприемства. Ломакин Д.В. Некоторые вопросы размещения акций при реорганизации акционерных обществ// Законодательство. 2000. №4.

Такую же позицию занимает российский ученый Е.А. Суханов, который называет реорганизацией юридических лиц их прекращение, влекущее, однако переход прав и обязанностей ранее существовавших юридических лиц к другим юридическим лицам, т.е. правопреемство. Суханов Е.А. Реорганизация акционерных обществ и других юридических лиц// Хозяйство и право. 1996. №1.

Так рассмотрим порядок реорганизации компании, установленный различными правовыми актами поскольку ни один акт гражданского законодательства Монголии не определяет понятие реорганизации юридических лиц.

Компания считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших компаний.

В течение 15 рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации компания в письменной форме уведомляет кредиторов и прочих лиц о реорганизации.

Согласно п. 5 ст. 18 закона «О компаниях» такое уведомление должно содержать следующее:

1. форму реорганизации;

2. место нахождения и наименование реорганизуемой компании и компании созданной в результате реорганизации;

3. дату принятия решения о реорганизации;

4. в случае реорганизации путем разделения и выделения - разделительный баланс.

Акционерная компания в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации должна уведомлять об этом Комитет по ценным бумагам и Фондовую биржу.

В соответствии со ст. 18 закона «О компаниях» реорганизация компании может осуществляться в следующих формах: слияние, разделение, выделение, преобразование. Закон “О компаниях” п.1.ст.18 // Торийн мэдээлэл. 1999. №34. ГК Монголии предусматривает такие формы реорганизации юридических лиц как слияние, разделение, выделение и преобразование. Однако, ГК не предусматривает процедуру реорганизации юридического лица. Ст.31.//Торийн мэдээлэл. 2002. №7.

Основным правовым признаком указанных форм реорганизация является наличие в них правопреемства. Гражданское право под общей редакцией В.Ф.Яковлева. Москва. 2003. С.155. В этом ее принципиальное отличие от ликвидации юридического лица, при котором никакого приемства в правах и обязанностях не возникает, ибо они как и субъект - юридическое лицо, подлежат прекращению.

При слиянии деятельности нескольких лиц прекращаются и на их базе образуется одно юридическое лицо.

При слиянии компании совет представительного управления (исполнительный орган) компании выносит на решения собрания акционеров каждой компании, участвующей в слиянии следующие вопросы:

1. утверждение договора о слиянии;

2. порядок конвертации ценных бумаг каждой компании в ценные бумаги или имущество новой компании.

Решение по этим вопросам принимается квалифицированным большинством голосов акционеров имеющих право голоса, участвующих в собрании акционеров.

Согласно ст. 19 закона «О компаниях» договор о слиянии должен содержать срок созыва и повестки дня собрания акционеров вновь созданной компании.

При присоединении одного юридического лица к другому «присоединяемое» юридическое лицо прекращает свое существование и вливается в состав основного юридического лица. В результате слияния и присоединения права и обязанности прекративших компаний переходят к вновь возникшей компании в соответствии с передаточным актом.

При присоединении одной компании к другой компании совет представительного управления (исполнительный орган) присоединяемой компании и компании в состав которой сливается присоединяемая компания вносит на рассмотрение собрания акционеров каждой компании проект решения о присоединении и договор о присоединении.

Договор о присоединении должен определять условия присоединения и порядок конвертации ценных бумаг присоединяемой компании в ценные бумаги и иное имущество компании в состав которой сливается данная присоединяемая компания.

В соответствии с п. 3 ст. 20 закона «О компаниях» решение по вышеуказанным вопросам принимается квалифицированным большинством голосов акционеров, принимающих участие в собрании и имеющих право голоса.

В случае, если компания в состав которой сливается присоединяемая компания владеет более чем 75% простых акций присоединяемой компании и при присоединении нет необходимости внесения изменений в устав компании, то совет представительного управления (собрание акционеров) первой компании может принять решение о присоединении и утвердить порядок присоединения. Закон “О компаниях” п.4 ст.20//Торийн мэдээлэл. 1999. №34.

В случае разделения на базе прекратившего свое существование юридического лица возникают несколько юридических лиц. При этом права и обязанности прекратившего свое существование юридического лица переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При разделении компании совет представительного управления преорганизуемых компаний в форме разделения принимает решения о разделении и утверждает разделительный баланс, порядок конвертации ценных бумаг реорганизуемых компаний в ценные бумаги или имущество вновь возникших компаний. А также решение о реорганизации компании путем разделения должен указать особый порядок созыва собрания акционеров вновь возникших компаний.

Собрание акционеров каждой вновь возникшей компании утверждает устав компании и избирает органы управления. Если иное не указано в договоре о разделении компании, каждая из вновь возникших компаний несет солидарную ответственность за другие компании.

В результате выделения из состава существующего юридического лица выделяется одно или несколько новых юридических лиц. При этом реорганизованное юридическое лицо продолжает свое существование, а его права и обязанности в установленных пропорциях переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При реорганизации компании путем выделения, реорганизуемая компания становится акционером вновь утвержденной компании.

При выделении компании совет представительного управления (исполнительный орган) реорганизуемой компании принимает решения по следующим вопросам:

1. одобрение условий и утверждение порядка выделения компаний;

2. утверждение разделительного баланса;

3. учреждение новой компании.

Собрание акционеров вновь учрежденной компании утверждает устав данной компании и избирает членов представительного управления, если иное не предусмотрено уставом компании.

При выделении компании реорганизуемая компания несет ответственность по своим долгам. Однако ст. 22 закона «О компаниях» позволяет возложить возмещение долгов реорганизуемой компании на вновь учреждаемую компанию разделительным балансом. В этом случае реорганизуемая компания несет солидарную ответственность по обязательствам, переданным новой компании. А также все или часть ценных бумаг, выпущенных вновь учрежденной компанией после ее выделения могут быть переданы акционерам реорганизуемой компании в качестве дивидендов.

Таким образом, как вышеизложено, собрание акционеров компании принимает решение о реорганизации компании путем слияния и присоединения квалифицированным большинством голосов акционеров, принимающих участие в собрании и имеющих права голоса.

В случае реорганизации компании путем разделения и выделения совет представительного управления (исполнительный орган) компании принимает решение о реорганизации компании.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида переходят к вновь возникшему юридическому лицу права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При преобразовании совет представительного управления (исполнительный орган) компании вносит на рассмотрение собрания акционеров проект преобразовании компании. Проект преобразовании должен определять условия и порядок реорганизации, способы взаимной конвертации акций, расчёты, срок осуществления преобразования, а также срок созыва собрания акционеров.

Согласно п. 2 ст. 23 закона «О компаниях» решение о преобразовании компании принимается квалифицированным большинством голосов акционеров, принимающих участие в собрании и имеющих право голоса.

Собрание акционеров преобразованной компании утверждает устав компании и органы управления компании.

Таким образом, реорганизация компании осуществляется по решению собрания акционеров компании.

Голосующей акцией компании является обыкновенная акция или привилегированная акция, предоставляющая акционеру - ее владельцу право голоса при решении вопроса, поставленного на голосование. При принятии решения о реорганизации компании акционеры-владельцы привилегированных акций участвуют в собрании акционеров с правом голоса. Однако, в случае, если акционер-владелец голосующих акций компании, реорганизуемой путем слияния, присоединения и преобразования голосовал против принятия решения о реорганизации либо не принимал участие в голосовании, то он вправе требовать выкупа компанией принадлежащих ему акций.

Закон «О компаниях» предусматривает особый порядок выкупа акций компанией. Закон “О компаниях”. Глава VII. Совет представительного управления в своем решении о выкупе размещенных ценных бумаг компании указывает количество выкупаемых акций, их дивиденды, цену выкупа и срок оплаты и другие// Торийн мэдээлэл. 1999. №34.

Реорганизация компании как юридическое лицо по общему правилу производится им добровольно, по решению ее учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами ее органа. Наряду с добровольной, реорганизация компании может осуществляться принудительно - по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда.

Порядок ликвидации компании

При ликвидации юридическое лицо прекращает свою деятельность без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Поэтому ст. 32 ГК Монголии устанавливает специальный порядок ликвидации юридического лица. Ликвидация может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация юридического лица осуществляется по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа в частности, по истечении срока или с достижением целей, для которых оно создавалось.

Учредители юридического лица должны принять решение о его ликвидации также в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущениями при его создании нарушениями закона или нормативных актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Таким образом, ликвидация компании может осуществляться принудительно. Решение о принудительной ликвидации принимается судом с соответствии с п. 1 ст. 32 ГК Монголии и ст. 26 закона «О компаниях». Основаниями для нее является решение суда о признании банкротом, осуществление хозяйственной деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов, а также противоречие законодательным запретам. Данный перечень не является исчерпывающим. Ст. 26 закона “О компаниях” предусматривает, что “...Ликвидация компании по решению суда производится при наличии следующих оснований: 26.2.1. банкротство, 26.2.2. ни осталось ни одного члена, 26.2.3. иным основаниям, предусмотренным законом// Торийн мэдээлэл. 1999. №34.

Ликвидация компании представляет собой достаточно длительную процедуру, основное содержание которой сводится к выявлению и удовлетворению имеющихся у кредиторов требований.

Ликвидация начинается с назначения советом представительного управления (исполнительный орган управления) ликвидируемой компании ликвидационной комиссии. Затем совет представительного управления (исполнительный орган управления) выносит на рассмотрение собрания акционеров проект ликвидации компании, который определяет срок и порядок ликвидации, а также порядок распределения между акционерами имущества оставшегося после удовлетворения исков кредиторов. Собрание акционеров принимает решение по проекту ликвидации компании квалифицированным большинством голосов участников собрания (п. 3 ст. 26 закона «О компаниях»).

С момента назначения ликвидационной комиссии полномочия исполнительного руководства ликвидируемой компании прекращается и все полномочия по управлению делами данной компании, включая выступление в суде от ее имени переходят к ликвидационной комиссии. Затем ликвидационная комиссия помещает в органах печати сообщение о ликвидации компании, порядке и сроках предъявления требований. Кроме этого, ликвидационная комиссия обязана в письменной форме уведомить кредиторов о ликвидации компании, а также о порядке и сроках предъявления их требований.

Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев и не более 6 месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации. Закон “О компаниях” п.2 ст.27//Торийн мэдээлэл. 1999. №34.

В обязанности ликвидационной комиссии входят выявление кредиторов, которые должны быть письменно уведомлены о ликвидации должника, и получение дебиторской задолженности. С другой стороны закон «О компаниях» оставляет без должного внимания некоторые вопросы, связанные с полномочием ликвидационной комиссии. Совершенно очевидно, что для отчуждения всех активов, принадлежащих ликвидируемой компании ликвидационная комиссия должна иметь право заключать различные договоры и совершить для этого необходимые юридические действия. В этой связи интерес также представляет вопрос имущественной ответственности членов ликвидационной комиссии. Поэтому вопрос имущественной ответственности должен регулироваться договором, заключаемым с членом ликвидационной комиссии или ликвидатором. Правовое положение ликвидатора регулируется законом “О банкротстве” от 20 ноября 1997// Торийн мэдээлэл. 1998. №1.

Ликвидационная комиссия несет ответственность в соответствии с порядком, предусмотренным законом, за ущерб компании и кредиторам нанесенный ею из-за неправильных действий в период выполнения своих обязанностей. Ликвидационная комиссия должна провести инвентаризацию имущества ликвидируемой компании. В том случае если на момент принятия решения о ликвидации компания не имеет обязательство перед кредиторами, то ее имущество распределяется между акционерами в соответствии со ст. 26 закона «О компаниях». После окончания срока для предъявления требований кредиторами она также должна составить промежуточный ликвидационный баланс, утвержденный органом, принявшим решение ликвидации или советом представительного управления компании. Промежуточный ликвидационный баланс должен быть согласован с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой компании, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если имеющиеся у ликвидируемой компании денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества компании с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Ликвидационная комиссия выплачивает денежные средства кредиторам ликвидируемой компании в порядке очередности, установленной п. 5 ст. 32 ГК Монголии. П.5 ст.32 ГК Монголии предусматривает, что при ликвидации юридического лица требования к нему удовлетворяются в следующей очередности:

32.5.1. компенсация вреда жизни или здоровью и другие выплаты по решению суда;

32.5.2. исполнительные затраты в рамках прав и обязанностей ликвидационной комиссии или приравненной к ней лиц;

32.5.3. требования по договорам и сделкам заключенным в период повторной капитализации ответчика в период банкротства;

32.5.4. денежные средства владельцев сбережений;

32.5.5. оплата труда с работающими по трудовому договору;

32.5.6. другими лицами в соответствии с законодательством //Торийн мэдээлэл. 2002. №7. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Выплаты производятся в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

Требования кредиторов удовлетворяются из имеющихся у компании единицы денежных средств, а также из сумм, вырученных от продажи имущества ликвидируемой компании. При недостаточности имущества ликвидируемой компании оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

По завершению расчетов с кредиторами составляется ликвидационный баланс, который по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, утверждается учредителями компании или органом, принявшим решение о ликвидации компании.

Данный баланс составляется спустя 30 и более рабочих дней с момента уведомления о требовании кредиторов. После утверждения ликвидационного баланса не принимаются исковые требования, если на то нет специального судебного решения.

Доход от распродажи имущества, оставшегося после погашения долгов кредиторов распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в следующей очередности:

1. выплата по невыплаченным дивидендам привилегированных акций, ликвидационной стоимости привилегированных акций, а также выплаты по привилегированным акциям, подлежащим выкупу компанией в соответствии со статьями 54, 55 закона «О компаниях»;

2. выплата по акциям, подлежащим выкупу компанией в соответствии со статьями 54, 55 настоящего закона;

3. доходы, полученные от распродажи оставшегося имущества, распределяются между владельцами обыкновенных акций компании пропорционально количеству имеющихся у них акций. Закон “О компаниях” ст.28// Торийн мэдээлэл. 1999. №34.

После завершения распределения имущества компании ликвидационная комиссия уведомляет регистрирующий орган юридических лиц о прекращении деятельности компании путем ее ликвидации и передает ему один экземпляр ликвидационного баланса.

Ликвидация компании считается завершенной, а компания прекратившей существование с момента внесения регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента компания утрачивает возможность судебной защиты своих прав, а кредиторы - право обращения с исками об удовлетворении своих требований.

В соответствии со ст. 30 закона «О компаниях» регистрирующий орган регистрирует ликвидацию компании на основании следующих документов:

а) решения собрания акционеров, решения суда о ликвидации компании или ликвидационного баланса компании, если компания прекратила свою деятельность путем ликвидации;

б) если компания прекратила деятельность путем реорганизации в форме присоединения, слияния и разделения и преобразования - решения об этом собрания акционеров данной реорганизованной компании;

в) если компания прекратила свою деятельность путем реорганизации в форме разделения - решения собрания акционеров о разделении и разделительного баланса.

г) устав компании и свидетельство о реорганизации.

После внесения записи о реорганизации или ликвидации компании в государственный реестр юридических лиц, регистрирующий орган помещает в органах печати сообщения о прекращении деятельности компании.

Сообщение регистрирующего органа о прекращении деятельности компании путем реорганизации в формах присоединения, слияния и преобразования должно указать фирменное наименование юридического лица, к которому переходят права и обязанности реорганизуемых компаний. А в сообщении о прекращении деятельности компании в результате разделения указываются наименования каждой компании, к которой согласно разделительному балансу перешли права и обязанности ликвидируемой компании.

Особым случаем ликвидации определенных юридических лиц является банкротство. Однако, данный вопрос выходит за рамки данной работы и не рассматривается здесь. В настоящее время у нас вопросы банкротства регулируются законом “О банкротстве” от 20 ноября 1997 года// Торийн мэдээлэл. 1998. №1.

В заключении следует отметить, что закон «О компаниях» очень детально регламентирует порядок прекращения деятельности компании. Однако, ГК Монголии и закон «О компаниях» не регулируют некоторые вопросы, связанные с порядком реорганизации и ликвидации юридических лиц в том, числе компании. Например, ГК Монголии не регулирует вопрос правового регулирования преобразования некоммерческих юридических лиц в коммерческие. В Монголии до сих пор не принят закон “О некоммерческих юридических лицах”. Однако, в данный момент Министерство юстиции и внутренних дел Монголии разработало проект закона “О некоммерческих юридических лицах”. Кроме этого, закон «О компаниях» не устанавливает четкие требования в отношении преобразования компании с ограниченной ответственностью в акционерную в случае если количество акционеров превысит принятую норму.

Таким образом, представляется, что нормы действующего законодательства, регулирующего процедуру реорганизации и ликвидации, а также полномочия ликвидационной комиссии нуждаются в определенном уточнении и детализации.

Так обобщая анализ правовых актов, определяющих правовой статус компании позволяет отметить, что существующая в монгольском правопорядке система юридических лиц обусловлена переходным характером экономики страны. Следовательно, представляется необходимым проводить критический анализ законодательства о коммерческих юридических лицах с целью его последующего совершенствования. В рамках этой работы следует совершенствовать правовое регулирование компаний с ограниченной ответственностью, а также дочерних и зависимых компаниях. Кроме критического анализа правового положения этих коммерческих структур представляется актуальным уточнение некоторых норм, регулирующих процедуру реорганизации и ликвидации компании.

3. Управление компаниями

3.1 Понятие корпоративного управления и модели управления компаниями

В настоящее время хозяйственные единицы частного сектора играют огромную роль в экономике Монголии и производят 65 процентов валового национального продукта. На внутреннем рынке страны работает также немало совместных компаний или хозяйственных организаций с иностранными инвестициями. При этом число компаний, товариществ и других видов хозяйственной единицы продолжает увеличиваться. Кроме этого, много компаний и хозяйственных единиц создано негосударственными структурами и гражданами. Следовательно, в Монголии как в других странах мира компании выступают превалирующей организационной формой хозяйствования.

Как отмечают исследователи в настоящее время большинство компаний Монголии находятся в кризисном состоянии. Это вызвано неэффективной приватизацией, кризисом оборотного капитала, чрезмерной открытостью рынка страны. Б. Дашням, Самаруха В.Н. Указанное сочинение. С.70.

Вместе с тем эффективность работы многих компаний является недостаточно высоко, что негативно сказывается на их рентабельность.

В основном это связано с нерегулированностью проблем управления ими. Поэтому решение вопросов корпоративного управления компаниями на законодательном уровне является одной из важнейших задач гражданского права Монголии.

В этой главе рассматриваются вопросы корпоративного управления, модели управления и структура органов управления компаний. Кроме того, рассматривается вопрос о совершенствовании правового регулирования корпоративного управления. Поскольку в Монголии отсутствует собственная законодательная традиция в сфере корпоративного права, то существует необходимость разработки нормативных документов, регламентирующих разнообразные действия, связанные с управлением компаниями.

Как самостоятельное юридическое лицо компания является собственником своего имущества. Однако, управляют этой собственностью акционеры. Поэтому для всех компаний принципиальное значение имеет схема управления.

Как отмечают исследователи само понятие «управление» в актах национального акционерного законодательства не раскрывается. На эту особенность обратили внимание и ряд исследователей, в частности российский ученый С.Д. Могилевский. Этот же ученый, анализируя понятие «управление» в своей работе «Органы управления хозяйственными обществами: Правовой аспект» приходит к выводу, что наиболее точный ответ на вопрос о сути управления был дан учёными при попытке анализа совсем далекой от юриспруденции науки - кибернетики. Могилевский С.Д. Органы управления хозяйственными обществами: Правовой аспект. М., Дело. 2001. С.140. А другой российский исследователь Т.В. Кашанина в своих работах практически не раскрывает самого понятия «управление», но подробно останавливается на функциях и принципах корпоративного управления. См. Кашанина Т.В. Корпоративное право. М., “Норма-Инфра”. 1999. С.445-452; Корпоративное / внутрифирменное/ право. М., Норма. 2005.

Наиболее детальный анализ понятия управления применительно именно к акционерным обществам дает С.Д. Могилевский в упомянутой уже работе, где он указывает, что «под процессом корпоративного управления следует понимать деятельность органов хозяйственных обществ по выработке (подготовке и принятию) конкретного управленческого решения, его исполнению (реализации) и проверке его выполнения». При чем автор под словом «процесс» понимает «и деятельность и систему последовательных действий, имеющих свою внутреннюю логику и структуру». Могилевский С.Д. Указанное сочинение. М., 2001. С.160. А также исследователи анализируют принципы, на которых строится управление обществами и основные функции управления.

Так известный российский учёный С.Д. Могилевский относит к основным принципам управления следующие: принцип централизации управления, принцип децентрализации, принцип координации деятельности, принцип законности, принцип участия акционеров в работе их органов управления, принцип информационного обеспечения корпоративного управления. Могилевский С.Д. Указанное сочинение. М., 2001. С.169-170. Т.В. Кашанина не выделяет принципа законности, полагая, по всей видимости, что законность - есть категория общеправовая. Но она выделяет принцип эффективного использования сателлитов бизнеса. См. Кашанина Т.В. Корпоративное право. М., “Норма-Инфра”. 1999 год. С.448. Под сателлитами бизнеса ученый подразумевает высокопрофессиональных специалистов, являющихся менеджерами компаний.

Исследуя понятие «управление», ученые выделяют и функции корпоративного управления. Так Т.В. Кашанина относит к функциям управления: планирование, то есть разработку программ деятельности, организацию (разработку структуры управления), мотивацию, как стимулирование усилий работников на выполнение поставленных задач, координацию, контроль, инновационную функцию, связанную с внедрением новых технологий, маркетинговую функцию Кашанина Т.В. Указанное сочинение. С. 446-447..

В своих работах Т.В. Кашанина не разделяет функции управления на виды, считая все функции общими для организации управления обществом. С.Д. Могилевский и другие исследователи указывают на те же функции управления, что и Кашанина, но при этом, Могилевский считает, что мотивационная и маркетинговая функции относятся не к общим, а к специальным функциям управления. Кроме того, С.Д. Могилевский в качестве общей функции управления выделяет еще функцию руководства, которую рассматривает как «воздействие субъекта управления на содержание деятельности управляемого объекта для достижения сформулированной в плане цели» Могилевский С.Д. Указанное сочинение, М., 2001. С. 150.. Некоторые исследователи (Козлов Ю.М., Фролов Е.С.) кроме общих и специальных функций, выделяют еще вспомогательные управленческие функции Козлов Ю.М. Фролов е.С. Научная организация управления и право. М.,1986.. Данные функции сводятся к обеспечению работы только лишь аппарата управления, поэтому многие исследователи (Могилевский С.Д., Атаманчук Г.В.) не соглашаются с выделением их в отдельный вид Могилевский С.Д., Указанное сочинение. С. 159..

Указанные функции характерны для деятельности органов управления большинства компаний и хозяйственных единиц.

Таким образом, управление компанией является комплекс действий, необходимых для формирования и достижения целей компании. Поэтому можно делать вывод о том, что управление в компаниях - это ориентация деятельности органа управления на достижения целей, поставленных акционерами или законодательством.

При этом цель компании как коммерческой организации - это получение прибыли. Кроме целей как участник гражданского оборота компания имеет различные обязательства. А под обязательством компании в первую очередь следует понимать обязательство перед государством по уплате налогов, обязательство по уплате взносов в различные государственные фонды, обязательство по выплате заработной платы, обязательство вытекающие из договоров или нормативных актов.

Управление компанией как комплекс действий нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют управленческие звенья, которые на своем уровне решают определенные задачи либо в рамках обособленного направления либо комплексно, по ряду таких направлений.

Так в самом деле, для деятельности акционерного общества требуется организация управления, которая существует в форме распределения компетенции между органами. Пахомова Н.Н. Проблема корпоративного управления в России (экономико-правовой аспект)// Юрист. 2004. №10. С.17. Здесь речь идет о структуре и компетенции органов управления компаниями. Сейчас рассмотрим данный вопрос.

Как отмечают исследователи, последние 150 лет, т.е. со времени появления понятия юридического лица, корпоративное право и правоприменительная практика зарубежных стран перетерпели весьма серьезные изменения. Сергей Будылин “Доктрина Ultra Vires в зарубежном и российском праве”//Корпоративный юрист.2006. №1. С.13 Однако, дискуссия среди ученых по структуре органов управления не прекращается. В период становления корпоративного права во многих странах акты акционерного законодательства по разному устанавливали структуру органов управления акционерными обществами. Как отмечает немецкий исследователь Ж.Х. Клаус в Европе дискуссия среди ученых по структуре органов управления началась с середины XIX века когда была установлена законом трехзвенной структуры органов управления в Пруссии в 1840 году. Закон 1840 года, который являлся одним из первых законов акционерного законодательства того времени вызвал много дискуссии. Klaus J. Hopt. “New Ways in Corporate Governance: European Experiments with Labour Representation on Corporate Boards”. Michigan Law Review. April/May. 1984. В Великобритании существует двухзвенная система управления, в Германии - трехзвенная, а во Франции применяются обе модели.

Европейский Союз после многих лет дискуссий, имеющих целью установления единых норм, регулирующих структуру управления акционерным обществом рекомендует введение трехзвенной системы. Вместе с тем государства - члены Европейского союза могут передавать вопрос о структуре управления на усмотрение самих компаний. Торкановский Е. Управление акционерным обществом// Хозяйство и право.1997. №6. С.27

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010 Современные рефераты