Рефераты

Юридические лица в гражданском праве России и Монголии: сравнительно-правовой анализ

p align="left">Монгольская модель пытаясь подражать американской модели предусматривает возможность создания как двухзвенной так и трехзвенной системы органов управления компанией поскольку при принятии первого правового акта законодательства о компаниях были заимствованы соответствующие положения закона Венгрии «Об экономических обществах» 1988 года. Закон Венгрии 1988 года предусматривал трехзвенную структуру управления (общее собрание, наблюдательный совет, правление). Следовательно, данная структура управления реализована в монгольской модели компании в 1991 году и последующие законы закрепляли ее по прежнему.

Высшим органом управления компании является собрание ее акционеров. В структуру управления компании входят также совет представительного управления и исполнительный орган (единоличный или коллегиальный). Органом финансового управления можно назвать ревизионный совет (комиссию). Число членов ревизионного совета (комиссии), порядок их избрания, сроки их полномочий, права и обязанности определяются уставом компании. Согласно ст. 92 закона «О компаниях» акционерная компания должна иметь ревизионную комиссию, а компания с ограниченной ответственностью может иметь ревизионную комиссию.

Кроме того, в акционерных компаниях создается счетная комиссия. Члены счетной комиссии назначаются советом представительного управления. Однако, собрание акционеров вправе решать вопрос о передаче обязанностей счетной комиссии третьему лицу (п. 1 ст. 68 закона «О компаниях»).

Таким образом, закон «О компаниях» предполагает наличие у компании нескольких органов управления и закрепляет возможность создания как двухзвенной, так и трехзвенной системы органов управления компании.

В рамках отмеченных систем управления компанией допустимы различные модели управления. Модель управления компанией представляет собой конкретную структуру, (т.е. определенный набор органов управления) от которой зависит объем полномочий каждого из этих органов.

В нынедействующем законе «О компаниях» предусмотрены 4 подобные модели.

Первая модель

Вторая модель

Третья модель

Четвертая модель

Однако, как показывает опыт, большинство монгольских преприятий создаются в форме компаний с ограниченной ответственностью. При составлении устава компании с ограниченной ответственностью учредители широко используют примерные уставы, разработанные Регистрационной службой при Главном национальном налоговом управлении Монголии, регистрации в которой подлежат все компании, согласно закону о государственной регистрации юридических лиц. И. Идэш. Юридические вопросы управления компаниями в Монголии//Корпоративный юрист. 2006. №1 С.21.

Примерный устав компании с ограниченной ответственностью с несколькими учредителями предусматривает использование второй модели управления, а компании с ограниченной ответственностью с одним учредителем - четвертой. Учредители совместных компаний (предприятий), как правило, обращаются к примерному уставу предприятий с иностранными инвестициями, разработанному Агентством по иностранным инвестициям и внешней торговле Монголии (именно оно дает разрешение на создание совместных предприятий и филиалов, а также представительств иностранных компаний и акционерных обществ). Данный устав предусматривает четвертую модель управления компанией. См. Примерный устав хозяйственной единицы с иностранными инвестицияйми. The Roadmap of Mongolia. A Procedural Guide for Investors. April 1998. The Serviсe Group for the World Bank. Р.7-15. Иными словами, вторая и четвертая модели управления получили в стране весьма широкое распространение, поскольку могут эффективно использоваться практически всеми компаниями.

Третья модель применяется для управления такими совместными предприятиями, которые имеют значительный оборот и активы. Первая модель редко встречается на практике, но она может использоваться для управления крупными компаниями с многочисленными акционерами.

Таким образом, учредители монгольских компаний используют не все модели управления, предусмотренные в законе «О компаниях», поскольку в свое время утверждение его положений не сопровождалось принятием соответствующих нормативных документов, регламентирующих компетенции и структуру органов управления компании. Поэтому на практике учредители монгольских компаний при разработке учредительных документов зачастую оставляют без должного внимания вопросы структуры органов управления. В то же время примерные уставы компаний с ограниченной ответственностью и совместных предприятий не предполагают возможности реализации первой модели, поскольку она предусмотрена для управления крупными компаниями с многочисленными акционерами.

В связи с тем, что до сих пор не разработаны нормативные документы, регламентирующие структуру и деятельность органов управления компаниями, возникает необходимость совершенствовать правовое регулирование данной сферы.

Учитывая многообразие юридических вопросов в отношении корпоративного управления, выявленных практикой применения закона «О компаниях» представляется целесообразным объединить правовые проблемы совершенствования корпоративного управления в группы на достаточно условных основаниях. К первой группе можно отнести вопросы, возникающие в процессе применения закона «О компаниях» и вызванные в значительной степени несовершенством его положений и трудностями правоприменения. Вторую группу составляют вопросы, связанные с необходимостью внедрения определенных стандартов и принципов корпоративного права.

Рассмотрим первую группу проблем. Как изложено выше, закон «О компаниях» для обеих видов компаний предусматривает систему управления, состоящую из трех звеньев. Таким образом, управления компаниями с ограниченной ответственностью включают собрание акционеров, совет представительного управления и исполнительный орган. Но на практике учредители компаний с ограниченной ответственностью используют обычно четвертую модель: собрание акционеров компании и исполнительный орган (директор, исполнительный директор). Такая практика в значительной мере обусловлена несовершенством положений закона «О компаниях» касающихся компаний с ограниченной ответственностью.

Различая акционерные компании и компании с ограниченной ответственностью монгольское право между тем не предоставляет достаточных критериев для такого разграничения. Поэтому необходимо более четко диффенцировать в законе «О компаниях» положения о компаниях с ограниченной ответственностью и несколько упростить предложенную в нем структуру органов управления, чтобы помочь монгольским гражданам и юридическим лицам выбрать надлежащую модель управления компанией с ограниченной ответственностью.

С этой целью надо в законодательном порядке установить то количество акционеров, которое должна иметь компания с ограниченной ответственностью, если в ней создается совет представительного управления. Например, по российскому законодательству совет директоров (наблюдательный совет) не может создаваться в акционерных обществах с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее пятидесяти. Закон “Об акционерных обществах” РФ. п.1. Ст. 64. Могилевский С.Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ. М., Дело. 2004.С. 473.

В Монголии, в соответствии с законом «О компаниях» число учредителей компании с ограниченной ответственностью не должно превышать пятидесяти. Однако после ее создания число акционеров не ограничивается (п. 1 ст. 5 Закона). По нашему мнению, закон должен оговаривать предельное количество акционеров компании с ограниченной ответственностью. Следует отметить, что законодательства зарубежных государств уточняют данное количество для обществ закрытого типа (в Монголии - компания с ограниченной ответственностью) и предусматривают последствия несоблюдения этого требования. Например, согласно российскому законодательству число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. Дополнительно это требование обеспечивается достаточно жесткой нормой п. 3 ст. 7 Федерального закона «Об акционерных обществах», которая определяет, что если число акционеров закрытого общества превысит установленный предел, то такое общество в течение одного года должно быть преобразованно в открытое, либо, если число акционеров не уменьшится до пятидесяти, оно подлежит ликвидации в судебном порядке. Там же. С.435

В монгольском законодательстве не сформулированы четкие требования в отношении преобразования компании с ограниченной ответственностью в акционерную в случае, если количество акционеров превысит принятую норму. Поэтому целесообразно законодательно закрепить предельное число акционеров компании с ограниченной ответственностью и установить жесткое требование по преобразованию компании с ограниченной ответственностью в акционерную.

Что касается второй группы проблем, то она связана с необходимостью внедрения определенных стандартов и принципов корпоративного права на основе анализа норм корпоративного поведения. При этом в первую очередь надо разработать и утвердить нормативные документы, регламентирующие структуру и деятельность органов управления компании, а именно: кодекс корпоративного поведения, подготовительный с учетом практики судов и арбитажных органов Монголии.

Как показывает зарубежный опыт, принятие кодекса корпоративного поведения положительно влияет на экономические показатели деятельности компаний и хозяйствующих субъектов и на их способность привлекать капитал, необходимый для экономического роста. Кодекс корпоративного поведения охватывает разнообразные действия по управлению компаниями и должен обеспечить акционерам реальную возможность осуществлять свои права, связанные с участием в компании. С его помощью гражданам и юридическим лицам будет легче выбрать надлежающую модель управления и разработать схему управления компанией в соответствии с масштабом ее деятельности и финансовыми возможностями, особенно при учреждении новых компаний, а также в случае необходимости совершенствования существующей структуры.

При создании указанного кодекса необходимо учитывать принципы корпоративного управления, разработанные Организацией Экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Principies of Corporate Governanсe. 1998; Принципы корпоративного управления, ОЭСР. М., 2000. в соответствии с которыми в последние годы в ряде зарубежных государств были приняты кодексы корпоративного управления и аналогичные им документы. Например, в России Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг в своем распоряжении от 4 апреля 2002 года №421/р «О рекомендации к применению кодекса корпоративного поведения» предписывает акционерным обществам, созданным на территории государства, следовать положениям кодекса корпоративного поведения, одобренного на заседании Правительства РФ от 28 ноября 2001 года. Кодекс корпоративного поведения от 5 апреля 2002 года. Могилевский С.Д., Указанное сочинение. С.586-657.

Итак на основании анализа проблем правоприменения закона «О компаниях» можно сделать вывод, что соответствующие органы государственной власти Монголии должны более четко дифференцировать его положения о компаниях с ограниченной ответственностью и несколько упростить утвержденную в нем структуру органов управления.

Для этого рекомендуем законодательно закрепить, какое количество акционеров должно быть в компании с ограниченной ответственностью для создания в ней совета представительного управления, а также четко определить предельно допустимое количество акционеров для данного вида компаний и установить жесткие требования (подобные требованиям, предусмотренным в российском акционерном законодательстве) по преобразованию компании с ограниченной ответственностью в акционерную при нарушении данной нормы. Соответствующие изменения следует внести в закон «О компаниях» в целях совершенствования положений о компаниях с ограниченной ответственностью.

Что касается вопросов корпоративного управления, то здесь представляется целесообразным систематически проводить работу по исследованию практики судов и арбитражных органов Монголии в указанной сфере и приступить к разработке кодекса корпоративного поведения. Принятие кодекса корпоративного поведения станет существенным шагом в развитии правового регулирования корпоративного управления и будет позитивно влиять на эффективность деятельности монгольских компаний и хозяйствующих субъектов. Поскольку в настоящее время в Монголии практика корпоративного управления почти отсутствует, то при разработке данного кодекса представляется полезным изучение принципов корпоративного управления, раработанных ОЭСР и аналогичных ему документов, принятых в зарубежных странах. В этой связи следует отметить, что новый кодекс корпоративного поведения должен соответствовать положениям действующего монгольского законодательства и учитывать практику монгольских и зарубежных компаний, этические нормы, конкурентные потребности и условия деятельности монгольских компаний и хозяйственных единиц на нынешнем этапе их развития.

В заключение следует отметить, что представляется юридически нецелесообразным выделять нормы о компаниях с ограниченной ответственностью в отдельный закон в Монголии, но совершенствовать законодательные нормы, регламентирующие деятельность и структуры органов управления необходимо. Этот вопрос будет рассмотрен в третьем параграфе данной главы. Сейчас перейдем к структуре органов управления компании и их компетенции.

3.2 Структура органов управления и их компетенция

3.2.1 Собрание акционеров

В этом разделе будет рассмотрен вопрос о компетенции и роли собрании акционеров компании в системе органов управления компаниями.

Согласно статье 60 закона «О компаниях» высшим органом управления компании является собрание акционеров. В случае если компания имеет одного акционера, то все полномочия собрания акционеров принадлежат ему.

Так монгольский законодатель исходит из того, что собрание акционеров обладает всеми правомочиями, кроме тех, которые прямо оговорены за другими органами и установил исключительную компетенцию собрания акционеров.

Однако в зарубежном акционерном законодательстве прослеживается тенденция на уменьшения роли общих собраний акционеров. Падение роли общих собраний выражается в первую очередь в том, что сокращается объем прав, принадлежащих общему собранию. Например: в законах о компаниях 1985 и 1989 годов Англии значительно усилена роль управления публичными компаниями со стороны директоров и управляющих и ослаблена роль акционеров.

Для того, чтобы оценить роль собрания акционеров в структуре органов управления, проанализируем его компетенцию и динамику изменений полномочий собрания акционеров в монгольском законодательстве о компаниях.

Закон «О хозяйственных единицах» 1991 года впервые определил исключительную компетенцию общего собрания акционеров компании, за которые общее собрание акционеров не могло выходить. Закон “О хозяйственных единицах” установил перечень из 5 вопросов, решение которых было отнесено к компетенции общего собрания (участников) акционеров. Ст. 26 // Торийн мэдээлэл. 1993. №6-7 С.738. Затем большие изменения в компетенцию общего собрания были внесены в закон «О товариществах и компаниях» 1994 г. В данном законе подчеркивалось, что собрание обладает всеми правомочиями, кроме тех, которые прямо оговорены за другими органами. Закон “О товариществах и компаниях” установил перечень из 6 вопросов, решение которых было отнесено к компетенции общего собрания акционеров. Ст.42. // Торийн мэдээлэл 1994. № 4. Затем законом «О компаниях» были внесены существенные изменения в компетенцию собрания акционеров. Статья 63 данного закона устанавливает перечень из 15 вопросов, решение которых отнесено к компетенции собрания акционеров и применяет термин «собрание акционеров».

Однако пункт 1.16 статьи 63 закона «О компаниях», устанавливает правило о том, что собрание акционеров может рассматривать и принимать решения по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим законом и уставом компании. Отсюда видно, что сама статья 63 закона «О компаниях» устанавливает лишь частичную компетенцию собрания акционеров, а полная компетенция определяется не только этой, но и другими статьями закона «О компаниях». Так как компетенция собрания акционеров может быть увеличена путем закрепления в уставе компании дополнительных вопросов относимых к компетенции помимо тех, которые установлены в законе.

Таким образом, закон «О компаниях» устанавливает исключительную и общую компетенцию собрания акционеров. Некоторые вопросы (участие в объединениях различных организаций и юридических лиц и другие) по общему правилу отнесенные к компетенции собрания акционеров могут быть переданы на рассмотрение других органов управления компании, прежде всего на рассмотрение совета представительного управления. Следовательно, решение вопросов, которые не указаны в законе «О компаниях» и уставе компании отнесено к компетенции собрания акционеров управления. Другими словами, закон «О компаниях» четко не ограничивает компетенцию собрания акционеров. Поэтому некоторые монгольские исследователи (Б. Амарсанаа и другие) не рассматривают совет представительного управления в качестве органа управления. Б.Амарсанаа и другие. Пособие “Компания: Правовые проблемы”. Улан-Батор, 2003. С.104.

Однако, многие зарубежные исследователи отмечают, что «законодательство иностранных государств, как правило, не пользуется такой разветвленной конструкцией» компетенции общего собрания, «определяя главные вопросы, которые кроме общего собрания акционеров, никакой другой орган решить не может». Залесский В.В. Комментарий к статье 48 ФЗ “Об акционерных обществах”, Комментарий к ФЗ “Об акционерных обществах” под редакцией Тихомирова М.Ю. М., 1998. С.204. Закон КНР «О компаниях» устанавливает перечень одинадцати вопросов, которые могут быть рассмотрены на общем собрании. Тhe Company Law of the Peoples Republic of China. Foregn Languages Press. China. 2001. P.43. Четко ограничена компетенция общего собрания акционеров законом «Об акционерных обществах» России. Сейчас перейдем к вопросу о компетенции собрания акционеров.

Компетенция собрания акционеров. На собрании акционеров рассматриваются внесение изменений и дополнений в устав компании, утверждается заключение совета представительного управления по годовому отчету финансово-хозяйственной деятельности компании. Здесь же рассматриваются возможные изменения формы компании, ликвидации и назначение ликвидационной комиссии и утверждаются крупные сделки.

Как было вышеизложено закон «О компаниях» разделяет компетенцию собрания акционеров на исключительную и неисключительную.

Статья 63 Закон «О компаниях» относит к исключительной компетенции общего собрания акционеров принятие решений по следующим вопросам:

1. внесение изменений и дополнений в устав компании или утверждение устава компании в новой редакции;

2. реорганизация компании путем слияния, присоединения, разделения и преобразования;

3. обмен долгов компании на акции;

4. изменение формы компании;

5. ликвидация компании, назначение ликвидационной комиссии;

6. дробление и консолидация акций;

7. избрание членов совета представительного управления и досрочное прекращение их полномочий;

8. избрание членов ревизионного совета (комиссии) и досрочное прекращение их полномочий;

9. предоставление или отказ в предоставлении акционерам права преимущественного приобретения акций и других ценных бумаг;

10. рассмотрение и утверждение заключения совета представительного управления по годовому отчету финансово-хозяйственной деятельности компании;

11. утверждение крупных сделок указанных в главе 11 настоящего закона;

12. утверждение крупных сделок, в свершении которых присутствует конфликт, указанный в главе 12 настоящего закона;

13. разрешение на выкуп компанией своих акций в соответствии с настоящим законом;

14. если иное не определено уставом компании - определение размера вознаграждения членов совета представительного управления;

15. иные вопросы, выносимые на рассмотрение собрания акционеров по решению совета представительного управления;

16. иные вопросы, определенные настоящим законом и уставом компании. Закон “О компаниях” п.1 ст.63// Торийн мэдээлэл. 1999. №34.

В отличие от закона Монголии «О компаниях» зарубежные законы относят к компетенции общего собрания акционеров утверждениe внутренних документов, регулирующих деятельности органов общества. Например, согласно п. 1 ст. 48 закона «Об акционерных обществах», кроме вышеуказанных вопросов к компетенции общего собрания акционеров относится утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества. П.1.19. Ст.46 закона РФ “О акционерных обществах”.

Собрание акционеров компании с ограниченной ответственностью не имеющей совета представительного управления, рассматривает и решает за исключением вопросов указанных в пункте 63.1. статьи закона «О компаниях» следующие вопросы:

1. эмиссия ценных бумаг компании;

2. определение полномочий исполнительного директора;

3. избрание исполнительного директора и членов коллегиального исполнительного органа, определение их полномочий, досрочное прекращение их полномочий;

4. определение размера зарплаты и вознаграждение членов исполнительного органа;

5. рассмотрение и утверждение заключения исполнительного органа по годовому отчету финансово-хозяйственной деятельности компании;

6. выбор аудитора компании и заключение договора с ним;

7. определение размера дивидендов и утверждения порядка их выплаты;

8. утверждение внутриорганизационной структуры исполнительного органа;

9. создание филиалов и представительств компании;

10. определение рыночной стоимости имущества и имущественных прав компаний;

11. иные вопросы, указанным настоящим законом и уставом компании;

12. иные вопросы, вынесенные на рассмотрение по предложению исполнительного органа и акционеров.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительному органу компании.

Так как закон «О компаниях» относит к компетенции собрания акционеров решение всех стратегических вопросов деятельности компании. Совет представительного управления не может рассматривать вопросы, отнесенные компетенции собрания акционеров. Теперь рассмотрим вопрос о порядке проведения общих собраний акционеров. С точки зрения управления компанией вопрос организации проведения собрания акционеров имеет большое значение, поскольку решения собрания акционеров напрямую влияют на управление компанией.

Виды общих собраний в компании

Определяя виды собраний акционеров необходимо различать годовое собрание акционеров и внеочередное собрание акционеров. Многие монгольские исследователи в частности Б. Амарсанаа выделяют только эти два вида собраний акционеров Б. Амарсанаа и другие. Пособие “Компании: Правовые проблемы”. Улан-Батор, 2003. С. 108.. Однако, закон «О компаниях» называет еще один вид собраний акционеров, проводимых в компании: учредительное собрание акционеров. Сейчас рассмотрим эти три вида собраний акционеров отдельно.

Учредительное собрание. Статья 13 закона «О компаниях» прямо указывает, что компания учреждается по решению учредительного собрания учредителей. Решение об учреждении компании принимается учредительным собранием. В случае учреждения компании одним лицом решение о ее учреждении принимается этим лицом единолично.

Учредителями компании могут быть гражданин Монголии, юридическое лицо, если это предусмотрено законом, то иностранный гражданин, юридическое лицо, лицо без гражданства.

Статья 14 закона «О компаниях» относит к компетенции учредительного собрания принятие решений по следующим вопросам:

1. решение об учреждении компании;

2. учреждение устава компании;

3. выпускаемые или предлагаемые акции, цена акции по которой учредители готовы купить;

4. если создан совет представительного управления, то избираются его члены, устанавливаются размеры зарплаты, вознаграждения;

5. если создан ревизионный совет (комиссия), то избираются его члены, устанавливаются размеры зарплаты, вознаграждения

6. порядок возмещения расходов, потраченных в связи с учреждением компании, срок окончательной уплаты платежей заказных акций.

Кворум для учредительного собрания составляет 100%, если иное не предусмотрено договором между учредителями. Для принятия решений на учредительном собрании требуется единогласное мнение большинства учредителей, присутствующих на собрании. Если компания учреждается двумя или больше лицами, то учредители могут составить договор о совместной деятельности по учреждению компании. Данный договор должен определять порядок совместной работы учредителей по созданию компании, обязанности каждого учредителя, вид акций или других ценных бумаг, приобретаемых учредителями, их количество, размер и порядок их оплаты и другие необходимые положения. Но этот договор не относится к учредительным документам. Закон «О компаниях» не устанавливает каких-либо особенных требований к порядку созыва учредительного собрания.

Годовое очередное собрание акционеров. Наиболее распространенным видом собрания акционеров является годовое. Годовое общее собрание акционеров проводится один раз в год в сроки установленные уставом компании, но не позднее чем 4 месяцев после окончания финансового года компании.

Особым видом собрания акционеров компании является внеочередное. Совет представительного управления (исполнительный орган) может созывать внеочередное собрание акционеров, если сочтет такое необходимым. Закон “О компаниях” от 2 июля 1999 года. П.1. ст.76 // Торийн мэдээлэл. 1999. №34 А также акционеры, владеющие 10 и более процентами голосующих акций вправе обращаться в ревизионный совет, совет представительного управления (если такого нет, то исполнительный орган) с требованием о созыве вне очередного собрания. Закон «О компаниях» называет особый документ, подготовка и представление которого необходимы для инициирования процедуры созыва вне очередного собрания акционеров. Таким документом является требование, которое должно быть составлено в письменной форме. В требовании должны быть указаны имя, фамилия акционера (акционеров), требующего созыва собрания, причина, по которой он требует созыва собрания, предлагаемая повестка дня собрания, категории и количества акций, принадлежащих данному акционеру. В связи с этим необходимо отметить, что совету представительного управления (исполнительному органу) компании в случае проведения внеочередного собрания акционеров не предоставлено право вносить изменения в формулировки вопросов повестки дня. Закон «О компаниях» не предоставляет возможности внесения дополнительных вопросов в повестку дня внеочередного собрания акционеров. По смыслу пункта 3 ст. 62 закона «О компаниях» в повестку дня внеочередного собрания акционеров подлежат включения только те вопросы, которые были сформулированы в требовании о его созыве.

Совет представительного управления (исполнительный орган) в течении 10 рабочих дней с момента получения письменного требования о созыве внеочередного собрания, принимает решение о созыве или об отказе в проведении собрания. Решение об отказе созвать внеочередное собрание акционеров может быть принято исключительно в следующих случаях:

- если у акционера (акционеров) выступающего с требованием созвать внеочередное собрание акционеров менее 10% голосующих акций компании;

- если вопросы, выносимые на обсуждение, не относятся к компетенции собрания акционеров. Закон “О компаниях” п.5 ст. 62 // Торийн мэдээлэл. 1999. №34.

Приведенный перечень оснований для отказа от созыва внеочередного собрания акционеров компаний является исчерпывающим. Во всем остальном внеочередные собрания акционеров подчиняются правилом, установленным для обычных (годовых) собраний.

В случае если совет представительного управления (исполнительный орган) компании в течение установленного законом «О компаниях» срока не принял решения о созыве внеочередного собрания акционеров компании или принял решение об отказе в его созыве, то внеочередное собрание может быть созвано акционером (акционерами), требующим его созыва. В этом случае, при наличии согласия собрания акционеров все расходы, связанные с созывом или проведением собрания акционеров может взять на себя компания.

В случае если совет представительного управления (исполнительный орган компании), по требованию акционера решил созвать внеочередное собрание акционеров компании, то оно должно быть проведено не позднее 45 рабочих дней с момента получения письменного требования о созыве собрания. В этом случае расходы, связанные с созывом или проведением собрания акционеров несет компания.

Формы проведения собрания акционеров

По форме проведения собрания акционеров компании можно разделить на собрания, проводимые в форме совместного присутствия акционеров и собрания, проводимые в форме заочного голосования (опросным путем). В форме совместного присутствия акционеров могут проводиться как очередные, так и вне очередные собрания акционеров.

Собрание акционеров, проводимое в форме совместного присутствия акционеров правомочно, если на момент окончания регистрации для участия в нем зарегистрировались акционеры, владеющие совокупно более чем 50% голосующих акций компании. Однако, устав компании может устанавливать более высокий процент действительности собрания.

Закон «О компаниях» устанавливает процедуру голосования и голосование на собрании акционеров акционерной компании осуществляется бюллетенями для голосования. А также эта форма голосования может быть использована и в компании с ограниченной ответственностью.

Вопросы относящиеся к компетенции собрания акционеров компании, могут быть решены путем организации заочного голосования акционеров бюллетенями для голосования. Решение о проведении заочного голосования принимается советом представительного управления. Данное решение должно отражать следующие вопросы:

1. вопросы внесенные на заочное голосование;

2. дату регистрации акционеров, обладающих правом голоса;

3. срок доставки бюллетеней для голосования акционерам;

4. крайний срок для приема бюллетеней для голосования;

5. содержание и образец бюллетеней для голосования;

6. реестр документов и материалов, предлагаемых для ознакомления в связи с проведением заочного голосования, место или возможности для акционеров ознакомиться с этими документами. Закон “О компаниях” п.2 ст.73 //Торийн мэдээлэл. 1999. №34.

В бюллетенях должны быть указаны сведения, предусмотренные в статье 71 закона «О компаниях», а также последний срок приема бюллетеней. В акционерных компаниях бюллетени для заочного голосования доставляются за 30 и более рабочих дней до последнего дня приема этих бюллетеней. Заочное голосование признается действительным, если в голосовании принимали участие голосующие акции, обладающие более 50 процентами всех голосов. Решение принимается большинством голосов акционеров, приславших свои голоса. В течение трех рабочих дней после окончательного срока приема бюллетеней для оконченного голосования счетная комиссия составляет отчет об итогах этого голосования и за подписью председателя, членов счетной комиссии представляет его совету представительного управления. В течении 7 дней с момента получения отчета совет представительного управления доводит до сведения акционеров решение принятое на основании отчета счетной комиссии.

Таким образом, закон «О компаниях» детально регламентирует порядок созыва собраний акционеров, проводимых в форме заочного голосования.

Порядок работы собрания акционеров. Работа по подготовке и проведению собрания акционеров включает, как отмечают исследователи, ряд этапов: первый этап - формирование повестки дня собрания акционеров и ее утверждение; второй этап - предоставление информации о проведении собрания акционеров; третий этап - проведение собрания акционеров и определение порядка участия в нем акционеров. Могилевский С.Д. Указанное сочинение. С.198. Другой российский исследователь Ионцев М.Г. отмечает, что подготовка общего собрания акционеров включает в себя несколько этапов: 1. формирование повестки дня общего собрания акционеров и ее утверждение; 2. составление списка акционеров имеющих право на участие в общем собрании; 3. предоставление акционерам информации о проведении общего собрания акционеров. М.Г. Ионцев. Акционерные общества: Правовые основы, Имущественные отношения, Управление и контроль, Защита прав акционеров. “Ось-89”. 2002. С.183.

Порядок формирования повестки дня годового и внеочередного собрания акционеров различен.

Повестку дня внеочередного собрания акционеров полностью определяет лицо или орган, требующий его созыв. Для очередного собрания характерно формирование повестки дня как акционерами, так и советом представительного управления (исполнительным органом) компании. Пункт 1 ст. 67 закона «О компаниях» предоставляет право акционеру (акционерам), владеющим 5 и более процентами голосующих акций компании, в течение 45 дней до начала очередного собрания акционеров предлагать дополнительные вопросы в повестку дня собрания, выдвигать кандидатов в члены совета представительного управления или исполнительного органа компании.

Дополнительные вопросы в повестку дня собрания акционеров вносят в письменной форме с указанием имени (наименования) акционера (акционеров), вносящего вопрос, а также количества и категорию принадлежащих ему акций. В случае выдвижения кандидатур в совет представительного управления или исполнительный орган компании акционер обязан указать имя кандидата (если он акционер компании, то необходимо указать количество и категорию принадлежащих ему акций), фамилии и имена акционера, выдвигающего кандидатуру, количество и категории принадлежащих ему акций.

Закон «О компаниях» не предусматривает способ, которым может воспользоваться акционер для внесения предложений в повестку дня собрания акционеров и выдвижения кандидатур для избрания в органы управления компании. Совет представительного управления (исполнительный орган) компании обязан рассмотреть поступившие предложения и принять решение о включении их в повестку дня собрания не позднее 15 рабочих дней после поступления предложения за исключением случаев, когда:

1. акционером (акционерами) не соблюден срок, установленный законом для внесения предложений в повестку дня собрания акционеров и выдвижения кандидатур;

2. в письменном требовании акционера (акционеров) не содержится всех данных, которые должны были в нем указаны.

Анализ соответствующих положений закона «О компаниях» показывает, что если акционер точно выполнил все установленные законом требования, то совет представительного управления (исполнительный орган) компании обязан включить в повестку дня собрания внесенные акционером вопросы.

В случае если совет представительного управления (исполнительный орган) компании решил отказать акционеру (акционерам), то обоснованное решение об отказе по вопросу повестки дня собрания или кандидата в список кандидатур для голосования по выборам в совет представительного управления (исполнительный орган) компании должно быть направлено акционеру (акционерам), вынесшему вопросы дополнительно, в срок не позднее 3 дней с момента принятия решения. Акционер, внесший предложения может обжаловать этот отказ в судебном порядке. Закон «О компаниях» запрещает вносить изменения в повестку дня вопросов собрания с момента принятия решения о созыве собрания акционеров. закон “О компаниях” п.5 ст.67 // Торийн мэдээлэл. 1999. №34. Таким образом, утвержденная советом представительного управления (исполнительным органом) компании повестка дня собрания акционеров не может быть изменена.

Очередное собрание акционеров не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня собрания, а также изменять повестку дня. Очевидно такая норма защищает интересы совета представительного управления (исполнительного органа) компании, обеспечивая стабильность управленческих вопросов в компании.

Следующий этап проведения собрания акционеров - это предоставление информации о проведении собрания. Однако этот этап включает в себя реализацию двухшаговой программы: составление списка акционеров, и имеющих право на участие в собрании и непосредственное информирование акционеров о проведении общего собрания с предоставлением им материалов, необходимых для принятия решения по вопросам повестки дня Могилевский С.Д. Органы управления хозяйственными обществами: правовой аспект, Москва, Издательство “Дело” 2001. С. 204..

По закону «О компаниях» лицо, инициировавшее созыв собрания акционеров, обязано сообщить о проведении собрания всем акционерам, имеющим право участия в собрании акционеров.

В соответствии со статьей 65 закона «О компаниях» список лиц, имеющих право на участие в собрании акционеров, составляется на основании данных реестра акционеров компании на дату, определяемую советом представительного управления (исполнительным органом). Если акции находятся у держателя ценных бумаг, то лицо ответственное за регистрацию держателей ценных бумаг составляет данный список и предоставляет его лицу, инициировавшему созыв собрания.

Для акционерной компании дата составления список лиц, имеющих право на участие в собрании акционеров, определяется на момент принятия советом представительного управления (исполнительным органом) решения о созыве собрания акционеров, причем этот день должен быть менее чем за 45 дней до даты проведения собрания акционеров. Для компании с ограниченной ответственностью дата проведения собрания акционеров является днем регистрации акционеров.

Список лиц, имеющих право на участие в собрании акционеров является особым документом, который должен соответствовать требованиям пункта 2 ст. 65 Закона «О компаниях». В этом списке указывается имя, фамилия и адрес каждого акционера, сведения о количестве и категории принадлежащих ему акций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010 Современные рефераты