Рефераты

Юридические лица в гражданском праве России и Монголии: сравнительно-правовой анализ

p align="left">Кворумом для проведения заседания совета представительского управления является квалифицированное большинство. Если уставом компании не предусмотрен более высокий процент голосующих для принятия решений, то решения на заседании принимаются большинством голосов присутствующих. Если некоторые члена совета представительского управления не имеют право голоса по рассматриваемому вопросу, то решение принимается квалифицированным большинством голосов членов совета представительского управления имеющих право голоса. В случае, когда количество членов совета представительского управления доходит до менее чем половины установленного количества, то компания в течение 3 месяцев обязана созвать внеочередное собрание акционеров для избрания членов совета представительского управления.

При решении вопросов на заседании совета представительского управления, каждый его член обладает правом одного голоса. Уставом компании может быть предусмотрено право решающего голоса представителя совета представительного управления компании при принятии советом решений в случае равенство голосов его членов. Решением заседания совета представительского управления является постановление, которое подписывается председателем совета. Передача права голоса членом совета представительного управления другому члену совета представительного управления допускается. На практике передача права голоса членом совета представительного управления другому члену допускается на основании ГК Монголии. Ст.64 ГК Монголии от 10 января 2002 года//Торийн мэдээлэл. 2002. №7.

На заседании совета представительского управления компании в обязательном порядке ведется протокол. В протоколе заседания указываются место и время его проведения, лица присутствующие на заседании, повестка дня заседания, вопросы, вынесенные на голосование, и итоги голосования по ним, принятые решения по указанным вопросам.

Протокол заседания совета представительского управления подписывается председательствующим на заседании, который несет ответственность за правильность составления протокола. Однако, пункт 5 ст. 79 закона «О компаниях» предусматривает, что неправильное ведение протокола на заседании совета представительского управления не может быть основанием для признания решений, принятых на заседании совета представительского управления недействительными. Данный пункт закона «О компаниях» показывает, что отсутствие санкций за неправильное ведение протокола может создать предпосылки к совершению противозаконных действий. С другой стороны в большинстве компаний совет представительского управления состоит из штатных руководящих работников компании. Такая структура совета таит себе опасность появления в руководстве компанией атмосферы раздвоенной лояльностью.

Поэтому совершенно необходимо, чтобы протокол заседания совета представительского управления подписывался всеми на его заседании лицами. А также необходимо отметить, что устав компании или положение о деятельности совета представительского управления должно содержать соответствующую норму о протоколе заседания совета представительского управления, так как протокол заседания может стать судебным доказательством.

Таким образом, закон «О компаниях» подробно регулирует вопросы, связанные деятельностью совета представительного управления. Однако правовое регулирование совета представительного управления требует своего дальнейшего совершенствования. Например, закон «О компаниях» не регламентирует права и обязанности секретаря компании. А также вопросы порядка созыва совета представительного управления целесообразно подробно регламентировать в кодексе корпоративного поведения и аналогичных ему нормативных документах.

Исполнительные органы компании

В соответствии со ст. 80 закона «О компаниях» руководство текущей деятельностью компаний осуществляется единоличным органом компании или единоличным и коллегиальным исполнительным органами компании.

В том случае, когда устав компании не предусматривает наличие коллегиального органа, то руководство компании осуществляется единолично. В этом случае исполнительный директор компании осуществляет руководство текущей деятельностью компании единолично.

Лицо, осуществляющее функцию исполнительного органа акционерной компании может быть членом совета представительного управления компании. Однако, оно не может занимать должность председателя совета представительного управления компании. Закон “О компаниях” от 2 июля 1999 года п.3 ст.80//Торийн мэдээлэл. 1999. №34.

Права и обязанности исполнительных органов компании по осуществлению руководства текущей деятельностью компаний определяются законом «О компаниях» и иными правовыми актами Монголии и договором о найме, заключенного с советом представительного управления компании (собранием акционеров). Договор о найме подписывает от имени совета представительного управления компании председатель совета представительного управления компании. В случае, если компания не имеет совет представительного управления компании, то договор о найме подписывает от имени компании представитель собрания акционеров компании.

Закон «О компаниях» оставляет без должного внимания вопрос о содержании деятельности исполнительных органов компании. Поэтому в уставе компании или внутреннем регламенте компании эти вопросы необходимо осветить дополнительно.

Как показывает опыт монгольских предприятий в компетенцию исполнительных органов компании входят обычно следующие вопросы:

1. обеспечение выполнения решений собрания акционеров и совета представительного управления компании;

2. оперативное руководство деятельностью компании;

3. текущее планирование;

4. прием на работу и увольнение сотрудников, заключение трудовых договоров, установление размеров заработной платы, наложение взысканий;

5. издание приказов, распоряжений по вопросам, входящим в компетенцию единоличного исполнительного органа;

6. заключение от имени компаний договоров, соглашений, контрактов, выдача доверенностей, совершение иных юридических действий;

7. принятие решений по вопросу, связанным с предъявлением от имени компании претензий и исков. И. Идэш. Правовое положение исполнительных органов компании по законодательству Монголии// Юрист. 2006. №3. С.52.

К компетенции исполнительных органов компании относятся все вопросы руководства текущей деятельностью компании, за исключением тех, которые отнесены к компетенции совета представительного управления (собрания акционеров компании).

Исполнительные органы подотчетны совету представительного управления компании или собранию акционеров, если данная компания не имеет совет представительного управления и обязаны выполнять их решения.

Сейчас кратко рассмотрим права и обязанности единоличного исполнительного органа и членов коллегиального исполнительного органа компании, а также порядок работы коллегиального исполнительного органа компании.

Единоличный исполнительный орган компании

Согласно п. 1 ст. 76 закона «О компаниях» исполнительный орган компании избирается советом представительного управления.

Единоличный исполнительный орган (директор, исполнительный директор) может быть избран как из состава акционеров компании, так и из иного круга лиц. В качестве единоличного исполнительного органа может выступать только физическое лицо поскольку закон «О компаниях» не регулирует вопросы, связанные с передачей полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации (управляющему). Закон “О товариществах и компаниях” содержал положения о правах и обязанностях единоличного исполнительного органа компании. В отличие от предыдущих законов, закон “О компаниях” ввел понятие “коллективный исполнительный орган”. А также данный закон не устанавливает конкретные требования к единоличному исполнительному органу компании.

Единоличный исполнительный орган компании осуществляет руководство текущей деятельностью компании на основе договора о найме, заключаемого с советом представительного управления компании (собранием акционеров). Закон “О компаниях” п.1 ст.80//Торийн мэдээлэл. 1999. №34.

Согласно п. 5 ст. 80 закона «О компаниях» в договоре о найме отражаются права, обязанности и размер ответственности единоличного исполнительного органа компании (директора, исполнительного директора), основания, освобождающие его от ответственности, оплата и вознаграждение труда единоличного исполнительного органа компании (директора, исполнительного директора).

В соответствии с п. 6 ст. 80 закона «О компаниях» единоличный исполнительный орган компании (директор, исполнительный директор) действует от имени компании без доверенности в рамках полномочий, предоставленных ему советом представительного управления компании, заключает сделки, договоры от имени компании и представляет интересы компании.

Следовательно, основными вопросами компетенции единоличного исполнительного директора являются руководство текущей основной деятельностью компании и заключение сделок от имени компании в рамках полномочий, предоставленных ему советом представительного управления. Однако закон «О компаниях» содержит ряд ограничений, связанных с полномочиями единоличного исполнительного директора и заключением так называемых крупных сделок.

Единоличный исполнительный орган компании (директор, исполнительный директор) не имеет право самостоятельно заключить крупные сделки. В соответствии с пунктом 1 ст. 84 закона «О компаниях» крупным сделкам относятся следующие сделки:

1. сделки, связанные с куплей-продажей, распоряжением, передачей в залог имущества, имущественных прав, рыночная стоимость которых составляет более 25 процентов балансовой стоимости активов компании на день предшествующий совершению сделки или несколько взаимосвязанных сделок;

2. эмиссия или ряд взаимосвязанных эмиссий обыкновенных акций, сертификатов на приобретение обыкновенных акций и других ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции, в размере более 25 процентов выпущенных ранее обыкновенных акций.

Крупным сделкам не относятся сделки, совершаемые в процессе текущей основой деятельности компании. Таким образом единоличный исполнительный орган компании (директор, исполнительный директор), заключая сделки в рамках своих полномочий в указанных в договоре о найме, не может самостоятельно определять рыночную цену имущества. Такое же положение имеется в акционерных законах других государств. Например, по российскому закону крупная сделка одобряется советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров в соответствии с законом “Об акционерных обществах”. ст.79 закона “Об акционерных обществах” РФ. СЗРФ. 1996. №1.

Решение о совершении крупной сделки принимается советом представительного управления компании (если такого нет, то собранием акционеров) единогласно. Если совет представительного управления компании не может принять единогласно решение о совершении крупной сделки, то данный вопрос выносится на рассмотрение собрания акционеров и решение принимается большинством голосов акционеров, участвующих в собрании.

Исполнительный директор (директор) компании несет ответственность собственными средствами за убытки, нанесенные компании, ее акционерам и кредиторам в результате преднамеренного проведения следующей противозаконной деятельности:

1. вел от имени компании хозяйственную деятельность в личных корыстных целях;

2. давал ложные сведения акционерам, кредиторам и другим клиентам компании;

3. не сохранил документы компании по установленному порядку;

4. не следовал указанным в статьях 47, 48, 49, 53 закона «О компаниях» положениям о распределении дивидендов, выкупе сертификатов на приобретение акций, превысил определенные договором с советом представительного управления и уставом компании полномочия по распоряжению имуществом компании.

В уставе компании может быть указано, на какой срок избирается единоличный исполнительный орган.

Совет представительского управления вправе в любое время расторгнуть договор с единоличным исполнительным органом компании (директором, исполнительным директором). Закон “О компаниях” п.10 ст.80 //Торийн мэдээлэл. 1999. №34. А также полномочия единоличного исполнительного органа могут быть прекращены по его собственному желанию. В этом случае трудовые отношения единоличного исполнительного органа (директора, исполнительного директора) и компании регулируется Трудовым Кодексом Трудовой кодекс Монголии 1999 года// Торийн мэдээлэл. 1999. №5. Монголии, который предусматривает возможность прекращения контракта или договора о найме по инициативе работника. Таким образом, директор или исполнительный директор вправе подать лицу, подписавшему от имени компании договор о найме, заявление об увольнении по собственному желанию и в дальнейшем прекратить работу. Гражданский кодекс Монголии 10 января 2002 года. ст.364. //Торийн мэдээлэл. 1999. №7.

Коллегиальный исполнительный орган (дирекция) образуется в том случае, если уставом компании предусмотрено его образование наряду с образованием единоличного исполнительного органа.

В случае образования коллегиального исполнительного органа компании, он действует на основании устава компании и договора о найме, заключаемого с советом представительного управления или собранием акционеров. По п. 5 ст. 80 Закона «О компаниях» договор о найме должен содержать права и обязанности, ответственность членов коллегиального исполнительного органа, основания, освобождающие их от ответственности и вознаграждение членов коллегиального исполнительного органа, и иные вопросы.

При этом для осуществления своих обязанностей по договору коллегиальный исполнительный орган утверждает по согласованию с советом представительного управления внутренний распорядок работы членов коллегиального исполнительного органа. Данный распорядок должен содержать распределение рабочих обязанностей руководителя и членов коллегиального органа, регулирование взаимоувязок в работе, порядок назначения руководителя и права и обязанности руководителя.

Председатель коллегиального органа избирается членами коллегиального органа по согласованию с советом представительного управления компании. Председатель коллегиального органа руководит работой коллегиального исполнительного органа и исполняет обязанности исполнительного директора компании. Закон “О компаниях” от 2 июля 1999 года п.8 ст.80//Торийн мэдээлэл. 1999. №34. А также он заключает договора и осуществляет другие права и обязанности единоличного исполнительного органа (директора, исполнительного директора). Коллегиальный орган несет перед советом представительного управления (собранием акционеров) солидарную ответственность за деятельность компании.

Закон «О компаниях» не определяет срок, на который образуется коллегиальный исполнительный орган.

Членами коллегиального исполнительного органа могут быть должностные лица компании, к которым относятся члены коллегиального исполнительного органа, исполнительный директор, начальник финансовой службы, главный бухгалтер и главные специалисты (ст. 81 закона «О компаниях»). Член коллегиального исполнительного органа компании несет ответственность собственными средствами за убытки, нанесенные компании, ее акционерам и кредиторам в результате предпринимательского проведения следующей противозаконной деятельности:

1. вел от имени компании хозяйственную деятельность в личных корыстных целях;

2. давал ложные сведения акционерам, кредиторам и другим клиентам компании;

3. не сохранил документы компании по установленному порядку;

4. не следовал указанным в статьях 47, 48, 49, 53 закона «О компаниях» положениям о распределении дивидендов, выкупе сертификатов на приобретение акций, превысил определенные договором с советом представительного управления и уставом компании полномочия по распоряжению имуществом компании.

Закон о компаниях не регламентирует порядок созыва и проведения заседания, порядок принятия решений коллегиального исполнительного орган компании, так как в уставе компании необходимо устанавливать срок проведения заседания и порядок принятия решений. Кворум для проведения заседания коллегиального исполнительного органа компании (дирекции) также необходимо указать в уставе компании или внутреннем документе (положении, регламенте или ином документе) компании.

На заседании коллегиального исполнительного органа компании ведется протокол. За правильность ведения протокола несет личную ответственность председатель коллегиального исполнительного органа. Протокол заседания коллегиального исполнительного органа компании (дирекции) представляется членам совета представительного управления компании, ревизионного совета (ревизору) компании, аудитору по их требованию.

Как вышеизложено, Закон «О компаниях» не устанавливает круг вопросов, который относится к компетенции исполнительных органов. А также совет представительного управления (собрание акционеров) вправе в любое время принимать решение о досрочном прекращении полномочий членов коллегиального исполнительного органа так как коллегиальный исполнительный орган компании действует на основании устава и договора о найме, заключаемого с советом представительного органа.

Поэтому по моему мнению, в законе «О компаниях» необходимо в законодательном порядке устанавливать круг вопросов, который относится к компетенции исполнительных органов компании, чтобы не возникло коллизии между советом представительного управления, который может расматривать не только те вопросы, которые определены в законе и исполнительными органами, которые рассматривают вопросы, не отнесенных к компетенции высших органов управления компании. При этом следует отметить, что в отличие от единоличного исполнительного органа в отношении коллегиального исполнительного органа необходимо в законодательном порядке установить обязательность наличия внутренного документа компании, которым регламентируется его деятельность. И. Идэш. Указанное сочинение. Юрист. 2006. №3.С55. Это вызвано с тем, что как показывает зарубежная практика в области корпоративного управления в компетению коллегиальных исполнительных органов должна входить разработка важнейших документов компании приоритетных направлений деятельности и финансово-хозяйственного плана компании, принятых советом директоров, а также утверждение внутренних документов компании по вопросам, отнесенным к компетенции исполнительных органов. Могилевский С.Д., Указанное сочинение. 2004 г. С.289.

Поэтому чтобы наряду с уставом четко определить порядок реализации функции колегиальным органом должен разрабатываться специальный документ - Положение о коллегиальном исполнительном органе (дирекции). Согласно п.7 ст.80 закона “О компаниях” коллегиальный исполнительный орган действует на основании устава компании и договора, заключаемого с советом представительного управления (собранием акционеров). Так закон “О компаниях” не говорит о внутреннем документе, регламентирующим деятельность коллегиального исполнительного органа компании. //Торийн мэдээлэл. 1999. №34. Поэтому необходимо в законодательном порядке установить обязательность наличия внутреннего документа компании - Положения о коллегиальном исполнительном органе компании поскольку закон «О компаниях» не регламентирует порядок созыва и проведения заседания, порядок принятия решений коллегиального исполнительного органа компании.

При этом следует отметить, что до сих пор в нашей стране не разработаны нормативные документы, регламентирующие структуру органов управления компании и охватывающее разнообразные действия, связанные с управлением компаниями. По этой причине целесообразно внести соответствующие изменения в законе «О компаниях», чтобы установить обязательность наличия внутреннего документа компании, который регламентирует деятельность коллегиального исполнительного органа компании.

В этой связи следует подчеркнуть, что коллегиальный исполнительный орган должен действовать на основании устава и внутреннего документа компании, в котором устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений. Что касается договора, указанного в п. 7 ст. 80 закона «О компаниях», по моему мнению, данный договор должен определять права и обязанности единоличного исполнительного органа компании (директора, исполнительного директора) и членов коллегиального исполнительного органа компании по осуществлению руководства текущей деятельности компании, основания прекращения договора и другие положения.

Следовательно, коллегиальный исполнительный орган компании не должен действовать на основании договора о найме Данное положение п.1 ст.80 закона “О компаниях” противоречит положениям п.5 ст.26 Г Монголии, который гласит, что “Правовой статус органов управления юридического лица определяется соответствующим законом или учредительными документами”., а должен действовать на основании внутреннего документа компании, утверждаемого собранием акционеров. например, по российскому законодательству, коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция) действует на основании устава общества, а также утверждаемого общим собранием акционеров внутреннего документа общества (положения, регламента или иного документа), в котором устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 №120-Ф3) (п. 1 ст. 70 Ф3 «Об акционерных обществах»). Федеральный закон РФ “Об акционерных обществах” от 24 ноября 1995 года. СЗ РФ. 1996. №1.

Так образование исполнительных органов и определение их полномочий относятся к компетенции совета представительного управления компании (собрания акционеров). А также закон «О компаниях» не определяет каким образом избирается коллегиальный исполнительный орган компании. Кроме того, закон «О компаниях» предоставляет совету представительного управления (собранию акционеров) право определять условия договора о найме, заключаемого с исполнительным органом компании и прекратить досрочно полномочия исполнительных органов.

Следовательно, особенно предоставление совету представительного управления права расторгнуть договор, заключаемого с исполнительными органами может обернуться для компании бесконечными кадровыми перестановками. Поэтому очень актуальным является вопрос о взаимодействии исполнительного органа компании с другими органами управления компании.

С другой стороны это связано с несовершенством положений закона «О компаниях», касающихся исполнительных органов, которое вызывает много юридических вопросов взаимодействия исполнительного органа компании с другими органами управления компании. В этой связи возникает необходимость совершенствовать правовое регулирование исполнительных органов компании.

Таким образом, закон «О компаниях» не регулирует многие вопросы, связанные с деятельностью исполнительных органов компании. Например, закон «О компаниях» не регулирует вопрос о содержании деятельности исполнительных органов компании. Кроме этого, закон «О компаниях» не регулирует вопрос о взаимодействии исполнительного органа компании с другими органами управления компании. Здесь речь идет о принципе формирования компетенции исполнительных органов и путях досрочного прекращения полномочий исполнительных органов. Эти вопросы будут рассмотрены в третьем параграфе данной главы. Сейчас перейдем к финансово-контрольным органам компании.

Ревизионный совет (комиссия) компании

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерной компании собранием акционеров в соответствии со ст. 92 закона «О компаниях» образуется ревизионный совет (комиссия) компании.

Ревизионный совет (комиссия) компании является выборным органом компании, который осуществляет внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью компании, его органов управления, подразделений, служб, филиалов и представительств. Т.В. Кашанина. Корпоративное (внутрифирменное) право. Москва. 2005. С.272

Принятие решения по избранию членов ревизионного совета (комиссии) компании и досрочное прекращение их полномочий относятся к исключительной компетенции собрания акционеров. Закон “О компаниях” от 2 июля 1999 года п.18 ст.63. //Торийн мэдээлэл. 1999. №34.

Порядок деятельности ревизионного совета (комиссии) компании определяется уставом и положением о ревизионном совете (комиссии). Члены ревизионного совета (комиссии) избираются собранием акционеров в количестве, который определен уставом компании. В уставе компании может быть предусмотрено назначение одного ревизора, исполняющего обязанности ревизионного совета (комиссии) п.3 ст.92 закон “О компаниях” от 2 июля 1999 года //Торийн мэдээлэл. 1999. №34. Однако, закон «О компаниях» не содержит указания на вид проводимого собрания (годовое, внеочередное) на котором избираются члены ревизионного совета (комиссии). Кроме того, закон «О компаниях» не содержит никаких положений о сроке полномочий ревизионного совета (комиссии), за исключением возможности досрочного прекращения его полномочий (п. 1.8 ст. 63).

Членами ревизионного совета могут быть как акционеры компании, так и лица, которые акционерами компании не являются.

Члены ревизионного совета (ревизор) компании не могут одновременно являться членами совета представительного управления, а также занимать иные должности в органах управления компании.

Члены ревизионного совета компании могут переизбираться на новый срок неограниченное число раз.

Ревизионный совет (комиссия) компании подотчетен собранию акционеров. В случае обнаружения фактов недобросовестной работы ревизионного совета (комиссии) собрание акционеров компании вправе переизбрать отдельных членов или весь состав ревизионного совета (комиссии) до истечения срока его полномочий.

Компетенция ревизионного совета (комиссии) компании определяется законом «О компаниях» и уставом компании.

В соответствии со ст. 92 закона «О компаниях» к компетенции ревизионного совета (комиссии) относятся следующие вопросы:

1. контроль за выполнением устава компании, решений, принятых собранием акционеров;

2. дача заключений по деятельности руководства компании, а также по финансовому отчету, представление этих заключений собранию акционеров;

3. проверка по инициативе и жалобам акционеров хозяйственно-финансовой деятельности компании;

4. другие права и обязанности, указанные настоящим законом и уставом компании.

Так закон «О компаниях» исходит из того, что предусмотренная законом компетенция ревизионного совета (комиссии) может быть расширена за счет дополнительных вопросов, определяемых уставом компании.

Ревизионный совет (комиссии) компании вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности компании и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности компании.

По требованию ревизионного совета (комиссии) компании лица, занимающие должность в органах управления компании, обязаны представить документы о хозяйственно-финансовой деятельности компании.

Ревизионный совет (комиссия) вправе требовать созыва внеочередного собрания акционеров в соответствии со ст. 62 закона «О компаниях».

Закон «О компаниях» не регламентирует порядок деятельности ревизионного совета (комиссии) компании и принятия им решений. Поэтому, как правило, устав компании или положение о ревизионном совете (комиссии) определяют срок и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений.

Результаты всех проверок, все решения отражаются в протоколах ревизионного совета (комиссии), который подписывается председателем и членами ревизионного совета (комиссии).

Протоколы заседаний ревизионного совета (комиссии) хранятся также, как и вся документация компании.

Так в заключение следует отметить, что нормативные акты законодательства о компаниях Монголии не регламентирует порядок деятельности ревизионного совета (комиссии) компании и принятия им решений. Кроме того закон не устанавливает принципы работы ревизионной комиссии.

Так с целью упорядочения проведения проверок представляется целесообразным разработать кодекс корпоративного поведения, регламентирующий организацию деятельности ревизионной комиссии и процедуру проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности компании.

Аудитор компании

В целях проверки и заверения правильности финансового отчета, полной и частичной проверки своей финансово-хозяйственной деятельности компания назначает аудитора на основе заключенного с ним договора.

Аудитор (гражданин или аудиторская организация) компании осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности компании в соответствии с правовыми актами Монголии на основании заключаемого с ним договора. Проверка хозяйственно-финансовой деятельности компаний и других видов коммерческих структур регулируется законом “О бухгалтерском учете” от 13 декабря 2001 года//Торийн мэдээлэл. 2002. №1. и законом “Об аудиторской деятельности Монголии” от 1 мая 1997 года//Торийн мэдээлэл.1997. №6.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской отчетности хозяйственных единиц и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Монголии. Именно поэтому закон «О компаниях» содержит ряд ограничений, связанные с кандидатурой аудиторов. Согласно п. 5 ст. 91 данного закона следующие лица не могут проводить аудиторскую проверку:

1. аффилированное лицо компании, лицо, занимающее должность в руководстве компании, аффилированное с ним лицо, наемный работник или должностное лицо аффилированной компании;

2. владелец акций, выпущенных компанией, а также аффилированной с ней компании, либо владелец имущества и имущественных прав компании или аффилированного с ним лица;

3. лицо, заключавшее сделки с компанией по каким-либо вопросам, кроме аудита.

Совет представительного управления осуществляет подбор аудитора и утверждает заключаемый с ним договор. Данный договор определяет права, обязанности, ответственность аудитора компании и размер вознаграждения услуг аудитора. Пункт 6 ст. 91 закон «О компаниях» запрещает устанавливать размер вознаграждения услуг аудитора в зависимости от характера заключения аудиторской проверки.

Акционерные компании, государственные предприятия и компании с участием государственной собственности должны осуществлять обязательный аудит ежегодно. А также обязательный аудит осуществляется в отношений закрытых компаний в случае когда размер собственного капитала превышает 300 млн. тугриков.

Закон «Об аудиторской деятельности» от 1 мая 1997 года устанавливает, что обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. Ст.7 закона “Об аудиторской деятельности” Монголии от 1 мая 1997 г.// Торийн мэдээлэл. 1997. №6.

Во время аудиторской проверки аудиторские организации (аудиторы) должны приложить максимум усилий для выявления злоупотреблений или нарушений компанией требований законодательства и доводить информацию об этих выявленных в ходе аудиторской проверки нарушениях до совета представительного управления.

Ей же рекомендуется сообщать обо всех нарушениях действующего законодательства и установленных правил в деятельности исполнительных органов компании, так и в действиях его должностных лиц и работников для принятия необходимых мер совету представительного управления компании.

Аудиторская проверка финансово-хозяйственной деятельности компании может быть очередной и внеочередной. Для подтверждения правильности годового финансового отчета компании проводится очередная проверка. Внеочередная проверка может проводиться в любое время по требованию совета представительного управления или акционеров, владеющих более чем 10 процентами обыкновенных акций.

Оплату услуг по проведению очередной аудиторской проверки производит компания, а оплата услуг по внеочередной проверке производится за счет акционера, сделавшего заявку на проведение проверки и заключившего с аудитором договор. В случае если в ходе проверки будет установлено, что должностным лицом нанесен ущерб компании и акционерам, то оплата услуг возлагается на виновное лицо.

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности компании аудитор составляет заключение, в котором должны содержаться:

1. подтверждение достоверности данных отчётов и иных финансовых документов компании;

2. информация о фактах нарушения установленными правовыми актами Монголии порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности;

3. список заключенных сделок с наличием конфликта интересов за отчетный период и порядок совершения данных сделок;

4. иные сведения, установленные для акционерных компаний Комитетом по ценным бумагам и Фондовой биржей;

5. иные сведения, определенные в уставе компании и аудиторском договоре.

Лицо, занимающие должности в руководстве компании, обязаны по запросу аудитора представить документы по финансово-хозяйственной деятельности компании.

Рассматривая структуру управления компании и их компетенцию следует отметить, что закон «О компаниях» устанавливает трехзвенную систему органов управления. Она состоит из трех звеньев: собрание акционеров, совет представительного управления, исполнительные органы компании. Контрольным органом является ревизионный совет (комиссия). А также данный закон регламентирует принципы работы органов управления компании и устанавливает компетенцию каждого звенья. Однако, закон «О компаниях» не регламентирует многие вопросы, связанные с порядком созыва работы или содержания деятельности каждого звенья системы органов управления компании. С другой стороны как выше отмечалось в процессе применения закона «О компаниях» возникают юридические вопросы корпоративного управления, вызванные в значительной степени несовершенством его положений и трудностями правоприменения. Поэтому правовое регулирование органов управления и деятельности компаний требует своего дальнейшего совершенствования и ставит в повестку дня ряд актуальных проблем, касающихся совершенствования правового регулирования деятельности компании и ее органов управления. Сейчас перейдем к данному вопросу.

3.3 Проблемы совершенствования правового регулирования управления компаниями

В настоящее время компании играют огромную роль в экономике Монголии и выступают превалирующей организационной формой хозяйствования. Компания является одной из наиболее смежных организационно-правовых форм юридического лица. Конечные результаты деятельности компании зависят от управления в решающей степени. Структуру управления учредители данной компании определяют и фиксируют в ее учредительных документах. Органы компании не только осуществляют управление ее деятельностью, но и выступают в имущественном обороте от ее имени.

Таким образом через свои органы управления компания приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. О гражданско-правовом статусе органов юридического лица см.: Н.Козлова. Гражданско-правовой статус органов юридического лица// Хозяйство и право.2003.№10; е.В.Богданов. Правовое положение органа юридического лица// Журнал российского права. 2001. №3; А.А.Глущецкий. Органы управления акционерным обществом: компетенция, порядок формирования, -М.,1997; В.В. Долинская. Закон “Об акционерных обществах: органы юридического лица// Государство и право. 1996. №7. Поэтому юридические вопросы совершенствования правового регулирования деятельности компании и ее органов управления являются одной из актуальных задач гражданского права Монголии.

В этом параграфе в основном рассматривается вопрос о совершенствовании правового регулирования корпоративного управления. Кроме того, будет затронут вопрос о совершенствовании законодательства о коммерческих юридических лицах в отношении управления компаниями поскольку в Монголии существует необходимость проводить критический анализ законодательства о юридических лицах с целью его совершенствования.

К сожалению в настоящее время у нас не проводится систематическое исследование, направленное на поиск новых магистральных направлений в регулировании основопологающих вопросов деятельности юридических лиц в том числе компаний. По этой же причине автор считает целесообразным кратко рассмотреть вопрос о совершенствовании действующего законодательства о компаниях, регулирующего деятельность компаний с точки зрения корпоративного управления.

Как было изложено в главе 1 данной работы, в Монголии первые акты законодательства о компаниях были приняты только в 1990 году. В то время у нас не существовало законодательство, посвященное частным коммерческим структурам поскольку в Монголии полностью отсутствовала законодательная традиция в сфере корпоративного права. Поэтому при принятии первых актов законодательства о компаниях Монголия заимствовала во многим положения соответствующих актов Венгрии и других стран с переходной экономикой в целях привлечения иностранных прямых инвестиций и приватизации государственных предприятий. Однако на принятие нынедействующего закона «О компаниях» оказало большое влияние корпоративное право США.

Следствием этого является воспринятая нашим законодательством конструкция закрытых компаний, воспроизводящая категорию англо-американских closed corporation. Так прямое взаимствование зарубежного законодательства о компаниях вызывает большое количество и многообразие правовых проблем, связанных с применением и толкованием новых законов, регулирующих вопросы создания и деятельности компании и других видов хозяйственных единиц. См. И.Идэш. Указанное сочинение. Юрист №10.2005. С.53.

С другой стороны акты современного законодательства о коммерческих юридических лицах принимаются на рекомендациях зарубежных специалистов. Так был разработан закон «О компаниях», а также ряд проектов нормативных актов, построенных по американскому образцу. А проект нового гражданского кодекса Монголии разработан при активном участии специалистов из ФРГ. Т.Мэндсайхан. Сравнительное исследование Гражданского кодекса Монголии и Гражданского уложения ФРГ. Правовая реформа в Монголии и развитие науки сравнительного права. Улан-Батор, 2004. С.133. Это еще раз свидетельствует о прямом заимствовании зарубежного акционерного права и отсутствие законодательной традиции в данной сфере.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010 Современные рефераты