Диплом: Процедура заключения международных договоров
и в Венской конвенции о недопустимости условной ратификации ничего не
говорится.
В практике государств встречаются два вида условной ратификации:
1. ратификация, данная под отлагательным условием, что она вступит в
силу после ратификации договора рядом других государств. Некоторые конвенции
о труде ратифицированы рядом государств под таким условием: конвенция 1927
года об импортных и экспортных ограничениях и запретах, конвенция 1931 года
об унификации дорожных знаков (в последней это прямо предусматривалось в
ст.10);
2. ратификация под отменительным условием — более редкая форма условной
ратификации. Примером может служить ратификация США Договора об ограничении и
сокращении морских вооружений от 22 апреля 1930 г. В ратификационной грамоте
США говорилось, что они ратифицируют договор «на условиях, изложенных в
решениях сената», а именно при условии, что в нем нет никаких секретных дел,
документов или соглашений, которые могли бы изменить содержание договора
[23].
Если в первом случае вступление в действие ратификации приостанавливается до
наступления отлагательного условия, то в последнем случае оно прекращается.
Следует также иметь в виду, что в соответствии с практикой ООН государства
могут не признавать участником данного договора государство, которое
ратифицировало его под условием ратификации договора другими государствами.
В то же время можно считать, что современное международное право не
запрещает практики условной ратификации, хотя таких случаев немного. В
практике РФ случаев условной ратификации до сих пор не было.
От условной ратификации нужно отличать ратификацию с оговоркой (см. разд. 18
гл.V) и частичную ратификацию. Возможность последней вытекает из ст.17
Венской конвенции о праве международных договоров в случае, «если это
допускается договором или если с этим согласны другие договаривающиеся
государства».
Ратификация международного договора вызывает важные юридические последствия.
Они могут быть разделены на две группы: международно-правовые и
внутригосударственные. В международно-правовом плане ратификация:
1. закрепляет наиболее авторитетно согласие государства на
обязательность для него ратифицированного им международного договора;
2. если международный договор не вступил в силу (например, вследствие
отсутствия предусмотренного в нем числа ратификаций других государств), то
ратификация возлагает на государство, которое ратифицировало договор,
обязанность воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта
и цели;
3. вводит договор в силу, если данная ратификация образует число
ратификаций, которое необходимо по условиям договора для вступления его в
силу;
4. если договор уже вступил в силу (или вступает вследствие данной
ратификации), то с момента ратификации государство становится полноправным
участником договора и для него становятся обязательными постановления
договора, если только не предусмотрено иное, например, что он становится
обязательным через определенный срок после обмена или сдачи ратификационных
грамот на хранение или что он вступит в силу временно до ратификации. В этом
последнем случае ратификация будет иметь обратную силу.
Что касается ратификации международных договоров в России, то Конституция (п.
«г» ст.106) включила в перечень принимаемых Государственной Думой федеральных
законов, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации,
федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров. В
соответствии с этой нормой Конституции Закон (ст.14) устанавливает, что
ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального
закона. Например, в форме федерального закона были ратифицированы консульские
конвенции, заключенные Российской Федерацией с Республикой Казахстан (от 28
марта 1994 г.), Республикой Узбекистан (от 2 марта 1994 г.), Кыргызской
Республикой (от 25 января 1994 г.), с Республикой Молдова (от 14 июня 1994 г.)
[24]. Согласно ст.15 закона «О заключении международных договоров»
ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации:
а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых
федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные
законом;
б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;
в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими
государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы
Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической
зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим
обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или
международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения
международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о
коллективной безопасности;
д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах.
международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие
договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской
Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для
Российской Федерации.
В подпункте «а» сформулировано общее правило, определяющее, что ратификации
подлежат международные договоры, исполнение которых требует изменения
действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие
иные правила, чем предусмотренные законом. Для наиболее полного понимания
этой нормы важно учесть положения п. 2 ст.6 Закона, устанавливающие, что
решения о согласии на обязательность для РФ международных договоров
принимаются органами государственной власти РФ в соответствии с их
компетенцией. Сопоставление подпункта «а» п. 1 ст.15 и п. 2 ст.6 позволяет
сделать вывод о том, что согласие на обязательность для РФ международного
договора, содержащего иные правила, чем предусмотренные законом (исполнение
которого требует изменения действующих или принятия новых федеральных
законов), может быть дано только в форме федерального закона.
Итак, Закон построен таким образом, что ни Президент, ни Правительство, ни
тем более федеральное ведомство не вправе принять решение о согласии на
обязательность для РФ международного договора, устанавливающего иные
правила, чем предусмотренные законом (исполнение которого требует изменения
действующих или принятия новых федеральных законов). Это находит свое
подтверждение и в соответствующих положениях Конституции, определяющих, что
указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и
федеральным законам (ч. 3 ст.90), а Правительство издает постановления и
распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов,
нормативных указов Президента (ч. 1 ст.115). Что касается федеральных
ведомств, то они действуют только в пределах своей компетенции.
В подпунктах «б», «в», «г», «д» содержится перечень международных договоров,
подлежащих обязательной ратификации независимо от того, устанавливают ли они
иные правила, чем предусмотренные законом, или нет. Это договоры по вопросам
прав и свобод человека и гражданина, территориального разграничения, основ
межгосударственных отношений, обороноспособности, разоружения и контроля над
вооружениями, обеспечения мира и безопасности, мирные договоры и договоры о
коллективной безопасности, а также договоры об участии в международных
объединениях, если предусматривается передача им осуществления части
полномочий РФ или юридическая обязательность решений их органов для РФ.
Круг международных договоров, подлежащих ратификации, существенно расширен
по сравнению с Законом 1978 г. и включает наиболее важные с точки зрения
государственных интересов договоры. К сожалению, существует тенденция к
постоянному расширению перечня подлежащих обязательной ратификации договоров
путем принятия новых законов, устанавливающих, что все международные
договоры по определенным вопросам или данной категории подлежат ратификации.
Такой подход является, во-первых, юридически бессмысленным, так как
подпунктом «а» п. 1 устанавливается общее правило, в соответствии с которым
определяется, в каких случаях договор подлежит ратификации, а во вторых -
юридически неправомерным, так как расширение перечня международных
договоров, подлежащих обязательной ратификации, возможно только путем
изменения самого Федерального закона «О международных договорах Российской
Федерации». По иному обстоит дело, когда в федеральном законе, направленном
на регулирование тесно связанных с международной деятельностью России
отношений, устанавливаются вытекающие из контекста закона особенности,
позволяющие определить, в каких случаях договор в данной сфере подлежит
ратификации. Исходя именно из этой специфики, соответствующие положения были
включены в федеральные законы «О государственных внешних заимствованиях РФ и
государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, их
юридическим лицам и международным организациям» (ч. 2, ст.5) и «О порядке
предоставления РФ военного и гражданского персонала для участия в
деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и
безопасности» (ч. 2, ст.4).
Одним из самых сложных вопросов, особенно в условиях незавершенности
процесса формирования в РФ надлежащей законодательной базы, является
определение того, подпадает ли данный международный договор под категорию
договоров, подлежащих ратификации, или нет. Возникновение такого вопроса
может быть обусловлено и включением в договор положения о том, что он
вступает в силу после обмена уведомлениями (с даты последнего уведомления) о
выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для
вступления договора в силу. (К такой формуле участвующие в переговорах
государства прибегают в том случае, если внутригосударственные процедуры
выражения согласия на обязательность для каждого из них договора не
совпадают. Например, законодательство одного государства предусматривает
необходимость ратификации, в то время как по законодательству другого
достаточно соответствующего решения исполнительной власти. В отношении
конкретного договора мнения органов законодательной и исполнительной власти
РФ о том, является ли в данном случае надлежащей процедурой ратификация или,
например, соответствующее решение Правительства, могут не совпадать. Речь в
такой ситуации может идти о типичном случае спора о компетенции на выражение
согласия на обязательность для РФ международного договора.
Решение этих вопросов отнесено к полномочиям Конституционного Суда РФ (ч. 3
ст.125 Конституции, подпункт «а» п. 2 ч. 2 ст.3 Федерального
конституционного закона «О Конституционном Суде РФ»). Соответствующие
положения применительно к заключению международных договоров РФ содержатся в
п. 1 ст.34 Закона.
В случае спора между федеральными органами государственной власти по вопросу
о праве того или иного органа давать согласие на обязательность для РФ
международного договора, любой из участвующих в споре органов мог бы
передать спор на рассмотрение Конституционного Суда, поставив перед ним
вопрос не о соответствии Конституции вступившего в силу для РФ
международного договора (что противоречило бы Конституции), а о праве того
или иного органа давать согласие на его обязательность для РФ. В случае,
если Конституционный Суд примет решение, отрицающее полномочие
соответствующего органа давать согласие на обязательность для РФ данного
международного договора, этот орган обязан предпринять меры в соответствии с
условиями самого договора и нормами международного права к прекращению
договора или его изменению.
Важно подчеркнуть, что в случае спора о компетенции в связи с заключением
международных договоров РФ любые односторонние, в обход Конституционного
Суда действия какого-либо органа государственной власти противоречили бы
Конституции. Кроме того, такие действия были бы направлены на
противопоставление органов законодательной и исполнительной власти и в силу
этого неприемлемы, так как субъектом международного договора является
государство в целом.
Согласно п. 2 ст.15 закона равным образом подлежат ратификации международные
договоры РФ, при заключении которых стороны условились о последующей
ратификации. Включение этого положения в Закон направлено на то, чтобы не
ограничивать российскую сторону в выборе такого наиболее авторитетного
способа выражения согласия на обязательность договора, каким является
ратификация, с учетом важности договора, пожеланий другой стороны, иных
обстоятельств.
Необходимо отметить, что ратификация явно преобладает по сравнению с другими
способами выражения согласия на обязательность для РФ международных договоров в
форме федерального закона. Так, в 1994 -1995 гг. было ратифицировано 90
международных договоров, в то время как иными способами в форме федерального
закона согласие на обязательность для РФ договора было дано только один раз
(присоединение)[25].
Порядок внесения международного договора в Государственную Думу на ратификацию
зависит от того, кем было принято решение о подписании договора. Если решение о
подписании договора было принято Президентом, то он вносится на ратификацию
Президентом (с проектом соответствующего федерального закона). Так,
Президентом был внесен в Государственную Думу на ратификацию Договор о дружбе и
сотрудничестве между РФ и Республикой Беларусь (распоряжение от 18 мая 1995 г.
№227-рп[26]), подписанный в соответствии
с распоряжением Президента от 20 января 1995 г. №27-рп
[27].
Если решение о подписании договора было принято Правительством, то он вносится
на ратификацию Правительством (с проектом соответствующего федерального
закона). Так, Правительством одобрена и представлена в Государственную Думу на
ратификацию Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в
центральной части Берингова моря (постановление от 22 сентября 1994 г. № 1074
[28]), подписанная на основании постановления Правительства от 11 июня 1994
г. № 658[29].
При этом Правительство вправе в случае необходимости представить Президенту
предложение о внесении на ратификацию международного договора, решение о
подписании которого было принято Правительством. Такая необходимость
определяется Правительством и может быть вызвана как особенностями
подписанного договора, так и обстоятельствами (внутреннего или внешнего
порядка), сложившимися к моменту внесения его на ратификацию. С учетом
совокупности этих факторов Правительство может счесть необходимым заручиться
авторитетом Президента и представить ему предложение о внесении на
ратификацию договора, решение о подписании которого было принято
Правительством.
С учетом того, что в соответствии со ст.11 Закона Президент и Правительство
принимают решения о подписании международных договоров, предусматривается,
что правом внесения в Государственную Думу на ратификацию договоров обладают
только Президент и Правительство. Что касается других субъектов права
законодательной инициативы, упомянутых в ч. 1 ст.104 Конституции, то
процедура рассмотрения вносимых ими законопроектов по вопросу о ратификации
международных договоров регламентируется п. 5 комментируемой статьи.
Пункт 2 устанавливает, что предложения об одобрении и внесении на
ратификацию международных договоров представляются соответственно Президенту
и в Правительство Министерством иностранных дел. Такие предложения
представляются МИД самостоятельно либо совместно с другими федеральными
ведомствами, если договор касается вопросов, входящих в их компетенцию. Эта
норма сформулирована с учетом того, что на МИД возложены реализация
внешнеполитического курса РФ и контроль за работой других федеральных
ведомств в целях обеспечения проведения единой внешнеполитической линии РФ в
отношениях с иностранными государствами и международными организациями.
В абзаце втором п. 2 содержится принципиально важное положение, регламентирующее
представление предложений о внесении на ратификацию международных договоров. В
нем устанавливается, что подлежащие представлению Президенту для внесения на
ратификацию международные договоры, выполнение которых требует
предварительного рассмотрения их Правительством, представляются в
Правительство. Эта норма позволяет обеспечить как всестороннюю оценку
финансово-экономических и иных последствий ратификации договора, так и
выполнение вытекающих из него обязательств, в первую очередь в тех случаях,
когда для этого необходимо выделение ресурсов или принятие мер по другим
входящим в компетенцию Правительства вопросам. Например, Президентом было
внесено в Государственную Думу на ратификацию Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве, учреждающее партнерство между РФ, с одной стороны, и ЕС и их
государствами-членами, с другой стороны (распоряжение от 1 декабря 1995 г. №
530-рп[30]), подписанное в соответствии
с решением Президента. Это Соглашение подлежало представлению Президенту для
внесения на ратификацию, однако вопросы, связанные с выполнением Соглашения,
требовали предварительного рассмотрения его Правительством. Соответственно
указанное Соглашение было внесено федеральными ведомствами в Правительство,
которое одобрило и представило его Президенту для внесения на ратификацию
(постановление от 27 ноября 1995 г. № 1168
[31]).
По результатам рассмотрения вопроса о внесении международного договора на
ратификацию или о представлении международного договора Президенту для
внесения на ратификацию Правительство принимает решение в форме постановления.
В первом случае в постановлении речь идет об одобрении и о внесении на
ратификацию международного договора, а во втором - об одобрении и о
представлении международного договора Президенту для внесения на ратификацию.
Примерами решений такого рода являются постановления Правительства Российской
Федерации от 12 апреля 1996 г. № 443 «Об одобрении и внесении на ратификацию
Соглашения о товарообороте и производственной кооперации в области
машиностроения на взаимоувязанной основе»
[32] и от 16 января 1995 г. №61 «Об одобрении и представлении Президенту
Российской Федерации для внесения на ратификацию консульских конвенций между
Российской Федерацией и государствами-республиками бывшего СССР»
[33]. Подобным образом принимаются Правительством соответствующие решения,
касающиеся утверждения, принятия международного договора (п. 4 ст.20 Закона),
присоединения к международному договору (п. 4 ст.21 Закона), прекращения или
приостановления действия международного договора (п. 4 ст.36 Закона), в
случаях, когда утверждение, принятие договора, присоединение к договору,
прекращение или приостановление действия договора осуществляются в форме
федерального закона.
В п. 4 ст.16 сформулированы требования, предъявляемые к содержанию
предложения о ратификации международного договора. Предложение должно
содержать заверенную копию официального текста международного договора,
обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия
договора законодательству РФ, а также оценку возможных финансово-
экономических и иных последствий ратификации договора.
О порядке, в соответствии с которым федеральными органами исполнительной власти
заверяются копии официальных текстов международных договоров, говорится в
распоряжении Президента от 8 сентября 1994 г. №458-рп. Распоряжением
установлено, что при внесении Президенту или в Правительство предложений о
согласии на обязательность для РФ международного договора (ратификация,
утверждение, принятие, присоединение), а также о временном применении,
прекращении или приостановлении действия договора направляется копия
официального текста международного договора (при необходимости с официальным
переводом на русский язык), заверенная представляющим федеральным органом
исполнительной власти[34].
Предложения об одобрении и внесении на ратификацию международных договоров
представляются соответственно Президенту и в Правительство Министерством
иностранных дел самостоятельно либо совместно с другими федеральными
органами исполнительной власти, если договор касается вопросов, входящих в их
компетенцию. В таком же порядке Министерство иностранных дел вносит
предложения об утверждении, о принятии международных договоров в форме
федерального закона (ст.20), о присоединении к международным договорам,
осуществляемом в форме федерального закона (ст.21). Самостоятельно или по
согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными
органами государственной власти РФ, органами государственной власти
соответствующих субъектов РФ представляются Министерством иностранных дел
Президенту или в Правительство предложения о прекращении или приостановлении
действия международных договоров РФ, заключенных от имени РФ и от имени
Правительства РФ (ст.36). Копия официального текста международного договора
заверяется в таких случаях, по общему правилу, Министерством иностранных
дел.
Оценка возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации
договора включает при необходимости предусмотренное ст.104 Конституции РФ
заключение Правительства. Согласно этой норме законопроекты о введении или
отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов,
об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты,
предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут
быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Перечень последствий ратификации договора, подлежащих оценке в
соответствующем предложении (как и перечень последствий, рассматриваемых при
представлении предложений, предусмотренных ст.9, 20, 21, 36 Закона), не
является закрытым. Иными, требующими учета последствиями являются, например,
последствия экологического характера.
Ратификация международных договоров РФ осуществляется в соответствии с
Конституцией в форме федерального закона.
Конституция (ч. 1 ст.104) предоставляет право законодательной инициативы
наряду с Президентом и Правительством также Совету Федерации, членам Совета
Федерации, депутатам Государственной Думы, законодательным (представительным)
органам субъектов РФ по неограниченному кругу вопросов, а Конституционному
Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду - по вопросам их ведения.
Поэтому возникла необходимость регламентировать внесение в Государственную
Думу субъектами права законодательной инициативы (кроме Президента и
Правительства, представляющих международные договоры на ратификацию)
законопроектов по вопросу о ратификации международных договоров.
Указанные субъекты права законодательной инициативы вправе вносить в
Государственную Думу законопроекты по вопросу о ратификации международного
договора, если договор еще не вступил в силу для РФ, но подлежит ратификации
в соответствии со ст.15 Закона, т. е. исключается возможность внесения
законопроекта, предполагающего ратификацию уже вступившего в силу для РФ
договора, что противоречило бы международному праву, так как договор не может
вступить в силу дважды. Кроме того, не предусматривается внесение
законопроектов о ратификации договоров, которые не подлежат ратификации и
выражение согласия на обязательность которых для РФ входит в компетенцию
Президента или Правительства.
В случае внесения указанными субъектами права законодательной инициативы
законопроекта по вопросу о ратификации международного договора
Государственная Дума направляет внесенный законопроект Президенту для
предложений по данному законопроекту. По итогам рассмотрения законопроекта
по вопросу о ратификации международного договора Президент мог бы, очевидно,
внести в Государственную Думу на ратификацию соответствующий договор (дать
поручение о внесении Правительством) или обосновать несвоевременность его
ратификации (по соображениям как внутреннего, так и внешнего порядка).
Порядок действий Государственной Думы при несогласии с доводами Президента о
несвоевременности ратификации договора не регламентируется Законом, однако в
любом случае такие действия должны исключать возможность противопоставления
органов государственной власти РФ в вопросах заключения международных
договоров, так как субъектом международного договора является государство в
целом.
Рассмотрение Государственной Думой предложений о ратификации международных
договоров осуществляется в соответствии с ее регламентом. Оно включает
предварительное обсуждение в комитетах и комиссиях Государственной Думы, в
том числе с участием уполномоченных соответственно Президентом и
Правительством представителей. Возможны проведение парламентских слушаний,
привлечение экспертов, создание необходимых комиссий. Особая роль в процессе
предварительного обсуждения принадлежит комитетам по международным делам и
по делам СНГ. По итогам обсуждения ответственный комитет представляет
соответствующее заключение и проект федерального закона о ратификации
международного договора.
Рассмотрение вопроса о ратификации международного договора и принятие
соответствующего решения осуществляются Государственной Думой на своем
заседании в таком же порядке, как и по другим законопроектам. Государственная
Дума может принять законопроект в первом чтении, отклонить законопроект,
принять закон, а также отсрочить рассмотрение вопроса о ратификации
международного договора.
Принятый Государственной Думой федеральный закон о ратификации
международного договора в течение пяти дней передается на рассмотрение
Совета Федерации. Решение о принятии закона и направлении его в Совет
Федерации оформляется постановлением Государственной Думы.
Рассмотрение Советом Федерации принятых Государственной Думой федеральных
законов о ратификации международных договоров осуществляется в соответствии с
регламентом Совета Федерации. Процедура предварительного обсуждения закона о
ратификации международного договора в комитетах Совета Федерации во многом
аналогична процедуре такого обсуждения в комитетах Государственной Думы. По
результатам обсуждения принятого Государственной Думой федерального закона о
ратификации международного договора Совет Федерации принимает решение
одобрить закон или отклонить его. Такое решение оформляется постановлением
Совета Федерации.
Дальнейшие действия палат Федерального Собрания в отношении федерального
закона о ратификации международного договора определяются Конституцией и
регламентами палат.
Федеральный закон о ратификации международного договора, принятый Федеральным
Собранием, направляется в соответствии с Конституцией Президенту для
подписания и обнародования.
На основании федерального закона о ратификации международного договора
Российской Федерации Президентом Российской Федерации подписывается
ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью министра
иностранных дел Российской Федерации, вслед за чем стороны обмениваются
ратификационными грамотами и сдают грамоты на хранение депозитарию.
§4. Присоединение к международному договору. Подтверждение участия в
международном договоре.
Если государство с самого начала не участвовало в договоре, оно может
присоединиться к нему на условиях, в нем предусмотренных. Присоединением
другого вида является случай, когда государство, не имеющее права, согласно
положениям договора, стать его участником, впоследствии получает такую
возможность.
Присоединение – не просто особый способ выражения согласия государства на
обязательность для него международного договора или отдельная подстадия в
процессе его заключения. Как справедливо заметил В.Ф.Губин, присоединение можно
рассматривать как своеобразный способ заключения международных договоров, при
котором процесс заключения может расчленяться на ряд стадий или этапов. В этом
процессе могут быть различные способы выражения согласия присоединяющегося
государства на обязательность для него международного договора, например
подписание протокола о присоединении и даже ратификация акта о присоединении к
международному договору[35].
Поскольку присоединяющееся государство могло и не участвовать в переговорах
или конференции по подготовке согласованного текста договора, то, исходя из
принципа суверенного равенства, по мнению В.Ф.Губина, такое государство
вправе претендовать на то, чтобы провести предварительные переговоры с
первоначальными участниками договора или консультации с его депозитарием об
условиях своего участия в договоре. В этом случае, применительно к
присоединяющемуся государству, будет иметь место как бы стадия подготовки и
принятия текста договора.
Как уже говорилось, договоры, допускающие присоединение других государств,
называются открытыми. В большинстве своем ими являются общие многосторонние
договоры. Но и региональные договоры могут быть открыты для участия в них
других государств.
Принципиальное значение, на что уже указывалось, имеет открытие для всех
государств, независимо от их общественного строя, общих многосторонних
договоров, включающее право присоединиться к ним. На Венской конференции по
праву договоров поправка Чехословакии, предлагавшая закрепить это право, не
была принята. Венская конвенция в ст.15 содержит дискриминационные формулы,
ограничивающие суверенные права государств участвовать в договорах путем
присоединения. Советская делегация голосовала против этой статьи, сделав
соответствующее заявление. Так же поступил ряд других делегаций, указав, что
общие многосторонние договоры должны быть открыты для присоединения всех
государств[36].
Если международный договор открыт для присоединения, любое государство может
стать его участником в соответствии с предусмотренной в нем процедурой. При
этом порядок присоединения должен определяться соглашением государств,
участвовавших в разработке данного договора, в соответствии с принципом
суверенного равенства всех государств, независимо от их социального строя.
Присоединяясь к международному договору, государства могут делать заявления
о непризнании ими присоединившихся государств. В некоторых случаях такие
заявления можно расценивать как оговорку, и тогда к ним должны применяться
правовые принципы, относящиеся к оговоркам. Поскольку, как мы увидим,
оговорки не нарушают полноценности соглашения в многостороннем договоре,
указанные заявления не могут повлиять на участие в нем непризнанного
государства, ибо современное международное право не знает нормы, требующей
общего согласия всех участников договора с оговоркой, чтобы сделавшее ее
государство стало субъектом данного договора. Единственным правовым
последствием в этом случае будет отсутствие правовых связей по данному
договору между присоединяющимся государством и всеми участниками договора.
Раньше различались две формы присоединения обычное и привступление. Последним
называлось торжественное присоединение третьего государства к договору,
принятием его целиком на равных началах с подписавшими договор государствами.
Теперь такого различия не проводится. Присоединяясь, государство просто
заявляет о признании обязательности для него данного международного договора,
направляя соответствующий документ о присоединении депозитарию.
В прошлом считалось, что присоединение возможно лишь к договору, который
вступил в силу. Однако новейшая договорная практика показывает, что право на
присоединение к договору существует независимо от его вступления в силу.
Именно в таком смысле сформулированы заключительные статьи современных
многосторонних договоров.
Иногда в практике встречаются документы о присоединении, в которых сказано, что
они подлежат ратификации. Если такой акт был послан депозитарию до
ратификации, то в соответствии с практикой ООН считается, что этот акт
свидетельствует лишь о намерении государства присоединиться к договору и лишь
после его ратификации государство выражает свое согласие стать участником
договора. Если же в акте о присоединении ничего не говорится о его последующей
ратификации, то Генеральный секретарь включает это государство в число
участников договора и уведомляет об этом других его участников. Так получилось
с Конвенцией 1954 года по вопросам гражданского процесса, которая
предусматривала ратификацию присоединений (ст.31). В ноте министра иностранных
дел СССР от 17 сентября 1966 г. , в которой уведомлялось о решении
правительства СССР присоединиться к конвенции, было указано: «Рассматривать
данный документ в качестве акта о присоединении Союза Советских
Социалистических Республик к упомянутой выше Конвенции в соответствии с ее
ст.31». Ратификации ноты не было[37].
Ст. 21 ФЗ «О международных договорах РФ» в подпункте «а» устанавливается, что
в отношении договоров, присоединение к которым производится от имени РФ, по
вопросам, указанным в п. 1. ст.15, присоединение осуществляется в форме
федерального закона в порядке, определенном ст.17 для ратификации договоров.
То есть, если международный договор устанавливает иные правила, чем
предусмотренные законом (исполнение договора требует изменения действующих
или принятия новых федеральных законов), или его нормы регулируют вопросы,
перечисленные в подпунктах «б», «в», «г», «д» п. 1 ст.15, а из договора
следует (иным образом установлено, участники впоследствии договорились), что
стать его участником можно путем присоединения, то согласие на его
обязательность для РФ дается путем присоединения в форме федерального
закона.
Порядок принятия решений о присоединении РФ к международным договорам в форме
федерального закона аналогичен порядку, установленному ст.17 для ратификации
договоров. Так, в форме федерального закона приняты решения о присоединении РФ
к Протоколу 1972 г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах
1961 г. [38], Уставу Совета Европы и
Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам
к нему[39].
Подпунктом «б» устанавливается, что в отношении договоров, присоединение к
которым производится от имени РФ (за исключением тех договоров, присоединение
к которым осуществляется в форме федерального закона), решения о
присоединении принимаются Президентом, а если соответствующие вопросы
относятся к ведению Правительства, - Правительством.
Президентом решения о присоединении РФ к международным договорам принимаются по
широкому кругу вопросов. Правительством такие решения принимаются только по
тем вопросам, которые отнесены к его ведению. Например, Правительством принято
решение о присоединении РФ к Конвенции об Организации по морским наукам в
северной части Тихого океана (постановление от 3 мая 1994 г. №440
[40]).
Решения о присоединении Российской Федерации к международным договорам
принимаются Правительством, если присоединение производится: от имени
Российской Федерации - к договорам по вопросам, относящимся к ведению
Правительства (подпункт «б»); от имени Правительства (подпункт «в»).
Постановлением Правительства, например, решен вопрос о присоединении Российской
Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных
произведений в редакции 1971 г. , Всемирной конвенции об авторском праве в
редакции 1971 г. и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охране
интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их
фонограмм'. Положения этих конвенций, которые могли бы потребовать внесения
дополнений и изменений в российские законы, ко времени принятия этого
постановления уже нашли отражение в Законе Российской Федерации «Об авторском
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|