Диплом: Процедура заключения международных договоров
участников конвенции к оговоркам, заявляемым при присоединении, то, если речь
идет о договоре, не вступившем в силу, и если, следовательно, могут быть еще
другие присоединения, вопрос о презумпции согласия решается так же, как и в
рассмотренных выше случаях.
В случаях заявления оговорки к договору, открытому для присоединений,
согласие сторон, уже являющихся его участниками, с оговоркой презюмировать,
разумеется, нельзя.
Допустимость оговорки с точки зрения ее содержания.
В связи с изучением вопроса об оговорках необходимо установить, что может
быть признано оговоркой «существенной» и что—оговоркой «не существенной».
Прежде всего вызывает возражение сама терминология. Любая оговорка существенна,
иначе она не заявлялась бы. Еще менее удачным является выражение
«второстепенная оговорка», употребляемое некоторыми авторами
[71].
Правильнее было бы говорить о «допустимой» и «недопустимой» оговорках,
поскольку это более определенно передает смысл, который вкладывается в эти
понятия.
Что же представляют собой «допустимая» и «недопустимая» оговорки ?
Найти тут какой-либо критерий очень трудно Представляется правильным лишь
установить, что допускаются только те оговорки, которые не противоречат самой
цели конвенции. В этом случае возникает необходимость разделения
постановлений конвенции на две категории—составляющие и не составляющие ее
предмет и цель. Даже если исходить из предположения, что такое разделение
(теоретически вполне возможное, а на практике весьма маловероятное)
проведено, всё же очень трудно найти какое-либо иное основание для такого
различия, кроме основания субъективного.
Действительно, если государство А делает оговорку, которую государство В
считает соответствующей, а государство С – не соответствующей предмету и
цели конвенции, то обычно нет никакого объективного мерила, при помощи
которого можно было бы установить, кто же прав.
Возможность обращения в Международный Суд сути дела не меняет хотя бы потому,
что возможностью этой могут не воспользоваться.
Даже в том случае, если конвенция предусматривает юрисдикцию Международного
Суда по спорам о толковании или применении ее постановлений и кто-либо из
участников обратится в Суд, может возникнуть ряд дополнительных юридических
затруднений и проблем.
Очевидно, что никак не следует смешивать оговорки к определенной статье
конвенции с оговорками общего характера, которые становятся иногда просто
заявлениями о том, что государство, сделавшее такую оговорку, может
уклониться от необходимости соблюдать договор.
Таким примером может служить оговорка Великобритании к пакту Бриана —
Келлога о том, что запрет войны может не распространяться на местности, в
которых данное государство жизненно заинтересовано; сюда же следует отнести
оговорки, в которых государство заявило бы, что действие заключаемой
конвенции не прекращает применения расходящихся с ней законов этого
государства. Совершенно абсурдной была бы любая оговорка к статье I
Конвенции о геноциде
С этой точки зрения, очевидно, будет неправильным считать «недопустимой»
оговорку, направленную главным образом на ограждение той политики, тех
принципов, которые хотя и не обязательно являются объектом отдельных
положений конвенции, но тем не менее этими постановлениями могут быть
затронуты (Такова, например, оговорка СССР к ст.IX Конвенции о геноциде,
касающаяся вопросов, связанных с юрисдикцией Международного Суда).
Особый характер оговорки неизменности обстоятельств.
Одной из проблем, имеющих принципиально важное значение как для
международного, так и для гражданского права, является оговорка неизменности
обстоятельств.
Оговорка неизменности обстоятельств существенно отличается от того, что
принято называть оговоркой к договору. Она не является формальным заявлением
государства или актом государственной власти, которым государство придает
отдельным положениям договора или всему договору в целом особый, определенный
смысл.
Это — молчаливая договоренность о том, что соглашение остается в силе, пока
будет неизменным порядок вещей, послуживший основой для заключения этого
соглашения. Форма такой договоренности обусловлена не тем, что стороны были в
принципе за бесконечно долгое, не зависящее от внешних условий соблюдение
правила pacta sunt servanda, a тем, что ни один составитель договора не
в состоянии предусмотреть все события, которые могут произойти в будущем и в
корне изменить обстановку
Сам термин «оговорка» может быть применен в данном случае с большой натяжкой.
Правильнее было бы говорить не об оговорке (фр. reserve, англ.
reserve), а об «условии неизменности обстоятельств», тем более что слово
clausula (фр. clause) переводится именно как «условие», но отнюдь не
как «оговорка».
Глава 5. Регистрация и официальное опубликование международных договоров.
§1. Депозитарий многосторонних договоров.
Под термином «депозитарий» понимается хранитель оригинального текста
многостороннего договора и всех относящихся к нему документов (заявлений,
оговорок, деклараций о присоединении, денонсации и т.д.). Однако, как мы
увидим, функции депозитария не ограничиваются одним только хранением
договора, а носят более разнообразный характер.
Депозитарием может быть одно или несколько государств, международная
организация или главное исполнительное должностное лицо такой организации.
Так, Генеральный секретарь ООН осуществляет функции депозитария целого ряда
многосторонних договоров, заключенных в рамках Организации Объединенных
Наций, еще раньше — Лиги наций.
Депозитарий определяется обычно участвующими в переговорах государствами или
в самом договоре, или каким-либо иным порядком. Обычно им назначается
государство, на территории которого состоялась международная конференция,
разработавшая и принявшая данный договор, или компетентный орган
международной организации, если договор был принят в рамках организации.
Депозитарий играет важную роль в нормальном функционировании многостороннего
договора. Это объясняется особенностями и характером его прав и обязанностей
как по отношению к самому международному договору, так и по отношению к
участвующим или присоединяющимся к нему государствам. В связи с трудностями,
которые встречаются на этом пути, появилась практика назначения нескольких
депозитариев одного многостороннего договора. Так, в Договоре 1963 года о
запрещении испытаний ядерного оружия, в Договоре о нераспространении ядерного
оружия и некоторых других—три равноправных государства-депозитария: СССР, США
и Великобритания.
В целях более четкого осуществления своих функций государства-депозитарии,
когда их несколько, согласовывают свои действия. Они информируют друг друга о
правовом статусе многостороннего договора, числе государств-участников,
присоединениях новых государств, согласовывают день открытия договора для
подписания. Так, по согласованию между СССР, США и
Великобританией—депозитариями Конвенции о запрещении разработки, производства
и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия
и об их уничтожении, одобренной на XXVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН,
конвенция была открыта одновременно для подписания 10 апреля 1972 г. в трех
столицах государств-депозитариев: Москве, Вашингтоне и Лондоне.
Нужно, однако, отметить, что опыт сотрудничества депозитариев изучен еще
недостаточно. Возможно, практика назначения нескольких депозитариев по мере
все более прочного укоренения принципа универсальности общих международных
договоров постепенно сойдет на нет. В общих многосторонних договорах,
заключенных в последние годы и открытых для участия всех государств,
назначается один депозитарий, например, в Конвенции о запрещении военного
или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную
среду от 18 мая 1977 г. Права и обязанности депозитария часто определяются в
самом многостороннем договоре. Практика заключения все большего числа
многосторонних договоров в XX веке привела к определенной унификации
функций депозитария, определила обычный круг его прав и обязанностей. Он был
довольно полно очерчен и обобщен Комиссией международного права ООН при
кодификации права международных договоров и затем зафиксирован в Венской
конвенции о праве международных договоров (ст.77), где устанавливается, что
функции депозитария состоят, в частности:
Ø в хранении подлинного текста договора и всех переданных
депозитарию полномочий;
Ø в подготовке заверенных копий с подлинного текста и подготовке
любых иных текстов договора на таких других языках, которые могут быть
предусмотрены договором, а также в препровождении их участникам и
государствам, имеющим право становиться участниками договора;
Ø в получении любых подписей под договором и получении и
хранении документов, уведомлений и сообщений, относящихся к нему;
Ø в изучении вопроса о том, находятся ли подписи, документы,
уведомления или сообщения, относящиеся к договору, в полном порядке и
надлежащей форме, и, в случае необходимости, в доведении этого вопроса до
сведения соответствующего государства;
Ø в информировании участников и государств, имеющих право
становиться участниками договора, о документах, уведомлениях и сообщениях,
относящихся к договору;
Ø в информировании государств, имеющих право становиться
участниками договора, о том, когда число подписей, ратификационных грамот или
документов о принятии, утверждении, или присоединении, необходимое для
вступления договора в силу, было получено или депонировано;
Ø в регистрации договора в Секретариате Организации Объединенных
Наций;
Ø в выполнении функций, предусмотренных другими положениями
настоящей конвенции.
Анализ этих прав и обязанностей показывает, что функции депозитария носят
чисто административный, исполнительный, но не политический и не судебный
характер.
Функции государства — депозитария многостороннего договора нужно строго
отграничить от прав и обязанностей этого государства как участника данного
договора.
В Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров (ст.76) прямо
говорится, что «функции депозитария договора являются международными по своему
характеру, и при исполнении своих функций депозитарий обязан действовать
беспристрастно». И далее идет очень важное положение, которое было включено в
эту статью на Венской конференции по предложению Белорусской ССР и Монгольской
Народной Республики «В частности, тот факт, что договор не вступил в силу между
некоторыми участниками или что возникло разногласие между государством и
депозитарием, касающееся выполнения функций этого последнего, не влияет на эту
обязанность[72]».
В случае возникновения любого разногласия между каким-либо государством и
депозитарием относительно выполнения функций последнего депозитарий
ограничивается тем, что доводит этот вопрос до сведения подписавших договор
и договаривающихся государств, либо в соответствующих случаях, до сведения
компетентного органа заинтересованной международной организации (п. 2 ст.77
Венской конвенции).
Депозитарий не должен нарушать своих функций или превышать их. Так, принимая
документы, содержащие оговорки или возражения против них, депозитарий не
вправе давать обязательное правовое толкование им, в частности, решать
вопросы о действительности оговорок. Все документы он должен незамедлительно
направлять всем участникам договора. Также не дело депозитария быть арбитром
или судьей в споре о действительности ратификации, денонсации или
присоединения к договору, сделанных тем или иным государством. Он не вправе
определять круг участников международного договора, а также решать вопрос
или тем более препятствовать вступлению международного договора в силу.
Государство может, конечно, высказывать свое мнение по всем этим вопросам, в
том числе в отношении документов о присоединении, об оговорках и т.п. , но
только как участник данного договора наравне с другими его участниками, а не
как депозитарий. Функции последнего не дают ему привилегий в этом отношении,
в частности права, обязательного для других государств — участников
толкования, навязывания им своего мнения по указанным документам и самому
международному договору. Факт непризнания депозитарием государства,
заявившего о своем желании присоединиться к договору, не может влиять на
выполнение депозитарием своих функций.
Мнение депозитария по всем спорным вопросам, связанным с присоединением
новых государств к договору, юридическими последствиями оговорок, вступлением
договора в силу, подсчетом подписей и т.д. , носит предварительный
характер, и окончательное решение по ним принадлежит участникам договора.
Все сказанное не означает, что функции депозитария ограничиваются ролью
«почтового ящика». Беспристрастность действий депозитария, о которой говорит
ст.76 Венской конвенции, не означает, что депозитарий не должен реагировать,
когда документы о присоединении, ратификации и т.д. составлены в явное
нарушение общепринятых норм международного права. Как справедливо подчеркивают
В. Пехота и Н. Н. Ульянова, депозитарий несет ответственность за правильное
составление указанных документов и вправе отказать в их принятии, если они
составлены в нарушение основных принципов международного права
[73]. Так, в 1964 году Советский Союз как депозитарий Московского договора о
запрещении испытаний ядерного оружия отказался принять ратификационную грамоту
ФРГ ввиду того, что она была составлена в нарушение общепризнанных норм
международного права: в ней делалась попытка выступать от имени всей Германии.
Согласно ФЗ «О международных договорах РФ» подлинники двусторонних
международных договоров (межгосударственных и межправительственных) хранятся
в Историко-документальном департаменте МИД России. Если речь идет о
подписанном договоре, на хранение сдается текст как на русском языке, так и
на языке государства-контрагента (российский альтернат). Вместе с текстом
договора хранятся полномочия лица, подписавшего договор от имени иностранного
государства или его правительства. Если договор имеет приложения, они сдаются
на хранение вместе с текстом договора. Также вместе с текстом договора
хранятся приложенные к нему при подписании письменные заявления (если
таковые имеются). Если договор подлежит ратификации, вместе с его текстом
хранятся грамоты о ратификации договора государством- контрагентом.
Подлинники многосторонних договоров, как правило, находятся у депозитариев.
Если депозитарием является Правительство Российской Федерации, то подлинник
договора хранится в Историко-документальном департаменте МИД России. Если у
договора иной депозитарий, то на хранение в Историко-документальный
департамент сдаются заверенные копии или официальные переводы договора,
полученные от депозитария. Переписка, относящаяся к данному договору,
хранится в Правовом департаменте МИД России.
Заверенные копии межведомственных договоров хранятся в Правовом департаменте
МИД России.
Во исполнение функций депозитария многосторонних договоров МИД России
осуществляет следующие действия:
Ø хранит подлинный текст договора и полномочия подписавших его лиц;
Ø направляет государствам-участникам, а также государствам,
которые имеют право стать участниками договора, заверенные копии с его
подлинного текста;
Ø обеспечивает подписание договора государствами, желающими стать
его участниками;
Ø получает и хранит документы, уведомления и сообщения,
относящиеся к договору;
Ø информирует участников, а также государства, имеющие право
стать участниками договора, о документах, уведомлениях и сообщениях,
относящихся к договору;
Ø информирует участников договора о его вступлении в силу, а
также о подписаниях, сдаче на хранение ратификационных грамот или
документов о присоединении;
Ø обеспечивает регистрацию договора в Секретариате ООН. Переписка
по вопросам, связанным с осуществлением функций депозитария, ведется, как
правило, по дипломатическим каналам.
§2. Регистрация международных договоров.
Хотя регистрация и опубликование не входят в процесс заключения
международных договоров, они тесно связаны с ним.
Регистрация – это правовой акт государств, Секретариата ООН или другой
международной организации, который заключается в том, что международные
договоры, вступившие в силу и переданные в Секретариат для регистрации,
заносятся в регистр или направляются для хранения в делах и занесения в
перечень с целью опубликования и доведения их содержания до сведения всех
государств.
Уже в ст.18 Устава Лиги наций предусматривалась обязанность государств —
членов Лиги регистрировать, а следовательно, предавать гласности под страхом
лишения обязательной силы заключаемые ими международные договоры. На
Секретариат Лиги возлагалась обязанность регистрировать и при первой
возможности публиковать эти договоры.
В меморандуме, одобренном Советом Лиги наций 19 мая 1920 г. , отмечалась
важность принципа гласности международных договоров как одного из источников их
моральной силы, укрепления вытекающих из них прав и обязательств и важного
средства общественного контроля. Правда, меморандум ограничивал обязанность
регистрации договорами, которые были заключены после вступления в силу Устава
Лиги наций, то есть после 10 января 1920 г. , но уполномочивал Секретариат Лиги
регистрировать и ранее заключенные договоры с согласия договаривающихся
сторон, даже если они в данный момент не являются членами Лиги наций
[74].
И все же официальное международно-правовое признание принципа гласности
международных договоров, зафиксированное в Уставе Лиги наций и других
международных актах, явилось важным шагом в демократическом развитии права
международных договоров.
Впоследствии этот принцип был подтвержден и развит в Уставе ООН, Венской
конвенции о праве международных договоров и других международно-правовых
документах. Согласно ст.102 Устава ООН, «всякий договор и всякое
международное соглашение, заключенные любым Членом Организации после
вступления в силу настоящего Устава, должны быть, при первой возможности,
зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы».
В соответствии с этой статьей Генеральная Ассамблея ООН в резолюции от 14
декабря 1946 г. утвердила Правила о регистрации и опубликовании международных
договоров. В них указывается, что регистрации подлежат все договоры или
международные соглашения, независимо от их формы и наименования, заключенные
после вступления в силу Устава ООН, то есть после 24 октября 1945 г. Однако
резолюция Генеральной Ассамблеи по вопросу о регистрации договоров от 10
февраля 1946 г. рекомендовала членам ООН передать для хранения Генеральному
секретарю и опубликования договоры, заключенные до вступления в силу Устава
ООН и не включенные в сборники Лиги наций. Некоторые из них были включены в
сборники договоров ООН[75].
В тех случаях, когда в международном договоре стороной является ООН или в самом
договоре устанавливается, что ООН уполномочивается произвести регистрацию
(обычно договоров, заключенных в рамках ООН), или если ООН является
депозитарием договора, обязанность его регистрации ex officio лежит на
ООН. Регистрация в определенных случаях может производиться специализированным
учреждением ООН (ст.4 правил). Согласно общему положению, регистрация
многосторонних договоров производится их депозитарием (ст.80 Венской
конвенции).
Регистрация договора, произведенная одной из его сторон, самой ООН или ее
специализированными учреждениями, освобождает все другие стороны от
обязательства выполнения этой процедуры. Во избежание дублирования
Секретариат ООН обязан ежемесячно публиковать и рассылать всем членам ООН
сообщения о договорах, зарегистрированных или внесенных в реестр за истекший
месяц.
Регистрации подлежат не только сами договоры, но и все относящиеся к ним
документы: поправки, изменения, присоединения, ратификации, оговорки,
декларации, продления, денонсации, приложения, подтверждения. Сюда же должны
быть отнесены как акты о возобновлении международных договоров, так и сами
возобновленные договоры.
Регистрацию не проходят некоторые приложения, носящие сугубо технический или
единовременный характер (список товаров, перечень предприятий, тарифы и
т.п.), а также памятные записки, межведомственные соглашения, в некоторых
случаях обмены нотами и др.
Регистрация должна осуществляться при первой возможности, обычно вскоре
после вступления международного договора в силу и его опубликования каким-
либо государством-участником. Днем регистрации считается день получения
Секретариатом ООН заверенной любым из участников копии договора. О
произведенной регистрации выдается свидетельство за подписью Генерального
секретаря ООН или его представителя. Правила 1946 года предусматривают кроме
регистрации еще так называемое хранение в делах и занесение в перечень. В
Уставе ООН эта процедура не предусмотрена. Она применяется к международным
договорам, которые не входят в число подлежащих обязательной регистрации, а
именно:
1. договоры, переданные государством, не являющимся членом ООН;
2. договоры, переданные государством — членом ООН, заключенные до
вступления в силу Устава этой организации и не включенные в «Сборник
договоров Лиги наций»;
3. договоры, заключенные ООН или ее специализированными учреждениями.
Таким образом, принятие на хранение и занесение в перечень являются по
существу добровольной формой регистрации договоров.
Вопрос о регистрации решают в первую очередь договаривающиеся государства, за
исключением случаев регистрации ex officio, которую осуществляет
Генеральный секретарь ООН и, в определенных случаях, специализированные
учреждения ООН. Иначе говоря, без согласия государств—участников международного
договора регистрация не может иметь места.
В практике государств встречаются различные виды регистрации международных
договоров:
1. Односторонняя регистрация, то есть производимая одним из участников
договора. Это наиболее часто встречающийся и нормальный случай.
2. Повторная регистрация, когда уже зарегистрированный договор снова
передается на регистрацию другим участником. По нашему мнению, эта процедура
является излишней – если договор уже зарегистрирован, нет никакой
необходимости делать это снова.
3. Совместная регистрация. Она может иметь место в случаях, когда у
международного договора несколько депозитариев, по соглашению между ними.
Совместно, например, регистрировали СССР, США и Великобритания Договор о
запрещении испытаний ядерного оружия от 5 августа 1963 г. Иногда совместная
регистрация применяется и при одном депозитарии многостороннего договора, и
даже в случаях двусторонних договоров. Так, многосторонний мирный договор с
Италией 1947 года был совместно зарегистрирован Советским Союзом (депозитарий)
и Францией. Протокол 1963 года о продлении срока действия
советско-чехословацкого Договора 1943 года о дружбе, взаимопомощи и
послевоенном сотрудничестве СССР зарегистрировал совместно с Чехословакией
[76].
4. Совместную и повторную регистрацию следует отличать от двойной
регистрации, когда один и тот же международный договор регистрируется в двух
международных организациях. Дело в том, что уставы ряда международных
организаций предусматривают регистрацию в секретариатах этих организаций,
помимо ООН (см. , например, Уставы МАГАТЭ, МОТ, ИКАО, Лиги арабских
государств). Во всех этих случаях она осуществляется в соответствии с
принятыми в этих организациях правилами. В отличие от ст.102 Устава ООН, эти
правила не содержат положений о последствиях неисполнения регистрации.
Имеются и другие особенности. Например, правила ИКАО 1949 года
предусматривают регистрацию и таких соглашений, участники которых не являются
субъектами международного права (юридические и даже физические лица).
Регистрация здесь не всегда предполагает опубликование договоров, издание
специальных сборников, что снижает ее значение.
Что касается регистрации в Секретариате ООН, то после этой процедуры или
занесения в перечень международных договоров он должен их в кратчайший срок
опубликовать.
Следует подчеркнуть, что регистрация, внесение в перечень и опубликование в
сборниках ООН того или иного акта не придают ему сами по себе характера
международного договора, о чем специально оговаривается в примечании к
каждому сборнику. И действительно, там встречаются односторонние акты,
заявления и нотификации, имеющие международно-правовое значение, но не
являющиеся соглашениями, например заявления о признании обязательной
юрисдикции Международного Суда ООН, о присоединении к договору, денонсации и
т.д. Нерегистрация не делает международный договор недействительным.
При кодификации права международных договоров о Комиссии международного права
и на Венской конференции институт регистрации получил дальнейшее развитие.
Статья 80 Венской конвенции распространяет на всех ее участников обязанность
регистрации. Кроме того, после принятия поправки Белорусской ССР на Венской
конференции эта статья содержит упоминание не только о регистрации и
опубликовании, но и о хранении в делах и занесении в перечень международных
договоров, независимо от членства в ООН. В ней нет ссылок, как было в
проекте, на правила Генеральной Ассамблеи ООН, которые нечленов ООН ставят в
неодинаковое положение в отношении регистрации по сравнению с членами ООН.
В связи с установлением института регистрации возникает вопрос о том, с
какого момента международный договор вступает в силу – с момента его
подписания или ратификации, или же с момента его регистрации в Секретариате
Организации Объединенных Наций. Этот вопрос ставился после создания Лиги
Наций, он ставится и теперь, в период деятельности ООН, и делаются попытки
как-то решить его.
Даются в основном два решения данного вопроса. Большинство американских
юристов склонно считать, что регистрация или отсутствие таковой не влияет в
какой-либо степени на силу международного договора. Такого взгляда, в
частности, придерживается Ч.Хайд в своём «Курсе международного права», где
автор делает вывод, что момент возникновения прав и обязанностей по
международному договору связывается с актом его регистрации.
В отечественной юридической литературе нет работ или статей, посвященных
определению правовых последствий регистрации международного договора.
В учебнике 1957 г. издания отмечается, что по смыслу статьи 18 Устава Лиги Наций
регистрация является «непременным условием для придания им (договорам)
бесспорной юридической силы» Отсюда можно сделать вывод о том, что
международный договор приобретает юридическую силу только с момента регистрации
[77].
Что касается статьи 102 Устава ООН, то в учебнике излагаются только ее
постановления, без указания на то, какое юридическое значение имеет
регистрация договоров Нам представляется, что с теоретической точки зрения
регистрация международных договоров в Секретариате ООН не имеет никакого
отношения к вопросу о вступлении в силу международного договора.
Как следует из истории возникновения института регистрации международных
договоров, последний появляется как определенная реакция на участившиеся в
практике государств случаи тайных договоров и соглашений, носящих
неправомерный и грабительский характер. Поэтому основная цель регистрации —
это, во первых, довести содержание договора до сведения международной
организации по поддержанию мира и безопасности народов и, во-вторых, сделать
его достоянием широкой общественности. В этой связи регистрация
международного договора неразрывно связана с его публикацией Отсюда
регистрация выступает как акт обнародования международного договора, придания
ему характера доступности, исключающей тайность его постановлений В этом
отношении регистрация имеет много общего с институтом публикации
международных договоров, который существует во внутригосударственных
правовых системах, так как и в обоих случаях гласность выступает в качестве
моральной силы, обеспечивающей должное уважение к правовой норме.
Однако регистрация не имеет отношения к вступлению договора в силу и по
другим, не менее веским основаниям.
Известно, что заключение договора практически выступает как акт суверенной
воли государств. Сами государства – участники соглашения определяют и
содержание договора во всех его деталях, и дату вступления договора в силу,
и срок окончания действия договора. По этим причинам, например, и акт
ратификации и отказ от нее выступают как проявление суверенной воли
государства.
Следовательно, только государства-участники правомочны либо принять условия
договора и придать ему юридическую силу, либо отказаться от этих условий и
отклонить договор в целом Что касается регистрации, то здесь не решается
вопрос принять или отклонить договор, так как предполагается, что этот вопрос
уже решен договаривающимися государствами.
Таким образом, заключение договора, придание ему юридической силы входят
целиком и полностью в компетенцию государств-контрагентов. Регистрация
совершается, когда договор уже вступил в силу в установленном сторонами
порядке. Она выступает как мера контроля международной организации по
обеспечению мира и безопасности за договорной практикой отдельных государств
с таким расчетом, чтобы эта практика не подрывала целей и принципов
Организации Объединенных Наций.
Из всего этого можно сделать вывод, что незарегистрированный договор, если
он принят с соблюдением конституционных процедур и соответствует основным
принципам международного права, действителен, как и договор
зарегистрированный. На незарегистрированный договор стороны не вправе
ссылаться в органах ООН, если он заключен после принятия Устава ООН. На
договоры, заключенные до принятия Устава, правило статьи 102 не
распространяется, поскольку данная статья не имеет обратной силы. На
государства, не являющиеся членами ООН, правовая обязанность регистрации
международных договоров не распространяется, хотя им, очевидно, нельзя
отказать в регистрации, если они по желают это сделать).
ФЗ «О международных договорах РФ» предусмотрена единая государственная
система регистрации и учёта международных договоров, которая осуществляется
правительственным департаментом.
В департаменте договоры регистрируются и учитываются по двум основным
категориям: многосторонние и двусторонние. Соответственно ведется картотека
регистрации и учета многосторонних и двусторонних договоров.
На каждый многосторонний договор с участием России оформляется специальная
карточка. В ней указываются учетный номер договора, количество его
участников, название договора, дата и место подписания, депозитарий, условия
вступления в силу, дата вступления в силу, срок действия, дата подписания
Россией, дата вступления в силу для России, сведения о выполнении
внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу, данные об
опубликовании договора и его регистрации в той или иной международной
организации, если таковая имела место. В карточке приводится также полный
список участников договора с указанием даты подписания, даты сдачи на
хранение документа о ратификации, принятии, присоединении, правопреемстве и
т.п., даты сдачи документа о денонсации.
На каждый двусторонний договор также оформляется специальная карточка. В ней
указываются учетный номер договора, название договора, место и дата его
подписания, лица, подписавшие договор за Российскую Федерацию (Правительство
Российской Федерации) и за иностранное государство (правительство),
приводятся данные о ратификации договора (если она требуется) и обмене
ратификационными грамотами, об утверждении договора (если оно требуется), о
вступлении в силу, сроки действия, а также сроки для заявления о продлении
или денонсации, указываются условия продления договора. Приводятся также
данные о публикации.
В настоящее время проводится работа по переводу картотеки двусторонних и
многосторонних договоров в электронную базу данных.
Учитывая, что Россия является государством-продолжателем СССР (см. п. 3 ст.1
Закона), в картотеку включены данные о договорах, заключенных СССР, по
которым Россия продолжает осуществлять права и выполнять обязательства.
При этом в отношении многосторонних договоров в силу своего качества
государства-продолжателя Россия заменила СССР автоматически.
Действительность каждого данного договора для России не подтверждалась и не
нуждается в дополнительном подтверждении. Характерно, что датой участия
России в этих договорах считается дата их вступления в силу для СССР.
В силу принципа продолжения Россией прав и обязательств по международным
договорам, для двусторонних договоров презюмируется их действительность в
отношениях между Россией и иностранным государством, заключившим договор с
СССР. Вместе с тем очевидно, что ряд ранее заключенных СССР договоров не
может применяться в связи с изменившимися обстоятельствами (например, объект
договора может находиться вне территории России, договор не отвечает
нынешним экономическим реалиям либо нуждается в пересмотре). С целью
уточнения договорной основы двусторонних отношений в МИД России проводится
работа по инвентаризации двусторонних договоров, заключенных СССР. Объем этой
работы очень велик, учитывая, что СССР к 1991 г. имел более 15 тыс.
двусторонних договоров.
Согласно ст.27 Закона регистрация международных договоров РФ в международных
организациях осуществляется на основании ст.102 Устава ООН.
§3. Опубликование международных договоров.
В то время как регистрация является делом прежде всего сторон международного
договора, обязанность опубликования международных договоров целиком
возложена на Секретариат Организации Объединенных Наций.
Согласно ст.102 Устава ООН, Секретариат обязан опубликовать всякий договор и
международное соглашение.
В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи 97/1 и ст.10 правил эта
обязанность распространена и на договоры и соглашения, хранящиеся в делах и
внесенные в перечень.
В меморандуме Секретариата относительно регистрации и опубликования
договоров и международных соглашений указывалось: «В целях удобства
пользования документами, подлежащими опубликованию Организацией Объединенных
Наций, Подкомитет считает желательным, чтобы зарегистрированные акты и акты,
хранимые в делах и занесенные в Перечень, публиковались в одной и той же
серии».
Опубликование договоров и других международно-правовых документов происходит
в «Сборниках договоров ООН».
В большинстве своем они состоят из двух частей: в первой — публикуются
договоры и соглашения, зарегистрированные в соответствии со ст.102 Устава
ООН, а также ст.1 и 4 правил 1946 года; во второй—договоры, принятые на
хранение и занесенные в перечень (т. е. не подлежащие обязательной
регистрации) в соответствии со ст.10 правил.
Дополнительные документы, приложения, а также сведения о ратификации, обмене
ратификационными грамотами, подписании, изменениях содержания договора,
помещенные в первой части, публикуются в приложении А, помещенные во второй
части — в приложении В, под номером договора, к которому они относятся.
Приложение С содержит договоры, а также соответствующие дополнения к ним,
зарегистрированные Секретариатом Лиги наций и не вошедшие в ее сборники.
С 1920 по 1946 год Секретариат Лиги опубликовал 205 томов, содержащих 4834
международных договора.
Секретариат Организации Объединенных Наций с 1947 по 1979 год опубликовал
более 900 томов «Сборников договоров ООН», содержащих свыше 14 тыс.
договоров и соглашений. К 1979 году в ООН было зарегистрировано и внесено в
перечень более 15 тыс. договоров.
В соответствии со ст.12 правил регистрации договоров «в кратчайший срок
Секретариат опубликовывает в виде серии сборников все договоры или
международные соглашения, зарегистрированные или хранящиеся в делах и
занесенные в Перечень», на языке или языках подлинника вместе с переводами
на английский и французский языки.
Согласно п. 2 ст.12 правил, Секретариат сообщает при опубликовании следующую
информацию: номер в порядке регистрации или занесения в перечень, дату
регистрации договора стороной или специализированным учреждением ООН, а
также день и порядок вступления договора в силу для каждой стороны.
В связи с этим в меморандуме Секретариата указывалось, что опубликование
какой-либо дополнительной информации, добровольно представленной любым
государством, должно быть оставлено на усмотрение Секретариата.
Вопрос об опубликовании поднимался Шестым комитетом на II, III, IV, V, IX и
Х сессиях Генеральной Ассамблеи ООН во время обсуждения докладов
Генерального секретаря о регистрации и опубликовании договоров и
международных соглашений. В дискуссиях внимание было обращено главным образом
на вопросы о сроках опубликования и правильности переводов.
При обсуждении доклада Генерального секретаря на III сессии о регистрации
договоров и международных соглашений все согласились с тем, что они должны
опубликовываться в кратчайший срок, и установили для этого в качестве общего
правила срок в течение шести месяцев после регистрации. Такое отношение к
вопросу вполне логично, так как если опубликование договоров будет
производиться с большим опозданием, то они будут представлять только
исторический интерес.
На III сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция 254/111, в
которой предусматривалась необходимость «опубликования договоров и
международных соглашений в возможно короткий срок», и Генеральному секретарю
было поручено «принять все необходимые меры к тому, чтобы зарегистрированные
договоры или соглашения опубликовывались с наименьшей задержкой и чтобы
переводы достигали возможно высокой степени правильности и точности
[78]».
Эти вопросы обсуждались и на последующих сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В
частности, возникал вопрос об опубликовании приложений к международным
договорам. Правильное его решение может быть найдено исходя из характера
приложений: являются они неотъемлемой частью договора или нет. В первом
случае их опубликование необходимо. Как отмечалось на Х сессии Генеральной
Ассамблеи ООН, есть приложения, имеющие существенное значение для
правильного понимания самого договора, где, например, излагается принятое
участвующими сторонами толкование постановлений договора или содержатся
дополнительные обязательства участвующих сторон, условия, от которых
зависит действие постановлений данного соглашения, и пр.
Само собой разумеется, что опубликование таких приложений имеет столь же
важное значение, как и опубликование самого соглашения. Однако некоторые
приложения, несомненно, не имеют существенного значения для правильного
понимания основного документа. К их числу относятся, например, различные
формуляры, прилагаемые к почтовым и таможенным соглашениям, имеющим
ограниченное применение; списки товаров, прилагаемые к краткосрочным
двусторонним коммерческим договорам, с указанием рода и количества товаров,
подлежащих обмену между договаривающимися сторонами, причем иногда даже с
подробной спецификацией этих товаров; в некоторых случаях чертежи или
географические карты, прилагаемые, например, к соглашениям, касающимся
устройства военных кладбищ или аренды помещений, и пр. В опубликовании таких
приложений нет необходимости.
Кроме «Сборников договоров» Секретариат ООН ежемесячно публикует сообщения о
зарегистрированных договорах и договорах, хранящихся в делах и внесенных в
Перечень. При этом указываются номер и дата регистрации или внесения в
Перечень, стороны договора и дата вступления его в силу. Тексты договоров
публикуются позже их регистрации, иногда этот разрыв значителен. В связи с
этим в ежегодном докладе о работе Организации Объединенных Наций на XV
сессии Генеральной Ассамблеи Генеральный секретарь отметил, что в будущем
промежуток времени между регистрацией и опубликованием должен быть не
более года.
С 1952 года в Секретариате ООН издаются Положения о многосторонних
конвенциях, в отношении которых Генеральный секретарь осуществляет функции
депозитария.
Издаются и некоторые специальные сборники. Таков «Сборник международных
налоговых соглашений», который не ограничивается лишь договорами и
международными соглашениями, подлежащими регистрации и хранению в делах на
основании ст.102 Устава ООН и Правил, а является полным собранием всех
международных документов по налогообложению. Тексты обычно опубликовываются
после их подписания, а не ратификации, то есть до вступления их в силу.
Материал, публикуемый в этом сборнике, собирается Генеральным секретарем при
содействии правительств. Тома сборника издавались первоначально лишь на
английском и французском языках, а затем, по просьбе ЭКОСОС, и на
испанском. Поэтому не всегда документы издаются на языке оригинала.
Кроме международного опубликования существует внутригосударственное
опубликование международных договоров — промульгация. В отличие от
международного опубликования, промульгироваться могут и
незарегистрированные договоры, что осуществляется в соответствии с
правилами, принятыми в данном государстве, и не зависит от регистрации.
В РФ с учетом положений ч. 4 ст.15 Конституции, определяющих, что
международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами
международного права являются составной частью правовой системы РФ, и
устанавливающих приоритет правил международного договора РФ по сравнению с
правилами, предусмотренными законом, в случае противоречия между ними, вопрос
об официальном опубликовании международных договоров РФ приобретает особое
значение. Важно подчеркнуть и установленный Конституцией (ч, 3 ст.15) запрет
на применение любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы
и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для
всеобщего сведения.
Официально опубликованы могут быть только вступившие в силу для РФ
международные договоры. Поэтому необходимо иметь в виду, что соответствующие
решения о согласии на обязательность для РФ международных договоров
опубликовываются раньше самих договоров. Вступление договора в силу
осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные в самом международном
договоре или согласованные между договаривающимися сторонами. Обмен
ратификационными грамотами и сдача грамот о ратификации международных
договоров РФ на хранение депозитариям, обмен и сдача на хранение иных
документов (об утверждении, принятии или присоединении) и переписка с
депозитариями многосторонних договоров осуществляются МИД.
Международные договоры РФ, заключенные от имени РФ и от имени Правительства,
опубликовываются по представлению МИД, который хранит подлинники (заверенные
копии, официальные переводы) таких договоров, и на который возлагаются
функции давать официальные сообщения о вступлении в силу таких договоров.
В Собрании законодательства РФ подлежат официальному опубликованию по
представлению МИД вступившие в силу для РФ международные договоры, решения о
согласии на обязательность которых для РФ приняты в форме федерального
закона.
К сожалению, как показывает практика, такие договоры опубликовываются
зачастую со значительным опозданием. Это может создать в ряде случаев
проблемы с их применением в РФ. Следовало бы установить предельный срок
(конечно, практически осуществимый) для опубликования вступивших в силу для
РФ международных договоров, предусмотрев с учетом ч. 3 ст.15 Конституции,
что международные договоры РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности
человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию не позднее дня
вступления их в силу для РФ. Для этого необходимо ускорить внесение
соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке
опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Путем внесения
соответствующего дополнения в упомянутый Закон следует решить также вопрос
об опубликовании тех международных договоров РФ, аутентичные тексты которых
составлены на иностранных языках. В этом случае договор опубликовывался бы на
одном из этих языков с официальным переводом на русский язык.
Вступившие в силу для РФ международные договоры (за исключением договоров
межведомственного характера) официально опубликовываются по представлению МИД
также в Бюллетене международных договоров.
Заключение
Работа над Венскими конвенциями о праве международных договоров 1969 и 1986
гг. исторически явилась объективно закономерной. Необходимость выработки
подобных актов назрела именно к тому моменту, когда перед человечеством
встали глобальные проблемы, имеющие жизненное значение для судеб цивилизации.
Речь идёт об охране окружающей среды, о воздушном и космическом пространстве,
Мировом океане, ресурсах планеты, о гонке вооружений, о необходимости
покончить с голодом, нищетой, об использовании достижений научно-технического
прогресса на благо всего человечества. Стало очевидным, что ни одно
государство не в состоянии решить эти проблемы в одиночку. Только
международное сотрудничество с учетом интересов всех при полной свободе
выбора участников международного сообщества путей своего развития позволит
решать эти проблемы и идти по пути прогресса. Появление глобальных проблем
поставило, в частности, перед государствами вопрос о непосредственном их
влиянии на поиск путей и средств выживания человека, на использование тех
общепризнанных принципов и норм поведения в международном общении, которыми
цивилизация уже обогащена, и на создание новых правил общения, новых
международных механизмов. На нашей планете назрела необходимость в новых
правилах общежития, соответствующих новым потребностям и изменившимся
условиям.
В этих условиях международный договор должен стать основным инструментом
правового регулирования международных отношений. Вот почему сейчас уделяется
так много внимания вопросам регламентации заключения, исполнения
международных договоров. В огромной степени от юридической техники,
разработанности процедурных тонкостей будет зависеть практическая реализация
идей безъядерного и ненасильственного мира. Разрешение проблем заключения
международных договоров будет одним из важнейших шагов на пути к новому
международному правопорядку.
Библиография.
1. Нормативные акты.
1.1. Конституция РФ // РГ, 1993, 25 декабря
1.2. Венская конвенция о праве международных договоров // ВВС, 1986,
№37, с.772
1.3. ФЗ №101-93 от 16.06.1995 г. «О международных договорах Российской
Федерации» // СЗ РФ, 1995, №29, ст.2757
1.4. СЗ РФ, 1996, №17, ст.2018
1.5. СЗ РФ, 1996, №9, ст.774-775
1.6. СЗ РФ, 1995, №49, ст.4822
1.7. СЗ РФ, 1995, №49, ст.4791
1.8. СЗ РФ, 1995, №48, ст.4554
1.9. СЗ РФ, 1995, №38, ст.3690
1.10. СЗ РФ, 1995, №33, ст.3336-3339
1.11. СЗ РФ, 1995, №21, ст.1965
1.12. СЗ РФ, 1995, №9, ст.4791
1.13. СЗ РФ, 1995, 4, ст.291, 329
1.14. СЗ РФ, 1994, №22, ст.2512
1.15. СЗ РФ, 1994, №20, ст.2269
1.16. СЗ РФ, 1994, №8, ст.881
1.17. СЗ РФ, 1994, №3, ст.223-224
1.18. СЗ РФ, 1994, №3, ст.340
1.19. САПП РФ, 1994, №1, ст.13-14
1.20. САПП РФ, 1993, №45, ст.4346
1.21. САПП РФ, 1993, №16, ст.1353
2. Книги.
2.1. Блищенко И.П., Солнцева М.И. Международная политика и
международное право. – М., 1970
2.2. Броунли Я. Международное право. – М., 1977
2.3. Буткевич В.Г. Советское право и международные договора. – Киев, 1977
2.4. Версальский мирный договор. – М., 1925
2.5. Внешняя политика СССР. // Сборник документов, т.6, - М., 1947
2.6. Ганюшкин Б.В. Дипломатическое право международных организаций. –
М., 1972
2.7. Действующее международное право. В 3 т. Сост. Колосов Ю.М. и
Кривчикова Э.С. – М., 1996
2.8. Додонов В.Н., Панов В.П., Румянцев О.Г. Международное право.
Словарь-справочник. – М., 1998
2.9. Дружком М.П. Заключение многосторонних договоров в рамках и под
эгидой международных организаций. – Киев, 1986
2.10. Дурденевский В.Н. Правила процедуры международных политических
конференций 20 в. – М., 1955
2.11. Дурденевский В.Н., Крылов С.Б. Международное право. Учебное
пособие. – М., 1946
2.12. Комментарий к ФЗ «О международных договорах РФ». – М., 1996
2.13. Курс международного права. В 7 т. т.4. Отрасли международного
права. – М., 1990
2.14. Ляхс А. Многосторонние договоры. – М., 1960
2.15. Мартенс Ф. Современное международное право цивилизованных народов.
– М., 1888
2.16. Международное право. Учебник для ВУЗов. – М., 1957
2.17. Международное право. Учебник. / МГИМО; отв.ред. Колосов Ю.Н.,
Кузнецов В.И. – М., 1995
2.18. Международное публичное право. Сборник документов. – М., 1996
2.19. Оппенгейм М. Международное право. – М., 1968
2.20. Поленц О. Ратификация международных договоров. – М., 1950
2.21. Сборник международных договоров СССР. – М., 1985. Вып.39
2.22. Степанов В.О. О праве международных организаций на участие в
многосторонних международных договорах. – М., 1987
2.23. Талалаев А.Н. Право международных договоров. – М., 1989
2.24. Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы. – М., 1980
2.25. Талалаев А.Н. Юридическая природа международных договоров. – М., 1963
2.26. Тункин Г.Я. Теория международного права. – М., 1970
2.27. Ульянова Н.Н. Общие вопросы многосторонних договоров в современных
международных отношениях. – Киев, 1981
2.28. Фабриков Э.М. Международный договор (его подготовка и оформление).
– М., 1957
2.29. Филиппов С.В. Оговорки в теории и практике международных договоров.
– М., 1958
2.30. Хайд Ч.Ч. Международное право, его понимание и применение США. –
М., 1951
2.31. Шуршалов В.М. Основные вопросы в теории международных договоров. –
М.., 1959
3. Статьи в сборниках.
3.1. Талалаев А.Н. Право международных договоров: историко-правовой
очерк. // Советский ежегодник международного права, 1972. – М., 1974
3.2. Нефедов Б.И О юридической природе регистрации международных
договоров // Международное и внутригосударственное право: проблемы
сравнительного правоведения. – Свердловск, 1984
4. Статьи в журналах.
4.1. Аюева Т.Н. Регистрация международных договоров в международных
организациях // Правоведение, 1977, №1
4.2. Борисов С. Суверенное право государств-участников многосторонних
договоров заявлять оговорки // СгиП, 1952, №4
4.3. Дурденевский В.Н. К вопросу об оговорках в международных
договорах // СгиП, 1956, №4
4.4. Лукашук И.И. Разработка проекта международного договора // СгиП,
1969, №2
4.5. Лунц Л.Я. Об одной из важнейших проблем международного права //
СгиП, 1965, №8
4.6. Манасуев А. Действие и применение международного договора // МЖ
МП, 1998, №4
4.7. Ульянова Н.Н. Депозитарий многосторонних договоров // СгиП.,
1978, №6
[1] Тункин Г.Я. Теория международного права. – М., 1970, с.40
[2] Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы. – М., 1980, с.61
[3] Там же.
[4] Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы. – М., 1980, с.61
[5] Додонов В.Н., Панов В.П., Румянцев О.Г.
Международное право. Словарь-справочник. – М., 1998, с.34
[6] Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы. – М., 1980, с.63
[7] Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы. – М., 1980, с.64
[8] Курс международного права. В 7 т. т.4.
Отрасли международного права. – М., 1990, с.30
[9] Международное публичное право. Сборник документов. – М., 1996, с.70
[10] Талалаев А.Н. Право международных
договоров: общие вопросы. – М., 1980, с.67
[11] Действующее международное право. В 3
т. Сост. Колосов Ю.М. и Кривчикова Э.С. – М., 1996, с.170
[12] Блищенко И.П., Солнцева М.И.
Международная политика и международное право. – М., 1970, с.11
[13] Действующее международное право. В 3
т. Сост. Колосов Ю.М. и Кривчикова Э.С. – М., 1996, с.18-20
[14] Талалаев А.Н. Право международных
договоров: общие вопросы. – М., 1980, с.72
[15] Внешняя политика СССР. // Сборник документов, т.6, - М., 1947, с.55
[16] Действующее международное право. В 3
т. Сост. Колосов Ю.М. и Кривчикова Э.С. – М., 1996, т.2., с.69
[17] Мартенс Ф. Современное международное
право цивилизованных народов. – М., 1888, с.388
[18] Оппенгейм М. Международное право. – М., 1968, с.431
[19] Шуршалов В.М. Основные вопросы в
теории международных договоров. – М.., 1959, с.149
[20] Оппенгейм М. Международное право. – М., 1968, с.433
[21] Шуршалов В.М. Основные вопросы в
теории международных договоров. – М.., 1959, с.120
[22] Тункин Г.Я. Теория международного права. – М., 1970, с.65
[23] Хайд Ч.Ч. Международное право, его
понимание и применение США. – М., 1951, с.89
[24] СЗ РФ, 1995, №33, ст.3336-3339
[25] Комментарий к ФЗ «О международных договорах РФ». – М., 1996, с.62
[26] СЗ РФ, 1995, №21, ст.1965
[27] СЗ РФ, 1995, 4, ст.291
[28] СЗ РФ, 1994, №22, ст.2512
[29] СЗ РФ, 1994, №8, ст.881
[30] СЗ РФ, 1995, №49, ст. 4791
[31] СЗ РФ, 1995, №49, ст.4822
[32] СЗ РФ, 1996, №17, ст.2018
[33] СЗ РФ, 1995, №4, ст.329
[34] СЗ РФ, 1994, №20, ст.2269
[35] Международное право. Учебник для ВУЗов. – М., 1957, с.72
[36] Сборник международных договоров СССР. – М., 1985. Вып.39, с.43
[37] Поленц О. Ратификация международных договоров. – М., 1950, с.27
[38] СЗ РФ, 1995, №48, ст.4554
[39] СЗ РФ, 1996, №9, ст.774-775
[40] СЗ РФ, 1994, №3, ст.224
[41] СЗ РФ, 1994, №3, ст.340
[42] Сборник международных договоров СССР. – М., 1985. Вып.39, с.59
[43] Сборник международных договоров СССР. – М., 1985. Вып.39, с.31
[44] Талалаев А.Н. Право международных
договоров: общие вопросы. – М., 1980, с.75
[45] Действующее международное право. В 3
т. Сост. Колосов Ю.М. и Кривчикова Э.С. – М., 1996, т.1, с.79
[46] Действующее международное право. В 3
т. Сост. Колосов Ю.М. и Кривчикова Э.С. – М., 1996, т.3, с.157
[47] Талалаев А.Н. Право международных
договоров: общие вопросы. – М., 1980, с.79
[48] Талалаев А.Н. Право международных
договоров: общие вопросы. – М., 1980, с.82
[49] СЗ РФ, 1995, №38, ст.3690
[50] СЗ РФ, 1994, №3, ст.223
[51] Талалаев А.Н. Право международных
договоров: общие вопросы. – М., 1980, с 89
[52] Буткевич В.Г. Советское право и международные договора. – Киев, 1977, с.98
[53] Действующее международное право. В 3
т. Сост. Колосов Ю.М. и Кривчикова Э.С. – М., 1996, т.2, с.71
[54] Филиппов С.В. Оговорки в теории и
практике международных договоров. – М., 1958, с.12
[55] Филиппов С.В. Оговорки в теории и
практике международных договоров. – М., 1958, с.13
[56] Действующее международное право. В 3
т. Сост. Колосов Ю.М. и Кривчикова Э.С. – М., 1996, т.2, с.159
[57] Филиппов С.В. Оговорки в теории и
практике международных договоров. – М., 1958, с.17
[58] Дурденевский В.Н. К вопросу об
оговорках в международных договорах // СгиП, 1956, №4, с.21
[59] Талалаев А.Н. Право международных
договоров: общие вопросы. – М., 1980, с.97
[60] Филиппов С.В. Оговорки в теории и
практике международных договоров. – М., 1958, с.20
[61] Внешняя политика СССР. // Сборник документов, т.6, - М., 1947, с.57
[62] Внешняя политика СССР. // Сборник документов, т.6, - М., 1947, с.64
[63] Действующее международное право. В 3
т. Сост. Колосов Ю.М. и Кривчикова Э.С. – М., 1996, т.3, с.304
[64] Международное публичное право. Сборник документов. – М., 1996, т.2, с.275
[65] Международное публичное право. Сборник документов. – М., 1996, т.2, с.290
[66] Дурденевский В.Н., Крылов С.Б.
Международное право. Учебное пособие. – М., 1946, с.25
[67] Дурденевский В.Н., Крылов С.Б.
Международное право. Учебное пособие. – М., 1946, с.29
[68] Действующее международное право. В 3
т. Сост. Колосов Ю.М. и Кривчикова Э.С. – М., 1996, т.2, с.78
[69] Филиппов С.В. Оговорки в теории и
практике международных договоров. – М., 1958, с.41
[70] Дурденевский В.Н., Крылов С.Б.
Международное право. Учебное пособие. – М., 1946, с.33
[71] Филиппов С.В. Оговорки в теории и
практике международных договоров. – М., 1958, с.44
[72] Филиппов С.В. Оговорки в теории и
практике международных договоров. – М., 1958, с.42
[73] Ульянова Н.Н. Депозитарий многосторонних договоров // СгиП., 1978, №6, с.31
[74] Филиппов С.В. Оговорки в теории и
практике международных договоров. – М., 1958, с.43
[75] Аюева Т.Н. Регистрация международных
договоров в международных организациях // Правоведение, 1977, №1, с.18
[76] Талалаев А.Н. Право международных
договоров: общие вопросы. – М., 1980, с.121
[77] Международное право. Учебник для ВУЗов. – М., 1957, с.80
[78] Филиппов С.В. Оговорки в теории и
практике международных договоров. – М., 1958, с.47
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|