Рефераты

Диплом: Процедура заключения международных договоров

участников конвенции к оговоркам, заявляемым при присоединении, то, если речь

идет о договоре, не вступившем в силу, и если, следовательно, могут быть еще

другие присоединения, вопрос о презумпции согласия решается так же, как и в

рассмотренных выше случаях.

В случаях заявления оговорки к договору, открытому для присоединений,

согласие сторон, уже являющихся его участ­никами, с оговоркой презюмировать,

разумеется, нельзя.

Допустимость оговорки с точки зрения ее содержания.

В связи с изучением вопроса об оговорках необходимо установить, что может

быть признано оговоркой «существен­ной» и что—оговоркой «не существенной».

Прежде всего вызывает возражение сама терминология. Любая оговорка существенна,

иначе она не заявлялась бы. Еще менее удачным является выражение

«второстепенная оговорка», употребляемое некоторыми авторами

[71].

Правильнее было бы говорить о «допустимой» и «недо­пустимой» оговорках,

поскольку это более определенно передает смысл, который вкладывается в эти

понятия.

Что же представляют собой «допустимая» и «недопусти­мая» оговорки ?

Найти тут какой-либо критерий очень трудно Представ­ляется правильным лишь

установить, что допускаются только те оговорки, которые не противоречат самой

цели конвенции. В этом случае возникает необходимость разделения

постанов­лений конвенции на две категории—составляющие и не со­ставляющие ее

предмет и цель. Даже если исходить из пред­положения, что такое разделение

(теоретически вполне воз­можное, а на практике весьма маловероятное)

проведено, всё же очень трудно найти какое-либо иное основание для такого

различия, кроме основания субъективного.

Действительно, если государство А делает оговорку, ко­торую государство В

считает соответствующей, а государ­ство С – не соответствующей предмету и

цели конвенции, то обычно нет никакого объективного мерила, при помощи

ко­торого можно было бы установить, кто же прав.

Возможность обращения в Международный Суд сути дела не меняет хотя бы потому,

что возможностью этой могут не воспользоваться.

Даже в том случае, если конвенция предусматривает юрисдикцию Международного

Суда по спорам о толковании или применении ее постановлений и кто-либо из

участников обратится в Суд, может возникнуть ряд дополнительных юри­дических

затруднений и проблем.

Очевидно, что никак не следует смешивать оговорки к определенной статье

конвенции с оговорками общего харак­тера, которые становятся иногда просто

заявлениями о том, что государство, сделавшее такую оговорку, может

уклонить­ся от необходимости соблюдать договор.

Таким примером может служить оговорка Великобрита­нии к пакту Бриана —

Келлога о том, что запрет войны может не распространяться на местности, в

которых данное го­сударство жизненно заинтересовано; сюда же следует отнести

оговорки, в которых государство заявило бы, что действие заключаемой

конвенции не прекращает применения расходя­щихся с ней законов этого

государства. Совершенно абсурд­ной была бы любая оговорка к статье I

Конвенции о ге­ноциде

С этой точки зрения, очевидно, будет неправильным счи­тать «недопустимой»

оговорку, направленную главным об­разом на ограждение той политики, тех

принципов, которые хотя и не обязательно являются объектом отдельных

поло­жений конвенции, но тем не менее этими постановлениями могут быть

затронуты (Такова, например, оговорка СССР к ст.IX Конвенции о геноциде,

касающаяся вопросов, связан­ных с юрисдикцией Международного Суда).

Особый характер оговорки неизменности обстоятельств.

Одной из проблем, имеющих принципиально важное зна­чение как для

международного, так и для гражданского права, является оговорка неизменности

обстоятельств.

Оговорка неизменности обстоятельств существенно отли­чается от того, что

принято называть оговоркой к договору. Она не является формальным заявлением

государства или актом государственной власти, которым государство придает

отдельным положениям договора или всему договору в целом особый, определенный

смысл.

Это — молчаливая договоренность о том, что соглашение остается в силе, пока

будет неизменным порядок вещей, по­служивший основой для заключения этого

соглашения. Фор­ма такой договоренности обусловлена не тем, что стороны бы­ли в

принципе за бесконечно долгое, не зависящее от внеш­них условий соблюдение

правила pacta sunt servanda, a тем, что ни один составитель договора не

в состоянии пре­дусмотреть все события, которые могут произойти в будущем и в

корне изменить обстановку

Сам термин «оговорка» может быть применен в данном случае с большой натяжкой.

Правильнее было бы говорить не об оговорке (фр. reserve, англ.

reserve), а об «условии неизменности обстоятельств», тем более что слово

clausula (фр. clause) переводится именно как «условие», но отнюдь не

как «оговорка».

Глава 5. Регистрация и официальное опубликование международных договоров.

§1. Депозитарий многосторонних договоров.

Под термином «депозитарий» понимается хранитель оригинального текста

многостороннего договора и всех относящихся к нему документов (заявлений,

оговорок, деклараций о присоединении, денонсации и т.д.). Одна­ко, как мы

увидим, функции депозитария не ограничиваются одним только хранением

договора, а носят более разнообразный характер.

Депозитарием может быть одно или несколько государств, международная

организация или главное ис­полнительное должностное лицо такой организации.

Так, Генеральный секретарь ООН осуществляет функции депозитария целого ряда

многосторонних договоров, заключенных в рамках Организации Объединенных

Наций, еще раньше — Лиги наций.

Депозитарий определяется обычно участвующими в переговорах государствами или

в самом договоре, или каким-либо иным порядком. Обычно им назначается

государство, на территории которого состоялась между­народная конференция,

разработавшая и принявшая данный договор, или компетентный орган

международ­ной организации, если договор был принят в рамках организации.

Депозитарий играет важную роль в нормальном функционировании многостороннего

договора. Это объясняется особенностями и характером его прав и обязанностей

как по отношению к самому международному договору, так и по отношению к

участвующим или присоединяющимся к нему государствам. В связи с трудностями,

которые встречаются на этом пути, появилась практика назначения нескольких

депозитариев одного многостороннего договора. Так, в Договоре 1963 года о

запрещении испытаний ядерного оружия, в Договоре о нераспространении ядерного

оружия и некоторых других—три равноправных государства-депозитария: СССР, США

и Великобритания.

В целях более четкого осуществления своих функций государства-депозитарии,

когда их несколько, согласовывают свои действия. Они информируют друг друга о

правовом статусе многостороннего договора, числе государств-участников,

присоединениях новых государств, согласовывают день открытия договора для

подписания. Так, по согласованию между СССР, США и

Великобританией—депозитариями Конвенции о запрещении разработки, производства

и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия

и об их уничтожении, одобренной на XXVI сессии Генераль­ной Ассамблеи ООН,

конвенция была открыта одновре­менно для подписания 10 апреля 1972 г. в трех

столицах государств-депозитариев: Москве, Вашингтоне и Лон­доне.

Нужно, однако, отметить, что опыт сотрудничества депозитариев изучен еще

недостаточно. Возможно, прак­тика назначения нескольких депозитариев по мере

все более прочного укоренения принципа универсальности общих международных

договоров постепенно сойдет на нет. В общих многосторонних договорах,

заключенных в последние годы и открытых для участия всех госу­дарств,

назначается один депозитарий, например, в Кон­венции о запрещении военного

или любого иного враж­дебного использования средств воздействия на природ­ную

среду от 18 мая 1977 г. Права и обязанности депо­зитария часто определяются в

самом многостороннем договоре. Практика заключения все большего числа

мно­госторонних договоров в XX веке привела к определен­ной унификации

функций депозитария, определила обыч­ный круг его прав и обязанностей. Он был

довольно пол­но очерчен и обобщен Комиссией международного права ООН при

кодификации права международных договоров и затем зафиксирован в Венской

конвенции о праве международных договоров (ст.77), где устанавливает­ся, что

функции депозитария состоят, в частности:

Ø в хранении подлинного текста договора и всех пе­реданных

депозитарию полномочий;

Ø в подготовке заверенных копий с подлинного тек­ста и подготовке

любых иных текстов договора на та­ких других языках, которые могут быть

предусмотрены договором, а также в препровождении их участникам и

государствам, имеющим право становиться участника­ми договора;

Ø в получении любых подписей под договором и по­лучении и

хранении документов, уведомлений и сообще­ний, относящихся к нему;

Ø в изучении вопроса о том, находятся ли подписи, документы,

уведомления или сообщения, относящиеся к договору, в полном порядке и

надлежащей форме, и, в случае необходимости, в доведении этого вопроса до

сведения соответствующего государства;

Ø в информировании участников и государств, имею­щих право

становиться участниками договора, о доку­ментах, уведомлениях и сообщениях,

относящихся к до­говору;

Ø в информировании государств, имеющих право становиться

участниками договора, о том, когда число подписей, ратификационных грамот или

документов о принятии, утверждении, или присоединении, необходимое для

вступления договора в силу, было получено или де­понировано;

Ø в регистрации договора в Секретариате Органи­зации Объединенных

Наций;

Ø в выполнении функций, предусмотренных другими положениями

настоящей конвенции.

Анализ этих прав и обязанностей показывает, что функции депозитария носят

чисто административный, исполнительный, но не политический и не судебный

ха­рактер.

Функции государства — депозитария многосторонне­го договора нужно строго

отграничить от прав и обязан­ностей этого государства как участника данного

до­говора.

В Венской конвенции 1969 года о праве международ­ных договоров (ст.76) прямо

говорится, что «функции депозитария договора являются международными по своему

характеру, и при исполнении своих функций де­позитарий обязан действовать

беспристрастно». И далее идет очень важное положение, которое было включено в

эту статью на Венской конференции по предложению Белорусской ССР и Монгольской

Народной Республики «В частности, тот факт, что договор не вступил в силу между

некоторыми участниками или что возникло раз­ногласие между государством и

депозитарием, касаю­щееся выполнения функций этого последнего, не влияет на эту

обязанность[72]».

В случае возникновения любого разногласия между каким-либо государством и

депозитарием относительно выполнения функций последнего депозитарий

ограничи­вается тем, что доводит этот вопрос до сведения подпи­савших договор

и договаривающихся государств, либо в соответствующих случаях, до сведения

компетентного органа заинтересованной международной организации (п. 2 ст.77

Венской конвенции).

Депозитарий не должен нарушать своих функций или превышать их. Так, принимая

документы, содержащие оговорки или возражения против них, депозитарий не

вправе давать обязательное правовое толкование им, в частности, решать

вопросы о действительности оговорок. Все документы он должен незамедлительно

направлять всем участникам договора. Также не дело депозитария быть арбитром

или судьей в споре о действительности ратификации, денонсации или

присоединения к догово­ру, сделанных тем или иным государством. Он не впра­ве

определять круг участников международного догово­ра, а также решать вопрос

или тем более препятствовать вступлению международного договора в силу.

Государство может, конечно, высказывать свое мне­ние по всем этим вопросам, в

том числе в отношении документов о присоединении, об оговорках и т.п. , но

только как участник данного договора наравне с други­ми его участниками, а не

как депозитарий. Функции по­следнего не дают ему привилегий в этом отношении,

в частности права, обязательного для других государств — участников

толкования, навязывания им своего мнения по указанным документам и самому

международному договору. Факт непризнания депозитарием государства,

заявившего о своем желании присоединиться к догово­ру, не может влиять на

выполнение депозитарием своих функций.

Мнение депозитария по всем спорным вопросам, свя­занным с присоединением

новых государств к договору, юридическими последствиями оговорок, вступлением

до­говора в силу, подсчетом подписей и т.д. , носит пред­варительный

характер, и окончательное решение по ним принадлежит участникам договора.

Все сказанное не означает, что функции депозитария ограничиваются ролью

«почтового ящика». Беспри­страстность действий депозитария, о которой говорит

ст.76 Венской конвенции, не означает, что депозитарий не должен реагировать,

когда документы о присоедине­нии, ратификации и т.д. составлены в явное

нарушение общепринятых норм международного права. Как спра­ведливо подчеркивают

В. Пехота и Н. Н. Ульянова, де­позитарий несет ответственность за правильное

состав­ление указанных документов и вправе отказать в их принятии, если они

составлены в нарушение основных принципов международного права

[73]. Так, в 1964 году Советский Союз как депозитарий Московского договора о

запрещении испытаний ядерного оружия отказался принять ратификационную грамоту

ФРГ ввиду того, что она была составлена в нарушение общепризнанных норм

международного права: в ней делалась попытка высту­пать от имени всей Германии.

Согласно ФЗ «О международных договорах РФ» подлинники двусторонних

международных договоров (межго­сударственных и межправительственных) хранятся

в Историко-документальном департаменте МИД России. Если речь идет о

подписан­ном договоре, на хранение сдается текст как на русском языке, так и

на языке государства-контрагента (российский альтернат). Вместе с текстом

договора хранятся полномочия лица, подписавшего договор от имени иностранного

государства или его правительства. Если договор имеет приложения, они сдаются

на хранение вместе с текстом договора. Также вместе с текстом договора

хранятся приложенные к нему при подписа­нии письменные заявления (если

таковые имеются). Если договор подлежит ратификации, вместе с его текстом

хранятся грамоты о ратификации договора государством- контрагентом.

Подлинники многосторонних договоров, как правило, находятся у депозитариев.

Если депозитарием является Правительство Российской Федерации, то подлинник

договора хранится в Историко-документальном департаменте МИД России. Если у

договора иной депозитарий, то на хранение в Историко-документальный

департамент сдаются заве­ренные копии или официальные переводы договора,

полученные от де­позитария. Переписка, относящаяся к данному договору,

хранится в Правовом департаменте МИД России.

Заверенные копии межведомственных договоров хранятся в Право­вом департаменте

МИД России.

Во исполнение функций депозитария многосторонних догово­ров МИД России

осуществляет следующие действия:

Ø хранит подлинный текст договора и полномочия подписавших его лиц;

Ø направляет государствам-участникам, а также государствам,

ко­торые имеют право стать участниками договора, заверенные копии с его

подлинного текста;

Ø обеспечивает подписание договора государствами, желающими стать

его участниками;

Ø получает и хранит документы, уведомления и сообщения,

относя­щиеся к договору;

Ø информирует участников, а также государства, имеющие право

стать участниками договора, о документах, уведомлениях и сообщениях,

относящихся к договору;

Ø информирует участников договора о его вступлении в силу, а

так­же о подписаниях, сдаче на хранение ратификационных грамот или

до­кументов о присоединении;

Ø обеспечивает регистрацию договора в Секретариате ООН. Переписка

по вопросам, связанным с осуществлением функций де­позитария, ведется, как

правило, по дипломатическим каналам.

§2. Регистрация международных договоров.

Хотя регистрация и опубликование не входят в про­цесс заключения

международных договоров, они тесно связаны с ним.

Регистрация – это правовой акт государств, Секре­тариата ООН или другой

международной организации, который заключается в том, что международные

догово­ры, вступившие в силу и переданные в Секретариат для регистрации,

заносятся в регистр или направляются для хранения в делах и занесения в

перечень с целью опуб­ликования и доведения их содержания до сведения всех

государств.

Уже в ст.18 Устава Лиги наций предусматривалась обязанность государств —

членов Лиги регистрировать, а следовательно, предавать гласности под страхом

лишения обязательной силы заключаемые ими междуна­родные договоры. На

Секретариат Лиги возлагалась обязанность регистрировать и при первой

возможности публиковать эти договоры.

В меморандуме, одобренном Советом Лиги наций 19 мая 1920 г. , отмечалась

важность принципа гласности международных договоров как одного из источников их

моральной силы, укрепления вытекающих из них прав и обязательств и важного

средства общественного конт­роля. Правда, меморандум ограничивал обязанность

регистрации договорами, которые были заключены после вступления в силу Устава

Лиги наций, то есть после 10 января 1920 г. , но уполномочивал Секретариат Лиги

регистрировать и ранее заключенные договоры с согла­сия договаривающихся

сторон, даже если они в данный момент не являются членами Лиги наций

[74].

И все же официальное международно-правовое признание принципа гласности

междуна­родных договоров, зафиксированное в Уставе Лиги на­ций и других

международных актах, явилось важным шагом в демократическом развитии права

международ­ных договоров.

Впоследствии этот принцип был подтвержден и раз­вит в Уставе ООН, Венской

конвенции о праве между­народных договоров и других международно-правовых

документах. Согласно ст.102 Устава ООН, «всякий до­говор и всякое

международное соглашение, заключенные любым Членом Организации после

вступления в силу настоящего Устава, должны быть, при первой возмож­ности,

зарегистрированы в Секретариате и им опубли­кованы».

В соответствии с этой статьей Генеральная Ассамб­лея ООН в резолюции от 14

декабря 1946 г. утвердила Правила о регистрации и опубликовании международ­ных

договоров. В них указывается, что регистрации подлежат все договоры или

международные соглашения, независимо от их формы и наименования, заключенные

после вступления в силу Устава ООН, то есть после 24 октября 1945 г. Однако

резолюция Генеральной Ас­самблеи по вопросу о регистрации договоров от 10

фев­раля 1946 г. рекомендовала членам ООН передать для хранения Генеральному

секретарю и опубликования до­говоры, заключенные до вступления в силу Устава

ООН и не включенные в сборники Лиги наций. Некоторые из них были включены в

сборники договоров ООН[75].

В тех случаях, когда в международном договоре сто­роной является ООН или в самом

договоре устанавли­вается, что ООН уполномочивается произвести регистра­цию

(обычно договоров, заключенных в рамках ООН), или если ООН является

депозитарием договора, обязан­ность его регистрации ex officio лежит на

ООН. Реги­страция в определенных случаях может производиться специализированным

учреждением ООН (ст.4 правил). Согласно общему положению, регистрация

многосторон­них договоров производится их депозитарием (ст.80 Венской

конвенции).

Регистрация договора, произведенная одной из его сторон, самой ООН или ее

специализированными учреж­дениями, освобождает все другие стороны от

обязатель­ства выполнения этой процедуры. Во избежание дубли­рования

Секретариат ООН обязан ежемесячно публико­вать и рассылать всем членам ООН

сообщения о догово­рах, зарегистрированных или внесенных в реестр за истекший

месяц.

Регистрации подлежат не только сами договоры, но и все относящиеся к ним

документы: поправки, измене­ния, присоединения, ратификации, оговорки,

декларации, продления, денонсации, приложения, подтверждения. Сюда же должны

быть отнесены как акты о возобновлении международных договоров, так и сами

возобновлен­ные договоры.

Регистрацию не проходят некоторые приложения, носящие сугубо технический или

единовременный характер (список товаров, перечень предприятий, тарифы и

т.п.), а также памятные записки, межведомственные соглашения, в некоторых

случаях обмены нотами и др.

Регистрация должна осуществляться при первой воз­можности, обычно вскоре

после вступления международ­ного договора в силу и его опубликования каким-

либо государством-участником. Днем регистрации считается день получения

Секретариатом ООН заверенной любым из участников копии договора. О

произведенной регист­рации выдается свидетельство за подписью Генерально­го

секретаря ООН или его представителя. Правила 1946 года предусматривают кроме

регистрации еще так называемое хранение в делах и занесение в перечень. В

Уставе ООН эта процедура не предусмотрена. Она применяется к международным

договорам, которые не входят в число подлежащих обязательной регистрации, а

именно:

1. договоры, переданные государством, не являю­щимся членом ООН;

2. договоры, переданные государством — членом ООН, заключенные до

вступления в силу Устава этой организации и не включенные в «Сборник

договоров Лиги наций»;

3. договоры, заключенные ООН или ее специализи­рованными учреждениями.

Таким образом, принятие на хранение и занесение в перечень являются по

существу добровольной формой регистрации договоров.

Вопрос о регистрации решают в первую очередь договаривающиеся государства, за

исключением случаев регистрации ex officio, которую осуществляет

Генераль­ный секретарь ООН и, в определенных случаях, специализированные

учреждения ООН. Иначе говоря, без согласия государств—участников международного

договора регистрация не может иметь места.

В практике государств встречаются различные виды регистрации международных

договоров:

1. Односторонняя регистрация, то есть производимая одним из участников

договора. Это наиболее часто встре­чающийся и нормальный случай.

2. Повторная регистрация, когда уже зарегистриро­ванный договор снова

передается на регистрацию дру­гим участником. По нашему мнению, эта процедура

яв­ляется излишней – если договор уже зарегистрирован, нет никакой

необходимости делать это снова.

3. Совместная регистрация. Она может иметь место в случаях, когда у

международного договора несколько депозитариев, по соглашению между ними.

Совместно, например, регистрировали СССР, США и Великобрита­ния Договор о

запрещении испытаний ядерного оружия от 5 августа 1963 г. Иногда совместная

регистрация при­меняется и при одном депозитарии многостороннего до­говора, и

даже в случаях двусторонних договоров. Так, многосторонний мирный договор с

Италией 1947 года был совместно зарегистрирован Советским Союзом (де­позитарий)

и Францией. Протокол 1963 года о продле­нии срока действия

советско-чехословацкого Договора 1943 года о дружбе, взаимопомощи и

послевоенном со­трудничестве СССР зарегистрировал совместно с Чехо­словакией

[76].

4. Совместную и повторную регистрацию следует от­личать от двойной

регистрации, когда один и тот же международный договор регистрируется в двух

между­народных организациях. Дело в том, что уставы ряда международных

организаций предусматривают регист­рацию в секретариатах этих организаций,

помимо ООН (см. , например, Уставы МАГАТЭ, МОТ, ИКАО, Лиги арабских

государств). Во всех этих случаях она осуществляется в соответствии с

принятыми в этих орга­низациях правилами. В отличие от ст.102 Устава ООН, эти

правила не содержат положений о последствиях не­исполнения регистрации.

Имеются и другие особенности. Например, правила ИКАО 1949 года

предусматривают регистрацию и таких соглашений, участники которых не являются

субъектами международного права (юридиче­ские и даже физические лица).

Регистрация здесь не всегда предполагает опублико­вание договоров, издание

специальных сборников, что снижает ее значение.

Что касается регистрации в Секретариате ООН, то после этой процедуры или

занесения в перечень между­народных договоров он должен их в кратчайший срок

опубликовать.

Следует подчеркнуть, что регистрация, внесение в перечень и опубликование в

сборниках ООН того или иного акта не придают ему сами по себе характера

меж­дународного договора, о чем специально оговаривается в примечании к

каждому сборнику. И действительно, там встречаются односторонние акты,

заявления и ноти­фикации, имеющие международно-правовое значение, но не

являющиеся соглашениями, например заявления о признании обязательной

юрисдикции Международного Суда ООН, о присоединении к договору, денонсации и

т.д. Нерегистрация не делает международный договор недействительным.

При кодификации права международных договоров о Комиссии международного права

и на Венской конфе­ренции институт регистрации получил дальнейшее раз­витие.

Статья 80 Венской конвенции распространяет на всех ее участников обязанность

регистрации. Кроме того, после принятия поправки Белорусской ССР на Вен­ской

конференции эта статья содержит упоминание не только о регистрации и

опубликовании, но и о хранении в делах и занесении в перечень международных

догово­ров, независимо от членства в ООН. В ней нет ссылок, как было в

проекте, на правила Генеральной Ассамблеи ООН, которые нечленов ООН ставят в

неодинаковое по­ложение в отношении регистрации по сравнению с чле­нами ООН.

В связи с установлением института регистрации воз­никает вопрос о том, с

какого момента международный договор вступает в силу – с момента его

подписания или ратификации, или же с момента его регистрации в Се­кретариате

Организации Объединенных Наций. Этот во­прос ставился после создания Лиги

Наций, он ста­вится и теперь, в период деятельности ООН, и делаются попытки

как-то решить его.

Даются в основном два решения данного вопроса. Большинство американских

юристов склонно считать, что регистрация или отсутствие таковой не влияет в

какой-либо степени на силу международного договора. Та­кого взгляда, в

частности, придерживается Ч.Хайд в своём «Курсе международного права», где

автор делает вывод, что момент возникновения прав и обязанностей по

международному договору связывается с актом его регистрации.

В отечественной юридической литературе нет работ или статей, посвященных

определению правовых последствий регистрации международного договора.

В учебнике 1957 г. издания отмечается, что по смыслу статьи 18 Устава Лиги Наций

регистрация является «непременным условием для придания им (договорам)

бесспорной юридической силы» Отсюда можно сделать вывод о том, что

международный договор приобретает юридическую силу только с момента регистрации

[77].

Что касается статьи 102 Устава ООН, то в учебнике излагаются только ее

постановления, без указания на то, какое юридическое значение имеет

ре­гистрация договоров Нам представляется, что с теорети­ческой точки зрения

регистрация международных догово­ров в Секретариате ООН не имеет никакого

отношения к вопросу о вступлении в силу международного договора.

Как следует из истории возникновения института ре­гистрации международных

договоров, последний появля­ется как определенная реакция на участившиеся в

прак­тике государств случаи тайных договоров и соглашений, носящих

неправомерный и гра­бительский характер. Поэтому основная цель регистра­ции —

это, во первых, довести содержание договора до сведения международной

организации по поддержанию мира и безопасности народов и, во-вторых, сделать

его достоянием широкой общественности. В этой связи регистрация

международного договора неразрывно связана с его публикацией Отсюда

регистрация выступает как акт обнародования международного договора, придания

ему характера доступности, исключающей тайность его постановлений В этом

отношении регистрация имеет много общего с институтом публикации

международных договоров, который существует во внутригосударствен­ных

правовых системах, так как и в обоих случаях глас­ность выступает в качестве

моральной силы, обеспечива­ющей должное уважение к правовой норме.

Однако регистрация не имеет отношения к вступлению договора в силу и по

другим, не менее веским основаниям.

Известно, что заключение договора практически вы­ступает как акт суверенной

воли государств. Сами государства – участники соглашения определяют и

содер­жание договора во всех его деталях, и дату вступления договора в силу,

и срок окончания действия договора. По этим причинам, например, и акт

ратификации и отказ от нее выступают как проявление суверенной воли

госу­дарства.

Следовательно, только государства-участники право­мочны либо принять условия

договора и придать ему юридическую силу, либо отказаться от этих условий и

отклонить договор в целом Что касается регистрации, то здесь не решается

вопрос принять или отклонить договор, так как предполагается, что этот вопрос

уже решен договаривающимися государствами.

Таким образом, заключение договора, придание ему юридической силы входят

целиком и полностью в ком­петенцию государств-контрагентов. Регистрация

совер­шается, когда договор уже вступил в силу в установленном сторонами

порядке. Она выступает как мера контроля международной организации по

обеспечению мира и безопасности за договорной практикой отдельных государств

с таким расчетом, чтобы эта практика не подрывала целей и принципов

Организации Объединенных Наций.

Из всего этого можно сделать вывод, что незареги­стрированный договор, если

он принят с соблюдением конституционных процедур и соответствует основным

принципам международного права, действителен, как и договор

зарегистрированный. На незарегистрированный договор стороны не вправе

ссылаться в органах ООН, если он заключен после принятия Устава ООН. На

договоры, заключенные до принятия Устава, правило статьи 102 не

распространяется, поскольку данная статья не имеет обратной силы. На

государства, не являющиеся членами ООН, правовая обязанность регистрации

меж­дународных договоров не распространяется, хотя им, очевидно, нельзя

отказать в регистрации, если они по желают это сделать).

ФЗ «О международных договорах РФ» предусмотрена единая государственная

система регистрации и учёта международных договоров, которая осуществляется

правительственным департаментом.

В департаменте договоры регистрируются и учитываются по двум основным

ка­тегориям: многосторонние и двусторонние. Соответственно ведется кар­тотека

регистрации и учета многосторонних и двусторонних договоров.

На каждый многосторонний договор с участием России оформляет­ся специальная

карточка. В ней указываются учетный номер договора, количество его

участников, название договора, дата и место подписания, депозитарий, условия

вступления в силу, дата вступления в силу, срок действия, дата подписания

Россией, дата вступления в силу для России, сведения о выполнении

внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу, данные об

опубликовании договора и его регист­рации в той или иной международной

организации, если таковая имела место. В карточке приводится также полный

список участников догово­ра с указанием даты подписания, даты сдачи на

хранение документа о ратификации, принятии, присоединении, правопреемстве и

т.п., даты сдачи документа о денонсации.

На каждый двусторонний договор также оформляется специальная карточка. В ней

указываются учетный номер договора, название догово­ра, место и дата его

подписания, лица, подписавшие договор за Российскую Федерацию (Правительство

Российской Федерации) и за иностран­ное государство (правительство),

приводятся данные о ратификации до­говора (если она требуется) и обмене

ратификационными грамотами, об утверждении договора (если оно требуется), о

вступлении в силу, сроки действия, а также сроки для заявления о продлении

или денонсации, ука­зываются условия продления договора. Приводятся также

данные о пуб­ликации.

В настоящее время проводится работа по переводу картотеки дву­сторонних и

многосторонних договоров в электронную базу данных.

Учитывая, что Россия является государством-продолжателем СССР (см. п. 3 ст.1

Закона), в картотеку включены данные о договорах, заклю­ченных СССР, по

которым Россия продолжает осуществлять права и вы­полнять обязательства.

При этом в отношении многосторонних договоров в силу своего качества

государства-продолжателя Россия заменила СССР автоматиче­ски.

Действительность каждого данного договора для России не под­тверждалась и не

нуждается в дополнительном подтверждении. Харак­терно, что датой участия

России в этих договорах считается дата их вступления в силу для СССР.

В силу принципа продолжения Россией прав и обязательств по меж­дународным

договорам, для двусторонних договоров презюмируется их действительность в

отношениях между Россией и иностранным государ­ством, заключившим договор с

СССР. Вместе с тем очевидно, что ряд ранее заключенных СССР договоров не

может применяться в связи с из­менившимися обстоятельствами (например, объект

договора может на­ходиться вне территории России, договор не отвечает

нынешним эконо­мическим реалиям либо нуждается в пересмотре). С целью

уточнения до­говорной основы двусторонних отношений в МИД России проводится

работа по инвентаризации двусторонних договоров, заключенных СССР. Объем этой

работы очень велик, учитывая, что СССР к 1991 г. имел более 15 тыс.

двусторонних договоров.

Согласно ст.27 Закона регистрация международных договоров РФ в международных

организациях осуществляется на основании ст.102 Устава ООН.

§3. Опубликование международных договоров.

В то время как регистрация является делом прежде всего сторон международного

договора, обязанность опубликования международных договоров целиком

воз­ложена на Секретариат Организации Объединенных Наций.

Согласно ст.102 Устава ООН, Секретариат обязан опубликовать всякий договор и

международное соглаше­ние.

В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи 97/1 и ст.10 правил эта

обязанность распространена и на договоры и соглашения, хранящиеся в делах и

вне­сенные в перечень.

В меморандуме Секретариата относительно регист­рации и опубликования

договоров и международных со­глашений указывалось: «В целях удобства

пользования документами, подлежащими опубликованию Организа­цией Объединенных

Наций, Подкомитет считает жела­тельным, чтобы зарегистрированные акты и акты,

хра­нимые в делах и занесенные в Перечень, публиковались в одной и той же

серии».

Опубликование договоров и других международно-правовых документов происходит

в «Сборниках догово­ров ООН».

В большинстве своем они состоят из двух частей: в первой — публикуются

договоры и соглашения, заре­гистрированные в соответствии со ст.102 Устава

ООН, а также ст.1 и 4 правил 1946 года; во второй—догово­ры, принятые на

хранение и занесенные в перечень (т. е. не подлежащие обязательной

регистрации) в соответст­вии со ст.10 правил.

Дополнительные документы, приложения, а также сведения о ратификации, обмене

ратификационными грамотами, подписании, изменениях содержания догово­ра,

помещенные в первой части, публикуются в прило­жении А, помещенные во второй

части — в приложе­нии В, под номером договора, к которому они относятся.

Приложение С содержит договоры, а также соответ­ствующие дополнения к ним,

зарегистрированные Секре­тариатом Лиги наций и не вошедшие в ее сборники.

С 1920 по 1946 год Секретариат Лиги опубликовал 205 томов, содержащих 4834

международных договора.

Секретариат Организации Объединенных Наций с 1947 по 1979 год опубликовал

более 900 томов «Сборни­ков договоров ООН», содержащих свыше 14 тыс.

догово­ров и соглашений. К 1979 году в ООН было зарегистри­ровано и внесено в

перечень более 15 тыс. договоров.

В соответствии со ст.12 правил регистрации догово­ров «в кратчайший срок

Секретариат опубликовывает в виде серии сборников все договоры или

международные соглашения, зарегистрированные или хранящиеся в де­лах и

занесенные в Перечень», на языке или языках под­линника вместе с переводами

на английский и французский языки.

Согласно п. 2 ст.12 правил, Секретариат сообщает при опубликовании следующую

информацию: номер в порядке регистрации или занесения в перечень, дату

ре­гистрации договора стороной или специализированным учреждением ООН, а

также день и порядок вступления договора в силу для каждой стороны.

В связи с этим в меморандуме Секретариата указывалось, что опубликование

какой-либо дополнительной информации, добровольно представленной любым

госу­дарством, должно быть оставлено на усмотрение Секретариата.

Вопрос об опубликовании поднимался Шестым ко­митетом на II, III, IV, V, IX и

Х сессиях Генеральной Ассамблеи ООН во время обсуждения докладов

Гене­рального секретаря о регистрации и опубликовании договоров и

международных соглашений. В дискуссиях внимание было обращено главным образом

на вопросы о сроках опубликования и правильности переводов.

При обсуждении доклада Генерального секретаря на III сессии о регистрации

договоров и международных соглашений все согласились с тем, что они должны

опуб­ликовываться в кратчайший срок, и установили для этого в качестве общего

правила срок в течение шести ме­сяцев после регистрации. Такое отношение к

вопросу вполне логично, так как если опубликование договоров будет

производиться с большим опозданием, то они бу­дут представлять только

исторический интерес.

На III сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция 254/111, в

которой предусматривалась необходимость «опубликования договоров и

междуна­родных соглашений в возможно короткий срок», и Гене­ральному секретарю

было поручено «принять все необходимые меры к тому, чтобы зарегистрированные

до­говоры или соглашения опубликовывались с наименьшей задержкой и чтобы

переводы достигали возможно высо­кой степени правильности и точности

[78]».

Эти вопросы обсуждались и на последующих сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В

частности, возникал вопрос об опубликовании приложений к международным

договорам. Правильное его решение может быть найде­но исходя из характера

приложений: являются они не­отъемлемой частью договора или нет. В первом

случае их опубликование необходимо. Как отмечалось на Х сессии Генеральной

Ассамблеи ООН, есть приложе­ния, имеющие существенное значение для

правильного понимания самого договора, где, например, излагается принятое

участвующими сторонами толкование постанов­лений договора или содержатся

дополнительные обяза­тельства участвующих сторон, условия, от которых

за­висит действие постановлений данного соглашения, и пр.

Само собой разумеется, что опубликование таких приложений имеет столь же

важное значение, как и опубликование самого соглашения. Однако некоторые

приложения, несомненно, не имеют существенного значе­ния для правильного

понимания основного документа. К их числу относятся, например, различные

формуляры, прилагаемые к почтовым и таможенным соглашениям, имеющим

ограниченное применение; списки товаров, прилагаемые к краткосрочным

двусторонним коммерче­ским договорам, с указанием рода и количества товаров,

подлежащих обмену между договаривающимися сторо­нами, причем иногда даже с

подробной спецификацией этих товаров; в некоторых случаях чертежи или

геогра­фические карты, прилагаемые, например, к соглашени­ям, касающимся

устройства военных кладбищ или арен­ды помещений, и пр. В опубликовании таких

приложе­ний нет необходимости.

Кроме «Сборников договоров» Секретариат ООН ежемесячно публикует сообщения о

зарегистрированных договорах и договорах, хранящихся в делах и внесенных в

Перечень. При этом указываются номер и дата регист­рации или внесения в

Перечень, стороны договора и да­та вступления его в силу. Тексты договоров

публикуют­ся позже их регистрации, иногда этот разрыв значите­лен. В связи с

этим в ежегодном докладе о работе Ор­ганизации Объединенных Наций на XV

сессии Генераль­ной Ассамблеи Генеральный секретарь отметил, что в будущем

промежуток времени между регистрацией и опубликованием должен быть не

более года.

С 1952 года в Секретариате ООН издаются Положе­ния о многосторонних

конвенциях, в отношении которых Генеральный секретарь осуществляет функции

депози­тария.

Издаются и некоторые специальные сборники. Таков «Сборник международных

налоговых соглашений», ко­торый не ограничивается лишь договорами и

междуна­родными соглашениями, подлежащими регистрации и хранению в делах на

основании ст.102 Устава ООН и Правил, а является полным собранием всех

международных документов по налогообложению. Тексты обыч­но опубликовываются

после их подписания, а не рати­фикации, то есть до вступления их в силу.

Материал, публикуемый в этом сборнике, собирается Генеральным секретарем при

содействии правительств. Тома сборника издавались первоначально лишь на

английском и фран­цузском языках, а затем, по просьбе ЭКОСОС, и на

ис­панском. Поэтому не всегда документы издаются на языке оригинала.

Кроме международного опубликования существует внутригосударственное

опубликование международных договоров — промульгация. В отличие от

международ­ного опубликования, промульгироваться могут и

незаре­гистрированные договоры, что осуществляется в соответ­ствии с

правилами, принятыми в данном государстве, и не зависит от регистрации.

В РФ с учетом положений ч. 4 ст.15 Конституции, определяющих, что

международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами

международного права являются составной частью правовой системы РФ, и

устанавливающих приоритет правил международного до­говора РФ по сравнению с

правилами, предусмотренными законом, в случае противоречия между ними, вопрос

об официальном опубликова­нии международных договоров РФ приобретает особое

значение. Важно подчеркнуть и установленный Конституцией (ч, 3 ст.15) запрет

на при­менение любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы

и обязанности человека и гражданина, если они не опубликова­ны официально для

всеобщего сведения.

Официально опубликованы могут быть только вступившие в силу для РФ

международные договоры. Поэтому необходимо иметь в виду, что соответствующие

решения о согласии на обязательность для РФ ме­ждународных договоров

опубликовываются раньше самих договоров. Вступление договора в силу

осуществляется в порядке и сроки, преду­смотренные в самом международном

договоре или согласованные между договаривающимися сторонами. Обмен

ратификационными грамотами и сдача грамот о ратификации международных

договоров РФ на хране­ние депозитариям, обмен и сдача на хранение иных

документов (об ут­верждении, принятии или присоединении) и переписка с

депозитариями многосторонних договоров осуществляются МИД.

Международные договоры РФ, заключенные от имени РФ и от име­ни Правительства,

опубликовываются по представлению МИД, который хранит подлинники (заверенные

копии, официальные переводы) таких договоров, и на который возлагаются

функции давать официальные со­общения о вступлении в силу таких договоров.

В Собрании законодательства РФ подлежат официальному опубли­кованию по

представлению МИД вступившие в силу для РФ междуна­родные договоры, решения о

согласии на обязательность которых для РФ приняты в форме федерального

закона.

К сожалению, как показывает практика, такие договоры опублико­вываются

зачастую со значительным опозданием. Это может создать в ряде случаев

проблемы с их применением в РФ. Следовало бы устано­вить предельный срок

(конечно, практически осуществимый) для опуб­ликования вступивших в силу для

РФ международных договоров, преду­смотрев с учетом ч. 3 ст.15 Конституции,

что международные договоры РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности

человека и граждани­на, подлежат официальному опубликованию не позднее дня

вступления их в силу для РФ. Для этого необходимо ускорить внесение

соответству­ющих изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке

опуб­ликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,

федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Путем вне­сения

соответствующего дополнения в упомянутый Закон следует ре­шить также вопрос

об опубликовании тех международных договоров РФ, аутентичные тексты которых

составлены на иностранных языках. В этом случае договор опубликовывался бы на

одном из этих языков с официальным переводом на русский язык.

Вступившие в силу для РФ международные договоры (за исключением договоров

межведомственного характера) официально опубликовываются по представлению МИД

также в Бюллетене международных договоров.

Заключение

Работа над Венскими конвенциями о праве международных договоров 1969 и 1986

гг. исторически явилась объективно закономерной. Необходимость выработки

подобных актов назрела именно к тому моменту, когда перед человечеством

встали глобальные проблемы, имеющие жизненное значение для судеб цивилизации.

Речь идёт об охране окружающей среды, о воздушном и космическом пространстве,

Мировом океане, ресурсах планеты, о гонке вооружений, о необходимости

покончить с голодом, нищетой, об использовании достижений научно-технического

прогресса на благо всего человечества. Стало очевидным, что ни одно

государство не в состоянии решить эти проблемы в одиночку. Только

международное сотрудничество с учетом интересов всех при полной свободе

выбора участников международного сообщества путей своего развития позволит

решать эти проблемы и идти по пути прогресса. Появление глобальных проблем

поставило, в частности, перед государствами вопрос о непосредственном их

влиянии на поиск путей и средств выживания человека, на использование тех

общепризнанных принципов и норм поведения в международном общении, которыми

цивилизация уже обогащена, и на создание новых правил общения, новых

международных механизмов. На нашей планете назрела необходимость в новых

правилах общежития, соответствующих новым потребностям и изменившимся

условиям.

В этих условиях международный договор должен стать основным инструментом

правового регулирования международных отношений. Вот почему сейчас уделяется

так много внимания вопросам регламентации заключения, исполнения

международных договоров. В огромной степени от юридической техники,

разработанности процедурных тонкостей будет зависеть практическая реализация

идей безъядерного и ненасильственного мира. Разрешение проблем заключения

международных договоров будет одним из важнейших шагов на пути к новому

международному правопорядку.

Библиография.

1. Нормативные акты.

1.1. Конституция РФ // РГ, 1993, 25 декабря

1.2. Венская конвенция о праве международных договоров // ВВС, 1986,

№37, с.772

1.3. ФЗ №101-93 от 16.06.1995 г. «О международных договорах Российской

Федерации» // СЗ РФ, 1995, №29, ст.2757

1.4. СЗ РФ, 1996, №17, ст.2018

1.5. СЗ РФ, 1996, №9, ст.774-775

1.6. СЗ РФ, 1995, №49, ст.4822

1.7. СЗ РФ, 1995, №49, ст.4791

1.8. СЗ РФ, 1995, №48, ст.4554

1.9. СЗ РФ, 1995, №38, ст.3690

1.10. СЗ РФ, 1995, №33, ст.3336-3339

1.11. СЗ РФ, 1995, №21, ст.1965

1.12. СЗ РФ, 1995, №9, ст.4791

1.13. СЗ РФ, 1995, 4, ст.291, 329

1.14. СЗ РФ, 1994, №22, ст.2512

1.15. СЗ РФ, 1994, №20, ст.2269

1.16. СЗ РФ, 1994, №8, ст.881

1.17. СЗ РФ, 1994, №3, ст.223-224

1.18. СЗ РФ, 1994, №3, ст.340

1.19. САПП РФ, 1994, №1, ст.13-14

1.20. САПП РФ, 1993, №45, ст.4346

1.21. САПП РФ, 1993, №16, ст.1353

2. Книги.

2.1. Блищенко И.П., Солнцева М.И. Международная политика и

международное право. – М., 1970

2.2. Броунли Я. Международное право. – М., 1977

2.3. Буткевич В.Г. Советское право и международные договора. – Киев, 1977

2.4. Версальский мирный договор. – М., 1925

2.5. Внешняя политика СССР. // Сборник документов, т.6, - М., 1947

2.6. Ганюшкин Б.В. Дипломатическое право международных организаций. –

М., 1972

2.7. Действующее международное право. В 3 т. Сост. Колосов Ю.М. и

Кривчикова Э.С. – М., 1996

2.8. Додонов В.Н., Панов В.П., Румянцев О.Г. Международное право.

Словарь-справочник. – М., 1998

2.9. Дружком М.П. Заключение многосторонних договоров в рамках и под

эгидой международных организаций. – Киев, 1986

2.10. Дурденевский В.Н. Правила процедуры международных политических

конференций 20 в. – М., 1955

2.11. Дурденевский В.Н., Крылов С.Б. Международное право. Учебное

пособие. – М., 1946

2.12. Комментарий к ФЗ «О международных договорах РФ». – М., 1996

2.13. Курс международного права. В 7 т. т.4. Отрасли международного

права. – М., 1990

2.14. Ляхс А. Многосторонние договоры. – М., 1960

2.15. Мартенс Ф. Современное международное право цивилизованных народов.

– М., 1888

2.16. Международное право. Учебник для ВУЗов. – М., 1957

2.17. Международное право. Учебник. / МГИМО; отв.ред. Колосов Ю.Н.,

Кузнецов В.И. – М., 1995

2.18. Международное публичное право. Сборник документов. – М., 1996

2.19. Оппенгейм М. Международное право. – М., 1968

2.20. Поленц О. Ратификация международных договоров. – М., 1950

2.21. Сборник международных договоров СССР. – М., 1985. Вып.39

2.22. Степанов В.О. О праве международных организаций на участие в

многосторонних международных договорах. – М., 1987

2.23. Талалаев А.Н. Право международных договоров. – М., 1989

2.24. Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы. – М., 1980

2.25. Талалаев А.Н. Юридическая природа международных договоров. – М., 1963

2.26. Тункин Г.Я. Теория международного права. – М., 1970

2.27. Ульянова Н.Н. Общие вопросы многосторонних договоров в современных

международных отношениях. – Киев, 1981

2.28. Фабриков Э.М. Международный договор (его подготовка и оформление).

– М., 1957

2.29. Филиппов С.В. Оговорки в теории и практике международных договоров.

– М., 1958

2.30. Хайд Ч.Ч. Международное право, его понимание и применение США. –

М., 1951

2.31. Шуршалов В.М. Основные вопросы в теории международных договоров. –

М.., 1959

3. Статьи в сборниках.

3.1. Талалаев А.Н. Право международных договоров: историко-правовой

очерк. // Советский ежегодник международного права, 1972. – М., 1974

3.2. Нефедов Б.И О юридической природе регистрации международных

договоров // Международное и внутригосударственное право: проблемы

сравнительного правоведения. – Свердловск, 1984

4. Статьи в журналах.

4.1. Аюева Т.Н. Регистрация международных договоров в международных

организациях // Правоведение, 1977, №1

4.2. Борисов С. Суверенное право государств-участников многосторонних

договоров заявлять оговорки // СгиП, 1952, №4

4.3. Дурденевский В.Н. К вопросу об оговорках в международных

договорах // СгиП, 1956, №4

4.4. Лукашук И.И. Разработка проекта международного договора // СгиП,

1969, №2

4.5. Лунц Л.Я. Об одной из важнейших проблем международного права //

СгиП, 1965, №8

4.6. Манасуев А. Действие и применение международного договора // МЖ

МП, 1998, №4

4.7. Ульянова Н.Н. Депозитарий многосторонних договоров // СгиП.,

1978, №6

[1] Тункин Г.Я. Теория международного права. – М., 1970, с.40

[2] Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы. – М., 1980, с.61

[3] Там же.

[4] Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы. – М., 1980, с.61

[5] Додонов В.Н., Панов В.П., Румянцев О.Г.

Международное право. Словарь-справочник. – М., 1998, с.34

[6] Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы. – М., 1980, с.63

[7] Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы. – М., 1980, с.64

[8] Курс международного права. В 7 т. т.4.

Отрасли международного права. – М., 1990, с.30

[9] Международное публичное право. Сборник документов. – М., 1996, с.70

[10] Талалаев А.Н. Право международных

договоров: общие вопросы. – М., 1980, с.67

[11] Действующее международное право. В 3

т. Сост. Колосов Ю.М. и Кривчикова Э.С. – М., 1996, с.170

[12] Блищенко И.П., Солнцева М.И.

Международная политика и международное право. – М., 1970, с.11

[13] Действующее международное право. В 3

т. Сост. Колосов Ю.М. и Кривчикова Э.С. – М., 1996, с.18-20

[14] Талалаев А.Н. Право международных

договоров: общие вопросы. – М., 1980, с.72

[15] Внешняя политика СССР. // Сборник документов, т.6, - М., 1947, с.55

[16] Действующее международное право. В 3

т. Сост. Колосов Ю.М. и Кривчикова Э.С. – М., 1996, т.2., с.69

[17] Мартенс Ф. Современное международное

право цивилизованных народов. – М., 1888, с.388

[18] Оппенгейм М. Международное право. – М., 1968, с.431

[19] Шуршалов В.М. Основные вопросы в

теории международных договоров. – М.., 1959, с.149

[20] Оппенгейм М. Международное право. – М., 1968, с.433

[21] Шуршалов В.М. Основные вопросы в

теории международных договоров. – М.., 1959, с.120

[22] Тункин Г.Я. Теория международного права. – М., 1970, с.65

[23] Хайд Ч.Ч. Международное право, его

понимание и применение США. – М., 1951, с.89

[24] СЗ РФ, 1995, №33, ст.3336-3339

[25] Комментарий к ФЗ «О международных договорах РФ». – М., 1996, с.62

[26] СЗ РФ, 1995, №21, ст.1965

[27] СЗ РФ, 1995, 4, ст.291

[28] СЗ РФ, 1994, №22, ст.2512

[29] СЗ РФ, 1994, №8, ст.881

[30] СЗ РФ, 1995, №49, ст. 4791

[31] СЗ РФ, 1995, №49, ст.4822

[32] СЗ РФ, 1996, №17, ст.2018

[33] СЗ РФ, 1995, №4, ст.329

[34] СЗ РФ, 1994, №20, ст.2269

[35] Международное право. Учебник для ВУЗов. – М., 1957, с.72

[36] Сборник международных договоров СССР. – М., 1985. Вып.39, с.43

[37] Поленц О. Ратификация международных договоров. – М., 1950, с.27

[38] СЗ РФ, 1995, №48, ст.4554

[39] СЗ РФ, 1996, №9, ст.774-775

[40] СЗ РФ, 1994, №3, ст.224

[41] СЗ РФ, 1994, №3, ст.340

[42] Сборник международных договоров СССР. – М., 1985. Вып.39, с.59

[43] Сборник международных договоров СССР. – М., 1985. Вып.39, с.31

[44] Талалаев А.Н. Право международных

договоров: общие вопросы. – М., 1980, с.75

[45] Действующее международное право. В 3

т. Сост. Колосов Ю.М. и Кривчикова Э.С. – М., 1996, т.1, с.79

[46] Действующее международное право. В 3

т. Сост. Колосов Ю.М. и Кривчикова Э.С. – М., 1996, т.3, с.157

[47] Талалаев А.Н. Право международных

договоров: общие вопросы. – М., 1980, с.79

[48] Талалаев А.Н. Право международных

договоров: общие вопросы. – М., 1980, с.82

[49] СЗ РФ, 1995, №38, ст.3690

[50] СЗ РФ, 1994, №3, ст.223

[51] Талалаев А.Н. Право международных

договоров: общие вопросы. – М., 1980, с 89

[52] Буткевич В.Г. Советское право и международные договора. – Киев, 1977, с.98

[53] Действующее международное право. В 3

т. Сост. Колосов Ю.М. и Кривчикова Э.С. – М., 1996, т.2, с.71

[54] Филиппов С.В. Оговорки в теории и

практике международных договоров. – М., 1958, с.12

[55] Филиппов С.В. Оговорки в теории и

практике международных договоров. – М., 1958, с.13

[56] Действующее международное право. В 3

т. Сост. Колосов Ю.М. и Кривчикова Э.С. – М., 1996, т.2, с.159

[57] Филиппов С.В. Оговорки в теории и

практике международных договоров. – М., 1958, с.17

[58] Дурденевский В.Н. К вопросу об

оговорках в международных договорах // СгиП, 1956, №4, с.21

[59] Талалаев А.Н. Право международных

договоров: общие вопросы. – М., 1980, с.97

[60] Филиппов С.В. Оговорки в теории и

практике международных договоров. – М., 1958, с.20

[61] Внешняя политика СССР. // Сборник документов, т.6, - М., 1947, с.57

[62] Внешняя политика СССР. // Сборник документов, т.6, - М., 1947, с.64

[63] Действующее международное право. В 3

т. Сост. Колосов Ю.М. и Кривчикова Э.С. – М., 1996, т.3, с.304

[64] Международное публичное право. Сборник документов. – М., 1996, т.2, с.275

[65] Международное публичное право. Сборник документов. – М., 1996, т.2, с.290

[66] Дурденевский В.Н., Крылов С.Б.

Международное право. Учебное пособие. – М., 1946, с.25

[67] Дурденевский В.Н., Крылов С.Б.

Международное право. Учебное пособие. – М., 1946, с.29

[68] Действующее международное право. В 3

т. Сост. Колосов Ю.М. и Кривчикова Э.С. – М., 1996, т.2, с.78

[69] Филиппов С.В. Оговорки в теории и

практике международных договоров. – М., 1958, с.41

[70] Дурденевский В.Н., Крылов С.Б.

Международное право. Учебное пособие. – М., 1946, с.33

[71] Филиппов С.В. Оговорки в теории и

практике международных договоров. – М., 1958, с.44

[72] Филиппов С.В. Оговорки в теории и

практике международных договоров. – М., 1958, с.42

[73] Ульянова Н.Н. Депозитарий многосторонних договоров // СгиП., 1978, №6, с.31

[74] Филиппов С.В. Оговорки в теории и

практике международных договоров. – М., 1958, с.43

[75] Аюева Т.Н. Регистрация международных

договоров в международных организациях // Правоведение, 1977, №1, с.18

[76] Талалаев А.Н. Право международных

договоров: общие вопросы. – М., 1980, с.121

[77] Международное право. Учебник для ВУЗов. – М., 1957, с.80

[78] Филиппов С.В. Оговорки в теории и

практике международных договоров. – М., 1958, с.47

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты