Диплом: Процедура заключения международных договоров
праве и смежных правах» 1993 г. Еще один пример правительственного решения о
присоединении к международным договорам связан с участием Российской Федерации
в конвенциях Совета Европы в области образования. Правительство приняло
предложение Министерства иностранных дел, согласованное с рядом других
федеральных органов исполнительной власти, о присоединении Российской Федерации
к Европейской конвенции об эквивалентности дипломов, дающих право на
поступление в высшие учебные заведения, от 11 декабря 1953 г. и Протоколу к
ней от 3 июня 1964 г. , а также к Европейской конвенции об академическом
признании документов об университетском образовании от 14 декабря 1959 г.
[41]
Присоединение к международным договорам межведомственного характера
осуществляется в порядке, предусмотренном для заключения таких договоров. Это
означает, что решение о проведении переговоров о присоединении к
межведомственному договору принимается Правительством, а решение о
присоединении к нему - федеральным министром, руководителем иного
федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которых входят
вопросы, регулируемые договором, по согласованию с Министерством иностранных
дел; Правительство принимает решение о присоединении к межведомственному
договору, если соответствующие вопросы имеют важное значение для
государственных интересов РФ.
От присоединения нужно отличать акт подтверждения государством своего участия в
международном договоре. Такое подтверждение становится необходимым, когда по
различным причинам, например в случае правопреемства, другие участники
договора могут усомниться в участии государства в данном договоре. Так, в 1955
году Советский Союз заявил о признании ратифицированных Россией Гаагских
конвенций и деклараций 1899 и 1907 годов «в той мере, в какой эти конвенции и
декларации не противоречат Уставу ООН, и если они не были изменены или
заменены последующими международными соглашениями, участником которых является
СССР[42]».
Вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции в соответствии с
ленинским Декретом о мире Советское государство признало для себя силу или
действие ряда гуманитарных конвенций. Так, Постановлением СНК РСФСР от 30 мая
1918 г. были признаны Женевские и другие конвенции Красного Креста. В 1925
году СССР были признаны: конвенции 1904 и 1906 годов об освобождении
госпитальных судов от портовых или иных сборов, Гаагская конвенция 1907 года о
применении к морской войне начал Женевской конвенции 1906 года; в 1926 году –
Брюссельские конвенции 1910 года относительно столкновения судов и оказания
помощи и спасания на море, конвенция 1884 года по охране подводных телеграфных
кабелей, конвенция 1911 года об охране котиков и др.
[43]
В 1958 году так же поступила в отношении Гаагских конвенций Германская
Демократическая Республика как одно из государств-правопреемников прежней
Германии — участника Гаагских конвенций. То обстоятельство что правительство
Нидерландов в качестве депозитария учинило опрос других участников конвенций
относительно участия в них ГДР, ни в какой степени не может изменить того
факта, что Германская Демократическая Республика являлась участником Гаагских
конвенций 1899 и 1907 годов. В 1976 году это участие было вновь подтверждено
ГДР с началом действия присоединения 22 декабря 1958 г.
[44]
Как видно, вопросы, связанные с подтверждением участия в международном
договоре, обычно возникают в связи с правопреемством, поэтому они
регулируются не Венской конвенцией 1969 года о праве международных договоров,
а Венской конвенцией 1978 года о правопреемстве государств в отношении
международных договоров.
В РФ этот вопрос дополнительно урегулирован в ФЗ «О международных договорах
РФ». П. 3 ст.1 Закона гласит, что закон распространяется на международные
договоры, в которых РФ является стороной в качестве государства-продолжателя
СССР. Это понятие является новым в международно-правовой практике. При
образовании на месте одного государства нескольких новых говорят о
государствах-правопреемниках. Между ними распределяются международные права и
обязанности прекратившего существование государства. Применительно к СССР
такими правопреемниками являются государства- бывшие союзные республики. Что
касается России, то статус правопреемника не мог удовлетворить ни ее, ни
другие государства, ни международное сообщество в целом. Поэтому по взаимному
соглашению государств за РФ был признан особый статус «государства-
продолжателя», в силу которого она заняла в международной системе место СССР,
взяв на себя основную массу его прав и обязанностей.
§5. Принятие, утверждение международных договоров.
Принятие международного договора – это особая форма, посредством которой
государство выражает в международном плане свое согласие на его
обязательность для себя.
В таком понимании принятие международного договора нужно отличать от
принятия текста договора, которое было рассмотрено выше. Как уже говорилось,
принятие текста договора относится именно к тексту. Голосуя за договор,
государства принимают его текст, но не выражают еще согласия с вытекающими из
него обязательствами. Принятие обязательств но договору происходит на
последующих стадиях процесса заключения международного договора, о которых
уже говорилось (подписание, ратификация и присоединение) и о которых еще
пойдет речь дальше.
Выражение «принятие международного договора» — сравнительно новое в
международном праве. Однако новизна здесь скорее терминологическая, чем по
существу. Об этом свидетельствует договорная практика государств и тот факт,
что одни и те же процессы называются в одних случаях принятием договора, в
других — присоединением к нему. Так, в ст.79 Устава Всемирной организации
здравоохранения говорится: «Государства могут присоединиться к настоящему
Уставу путем:
Ø подписания без оговорок в отношении его утверждения;
Ø подписания под условием его утверждения с последующим принятием
или
Ø принятия.
Принятие осуществляется вручением формального документа Генеральному секретарю
ООН[45]».
Похожие постановления о принятии имеются в конвенции ИМКО (ст.57), Уставе ЮНЕСКО
(ст.XV). Принятие предусмотрено в Уставе МОТ (ст.36). Однако другие
многосторонние договоры, в том числе и учредительные акты специализированных
учреждений ООН, в таких же случаях говорят о присоединении. Так, в ст.33
конвенции Всемирной метеорологической организации сказано: «Согласно ст.3
настоящей конвенции, присоединение к конвенции происходит путем передачи на
хранение Правительству Соединенных Штатов Америки материалов присоединения...
[46]»
О присоединении говорится также в ст.16 международной конвенции электросвязи
и др.
Во всех указанных случаях термин «присоединение» означает то же, что и
«принятие». Это особенно ясно видно из Устава ВОЗ, где прямо сказано, что
государства могут присоединяться к нему путем принятия.
В других случаях принятие может применяться вместо ратификации, когда
международный договор по характеру его объекта и целям не нуждается в
ратификации. Этой цели служит формулировка «подписание при условии
принятия».
Ввиду разнообразия постановлений конституций различных государств в
некоторых случаях, для того, чтобы не ставить в зависимость от них вступление
государств в международные договоры, в последних предусматривается или
ратификация, или принятие.
В договорной практике встречается еще выражение «принятие договора к сведению».
Например, Женевское соглашение 1973 года о прекращении войны и восстановлении
мира во Вьетнаме и протоколы к нему были торжественно приняты и одобрены всеми
участниками конференции в специальном Акте международной конференции по
Вьетнаму, в том числе СССР, который, как известно, не был участником этого
соглашения и протоколов. Согласно ст.3, «стороны, подписавшие настоящий Акт,
торжественно принимают к сведению обязательства, взятые на себя Сторонами,
подписавшими Соглашение и Протоколы, строго уважать и неукоснительно выполнять
Соглашение и Протоколы[47]».
Такое «принятие к сведению», хотя оно само по себе, не делает государство
участником международного договора, тем не менее придает ему еще больший
авторитет и дает дополнительную гарантию соблюдения.
И наконец, некоторые юристы считают, что существует еще понятие
окончательного принятия международного договора, охватывающее любую форму
выражения согласия государств на обязательность для них договора.
Следует, однако, иметь в виду, что Венская конвенция о праве международных
договоров понятия «окончательное принятие договора» не знает.
Термин «утверждение», или «конфирмация», означает окончательное одобрение
международного договора правительством или другим органом, если заключение
договора относится к его компетенции.
В таком понимании утверждение как форму согласия государства на
обязательность для него международного договора нужно отличать от
предварительного утверждения или одобрения правительством, осуществляемых до
ратификации и даже до подписания международного договора. Указанные акты
носят внутригосударственный характер и не являются выражением согласия
государства на обязательность для него договора.
Утверждение, как и принятие, применяется в тех случаях, когда договор по
характеру объекта и цели не нуждается в ратификации. Этот термин часто
встречается также в таком сочетании, как «подписание при условии
утверждения».
Термин «утверждение» применяется также к договорам, заключенным
международными организациями. В этом случае утверждение осуществляется
главными органами международных организаций. Так, на основании Устава ООН
Генеральная Ассамблея уполномочена утверждать соглашения, заключаемые
Экономическим Социальным Советом со специализированным учреждением об
условиях его связи с ООН (ст.63 Устава ООН), а также соглашения об опеке,
заключенные между «управляющей властью» (практически это всегда
государство-опекун) и ООН (от имени ООН в отношении нестратегических
территорий здесь выступает Генеральная Ассамблея).
Утверждение таких соглашений Генеральной Ассамблеей является окончательным
актом, придающим им обязательную юридическую силу.
Таким образом, принятие и утверждение выполняют в каждом отдельном случае
функции ратификации или присоединения. Следует добавить, что здесь есть
существенные отличия в оформлении указанных актов. По сравнению с
ратификационными грамотами документы о принятии и утверждении не имеют
такого торжественного вида и четко установленной формы. Это обычно нота или
письма, которые подписываются от имени правительства министром иностранных
дел и даже его заместителем.
Особым случаем было утверждение (а не ратификация) Президиумом Верховного
Совета СССР международного договора (соглашения об установлении
дипломатических отношений с ФРГ). В указе от 24 сентября 1955 г. об
утверждении этого соглашения (оно было оформлено в виде обмена письмами
между Председателем Совета Министров СССР и федеральным канцлером ФРГ)
говорилось:
«Рассмотрев предложение Совета Министров СССР об установлении дипломатических
отношений между Советским Союзом и Германской Федеративной Республикой,
Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
Соглашение об установлении дипломатических отношений между Союзом Советских
Социалистических Республик и Германской Федеративной Республикой, достигнутое в
Москве 13 сентября 1955 г. , утвердить[48]
».
В отличие от ратификации, оформление и обмен ратификационными грамотами в
этом случае не предусматриваются.
В ст.20 ФЗ «О международных договорах РФ» в подпункте «а» устанавливается,
что в отношении заключаемых от имени РФ и подлежащих утверждению, принятию
международных договоров по вопросам, указанным в п. 1 ст.15, утверждение,
принятие осуществляются в форме федерального закона в порядке, определенном
ст.17 для ратификации договоров. Другими словами, если международный договор
устанавливает иные правила, чем предусмотренные законом (исполнение договора
требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов), или
его нормы регулируют вопросы, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г», «д»
п. 1 ст.15, а из договора следует (иным образом установлено), что он подлежит
утверждению, принятию, то согласие на его обязательность для РФ дается путем
утверждения, принятия в форме федерального закона.
Порядок принятия решений об утверждении, принятии международных договоров в
форме федерального закона аналогичен порядку, установленному ст.17 для
ратификации договоров.
Следует отметить, что решения об утверждении, принятии международных
договоров в форме федерального закона используются в практике РФ достаточно
редко. После вступления в силу Закона такие решения пока не принимались.
Верховный Совет РФ при вступлении РФ в МВФ, МБРР и МАР принимал в 1992 г.
решения о принятии соответствующих соглашений.
В подпункте «б» устанавливается, что в отношении заключаемых от имени РФ и
подлежащих утверждению, принятию международных договоров (за исключением тех
договоров, утверждение, принятие которых производится в форме федерального
закона) утверждение, принятие осуществляются Президентом, а если
соответствующие вопросы относятся к ведению Правительства – Правительством.
Президентом решения об утверждении, принятии заключаемых от имени РФ договоров
принимаются по широкому кругу вопросов, а Правительством - только по тем
вопросам, которые отнесены к его ведению. Так, Правительством приняты решения
об утверждении Соглашения между РФ и МБРР о Втором реабилитационном займе
(постановление от 9 сентября 1995 г. № 914
[49]) и о принятии РФ Протокола об изменении пункта 2 статьи Х
Международной конвенции о сохранении атлантических тунцов 1966 г.
(постановление от 3 мая 1994 г. №439
[50]).
Международные договоры, заключаемые от имени Правительства (подпункт «в»),
как и международные договоры, заключаемые от имени Российской Федерации, по
вопросам, относящимся к ведению Правительства, могут содержать условие о
вступлении их в силу после утверждения, принятия. Утверждение, принятие
таких договоров осуществляются Правительством.
В ряде случаев утверждение договора осуществлялось Правительством, если в
проект договора, предварительно одобренный Правительством, в ходе его
окончательного согласования вносились поправки, выходившие за рамки
«непринципиальных», а вступление договора в силу увязывалось с выполнением
необходимых внутригосударственных процедур.
Предварительное одобрение проекта договора Правительством, осуществляемое на
основе положений ст.9-11 Закона, не может быть заменено его «последующим»
утверждением, принятием. Принятие (утверждение) как способы выражения
согласия на обязательность договора, предусматриваются, по общему правилу, в
многосторонних договорах. Другая сторона (в двустороннем договоре) или
депозитарий (в многостороннем) уведомляются об утверждении, о принятии
договора нотой или письмом.
Пункт 2 ст.20 ФЗ содержит исключение из правила, установленного подпунктами
«б», «в» п. 1. Президент вправе принимать решения об утверждении, о принятии
международных договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства,
если это вызывается необходимостью (см. комментарий к ст.11).
Утверждение, принятие международных договоров межведомственного характера
ограничиваются случаями, когда договором предусматривается вступление его в
силу после утверждения, принятия, и осуществляются федеральными органами
исполнительной власти, от имени которых они подписаны. Это относится и к тем
случаям, когда решение о подписании межведомственного договора принималось
Правительством на основании п. 4 ст.11 Закона.
На представление предложений об утверждении, принятии международных
договоров в форме федерального закона распространяется порядок внесения
предложений о ратификации международных договоров (статья 16). Правительство
вправе в случае необходимости представить Президенту предложения о внесении
с целью утверждения, принятия в форме федерального закона международного
договора, решение о подписании которого было принято Правительством.
Подлежащие представлению Президенту для внесения с целью утверждения,
принятия в форме федерального закона международные договоры, выполнение
которых требует предварительного рассмотрения их Правительством, должны быть
внесены в Правительство.
Предложение об утверждении (принятии) международного договора в форме
федерального закона должно содержать заверенную копию официального текста
международного договора, обоснование целесообразности его утверждения,
принятия, определение соответствия договора законодательству Российской
Федерации, а также оценку возможных финансово-экономических и иных
последствий утверждения (принятия) договора, включая при необходимости
предусмотренное статьей 104 Конституции заключение Правительства.
В остальных случаях, т. е. когда утверждение (принятие) международного
договора осуществляется не в форме федерального закона, предложения об
утверждении (принятии) договора представляются в порядке, предусмотренном
ст.9 в отношении предложений о заключении международных договоров.
§6. Обмен документами и их депонирование.
Значение обмена или сдачи на хранение актов о ратификации, принятии и т.д.
заключается в том, что посредством их сообщается и удостоверяется согласие
государства быть связанным данным международным договором. В договорной
практике встречаются три способа фиксирования такого согласия:
Ø обмен указанными документами;
Ø сдача их на хранение;
Ø уведомление о состоявшейся ратификации, принятии, утверждении
или присоединении.
Обмен ратификационными грамотами и другими документами применяется в
отношении двусторонних договоров и иногда — многосторонних с небольшим
объемом числа государств. В прошлые века, когда общие многосторонние
договоры не заключались, обмен ратификационными грамотами был единственным
способом удостоверения для других контрагентов совершенной ратификации.
Обмен ратификационными грамотами производится в месте, указанном сторонами в
самом договоре. Обычно это — столица того государства-контрагента, где договор
не был подписан. Так, например, в качестве места обмена ратификационными
грамотами указана Москва в советско-венгерском Договоре о дружбе,
сотрудничестве и взаимной помощи от 7 сентября 1967 г. , подписанном в
Будапеште, в советско-болгарском Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной
помощи от 12 мая 1967 г. , подписанном в Софии, и др. Интересно отметить, что
такие же договоры 1948 года, замененные вышеуказанными в 1967 году, были,
наоборот, подписаны в Москве, а местом обмена ратификационными грамотами были
соответственно Будапешт и София. Этот своеобразный альтернат также является
выражением принципа суверенного равенства государств
[51].
Место обмена ратификационными грамотами может быть указано альтернативно, и
тогда оно согласовывается дополнительно. Это происходит и в случае, когда
место обмена не указано в международном договоре. Бывают случаи, что в
последующей договоренности стороны меняют место обмена, указанное в договоре.
В нашей стране более всего распространена практика обмена нотами или
письмами. Обмен нотами осуществляется по линии МИД. Другие ведомства нотную
переписку не ведут. Нотами обмениваются, как правило, МИД с посольством
соответствующего государства в Москве либо посольство России с
внешнеполитическим ведомством страны пребывания. Однако в практике
встречается и направление ноты МИД непосредственно внешнеполитическому
ведомству другого государства.
Как правило, используется форма вербальной ноты, т. е. нота составляется от
третьего лица. Вербальная нота не подписывается, на ней ставятся печать
Министерства и дата отправления. Возможно и использование личной ноты,
составляемой от первого лица. Однако такая нота адресуется уже не
министерству или посольству, а конкретному должностному лицу. Она
подписывается лицом, от имени которого направляется (обычно министром
иностранных дел или его заместителем). На ней ставится дата, но не
проставляется печать.
Обменное письмо по форме, по существу, совпадает с личной нотой. Разница лишь
в том, что обмен письмами осуществляется не по линии МИД, а другими
ведомствами. Обычно обменное письмо составляется от имени руководителя
ведомства или его заместителя.
Путем обмена нотами или обмена письмами в основном заключаются договоры
технического характера, небольшие по объему. Например, о взаимном отказе от
взимания визовых сборов, о безвизовых поездках отдельных категорий граждан,
об условиях аренды зданий и т.п. Большинство обменных писем укладывается в 1,
5-2 страницы текста.
Нередко путем обмена письмами или нотами уточняются или толкуются отдельные
положения договора. Такой обмен может осуществляться одновременно с
подписанием договора либо впоследствии. В таком случае чаще всего обменные
ноты или письма составляют неотъемлемую часть самого договора, т. е. не
являются самостоятельным документом. Однако обмен нотами или письмами может
быть и самостоятельным соглашением, дополняющим основной договор.
В основном путем обмена нотами или письмами заключаются двусторонние
договоры. Но в практике встречаются и случаи обмена документами, образующими
договор, с большим числом участников.
По форме обменные ноты или письма могут быть идентичными по содержанию или
представлять собой предложение заключить договор (с изложением его условий) и
ответ на это предложение с выражением согласия.
Идентичными по содержанию нотами или письмами обмениваются, как правило, в
тот же день. Нередко такие ноты или письма не направляются почтой, а
вручаются друг другу лично (чаще всего это приурочивается к подписанию
других документов). В тексте нот или писем подтверждается достижение
договоренности между двумя государствами (или их правительствами, или
ведомствами) по данному вопросу и излагаются условия такой договоренности.
Каждая сторона составляет ноту или письмо на своем языке, но при этом
прилагается неофициальный перевод на язык другой стороны. Тексты должны
совпадать полностью, за исключением, разумеется, обращения и подписи.
Обмен документами в форме предложения и ответа на него на практике
встречается чаще, чем обмен идентичными документами (хотя содержание
предложения также заранее обговаривается с контрагентом). В таких ноте или
письме предлагается от имени своего государства (его правительства или
ведомства) прийти к договоренности по данному вопросу и также излагаются ее
условия. В заключительной части говорится, что в случае согласия другого
государства (правительства, ведомства) с изложенным в ноте данная нота и
ответ на нее составят договоренность между двумя государствами
(правительствами, ведомствами), вступающую в силу с даты ответной ноты.
Договоренность, оформленная путем обмена документами, образующими договор,
может вступать в силу и не со дня обмена. Но в таком случае речь идет не о
выражении согласия на обязательность договора, а о предварительной стадии
заключения договора (аналогичной подписанию под условием ратификации и
т.п.).
При заключении многосторонних договоров вместо обмена применяется сдача
ратификационных грамот на хранение. Каждое договаривающееся государство сдает
свои ратификационные грамоты или другие документы правительству
государства-депозитария или международной организации, которые избраны
договаривающимися государствами в качестве депозитария. Их может быть
несколько, и тогда процедура сдачи ратификаций на хранение производится в
каждом из них. Так, процедура сдачи ратификационных грамот Договора 1968 года о
нераспространении ядерного оружия была проведена 5 марта 1970 г. в Москве и
Вашингтоне и 6 марта 1970 г. в Лондоне — столицах трех государств-депозитариев
СССР, США и Англии. Обмен ратификационными грамотами и сдача их и других
документов на хранение фиксируются в протоколе. Этот документ подписывается
лицами, которые совершают обмен или сдачу главами ведомства иностранных дел
или их заместителями, главами дипломатических представительств или лицами, на
то специально уполномоченными. Протокол о сдаче или обмене имеет важное
доказательное значение. А сам обмен или сдача на хранение происходят в
торжественной обстановке. Об этом сообщается в печати. В особо важных случаях
во время такой процедуры присутствуют члены правительства, корреспонденты.
Советские газеты подробно освещали процедуру сдачи на хранение ратификационных
грамот Договора о нераспространении ядерного оружия, которая состоялась в
Москве 5 марта 1970 г. в Доме приемов. В этот день в архивы Советского Союза —
одного из депозитариев договора — были сданы ратификационные грамоты США,
Советского Союза, Югославии, Малайзии и Ямайки. Ратификационную грамоту США,
Югославии и Малайзии сдали послы этих государств в СССР, а грамоту Ямайки по
поручению этой страны — посол Великобритании в Москве. Ратификационная грамота
самой Великобритании пила сдана на хранение правительству СССР 29 ноября 1968
г. От имени Советского правительства грамоты принял министр иностранных дел
СССР. О сдаче на хранение этих документов были подписаны протоколы. От имени
Советского Союза их подписал министр иностранных дел СССР А. А. Громыко, а от
имени указанных иностранных государств – их послы
[52].
При сдаче ратификационной грамоты на хранение государство получает
заведенную копию протокола о сдаче; одновременно всем другим участникам
договора посылается уведомление о произведенной сдаче и заверенная копия
протокола об этом. Однако данное уведомление носит чисто информационный
характер. Согласие государства на обязательность для него договора вступает
в силу с момента депонирования, если иное не предусмотрено в самом договоре.
Иногда международные договоры предусматривают уведомление о произведенной
ратификации, принятии и т.д. В этом случае уведомление можно рассматривать
как упрощенную форму обмена соответствующими документами или сдачи их на
хранение. Здесь согласие государства на обязательность для него
международного договора устанавливается при получении другими участниками
договора или депозитарием соответствующего уведомления (ст.16 Венской
конвенции о праве международных договоров 1969 г.).
Глава 4. Оговорки в международном праве.
§1. Понятие оговорки.
Любой международный договор в принципе может быть заключен в случае
совпадения волеизъявлений сторон, участвующих в его заключении. Если нет
согласий по всем пунктам договора, нет и самого договора.
При заключении договора между двумя сторонами результаты расхождения во
мнениях по поводу какой-либо статьи скажутся очень скоро, и дело закончится
одним из двух: либо оба государства откажутся от мысли заключить договор,
либо они начнут переговоры о новом договоре, в котором спорные положения
будут отсутствовать.
Если же речь идет о заключении многостороннего договора, решение вопроса
затрудняется.
Сложность современных международных отношений, различие экономических и
политических интересов государств, столкновение этих интересов находят
частично свое выражение в том, что в ряде случаев при заключении
многосторонних договоров очень трудно выработать единый текст, одинаково
приемлемый для всех участников предполагаемого договора.
Установив, что по ряду положений договора нет общей точки зрения, его
предполагаемые участники могут пойти по одному из следующих путей:
Ø Отказаться от намерения заключить договор. Это, разумеется, не
решение проблемы;
Ø Подготовить новую конвенцию, текст которой будет одинаково
приемлем для всех.
Ø Сопоставив различные мнения сторон относительно отдельных
статей конвенции, участники ее могут разделиться на несколько групп, внутри
которых будет минимум противоречий, и заключить соответствующее количество
договоров вместо одной общей конвенции. Однако, даже не касаясь вопроса о
том, какими договорными нормами будут регулироваться отношения между
государствами, вошедшими в разные группы, следует признать, что несколько
таких договоров в международном общении обладают меньшей эффективностью, чем
одна общая конвенция.
Ø Участники заключаемого международного соглашения могут,
наконец, найти еще один выход из положения: констатировав определенные
расхождения, устранить которые в ходе переговоров не удалось, принять договор
в том виде, в котором он будет одобрен большинством участников конференции,
предоставив государствам, не согласным с каким-либо положением договора,
право сделать соответствующие оговорки.
Таким образом, точки зрения государств относительно конкретного договора
могут быть очень различны; в принципе принимая его, государства нередко
расходятся в деталях.
Отказ из-за этого от намерения заключить договор или сокращение числа его
участников нежелательны, в то же время нельзя заставить государство
подписаться под неприемлемым для него положением договора, поскольку каждое
государство суверенно.
Наиболее удобным средством, в значительной степени разрешающим данную
проблему, является оговорка, возникающая в результате стремления государств
согласовать принцип независимости каждой договаривающейся стороны с желанием
охватить договором возможно большее число государств.
На всех стадиях выражения согласия на обязательность международного
договора, то есть на большинстве стадий его заключения: при подписании,
ратификации, принятии, утверждении, обмене нотами или присоединении, -
государства вправе делать оговорки.
Оговорка создает новый юридический режим, вносит во взаимоотношения сторон
нечто новое, что первоначальным текстом договора не предусмотрено.
Так, например, если из ряда положений договора, заключенного, скажем, 20
государствами, одно положение кем-либо исключается или если какое-либо
государство изменяет одно из положений или толкует его несколько отличным от
других 19 государств способом, то правовой режим, устанавливаемый договором,
не будет единым: между режимом, существующим между каждыми двумя
государствами, принявшими договор без оговорок, и режимом, возникшим между
любым из 19 государств и государством, заявившим оговорки, будет
определенное различие. Создание нового юридического режима является
важнейшим признаком оговорки.
В практике заключения многосторонних международных договоров нередко
встречаются случаи, когда сам договор устанавливает в дополнение к общему
юридическому режиму еще один режим, отличный от первого. Факт заключения
многостороннего договора отнюдь не означает, что все государства-участники
имеют одинаковые права и несут одинаковые обязанности.
Нередко в договоре имеется указание о возможности выбора его участниками
одного из двух режимов, предусматриваемых договором. В данном случае права и
обязанности участников будут не одинаковыми. Такова, например, Конвенция о
защите литературных и художественных произведений, заключенная в Берлине в
1906 году. Параграф 2 статьи 27 конвенции гласит:
«Государства, подписавшие настоящую конвенцию, могут, во время обмена
ратификационными грамотами, заявить, что они намереваются в том или ином
вопросе оставаться связанными положениями конвенций, которые были ими
подписаны раньше[53]».
Пользуясь правом, предоставленным участникам этой статьей, Япония заявила, что в
отношении статей 8 и 11 она будет придерживаться порядка, установленного
Конвенцией 1886 года. Аналогичное заявление было сделано Норвегией в отношении
статей 2, 9 и 18. Эти заявления рассматривать как оговорки нельзя
[54].
Выявление признаков оговорки представляет собой далеко не только
академический интерес. Оговорка является актом, порождающим ряд юридических
последствий (вопрос о согласии партнеров, эффективность возражения и т.д.).
Государство может сделать заявление, касающееся уже заключенного договора, и
заявление это не будет оговоркой.
Эти заявления не влекут за собой никаких юридических последствий, и дело не
идет дальше внешнего сходства. В литературе они именуются fausses reserves
, что можно перевести как «лжеоговорка» или «ложно толкуемое понятие оговорки»:
Рассмотрим три таких характерных случая.
1. В первую очередь к этой категории оговорок следует отнести заявления, цель
которых—улучшить, если можно так выразиться, текст договора. Они появляются
тогда, когда текст договора (уже подписанного и, следовательно, никаким
изменениям не подлежащего) недостаточно совершенен и эти несовершенства могут
привести к неприятным для государства последствиям.
Наиболее характерным примером является случай, когда в текст договора
вкралась ошибка, в исправлении которой заинтересованы одно или несколько
государств.
Ошибка может быть исправлена путем составления документа, подписанного всеми
государствами, участвующими в договоре, или односторонним заявлением особо
заинтересованного государства с последующим уведомлением об этом остальных
участников договора.
Таким образом, признание в качестве оговорки заявления, сделанного
государством с целью внести редакционную поправку, будет зависеть от того,
изменяет ли хоть в какой-либо степени такое заявление правовое положение
сторон. Если изменения нет, нет и самой оговорки.
Этой точки зрения придерживались и представители Советского Союза, когда
возникала необходимость в таких заявлениях. Так, например, при заключении
Конвенции о взаимной защите от лихорадки «денге», подписанной в Афинах 25 июля
1934 г. , в тексте договора вместо «Le Comite Central Executif»
(Центральный Исполнительный Комитет) было напечатано «Le President du
Conceil Central Executif» (Председатель Центрального Исполнительного
Комитета).
Заявление СССР, которым была устранена допущенная неточность, ни одной стороной
в качестве оговорки не рассматривалось[55]
.
В теории и практике заключения договоров часто встречается так называемая
оговорка «ad referendum», означающая заявление государства о том, что
конвенция должна быть ратифицирована и что она вступит в силу для этого
государства только после обмена ратификационными грамотами или сдачи их на
хранение депозитарию.
На наш взгляд, такое заявление рассматривать как оговорку в собственном
смысле этого слова нельзя. В данном случае содержание договора не
подвергается никаким изменениям, взаимные права и обязанности сторон
остаются теми же; речь идет только о моменте вступления договора, в силу и не
более того.
3. В отдельных случаях в соответствующем заявлении момент вступления договора
в силу государство связывает с каким-то внешним фактором. Так, например, в
ратификационной грамоте Германии в отношении Конвенции об отмене запрещений
и ограничений, касающихся импорта и экспорта (Женева, 8 ноября 1927 г.),
содержалось следующее заявление, рассматриваемое обычно в качестве оговорки:
«... Вступление этой Конвенции в силу в отношении Германии зависит от
ратификации ее Австрией, США, Францией, Великобританией, Венгрией, Италией,
Японией, Польшей, Румынией, Югославией, Швейцарией и Чехословакией
[56]».
Нельзя не отметить большого сходства между оговорками ad referendum и
этим заявлением.
Каждой оговорке, как акту государственного суверенитета, всегда противостоит
суверенный акт партнера по договору. Государство вправе отказаться вступить в
договорные отношения с участником соглашения, заявившим оговорку. Однако в
связи с оговоркой ad referendum или же заявлением, аналогичным
сделанному Германией в приведенном выше случае, это невозможно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|