Налоги и сборы, взымаемые в РБ на примере предприятия
более точный, чем налог по числу очагов. По примеру Англии подомовый
налог во Франции, введенный конце XVIII века был тоже построен на
обложении домов по числу окон и дверей. В XIX столетии такой способ
обложения становится слишком грубым и неравномерным, и государства
переходят в большинстве случаев к обложению по доходности. Однако
доходность определялась не индивидуально для каждого дома, а по разрядам
средних норм, к которым были отнесены отдельные дома.
Обычно город разделяли по районам, в каждом районе на основании
наблюдении определялась средняя доходность одной квадратной сажени жилой
площади по разрядам зданий (каменные, деревянные) и по этим нормам
исчислялся валовой доход каждого дома посредством измерения его площади.
Из этого дохода исключались текущие расходы, тоже по установленным
нормам, и остающегося чистого дохода взимался налог.
Третий реальный налог – промысловый.
Объектом его являлся промысел, за исключением сельскохозяйственного.
Это – налог на всякую хозяйственную деятельность в виде промысла, которая
имело в виду получение дохода. Сюда относились промыслы в области
промышленной переработки сырья, промыслы в области торговли и транспорта
и разные виды свободных профессий. Сельскохозяйственный промысел не
подвергался обложению промысловым налогом, прежде всего потому, что он
облагался поземельным налогом.
Субъектом промыслового налога явилось лицо, занимающееся каким-либо
промыслом. Субъект этого налога не всегда совпадал с носителем, так как
здесь часто происходило переложение налога на потребителя. Лицо, ведущее
промысел, могло связать налог со своими меновыми операциями и переложить
налог на потребителя путем увеличения цены. Торговец, зная сумму
причитающегося с него налога, учитывал его в себестоимости продаваемых
товаров и, повышая цену, перелагал его на покупателя.
Зубной врач, платящий промысловый налог, принимая его во внимание
поднимал плату за лечение. Поэтому на смену промысловому налогу пришло
подоходное обложение в форме налога на прибыль.
Более распространены личные прямые налоги – налоги на доход или
имущество физических и юридических лиц, взимаемые или у источника дохода,
или по декларации.
Они отличаются от реальных налогов тем, что при взимании налогов
учитываются личные, или точнее сказать индивидуальные особенности каждого
налогоплательщика. Во внимание принимается и состав семьи, и финансовое
положение, и родственные связи, и особенности предприятия, если это
касается юридического лица, что позволяет точнее определить сумму налога
применительно к каждому индивидууму или предприятию. Подоходный налог.
Плательщиками подоходного налога являются физические лица (граждане
Российской Федерации, граждане других государств и лица без гражданства),
как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РФ.
Объектом налогообложения у граждан, имеющих постоянное место жительства в
РФ, является совокупный доход, полученный в календарном году на
территории РФ, континентальном шельфе, в экономической зоне РФ и за
пределами РФ как в денежной, так и в натуральной форме.
Доходы граждан, не имеющих постоянного места жительства в РФ, подлежат
обложению налогом, только если они получены из источников на территории
РФ, континентальном шельфе и в экономической зоне РФ.
В состав совокупного дохода граждан также включаются суммы
материальных и социальных благ, предоставляемых предприятиями,
учреждениями и организациями персонально своим работникам. В состав
совокупного дохода включается сумма стоимости имущества, распределяемого
в пользу граждан при ликвидации предприятий и организаций.
В совокупный годовой доход не включаются:
. государственные пособия по социальному страхованию и социальному
обеспечению;
. все виды пенсий;
. выходные пособия;
. компенсационные выплаты работникам и т.д.
Граждане, доходы которых подлежат налогообложению на основании
декларации о доходах и расходах обязаны:
- вести учет полученных ими в течении календарного года доходов и
произведенных расходов, связанных с получением этих доходов;
- предоставлять налоговым органам декларации о доходах и расходах и т.д.
Налоговые органы обязаны проводить проверки правильности удержания
подоходного налога и осуществления вычетов из облагаемого дохода,
своевременности и полноты перечисления в бюджет удержанных сумм налога со
всех предприятий, учреждений и организаций независимо от их
организационно-правовых форм, а также физических лиц. Первоочередность
проверок устанавливается руководителями налоговых органов. Правильность
исчисления налогов должна быть проверена в выборочном порядке по лицевым
счетам работников, ведомостям на выдачу заработка и другим документам, по
которым выплачиваются заработки (доходы), а при установлении существенных
ошибок в исчислении налога – по всем лицевым счетам и другим документам.
Своевременно не удержанные, удержанные не полностью или не
перечисленные в бюджет суммы налогов, подлежащие взысканию у источника
выплаты, взыскиваются налоговым органом с предприятий, учреждений и
организаций, выплачивающих доходы гражданам в бесспорном порядке с
наложением штрафа в размере 10% от указанных сумм, подлежащих взысканию.
Штраф в размере 10% начисляется налоговым органом от сумм, не удержанных,
удержанных не полностью, не перечисленных или перечисленных в бюджет не
полностью, выявленных при проверках на предприятиях, в учреждениях и
организациях правильности удержания, полноты и своевременности
перечисления в бюджет налогов, о чем делается запись в акте проверки.
Социальные налоги. В настоящее время понятие «социальный налог»
существует лишь в проектах по совершенствованию налогообложения. На
практике он представляет собой отчисление в социальные внебюджетные
фонды: пенсионный (ПФ), социального страхования (ФСС), обязательного
медицинского страхования (ФОМС), занятости (ФЗ).
С 1 января 1997 года вступил в силу новый закон РФ от 11 февраля 1997
года №26-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд
социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования;
Фонд занятости на 1997 год». Крайне негативно на положении нового Закона
отреагировали предприниматели, у которых страховой взнос в ПФ вырос с 5%
до 28%. Фермерских хозяйствам страховой взнос был установлен в размере
20,6%.
Однако не следует забывать о том, что предприниматели уплачивают
подоходный налог с величины, уменьшенной на сумму страхового взноса в ПФ.
Согласно указаниям администрации ПФ (письма от 20 марта 1997 года №ЕВ-09-
11/2147 – ИН) не начисляются страховые взносы на суммы договоров купли-
продажи, цены, аренды помещений, дарения и т.д.
Изменились условия уплаты страховых взносов в ПФ РФ для общественных
организаций инвалидов. От уплаты страховых взносов освобождаются
общественные организации инвалидов и пенсионеров и т.д.
Не начисляются страховые взносы на суммы, выплачиваемые по различным
видам договоров гражданско-правового характера и различного радо доплат
(выплаты пенсионерам; выплаты авторского вознаграждения изобретателям и
рационализаторам).
Порядок формирования средств ФСС регламентируют инструктивные
положения, утвержденные постановлением ФСС РФ, Минтруда РФ, МФ РФ, ГНС РФ
от 2 октября 1996 года № 162/2/87/01-1-07 [9].
В них предусмотрен обязательный или добровольный порядок регистрации
для уплаты страховых взносов. Добровольная регистрация предусмотрена для
граждан – предпринимателей, осуществляющих свою коммерческую деятельность
без образования юридического лица..
В обязательном порядке должны регистрироваться юридические лица,
граждане – предприниматели, использующие труд наемных работников,
структурные подразделения и филиалы предприятий, имеющие отдельный счет в
банке.
Страховые взносы начисляются на оплату труда всех работающих на
предприятии лиц. Перечень освобождаемых от страховых взносов видов оплаты
труда оставлен таким, каким он был утвержден 1990 г. [20]. С 1997 года в
ведение налоговых администрации перешло осуществление контроля за
своевременностью и правильностью исчисления взносов в ФЗ РФ [60].
В развитие Указа Президента РФ от 18 августа 1996 года № 1211 «О
мерах по обеспечению полноты и своевременности поступления обязательных
платежей в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации»
налоговым администрациям было предписано обеспечить формирование банка
данных о плательщиках обязательных взносов в ФЗ РФ для разработки
обновленного пакета нормативных документов, регламентирующих правовую и
методико-организационную стороны функционирования ФЗ РФ. Таким образом,
процесс законодательного оформления механизма социального налога еще не
завершен и многие вопросы формирования и использования средств
государственных внебюджетных фондов ждут своего решения.
Налог на имущество предприятий Российской Федерации. Законом РФ «Об
основах налоговой системы в Российской Федерации» указанный налог отнесен
к налогам республик в составе России, краев, областей, автономных
округов. Предусмотрено, что вся сумма платежей по налогу на имущество
равными долями зачисляются в центральные бюджеты указанных
административных образований и в районные, городские бюджеты по месту
нахождения плательщиков.
Цели налога:
. обеспечить центральные бюджеты регионов стабильными источниками для
финансирования бюджетных расходов;
. создать стимулы освобождения от излишнего, неиспользуемого имущества для
предприятий и организаций.
Плательщиками налога на имущество являются все предприятия, учреждения
и организации, в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся
юридическими лицами, а также филиалы указанных юридических лиц, имеющие
отдельный баланс и расчетный счет.
От уплаты налога освобожден только узкий круг юридических лиц:
бюджетные учреждения и организации, религиозные объединения и
организации, предприятия и организации, находящиеся в собственности
общественных организаций инвалидов, ЦБ РФ и его учреждения,
инвестиционные фонды.
Объектом является имущество в его стоимостном выражении, находящиеся
на балансе предприятия. В качестве объекта налогообложения принимается
совокупность основных средств, материальных запасов, затрат и
нематериальных активов.
Выведены по сравнению с 1993 годом из налогооблагаемой базы
дебиторская задолженность, денежные средства и средства в расчетах
предприятий.
. В соответствии с Законом Москвы от 2 марта 1994 года № 2-17 «О ставках и
льготах по налогу на имущество предприятий» освобождается от уплаты
налога:
. предприятия городского пассажирского транспорта и метрополитена,
получающие дотацию из бюджета Москвы;
. предприятия, в общем объеме реализации продукции (работ, услуг) которых
оказание бытовых услуг бюджетным учреждениям составляет не менее 50%;
. предприятия, оказывающие ритуальные услуги населению, если в общем объеме
реализации (работ, услуг) эти услуги составляют не менее 70%;
. предприятия в сфере материального производства и бытового обслуживания, в
среднесписочной численности которых инвалиды составляют более 35%, либо
инвалиды и пенсионеры – более 50%;
. предприятия, осуществляющие автотранспортные перевозки по городскому
заказу.
К льготным видам имущества, находящимся на балансе предприятий,
относятся:
. ведомственное жилье;
. объекты пожарной безопасности и охраны природы и т.д.
Авансовые платежи по налогу на имущество не производятся.
Налогоплательщик самостоятельно ежеквартально нарастающим итогам с начала
года вносит платежи в бюджеты своих регионов. В конце года производится
окончательный перерасчет с бюджетом по данному налогу по годовому
бухгалтерскому балансу.
Исчисленная сумма налога вносится в виде обязательного платежа в
бюджет в первоочередном порядке и относятся на финансовые результаты
деятельности предприятия.
Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок
со дня, установленного для предоставления бухгалтерского отчета за
квартал, а по годовым расчетам – в десятидневный срок.
Налог на прибыль предприятий пришел на смену налогу с доходов
кооператоров и нормативных отчислений в бюджет.
Налог на прибыль предприятий был введен с 1 января 1992 года. Он
регулируется Законом Российской Федерации «О налоге на прибыль
предприятий и организаций».
Субъектами налога на прибыль являются предприятия и организации (в том
числе бюджетные), включая созданные на территории России предприятия с
иностранными инвестициями, а также международные объединения и
организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Кроме того,
плательщиками являются филиалы и другие аналогичные подразделения
предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Следует иметь в виду, что не распространяется действие Закона о налоге на
прибыль на предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам. В
своей предпринимательской деятельности на территории РФ эти предприятия
должны руководствоваться Законом Российской Федерации «О налогообложении
прибыли и доходов иностранных юридических лиц».
Полностью освобождены от налога на прибыль предприятия любых
организационно-правовых форм – по прибыли от реализации произведенной ими
сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции.
Объектом налогообложения является облагаемая налогом прибыль
предприятий и организаций. На промышленном предприятий различают
несколько показателей прибыли, а если к этому добавить и те, которые
введены Законом о налоге на прибыль, то получается система показателей.
Показатели прибыли, имеющие отношение к расчету налогооблагаемой базы.
. Балансовая прибыль, представляющая собой сумму прибыли от реализации
продукции (работ, услуг), основных фондов и иного имущества и от доходов
от внереализационных операций, уменьшенных на величину потерь от
внереализационных операций.
. Валовая прибыль, отличающаяся от балансовой тем, что:
Для целей налогообложения прибыли используется несколько иной расчет
при определении прибыли от реализации основных фондов, нематериальных
активов, МБП, а также при проведении бартерных и других аналогичных
операций;
в состав валовой прибыли дополнительно входят суммы превышения расходов
на оплату труда.
. Прибыль от реализации работ, услуг, продукции, определяемая как разница
между выручкой от реализации без НДС и акцизов и затратами на
производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ,
услуг).
. Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества. При определении
этой прибыли учитывается разница между продажной ценой и первоначальной
или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс
инфляции.
. Доходы от внереализационных операций, в состав которых включаются доходы:
. полученные от долевого участия в деятельности других предприятий;
. от сдачи имущества в аренду;
. (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам
принадлежащих предприятиям;
. (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством и
реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и
возмещения убытков;
. суммы, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии
совместной деятельности;
. налогооблагаемая прибыль;
. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, или чистая прибыль.
Льготы, предоставляемые по налогу на прибыль, можно разделить на пять
групп, предусматривающих:
. полное освобождение от уплаты налога на прибыль специализированных
предприятий и организаций в части, полученной от осуществления их
уставной деятельности;
. понижение ставки налога на прибыль на 50% для предприятий, если инвалиды
составляют не менее 50% от общего числа их работников;
. освобождение от налогообложения только той части прибыли, которая
направляется на осуществление определенных, установленных законом целей;
. наряду с общими льготами для всех предприятий – предоставление
специальных льгот предприятиям малого бизнеса;
. разрешение для предприятий использовать так называемый «перенос убытков»,
что довольно широко применяется в мировой практике. Относительно к
Российскому законодательству это означает, что для предприятий,
получивших в предыдущем году убыток, освобождается от уплаты налога часть
прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих 5 лет.
Не облагается налогом прибыль:
. религиозных объединений и предприятий;
. общественных организаций инвалидов и находящихся в их собственности
учреждений, предприятий;
. специализированных протезно-ортопедических предприятий;
. музеи, библиотеки, театры и т.д.
За отсутствие учета затрат на производство и прибыли или за ведение
его с нарушениями установленного порядка, повлекшим за собой сокрытие или
занижение прибыли за проверяемый налоговой инспекцией период, установлен
штраф в размере 10% доначисленных сумм налога. За непредоставление
документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога
взимается штраф в размере 10% причитающихся к уплате по очередному сроку
сумм налога.
В случае задержки уплаты налога в бюджет с предприятия взыскивается
пеня в размере 0,7% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки
платежа, начиная с установленного срока уплаты налога.
2.3 Косвенные налоги.
Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в
виде надбавки к цене или тарифу. В отличие от прямых налогов, которые по
своей сути являются налогами на доходы или имущество, и больше их
уплачивают те, кто имеет больше доходов или имущества, косвенные налоги -
это налоги на расходы и платит их больше тот, кто больше расходует, то
есть это налоги на потребление. Плательщиком таких налогов всегда
является 5конечный потребитель продукции, работ и услуг, покупая их по
цене, в которую уже входит налог. Особенность этих налогов заключается в
том, что перечисляет их в бюджет не тот, кто платит, а тот, кто собирает
налоги с покупателей при продаже им товаров, производстве работ, оказании
услуг, поэтому они и называются косвенными.
К достоинствам косвенных налогов относится их фискальная выгода,
которая выражается, во-первых, в том, что, поскольку эти налоги падают
прежде всего на широкое потребление, то они весьма доходны для
государства.
Во-вторых, косвенные налоги, поскольку содержатся в цене товара,
платятся незаметно для потребителя. При этом теряется непосредственная
связь между платежом налога и сознанием этого платежа.
Третье преимущество косвенных налогов связано с тем, что косвенные
налоги платятся во время покупки, то есть тогда, когда в кармане есть
деньги и поэтому не должны сопровождаться недоимками, как это происходит
с налогами на производстве (прямые налоги).
Налог на добавленную стоимость.
1 января 1992 на территории России был введён налог на добавленную
стоимость (НДС). Он представляет собой форму изъятия в бюджет части
добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и
определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и
услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки
производства и обращения.
НДС является косвенным налогом, т. е. надбавкой к цене товара (работ,
услуг), которая оплачивается конечным потребителем. Взимание налога
осуществляется методом частичных платежей. На каждом этапе технической
цепочки производства и обращения товара налог равен разнице между
налогом, взимаемым при продаже и при покупке. При продаже товара
предприятие компенсирует все свои затраты в связи с этим налогом и
добавляет налог на вновь созданную на самом предприятии стоимость. Эта
часть НДС, включаемая в продажную цену перечисляется государству. Таким
образом налоговые платежи тесно связаны с фактическим оборотом
материальных ценностей, вся тяжесть налога ложится на конечного
потребителя. Если товар ввозится на территорию РФ, то его обложение НДС
производится в соответствии с таможенным законодательством России и
инструкцией Государственного таможенного комитета РФ и Государственной
налоговой службы РФ. В соответствии с Законами Российской Федерации "О
налоге на добавленную стоимость" плательщиками НДС являются:
предприятия и организации независимо от форм собственности и
ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус
юридических лиц, включая предприятие с иностранными инвестициями,
осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
полные товарищества, реализующие товары (работы, услуги) от своего
имени;
индивидуальные (семейные) частные предприятия, включая крестьянские
(фермерские) хозяйства, осуществляющие производственную и иную
коммерческую деятельность;
филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий,
находящиеся на территории России, имеющие расчетные счета в учреждениях
банков и самостоятельно реализующие за плату товары;
международные объединения и иностранные юридические лица,
осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на
территории РФ.
С 1994 г. лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица, освобождены от НДС.
Объектом налогообложения являются обороты по реализации товаров, работ
и услуг.
Объектом налогообложения считаются обороты по реализации всех товаров
как собственного производства, так и приобретаемых на стороне.
При реализации услуг объектом налогообложения является выручка
полученная от оказания услуг (пассажирского и грузового транспорта; по
сдаче в аренду имущества, в том числе по лизингу; связи; бытовых; жилищно-
коммунальных; рекламных; и всех других платных услуг, кроме сдачи в
аренду земли и т. д.).
Система НДС предполагает два способа освобождения от налога.
При первом способе товары (работы, услуги) обладают правом вычета сумм
налога, уплаченных поставщиком, т.е. весь налог по использованным на их
изготовление сырью, материалам, комплектующим и другим изделиям, топливу,
электроэнергии, работам, услугам принимается либо в уменьшение сумм
налога, исчисленным по собственной реализации, либо возмещается
налоговыми инспекциями на основе представленных счетов. Вторым способом
освобождения от НДС товаров (работ, услуг) является освобождение от этого
налога без предоставления права вычета уплаченного поставщикам налога.
При таком методе уплаченные суммы налога становятся фактором издержек
производства и соответственно включаются в цену товара, работ, услуг.
С 1 января 1993 года действуют следующие ставки НДС:
10% по продовольственным товарам (работам, услугам), включая
подакцизные продовольственные товары. При этом 75% ставки НДС платится в
федеральный бюджет, а остальные 25% - в городской бюджет.
Сроки уплаты НДС в бюджет следующие.
Предприятия со среднемесячными платежами более 3 тыс. рублей
уплачивают налог в бюджет один раз в месяц; до 1 тыс. рублей - один раз в
квартал исходя из фактической реализации соответственно не позднее 20-го
числа следующего месяца (квартала).
Плательщики в сроки, установленные для уплаты налога за отчетный
период, предоставляют налоговым органам по месту своего нахождения
расчеты по установленной форме.
Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые
покупателями.
Акцизы, как правило, устанавливаются на дефицитную, высокорентабельную
продукцию и товары, предназначенные для населения и являющиеся монополией
государства. Государство использует акцизы для регулирования спроса и
предложения, а также для пополнения государственного бюджета.
Акцизами облагается реализация вино-водочных и табачных изделий, пива,
легковых автомобилей и т.д.
В 1993 году произошли изменения в перечне подакцизных товаров. Из него
исключены икра осетровых и лососевых рыб, деликатесная продукция из
ценных видов рыб и морепродуктов, шоколад, а также изделия из фарфора. С
1 февраля 1993 года введены акцизы на импортные товары. Включены в этот
перечень и грузовые автомобили грузоподъемностью до 1,25 т. В 1994 году
введены акцизы на автомобильный бензин, спирт этиловый из всех видов
сырья, покрышки и камеры для шин к легковым автомобилям, ружья охотничьи,
яхты и катера.
Плательщиками акцизов являются:
а) по подакцизным товарам и продуктам отечественного производства,
включая выработанные из давальческого сырья, - производящие их
предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, включая
предприятия с иностранными инвестициями, а также филиалы, отделения и
другие обособленные подразделения предприятий;
б) по ввозимым на территорию РФ товарам - предприятия и другие лица,
определяемые в соответствии с таможенным законодательством РФ.
В 1994 году введено дополнение, которое указывает на то, что
плательщиками акцизов по всем подакцизным товарам, производимым из
давальческого сырья, становятся предприятия и организации, производящие
эти товары. При этом давальческим сырьем считается сырье, материалы,
продукция, передаваемые их владельцем без оплаты другим предприятиям для
дальнейшей переработки, включая разлив.
Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых
подакцизных товаров, исчисленная исходя:
а) из свободных отпускных цен с включением в них суммы акциза (свободная
отпускная цена включает издержки производства, прибыль и сумму акциза);
б) из регулируемых государством цен за вычетом торговых скидок, сниженных
на сумму НДС.
Налог на пользователей авто-дорог.
Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года введен
транспортный налог с предприятий и организаций (кроме бюджетных) в
размере 1% из фонда оплаты труда с включением уплаченных сумм в
себестоимость продукции (работ, услуг).
Все средства от взимания этого налога направляются в бюджет республик
в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономных
областей и округов для финансовой поддержки и развития пассажирского
автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного
пассажирского железнодорожного транспорта.
Этот налог плательщики уплачивают раз в месяц в срок, установленный
для получения оплаты труда за истекший месяц.
Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной
сферы.
С 1 апреля 1994 года действует принятый в соответствии в соответствии
с постановлением Московской городской Думы от 16 марта 1994г. № 25 налог
на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Государственная налоговая инспекция по г. Москве выпустила инструкцию от
31 марта 1994г №4, которая разъясняет порядок начисления и уплаты этого
налога. К плательщикам налога на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы относятся расположенные на территории Москвы
предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами на
основании законодательства РФ, осуществляющие предпринимательскую
деятельность, а также иностранные юридические лица. Объектом
налогообложения является объем реализации продукции (работ, услуг). Под
объемом реализации продукции (работ, услуг) понимается выручка (валовой
доход) от реализации продукции (работ, услуг), определяемая исходя из
отпускных цен без НДС, без налога на реализацию горюче-смазочных
материалов и акцизов. Ставка налога на содержание жилищного фонда и
объектов социально-культурной сферы устанавливается в размере 1,5% от
объема реализации продукции (работ, услуг).
Сумма налога исчисляется исходя из установленной ставки налога и
фактического объема реализации продукции (работ, услуг).
2.4. Местные налоги, их сущность и виды.
Местные налоги - это налоги и сборы, поступающие в доход местных
бюджетов и (или), устанавливаемые местными органами власти и взимаемые на
подведомственной им территории.
Местные налоги взимаются на всей территории Российской Федерации. К
местным относятся следующие виды налогов:
5. Налог на имущество с физических лиц. Сумма платежей по налогу
зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации)
объекта налогообложения.
6. Земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в
соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
7. Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью. Сумма сбора по налогу
зачисляется в бюджет по месту их регистрации.
8. Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций
независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции,
на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели.
Ставка сборов в год не может превышать размера 3% от 12
установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда для
физического лица, а для юридического лица – размера 3% от годового
фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленного
законом размера минимальной месячной оплаты труда. Ставки в городах
и районах устанавливаются соответствующими представительными
органами власти – местными Советами народных депутатов, а в поселках
и сельских населенных пунктах – на собраниях и сходах жителей.
5. Налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица,
рекламирующие свою продукцию, по ставке до 5% стоимости услуг по
рекламе.
9. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной
сферы. Ставка налога – не выше 1,5% от объема реализации продукции
(работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на
соответствующей территории.
Федеральным законом от 31.07.1998 №150-ФЗ установлено, что с введением
в действие представительными органами власти субъектов Российской Федерации
налога с продаж на территориях соответствующих субъектов Российской
Федерации не взимаются следующие налоги
1. Налог на строительство объектов производственного назначения в курортной
зоне.
2. Курортный сбор.
3. Сбор за право торговли.
4. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных
компьютеров.
5. Сбор с владельцев собак.
6. Лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями.
7. Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей.
8. Сбор за выдачу ордера на квартиру.
9. Сбор за парковку автотранспорта.
10. Сбор за право использования местной символики.
11. Сбор за участие в бегах на ипподромах.
12. Сбор за выигрыш на бегах.
13. Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме.
14. Сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок,
предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с
ценными бумагами.
15. Сбор за право проведения кино- и телесъемок.
16. Сбор за уборку территории населенных пунктов.
17. Сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов и
другого оборудования с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов,
рулетки и иных средств для игры).
Банки и другие кредитные организации, страховые организации,
профессиональные участники рынка ценных бумаг и инвестиционные фонды при
исчислении налога не включают в налогооблагаемую базу доходы, полученные в
связи с выкупом (погашением) государственных краткосрочных бескупонных
облигаций (ГКО) и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным
купонным доходом (ОФЗ) со сроками погашения до 31 декабря 1999 года,
выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года, при условии
реинвестирования полученных денежных средств от их погашения во вновь
выпускаемые ценные бумаги. Указанные организации не включают в
налогооблагаемую базу при исчислении налога на содержание жилищного фонда и
объектов социально-культурной сферы доходы, полученные в виде процентного
(купонного) дохода по облигациям федеральных займов с постоянным и
переменным купонным доходом, а также в виде разницы между ценой погашения и
учетной стоимостью (дисконта) государственных краткосрочных бескупонных
облигаций.
Конкретные ставки налога и порядок его взимания устанавливаются
представительными органами власти – местными Советами народных депутатов.
При исчислении суммы этого налога исключаются расходы предприятий и
организаций, рассчитанные исходя из норм, устанавливаемых местными Советами
народных депутатов, на содержание жилищного фонда и объектов социально-
культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий и организаций или
финансируемых ими в порядке долевого участия.
Налоги указанные в пунктах 1-3 (налог на имущество физических лиц,
земельный налог, регистрационный сбор) устанавливаются законодательными
актами Российской федерации и взимаются на всей её территории. При этом
конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами
республик в составе Российской Федерации или решениями органов
государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных
округов, районов, городов и иных административно–территориальных
образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской
Федерации.
В сельской местности сумма налоговых платежей равными долями
зачисляется в бюджеты сельских населённых пунктов, посёлков, городов
районного подчинения и в районные бюджеты районов, краевые, областные
бюджеты краёв и областей, на территории которых находится курортная
местность.
Налог, предусмотренный в подпункте 5 может устанавливаться решениями
районных и городских представительных органов власти – местных Советов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|