Ответы на вопросы государственного экзамена
собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, решают
иные вопросы местного значения. При этом решения органов местного
самоуправления могут быть отменен в судебном порядке.
Вместе с тем система местного самоуправления - это не государство в
государстве: она интегрирована в общую систему управления делами общества и
государства, занимает в ней особое место, обладая самостоятельностью.
Поэтому можно говорить лишь об известных пределах независимости органов
местного самоуправления в решении местных дел - тех пределах, которые
устанавливает Конституция РФ и федеральное законодательство.
3. Многообразие организационных форм осуществления местного
самоуправления. В соответствии со ст.72 Конституции РФ к совместному
ведению РФ и субъектов федерации относится установление общих принципов
организации местного самоуправления. Субъекты РФ закрепляют организационные
основы и формы осуществления местного самоуправления с учетом исторических
и иных местных традиций. Свои особенности имеют структура и формы
осуществления местного самоуправления в городских, сельских поселениях, на
территории района и т.д. При этом Конституция РФ устанавливает, что
структура органов местного самоуправления определяется населением
самостоятельно, что местное самоуправление осуществляется гражданами через
различные формы прямого волеизъявления, а также через выборные и другие
органы местного.
A. 4. Соразмерность полномочий местного самоуправления материально-
финансовым ресурсам. Местное самоуправление должно иметь право
на достаточную для осуществления своих функций и полномочий
экономическую и финансовую базу. При наделении органов
самоуправления отдельными государственными полномочиями им
должны в соответствии со ст. 132 Конституции РФ передаваться
необходимые для их осуществления материальные и финансовые
средства.
ВОПРОС №62.
ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО СТРУКТУРА.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЕДОМСТВО
Под административным ведомством следует понимать систему органов управления
специальной компетенции и руководимых ими организаций, организационно
подчиненных одному центру. Наряду с административными существуют и иные
государственные ( например, прокуратура РФ) и негосударственные ( например,
ВОС РФ) ведомства. Особенностью первых является то, что ими руководят
исполнительно-распорядительные органы, их управленческие подсистемы -
составная часть аппарата государственного управления.
Каковы основные признаки ведомства и его аппарата управления?
Во-первых, каждое ведомство имеет определенные, нормативно
закрепленные цели. Они устанавливаются вышестоящими государственными
органами. Выполнение поставленной перед системой задачи ( охранять,
оказывать услуги) - это и есть главная производственная функция, ради
которой она образована. Но, кроме того, в РФ любая система осуществляет и
такие общие задачи, как рециональное использование выделенных ресурсов,
охраны природы, совершенствование внутренних социальных связей,
удовлетворение потребностей своих работников. Иными словами, каждое
ведомство одновременно выполняет задачи: социальную производственную,
экономико-экологическую и социальную. В соответствии с ними формулируются и
нормативно регулируются функции соответствующих органов управления.
Во-вторых, административное ведомство представляет собой четко
обособленную сложную систему, состоящую из самостоятельных организаций,
подчиненных одной из них, которая является ее центром.
В-третьих, каждое ведомство построено иерархично, по линейному
принципу, нижестоящие организации организационно ( административно)
подчинены вышестоящим, а последние несут ответственность за их
деятельность.
В-четвертых, ведомство представляет собой экономико-правовую общность.
У него во владении есть определенное имущество, которое состоит из
имущества организаций и централизованных фондов ( резервов), принадлежащих
системе в целом.
Ведомство является адресатом многих нормативных и плановых актов.
Внутри его действуют акты руководящего системой органа. Административное
ведомство моноцентрично, у него единый субъект управления, который вне
системы действует от ее имени, распоряжается ее фондами и резервами,
осуществляет значительную по объему внутриорганизационную деятельность.
Определенной обособленностью и устойчивостью характеризуется и
субстанциональная ( предметная) структура ведомства. Внутри системы
создается и используется определенная информация, складывается
специфическая организация документооборота, взаимоотношений ее компонентов.
Внутриведомственнные связи отличаются активностью и устойчивостью. Каждое
ведомство имеет свое название. Будучи сложной самоуправляемой системой,
оно, как правило, состоит из трех групп элементов:
1. организаций, непосредственно выполняющих его основную
производственную задачу;
2. организаций, обслуживающих его внутренние потребности;
3. органов управления;
Можно сказать иначе: каждое ведомство состоит из трех блоков:
1. производственного;
2. обслуживающего;
3. управленческого.
В последнем необходимо различать уровни ( звенья) управления.
Минимальное их количество - два: центр и администрация ведомственной
организации. В случае необходимости создаются одно, два и даже более
промежуточных звеньев. При одном промежуточном звене ведомственный аппарат
управления становится трехуровневым, при двух - четырехуровневым и т. д.
Например, система Минздрава РФ - облздрав - горздрав - администрация
больницы насчитывает четыре звена управления.
Группировка административных ведомств может быть произведена по многим
признакам, представляющим интерес для науки административного права. Прежде
всего среди них выделяются хозяйственные, социально-культурные и
административно-политические. В законодательстве и научных работах
различают системы министерств, государственных комитетов и специальных
ведомств ( федеральных агентств, служб, инспекций). По объему полномочий
они бывают отраслевыми, функциональными и смешанными. В отраслевых
организационная деятельность субъектов управления замыкается рамками
ведомства, их главная задача состоит в непосредственном обеспечении
потребностей общества в продукции и услугах. Для функциональных ведомств (
например, Госсанэпиднадзора) главное - внешняя организационная
деятельность, управленческое воздействие на другие ведомства, не
подчиненные линейно объекты. В некоторых ведомствах одновременно
осуществляется и выпуск, обработка определенной продукции, оказание услуг и
внешнее управленческое воздействие на системы иных ведомств.
Понятие органа исполнительной власти
Государственные ( муниципальные) органы образуют особый вид
организации людей.
Они обладают и общими родовыми признаками:
1. являются автономными частями аппарата;
2. осуществляют государственные функции, реализуют публичный
интерес;
3. действуют от имени государства, местной администрации и в то же
время от своего имени;
4. обладают собственной компетенцией;
5. несут ответственность перед государством за свою деятельность;
6. подчинены вышестоящим государственным (муниципальным) органам (
это не распространяется только на высшие органы государственной власти и
суды);
7. учреждаются государством;
8. их положение, структура и деятельность регламентированы правом.
Каждый государственный ( муниципальный) орган имеет регламентированную
правом структуру. Он может состоять из структурных подразделений,
должностей, но в исключительных случаях может не иметь и ни того, и ни
другого ( например, административная комиссия).
Государственный ( муниципальный) орган - это организованный коллектив,
образующий самостоятельную часть государственного аппарата ( аппарата
местного самоуправления), наделенную собственной компетенцией, выполняющую
публичные функции, структура и деятельность которой регламентированы
правом.
Органы исполнительной власти: осуществляют исполнительно-
распорядительную деятельность; наделены оперативной самостоятельностью; как
правило, имеют постоянные штаты; образуются вышестоящими органами ( кроме
Президентур); подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам управления; их
образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируется
нормами административного права.
Органы управления осуществляют властно-организационную деятельность,
руководят объектами, которые находятся вне их, выступают от имени
государства.
Виды исполнительно-распорядителных органов
В зависимости от правовой основы образования можно различать органы,
создаваемые на основе конституций ( 1), текущего законодательства ( 2),
подзаконных актов ( 3). В прямой или косвенной форме статьи конституций
закрепляют организационную структуру аппарата управления, его деление на
организационно обособленные части. Основными критериями их образования
выступают государственное устройство, отрасли деятельности и общие
управленческие функции.
Органы общей компетенции: президентуры, советы министров, местные
администрации - несут ответственность за положение дел в соответствующем
государстве, области, крае, городе федерального значения, округе,
административно-территориальной единице, они руководят многими видами
отраслевой и функциональной деятельности. Им подчинены органы специальной
компетенции, работу которых они объединяют. РФ и каждая республика, край,
область, административно-территориальная единица имеют свою систему
управленческих органов, в которую входят орган общей компетенции и
подчиненные ему органы специальной компетенции. ( В низовых административно-
территориальных единицах - сельских, поселковых Советах - органы
специальной компетенции, как правило, не создаются). Последние осуществляют
отраслевое либо межотраслевое ( функциональное) управление, либо
одновременно и то, и другое. Так, Министерство здравоохранения РФ руководит
подведомственными учреждениями и органами здравоохранения и осуществляет
межотраслевое управление медицинскими службами МВД, Министерства обороны.
Таким образом, различаются органы общей и специальной ( отраслевой,
функциональной, смешанной) компетенции.
По порядку решения вопросов органы управления делятся на едино
начальные и коллегиальные. Преобладают первый тип органов, а коллегиальных
сейчас немного (советы министров, административные комиссии, например). В
процессе административной реформы 1991-1992 гг. коллегиальные органы -
исполнительные едино начальные администрации ( района, области и т. д.), а
также коллегиальные органы, как комитеты народного контроля, ликвидированы.
Одновременно был создан институт президентуры. Названные и подобные
преобразования расширили единоначалие в управлении. Необходимо отметить,
что оно сочетается с совещательной коллегиальностью - коллегии министерств,
советы при Президенте и другие коллегии вырабатывают рекомендации, которые
проводятся в жизнь единоличными актами руководителей.
В зависимости от того, из какого бюджета финансируются органы ( а это
совпадает и с их подчиненностью), можно различать федеральные,
республиканские, территориально-государственные ( региональные) и
муниципальные органы исполнительной власти.
Среди федеральных органов есть органы общей компетенции (
Президентура, Правительство), которые в законодательстве называются
высшими. А федеральные исполнительные органы специальной компетенции
делятся на две группы: центральные ( министерства, государственные
комитеты, агентства, службы, надзоры) и территориальные. Высшие и
центральные органы обладают полномочиями на всей территории РФ, а
территориальные федеральные органы - только на части ее территории.
Деятельность последних может осуществляться в нескольких территориальных
единицах ( в пределах таможенного, пограничного, военного округа, железной
дороги и др. ) или строго в пределах одной административно-территориальной
единицы ( так действуют военкоматы, управления безопасности, налоговые
инспекции и др. ).
27 мая 1993 г. Правительство РФ одобрил предложения "О порядке
создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств РФ".
Этим документом предусмотрено, что создание, реорганизация и ликвидация
территориальных органов производится соответствующими федеральными органами
исполнительной власти по согласованию с администрацией краев, областей,
автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В таком же
порядке производится назначение руководителей территориальных органов, а их
финансирование, как правило, осуществляется за счет средств федерального
бюджета. Численность аппарата, структура, штаты и фонд оплаты труда
территориальных органов определяются с учетом особенностей региона
федеральными органами по согласованию с краевыми, областными, окружными
администрациями.
В республиках, входящих в РФ, тоже есть высшие, центральные и
территориальные республиканские органы. К государственно-территориальным
относятся органы управления, краев, областей, городов федерального
значения, автономной области и автономных округов. Каждую региональную
систему управления возглавляет соответствующая администрация, руководимая
ее главой ( мэром, губернатором). Администрации подчинены главные
управления, управления, отделы, комитеты, комиссии и иные областные,
краевые, окружные органы специальной компетенции.
В городах и районах исполнительная власть представлена местной
администрацией и подчиненными ей органами специальной компетенции (
управлениями, отделами, комитетами, комиссиями, агентствами). В селах,
поселках есть сельская, поселковая администрация.
Президент РФ
Пост Президента учрежден Законом "О Президенте РСФСР", принятым
Верховным Советом 24 апреля 1991 г. На этот пост может быть избран только
гражданин РФ в возрасте от 35 до 65 лет, обладающий избирательным правом.
Президент избирается сроком на 4 года путем всеобщих, равных, прямых
выборов при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать эту
должность более двух сроков подряд.
В соответствии с законом Президент вступает в должность не позднее
одного месяца со дня официального объявления результатов выборов. При этом
он приносит присягу на торжественном заседании высшего органа
государственной власти республики. Место нахождения Президента - столица
России город Москва.
Вопросы Президентуры регулируются Конституцией РФ, принятыми в 1991 г.
законами о Президенте РСФСР ( РГ. 1991. 27 апреля), о выборах Президента
РСФСР, О вступлении в должность Президента РСФСР. Ряд полномочий Президента
закреплен в Законе "О чрезвычайном положении" ( РГ. 1991. 21 мая) и в
других правовых актах.
Президент как высшее должностное лицо республики наделен большими
полномочиями. Он представляет РФ внутри Федерации и вовне, в частности,
ведет переговоры и подписывает от ее имени международные и
межреспубликанские договоры, которые вступают в силу после ратификации.
Ему предоставлено право назначать и отзывать дипломатических
представителей РФ, принимать верительные и отзывные грамоты дипломатических
представителей.
Президент обязан обеспечить деловое сотрудничество всех трех властей:
законодательной, исполнительной и судебной, взаимодействие высших органов
государственной власти и управления. Он олицетворяет единство России, ее
суверенитет и целостность и обязан обеспечить гражданский мир, национальное
согласие, демократический режим, быть гарантом прав и свобод граждан.
Президент активно влияет на деятельность законодательных органов. По
его предложению созываются внеочередные заседания Федерального Собрания РФ,
он вправе обращаться к нему с посланиями, он обладает правом
законодательной инициативы, подписывает и обнародует законы РФ в течение 14
дней с момента их принятия. Конституция наделила Президента правом
отлагательного вето, т. е. правом не подписывать ( а значить и не
обнародовать) принятый закон и до истечения двухнедельного срока возвращать
его для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон
принимается большинством голосов, то Президент обязан подписать и
опубликовать его в течение 3 дней.
Как высшее должностное лицо республики Президент обращается с
посланиями к народу РФ, награждает государственными наградами, присваивает
специальные звания, классные чины и почетные звания, решает в соответствии
с законом вопрос гражданства, предоставления политического убежища,
осуществляет право помилования граждан, осужденных судами РФ.
Президент, Правительство РФ, главы исполнительной власти и советы
министров республик в составе РФ, главы администрации и органы
исполнительной власти автономных и административно-территориальных
образований образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Как глава
всей управленческой иерархии, всей системы исполнительной власти Президент
наделен большими полномочиями.
Он руководит деятельностью Правительства республики и принимает меры
для эффективного осуществления Правительством своих полномочий. С согласия
Федерального Собрания российский Президент вправе назначить главу
правительства, а по представлению последнего - назначать и освобождать
министров, руководителей комитетов и иных центральных ведомств РФ.
Президент вправе отметить постановление, распоряжение Совета
Министров, если оно незаконно.
В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РФ до
проведения выборов главы администрацией краев, областей, автономных
областей и округов, городов и районов назначаются Президентом или по его
поручению главами администрацией вышестоящего уровня по согласованию с
соответствующими Советами народных депутатов. В таком же порядке пока
решается и вопрос о досрочном прекращении полномочий глав администрации.
Очевидно, что в случае необходимости Президенту могут делегировать и другие
полномочия, продлить срок действия ранее делегированных.
Можно различить постоянные полномочия Президента, предоставленные ему
Конституцией и текущим законодательством, ( 1) и временно делегированные (
2).
Глава исполнительной власти России обязан принимать меры по
обеспечению государственной и общественной безопасности, он возглавляет
Совет безопасности РФ, в установленном законом порядке объявляет
чрезвычайное положение.
Президент вправе издавать указы и распоряжения, обязательные к
исполнению на всей территории республики, и проверять их исполнение. Указы
могут быть как правоприменительными, так и нормативными. В зависимости от
обстоятельств можно различать обычные и чрезвычайные указы, а по характеру
реализуемых полномочий и процедуре издания - принимаемые самостоятельно,
после согласования с Федеральным Собранием, местными Советами. Акты
Президента публикуются в "Собрании актов Президента РФ и правительства РФ".
Организационное российский Президент никому не подчинен, он обладает
высокой степенью независимости от других государственных органов. Но в
правовых актах, регулирующих его статус, закрепляется вторичный,
подзаконный характер президентской власти. Указы Президента принимаются на
основе и во исполнение Конституции и законов РФ, решений законодательных
органов Федерации и не могут противоречить законам.
Законодательные органы воздействуют на исполнительную власть и с
помощью финансовых рычагов, определяя размер государственного бюджета,
статьи его доходов и расходов, размер средств на содержание аппарата
управления.
Конституцией РФ предусмотрена политическая ответственность Президента
за нарушение Конституции, законов РФ и данной им присяги. За такие действия
он может быть отрешен от должности.
Президент обслуживается специальным аппаратом - администрацией
Президента. В нее входят секретариаты, управление делами, информационно-
аналитический центр, пресс-центр и другие структурные подразделения.
Администрация выполняет главным образом подготовку проектов указов и
других актов; подготовку различных заседаний, совещаний и т. п. ;
хозяйственное обслуживание и делопроизводство; поддержание связей с
общественными организациями, средствами массовой информации; контроль за
деятельностью исполнительных органов, выполнением указов и распоряжений
Президента.
Президент, администрация Президента, многочисленные Советы при них
образуют самостоятельный орган управления - Президенту РФ. Этот орган
единолично возглавляет Президент. Он назначает и определяет полномочия
главы администрации Президента, советников и ряда других должностных лиц,
занимающих ключевые посты в Президентуре.
Президент назначает своих представителей в краях, областях, автономных
округах, городах Москве и Санкт-Петербурге по представлению Руководителя
своей администрации. Представитель Президента вправе осуществлять контроль
на соответствующей территории, координировать деятельность территориальных
федеральных органов, принимать участие в работе органов исполнительной
власти, запрашивать необходимую информацию. По отдельным поручениям
Президента он осуществляет другие полномочия. Представители Президента и их
аппараты входят в структуру Администрации Президента.
Правительство
Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти. Он
возглавляет систему органов государственного управления, обеспечивает их
согласованную деятельность и правомочен решать вопросы государственного
управления, отнесенные Конституцией и законами к ведению РФ. правовой
основой деятельности Правительства является Конституция, Закон "О
ПРавительстве Российской Федерации", и иные законы, а также указы и
распоряжения Президента РФ. Правительство подотчетно Федеральному Собранию
и Президенту РФ.
Российское правительство - орган коллегиальный. В него входят
Председатель Правительства, его первые заместители и заместители, министры,
председатели государственных комитетов, а также руководитель аппарата
Правительства. По представлению главы Правительства Президент вправе
включать в состав Правительства руководителей других подведомственных ему
центральных органов государственного управления.
Членов Правительства можно различать и по другому критерию:
1. занимающие должности в аппарате Правительства РФ;
2. руководители иных государственных органов, которые по должности
являются членами Правительства;
3. персонально, в порядке исключения, входящие в число членов
Правительства.
Председатель Правительства назначается на должность Президентом с
согласия Высшего органа законодательной власти. Если высший
представительный орган не согласился с предложенной кандидатурой, Президент
вправе назначить на срок до трех месяцев исполняющего обязанности
председателя и до истечения этого срока представить другую кандидатуру.
Первые заместители, заместители главы Правительства, министры, председатели
государственных комитетов, руководитель аппарата Правительства назначаются
на должность по представлению главы Правительства Президентом и
автоматически включаются в состав Правительства.
Все члены Правительства, а также их заместители не могут занимать
должности в государственных, коммерческих, общественных организациях, не
имеют права на предпринимательскую деятельность или иную другую
оплачиваемую должность ( кроме преподавательской, научной и иной
творческой).
Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и
слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, продолжая
выполнять свои обязанности до формирования нового Правительства. Законом
предусмотрена возможность отставки Правительства в тех случаях, если:
1. Федеральное Собрание выразило ему недоверие;
2. такое решение с согласия Федерального Собрания принял Президент;
3. Правительство само приняло решение подать в отставку и Президент
ее принял;
4. подал в отставку Председатель Правительства и Президент ее
принял.
При отставке Правительства Президент обязан в трехмесячный срок
сформировать новое, поручив старому Правительству исполнение обязанностей
до того момента, когда будет сформировано новое.
Наряду с коллективной отставкой Правительства возможна и персональная
отставка отдельных его членов. Члены Правительства, кроме его председателя,
могут освобождаться от должности Президентом. А это влечет изменения в
персональном составе Правительства.
Как федеральный орган управления общей компетенции Правительство
наделено широкими полномочиями во всех областях жизни страны. В сфере
экономики Правительство разрабатывает проекты важнейших программ
экономического развития, занимается экономическими процессами, создает
условия для свободного предпринимательства на основе рационального
сочетания всех форм собственности, способствует укреплению денежной и
кредитной системы, приводит единую политику цен, рационального
использования природных ресурсов. Правительство разрабатывает федеральный
бюджет и организует его исполнение.
Акты, принимаемые Президентом и Федеральным Собранием, решения,
требующие финансирования их государственного бюджета и федеральных
внебюджетных фондов, принимаются с учетом заключений Правительства.
Правительство подготавливает программы социального развития,
организует здравоохранение, народное образование, способствует развитию
культуры. Важное направление его деятельности - руководство социальным
обеспечением, поддержка наименее социально защищенных групп населения,
совершенствование системы административной опеки за этими группами граждан.
Главное направление деятельности Правительства - защита интересов
государства, прав и свобод граждан, охрана общественного порядка,
обеспечение обороноспособности и государственной безопасности. На него
возложено руководство в области отношений РФ с иностранными государствами и
международными организациями, внешнеэкономической деятельности, научно-
технического и культурного сотрудничества.
Порученные задачи Правительство частично выполняет непосредственно, но
в основном через подведомственные ему органы. Он направляет работу
центральных федеральных органов исполнительной власти, координирует и
контролирует их деятельность. В пределах предоставленных ему полномочий
Правительство РФ направляет и проверяет работу Правительства республик в
составе РФ, администраций краев, областей, городов Москва и Санкт-
Петербург, автономной области и автономных округов. Он вправе отменять акты
подведомственных ему центральных исполнительных органов, а также глав
краевых, областных администраций, противоречащие законодательству РФ, актам
Президента и Правительства.
Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в квартал, на
них решаются основные вопросы управления страной, хозяйственной и социально-
культурной деятельности. Заседание считается правомочным, если на нем
присутствуют не мене двух третей членов Правительства, решения принимаются
большинством голосов его членов.
Центральные органы федеральной исполнительной власти.
В настоящее время в России существует несколько организационно-
правовых форм центральных органов федеральной исполнительной власти:
1. Федеральные министерства;
2. иные федеральные органы исполнительной власти.
Все центральные органы РФ наделены специальной компетенцией, они
руководят порученными им отраслями или сферами управления и являются
отраслевыми или межотраслевыми ( функциональными). они подчинены
непосредственно Правительству и действуют на основании законов, актов
Президента и Правительства. Правовой основой деятельности служат также
специальные положения. Положения о каждом из центральных органов
утверждаются Президентом РФ или по поручению Правительством, которое
устанавливает предельную численность работников центральных аппаратов
министерств, государственных комитетов и других центральных органов
исполнительной власти, размеры ассигнований из бюджета на их содержание. В
случае необходимости он вправе передавать ( делегировать) им решение
отдельных вопросов.
Правительство РФ назначает и освобождает от должности заместителей
руководителей центральных органов, членов их коллегий, комитетов,
осуществляет контроль за их деятельностью и вправе отменять акты всех
подведомственных ему органов.
Как правило, каждый центральный орган федеральной исполнительной
власти возглавляет определенное ведомство, выполняет функции его центра,
штаба, обеспечивает выполнение всех производственных и наряду с ними
экономико-экологических, специальных задач, стоящих перед ведомством.
Обычно центральный орган построен по схеме:
1. руководство ( руководитель, его заместители, коллегия, комитет,
ведомственные научные и иные советы);
2. производственные структурные подразделения, которые руководят
службами, непосредственно выполняющими те задачи, ради которых ведомство и
создано;
3. штабные подразделения, занимающиеся внутриорганизационной
деятельностью в рамках ведомства ( управления бухгалтерского учета, кадров
и др.).
Слова "министерство", "комитет", "российское агентство", "федеральная
инспекция" имеют двойное значение, ими обозначаются разные понятия. Во-
первых, министерство, государственный комитет, российское агентство - это
центральный орган исполнительной власти, возглавляющий административное
ведомство, центральный аппарат ведомства, его штаб. Все они находятся в
Москве. А, во-вторых, министерство, комитет - это система министерства,
комитета, т. е. административное ведомство.
И когда о ком-то говорят, что он работает в МВД, что она служит в
Министерстве обороны, то имеют в виду чаще всего работу ( службу) в
определенном ведомстве. Те, кто занимает должности в центральном органе
управления, чаще всего сообщают, что они трудятся в центральном аппарате
министерства, комитета и т. д.
Федеральные административные ведомства могут быть общефедеральными и
совместными ( название условное, так как пока нет легальных названий).
Общефедеральные представлены отраслями и сферами деятельности, которые в
соответствии с федеративным договором полностью находятся в ведении
федеральных органов ( министерства обороны, путей сообщения,
государственный таможенный комитет и др. ). Центральные органы
общефедеральных ведомств руководят подведомственными отраслями, сферами
управления как непосредственно, так и через территориальные федеральные
органы, которые подчинены только по вертикали своим ведомственным центрам и
содержатся за счет федерального бюджета.
Совместные федеральные ведомства созданы для упорядочения деятельности
в тех отраслях и сферах управления, которые являются предметами совместного
ведения РФ и ее субъектов. Центральные органы смешанных ведомств руководят
частично подведомственными отраслями непосредственно, а в основном через
республиканские, областные, краевые, окружные, городские ( Москвы и Санкт-
Петербурга) органы. А республиканские, краевые, областные, окружные,
городские органы подчинены по вертикали центральному органу федеральной
исполнительной власти, а по горизонтали - Правительству республики или
соответствующей администрации. Горизонтальное подчинение является линейным,
вертикальное - функциональным.
В совместных ведомствах федеральный центр осуществляет общее
руководство, а непосредственное управление отраслями, сферами на территории
субъекта федерации - дело их органов. К совместным федеральным органам
относятся, например, министерства здравоохранения, финансов, культуры,
государственные комитеты по делам гражданской обороны, антимонопольной
политике.
Выше речь шла о признаках, общих для всех организационно-правовых
центральных органов исполнительной власти. Но между ними есть и
определенные различия.
1. Министерства являются центральными единоначальными органами и, как
правило, отраслевыми. Их образует, реорганизует и упраздняет Федеральное
Собрание по предложению Президента. Министров назначает и освобождает от
должности Президент по представлению Председателя Правительства
самостоятельно, а министров иностранных дел, внутренних дел, обороны - с
согласия Российского парламента.
Министерством единолично руководит министр, который по должности
входит в Правительство, издает приказы, распределяет обязанности между
своими заместителя. в министерствах имеются совещательные органы-коллегии.
Они, как правило, состоят из руководящих работников министерства.
Председатель коллегии министр, ее решения проводятся в жизнь его приказами.
2. Государственные комитеты - центральные органы, осуществляющие
межотраслевое управление, они наделены значительной функциональной властью.
Их образует, реорганизует, упраздняет Федеральное Собрание по предложению
Президента. Во главе госкомитета находится председатель, который
назначается и освобождается от должности Указом Президента и по должности
входит в состав Правительства.
Как центр ведомства Государственный комитет выполняет две группы
задач:
межотраслевое ( функциональное) управление порученной ему
сферой. Эта внешняя организационная деятельность и ее осуществление -
главная задача органа;
линейное руководство подчиненными ему организациями,
внутриведомственное управление.
Межотраслевое регулирование осуществляется на коллегиальной основе,
важнейшие решения по таким вопросам принимаются совместно членами комитета
в виде постановлений. Члены комитета назначаются Правительством РФ из числа
руководящих работников госкомитета, представителей других ведомств, ведущих
ученых.
Оперативное руководство межотраслевой деятельностью госкомитета,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|