Рефераты

Ответы на вопросы государственного экзамена

собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, решают

иные вопросы местного значения. При этом решения органов местного

самоуправления могут быть отменен в судебном порядке.

Вместе с тем система местного самоуправления - это не государство в

государстве: она интегрирована в общую систему управления делами общества и

государства, занимает в ней особое место, обладая самостоятельностью.

Поэтому можно говорить лишь об известных пределах независимости органов

местного самоуправления в решении местных дел - тех пределах, которые

устанавливает Конституция РФ и федеральное законодательство.

3. Многообразие организационных форм осуществления местного

самоуправления. В соответствии со ст.72 Конституции РФ к совместному

ведению РФ и субъектов федерации относится установление общих принципов

организации местного самоуправления. Субъекты РФ закрепляют организационные

основы и формы осуществления местного самоуправления с учетом исторических

и иных местных традиций. Свои особенности имеют структура и формы

осуществления местного самоуправления в городских, сельских поселениях, на

территории района и т.д. При этом Конституция РФ устанавливает, что

структура органов местного самоуправления определяется населением

самостоятельно, что местное самоуправление осуществляется гражданами через

различные формы прямого волеизъявления, а также через выборные и другие

органы местного.

A. 4. Соразмерность полномочий местного самоуправления материально-

финансовым ресурсам. Местное самоуправление должно иметь право

на достаточную для осуществления своих функций и полномочий

экономическую и финансовую базу. При наделении органов

самоуправления отдельными государственными полномочиями им

должны в соответствии со ст. 132 Конституции РФ передаваться

необходимые для их осуществления материальные и финансовые

средства.

ВОПРОС №62.

ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО СТРУКТУРА.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЕДОМСТВО

Под административным ведомством следует понимать систему органов управления

специальной компетенции и руководимых ими организаций, организационно

подчиненных одному центру. Наряду с административными существуют и иные

государственные ( например, прокуратура РФ) и негосударственные ( например,

ВОС РФ) ведомства. Особенностью первых является то, что ими руководят

исполнительно-распорядительные органы, их управленческие подсистемы -

составная часть аппарата государственного управления.

Каковы основные признаки ведомства и его аппарата управления?

Во-первых, каждое ведомство имеет определенные, нормативно

закрепленные цели. Они устанавливаются вышестоящими государственными

органами. Выполнение поставленной перед системой задачи ( охранять,

оказывать услуги) - это и есть главная производственная функция, ради

которой она образована. Но, кроме того, в РФ любая система осуществляет и

такие общие задачи, как рециональное использование выделенных ресурсов,

охраны природы, совершенствование внутренних социальных связей,

удовлетворение потребностей своих работников. Иными словами, каждое

ведомство одновременно выполняет задачи: социальную производственную,

экономико-экологическую и социальную. В соответствии с ними формулируются и

нормативно регулируются функции соответствующих органов управления.

Во-вторых, административное ведомство представляет собой четко

обособленную сложную систему, состоящую из самостоятельных организаций,

подчиненных одной из них, которая является ее центром.

В-третьих, каждое ведомство построено иерархично, по линейному

принципу, нижестоящие организации организационно ( административно)

подчинены вышестоящим, а последние несут ответственность за их

деятельность.

В-четвертых, ведомство представляет собой экономико-правовую общность.

У него во владении есть определенное имущество, которое состоит из

имущества организаций и централизованных фондов ( резервов), принадлежащих

системе в целом.

Ведомство является адресатом многих нормативных и плановых актов.

Внутри его действуют акты руководящего системой органа. Административное

ведомство моноцентрично, у него единый субъект управления, который вне

системы действует от ее имени, распоряжается ее фондами и резервами,

осуществляет значительную по объему внутриорганизационную деятельность.

Определенной обособленностью и устойчивостью характеризуется и

субстанциональная ( предметная) структура ведомства. Внутри системы

создается и используется определенная информация, складывается

специфическая организация документооборота, взаимоотношений ее компонентов.

Внутриведомственнные связи отличаются активностью и устойчивостью. Каждое

ведомство имеет свое название. Будучи сложной самоуправляемой системой,

оно, как правило, состоит из трех групп элементов:

1. организаций, непосредственно выполняющих его основную

производственную задачу;

2. организаций, обслуживающих его внутренние потребности;

3. органов управления;

Можно сказать иначе: каждое ведомство состоит из трех блоков:

1. производственного;

2. обслуживающего;

3. управленческого.

В последнем необходимо различать уровни ( звенья) управления.

Минимальное их количество - два: центр и администрация ведомственной

организации. В случае необходимости создаются одно, два и даже более

промежуточных звеньев. При одном промежуточном звене ведомственный аппарат

управления становится трехуровневым, при двух - четырехуровневым и т. д.

Например, система Минздрава РФ - облздрав - горздрав - администрация

больницы насчитывает четыре звена управления.

Группировка административных ведомств может быть произведена по многим

признакам, представляющим интерес для науки административного права. Прежде

всего среди них выделяются хозяйственные, социально-культурные и

административно-политические. В законодательстве и научных работах

различают системы министерств, государственных комитетов и специальных

ведомств ( федеральных агентств, служб, инспекций). По объему полномочий

они бывают отраслевыми, функциональными и смешанными. В отраслевых

организационная деятельность субъектов управления замыкается рамками

ведомства, их главная задача состоит в непосредственном обеспечении

потребностей общества в продукции и услугах. Для функциональных ведомств (

например, Госсанэпиднадзора) главное - внешняя организационная

деятельность, управленческое воздействие на другие ведомства, не

подчиненные линейно объекты. В некоторых ведомствах одновременно

осуществляется и выпуск, обработка определенной продукции, оказание услуг и

внешнее управленческое воздействие на системы иных ведомств.

Понятие органа исполнительной власти

Государственные ( муниципальные) органы образуют особый вид

организации людей.

Они обладают и общими родовыми признаками:

1. являются автономными частями аппарата;

2. осуществляют государственные функции, реализуют публичный

интерес;

3. действуют от имени государства, местной администрации и в то же

время от своего имени;

4. обладают собственной компетенцией;

5. несут ответственность перед государством за свою деятельность;

6. подчинены вышестоящим государственным (муниципальным) органам (

это не распространяется только на высшие органы государственной власти и

суды);

7. учреждаются государством;

8. их положение, структура и деятельность регламентированы правом.

Каждый государственный ( муниципальный) орган имеет регламентированную

правом структуру. Он может состоять из структурных подразделений,

должностей, но в исключительных случаях может не иметь и ни того, и ни

другого ( например, административная комиссия).

Государственный ( муниципальный) орган - это организованный коллектив,

образующий самостоятельную часть государственного аппарата ( аппарата

местного самоуправления), наделенную собственной компетенцией, выполняющую

публичные функции, структура и деятельность которой регламентированы

правом.

Органы исполнительной власти: осуществляют исполнительно-

распорядительную деятельность; наделены оперативной самостоятельностью; как

правило, имеют постоянные штаты; образуются вышестоящими органами ( кроме

Президентур); подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам управления; их

образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируется

нормами административного права.

Органы управления осуществляют властно-организационную деятельность,

руководят объектами, которые находятся вне их, выступают от имени

государства.

Виды исполнительно-распорядителных органов

В зависимости от правовой основы образования можно различать органы,

создаваемые на основе конституций ( 1), текущего законодательства ( 2),

подзаконных актов ( 3). В прямой или косвенной форме статьи конституций

закрепляют организационную структуру аппарата управления, его деление на

организационно обособленные части. Основными критериями их образования

выступают государственное устройство, отрасли деятельности и общие

управленческие функции.

Органы общей компетенции: президентуры, советы министров, местные

администрации - несут ответственность за положение дел в соответствующем

государстве, области, крае, городе федерального значения, округе,

административно-территориальной единице, они руководят многими видами

отраслевой и функциональной деятельности. Им подчинены органы специальной

компетенции, работу которых они объединяют. РФ и каждая республика, край,

область, административно-территориальная единица имеют свою систему

управленческих органов, в которую входят орган общей компетенции и

подчиненные ему органы специальной компетенции. ( В низовых административно-

территориальных единицах - сельских, поселковых Советах - органы

специальной компетенции, как правило, не создаются). Последние осуществляют

отраслевое либо межотраслевое ( функциональное) управление, либо

одновременно и то, и другое. Так, Министерство здравоохранения РФ руководит

подведомственными учреждениями и органами здравоохранения и осуществляет

межотраслевое управление медицинскими службами МВД, Министерства обороны.

Таким образом, различаются органы общей и специальной ( отраслевой,

функциональной, смешанной) компетенции.

По порядку решения вопросов органы управления делятся на едино

начальные и коллегиальные. Преобладают первый тип органов, а коллегиальных

сейчас немного (советы министров, административные комиссии, например). В

процессе административной реформы 1991-1992 гг. коллегиальные органы -

исполнительные едино начальные администрации ( района, области и т. д.), а

также коллегиальные органы, как комитеты народного контроля, ликвидированы.

Одновременно был создан институт президентуры. Названные и подобные

преобразования расширили единоначалие в управлении. Необходимо отметить,

что оно сочетается с совещательной коллегиальностью - коллегии министерств,

советы при Президенте и другие коллегии вырабатывают рекомендации, которые

проводятся в жизнь единоличными актами руководителей.

В зависимости от того, из какого бюджета финансируются органы ( а это

совпадает и с их подчиненностью), можно различать федеральные,

республиканские, территориально-государственные ( региональные) и

муниципальные органы исполнительной власти.

Среди федеральных органов есть органы общей компетенции (

Президентура, Правительство), которые в законодательстве называются

высшими. А федеральные исполнительные органы специальной компетенции

делятся на две группы: центральные ( министерства, государственные

комитеты, агентства, службы, надзоры) и территориальные. Высшие и

центральные органы обладают полномочиями на всей территории РФ, а

территориальные федеральные органы - только на части ее территории.

Деятельность последних может осуществляться в нескольких территориальных

единицах ( в пределах таможенного, пограничного, военного округа, железной

дороги и др. ) или строго в пределах одной административно-территориальной

единицы ( так действуют военкоматы, управления безопасности, налоговые

инспекции и др. ).

27 мая 1993 г. Правительство РФ одобрил предложения "О порядке

создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств РФ".

Этим документом предусмотрено, что создание, реорганизация и ликвидация

территориальных органов производится соответствующими федеральными органами

исполнительной власти по согласованию с администрацией краев, областей,

автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В таком же

порядке производится назначение руководителей территориальных органов, а их

финансирование, как правило, осуществляется за счет средств федерального

бюджета. Численность аппарата, структура, штаты и фонд оплаты труда

территориальных органов определяются с учетом особенностей региона

федеральными органами по согласованию с краевыми, областными, окружными

администрациями.

В республиках, входящих в РФ, тоже есть высшие, центральные и

территориальные республиканские органы. К государственно-территориальным

относятся органы управления, краев, областей, городов федерального

значения, автономной области и автономных округов. Каждую региональную

систему управления возглавляет соответствующая администрация, руководимая

ее главой ( мэром, губернатором). Администрации подчинены главные

управления, управления, отделы, комитеты, комиссии и иные областные,

краевые, окружные органы специальной компетенции.

В городах и районах исполнительная власть представлена местной

администрацией и подчиненными ей органами специальной компетенции (

управлениями, отделами, комитетами, комиссиями, агентствами). В селах,

поселках есть сельская, поселковая администрация.

Президент РФ

Пост Президента учрежден Законом "О Президенте РСФСР", принятым

Верховным Советом 24 апреля 1991 г. На этот пост может быть избран только

гражданин РФ в возрасте от 35 до 65 лет, обладающий избирательным правом.

Президент избирается сроком на 4 года путем всеобщих, равных, прямых

выборов при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать эту

должность более двух сроков подряд.

В соответствии с законом Президент вступает в должность не позднее

одного месяца со дня официального объявления результатов выборов. При этом

он приносит присягу на торжественном заседании высшего органа

государственной власти республики. Место нахождения Президента - столица

России город Москва.

Вопросы Президентуры регулируются Конституцией РФ, принятыми в 1991 г.

законами о Президенте РСФСР ( РГ. 1991. 27 апреля), о выборах Президента

РСФСР, О вступлении в должность Президента РСФСР. Ряд полномочий Президента

закреплен в Законе "О чрезвычайном положении" ( РГ. 1991. 21 мая) и в

других правовых актах.

Президент как высшее должностное лицо республики наделен большими

полномочиями. Он представляет РФ внутри Федерации и вовне, в частности,

ведет переговоры и подписывает от ее имени международные и

межреспубликанские договоры, которые вступают в силу после ратификации.

Ему предоставлено право назначать и отзывать дипломатических

представителей РФ, принимать верительные и отзывные грамоты дипломатических

представителей.

Президент обязан обеспечить деловое сотрудничество всех трех властей:

законодательной, исполнительной и судебной, взаимодействие высших органов

государственной власти и управления. Он олицетворяет единство России, ее

суверенитет и целостность и обязан обеспечить гражданский мир, национальное

согласие, демократический режим, быть гарантом прав и свобод граждан.

Президент активно влияет на деятельность законодательных органов. По

его предложению созываются внеочередные заседания Федерального Собрания РФ,

он вправе обращаться к нему с посланиями, он обладает правом

законодательной инициативы, подписывает и обнародует законы РФ в течение 14

дней с момента их принятия. Конституция наделила Президента правом

отлагательного вето, т. е. правом не подписывать ( а значить и не

обнародовать) принятый закон и до истечения двухнедельного срока возвращать

его для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон

принимается большинством голосов, то Президент обязан подписать и

опубликовать его в течение 3 дней.

Как высшее должностное лицо республики Президент обращается с

посланиями к народу РФ, награждает государственными наградами, присваивает

специальные звания, классные чины и почетные звания, решает в соответствии

с законом вопрос гражданства, предоставления политического убежища,

осуществляет право помилования граждан, осужденных судами РФ.

Президент, Правительство РФ, главы исполнительной власти и советы

министров республик в составе РФ, главы администрации и органы

исполнительной власти автономных и административно-территориальных

образований образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Как глава

всей управленческой иерархии, всей системы исполнительной власти Президент

наделен большими полномочиями.

Он руководит деятельностью Правительства республики и принимает меры

для эффективного осуществления Правительством своих полномочий. С согласия

Федерального Собрания российский Президент вправе назначить главу

правительства, а по представлению последнего - назначать и освобождать

министров, руководителей комитетов и иных центральных ведомств РФ.

Президент вправе отметить постановление, распоряжение Совета

Министров, если оно незаконно.

В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РФ до

проведения выборов главы администрацией краев, областей, автономных

областей и округов, городов и районов назначаются Президентом или по его

поручению главами администрацией вышестоящего уровня по согласованию с

соответствующими Советами народных депутатов. В таком же порядке пока

решается и вопрос о досрочном прекращении полномочий глав администрации.

Очевидно, что в случае необходимости Президенту могут делегировать и другие

полномочия, продлить срок действия ранее делегированных.

Можно различить постоянные полномочия Президента, предоставленные ему

Конституцией и текущим законодательством, ( 1) и временно делегированные (

2).

Глава исполнительной власти России обязан принимать меры по

обеспечению государственной и общественной безопасности, он возглавляет

Совет безопасности РФ, в установленном законом порядке объявляет

чрезвычайное положение.

Президент вправе издавать указы и распоряжения, обязательные к

исполнению на всей территории республики, и проверять их исполнение. Указы

могут быть как правоприменительными, так и нормативными. В зависимости от

обстоятельств можно различать обычные и чрезвычайные указы, а по характеру

реализуемых полномочий и процедуре издания - принимаемые самостоятельно,

после согласования с Федеральным Собранием, местными Советами. Акты

Президента публикуются в "Собрании актов Президента РФ и правительства РФ".

Организационное российский Президент никому не подчинен, он обладает

высокой степенью независимости от других государственных органов. Но в

правовых актах, регулирующих его статус, закрепляется вторичный,

подзаконный характер президентской власти. Указы Президента принимаются на

основе и во исполнение Конституции и законов РФ, решений законодательных

органов Федерации и не могут противоречить законам.

Законодательные органы воздействуют на исполнительную власть и с

помощью финансовых рычагов, определяя размер государственного бюджета,

статьи его доходов и расходов, размер средств на содержание аппарата

управления.

Конституцией РФ предусмотрена политическая ответственность Президента

за нарушение Конституции, законов РФ и данной им присяги. За такие действия

он может быть отрешен от должности.

Президент обслуживается специальным аппаратом - администрацией

Президента. В нее входят секретариаты, управление делами, информационно-

аналитический центр, пресс-центр и другие структурные подразделения.

Администрация выполняет главным образом подготовку проектов указов и

других актов; подготовку различных заседаний, совещаний и т. п. ;

хозяйственное обслуживание и делопроизводство; поддержание связей с

общественными организациями, средствами массовой информации; контроль за

деятельностью исполнительных органов, выполнением указов и распоряжений

Президента.

Президент, администрация Президента, многочисленные Советы при них

образуют самостоятельный орган управления - Президенту РФ. Этот орган

единолично возглавляет Президент. Он назначает и определяет полномочия

главы администрации Президента, советников и ряда других должностных лиц,

занимающих ключевые посты в Президентуре.

Президент назначает своих представителей в краях, областях, автономных

округах, городах Москве и Санкт-Петербурге по представлению Руководителя

своей администрации. Представитель Президента вправе осуществлять контроль

на соответствующей территории, координировать деятельность территориальных

федеральных органов, принимать участие в работе органов исполнительной

власти, запрашивать необходимую информацию. По отдельным поручениям

Президента он осуществляет другие полномочия. Представители Президента и их

аппараты входят в структуру Администрации Президента.

Правительство

Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти. Он

возглавляет систему органов государственного управления, обеспечивает их

согласованную деятельность и правомочен решать вопросы государственного

управления, отнесенные Конституцией и законами к ведению РФ. правовой

основой деятельности Правительства является Конституция, Закон "О

ПРавительстве Российской Федерации", и иные законы, а также указы и

распоряжения Президента РФ. Правительство подотчетно Федеральному Собранию

и Президенту РФ.

Российское правительство - орган коллегиальный. В него входят

Председатель Правительства, его первые заместители и заместители, министры,

председатели государственных комитетов, а также руководитель аппарата

Правительства. По представлению главы Правительства Президент вправе

включать в состав Правительства руководителей других подведомственных ему

центральных органов государственного управления.

Членов Правительства можно различать и по другому критерию:

1. занимающие должности в аппарате Правительства РФ;

2. руководители иных государственных органов, которые по должности

являются членами Правительства;

3. персонально, в порядке исключения, входящие в число членов

Правительства.

Председатель Правительства назначается на должность Президентом с

согласия Высшего органа законодательной власти. Если высший

представительный орган не согласился с предложенной кандидатурой, Президент

вправе назначить на срок до трех месяцев исполняющего обязанности

председателя и до истечения этого срока представить другую кандидатуру.

Первые заместители, заместители главы Правительства, министры, председатели

государственных комитетов, руководитель аппарата Правительства назначаются

на должность по представлению главы Правительства Президентом и

автоматически включаются в состав Правительства.

Все члены Правительства, а также их заместители не могут занимать

должности в государственных, коммерческих, общественных организациях, не

имеют права на предпринимательскую деятельность или иную другую

оплачиваемую должность ( кроме преподавательской, научной и иной

творческой).

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и

слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, продолжая

выполнять свои обязанности до формирования нового Правительства. Законом

предусмотрена возможность отставки Правительства в тех случаях, если:

1. Федеральное Собрание выразило ему недоверие;

2. такое решение с согласия Федерального Собрания принял Президент;

3. Правительство само приняло решение подать в отставку и Президент

ее принял;

4. подал в отставку Председатель Правительства и Президент ее

принял.

При отставке Правительства Президент обязан в трехмесячный срок

сформировать новое, поручив старому Правительству исполнение обязанностей

до того момента, когда будет сформировано новое.

Наряду с коллективной отставкой Правительства возможна и персональная

отставка отдельных его членов. Члены Правительства, кроме его председателя,

могут освобождаться от должности Президентом. А это влечет изменения в

персональном составе Правительства.

Как федеральный орган управления общей компетенции Правительство

наделено широкими полномочиями во всех областях жизни страны. В сфере

экономики Правительство разрабатывает проекты важнейших программ

экономического развития, занимается экономическими процессами, создает

условия для свободного предпринимательства на основе рационального

сочетания всех форм собственности, способствует укреплению денежной и

кредитной системы, приводит единую политику цен, рационального

использования природных ресурсов. Правительство разрабатывает федеральный

бюджет и организует его исполнение.

Акты, принимаемые Президентом и Федеральным Собранием, решения,

требующие финансирования их государственного бюджета и федеральных

внебюджетных фондов, принимаются с учетом заключений Правительства.

Правительство подготавливает программы социального развития,

организует здравоохранение, народное образование, способствует развитию

культуры. Важное направление его деятельности - руководство социальным

обеспечением, поддержка наименее социально защищенных групп населения,

совершенствование системы административной опеки за этими группами граждан.

Главное направление деятельности Правительства - защита интересов

государства, прав и свобод граждан, охрана общественного порядка,

обеспечение обороноспособности и государственной безопасности. На него

возложено руководство в области отношений РФ с иностранными государствами и

международными организациями, внешнеэкономической деятельности, научно-

технического и культурного сотрудничества.

Порученные задачи Правительство частично выполняет непосредственно, но

в основном через подведомственные ему органы. Он направляет работу

центральных федеральных органов исполнительной власти, координирует и

контролирует их деятельность. В пределах предоставленных ему полномочий

Правительство РФ направляет и проверяет работу Правительства республик в

составе РФ, администраций краев, областей, городов Москва и Санкт-

Петербург, автономной области и автономных округов. Он вправе отменять акты

подведомственных ему центральных исполнительных органов, а также глав

краевых, областных администраций, противоречащие законодательству РФ, актам

Президента и Правительства.

Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в квартал, на

них решаются основные вопросы управления страной, хозяйственной и социально-

культурной деятельности. Заседание считается правомочным, если на нем

присутствуют не мене двух третей членов Правительства, решения принимаются

большинством голосов его членов.

Центральные органы федеральной исполнительной власти.

В настоящее время в России существует несколько организационно-

правовых форм центральных органов федеральной исполнительной власти:

1. Федеральные министерства;

2. иные федеральные органы исполнительной власти.

Все центральные органы РФ наделены специальной компетенцией, они

руководят порученными им отраслями или сферами управления и являются

отраслевыми или межотраслевыми ( функциональными). они подчинены

непосредственно Правительству и действуют на основании законов, актов

Президента и Правительства. Правовой основой деятельности служат также

специальные положения. Положения о каждом из центральных органов

утверждаются Президентом РФ или по поручению Правительством, которое

устанавливает предельную численность работников центральных аппаратов

министерств, государственных комитетов и других центральных органов

исполнительной власти, размеры ассигнований из бюджета на их содержание. В

случае необходимости он вправе передавать ( делегировать) им решение

отдельных вопросов.

Правительство РФ назначает и освобождает от должности заместителей

руководителей центральных органов, членов их коллегий, комитетов,

осуществляет контроль за их деятельностью и вправе отменять акты всех

подведомственных ему органов.

Как правило, каждый центральный орган федеральной исполнительной

власти возглавляет определенное ведомство, выполняет функции его центра,

штаба, обеспечивает выполнение всех производственных и наряду с ними

экономико-экологических, специальных задач, стоящих перед ведомством.

Обычно центральный орган построен по схеме:

1. руководство ( руководитель, его заместители, коллегия, комитет,

ведомственные научные и иные советы);

2. производственные структурные подразделения, которые руководят

службами, непосредственно выполняющими те задачи, ради которых ведомство и

создано;

3. штабные подразделения, занимающиеся внутриорганизационной

деятельностью в рамках ведомства ( управления бухгалтерского учета, кадров

и др.).

Слова "министерство", "комитет", "российское агентство", "федеральная

инспекция" имеют двойное значение, ими обозначаются разные понятия. Во-

первых, министерство, государственный комитет, российское агентство - это

центральный орган исполнительной власти, возглавляющий административное

ведомство, центральный аппарат ведомства, его штаб. Все они находятся в

Москве. А, во-вторых, министерство, комитет - это система министерства,

комитета, т. е. административное ведомство.

И когда о ком-то говорят, что он работает в МВД, что она служит в

Министерстве обороны, то имеют в виду чаще всего работу ( службу) в

определенном ведомстве. Те, кто занимает должности в центральном органе

управления, чаще всего сообщают, что они трудятся в центральном аппарате

министерства, комитета и т. д.

Федеральные административные ведомства могут быть общефедеральными и

совместными ( название условное, так как пока нет легальных названий).

Общефедеральные представлены отраслями и сферами деятельности, которые в

соответствии с федеративным договором полностью находятся в ведении

федеральных органов ( министерства обороны, путей сообщения,

государственный таможенный комитет и др. ). Центральные органы

общефедеральных ведомств руководят подведомственными отраслями, сферами

управления как непосредственно, так и через территориальные федеральные

органы, которые подчинены только по вертикали своим ведомственным центрам и

содержатся за счет федерального бюджета.

Совместные федеральные ведомства созданы для упорядочения деятельности

в тех отраслях и сферах управления, которые являются предметами совместного

ведения РФ и ее субъектов. Центральные органы смешанных ведомств руководят

частично подведомственными отраслями непосредственно, а в основном через

республиканские, областные, краевые, окружные, городские ( Москвы и Санкт-

Петербурга) органы. А республиканские, краевые, областные, окружные,

городские органы подчинены по вертикали центральному органу федеральной

исполнительной власти, а по горизонтали - Правительству республики или

соответствующей администрации. Горизонтальное подчинение является линейным,

вертикальное - функциональным.

В совместных ведомствах федеральный центр осуществляет общее

руководство, а непосредственное управление отраслями, сферами на территории

субъекта федерации - дело их органов. К совместным федеральным органам

относятся, например, министерства здравоохранения, финансов, культуры,

государственные комитеты по делам гражданской обороны, антимонопольной

политике.

Выше речь шла о признаках, общих для всех организационно-правовых

центральных органов исполнительной власти. Но между ними есть и

определенные различия.

1. Министерства являются центральными единоначальными органами и, как

правило, отраслевыми. Их образует, реорганизует и упраздняет Федеральное

Собрание по предложению Президента. Министров назначает и освобождает от

должности Президент по представлению Председателя Правительства

самостоятельно, а министров иностранных дел, внутренних дел, обороны - с

согласия Российского парламента.

Министерством единолично руководит министр, который по должности

входит в Правительство, издает приказы, распределяет обязанности между

своими заместителя. в министерствах имеются совещательные органы-коллегии.

Они, как правило, состоят из руководящих работников министерства.

Председатель коллегии министр, ее решения проводятся в жизнь его приказами.

2. Государственные комитеты - центральные органы, осуществляющие

межотраслевое управление, они наделены значительной функциональной властью.

Их образует, реорганизует, упраздняет Федеральное Собрание по предложению

Президента. Во главе госкомитета находится председатель, который

назначается и освобождается от должности Указом Президента и по должности

входит в состав Правительства.

Как центр ведомства Государственный комитет выполняет две группы

задач:

межотраслевое ( функциональное) управление порученной ему

сферой. Эта внешняя организационная деятельность и ее осуществление -

главная задача органа;

линейное руководство подчиненными ему организациями,

внутриведомственное управление.

Межотраслевое регулирование осуществляется на коллегиальной основе,

важнейшие решения по таким вопросам принимаются совместно членами комитета

в виде постановлений. Члены комитета назначаются Правительством РФ из числа

руководящих работников госкомитета, представителей других ведомств, ведущих

ученых.

Оперативное руководство межотраслевой деятельностью госкомитета,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


© 2010 Современные рефераты