Ответы на вопросы государственного экзамена
внутриведомственное управление осуществляет его председатель единолично.
Председатель по должности входит в состав Правительства РФ, он вправе
издавать приказы, распоряжения, распределять обязанности между своими
заместителя.
3. Центральные органы третьей группы называются комитетами РФ,
федеральными службами, надзорами, инспекциями, российскими агентствами. Как
правило, это органы функциональной или смешанной компетенции, наделенные
властными межотраслевыми полномочиями, занимающиеся межотраслевой
координацией, контролем и иными ведомствами, они образуются,
реорганизуются, упраздняются Федеральным Собранием по представлению
Президента. они построены на основе единоначалия. Их руководители
назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ и в состав
Правительства не входят. В порядке исключения по представлению Председателя
Правительства Президент может руководителя центрального органа третьей
группы назначить на должность члена Правительства. В этой группе
центральных органов немало таких, которые действуют на основе специальных
законов, регламентирующих работу соответствующих ведомств и их центральных
органов. Это, например, законы о государственной налоговой службе,
санитарно-эпидемическом благополучии.
Краевая, областная, окружная, районная городская, сельская
администрация
В формировании исполнительной власти по-новому важнейшую роль сыграли
три российских закона: "О Президенте РСФСР", "О краевом, областном Совете
народных депутатов и краевой областной администрации", "О местном
самоуправлении в РСФСР", в соответствии с которыми в Конституцию были
внесены необходимые изменения. Их основные положения закреплены и иной
Конституцией.
В административных структурах сложился организационный обычай, в
соответствии с которым центральный и местный аппараты должны быть построены
на единых началах. Это создает лучшие возможности для их взаимодействия, а
значит, и повышения эффективности управления. Теперь на всех уровнях
управленческой иерархии укреплено единоначалие, всеми органами управления
общей компетенции единолично руководят должностные лица. Главы
администрации, как и Президент не избираются Советами, исполнительная
власть стало более независимой от представительных органов,
дистанцировалась от них. Значительное изменение расширение компетенции глав
администраций, которые не просто унаследовали полномочия исполнительных
комитетов, но получили много нового, в числе которых и те, которые
позволяют активно воздействовать на соответствующий представительный орган.
С другой стороны, усовершенствован механизм контроля за региональной и
местной администрацией, четкое правовое закрепление получили ее
политическая ответственность и судебный контроль за нею. Столь серьезные
изменения правового положения органов общей компетенции повлекли и
изменение их названия. Соответствующие органы управления на уровне района,
города, поселка, села названы местными администрациями, а на краевом,
областном уровне - краевой, областной администрацией.
Администрация - единоначальный орган исполнительной власти,
действующий в рамках определенной государственно-национальной,
административно-территориальной единицы, ставшая правопреемником
существующего ранее коллегиального органа исполнительного комитета. Как
орган общей компетенции администрация возглавляет систему органов
управления соответствующего уровня: отделов, управлений, комитетов,
комиссий, руководит органами специальной компетенции.
К областной, краевой администрации относятся краевые, областные
комитеты, отделы, управления. Но не все, а только те, которые являются ее
органами, структурными подразделениями, подчинены главе администрации. Что
же касается территориальных федеральных органов - контор ( управлений)
Центрального банка, военкоматов, управлений безопасности, налоговых
инспекций, центров госсанэпиднадзора и других, то к местной, краевой,
областной администрации они не относятся. И тем более не входят в нее
межтерриториальные органы центральных ведомств ( командования военных и
пограничных округов, управления железных дорог и др. ), администрация
государственных предприятия краевого, областного масштаба ( облэнерго) и
др.
Структура краевой, областной, районной, городской администрации
утверждается соответствующим представительным органом. Если администрацию
понимать широко, то комитеты, отделы, управления следует признать
разновидностями ее структурных подразделений.
За последние 2-3 года в системе администрации произошли существенные
изменения.
Во-первых они обусловлены реализацией на этих уровнях принципов
разделения властей и единоначалия. Во-вторых, изменения в экономической
политике привели к появлению областных, краевых антимонопольных комитетов,
комитетов по экономике, конверсии, земельной реформе, а с другой стороны, и
ликвидации таких отраслевых органов, как управления бытового обслуживания,
общественного питания. В-третьих, гуманизация содержания административной
деятельности стала причиной возникновения служб по делам молодежи,
национальным отношениям, материнства и детства, по связям с общественность,
с прессой.
С целью объединения деятельности ряда структурных подразделений широко
практикуется создание новых по названию и содержанию деятельности органов -
департаментов. Особого внимания заслуживает такое проявление местной
инициативы, как создание областных, городских правительств.
В пределах своей компетенции глава администрации издает постановления
и распоряжения, а руководители органов администрации - приказы. Они как и
все иные правовые акты управления вступают в силу немедленно, с момента их
подписания, если иное не установлено в самом акте или в акте вышестоящего
государственного органа. Акты направляются в соответствующий
представительный орган в 10-дневный срок, а на краевом, областном уровне -
в день их принятия.
В ст. 33 Закона о местном самоуправлении содержится такая норма:
постановления главы местной администрации, затрагивающие права граждан,
должны быть доведены до сведения населения.
Кто и по каким основаниям вправе отменить акт главы администрации,
подчиненного ему органа? Акты главы администрации могут быть отменены
соответствующими представительными органами, вышестоящим исполнительно-
распорядительным органом или судом, если они противоречат законодательству
и решениям представительного органа, принятым в пределах его компетенции.
Иными словами, субъекты власти, не входящие в систему данной администрации,
могут вмешиваться в ее действия только по мотивам целесообразности. В этом
можно видеть одно из проявлений реализации принципа разделения властей. А
глава администрации в отношении подчиненных ему органов наделен более
широкими полномочиями. Он вправе отменять приказы руководителей органов и
структурных подразделений местной администрации. Значит, приказы могут быть
отменены как незаконные и в связи с их нецелесообразностью. Столь же
широкими являются и полномочия главы краевой, областной администрации,
который руководит на принципах единоначалия и несет ответственность за
надлежащее осуществление ее полномочий.
ВОПРОС №63.
ВИДЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ.
ПОД ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРяДИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИЛИ ИНАчЕ ОРГАНАМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (КАК ВЕТВИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ) - ПОНИМАЕТСя
ПОЛИТИчЕСКОЕ УчРЕЖДЕНИЕ, СОЗДАННОЕ ДЛя УчАСТИя В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФУНКЦИЙ ЭТОЙ
ВЛАСТИ И НАДЕЛЕННОЕ ДЛя ЭТОГО ПОЛНОМОчИяМИ ГОСУДАРСТВЕННО-ВЛАСТНОГО
ХАРАКТЕРА.
I. В соответствии с федеративным государственным устройством РФ и
Конституцией РФ различают:
1. федеральные . органы исполнительной власти.
2. органы исполнительной власти субъектов федерации.
II. По организационно-правовым формам и в соответствии с Указом
Президента РФ от 30.09.92 "О системе центральных органов исполнительной
власти" различают:
1. правительства - руководят на подведомственной территории
всеми/большинством отраслей и сфер управления, обеспечивая там
эконом. и социально-культурное развитие.
2. советы министров - имеют статус правительств.
3. министерства - осуществляют руководство порученной им отраслью
управления или сферой деятельности.
4. гос. комитеты - осуществляющие, на основе коллегиальности,
межотраслевое регулирование.
5. комитеты - осуществляющие гос. регулирование и межотраслевую
координацию по вопросам, находящимся в их ведении.
6. федеральные службы.
7. федеральные инспекции осуществляющие специальные исполнительные
функции.
8. главные управления - контрольные и надзорные функции.
9. управления.
10. агентства.
III. По характеру компетенции выделяют органы:
1. общей компетенции - руководят на подведомственной территории
всеми/большинством отраслей и сфер управления, обеспечивая там
экономическое и социально-культурное развитие
2. отраслевой компетенции - осуществляют руководство в
подведомственных им отраслях (МПС, Комитет по торговле)
3. межотраслевой - выполняют общие специализированные функции для
всех/большинства отраслей и сфер управления
4. внутриотраслевой - руководят в рамках отраслей определенными
участками работ
IV. По порядку разрешения подведомственных вопросов различают:
1. коллегиальные органы - организационно и юридически объединенные
группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по
вопросам компетенции данного орган
2. единоначальные органы - решающая власть по всем вопроса их
компетенции принадлежит возглавляющим данные органы руководителям
В нормативно-правовых актах термин "административное ведомство"
охватывает в одних случаях все центральные органы отраслевого и
межотраслевого управления, включая министерства и гос. комитеты, в других -
все такого рода органы, кроме министерств и гос. комитетов, т.е. комитеты,
управления, инспекции, службы и агентства.
1. Министерство - центральный орган исполнительной власти,
осуществляющий руководство порученной ему отраслью управления или сферой
деятельности.
а) министерство - единоначальный орган, возглавляемый министром,
который входит в состав Правительства, имеет все полномочия в сфере
компетенции министерства и несет всю полноту ответственности за
деятельность министерства, издает приказы, инструкции и дает указания по
вопросам деятельности министерства.
б) в министерстве образуется коллегия в составе министра, его
заместителей и руководящих сотрудников системы министерства. Она
рассматривает важнейшие вопросы и принимает соответствующее решение в форме
постановлений.
2. Гос. комитет - центр. орган исполнительной власти осуществляющий
межотраслевое регулирование в подведомственной им сфере.
а) гос. комитет - коллегиальный орган, состоящий из назначенных
Правительством членов и принимающий по вопросам своей компетенции
постановления, являющиеся межведомственными актами.
б) оперативное руководство по функциям комитета осуществляется
председателем. гос. комитета на принципах единоначалия. Он в пределах своей
компетенции издает приказы, инструкции и указания по внутриведомственным
вопросам
в) в гос. комитетах наряду с решающим коллегиальным органом образуются
малые коллегии в составе председателя комитета, его заместителей и
руководящих работников комитета и подведомственных организаций
3. Остальные ведомства в той или иной степени повторяют
организационную структуру либо министерств, либо гос. комитетов.
4. В формах структурных подразделений административных ведомств нет
принципиального единообразия. Структура подразделений и их организационная
форма определяется решением Правительства в соответствие с потребностями и
задачами административного ведомства и утверждается Президентом ил
Правительством. Это могут быть департаменты, управления, отделы, советы,
центры, бюро, секретариаты.
Правительством РФ с целью упорядочения структуры административного
ведомств принято спец. постановление от 05.11.95 "О структуре центрального
аппарата федеральных органов исполнительной власти", где даны основные
положения для формирования структуры центр. аппарата административного
ведомства:
а). кол-во ведущих должностей гос. служащих = 35 штатных единиц.
г). управления >= 20.
д). отдела >= 10.
е). отдела в составе департамента >= 5.
ж). .в структуру департамента управления входит не менее 3 отделов.
з). внутренняя организация структурных подразделений регламентируется
органами, в составе которых они формируются и действуют.
Административное ведомство
Под административным ведомством следует понимать систему органов
управления специальной компетенции и руководимых ими организаций,
организационно подчиненных одному центру. Наряду с административными
существуют и иные государственные ( например, прокуратура РФ) и
негосударственные ( например, ВОС РФ) ведомства. Особенностью первых
является то, что ими руководят исполнительно-распорядительные органы, их
управленческие подсистемы -
составная*******************************************************************
***********************************************************************
***********************************************************************
****************************************************************************
****************************************************************************
****************************************************************************
***************************************************************************у
рсов, охраны природы, совершенствование внутренних социальных связей,
удовлетворение потребностей своих работников. Иными словами, каждое
ведомство одновременно выполняет задачи: социальную производственную,
экономико-экологическую и социальную. В соответствии с ними формулируются и
нормативно регулируются функции соответствующих органов управления.
Во-вторых, административное ведомство представляет собой четко
обособленную сложную систему, состоящую из самостоятельных организаций,
подчиненных одной из них, которая является ее центром.
В-третьих, каждое ведомство построено иерархично, по линейному
принципу, нижестоящие организации организационно (административно)
подчинены вышестоящим, а последние несут ответственность за их
деятельность.
В-четвертых, ведомство представляет собой экономико-правовую общность.
У него во владении есть определенное имущество, которое состоит из
имущества организаций и централизованных фондов ( резервов), принадлежащих
системе в целом.
Ведомство является адресатом многих нормативных и плановых актов.
Внутри его действуют акты руководящего системой органа.
Административное ведомство моноцентрично, у него единый субъект управления,
который вне системы действует от ее имени, распоряжается ее фондами и
резервами, осуществляет значительную по объему внутриорганизационную
деятельность.
Определенной обособленностью и устойчивостью характеризуется и
субстанциональная ( предметная) структура ведомства. Внутри системы
создается и используется определенная информация, складывается
специфическая организация документооборота, взаимоотношений ее компонентов.
Внутриведомственнные связи отличаются активностью и устойчивостью. Каждое
ведомство имеет свое название. Будучи сложной самоуправляемой системой,
оно, как правило, состоит из трех групп элементов:
1. организаций, непосредственно выполняющих его основную
производственную задачу;
2. организаций, обслуживающих его внутренние потребности;
3. органов управления;
Можно сказать иначе: каждое ведомство состоит из трех блоков:
1. производственного;
2. обслуживающего;
3. управленческого.
В последнем необходимо различать уровни (звенья) управления.
Минимальное их количество - два: центр и администрация ведомственной
организации. В случае необходимости создаются одно, два и даже более
промежуточных звеньев. При одном промежуточном звене ведомственный аппарат
управления становится трехуровневым, при двух - четырехуровневым и т. д.
Например, система Минздрава РФ - облздрав - горздрав - администрация
больницы насчитывает четыре звена управления.
Группировка административных ведомств может быть произведена по многим
признакам, представляющим интерес для науки административного права.
Прежде всего среди них выделяются хозяйственные, социально-культурные
и административно-политические. В законодательстве и научных работах
различают системы министерств, государственных комитетов и специальных
ведомств (федеральных агентств, служб, инспекций). По объему полномочий они
бывают отраслевыми, функциональными и смешанными. В отраслевых
организационная деятельность субъектов управления замыкается рамками
ведомства, их главная задача состоит в непосредственном обеспечении
потребностей общества в продукции и услугах. Для функциональных ведомств (
например, Госсанэпиднадзора) главное - внешняя организационная
деятельность, управленческое воздействие на другие ведомства, не
подчиненные линейно объекты. В некоторых ведомствах одновременно
осуществляется и выпуск, обработка определенной продукции, оказание услуг и
внешнее управленческое воздействие на системы иных ведомств.
ВОПРОС №64.
Методы гос. управления экономической сферой.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИя - УСТОЙчИВЫЕ И ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ
ДОСТИЖЕНИя ЦЕЛЕЙ. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИя НЕПОСРЕДСТВЕННО СВяЗАНО С
МОТИВАЦИЕЙ, Т.Е. С ПОБУДИТЕЛЬНЫМ СТИМУЛОМ К ДЕЙСТВИЮ В ОПРЕДЕЛЕННОМ
НАПРАВЛЕНИИ. Т.К. В ПОВЕДЕНИИ чЕЛОВЕКА ВАЖНЕЙШУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ ЕГО
ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ, МЕТОД ГОС. УПРАВЛЕНИя ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОРИЕНТИРОВАН НА
ФОРМИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ГОСУДАРСТВОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ОБЩЕСТВЕ И ОТД.
ИНДИВИДА. СОВОКУПНОСТЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ, НА КОТОРЫЕ ОРИЕНТИРОВАН ТОТ ИЛИ ИНОЙ
МЕТОД УПРАВЛЕНИя, ОПРЕДЕЛяЕТ ЕГО МОТИВАЦИОННУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ. ИХ ВСЕГО
ТРИ: ВЛАСТНАя, МОРАЛЬНАя И МАТЕРИАЛЬНАя.
В системе гос. методов управления любой сферой деятельности выделяют:
правовые, административные, экономические и социально-психологоческие.
1. Правовые методы гос. регулирования эконом. сферой - это
специфические функции, выполняемые правовыми нормами по регулированию
отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами в процессе их
деятельности, и созданию юридических гарантий нормального функционирования
каждого субъекта экономических отношений и всего хозяйственного механизма в
целом.
Правовые методы гос. регулирования эконом. сферой построены на
регламентации взаимодействия различных субъектов эконом. отношений:
- организации с организацией;
- организации со своими работниками;
- организации с органами гос. власти и местного самоуправления и т.п.
В качестве инструмента правовых методов регулирования эконом. сферы
государство использует законодательство: гражданское, хозяйственное,
финансовое, трудовое, уголовное и пр. Нормативные акты, используемые для
регулирования данной сферы во многом универсальны и применимы ко множеству
сходных ситуаций, но по особо важным специфическим ситуациям издаются
особые правовые акты, изданием которых занимаются Федер. Собрание,
Президент, Правительство и т.д.
2. Административные методы гос. управления эконом. сферой - являются
конкретизацией правовых методов в условиях функционирования структур
исполнительной власти, ответственных за осуществление экономической
политики. Условно делятся на три группы:
а) организационно-стабилизирующие - это правила, регулирующие
деятельность органов исп. власти, проводящих экономическую политику, и их
взаимоотношения с хозяйствующими субъектами (постановления, положения и
т.п.).
б) распорядительные - обуславливают динамику управления и применяются
для согласования и координации деятельности субъектов эконом.
взаимоотношений (приказы, распоряжения, инструкции и пр.).
в) дисциплинарные - заключаются в установлении конкретных форм
ответственности и их практической реализации, предназначены для поддержания
стабильности в эк. сфере.
3. Эконом. методы гос. управления эконом. сферой - их сущность сост. в
том, чтобы путем косвенного воздействия на экономические интересы
управляемых объектов с помощью эконом. рычагов создавать мех-м их
ориентации на наиболее эффективную деятельность по возможности без
непосредственного вмешательства адм. органов, но в установленных ими
рамках.
К инструментам эконом. воздействия на эконом. сферу относятся:
- налоговая система;
- кредитно-финансовая система;
- бюджетная система.
4. Социально-психологические методы управления эконом. сферой - это
методы, ориентированные на создание и эффективное использование соц.-псих.
потенциала общества и его отдельных индивидов.
К методам соц.-псих. управления относятся: установление и развитие
социальных норм поведения, создание общественных идеалов, мотивация труда,
поддержание благоприятного соц.-псих. климата в обществе, социальное
планирование.
Реализуются методы посредством проведения исследований, специальных
программ и пропаганды.
ВОПРОС №65.
Методы гос. управления социальной сферой.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИя - УСТОЙчИВЫЕ И ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ
ДОСТИЖЕНИя ЦЕЛЕЙ. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИя НЕПОСРЕДСТВЕННО СВяЗАНО С
МОТИВАЦИЕЙ, Т.Е. С ПОБУДИТЕЛЬНЫМ СТИМУЛОМ К ДЕЙСТВИЮ В ОПРЕДЕЛЕННОМ
НАПРАВЛЕНИИ. Т.К. В ПОВЕДЕНИИ чЕЛОВЕКА ВАЖНЕЙШУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ ЕГО
ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ, МЕТОД ГОС. УПРАВЛЕНИя ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОРИЕНТИРОВАН НА
ФОРМИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ГОСУДАРСТВОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ОБЩЕСТВЕ И ОТД.
ИНДИВИДА. СОВОКУПНОСТЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ, НА КОТОРЫЕ ОРИЕНТИРОВАН ТОТ ИЛИ ИНОЙ
МЕТОД УПРАВЛЕНИя, ОПРЕДЕЛяЕТ ЕГО МОТИВАЦИОННУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ. ИХ ВСЕГО
ТРИ: ВЛАСТНАя, МОРАЛЬНАя И МАТЕРИАЛЬНАя.
В системе гос. методов управления любой сферой деятельности выделяют:
правовые, административные, экономические и социально-психологоческие.
Социальная сфера включает в себя народное образование, культуру и
искусство, здравоохранение, физическую культуру и спорт, а также социальное
обеспечение. Соц. сфера является неотъемлемой частью любого общества, ибо
она вносит огромный вклад в воспроизводство рабочей силы, физическое и
психическое оздоровление общества и развитие личности.
1. Правовые методы гос. регулирования соц. сферой - это специфические
функции, выполняемые правовыми нормами по гос. регулированию социальных
отношений в обществе и созданию юридических гарантий нормального
функционирования каждого субъекта социальных отношений.
Правовые методы гос. регулирования эконом. сферой заключаются в
издании гос. органами в пределах их компетенции четко сформулированных
правовых актов по регулированию соц. сферы.
2. Эконом. методы гос. управления соц. сферой - суть их сводится:
- к детальной разработке программ по поддержанию и развитию той или
иной области в соц. сфере;
- в рамках каждой программы указываются цели и пути их реализации;
- каждый шаг программы строго увязывается с ресурсами, выделяемыми
гос. ведомству, в рамках которого осуществляется программа.
2. Административные методы гос. управления эконом. сферой - являются
конкретизацией правовых методов в условиях функционирования структур
исполнительной власти, ответственных за осуществление социальной политики.
Т.е. конкретные меры исполнительной власти, направленные на реализацию
нормативных актов и экономических программ в соц. сфере. Условно делятся на
три группы:
а) организационно-стабилизирующие - это правила, регулирующие
деятельность органов исполнительной власти, проводящих социальную политику,
и их взаимоотношения с субъектами социально-культурной сферы
(постановления, положения и т.п.).
б) распорядительные - обуславливают динамику управления и применяются
для согласования и координации деятельности субъектов соц.-культ.
взаимоотношений (приказы, распоряжения, инструкции и пр.)
в) дисциплинарные - заключаются в установлении конкретных форм
ответственности и их практической реализации, предназначены для поддержания
стабильности в соц. сфере.
4. Социально-психологические методы управления эконом. сферой - это
методы, ориентированные на создание и эффективное использование соц.-псих.
потенциала общества и его отдельных индивидов.
К методам соц.-псих. управления относятся: установление и развитие
социальных норм поведения, создание общественных идеалов, мотивация труда,
поддержание благоприятного соц.-псих. климата в обществе, социальное
планирование.
Реализуются методы посредством проведения исследований, специальных
программ и пропаганды.
ВОПРОС №67.
Федеральные органы общей и специальной компетенций.
ОРГАНЫ ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ: ПРЕЗИДЕНТУРЫ, СОВЕТЫ МИНИСТРОВ, МЕСТНЫЕ
АДМИНИСТРАЦИИ - НЕСУТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ В СООТВЕТСТВУЮЩЕМ
ГОСУДАРСТВЕ, ОБЛАСТИ, КРАЕ, ГОРОДЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАчЕНИя, ОКРУГЕ,
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЕДИНИЦЕ, ОНИ РУКОВОДяТ МНОГИМИ ВИДАМИ
ОТРАСЛЕВОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ. ИМ ПОДчИНЕНЫ ОРГАНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ, РАБОТУ КОТОРЫХ ОНИ ОБЪЕДИНяЮТ.
РФ и каждая республика, край, область, административно-территориальная
единица имеют свою систему управленческих органов, в которую входят орган
общей компетенции и подчиненные ему органы специальной компетенции. ( В
низовых административно-территориальных единицах - сельских, поселковых
Советах - органы специальной компетенции, как правило, не создаются).
Последние осуществляют отраслевое либо межотраслевое ( функциональное)
управление, либо одновременно и то, и другое. Так, Министерство
здравоохранения РФ руководит подведомственными учреждениями и органами
здравоохранения и осуществляет межотраслевое управление медицинскими
службами МВД, Министерства обороны.
Таким образом, различаются органы общей и специальной (отраслевой,
функциональной, смешанной) компетенции.
Федеральные органы исполнительной власти - политические учреждения,
созданные для участия в осуществлении функций данной ветви власти и
наделенные для этого полномочиями госуд.-властного характера
По характеру компетенции среди федеральных органов исполнительной
власти выделяют органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенций
1. Федеральным органом общей компетенции в РФ является Правительство
РФ представленное Кабинетом Министров:
Кабинет Министров - руководит на территории РФ всеми/большинством
отраслей и сфер управления, обеспечивая эконом. и социально-культурное
развитие РФ.
Кабинет Министров - коллегиальный орган, в состав которого входят:
а) Председатель Правительства - Премьер-министр.
б) его заместители - первые вице-премьеры (2) и вице-премьеры (6).
в) федеральные министры.
Кабинет Министров осуществляет следующие основные функции:
- разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета.
- проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной
политики.
- осуществление единой гос. политики в области культуры, науки,
образования, здравоохранения, соц. обеспечения.
2. Федеральные органы отраслевой компетенции - осуществляют
руководство подведомственными им отраслями или сферами деятельности. К ним
относятся некоторые федеральные министерства и ведомства:
а) федеральные отраслевые министерства - единоначальные органы,
осуществляющие разноплановые функции, привязанные к функционированию и
развитию соответствующей отрасли
б) федеральные отраслевые ведомства - федеральные службы, федеральные
инспекции, агентства и управления, не входящие в состав министерств и
выполняющие специальные исполнительные функции (Федеральная служба
безопасности).
3. Федеральные органы межотраслевой компетенции - выполняют общие
специализированные функции для всех/большинства отраслей и сфер управления.
К ним относятся:
а) федеральные межотраслевые министерства - осуществляют функции
координации и регулирования в сфере их компетенции, а также решают вопросы
реализации данной функции (Министерство труда РФ).
б) государственные комитеты - коллегиальные органы, осуществляющие
межотраслевое регулирование в подведомственной им сфере (гос.комитет по
промышленной политике)
в) федеральные межотраслевые ведомства - осуществляют специальные
исполнительные и контрольные функции в межотраслевом пространстве (Рос.
космическое агентство).
ВОПРОС №70.
УПРАВЛЕНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В РФ.
РОССИЙСКАя ФЕДЕРАЦИя яВЛяЕТСя ФЕДЕРАТИВНЫМ ГОСУДАРСТВОМ. ОНА СОСТОИТ
ИЗ 89 СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ. ОНИ ВКЛЮчАЮТ:
- 21 республику (каждая республика является национально-
административной единицей; названия республик соответствуют этнониму
коренного населения, которое в большинстве республик составляет
меньшинство);
- 6 краев (территориальных единиц, которые включают в себя более
мелкие национально-административные образования);
- 49 областей (территориальных образований, сформированных вокруг
крупных городов и получивших от них свое название);
- два города с федеральным статусом: Москву и Санкт-Петербург;
- Еврейскую автономную область;
- 10 автономных округов;
Каждая из 21 республики имеет свою конституцию и своего президента.
Края, области, города с федеральным статусом, автономная область и
автономные округа имеют уставы и глав администраций (губернаторов, мэров).
Каждый субъект Российской Федерации имеет свои законодательные и
исполнительные органы власти.
Исполнительная власть в соответствии с Конституцией Российской
Федерации организуется и осуществляется на началах федерализма. Это
означает, что конституционным или законодательным путем проводится
разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными
исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации.
Разделение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
определено в Статьях 71-73 Конституции Российской Федерации. Конституция
Российской Федерации определяет два уровня юрисдикции:
- ведение Российской Федерации;
- совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов.
Следует отметить, что, несмотря на то, что де-юре в Конституции
предусмотрено разделение полномочий, де-факто в этой области остается
немало неопределенностей и нерешенных проблем. Трения, существующие между
федеральным правительством и субъектами Российской Федерации необходимо
принимать во внимание: поскольку, в соответствии со статьей 72 Конституции,
"установление общих принципов организации системы органов государственной
власти и местного самоуправления" находится в совместном ведении.
Совершенствование законодательной базы местного самоуправления и,
соответственно, перспективы дальнейшего формирования муниципального права
как новой отрасли российского законодательства во многом определяются тем,
насколько последовательно будут учитываться принципы федерализма в
правотворческой и правоприменительной деятельности как федеральных органов
государственной власти, так и органов государственной власти субъектов
Федерации, равно как и самих муниципальных образований, их органов
самоуправления.
Республики и области: спор по поводу статуса
С момента провозглашения суверенитета в 1990 году, степень автономии
субъектов Российской Федерации остается спорным вопросом. Существуют два
основных аспекта этих разногласий. Хотя статья 5 Конституции указывает, что
все субъекты Российской Федерации равны, республики стремятся обеспечить
для себя более высокий статус и большие полномочия. Области считают
притязания республик необоснованными и постоянно высказывают в их адрес
резкую критику. Эти разногласия существенно затруднили создание новой
Конституции в 1993 году и неоднократно заводили в тупик конституционный
процесс.
Одним из эпизодов этой борьбы стала попытка Свердловской области в
1993 году провозгласить себя "Уральской республикой" с собственной
конституцией и президентом, и таким образом повысить свой статус. Президент
Ельцин своим указом в ноябре 1993 года объявил самопровозглашенную
республику незаконной и распустил орган законодательной власти
****************************************************************************
****************************************************************************
****************************************************************************
****************************************************************************
****************************************************************************
****************************************************************************
********************************************************автономии
республик, входящих в состав Российской Федерации.
Вторым аспектом разногласий является степень автономии,
предоставленная республикам, входящих в состав Российской Федерации. В 1990
году Президент Ельцин сделал историческое заявление, которое с тех пор
постоянно повторяют руководители республик: "Возьмите столько суверенитета,
сколько можете проглотить".
В 1994 году из 21 республики, указанной в Конституции, одна, Чеченская
республика, во многих отношениях могла считаться независимым государством.
Она не платила никаких федеральных налогов, и Дудаев официально объявил,
что республика Ичкерия не будет делегировать никаких полномочий федеральным
властям в Москве. Противостояние переросло в войну.
Конституции еще нескольких республик, таких как Татарстан, Тува и
Башкортостан, содержат противоречие с Конституцией Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|