Сравнительный анализ российской и западной телерекламы
интернетчиков Ельцин не заинтересовал – материал даже не попал в список
самых популярных статей.
Конкуренция среди телеканалов бросается в глаза. CNN, например, ни
словом не обмолвилась о конференции Ельцина, организованной NBC. Каждый
телеканал борется за аудиторию, за рекламодателей. В интернете на сайтах
ABC (www.abc.com), CNN (www.cnn.com), CBS (www.cbs.com) и NBC (www.nbc.com)
первым делом приведены последние новости. Всюду одно и то же. Где новости
будут представлены качественнее – туда и устремятся пользователи Интернет.
Каждый сайт ежедневно обновляется, любое событие иллюстрируют рисунки и
фотографии (над всем этим работают десятки дизайнеров, писателей и
художников!).
Единственный в мире телеканал, полностью отданный под мультфильмы! Это
настоящий подарок для детей! Не нужно ничего искать. Включай любимый канал
– и смотри с утра до вечера.
Ежедневно строго по расписанию и с перерывами на рекламу весь спектр
мультипликационной продукции из США (российских «творений» мне видеть не
приходилось).
На западе, а точнее в США, общепризнанными лидерами в производстве
короткометражных (обычно 6 минут) мультфильмов являются компании Warner
Bros., Hanna-Barbera и Metro-Goldwyn Mayer (MGM). Последний известен своим
давнишним хитом Tom & Jerry, до сих пор очень популярным во всём мире.
Однако сейчас дела MGM идут неважно, новых проектов мало (самый
примечательный – «Человек в железной маске» с Ди Каприо, но снят он был ещё
до «Титаника». Можно сказать, компании повезло).
Ханна-Барбера – лидирующая на данный момент компания, занимающаяся
мультипликацией. В названии компании – имена её основателей – Вильяма Ханна
и Джозефа Барберы, до этого успешно работавших в данной сфере под вывеской
MGM. Известность фирме принесли истории про семейку Флинстонов (The
Flinstones). Более современные работы – умопомрачительные истории про
корову и цыплёнка (Cow & Chicken), кошек (Top Cat) и муравьёв (Atom Ant),
собак (Hong-Kong Phooey, Scooby Doo) и медведей (Yogi Bear). На самом деле,
проектов было очень много. Некоторые не получились. Другие – ничего. Но Cow
& Chicken, всё-таки, лучшие мультфильмы из этой серии, которые интересно
смотреть не только детям (как бывает в большинстве случаев), но и взрослым.
Warner Bros., наконец, - тоже очень удачливая компания (Hanna-Barbera
и Warner Bros. входят в Time Warner). На данный момент она более известна
своими кинофильмами, зато лет 40 назад совершила настоящий прорыв со своей
серией Looney Tunes c такими персонажами, как Bugs Bunny, Road Runner,
Daffy Duck, Sylvester & Tweety и др. С течением времени эти персонажи
заменили в массовом сознании диснеевских Дональда с Микки Маусом.
Мультфильмы на Cartoon Network идут круглосуточно. Само собой,
качественных мультиков не столько, чтобы их показывать в таком масштабе,
так что приходится браться за более современную продукцию (Dexter’s
Labortatory, Johnny Bravo и т.д.), находящуюся, на мой взгляд, на более
низком уровне.
Современная мультпродукция более скептическая. Детям показывают драки,
решение финансовых вопросов и т.д. Практичные американцы с детства приучают
молодое поколение к предпринимательству. В часто показываемой на этом
канале рекламе Nesquick, привычный для российского телезрителя кролик Квики
выступает в несколько другом амплуа: с сотовым телефоном и фразой “I am a
busy bunny” («Я – деловой кролик»). Излишне говорить, что у нас такая
реклама не только бы «не пошла», но и была воспринята «в штыки» некоторыми
лицами.
В современных мультфильмах рисунки на порядок проще. Если раньше
пытались хорошо вырисовывать все детали, то теперь изображения довольно
абстрактны, упрощены. Но главное, как говорится, идеи. А они тоже не
блещут.
Quest for Camelot – последний на сегодня мультфильм Warner Bros. И первый
их полнометражный.
.
Discovery Communications Inc. занимается изготовлением самой
рейтинговой в Америке развлекательной телесети с научно-популярной и
образовательной тематикой – Discovery Channel. Но Дискавери (в переводе с
английского - «открытие») – это не какой-нибудь нудный телеканал советского
типа. Никакого приметива типа «Очевидное-невероятное». Тут рассказывают
только о том, что интересно зрителям. Рассказывают красиво, красочно, с
пониманием зрителей. И оторваться действительно невозможно!
В спектр рассматриваемых тем входят природа, наука и новые технологии,
история и исследование мира. Но это далеко не все. В программе Extreme
Machines ежедневно рассказывается о новейших достижениях техники,
технологиях будущего. Роботы, всевозможные хитрые приспособления,
облегчающие жизнь и выглядящие с точки зрения отсталой России фантастикой,
автомобили будущего, современная военная техника и так далее… Обо всём
рассказывается довольно подробно, но так, чтобы не переборщить. Вот,
например, тема – танки. Вам покажут, какие танки были раньше, их
характеристики и возможности, дадут историческую справку – ровно настолько,
чтобы во всём разобраться. Покажут коллекционеров (!) старинных танков (и
такие имеются) и их богатство. Затем перейдут к более современной технике.
Покажут в деле боевые машины сегодняшнего дня, технику, стоящую на
вооружении в различных странах, проведут ее сравнительный анализ. Ну и,
наконец, о танках-прототипах, которым воевать в 21 веке. Как вы понимаете,
оторваться невозможно. И это лишь одна из тысяч интересных тем на
Дискавери.
Созданная и обслуживаемая компанией Discovery Communications Inc.
(DCI), эта спутниковая и кабельная телесеть удовлетворяет человеческое
любопытство и потребность в знаниях. Discovery Channel транслируется по
всему миру на 18 языках по восьми сетям с помощью 13 спутников.
Дискавери смотрят в более чем 39 млн. домов в 144 странах мира, плюс в
71 млн. американских семей.
Помимо американской, основной версии, существуют 12 вариантов для
разных частей света: Discovery Channel (DC) America Latina, Discovery Kids
Channel Latina, DC Brasil, DC Espaca, DC Portugal, DC Europe, DC Middle
East, DC Asia, DC India, DC Japan, DC Australia/New Zealand, DC Germany.
Дискавери уделяет много внимания различным загадкам и феноменам.
Телешоу Mysteries of the Unexplained приглашает в студию экспертов, чтобы
обсудить с ними тему пришельцев и НЛО, точки земного шара, имеющих
определённое спиритическое значения (например, Стоунхенж) и так далее. The
Ultimate Guide рассказывает каждый раз о новом виде животных, экзотических
или нет – смотреть всё равно интересно. Программы серии The Raging Planet
рассказывает о наиболее интересных природных катаклизмах и феноменах.
Например, о наиболее страшных землятресениях за всю историю, их
последствиях, о том, как их предсказывать и с помощью какой аппаратуры.
Dinosaurs – Inside and Out рассказывает о динозаврах, их видах и
характеристиках, а также об основных теориях, объясняющих их исчезновение.
Новости на Дискавери готовятся совместно со службой новостей
телеканала ABC и посвящены научной тематике: от археологических раскопок до
медицинских вакцин и прорывов в исследовании космоса.
Детям тоже не придётся скучать за обилием научной информации. Для них
повоскресеньям выходит трёхчасовой блок передач, специально предназначенных
для молодой ааудитории с 8 до 14 лет.
Одним словом, если бы у нас в России был такой канал, всякие НТВ никто
бы и не смотрел… Но нельзя же сравнивать цивилизованный мир с отсталой
Россией.
Заканчивая рассмотрение этой темы, надо отметить, что европейское
телевидение, в целом, очень схоже с американским. Euro News, BBC Prime и
BBC World схожи с CNNI и NBC Europe, немецкий круглосуточный музыкальный
канал VAVA – с MTV и так далее.
Следует отдельно упомянуть Euro Sport – европейский круглосуточный
спортивный канал. Сравнивать его с НТВ+ СПОРТ, имеющим ту же тематику –
совесть не позволяет. За долгие годы социализма нас приучили, что кроме
футфола, хоккея, баскетбола, тенниса да фигрурного катания – никаких других
популярных видов спорта вроде как и нет. Есть, конечно, всякая экзотика
типа фристайла и бокса, но экзотика, не дальше. Оказывается, нет.
Euro Sport показывает мир спорта совершенно в другом ракурсе.
Оторваться от телеэкрана, опять же, невозможно. Это я как человек,
недолюбливающий «традиционные» виды спорта, говорю. Когда на экране в
прямом эфире борцы сумо, вело- и мотогонки, маунтейн байк, скачки, ралли,
гольф, экстремальные виды спорта (типа спуска на лыжах с почти что отвесных
скал), гонки на катерах и так далее – это, извините меня, совершенно другой
спорт. Причём на традиционный футбол или большой теннис отводится всего
лишь несколько часов из 24.
А теперь пора взглянуть на то, что имеем мы, русские.
Пора, наконец, опуститься с небес (Запад) на грешную землю (Россия).
Но на самом деле, унывать нам не к лицу: сегоняшнее состояние телевещания в
стране – лучшее за все время его существования. Причиной отставания нашего
телевидения от западного на несколько поколений явился всё тот же трижды
проклятый советский режим.
До крушения СССР телевещанием у нас заведовало Гостелерадио СССР.
Существовало всего 4 основных, общегосударственных каналов + пятый – из
Ленинграда. Вспоминать те времена крайне не хочется: по сути, мы жили в
каменном веке в области телевешания. В это же время американцы наслаждались
десятками каналов с яркими заставками, красивыми ведущими и модным дизайном
студий. Туристу из США наше, советское ТВ показалось бы кошмаром или
музейным экспонатом образца 60-х. Рисованные заставки, отсутствие сколько-
нибудь приличного музыкального оформления, допотопный дизайн помещений…
Дикторы, конечно, старались как могли – виновата во всём был советский
строй.
Илья Легостаев, Акулы пера
Рекламы тогда практически не было. «Практически» - потому что
единичные «Летайте самолётами Аэрофлота!» и «Покупайте телевизоры «Рубин»
всерьёз воспринимать нельзя. Время появления отечественной рекламы
нормальном смысле этого слова, будем считать, совпало с распадом Советского
союза и демократизацией нашего телевидения.
Сделай шаг на ТВ6. Стандартный глупый дизайн
Точная дата не имеет значения. Ясно одно: за какие-то семь лет нашему
телевидению удалось выйти на вполне приличный уровень. Не стыдно показать
иностранцу.
Современное российское телевидение держится на шести китах. Некоторые
из этих китов более дохлые, некоторые – менее. Самыми популярными
телеканалами, бесспорно, являются НТВ и ОРТ. НТВ, на мой взгляд, лидирует,
а ОРТ в последнее время сдаёт позиции. Но это не суть важно: ОРТ смотрит
значительно больше людей. Его видит вся глубинка плюс в некоторых странах
бывшего СНГ. Партийная
зона на ТВ6
На третье место можно поставить ТВ-6 или РТР – это уж кому как
нравится. Репертуар этих двух каналов не выдерживает серьёзной критики. ТВ-
6 опирается на дешёвые ток-шоу и передачи для старшего поколения, РТР никак
не может найти свою нишу, показывать больше качественных программ. Хотя и
очень старается. По крайней мере местный директор телевещания Александр
Акопов обещал, что к концу года РТР догонит ОРТ и НТВ и у нас будет на один
качественный канал больше. Поживём – увидим.
Эти забавные животные, ОРТ
Телеканал «Культура» любят в провинции, а также его с удовольствием
смотрит интеллигенция. Так как в Москва – не провинция, а интеллигенция у
нас хоть и есть, но частично ушла в политику, частично занимается
предпринимательством (много ли сейчас заработаешь искусством?). Короче, не
думаю, что в столице многие смотрят «Культуру», поэтому рассматривать её в
этой работе не буду. Тем более что на этом канале запрещена реклама, что не
очень хорошо согласуется с темой работы.
«Культура» делит свой эфир с Teleexpo (с полпервого ночи до 10 часов
утра), эфир которого недавно приобрёл Б.Зосимов, уже успевший набить его
музыкальными программами от собственного BIZ-ТВ. Эфир на Teleexpo теперь
носит в чём-то контркультурный оттенок: эпотирующие названия программ, типа
«Утренний замес», «Злоба дня» и «Самый клип дня», ведущие в пирсинге и
татуировках, небрежные и абстрактные заставки… Одним словом, всё худшее,
что есть в американской культуре, мы уже переняли. Даже на MTV себе такого
не позволяют. То есть, там вообще ничего похожего нет. VJ-и без колец в
носу, дизайн студий вполне культурный, хотя и выполненный в современном
стиле… Так что нашему стремлению перенимать всё самое радикальное, самое
негативное из западной культуры, можно только удивляться.
У американцев ничего такого и в помине нет. Они – самые лучшие. Всё
остальное – нитожества. Даже слово ‘sputnik’, как бы наши на этом не
настаивали, произносить не научились. ‘Satellite’ и всё тут. А у нас? Роман
Д.Корецкого “Антикиллер” вышел… Так можно через 20 лет и сам язык утратить!
Во Франции, когда, как и у нас, в массовом порядке заимствовались слова из
английского, парламент принял властное решение и всё это дело запретил. Но
разве нашей Думе до таких мелочей? Разве народным избранникам это надо?
“ТВ-Центр” совместно с “Московией” оккупирует третий канал, канал
весьма интересный, имеющий тенденцию к занятию одной из верхних строчек хит-
парадов. Серьёзной проблемой на пути к этому является его небольшая
аудитория, а, следовательно, и скромные доходы от рекламы.
Ну и, наконец, множество мелких каналов: 31-ый, СТС, Муз-ТВ, Рен-ТВ,
ТНТ. Смотрят их единицы, поэтому конкуренции с основными ну ни как не
получается.
Мы живём в такой стране, где покупается и продаётся если не всё, то,
по крайней мере, всё, что хотят купить. Люди не умеют работать. И не хотят.
Но все хотят получать неизвестно за что бешеные деньги. Американцы хоть и
получают свои тысячи долларов в месяц, но на работе выкладываются на все
100%. При этом цены у них на порядок выше (но и товары лучше), а
безработным можно стать в два счета. В России всё наоборот. Никаких
моральных принципов, особенно у политической элиты. Тысяча раз доказано,
что половина властьимущих вообще должна быть отдана под суд – никакого
эффекта. Воровать на работе или брать взятки – звучит как «правильно
воспользоваться ситацией».
В России десятки политических партий. Абсолютно всем из них наплевать
на судьбу страны. Борьба идёт лишь за власть, перераспределение мест в
Думе. Посредственности среди элиты, привыкшие шикарно жить, для поддержания
своего материального статуса, готовы на всё: продать кого-нибудь, заложить,
прорекламировать. Оказавшиеся на мели Зыкина с Пугачевой, сталкнувшись с
прохладным отношением общественности к собственным персонам, продались за
какие-нибудь полмиллиона долларов Зубову и Ко.
Десятки тысяч чиновников, толку от которых – полный ноль, даже меньше,
привыкли жить не по средствам. Страна живёт на нефтяные доллары от
государственных монополий, которые очень скоро обещают распродать в частные
руки, а следовательно и поток доходов прекратится. Государственный аппарат
меньше получать и воровать не станет, следовательно начнётся народное
недовольство, что в конечном итоге может перевести к перевороту и распаду
Российской Федерации. Но поживём – увидим…
И, естественно, в такой атмосфере телевидение просто не может быть
честным и независимым. Как и все остальные СМИ. При видимой дружественности
и спокойствии, телевидение – это грязный бизнес, связанный с большими
деньгами.
Каждая телекомапния громко заявляет о своей независимости, но стоит
посмотреть на её передачи, как все вопросы отпадают. Ну не может, просто не
может Флярковский в «Подробностях» на «независимом» РТР говорить такую
чушь, не осознавая этого. Вообще, ВГТРК – интересный случай. Она позволяет
себе такие вещи, на которые другие телекомпании бы не отважились, -
открыто, безо всяких угрызений совести поддерживать кандидата в губернаторы
Зубова, представляя его если не святым, то уж безгрешным точно, и поливая
Лебедя с ног до головы грязью.
Если так будет продолжаться и дальше, то скоро основные телевизионные
гиганты потеряют доверие общественных масс, каждое их слово будет
взвешиваться и трактоваться по своему. К слову сказать, НТВ очень дорожит
своим имиджем независимой телекомпании, поэтому никогда не даёт однозначно
отрицательных отзывов об одних людях и крайне положительных об их
противниках. К слову сказать, НТВ – одна из немногих компаний,
аналитические программы которой можно слушать без искушения выключить
телевизор.
Самое интересное, что в передовых странах, где коммерция значительно
более развита и многие телекомпании имеют своих хозяев в лице финансово-
промышленных корпораций, считается, что эти хозяева не должны оказывать
серьёзного влияния на деятельность компаний. Да, на NBC можно увидеть
рекламу General Electric, но не более. Никакого порицания конкурентов.
Потеря доверия к телекомпании равно потере рекламодателей, а это – начало
конца.
На западе подконтрольные средства массовой информации, как правило,
являются или матотиражными, или не оказывают желаемого воздействия на
читателя в силу своей зависимости.
У нас – страна парадаксов. Подконтрольны практически все средства
массовой информации. Исключение, возможно, составляет газета «Московский
комсомолец», у которой 800 тысяч читателей и достаточное количество
рекламодателей, чтобы не опираться на чью-то помощь. Вопрос, конечно,
спорный. Газету замечали в чрезмерной лояльностью к Ю.Лужкову. Но, с другой
стороны, к мэру хорошее отношение у абсолютного большинства москвичей, а
«МК» критиковал во время предвыборной гонки Зубова, которого поддержал
Лужков. «МК» активно выступает против Б.Березовского, в то время как
критика Чубайса, Немцова и сотоварищей в последнее время поостыла. Мало
того, нет да и всплывёт на второй полосе реклама ОНЭКСИМ-Банка. Весёлого,
конечно, мало.
Результаты выборов ещё и ещё раз показывают: кто владеет СМИ, у того и
власть. Все попытки коммунистов упрочнить свои позиции по стране
проваливаются именно из-за отсутствия поддержки на центральном телевидении.
Однако, согласно официальной статистике, только один сегмент КПРФ
финансирует и, соответственно, регламентирует деятельность более чем 250
региональных и районных изданий, в результате чего в провинции мы имеем
высокий рейтинг коммунистов.
Основные владельцы средств массовой информации – Березовский,
Гусинский, Потанин и Лужков. Березовский впервые заявил о себе как владелец
“Логоваза”, торговавшего отечественными автомобилями, которые выпускались
на экспорт по заниженным ценам, затем оказал услугу Ельцину, поддержав
президента на ОРТ тогда, когда все остальные телеканалы от него
отвернулись. На данный помент Березовский обладает состоянием более чем в 3
млрд. долларов, а также 16% акций ОРТ и 37% акций “ТВ-6 Москва”.
Президент еврейского конгресса и глава “Мост-банка” В.Гусинский
контролирует НТВ. С Б.А.Березовским они действуют сообща, а главный их
противник в бизнесе – промышленно-финансовая группа “ОНЭКСИМ-МФК” во главе
с Владимиром Потаниным. ОНЭКСИМу принадлежит 40% акций телеканала “СТС”,
газеты “Комсомольская правда” и “Известия” (старые, “Новые известия” –
Гусинскому и Березовскому), радиостанция “Европа плюс” и, возможно, РТР.
Гусинский на средства возглавляемого им “Мост-банка” создал группу “Медиа-
Мост”, в которую вошли телеканал “НТВ”, газета “Сегодня”, журнал “Итоги”,
радиостанция “Эхо Москвы” и издательство “Семь дней”.
Правительство Москвы во главе с Ю.Лужковым обладает телеканалом “ТВ-
Центр”, газетой “Вечерняя Москва”, “Московская правда”, “Вечерний клуб”,
“Центр плюс”, Московским радиоканалом и т.д.
Всё это говорит лишь о том, что свиду добрый и интересный мир
телевидения, по сущности, жесток и меркантилен. Независимости нет и быть не
может. Передачу “Скандалы недели”, пытавшуюся давать объективную
информацию, без какой-либо правдоподобной причины закрывали. В.Флярковский
в “Подробностях”, да и сам глава РТР Николай Сванидзе в своей аналитической
передаче “Зеркало” давал, мягко говоря, предвзятую позицию по отношению к
кандидатам в губернаторы от Красноярска. В поддержку Лебедя не было сказано
ни одного хорошего слова. Говорили, что его не интересует край, а только
президентское кресло в 2000 году. Но, извините меня, интересует ли край
Зубова? Говорили, что деньги на предвыборную компанию Лебедь чуть ли не
наворовал. А откуда их брал Зубов (это никак не меньший капитал)? Ни слова.
Говорили, что Лебедь пользуется новейшими технологиями в области
предвыборной агатации. Между тем, в “Московском комсомольце” не раз писали,
что методы оба кандидата используют примерно одни и те же… И такие люди,
как Н.К.Сванидзе, не могут этого не знать. А когда на посту председателя
телекомпанией нечестный человек – ничего хуже и быть не может. Хотя может
ли в России честный человек быть сегодня на руководящем посту? Ответ далеко
не однозначный. Тема на ОРТ
Финансовые олигархи, контролирующие телекомпании, осознают, что
влияние центрального телевидения на мнение в регионах невысоко. Люди
смотрят местное ТВ, которому они больше доверяют и которое рассказывает о
насущных проблемах края, а на показывает роскошный быт Москвы. Само собой,
региональное телевидение играет очень важную роль в предвыборной агитации
местных жителей, в связи с чем олигархи уделяют ему всё больше внимания.
Примером такого подхода служит возникновение новой телесети «Прометей-АСТ»,
созданной недавно при поддержке Газпрома. Новая сеть доступна в 128 городах
России с совокупным населением в 42 млн. человек. Главная задача –
поддержать Черномырдина на предстоящих президентских выборах. Много у
бывшего премьера денежек – вот и выкидывает. Вместе с тем совершенно ясно,
что шансов у Черномырдина на предстоящих выборах – никаких. И образование
не то, и здоровье, и возраст. В связи с этим тем более нелепыми выглядят
рассуждения Е.Киселёва в «Итогах» насчёт шансов Виктора Степановича как
политика. Уж 50% голосов он не наберёт никогда.
Что смотрят в провинции? Каковы пристрастия телезрителей в регионах?
Некоторые опросы показывают[1], что, вопреки сложившемуся мнению, сериалы
там не популярны. В столице полагают, что низкосортные и приметивные
мыльные оперы из Латинской Америки находят своего зрителя в глухих деревнях
и сёлах, где уровень образованности довольно низок. Напрасно. Если и есть в
провинции любители мыльных опер, то это, в основном, уж совсем дряхлые
пенсионеры, сил которых не хватает на что-то большее и которые при всём
желании не могут обогатить рекламирующихся в сериалах фирм. Те кто помоложе
вынуждены работать в поте лица, чтобы сводить с концами. Дееспособные
пенсионеры время проводят на грядках, так что телевизор посмотреть удаётся
разве что зимой. И уж, конечно, не мыльные оперы. Смотрят, в основном,
новости. Из игр популярны ветераны – «Что? Где? Когда?», «Поле чудес»,
«КВН», из фильмов – старые-добрые советские «блокбастеры», из остальных
передач – аналитические - «Зеркало», «Итоги» - и некоторые ток-шоу – «Мы»,
«Моя семья» и др. Телеканалы в глубинке смотрят те, которые есть (из
общегосударственных – почти всегда ОРТ, часто РТР или НТВ, нередко
«Культура»). Рейтинг последней довольно высок.
В последнее время «модным» среди олигархов стало и желание попробовать
свои силы в киноиндустрии. Так, ОНЭКСИМ ведет переговоры с Warner Bros., но
не он один. С ним соперничают и Гусинский, и Лисовский, и даже Лужков с
идеей создания комплексов многофункциональных кинотеатров в Москве.
Непутёвые заметки на ОРТ
Теперь перейду к более тщательному рассмотрению самих отечественных
телеканалов.
Общественное российское телевидение (ОРТ) вещает на первом телеканале,
поэтому и логотип имеет соответствующий: стилизованная единица.
Гендиректор ОРТ – Ксения Пономарёва, человек Б.А.Березовского. Борис
Абрамович владеет 16% акций телекомпании, в связи с чем телеканал
придерживается взглядов хозяина.
Генерального продюсера ОРТ – Константина Эрнста – поддержал. опять же,
Березовский. Эрнст прославился своим проектом “Старые песни о главном”,
который каждую новогоднюю ночь собирает у телеэкранов большинство
аудитории. Успех проекта был так велик, что, несмотря на то, что ничего
примечательного от Эрнста больше не выходило, он его авторитет очень высок.
Канал ОРТ пришёл на смену государственному “Останкино”, качество
программ на котором оставляло желать лучшего (одним из борцов за
преобразование канала был Владислав Листьев). Кстати, РТР, другая
государственная телекомпания, в то время была по качеству не лучше, но “под
руку” попался именно первый канал.
Став с 1 апреля 1994 г. частной телекомпанией по указу Президента, ОРТ
быстро подняло свой рейтинг, введя ряд новых программ. В частности, “Угадай
мелодию”, идея которой была удачно позаимствована с западных шоу. В те
времена, в 1994, подобные программы имели оглушительный успех: их было
мало, они еще не успели надоесть. Вёл “Угадай мелодию” молодой талантливый
шоу-мен Валдис Пельш. С учётом того, что к 98 году шоу окончательно
рассталось с былой популярностью, был организован новый проект под
названием “Эти забавные животные”, вёл который также Пельш. Взлёт
популярности телепрограммы ввиду того, что подобных передач (где вопросы
касаются темы животных) до этого на российском телевидении не было, быстро
угас. Как и любой статичный проект, из раза в раз меняющийся только
благодаря новому костюму ведущего, программа быстро надоела зрителям,
популярность упала.
Вообще, как считает, в частности, Николай Фоменко, развлекательная
программа должна жить где-то полгода. Дальше её нужно менять на новую,
иначе рейтинг будет некулонно падать. В целом, правильный подход, тем более
на нашем ТВ, где даже самые бездарные программы (типа “Серебренного шара” с
М.Вульфом) довольно долго спонсируются телекомпанией. На западе ситуация
обратная: десятки даже перспективных программ загрываются, так и не найдя
своего зрителя. В такой ситуации часто менять популярные передачи на другие
– не очень умно.
Телекомпании “ВИД” (от “Взгляд и другие”), при её нынешнем директоре
Андрее Разбаше, свойственна некоторая медлительность. Программы они
выпускают все довольно однотипные, неяркие, среднего качества. Каждая в чем-
то похожа на другую. Компьютерной графики нормальной нет, сами передачи
довольно статичны, не меняются периодически. ВИД – пример застывшей
организации, не умеющией оперативно и качественно работать, идти “в ногу со
временем”. Главные хиты телекомпании – “Поле чудес” и “Угадай мелодию” –
вышли еще в незапамятные времена, организовывал их Листьев, да и аналоги у
них были на Западе. Андрей
Разбаш
Сегодня независимая телекомпания “ВИД” (как они себя называют)
изготавливают пару десятков шоу и ток-шоу для “ОРТ” и “ТВ-6 Москва”.
Рейтинги у программ низкие (за исключением “Поля чудес”), имеют тенденцию к
понижению. В целом, ВИД – это вчерашний день, которому вряд ли найдётся
место в будущем.
Поле чудес на ОРТ
ОРТ отметилось нехорошей выходкой: в разгар рекламной кампании
“Титаника”, когда во всех СМИ только им и восхищались, телеканал показал
под видом хита года другой американский фильм под тем же названием,
вышедший на пару лет раньше. Качество “фальшивого” “Титаника” было, мягко
говоря, низким. Но главный российский телеканал не только нигде не
рассказал, что фильм не является творением Джеймса Кэмерона, но и всячески
пытался это скрыть.
ОРТ, на мой взглад, слишком самоуверено. Реклама на телеканале стоит
намного дороже, чем у конкурентов, передачи, в целом, уже давно не
обновляются. Смотреть на телеканале, в целом, нечего. Фильмы в вечернем
эфире, в основном, смотрят на НТВ (2000), а те, что идут по ОРТ (2140),
перебиваются новостями в “Сегодня” (2200). Такие передачи, как “Золотая
лихородка” Ярмольника, не выдерживают никакой критики. “Время”, на самом
деле, ни в чём не выигрывает у “Сегодня” с НТВ, воскресное же (с Доренко) –
проигрывает “Итогам”. “Новости” вообще не фигурируют в списке лучших
информационных программ.
Лучшие информационные программы
(по результатам опроса читателей газеты “МК)
|Читатели моложе 35 лет |Читатели старше 35 лет |
|Сегодня |НТВ |Сегодня |НТВ |
|Новости ТВ-Центр |ТВ-Центр|Вести |РТР |
|Вести |РТР |Время |ОРТ |
|Время |ОРТ |Новости ТВ-Центр |ТВ-Центр |
Источник: Московский комсомолец, 7 мая 1998 г., с.8
Уступая, на самом деле, другим телеканалам, ОРТ, завоевав однажды себе
хорошую репутацию, не снижает цены на рекламу. Это объясняется тем, что ОРТ
видно в самых дальних уголках нашей страны, а также ближнего зарубежья, чем
не могут похвастаться другие телеканалы.
С 1997 года председателем Всеросийской государственной
телерадиокомпании (ВГТРК) является Николай Карлович Сванидзе. Когда
Сванидзе назначали на должность руководителя крупнейшей государственной
телекомпании, его относили к лагерю Чубайса (Немцов тогде еще был в Нижнем
Новгороде), а, значит, и Онексима. Сейчас политические приистрастия
Сванидзе понять сложнее, но, так или иначе, ведущий аналитической программы
вряд ли поднялся так высоко без чьей-то мощной поддержки.
В принципе, нет причины быть недовольным Сванидзе. Компания при нём
скорее процветает, нежели угасает. Запущена программа реформирования
телеканала: с него повыгоняли все дорогие, но малопопулярные передачи (“У
Ксюши”, “L-клуб”, «Кафе обломов», «Тихий дом» и прочее), из новостей
повыкидывали уже немолодых ведущих (по РТР-овским меркам) – Сорокину,
Гурнова, Шолохова, Стриж, Ярмольника – и набрали новых, молодых. Сорокину,
конечно, выгонять не следовало – она же была лицом телекомпании, как-никак
(точно так же подло в своё время поступили с Ксенией Стриж на «Европе-
плюс»), но вот талант Л.Ярмольника (L-клуб) как шоумена я ставлю под
серьёзное сомнение. Внешность, манеры, интеллект, способности… Скажу лишь
одно: на NBC бы его не взяли.
Ещё одна проблема нашего телевидения – мультфильмы: какие показывать,
когда и по сколько. Деть ведь народ непоседливый, вряд ли что специально
смотреть станут. Да и выкидывать совсем из эфира мультики нельзя: что
скажет общественность?!
Вот и пытаются телеканалы найти выход из существующей ситуации. РТР и
ТВ6 довольствуются дешевыми советскими мультфильмами, засовывая их уж в
явно неподходящие места (7 часов утра! Разве дети встают в такую рань? А уж
если и встают, то вряд ли начинают полчаса смотреть мультфильм).
Выкрутились РТР и ТВ6 просто замечательно: и мультфильмы вроде как
показывают, и основному эфиру не мешают.
Так, РТР-1 начинает свой эфир с детского мультфильма (одного!) длиною
в 10-15 минут. Извините меня, кто ради нескольких минут сомнительного
удовольствия включит телевизор в семь часов? Правильно. На это эртеэровцы и
рассчитывали.
На ТВ6 поступили по всем параметрам более гуманно: мультфильмы по
будням тут начинаются на 10 минут позже (в 710) и идут на 15 минут дольше
(порциями по 2). То же самое делает и ТВ-центр, но позже (825) и по
воскресеньям.
НТВ прямо заявляет о сомнительной популярности советских мультфильмов,
но не прочь приобрести самые первые из них, выпущенные еще при Сталине: там
рисовали красиво, не то, что сейчас.
Но хитрее всего поступает ОРТ, которое даёт в воскресенье во второй
половине дня 50-минутный блок диснеевских мультфильмов. И всё. Все
довольны. Дети смотрят с удовольствием, так как и интересно, и время
подходящее.
Самые популярные программы на РТР – “Городок”, “Сам себе режиссёр”,
“Маски-шоу”, “Зеркало”, “Аншлаг и Ко” (нащвание крайне неудачное),
“Автошоу”, “Моя семья”… Еще не всеми осознаётся, но РТР популярен в
основном благодаря своим юмористическим программам.
Лучшие программы на росиийском ТВ
(по результатам опроса читателей газеты “МК)
|Читатели моложе 35 лет |Читатели старше 35 лет |
|Сам себе режиссёр |РТР |Итоги |НТВ |
|Маски-шоу |РТР |Куклы |НТВ |
|Ключи от форта |НТВ |Поле Чудес |ОРТ |
|Байяр | | | |
|Городок |РТР |Моя семья |РТР |
|О.С.П.-студия |ТВ6 |КВН |ОРТ |
|Империя страсти |НТВ |Программа Познера |ОРТ |
|КВН |ОРТ |Зеркало |РТР |
|Куклы |НТВ |Криминальная |НТВ |
| | |Россия | |
Источник: Московский комсомолец, 7 мая 1998 г., с.8
С новостями на телеканале не всё в порядке. Хотя многие оценивают
“Вести” достаточно высоко, но это лишь из-за слабой конкуренции со стороны
других каналов (кроме НТВ, конечно. “Сегодня” вне всякой конкуренции в
подаче новостей). В “Вестях” плохо то, что у программы нет стиля, нет самой
концепции подачи новостей. Мало просто давать информацию. Этим никого не
удивишь. Надо преподносить её так, чтобы это была сенсация. Выкидывать
малоинтересный метериал, сокращать остальной ровно настолько, чтобы
рассказать обо всём, но не упомянуть ничего лишнего. Интервью в
видеоматериалах в большинстве случаев не нужны. Достаточно кратко
сформулировать основные соображения собеседника и рассказать их своими
словами. И ещё. Очень часто из отдалённых регионов репортажи ведутся
местными журналистами, которые говорят с акцентом (кавказцы и т.д.) Их
корявая речь в новостях вызывает лишь неприятные ощущения, что портит
впечатление от программы и репортажа в частности. Неужели так сложно
повторно озвучить этот материал в студии красивым голосом?
Самой популярной передачей на РТР считают “Санту-Барбару”, реклама в
ней самая дорогая. В ней и в “Поле чудес” следует размещать рекламу своей
фирмы, если ваша цель – регионы. В провинции эти передачи весьма популярны.
Напоследок надо сказать, что несколько дней назад, 18 мая, Николай
Сванидзе подал в отставку с поста председателя ВГТРК. То ли это связано с
провалом поддержанного им Зубова в Красноярске, то ли с решением Президента
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|