Сравнительный анализ российской и западной телерекламы
об образовании государственного холдинга, основой которого будет являться
РТР.
Московский телеканал «ТВ-Центр», образовашийся в 1997 по воле Лужкова
на месте второсортного «2х2», принадлежит правительству Москвы во главе с
мэром. Со времени кончины «2х2», качество программ на третьем канале
значительно улучшилось. В принципе, он мог бы конкурировать с такими
монстрами, как ОРТ, было бы больше денег. К сожалению, видно «ТВ-Центр»,
главным образом, только в Москве с областью, поэтому реклама на телеканале
стоит очень и очень дёшево. А значит, невелики и доходы телеканала. Нет
доходов – нет денег на дорогие фильмы и передачи. Нет дорогих фильмов – нет
и большой популярности.
Ежедневно на канале несколько дешёвых мыльных опер. Если одна серия
«Санта-Барбары» обходится ВГТРК в $10.000, то мексиканские «Ложь во
спасение», «Однажды у нас вырастут крылья» и «Мне не жить без тебя» стоят
намного дешевле. Да и смотрят их – единицы.
Гораздо популярнее «Времечко», «Петровка, 38», «Галерея Бориса
Ноткина», «На самом деле» и еще пара программ. Собственно, этим перечень
приличных передач на «ТВ-Центре» и заканчивается.
Рейтинг развлекательных программ канала («Сто к одному» Видео
Интернешнл, «Брейн ринг» и некоторых других) оценить очень сложно: в
верхних строчках хит-парадов они никогда не мелькали. «Новости» ТВ-Центра
смотрят многие: они оригинальны своей небольшой длиной (5 минут), что
позволяет не тратить драгоценное время даром.
В чём-то уникально «Облако-9». В передаче с таким странным названием
рассказывается о новостях Голливуда. Новинки кинорынка, хит-парады и т.д.
Руководитель ТВ-Центра не раз заявлял, что его канал будет
использовать в оформлении самые современные компьютерные технологии. Так и
получилось. Заставки на ОРТ (с клоунами), конечно, очень красивы, но клоуны
сами по себе многих раздражают. РТР-овские «Мы – это Россия» критиковались
не меньше. На НТВ заставки выполнены довольно качественно, но сам дизайн
телеканала хромает. Про ТВ6 же и говорить не приходится. Поэтому оформление
ТВ-Центра можно признать лучшим на данный момент.
Главные пошлости на российском ТВ за апрель 1998 г.
(по результатам опроса читателей газеты “МК)
|Читатели моложе 35 лет |Читатели старше 35 лет |
|Реклама прокладок |Задержка зарплат и пенсий |
|Голосование за премьера в |Дума и премьер |
|Думе |Избрание Климентьева мэром |
|Ельцин поздравляет Кириенко|Нижнего Новгорода |
|с |Реклама презервативов, |
|утверждением на должности |прокладок и слабительного |
|Отмена итогов выборов в |Ток-шоу “Мужской клуб” на |
|Нижнем Новгороде |ТВ6 |
|Заставки на ОРТ |Засилье евреев на ТВ |
|Чиновники в Пасхальную ночь| |
Источник: Московский комсомолец, 7 мая 1998 г., с.8
ТВ-Центр делит свой эфир с Московией. Это канал, в чём-то схожий с
Культурой, но рассказывающий о делах Московской области. Каждый день –
рассказ о погоде, периодически – о медицине («Медицинское обозрение»),
новостях бизнеса («Деловой экспресс», «Деловая Московия»), плюс по
четвергам совершенно неординарная программа А.Крутова «Русский дом»,
высказывающая совершенно иную позицию, позицию православной церкви. В
передаче совершенно открыто критикуются действия правительства и
иностранных государств, определённые чиновники и СМИ.
Реклама на Московии такая же дешёвая, как и на ТВ-Центре.
.
НТВ – самый первый и самый большой российский негосударственный
телеканал. Начав вещать еще 10 октября 1993 г. в качестве петербургского
локального канала, компания получила успех и признание и теперь НТВ
доступно 102 миллионам людей по всей России.
НТВ располагает единственной полноценной негосударственной
информационной службой. И это является причиной необычайного качества
информационных программ на канале (новости – приорететное направление для
НТВ).
Ежедневно передачи новостей занимают 4,5 часа эфирного времени. Это
программы «Сегодня утром», «Сегодня днем», «Сегодня вечером», «Сегодня в
полночь», информационно-аналитическая программа «Итоги», а также «Герой
дня» со Светланой Сорокиной и «Герой дня без галстука».
«Итоги», бесспорно, лидируют по сравнению со всеми подобными
программами. Каждое воскресенье в прайм-тайм (самое дорогое время в неделе)
в прямом эфире Евгений Киселёв сообщает оперативную информация со всей
страны, верёт интервью с наиболее известными людьми в государстве,
анализирует и сопоставляет. «Итоги» собирают у телеэкранов наибольшее
количество зрителей, а реклама в них не самая дорогая. И это нужно
использовать. Кстати, в 1996 году «Итоги» были награждены премией ТЭФИ, а
Киселёв был назван лауреатом премии «За свободу слова», присуждаемой
Комитетом в защиту журналистов (США).
Поздно ночью Лев Новоженов, при поддержке одной из двух сменных
бригад ведущих выходит в эфир со своей программой «Сегоднячко». О качестве
«сегоднячко» судить сложно, но в народных, не очень высоко образованных
массах программа нашла своего зрителя.
При всех прогрессивных качествах НТВ и его бесспорном превосходстве,
у телеканала есть одна важная проблема: дизайн. Конечно, для более слабой и
неизвестной телекомпании, которой когда-то был НТВ, такое оформление
студий, декорации и компьютерная графика – всё это вполне прилично. Но для
лидера – нет. Впрочем, НТВ даже гордится своим дизайном (сколько людей –
столько и мнений), который, кстати, разрабатывается студией «НТВ-Дизайн»
под руководством Семёна Левина и получил в 1994, 1995 и 1997 годах
специальные награды Союза дизайнеров и компьютерных графиков. Кстати, НТВ –
первая росиийская телекомпания, которая разработала свой телевизионный
стиль.
Стиль этот компании нравится, но ведь надо же спросить и мнения
обычных граждан… Не обязательно менять всё коренным образом. Достаточно
постепенно вводить изменения. Так, время от времени дорабатывается
изображение логотипа телекомпании, которое находится постоянно в левом
нижнем углу экрана. Линии становятся более жизными, яркими, насыщенными. Но
этого мало. Из всех логотипов основных телеканалов (ОРТ, ТВ-Центр,
Московия, РТР, ТВ6 и НТВ), прилично и современно выглядят только первые 3.
Но это ещё не самое страшное. Самое страшное – неудачно подобранный дизайн
и декорации студий, заставки. Выполненные в каком-то авантгардном стиле,
они не понятны массам. А канал массовый, в основном молодёжный (РТР и ТВ6
ориентированы в основном на стариков после 50, ОРТ, НТВ и ТВ-Центр – на
более молодой контенгент).
Основные штрихи своего логотипа (шрифт, буквы, расположенные на
разной высоте, зелёный шар) на телеканале пытаются включать во всё
остальное: заставки, декорации помещений, логотипы отдельных передач и
т.д., что лишь ещё больше раздражает. Если посмотреть на Запад, то все
ведущие телеканалы для подобной аудитории (NBC, BBC, СNNI и другие) выбрали
современный, но не слишком отдалённый от реальности, дизайн: красочная
компьютерная графика без всяких абстрактных веяний, определённый
музыкальный фрагмент, звучаший во время заставок в качестве гимна
телекомпании, интересный логотип. Самый удачный, на мой взгляд, логотип –
на NBC. там в изображении павлина переливаются все цвета спектра. Дизайн
помещений на NBC тоже великолепен. Помещения, в которых проходят передачи,
роскошно и со вкусом оформлены, но не по-клоунски («Угадай мелодию», все
ток-шоу на ТВ6). Студии, откуда передаются программы новостей, выполнены в
синих бархатистых тонах (похоже, фирменный цвет канала). На CNNI за
ведущим, объявляющим новости, виден зал, где эти самые новости
обрабатываются: много компьютеров (как свидетельство современности
компании) и опрятно одетых журналистов.
Кстати, если касаться журналистов, то на НТВ они, опять же, самые
лучшие в стране. Это профессионалы, получившие много наград за свою работу,
в том числе и премии ТЭФИ: лауреатами в номинации «Лучший репортер» стали
теперь уже 4 журналиста НТВ: Владимир Лусканов (1995), Андрей Черкасов
(1996), Александр Хабаров (1997) и Павел Лобков (1998); в номинации «За
мужество» в 1995 году победила Елена Масюк; лучшей ведущей информационной
программы стала Татьяна Миткова (1997) и, наконец, лучшей информационной
программой дважды была названа программа НТВ «Сегодня» (1996, 1997). Указом
Президента медалью «За заслуги перед Отечеством» 2-ой степени были
награждены журналисты НТВ Борис Кольцов, Аркадий Мамонтов, Алексанр Хабаров
и Виктор Щербаков.
Класс ведущих НТВ подтверждается и многочисленными опросами:
Самые популярные ведущие на российском ТВ
(по результатам опроса читателей газеты “МК)
|Читатели моложе 35 лет |Читатели старше 35 лет |
|Якубович |ОРТ |Осокин |НТВ |
|Пельш |ОРТ |Киселёв |НТВ |
|Осокин |НТВ |Якубович |ОРТ |
|Фоменко |НТВ |Познер |ОРТ |
|Кизяков |??? |Сорокина |НТВ |
|Олейников и |РТР |Миткова |НТВ |
|Стоянов | | | |
|Лазарева |ТВ6 |Комиссаров |РТР |
|Филимонов |ОРТ |Доренко |ОРТ |
|Белоголовцев |??? |Меньшова |ТВ6 |
Источник: Московский комсомолец, 7 мая 1998 г., с.8
Тем не менее за НТВ закрепилась скандальная репутация в связи с
любовью телекомпании к эротическим, зачастую непристойным шоу и программам
(«Империя страсти», «Про это» (которую ведёт американская (!) темнокожая
(!!) журналистка Елена Ханга). На фоне этого генеральный директор «НТВ-
Кино» Владилен Арсеньев и ведущий «Империи страсти» Николай Фоменко
продолжают стоять на своём, защищая названные выше программы, несмотря на
осуждение со стороны общественности и коллег.
Что ещё хочется отметить – так это качество демонстрации прогнозов
погоды на телеканале. В мире существует множество таких схем показа:
V в виде группы строк, появляющихся в различных вариациях на фоне различных
картинок (CNNI Europe, РТР, ОРТ);
V в виде карты с нанесёнными на неё изображениями предполагаемых осадков и
температурам (Travel, раннее НТВ, где карта “ехала” вправо и постепенно
“загорались” различные города);
V в виде множества таких карт и ведущего, показывающего на них определённые
регионы, называя прогнозируемую погоду (NBC Europe).
Последняя схема, в частности, активно эксплуатируется Метео-ТВ.
Кстати, сам ведущий, объявляющий погоду, как правило, бывает двух
вариантов: либо это молодая манекенщица, либо солидный с виду мужчина-
профессионал лет 40-50. На западе обычно используется второй вариант, как
внушающий больше доверия и не раздражающий. Метео-ТВ движется по первому
пути. На НТВ в последнее время выбрали вторую схему с той лишь разницей,
что студию и сам процесс первоклассно оформили с использованием
компьютерной графики, так что выглядит сам процесс совершенно оригинально.
По крайней мере подобного на западе я не встречал.
Кстати, на западе на погоду обращают особое внимание. Она есть на
каждом интернетовском сайте телекомпании. Так, на www.cnn.com каждый день
готов прогноз погоды для 6100 (!!!) городов всего мира (из России –
примерно 10) на 4 дня вперёд, включающий в себя все возможные данные: от
атмосферного давления до влажности воздуха. Тут же можно посмотреть карту
региона (например, Европы) с Так выглядит прогноз погоды на CNN.
расставленными на ней температурами и облачностью (прям как на ТВ) и даже
снимок со спутника (!), показывающий расположение циклонов в данном районе.
У нас же интерес к погоде значительно усиливается при приближении лета
(люди едут за город), и этим надо пользоваться в рекламных целях.
Тот самый снимок со спутника (CNN)
Помимо программ новостей, популярности НТВ способствовал показ
качественной кинопродукции. Ежедневно на канале демонстрируется 5-6
фильмов, том числе вечером - один полнометражный фильм и один сериал. В
среднем в неделю на канале НТВ демонстрируется 9 зарубежных, 2
отечественных фильма и 19 часов сериалов.
Среди тех, у кого НТВ закупает фильмы, немало известных имён. В
частности, такие крупнейшие их производители, как Warner Bros., MCA, MGM,
XX Century Fox, Pathe, Gaumont, Sagis, ABC, NBC, CBS, BBC и другие.
Телекомпания планирует показ фильмов, снятых компанией «НТВ-Профит». В 1997
году было снято 20 фильмов, среди которых «Сирота казанская» и «Вор»,
который выдвигавшийся на «Оскар» и получивший «Нику». В 1998 году «НТВ-
Профит» планирует снять 25 фильмов и 2-3 сериала, которые также
предполагается показать на канале НТВ.
Пятый элемент Потерянный мир Люди в черном Без
лица Самолёт президента
Из прочих программ телекомпании особо примечательны «Куклы», ставшие
лауреатом ТЭФИ-96. Подобные шоу, высмеивающие политиков, встречаются во
многих развитых странах мира, и всюду их популярность высока. До недавнего
времени на НТВ выходило автошоу Н.Фоменко «Перехват», сделанное по новой
технологии real time action, т.е. таким образом, что зритель считает себя
свидетелем непосредственно происходящих в данный момент событий. На данный
момент съёмки «Перехвата», якобы, временно отложены. Грозит закрытие и
«Империи страсти» в связи с переходом Фоменко к работе над другим проектом.
По мнению шоумена, любая развлекательная программа должна жить не больше
полугода, чтобы не надоесть.
Среди детских программ самой популярной, вроде как, считается
«Спокойной ночи, малыши», но в хитпарады она не попадала и точное
количество детей, предпочитающих её конкурентам, не известно. На НТВ в этом
плане примечательна самая популярная в мире детская программа «Улица
Сезам», адаптируемая НТВ для российских детей.
Серьёзное внимание уделяется также и спортивным шоу, трансляции
матчей. Засчёт чего же появляется свободное место для такого количество
интересных программ? В первую очередь, засчет небольшого числа ток-шоу.
Если ОРТ и ТВ6 сотрудничают с ВИДом и, умывая руки, показывают у себя его,
в общем-то низкопробную продукцию, то на НТВ подобной халтуры не
наблюдается. Телекомпания обычно сама изготавливает свои шоу.
О распространённости НТВ свидетельствуют следующие факты: аудитория
компании – 102 млн. зрителей, территория вещания - Европейская часть
России, большинство регионов Сибири и Дальнего Востока. Сигнал НТВ
принимается на территориях Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана и
стран Балтии. Идущий через спутник сигнал НТВ-Интернэшнл принимается в
странах Ближнего Востока и Западной Европы. Телекомпания имеет
многочисленные корпункты в России, а также - в Германии, США, в Израиле, в
странах Балтии.
Пользуясь своей известностью и солидными денежными суммами, НТВ-
Холдинг, входящий в «Медиа-Мост» Гусинского, постоянно расширяет свою
деятельность. В состав НТВ-Холдинга входит недавно образованная компания
НТВ-Кино, занимающаяся изучением рынка кинопродукции, отбором и
приобретнием кинофильмов и программ для вещательных компаний холдинга, а
затем их дубляжом и озвучиванием. Кроме того, НТВ-Кино осущестляет
дистрибьюторскую деятельность и передачу прав на показ фильмов и программ
региональным компаниям. И это еще не всё. НТВ-Кино под руководством
гендиректора В. Арсеньева, занимается производством отечественных сериалов,
документальных фильмов и музыкальных видеоклипов.
Телекомпания совсем недавно (в январе) запустила свой новый проект –
телесеть ТНТ, ориентированную на инересы роосийских регионов. ТНТ призвана
помогать региональным телекомпаниям с оформлением, компьютерной графикой,
определёнными передачами.
Удачным оказался и проект «НТВ-Профит» (с 1995 г.). Компания «НТВ-
Профит» учавствует в производстве и прокате кинолент. С 1996 г. она
принимает участие в важнейших российских и международных кинорынках,
ежегодно представляя более 30 кинофильмов. Компания сотрудничает более чем
со 100 кинотеатрами в 98 городах на всей территории бывшего СССР.
Известность на мировом рынке телекомпании НТВ принёс проект «Бонум-
1». Была построена передающая земная станция для подачи телепрограмм на
спутники телевещания с двумя девятиметровыми антеннами и мощными
передатчиками. Длительное время арендуются 2 российских спутника
телевизионного вещания ГАЛС-1 и ГАЛС-2, на смену заказаны ещё 2: ГАЛС-Р16 в
России и ХЬЮЗ в США. Это позволило «Медиа-Мост» стать членом международной
ассоциации Eutelsat.
С помощью спутников идёт вещание другого известного проекта холдинга
– «НТВ-Плюс» (его открыл 1 сентября 1996 г. сам В.Черномырдин), который
насчитывает более 100 тыс. абонентов, а также передаются программы
радиостанций «Серебряный Дождь», «Эхо Москвы» (тоже входящей в «Медиа-
Мост») и других. «Эхо Москвы» можно слушать во всём мире. Не обошлось и без
наград. На Втором Открытом Российском фестивале СМИ «Гонг Масс Медиа-95»
«Эхо Москвы» наградили специальным призом «Качественное средство массовой
информации», на Неделе Паблик Рилейшенз в ноябре 1996 г. его отметили как
«самое открытое и коммуникабельное средство массовой информации». По
решению Союза журналистов России «Эхо Москвы» удостоено звания
«Радиостанция года» за 1996 г., а директор Службы информации Алексей
Венедиктов стал лауреатом премии «Золотое перо России». Впрочем, если
посмотреть на стоимость рекламы на радиостанции, то она не высока (дешевле
чем, скажем, на ХИТ-FM).
Цена размещения рекламы на некоторых московских радиостанциях
(плата за размещение 30 с. рекламы, в долларах, с НДС)
|Название |Промежуток времени (взят для примера) |
|радиостанции | |
| |8.00 – 9.00|12.00 – |16.00-17.00|18.00-19.00|
| | |13.00 | | |
|Авторадио |174 |180 |168 |198 |
|Европа Плюс |320 |260 |260 |320 |
|Маяк |480 |320 |320 |400 |
|Открытое радио |150 |110 |100 |140 |
|Радио 101 |101 |101 |101 |101 |
|Радио Максимум |282 |204 |204 |282 |
|Радио России |144 |180 |108 |180 |
|Русское Радио |540 |504 |504 |540 |
|Хит-FM |228 |168 |168 |252 |
|Эхо Москвы |192 |132 |156 |180 |
Источник: Рекламная группа NFQ. Информационный бюллетень. – Апрель
1998.
Текущие руководители основных отделений НТВ-Холдинга (НТВ, НТВ-Плюс,
ТНТ, Эхо Москвы, НТВ-Дизайн, Бонум-1, НТВ-Кино и НТВ-Профит):
V Генеральный директор ЗАО «НТВ-Холдинг» - Игорь Малашенко.
V Генеральный директор НТВ - Олег Добродеев.
V Председатель Совета директоров НТВ - Евгений Киселев.
V Генеральный директор НТВ-Плюс - Владимир Троепольский.
Московская Независимая Вещательная корпорация (МНВК) ТВ-6 работает
уже шестой год. Продукт компании - канал «ТВ-6 Москва», впервые вышедший в
свет 1 января 1993 г., - на данный момент входит в число лидеров. Начинал
«ТВ-6 Москва», как всегда, скромно: 5 часов в сутки при потенциальной
аудитории в 500.000 человек. Сегодня по этим параметрам канал идёт наравне
с НТВ: более 100 млн. зрителей при времени вещания в 20 часов в сутки.
Сегодня ТВ-6 смотрят в 252 городах России, а также странах бывшего
Советского Союза. Удивительно то, что при сходных с НТВ ресурсах, канал
идёт в числе аутсайдеров: смотрят его меньше, реклама дешевле, передачи
хуже.
Обозреватель. Аналитическая программа на ТВ6
Организация самого процесса тоже не блещет. Известных ведущих толком
нет, а руководители и видные деятели телекомпании находятся в стороне от
СМИ, о них почти ничего не известно. Так, Иван Демидов, известный своей
молодёжной программой «Музобоз», является директором телеканала. Если
телевидением командуют не особенно талантливые шоу-мены, в каком же оно
должно находиться состоянии?
«Музобоз» изготавливает телекомпания «ВИД». На заре гласности и
свободного телевидения, такая передача произвела настоящую сенсацию среди
молодёжи и носила в чем-то контр-культурный характер. У неё не было
конкурентов. Это, видимо, и позволило Демидову укрепиться на телевидении.
Сейчас же, когда подобных дешёвых музыкальных программ целый ворох, а видом
мужчины, сидящего в потёмках посреди пустынной студии, да еще и в
солнцезащитных очках, можно только напугать, «Обоз» никуда не годится.
Рейтинг его равен нулю, что не мешает, однако, выходить Демидову в эфир
каждую пятницу.
ТВ-6 похожа по своей пассивности и нерасторопности на «ВИД». Мало
профессионалов. Мало желания что-то делать и делать качественно. В отличии
от НТВ, где постоянно придумывают новые проекты, строят планы на будущее,
ТВ-6 живёт сегодняшним днём. Разобщённости на телеканале способствует и
невиданное количество закупаемых им программ: большинство передач здесь
закупается. У ЗАО «О.С.П.» ли, Aladdin Studio, АО «Музобоз» или ВИД’а, но
закупаются.
О.С.П.-студия на ТВ6
ВИД, вообще, оригинальная организация. За время “царствования”
Разбаша она выпустила столько посредственной телепродукции, что
окончательно потеряла к себе доверие. Вот что случается с организацией при
некудышном руководителе. Коллеги отзываются весьма скептически и о
способностях А. Разбаша и как ведущего. К “Часу-Пик” он заранее готовит
вопросы, которые будет задавать, планирует передачу. Но даже это не всегда
помогает. Одним словом, такая фирма с таким руководителем на Западе не
продержалась бы и года.
ВИД «причастен» к созданию пары десятков программ. В основном это шоу
или ток-шоу. Вообще, ТВ-6 славится обилием дешевых и низкопробных ток-шоу.
Это те же «Пальчики оближешь» с Т. Лазаревой – посредственная передача,
напичканная рекламой спонсоров. Вот эти 20 шоу телекомпании ВИД: “Акулы
пера”, “Акулы политпера”, “Взгляд”, “ДИСК-канал”, “Женские истории”,
“Звёздный час”, “Как это было”, “Музобоз”, “Непутёвые заметки”, “Один на
один”, “Поле чудес”, “Сделай шаг”, “Серебряный шар”, “Телескоп”, “Тема”,
“Территория ТВ-6”, “Угадай мелодию”, “Час-Пик”, “Частный случай”, “Эти
забавные животные”. 12 из этих 20 программ выходят на ОРТ, остальные – на
ТВ-6.
Канал «ТВ-6» ориентирован на публику старшего возраста. И это
очевидно: заставки, выполненные в стиле 60-х, много старых советских
фильмов (которые смотрят, в основном, люди, заставшие СССР)… Вместе с тем
непонятно обилие программ для подростков («О.С.П. Студия», «Назло
рекордам») и более взрослых молодых людей («Те, кто», «Дорожный патруль»),
домохозяек («Пальчики оближешь», «Я сама», «Аптека») и тех, кто увлекается
музыкой (ДИСК-Канал, «Обоз», «Любишь – смотри»). И на фоне всего этого
бардака несколько телемагазинов в день, сомнительная программа «Знак
качества», передачи про природу, мультфильмы, серьёзные западные и
советские фильмы и комедийные сериалы («Мистер Бин», «Бенни Хилл»)… Да…
Люди так и не могут определиться, для кокой аудитории, главным образом, они
трудятся. А, как известно, за 20 зайцами погонишься – ни одного не
поймаешь.
Вы – очевидец (ТВ6)
Что бы там не говорили на НТВ, но и на ТВ-6 тоже разработали свой
стиль. Все их заставки и дизайн помещений выполнены в одном стиле. Не
лучшем, так скажем… Да, с дизайном в России большие проблемы. Дизайн
телеканала, в первую очередь, должен быть приятен и понятен всем его
зрителям, а уж потом иметь какой-то художественный смысл, авангардные
штрихи. А на ТВ-6 все заставки и декорации выполнены в дешёвом американском
стиле, совершенно не приспособленном под нашу, российскую культуру. Если
товарищам дизайнерам так сложно понять, чем же характеризуется наша
доминирующая культура, могли бы хоть заснять много красивых роликов с
экзотической природой и животными: орхидеи, Ниагарский водопад, африканские
джунгли… И дополнить всё это собственными надписями. Если всё сделать на
уровне, заставки понравятся абсолютному большинству зрителей.
V Генеральный директор МНВК ТВ-6 - А.С. Пономарёв
V Директор телеканала "ТВ-6 Москва" - И.И. Демидов
Теперь перейдём к основной части работы: телевизионной рекламе.
Говорить об этом, не рассмотрев само телевидение, было бы не полным. Этому
и был посвящён весь первый раздел.
Теперь же перейдём к рассмотрения телерекламы, как одного из видов
рекламной деятельности. (Надо заметить, что на Западе другое понимание
слова реклама (advertising), нежели у нас. Там перечень рекламных действий
ограничивается размещением обращений в прессе, на радио, телевидении и
стандартных рекламных щитах. У нас к этому относят ещё и выставочные
мероприятия, различные коммерческие семинары, упаковку, печатную продукцию
(проспекты, каталоги, плакаты), распространение сувениров и т.д.)
Как известно, реклама - двигатель торговли. Но не всегда. Можно
умудриться создать такую репутацию товару, что от него отвернутся и уже
имеющиеся покупатели.
Зачем же нужна реклама? Действительно, в ряде случаев фирмы налаживали
прекрасную торговлю безо всяких попыток рекламироваться (так было, в
частности, с чипсами Estrella). Но для этого товар должен быть отменного
качества (чтобы обойти усиленно рекламирующихся конкурентов). Но, на самом
деле, такие случаи – редкость. Зачастую требуется продать продукцию, ни в
чём не выигрывающую у других товаров подобного характера, а зачастую и
уступающую им. В этом случае вам остаётся один выход – рекламироваться.
Сразу следует оговориться, что реклама – штука дорогая. Зачастую
затраты на неё даже не окупаются, не говоря уж о прибыли. Поэтому прежде
чем публиковать рекламное обращение, стоит ещё раз задуматься о
целесообразности этого.
В общем-то, в современном обществе реклама для фирмы – это
единственный способ удержаться на плаву. Люди значительно охотнее покупают
товары, о которых они уже слышали, нежели их неизвестные (и зачастую
лучшие) аналоги. Стоит несколько раз на всю страну заявить, что, по мнению
стомотологов, лучшей защиты от кариеса, нежели Blend-a-med, не существует
– и вот результат: большинство чистит зубы только этой пастой. Несмотря на
робкие голоса самих стомотологов, заявляющих, что все зубные пасты чистят
примерно одинаково.
За несколько лет, что наша страна живёт при капитализме, доверие к
рекламе сильно поуменьшилось: если раньше, понасмотревшись на Лёню
Голубкова, народ шёл покупать акции МММ, то сегодня к любому рекламному
объявлению люди относятся настороженно. Это и справедливо: размещение
такого объявления стоит столько, что к увещиваниям его авторов относительно
небольшой цены продукции можно относиться лишь с улыбкой.
В современных условиях, при развитой конкуренции, мало просто
выпустить на рынок хороший и дешёвый товар, нужно создать еще и хорошую
репутацию фирме-производителю. Иначе потенциальные покупатели продолжат
брать более дорогой и менее качественный товар у тех фирм, которым
доверяют. И свидетельством этому служит масса примеров, когда фирмы,
создавшие хороший товар и вложившие массу денег в его рекламу, тем не менее
не могли завоевать потребителей. А спросом продолжали пользоваться товары
их широко известных конкурентов. То же самое мы видим сейчас в России, где
товары широко разрекламированной Procter & Gamble имеют куда больший спрос,
нежели аналогичные товары конкурентов. Вот почему в конце почти любой
телерекламы медикаментов, продуктов или косметики мы видим или слышим
упоминание о фирме-производителе. С точки зрения потребителя – это простая
формальность, жажда славы. Но в хорошей рекламе не бывает ничего лишнего.
Постоянное же повторение названия фирмы-производителя оказывает
непосредственный эффект на подсознание зрителя: с течением времени компания
запоминается, становится привычной и, наконец, известной. Теперь каждый
новый её товар – это товар известной и популярной фирмы, который сам по
себе моментально становится привлекательным.
Надо сказать, что людей всегда пугает неизвестное. Существует боязнь,
что новый, неизвестный товар не оправдает вложенных в него средств,
окажется некачественным. Реклама товаров неизвестных фирм не обращает на
себя такого внимания, которое уделяется широко-известным производителям.
Надо сказать, что реклама самих фирм, а не их товаров, значительно
чаще встречается на западе (General Electric, AXA, Diesel, Chevron), чем у
нас (Газпром, Банк Империал, Wimm-Bill-Dann, Инком-Банк). Дело в том, что
многие западные компании-гиганты считают нас страной четвёртого сорта, чем-
то вроде Зимбабве. И, само собой, рекламироваться здесь в их интересы не
входит. А российским производителям лишь бы товар продать, саморекламу
могут позволить лишь крупнейшие банки или концерны.
Нас на данный момент интересует, чем отличается реклама на телевидении
от рекламы в других СМИ. Д.Денисон и Л.Тоби выделяют следующие достоинства
телевидения с точки зрения использования его в рекламных целях [1, 258 c.]:
V Единственное среди всех СМИ позволяет рекламодателю облечь свою
информацию в форму, содержащую визуальные образы, слова и музыку.
V Имеет ни с чем не сравнимые возможности для создания незабываемых
образов;
V Может показать зрителю, как он будет чувствовать себя, купив
предлагаемый товар или услугу.
V Люди обычно смотрят телевизор в часы отдыха, когда они никуда не
спешат и не имеют никаких дел (особенно вечером).
V Сам факт присутствия вашей фирмы на телеэкране может создать
впечатление, что она больше, солиднее и крепче, чем в
действительности.
V Записывающие ту или иную передачу на видеомагнитофон, увидят
присутствующую в ней рекламу несколько раз в нечении длительного
времени.
V Телевидение может создать вокруг рекламируемых товаров и услуг
атмосферу актуальности, успеха и праздника.
Всё это можно сформулировать кратко: телевидение предоставляет
наилучшие возможности для рекламирующейся фирмы, позволяет передавать
эмоции и настроение, очень эффективно создавать имидж какого-то товара (что
с помощью рекламы в прессе, например, практически недостижимо). К этому ещё
можно добавить, что телевидение вещает для очень больших аудиторий и на
очень большие расстояния, является самым популярным СМИ (большинство людей
смотрят его ежедневно). Таким образом, рекламироваться на телевидении очень
хорошо, нужно только уметь это делать.
Основными недостатками телерекламы Денисон и Тоби считают:
V Стоимость разработки телевизионного ролика и эфирного времени может
быть (но не обязательно) устрашающе высокой. Ошибки здесь обходятся
очень дорого.
V Ни один другой тип рекламы не требует столько мастерства, знаний и
творческих способностей.
V От большей части производимых на местных студиях роликов остаётся
впечатление провинционализма, серости, непрофессионализма. Кажется,
что у рекламодателей слишком мало денег, а у клипмейстеров – совсем
убогая фантазия и очень слабая техническая оснащённость. Это
вызывает раздражение, но отнюдь не доверие.
V Развитие кабельного телевидения затрудняет выбор телекомпании (это,
безусловно, относится к Западу – прим. авт.).
V Владельцы видеомагнитофонов могут прокручивать кассету, пропуская
рекламу.
Таким образом, минусы телерекламы в её высокой стоимости и сложности
изготовления. Кроме того, для получения результата внимание телезрителя
должно быть сосредоточено на экране телевизора, иначе реклама не усвоится.
Но это уже задача самого ролика – привлечь к себе внимание с самого начала
(если этого не случается – интерес к нему пропадает).
Нужно ещё отметить специфику телерекламы: на ТВ имеет смысл
рекламировать товары массового потребления. Для продажи промышленного
инвентаря или, скажем, коттеджа, лучше воспользоваться прессой. У нас на
телевидении запрещена реклама, скажем, сигарет и крепкого спиртного. Вместе
с тем имеет смысл рекламировать такие товары, которые неуместны в других
СМИ - например, прокладки. Сложно предствить их рекламу на радио или в
газете.
Давайте теперь сравним стоимость размещения рекламы на телевидении со
стоимостью её размешения в других СМИ, и не только:
Самая дорогая реклама в России (все цены с учётом НДС)
|Сфера |Где самое дорогое |Цена |Замечания |
|размещения |размещение рекламы | | |
|рекламы |для данной сферы | | |
|Телевидение |ОРТ |$52920* |1 минута (Воскресенье, |
| | | |21.40 -Во время показа |
| | | |худ. фильма) |
|Региональное |Государственная |$850 |1 минута, аудитория – 3 |
|телевидение |телерадиокомпания | |млн. человек |
| |(Ростов-на-Дону) | | |
|Газеты |Комсомольская правда|132.800 |Ѕ полосы, 252х172 мм2, |
| |(пятница, СНГ) |руб. |тираж 2740 тыс. |
| | |(новыми) | |
|Журналы |МК-Бульвар |$53.550 |1 полоса, 201х245 мм2, |
| | | |тираж 900 тыс. |
|Специализиро-в|Экстра-М |9.146 р. |4/45 полосы, 99х73 мм2, |
|анные | |(новыми) |тираж 1455 тыс. |
|реклам-ные | | | |
|издания | | | |
|Региональная |Экстра-Балт |2.718 р. |30 см2, тираж 810 тыс. |
|пресса |(Санкт-Петербург) | | |
|Радио |Радио России |$612 |30 секунд, в период с |
| | | |8.00 до 9.00 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|