Рефераты

Современные методы позиционирования и сжатия звука

могут оказаться в итоге закодированы с совершенно разными параметрами.

Но для кодеров XingTech качество так и не поднялось на уровень FhG

IIS/ISO-based кодеров. Оно безусловно повысилось, но для серьезного

кодирования музыки эти кодеры остаются непригодны, да и не для этого они

создавались -- в частности, в данных кодерах практикуется искажение

сигнала, дающее эффект "лучшей слышимости высоких", что действительно часто

может оказаться приятно, но высококачественное кодирование по определению

подразумевает отсутствие подобных искажений. И не зря.

Определенный оптимизм вызывает другая реализация VBR, уже на основе

исходного кода ISO ( на самом деле от кода ISO он ушел уже очень далеко ).

Речь идет о кодере Lame. Несмотря на свое довольно своеобразное название,

данный кодер на данный момент является самым многообещающим кодером для

высоких и средних битрейтов, при этом он и на низких битрейтах превосходит

большинство других кодеров, в том числе все ISO based. Подробнее о Lame --

ниже.

Способы хранения MP3

Стандарт MP3 не определяет никакого точного стандартного

математического алгоритма кодирования, его разработка целиком и полностью

остается на совести разработчиков кодеров. Вместо этого он определяет общую

схему процесса кодирования, а также формат закодированного фрейма. Сами

последовательности фреймов могут передаваться потоком (процесс передачи

такого потока называется streaming) или храниться в файлах.

MP3 файл, как и поток, состоит из последовательно расположеных фреймов,

между которыми может содержаться произвольная информация. Основное

требование состоит в том, что не должно быть совпадений с сигнатурой начала

фрейма.

Часто к последовательности фреймов добавляют стандартный заголовок мета-

аудиоформата WAV, и получается то, что называют WAV-MP3. (Немного подробнее

о последнем будет сказано ниже, когда будет описываться ACM pro codec.) Еще

чаще к MP3-файлу добавляется информационный блок ID3v2, содержащий

информацию об исполнителе, жанре, названии композиции, и другую подобную

информацию о треке. Он добавляется в конец файла. В середину пока никто

ничего ставить не придумал. Хотя, вообще говоря, может представлять

некоторый интерес вставка спецтэга для VBR с информацией о том, в какой

части трека мы, собственно, находимся.

Характер потерь при кодировании

На низких битрейтах всегда срезаются мелкие, сравнительно тихие детали,

наличие или отсутствие которых нередко серьезно меняет эмоциональную

окраску композиции, придает или лишает ее таких эффектов, как ощущение

'кристальной' чистоты звука (в той мере, в которой она присутствует в CD

Audio). Кроме того, в соответствии с психоакустической моделью, высшие

(выше 16 кГц) частоты на низких битрейтах кодируются с очень низким

приоритетом.

Далее, имеют место разные особенности кодеров. Так, у кодеров от FhG

IIS на 128 kbs оказываются 'смазаны' верхние частоты, наблюдается эффект

'шепелявости', в то время как у ISO-based вместо этого -- 'звон'. Скорее

всего, это связано с разным отношением к частотам выше 16kHz у данных

кодеров. В кодере Lame, кстати, они по умолчанию срезаются, что увеличивает

качество кодирования на 128kbs.

На высших битрейтах при последовательном следовании психоакустической

модели, разработанной FhG IIS, проблемы могут доставлять только ошибки,

внесенные при написании кодера. Впрочем, из-за не слишком большой

озабоченности FhG IIS качеством его кодеров на высоких битрейтах уже не раз

оказывалось, что новая версия звучит иногда даже несколько хуже старой.

Полагаю, причина кроется в недостаточном или неправильном ослаблении

ограничений психоакустической модели при повышении битрейта. Опять же,

первый серьезный заказчик, и проблема исчезнет.

Тестирование качественности кодеров

Обычно тестирование кодеров проводится по степени сохранения формы АЧХ

оригинального сигнала. При этом очевидно, что при битрейтах 256kbs...

320kbs АЧХ исходного файла и файла, полученного после декодирования, должны

быть идентичными как на синтетических тестах (сгенерированный белый шум),

так и на реальных треках, так как при значительных отличиях они окажутся

слышны независимо от того, что говорит психоакустическая модель про каждый

конкретный фрейм, если только все эти фреймы не похожи друг на друга. На

более низких битрейтах следует в первую очередь следить за сохранением

формы АЧХ в области низких и средних частот.

Сами тесты по сохранению формы АЧХ следует проводить не только на белом

шуме, как это делается обычно, но и на достаточно сложных композициях, в

комплексе это позволяет получить значительно более достоверные результаты.

Тесты АЧХ не универсальны. В силу особенностей MP3 они дают достаточно

адекватную оценку его качества, и то не полностью, но к другим форматам они

и вовсе не обязаны быть применимыми -- в частности, они непригодны для

оценки качественности кодирования в формате VQF.

Относительно точную раскладку качества сигнала по материалам специально

проведенного прослушивания можно найти на сайте MP3Tech, а немного вольный

ее перевод на русский язык -- у на Mikhail's MP3 Page. Но все же рекомендую

посетить и сам сайт MP3 Tech, к тому же в данный момент там лежат более

новые и подробные результаты других тестов.

Психоакустическая модель и разные битрейты

Самым важной характеристикой кодера, от которой зависит качество

кодирования, является психоакустическая модель, использованная в нем. Но

следует заметить, что модель должна варьироваться для разных категорий

битрейтов. Аналогично тому, как использование MS/IS стерео приводит к

повышению качества на низких битрейтах, но на средних и высоких только

понижает его, также и разные составляющие модели могут иметь максимальный

битрейт, до которого они полезны, но от использования которых на больших

битрейтах следует отказаться.

Кодеры, основанные на исходном коде ISO, чаще всего продолжают

использовать довольно слабый вариант психоакустической модели,

использованный в нем. Но на высоких битрейтах мы все же получаем очень

хороший результат, причем многим он нравится больше, чем результат

кодирования кодерами FhG IIS. Видимо, причина кроется как раз в том, что

психоакустическая модель в кодерах от FhG IIS неизменна для всех битрейтов

и более подходит для битрейтов средних и низких, в то время как на высоких

избыточна и нуждается в ослаблении, в то время как модель ISO оказалась

неплохо, хотя и не идеально, приспособлена к высоким битрейтам. Но тема

противостояния кодеров FhG кодерам ISO-based остается откытой.

В самом развитом из ISO-based кодеров, Lame, модель была значительно

улучшена, причем настолько, что кодер и на низких битрейтах незначительно

уступает аналогам от FhG IIS. Можно сказать, что в Lame осталась уже

относительно небольшая часть исходной модели ISO.

Но на битрейтах 256kbs и 320kbs предыдущий лидер высокобитрейтных

кодеров, mpegEnc, все еще спорит с Lame. Но, как оказалось, в mpegEnc

модель мало отличается от исходной слабой модели ISO, просто в нем

отключены некоторые ее части, что в итоге, как ни странно, привело к

значительному повышению качества кодирования... только на высоких

битрейтах. Возможно, более подробный анализ исходников покажет и другие

изменения, но поверхностный анализ уже показал, что все главные недостатки

исходной модели ISO присутствуют. Видимо, их сглаживает высокий битрейт,

или же они действительно несущественны на 256kbs... 320kbs.

Текущий руководитель разработкой Lame, Марк Тейлор, не против

поработать над кодированием высоких битрейтов в нем, нужно только будет

провести определенные тесты. Что до кодеров от FhG IIS -- проблема

исчезнет, как только найдется заинтересованная сторона, готовая это

оплатить.

Какие, собственно, кодеры у нас в распоряжении

Существуют три линии развития кодеров -- кодеры от XingTech, кодеры от

FhG IIS, и кодеры, основанные но исходном иллюстративном коде ISO.

Кодеры от XingTech не отличаются высоким качеством кодирования, но

многим нравятся, к тому же вполне подойдут для кодирования разной бросовой

электронной музыки или синтезированных семплов. Благодаря своей скорости

они остаются идеальными кодерами для музыки, не требующей высокого качества

кодирования. Более подробно о них -- на http://www.xingtech.com/.

Кодеры от FhG IIS известны наивысшим качеством кодирования на низких и

средних битрейтах благодаря наиболее подходящей для таких битрейтов

психоакустичекой модели. Из консольных кодеров данной группы наиболее

предпочтителен l3enc 2.61 (не 2.71 и не 2.72, на знаю про 2.74), также пока

не отброшен mp3enc 3.1, но последний никто всерьез не тестировал. Другие

кодеры, такие, как AudioActive или MP3 Producer, обладают значительными

недостатками, правда, в основном это ограничения возможностей настройки и

неразвитость интерфейса.

Также существует старый кодек ACM pro codec авторства FhG IIS, и

несколько нелегальных кодеков, код для которых выкорчеван из последних

кодеров FhG IIS.

Остальные кодеры ведут свое происхождение от исходных кодов ISO. Не

считая таких "ошибок эволюции", как SoundLimit, в котором значительно

увеличена скорость за счет еще более значительного ухудшения качества,

получаем два основных направления развития -- оптимизация кода по скорости

и оптимизация алгоритма по качеству.

До недавнего времени первую линию наилучшим образом представлял кодер

BladeEnc, в котором используется первоначальная модель ISO, но проведено

много оптимизаций кода, а вторую -- mpegEnc, известный также и как самый

медленный MP3 кодер.

Но откуда берется высокое качество mpegEnc на высоких битрейтах, я уже

упомянул выше. На самом же деле серьезная оптимизация самого алгоритма

впервые встречена в кодере Lame, в котором использована самостоятельно

разработанная психоакустическая модель GPSYCHO.

Есть все основания считать Lame наилучшим из основанных на коде ISO

кодеров. По скорости он давно догнал остальные, а по качеству скоро должен

отдать последние позиции и mpegEnc... впрочем, обо всем этом я уже писал

выше.

Lame может быть собран практически на любой платформе, на которой есть

компилятор языка C. Скомпилированный вариант Lame в виде библиотеки dll

входит в состав граббера Cdex, но предпочтительнее использовать вариант,

запускаемый из командной строки, он имеет более другие возможности

настройки, к тому же работает быстрее. Но его надо собирать самому. Кстати,

в состав Cdex входит и свой кодер, но он и раньше никем особенно не

тестировался, а сейчас это не представляется нужным.

Что такое front-end?

Front-end -- программа, пpедлагающая оконный интерфейс для повышения

комфоpтности pаботы с пpогpаммами, его не имеющими. В слyчае MP3 -- с

кодеpами, управляемыми из командной стpоки, или yстановленного в системе

кодека.

После подачи команды на кодиpование front-end пеpедает введенные

паpаметpы собственно кодеpy и ждет завеpшения его pаботы. Этот процесс

может сопpовождаться как попытками пpедсказать оставшееся вpемя, так и

выводом скромной таблички "Please wait".

В большинстве грабберов обеспечены средства для подключения внешних

кодеров, поэтому любой из них может быть использован как front-end. В

частности, при установленном ACM pro codec как таковой может быть

использован любой граббер, позволяющий выбирать формат сохранения

награбленного.

Что такое ACM pro codec (MP3-кодек)?

Формат WAV является метаформатом для данных любого типа. Имеет

стандартный заголовок и описания областей данных, которых может быть

несколько, способ же кодирования аудиосигнала может быть каким угодно.

Вполне могут содержаться данные, к аудио отношения не имеющие.

Каждый метод кодирования, указываемый в заголовке, имеет собственный

идентификатор, в соответствии с которым Windows и определяет, установлен ли

кодек для работы с данным файлом, и если установлен -- использует его.

Кодеки, индивидуальные для каждого подформата, регистрируются в системе

при их установке, после чего становится возможным использовать WAV-файлы,

содержащие аудиоданные в форматах, поддерживаемых данными кодеками.

Тем не менее, хотя для MP3 тоже существует по крайней мере один кодек

ACM pro codec от FhG IIS, сам по себе формат из-за потерь при кодировании

непригоден на роль промежуточного, поэтому в редакторах с WAV-MP3 работать

не рекомендуется. Единственным разумным применением данного кодека можно

считать декодирование WAV-MP3, либо их кодирование, когда по каким-либо

причинам неудобно сделать это из нормального кодера. При установленном

кодеке можно применять WAV-MP3 в качестве стандартных звуков Windows.

Помимо оригинального кодека от FhG IIS, позволяющего кодирование только

с битрейтом 128kbs и ниже, существуют несколько нелегальных версий кодека,

сделанных группой Radium из кода, выкорчеванного из нового 'Продюсера'. Но

первая версия этого кодека была нестабильной, и я не вижу оснований для

того, чтобы испытывать доверие к более новым версиям. Лучше сделать еще

один кодек из Lame.

Файлы какого формата можно перевести в формат MP3?

Кодирование из формата WAV PCM поддерживают все кодеры. Многими

поддерживается AIFF. Mp3enc может принимать исходные данные потоком, без

промежуточного файла, в фоpмате PCM. А mpegEnc и Cdex предлагают кодировать

прямо с CD-ROM. Lame распространяется в виде исходных кодов и может быть

обучен любому формату.

Каков статус MP3 кодеров?

Все продукты Fraunhofer IIS и Xing Tech -- коммерческие, но полные

версии обычно можно найти на FTP поисковиках.

BladeEnc, mpegEnc -- freeware, но FhG IIS пожелал сделать их развитие

невозможным. Сделано это очень простым методом -- за распространение

кодеров нужно платить пеню FhG IIS, даже если кодер распространяется

бесплатно. Поэтому свободное распространение mpegEnc невозможно, также

могут возникнуть трудности с распространением BladeEnc, несмотря на особую

политику страны автора по отношению к патентам на математические алгоритмы.

Lame не угрожает подобная участь, так как он распространяется в виде

патча к исходному коду ISO и сам по себе кодером быть признан не может.

Каковы системные требования?

Фактически, единственное требование к системе -- наличие компилятора C.

Но производительность MP3 кодеров на слабых системах оставляет желать

лучшего, и из процессоров Intel не рекомендуется использовать что-либо ниже

486.

Декодиpование MP3

Cтандаpт MP3 однозначно опpеделяет, какие именно данные содеpжатся в

MP3-файле. Hо сам процесс декодирования, процесс перевода аудио из MP3 в

PCM, неизбежный при воспроизведении, более корректно будет назвать

синтезом, чем декомпрессией. На практике он столь же неоднозначен, как и

процесс кодирования.

Многие пpинимают за некий стандаpт самый пеpвый из декодеpов,

написанный в FhG IIS -- l3dec. Этот декодер при работе не предпринимает

каких-либо попыток "улучшить" звучание и, как правило, дает точную АЧХ

сохраненного сигнала. Также в силу корректности его можно считать

практически идеальным декодером для MP3 высоких и средних битрейтов.

С другой стороны, на практике иногда обнаруживают себя ньюансы, о

которых раньше не задумывались. Например, разные кодеры сохраняют аудио в

MP3 немного по-разному, хотя и не выходя за рамки стандарта, но несколько

меняя алгоритм оптимального восстановления сохраненной части сигнала. Но

если в данном случае отличия оказываются несущественны, то тот простой

факт, что при кодировании с битрейтом 128kbs, пользующимся бешенной

популярностью, мы значительно теряем в качестве, приводит к более

существенным последствиям -- на низких битрейтах становится оправданным

применение различных 'улучшающих' звучание алгоритмов, т.е. программных

DSP, и более корректный декодер может оказаться менее предпочтителен, чем

вносящий дополнительные искажения, но "повышающий" этим качество звучания.

К сожалению, выбор не слишком велик.

Когда какой декодер лучше?

За время существования MP3 было написано великое множество самых разных

декодеров. Тем не менее, выбор не составляет слишком большой проблемы.

Основная сложность в том, что критерии оценки качества декодеров сильно

разнятся для низких битрейтов порядка 128kbs и для высоких порядка 256kbs.

К ориентированным на высокие битрейты декодерам предъявляется одно

основное требование -- корректное декодирование, то есть корректность

примененного алгоритма декодирования и отсутствие ошибок в его реализации.

Считается, что высокий уровень качества обеспечивается шириной потока, но

тем не менее, разные декодеры дают разные по качеству результаты.

Разумеется, высокая скорость работы декодера также желательна.

В данной категории хорошо себя чувствуют декодеры от FhG IIS, к которым

обвинений в некорректности пока никто не смог предъявить.

К ориентированным на низкие битрейты декодерам выдвигаются несколько

другие требования. Отличие состоит в том, что в силу искажений, вносимых

при кодировании MP3 128kbs, требования к корректности декодирования

ослабевают, в то время как требование качественности звучания никуда не

пропадает. Поэтому не слишком корректные, но приятно звучащие плееры

пользуются популярностью.

Большинство декодеров являются плеерами, но не каждый плеер может

перенаправлять вывод в файл, что приводит к трудностям в его оценке.

Существует мнение, что такие плееры не следует называть декодерами.

В NAD и NADDY на одном из этапов декодирования пpименяется алгоpитм

пpедсказания, также сyществyет возможность подстpойки под особенности

кодеpов, использованных пpи полyчении MP3. Если говорить конкретно, то

возможна подстройка под семейство ISO-based, под кодеры семейства FhG IIS,

под старые кодеры XingTech с обрезом частот выше 16kHz и даже под еще не

вышедший ко вpемени выхода NAD 0.93 кодеp ARCAM. В наследнике NAD, NADDY,

упоминается вместо него "ARCoder v1.2+"; видимо, он все-таки вышел. Но, как

уже упоминалось, значительного эффекта эта подстройка не дает.

Хотя NAD долгое время заслуженно считался чемпионом по части качества,

в последнее время другой плеер -- Apollo -- мог с ним в этом поспорить. Но

в данном случае речь идет о низких битрейтах, к тому же развитие Apollo

теперь тоже остановлено. NAD просто более корректен.

Если задаться целью декодирования в WAV-файл, то выбоp сейчас следyет

пpоизводить междy NAD, l3dec и Winamp (версии 2.21-2.22), пpичем чем выше

битpейт, тем меньше причин пользоваться NAD. Для низких битрейтов можно

также попробовать Apollo, но лучше Winamp с соответствующим "улучшающим"

звучание плагином.

Hа высших битрейтах выбор производится только между корректными

декодерами, и pазница оказывается настолько мала, что выбоp уже

пpоизводится, например, междy yдобными интеpфейсами NAD и Winamp и

yпpавлением l3dec с помощью ключей командной стpоки. Скорее всего, при

серьезной проверке на битрейтах 256kbs-320kbs l3dec/Winamp превзойдут по

качеству прочие -- при написании почти всех декодеров думают, к сожалению,

главным образом о качестве звучания MP3 128kbs, на корректность тратятся

только в FhG IIS. Но это не делает вывод NAD или Sonique непригодным или

некачественным -- и в данном случае все отличия снова укладываются в рамки

оговорки, сделанной в начале первой части.

L3dec работает только из командной строки и декодирует только в файл,

поэтому выбор плеера производится в основном между популярным Winamp, NAD,

Apollo и некоторыми другими.

Самые известные плееры

Winamp

Winamp является самым попyляpным на сегодня плееpом.

Winamp -- это мультимедиа плеер с подержкой неограниченного числа

форматов. При этом могут используются декодеры, предоставляемые

производителями. В целом система напоминает работу Windows с WAV файлами.

В версии 2.20 роль встроенного декодера MP3 наконец начал играть

декодер от FhG IIS. После этого в плане проигрывания MP3 к Winamp не

осталось серьезных претензий, но начиная с версии 2.23 был возвращен старый

декодер, поэтому для качественного воспроизведения необходимо брать декодер

из версий 2.21-2.22 ( так как 2.20 отказывается проигрывать некоторые MP3

).

NAD

Признанным чемпионом по части звyчания, однако, на сегодня все же

остается NAD. Его звучание несколько менее корректно на высоких битрейтах,

но очень приятно. Превосходят его только декодеры от FhG, отличающиеся

корректностью.

Во время своего развития данный плеер почти прямо противостоял Winamp и

имел все шансы отобрать у него со временем львиную долю поклонников.

К сожалению, в тот момент, когда дописывались самые важные элементы

интрефейса, которые должны были окончательно уравнять NAD по возможностям с

Winamp, его развитие было прервано. Последние версии NAD содержат только

основные функции, хотя идея плагинов использовалась в свое время и в нем,

причем куда раньше того же Winamp.

Наиболее известны следующие веpсии NAD.

NAD 0.80 Стабильная, завеpшенная пpогpамма, но для обеспечения

возможности дальнешего pазвития автоp оказался вынyжден пеpеписать весь код

с нyля. В отличие от более новых, понимает ключи командной строки.

NAD 0.93 Последняя из завершенных веpсий после 0.80. Hекотоpые

втоpостепенные фyнкции, такие, как pедактоp поля ID3-TAG, еще не

pеализованы. Местами проявляются баги. Hо качество воспpоизведения не

вызывает сомнений, при этом поддеpживается streaming и вывод в WAV-файл,

поэтому его можно использовать и как просто декодер.

NAD 0.94 Готовился к выходу, когда весь пpоект неожиданно оказался

выкyплен DimensionMusic. Чем и зарублен на корню, так как развитие NAD как

плеера прекратилось. На основе 'движка' был создан набоp библиотек Audio

Enlightenment ( AE ), но программист занимался его разработкой в свободное

время, и первые результаты появились только через полгода.

На основе получившегося набора библиотек в последние дни 98-го была

выпущена недоработанная в плане интерфейса первая и последняя бета-версия

плеера NADDY, прямого наследника NAD. Скачать NADDY можно на страничке

http://ae.dmusic.com. Сам NAD в данный момент есть на его ожившей домашней

страничке, http://nad.inept.org.

В настоящий момент AE в очередной раз переименован, теперь уже в

STARDUST, и используется в Sonique, а развитие NADDY остановлено, как

раньше было остановлено развитие NAD. Но к Sonique есть свои претензии.

Sonique

Из всех полноценных MP3 плееров Sonique обладает самым красивым

интерфейсом. Мне (и многим другим) он представляется несколько громоздким,

но многочисленные поклонники с этим не согласны, да и после того, как

большинство прежде не работавших элементов управления стали правильно

функционировать, это почти перестало мешать. Также имеет большое значение

производительность машины, на быстром компьютере интерфейс производит более

благоприятное впечатление. И тем не менее, в плане интерфейса Sonique

требует доработки. Это классический пример посредственного интерфейса со

стильным дизайном.

В качестве MP3-декодеpа начиная c версии 0.75 использyется декодер

STARDUST, ранее известный как Audio Enlightenment, а еще ранее -- как

внутренний декодер плеера NAD. Доступны streaming, декодирование в WAV-файл

и декодирование VBR, но в сравнении с Winamp Sonique по функциональности

проигрывает.

K-Jofol

K-Jofol является одним из самых быстрых плееров, но на первенство по

качеству воспроизведения он претендовать не может. Возможна полная

перестройка программируемого интерфейса.

Популярность плееру принесла поддержка формата VQF, но теперь это --

обычное дело, да и сам VQF -- посредственный формат.

Apollo

Просто удобный приятный плеер. Более "высокое" качество звучания на

низких битрейтах, чем у других плееров, но и высокая степень

некорректности. Мудро организованный плейлист. Поддержка visualization

plugins от Winamp. Все.

Другое

Помимо рассмотренных, пользуются определенной популярностью плееры

Soritong, C-4. Второй хорош способностью занимать скромное место в любом из

четырех углов экрана. Первый начинает прилично выглядеть после установки

скина COMPACT. Но наиболее хорош, видимо, WPlay, о нем немного позже тоже

будет написано.

Понятно, этим список распространенных плееров не ограничивается. Полный

список можно найти на www.mp3.com, но мало какие из них могут конкурировать

с выше описанными ( за исключением, возможно, WPlay).

Dolby Digital - Общая информация

Звук Dolby Digital впервые появился в кинотеатрах в 1992 с премьерой

фильма Возвращение Бэтмена (Batman Returns), и с тех пор звучит почти в

тысяче фильмов по всему миру, и является одной из самых современных

разработок от Dolby Laboratories.

Dolby произвела революцию в конце 60-х начале 70-х годов в системах

записи на магнитную ленту своей системой шумоподавления Dolby A (для

профессионалов) и Dolby B (для обычных пользователей). Позже, в 70-х годах,

компания Dolby своей аналоговой системой Dolby Stereo революционизировала

звук в фильмах.

Dolby Stereo принесла в фильмы 4 звуковых канала, с тремя спереди

(левый и правый для музыки и эффектов и центральный для диалогов) и

четвертым "окружающим" (Surround) для создания общей звуковой атмосферы.

Позже, в 80-х, благодаря системе Dolby SR ("Spectral Recording -

спектральная запись"), было значительно улучшено качество записи на ленту и

звука в кинофильмах.

Также, компания Dolby революционизировала в конце 80-х начале 90-х

годов бытовые устройства развлечений путем внедрения систем "домашнего

театра" Dolby Surround, а позже и Dolby Pro Logic. В бытовых устройствах в

основном используется технология Dolby Stereo для воспроизведения с видео

лент и лазерных дисков (под лазерными дисками здесь и далее подразумеваются

LaserDisc, т.е. "большие" видео лазерные диски). Эти системы позволяли

зрителям использовать дома ту же самую 4-х канальную конфигурацию, что и в

кинотеатрах.

Современные системы Dolby Digital вышли на новый уровень, предоставляя

шесть каналов кристально чистого объемного цифрового звука. Левый,

центральный и правый фронтальные каналы позволяют точно определить позицию

источника звука на экране. Отдельные "разделенные" левый и правый задние

боковые каналы вовлекают вас в фильм своими окружающими и обтекающими

звуками. А дополнительный низкочастотный канал добавляет накал действию на

экране.

Принципы Dolby Digital ведут свое развитие из разработок Dolby по

аналоговому уменьшению шума. Шумоподавление Dolby работает путем ослабления

шума, когда нет аудио сигнала, а когда он есть, позволяя более сильному

полезному аудио сигналу перекрывать более слабый шум. Таким образом, эта

технология использует преимущества психо-акустического феномена известного

как слуховое маскирование. Даже если аудио сигнал занимает только часть

спектра, шумоподавление Dolby уменьшает уровень шума в тех частях спектра,

в который нет полезного сигнала делая шум незаметным. Это делается потому,

что аудио сигнал может маскировать только ближний по частотам шум.

При переходе от аналоговой записи сигнала к записи на цифровой носитель

такой как компакт-диск, обнаруживается, что цифровое кодирование аудио

сигналов используемое в CD производит слишком большие объемы данных для

того чтобы их эффективно хранить или передавать в электронном виде,

особенно в случаях, когда необходимо кодировать несколько каналов. В

результате появились новые формы цифрового кодирования аудио сигналов -

известных под общим названием "perceptual coding - чувствительное

(восприимчивое) кодирование" - которые были разработаны так чтобы можно

было использовать низкоскоростные потоки данных с минимально ощущаемой

потерей звукового качества. Примером такого алгоритма кодирования является

третье поколение кодеров Dolby - AC-3.

Этот кодер был разработан так, чтобы максимально использовать

преимущества человеческой способности к звуковому маскированию, для чего он

разбивает спектр аудио сигнала в каждом канале на узкие частотные полоски

разного размера оптимизированные с расчетом на частотную избирательность

человеческого слуха. Это позволяет очень точно отфильтровывать шум

оцифровки так, чтобы он оказался очень близко по частоте к частотным

компонентам полезного аудио сигнала. Путем уменьшения или даже полной

ликвидации шума там, где нет маскирующего аудио сигнала, качество звука

исходного сигнала субъективно не изменяется. По этому ключевому аспекту

такое кодирование как AC-3 является формой очень избирательного и

качественного шумоподавителя.

Уникальный опыт Dolby Laboratories по устранению аудио шума является

критическим для снижения потока данных в технологии AC-3: чем меньше бит

используется для описания аудио сигнала, тем больше шумов связанных с самим

кодированием.

В киноиндустрии звуковая дорожка Dolby Digital кодируется оптически

прямо на киноленту в промежутках между перфорационными отверстиями.

Размещение цифровой звуковой дорожки на том же носителе что и фильм

позволяет ей сосуществовать вместе с аналоговой дорожкой без привлечения

дополнительных носителей данных, таких как CD. Это позволяет упростить

производство, а для владельцев кинотеатров использование фильмов, а также

позволяет подготовить дорожку Dolby Digital практически без дополнительных

затрат. Поскольку часть ленты с перфорированными отверстиями изготавливают

с расчетом на высокую сопротивляемость износу и повреждениям, дорожка Dolby

Digital не будет подвержена треску и шипению на протяжении всего времени

эксплуатации ленты.

В бытовой электронике технологию Dolby Digital можно встретить в

последнем поколении лазерных дисков (там где была обычная аналоговая

звуковая дорожка), она является стандартной звуковой дорожкой в DVD и

используется как аудио формат для телевидения высокой четкости - HDTV, а

также в системах кабельного и спутникового телевидения.

Последние несколько лет компания Dolby Laboratories использовала термин

Dolby Digital для ссылок на их новую цифровую систему для киноиндустрии, в

то время как под термином Dolby Surround AC-3 подразумевала системы

домашнего кинотеатра. На практике, эти две системы являются небольшими

вариациями (слегка различающимися в скорости потока данных) одной базовой

технологии. И для того чтобы больше не вводить пользователей в заблуждение,

решили, что и формат Dolby для домашних многоканальных систем также

назывался тем же именем, что и в киноиндустрии -- Dolby Digital.

Считается, что это поможет потребителям более легко определять

поддерживает ли какой-либо продукт эту технологию, и поможет отличить ее от

форматов Dolby Surround и Dolby Pro Logic, которые базируются на аналоговых

технологиях. В новом поколении лазерных дисков, и новых форматах

использующихся в DVD и телевидении высокой четкости (HDTV), также будут

ссылаться на термин Dolby Digital, как это сейчас делают в отношении

профессиональных киноприложений. Общее название Dolby Digital также должно

помочь прекратить растущие заблуждения пользователей, связанные с термином

"AC-3" (Аудио код номер 3), который является техническим обозначением

технологии Dolby, разработанной для многоканальных приложений.

Dolby Digital предоставляет в общей сложности шесть раздельных каналов

звука. Как и Dolby Surround Pro Logic, она включает в себя левый,

центральный и правый каналы во фронтальной части комнаты. Dolby Surround

Pro Logic предоставляет дополнительно еще один канал с ограниченной полосой

частот (от 100 до 7000Гц) для объемного ("окружающего") звука, который

обычно усиливается через два канала усилителя и подается потом на два

динамика. Тогда как Dolby Digital предоставляет раздельные левый и правый

каналы объемного звука для более точного определения местоположения звуков

и более натуральной, реалистичной передачи атмосферы и фона. И ко всему

прочему все пять основный каналов передают полный спектр частот (от 3 до

20000 Гц), к которым вы можете добавить низкочастотные динамики

(сабвуферы).

Шестой канал - Low Frequency Effects Channel (канал для низкой частоты

и эффектов), иногда содержит дополнительную низкочастотную информацию для

усиления эффекта от некоторых сцен, например, таких как взрывы, катастрофы

и т.д. Из-за того, что этот канал сильно ограничен сверху по частоте (от 3

до 120Гц), его иногда называют ".1" каналом. Если его добавляют к полным 5

каналам Dolby Digital, то про такие системы говорят, как про имеющие "5.1"

канала.

Все шесть каналов в системе Dolby Digital полностью цифровые, из чего

следует, что на всем пути от пульта звукооператора до вашей домашней

системы они передаются без потери качества. Но Dolby Digital еще и

упаковывает их все в один канал, который занимает места меньше чем один

канал на компакт диске. Именно это позволяет так легко добавлять звуковые

дорожки Dolby Digital к обычным лазерным дискам, а также к множеству других

источников. Dolby Digital используется уже несколько лет, чтобы вы могли

смотреть фильмы с Dolby Digital, а теперь, с появлением Dolby Digital на

лазерных дисках, вы можете наслаждаться этой прекрасной технологией и у

себя дома. А так как она была разработана фирмой Dolby Laboratories, вы

можете быть уверены, что звук будет потрясающим!

Между "обычными" и "новыми" лазерными дисками намного больше общего,

чем различий. Новые лазерные диски, включая и диски с Dolby Digital,

полностью совместимы с вашим существующим проигрывателем. Две цифровые

(PCM) дорожки остаются без изменений, так что вы можете продолжать

наслаждаться качеством Dolby Surround Pro Logic и с "новых" дисков. Дорожка

Dolby Digital записывается вместо правой аналоговой (FM) дорожки диска.

Левая аналоговая дорожка может содержать моно версию, комментарий или любой

другой аудио материал.

Последние проигрыватели, которые могли воспроизводить звук только с

аналоговых (FM) дорожек, выпускались более чем 10 лет назад. С тех пор

практически все проигрыватели могут использовать более качественные

цифровые (PCM) дорожки для воспроизведения стерео или Dolby Surround.

Конечно же, все новые лазерные проигрыватели с AC-3 будут проигрывать все

лазерные диски которые у вас есть, причем как цифровые так и аналоговые

звуковые дорожки.

Dolby Surround Pro Logic еще долго останется с нами. Система Dolby

Surround Pro Logic "складывает" четыре канала (левый, центральный, правый и

частотно ограниченный "объемный" (Surround)) в два канала. В монофонических

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 Современные рефераты