Рефераты

Современные методы позиционирования и сжатия звука

дополнительных линейных входа - CD_IN и AUX_IN. Еще есть не распаянный

разъем I2S - цифровой многоканальный интерфейс для декодеров DVD и прочего

пока несколько футуристического оборудования. На аналоговых входах активные

буферные элементы отсутствуют (за исключением микрофонного), на выходах

дело обстоит несколько странно. Если фронтальные колонки выведены с

главного 18 бит AC'97 кодека CT1297, через микросхему буферного усилителя,

то тыльный сигнал идет с дополнительной микросхемы 18 бит ЦАП (Phillips

1330A) напрямую, обладая меньшей нагрузочной способностью. Но самое

интересное, что в результате, на тыльных выходах присутствует более

качественный сигнал, вероятно благодаря более высокому качеству

дополнительного ЦАП.

Diamond Monster Sound MX300 поражает своими размерами. Он больше Live!

в полтора раза, при этом количество элементов на плате приблизительно во

столько же раз меньше. Размеры продиктованы не только соображениями

солидности, но и наличием корректно расположенного разъема для дочерней

платы волнового синтеза. Присутствует большой разъем для дополнительной

карты цифрового ввода вывода, но его распайка не известна и, в отличие от

Live!, он не может быть использован без этой самой платы. Цена $30 скорее

всего не напугает желающих подключить декодер AC-3 или другое цифровое

оборудование, но вот наличие этой платы на нашем рынке, к сожалению, не

гарантированно. Позолоченные внешние аудио разъемы вне конкуренции, как и

благородный черный цвет планки, на которую они крепятся. Есть два

внутренних линейных входа и разъем TAD. Непонятно назначение не распаянного

дополнительного стерео выхода, дублирующего фронтальные колонки. Монтаж

аккуратен, но не столь качественен, как в случае Live!. Количество не

распаянных деталей выше. Один четырехканальный AC'97 18 бит кодек SigmaTel.

Буферные усилители присутствуют как на фронтальном, так и на тыльном

выходе.

Шумы

Здесь нас ждет несколько сюрпризов. Тестирование проводилось на одном и

том же компьютере: Celeron 450A, 64Мб 8 нс PC-100 памяти, Chaintech 6BTA2,

Creative GB TNT, Quantum SE 4.3Gb. Платы вставлялись в один и тот же разъем

PCI, в соседних двух разъемах по обе стороны какие либо платы

отсутствовали. Методика тестирования - 1000Гц эталонный сигнал, положение

ручек усиления регулировалось каждый раз для достижения максимального, без

сильного роста искажений и перегрузки пропускания (как правило, это -3Дб..-

5Дб, которые могли бы быть прибавлены к результатом, если бы нас

интересовало лишь получение максимальных сигнал-шум характеристик, но

точность передачи сигнала не менее важна). Измерялось внутреннее кольцо

(запись с внутреннего микшера) и внешнее кольцо (запись с линейного выхода-

1 на линейный вход) как в присутствие сигнала, так и в его отсутствие.

Остальные источники были полностью выключены. Т.к. качество оцифровки

превышает качество воспроизведения во всех трех случаях, полученные

параметры можно смело отнести к выходным. Использовались частоты

дискретизации 44100 и 48000 Гц, 16 бит стерео сигнал.

|Сигнал |Квантование |Линейный | |Стерео | |

| | |вход, Дб. | |микшер, Дб.| |

| | |Максимум |Средние |Максимум |Средн. |

|Diamond | | | | | |

|Monster | | | | | |

|Sound MX | | | | | |

|300 | | | | | |

|(Vortex2)| | | | | |

|1000 Гц |44100 |72 |76 |77 |79 |

| |48000 |68 |70 |70 |73 |

|Нет |44100 |80 |87 |84 |89 |

| |48000 |75 |79 |78 |83 |

|Creative | | | | | |

|Sound | | | | | |

|Blaster | | | | | |

|Live! | | | | | |

|Value | | | | | |

|(Emu10K1)| | | | | |

|1000 Гц |44100 |72 |75 |76 |78 |

| |48000 |76 |78 |Нет |Нет |

|Нет |44100 |82 |90 |86 |91 |

| |48000 |89 |93 |Нет |Нет |

|Chaintech| | | | | |

|6BTA2 | | | | | |

|integrate| | | | | |

|d | | | | | |

|(YMF724) | | | | | |

|1000 Гц |44100 |73 |76 |74 |77 |

| |48000 |73 |77 |75 |77 |

|нет |44100 |82 |89 |84 |88 |

| |48000 |83 |88 |85 |89 |

Итак, приступим к разбору полетов, а точнее шумов. Сюрприз номер один -

результаты интегрированной в материнскую плату YMF724. А, точнее 16 бит

кодека от TriTech, разведенного без каких либо буферных элементов. Это

практически запредельные результаты для 16 бит кодеков подобного класса.

Фактически, копеечное аудио в материнской плате умудрилось побить MX300 по

качеству воспроизведения. Сюрприз номер два - сильно выраженные зависимости

отношения сигнал шум от частоты квантования как у MX300 так и у Live!.

Природа этого явления проста - кодеки обоих карт работают на фиксированных

частотах квантования, а цифровые данные динамически перевыбираются для

приведения к этой заданной частоте. Но подобное преобразование неизбежно

вносит собственный вклад в помехи. Причем, судя по результатам, кодек Live!

работает на частоте 48000 а кодек Vortex2 наоборот, на частоте 44100. В

документации на чип говорилось о 48000 но, вероятно, инженеры из Diamond

Multimedia сочли необходимым установить фиксированную частоту равной обще

принятому стандарту на цифровой звук, дабы повысить качество

воспроизведения в большинстве программ. Итак, можно рекомендовать

владельцам Live! настраивать свои программы на 48000, а владельцем MX300 на

44100. Еще один сюрприз - десяти полосный цифровой эквалайзер в Vortex2. По

заявлениям Aureal имеющий отношение сигнал шум порядка 96 Дб. На практике

все оказалось гораздо хуже - в случае отсутствия сигнала эквалайзер

действительно не вносит дополнительных шумов, что вполне логично, учитывая

его цифровую природу. Зато в нормальном режиме шумы абсолютно непереносимы,

выдвинутые в максимальные позиции движки способны ухудшить отношение сигнал

шум на добрых 15-20 Дб, что абсолютно не приемлемо. Приговор прост -

отключить его раз и навсегда, и пользоваться внешним усилителем с

эквалайзером.

При работе с Live! также были замечены несколько странностей.

Периодически (несколько раз в секунду) появляется кратковременное

постоянное смещение порядка 10Дб, причем это происходит только при частоте

квантования 44100. Вероятно, в это время DSP переходит границу внутреннего

буфера, с помощью которого выполняется расчет эффектов или перевыборка

частот, причем реализован этот переход некорректно. Отключение всех

эффектов не спасает от этой помехи, зато переход на частоту 48000 способен

от нее избавить. Подобная же помеха наблюдается во время регулировки

громкости или примерно через треть секунды, после прекращения какого-либо

сигнала вне зависимости от частоты квантования. Еще одна странность Live! -

непомерное задирание высоких частот, при установленном в настройках режиме

вывода на наушники. При установке дешевых пищалок этот подход оправдывает

себя, т.к. способен несколько подправить их ущербную АЧХ, но в случае мало-

мальски нормальных наушников звук становится отвратительным, и даже крайнее

положение регуляторов тембра не спасает ваши уши. Кстати, эти регуляторы в

Live! сделаны на славу, они практически не вносят шумов, хотя, есть

подозрение на их цифровую природу.

Последнее замечание - о микшировании сигналов. Если в MX300 и 6BTA2 эти

функции полностью возложены на кодеки (аналоговое микширование), то в Live!

микширование выполняется цифровым образом везде, где это только возможно.

Поэтому при записи с внутреннего микшера параметры определялись только

шумами перевыборки, а в случае частоты квантования 48000 шумы практически

отсутствовали (т.е. превышали -96 Дб).

Загрузка процессора и прочие цифры

Для всех карт использовались последние из доступных на данный момент

официальных драйверов (т.е. релизы). Для сравнения приведены данные на

карту Ensoniq Audio PCI (чип ES1370), у которой отсутствует аппаратное

ускорение DirectSound.

|Параметр |MX300 |Live! |6BTA2 |ES1370 |

|DirectSound каналов аппаратно |32 |32 |20 |0 |

|DirectSound3D каналов аппаратно |16 |32 |8 |0 |

|Загрузка CPU, DirectSound, 44100, 16 бит,|0.78 |0 |1.06 |1.89 |

|8 каналов | | | | |

|Загрузка CPU, DirectSound, 44100, 16 бит,|1.65 |0 |1.82 |3.21 |

|16 каналов | | | | |

|Загрузка CPU, DirectSound, 44100, 16 бит,|4.58 |0 |3.62 |5.97 |

|32 канала | | | | |

|Загрузка CPU, DirectSound3D, 44100, 16 |6.85 |1.8 |8.09 |13.8 |

|бит, 8 каналов | | | | |

|Загрузка CPU, DirectSound3D, 44100, 16 |7.90 |2.44 |20.4 |25.1 |

|бит, 16 каналов | | | | |

|Загрузка CPU, DirectSound3D, 44100, 16 |32.8 |3.56 |40.2 |53.7 |

|бит, 32 канала | | | | |

Какие же выводы можно сделать глядя на эту колонку цифр. Live!

несомненно чемпион, загрузка процессора минимальна. Правда, в отличие от

предыдущих драйверов, при воспроизведении DirectSound3D потоков она стала

возрастать линейно с числом голосов, хотя и не превысила предыдущие

значение (порядка 4% при любом количестве голосов). Это легко объяснить,

появлением HRTF функций, для которых необходима предварительная обработка

данных процессором отдельно для каждого потока, а не только установка

параметров реверберации всего помещения, как это было раньше. Именно

благодаря тому, что Live! является полноценным DSP с загружаемыми на борт

программами, загрузка процессора столь низка. Даже в случае применения HRTF

функций, пусть и не столь совершенных, как у MX300 (о качестве 3D звука

будет сказано далее).

На втором месте MX300, причем удивляет стабильный рост нагрузки при

росте числа 2D потоков (попахивает программной эмуляцией, особенно если

сравнить результаты с практически аналогичными у ES1370), вероятно все

железные возможности были направлены на обработку 3D потоков и их

отражений. В случае 3D все хорошо до тех пор, пока число каналов не

превысит 16, аппаратно ускоряемые чипом. В новых драйверах обещают

поддержку 76 3D потоков, но не известно, окажется эта поддержка полностью

аппаратной или нет, и не ухудшит ли она качество 3D звука. Причем OEM

версия новых драйверов 2030 уже доступна в сети на сайте Aureal. В этих

драйверах реализована поддержка 76 потоков 3D звука и обещено существенное

снижение загрузки CPU, осталось дождаться Retail релиза драйверов от

Diamond.

На третьем месте 6BTA2 и чип YMF724 соответственно, судя по загрузке

процессора, HRTF 3D звук от Sensaura реализуется полностью программно.

Качество

Вот здесь и начинается самое интересное. У MX300 3D звук практически

идеален, как на двух, так и на четырех колонках. Перемещение верх-низ

отлично прослушивается, чего не скажешь про остальных героев этой статьи.

При подключении четырех колонок оживает последняя ось - вперед-назад и звук

становится полностью трехмерным. Программы, поддерживающие A3D 2.0 способны

создать еще более реальное звучание, благодаря учету отраженного и

проходящего через препятствия звука. Если вам важен лишь 3D звук и игровые

возможности покупайте MX300 не задумываясь. А вот качество воспроизведения

MIDI, возможности синтезатора и эффект процессор не идут ни в какое

сравнение с Live! и YMF724. Мягко говоря, MIDI и эффектами на MX300 лучше

не пользоваться, чего стоит один треск во время проигрывания DLS банков,

ужасный хорус эффект или шумный эквалайзер.

На данный момент драйвера Live! не позволяют достоверно определять верх-

низ и поэтому звук в играх скорее 2.5D. EAX основанный на заранее выбранной

для каждого помещения в игре реверберации придает звуку естественность, но

не позволяет свободно ориентироваться, сводя тем самым все игровое

преимущество на нет. Правда, в новых драйверах, которые выйдут в конце

этого месяца обещают полноценные HRTF функции (причем речь идет о

реализации HRTF для 4-х колонок), с не менее качественным, нежели у MX300

позиционированием верх-низ и просчетом проникающего и огибающего предметы

звука. В EAX 2.0 параметры реверберации станут меняться в зависимости от

положения игрока, что, возможно, обеспечит не менее качественную, чем у

MX300 ориентацию в пространстве. Подождем, увидим! Если это будет

действительно так, MX300 сильно сдаст свои позиции. MIDI у Live! просто

великолепно, оно соответствует всем профессиональным требованиям,

поддерживается прекрасный формат банков SoundFont 2.0, звучание EMU10K1

превосходит EMU8001 (AWE32-64), DSP Dream и другие распространенные на PC

синтезаторы, за исключением, пожалуй, дочерних карт от Yamaha - DB50XG. Но

последние не способны загружать внешние банки инструментов, а в случае

Live! их размер практически не ограничен (драйвера разрешают отвести до

половины системной памяти, но этот порог преодолевается внесением

исправлений в реестр). Регуляторы громкости на Live! ведут себя несколько

иначе, чем на остальных картах. Передача сигнала один к одному

соответствует примерно 55-60% положению для многих движков микшера. Это

оставляет простор для усиления слабых сигналов, но и способно привести к

искажениям, если не знающий об этой особенности человек будет по привычке

выставлять максимум при записи с цифрового или линейного входа. Последний

момент - возможность поставить на Live! драйвера от стоящей $600

профессиональной платы EMU Audio Production Studio. При этом перестает

работать аналоговый выход (на APS стоит специальный 20 бит кодек от

Crystal), но данные можно снимать с цифрового выхода, сэкономив, таким

образом, несколько сотен долларов, при сохранении всех возможностей

драйверов APS.

Материнская плата Chaintech 6BTA2 и расположенный на ней YMF724

предоставляют достаточно неплохой 3D звук на двух колонках, в отличие от

Live!, с возможностью, в большинстве случаев различать верх-низ. К

сожалению, при этом сильно загружается процессор, и требовательные к

ресурсам игры идут медленнее. С первого взгляда может показаться, что MIDI

на высоком уровне, практически как у DB50XG, но постепенно всплывают

различия. Как сознательно, так и по необходимости, привнесенные фирмой

Yamaha. Банк вдвое меньшего размера, отрабатываются все основные XG

эффекты, но, судя по их реализации, это делается программно (несколько

шумно) а не аппаратно, да и рассчитывается всего 16 бит (а не 18, как на

DB50XG, имеющей, кстати, три аппаратных процессора эффектов). И все равно,

благодаря XG формату и эффектам большинство MIDI композиций звучит очень

прилично. В новых драйверах появилась поддержка EAX, загружающая процессор

сильнее, чем у Live! и как-то неестественно сухо звучащая.

Итоги

Пока все осталось на своих местах. Если Вы хотите играть - MX300. Если

Вы хотите писать музыку, слушать или записывать живой звук - Live!. Если у

вас нет денег на Live!, но Вы все равно хотите писать и слушать, то купите

YMF724 с добротным кодеком, точно не пожалеете.

Некоторые аспекты качественного воспроизведения цифрового звука

Качеству звучания звуковых плат уделяется должное внимание, но по

непонятным причинам в обзорах обходят аналоговую часть схемы. Все

преимущества в программной и цифровой части могут с легкостью потеряться из-

за несовершенной аналоговой части схемы. Это важно в первую очередь для

музыкантов и аудиофилов, но может быть полезно и для рядовых слушателей,

заинтересованных в качественном воспроизведении на компьютере музыки.

Основные проблемы с возникновением искажений по причине

схемотехнических приложений возможны как на входах, так и на выходе. Вход

для оцифровки аналогового сигнала (линейный вход, микрофон) требует

обязательной фильтрации частот не входящих в звуковой диапазон. Особенно

опасна частота, близкая к частоте дискретизации (~44 кГц) - возникают

разностные частоты при умножении входного сигнала и помехи на первом же

усилительном (нелинейном) элементе. Получаются помехи в звуковом диапазоне,

которые уже нет возможности отфильтровать. Входной фильтр должен быть

рассчитан так, чтобы выполнять функции согласующего устройства с источником

сигнала. Встроенный микрофонный усилитель с этой задачей справляется, а вот

линейный вход часто не имеет стандартизованного сопротивления. Ненормальное

соотношение высоких и низких частот является следствием этого

рассогласования.

Вход для аналогового сигнала от CD-ROM также должен содержать фильтр

подавления частоты дискретизации. Выходной сигнал перед подачей на звуковую

плату не фильтруется, чтобы не конфликтовать с фильтром на карте. Большое

количество встречающихся звуковых плат разрабатывались с фильтром, но на

практике фильтр отсутствует. Примерно такой же фильтр необходим на выходе

карты после ЦАП (DAC). Его реализация особенно необходима при записи

сигнала на магнитную ленту, поскольку усилитель записи выходит из

нормального режима и происходит насыщение и паразитное намагничивание

магнитной ленты. Подмагничивание ленты производить необходимо для

качественной записи низких звуковых частот, это продиктовано физическими

особенностями записи на магнитные носители, а частота дискретизации

производит нарушение режима подмагничивания. Еще возникают проблемы с

внешними усилителями мощности с глубокой обратной связью (скажем, плохие

усилители, склонные к возбуждению). Замечается неустойчивая работа

усилителя или выход его из строя.

Использование на плате перемычек для конфигурирования аналогового

тракта только приветствуется. Очень неприятно обнаружить отсутствие

линейного выхода на звуковой плате, т.к. использовать сигнал, пропущенный

через встроенный усилитель для подачи на внешний усилитель нежелательно.

Встроенный усилитель, рассчитанный на применение с наушниками или

маленькими динамиками, имеет не лучшие характеристики, особенно по шумам и

гармоникам, да и низковольтное питание от компьютерного импульсного блока

питания, на котором висят цифровые схемы, качества не добавляет -

появляются специфические шумы от работы цифровых микросхем и двигателей

приводов внешних накопителей.

Часто, чтобы добиться сносного звучания приходится впаивать перемычки

(джамперы), которые подразумеваются, но отсутствуют на плате. К примеру,

для отключения встроенного усилителя. Причем наибольшие шумы наводятся по

питанию именно на усилитель (слышно "работу" CD-ROM и винчестера, т.к. он

обычно питается от 12-вольтовой шины). На этой шине нет специальных решений

для фильтрации помех, а мощные двигатели приводов производят их в большом

количестве. Изучение множества плат привело к печальным выводам. Ни

маститые производители, ни производители с востока с "левыми" платами не

уделяют должного внимания аналоговой части своих карт. Часто это

представлено в виде отсутствия "лишних" деталей на плате, особенно этим

поражены "левые" платы. Интересно, кому нужна такая "экономия" на мелочах?

:-)

Некоторое удивление вызвало знакомство с новой платой Monster Sound

MX300 от компании Diamond Multimedia. Революционность чипа Vortex 2 не

вызывает сомнений, но реализация платы выдает стремление фирмы экономить на

всем, чем можно и нельзя. Возможно, сам чип не дешев, но и цена платы не

мала, можно было и постараться. Отсутствует должная реализация фильтров на

выходе с ЦАП и входе с CD-ROM. Усилитель для наушников сделан на

транзисторах, возможно для меньших искажений при низком напряжении питания

(но такая схема не борется с синфазными искажениями!!!), а, скорее всего,

из экономии. Радует отдельный линейный выход. Возможность же получить от

этой карты все в воспроизведении звука требует платы расширения с цифровым

выходом S/PDIF (MX-25). Но для этого потребуется усилитель с цифровым

входом или применить внешний ЦАП и усилитель, получим почти Hi-End. Главные

плюсы в отдельном блоке питания для ЦАП и все-таки грамотное аналоговое

решение. В качестве положительного примера следует выделить фирмы Gravis (к

сожалению ушедшей с рынка звуковых карт) и Voyetra Turtle Beach. На платах

любых ценовых категорий и направлений аналоговая часть решена великолепно.

Даже старая карта Gravis Ultrasound GF1 (как много в этом звуке... :-)) в

дешевом варианте, соизмеримом в свое время по цене с современной платой

MX300 с точки зрения рассматриваемого вопроса произведена очень хорошо. Все

необходимые фильтры рассчитаны с запасом, а особенно приятно множество

перемычек, с помощью которых можно обходить любой фильтр и усилитель при

применении внешних фильтров и усилителей. Примерно такой должна быть

конфигурация звуковой платы для качественного воспроизведения звука.

Надеюсь, что и плата Montego II Quadzilla на Vortex 2 будет при соизмеримой

цене лучше MX300, а модификация Home Studio еще содержит и цифровой

вход/выход S/PDIF и оптический вход/выход на основной плате.

Руководствуясь этим наблюдением можно выделить несколько пунктов, учет

которых желателен при выборе звуковой платы:

Желательно иметь отдельный линейный выход или перемычки для обхода сигналом

внутреннего усилителя, что позволит не вносить в сигнал дополнительных

шумов при выводе на внешний усилитель.

При использовании звуковой платы в качестве источника сигналов для записи

на магнитный носитель необходим фильтр, режущий частоту дискретизации. Это

относится к любым выходным сигналам независимо от того, как они

синтезировались, будь то WAV, MIDI или сигнал синтеза.

Для исключения проблем с воспроизведением, оцифровкой и микшированием звука

с Audio CD, требуется, чтобы по входу для CD-ROM стоял фильтр того же

плана, что оговорен в предыдущем пункте.

Для использования платы для качественной оцифровки аналогового звука на

входе требуется хороший активный фильтр.

Пара моментов, которые отчасти могут объяснить отсутствие входных (anti-

aliasing) и выходных сглаживающих (smoothing) фильтров:

1. Безусловно, перед оцифровкой аналогового сигнала его необходимо

пропустить через входной фильтр 4-8 порядка с частотой среза 20 кГц дабы

подавить дополнительные спектральные составляющие, зеркальные основному

спектру сигнала относительно частоты дискретизации. Интересующиеся могут

прочитать любую книгу по основам цифровой обработки сигналов в библиотеке

или просмотреть главу из соответствующей книги прямо в книжном магазине.

Но, вообще говоря, большинство современных многоразрядных (16 и более) АЦП

выполнены на базе сигма-дельта технологии. Отличительной чертой данных АЦП

является существенно повышенная частота дискретизациия сигнала (1...15...20

Мгц в зависимости от реализации) и постобработка цифрового потока

нардверным цифровым фильтром, встроенным в АЦП до необходимой полосы (20 -

22 кГц). Поскольку дополнительный спектр сигнала при этом смещается в

область запредельных частот, то и достаточное его подавление возможно очень

простым фильтром. Очевидно этим и объясняется отсутствие входных фильтров

на входах плат или наличие совершенно простенького фильтра 1-2 порядка,

вызывающее недоумение у людей, которые более-менее сталкивались с этими

проблемами в профессиональных/любительских условиях.

2. Касаемо выходных (сглаживающих, восстанавливающих - кому какая

терминология нравится :-)) фильтров. Многие, видимо читали в описании CD

ROM о том, что в нём стоит 1 разрядный ЦАП с 8х частотой дискретизации.

Очевидно, что и в них применяется сигма-дельта технология, что также

позволяет использовать фильтры малых порядков для восстановления

аналогового. Сдаётся мне, что в High End CD проигрывателях, к которым

нельзя отнести CD ROM даже с большой натяжкой, эта технология не

применяется. Так что можно считать, что с CD ROM приходит нормально

отфильтрованный аналоговый сигнал, который на звуковых платах просто

приходит на аналоговый мультиплексор - кстати, один из источников

дополнительных гармоник, хоть и небольших....

А теперь обратимся к выходу. Как правильно замечено, на большинстве

карт, особенно на дешёвых, нет линейного выхода. Сигнал подаётся на выход

через достаточно дешёвый выходной усилитель с полосой усиления входного

сигнала достаточной, чтобы можно было считать сам усилитель ещё и

фильтром... :-), на входе которого, опять таки стоит небольшой пассивный

фильтр, дабы не перегружать усилитель слишком сильно высшими гармониками.

Стоит предусмотреть на такой плате наличие линейного выхода, так сразу же

возникает проблема выходного фильтра. Вспомним, что для более-менее

приличного восстановления сигнала требуется, как минимум, фильтр 4, а лучше

8, порядка, что вызывает потребность такого количества прецизионных

элементов, подверженных старению, что у производителя волосы дыбом

становятся. Использование активных фильтров на коммутируемых конденсаторах

компании MAXIM (http://www.maxim-ic.com/efp/Filters.htm) или подобных было

бы хорошей идеей. Но их стоимость - $3.00 и выше вызывает явные признаки

недовольства у производителей звуковых плат. Причём, это стоимость на один

канал - умножьте это на 2, а то и на 4 канала и получите стоимость только

фильтров равную стоимости всей платы в розничной торговле.

Вывод из всего этого напрашивается следующий: если Вам действительно

необходим качественный линейный выход и/или хороший качественный звук из

колонок ( а кто этого не хочет :-) ) то есть три пути:

Использование дорогих звуковых карт с линейным выходом с хорошей

фильтрацией + качественные колонки

Использование карт с цифровым выходом (я думаю, что он скоро появится и на

достаточно дешёвых картах) + качественный усилитель с цифровым входом) +

качественные колонки

Использование колонок с USB входом. "Цифровой звук" - это конечно чисто

рекламный ход для рядового потребителя - динамические грмкоговорители

остаются теми же, несмотря на любые названия.

Наводки от аппаpатуpы компьютеpа на каpту

Унивеpсального метода борьбы с ними не существует. Каждый конкpетный

случай опpеделяется типами и даже экземпляpами конкpетной каpты, системной

платы, видеоадаптеpа, блока питания и т.п. Вначале имеет смысл опpеделить,

по какой из цепей идут помехи, пpи помощи pегулятоpов уpовней в микшеpе.

Hенужные входы (особенно микpофонный) вообще pекомендуется сpазу отключать

или ставить на них нулевой уpовень гpомкости.

Если пpи нулевых уpовнях всех входов помехи остаются - скоpее всего,

дело в наводках на саму каpту. Hужно поэкспеpиментиpовать с пеpестановкой

каpт в pазъемах, напpимеp, звуковую - в самый дальний, а все остальные - в

дpугой конец, или наобоpот. Hужно также попpобовать отключить все

дополнительные устpойства - CDROM, стpимеp, винчестеp и т.п. - котоpые

могут служить источ- никами наводок; некотоpые пpиводы генеpиpуют помехи

пpи наличии электpического контакта с коpпусом компьютеpа - их пpидется

установить чеpез пpокладки. Это относится и к системной плате - пpи наличии

контакта с коpпусом в точках кpепления она также мо- жет способствовать

помехам. Иногда помехи возникают в некачественных блоках питания,

вентилятоpах охлаждения блока питания или пpоцессоpа, в плохо

спpоектиpованных видеокаpтах, системных платах и т.п.

Внешние помехи чаще всего возникают пpи подключении CDROM к звуковому

входу. Их источником может быть сам CDROM или звуковой кабель. Кабель

желательно использовать экpаниpованный - скpученные пpовода больше

подвеpжены помехам извне. Можно попpобовать отсоединить по очеpеди с одной

из стоpон общие пpовода (экpан) кабеля, оставив соединение с коpпусом

только в одном из pазъемов. Также имеет смысл пpоложить кабель так, чтобы

он пpоходил максимально близко от коpпуса и максимально далеко от устpойств

компьютеpа.

Может случиться и так, что данная модель звуковой каpты сама по себе

плохо спpоектиpована или pазведена, отчего ловит свои собственные наводки.

От этого можно избавиться только заменой каpты.

Цифровая звуковая рабочая станция

Digital Audio Workstation (DAW) представляет собой специализированную

или универсальную компьютерную систему, способную выполнять запись,

хранение, воспроизведение и обработку цифрового звука.

Специализированные системы ориентированы исключительно на работу с

цифровым звуком и выпускаются в законченном исполнении, допускающем лишь

ограниченное расширение, либо нерасширяемые вообще. Универсальные системы

представляют собой обычный персональный компьютер, снабженный средствами

для ввода/вывода звука (ЦАП/АЦП и/или цифровые интерфейсы) и набором

программ для его записи, воспроизведения и обработки. Кроме этого, станция

может содержать и другие компоненты - например, аппаратные модули цифровой

обработки, музыкальные синтезаторы, записывающие CD-приводы и т.п.

Поскольку любая компьютерная система является сильным источником

высокочастотных помех, возникают определенные проблемы в достижении

профессионального качества звука при использовании встроенных АЦП/ЦАП. В

таких случаях предпочтительно использование внешних модулей АЦП/ЦАП,

выдающих и получающих цифровую информацию в реальном времени через

универсальные или собственные цифровые интерфейсы.

Большинство специализированных рабочих станций используют для хранения

звука жесткие диски с интерфейсом SCSI (Small Computer System Interface -

интерфейс малых компьютерных систем), ставшие универсальным стандартом -

любая популярная компьютерная система имеет возможность подключения этих

дисков. Достоинствами SCSI является универсальность среди всех компьютерных

систем, возможность подключения до семи устройств (любых, не только

дисковых) к одному контроллеру, хороший арбитраж при конкуренции устройств,

интеллектуальность каждого устройства, более высокое общее качество

исполнения, возможность использования интерфейса для прямой связи между

двумя станциями. К недостаткам SCSI следует отнести высокую стоимость

интерфейсов и дисков и ограниченный спектр выпускаемых моделей.

В компьютерах типа IBM PC более популярны жесткие диски с интерфейсом

IDE (Integrated Drive Electronics - электроника, встроенная в накопитель),

не получившие распространения в других системах.

Достоинства IDE-дисков - простота, хорошая производительность, не

уступающая большинству SCSI-дисков, а в ряде случаев - превосходящая их,

низкая стоимость, массовый выпуск, широкий спектр моделей. Недостатки -

низкая производительность и надежность моделей низших классов, возможность

подключения только двух накопителей к одному контроллеру, невозможность

прямого соединения двух станций, часто худшая поддержка драйверами

операционных систем.

Среди пользователей звуковых рабочих станций - как домашних, так и

студийных - бытует мнение, что только диски SCSI способны обеспечить нужное

быстродействие. Однако, несмотря на ряд очевидных преимуществ SCSI,

большинство даже профессиональных рабочих станций на IBM PC вполне может

обходиться дисками IDE. Скорость чтения/записи типовых моделей IDE-дисков

сегодня (конец 1998 г.) находится на уровне 6-10 Мб/с при времени поиска

около 8-10 мс, что равнозначно таким же типовым (не High End) моделям SCSI.

Такой жесткий диск свободно справляется с одновременным чтением 16-

разрядных звуковых данных по 20-30 звуковым каналам на частоте

дискретизации 48 кГц, и несколько меньшим объемом данных в случае записи.

Другое дело, что в случае SCSI его внутренняя оптимизация (сортировка

запросов для минимизации перемещения головок в SCSI-2) часто маскирует

неоптимальную работу ОС и звуковой программы, а для достижения такого

уровня на IDE может потребоваться хороший драйвер ОС и аккуратно сделанная

программа (например, DDClip).

Причины нелюбви многих пользователей к IDE-дискам происходят оттого,

что с этими дисками они обычно сталкиваются в дешевых, некачественно

собранных и протестированных компьютерах средней мощности, состоящих из

разномастных компонент, нередко плохо совместимых друг с другом. И напротив

- SCSI-диски чаще всего ставятся в более мощные и дорогие модели,

содержащие компоненты "уважаемых" производителей, более тщательно собранные

и проверенные. Замена во втором варианте диска SCSI на IDE примерно равной

производительности и сборка/настройка системы с учетом особенностей IDE во

многих случаях не окажет заметного влияния на ее производительность.

Класс AV (Audio/Video) у жестких дисков означает их способность

предельно равномерно, без пауз, записывать и считывать потоки данных.

Такие диски снабжаются внутренним буфером большего размера и не

прерывают процесса чтения/записи термокалибровкой системы позиционирования.

Для систем цифровой записи, имеющих недостаточное быстродействие и объемы

ОЗУ, чтобы сгладить возможные неравномерности в работе обычных дисков,

диски класса AV являются единственным возможным выходом.

Следует иметь в виду, что наличие аббревиатуры AV в обозначении диска

еще не означает его принадлежности к классу Audio/Video - об этом должно

быть явно упомянуто в паспорте диска.

Однако указанная особенность в общем случае необходима только при

работе с качественной видеоинформацией, скорость поступления которой

составляет порядка 10 мегабайт в секунду на канал. В случае же звуковых

систем скорость одноканального 16-разрядного потока с частотой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 Современные рефераты