Рефераты

Современные методы позиционирования и сжатия звука

системах эти два канала складываются для воспроизведения. И конечно вся

информация доступна для воспроизведения в стерео системах. Но когда эти два

канала поступают на декодер Dolby Pro Logic, звуковая матрица

"раскладывается" и становятся доступными все исходные четыре канала

("объемный" канал воспроизводится через отдельные левый и правый "объемные"

динамики).

Самая потрясающая часть системы Dolby Surround Pro Logic это то, что

исходный сигнал "уложенный" в стерео, может передаваться вместе с ним

везде, где есть возможность передать стерео сигнал: телевизионные стерео

передачи, через спутник (C-band, DSS или PrimeStar), кабельные передачи,

УКВ (FM) радио, лазерные диски, видео ленты, и даже некоторые игровые

приставки. Сегодня вы можете слушать звук в системе Dolby Surround во

множестве регулярных телевизионных программах, в растущем списке компакт

дисков и конечно на VHS и лазерных дисках, на которых записаны тысячи

фильмов с системой Dolby Stereo (термин Dolby Stereo означает то же самое

что и хорошо вам известный Dolby Surround, но применяемый в киноиндустрии).

Поэтому пока у нас есть стерео, то будет и Dolby Surround Pro Logic, и

поэтому все декодеры Dolby Digital имеют встроенный декодер Dolby Pro

Logic.

В следующей таблице проводится сравнение свойств Dolby Digital и Dolby

Surround Pro Logic.

|Параметр |Dolby Digital |Dolby Surround Pro Logic|

|"Объемный" |Стерео, полночастотный (3-20000 |Монофоничекий, с |

|канал |Гц). |ограниченным спектром |

| | |(100-7000 Гц). |

|Низкочастотн|Да (3-120 Гц). |Нет |

|ый канал | | |

|Панорамирова|Разнообразное |Слева направо, справа |

|ние | |налево, спереди назад и |

| | |наоборот. |

|Каналы |6 отдельных, все каналы могут быть|4 производных, может |

| |активны одновременно и независимо |воспроизводится только |

| |друг от друга. |один преобладающий |

| | |сигнал в каждый момент |

| | |времени. |

|Разное |Улучшенная картина звука, |Экономное решение задачи|

| |благодаря "time alignment - |получения |

| |выравниванию по времени", т.е. |высококачественного |

| |заставляет динамики звучать так, |объемного звука. |

| |как будто они находятся от | |

| |слушателя на одинаковом | |

| |расстоянии. | |

| |При снижении общей громкости в |Объемный звук от любого |

| |звуковых дорожках динамичных |незакодированного |

| |фильмов (например, когда действие |источника стерео звука. |

| |происходит поздно ночью), | |

| |соответствующим образом | |

| |подстраивается компрессия, так | |

| |чтобы сохранить качество тихих | |

| |фрагментов. | |

| |Декодеры могут быть настроены так,|Совместим со всеми |

| |чтобы направлять низкочастотный |существующими и будущими|

| |звук в специальные каналы, для |стерео форматами. |

| |систем с сабвуферами. | |

| |Драматический шаг вперед по |Представляет собой |

| |вовлечению слушателя в мир |значительный шаг вперед |

| |реальных звуков. Беспрецедентные |от обычного стерео |

| |творческие возможности для |звука. Является мировым |

| |производства и управлению звуком. |стандартом. |

На данный момент существует огромное количество источников звука,

поддерживающих Dolby Pro Logic. А как насчет Dolby Digital? На что еще

можно записывать Dolby Digital кроме лазерных дисков?

У Dolby Digital есть одна прекрасная вещь - большая гибкость

кодирования. Dolby Digital технически допускает огромное разнообразие

форматов, а некоторые из них появятся в самое ближнее время:

Телевидение высокой четкости (HDTV). Эта новейшая система одной из

первых выбрала Dolby Digital своей основной звуковой подсистемой. Выбор был

сделан "Grand Alliance" - организацией устанавливающей все стандарты для

систем HDTV в США.

Спутниковое телевидение - Direct Broadcast Satellite (DBS) уже сегодня

активно использует такие преимущества системы Dolby Digital как высокое

качество и простота передачи. К примеру, служба "DMX for Business"

использует Dolby Digital для передачи 120 музыкальных стерео каналов, и все

они передаются с одного передатчика. PrimeStar планирует в ближайшее время

добавить Dolby Digital к свой службе телевизионной спутниковой передачи.

Кабельное телевидение внедряет системы с Dolby Digital из-за

соображений эффективности и для того чтобы быть готовым к стандартам

будущих систем телевидения высокой четкости.

В формат Digital Video Disc (DVD) уже входит Dolby Digital.

Остальные форматы, такие как цифровые видеокассеты - Digital Video

Cassette (DVC), и цифровая аудио передача - Digital Audio Broadcast (DAB),

являются первыми в списке на внедрение уникальной комбинации качественного

звука, эффективной передачи всего спектра сигнала и многоканальных

возможностей технологии Dolby Digital.

Буквы "AC" в Dolby AC-3, расшифровываются как Audio Coding -

кодирование звука. На цифровое кодирование звука часто ссылаются как на

"perceptual coding" (кодирование основанное на ощущениях). Проще говоря,

это такое кодирование, которое пытается обнаружить и затем удалить ту

звуковую информацию, которую мы все равно не может услышать, но сохраняет

то, что мы можем услышать. Его назначение уместить как можно больше

полезной информации в доступном спектре. Рассмотрим аналогию:

Предположим, что вам необходимо доставить 4000 человек (полезная

информация) из одного места в другое в течении часа. По шоссе может

проехать только 1000 машин в час. Если разместить все 4000 человек в 1000

автомобилей, то можно избавиться от лишней информации (оставим 3000 машин

дома). Это высокоэффективная доставка, и именно для этого предназначена

система Dolby Digital.

Одна из причин, почему качество звука на компакт диске так высоко в

том, что он содержит огромный объем данных: 16-ти разрядные семплы

выбираются 44100 раз в секунду отдельно для каждого канала. Это

соответствует потоку в 1411200 бит в секунду. Компакт диск представляет

собой настолько большое хранилище информации, что позволяет записать до 74

минут музыки на один диск. Но что делать, если надо записать 2 часа 20-ти

разрядного сигнала и ко всему прочему там должно быть шесть каналов? На

сегодняшний день такой большой поток данных непрактичен ни для хранения, ни

для передачи.

Кодер Dolby Digital является первым кодером разработанным специально

для многоканального звука. Уникальный опыт Dolby Laboratories по устранению

аудио шума является критическим для снижения потока данных, потому что чем

меньше бит используется для описания аудио сигнала, тем больше шум.

Шумоподавление Dolby работает путем уменьшения уровня шума в отсутствии

аудио сигнала, а также позволяя более сильному полезному аудио сигналу

перекрывать или "маскировать" шум. Но это позволяет замаскировывать только

шум, близкий по частотам к полезному сигналу. Поэтому Dolby Digital

разбивает звуковой спектр для каждого канала на узкие полоски разного

размера, оптимизированные с расчетом на частотную избирательность

человеческого слуха. Это позволяет очень точно отфильтровывать шум

оцифровки так, чтобы он оказался очень близко по частоте к частоте

кодируемого сигнала. Аудио сигнал эффективно заглушает шум, делая его

неслышным для уха. Там где отсутствие сигнала не позволяет маскировать шум

оцифровки, Dolby Digital прикладывает максимум усилий чтобы его уменьшить.

Можно сказать, что Dolby Digital это очень эффективная система

шумоподавления, и в результате качество звука субъективно очень близко к

оригиналу.

Dolby Digital использует технологию "shared bitpool" ("разделяемых

битов"), и также модель маскирования человеческого слуха, чтобы достичь

наибольшей эффективности передаваемых данных. Разряды неравномерно

распределяются между множеством узких полосок частоты, причем в каждом

конкретном случае по-разному, в зависимости от спектра и динамической

структуры кодируемого сигнала. Применяя модель слухового маскирования,

кодер предоставляет оптимальное количество разрядов для аудио сигнала в

каждой полосе. Дополнительно происходит перераспределение разрядов между

разными каналами в соответствии с моделью, по которой более насыщенный

частотами канал потребует больше данных для передачи, чем другие, слабо

заполненные, а также учитывается, что сильный сигнал в одном канале может

маскировать появляющийся шум в других каналах. В результате Dolby Digital

может использовать пропорционально больше передаваемых данных для

кодирования звука, выдавая более качественный сигнал и позволяя кодировать

несколько звуковых каналов в более низкоскоростные потоки данных чем

требует даже один канал на компакт диске.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Кодер Dolby Digital способен обработать входной сигнал с, по крайней

мере, 20-ти разрядным динамическим цифровым сигналом с диапазоном частот от

20 до 20000 Гц ±0.5 дБ (-3 дБ на 3 и 20300 Гц). Низкочастотный канал

покрывает диапазон от 20 до 120 Гц ±0.5 дБ (-3 дБ на 3 и 121 Гц).

Поддерживаются частота дискретизации в 32, 44.1 и 48 кГц. Ширина выходного

потока данных может варьироваться от минимума в 32 кбит/сек для одного

монофонического канала, до максимума в 640 кбит/сек, удовлетворяя всему

возможному диапазону требований. Типичными являются скорости в 384 кбит/сек

для "5.1" канального Dolby Digital потребительского формата, и 192 кбит/сек

для двух канальной передачи звука.

Комментарии к переводу:

Некоторые термины не поддаются однозначному переводу, так как им нет

однозначно соответствующих по смыслу слов в русском языке в употребляемом

контексте, а именно "Surround" (окружающий, обтекающий, объемный) и

"Perceptual Coding" (имеется в виду кодирование, основанное на

психоакустической модели слуха человека, имитационная модель).

Под термином лазерный диск понимается "большой" лазерный диск (Laser

Disc), не путайте его с "маленькими" компакт дисками (CD). В настоящее

время они вытисняются получающими все большее распространение, более

современными, дешевыми и удобными DVD дисками.

Компандеры Dolby, несомненно сыграли роль реактивного двигателя,

вынесшего на рынок компакт-кассету и заманившего в кинотеатры зрителя, уже

начавшего привыкать к вездесущему телевидению. Работая "зеркально" при

записи-воспроизведении, они теоретически должны обеспечивать идентичность

(за исключением шумов) сигнала на входе и выходе устройства, что к

сожалению, не соответствует действительности. Причина – в наличии на

передаточной характеристике точек излома, служащих именно для более

эффективного шумоподавления. Без них обеспечить эффективное шумопонижение

заложенным в Dolby принципом "скользящей полосы" было бы весьма

затруднительно.

Как следствие, оснащенные этими устройствами магнитофоны должны иметь

коэффициент передачи сигнала запись-воспроизведение точно равным единице и,

что более важно, точки перегиба экспандера и компрессора должны совпадать.

Добиться этого можно, но…в дело вступают износ головок, разные

характеристики магнитной ленты и ее старение… В общем, все это напоминает

тщательно отлаженный ламповый High-End усилитель, который уже через год

теряет оптимальность настройки именно в силу старения самих ламп.

Правда, идея сжатия-расширения звукового сигнала нашла замечательное

воплощение в уникальном, но малоизвестном в бытовой технике компандере dbx,

который, в отличие от Dolby, имеет линейную передаточную характеристику и

обладает полной независимостью АЧХ и ФЧХ от уровня обрабатываемого сигнала.

А ведь именно они отвечают за локализацию в пространстве источников звука!

Да и степень подавления шумов (до – 40 dB, тогда как у Dolby C, к примеру,

–20dB) несравненно выше, также как и способность шумопонижения на средних и

низких частотах. Именно невозможность совместить подавление шумов и четкую

объемность звука толкнула Dolby Laboratories к созданию Dolby Stereo с аж

четырьмя каналами и прочих Dolby Surround. Ну а идея оснастить ими

кинотеатры вообще оказалась золотой жилой – во-первых, много места и, во-

вторых, уровень фоновых шумов зала достаточен для маскировки нехватки

динамического диапазона (повышать громкость звука ведь тоже можно только до

болевого порога!).

Ну а последующие поколения Dolby – цифровые- реализованы весьма толково

и чего-либо добавить к сказанному автором статьи просто не имею

возможности. Именно этим системам самое место в кино- и дома – театрах!

Почему звуковые карты не воспроизводят AC-3 звук в играх?

AC-3 звук в настоящее время не используется (и даже не предназначался)

для интерактивного 3D звука.

Типичный процесс создания многоканального звука следующий:

Сначала производится запись многоканального звука, который может иметь

много индивидуальных дорожек -- инструменты, голоса, звуковые эффекты и

т.д. Дорожек этих может быть 24, 36, 48 или гораздо больше, особенно если

это звуковое сопровождение фильма. Затем многоканальная запись микшируется

("mixed down", микширование с сокращением числа каналов) на специальной

аппаратуре в музыкальной или кино студии инженерами по смешиванию звуков.

Во время микширования для каждой звуковой дорожки контролируется, уровень

громкости, расположение источника звука, баланс, эффекты и т.д с целью

получения требуемого результата.

В случае со стерео звуком, результатом такого микширования являются два

канала: левый и правый. Микширование с целью получения многоканального

surround звука (multi-channel surround) представляет собой просто

использования большего числа выходных каналов. В обоих случае, каждый канал

состоит из сигналов, которые предназначены для направления в отдельные

колонки при прослушивании пользователем. Каждый из этих сигналов

представляет собой результат сложного микширования исходных источников,

состоящих из многих звуковых дорожек.

Далее, происходит процесс кодирования каналов, полученных после

микширования (например, 6 каналов для формата "5.1" Dolby Digital/AC-3) и в

результате получается один цифровой поток (bitstream). Процесс кодирования

содержит много интенсивных вычислений, в то время как процесс декодирования

(все еще не прогулка по парку) требует гораздо меньшего количества ресурсов

для выполнения.

Теперь цифровой поток поступает к пользователю, на DVD диске, в виде

MPEG файла или в каком-то другом.

Когда вы начинаете проигрывание, декодер обрабатывает цифровой поток в

режиме реального времени, разделяя его на индивидуальные каналы и передавая

их для воспроизведения на шести акустических колонках. (Или, декодер может

делать еще и простой ремикс, т.е. новое микширование, для создания лишь

нескольких выходных каналов. Если у вас имеется меньше чем шесть колонок,

например, если у вас всего две колонки, тогда канал сабвуфера

(низкочастотный) и центральный (диалогов) добавляются одновременно к обоим

выходным каналам. Задний левый канал добавляется к левому выходному каналу,

задний правый к правому выходному каналу. 3D звуковой процесс может быть

использован для "имитации" наличия реально отсутствующих акустических

колонок.)

Звуковое содержание "законсервировано". Где бы инженер по микшированию

не решил поместить звук, там вы его и услышите. Точка. В такой же мере, что

бы инженер ни сделал по отношению к уровню громкости, балансу или любому

студийному эффекту, вы услышите это. Точка. Точно как с CD, он всегда один

и тот же, каждый раз, когда вы его проигрываете. В игре, единственный

случай, когда вы можете использовать законсервированное содержание, это

окружающий звук, т.е. создающий атмосферу игры, музыка, видео клипы и т.д.,

потому что они не могут быть сделаны так, что бы реагировать на ваши

действия, за исключением их запуска и остановки, что естественно.

В случае с интерактивным 3D звуком микширование не производится заранее

в студии и не может быть там осуществлено. Микширование происходит в режиме

реального времени, в момент, когда вы играете в игру. Отдельные звуки

("дорожки") извлекаются с диска и имеют собственный уровень громкости,

расположение в пространстве, тональность и т.д., при этом выбор звука

зависит от того, в каком направлении вы сдвинули мышку или джойстик. В

сущности, в игру встроен собственный робот-инженер по микшированию.

Итак, если вы хотите использовать при игре внешнюю систему проигрывания

Dolby Digital звука (что теоретически возможно), вам понадобится звуковая

карта, имеющая возможность производить в режиме реального времени не только

многоканальное микширование, но и кодирование на лету в цифровой поток. Эта

звуковая карта должна ОЧЕНЬ БЫСТРО СЧИТАТЬ, потому что любая заметная

задержка между, скажем, нажатием кнопки выстрела и появлением звука

вылетающей ракеты, сделает играбельность удручающей.

Итак, предположим, вы можете сделать все это. Тогда вам нужно будет

послать кодированный сигнал на расстояние в три фута от вашей карты до

декодера, который должен будет снова разделить цифровой поток на множество

каналов. Если такой декодер есть на карте, отлично, но это будет по-

настоящему глупо, потому что тогда нет никакого смысла осуществлять

кодирование в начале.

Как было бы хорошо иметь такую карту, которая могла бы кодировать на

лету, правда единственно, что она сможет обеспечить, это удобная

возможность управления внешней системой, воспроизводящей окружающий

слушателя звук (surround system). Однако стоимость DSP с требуемой для

этого вычислительной мощностью взвинтит цену нашей теоретической звуковой

карты до уровня стратосферы. Это не является достоинством. Может быть,

когда-нибудь это станет реальностью, но не задерживайте свое дыхание.

По иронии, работающий "на лету" Dolby Pro Logic кодировщик очень прост,

потому что он основан на очень простой концепции.

В заключение, заметим, что некоторые разработчики игр используют формат

звука AC-3 нестандартным образом для интерактивных звуков, однако, все

равно процесс кодирования на лету не применяется. Они просто используют

преимущества высокой степени сжатия/высокого качества цифрового формата для

упаковки своих звуков на диске.

VQF

Термин VQF происходит от расширения (extension) имени файла содержащего

звук сжатый при помощи алгоритма TwinVQ. Этот стандарт сжатия более

эффективный и качественный MPeg Audio Layer3. Декодирование (расжатие)

занимает приблизительно столько же времени, а иногда и меньше, как при МР3

компрессии. Чего нельзя же сказать о процессе кодирования (преобразование

WAV в VQF).

Производительность TwinVQ

Алгоритм TwinVQ был разработан для более мощных процессоров чем

требовалось для MP3, однако это сказалось только на сжатии данных в TwinVQ.

Изготовление VQF файлов происходит очень медленно (даже используя процессор

P-II). Примерно в три раза медленнее чем аналогичный процесс для Mpeg Audio

Layer3 (используя MMX). Как утверждают разработчики, для реально быстрого

процесса сжатия необходим процессор P-II 450MHz XEON или G3-600 (хотя я

лично обходился P-II 266MHz)!

|Mpeg 3 (128Kbps) |Original (1411Kpbs) |TwinVQ (VQF) 96Kbps |

|[pic] |[pic] |[pic] |

Но нельзя сказать, что VQF файл превосходит или уступает MP3 файлу, это

просто различные файлы. Взглянув на эти картинки Вы легко поймете это

различие: когда Вы кодируете музыку в MP3, процесс кодирования вносит

искажения в звук и вырезается ряд частот. В отличие от этого, когда Вы

кодируете музыку в TwinVQ, мелкие незначительные детали теряются и звук

"сглаживается" (softened). Так при 96Kbps VQF файл выглядит более близким к

оригиналу чем при 128Kbps MP3, но он менее детален. Две другие проблемы -

это спатализация (Spatalisation) и пре-эхо.

Как же это все работает?

TwinVQ использует метод кодирования подобно MP3, AAC или Dolby AC-3.

Хотя он и использует некоторые классические средства использованные в MP3

(bitstream) или AAC (interframe backward prediction) но кодирование музыки

отличается в корне. В этом методе, индивидуальные биты музыкальных данных

непосредственно не кодируются, а объединяются в сегменты (вектора). Эти

вектора сравниваются со стандартными образцами, которые подготовлены

заранее. Выбирается стандартный вектор, который обеспечивает ближайшее

соответствие, и количество, связанное с этим образцом передается как код

сжатия. Данные упаковывается в длинный фреймовый режим или короткий

фреймовый режим (8 subframes) согласно константе bitrate для того, чтобы

повысить устойчивость к ошибке. Искажения сводятся к минимуму, так что

музыка и другие звуки успешно воспроизводятся с качеством очень близким к

оригиналу.

Следует заметить, что технология аудиосжатия TwinVQ включена в стандарт

MPEG-4.

Что необходимо для TwinVQ?

| |Encoder (SoundVQ,|Player (Sound VQ, KJofol, VVS Player v.1.3.0)|

| |VVStudio) | |

|OS |Windows 95/NT4.0 |Windows 95/NT4.0 |

|CPU |Pentium 66MHz или|Pentium 90MHz или выше (для режима 44KHz |

| |выше |Stereo data) |

| | |i486 66MHz или выше (для режима 22KHz Mono |

| | |data) |

|Memory |16MB и выше |16MB и выше |

|Audio |16bit (stereo) |16bit (stereo) PCM sound function |

| |PCM sound |(стандартный SB) |

| |function | |

| |(стандартный SB) | |

Слухи и заблуждения

1. VQF дает большую нагрузку на CPU чем layer3 (mp3)

| |WinAMP v.1.9.0 |K-Jofol Player, VVSPlayer v.1.3.0 |

| |(MP3) |(VQF) |

|Windows'95 |2 - 5% |0 - 3% |

|(OSR2.1) | | |

|Windows NT4.0 |2 - 5% |1 - 3% |

2. Медленный encoder

Да, это так. Но разве можно сидеть на двух стульях? Качество & мощное

сжатие... В этом случае время приносится в жертву.

3. Необходимо иметь два плейера для проигрывания MP3 & VQF

Неверно. VVS Player v.1.3.0, Kjofol + огромное коллчиество новых

разработок (включая Winamp) могут воспроизводить оба эти стандарта.

7. MP3 - время прощаться с ПК

Роман MP3 и CD приносит первые плоды на рынке бытовой электроники.

История с пришествием в мир формата музыкальной компрессии MP3 – отнюдь

не из разряlа обыкновенных. То, что новому стандарту суждено коренным

образом изменить положение дел на рынке музыкальной продукции, поняли все и

сразу. Производители компакт-дисков и концерны звукозаписи хватались за

голову, потребительская аудитория бурно ликовала. И все – кто с радостью и

предвкушением, а кто с трепетом, ждали того момента, когда новый стандарт

компрессии звука шагнет из тесной каморки персоналок в поистине

безграничный мир бытовой электроники…

Чтобы понять всю важность происходящего – а мы говорим ни много ни

мало, о революции в мире производства и распространения музыкальной

продукции – приведу немного статистики и общеизвестных фактов. Количество

выпущенных за три последних года MP3-дисков (начиная с памятной всем серии

"Рок-Архив" знаменитого "Фаргуса") перевалило за 300 – MP3-коллекции

сегодня уверенно занимают третье место в пиратском обороте, после программ

и игр. В ассортименте одной лишь серии "Домашняя коллекция" (сайт пиратской

фирмы-производителя находится по весьма престижному адресу

http://www.cdboom.com) - заявлено не менее 70 дисков (800-1000 альбомов)!

Если учесть, что в среднем на каждом MP3-диске помещается 10-15

альбомов (или 10-12 часов звука), то получается, что в любой момент к

услугам российского меломана – более 4000 альбомов по цене 15-20 центов за

альбом (2-2,5 доллара за MP3-коллекцию из 10-15 альбомов против 1 доллара

за ОДИН альбом на кассете, 2 – на пиратском и 10-15 – на фирменном CD).

Прибавьте к этому еще такое же количество "самопальных" коллекций,

составленных любителями в домашних условиях и распространяемых из рук в

руки... И получается, что любой меломан может уместить на свободной полке

своего книжного шкафа ассортимент небольшого музыкального магазина – 8000

наименований дисков, включая практически полные коллекции ВСЕХ ведущих

исполнителей и групп за последние 30 лет! Причем обойдется ему это

удовольствие максимум в 800 долларов – стоимость 70-80 фирменных CD! Если

смотреть в макромасштабе – зная средний тираж пиратских "релизов" (1000

экземпляров), нетрудно посчитать, что сейчас в России "крутится" не менее

300 тысяч MP3-дисков! Цифра, конечно, по масштабам музыкального бизнеса, не

слишком внушительная… но помножьте число дисков на количество альбомов, и

вы увидите, что

За последние три года mp3-коллекции "вытеснили" с рынка почти четыре

миллиона обычных компакт-дисков!

Революция? Халява галактического масштаба? Несомненно. Но – с двумя

оговорками. Во-первых, высокая степень MP3-сжатия, используемая при

составлении пиратских коллекций (или, иными словами – низкая "пропускная

способность" сжатого звукового потока, именуемая "битрейтом" - bitrate)

существенно снижает качество звука. То есть слушать тех же Beatles, Элвиса

или бардов в виде MP3-файлов с битрейтом 128 Кб/с еще можно, а King

Crimson, Tangerine Dream или ELO – уже нет. Тут нужна меньшая степень

сжатия и более высокий битрейт (от 192 Кб/с) – а такую роскошь пираты себе

не позволяют. Еще бы – тогда на одном CD угнездится всего лишь 6-8 альбомов

вместо 12-15… Ну да Бог с ними, с эстетами – их у нас не так уж много,

большинству и кассетного качества хватает вполне. Да и сделать битрейт

побольше не проблема – был бы спрос!

Другая закавыка серьезнее. Дело в том, что до недавнего времени

стандарт MP3 был намертво привязан к компьютеру. А владельцев ПК у нас

покамест меньше, чем счастливых обладателей хотя бы простеньких музыкальных

центров или магнитол. Учтите и то, что по качеству звучания 1000-долларовый

компьютер, оборудованный 50-долларовыми колонками, существенно уступает 100-

долларовой магнитоле…Прибавьте сюда же "фактор мобильности" - компьютер с

собой не унесешь, а музыку хочется и можется слушать не токмо развалившись

на диване.

Теперь становится понятным, что появление на рынке портативных,

независимых от компьютера mp3-проигрывателей - одно из самых ожидаемых

событий последних пяти лет.

Нет, мы имеем в виду не MP3-плееры первого поколения, выброшенные на

прилавки еще два года назад – красивые и дорогие, но убогие до предела

игрушки. Высокая стоимость самих плееров в сочетании с запредельно высокой

стоимостью и малой емкостью носителей (максимум час звука даже не

кассетного качества на 50-долларовой карточке) напрочь убивали все

преимущества MP3…

И все же, при всей своей непрактичности и убогости эти аппаратики

вызвали настоящую панику среди олигархов от звукозаписи – все мы прекрасно

помним попытки запретить производство MP3- проигрывателей через суд. Чуяло,

ох чуяло бизнесменское сердце, что все эти Diamond Rio сотоварищи – лишь

предтечи продуктов совсем иного класса, что рынок ждет настоящего MP3-

проигрывателя. И того и гляди, дождется. Конечно же, речь идет о

портативных CD-проигрывателях, способных воспроизводить наряду с обычными

дисками, и компьютерные MP3-коллекции.

И вот наконец мы подходим к изюминке нашего исследования… Да-да, вы не

ошибаетесь – уже через 2-3 месяца на прилавках появятся первые образцы этой

вожделенной мечты меломанов всего мира! Кстати, история с MP3-плеерами –

едва ли не первый случай перехода технологий из компьютерного мира на рынок

бытовых устройств. Обычно, происходило наоборот – большинство "примочек" к

современному ПК эволюционировали от "бытовых" электронных технологий.

Конечно, это могло бы случиться и раньше, ведь модернизация

существующих CD-проигрывателей до CD/MP3 – не шибко сложная задача: как

минимум год назад сразу несколько фирм начали производство чипов

аппаратного MP3-декодирования, и стоят эти "камешки" весьма недорого. Но

крупные фирмы-производители электроники, памятуя скандал вокруг Diamond

Rio, не рисковали вступать на "минное поле" MP3-электроники – тяжбы со

звукозаписывающими фирмами были неминуемы. А если вспомнить, что многие

"электронные гиганты" (например, Sony) имеют свои интересы в традиционной

сфере звукозаписи и дискового бизнеса…Как бы то ни было, за дело взялись

мелкие фирмы – юркие, нахрапистые и абсолютно лишенные комплексов.

D’Music SM-200C

"Первой ласточкой" и образцом для всех MP3-проигрывателей второго

поколения стал плеер D’Music SM-200C от компании Pine

(http://www.pineusa.com). Этот агрегат стоимостью около 300 долларов

способен читать информацию со стандартных "заводских" компакт-дисков

стандарта AudioCD и MP3, а также "самодельных" дисков CD-R и CD-RW объемом

до 700 Мб (80 минут в формате AudioCD и 12 часов музыки в формате MP3 128

Кб/с). Правда, места D’Music занимает несколько больше, чем привычные нам

"блины"-дискмэны (138х130х31 мм), да и энергии кушает немало (для

полноценного функционирования аппарату необходимы аж 4 "пальчиковых"

батарейки вместо привычных двух. Остальные "довески" к D’Music достаточно

традиционны – 10-секундный буфер памяти "антишок", эквалайзер с 5

предустановками (Flat, Pop, Classic, Jazz and Ex-Bass), опционально – пульт

ДУ. Выглядит же плеер весьма стильно и внушительно – кстати, выпускается

D’Music в двух исполнениях "мужском" (голубой цвет корпуса), и "женском"

(розовый).

Как и положено MP3/CD–проигрывателю, D’Music может работать с дисками,

содержащими MP3-файлы и плейлисты M3U в подкаталогах (по крайней мере, так

заявляет производитель), а также MP3-тэги (текстовую информацию об

исполнителе, жанре и названии композиции и диска). Навигация по MP3-диску

осуществляется с помощью специальных кнопок и крохотного

жидкокристаллического экранчика. По фотографии трудно определить, сколько

строк он содержит (на первый взгляд площадь экрана не превышает стандартный

вариант CD-плеера), однако ясно, что для корректного отображения названия

композиций и уж тем более структуры диска его явно недостаточно. Отсюда –

мораль: работать с MP3-диском с помощью D’Music можно будет только вслепую…

Не совсем ясно, поддерживает ли D’Music весь диапазон "музыкальных" MP3-

битрейтов (от 112 до 256 Кб/с), а также столь модный нынче "динамически

изменяющийся" битрейт VBR. Думается, что разработчики плеера должны были

изначально заложить все эти возможности в свое детище – иначе его ценность

как коммерческого продукта резко падает. Хотя в последнее время в Интернет-

конференциях, посвященных MP3, и поговаривают, что звукозаписывающие

компании намерены "опустить" потолок поддерживаемых битрейтов в портативных

MP3/CD-проигрывателях до традиционных 128 Кб/с. То есть вывести тем самым

из под "удара" традиционные AudioCD, принеся в жертву и без того отжившие

свое кассетники. Дай Бог, чтобы их задумка не прошла… Но в любом случае,

прежде, чем покупать MP3-плеер, обратите внимание на поддерживаемые им

стандарты битрейтов!

MAMBO-X P300

Персона номер два в нашем рейтинге – плеер MAMBO-X P300

(http://www.mambox.com/p300.htm), который по большинству показателей ничуть

не уступает D’Music. Основные характеристики плеера, помимо уже заявленных

стандартных: Буфер антишока – 45 секунд (против 10 у продукта Pine) Размеры

– 5,5" x 5" x 1" (1 дюйм – 2,5 см) Уменьшенный вес – 256 гр. Инфракрасный

пульт дистанционного управления Поддержка Superior Ultra Bass Processing

(SUB)EQ/Bass/TrebleПитание – 2 пальчиковых батарейки (до 14 часов работы)

Как видим, преимуществ у MAMBO-X немало – компактность, легкость,

меньшие требования к питанию… Что лучше – фиксированные установки

эквалайзера у D’Music или раздельный контроль высоких и низких частот у

MAMBO-X – каждый пусть решает самостоятельно. Дизайн у MAMBO-X, не спорю,

менее изыскан, чем у плеера от Pine, а вот дисплей чуть больше… Кстати, уже

заявлено, что имя певца и название композиции Mambo-X будет через этот

самый дисплей докладывать - значит, и с ID3-тэгами плеер будет работать

нормально.

Но самое главное - авторы MamboX недвусмысленно и категорически заявили

о поддержке ВСЕХ существующих битрейтов и модификаций стандарта MP3. То

есть работать с VBR и битрейтами вплоть до 320 MamboX однозначно будет!

Прояснена и ситуация с подкаталогами на диске - MamboX поддерживает до 16

папок. А больше и вряд ли понадобиться...

Что же касается воспроизведения обычных AudioCD (а заодно - и CDR вкупе

с CDRW). Отрадно, что стандартная "музыкальная" часть Mambo-X сделана на

весьма достойном уровне, с использованием "начинки" от Philips. Не

последнего игрока на рынке дискмэнов. Правда, обещания обещаниями, а как

оно будет на самом деле... Тестовых образцов плеера пока что нет. Остается

опасность и того, что "раскрутив" Mambo-X, производители поспешат перейти

на более дешевый механизм и ЦАП - хотя очень хочется надеяться, что этого

не случится.

Я намеренно приберег под конец самый важный для нас фактор – стоимость.

Цена, пожалуй, главный козырь Mambo-X – она составляет всего 199 долларов,

что на целую сотню "зеленых" меньше, чем у продукта от Pine! По этой цене

заказы на Mambo-X (пока - предварительные) принимает виртуальный магазин

Direct411.com

Возможность приобрести Mambo-X предоставлена и россиянам: в Интернет-

магазине портативной аудиотехники Porta.ru (http://www.porta.ru) можно

оставить предварительный заказ на вожделенную железяку. Ну а цена за плеер

для первых заказчиков составит 225 долларов.

SHINCO SVD-951

Третий и последний пока что конкрусант на звание "лучшего из первых" -

комбинированный плеер SHINCO SVD-951 от тайваньской фирмы Shinko

Тут должна последовать долгая минута молчания…. Ибо плеер от Shinko

настолько разительно отличается от своих "коллег", по всем возможным

параметрам, что даже не знаешь, за что взяться…

Начнем с того, что плеер этот умеет, помимо банальных звуковых дисков в

стандартном и MP3 формате, воспроизводить еще и видеодиски: изображение

выводится на 4-дюймовый цветной жидкокристаллический экран. Отсюда – резкое

облегчение навигации – экран такого размера, помимо своей прямой

обязанности, может служить великолепным меню, на котором подробно будет

отражена вся структура вашего MP3-диска, со всеми его подкаталогами и

названиями.

Но вернемся к видео. Как и положено современному образчику азиатского

искусства, плеер поддерживает замедленное (3 шага) и ускоренное (4 шага), а

также покадровое воспроизведение, увеличение фрагмента экрана (Zoom),

замедленное и ускоренное воспроизведение. Если вас не устраивает качество

картинки на 4-дюймовом "кристаллике" (разрешение – 350 линий) - не беда,

имеется видео и S-Video выходы, подключайте хоть к телевизору, хоть к

жидкокристаллическому дисплею большего размера. К сожалению, пока что не

предусмотрена поддержка SECAM, зато NTSC и PAL – пожалуйста! Плюс –

поддержка субтитров и меню на нескольких языках (русский, понятное дело не

включен в список). Ах да – плеер поддерживает столь любимый на востоке

режим караоке, снабжен микрофончиком и может при необходимости сохранять в

памяти ваши голосовые заметки! С аксессуарами дела у плеера от Shinco

обстоят и вовсе замечательно – помимо пульта ДУ и микрофона в комплект

поставки включен переходник для подключения к гнезду автомобильного

прикуривателя и комплект аккумуляторов. Вы спросите – а где же наушники?

Есть и они, но и в сам плеер встроены миниатюрные динамики!

Казалось бы, все просто замечательно! Но… куда деться без этих "но"…

Понятно, что "навороченность" Shinco отнюдь не сопутствует

миниатюрности. В кармане этот плеер, весящий около килограмма, не

потаскаешь (размеры этому тоже не способствуют), да и с питанием напряженка

– Shinco требует подпитки от 6 батареек (9 вольт). И хватит их ненадолго –

всего на пару часов, если вы не отключите прожорливый дисплей. Для

путешественников, бизнесменов и "новых русских" лучшего подарка не

придумаешь. Для всех остальных это явно слишком круто… и недостаточно

практично.

Кстати, о видео. Что греха таить – нам всегда хочется большего. И если

уж встраивать в MP3-проигрыватель то почему бы не сделать базовым

стандартом входящий в моду DVD? Ведь в этом случае поддержка VideoCD

приложится бесплатно. А покупать такую мощную и дорогую "прибамбасню",

ориентированную на вымирающий стандарт, не слишком-то приятно…Впрочем,

такой универсальный плеер (модель DVD-180) Shinco тоже выпускает… Но, к

сожалению, не в портативном, а в "мини-настольном" исполнении (28х30х9 см).

Ах да, забыли про цену! Стоимость портативного плеера Shinco - 350

долларов (на аукционе eBay (http://www.ebay.com) и даже 399 долларов (в

виртуальных магазинах типа AsiaCD

(http://www.asiacd.com/html/vcd/dvcdplayer/svd-950mp.html) – конечно,

недешево (особенно если учесть, что похожие агрегаты без поддержки MP3

стоят вдвое дешевле)… Цена универсального настольного DVD/VCD/CD/MP3

проигрывателя, кстати, не намного выше – $370-450.

Каков же итог? Трудно, конечно, делать однозначный выбор (и вывод) при

столь малом количестве конкурсантов. D’Music красив и доступен сегодня,

Mambo-X – демократичнее и дешевле. Но завтра. Но дешевле… Что до творения

Shinco, то сделать выбор между функциональностью с одной стороны и

стоимостью вкупе с "фактором мобильности" очень непросто, однако,

несомненно, и у этого продукта найдется своя ниша на российском рынке..

если, конечно, кто-нибудь из дистрибутеров рискнет связаться со столь

экзотичной новинкой.

Но главный вывод уже сделан – MP3/CD плееры "для непосед" не только

родились, но и уже успели заявить свои права на симпатию и кошелек

меломанов. Не смотря на то, что большинство отзывов в Интернете касаются

одного лишь плеера D’Music, а подробного и объективного сравнения плееров

этого типа пока и вовсе не существует.

Заключение

Вот и закончена курсовая работа. В такой объем невозможно уместить

полное исследование даже такого небольшого раздела мира «высоких

технологий». Можно лишь подвести некоторые итоги:

- звуковая карта стала неотемлемым атрибутом любого компьютера,

используется ли он в качестве мощнейшей игровой станции или как

калькулятор для секретаря в офисе.

- наметилась тенденция слияния компьютера с различной бытовой электроникой

(или наоборот), на комьютер стало проникать видео, телефон, телеграф и

что только еще, а с компьютера в большой мир – интерактивность,

глобальность и всемирная связанность всего со всем.

- и, наконец, самое главное: звуковые карты проделали огромный путь от

жалкой пищалки до настоящего комбайна - HI END монстра, который сам по

себе является почти полноценным компьютером, и не думают останавливаться

на этом. В прогнозах производителей уже стоят карты, сами создающие

музыку под требуемую атмосферу в требуемое место игры, или даже карты,

заменяющие музыканта, композитора, редактора и целый симфонический

оркестр.

Единственное, на что я не смог ответить достаточно точно, так это то,

чем станет компьютер через некоторое время. Например, через 10 лет. Быть

может, они перестанут существовать в своем нынешнем виде и сольются с

бытовой электроникой, встраиваясь даже в подкассетники и часы. Или

разделятся на ветви «чистых вычислений» и «развлечений», как в свое время

разошлись пути компьютеров и приставок. Все может быть. Но, я думаю, что мы

сможет увидеть (и услышать) все это своими глазами (и ушами). 10 лет. Не

так уж и много. Если уже сейчас возможности современных компьютеров

поражают воображение, то, быть может, через 10 лет эта тенденци сохранится?

Список использованных материалов

Поисковые системы

http://www.altavista.com/ AltaVista: Main Page

http://www.hotbot.com/ HotBot

http://www.rambler.ru/ Информационно-поисковая система Rambler

http://home.netscape.com/bookmark/4_5/netscapesearch.html

Netscape Search

http://ftpsearch.lycos.com/ FAST FTP Search v4.0 - The World's

Largest File Search Engine

Независимые тестовые сайты и лаборатории

http://ixbt.stack.net/ iXBT Hardware

http://www.online.ru/osp/pcworld/ PC World

Сайты фирм производителей

www.creativelabs.com Creative Labs

www.yamaha.co.jp Yamaha

www.ess.com Edison Sound System

www.roland.com Roland

www.aztech.com Azetch Multimedia

www.terratec.com Terratec

www.pinnacle.com Pinnacle

www.gravis.com Gravis

www.turtlebeach.com Turtle Beach

www.s3.com S3 Multimedia

www.diamondmm.ru Diamond Multimedia (Division of S3 Multimedia)

www.aureal.com Aureal Semiconductor

www.maxim-ic.com Maxim IC

www.pineusa.com Pine USA

www.mambox.com Mambo

www.china-shinco.com Shinco

Сайты разработчиков ПО, стандартов и технологий

www.sensaura.com Sensaura

www.canyon3d.com Canyond 3D (ESS)

www.qsound.com Qsound

www.ear.com EAR

www.microsoft.ru Microsoft

www.iso.com ISO standarts

www.iis.fhg.com Fraunhgofer Institute

www.mpeg.org MPEG.ORG

www.mp3tech.org MP3TECH.ORG

www.sulaco.org Lame homepage

www.xingtech.com Xing Technology

www.xiph.org XIPH.ORG

www.winamp.com Winamp homepage

www.dolby.com Dolby Labs

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 Современные рефераты