Рефераты

Общая психология

прошлом опыте)

3. развитое наглядно-действенное мышление, т.е. переход от наблюдаемых к

скрытым св-вам предметов

4. способность усматривать пространственно-временные связи (но не

причинно-следственные), изменения в ситуации, удержание внимания

5. способность к научению – улучшение разультата.

16. Характеристика и биологические предпосылки трудовой деятельности.

Гипотеза о возникновении сознания.

Эволюция животных носит приспособительный характер. Способность к

изменениям – пластичность. Человек приспосабливается к любым условиям.

|Наследственные приспособления |Ненаследственные |

|Изменение строения|Изменение |Функциональные |Изменения |

| |поведения |изменения строения|поведения животных|

| |(рефлексы и | |разумного типа |

| |инстинкты) | | |

| | | | |

Качественное отличие животного мира от человеческого: природа есть

адаптация к изменяющимся условиям, труд есть преобразование природы. Труд:

изготовление и употребление орудий и совместная деятельность (разделение

трудовых функций)

|Особенности трудовой |Филогенетические |Природные ограничения |

|деят-ти |предпосылки | |

|Совместная, орудийная |Групповое поведение, |Эти предпосылки не |

| |иерархия, невербальные |взаимосвязаны. |

| |ср-ва общения, |Наследственные программы|

| |функциональное |поведения, ритуалы |

| |использование орудий | |

|Возникновение действий и|Учет |Нет учета социальных |

|необходимость сознания |пространственно-временны|условий, ограниченность |

| |х условий, двухфазность,|рамками наглядных |

| |удлинение поисковой фазы|ситуаций |

| |в поведенческом акте | |

| |(приобретение опыта, | |

| |накопление его впрок – | |

| |крысы Толмена) | |

|Наличие культуры |Изготовление орудий |Нет изготовления орудий |

|(материальная + знаковая|животными, сигнальный |другими орудиями, нет |

|речь) |язык |сохранения орудий + |

| | |ограниченность языка |

| | |биологическими |

| | |потребностями |

У животных деятельность направлена на предметы биологической потребности и

связана с конкретной биологической ситуацией. У человека: действия.

Культура – преобразованная и сохраненная природа.

Знак дает возможность оперировать с предметом без прямого контакта с ним.

Удвоение мира – возможность мышления. Знак – это средство и результат

сохранения сознательного опыта.

У животных – сигнальная речь. За сигналом стоит аффект, а за знаком –

предмет.

Особенности языка животных:

- отсутствие семантической функции

- генетическая фиксированность (закрытая система)

Особенности психической деятельности животных:

- вся активность определяется биологическими мотивами

- вся деятельность ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций (нет

планирования)

- основой поведения являются наследственные, видовые программы

- отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в

материальной форме

Гипотеза о происхождении сознания (Леонтьев):

Сознание – отражение предметной действительности, в котором выделяются ее

объективные устойчивые свойства независимо от наличных отношений к ней

субъекта.

Биологические предпосылки: развитие мозга, прямохождение, развитие кисти.

1. Труд – процесс воздействия на природу. Это – изготовление орудий +

Появление коллективного труда – разделение операций. Некоторые из них

биологически бессмысленны (загонщик) – направлены на промежуточный

результат. Этот результат становится для индивида самостоятельной целью,

которая отделяется от мотива (биологического) – выделение действия

(операции становятся действиями для индивида). Предпосылки:

1) совместный характер деят-ти высших животных

2) выделение 2-х фаз в деят-ти животного: подготовка и осуществление,

которые могут отодвигаться др от др во времени. Но связь фаз

определяется пространственными, вещными отношениями

Действие – это процесс, предмет и мотив которого не совпадают. Необходимо

понимание смысла действия!!

Смысл действия – это понимание отношения мотива к цели.

Связь мотива с предметом отражает не естественные, но объективно-

общественные связи и отношения. Смысл приобретается только в условиях

коллективной трудовой деят-ти.

Необходимо, чтобы смысл действий был осознан человеком. Сознание смысла

действия и совершается в форме отражения его предмета как сознательной

цели.

Деятельность людей отделяется теперь для их сознания от предметов. Идея

вещи отделяется от самой вещи и может быть удержана в сознании (например,

идея пищи).

2. Изготовление и употребление орудий возможно только в связи с сознанием

цели трудового действия.

1) Орудие труда объективно отражает свойства предмета труда. Орудие есть

носитель первой настоящей сознательной и разумной абстракции.

2) Орудие есть общественный предмет – имеет определенный способ

употребления, который общественно выработан и общественно закреплен. У

животных операция не фиксируется в орудии – нет надобности в его

хранении. Орудие животного – продолжение руки. У человека сама

орудийная деят-ть создала специфические возможности его руки.

Развитие мышления в процессе труда. Фаза подготовления становится

самостоятельной деят-тью, которая затем становится внутренней,

умственной.

3. Развитие речи и языка – параллельно с развитием труда: возникновение

потребности что-то сказать друг другу. Действия человека приобретают

двоякую функцию: непосредственно производственную и функцию воздействия

на других (общение). Жест – движение, отделенное от своего результата.

Переход от жеста к звукам голоса – речь. Язык становится формой

сознательного обобщения действительности. Сначала непосредственная связь

с трудовой деят-ю. Затем – абстракция словесных значений от реального

предмета – возможность существования значения в качестве мысли

(идеально).

Со-знание – совместное знание.

Основные образующие человеческого сознания: смыслы и языковые значения.

Выводы:

1) возникновение сознания возможно лишь, когда отношение человека к

природе становится опосредованным его трудовыми связями с другими

людьми

2) сознание возможно лишь в условиях активного воздействия на природу

(трудовая деят-ть посредством орудий)

3) сознание возможно лишь в условиях существования языка

4) индивидуальное сознание возможно лишь в условиях существования

сознания общественного.

17. Основные образующие сознания.

Основные образующие человеческого сознания: смыслы и языковые значения.

Леонтьев: индивидуальное сознание как специфически человеческая форма

субъективного отражения объективной реальности может быть понято только как

продукт тех отношений и опосредствований, которые возникают в ходе

становления и развития общества.

1) Первоначальное сознание сущ лишь в форме психического образа –

деятельность остается практической, внешней.

2) Позднее предметом сознания стан и деят-ть: осознаются действия других и

себя, они коммуницируются (жестами или звуковой речью) – предпосылка

порождения внутренних действий и операций.

3) Разрушение первоначальной слитности сознания трудового коллектива и

сознания образующих его индивидов.

Психический образ с самого начала уже отнесен к внешней реальности, он

вычерпывается из нее. Но для этого должна произойти трансформация предмета

– он должен выступить как познаваемый субъектом, т.е. идеально.

Трансформация эта происходит посредством функционирования языка. Язык несет

в своих значениях (понятиях) то или другое предметное содержание, но

освобожденное от своей вещественности.

Многомерность сознания:

1. Чувственная ткань – конкретные образы реальности. Они придают реальность

сознательной картине мира, благодаря чувсвенному содержанию сознания мир

выступает для суб как существующий не в сознании, а вне его сознания.

Субъект способен дифференцировать восприятие реального мира и свое

внутреннее феноменальное поле. Чувственная ткань образа мб представлена в

сознании двояко: либо как то, в чем существует для сб предметное

содержание, либо сама по себе (инвертирующие очки). Сразу после надевания

очков – лишь чувственная ткань, лишенная предметного содержания.

Перцептивная адаптация – процесс восстановления предметного содержания

зрительного образа в его инвертированной чувственной ткани. Характерно

только для человека – у обезьян не происходит.

Глубокая природа чувственных образов состоит в их предметности, в том,

что они порождаются в процессах деят-ти, практически связывающей ыи с

внешним предметным миром.

2. У человека образы приобретают свою означенность. За языковыми значениями

скрываются общественно выработанные способы (операции) действия, в

процессе кот люди изменяют и познают объективную реальность. В значениях

представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма

сущ-я предметного мира, его свойств, связей и отношений.

Сознание обязано своим возникновением происходящему в труде выделению

действий, познавательные рез-ты которых абстрагируются и идеализируются в

форме языковых значений. Коммуницируясь, они становятся достоянием

сознания индивидов. Остаются общими для всех пока сохраняется общность

мотивов. Затем – раздвоение значений в сознании индивидов (с разделением

труда и т.д.).

Необходимо различать сознаваемое объективное значение и его значение для

субъекта (т.е. личностный смысл). Значения субъективируются, но при этом

не утрачивают своей объективности. Возвращение значений к чувственной

предметности мира + приобретение ими пристрастности.

3. Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания.

Функционируя в системе индивидуального сознания, значения реализуют не

самих себя, а движение воплощающего в них себя личностного смысла.

Значения вообще не существуют иначе, как реализуя те или иные смыслы.

Несовпадение личностных смыслов со занчениями – драматизм внутренней

работы сознания. Внутренние переживания сигнализируют о личностном смысле

событий.

Сознание человека не аддитивно. Деятельность человека составляет

субстанцию его сознания.

19. Понятие высших психических функций: их строение и развитие.

Передача опыта:

|Животное |Человек |

|Генетически |Генетически |

|Морфологически (видовой опыт) |Морфологически |

|Инстинкты |Инстинкты (плач, моргание) |

|Прижизненный опыт |Прижизненный опыт |

|Облигатное научение (видовой опыт) |Облигатное есть, но различие в |

| |фиксации опыта: |

|Факультативное (видотипично, но более| |

|гибко) | |

Фиксация опыта:

У жив-ных - непосредственное участие в поведении.

У человека – опосредованное (знаки, орудия, утилитарные предметы,

искусство, мораль, знания)

2 этажа психики:

1) натуральные психические функции

2) высшие (произвольная память, внимание, логическое мышление)

3 логические части теории:

1. Человек и природа (общефилософские предпосылки).

1) человек начинает овладевать природой

2) использование орудий

2. Человек и его психика:

1) овладение собственной психикой – произвольные формы деятельности (ВПФ).

Связь с овладением природой.

2) это происходит с помощью псих орудий – знаки, стимулы-средства (язык,

нумерация, мнемические средства, письмо, искусство). У животных –

натуральная мнемическая функция (палка – удар), зависит от актуальной

ситуации. Знак (узелок на память) порождает новую структуру запоминания

как псих процесса. Знак не имеет органической связи с ситуацией.

Аналогичен орудию труда: служит для преодоления естественных ограничений

псих. возможностей. Цель – управление чужим, а затем и своим поведением.

3. Генетические аспекты

Превращение интерпсихологических процессов в интрапсихологические –

интериоризация. В онтогенезе 3 стадии интериоризации: взрослый – ребенку;

ребенок – взрослому; ребенок – себе.

|ВПФ |Низшие |

|Произвольны |Импульсивны и полезависимы (зависят |

| |от влияния потребностей и стимулов) |

|Опосредствованы – знак позволяет |Непосредственны, адаптивный х-р |

|прервать биологическую психику | |

|Социальны – разделены между людьми. |Асоциальны |

|Память не нужна одному человеку. | |

|Системность – для построения одной | |

|ВПФ нужны несколько натуральных. | |

|Формирование одной ВПФ ведет за собой| |

|изменения и в других. | |

Качественная специфика человеческого онтогенеза – присвоение культурно-

исторического опыта. Для этого необходимы:

- наличие предметов культуры

- наличие учителя

- совместная деят-ть р-ка и взрослого (общая цель, общая система средств,

координация действий)

Понятие Зона Ближайшего Развития: это то, что р-к может сделат сам и к чему

он способен при участии взрослого.

Присвоение – переход от совместной деят-ти к индивидуальной.

Эксперимент на запоминание слов Леонтьева: стимулы-объекты и стимулы-

средства – параллелограмм развития (интериоризация внешних средств):

1) В дошкольном возрасте внешние ср-ва не повышают продуктивность

запоминания.

2) В младшем – значительно повышают

3) У старших детей – нет. Внутренние средства

Натуральные функции подвергаются инволюции (угасанию) или гипертрофированию

(эйдетизм): там, где нет мышления – нет внутренней структуры.

Генетический закон развития ВПФ: внешнее опосредование является первичным

по отношению к внутреннему (всякая псих ф-я появляется в развитии чел-ка

дважды: в интерпсихической, а затем в интрапсихической форме).

10. Деятельность как предмет психологии.

Тезис: бытие, деятельность человека определяет сознание.

Истоки: см. Леонтьев (теория отражения)

Выступает как предмет исследования и как объяснительный принцип. Предмет

психологии – психически управляемая деятельность. Психика не может

рассматриваться вне деят-ти.

Деят-ть – это единица жизни, опосредованной психическим отражением. Это

система, имеющая свое строение.

Особые виды деят-ти – действия – операции – психофизиологические функции.

Действие – процесс, направленный на реализацию цели. Деят-ть несводима к

сумме действий.

1.Действие – это процесс, мотив и цель которого не совпадают. Цель –

сознательный образ желаемого рез-та. Есть действие, есть сознание.

2. Действие - это процесс, подчиненный представлению о результате.

3. Цель, данная в определенных условиях, есть задача. Задача имеет об и суб

стр-ру: объективно – требования и условия; субъективно – требование

превращается в цель, условия в средства. 2 процесса в решении задач:

целеобразования и поиска средств.

Итак:

1) действие включает акт сознания в виде постановки цели

2) действие есть акт поведения: единство сознания и поведения

3) принцип активности

4) социальность: предметность и соц обусловленность чел деят-ти

Операция – способ выполнения действия, зависит от условий. Практически не

осознаются.

1) операции возникают путем адаптации, прилаживания или автоматизации

действий

2) первые не осознаются, вторые на границе сознания

3) подвижность границы, отделяющей слой действий от операций (укрупнение

или дробление единиц деят-ти)

Психофизиологические ф-ции – предпосылки, средства деят-ти, органический

фундамент.

Откуда берутся цели?

Потребности – состояния объективной нужды организма в чем-либо (в

онтогенезе познавательная, в контактах).

Опредмечивание потребности – узнавание своего предмета – рождение мотива.

Мотив – это аффективно закрепленный предмет потребности, который направляет

деят-ть.

Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, называется

деятельностью.

Мотивы – осознаваемые (цели) и неосознаваемые.

Неосозн. проявляются в сознании в виде эмоций и личностных смыслов.

Иерархия мотивов, главный – ведущий, второстепенные – мотивы-стимулы.

Деятельность полимотивирована. Конфликт мотивов.

1) Выделение базовой мотивации – Мак-Дауголл

2) Ситуативная – Левин (квазипотребности)

3) По способу их удовлетворения: редукция или поддержание напряжения

Функции мотивов:

1) побуждение к деятельности (закон оптимума мотивации)

2) смыслообразующая: мотив наделяет смыслами наши действия

Развитие мотивов:

В ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности Д-М-П. Сдвиг

мотива на цель.

Внутренняя деятельность:

- имеет то же строение, что и внешняя

- образуется от внешней путем интериоризации

Функции: подготовка к внешней деят-ти, экономия усилий, избегание ошибок.

Все психические процессы – особые формы деят-ти.

20. Кольцевая регуляция и уровни построения движений.

Бернштейн – принцип активности. Объект изучения – естественные движения. До

него – рефлекторная дуга: стимул – процесс его центральной переработки –

двигательная реакция (мигание, коленный рефлекс). Но это не так для сложных

актов – нужна коррекция.

Предложен принцип сенсорных коррекций. Дополнительные факторы, влияющие на

ход движения:

1) реактивные силы

2) инерционные силы

3) внешние силы

4) исходное состояние мышцы

Необходима информация о состоянии двигательного аппарата и ходе движения –

сигналы обратной связи.

Схема рефлекторного кольца: моторный центр – команды в мышцу – от мышцы

сигналы обратной связи в сенсорный центр – перешифровка на моторные сигналы

коррекции – снова в мышцу.

Поздний вариант схемы: добавление центральных блоков: программа, задающий

прибор и прибор сличения.

Программа – сигнал на задающий прибор – прибор сличения («то что должно

быть»). Туда же сигнал от рецептора о состоянии рабочей точки («то что

есть»). Сравнение этих сигналов, на выходе из прибора сличения – дельта W,

сигнал рассогласования между требуемым и фактическим положением вещей. Он

идет на блок перешифровки -–сигнал коррекции через регулятор на эффектор –

изменение положения рабочей точки. Возможна экстренная перестройка программ

(прямо с рецептора сигнал на задающий прибор).

Теория уровней построения движений:

Сигналы обратной связи приходят в разные чувствительные центры головного

мозга и переключаются на моторные пути на разных уровнях.

Уровень А – самый низкий и филог древний, тонус мышц. Сигналы от

проприорецепторов о степени напряжения мышц

Уровень В – уровень синергий: сигналы от мышечно-суставных рецепторов о

взаимном положении частей тела.

Уровень С – уровень пространственного поля: сигналы от зрения, слуха о

внешнем пространстве.

Уровень D – уровень предметных действий, корковый. Принадлежит человеку:

орудийные действия, манипуляции с предметами. Это уже действия –

сообразуются с логикой предмета.

Уровень Е – интеллектуальных двигательных актов (речь, письмо).

1) в организации сложных движений участвуют сразу несколько уровней;

осознается ведущий

2) одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях. Ведущий

уровень определяется смыслом, задачей движения.

Механизм формирования навыка

1. Первоначальное знакомство с движением и овладение им

- выявление двигательного состава движения (как оно выглядит снаружи)

- прояснение внутренней картины движения; перешифровка афферентных сигналов

в эффекторные команды

- роспись коррекций по нижележащим уровням

2. Автоматизация движения

- увязка деят-ти всех низовых уровней (иерархия колец)

- рекрутирование готовых двигательных блоков

Выход движения из-под контроля сознания.

3. Окончательная шлифовка навыка за счет стабилизации и стандартизации:

приобретение навыков стереотипизации, нахождение динамически устойчивой

траектории.

Принцип активности: постулирование определяющей роли внутренней программы в

актах жизнедеятельности.

Бихевиоризм: принцип реактивности.

3 плана:

1. Конкретно-физиологический: механизм кольцевого управления движением

(центральная программа!) Реакции – частный случай активности. Программа

выбирает даже действующие стимулы.

2. Общебиологический: жизнь есть реализация внутренних программ, организм

преодолевает среду

3. Философский: любая внутренняя программа имеет материальный код.

18. Развитие сознания. Присвоение общественно-исторического опыта в

онтогенезе

Филогенез: коллективный труд – разделение труда – появление действий

(освобождение от биологического смысла) – уяснение смысла – необх-ть

сознания. Развитие речи и языка – отделение идеи от предмета - система

значений – со-знание (совместность).

Общественные отношения (интерпсихические процессы): воздействие на другого

жестом, словом – воздействие на себя (интрапсихические процессы),

саморегуляция – развитие ВПФ

Онтогенез: превращение интерпсихологических процессов в

интрапсихологические – интериоризация. В онтогенезе 3 стадии

интериоризации: взрослый – ребенку; ребенок – взрослому; ребенок – себе.

Развитие ВПФ.

Эгоцентрическая речь: переход от внешней к внутренней (ф-ии саморегуляции,

планирования, контроля).

Филогенез: появление стимулов-средств (узелки на память) – ВПФ.

Онтогенез: рождение стредства-знака в процессе общения со взрослым и его

интериоризация. Эксперимент на запоминание слов Леонтьева: стимулы-объекты

и стимулы-средства – параллелограмм развития (интериоризация внешних

средств):

4) В дошкольном возрасте внешние ср-ва не повышают продуктивность

запоминания.

5) В младшем – значительно повышают

6) У старших детей – нет. Внутренние средства.

Натуральные функции подвергаются инволюции (угасанию) или гипертрофированию

(эйдетизм): там, где нет мышления – нет внутренней структуры.

Генетический закон развития ВПФ: внешнее опосредование является первичным

по отношению к внутреннему (всякая псих ф-я появляется в развитии чел-ка

дважды: в интерпсихической, а затем в интрапсихической форме).

Животные: наследование видовых черт, инстинктов.

«Видовой» опыт человека зафиксирован во внешней, материальной культуре

(экзотерическая форма) – необходимо усвоение этого опыта путем воспитания и

обучения (искусственное развите р-ка). Наследственные предпосылки у

человека:

- не жестко детерминируют поведение (инстинкты расшатаны)

- человеческий видовой опыт относительно молод – не мог зафиксироваться в

стр-рах мозга

- пластичность мозга

Качественная специфика человеческого онтогенеза – присвоение культурно-

исторического опыта. Процесс распредмечивания опыта в процессе его усвоения

индивидом. Для этого необходимы:

- наличие предметов культуры

- наличие учителя (взрослого)

- совместная деят-ть р-ка и взрослого (общая цель, общая система средств,

координация действий). Необходимы активность р-ка и активность общества.

Понятие Зона Ближайшего Развития: это то, что р-к может сделать сам и к

чему он способен при участии взрослого.

Присвоение – переход от совместной деят-ти к индивидуальной.

11. Деятельность и личность: строение и развитие личности.

Часть II

1. Представление о личности в общей и дифференциальной психологии. Понятие

личностных черт.

2 подхода к личности:

|Структурный (х-н для дифференциальной|Функциональный |

|псих-и) |(собственно-личностный) |

|Человек как обладатель свойств – |Человек как создатель свойств. |

|черты характера. |Свойство – артефакт, созданный с |

| |определенной целью), значит возможно |

| |его изменение. |

|Их причина – природа и среда. |Причина – личность. |

|Способ работы – диагностика и |Способ работы – психологическая |

|коррекция способов поведения. |помощь, консультирование. |

Основные разделы психологии личности:

1. Диагностика

2. Внутренняя регуляция деятельности: эмоции и воля

3. Строение личности (мотивационная сфера)

4. Развитие личности.

|Общая психология |Дифференциальная |

|Психологические особенности личности |Индивидные свойства во всем |

|в узком смысле |многообразии (возрастно-половые, |

| |индивидуально-типические) |

Диагностика черт - опросники: черта – поведение (вероятное) – самоотчет

испытуемого. Черта определяется посредством реакции или поступков в

определенных ситуациях (перечень ситуаций)

Проблемы:

1. Проекция представлений автора о том, каким должно быть то или иное

явление. Например: теория черт (харизматическая теория лидерства) – набор

черт, необходимых лидеру. Но несогласованность у разных авторов +

представление, что это черты самого экспериментатора, а не лидера.

2. Реконструкция: суждение о наличии черт (например, угодливое поведение и

угодливость + атрибуция в связи со статусом человека)

3. Опросник измеряет вероятность появления черты, но не ее интенсивность.

Ожидание: выраженные черты провоцируют высокую частоту проявления в

поведении. Но это относится только к социально желательному и личностно

принятому поведению. За кадром – неосознаваемое и социально неодобряемое.

4. Проблема перечня черт – как объять необъятное. Слипание черт –

генерализованные черты. Черта есть воспринятый гештальт!

Тестовый метод:

1) суррогатный

2) непригодный для глубокого анализа

3) субъективный

Однофакторные опросники – легко просчитываются испытуемым

Многофакторные – более совершенные. Фактор – глубинная черта в основе

поверхностных (Кеттел).

Ананьев:

1. Первичные индивидные свойства

- св-ва конституции

- нейродинамические (нервная деят-ть)

- функциональная геометрия больших полушарий

2. Вторичные индивидные свойства

- психофизиологические функции (восприятие, память, мышление)

- органические потребности

3. Собственно психологические (развиваются в онтогенезе – влияние социума)

- темперамент

- задатки

Генетически задаются некоторые пределы развития задатков и темперамента

(метод близнецов).

Личность выходит за пределы природной данности: то, ради чего человек

действует.

Индивид – то, как он действует. НПФ – ВПФ – Личность (это гиперфункция).

19 век – Вундт: экспериментальная психология – акцент на сходство,

создание обобщенных х-к человеческого поведения (стандартизация условий)

Фрэнсис Гальтон – система антропометрических измерений школьников,

разработка тестов сенсорного различения.

1905 г. Альфред Бине: 30 тестов по возрастанию трудности – способности к

суждению, пониманию и рассуждению.

1916 – шкала Стэнфорд-Бине IQ (отношение между умственным и фактическим

возрастом).

2. Способности: их измерение и развитие.

Теплов: это индивидуальное свойство субъекта, связанное с готовностью к

успешному освоению и осуществлению определенной деятельности (это средства

деят-ти и возможность ее осуществления).

Отличны от наличного уровня знаний и умений, но объясняют легкость их

приобретения.

Характеристики способностей:

1. Способность к изменению - переменная

2. Связь с успешностью осуществления деятельности

3. Это готовность к усвоению знаний, но не результат

Связаны с врожденными особенностями – задатками.

Задатки – анатомо-физиологические особенности организма, которые определяют

возможность развития определенного органа при оптимальных условиях. Это

врожденные предпосылки формирования способностей.

Задатки – это возможности, они константны.

Способности – это проявления задатков в деятельности + они в этой деят-ти и

создаются (по Теплову).

Способность есть процесс. Деят-ть направляется мотивами – способности можно

изучать в связи с мотивацией.

Способности: общие и специальные (более связаны с задатками). Общие –

складываются из многих, способны к компенсации.

|Задатки |Способности |

|Врожденные |Формируются в процессе деятельности |

|Константны |Изменчивы |

|Возможность (анатомо-физиологическая)|Готовность, но не результат |

|Нельзя измерить |Измеряемы: критерий – успешность |

| |деят-ти |

|Данность |Процесс |

Измерение способностей – тесты: короткое испытание с целью установить

наличие и степень выраженности определенного свойства.

Легче – специальные, труднее – общее (как определить интеллект)

Тест Бине: задания на вербальные, логические, конструктивные способности.

Но: показатель интеллекта общий (может определяться развитием одной

способности, но это нельзя уточнить).

Представление об интеллекте как об общей врожденной способности.

Современное мнение: интеллектуальные тесты определяют наличный уровень

знаний и умений. На рез-ты тестов влияют: окр. Среда, темперамент.

Понятие умственный возраст – это набор заданий, которые в среднем успешно

решаются детьми определенного возраста.

1916 г – соотношение между умственным и хронологическим возрастом: УВ/В х

100% = IQ

Требования к тесту:

1. валидность – степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего

он предназначен

2. надежность – воспроизводимость рез-тов, степень их повторяемости

3. стандартизация- единообразие процедуры проведения и оценки рез-тов

Измерение творческих способностей – Гилфорд.

Качества креативности:

- оригинальность ассоциаций

- семантическая, смысловая гибкость

- фонтанирование новых идей

- образное мышление

5 видов действия (в рез-те факторного анализа):

1) восприятие и понимание материала

2) рабочая память

3) дивергентность (выделение в обычном оригинального

4) конвергентность (опознание объекта по качественно разным признакам)

5) эвалюация, подведение итога

Креативность – уровень деятельности: познавательная мотивация

Высокая креативность обычно коррелирует с высоким IQ + с уверенностью в

себе, чувством юмора, речевой беглостью, импульсивностью.

Отличия тестов на креативность от тестов на интеллект:

1. Отсутствие временного ограничения

2. Сложное строение (несколько способов решения для креативности)

3. Косвенная инструкция

Одаренность – индивидуальное сочетание способностей.

Развитие способностей:

1) Способность как проявление задатков: развитие связано с сензитивными

периодами (неравномерно): стадиальность как общий принцип психического

развития. Задатки созревают в определенном возрасте. Важно обучение!

2) Способность как преобразование других задатков – можно развивать при

высокой мотивации (квазиабсолютный слух): артефакт, получаемый в рез-те

преобразования нескольких натуральных ф-й.

3. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.

Т-т - это врожденное свойство организма. Х-р – прижизненное развитие

темперамента.

Т-т зависит от физиологических факторов – свойств нервной системы (ВНД):

скорость нервных процессов, яркость переживаний и выражения эмоций,

скорость переключения с одной деят-ти на другую

(скорость, интенсивность, переключаемость психических процессов!)

Темперамент не специфичен: связан с телесными особенностями и св-вами нс.

Гиппократ – идея о 4-х жидкостях в разных пропорциях

Гален – сопоставли псих сво-ва чел-ка с жидкостями. Попытка найти внешнюю

корреляцию псих. процессов.

Последствия теории:

1. Четверичная концепция темперамента

2. Значение гуморального и нейрогуморального факторов.

Возможно прижизненное изменение т-та – в рез-те эндокринологических

изменений, травм и т.д.

Свойства т-та:

1) это динамические х-ки псих деят-ти

2) носят формальный, а не содержательный х-р

3) высокая устойчивость

4) св-ва т-та проявляются на уровне энергетики поведения

5) глобальность св-в т-та – они проявляются в мотивах, эмоциях, перцепции,

интеллекте.

Типология по Павлову:

1. Выделение основных свойств нс (бинарный х-р)

1) сила – слабость

Сила – устойчивость нс к длит. воздействию раздражителя

(толерантность); способность к концентрации возбуждения;

помехоустойчивость

2) уравновешенность – неуравновешенность

Возможность к переходу от возбуждения к торможению в критической

ситуации

3) подвижность – инертность

Скорость образования усл.рефлексов, скорость перехода от возб к торм-

ю.

2. Построение общих типов нс

3. Соотнесение типов нс с типами т-та

Сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник

Сильный, уравновешенный, инертный – флегматик

Сильный, неуравновешенный – холерик

Слабый – меланхолик

Проблемы:

1) выделение чистых типов: невозможно. Теплов предлагает термин синдром как

набор или комплекс свойств нс, которые связаны между собой и имеют единое

основание.

Небылицын: 3 компонента т-та + связь с анатомическими стр-рами:

1. Общая психическая активность индивида: вялость, инертность – подъем,

стремительность (ретикулярная формация)

2. Моторный компонент – быстрота, сила, резкость, ритм

3. Эмоциональность – впечатлительность, импульсивность, эмоциональная

лабильность, скорость смены переживаний (лобно-лимбическая кора)

2) соотнесение типов нс с типами т-та (поведением):

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты