Рефераты

Общая психология

Современная т.з: тип поведения и тип ВНД не совпадают! Т-т формируется

при жизни, это психологичское, а не физиологическое свойство: свойства

конституции – св-ва ЦНС – тип ВНД – темперамент. На одном типе ВНД может

сформироваться разный т-т.

Теплов: св-ва нс – природные, врожденные особенности (физиологические).

Нет простого соответствия между типом нс и х-ром поведения: св-ва нс

образуют почву для формир-я типов поведения (важно также влияние

воспитания и условий жизни).

Климов “индивидуальный стиль деят-ти” – пристройка компенсирует

недостатки ядра при высокой мотивации (эксп-т: счет в уме. 40 мин – нет

различий для сильной и слабой нс).

Вундт: связь типа т-та с энергетикой организма (на примере эмоций):

| |Сила |Слабость |

|Быстро изменяются |Холерик |Меланхолик |

|Медленно изменяются |Сангвник |Флегматик |

Собственно темпераментные свойства:

- пластичность-ригидность

- устойчивость псих деят-ти

- помехоустойчивость

- реактивность

- эмоц возбудимость

Нет объективной диагностики т-та: это комплексная процедура. Лучше

исследовать в раннем детстве и критические периоды.

Необходимо учитывать:

1. т-т проявляется универсально (в разных видах д-ти) + у разных людей по-

разному ярко выражен

2. ярче в экстремальных ситуациях

3. св-ва т-та зависят от разных систем организма: гуморальной, эндокринной

и т.д.

Формирование девиантного поведения:

1) гипервозбудимость (экспансивность, двигательное беспокойство)

2) заторможенность

3) нестабильность

Св-ва т-та:

- низкая приспособляемость

- неритмичность псих процессов

- тенденция к избеганию конфликта

- преобладание плохого настроения

- боязнь новизны

- патологическое упрямство

- чрезмерная отвелкаемость

4. Характер и его формирование. Х-р и личность.

Х-р – прижизненное развитие темперамента. Необходим, чтобы защищать

личность на данном этапе развития – сохранение актуальной стр-ры мотивов.

Это совокупность устойчивых психических св-в и привычных способов

поведения.

Формируется социумом. Ананьев: х-р - это система отношений человека с

миром, с людьми и с самим собой.

Характерным становится то, что было личностным: х-р = личность + прошлый

опыт (стереотипизация личностных черт)

Адлер – индивидуальный жизненный стиль.

Х-р может препятствовать развитию личности (жесткий, ригидный х-р)

Пиаже: 2 аспекта адаптации в среде

1) ассимиляция=ригидный х-р (присвоение нового материала с помощью наличных

когнитивных схем)

2) аккомодация – нет х-ра, т.е нет устойчивых способов поведения, нет

установок, каждая ситуация является уникальной.

Вильгельм Райх: х-р есть защитный мускульный панцирь – преграда для

развития личности.

Необходимо каждую эмоцию выразить телесно – распустить защитный панцирь.

Х-р обычно приравнивается к личности. Разводятся в отечественной псих-и

(связь с методологией).

Х-р – устойчивй индивидуальный тип поведения, на определенном этапе жизни

приобретающий св-ва автоматизации.

Факторы формирования х-ра:

1. Темперамент

2. Первичные социальные взаимодействия

3. Система культуры

4. Личность

Типологии х-ра:

1. Построение психотелесных соответствий, или строение тела и х-р - Кречмер

3 этапа:

1) построение типов телосложения и установление их связи с наличием

психического заболевания

Астеник – угловой профиль

Атлетик – развитой костно-мышечный аппарат

Пикник – внутренние полости (пятиугольный фас)

2 заболевания:

|Шизофрения |Маниакально-деперссивный психоз |

|Аутизм, расщепленность, уход от |Цикличность настроения |

|реальности, резонерство | |

|Астеники и атлеты |пикники |

2) континнум патологии и нормы (нет качественной разницы): выделение

аномалий характера

Болезнь – патология – буферная зона – акцентуация – норма

|Шизоид |Циклоид |

|Аутизм, замкнутость, склонность к |Открытость, деятельность, активность,|

|самоанализу, идеализация, резкий |переход от бурного веселья к |

|переход от крайней чувствительности к|депрессии |

|эмоциональной тупости | |

3) выделение нормальных индивидуальностей, сводимых в 2 общим биотипам

(на материале выдающихся личностей)

|Шизотимик |Циклотимик |

|Обобщение, схематизация, опора на |Описание, опора на эмоциональные |

|интеллект |суждения, компромисс |

Шелдон – изучал норму: не типы, а индексы (возможные показатели типа

телосложения от 1 до 7):

3 типа конституции по 3-м зародышевым листкам:

1. Эктоморфный тип – кожа и нс

2. Мезоморфный – костно-мышечный аппарат

3. Эндоморфный – внутренние органы

3 психологических типа (по индексам):

1. Церебротоник 7 1 1

2. Соматотоник 1 7 1

3. Висцеротоник 1 1 7

Продолжение (см. вопрос 5)

Социальный характер: Фромм escape from freedom.

Свобода или страх одиночества – кооперация или господство.

Соц х-р: необходимость приспособления к соц условиям – компромисс между

требованиями общества и природой. Он не зафиксирован в биол природе

человека – зависит от условий жизни.

Он менее специфичен, чем индивидуальный – содержит существенное ядро стр-ры

х-ра большинства членов группы, сложившееся в рез-те основного опыта этой

группы.

Функции х-ра – связаны с адаптацией:

1. Субъективная:

- побуждение к действиям, необх с практической т.з.

- обеспечение психологического удовольствия от этих действий

2. Интериоризация внешних требований – энергия человека используется для

решения задач данной системы.

Смена х-ра при смене экон и соц условий.

Образование: формировать х-р так, чтобы приблизить его к социальному –

желания индивида должны совпадать с требованиями его соц роли.

Типы: эксплуататорский, рыночный, накопительский, продуктивный. Чувство

отчуждения и одиночества, если х-р не соответствует требованиям общества.

Национальный х-р: проблема идентичности. Рано формируется, люди различаются

по степени выраженности. Нет ни одной исключительно нац черты –

психологический критерий принадлежности к нации.

5. Типологии индивидуальности

Индивидуальность – это совокупность психических свойств и способов

поведения=х-р=широкое понимание личности.

Тип – организованная совокупность, структура

3 задачи построения типологии:

1. Объяснительная, научно-исследовательская – найти для индивидуальности

объективное телесное основание (Шелдон, Кречмер)

2. Описательная – выделение аномалий х-ра (Ганнушкин, Личко)

3. Собственно терапевтическая – для понимания сб собственной

индивидуальности (Юнг)

1. см. вопрос 4.

2. Психопатии по Ганнушкину – аномалии характера, которые:

- охватывают весь психический облик человека (глобальность)

- относительно неизменны при жизни (врожденность)

- связаны с социальной дезадаптацией

Факторы (совмещение влияния наследственности и среды + травмы):

- наследственность

- эндокринный

- особенности нервной конституции и обмена

- общие и неврологические заболевания

Круги:

1) циклоидный

2) шизоидный

3) эпилептоидный и т.д.

Акцентуации по Личко – крайняя степень нормы, связнная с резким

подчеркиванием определенной черты х-ра. Любая индивидуальность мб оценена

как акцентуированная. Личность есть иерархическая стр-ра – это предпосылка

акцентуации. Акцентуация возникает, если травма адресована к слабому звену

х-ра (патология – любая травма).

Критерий отличия от патологии – внешний, социальный.

|Психопатии (Ганнушкин) |Акцентуации (Личко) |

|Конституционно-возбужденный |Гипертимный |

| |Циклоидный |

|Конституционно-депрессивный |Сензитивный |

|Лабильный |

|Неврастеник |Астено-невротический |

|Психастеник |

|Параноид | |

|Шизоид |

|Эпилептоид |

|Истероид |

|Неустойчивый |

|Конституционно-глупый |Конформный |

Акцентуации по Леонгарду:

1) Демонстративный – истероидность, импульсивность

2) Сверхпунктуальный – тенденция к психастении, высокая тревожность,

стремление к упорядочиванию (мытью), нарушение сна, мотив избегания

3) Аффективно-застойный – суммация аффекта, непредсказуемость аффективного

поведения, паранойя, карьеризм, обидчивость.

Динамика акцентуаций:

|Преходящаяя |Стойкая |

|Острая аффективная реакция | |

|Интрапунитивная | |

|Экстрапунитивная | |

|Бегство | |

|Демонстрация | |

3. Типология Юнга: 3 этапа

1) выделение 2 взаимосвязанных направленностей: экстраверт – интроверт

Экстраверт: ориентировка на объект, тенденция вовне, внушаемость,

типичный невроз – истерия. В б/с – интраверсия (компенсаторный х-р),

энергия на вытесненных потребностях, возможен конфлик с сознанием.

Интроверт: субъект обладает большей ценностью, чем объект; гипертрофия

сознательной личности. В б/с – гипертрофия объекта – защита – психастения

+ наделение их магической силой.

Каждый обладает обеими, но одна преобладает.

2) отделение типов направленности от доминирующих психических функций:

эмоциональность – рациональность

3) расширение числа доминирующих психических ф-й:

- сенсорика (ощущение и восприятие событий, интерес к объекту как таковому)

- эмоции

- мышление

- интуиция (предвосхищение, прогнозирование)

6.Определение, классификации и функции эмоций

Эмоции – форма адаптации к реальности, чтобы в ней можно было действовать.

Внутренняя регуляция деят-ти.

Связь эмоции с потребностями (Рубинштейн)

Эмоция – это психическая представленность, отражение актуального состояния

потребности. Потребности организма прямо выражаются в эмоциях. Потребности

личности – косвенно.

Глобальность эмоц отношения к миру, познание вторично. Единство

аффективного и интеллектуального.

Свойства эмоций:

1. выражет состояние сб и его отношение к объекту

2. полярность (связано с древностью)

3. субъективность

4. участие в побуждении деятельности

Связь эмоции с деятельностью (Леонтьев)

Эмоция – это психическая представленность или отражение смыслов, образуемых

мотивом. Эмоции – это путь к познанию мотивов:

1) природные смыслы (полезно/вредно)

2) социальный

3) личностный – образован ведущим мотивом (истинно/ложно для развития

личности на данном этапе)

3 аспекта изучения эмоций:

1. как психические явления

Вундт: 2 стороны любого псих.явления

|Объективная |Субъективная |

|Связь с реальным предметом: ощущение,|Чувство – отношение к предмету. |

|восприятие |Чувство протекает во времени – |

| |аффективный процесс. Если он задержан|

| |или прекращен – волевой процесс. |

Эмоция как феномен: описать значит объяснить

Сартр: феноменологическая теория эмоций. Эмоция как переход в

иррациональный мир, безразличный к логике. Она объясняет индивидуальное

событие, происшедшее с индивидом.

2. как психотелесные состояния: эмоции захватывают весь организм

1) поведенческие выражения – мимика, пантомимика, голос, паузы

2) физиологические и вегетативные: КГР, движения глаз. Эмоциональное

предвосхищение решения: эмоция предшествует решению задач (Тихомиров)

- эвристика.

3) биохимические изменения – выброс адреналина: стресс

3. как процесс (Джемс-Ланге)

Функции эмоций:

1. Функции оценки:

- следообразующая (накопление индивидуального опыта)

- предвосхищение

Критерий оценки: мотивационная значимость. Оцениваются собственные

состояния, объекты внешнего мира

2. Функции побуждения и организации

- энергетическая (активация и мобилизация организма)

- дезорганизующая – аффект (в аварийной ситуации)

- регуляторная = направляющая = селективная (видим то, что хотим видеть)

- эвристическая (предвидение)

- синтезирующая (эмоц синтез по принципу ассоциаций – аффективные

комплексы)

3. Функции экспрессии

- общения

- сигнальная (природный уровень)

- знаковая (социальный)

- символическая (личностный)

Классификации эмоций:

Критерии:

1) модальность

2) интенсивность

3) продолжительность

4) глубина

5) осознанность

6) генетический: первичност/производность

7) организующий/дезорганизующий х-р

8) реактивация/предвосхищение

Виды эмоций:

Рубинштейн: уровни развития эмоций

1. Органическая чувствительность: выражают состояния организма,

неопредмечены (тоска, тревога, радость)

2. Предметные чувства (выражают отношение к миру): интеллектуальные,

эстетические, моральные

3. обобщенно-предметные чувства (мировоззренческие): юмор, ирония,

возвышенное, трагическое

Отдельно: аффекты, страсти (четкая предметная направленность, высокая

интенсивность), настроения (нет предметности, слабость, б/с компонент).

Леонтьев: 3 класса эмоций

1. Аффекты – природные, реактивные

Это кратковременная яврковыраженная непроизвольная защитная реакция

организма в ситуации жизненной опасности. Натуральная психическая

функция. Аффект оставляет обобщенный след (аккумулирование – аффективный

взрыв). След остается в памяти: тенденция к навязчивости + тенденция к

торможению. Диагностика: через речь (метод свободных ассоциаций) и через

тело (метод сопряженных моторных реакций Лурии).

2. Собственно эмоции=эмоции в узком смысле (более длительные, ситуационные,

более слабые). Предметный х-р, направленность, возможность к обобщению и

коммуникации.

3. Чувства – связаны с личностью. Это устойчивое социально и

личностнозначимое эмоциональное состояния, управляемое с помощью

культурных средств. Чувства внеситуативны, это ВПФ, преобразованный

аффект. Ряд уровней: от непосредственных к внешним, социлаьным.

Исследования мимики и пантомимики:

1) являются ли врожденными

2) универсальными

3) социо-культурно обусловленными

Эксп-ты Лэндиса 20-е гг: спонтанные + актеры изображают

Спонтанные эмоции индивидуально типичны, а актерские не похожи на

спонтанные

Фотографии, выделение групп мышц углем:

1) нет типичной мимики для тех или иных эмоций

2) у каждого свой характерный репертуар мимических реакций

2 ряда мимических схем: естественная выразительность и конвенциональная

мимика

Боринг и Титченер: показ спонтанного, актерского и схематического выражений

(хуже всего схема)

Гудинаф: слепорожденные дети – не формируется конвенциональная, а

врожденная редуцируется

3 мимические схемы:

1) врожденная видотипичная (развивается с возрастом)

2) индивидуальная прижизненная модификация

3) социальная произвольная

Базовые эмоции – имеют культурно-универсальные схемы. Но повод – культурно-

специфичен.

7. Теории эмоций.

1. Что предшествует эмоции? Джемс, Ланге: эмоции предшествует некое

событие, затем КГР, затем осознание, потом эмоция (мы боимся, потому что

бежим от опасности). St – висцеральное изменение – эмоция как переживание

физиологических изменений. Относится к стандартным эмоциям – имеющим

отчетливое телесное выражение.

Критика:

|Физиологи |Психологи |

|Периферическая теория эмоций – необходимо|1) Клапаред: чувства первичны, |

|вводить центральную. Кэннон: |эмоции вторичны, могут быть даже |

|отделение иннервации внутр орг-ов от ЦНС |вредны. Чувственная оценка всегда|

|– не привело к эмоц изменениям |адаптивна. |

|темпы реакций внутр орг-ов и ЦНС различны|Восприятие – чувство оценки – |

| |периферическая реакция – |

|одни и те же внутр измен-я происходили |осознание – эмоция. |

|при разных эмоциях |2) Шехтер: эксп-т с изменением |

|одни и те же искусственные висц изм-я не |обратной связи – лекарство, |

|порождают эмоций |воздействующее на эмоц сферу |

|Вывод: висцеральные акты участвуют в |(+пустышки) – у всех одинаковые |

|возн-и эмоций, но их роль переоценена. |периф изменения |

|Эмоции могут возникать без внешнего St и | |

|сопутствующих висц измен-й | |

2. Анохин: биологическая теория эмоций

Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную суб

окраску.

С эволюцией эмоций приспособление животных к окр условиям становится более

совершенным, т.к эмоции охватывают весь организм (интегральность) –

являются сигналами полезного или вредного воздействия.

Например: чувство боли – ограничение движений – способствует выздоровлению.

2 стадии поведения живых существ:

1. формирование потребности

2. удовлетворение потребности – чувство удовольствия.

Положительная эмоция закрепляет полезный приспособительный эффект.

! Эмоция закрепляет правильность и полноту совершенного акта, его

соответствие исходной потребности!

В ЦНС формируется акцептор действия (центральный аппарат оценки будущего

действия) - он посылает эфферентное возбуждение органам – они выполняют

свою функцию – от рецепторов в головной мозг идут афферентные импульсы

(обратная афферентация).

Если обратная инфо точно совпадает с акцептором действия, то возникает

положительная эмоция. Если нет – беспокойство, поиск новой комбинации

эфферентного возбуждения.

3. Симонов: информационная теория эмоций

Эмоции – отражение мозгом актуальной потребности и вероятности ее

удовлетворения.

Э=f{П, (Ин – Ис)…} П – потребность, Ин – инфо о необх ср-вах, Ис – инфо об

имеющихся ср-вах.

Другие факторы:

1) индивидуальные особенности субъекта

2) фактор времени (аффект или настроение)

3) качественные особенности потребности

Главные факторы: потребность и возможность ее удовлетворения.

Информация: вся совокупность средств достижения цели – знания, навыки,

ресурсы организма, время и т.д. Низкая вероятность удовлетворения –

отрицательные эмоции, высокая – положительные.

Спор с Анохиным: эмоция есть не просто сигнал о полезных или вредных

воздействиях: необходимо сопоставление ценностей (отражательно-оценочная

функция). Например: боль и опасность для жизни – движение может

осуществляться несмотря на боль. Эмоции – универсальная мера ценностей!

Другие функции эмоций:

1) переключающая – переориентация на более достижимую цель

2) подкрепляющая (формир усл рефлекса)

3) компенсаторная (замещающая)

- гипермобилизация организма при возникновении напряжения (на всякий

случай)

- принцип доминанты (голод – все кажется пищей) – снижение критериев

принятия решения

Дарвин: выразительные движения.

Врожденный х-р (покраснение, усиление ритма сердца), но некоторые нуждаются

в практике (плач, смех) + подражание. Ранее все выполнялись произвольно с

определенной целью: произвольноть – привычка – наследственность.

Сходство выразительных движений – все расы произошли от одной древней

формы. Смех, страх, страдание – есть и у обезьян.

Подавление внешних проявлений – смягчение эмоций (ср. Джемс-Ланге).

9. Тревожность и фрустрация: определения и примеры исследований.

Тревога – предвосхищение опасности, склонность переживать по поводу

ожидаемого неблагоприятного хода событий. Неприятие мира, боязнь окружения.

Фрейд: 4 причины тревожности

- боязнь утраты любимого объекта

- боязнь утраты любви со стороны этого объекта

- боязнь утраты себя или части себя

- боязнь утраты любви к себе (печаль, меланхолия)

Перлз: необоснованное забегание вперед, отказ жить в актуальном опыте

Роджерс: это точка личностного роста – признак необходимости изменить себя

(несоответствие представления о себе и реального Я).

|Личностная: Т-диспозиция |Ситуативная: Т-состояние |

|Базовая черта личности |Стимульные причины |

|Глобально освещает всю психическую |Парциальность – связь с опред св-вами|

|жизнь |ситуации |

|Формируется в раннем детстве | |

|Труднопреодолима | |

|Ситуационно устойчива | |

|Выражается как состояние постоянного | |

|беспокойства | |

|Постоянная оценка ситуации как | |

|угрожающей - агрессивность | |

Хекхаузен: Измерение общей тревожности: опросники MMPI, MAS

Варьирование степени трудности задания – легкие лучше тревожные, трудные –

нетревож.

Но при изменении ситуации - применении метода занижения рез-та и сокращения

времени – различия еще резче проявляются. Реактивная гипотеза –

высокотревожные обладают лишь сильной предрасположенностью к тревожности,

они ведут себя как более тревожные лишь в напряженных и угрожающих

ситуациях.

Трудная задача не сама по себе усиливает тревожность, а в связи с возможной

неудачей – усиление ситуативной тревожности.

Опросник Спилберга «Состояние и свойство тревожности».

Корреляции между значениями Т-диспозиции и Т-состояния, но не является

жесткой: при восприятии боли или физической угрозы нет разницы в Т-

состоянии между тревожными и нетревожными. Также зависимость от того,

насколько данная ситуация воспринимается как содержащая угрозу, что зависит

от прошлого опыта.

|Высокотревожные |Низкотревожные |

|Задачи средней и низкой сложности |Трудные задания |

|Ориентированы на неуспех |Ориентация на успех |

|Плохо работают в условиях цейтнота и |Соревнование мотивирует |

|соревнования | |

|Высокие показатели сенсорной, эмоц |Низкие показатели |

|чувств-ти | |

|Истощаемость по отн к монотонии и |Устойчивость |

|стрессу | |

|Поддерживающая стратегия обучения |Критическая стратегия |

Фрустрация – негативное эмоциональное состояние, которое возникает при

невозможности достичь поставленную цель. Ситуативна.

Левин – понятие динамического поля. Оно выходит из равновесия – вектор

желания.

Тамара Дембо – исследование реакций на фрустрацию (цветок).

Источник фрустрации – препятствие, барьер:

1) ситуативный – круг на полу (внутренний барьер)

2) внешний, социальный – принятие задачи, долг выполнить ее

4 группы реакций на фрустрацию:

1. агрессия – прямая, ситуативная или косвенная.

Сила агрессии зависит от интенсивности мотива, от достижимости объекта +

гентика

2. регрессия:

- эмоциональная (плач)

- инструментальная (повторение шаблонных способов поведения)

- познавательная – избегание логики, переход от понятий к комплексам

3. уход

- рационализация – попытка оправдать неуспех

- замещение (позитивная реакция) – попытка заменить исходную ситуацию

сходной по:

- содержанию

- степени субъективной трудности

- связанной с теми же людьми

4. фантазирование – попытка сделать внутренний барьер полупроницаемым

(отрицание реальности)

8. Общее представление о стрессе. Аффекты и их диагностика.

Стресс – приспособительный рефлекс организма (см. реферат- Селье). По Селье

- это чисто физиологическое (биохимическое) событие в ситуации неизбежной

опасности для жизни.

2 вида стресса:

1) физиологический

2) психологический

- эмоциональная напряженность – сверхмотивация (разрушает деят-ть)

- операциональный стресс – уровень оптимальной напряженность, необходимый

для поддержания деят-ти

В современном понимании 3 фазы:

1. Мобилизация

2. Дестабилизация (умеренное нарушение деят-ти)

3. Деструкция – разрушение псих. стр-р

Истощение по Селье включает 2 и 3.

Любое событие – стресс. Фрустрация – разновидность стресса.

Стресс может достигать стадии аффекта.

Аффекты – природные, реактивные эмоции

Это кратковременная яврковыраженная непроизвольная защитная реакция

организма в ситуации жизненной опасности. Натуральная психическая функция.

1) не поддается контролю, разрушает произвольность поведения

2) временный х-р

3) глобальность – отсутсвие поведенческой альтернативы (временное

помешательство)

Аффект – сложное состояние:

1. Поведенческий аспект

2. Субъективные проявления

3. Вегетативные реакции

Аффект бывает:

1. стимульно реактивен

2. самозапуск

Фазы аффекта:

1. Подготовительная

- сохранение сознания

- нарастание эмоц. напряжения

- падение критичности мышления

- концентрация воли на одном намерении

2. Взрыв – поведенческое отреагирование:

- уменьшение ясности сознания

- снижение произвольности поведения

- усиление намерения + отмирание альтернатив

- хаотическая смена представлений

- расщепление поведенческой картины аффекта (агрессия + аутоагрессия,

ступор, паника)

3. Исход

- истощение

- эмоциональное равнодушие

- сонливость

- амнезия (избирательна)

Признаки аффекта:

1. амнезия

- полная

- частичная

- смысловая инверсия

2. нетипичность поведения

3. аффектогенность ситуации (пусковой мех-м)

4. модус эмоционального реагирования субъекта

Диагностика следов аффекта:

Аффект оставляет обобщенный след (аккумулирование – аффективный взрыв).

След остается в памяти: тенденция к навязчивости + тенденция к торможению.

Диагностика:

1. через речь (ассоциативный эксп-т) – замеры времени тороможения. Но здесь

не учитывается периферическая деять-ть, моторная сфера + невозможность

наблюдать сам процесс.

2. через тело (метод сопряженных моторных реакций Лурии) – связь

произнесения слова с нажимом руки на рычаг – измерение времени реакции.

Преимущества:

- объективность

- работает при отказе давать ассоциацию

- обнаруживает попытки скрыть ассоциацию

- количественная оценка степени аффекта

|Аффект |Аффективность |

|Направленность на конкретный объект |Направленность на несколько объектов |

|Необычность |Типичность |

|Непреднамеренность |Преднамеренность |

|Амнезия |Сохранение памяти |

|Прием вины на себя |Обвинения других |

10. Определение воли. Произвольная и волевая регуляция деятельности.

Структура волевого процесса.

Вундт: первичные источнки воли – чувства и аффекты. Мгновенное прекращение

аффекта есть волевое действие. Воля – частный случай мотивации

(эмоциональный процесс).

Структура волевого процесса:

1. Объективная сторона – предметное представление (мотив – вид добычи)

2. Субъективная – элемент чувства (голод): побудительная причина воли

Если один мотив – простой волевой процесс, заканчивается импульсивным

действием

Если более – сложный волевой акт, стадия борьбы мотивов – произвольное

действие

Конечная стадия: чувство простого и обдуманного решения. Аффект слабеет в

интенсивности.

Джемс: проблема свободы воли

1. Если воли нет, но все поведение есть S – R

2. Если есть, но субъект сам определяет свое поведение – личностная

активность (духовное Я). Развите воли есть развитие произвольного

внимания.

2 класса актов:

1. автоматические (рефлекторные, первичные)

2. преднамеренные, осознаваемые (волевые)

Схема волевого акта: идея, представление цели – конкретизация в идею

движения – двигательный акт. Всякая идея имеет тенденцию автоматически

перетекать в действие.

Произвольное ослабление или усиление непосредственного импульса.

2 типа волевых актов:

- осуществление нежелаемого

- задержка желаемого

Типы решимости:

1) разумная – поиск привычного способа действовать

2) подчинение судьбе

3) результат случайности

4) пробуждение совести

5) чувство усилия

6) свобода воли

Современные представления о воле:

Психический процесс, формируемый при жизни и социально.

Выготский: воля есть ВПФ (социальность, произвольность). Воля производит

селекцию между мотивами – наличие альтернативы!

Волевая регуляция нужна:

1. Слабость непосредственного побуждения

2. Мотивационная конкуренция

3. Наличие препятствия

4. Наличие сильного поведенческого импульса, от которого надо воздержаться.

Иерархия поведения:

1) импульсивное, непроизвольное

2) произвольное (осознание предшествует действию)

- осознаваемое

- намеренное

3) волевое

- осознаваемое

- планомерное

- в ситуации альтернативы

Произвольное действие: у субъекта уже есть потребность действовать. Волевое

– если ее нет..

Рубинштейн: основные стадии волевого процесса:

1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели

Побуждение – цель – желание, опредмеченное стремление – уверенность в

достижении - хотение

2. Стадия обсуждения и борьбы мотивов

3. Решение

- может не выделяться в особую фазу

- констатация решения

- чувство усилия, принесение в жертву других мотивов

4. исполнение: волевое действие включает:

- отношения сб к объекту, к цели

- готовность

- намерение

- план действия

Волевое действие – сознательное целенаправленное действие, посредство

которого человек планово осуществляет стояющую перед ним цел, подчиняя свои

импульсы сознательносму контролю.

Главное: ясное осознание цели и настойчивость в достижении.

Волевые процессы имеют эмоциональный х-р + включают интеллектуальные

процессы

Механизмы воли:

1. Один из мотивов включается в более широкий мотивационный контекст

2. Изменение роли

3. Предвосхищение рез-тов своей деят-ти

4. Самопреодоление

5. Постановка самостоятельных заданий

6. Создание искусственной связи (подмету кухню и пойду гулять)

7. Подчинение рез-та более широкой цели

8. Фантазирование

Соотношение с б/с: воля как защитный механизм, необходима в ситуации

внутренних противоречий. Движение от непроизвольности к воле одновременно и

прогресс и регресс.

Соотношение когнитивного и эмоционального:

Вундт – эмоциональный

Рубинштейн – Эмоции + интеллект

Аристотель - разум

11 Потребности и мотивы. Классификации потребностей и мотивов. Влияние

мотивации на продуктивность деятельности.

Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, представлена

прямо или косвенно в виде эмоций, желаний. Ищет свой предмет – активность.

|До опредмечивания |После |

|Общая ненаправленная активность |Появление направленной активности – |

| |деятельности |

|Широкий спектр возможных благ |Резкое снижение благ |

|Фрустрация – негативное эмоциональное|Аффективное положительное закрепление|

|состояние | |

Потребность имеет объективную (необходимость во внешнем благе) и

субъективную (эмоция) сторону (Вундт)

Объем потребности – количество необходимых благ.

Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность («приводящий в

движение»): предмет потребности.

Потребность – Мотив – Деятельность

Функции мотива:

1. Побуждение к активности (оптимум мотивации)

2. Образование смыслов: мотив наделяет смыслом наши действия. Смысл

раскрывается в эмоциях.

Мотивы образуют иерархию – ядро личности.

Деление мотивов:

1. Выделение базовой мотивации:

Биологизаторские концепции (гомеостатический принцип). 3 класса базовых

потребностей:

- витальные

- познавательные

- в общении

1) базовые, первичные, врожденные

Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью,

предрасположенностью).

- избирательность восприятия

- эмоциональный импульс

- готовность к действию (единство познавательной, эмоциональной и

моторной сфер)

Критерии выделения инстинктов (любознательность, агрессивность,

родительский и т.д):

- спонтанность движений

- продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя)

- успокоение после достижения цели

- приготовление к новой ситуации

- эффект научения

2) производные

Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное

влечение)

Мюррей: первичные (организм) и вторичные (психогенные) нужды.

2. Выделение ситуативной мотивации:

Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только

при контакте со средой. Предметы обладают валентностью (требовательный х-

р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив.

1) мотивационное поле: субъект и его предметное окружение

2) квазипотребность – стремление к завершению начатого действия

3. Выделение потребностей по способу удовлетворения

1) редукция напряжения (стремление к гомеостазу) - Фрейд

2) поддержание напряжения (стремление к нарушению равновесия)

Маслоу: 7 уровней потребностей. Все они являются базовыми, обнаруживаются

не сразу.

- иерархическая организация

- актуализируются последовательно

- нижний этаж – витальные, наверху – социализированные.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты