Общая психология
Современная т.з: тип поведения и тип ВНД не совпадают! Т-т формируется
при жизни, это психологичское, а не физиологическое свойство: свойства
конституции – св-ва ЦНС – тип ВНД – темперамент. На одном типе ВНД может
сформироваться разный т-т.
Теплов: св-ва нс – природные, врожденные особенности (физиологические).
Нет простого соответствия между типом нс и х-ром поведения: св-ва нс
образуют почву для формир-я типов поведения (важно также влияние
воспитания и условий жизни).
Климов “индивидуальный стиль деят-ти” – пристройка компенсирует
недостатки ядра при высокой мотивации (эксп-т: счет в уме. 40 мин – нет
различий для сильной и слабой нс).
Вундт: связь типа т-та с энергетикой организма (на примере эмоций):
| |Сила |Слабость |
|Быстро изменяются |Холерик |Меланхолик |
|Медленно изменяются |Сангвник |Флегматик |
Собственно темпераментные свойства:
- пластичность-ригидность
- устойчивость псих деят-ти
- помехоустойчивость
- реактивность
- эмоц возбудимость
Нет объективной диагностики т-та: это комплексная процедура. Лучше
исследовать в раннем детстве и критические периоды.
Необходимо учитывать:
1. т-т проявляется универсально (в разных видах д-ти) + у разных людей по-
разному ярко выражен
2. ярче в экстремальных ситуациях
3. св-ва т-та зависят от разных систем организма: гуморальной, эндокринной
и т.д.
Формирование девиантного поведения:
1) гипервозбудимость (экспансивность, двигательное беспокойство)
2) заторможенность
3) нестабильность
Св-ва т-та:
- низкая приспособляемость
- неритмичность псих процессов
- тенденция к избеганию конфликта
- преобладание плохого настроения
- боязнь новизны
- патологическое упрямство
- чрезмерная отвелкаемость
4. Характер и его формирование. Х-р и личность.
Х-р – прижизненное развитие темперамента. Необходим, чтобы защищать
личность на данном этапе развития – сохранение актуальной стр-ры мотивов.
Это совокупность устойчивых психических св-в и привычных способов
поведения.
Формируется социумом. Ананьев: х-р - это система отношений человека с
миром, с людьми и с самим собой.
Характерным становится то, что было личностным: х-р = личность + прошлый
опыт (стереотипизация личностных черт)
Адлер – индивидуальный жизненный стиль.
Х-р может препятствовать развитию личности (жесткий, ригидный х-р)
Пиаже: 2 аспекта адаптации в среде
1) ассимиляция=ригидный х-р (присвоение нового материала с помощью наличных
когнитивных схем)
2) аккомодация – нет х-ра, т.е нет устойчивых способов поведения, нет
установок, каждая ситуация является уникальной.
Вильгельм Райх: х-р есть защитный мускульный панцирь – преграда для
развития личности.
Необходимо каждую эмоцию выразить телесно – распустить защитный панцирь.
Х-р обычно приравнивается к личности. Разводятся в отечественной псих-и
(связь с методологией).
Х-р – устойчивй индивидуальный тип поведения, на определенном этапе жизни
приобретающий св-ва автоматизации.
Факторы формирования х-ра:
1. Темперамент
2. Первичные социальные взаимодействия
3. Система культуры
4. Личность
Типологии х-ра:
1. Построение психотелесных соответствий, или строение тела и х-р - Кречмер
3 этапа:
1) построение типов телосложения и установление их связи с наличием
психического заболевания
Астеник – угловой профиль
Атлетик – развитой костно-мышечный аппарат
Пикник – внутренние полости (пятиугольный фас)
2 заболевания:
|Шизофрения |Маниакально-деперссивный психоз |
|Аутизм, расщепленность, уход от |Цикличность настроения |
|реальности, резонерство | |
|Астеники и атлеты |пикники |
2) континнум патологии и нормы (нет качественной разницы): выделение
аномалий характера
Болезнь – патология – буферная зона – акцентуация – норма
|Шизоид |Циклоид |
|Аутизм, замкнутость, склонность к |Открытость, деятельность, активность,|
|самоанализу, идеализация, резкий |переход от бурного веселья к |
|переход от крайней чувствительности к|депрессии |
|эмоциональной тупости | |
3) выделение нормальных индивидуальностей, сводимых в 2 общим биотипам
(на материале выдающихся личностей)
|Шизотимик |Циклотимик |
|Обобщение, схематизация, опора на |Описание, опора на эмоциональные |
|интеллект |суждения, компромисс |
Шелдон – изучал норму: не типы, а индексы (возможные показатели типа
телосложения от 1 до 7):
3 типа конституции по 3-м зародышевым листкам:
1. Эктоморфный тип – кожа и нс
2. Мезоморфный – костно-мышечный аппарат
3. Эндоморфный – внутренние органы
3 психологических типа (по индексам):
1. Церебротоник 7 1 1
2. Соматотоник 1 7 1
3. Висцеротоник 1 1 7
Продолжение (см. вопрос 5)
Социальный характер: Фромм escape from freedom.
Свобода или страх одиночества – кооперация или господство.
Соц х-р: необходимость приспособления к соц условиям – компромисс между
требованиями общества и природой. Он не зафиксирован в биол природе
человека – зависит от условий жизни.
Он менее специфичен, чем индивидуальный – содержит существенное ядро стр-ры
х-ра большинства членов группы, сложившееся в рез-те основного опыта этой
группы.
Функции х-ра – связаны с адаптацией:
1. Субъективная:
- побуждение к действиям, необх с практической т.з.
- обеспечение психологического удовольствия от этих действий
2. Интериоризация внешних требований – энергия человека используется для
решения задач данной системы.
Смена х-ра при смене экон и соц условий.
Образование: формировать х-р так, чтобы приблизить его к социальному –
желания индивида должны совпадать с требованиями его соц роли.
Типы: эксплуататорский, рыночный, накопительский, продуктивный. Чувство
отчуждения и одиночества, если х-р не соответствует требованиям общества.
Национальный х-р: проблема идентичности. Рано формируется, люди различаются
по степени выраженности. Нет ни одной исключительно нац черты –
психологический критерий принадлежности к нации.
5. Типологии индивидуальности
Индивидуальность – это совокупность психических свойств и способов
поведения=х-р=широкое понимание личности.
Тип – организованная совокупность, структура
3 задачи построения типологии:
1. Объяснительная, научно-исследовательская – найти для индивидуальности
объективное телесное основание (Шелдон, Кречмер)
2. Описательная – выделение аномалий х-ра (Ганнушкин, Личко)
3. Собственно терапевтическая – для понимания сб собственной
индивидуальности (Юнг)
1. см. вопрос 4.
2. Психопатии по Ганнушкину – аномалии характера, которые:
- охватывают весь психический облик человека (глобальность)
- относительно неизменны при жизни (врожденность)
- связаны с социальной дезадаптацией
Факторы (совмещение влияния наследственности и среды + травмы):
- наследственность
- эндокринный
- особенности нервной конституции и обмена
- общие и неврологические заболевания
Круги:
1) циклоидный
2) шизоидный
3) эпилептоидный и т.д.
Акцентуации по Личко – крайняя степень нормы, связнная с резким
подчеркиванием определенной черты х-ра. Любая индивидуальность мб оценена
как акцентуированная. Личность есть иерархическая стр-ра – это предпосылка
акцентуации. Акцентуация возникает, если травма адресована к слабому звену
х-ра (патология – любая травма).
Критерий отличия от патологии – внешний, социальный.
|Психопатии (Ганнушкин) |Акцентуации (Личко) |
|Конституционно-возбужденный |Гипертимный |
| |Циклоидный |
|Конституционно-депрессивный |Сензитивный |
|Лабильный |
|Неврастеник |Астено-невротический |
|Психастеник |
|Параноид | |
|Шизоид |
|Эпилептоид |
|Истероид |
|Неустойчивый |
|Конституционно-глупый |Конформный |
Акцентуации по Леонгарду:
1) Демонстративный – истероидность, импульсивность
2) Сверхпунктуальный – тенденция к психастении, высокая тревожность,
стремление к упорядочиванию (мытью), нарушение сна, мотив избегания
3) Аффективно-застойный – суммация аффекта, непредсказуемость аффективного
поведения, паранойя, карьеризм, обидчивость.
Динамика акцентуаций:
|Преходящаяя |Стойкая |
|Острая аффективная реакция | |
|Интрапунитивная | |
|Экстрапунитивная | |
|Бегство | |
|Демонстрация | |
3. Типология Юнга: 3 этапа
1) выделение 2 взаимосвязанных направленностей: экстраверт – интроверт
Экстраверт: ориентировка на объект, тенденция вовне, внушаемость,
типичный невроз – истерия. В б/с – интраверсия (компенсаторный х-р),
энергия на вытесненных потребностях, возможен конфлик с сознанием.
Интроверт: субъект обладает большей ценностью, чем объект; гипертрофия
сознательной личности. В б/с – гипертрофия объекта – защита – психастения
+ наделение их магической силой.
Каждый обладает обеими, но одна преобладает.
2) отделение типов направленности от доминирующих психических функций:
эмоциональность – рациональность
3) расширение числа доминирующих психических ф-й:
- сенсорика (ощущение и восприятие событий, интерес к объекту как таковому)
- эмоции
- мышление
- интуиция (предвосхищение, прогнозирование)
6.Определение, классификации и функции эмоций
Эмоции – форма адаптации к реальности, чтобы в ней можно было действовать.
Внутренняя регуляция деят-ти.
Связь эмоции с потребностями (Рубинштейн)
Эмоция – это психическая представленность, отражение актуального состояния
потребности. Потребности организма прямо выражаются в эмоциях. Потребности
личности – косвенно.
Глобальность эмоц отношения к миру, познание вторично. Единство
аффективного и интеллектуального.
Свойства эмоций:
1. выражет состояние сб и его отношение к объекту
2. полярность (связано с древностью)
3. субъективность
4. участие в побуждении деятельности
Связь эмоции с деятельностью (Леонтьев)
Эмоция – это психическая представленность или отражение смыслов, образуемых
мотивом. Эмоции – это путь к познанию мотивов:
1) природные смыслы (полезно/вредно)
2) социальный
3) личностный – образован ведущим мотивом (истинно/ложно для развития
личности на данном этапе)
3 аспекта изучения эмоций:
1. как психические явления
Вундт: 2 стороны любого псих.явления
|Объективная |Субъективная |
|Связь с реальным предметом: ощущение,|Чувство – отношение к предмету. |
|восприятие |Чувство протекает во времени – |
| |аффективный процесс. Если он задержан|
| |или прекращен – волевой процесс. |
Эмоция как феномен: описать значит объяснить
Сартр: феноменологическая теория эмоций. Эмоция как переход в
иррациональный мир, безразличный к логике. Она объясняет индивидуальное
событие, происшедшее с индивидом.
2. как психотелесные состояния: эмоции захватывают весь организм
1) поведенческие выражения – мимика, пантомимика, голос, паузы
2) физиологические и вегетативные: КГР, движения глаз. Эмоциональное
предвосхищение решения: эмоция предшествует решению задач (Тихомиров)
- эвристика.
3) биохимические изменения – выброс адреналина: стресс
3. как процесс (Джемс-Ланге)
Функции эмоций:
1. Функции оценки:
- следообразующая (накопление индивидуального опыта)
- предвосхищение
Критерий оценки: мотивационная значимость. Оцениваются собственные
состояния, объекты внешнего мира
2. Функции побуждения и организации
- энергетическая (активация и мобилизация организма)
- дезорганизующая – аффект (в аварийной ситуации)
- регуляторная = направляющая = селективная (видим то, что хотим видеть)
- эвристическая (предвидение)
- синтезирующая (эмоц синтез по принципу ассоциаций – аффективные
комплексы)
3. Функции экспрессии
- общения
- сигнальная (природный уровень)
- знаковая (социальный)
- символическая (личностный)
Классификации эмоций:
Критерии:
1) модальность
2) интенсивность
3) продолжительность
4) глубина
5) осознанность
6) генетический: первичност/производность
7) организующий/дезорганизующий х-р
8) реактивация/предвосхищение
Виды эмоций:
Рубинштейн: уровни развития эмоций
1. Органическая чувствительность: выражают состояния организма,
неопредмечены (тоска, тревога, радость)
2. Предметные чувства (выражают отношение к миру): интеллектуальные,
эстетические, моральные
3. обобщенно-предметные чувства (мировоззренческие): юмор, ирония,
возвышенное, трагическое
Отдельно: аффекты, страсти (четкая предметная направленность, высокая
интенсивность), настроения (нет предметности, слабость, б/с компонент).
Леонтьев: 3 класса эмоций
1. Аффекты – природные, реактивные
Это кратковременная яврковыраженная непроизвольная защитная реакция
организма в ситуации жизненной опасности. Натуральная психическая
функция. Аффект оставляет обобщенный след (аккумулирование – аффективный
взрыв). След остается в памяти: тенденция к навязчивости + тенденция к
торможению. Диагностика: через речь (метод свободных ассоциаций) и через
тело (метод сопряженных моторных реакций Лурии).
2. Собственно эмоции=эмоции в узком смысле (более длительные, ситуационные,
более слабые). Предметный х-р, направленность, возможность к обобщению и
коммуникации.
3. Чувства – связаны с личностью. Это устойчивое социально и
личностнозначимое эмоциональное состояния, управляемое с помощью
культурных средств. Чувства внеситуативны, это ВПФ, преобразованный
аффект. Ряд уровней: от непосредственных к внешним, социлаьным.
Исследования мимики и пантомимики:
1) являются ли врожденными
2) универсальными
3) социо-культурно обусловленными
Эксп-ты Лэндиса 20-е гг: спонтанные + актеры изображают
Спонтанные эмоции индивидуально типичны, а актерские не похожи на
спонтанные
Фотографии, выделение групп мышц углем:
1) нет типичной мимики для тех или иных эмоций
2) у каждого свой характерный репертуар мимических реакций
2 ряда мимических схем: естественная выразительность и конвенциональная
мимика
Боринг и Титченер: показ спонтанного, актерского и схематического выражений
(хуже всего схема)
Гудинаф: слепорожденные дети – не формируется конвенциональная, а
врожденная редуцируется
3 мимические схемы:
1) врожденная видотипичная (развивается с возрастом)
2) индивидуальная прижизненная модификация
3) социальная произвольная
Базовые эмоции – имеют культурно-универсальные схемы. Но повод – культурно-
специфичен.
7. Теории эмоций.
1. Что предшествует эмоции? Джемс, Ланге: эмоции предшествует некое
событие, затем КГР, затем осознание, потом эмоция (мы боимся, потому что
бежим от опасности). St – висцеральное изменение – эмоция как переживание
физиологических изменений. Относится к стандартным эмоциям – имеющим
отчетливое телесное выражение.
Критика:
|Физиологи |Психологи |
|Периферическая теория эмоций – необходимо|1) Клапаред: чувства первичны, |
|вводить центральную. Кэннон: |эмоции вторичны, могут быть даже |
|отделение иннервации внутр орг-ов от ЦНС |вредны. Чувственная оценка всегда|
|– не привело к эмоц изменениям |адаптивна. |
|темпы реакций внутр орг-ов и ЦНС различны|Восприятие – чувство оценки – |
| |периферическая реакция – |
|одни и те же внутр измен-я происходили |осознание – эмоция. |
|при разных эмоциях |2) Шехтер: эксп-т с изменением |
|одни и те же искусственные висц изм-я не |обратной связи – лекарство, |
|порождают эмоций |воздействующее на эмоц сферу |
|Вывод: висцеральные акты участвуют в |(+пустышки) – у всех одинаковые |
|возн-и эмоций, но их роль переоценена. |периф изменения |
|Эмоции могут возникать без внешнего St и | |
|сопутствующих висц измен-й | |
2. Анохин: биологическая теория эмоций
Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную суб
окраску.
С эволюцией эмоций приспособление животных к окр условиям становится более
совершенным, т.к эмоции охватывают весь организм (интегральность) –
являются сигналами полезного или вредного воздействия.
Например: чувство боли – ограничение движений – способствует выздоровлению.
2 стадии поведения живых существ:
1. формирование потребности
2. удовлетворение потребности – чувство удовольствия.
Положительная эмоция закрепляет полезный приспособительный эффект.
! Эмоция закрепляет правильность и полноту совершенного акта, его
соответствие исходной потребности!
В ЦНС формируется акцептор действия (центральный аппарат оценки будущего
действия) - он посылает эфферентное возбуждение органам – они выполняют
свою функцию – от рецепторов в головной мозг идут афферентные импульсы
(обратная афферентация).
Если обратная инфо точно совпадает с акцептором действия, то возникает
положительная эмоция. Если нет – беспокойство, поиск новой комбинации
эфферентного возбуждения.
3. Симонов: информационная теория эмоций
Эмоции – отражение мозгом актуальной потребности и вероятности ее
удовлетворения.
Э=f{П, (Ин – Ис)…} П – потребность, Ин – инфо о необх ср-вах, Ис – инфо об
имеющихся ср-вах.
Другие факторы:
1) индивидуальные особенности субъекта
2) фактор времени (аффект или настроение)
3) качественные особенности потребности
Главные факторы: потребность и возможность ее удовлетворения.
Информация: вся совокупность средств достижения цели – знания, навыки,
ресурсы организма, время и т.д. Низкая вероятность удовлетворения –
отрицательные эмоции, высокая – положительные.
Спор с Анохиным: эмоция есть не просто сигнал о полезных или вредных
воздействиях: необходимо сопоставление ценностей (отражательно-оценочная
функция). Например: боль и опасность для жизни – движение может
осуществляться несмотря на боль. Эмоции – универсальная мера ценностей!
Другие функции эмоций:
1) переключающая – переориентация на более достижимую цель
2) подкрепляющая (формир усл рефлекса)
3) компенсаторная (замещающая)
- гипермобилизация организма при возникновении напряжения (на всякий
случай)
- принцип доминанты (голод – все кажется пищей) – снижение критериев
принятия решения
Дарвин: выразительные движения.
Врожденный х-р (покраснение, усиление ритма сердца), но некоторые нуждаются
в практике (плач, смех) + подражание. Ранее все выполнялись произвольно с
определенной целью: произвольноть – привычка – наследственность.
Сходство выразительных движений – все расы произошли от одной древней
формы. Смех, страх, страдание – есть и у обезьян.
Подавление внешних проявлений – смягчение эмоций (ср. Джемс-Ланге).
9. Тревожность и фрустрация: определения и примеры исследований.
Тревога – предвосхищение опасности, склонность переживать по поводу
ожидаемого неблагоприятного хода событий. Неприятие мира, боязнь окружения.
Фрейд: 4 причины тревожности
- боязнь утраты любимого объекта
- боязнь утраты любви со стороны этого объекта
- боязнь утраты себя или части себя
- боязнь утраты любви к себе (печаль, меланхолия)
Перлз: необоснованное забегание вперед, отказ жить в актуальном опыте
Роджерс: это точка личностного роста – признак необходимости изменить себя
(несоответствие представления о себе и реального Я).
|Личностная: Т-диспозиция |Ситуативная: Т-состояние |
|Базовая черта личности |Стимульные причины |
|Глобально освещает всю психическую |Парциальность – связь с опред св-вами|
|жизнь |ситуации |
|Формируется в раннем детстве | |
|Труднопреодолима | |
|Ситуационно устойчива | |
|Выражается как состояние постоянного | |
|беспокойства | |
|Постоянная оценка ситуации как | |
|угрожающей - агрессивность | |
Хекхаузен: Измерение общей тревожности: опросники MMPI, MAS
Варьирование степени трудности задания – легкие лучше тревожные, трудные –
нетревож.
Но при изменении ситуации - применении метода занижения рез-та и сокращения
времени – различия еще резче проявляются. Реактивная гипотеза –
высокотревожные обладают лишь сильной предрасположенностью к тревожности,
они ведут себя как более тревожные лишь в напряженных и угрожающих
ситуациях.
Трудная задача не сама по себе усиливает тревожность, а в связи с возможной
неудачей – усиление ситуативной тревожности.
Опросник Спилберга «Состояние и свойство тревожности».
Корреляции между значениями Т-диспозиции и Т-состояния, но не является
жесткой: при восприятии боли или физической угрозы нет разницы в Т-
состоянии между тревожными и нетревожными. Также зависимость от того,
насколько данная ситуация воспринимается как содержащая угрозу, что зависит
от прошлого опыта.
|Высокотревожные |Низкотревожные |
|Задачи средней и низкой сложности |Трудные задания |
|Ориентированы на неуспех |Ориентация на успех |
|Плохо работают в условиях цейтнота и |Соревнование мотивирует |
|соревнования | |
|Высокие показатели сенсорной, эмоц |Низкие показатели |
|чувств-ти | |
|Истощаемость по отн к монотонии и |Устойчивость |
|стрессу | |
|Поддерживающая стратегия обучения |Критическая стратегия |
Фрустрация – негативное эмоциональное состояние, которое возникает при
невозможности достичь поставленную цель. Ситуативна.
Левин – понятие динамического поля. Оно выходит из равновесия – вектор
желания.
Тамара Дембо – исследование реакций на фрустрацию (цветок).
Источник фрустрации – препятствие, барьер:
1) ситуативный – круг на полу (внутренний барьер)
2) внешний, социальный – принятие задачи, долг выполнить ее
4 группы реакций на фрустрацию:
1. агрессия – прямая, ситуативная или косвенная.
Сила агрессии зависит от интенсивности мотива, от достижимости объекта +
гентика
2. регрессия:
- эмоциональная (плач)
- инструментальная (повторение шаблонных способов поведения)
- познавательная – избегание логики, переход от понятий к комплексам
3. уход
- рационализация – попытка оправдать неуспех
- замещение (позитивная реакция) – попытка заменить исходную ситуацию
сходной по:
- содержанию
- степени субъективной трудности
- связанной с теми же людьми
4. фантазирование – попытка сделать внутренний барьер полупроницаемым
(отрицание реальности)
8. Общее представление о стрессе. Аффекты и их диагностика.
Стресс – приспособительный рефлекс организма (см. реферат- Селье). По Селье
- это чисто физиологическое (биохимическое) событие в ситуации неизбежной
опасности для жизни.
2 вида стресса:
1) физиологический
2) психологический
- эмоциональная напряженность – сверхмотивация (разрушает деят-ть)
- операциональный стресс – уровень оптимальной напряженность, необходимый
для поддержания деят-ти
В современном понимании 3 фазы:
1. Мобилизация
2. Дестабилизация (умеренное нарушение деят-ти)
3. Деструкция – разрушение псих. стр-р
Истощение по Селье включает 2 и 3.
Любое событие – стресс. Фрустрация – разновидность стресса.
Стресс может достигать стадии аффекта.
Аффекты – природные, реактивные эмоции
Это кратковременная яврковыраженная непроизвольная защитная реакция
организма в ситуации жизненной опасности. Натуральная психическая функция.
1) не поддается контролю, разрушает произвольность поведения
2) временный х-р
3) глобальность – отсутсвие поведенческой альтернативы (временное
помешательство)
Аффект – сложное состояние:
1. Поведенческий аспект
2. Субъективные проявления
3. Вегетативные реакции
Аффект бывает:
1. стимульно реактивен
2. самозапуск
Фазы аффекта:
1. Подготовительная
- сохранение сознания
- нарастание эмоц. напряжения
- падение критичности мышления
- концентрация воли на одном намерении
2. Взрыв – поведенческое отреагирование:
- уменьшение ясности сознания
- снижение произвольности поведения
- усиление намерения + отмирание альтернатив
- хаотическая смена представлений
- расщепление поведенческой картины аффекта (агрессия + аутоагрессия,
ступор, паника)
3. Исход
- истощение
- эмоциональное равнодушие
- сонливость
- амнезия (избирательна)
Признаки аффекта:
1. амнезия
- полная
- частичная
- смысловая инверсия
2. нетипичность поведения
3. аффектогенность ситуации (пусковой мех-м)
4. модус эмоционального реагирования субъекта
Диагностика следов аффекта:
Аффект оставляет обобщенный след (аккумулирование – аффективный взрыв).
След остается в памяти: тенденция к навязчивости + тенденция к торможению.
Диагностика:
1. через речь (ассоциативный эксп-т) – замеры времени тороможения. Но здесь
не учитывается периферическая деять-ть, моторная сфера + невозможность
наблюдать сам процесс.
2. через тело (метод сопряженных моторных реакций Лурии) – связь
произнесения слова с нажимом руки на рычаг – измерение времени реакции.
Преимущества:
- объективность
- работает при отказе давать ассоциацию
- обнаруживает попытки скрыть ассоциацию
- количественная оценка степени аффекта
|Аффект |Аффективность |
|Направленность на конкретный объект |Направленность на несколько объектов |
|Необычность |Типичность |
|Непреднамеренность |Преднамеренность |
|Амнезия |Сохранение памяти |
|Прием вины на себя |Обвинения других |
10. Определение воли. Произвольная и волевая регуляция деятельности.
Структура волевого процесса.
Вундт: первичные источнки воли – чувства и аффекты. Мгновенное прекращение
аффекта есть волевое действие. Воля – частный случай мотивации
(эмоциональный процесс).
Структура волевого процесса:
1. Объективная сторона – предметное представление (мотив – вид добычи)
2. Субъективная – элемент чувства (голод): побудительная причина воли
Если один мотив – простой волевой процесс, заканчивается импульсивным
действием
Если более – сложный волевой акт, стадия борьбы мотивов – произвольное
действие
Конечная стадия: чувство простого и обдуманного решения. Аффект слабеет в
интенсивности.
Джемс: проблема свободы воли
1. Если воли нет, но все поведение есть S – R
2. Если есть, но субъект сам определяет свое поведение – личностная
активность (духовное Я). Развите воли есть развитие произвольного
внимания.
2 класса актов:
1. автоматические (рефлекторные, первичные)
2. преднамеренные, осознаваемые (волевые)
Схема волевого акта: идея, представление цели – конкретизация в идею
движения – двигательный акт. Всякая идея имеет тенденцию автоматически
перетекать в действие.
Произвольное ослабление или усиление непосредственного импульса.
2 типа волевых актов:
- осуществление нежелаемого
- задержка желаемого
Типы решимости:
1) разумная – поиск привычного способа действовать
2) подчинение судьбе
3) результат случайности
4) пробуждение совести
5) чувство усилия
6) свобода воли
Современные представления о воле:
Психический процесс, формируемый при жизни и социально.
Выготский: воля есть ВПФ (социальность, произвольность). Воля производит
селекцию между мотивами – наличие альтернативы!
Волевая регуляция нужна:
1. Слабость непосредственного побуждения
2. Мотивационная конкуренция
3. Наличие препятствия
4. Наличие сильного поведенческого импульса, от которого надо воздержаться.
Иерархия поведения:
1) импульсивное, непроизвольное
2) произвольное (осознание предшествует действию)
- осознаваемое
- намеренное
3) волевое
- осознаваемое
- планомерное
- в ситуации альтернативы
Произвольное действие: у субъекта уже есть потребность действовать. Волевое
– если ее нет..
Рубинштейн: основные стадии волевого процесса:
1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели
Побуждение – цель – желание, опредмеченное стремление – уверенность в
достижении - хотение
2. Стадия обсуждения и борьбы мотивов
3. Решение
- может не выделяться в особую фазу
- констатация решения
- чувство усилия, принесение в жертву других мотивов
4. исполнение: волевое действие включает:
- отношения сб к объекту, к цели
- готовность
- намерение
- план действия
Волевое действие – сознательное целенаправленное действие, посредство
которого человек планово осуществляет стояющую перед ним цел, подчиняя свои
импульсы сознательносму контролю.
Главное: ясное осознание цели и настойчивость в достижении.
Волевые процессы имеют эмоциональный х-р + включают интеллектуальные
процессы
Механизмы воли:
1. Один из мотивов включается в более широкий мотивационный контекст
2. Изменение роли
3. Предвосхищение рез-тов своей деят-ти
4. Самопреодоление
5. Постановка самостоятельных заданий
6. Создание искусственной связи (подмету кухню и пойду гулять)
7. Подчинение рез-та более широкой цели
8. Фантазирование
Соотношение с б/с: воля как защитный механизм, необходима в ситуации
внутренних противоречий. Движение от непроизвольности к воле одновременно и
прогресс и регресс.
Соотношение когнитивного и эмоционального:
Вундт – эмоциональный
Рубинштейн – Эмоции + интеллект
Аристотель - разум
11 Потребности и мотивы. Классификации потребностей и мотивов. Влияние
мотивации на продуктивность деятельности.
Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, представлена
прямо или косвенно в виде эмоций, желаний. Ищет свой предмет – активность.
|До опредмечивания |После |
|Общая ненаправленная активность |Появление направленной активности – |
| |деятельности |
|Широкий спектр возможных благ |Резкое снижение благ |
|Фрустрация – негативное эмоциональное|Аффективное положительное закрепление|
|состояние | |
Потребность имеет объективную (необходимость во внешнем благе) и
субъективную (эмоция) сторону (Вундт)
Объем потребности – количество необходимых благ.
Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность («приводящий в
движение»): предмет потребности.
Потребность – Мотив – Деятельность
Функции мотива:
1. Побуждение к активности (оптимум мотивации)
2. Образование смыслов: мотив наделяет смыслом наши действия. Смысл
раскрывается в эмоциях.
Мотивы образуют иерархию – ядро личности.
Деление мотивов:
1. Выделение базовой мотивации:
Биологизаторские концепции (гомеостатический принцип). 3 класса базовых
потребностей:
- витальные
- познавательные
- в общении
1) базовые, первичные, врожденные
Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью,
предрасположенностью).
- избирательность восприятия
- эмоциональный импульс
- готовность к действию (единство познавательной, эмоциональной и
моторной сфер)
Критерии выделения инстинктов (любознательность, агрессивность,
родительский и т.д):
- спонтанность движений
- продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя)
- успокоение после достижения цели
- приготовление к новой ситуации
- эффект научения
2) производные
Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное
влечение)
Мюррей: первичные (организм) и вторичные (психогенные) нужды.
2. Выделение ситуативной мотивации:
Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только
при контакте со средой. Предметы обладают валентностью (требовательный х-
р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив.
1) мотивационное поле: субъект и его предметное окружение
2) квазипотребность – стремление к завершению начатого действия
3. Выделение потребностей по способу удовлетворения
1) редукция напряжения (стремление к гомеостазу) - Фрейд
2) поддержание напряжения (стремление к нарушению равновесия)
Маслоу: 7 уровней потребностей. Все они являются базовыми, обнаруживаются
не сразу.
- иерархическая организация
- актуализируются последовательно
- нижний этаж – витальные, наверху – социализированные.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|