Рефераты

Общая психология

3. Стадия социализированного мышления

Развитие интеллекта (Пиаже):

2 части: практический интеллект и операциональный.

|Практический |Операциональный |

|Сенсомоторный |Дооперациональный |Конкретные |Формальные |

| |(наглядно-интуитивное) |операции |операции |

| |до 7-8 лет | | |

|До появления |Символическ|Интуитивные|7-12 лет |11-18 лет |

|речи |ие схемы | | | |

|0-2 года | |схемы | | |

|- |Синкрет |Комплекс |Потенциальные |Истинные понятия|

| | | |понятия |(научные) |

| | | |(житейские) | |

1. Сенсомоторный – от рождения до речи. Координация восприятия и моторики

(роль движения – см. ранее).

Тотальный эгоцентризм р-ка. Объекты не наделены постоянными качествами,

локализация связана с местом предшествующего успешного действия. К концу

периода – отделение своего я от вещей. Тенеденция к обратимости и

сохранению.

|Стадии развития |Содержание |Функция |Возможность |

| | | |развития |

|Первичные круговые|Наличие врожденных|Ассимиляция: |Необходимость |

|реакции |схем действия, их |отработка готовых |учета свойств |

|0-4 мес |распространение на|схем, расширение |новых объектов – |

| |новые объекты |области их |изменение схем |

| |(сосание) |применения |действия |

|Вторичные |Связь движения с |Пассивная |Возникновение |

|4-8 мес |перцептивной |аккомодация (учет |сенсомоторных |

| |активностью – |св-в без их |понятий |

| |сочетание |осознания, нет |Исследовательская |

| |сенсорики и |осознания |активность. |

| |моторики (дергание|причинно-следствен| |

| |погремушки). |ных связей). Схема| |

| |Разделение цели и |объекта | |

| |средства. |определяется через| |

| | |схему действия: с | |

| | |объектом можно | |

| | |действовать | |

| | |по-разному. | |

|Третичные |Исследовательские |Активная |Полное образное |

|8-18 мес |действия с |аккомодация |представление |

| |объектом |(осознание |объекта |

| |(бросание, |причинно-следствен| |

| |разламывание). |ных связей) – | |

| |Изменение действия|уподобление | |

| |– слежение за |движения объекту. | |

| |результатом. |Появление схемы | |

| | |объекта в рез-те | |

| | |действий с ним. | |

Появление операционального: возникновение речи – ЗНАК вместо образа.

|Сенсомоторный интеллект |Операциональный |

|Последовательно развернут во времени |Симультанное, целостное представление|

|Направленность на результат, успех |Возможность интереса к процессу, |

|действия |форме мышления |

|Хронотоп: происходит в реальном |Расширение хронотопа: взаимодействие |

|времени |с возможным опытом |

2. Дооперациональная стадия

На этой стадии появляется речь, но у р-ка еще нет понятий. Поэтому для него

слово еще не является знаком (произволен и конвенционален), но символом

(сходство с замещаемым предметом). Сначала возникают индивидуальные

символы, затем – усвоение знаков из социума. Первые схемы интеллекта –

символические.

Мышление еще находится в плену у восприятия: наглядность необходима ля

представления мира. Место логических операций – интуиция.

|Когнитивные схемы |Содержание |Функции |Возможность |

| | | |развития |

|Символические |Синкретическое |Ассимиляция |Разрушение |

|2-4 года |обобщение |сенсомоторных схем|синкрета |

| |(познавательный | | |

| |эгоцентризм, | | |

| |непроницаемость | | |

| |для опыта) | | |

|Интуитивные |Подражание |Пассивная |Подражание |

|4-7 лет |логическим |аккомодация |рассуждениям |

| |операциям | |взрослого, но без |

| |(трансдукция – от | |принятия его т.з. |

| |частного к | |(эгоцентрическая |

| |частному) | |речь – иллюзия |

| | | |понимания) |

|Операциональные |Сопоставление и |Активная |Децентрация |

| |координация разных|аккомодация | |

| |частных св-в | | |

Слово относится р-ком не к объекту, а ко всем ситуациям действия с этим

объектом + эмоц отношение, возм-ть действий с ним. Первые слова –

глобальные неупорядоченные обобщения (синкреты).

Аутизм ребенка. Далее – необходимость в общении – социализация, разрушение

синкрета.

3. Конкретные операции

Овладаение принципом сохранения (тесты Пиаже). Обратимость мышления:

возможность вновь вернуться к исходному расположению предметов за счет

обращения движений. Тесная связь с конкретными предметами.

Формирование операций:

- классификация

- сериация (упорядочивание по изменению свойства)

- мультипликация (одновременно 1 и 2)

|Конкретные операции |Формальные операции |

|Могут возникать спонтанно из |Только путем обучения. Конечный этап |

|повседневного опыта |социализации. |

|Зависит от материала |Независимость от материала – чистые |

| |операции 2-го порядка (логические) |

|Ограниченность реальной ситуацией |Расширение пространсва: |

| |гипотетико-дедуктивные рассуждения. |

| |Гипотеза о будущем, возможном опыте |

|Достоверны эмпирически |Достоверны логически |

4. Формальные операции

Полная обратимость мышления, логическое рассуждение, манипулирование не

предметами, а идеями. Размышление над операциями. Комбинаторика.

16. Определение памяти. Классификации видов памяти. Типы памяти.

Сохранение прошлого опыта, следов взаимодействия. Появляется в неживой

природе. Мнемофункция – генетически первичная форма психики.

Виды памяти:

1. Классическое деление (уровни, стадии развития) Жане:

- моторная (привычка Уотсон)

- аффективная (Рибо)

- образная (Аристотель)

- логическая (память-рассказ Жане)

В такой последоват-ти в онтогенезе и филогенезе. Образная есть у животных,

моторная и аф-я – даже у червей. Моторная – у простейших.

Но: моторная и эмоц слиты в онтогенезе + слитность с мышлением и

восприятием (для р-ка думать есть вспоминать).

Исследования патологии памяти:

- утрата впечатлений в обратном порядке по отн к запоминанию (Рибо)

- аффективные исчезают медленнее, чем интеллектуальные (эксп-т Корсакова)

- дольше всего сохр автоматизмы и навыки

Корсаков: забытое сохраняет след в б/с. Распад памяти – фрагментарный

процесс (не равен развитию).

Фрейд: мотивированное неосознаваемое забывание

2. Бергсон: привычка и воображение.

Различаются по мех-му запоминания (повторение через упражнения и

одномоментное запечатление). Это разные формы опыта. Привычка не связана

со временем, а память-образ – автобиографична.

3. Жане: реминисценция и рассказ. Память есть акт социальный (один чел-к в

ней не нуждается!) Память начинается с перессказа другому.

|Реминисценция |Рассказ |

|Длительность |Краткость |

|Несоотв-е новым обст-вам |Приспособление к обст-вам |

|Неизменность |Возможность изменений |

|Несоциальное поведение |Социальное |

|Бесполезность |Полезность |

|Полное восстановление при наличии |Неполное восстановление |

|одного из сопровождавших обст-в | |

4. Когнитивная псих-я: по способу хранения инфо – регистры:

- сенсорный (иконическая и эхоическая)

- кратковременная

- долговременная

Акт памяти – 3 фазы (Флорес):

1) фаза запоминания

- способ запечатления

- х-р материала

2) фаза сохранения

- активный х-р

- непрерывный

- с разной скоростью в разных системах

3) фаза реактивации усвоенного, воспроизведение

- активное

- непроизвольное (ассоциации)

- узнавание

3 категории мнемических процессов:

- процесс воспоминания (воспроизведение, сообщение о событиях)

- узнавание (идентификация объекта)

- повторное заучивание

Факторы забывания:

1. стирание временем

2. интерференция

3. мотивационное забывание – вытеснение

4. в связи с завершением действия – Левин

19. Основные методы, факты и закономерности классической психологии памяти.

Ассоцианизм – Эббингауз

Общий закон ассоциаций: воспроизведение пережитых содержаний при близости

элементов (по сходству, по контрасту, простр связанность, одновременность).

Память - образование и сохр ас-й и их воспроизведение. Э. изучает

чистую=речедвигательную память (независимую от смыслов!) – бессмысленные

слоги.

Особенности:

- изучение общей мнемической способности

- произвольное запоминание

- непосредственное

- нет учета активности субъекта

- вне взаимосвязи с мотивацей, интересом, деятельностью

Память зависит от 2 факторов:

1) временной режим

2) от материала

Рез-ты эксп-тов Эббингауза:

- значение повторений

- значение абсолютного места членов ряда (начало и конец) – эффект края.

Фуко: это рез-т 2 процессов торможения: прогрессивного и регрессивного.

- кривая забывания: с отрицательным ускорением (через 1 час – забыто 60%,

через 48 – 80%, через 144 часа – плато). Пьерон 1913 г. – выявление фазы

сразу после заучивания, в течение которой не наблюдается изменений в

сохранении заученного.

- значение принадлежности к одному целому + осмысленность (стихи)

- степень однородности материала: фон Росторф (цифры и слоги)

- распределение повторений: 30 повторений в один день и разделение на 3

дня. Большая эф-ть во втором случае. Йост: это связано с установлением

ассоциаций – во 2-м случае актуализируются старые. Закон Йоста: из 2

ассоциаций одинаковой силы, из кот одна более старая, при послед

повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация.. Трэвис:

оптимальные перерывы (10 мин) и продолж-ть упражнений (2 в день)

- внимание и интерес (странно звучащие слоги)

- сон останавливает резкое забывание (нет интерференции)

- слишком сильная мотивация – ухудшение памяти

Исчезание ассоциации:

1) сначала неточность возрастает, затем неизменна (отнесение к категории)

2) ослабление ассоц связи (меньше в осмысленных вещах – стихи)

Интерференция: ретроактивная (последующий материал мешает сохранению).

Реминисценция – улучшение воспроизведения через 2-3 дня без доп упражнений

(феномен Бэлларда).

Методы исследования:

1. Метод заучивания Э. – чередование предъявлений и воспроизведений до

полного безошибочного воспроизведения (бессмысленные слоги, механическое

заучивание на основе повторения). Скорость заучивания – 2 показателя: кол-

во проб и время для полного заучивания.

2. Метод антиципации Э.: ряды материала, необх соблюсти порядок (время,

число проб, число прав ответов, число ошибок)

3. Метод парных ассоциаций

4. Метод узнавания Э.: расположение заучиваемого среди новых однородных эл-

тов. Труднее узнавать, чем больше новых стимулов и чем больше степень

сходства

5. Метод сбережения Э. Полная неспособность воспроизвести заученное не

может говорить о полном забывании. Надо применить метод повторного

заучивания, чтобы выявить сбережение упражнения. Вычисление абсолютного

сбережения: разница между числом проб в первом заучивании и при

повторном. Но важно относительное сбережение: отношение к числу проб в

первоначальном заучивании.

Бартлетт: описание сюжетной картины – изучение процесса селективности

памяти. Активное изменение х-ра изображения + активное дополнение –

конструктивный процесс. Влияние личностных установок.

- общее упрощение рассказа. Наиболее неустойчивы: расположение предметов,

цвета, сулчайные детали

- нормализация алогичных деталей.

20. Когнитивная психология памяти

Центральное понятие – переработка инфо

1) поэтапность переработки

2) ограниченная емкость всех систем

3) последовательное преобразование инфо в ходе переработки: различные формы

представления инфо в различных системах памяти

Основные когнитивные процессы:

1. Кодирование – введение в систему

- зрительное

- слуховое

- артикуляционное

- семантическое

2. Хранение

Емкость: пространственная и временная

3. Извлечение

3 осн. регистра памяти:

1) сенсорный регистр – непосредственный отпечаток: длит 0.1 – 0.5 сек

2) кратковременная – удерживает селективную инфо. Осн мех-м – повторение.

20 сек. Емкость7+-2 ед.

3) долговременная – неограниченная емкость, длит-ть хранения, сложная

система кодирования.

1. Сенсорный регистр

Сохранение данных органов чувств: иконическая 2 с, эхоическая 2-4 с.

Хранение без предварительной переработки – избыточная инфо (материал для

селекции).

Эксп-т Сперлинга: матрица из 12 эл-тов, воспроизводится 4-5. Если неполный

объем (частичный отчет), а по отдельным ячейкам – полное воспроизведение. С

временной задержкой – распад образа.

Извлечение: параллельное считывание.

Эффект приставки: ухудшает припоминание.

Эффект модальности: лучше запоминается слышимая инфо.

2. Кратковременная

В процессе введения зрительной инфо в КП, она переходит в акустическую

форму. Для ДП нужна единая форма кодирования: подготовка логической инфо в

словесной, акустической форме.

Структурирование инфо в КП: одновременность предъявления инфо и наличие

родства эл-тов.

Познер: ряды проб АА Аа Аб – надо сравнить буквы. Замеры времени реакции

(ВР). АА лучше – зрительное кодирование, Аа и Аб – добавление вербального.

Удлинение интервала до 2сек + первая буква исчезает с экрана: нет разницы в

ВР. Это доказывает хранение зрит инфо. Она хранится именно в КП

(пребъявление узорчатого поля в промежутке не стирало иконический след

буквы).

Повторение:

- обеспечивает удержание материала в КП

- способствует его переводу в ДП

1954 Петерсоны: запомнить 3 буквы и воспроизвести через 18 сек. В

промежутке – обратный счет тройками: не могли запомнить буквы (нет

повторения).

Забывание:

- интерференция – введение новых единиц. Левин: забывание легче, когда деят-

ть близка к замещаемой.

- стирание во времени

Оба взаимосвязаны. Эксп-т: предъявление ряда букв для запоминания, затем

сложная задача, проверка букв через 30 сек. Цель: избежать повторения и

интерференции. Отличное сохранение материала (т.к. нет интерференции). Но:

память становится хрупкой, и даже незначительная инт-я ее разрушает.

Стернберг: наборы стимулов, контрольный – есть/нет в списке. 2 стратегии

извлечения инфо: параллельное сканирование или последовательное. В

сенсорном регистре параллельное, а в КП последовательное (поиск-перебор).

Метод зонда: если зонд в начале ряда – плохое воспроизведение, в середине

50%, в конце 100%.

Эббингауз – эффект края.

Вопрос о семантическом кодировании в КП (связано с влиянием ДП):

Эксп-т Шуммана: список из 10 слов + 1 контрольное (то же или синоним).

Узнавание синонимов – семант.кодир-е.

Эксп-т Уикконса: лучше припоминаются семантически близкие слова.

Модель Аткинсона: 2 части КП

1) буфер повторения – нет семант кодир

2) рабочее пространство КП – смысловое структурирование (программируется

ДП)

3. Долговременная

Тульвинг:

1) семантическая память

- сетевые модели

- теоретико-множественные

- основанные на семантическом признаке

2) эпизодическая (кодирование контекстом, местом и временем)

1. Сетевые модели: сети понятий, связь – ассоциации. Основной метод:

проверка истинности утверждения (канарейка-птица и канарейка-рыба).

Значимо время реакции: феномен величины класса.

2. Каждый элемент входит в различные категории. Скорость определения

понятия зависит от кол-ва множеств, в кот. оно попадает (канарейка-птица,

курица-птица (еда, перья, яйца).

3. Понятия как набор признаков: существенные и несущественные. Вывод о

близости понятий – на основе общих признаков и по степени их важности.

Существенность сугубо индивидуальна.

Извлечение: отыскание наличного или построение утраченного – связано с

хранением.

Браун, Мак-Нейл – верчение на языке.

17. Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти.

Психология поведения: изучение моторной памяти. Формирование двигательного

навыка. Зависит от времени:

1. Научение – число повторений + оптимальное расстояние между пробами

2. Период без практики

3. Период возобновления навыка – критерий наличия памяти. Навык

сохраняется, т к отдельные движения образовали целостную стр-ру и начали

функционировать совместно: феномен совместного функционирования частей.

Память как ассоциация частей.

Моторный навык основан на врожденных мех-мах – дольше сохраняется.

Бернштейн: также изучал моторную память. Формирование навыка как решение

задач. С каждой новой пробой – преобразование составляющих частей навыка

(повторение без повторения). Двиг задача решается на разных уровнях (см

вопрос 20) – развертка фоновых уровней. Память – это не последоват-ть

событий, а решение задачи.

Ассоцианизм (см. 19)

Когнитивная (см 20)

Левин: связь решения мнемической задачи с деят-тью – мотивация.

Зейгарник: стр-ра деят-ти – удовлетворение квазипотребности

- изучение непроизвольного запоминания

- прерывание при приближении к цели

Биренбаум: память зависит от предъявления задачи

- подписи (забывание связано с разрушением целевой ср-ры действия)

- содержательное внутреннее замещение (нарисовать монограмму=поставить

подпись - внутреннее сходство)

- косвенное замещение (помнить о намерении)

Деятельностный подход: Зинченко – завис-ть непроизвольного запоминания от

места в стр-ре деят-ти.

Эксп-т: карточки с картинками и номерами.

Дети и взрослые – арифметические задачи: дети лучше запоминают числа, т к

для них это уровень действий.

Смирнов: запоминание по дороге на работу (препятствия – действия).

18. Развитие памяти.

Натуральная память (прапамять):

1. Это память-восприятие (эйдетическая)

2. Связана с движением: четкая последоват-ть операций

3. Связь с аффектом – не смысловая

Переход к языку – от комплекса к понятию – знаку (ВПФ): переход к схеме

(выделение общих признаков и их соотнесение), причинно-следственные связи,

знак и предмет не зависят др от др.

Социальное развитие памяти:

Выготский: соц развитие памяти по линии опосредствования: выработка

приемов. У р-ка и примитива память есть центральная ф-я

(мыслить=вспоминать, т.е опираться на прежний опыт). Переход к социальной –

3 процесса:

1) изменение внутр стр-ры, мех-ма памяти – опосредств

2) изменяется функциональный состав операций памяти

3) изменение межфункциональных отношений – память из суперфункции

становится лишь одним из условий псих развития. Переход от комплексов к

абстрактным понятиям: для подростка вспоминать=мыслить.

Леонтьев: попытки овладеть натуральной – создание ср-в запоминания

(узелковое письмо – еще требует расшифровки). Совершенствование ср-в

памяти:

1) развитие внешних форм запоминания – письменности

2) редукция внешней формы и создание знаковых систем (развитие логической

памяти)

Опыт Леонтьева с опосредствованным запоминанием (параллелограмм развития

запоминания).

Первоначально основной объект социализации не сохранение, а своевременное

воспроизведение:

1. постепенное продвижение от воспроизведения к запоминанию

2. от исключительно совместной деят-ти к ф-ии саморегуляции

3. ситуативное освобождение памяти от случайных событий

4. иррадиация процессов запоминания на процессы забывания.

Разделение памяти:

1. непосредственная (непроизвольная)

- мотивац значимость

- экстремальность

- новизна

2. опосредованная (произвольная)

- сознательное намерение

- мнемическая направленность

Смирнов: непроизвольная память связана с неосозн уст-ками на запоминание

(включение в основное русло деят-ти – приход на работу). Мысли запоминаются

хуже, лучше действия. Особенно – что мешало + странное, необычное.

5 мнемических установок (произвольное запоминание):

1) на полноту запоминания

2) точность воспроизведения

3) прочность (по времени)

4) последовательность

5) своевременность

Источники направленности:

- цели

- направленность на качество

- условия

- индивид кач-ва личности (способности, привычки, интерес, возраст)

- особ-ти материала (объем, плотность, сложность, своеобразие)

Истомина: дети – магазин (в игре лучше)

Зинченко: ряд слов - придумать парное по смыслу или по начальной букве.

Различные мотивы: игра или проверка способностей. У дошк-в – лучше в игре,

у шк-в – второе. По нач букве – нет различий (мотивация здесь не играет

роли).

Опыт с карточками: картинка и цифра, 3 группы – дош, шк и взрослые.

Запоминается объект, связанный с основным заданием.

Выводы:

- цифры запомин хуже картинок

- лучше основной материал

- для взрослых – понимжение мотивации

- снижение запоминания фонового стимула с возрастом (трудность

переключения)

21. Определение и основные свойства внимания. Виды внимания. (+22, 23)

В. как особый псих. процесс или аспект любой деят-ти?

Критерии внимания:

1) феноменальный – ясность и отчетливость любого содержания сознания

2) продуктивный – повышение качества любой деят-ти

3) мнемический (побочный мнемо эффект)

4) адаптивный

5) селективность деят-ти как рез-т В.

Внимание включается в любую деятельность. Тесная связь с сознанием.

2 подхода:

1. структурный – Вундт и Титченер

2. функциональный – Джемс

1. Вундт: внимание – центральная область поля сознания. Это состояние

ясного и отчетливого восприятия. Процесс – апперцепция. Связано с

переживанием чувства активности (мышечное напряжение).

В. сущ-т как самостоятельная сущность.

Титченер: В. есть св-во сознания – сенсорная ясность (нет самостоятельной

сущности).

Свойства внимания:

- объем – от 3 до 6 элементов

- направленность (фокусная точка), распределение В.

- высота волны – степень внимания (уровневая стр-ра).

- динамика во времени (колебания, устойчивость)

2 стадии развития:

1) первичное (непроизвольное, непосредственное) – вызывается новизной,

неожиданностью стимула

2) вторичное – борьба с отвлекающими ф-рами – волевой акт

3) производное первичное внимание – связь с сознательной целью, не требует

волевого усилия

2. Джемс: В. есть направленность потока сознания. Связано с:

- избирательностью потока (селекция)

- сосредоточенностью (возм-ть удержания материала в сознании)

«Вечеринка с коктейлем» - много потоков инфо. Внимание как психотелесное

явление (приспособительные движения органов чувств), гл.ф-я –

упорядоченность. Преперцепция – преднастройка к восприятию объекта: лучше

воспринимается ожидаемое и лучше видится привычное.

Физиологические условия В:

- приспособление органов чувств

- идеационное возбуждение центра

2 источника В: личный интерес и прошлый опыт. Связано с волей (выбор).

Виды В.:

1) чувственное

2) интеллектуальное

3) непосредственное

4) опосредованное (апперцептивное)

5) пассивное, непроизвольное

6) активное, произвольное – требует усилий

Рибо: внимание всегда изучается в контексте (культурное развитие). В. – это

неестественный процесс, задержка, сопровождается усилием – непрочность.

Естествен полиидеизм (множественность состояний сознания), В. есть

относительный моноидеизм. В социуме: связь с другими людьми, воспитание В.

через преобразование мотивации. Развитие В. связано с возможностью

управления движением – контроль и коррекция (ср.Ланге). В. не существует

как чисто внутреннее явление – психофизиологическое состояние.

2 формы В.:

- непроизвольное естественное: животные дети. Вызывается аффектом.

- произвольное искусственное (продукт цивилизации - дрессировка).

Искусственно сделать привлекательным то, что по природе непривлекательно.

3 периода развития В:

1) естественные эмоц состояния (страх, любознательность)

2) вторичные чувства - самолюбие, чувство долга

3) поддерживается привычкой

Ланге: В. есть целесообразная реакция организма - моментальное улучшение

условий восприятия. Это процесс усиления и изменения восприятия. В.

целесообразно.

Виды:

1) рефлективное – для лучшего восприятия раздражений

2) инстинктивное – любопытство и удивление

3) волевое – усиление интенсивности. Как? Моторная теория В. Активное

усиление силы воспоминания есть двигательный процесс. Механизм –

ассоциация.

Добрынин: типово-генетическая концепция. Развитие В. зависит от активности

личности.

Критерии: наличие усилия (цели) и средств.

Стадии развития внимания:

1) вынужденное (пассивное): новизна, сенсорная интенсивность, движение

объекта + привычка

2) активное – искусственное, социальное, связь с сознательными целями, акт

воли. Необх. воспитывать.

3) послепроизвольное внимание – связь с личностной активностью.

Гальперин: несогласие с взглядом на В. лишь как на сторону любой деят-ти,

кот не имеет своего сециф продукта (улучшение всякой деят-ти). В. как

отдельная форма психической деят-ти – внутренний контроль.

Любое действие состоит:

1) ориентировка

2) исполнение

3) контроль. По функции – это внимание. Действие контроля становится

умственным и сокращенным. Внимание – это интериоризованный контроль. Его

можно планомерно формировать (эксп-т Кобыльницкой).

Выготский: первоначальное В. – физиологический принцип доминанты (наличие

одного главенствующего очага возбуждения в нс) – образование усл.

рефлексов. 2 линии развития: натуральное и культурное.

Культурное – социальное формирование произвольного В. под влиянием внешних

стимулов-средств.

Эксперименты:

1. 2 чашки с крышкой – орех. На чашках метки (светло и темносерая). Р-к не

может из различить чашки до жеста эсп-та – это первое внешнее ср-во

развития В. Первоначальная ф-я речи – указание: слова направляют внимание

р-ка.

2. Игра: не называть 2-х цветов и не повторять один и тот же цвет дважды.

Трудно дошкольниками и даже детям 8-9 лет. Изменение условий: методика

двойной стимуляции – введение карточек с цветами. 2 ряда стимулов:

вопросы и карточки. Параллелограмм развития внимания: дошк-к не

использует стимулов-ср-в, школьник – лучше всего (особенно старшие).

Взрослые – нет (у них уже развит процесс внутреннего произвольного

внимания).

Смирнов и Зинченко: эксп-т с фоновым раздражителем. У детей неустойчивое В.

– переключение на фон: вмешательство непроизвольного (взаимодействие 2

типов). Направление: развитие устойчивости.

24. Исследование внимания в когнитивной психологии.

2 стороны В.: отбор (селекция) и сосредоточенность (внутреннее усилие).

Джемс: cocktail party: избирательность В. + распределение В (неотобранные

голоса потенц доступны – мониторинг событий во внешней и внутренней среде).

Черри (1953): бинауральное и дихотическое прослушивание. 2 сообщения:

релевантное и нерелевантное. Инструкция варьируется: прислушиваться к

одному (релевантному) сообщению, голосу, обнаружение целевых слов.

Варьирование физических х-к стимула и семантических (тема, язык,

синтаксис).

2 вопроса:

1. по каким данным происходит отбор инфо

2. что происходит с неотобранными сообщениями

1) бинауральное – проза, один диктор, релевантное чуть раньше нерелев.

Итог: затруднение восприятия релев. сообщ. Роль физических признаков

стимуляции в процессе селекции (направление, инт-ть, высота звука).

Газетные штампы – смешивание.

2) дихотическое: непрерывный отчет (shadowing). Вопрос о нерелевантном.

Итог: только грубые физические признаки (тон, смена голоса, но не

содержание).

Модели ранней селекции Бродбент (1957)

Селекция происходит рано на стадии сенсорного анализа стимуляции: фильтр

(внимание) блокирует нерелев источник инфо. Отбор релев – на основании

физических признаков. Нерелев хранится на стадии S (хранилище) неск.сек.

Опыты на расщепленный объем памяти (цифры на разные уши): лучше поканальный

отчет, а не реальная последовательность предъявлений.

Схема потока информации:

Инфо – сенсорная система – кратковременное хранилище – фильтр – канал

ограниченной емкости – ситсема ответа и/или долговременное хранилище.

1 этап: одновременная переработка всей входящей инфо (ок 2 с). Анализ –

выделение физ признаков

2 этап: обработка в сист-ме огранич емкости (фильтр защищает ее от

перегрузки – только 1 канал). Опознанная инфо идет далее или возвр-ся на

фильтр для новой обработки.

Недостатки:

1) не объясняет возможность разделения сообщения с идентичными физическими

признаками

2) не об-т прорыв с нерелевантного канала: эксп-т Морэя с именем

испытуемого (выполнение приказа)

3) при возм-ти семант связи связывание идет не по физическим признакам.

Энн Трейсман (1966)

1) Дихотическое пред-е одного текста со сдвигом в неск сек. Надо вторить

релевантному. Сдвиг 10 сек – нерелев не улавливается. 5-6 сек – узнавание

идентичности. Чтение разными дикторами и на разных языках – тоже. Вывод:

сообщения сравниваются на поздней стадии (выделение значений слов).

2) Вторение текста по рел, игнорировать нерелев. В середину пробы –

неожиданно меняются местами. Вторжение 1-2 слов, идущих по нерелев каналу

(отбор по семантич признакам).

Модель аттенюатора:

Релев и нерелев сооб-я поступают на фильтр, который только ослабляет

интенсивность нерелев и свободно пропускает релев. Обе стимуляции могут

быть далее переработаны до анализа значения.

Селекция на стадии восприятия: каждое слово хранится в ДП в виде словарной

единицы. Опознание слова в стимуле – активация словарной единицы – она

вспыхивает, понижая пороги связанных с ней единиц (предвосхищающая

настройка). У разных слов разные пороги (имя, сигнал опасности – низкий,

табу – высокий). Перцептивная защита: стойкое повышение порога (угроза,

нецензурные слова).

Эксп-ты с бинауральным прослушиванием, чтение одним голосом. Легче если

нерелев текст научный или на другом языке или другим голосом – меньше

интерференция.

Сходство с Бродбентом:

- селекция нужна для предотвращения перегрузки системы восприятия

- происходит главным образом на ранней стадии

- происходит путем фильтрации.

Модели поздней селекции: Дойч (1963)

Гипотеза: селекция происходит на стадии осознания и принятия решения (после

семантической обработки). Единство физ и семант признаков. Каждый сигнал

перерабатывается полностью. На опознание канала как релев влияют: прошлый

опыт, инструкция, контекст, мотивация. Важно быстро отобрать наиболее

значимый сигнал. Переход его на след стадию переработки зависит от общей

активации ЦНС.

Модель Нормана:

Решающая роль прошлого опыта в оценке релевантности инфо. Связь внимания с

памятью.

Стимуляция – первичная автоматич переработка (в органах чувств) –

извлечение сенсорных признаков сигналов – идентификация с содержанием

памяти (поиск в словаре – семантическая обработка) - селекция: отбор

сигнала, кот. максимально соотв-т образу памяти – дальнейшая переработка

(внимание).

20. Самосознание

Органические предпосылки – необходимы. Соц среда – источник развития.

Движущая сила – внутренние противоречия (Выготский, Эриксон).

Гуманизм: личность развивается всю жизнь, но неравномерно.

Психоанализ: четкие фиксированные стадии – прямая развития

Эльконин, Леонтьев: скачкообразный х-р развития, стабильные и критичные

Жане: формирование личности есть цепь приобретений (новообразований)

Социальность психики - в приобретении социального опыта (подражание, взятие

ролей).

Приобретения в 3-х сферах:

1. Деятельность (расширение каталога, иерархизация, приобретение личностных

смыслов)

2. Общение (расширение, углубление связей)

3. Самосознание: сознательный (самоотношение) и б/с компоненты

Выготский, Рубинштейн: самосознание – этап в развитии сознания.

1) овладение собственным телом – произвольные движения

2) ходьба – относительная самостоят-ть. Самосознание через познание

других людей

3) развитие речи – воздействие на мир

Осознание собственного своеобразия. Связь с самооценкой.

Бехтерев: самосознание – раньше сознания. Этапы:

1) физическое слияние человека и мира

2) дифференциация собственного тела и мира

3) познавательное слияние с миром (Пиаже) – эгоцентризм

4) децентрация в познавательной сфере

5) моральный эгоцентризм

6) развитие коммуник и эмпатических способностей

Феномены самосознания:

- рефлексия

- осознание своих мотивов

- самооценка (соотв-е соц ожиданиям)

- сознательное Я

- расхождение значения и смысла

- мотивационный конфликт

- самоощущение – базовая х-ка, не равно самооценке

Бернс: Я-концепция –совокупность всех представлений человека о себе,

сопряженная с их оценкой:

1) образ Я (описательная часть) - убеждение

2) оценочная (самооценка) – эмоция. Субъективность (стереотипы + ценности

группы)

3) конкретные действия (может ограничиваться обществом)

Самооценка не постоянна – личностное суждение о собственной ценности.

Факторы:

1. сопоставление образа реального Я и идеального Я

2. интериоризация социальных реакций на индивида

3. оценка через призму идентичности.

Роль Я-концепции:

1) способ достижения внутр согласованности (устранение когнит дис-са, может

быть невротич)

2) определяет интерпретацию опыта (фильтр)

3) является источником ожиданий (самореализующееся пророчество)

Эриксон: развитие личности есть путь к развитию идентичности. Идентичность

есть сущность Я.

База для идентичности – формируется в подростковом возрасте:

- доверие к миру

- автономия, воля

- целенаправленность

- умелость, компетентность

Кто я есть? Выбор между идентичностю и смешением идентичности: интеграция в

единую стр-ру разных образов Я. Идентичность:

1) установление тождественности самому себе

2) интеграция в единую целост-ть разных представлений о себе – чувство

конгруэнтности

3) признание значимыми другими моей идентичности (группы сверстников)

Важность идеологической ритуализации: мост между воображаемым миром и миром

реальным.

- обеспечение перспективы будущего

- коллективное экспериментирование

- этническая идентичность – образ мира

- формирование адекватной сексуальной роли

- профессиональное самоопределение

- освобождение от авторитета родителей, навыки лидерства

Механизмы достижения идентичности:

1. Ролевое экспериментирование

2. Механизм ролевого моратория

4 статуса идентичности (сделан ли выбор, пережит ли кризис):

1) Предрешенная - в авторитарном обществе

2) реализованная

3) диффузная – пофигизм: застенчивость или негативизм (деструктивные

новообразования)

4) мораторий – актуальный кризис

Самосознание – совок-ть псих процессов, посредством которых субъект деят-ти

осознает себя как такового.

Критерии:

1. природные – выделение себя из окр серды

2. социальные – сравнение себя с другими

3. личностные – рефлексия – осозание собственных переживаний, своих мотивов

Стадии развития самосознания:

|Критерий |Самопознание |Самоотношение |

|Природный |Построение схемы собств |Самочувствие: |

| |тела |комфорт/дискофорт |

|Социальный |Построение образа Я |Самоуважение, |

| |(самовосприятие) |самопринятие, |

| | |саморегуляция |

|Культурный |Построение Я-концепции |Самооценка (понимание |

| | |своего реального Я). |

Осознание расстояния между реальным и идеальным я – условия для

самоактуализации.

Социальная позиция – объективное место в общественной организации, которое

может занять человек (зависит от устройства со условий). Виды:

долговременные и кратковременные. Предполагает дополнительную позицию

(каждый чел-к совмещает несколько – возможен конфликт) + наличие спец

общественных институтов (нормы – ориентиры). Обряд инициации.

Социальные ожидания – требование к человеку, кот занимает социальную

позицию. 3 вида:

1. наличие внутренних убеждений, ценностей, установок (принципы)

2. наличие технологических знаний и умений

3. наличие способов общения и правил их применения

Социальная роль – это совок-ть присвоенных соц ожиданий; психологический

эквивалент соц позиции. Роль – это резерв развития позиции + испытание ее.

Мех-мы присвоения ролей:

1. Социальное научение

2. Самокатегоризация

3. Эмоциональная идентификация (с конкретным лицом)

Стадии присвоения ролей:

1. Ориентационный период – ввыбор образца для подражания.

2. Имитационный – полное подражание

3. Трансформационный – освоение роли и изменение отношения к образцу

Личность

Рубинштейн: субъект есть внутренне условие деять-ти:

- активность

- развитие и саморазвитие

- внутренние противоречия

1. Природный – приспособление

2. Социальный – присвоение

3. Культурный – преобразование опыта, ответственный за решение собственных

проблем

Личность – 3 варианта:

1) в широком смысле – индивидуальность

2) личность - социальный феномен (Адлер)

3) личность – культурный феномен (Юнг)

Юнг: изначальная социальность человека. Душа и тело неразделимы.

1) содержание личного б/с (рез-т процесса индивидуации):

- воспоминания, комплексы

- слабые по энергии псих содержания

- остатки инстинктивной жизни

- содержания, несовместимые с сознание

3) коллективное б/с – свок-ть универсальных личностных проблем. Единица –

архетип.

Символ – глубокая вода:

- общее у разных людей

- принадлежащее всему чел-ву

- врожденные идеи, архетипы: врожденные б/с представления

Личность: маска (соц имидж) – Я – тень. Интллект ограничен – роль интуиции.

Джемс: полноразвитая личность:

1. Материальное (физическое, биологическое) Я: все то, с чем субъект себя

идентифицирует

2. Социальное Я (Я для других) субъект взаимодействия. Совок-ть социальных

стереотипов. Привычные способы решения проблем. Человек как знаковое

существо

3. Духовное Я – источник личностной активности, воли – выходит за пределы

науки.

Концепции личности:

1. биологизаторская (Фрейд) и социологическая (Жане, Леви-Брюль).

Противорчение между 2 сферами психики: социализированной и несоциализ.

2. Гоместатические и антигомеостатические

Психоанализ: неполноразвитая личность. Факторы развития личности:

1) энергетический источник изнутри – влечения

2) раздражения извне – негативная природа: конфликт с обществом

3) внутренний конфликт

4) психо-сексуальное развитие

Происходит приспособление (адаптация поведения), формирование Сверх-Я.

Между ним и б/с – конфликт.

Гуманистическая:

Маслоу: потребность в самоактуализации естественная и существенная для

человека. Природные потр-ти дб управляемы. Концепция личностного здоровья.

Условие познания себя – это познание другого (эмпатия).Человек является

тем, каким себя представляет.

Роджерс: самооценка (понимание реального Я). Может быт адекватной и

неадекватной. 3 вида знания: суб, объективное и межличностное (только в

контакте с другим) – зеркало. Идеальное Я – представление о ближайших

возможностях своего развития.

Мышление в бихевиоризме:

Мышление есть поведение, двигательная активность. Это речь при скрытых

мускульных движениях. При думании работает вя телесная организация

индивида. Активность выражается:

1. в скрытой деят-ти рук

2. скрытые речевые движения

3. скрытые эмоциональные реакции

Мышление может быть: кинестетическим, вербальным или висцеральным

(эмоциональным) (при заторможенности 1 или 2 доминирует 3). Весь организм

вовлекается в процесс мышления. Мы могли бы мыслить, если бы не имели слов.

Мы думаем всем телом. Но речевые реакции обычно доминируют. Значит,

мышление есть беззвучная речь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты