Общая психология
3. Стадия социализированного мышления
Развитие интеллекта (Пиаже):
2 части: практический интеллект и операциональный.
|Практический |Операциональный |
|Сенсомоторный |Дооперациональный |Конкретные |Формальные |
| |(наглядно-интуитивное) |операции |операции |
| |до 7-8 лет | | |
|До появления |Символическ|Интуитивные|7-12 лет |11-18 лет |
|речи |ие схемы | | | |
|0-2 года | |схемы | | |
|- |Синкрет |Комплекс |Потенциальные |Истинные понятия|
| | | |понятия |(научные) |
| | | |(житейские) | |
1. Сенсомоторный – от рождения до речи. Координация восприятия и моторики
(роль движения – см. ранее).
Тотальный эгоцентризм р-ка. Объекты не наделены постоянными качествами,
локализация связана с местом предшествующего успешного действия. К концу
периода – отделение своего я от вещей. Тенеденция к обратимости и
сохранению.
|Стадии развития |Содержание |Функция |Возможность |
| | | |развития |
|Первичные круговые|Наличие врожденных|Ассимиляция: |Необходимость |
|реакции |схем действия, их |отработка готовых |учета свойств |
|0-4 мес |распространение на|схем, расширение |новых объектов – |
| |новые объекты |области их |изменение схем |
| |(сосание) |применения |действия |
|Вторичные |Связь движения с |Пассивная |Возникновение |
|4-8 мес |перцептивной |аккомодация (учет |сенсомоторных |
| |активностью – |св-в без их |понятий |
| |сочетание |осознания, нет |Исследовательская |
| |сенсорики и |осознания |активность. |
| |моторики (дергание|причинно-следствен| |
| |погремушки). |ных связей). Схема| |
| |Разделение цели и |объекта | |
| |средства. |определяется через| |
| | |схему действия: с | |
| | |объектом можно | |
| | |действовать | |
| | |по-разному. | |
|Третичные |Исследовательские |Активная |Полное образное |
|8-18 мес |действия с |аккомодация |представление |
| |объектом |(осознание |объекта |
| |(бросание, |причинно-следствен| |
| |разламывание). |ных связей) – | |
| |Изменение действия|уподобление | |
| |– слежение за |движения объекту. | |
| |результатом. |Появление схемы | |
| | |объекта в рез-те | |
| | |действий с ним. | |
Появление операционального: возникновение речи – ЗНАК вместо образа.
|Сенсомоторный интеллект |Операциональный |
|Последовательно развернут во времени |Симультанное, целостное представление|
|Направленность на результат, успех |Возможность интереса к процессу, |
|действия |форме мышления |
|Хронотоп: происходит в реальном |Расширение хронотопа: взаимодействие |
|времени |с возможным опытом |
2. Дооперациональная стадия
На этой стадии появляется речь, но у р-ка еще нет понятий. Поэтому для него
слово еще не является знаком (произволен и конвенционален), но символом
(сходство с замещаемым предметом). Сначала возникают индивидуальные
символы, затем – усвоение знаков из социума. Первые схемы интеллекта –
символические.
Мышление еще находится в плену у восприятия: наглядность необходима ля
представления мира. Место логических операций – интуиция.
|Когнитивные схемы |Содержание |Функции |Возможность |
| | | |развития |
|Символические |Синкретическое |Ассимиляция |Разрушение |
|2-4 года |обобщение |сенсомоторных схем|синкрета |
| |(познавательный | | |
| |эгоцентризм, | | |
| |непроницаемость | | |
| |для опыта) | | |
|Интуитивные |Подражание |Пассивная |Подражание |
|4-7 лет |логическим |аккомодация |рассуждениям |
| |операциям | |взрослого, но без |
| |(трансдукция – от | |принятия его т.з. |
| |частного к | |(эгоцентрическая |
| |частному) | |речь – иллюзия |
| | | |понимания) |
|Операциональные |Сопоставление и |Активная |Децентрация |
| |координация разных|аккомодация | |
| |частных св-в | | |
Слово относится р-ком не к объекту, а ко всем ситуациям действия с этим
объектом + эмоц отношение, возм-ть действий с ним. Первые слова –
глобальные неупорядоченные обобщения (синкреты).
Аутизм ребенка. Далее – необходимость в общении – социализация, разрушение
синкрета.
3. Конкретные операции
Овладаение принципом сохранения (тесты Пиаже). Обратимость мышления:
возможность вновь вернуться к исходному расположению предметов за счет
обращения движений. Тесная связь с конкретными предметами.
Формирование операций:
- классификация
- сериация (упорядочивание по изменению свойства)
- мультипликация (одновременно 1 и 2)
|Конкретные операции |Формальные операции |
|Могут возникать спонтанно из |Только путем обучения. Конечный этап |
|повседневного опыта |социализации. |
|Зависит от материала |Независимость от материала – чистые |
| |операции 2-го порядка (логические) |
|Ограниченность реальной ситуацией |Расширение пространсва: |
| |гипотетико-дедуктивные рассуждения. |
| |Гипотеза о будущем, возможном опыте |
|Достоверны эмпирически |Достоверны логически |
4. Формальные операции
Полная обратимость мышления, логическое рассуждение, манипулирование не
предметами, а идеями. Размышление над операциями. Комбинаторика.
16. Определение памяти. Классификации видов памяти. Типы памяти.
Сохранение прошлого опыта, следов взаимодействия. Появляется в неживой
природе. Мнемофункция – генетически первичная форма психики.
Виды памяти:
1. Классическое деление (уровни, стадии развития) Жане:
- моторная (привычка Уотсон)
- аффективная (Рибо)
- образная (Аристотель)
- логическая (память-рассказ Жане)
В такой последоват-ти в онтогенезе и филогенезе. Образная есть у животных,
моторная и аф-я – даже у червей. Моторная – у простейших.
Но: моторная и эмоц слиты в онтогенезе + слитность с мышлением и
восприятием (для р-ка думать есть вспоминать).
Исследования патологии памяти:
- утрата впечатлений в обратном порядке по отн к запоминанию (Рибо)
- аффективные исчезают медленнее, чем интеллектуальные (эксп-т Корсакова)
- дольше всего сохр автоматизмы и навыки
Корсаков: забытое сохраняет след в б/с. Распад памяти – фрагментарный
процесс (не равен развитию).
Фрейд: мотивированное неосознаваемое забывание
2. Бергсон: привычка и воображение.
Различаются по мех-му запоминания (повторение через упражнения и
одномоментное запечатление). Это разные формы опыта. Привычка не связана
со временем, а память-образ – автобиографична.
3. Жане: реминисценция и рассказ. Память есть акт социальный (один чел-к в
ней не нуждается!) Память начинается с перессказа другому.
|Реминисценция |Рассказ |
|Длительность |Краткость |
|Несоотв-е новым обст-вам |Приспособление к обст-вам |
|Неизменность |Возможность изменений |
|Несоциальное поведение |Социальное |
|Бесполезность |Полезность |
|Полное восстановление при наличии |Неполное восстановление |
|одного из сопровождавших обст-в | |
4. Когнитивная псих-я: по способу хранения инфо – регистры:
- сенсорный (иконическая и эхоическая)
- кратковременная
- долговременная
Акт памяти – 3 фазы (Флорес):
1) фаза запоминания
- способ запечатления
- х-р материала
2) фаза сохранения
- активный х-р
- непрерывный
- с разной скоростью в разных системах
3) фаза реактивации усвоенного, воспроизведение
- активное
- непроизвольное (ассоциации)
- узнавание
3 категории мнемических процессов:
- процесс воспоминания (воспроизведение, сообщение о событиях)
- узнавание (идентификация объекта)
- повторное заучивание
Факторы забывания:
1. стирание временем
2. интерференция
3. мотивационное забывание – вытеснение
4. в связи с завершением действия – Левин
19. Основные методы, факты и закономерности классической психологии памяти.
Ассоцианизм – Эббингауз
Общий закон ассоциаций: воспроизведение пережитых содержаний при близости
элементов (по сходству, по контрасту, простр связанность, одновременность).
Память - образование и сохр ас-й и их воспроизведение. Э. изучает
чистую=речедвигательную память (независимую от смыслов!) – бессмысленные
слоги.
Особенности:
- изучение общей мнемической способности
- произвольное запоминание
- непосредственное
- нет учета активности субъекта
- вне взаимосвязи с мотивацей, интересом, деятельностью
Память зависит от 2 факторов:
1) временной режим
2) от материала
Рез-ты эксп-тов Эббингауза:
- значение повторений
- значение абсолютного места членов ряда (начало и конец) – эффект края.
Фуко: это рез-т 2 процессов торможения: прогрессивного и регрессивного.
- кривая забывания: с отрицательным ускорением (через 1 час – забыто 60%,
через 48 – 80%, через 144 часа – плато). Пьерон 1913 г. – выявление фазы
сразу после заучивания, в течение которой не наблюдается изменений в
сохранении заученного.
- значение принадлежности к одному целому + осмысленность (стихи)
- степень однородности материала: фон Росторф (цифры и слоги)
- распределение повторений: 30 повторений в один день и разделение на 3
дня. Большая эф-ть во втором случае. Йост: это связано с установлением
ассоциаций – во 2-м случае актуализируются старые. Закон Йоста: из 2
ассоциаций одинаковой силы, из кот одна более старая, при послед
повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация.. Трэвис:
оптимальные перерывы (10 мин) и продолж-ть упражнений (2 в день)
- внимание и интерес (странно звучащие слоги)
- сон останавливает резкое забывание (нет интерференции)
- слишком сильная мотивация – ухудшение памяти
Исчезание ассоциации:
1) сначала неточность возрастает, затем неизменна (отнесение к категории)
2) ослабление ассоц связи (меньше в осмысленных вещах – стихи)
Интерференция: ретроактивная (последующий материал мешает сохранению).
Реминисценция – улучшение воспроизведения через 2-3 дня без доп упражнений
(феномен Бэлларда).
Методы исследования:
1. Метод заучивания Э. – чередование предъявлений и воспроизведений до
полного безошибочного воспроизведения (бессмысленные слоги, механическое
заучивание на основе повторения). Скорость заучивания – 2 показателя: кол-
во проб и время для полного заучивания.
2. Метод антиципации Э.: ряды материала, необх соблюсти порядок (время,
число проб, число прав ответов, число ошибок)
3. Метод парных ассоциаций
4. Метод узнавания Э.: расположение заучиваемого среди новых однородных эл-
тов. Труднее узнавать, чем больше новых стимулов и чем больше степень
сходства
5. Метод сбережения Э. Полная неспособность воспроизвести заученное не
может говорить о полном забывании. Надо применить метод повторного
заучивания, чтобы выявить сбережение упражнения. Вычисление абсолютного
сбережения: разница между числом проб в первом заучивании и при
повторном. Но важно относительное сбережение: отношение к числу проб в
первоначальном заучивании.
Бартлетт: описание сюжетной картины – изучение процесса селективности
памяти. Активное изменение х-ра изображения + активное дополнение –
конструктивный процесс. Влияние личностных установок.
- общее упрощение рассказа. Наиболее неустойчивы: расположение предметов,
цвета, сулчайные детали
- нормализация алогичных деталей.
20. Когнитивная психология памяти
Центральное понятие – переработка инфо
1) поэтапность переработки
2) ограниченная емкость всех систем
3) последовательное преобразование инфо в ходе переработки: различные формы
представления инфо в различных системах памяти
Основные когнитивные процессы:
1. Кодирование – введение в систему
- зрительное
- слуховое
- артикуляционное
- семантическое
2. Хранение
Емкость: пространственная и временная
3. Извлечение
3 осн. регистра памяти:
1) сенсорный регистр – непосредственный отпечаток: длит 0.1 – 0.5 сек
2) кратковременная – удерживает селективную инфо. Осн мех-м – повторение.
20 сек. Емкость7+-2 ед.
3) долговременная – неограниченная емкость, длит-ть хранения, сложная
система кодирования.
1. Сенсорный регистр
Сохранение данных органов чувств: иконическая 2 с, эхоическая 2-4 с.
Хранение без предварительной переработки – избыточная инфо (материал для
селекции).
Эксп-т Сперлинга: матрица из 12 эл-тов, воспроизводится 4-5. Если неполный
объем (частичный отчет), а по отдельным ячейкам – полное воспроизведение. С
временной задержкой – распад образа.
Извлечение: параллельное считывание.
Эффект приставки: ухудшает припоминание.
Эффект модальности: лучше запоминается слышимая инфо.
2. Кратковременная
В процессе введения зрительной инфо в КП, она переходит в акустическую
форму. Для ДП нужна единая форма кодирования: подготовка логической инфо в
словесной, акустической форме.
Структурирование инфо в КП: одновременность предъявления инфо и наличие
родства эл-тов.
Познер: ряды проб АА Аа Аб – надо сравнить буквы. Замеры времени реакции
(ВР). АА лучше – зрительное кодирование, Аа и Аб – добавление вербального.
Удлинение интервала до 2сек + первая буква исчезает с экрана: нет разницы в
ВР. Это доказывает хранение зрит инфо. Она хранится именно в КП
(пребъявление узорчатого поля в промежутке не стирало иконический след
буквы).
Повторение:
- обеспечивает удержание материала в КП
- способствует его переводу в ДП
1954 Петерсоны: запомнить 3 буквы и воспроизвести через 18 сек. В
промежутке – обратный счет тройками: не могли запомнить буквы (нет
повторения).
Забывание:
- интерференция – введение новых единиц. Левин: забывание легче, когда деят-
ть близка к замещаемой.
- стирание во времени
Оба взаимосвязаны. Эксп-т: предъявление ряда букв для запоминания, затем
сложная задача, проверка букв через 30 сек. Цель: избежать повторения и
интерференции. Отличное сохранение материала (т.к. нет интерференции). Но:
память становится хрупкой, и даже незначительная инт-я ее разрушает.
Стернберг: наборы стимулов, контрольный – есть/нет в списке. 2 стратегии
извлечения инфо: параллельное сканирование или последовательное. В
сенсорном регистре параллельное, а в КП последовательное (поиск-перебор).
Метод зонда: если зонд в начале ряда – плохое воспроизведение, в середине
50%, в конце 100%.
Эббингауз – эффект края.
Вопрос о семантическом кодировании в КП (связано с влиянием ДП):
Эксп-т Шуммана: список из 10 слов + 1 контрольное (то же или синоним).
Узнавание синонимов – семант.кодир-е.
Эксп-т Уикконса: лучше припоминаются семантически близкие слова.
Модель Аткинсона: 2 части КП
1) буфер повторения – нет семант кодир
2) рабочее пространство КП – смысловое структурирование (программируется
ДП)
3. Долговременная
Тульвинг:
1) семантическая память
- сетевые модели
- теоретико-множественные
- основанные на семантическом признаке
2) эпизодическая (кодирование контекстом, местом и временем)
1. Сетевые модели: сети понятий, связь – ассоциации. Основной метод:
проверка истинности утверждения (канарейка-птица и канарейка-рыба).
Значимо время реакции: феномен величины класса.
2. Каждый элемент входит в различные категории. Скорость определения
понятия зависит от кол-ва множеств, в кот. оно попадает (канарейка-птица,
курица-птица (еда, перья, яйца).
3. Понятия как набор признаков: существенные и несущественные. Вывод о
близости понятий – на основе общих признаков и по степени их важности.
Существенность сугубо индивидуальна.
Извлечение: отыскание наличного или построение утраченного – связано с
хранением.
Браун, Мак-Нейл – верчение на языке.
17. Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти.
Психология поведения: изучение моторной памяти. Формирование двигательного
навыка. Зависит от времени:
1. Научение – число повторений + оптимальное расстояние между пробами
2. Период без практики
3. Период возобновления навыка – критерий наличия памяти. Навык
сохраняется, т к отдельные движения образовали целостную стр-ру и начали
функционировать совместно: феномен совместного функционирования частей.
Память как ассоциация частей.
Моторный навык основан на врожденных мех-мах – дольше сохраняется.
Бернштейн: также изучал моторную память. Формирование навыка как решение
задач. С каждой новой пробой – преобразование составляющих частей навыка
(повторение без повторения). Двиг задача решается на разных уровнях (см
вопрос 20) – развертка фоновых уровней. Память – это не последоват-ть
событий, а решение задачи.
Ассоцианизм (см. 19)
Когнитивная (см 20)
Левин: связь решения мнемической задачи с деят-тью – мотивация.
Зейгарник: стр-ра деят-ти – удовлетворение квазипотребности
- изучение непроизвольного запоминания
- прерывание при приближении к цели
Биренбаум: память зависит от предъявления задачи
- подписи (забывание связано с разрушением целевой ср-ры действия)
- содержательное внутреннее замещение (нарисовать монограмму=поставить
подпись - внутреннее сходство)
- косвенное замещение (помнить о намерении)
Деятельностный подход: Зинченко – завис-ть непроизвольного запоминания от
места в стр-ре деят-ти.
Эксп-т: карточки с картинками и номерами.
Дети и взрослые – арифметические задачи: дети лучше запоминают числа, т к
для них это уровень действий.
Смирнов: запоминание по дороге на работу (препятствия – действия).
18. Развитие памяти.
Натуральная память (прапамять):
1. Это память-восприятие (эйдетическая)
2. Связана с движением: четкая последоват-ть операций
3. Связь с аффектом – не смысловая
Переход к языку – от комплекса к понятию – знаку (ВПФ): переход к схеме
(выделение общих признаков и их соотнесение), причинно-следственные связи,
знак и предмет не зависят др от др.
Социальное развитие памяти:
Выготский: соц развитие памяти по линии опосредствования: выработка
приемов. У р-ка и примитива память есть центральная ф-я
(мыслить=вспоминать, т.е опираться на прежний опыт). Переход к социальной –
3 процесса:
1) изменение внутр стр-ры, мех-ма памяти – опосредств
2) изменяется функциональный состав операций памяти
3) изменение межфункциональных отношений – память из суперфункции
становится лишь одним из условий псих развития. Переход от комплексов к
абстрактным понятиям: для подростка вспоминать=мыслить.
Леонтьев: попытки овладеть натуральной – создание ср-в запоминания
(узелковое письмо – еще требует расшифровки). Совершенствование ср-в
памяти:
1) развитие внешних форм запоминания – письменности
2) редукция внешней формы и создание знаковых систем (развитие логической
памяти)
Опыт Леонтьева с опосредствованным запоминанием (параллелограмм развития
запоминания).
Первоначально основной объект социализации не сохранение, а своевременное
воспроизведение:
1. постепенное продвижение от воспроизведения к запоминанию
2. от исключительно совместной деят-ти к ф-ии саморегуляции
3. ситуативное освобождение памяти от случайных событий
4. иррадиация процессов запоминания на процессы забывания.
Разделение памяти:
1. непосредственная (непроизвольная)
- мотивац значимость
- экстремальность
- новизна
2. опосредованная (произвольная)
- сознательное намерение
- мнемическая направленность
Смирнов: непроизвольная память связана с неосозн уст-ками на запоминание
(включение в основное русло деят-ти – приход на работу). Мысли запоминаются
хуже, лучше действия. Особенно – что мешало + странное, необычное.
5 мнемических установок (произвольное запоминание):
1) на полноту запоминания
2) точность воспроизведения
3) прочность (по времени)
4) последовательность
5) своевременность
Источники направленности:
- цели
- направленность на качество
- условия
- индивид кач-ва личности (способности, привычки, интерес, возраст)
- особ-ти материала (объем, плотность, сложность, своеобразие)
Истомина: дети – магазин (в игре лучше)
Зинченко: ряд слов - придумать парное по смыслу или по начальной букве.
Различные мотивы: игра или проверка способностей. У дошк-в – лучше в игре,
у шк-в – второе. По нач букве – нет различий (мотивация здесь не играет
роли).
Опыт с карточками: картинка и цифра, 3 группы – дош, шк и взрослые.
Запоминается объект, связанный с основным заданием.
Выводы:
- цифры запомин хуже картинок
- лучше основной материал
- для взрослых – понимжение мотивации
- снижение запоминания фонового стимула с возрастом (трудность
переключения)
21. Определение и основные свойства внимания. Виды внимания. (+22, 23)
В. как особый псих. процесс или аспект любой деят-ти?
Критерии внимания:
1) феноменальный – ясность и отчетливость любого содержания сознания
2) продуктивный – повышение качества любой деят-ти
3) мнемический (побочный мнемо эффект)
4) адаптивный
5) селективность деят-ти как рез-т В.
Внимание включается в любую деятельность. Тесная связь с сознанием.
2 подхода:
1. структурный – Вундт и Титченер
2. функциональный – Джемс
1. Вундт: внимание – центральная область поля сознания. Это состояние
ясного и отчетливого восприятия. Процесс – апперцепция. Связано с
переживанием чувства активности (мышечное напряжение).
В. сущ-т как самостоятельная сущность.
Титченер: В. есть св-во сознания – сенсорная ясность (нет самостоятельной
сущности).
Свойства внимания:
- объем – от 3 до 6 элементов
- направленность (фокусная точка), распределение В.
- высота волны – степень внимания (уровневая стр-ра).
- динамика во времени (колебания, устойчивость)
2 стадии развития:
1) первичное (непроизвольное, непосредственное) – вызывается новизной,
неожиданностью стимула
2) вторичное – борьба с отвлекающими ф-рами – волевой акт
3) производное первичное внимание – связь с сознательной целью, не требует
волевого усилия
2. Джемс: В. есть направленность потока сознания. Связано с:
- избирательностью потока (селекция)
- сосредоточенностью (возм-ть удержания материала в сознании)
«Вечеринка с коктейлем» - много потоков инфо. Внимание как психотелесное
явление (приспособительные движения органов чувств), гл.ф-я –
упорядоченность. Преперцепция – преднастройка к восприятию объекта: лучше
воспринимается ожидаемое и лучше видится привычное.
Физиологические условия В:
- приспособление органов чувств
- идеационное возбуждение центра
2 источника В: личный интерес и прошлый опыт. Связано с волей (выбор).
Виды В.:
1) чувственное
2) интеллектуальное
3) непосредственное
4) опосредованное (апперцептивное)
5) пассивное, непроизвольное
6) активное, произвольное – требует усилий
Рибо: внимание всегда изучается в контексте (культурное развитие). В. – это
неестественный процесс, задержка, сопровождается усилием – непрочность.
Естествен полиидеизм (множественность состояний сознания), В. есть
относительный моноидеизм. В социуме: связь с другими людьми, воспитание В.
через преобразование мотивации. Развитие В. связано с возможностью
управления движением – контроль и коррекция (ср.Ланге). В. не существует
как чисто внутреннее явление – психофизиологическое состояние.
2 формы В.:
- непроизвольное естественное: животные дети. Вызывается аффектом.
- произвольное искусственное (продукт цивилизации - дрессировка).
Искусственно сделать привлекательным то, что по природе непривлекательно.
3 периода развития В:
1) естественные эмоц состояния (страх, любознательность)
2) вторичные чувства - самолюбие, чувство долга
3) поддерживается привычкой
Ланге: В. есть целесообразная реакция организма - моментальное улучшение
условий восприятия. Это процесс усиления и изменения восприятия. В.
целесообразно.
Виды:
1) рефлективное – для лучшего восприятия раздражений
2) инстинктивное – любопытство и удивление
3) волевое – усиление интенсивности. Как? Моторная теория В. Активное
усиление силы воспоминания есть двигательный процесс. Механизм –
ассоциация.
Добрынин: типово-генетическая концепция. Развитие В. зависит от активности
личности.
Критерии: наличие усилия (цели) и средств.
Стадии развития внимания:
1) вынужденное (пассивное): новизна, сенсорная интенсивность, движение
объекта + привычка
2) активное – искусственное, социальное, связь с сознательными целями, акт
воли. Необх. воспитывать.
3) послепроизвольное внимание – связь с личностной активностью.
Гальперин: несогласие с взглядом на В. лишь как на сторону любой деят-ти,
кот не имеет своего сециф продукта (улучшение всякой деят-ти). В. как
отдельная форма психической деят-ти – внутренний контроль.
Любое действие состоит:
1) ориентировка
2) исполнение
3) контроль. По функции – это внимание. Действие контроля становится
умственным и сокращенным. Внимание – это интериоризованный контроль. Его
можно планомерно формировать (эксп-т Кобыльницкой).
Выготский: первоначальное В. – физиологический принцип доминанты (наличие
одного главенствующего очага возбуждения в нс) – образование усл.
рефлексов. 2 линии развития: натуральное и культурное.
Культурное – социальное формирование произвольного В. под влиянием внешних
стимулов-средств.
Эксперименты:
1. 2 чашки с крышкой – орех. На чашках метки (светло и темносерая). Р-к не
может из различить чашки до жеста эсп-та – это первое внешнее ср-во
развития В. Первоначальная ф-я речи – указание: слова направляют внимание
р-ка.
2. Игра: не называть 2-х цветов и не повторять один и тот же цвет дважды.
Трудно дошкольниками и даже детям 8-9 лет. Изменение условий: методика
двойной стимуляции – введение карточек с цветами. 2 ряда стимулов:
вопросы и карточки. Параллелограмм развития внимания: дошк-к не
использует стимулов-ср-в, школьник – лучше всего (особенно старшие).
Взрослые – нет (у них уже развит процесс внутреннего произвольного
внимания).
Смирнов и Зинченко: эксп-т с фоновым раздражителем. У детей неустойчивое В.
– переключение на фон: вмешательство непроизвольного (взаимодействие 2
типов). Направление: развитие устойчивости.
24. Исследование внимания в когнитивной психологии.
2 стороны В.: отбор (селекция) и сосредоточенность (внутреннее усилие).
Джемс: cocktail party: избирательность В. + распределение В (неотобранные
голоса потенц доступны – мониторинг событий во внешней и внутренней среде).
Черри (1953): бинауральное и дихотическое прослушивание. 2 сообщения:
релевантное и нерелевантное. Инструкция варьируется: прислушиваться к
одному (релевантному) сообщению, голосу, обнаружение целевых слов.
Варьирование физических х-к стимула и семантических (тема, язык,
синтаксис).
2 вопроса:
1. по каким данным происходит отбор инфо
2. что происходит с неотобранными сообщениями
1) бинауральное – проза, один диктор, релевантное чуть раньше нерелев.
Итог: затруднение восприятия релев. сообщ. Роль физических признаков
стимуляции в процессе селекции (направление, инт-ть, высота звука).
Газетные штампы – смешивание.
2) дихотическое: непрерывный отчет (shadowing). Вопрос о нерелевантном.
Итог: только грубые физические признаки (тон, смена голоса, но не
содержание).
Модели ранней селекции Бродбент (1957)
Селекция происходит рано на стадии сенсорного анализа стимуляции: фильтр
(внимание) блокирует нерелев источник инфо. Отбор релев – на основании
физических признаков. Нерелев хранится на стадии S (хранилище) неск.сек.
Опыты на расщепленный объем памяти (цифры на разные уши): лучше поканальный
отчет, а не реальная последовательность предъявлений.
Схема потока информации:
Инфо – сенсорная система – кратковременное хранилище – фильтр – канал
ограниченной емкости – ситсема ответа и/или долговременное хранилище.
1 этап: одновременная переработка всей входящей инфо (ок 2 с). Анализ –
выделение физ признаков
2 этап: обработка в сист-ме огранич емкости (фильтр защищает ее от
перегрузки – только 1 канал). Опознанная инфо идет далее или возвр-ся на
фильтр для новой обработки.
Недостатки:
1) не объясняет возможность разделения сообщения с идентичными физическими
признаками
2) не об-т прорыв с нерелевантного канала: эксп-т Морэя с именем
испытуемого (выполнение приказа)
3) при возм-ти семант связи связывание идет не по физическим признакам.
Энн Трейсман (1966)
1) Дихотическое пред-е одного текста со сдвигом в неск сек. Надо вторить
релевантному. Сдвиг 10 сек – нерелев не улавливается. 5-6 сек – узнавание
идентичности. Чтение разными дикторами и на разных языках – тоже. Вывод:
сообщения сравниваются на поздней стадии (выделение значений слов).
2) Вторение текста по рел, игнорировать нерелев. В середину пробы –
неожиданно меняются местами. Вторжение 1-2 слов, идущих по нерелев каналу
(отбор по семантич признакам).
Модель аттенюатора:
Релев и нерелев сооб-я поступают на фильтр, который только ослабляет
интенсивность нерелев и свободно пропускает релев. Обе стимуляции могут
быть далее переработаны до анализа значения.
Селекция на стадии восприятия: каждое слово хранится в ДП в виде словарной
единицы. Опознание слова в стимуле – активация словарной единицы – она
вспыхивает, понижая пороги связанных с ней единиц (предвосхищающая
настройка). У разных слов разные пороги (имя, сигнал опасности – низкий,
табу – высокий). Перцептивная защита: стойкое повышение порога (угроза,
нецензурные слова).
Эксп-ты с бинауральным прослушиванием, чтение одним голосом. Легче если
нерелев текст научный или на другом языке или другим голосом – меньше
интерференция.
Сходство с Бродбентом:
- селекция нужна для предотвращения перегрузки системы восприятия
- происходит главным образом на ранней стадии
- происходит путем фильтрации.
Модели поздней селекции: Дойч (1963)
Гипотеза: селекция происходит на стадии осознания и принятия решения (после
семантической обработки). Единство физ и семант признаков. Каждый сигнал
перерабатывается полностью. На опознание канала как релев влияют: прошлый
опыт, инструкция, контекст, мотивация. Важно быстро отобрать наиболее
значимый сигнал. Переход его на след стадию переработки зависит от общей
активации ЦНС.
Модель Нормана:
Решающая роль прошлого опыта в оценке релевантности инфо. Связь внимания с
памятью.
Стимуляция – первичная автоматич переработка (в органах чувств) –
извлечение сенсорных признаков сигналов – идентификация с содержанием
памяти (поиск в словаре – семантическая обработка) - селекция: отбор
сигнала, кот. максимально соотв-т образу памяти – дальнейшая переработка
(внимание).
20. Самосознание
Органические предпосылки – необходимы. Соц среда – источник развития.
Движущая сила – внутренние противоречия (Выготский, Эриксон).
Гуманизм: личность развивается всю жизнь, но неравномерно.
Психоанализ: четкие фиксированные стадии – прямая развития
Эльконин, Леонтьев: скачкообразный х-р развития, стабильные и критичные
Жане: формирование личности есть цепь приобретений (новообразований)
Социальность психики - в приобретении социального опыта (подражание, взятие
ролей).
Приобретения в 3-х сферах:
1. Деятельность (расширение каталога, иерархизация, приобретение личностных
смыслов)
2. Общение (расширение, углубление связей)
3. Самосознание: сознательный (самоотношение) и б/с компоненты
Выготский, Рубинштейн: самосознание – этап в развитии сознания.
1) овладение собственным телом – произвольные движения
2) ходьба – относительная самостоят-ть. Самосознание через познание
других людей
3) развитие речи – воздействие на мир
Осознание собственного своеобразия. Связь с самооценкой.
Бехтерев: самосознание – раньше сознания. Этапы:
1) физическое слияние человека и мира
2) дифференциация собственного тела и мира
3) познавательное слияние с миром (Пиаже) – эгоцентризм
4) децентрация в познавательной сфере
5) моральный эгоцентризм
6) развитие коммуник и эмпатических способностей
Феномены самосознания:
- рефлексия
- осознание своих мотивов
- самооценка (соотв-е соц ожиданиям)
- сознательное Я
- расхождение значения и смысла
- мотивационный конфликт
- самоощущение – базовая х-ка, не равно самооценке
Бернс: Я-концепция –совокупность всех представлений человека о себе,
сопряженная с их оценкой:
1) образ Я (описательная часть) - убеждение
2) оценочная (самооценка) – эмоция. Субъективность (стереотипы + ценности
группы)
3) конкретные действия (может ограничиваться обществом)
Самооценка не постоянна – личностное суждение о собственной ценности.
Факторы:
1. сопоставление образа реального Я и идеального Я
2. интериоризация социальных реакций на индивида
3. оценка через призму идентичности.
Роль Я-концепции:
1) способ достижения внутр согласованности (устранение когнит дис-са, может
быть невротич)
2) определяет интерпретацию опыта (фильтр)
3) является источником ожиданий (самореализующееся пророчество)
Эриксон: развитие личности есть путь к развитию идентичности. Идентичность
есть сущность Я.
База для идентичности – формируется в подростковом возрасте:
- доверие к миру
- автономия, воля
- целенаправленность
- умелость, компетентность
Кто я есть? Выбор между идентичностю и смешением идентичности: интеграция в
единую стр-ру разных образов Я. Идентичность:
1) установление тождественности самому себе
2) интеграция в единую целост-ть разных представлений о себе – чувство
конгруэнтности
3) признание значимыми другими моей идентичности (группы сверстников)
Важность идеологической ритуализации: мост между воображаемым миром и миром
реальным.
- обеспечение перспективы будущего
- коллективное экспериментирование
- этническая идентичность – образ мира
- формирование адекватной сексуальной роли
- профессиональное самоопределение
- освобождение от авторитета родителей, навыки лидерства
Механизмы достижения идентичности:
1. Ролевое экспериментирование
2. Механизм ролевого моратория
4 статуса идентичности (сделан ли выбор, пережит ли кризис):
1) Предрешенная - в авторитарном обществе
2) реализованная
3) диффузная – пофигизм: застенчивость или негативизм (деструктивные
новообразования)
4) мораторий – актуальный кризис
Самосознание – совок-ть псих процессов, посредством которых субъект деят-ти
осознает себя как такового.
Критерии:
1. природные – выделение себя из окр серды
2. социальные – сравнение себя с другими
3. личностные – рефлексия – осозание собственных переживаний, своих мотивов
Стадии развития самосознания:
|Критерий |Самопознание |Самоотношение |
|Природный |Построение схемы собств |Самочувствие: |
| |тела |комфорт/дискофорт |
|Социальный |Построение образа Я |Самоуважение, |
| |(самовосприятие) |самопринятие, |
| | |саморегуляция |
|Культурный |Построение Я-концепции |Самооценка (понимание |
| | |своего реального Я). |
Осознание расстояния между реальным и идеальным я – условия для
самоактуализации.
Социальная позиция – объективное место в общественной организации, которое
может занять человек (зависит от устройства со условий). Виды:
долговременные и кратковременные. Предполагает дополнительную позицию
(каждый чел-к совмещает несколько – возможен конфликт) + наличие спец
общественных институтов (нормы – ориентиры). Обряд инициации.
Социальные ожидания – требование к человеку, кот занимает социальную
позицию. 3 вида:
1. наличие внутренних убеждений, ценностей, установок (принципы)
2. наличие технологических знаний и умений
3. наличие способов общения и правил их применения
Социальная роль – это совок-ть присвоенных соц ожиданий; психологический
эквивалент соц позиции. Роль – это резерв развития позиции + испытание ее.
Мех-мы присвоения ролей:
1. Социальное научение
2. Самокатегоризация
3. Эмоциональная идентификация (с конкретным лицом)
Стадии присвоения ролей:
1. Ориентационный период – ввыбор образца для подражания.
2. Имитационный – полное подражание
3. Трансформационный – освоение роли и изменение отношения к образцу
Личность
Рубинштейн: субъект есть внутренне условие деять-ти:
- активность
- развитие и саморазвитие
- внутренние противоречия
1. Природный – приспособление
2. Социальный – присвоение
3. Культурный – преобразование опыта, ответственный за решение собственных
проблем
Личность – 3 варианта:
1) в широком смысле – индивидуальность
2) личность - социальный феномен (Адлер)
3) личность – культурный феномен (Юнг)
Юнг: изначальная социальность человека. Душа и тело неразделимы.
1) содержание личного б/с (рез-т процесса индивидуации):
- воспоминания, комплексы
- слабые по энергии псих содержания
- остатки инстинктивной жизни
- содержания, несовместимые с сознание
3) коллективное б/с – свок-ть универсальных личностных проблем. Единица –
архетип.
Символ – глубокая вода:
- общее у разных людей
- принадлежащее всему чел-ву
- врожденные идеи, архетипы: врожденные б/с представления
Личность: маска (соц имидж) – Я – тень. Интллект ограничен – роль интуиции.
Джемс: полноразвитая личность:
1. Материальное (физическое, биологическое) Я: все то, с чем субъект себя
идентифицирует
2. Социальное Я (Я для других) субъект взаимодействия. Совок-ть социальных
стереотипов. Привычные способы решения проблем. Человек как знаковое
существо
3. Духовное Я – источник личностной активности, воли – выходит за пределы
науки.
Концепции личности:
1. биологизаторская (Фрейд) и социологическая (Жане, Леви-Брюль).
Противорчение между 2 сферами психики: социализированной и несоциализ.
2. Гоместатические и антигомеостатические
Психоанализ: неполноразвитая личность. Факторы развития личности:
1) энергетический источник изнутри – влечения
2) раздражения извне – негативная природа: конфликт с обществом
3) внутренний конфликт
4) психо-сексуальное развитие
Происходит приспособление (адаптация поведения), формирование Сверх-Я.
Между ним и б/с – конфликт.
Гуманистическая:
Маслоу: потребность в самоактуализации естественная и существенная для
человека. Природные потр-ти дб управляемы. Концепция личностного здоровья.
Условие познания себя – это познание другого (эмпатия).Человек является
тем, каким себя представляет.
Роджерс: самооценка (понимание реального Я). Может быт адекватной и
неадекватной. 3 вида знания: суб, объективное и межличностное (только в
контакте с другим) – зеркало. Идеальное Я – представление о ближайших
возможностях своего развития.
Мышление в бихевиоризме:
Мышление есть поведение, двигательная активность. Это речь при скрытых
мускульных движениях. При думании работает вя телесная организация
индивида. Активность выражается:
1. в скрытой деят-ти рук
2. скрытые речевые движения
3. скрытые эмоциональные реакции
Мышление может быть: кинестетическим, вербальным или висцеральным
(эмоциональным) (при заторможенности 1 или 2 доминирует 3). Весь организм
вовлекается в процесс мышления. Мы могли бы мыслить, если бы не имели слов.
Мы думаем всем телом. Но речевые реакции обычно доминируют. Значит,
мышление есть беззвучная речь.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|