Общая психология
1. физиологические нужды
2. потребность в безопасности
3. в принадлежности к социальному целому
4. в самоуважении
5. в познании себя
6. в гармонии с миром
7. самоактуализация
Виды мотивов и критерии классификации:
1. социальная оценка мотива:
- обязательные
- желаемые
- запретные
2. место в иерархии
- ведущий (смыслообразующий): образует не просто смысл, а личностный смысл
- подчиненный (мотив-стимул)
3. источник мотивации
- внешний (неспецифический – оплата труда)
- внутренний (предметно-специфический)
Хекхаузен:
- экстринсивная мотивация (внешняя): награда, наказание, отдаленная цель,
престиж
- интринсивная (внутренняя: поведение ради него самого): свобода от цели,
радость от активности
4. реальные и возможные мотивы (могут появляться в процессе)
5. отношение к сознанию
1) мотивы осознаются:
- верное осознание: мотив-цель
- неверное: мотивировка
2) мотивы не осознаются, но проявляются в эмоциях, желаниях
Влияние мотивации на деят-ть:
- активизирующее/тормозящее
- направляющее
- эмоциональная окраска
- временная динамика
- успешность деят-ти: оптимум мотивации
1908 Йеркс и Додсон: задача различения 2 яркостей, 3 уровня трудности
различения, 3 уровня мотивации (наказание животного током).
В случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, при
легкой – сильной.
Патрик: кабина с 4 дверьми, надо быстро найти выход. При усилении
мотивации (гвозди, ток) – снижение эффективности решения.
13. Базовая мотивация. Стратегии ее выделения.
2 противоположные т.з:
1. Гомеостатические, биологизаторские (физическое существование субъекта –
базовые потребности для любого живого существа).
2. Антигомеостатические – Асмолов, Маслоу
1. Потребности: базовые и производные
3 класса базовых потребностей:
- витальные
- познавательные
- в общении
Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью,
предрасположенностью).
Инстинкт охватывает 3 процесса:
- селективное восприятие (познавательный)
- эмоциональный импульс (ядро инстинкта)
- активность (моторный компонент)
Критерии выделения инстинктов
- спонтанность движений
- продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя)
- успокоение после достижения цели
- приготовление к новой ситуации
- эффект научения
Виды инстинктов: неприятие, любознательность, агрессивность,
самоуничижение, продолжение рода, пищевой, страдные, приобретательство,
самоутверждение (12 шт)
Мюррей: выделяет единицу «индивид-среда». Организм и его окружение следует
рассматривать вместе – взаимное обусловливание.
Центральные понятия: потребность и давление (со стороны ситуации).
Взаимодействие между ними – тема. Потребности:
1) первичные (организм) и вторичные (психогенные)
2) позитивные (поиск) и негативные (избегание)
3) явные и латентные
Виды психогенных: достижение, аффилиация, агрессия, уважение, защита,
доминирование, секс и т.д.
Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное
влечение)
2. Маслоу – выделение метапотребностей (бытийные ценности). Иерархия
потребностей. Они тоже базовые, но направленность на развитие (см. вопрос
11).Противоречия являются условием развития личности.
Пути самоактуализации:
- полное и бескорыстное переживание
- процесс выбора
- предоставления Я возможности проявления
- взятие ответственности
- смелость
- актуализация своих возможностей
- высшие переживания
- отказ от защит
14. Ситуативная мотивация и ее исследования. Уровень притязаний и мотивация
достижения.
Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только
при контакте со средой.
1) мотивационное поле: субъект и его предметное окружение. Важен
актуальный опыт субъекта.
2) предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый
предмет есть потенциальный мотив.
3) квазипотребность – стремление к завершению начатого действия.
Возникают под влиянием ситуации. Порождаются напряжением системы,
которая стремится к разрядке – гомеостаз.
Опыты:
Овсянкина – если человека прервать, то 86% захочет вернуться к прерванному
действию.
Левин: (кафе, официант забывает заказ оплатившего посетителя)
Зейгарник: выполненное задание запоминается гораздо хуже, чем незаконченное
Биренбаум: эффект замещения – близкое по форме действие может разрядить
заряженную другим намерением систему.
Фаянс: изучение действенности намерений. Демонстрация детям
привлекательной, но недосягаемой игрушки. Регистрация: длительности
целенаправленного поведения и длит-ти фрустрации. Время тем больше, чем
ближе целевой объект. Вывод: возрастание валентности целевого действия с
уменьшением психологического расстояния.
Уровень притязаний:
Эксперименты Дембо: изменение поведения в зависимости от успеха/неудачи.
Хоппе: Я-уровень – это представление субъекта о себе как решающем данную
задачу; стремится к стабильности. УП – это сохранение Я-уровня в процессе
решения задач.
Для измерения важно учесть динамику.
1 этап: предшествующее достижение
2 этап: постановка цели. Целевое несоответствие: расстояние между
поставленной целью и предшествующим достижением.
3 этап: очередное достижение – успех/неудача
4 этап: реакция на успех/неудачу
Феномен: увеличение УП после успеха, уменьшение после неудачи
Индивидуальные различия в х-ре притязаний: личностные особенности
(честолюбие, смелость, осторожность, упорство, медлительность)
Теория результирующей валентности (Аткинсон):
1) значимость для субъекта успеха и неудачи
2) учет субъективной вероятности успеха или неудачи (прогноз результата)
+ необходим учет личностных переменных
3) мотив достижения – мотив избегания неудачи
2 тенденции:
|Стремление к успеху |Избегание неудачи |
|Адекватный УП |Заниженный УП |
|Нацеленность на решение задачи |Избегание участия в решении |
|Активная позиция |Пассивность |
|Реалистические цели средней сложности|Либо слишком сложные, либо слишком |
| |простые |
Обратная связь между 1 и 2: если успех был мало вероятен, то субъективная
ценность будет высокой.
Поведение в ситуации риска: суб в-ть успеха=суб в-ть неудачи. Здесь все
зависит от преобладающей мотивации:
1) м-я достижения – положительная результирующая тенденция, выбор задач
средней сложности
2) м-я избегания – задачи «на краях»
Варианты поведения в ситуации неуспеха:
- резкое повышение УП
- тыкание в одну точку
- снижение УП
- отказ от продолжения (защита, агрессия)
3 параметра УП: высота, устойчивость, адекватность
2 способа трактовки УП:
1. индикатор самооценки
2. репрезент мотивации достижения
Патологии: эпилепсия (ригидность, нет динамики); шизофрения – нет динамики,
психопатия – пилообразный профиль, неустойчивость
Методы: Хоппе, лабирины Юкнат, матрицы Равена, ТАТ (индуцирование
определенного мотивационного состояния с помощью предварительного теста,
затем ТАТ).
15. Конфликты: виды и способы их расзрешения. Защитные механизмы личности.
Когнитивный диссонанс.
Левин: конфликт – ситуация, в которой на индивида одновременно действуют
противоположно направленные силы равной величины. Типы ситуаций:
1. Между двумя положительными валентностями равной величины (буриданов
осел)
2. Равные отрицательные валентности (угроза наказания). Тенденция ухода:
- физический уход (бродяжничество)
- маскировка ухода (выбор более приятных заданий)
- обман
Взрослый должен поставит р-ку барьер: физический, социальный (запрет,
всевидящий бог), идеологический (апелляция к тщеславию, нормам группы)
3. Положительная и отрицательная валентности одновременно.
Когнитивный баланс – теория Хайдера: принциа хорошей формы. Все стремится к
балансу.
Левин: существуют спонтанные тенденции к выравниванию диспбаланса.
Когнитивный диссонанс – Фестингер 1957: представление человека о мире и
себе не терпит противоречий и стремится к соответствию.
Способы снятия диссонанса (неосознаваемый процесс):
1. Изменение поведения (бросить курить)
2. Изменение знания – понижение значимости (опасности нет - самоубеждение)
3. Селекция информации (отбрасывание страшных рассказов)
Особенности КД:
1) это негативное состояние
2) стремление его редуцировать
3) избегание событий, порождающих КД
4) интенсивность КД зависит от: значимости знаний и кол-ва знаний в
диссонансе
5) редукция и избегание зависят от интенсивности КД
6) редукция:
- добавление новых знаний (усиливающих одну из сторон или изменяющих
значимость эл-тов)
- изменение существующих элементов (снижение противоречия, понижение
значимости)
Редукция КД играет роль в:
1. конфликты после принятия решения
- более высокая оценка избранной альтернативы в случае высокого дис-са
- сожаление, попытка отменить решение
Эксп-ты Брема: оценка разложенных вещей, затем разрешение взять предмет и
вновь его оценить – переоценка взятого себе. Обратный феномен у людей с
заниженной самооценкой.
2. вынужденное совершение поступков – самооправдание
Эксп-т Мансона: оплата скучной работы 20$ или 1$. Соленое печенье и кол-
во воды: органическая потребность тоже попадает под волевую регуляцию.
Эксп-ты на групповое давление: неравные отрезки
3. специфический отбор информации – подбор позитивной инфо
4. несогласие с группой
5. неожиданные рез-ты действия – возможно даже изменение самооценки
Источники КД:
1) из логической непоследовательности
2) из несоответствия когнитивных эл-тов нормам (профессор кричит на
студента)
3) из несоответствия более широкой системе представлений
4) из несоответствия прошлому опыту
Защитные механизмы личности:
Фрейд: связаны с невозможностью прямой реализации инстинктивных влечений в
социуме. Это интериоризация внешних форм подавления. Мучительный, но
необходимый процесс.
Двоякая роль: защита психики от разрушения.
Гуманистическая псих-я: осознание защит и отказ от них.
1. Подавление – непонятый родительский запрет (наиболее патогенный) –
психосоматика. Эмоциональная тупость.
2. Отрицание – неприятие источника тревоги как реального события. Нарушение
логики.
3. Рационализация
4. Инверсия – замена источника угрозы противоположным
5. Проекция
6. Изоляция – отделение деталей от остальной сферы сознания
7. Регрессия
8. Сублимация – высвобождение энергии.
12. Развитие мотивационной сферы человека
Личность сущ-т только в развитии.
3 параметра развивающейся личности:
1. Широта связей с социальным миром (емкость + набор взаимосвязанных
мотивов)
2. Степень иерархизации мотивов (стр-ра мотивов как ядро личности)
3. Индивидуальный профиль мотивационной сферы.
Личность рождается дважды:
1) установление иерархии мотивов
2) осознание собственных мотивов (самосознание)
19. Проблема периодизации развития личности. Понятие социальной ситуации
развития.
Выготский - 2 группы теорий развития:
1. Механистические: развитие как процесс количественных изменений
2. Диалектические: качественное изменение структур сознания человека,
закономерное чередование колич изменений и кач перестройки сознания р-ка.
Сочетание изменений и стабильности в развитии – преемственность стадий
развития. Объект развития – ребенок, включенный в систему социальных
отношений.
3 возможности выделения стадий:
1. Природное развитие (формирование зубов)
2. Социальное развитие – Эльконин. 2 источника:
А) Выготский - социальная ситуация развития. Судим о стадии по тому, с
кем человек контактирует. Эта ситуация обеспечивает новообразование в
психике, в дальнейшем – изменение психики, изменение самой социальной
ситуации развития.
Б) Леонтьев – движущей силой развития является деят-ть р-ка. Понятие
ведущей деятельности. На каждом этапе есть своя ВД, внутри которой
появляются новые св-ва психики и возникают изменения в личностном росте +
развитие новых видов деят-ти. Р-к входит в 2 мира: мир людей (социальное
развитие) и мир вещей (культурное развитие). Эти 2 мира чередуются на
каждом этапе.
3. Собственно личностное – Эриксон. Основание для выделения стадий:
личностный выбор. Эпигенетическая концепция. Эпигенез (из эмбриологии) -
принцип пренатального развития: преемственность стадий, врожденный план
развития, поэтапность возникновения органов. Применительно к развитию
личности: личность есть целое, каждый этап имеет непреходящее значение.
Развитие личности – путь к развитию идентичности. 3 линии развития:
соматическое, социальное, развитие ЭГО (единство). Психо-социальный
кризис: в результате несогласованности линий развития. Кризис необходим
для перехода на новую стадию. Разрешение кризиса: позитивный
(формирование сильного кач-ва личности) и негативный (формир
патологического качества). Категория активности – кризис разрешается
личностью.
Выготский: целостность процесса развития. Каждый возраст обладает своей
неповторимой стр-рой. Ребенок включен в социум, общество задает некие формы
общения и взаимодействия (социальные ожидания). Важно отношение р-ка к
своему месту в обществе.
Место, которое занимает р-к в системе соц отношений – социальная ситуация
развития (уникальна на каждом этапе). Она целиком определяет формы и путь
приобретения р-ком новых свойств личности.
ССР – социальное бытие – изменение в сознании (поэтому новообразование
возникает в конце периода) – изменение самой личности – изменение всей
системы его отношений с миром и с собой – складывается новая ССР.
Учение о кризисах развития: решение задачи развития, которая состоит в
необходимость смены ССР.
Закономерность чередования стабильных и критических возрастов.
Особенности кризиса:
1. Особая динамическая стр-ра
2. Относиетльная трудновоспитуемость р-ка
3. Негативный х-р развития
4. Формирования псих новообразовний. 2 типа новообразований (в динамике):
центральное и частичные.
Эльконин: деятельность р-ка внутри 2 систем:
1. Ребенок – общественный предмет: усвоение способов действий
2. Ребенок – общественный взрослый: усвоение норм отношений
Это единый процесс формирования личности.
Различия в ведущей деятельности на разных этапах.
Гипотеза о периодичности процессов псих развития – закономерное чередование
периодов (спиралевидная): преимущественное развитие мотивационно-
потребностной сферы – формирование операционально-технических возможностей
– и т.д.
3 эпохи (раннее детство, детство, подростничество) по 2 периода, разделены
кризисами. Переход: при возникновении несоответствия между опер-техн возм-
тями р-ка и задачами мотивац-й деят-ти.
Большие кризисы: требуют перестройки отношений личность и общество.
Малые (1, 7, 15 лет): рождение личного сознания р-ка, перестройка отношения
к себе.
|Возраст |Круг общения |Ведущая |Исходы личностного |
| | |деятельность |выбора |
|Младенчество до 1 |Мать |Эмоциональное |Доверие/недоверие |
| | |общение | |
|Раннее детство 1-3|Родители |Предметно-манипул|Автономия/зависимость, |
| | |ятивная |стыд, сомнение |
|Дошкольное детство|Семья, |Сюжетно-ролевая |Инициатива/чувство вины|
|3-6 |сверстники |игра | |
|Младший школьный |Школа и |Учебная |Предприимчивость, |
|7-12 |соседи | |умелость/неполноценност|
| | | |ь |
|Подростковый |Сверстники и |Интимно-личностно|Формирование |
|11-15 (Эльконин) |учителя |е |идентичности/смешанная |
|12-20 (Эриксон) | | |идентичность: Кто Я? |
|Старший школьный |Друзья, |Учебно-профессион|Интимность/изоляция |
|15-16 (Эльконин) |коллеги |альная | |
|Ранняя зрелость | | | |
|20-26 (Эриксон) | | | |
|Зрелость (Эриксон)|Профессиональ|- |Генеративность/стагнаци|
| |ное | |я |
|26-60 |окружение, | | |
| |семья | | |
|Старость (Эриксон)|Близкие люди,|- |Целостность, единство |
| |все | |Я/одиночество, |
|Больше 60 |человечество | |дезинтеграця, отчаяние |
Часть III
1. Виды образных явлений. Определение ощущений и восприятия. Свойства
ощущений и образов восприятия. Классификации ощущений и рецепторов.
Образы:
1) перцептивные
2) неперцептивные
- постперцептивные (образы памяти)
- образы воображения
По степени обобщиения:
1) индивидуально-конкретный
2) обобщенный (визуальное понятие)
Функции образа:
1) Изображение
2) Знак (произволен, не связан с содержанием – нуждается в интерпретации)
3) Символ (связан с содержанием – понимание, всегда эмоционален)
Виды образов: осознанные субъективные представления, носящие
квазисенсорный, но не перцептивный х-р (Хольт).
1. мысленный образ – смутное воспроизведение при отсутствии адекватного
сенсорного воздействия (образ памяти и образ воображения)
2. фосфены – при наличии внешнего воздействия, неадекватного рецептору
(пятна при надавливании на глаз)
3. фантомный
4. синестезии – сопровождение восприятий одного типа образами других
сенсорных модальностей
5. образ собственного тела
6. гипнагогический – при засыпании или пробуждении, воспринимается как
реальный
7. галлюцинации – уверенность в их реальности, нет сенсорного воздействия
8. псевдогаллюцинация – субъективное осознание
9. сновидения
10. эйдетический – неперцептивный образ перцептивного происхождения.
Необходимая стадия в развитии памяти р-ка. Отличается от
последовательного образа, который сущ доли секунды. Проверка: уклонение
от закона Эммерта (увеличение последовательного образа по мере удаления
экрана от глаз)
Виды образов по Петухову:
1. Перцептивная память:
- послеобраз (сенсорный регистр)
- эйдетический образ
- гипнагогический
- галлюцинации
2. Перцептивное воображение: воссоздающее и создающее (мысленный поворот
Шепарда)
3. Обобщенные образы прошлого:
- образ-представление – имеет х-р схемы (визуальное понятие Арнхейм)
4. Творческое воображение – процесс построения символов.
Построение образа:
1. Структурализм – из элементарных ощущений
2. Гештальтпсихология – восприятие как целостный интеллектуальный процесс.
Свойства образа (перцептивного):
1) предметность – реальность
2) объективированность – вынесенность вовне
3) означенность – привязка к предмету с его св-вами
4) константность – постоянство при изменении условий восприятия
5) полимодальность
Сенсорные процессы: сложные процессы восприятия, протекающие в органах
чувств и соотв отделах мозга.
Классификация видов чувствительности:
1. Модальность – отражение нашей способности взаимодействовать с объектом
(5 модальностей)
2. Структурный критерий (Вундт): по виду энергии (механическая, химическая,
световая) и по рецепторам (механо, хемо, термо, фото)
3. Функциональный критерий: функции чувств-ти в построении движения
(Бернштейн):
- сигнально-пусковая – анализаторы
- контрольно-коррекционная – сенсорный синтез (рефлекторное кольцо)
4. Генетический критерий + по степени объективности:
- протопатическая (+- реакция – проба Хэда), более древняя. Высокий порог:
усиление от зрения к вкусу.
- эпикритическая – более объективное восприятие предмета. Развитие от вкуса
к зрению.
Синестезии – опыт Леонтьева (различение цвета кожей ладони): первоначально
органы чувств не разделены.
5. Шеррингтон – расположение органов чувств в организме + по возникновению
в эволюции:
- внутри тела – проприоцепция: внутренняя координация частей тела, схема
тела
- на внутренней поверхности – интероцепция: поддержание обмена между
организмом и средой
- на внешней поверхности – экстероцепция: связь с внешним миром
- контактные
- дистантные
2. Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия.
Подход предшествует тоерии. 3 подхода к изучению познания:
1. Объектный: каков объект, таков и его образ. Главный процесс –
восприятие.
2. Субъектный – построение образа зависит от самого субъекта. Стимул
недостаточен, надо его достраивать, принимать решение – мышление.
3. Взаимодействие – ориентация на субъект-объектный контакт. Восприятие и
мышление – самостоятельные процессы.
1. Объектно-ориентированный подход: особенности предмета определяют
особенности образа.
- наличие универсального языка для описания всех психических процессов
- отношение к активности субъекта: отвержение или ограничение (выделение
первичных данных)
- выделение элементарных психических процессов, сведение сложных к сумме
элементарных
Теории восприятия:
1. Классическая психология сознания (структурализм)
2. Гештальттеория восприятия
3. Перцептивная психофизика (ранний Гибсон)
1) Структурализм
Вундт - разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость
интроспекции. Анлитическая: выделение ощущений. Ощущение как отражение
свойства вещи (модальноть, интенсивность, протяженность, длительность).
Мюллер: закон специфических энергий органов чувств. Наше восприятие не
отражает свойств объекта: восприятие зависит от специфики рецептора.
Внешний мир состоит из элементарных стимулов, которые вызывают элементарные
ощущения в рецепторах (принцип однозначного соответствия). Ощущения и
восприятия – различные процессы. Элементарные ощущения затем складываются в
образы (ассоциации).
Фехнер - сенсорная психофизика: идея однозначного соответствия между
стимулом и психическим переживанием: S – П (переживание). Предъявлял не
объекты, а физические энергии (звуки, цвета): ощущение уже не нужно
специально выделять. Аналитическая интроспекция: специальное усилие по
разложению целостного обрза на отдельные признаки. Активность субъекта не
учитывается – вся уходит на выявление первичных признаков.
Процесс восприятия: наложения деталей. Опознание совершается по отдельным
признакам (удобно для моделирования восприятия с помощью машин).
2) Гештальттеория
Критика структурализма:
- отвержение механизма ассоциаций как главного
- отвержение прошлого опыта
Предмет полностью определяет образ. Выделение особенностей объекта, которые
влияют на выделение целостной фигуры (близость стимулов, сходство,
стремление к замкнутому контуру, хорошее продолжение). Стремление к
равновесной фигуре (прегнантность). Круг – наиболее равновесная.
Келер: принцип изоморфизма – в стимуле и в психике существуют идентичные
структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие не
рассматривается как процесс.
3) Перцептивная психофизика
Стимул полностью определяет образ – в нем есть все. Но необходима
активность субъекта для дифференциации стимула.
2. Субъектно-ориентированные теории
1) Теория б/с умозаключений Гельмгольца
2) Теория перцептивных гипотез Грегори
3) Теория восприятия как процесса категоризации Брунера
Субъект сам строит свой перцептивный образ. Восприятие – процесс решения
задачи.
1) Гельмгольц: при необычной стимуляции – умозаключение о природе стимула.
Отбираем то, что полезно. Этот процесс – мгновенный х-р и б/с:
- нет опоры на сознательные знания
- непреодолимость
- следует из прошлого опыта (по аналогии)
- влияние привычки, тренировки
2) Грегори: при встрече со стимулом восприятие выдвигает ряд возможных
интерпретаций образа – объект-гипотезы. Гипотезы должны быть правдоподобны.
Они ограничены прошлым опытом. Несовместимость гипотез вызывает аффективную
реакцию.
3) Брунер: существуют перцептивные категории – набор правил объединения
объектов: обобщенные представления об объекте, хранящиеся в прошлом
опыте. Восприятие – решение задачи классификации, отнесения к категории
(операция умозаключения). Активность субъекта! Категории различаются по
их готовности (минимизация неожиданностей, максимизация успеха).
Категоризация зависит от мотивации. Мера истинности восприятия:
соответствие готовности категории и вероятности реальных событий.
Процесс восприятия:
1. Предъявление объекта на очень короткое время – первичная
категоризация. У суб уже есть перцептивная готовность на восприятие
того или иного объекта – категория. Готовность категории к
обнаружению, к перенесению из прошлого опыта в настоящий.
2. Поиск признаков. Если они подтверждают категорию,то
3. Подтверждающая проверка
4. Принятие окончательного решения. Закрытость к дополнительным
признакам.
Возможен перцептивный конфликт (иллюзии).
Перцептивная адаптация – псевдоскоп. Мир утрачивает предметность до
начала действий субъекта.
3. Ориентация на взаимодействие: познание как понимание реальности
1) источник построения образ – контакт с объектом
2) не придается занчения прошлому опыту – только настоящее время
3) восприятие и мышление становятся самостоятельными процессами
Экологическая теория Гибсона:
Мир – это экологическая ниша, среда обитания субъекта (субъект и мир не
разделены). Акт восприятия не двухфазный (получение сетчаточного образа и
переработка инфо) – не надо ничего интерпретировать! Восприятие не есть
мышление. Надо уметь извлекать инофрмацию в непосредственном контакте с
миром. В мире есть все необходимое для восприятия. Мы воспринимает не
сетчаткой, а всем телом – принцип встроенности. Восприятие –
психосоматический акт живого наблюдателя. Извлечение инфо – активный и
непрерывный процесс. Информация неспецифична относительно рецепторов (ср.
Мюллер).
Отличие перцептивной системы от органов чувств:
- активность
- способнсоть к обучению и совершенствованию
- специфика определяется не рецепторами, а качествами окружающих предметов
Реальное пространство – это земная поверхность. Она определяется тем, из
какого вещества состоит, у нее есть границы, очертания, рельеф. Это всегда
совокупность поверхностей – компановка. Они встроены др в др.
Главная единица времени – событие. Всякое событие обязательно встроено в
другое. Восприятие не требует памяти – инфо всегда есть в наличии:
постоянная встроенность наших переживаний в реальный временной процесс.
Мир объят светом. Источник восприятия – световой поток, который освещает
поверхность (объемлющий световой строй). Мы видим не свет, а освещенную
структурированную поверхность – текстуру. Градиент – закономерное изменение
текстуры.
3. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного
научения. Примеры эксп-тов.
Константность (вопрос 7) + перцептивное научение Гельмгольц, Хелд (вопрос
8) + теория перцептивного научения Гибсона.
Гибсон: 2 теории перцептивного научения:
1) восприятие как процесс добавления: соответствие между восприятием и
стимуляцией постепенно уменьшается
2) как процесс различение: усиление соответствия между восприятием и
стимуляцией
Эксперимент с различением спиралей по нескольким основаниям: док-во наличия
перцептивного научения. С научением возрастает способность к различению.
Эсп-т на понижение порога кожной чувств-ти.
Основные формы презентации мира: действие, образ, знак.
Ребенок имеет дело в основном с перцептивными образами. Затем отрыв
перцептивного образа от конкретного объекта – неперцептивные образы (более
абстрактные). Механизм перехода – действие.
Конкретное – абстрактное
Глобальное - дифференцированное
Внешнее – сущностное
Аффект делит гомогенный мир (поток сенсорного х-ра) ребенка – переход в мир
предметности через манипуляции с предметами (доречевая форма социализации).
Зависмость образов от действий.
Брунер: опыт с колечком. При изменении положения тела вся моторная
конструкция нарушается – выражение познавательного эгоцентризма р-ка. Залог
восприятия мира для ребенка – собственная стабильность (для взрослого –
неподвижность объектов).
Диффузность и глобальность восприятия в детском возрасте (трудно вычленить
замаскированную фигуру на рисунке)
Поддъяков: лабиринт, необходимо прогнать шарик. Исследование форм мышления:
- наглядно-действенное
- наглядно-образное
- символическое
1) у взрослого сохраняются все три способа решения задач
2) сущ тип задач, где лучше пользоваться наглядно-действенным
3) у маленьких детей – внутренний план сознания
Идеи Поддъякова:
1. Генетическая смена 3-х форм мышления в онтогенезе
2. Ранняя стадия – наглядно-действенная
3. В процессе взаимодействия с предметов разделение свойств на константные
и ситуативные, выделение константных и их отрыв от конкретной ситуации –
предпосылки для наглядно-образного (абстрагирование путем действия).
Запорожец: восприятие для р-ка есть практическое действие. Невозможность
выделить первичность действия и образа.
1) Первые месяцы: развитие сенсорных ф-й, нет перцептивных образов
2) 3-4 мес: простейшие практические действия, сенсорные ф-ии включаются в
их обслуживание – ориентировочно-исследовательские действия. Р-к выдлеяет
св-ва предмета, которые непосредственно к нему обращены, остальные –
глобально, нерасчлененно.
3) 2 год: овладение орудиями. Образ приобретает структурную организацию.
Возможность перцептивного предвосхищения
4) 3-7 лет: продуктивная деятельность
Роль сенсорного обучения:
1. Формирование новых перцептивных действий – практические пробы (сенсорные
эталоны)
2. Ориентировочно-исследовательские действия, предвосхищающие практические
3. Свертывание перцептивного действие: ориентировочно-исслед д-е
превращается в идеальное
Ланге: всякий акт восприятия содержит моторный компонент. 3 типа моторных
компонентов:
- адаптационные (конвергенция, аккотодация)
- аутокинетические (непроизвольные)
- предметные (всматривание, вслушивание)
Ярбус: движение глаз при восприятии сложных объектов (выделение меток) –
воздействие мышления на организацию перцептивного действия.
Теплов: слуховая модальность – вокализация является моторным компонентом.
Сочетание движений руки и глаза – генетическая линия развития: обособление
перцептивного действия от практического.
7. Константность восприятия: виды, процедура измерения, теории.
Константность – свойство восприятия: постоянство свойств образа независимо
от изменения условий восприятия:
- удаленность объекта
- освещение
- движение объекта
- движение наблюдателя
Гельмгольц: к-ть есть результат интеллектуализации процесса восприятия (б/с
умозаключения).
Гештальт: к-ть есть собственное св-во восприятия.
Пиаже: к-ть – предпосылка обратимости при переходе от восприятия к
интеллекту.
Эксперименты:
1. 6-8 недельные младенцы: поворот головы в сторону куба (30 см на
расстоянии 1 м) + поощрение. Если отодвигаем куб на 3 м – тоже поворот
головы. Если берем куб 90 см и помещаем на расстояние 3 м – реже поворот
в его сторону (видимо, он воспринимается как другой куб, хотя зрительный
угол такой же, как при расположении куба 30 см на расстоянии 1 м). Это
доказывает наличие константности размера. Но вопрос врожденности: в
первые недели жизни р-к видит приближающихся и удаляющихся людей.
2. Выращивание крысят в темноте. Предъявление 2-х светящихся кругов,
формирование навыка бежать к большему кругу (подкрепление). Важно: при
пробеге по коридору крыса не видит кругов (только при приближении к ним).
Таким образом не приобретался опыт приближения и удаления к одному и тому
же предмету. Контроль: отодвигаем больший круг дальше так, чтобы его
зрительный угол был меньше, чем у маленького круга. Результат: крысы
бежат к маленькому кругу, который теперь кажется больше – ориентация на
зрительный угол. Вывод: для появления константности размера необходим
зрительный опыт – соотнесение собственных перемещений с постоянством
предметов, их удаление и приближение. Так животное обучается при оценке
зрительного угла учитывать расстояние.
3. Восприятие глубины: выращивание крыс в темноте. Прыжок с платформы –
точное восприятие удаленности.
4. Клевание зерен с призмами на глазах: зерна кажутся ближе – цыплята клюют
мимо.
5. Зрительный обрыв: учащение сердцебиения у р-ка. Черепахи и утки – не
боятся. Вывод: врожденность восприятия глубины.
6. Восприятие формы: предпочтение круглых трехмерных предметов двухмерным у
птенцов.
7. Моторное уподобление руки при схватывании предметов у детей. Значение
визуализации в становлении восприятия размера и формы.
8. Зенден: восс тановление зрения у слепорожденных. 1 этап: нет нормальной
организации зрительного мира, но предметная офрмленность (целостные
фигуры), фиксация взгляда на объекте, слежение за ним. Страдает оценка
расстояния. Точная оценка глубины – результат научения.
Виды константности:
1. константность величины: для знакомых объектов – независимость оценки
размера от сетчаточного размера (видимый приравнивается к реальному). Для
незнакомых – видимый стремится к сетчаточному – аконстантность. Оценка на
основе сетчаточного размера и удаленности.
Холуэй и Боринг 1941: Г-коридор, на экране на расстоянии 3 м сравниваемый
стимул – световое пятно. Его размеры испытуемый может менять. Во втором
рукаве коридора – на экране аналогичное световое пятно (стандартный
стимул), может передвигаться (от 3 до 36 м). Его размеры меняются вместе с
расстоянием так, что он всегда имеет один и тот же угловой размер.
Испытуемый должен на первом экране подобрать стимул, соответствующий
стандартному. Опыт проводится в условиях редукции признаков удаленности.
- при бинокулярном зрении – феномен сверхконстантности (некоторая
переоценка удаленности) S1> So
- при монокулярном – некоторое снижение константности S1
- при введении искусственного зрачка – резкое снижение константности
- при затемнении коридора – приближение к угловой величине стандарта
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|