Саморазвитие и менеджмент
наличие множества объектов, которые рассматриваются в качестве единого
комплекса, целостности). Эти объекты могут быть: материальные -
совокупность природных объектов; понятийные – такие как “поле” или
“импульс” в физике; знаковые - слова естественного языка, символы
математических или химических обозначений. В качестве объектов могут
рассматриваться не только сами вещи, понятия или знаки, но и совокупность
их свойств или их отношений.
1) Наличие субъекта исследования, называемого наблюдателем. Равнозначные,
но более узкие понятия: исследователь, аналитик, разработчик пользователь
системы. В понятие “наблюдатель” может вкладываться различное конкретное
содержание. Это может быть человек, машина, коллектив людей.
2) Наличие задачи, которая определяет отношение наблюдателя к объекту и
является критерием, по которому производится отбор объектов и Ил свойств.
Задача в конкретных случаях получает различные интерпретации: постановка и
специфика проблемы, исследование свойств проблемы, его конструирование,
реконструирование, создание объекта, управление им.
3) Наличие связи между объектом, наблюдателем и задачей, что выражается в
наличие языка, с помощью которого наблюдатель может отразить все свойства
объекта, которые необходимо принять во внимание при решении задачи язык
здесь понимается в общенаучном смысле как совокупность тезауруса (комплекс
понятий и взаимосвязей между ними), знаковой системы (алфавита и словаря),
грамматики (правил построения знаковых конструкций), семантики (правил
осмысления знаковых конструкций, т.е. соотнесения их к элементам и связям
тезауруса).
Закономерное разделение сметем на вещественные, предметные (знаковое
отображение свойств материального объекта) и информационные (вторичное
знаковое отображение свойств некоторой знаковой системы, в которой были
выражены свойства объекта). Поэтому одинаково равноправны в теоретико -
познавательном аспекте 3 класса систем, связанных с тремя подходами:
1) Система рассматривается как взаимосвязанный комплекс материальных
объектов ( такой подход удобен главным образом при исследовании природных
объектов у.т процессов материального производства).
2) Система рассматривается как бы состоящей из двух частей. Она включает,
с одной стороны, набор материальных объектов и, с другой - информацию об их
состояниях (такой подход принят в описании процессов управления
материальным производством).
3) Система рассматривается в чисто информационном аспекте, т.е. как
некоторый комплекс отношений, связей, информации (такой подход принят в
теоретических исследованиях, в описании социальных отношений или процессов
управления).
Каждый из трёх отмеченных подходов обеспечивает специфический научный
инструментарий для решения трех различных классов задач анализа и синтеза.
На высшем уровне абстракции, на котором обобщаются свойства всех систем,
можно дать два взаимодополняющих определения системы, которые будут
соответствовать двум важнейшим сторонам человеческой деятельности -
познание действительности и воздействие на нее:
. система есть отражение в сознании субъекта (исследователя,
наблюдателя) свойств объектов и их отношений в решении задачи
исследования, познания;
. система есть способ использования субъектом свойств объектов и
отношений между ними в решении задачи проектирования, эксплуатации или
управления.
Систему принято рассматривать как состоящую из частей, называемых
элементами. Предел такого деления определяется постановкой задачи, решаемой
наблюдателем над объектом и принятым при этом масштабом измерения, которые
в свою очередь определяются инструментальными возможностями, т.е. языком
наблюдателя.
Изучить систему - значит идентифицировать элементы системы, найти
значения переменных, выделить и определить параметры. Элементы, не
полностью идентифицируемые, т.е. те, для которых не удаётся установить все
заданные критериями идентификации отношения с другими элементами, очевидно
имеют эти отношения с окружением, с наблюдателем или со средой. Такие
элементы интерпретируются как входы и выходы системы.
Принципы системного мышления (подхода)
Системные исследования объединяются некоторыми общими для них принципами,
которые и составляют сущность системного подхода. Эти принципы определяются
представлением объекта исследования как системы.
1. Исходным пунктом любого системного исследования является представление
о целостности системы. Во-первых, система может быть понята как нечто целое
лишь в том случае, если она в качестве системы противостоит среде, т.е.
своему окружению. Именно относительно окружающей среды система выступает и
воспринимается как некое единство. Преобладание внутренних связей
взаимодействий над внешними, интеграция элементов и позволяют системе
противостоять возмущающим воздействиям среды. Во-вторых, расчленение,
декомпозиция системы приводит к понятию элемента-единицы, с одной стороны,
неделимой в рамках данной системы, а с другой - свойства и функции которой
определяются только в рамках данного целого. Иначе говоря, свойства целого
не могут быть поняты без учета хотя бы некоторых свойств элементов, и
наоборот. Но и система как целое обычно может рассматриваться как
подсистема более широкой системы.
Но для системного исследования главным оказывается движение от целого к
элементам, частям, от сложного к (более) простому. Другими словами, именно
целое определяет характер и специфику частей и элементов, входящих в состав
данного целого. Методология системного подхода исходит из доминирующей роли
целого, и этим она принципиально отличается от традиционного подхода, в
котором мысль движется от части к целому, от простого к сложному.
Однако и система как целое может рассматриваться как подсистема более
широкой системы. Иерархичность не отменяет того факта, что система является
интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных подсистем.
Это значит, что некоторый объект как элемент целостной системы не
тождественен аналогичному объекту, взятому изолированно.
Системы могут иметь различную степень целостности, которой соответствует
различная степень взаимосвязи между её элементами.
2. Представление о целостности системы конкретизируется через понятие
связи. Предполагается, что связи существуют между всеми системными
элементами, между подсистемами и системами. Объекты взаимосвязаны, если по
изменениям, происходящим в одном из них, можно судить об изменениях,
происходящих в другом (других) объектах.
Типы связи различны. Их можно классифицировать по формам движения
материи, по уровням её структурной организации и т.д. На рисунке связи
выделяются по своему материальному носителю и по направленности.
[pic]
Рис. Классификация связей по материальному носителю и направленности
Связи можно выделять по другим основаниям, охватывающим все основные
аспекты бытия системы. В этом случае типы связей могут быть представлены в
следующем виде:
. связи строения (структурные);
. связи порождения ;
. связи взаимодействия;
. связи преобразования:
. связи функционирования,
. связи развития:
. связи управления.
Связи управления оказываются самыми сложными и противоречивыми в системе.
Важным в системном исследовании является определение существенных связей,
отделение их от несущественных.
3. Представление о целостности системы конкретизируется посредством
понятия связи, совокупность которых в то же время приводит к понятию
структуры. Структура - частичное упорядочение элементов и отношений между
ними по какому-либо признаку.
Структура системы есть уже не отношение элементов, а отношение их
отношений, которые образуют обычно ступенчатую, иерархическую конструкцию.
Структура системы представляет собой дальнейшую абстракцию, выделение в
чистом виде системного отношения, когда элементы и конкретные отношения
между ними остаются временно неспецифицируемыми.
Структура - способ организации, взаимосвязи отдельных частей или
элементов. Это относительно устойчивое единство элементов, их отношений и
целостных свойств системы, т.е. это отношение порядка. Оно существует в
двух видах: устойчивом и неустойчивом применительно к некоторым условиям
существующей системы. Понятие структуры отражает устойчивую упорядоченность
элементов и связей.
Устойчивость не есть нечто неизменное. Она понимается как способность
системы сохранять динамическое равновесие со средой, как способность к
изменению и адаптации. Т.о., понятие структуры связано с упорядоченностью
отношений, которые связывают элементы систем. Структура может быть простой
и сложной в зависимости от числа и типов взаимосвязей между частями
системы. В сложных системах должна существовать иерархия, т.е. соподчинение
и упорядочение уровней подсистем, частей, элементов. От типа и
упорядоченности взаимоотношений между компонентами системы в значительной
степени зависят функции систем и эффективность их выполнения. В целом
структура может характеризоваться как по "горизонтали” (связи координации),
так и по " вертикали” (связи субординации, иерархичности). Специфическим
способом регулирования многоуровневой иерархии является управление -
разнообразные по формам и по " жесткости " способы связей уровней иерархии
системы.
Понятие структуры играет важную роль в системном подходе, в зависимости
от знания структуры классифицируются проблемы. Если структура системы
известна, то задача исследования сводится к определению значения
переменных, отображающих элементы и их отношения; идентификация имеет
характер определения количественных отношений в системе. Если структура
известна лишь частично (или известны лишь некоторые структуры системы,
недостаточные для идентификации), то проблема приобретает качественный
характер и называется слабо структурированной. Вообще говоря, качество и
количество неразделимы, но в зависимости от того, что известно или может
быть известно, проблемы разделяются на качественные и количественные.
Проблема поиска нового качества - это задача выявления логической
структуры, скрывающей это качество. В этом случае неизвестным является
структура.
Знание структуры системы - это знание закона, по которому порождаются
элементы системы и отношения между ними (в пространстве, во времени или в
любой другой координате).
Как указывает Оскар Ланге, целостности - это просто системы. Их способ
действия есть совместный результат способов действуя отдельных элементов и
сетей связей между ними, т.е. структура.
Наблюдатель, определяя структуру системы, как бы пытается восстановить
чертежи конструкций изучаемого или конкретного объекта, согласно которым он
создан людьми или природой. Один реальный объект может иметь тысячи и
миллионы разных структур.
В системном исследовании наблюдатель фиксирует те структуры, которые
видимы, наблюдаемы, и путём преобразования системы выявляет скрытые,
ненаблюдаемые структуры, за которыми скрывается то новое качество, которое
нужно выявить для решения задачи. При этом могут встретиться самые
различные сложные случаи, возникнуть специфические трудности, для
преодоления которых развивается далее аппарат систем.
4. Функция системы. Функция- форма, способ проявления активности системы
и её компонентов, это специфический способ проявления свойства того или
иного объекта в его взаимодействии с другими объектами, его "поведение".
Главное в понятии функции состоит в том, что она определяет ту роль,
которую выполняет данный объект или элемент в составе целого, его отношение
к другим компонентам в структуре целого.
Функция системы делится на подфункции (субфункции), которые
предписываются подсистемам или элементам.
При характеристике систем различаются понятия функции и функционирования.
Если функция системы совпадёт с ее способностью реализации некоторых
действий по отношению к другой системе или среде, то функционирование
характеризует собственную "жизнь” системы. В этом смысле функционирование
системы является предпосылкой, в результате реализации которой система
может выполнить свои функции. Сами функции могут делиться на два вида:
функции, которые являются условиями для существования системы, и функции,
которые изменяют состояние других систем, но не являются условиями их
самостоятельного существования.
Функционирующие системы выполняют двоякую роль: во-первых, она согласует
и соподчиняет функции частей системы ; во-вторых, она порождает новые
факторы и условия развития, т.е. становится источником новых функций.
Обычно функция системы выполняется, если параметры системы и процессы
ограничены определёнными пределами, вне которых система разрушается или
радикально изменяет свои свойства.
Общим для всех систем является наличие входных переменных, которые
преобразуются в ней в соответствии с её функциями в входные переменные.
Входные величины характеризуют воздействие системы на окружающую среду.
Совокупность выходных величин и их изменения определяют поведение системы,
позволяют оценивать соответствие движения системы целям управления.
ПОМНИТЕ!
МЫШЛЕНИЕ МЕНЕДЖЕРОВ - ЭТО:
• СИСТЕМНОЕ МЕШЛЕНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ВОСПРИЯТИИ, ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЦЕЛОГО;
УЧИТЫВАЮЩЕЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ;
• ФОРМУЛИРУЮЩЕЕ ЯСНЫЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЦЕЛОГО;
• ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЕ СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ, ВСКРЫВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР ВЗАИМОСВЯЗИ И
НАЗНАЧЕНИЕ КАЖДОЙ ПОДСИС ТЕМЫ /ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ/ ОРГАНИЗАЦИИ;
• УЧИТЫВАЮЩЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ;
• ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ХАРАКТЕР И СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ НА СИСТЕМУ /ОРГАНИЗАЦИЮ/ ЕЕ
ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы основные аспекты системного анализа и синтеза?
2. Каковы основные этапы анализа и синтеза системы?
З. В чем состоит суть системного подхода /мышления/?
4. Какие источники формирования системных представлений вы знаете?
5. В каких положениях выражается системная ориентация?
6. Что включает в себя понятие системы?
7. Каковы основные принципы системного мышления?
Тема 5. "Управление нагрузками"
Введение
Данная работа посвящена анализу стресса, причин его возникновения,
влияния его на организм человека, а также изучению способов борьбы со
стрессами и методов профилактики стрессов.
В работе даны несколько определений понятия "стресс". Наиболее широко
употребляемым определением является следующее:"Стресс - это напряженное
состояние организма человека, как физическое, так и психическое." Стресс
присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов
во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые
ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления,
наибольший интерес для нас представляют организационные факторы, которые
вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им
особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и
повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей
организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями
персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а
значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно
из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе
рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин
появления стрессов, в первой главе анализируется стрессовое состояние
организма - стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.
Во второй главе основное внимание уделено способам борьбы со стрессом,
даны некоторые упражнения по релаксации, концентрации, авто регуляции
дыхания. Очень важно преодолеть себя и заняться данными упражнениями, в
дальнейшем, в случае возникновения стрессовой ситуации, эффект от их
выполнения с лихвой компенсирует первоначальные уси лия на освоение
упражнений. Мне пришлось это испытать на себе: релаксация и концентрация на
любимом слове действительно могут помочь в трудной ситуации не поддаться
панике и не впасть в депрессию.
Третья глава содержит описание методов профилактики стресса, к которым
относятся релаксация, противострессовая "переделка" дня и первая помощь при
остром стрессе. Сюда же внесено и рассмотрение аутоанализа личного стресса.
Здесь подробно изложены основополагающие принципы применения данных методов
в качестве профилактики против наступления стрессового состояния.
В конце работы приведены приложения, содержащие графические и табличные
комментарии к основному тексту, а также тест на определение
стрессоустойчивости человека.
Основной вывод, который можно сделать из данной работы, можно
сформулировать таким образом. Стресс - это неизбежность, о которой мы
должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно
подготовиться к его приходу и постараться справиться с ним как можно лучше.
Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса
над собой. Надо терпеливо, с желанием готовить себя к сложным жизненным
ситуациям, которые обязательно нам встретятся и на работе, и в личной
жизни.
Стресс жизни - основные причины
Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами
испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда
встаем, представляясь ., или как повышенную раздражительность или
бессонницу Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный
стресс, создает проблемы для индивидуумов и организации. Стресс является
неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться
различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. (М.Х.Мeскон,
М.Альбарт, Ф.Хедоури "Основы менеджмента", М: "ДЕЛО", 1992г., (с.546).)
Нулевой стресс невозможен.
Тот тип стресса, который мы будем рассматривать в данной работе,
определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение.
Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся
язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце.
Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита,
депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др.
Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого
обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как
на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии
сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно
увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество
жизни для большого числа трудящихся.
Причины стресса
Стресс может быть вызван факторами , связанными с работой и деятельностью
организации или событиями личной жизни человека.
Организационные факторы
Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают
стресс.
1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое
следует завершить за конкретный период времени.
Работнику просто поручили непомерное количество заданий или
необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом
случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а
также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может
вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы,
соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство
относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации
и ощущает себя явно невознагражденным.
2. Конфликт ролей.
Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику. предъявляют
противоречивые требования. Например, продавец может получить задание
немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят
разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки
товаром.
Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа
единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику
противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от
начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как
начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов
качества.
Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами
неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации
индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет
быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства
- с другой.
3. Неопределенность ролей.
Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том,
что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не
будут противоречивыми, но уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь
правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать,
как они должны делать и как их после этого будут оценивать.
4. Неинтересная работа.
Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более
интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены
физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной рабо той. Однако
взгляды на понятие "интересная" работа у людей различается: то, что кажется
интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно
другим.
5. Существуют также и другие факторы.
Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например,
отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума.
Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие
каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования
сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.
Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на
возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы
достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны
научиться справляться со стрессом в самих себе. Как же управлять, чтобы
повысить производительность и понизить уровень стресса?
Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе могут попытаться
применить следующие методы:
. Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою работу
следующим образом: "должен сделать сегодня", "сделать позднее на этой
неделе" и "сделать, когда будет время".
. Научитесь говорить "нет", когда достигнете предела, после которого вы
уже не можете взять на себя больше работы. Объясните своему
начальнику, что понимаете важность задания. Затем опишите конкретные
приоритетные работы, над которыми в настоящее время работаете. Если он
настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу вы
должны отложить до завершения нового задания.
. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашим
начальником. Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши. Научите
вашего начальника уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и
давать обоснованные поручения.
. Не соглашайтесь с вашим руководителем или кем-либо, кто начинает
выставлять противоречивые требования (конфликт ролей). Объясните, что
эти требования тянут вас в противоположных направлениях. Попросите
устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы
выяснить вопрос. Не занимайте обвинительно - агрессивной позиции:
просто объясните, какие конкретные проблемы создают для вас
противоречивые требования.
. Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда вы почувствуете,
что ожидания или стандарты оценки вашего задания не ясны
(неопределенность ролей). Скажите им, что вы несколько неуверенны
относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели
бы иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.
. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим
руководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положение
жалующегося. Объясните, что вы сторонник требующей отдачи сил работы и
хотели бы иметь возможность принять участие в других видах
деятельности.
. Найдите каждый день время для отключения и отдыха. Закройте на пять
минут дверь каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги,
полностью расслабьтесь и выбросите работу из головы. Обратитесь к
приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг. Уходите время от
времени из конторы, чтобы сменить обстановку или ход мыслей.
. Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу после того, как вам
следовало бы уже идти домой или заняться другой работой.
К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся
соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью
физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.
В таблице приведены различия между стрессовым и низко стрессовым стилями
жизни.
Стрессовый стиль жизни Не стрессовый стиль жизни
Испытывает хронический неослабевающий стресс.
Попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций.
Тяжело преодолевает стрессовые межличные отношения (например, трудности в
семье, осложнение отношений с супругой, боссом, сотрудниками).
Участвует в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом
неприятной и неблагодарной работе.
Испытывает постоянную нехватку времени, слишком много надо сделать за
данный промежуток времени.
Беспокоится по поводу потенциально неприятных наступающих событий.
Обладает пагубными для здоровья привычками (например, в питании, курит,
выпивает, испытывает недостаток физических упражнений, в плохой физической
форме)
Поглощен одним видом жизненной деятельности (например, работой,
общественной деятельностью, зарабатыванием денег, одиночеством или
физической деятельностью).
Считает, что трудно просто хорошо провести время, расслабиться и
насладиться какой-нибудь кратковременной работой.
Воспринимает отношения между полами как неприятные, неблагодарные или
общественно "запрограммированные" (например, путем интриг, стремления
"заманить").
Воспринимает жизнь как серьезную трудную ситуацию; отсутствует чувство
юмора
Соглашается с выполнением угнетающих неблагодарных социальных ролей
Воспринимает тяжелые или стрессовые ситуации пассивно: страдает молча.
Допускает наличие "творческого" стресса в определенные периоды напряженной
деятельности.
Имеет "пути спасения", позволяющие хотя бы временно отстраниться и
расслабиться.
Отстаивает собственные права и потребности; устанавливает низко
стрессовые отношения взаимного уважения; тщательно выбирает друзей и
завязывает взаимоотношения, которые являются ободряющими и спокойными.
Участвует в интересной, благодарной, стоящей работе, которая обеспечивает
подлинное вознаграждение.
Сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, где периоды перегрузки и
кризисов уравновешиваются периодами "передышки".
Уравновешивает опасные события полезными целями и положительными
событиями, к которым следует стремиться.
Сохраняет хорошую физическую форму, хорошо питается, очень редко
употребляет алкоголь и табак или совсем не употребляет.
Вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит
чувство удовлетворения (например, в работу, общественную деятельность,
отдых, уединение, культурные мероприятия, семью и близких знакомых).
Находит удовольствие в простой деятельности, не чувствуя необходимости
оправдывать наигранное поведение.
Наслаждается полной и кипучей сексуально жизнью, прямо выражая свой
"сексуальный аппетит".
Наслаждается жизнью в целом: может смеяться над собой; имеет хорошо
развитое чувство юмора.
Проводит жизнь, относительно свободную от ролей, способен выражать
естественные потребности, желания и чувства без оправдания.
Общая схема появления стресса в жизни человека приведена на рисунке.
[pic]
Рис. Схема появления стресса в жизни человека
Чтобы управлять другими, достигая при этом высокой производи тельности
труда и низкого уровня стресса, мы предлагаем следующее.
1. Оцените способности, потребности и склонности ваших работников и
попытайтесь выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим
факторам. Как только они продемонстрируют успешные результаты при
выполнении этих задач, повысьте им рабочую нагрузку, если они того желают.
В подходящих случаях делегируйте полномочия и ответственность.
2. Разрешайте вашим работникам отказываться от выполнения какого- либо
задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если необходимо,
чтобы они выполнили это задание, объясните, почему это нужно, и установите
приоритеты в их работе, чтобы дать необходимое время и ресурсы для
выполнения дополнительного задания.
3. Четко опишите конкретные зоны полномочий, ответственности и
производственных ожиданий. Используйте двустороннюю коммуникацию и
информацию своих подчиненных (обратную связь).
4. Используйте стиль лидерства, соответствующий требованиям данной
ситуации.
5. Обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу.
6. Выступайте в роли наставника по отношению к вашим подчиненным,
развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.
Личностные факторы
На жизненном пути нас поджидает множество событий и потрясений, способных
вызвать стресс. В большинстве своем они являются неотъемлемой частью нашей
жизни, поэтому избежать их или обойти просто невозможно. Важно знать, какие
события и в каких случаях особо стрессогенны, - это поможет смягчить
негативные последствия.
Полученные в результате многочисленных исследований данные
свидетельствуют об определенной связи между вызывающими стресс жизненными
ситуациями и началом развития различных заболеваний. Они позволяют сделать
вывод, что вызывающее стресс событие или явление может быть одним из
многочисленных факторов нашей повседневной жизни, способствующих
возникновению различных психических отклонений и психо соматических
заболеваний. (М.Х.Мескон, М.Альбарт, Ф.Хедоури "Основы менеджмента", М:
"ДЕЛО", 1992г., (с.547).)
Ученые Холме и Pare на основе многолетних исследований составили перечень
наиболее часто встречающихся перемен в жизни, вызывающих стресс.
Перечень наиболее часто встречающихся перемен в жизни, вызывающих стресс.
|№ |Жизненное событие |Среднее |
| | |значение |
|1. |Смерть супруга (или супруги) |100 |
|2. |Развод |73 |
|3. |Раздельное жительство супруга по |65 |
| |приговору суда | |
|4. |Содержание в тюрьме или ином |63 |
| |исправительном заведении | |
|5. |Смерть близкого родственника |63 |
|6. |Серьезное повреждение или болезнь |53 |
|7. |Вступление в брак |50 |
|8. |Увольнение с работы |47 |
|9. |Восстановление отношений с супругом |45 |
| |(супругой) | |
|10. |Уход на пенсию |45 |
|11. |Крупные перемены в здоровье или |44 |
| |поведении члена семьи | |
|12. |Беременность |40 |
|13. |Сексуальные затруднения |39 |
|14. |Появление нового члена семью |39 |
|15. |Крупная перестройка в бизнесе |39 |
|16. |Крупное изменение финансового положения|38 |
|17. |Смерть близкого друга |37 |
|18. |Переход на совершенно иной вид работы |36 |
|19. |Резкое изменение количества споров с |35 |
| |супругой | |
|20. |Получение закладной на сумму более 10 |31 |
| |тыс. долл. | |
|21. |Потеря права выкупа закладной или |30 |
| |погашение ссуды | |
|22. |Крупные перемены в служебном положении |29 |
| |на работе | |
|23. |Уход сына или дочери из дома |29 |
|24. |Натянутые отношения с родней мужа или |29 |
| |жены | |
|25. |Выдающиеся личные достижения |28 |
|26. |Начало и прекращение женой работы вне |26 |
| |дома | |
|27. |Начало или прекращение официального |26 |
| |образования | |
|28. |Резкое изменение жизненных условии |25 |
Каждое указанное в этом перечне событие имеет определенную эмоциональную
значимость в жизни человека, выражающуюся в баллах. Последовательность в
этом списке определяется на основании значимости каждого события. Это
помогает провести аутоанализ личного стресса.
С помощью этой таблицы каждый человек, не обладая специальными знаниями
или опытом, может самостоятельно выяснить степень своей сопротивляемости
стрессу или, наоборот, ранимости. Для этого необходимо внимательно изучить
все пункты перечня и отметить для себя те события, которые за последние два
года происходили в вашей жизни. Теперь обратите внимание на количество
баллов, которым оценивается каждая ситуация, отмеченная вами. Если какая-то
ситуация возникала у вас чаще одного раза, то соответствующее количество
баллов следует умножить на данное количество раз. Далее просуммируйте все
набранные вами баллы за каждую ситуацию и найдите среднее арифметическое.
Итоговая сумма не только выражает вашу степень стрессовой нагрузки, но и
одновременно определяет степень вашей сопротивляемости стрессу. Большое
количество баллов - это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опасности.
Следовательно, вам необходимо срочно что-то предпринять, чтобы
ликвидировать стресс.
Если общая сумма баллов находится в промежутке от 150 до 199 баллов, то у
вас высокая степень сопротивляемости стрессу. Если от 200 до 299 -
пороговая сопротивляемость. Если же ваша сумма баллов свыше 300. то
сопротивляемость низкая и означает реальную опасность - вам грозит
психосоматическое заболевание, поскольку вы близки к фазе нервного
истощения.
Если мы снова просмотрим перечень жизненных ситуаций и событий, способных
вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и
благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка,
успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и
другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы,
института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь,
творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного
результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как
положительные, так и отрицательные ситуации. Чтобы как-то различать
источники стрессов, да и сами стрессы, положительные получили название
эвстресс, отрицательные - дистресс, или просто стресс.
Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть.
Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически
обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие
ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные
случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще
ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|