Рефераты

Законность в Вооруженных Силах, способы ее обеспечения

На первоначальном этапе работы старшему юрисконсульту объединения

необходимо организовать ознакомительную стажировку помощника командира по

правовой работе, научить его планированию, учету и разъяснить методику

работы.

В дальнейшем поддерживается постоянный контакт с командованием

соединения, организуется постоянные проверки работы помощника командира

соединения по правовой работе, проводится анализ результатов его

деятельности и даются конкретные рекомендации, т.е. осуществляется

повседневное методическое руководство деятельностью подведомственного

подразделения юридической службы в повышении эффективности работы

помощников командиров соединений по правовой работе большую роль играет

организация старшим юрисконсультом объединения системы их профессиональной

подготовки (повышения квалификации).

Организуется эта работа по двум направлениям:

- создание общей системы повышения квалификации, где решаются вопросы

методического обеспечения деятельности помощников командиров соединений по

правовой работе по выполнению задач, стоящих перед юридической службой

Министерства обороны РФ;

- создание индивидуальной системы повышения квалификации, учитывающей

уровень теоретической и практической подготовки каждого помощника

командира соединения по правовой работе.

Общая схема повышения квалификации реализуется путем обеспечения

помощников командиров соединений по правовой работе нормативными актами,

методическими рекомендациями и другими документами по конкретным вопросам

деятельности юридической службы; доведения до них обзоров, справок с

результатами анализа работы; организации совещаний, учебно-

методических сборов и других форм коллективной учебы.

Индивидуальная система повышения квалификации реализуется путем

индивидуальных занятий и стажировок, проведения разборов результатов

проверок с проверяемым офицером, оказания помощи в решении конкретных задач

и т.д.

Методическое руководство помощниками командиров соединений по

правовой работе является повседневной и важнейшей обязанностью старшего

юрисконсульта объединения, так как организованная, профессионально

подготовленная и эффективно работающая юридическая служба является залогом

законности и обеспечения правопорядка в объединении.

Работа помощника командира по укреплению воинской дисциплины

Основная цель работы по укреплению воинской дисциплины - добиться

строгого и точного соблюдения всеми военнослужащими порядка и правил,

установленных законами, воинскими уставами и другими правовыми актами.

Работа по укреплению воинской дисциплины осуществляется в

соответствии с требованиями:

- законов "О всеобщей воинской обязанности", "Об уголовной

ответственности за преступления против воинской службы";

- общевоинских уставов (для военнослужащих Военно-Морского Флота,

кроме того, Корабельного устава ВМФ).

Работа помощника командира по оказанию помощи командованию в

укреплении воинской дисциплины направлена на обеспечение:

- эффективного использования правовых средств в интересах укрепления

воинской дисциплины;

- активного участия в борьбе за укрепление воинской дисциплины

армейской и флотской общественности;

- качественного поведения юридического всеобуча, пропаганды и

разъяснения л/с законодательства и практики его применения;

- защита прав, чести и достоинства военнослужащих;

- законности при издании актов военного управления по этому вопросу.

Для оказания помощи командованию в укреплении воинской дисциплины

помощник командира использует следующие формы работы:

- Участие в проверках и анализе;

- состояние воинской дисциплины.

Помощник командира участвует в организуемых командованием проверках

состояния воинской дисциплины в подчиненных воинских частях, а также

проводит работу самостоятельно - по указанию командира соединения

(объединения).

При этом изучается и анализируется:

- организация повседневной жизни и деятельности л/с выполнение

распорядка дня, предоставление военнослужащим времени для личных нужд,

соблюдение порядка увольнения из расположения части и т.д. т.е. -

соблюдения прав, исполнение обязанностей, обеспечение применения

дисциплинарной власти по поощрению и привлечению к ответственности;

- законность правового регулирования гарнизонной, караульной,

дежурной и вахтенной, внутренней служб;

- обеспечение военнослужащих положенным довольствием;

- организация материального, торгово-бытового, медицинского

обеспечения и культурного обслуживания;

- дисциплинарная практика;

- законность реагирования должностных лиц на факты преступлений,

происшествий, утрат и порчи материальных ценностей;

- объективность докладов должностных лиц старшим начальникам о

состоянии воинской дисциплины в подчиненных подразделениях и воинских

частях;

- качество изучения причин и условий, способствующих правонарушениям,

и эффективность мер по их устранению;

- реагирование командования и органов общественности на протесты и

представления военных прокуроров, частные определения военных трибуналов;

- работа дознавателей членов товарищеских судов, внутренних

проверочных комиссий, комиссий общественного контроля за работой торгово-

бытовых предприятий, жилищных комиссий, народных контролеров, народных

заседателей военных трибуналов (судов) по вопросам применения норм

законодательства в их деятельности;

- работа командования и общественных организаций с военнослужащими,

осужденными условно или с отсрочкой исполнения приговора, досрочно

освобожденными из дисциплинарных батальонов, и лицам, в отношении которых

военными прокурорами вынесены предостережения;

- работа по профилактике травматизма, пьянства и наркомании,

неуставных отношений между военнослужащими;

- работа по разрешению предложений, заявлений и жалоб, организации

приема посетителей;

- организация юридического всеобуча и правового воспитания л/с.

В результате изучения и анализа состояния воинской дисциплины должны

быть получены объективные данные о структуре и динамике правонарушений,

использовании должностными лицами и общественными организациями правовых

средств для укрепления дисциплины, наиболее распространенных причинах и

условиях, способствующих правонарушениям и эффективности мер по их

устранению.

Для получения необходимых ему сведений воинской дисциплины и работе

командования по ее укреплению помощник командира использует:

- беседы с должностными лицами, правовыми активом, военнослужащими и

другими гражданами (родителями военнослужащих, их знакомыми и др.);

- материалы ранее проводившихся проверок состояния воинской

дисциплины;

- приказы по вопросам воинской дисциплины, изданные в данной воинской

части, а также старшими начальниками в отношении этой воинской части;

- материалы прокурорских проверок, протесты, представления и

предложения военных прокуроров, частные определения военных трибуналов и

народных судов, информацию органов внутренних дел;

- донесения и доклады о воинской дисциплине и политико-моральным

состоянии л/с; - материалы административных (служебных) расследований,

дознаний;

- протоколы заседаний и постановления военных советов, вопросам

воинской дисциплины;

- материалы заседаний товарищеских судов чести офицеров, прапорщиков,

мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы;

- книги предложений, заявлений и жалоб, а также дела с этими

документами, книги учета посетителей;

- служебные карточки военнослужащих;

- листы нарядов, книги арестованных, содержащихся на гауптвахте, книги

учета временно отсутствующих и временно прибывшего в часть л/с,

постовые ведомости, книги увольняемых, книги приема и сдачи дежурства;

- книги записи больных.

При работе в подразделениях особое внимание необходимо обращать на

обстоятельства, которые могут освидетельствовать о наличии неуставных

взаимоотношений между военнослужащими: замкнутость, неряшливый

внешний вид военнослужащих первого периода службы, отсутствие у них

отдельных предметов обмундирования, выполнение ими наиболее

трудоемких работ, более частое назначение их в наряды, отсутствие

критики в адрес военнослужащих ранних сроков призыва на собраниях л/с

и.п.

Изучение состояния воинской дисциплины и работы командования по ее

укреплению должно сопровождаться оказанием должностным лицам помощи в

устранении недостатков по мере их выявления. По окончании работы о ее

результатах информируется командир воинской части и начальник. Результаты

работы могут быть также осуждены на служебном совещании руководящего

состава воинской части. При необходимости командованию оказывается помощь в

подготовке проекта приказа о мерах по устранению выявленных недостатков и

других документов правового характера.

По итогам изучения может составляться справка (сложность излагаемых

вопросов, необходимость доведения информации до нескольких позиций по

вопросам изучения с командиром проверяемой части и т.д.). Справка

предоставляется командиру соединения (объединения). В справке отражаются

выявленные недостатки, причины их появления, меры, принятые для их

устранения в ходе проверки, а также аргументированные предложения по

устранению недостатков, исключить которые не удалось. При необходимости к

справке прилагается проект приказа (директивы) по вопросам укрепления

воинской дисциплины.

При наличии к тому оснований командиру соединения (объединения)

вносятся предложения о распространении передового опыта командиров и

начальников.

Правовое обеспечение законности дисциплинарной практики командования.

Правовое обеспечение законности дисциплинарной практики командования,

как правило, осуществляется в ходе проверок состояния воинской

дисциплины. В этом

направлении работа помощника командира должна обеспечить применение

должностными лицами, заслужившим поощрения или подвергнутым дисциплинарным

взысканиям.

При изучении состояния дисциплинарной практики следует обращать

внимание на следующие возможные недостатки в работе должностных лиц:

- отсутствие реагирования на действие подчиненных, заслуживающие

поощрения или наложения дисциплинарного взыскания;

- отсутствие реагирования старших начальников на пассивность в

дисциплинарной практике подчиненных начальников;

- применение мер воздействия должностными лицами, которым такие

полномочия не предоставлены;

- наложения дисциплинарных взысканий при отсутствии вины, в том числе

наложение дисциплинарных взысканий на командиров (начальников) в связи с

недисциплинированностью их подчиненных;

- наложение дисциплинарных взысканий без учета тяжести совершенного

поступка, личности провинившегося, обстоятельств, отягчающих или

смягчающих ответственность;

- нарушение порядка приведение в исполнение дисциплинарных взысканий

и реализации поощрений;

- несвоевременный и неправильный учет дисциплинарной практики;

- отсутствии гласности применения мер дисциплинарного воздействия,

недостатки в использовании воспитательных мер и возможностей воинских

коллективов и общественных организаций.

Предложения командованию по результатам изучения состояния

дисциплинарной практики могут касаться:

- поощрения должностных лиц, правильно осуществляющих дисциплинарную

практику, и применения мер дисциплинарного воздействия к должностным лицам,

осуществляющим ее с нарушениями законности, особенно при попытках скрыть

нарушения;

- проведения занятий с должностными лицами, осуществляющими

дисциплинарную практику, служебных совещаний по этому вопросу;

- отмены старшими начальниками неправомерно объявленных поощрений и

дисциплинарных взысканий, возбуждения уголовных дел при обнаружении

признаков совершенных преступлений.

Оказание помощи общественным организациям и правовому активу в работе.

В работе по укреплению воинской дисциплины призваны участвовать

воинские коллективы, члены правового актива воинской части. Помощь им в

этой работе состоит:

- в даче консультаций и справок по правовым вопросам;

- в участии в подготовке соответствующих документов;

- в участии в работе по рассмотрению воинским коллективом или

общественной организацией конкретных правонарушений;

- в проведении занятий по правовой тематике;

- в разработке памяток, пособий по реализации правовым активом

полномочий по укреплению воинской дисциплины;

- в разработке и проведении профилактических мероприятий с различными

категориями л/с (в том числе, с недисциплинированными военнослужащими,

условно осужденными, условно досрочно освобожденными из

дисциплинарного батальона и т.п.).

Обеспечение законности издаваемых приказов и директив по вопросам

укрепления воинской дисциплины.

Приказы и директивы по вопросам укрепления воинской дисциплины обычно

издаются в связи с подведением итогов этой работы за определенный период,

либо в связи с конкретными правонарушениями. Помощник командира не только

осуществляет юридический контроль за проектами этих документов, но и

участвует в их подготовке.

Наряду с общими требованиями, предъявленными к проектам актов органов

военного управления, к проектам приказов и директив по вопросам укрепления

воинской дисциплины должны предьявлятся следующие требования:

приказы и директивы по итогам работы за определенный период должны

содержать:

- анализ состояния воинской дисциплины - с учетом анализа всех

факторов, влияющих на состояние воинской дисциплины;

- анализ деятельности командования по укреплению воинской дисциплины в

данной ситуации;

- требования по устранению недостатков в работе командования, а

также причин и условий, способствующих правонарушениям;

Приказы и директивы в связи с конкретными правонарушениями должны

содержать:

- юридически правильное описание и оценку случившегося и действий

отдельных военнослужащих и других лиц;

- анализ причин и условий, способствующих правонарушению;

- установление причинной связи между действиями виновных в

правонарушении наступившими последствиями и определение вида и степени их

ответственности;

- требования по устранению причин и условий, способствовавших

правонарушения. При осуществлении юридического контроля за проектами

приказов и директив по вопросам укрепления воинского дисциплины

следует также обращать внимание на:

- предельную конкретность указаний по преодолению имеющихся

недостатков (недопустимые общие указания типа: принять неотложные меры

по укреплению воинской дисциплины", "решительно бороться с пьянством",

"постоянно уделять внимание сплочению воинских коллективов" и т.п. );

- не допустить дублирование ранее установленных требований по данному

вопросу (вместо них в проектах документов дается анализ работы по

выполнению ранее установленных требований и указания по устранению

выявленных недостатков);

- обязательную оценку в констатирующей части приказа всех действий

лиц, о которых говориться в распорядительной части документа;

- правомочность должностного лица, подписывающего документ, поощрять и

взыскивать с виновных в правонарушениях;

- правильное формирование меры поощрения и дисциплинарного взыскания;

- недопустимость предрешения выводов военного трибунала, военной

прокуратуры, органа дознания, товарищеского суда по результатам

рассмотрения конкретных правонарушений.

Кроме этих главных задач в обязанности помощника командира по правовой

работе входят и другие обязанности:

- консультирование и справки по правовым вопросам;

- участие в обеспечении сохранности военного имущества;

- правовое обеспечение договорной, рекламационной, претензионной и

исковой работы;

- работа по обеспечению применения законодательства о труде.

Утверждаю

Начальник цикла тактической подготовки

полковник Карасюк

"24" ноября 1997г.

План

проведения занятий по юридической работе

Тема №4: "Законность в ВС РФ, способы ее обеспечения "

Занятие № 6

Цель: - закрепить и углубить занятия студентов по деятельности органов

дознания в ВС РФ.

Время: 2 часа.

Место: Класс.

Вид занятия: семинар.

Литература: - Учебник "Основы военного законодательства".

- Приказ МО РФ № 275 от 18.8.1994г.

Учебные вопросы:

1. Кто является органами дознания в ВС РФ ?

2. Какие задачи возлагаются на органы дознания ?

3. Кто осуществляет функции органов дознания ?

4. Порядок производства дознания и его организация ?

5. Что должно быть установлено дознавателем по уголовному делу?

6. Обязанности дознавателя.

7. Права дознавателя.

8. Какие обязательства исключают производство по уголовному делу

военнослужащего ?

9. Надзор за деятельностью органов дознания.

Вопросы летучки.

1. Чем отличаются проведение дознания от обычного следствия ?

2. Что подлежит обязательному дознанию по любому расследуемому

дознавателем делу ?

3. Основные направления деятельности военной прокуратуры ?

4. Какие дела отнесены к посредственности военных следователей ?

4 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС : "Органы дознания в армии"

Задачи органов дознания и виды их деятельности

Дознанием в Вооруженных силах РФ называется расследование уголовных

дел обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими или

военнообязанными при прохождении последними учебных сборов, а также о

преступлениях, совершенных рабочими и служащими в Вооруженных Силах РФ в

связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении воинской

части, учреждения, заведения, предприятия или военной организации,

проводимое по постановлению органа дознания офицером-дознавателем в

соответствии с правилами уголовно-процессуального кодекса.

Дознание является составной частью уголовного судопроизводства и

выполняет его задачи по изобличению виновных и обеспечению правильного

применения закона, с тем чтобы каждый совершивший преступление был

подвергнут справедливому наказанию и не один невиновный не был привлечен к

уголовной ответственности и осужден.

Правом проводить расследование преступлений наделены: органы

милиции; органы государственной безопасности; начальники исправительно-

трудовых учреждений; органы государственного пожарного надзора; органы

пограничной охраны; капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании;

начальники зимовок в период отсутствия с ними транспортной связи, в

вооруженных силах - командиры воинских частей, соединений и начальники

военных учреждений.

На основании этого законоположения статьи 1 "Инструкции органам

дознания Вооруженных Сил", утвержденной приказом министра обороны № 275 от

18 августа 1994г., определяет, что органами дознания в ВС являются

командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений.

Объединение командной функции и функции расследования уголовных дел в

лице командира - единоначальника способствует укреплению законности в ВС.

В руках командира дознание является действенным средством борьбы с

преступными посягательствами на установленный в ВС правопорядок и

воинскую дисциплину. Процессуальные полномочия органов дознания ВС, как и

других органов дознания, определены в уголовно-процессуальном

законодательстве. Закон обязывает органы дознания принимать необходимые

оперативно-розыскные меры в целях обнаружения признаков преступления и лиц

их совершивших. Однако органы дознания Вооруженных Сил осуществляют только

некоторые розыскные меры (местный розыск лица, совершившего преступление, и

т.п. ), т.к. подобные функции несвойственны командованию и оно не имеет в

своем распоряжении специального аппарата для этого. Для проведения

оперативно-розыскных действий органы дознания Вооруженных Сил обращаются в

органы милиции.

Согласно уголовному судопроизводству органы дознания в РФ полномочны

возбуждать уголовные дела и проводить по ним предварительное

расследование в форме дознания.

Основным видом предварительного расследования уголовных дел

является предварительное следствие. При наличие признаков преступления, по

которому производство предварительного следствия обязательно, орган

дознания возбуждает уголовное дело, и руководствуясь правилами уголовно-

процессуального законодательства, производит неотложные следственные

действия по установлению и закреплению следов

обнаруженного ими преступления и розыску преступника.

Этот вид деятельности органов дознания представляет собой

первоначальный этап предварительного следствия. Само предварительное

следствие в условиях Вооруженных Сил проводится военными следователями.

Дела, по которым предварительное следствие не обязательно,

расследуются органами дознания в полном объеме вплоть до прекращения

уголовного дела или составления обвинительного заключения. Этот вид

дознания является самостоятельным видом предварительного расследования

уголовных дел и проводится по правилам установленным для

предварительного следствия за следующими исключениями:

- дознание производится без участие защитника;

- потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их

представители извещаются об окончании дознания и направлении дела военному

прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются;

- при проведении дознания все указания военного прокурора являются

для органов дознания обязательными (при несогласии с указаниями

прокурора орган дознания может обжаловать их вышестоящему военному

прокурору, не приостанавливая этих указаний).

По окончании расследования дела, по которому необязательно

предварительное следствие, орган дознания представляет материалы дознания

прокурору. Утвержденные

прокурором материалы дознания являются основания для рассмотрения дела в

суде. Оба вида деятельности органов дознания проводится в процессуальной

форме, по правилам уголовно-процессуального закона т.к. дознание во всех

случаях назначается только по поводу совершенных или подготавливаемых

преступлений. Этим дознание отличается от административного расследования,

которое проводится в тех случаях, когда командир признает нужным

расследовать проступок подчиненного, заведомо подлежащий разрешению в

дисциплинарном порядке.

Административное расследование в отличие от дознания может назначать

любой командир, обладающий дисциплинарной властью, а не только начальник,

облеченный правами органа дознания. Его производство может быть поручено

любому военнослужащему части. Административное расследование не подчинено

уголовно-процессуальным правилам, оно регламентировано административными

актами и проводится в произвольной форме устно или письменно. При этом

письменная форма применяется при расследовании действий военнослужащих, за

которое они должны нести материальную ответственность, по фактам утраты или

хищения служебных документов, а также по делам, которые рассматриваются

офицерскими товарищескими судами. Если в процессе административного

расследования будут обнаружены признаки преступления, орган дознания обязан

возбудить уголовное дело. Административное расследование в этом случае

перерастает в дознание.

Дознание, как и административное расследование, может быть закончено

наложением на виновного дисциплинарного взыскания, если окажется, что он

совершил не

преступление, а дисциплинарный поступок. Во всех случаях, однако,

недопустимо назначать административное расследование при обнаружении

признаков преступления и, наоборот, назначать дознание при наличии

данных о действии или бездействии подчиненного, которые командир обязан

разрешать по правилам Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ.

Правильное разграничение этих двух видов расследования имеет большое

практическое значение, ибо оно дает командирам возможность правильно решать

вопросы о возбуждении уголовных дел.

По делам частного обвинения, которые возбуждаются судьей по жалобе

потерпевшего и прекращаются при применении потерпевшего с лицом, на

которое подана жалоба, дознание не проводится. Если командир части получит

заявление о таком преступлении, он обязан направить его в суд. Судья

принимает меры к применению потерпевшего с лицом, на которое подана жалоба.

Если примирение не состоялось, судья при наличии достаточных данных выносит

постановлении о возбуждении дела и предании суду лица, на которое подана

жалоба. Дознаватели, их права и обязанности.

производство дознания командир части поручает одному из дознавателей.

Согласно ст. 7 инструкции органам дознания в вооруженных Силах РФ

дознаватели назначаются приказом командира части сроком на два года из

числа наиболее подготовленных для этого офицеров. Назначение производится

из расчета - на полк (корабль 1 ранга)- 5-6 дознавателей, - на отдельный

батальон (корабль 2 ранга) - 3-4 дознавателя, - на отдельную роту (корабль

3 ранга) - 1-2 дознавателя, - на штаб (выше полка и учреждение (заведение)

- 2-5 дознавателей. Один из дознавателей, имеющий опыт и навыки

производства дознания, назначается старшим. Старшему поручается

расследование наиболее сложных дел. Копия пpиказа о назначении дознавателей

направляется военному прокурору, который по согласованию с командиром части

организует юридическую подготовку дознавателей, проводит с ними учебно-

методические сборы и стажировки при военной прокуратуре.

Однако в случае необходимости командир части вправе поручить

производство дознания любому офицеру, на которого в этом случае возлагается

личная ответственность за своевременное и законное проведение

расследования ему уголовного дела на равных основания с дознавателями,

назначенным приказом.

Дознаватель имеет право в установленном уголовно-пpоцессуальном

кодексом порядке вызвать любое лицо, кроме командира части, для допроса,

для дачи заключения в качестве эксперта, а также для участия в деле в

качестве специалиста. при необходимости допросить командира в качестве

свидетеля материалы дознания немедленно направляются военному прокурору,

так как участие командира в деле в качестве свидетеля является

обстоятельством, дающим основание считать, что он косвенно заинтересован в

этом деле и по закону не имеет права участвовать в его расследовании.

Дознаватель вправе производить все другие действия, предусмотренные

уголовно-пpоцессуальным кодексом, требовать от учреждений, предприятий,

должностных лиц и граждан представления предметов и документов, имеющих

значение для дела, требовать производства ревизий.

По делу, находящемуся в его производстве, дознаватель самостоятельно

принимает все необходимые решения, за исключением случаев, когда уголовно-

пpоцессуальный закон для производства следственного действия требует

получения санкции военного прокурора. Некоторые решения вступают в силу

только после утверждения постановления, вынесенного дознавателем,

командиром части либо после получения согласия военного прокурора. Так,

например, выемка предметов и документов производится по постановлению

дознавателя, утвержденного командиром части; обыск - по мотивированному

постановлению дознавателя, утвержденному командиром части и

санкционированному военным прокурором; психиатрическая экспертиза

назначается дознавателем только с ведома военного прокурора.

кроме прав, лица, производящего дознание, предусмотренных УПК РФ

Инстpукция органам дознания в Вооpуженных Силах РФ пpедоставляет

дознавателю пpаво и обязывает его докладывать непосредственно командиру

части о ходе расследования, о выявленных при этом нарушениях законов,

уставов, приказов и наставлений, а также о всех других упущенных в

организациях службы, которые способствовали совершению преступления, для

принятия командиром части мер по их устранению.

На время производства дознания дознаватель освобождается от

выполнения своих служебных обязанностей.

Дознаватель обязан совершать все следственные действия в строгом

соответствии с правилами, установленными УПК РФ. Соблюдение этих правил

обеспечивает быстроту, полноту и объективность расследования уголовных дел,

а также защиту законных прав и интересов участвующих в деле лиц.

Отступление дознавателя от процессуальных правил производства

предварительного расследования уголовных дел может привести к утрате

доказательственного значения проведенного следственного действия, к

незаконности принятого им решения или к нарушению прав и интересов

участвующих в деле лиц.

Дознаватель обязан составить план расследования и принять все

предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного

исследования всех обстоятельств, имеющих значение для правильного

разрешения дела, выявляя при этом уличающие, так и оправдывающие

обвиняемого, как отягчающие, так и смягчающие его вину обстоятельства. Он

не впpве перелагать обязанность показывания на обвиняемого, домогаться

доказаний путем насилия, угpоз и иных незаконных меp, pазглашать матеpиалы

дознания. Пpи квлификации пpеступления дознаватель pуководствуется

уголовным законом той pеспублики, на теppитоpии котоpой совеpшено

пpеступление.

Дознаватель не может участвовать в pасследовании дела если он или

кто-либо из его pодственников является потеpпевшим, гpажданским истцом или

гpажданским ответчиком по pасследуемому делу; если он является свидетелем

по этому делу, а также если имеются дpугие обстоятельства, дающие основание

считать, что дознаватель лично, пpямо или косвенно заинтеpесован в

pасследуемом деле. Кpоме того,дознавателем не может быть офицеp,

являющийся начальником по службе или подчиненным по службе того лица, в

отношении котоpого возбуждено уголовное дело.

при наличии оснований для отвода дознаватель по своей инициативе должен

устраниться от участия в производстве дознания и доложить об этом командиру

части. По этим же основаниям дознавателю может быть заявлен отвод

подозреваемым, обвиняемым, защитником, а также потерпевшим, гражданским

истцом, гражданским ответчиком или их пpедставителями. Вопpос об отводе

дознавателя разрешается военным прокурором, и до его решения заявление

отвода не может служить основанием для приостановления производства

дознания.

Руководит деятельностью дознавателя командир части. Он обязан давать

ему указания о том, какие обстоятельства по делу должен исследовать

дознаватель и в каком объеме, какие следственные действия необходимо

провести, когда должно быть окончено дознание.

наряду с производством дознаний дознаватель обязан участвовать в

работе по предупреждению правонарушений в части, разъяснять личному составу

закона РФ.

порядок возбуждения уголовного дела органом дознания.

Дознание проводится на основании постановления командира части о

возбуждении уголовного дела. До возбуждения уголовного дела следственные

действия проводить запрещается. Только в случае, не терпящих

отлагательства, командир части может поручить дознавателю произвести

осмотр места происшествия. В этом случае, при наличии к тому оснований,

уголовное дело возбуждается немедленно после производства осмотра.

Уголовно-пpоцессуальный закон возлагает на командира части

обязанность возбуждать уголовные дела в каждом случае обнаружения признаков

преступления в пределах своей компетенции и принимать все предусмотренные

законом меры к установлению события преступления, лиц, виновные в

совершении преступления, и к их наказанию.

Каждый орган дознания вооруженных Сил РФ компетентен возбуждать

уголовные дела о всех преступлениях, совершенных подчиненными ему

военнослужащими, военными строителями, военнообязанными при прохождении ими

учебных сборов при вверенной ему части (соединении), а также о

преступлениях, совершенных рабочими и служащими части (соединения) в связи

с исполнением служебных обязанностей или в расположении части.

Согласно УПК для возбуждения уголовного дела требуется наличие

законного повода и достаточного основания. Законными поводами к возбуждению

уголовного дела является:

- заявления и письма граждан, в том числе рапорты военнослужащих;

- сообщения профсоюзных организаций, народных дружин по охране

общественного порядка, товарищеских судов и других общественных

организаций;

- сообщения учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц;

- статьи, заметки и письма, опубликованные в печати;

- явка с повинной;

- непосредственное обнаружение органом дознания признаков

преступления.

Устные заявления граждан заносятся в протокол, котоpый подписывается

заявителем и командиром части. при этом заявителю разъясняется

ответственность за заведомо ложный донос, о чем делается отметка в

протоколе, которая удостоверяется подписью заявителя.

В случае явки с повинной устанавливается личность явившегося и

составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление.

Протокол подписывается явившимся с повинной и лицом, составившим протокол.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие в

поступившем заявлении или сообщении достаточных данных, указывающих на

признаки преступления, предусмотренного уголовным законом. Одного

предположения, догадки о преступлении недостаточно для положительного

решения вопроса о возбуждении дела.

Уголовное дело должно быть возбуждено и начато производством в день

обнаружения преступлений. В тех случаях, когда у органов дознания возникают

сомнения в достаточности оснований к возбуждению уголовного дела, он

обязан провести проверку заявления или сообщения о преступлении. Проверка

состоит в истребовании необходимых материалов и получении устных или

письменных объяснений. При проведении такой проверки нельзя совершать

следственных действий. Пpовеpка проводится в срок не более трех суток после

получения заявления или сообщения. И только в сложных случаях ее можно

проводить более длительное время, но не более 10 суток.

Своевpеменное возбуждение уголовного дела важно для быстрого и

полного раскрытия всех совершенных преступлений. И наоборот, запоздалое

решение о возбуждении уголовного дела может привести к утрате важных

доказательств и удлинению сроков расследования уголовного дела. Еще

больший вред борьбе с преступностью наносят случаи, когда уголовное дело

вовсе не возбуждается, не смотря на наличие данных, указывающих на признаки

преступления.

Уголовное дело возбуждается путем вынесения командиром части постановления

о возбуждении уголовного дела, в котором указываются время, место, кто

вынес постановление, повод и основание к возбуждению уголовного дела,

статья уголовного кодекса, по признакам которой оно возбуждается, и кому из

дознавателей поручается производство расследования. Такое постановление

может выносить только сам орган дознания. Другие должностные лица части

этим правом не обладают. О вpзбуждении дела командир части немедленно

сообщает военному прокурору, высылая ему одновременно копию постановления

о возбуждении дела.

В случае отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела а равно

при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, командир части

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты