Рефераты

Законность в Вооруженных Силах, способы ее обеспечения

отказывает в возбуждении уголовного дела.

К числу обстоятельств, исключающих производство по делу, при наличии

которых дело никем не может быть возбуждено, относятся:

- отсутствие события преступления;

- отсутствие в деянии состава преступления;

- истечение сроков давности;

- акт амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное

деяние, а также акт о помиловании отдельных лиц;

- не достижение лицом, совершившим общественно опасное деяние, к моменту

его совершения возраста, с которого, согласно закону, возможна уголовная

ответственность;

- примирение потерпевшего с обвиняемым по делам возбуждаемым не иначе

как по жалобе потерпевшего, кроме случаев, предусмотренных уголовно-

пpоцессуальным законом;

- отсутствие жалобы потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе

как по жалобе потерпевшего, за исключением случаев, когда закон

предоставляет прокурору право иметь возбуждать дело и при отсутствии

жалобы;

- смерть лица, совершившего преступление, за исключением случаев,

когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего или

возбуждения дела

в отношении других лиц по вновь открывшимся обстоятельствам;

- наличие по тому же обвинению вступившего в законную силу либо

определения или постановления суда о прекращении дела;

- наличие не отмененного постановления дела по тому же обвинению.

Об отказе в возбуждении уголовного дела командир части выносит

мотивированное постановление с указанием оснований отказа, о чем уведомляет

лицо, учреждение, предприятие или общественную организацию, разъясняя им

право на обжалование этого постановления военному прокурору.

В случае совершения подчиненным малозначительного или не

представляющего большой общественной опасности преступления командир части

вправе направить материалы для принятия мер общественного воздействия без

возбуждения уголовного дела. Такое решение возможно, когда факт

преступления очевиден, лицо, его совершившее, может быть исправлено мерами

общественного воздействия и имеется согласие на это военного прокурора.

Командиp части выносит в этом случае единое постановление об отказе в

возбуждении уголовного дела и передаче виновного на перевоспитание

армейской или флотской общественности или о передаче материалов на

рассмотрение товарищеского суда.

Если командир части получит заявление или сообщение о преступлении,

по которому он не компетентен возбуждать уголовное дело, в заявлении или

сообщении имеются данные, указывающие на признаки преступления, он

направляет его с сопроводительным письмом тому органу, который обязан

расследовать это дело.

Возбудив уголовное дело, орган дознания поручает его расследование

дознавателю, который вносит постановление о принятии дела к производству

дознания.

Копию постановления о принятии дознавателем дела к своему

производству орган дознания в течение суток направляет к военному

прокурору.

Дознание по делу, по которому обязательно производство предварительного

следствия.

приняв к своему производству дело, по которому производство

предварительного следствия является обязательным, дознаватель совершает

только неотложные следственные действия по собиранию и закреплению следов

преступления и розыску преступника до вступления в дело военного

следователя или до передачи дела военному следователю командиром части.

Такие действия должны быть выполнены немедленно в силу того, что

промедление с их производством может повлечь изменение обстановки места

происшествия, утрату следов преступления, невозможность обнаружить

преступника.

В уголовно-пpоцессуальном законе дан твердый пеpечень следственных действий

по собиранию и закреплению доказательств, которые могут быть неотложными.

Согласно Основ уголовного судопроизводства дознаватель может провести по

делу, по которому обязательно предварительное следствие, лишь осмотр,

обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемого,

допрос потерпевшего и свидетелей. Какие из перечисленных следственных

действий являются в каждом данном случае неотложными, зависит от характера

и особенностей конкретного уголовного дела. Неотложные следственные

действия дознаватель проводит по правилам УПК.

другие следственные действия по делу, которое обязан расследовать

следователь, дознаватель вправе совершать только по его поручению после

принятия военным следователем дела к своему производству.

сразу же по выполнении неотложных следственных действий, но не позже

10 суток со дня возбуждения дела орган дознания обязан передать уголовное

дело военному следователю через военного прокурора. О направлении дела

военному следователю командир части выносит постановление.

После передачи дела военному следователю дознаватель может

производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению

военного следователя. Однако в случае передачи военному следователю дела,

по которому не представилась возможность обнаружить лицо, совершившее

преступление, командир части продолжает розыскные меры для установления

преступника, уведомляя военного следователя о результатах своей

деятельности.

Военный следователь по расследуемым им уголовным делам вправе давать

командиру части поручения и указания о производстве розыскных и

следственных действий и требовать содействия при пpоизволстве отдельных

следственных действий. Такие поручения и указания даются в письменном виде

и являются для командира части обязательными.

ОРГАН ДОЗНАНИЯ

Возбуждает уголовное дело и немедленно сообщает об этом военному прокурору

Дает указания дознавателю о порядке и сроках производства дознания

Дознаватель

Пpинимает дело к своему производству и производит неотложные

следственные действия по установлению и закреплению следов преступления:

осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос

подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей

Выносит постановление о направлении дела военному следователю; после его

утверждения

органам дознания дело направляется в военную прокуратуру

при наличии оснований, указанных в статье 32 дисциплинарного устава ВС РФ,

дело может

быть прекращено органом дознания

Деятельность органов дознания по делам, по которым производство

предварительного следствия обязательно.

В отличие от других органов дознания для командира части вынесение

постановления о направлении дела военному следователю является не

единственным видом окончания дознания по делам, по которым предварительное

следствие является обязательным.

при наличии оснований командир части в случае установления

дознавателем смягчающих обстоятельств по делу может принять решение о

прекращении данного уголовного дела. В этом случае дознаватель выносит

постановление о прекращении дела, подписывает его, а командир части

утверждает это постановление. Копия постановления направляется военному

прокурору.

Дознание по делу, по ктоpому производство

предварительного следствия не обязательно.

приняв к своему производству дело, по которому производство

предварительного следствия не обязательно, дознаватель проводит дознание в

полном объеме, совершая для установления обстоятельств дела все

необходимые следственные действия, предусмотренные уголовно-пpоцессуальным

кодексом.

Пpи производстве дознания по таким делам дознаватель должен

установить обстоятельства, подлежащие показыванию по уголовному делу. По

любому расследуемому дознавателем делу обязательному показыванию подлежат:

- событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства

совершения преступления);

- виновность обвиняемого в совершении преступления и мотивы

преступления;

- обстоятельства, которые влияют на степень и характер

ответственности лица, совершившего преступление, а также обстоятельства,

характеризующие личность обвиняемого;

- последствия преступления, характер и размер причиненного ущерба;

- причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Пpи производстве дознания в полном объемеоpган дознания и дознаватель

обязаны широко использовать помощь армейской и флотской общественности в

раскрытии преступления, в выявлении и устранении причин и условий,

способствовавших его совершению. Общественность привлекается к установлению

круга свидетелей, потерпевших и подозреваемых, к обнаружению и задержанию

преступника, к розыску похищенного оружия, имущества и к производству иных

розыскных действий. Однако следствие и его действия - допросы, обыски,

осмотры и т.п. - может производить сам дознаватель.

Каждое следственное действие по собиранию, закреплению и проверке

доказательств офоpмлятся протоколом, в котором указываются место и дата

производства следственного действия, время его начала и окончания, фамилии

дознавателя и всех лиц, участвовавших в производстве следственного

действия, его содержание и результаты. Протокол подписывается дознавателем

и всеми лицами, участвующими в производстве следственного действия.

Следственные действия, которые связаны с вторжением в конституционные права

граждан, в том числе и военнослужащие (обыск, выемка почтово-телегpафной

корреспонденции и т.п.), дознаватель может совеpшать только после получения

сонкции военного прокурора.

Решения, пpинимаемые дознавателем в ходе дознания, офоpмляются

постановлениями, в котоpых указывается основание решения и излагается само

pешение.

Любое pешение дознаватель пpинимает на основе оценки доказательств,

имеющихся в деле, путем pассмотpения всех установленных к моменту принятия

решения обстоятельств в их совокупности, pуководствуясь законом и

правосознанием. Доказательствами по делу могут быть любые фактические

данные, закрепленные по правилам УПК, если они устанавливают или

опровергают событие преступления, виновность лица и другие обстоятельства,

имеющие значение для дела, и получены дознавателем из источников,

указанных в законе.

Одним из ответственных действий по делам, по которым предварительное

следствие не обязательно, является привлечение лица в качестве обвиняемого

тогда, когда дознаватель доказал наличие преступления и что это

преступление совершено определенным лицом, которое виновно в совершении

преступления и подлежат уголовной ответственности, то есть при наличии

достаточных доказательств, дающих основание для предъявления конкретному

лицу обвинения в совершении преступления. Установив данные, дающие

основание для предъявления обвинения в совершении воинского преступления

(кроме дезертирства), дознаватель согласовывает вопрос о привлечении его в

качестве обвиняемого с соответствующим командованием. Решение о привлечении

к уголовной ответственности военнослужащих за совершение обще уголовных

преступлений и дезертирства принимается только военным прокурором.

Получив согласие командования или решение военного прокурора,

дознаватель выносит постановление о привлечении лица в качестве

обвиняемого. В постановлении указывается: время и место его составления;

фамилия, имя и отчество лица, привлекаемого в качестве обвиняемого; в

совершении которого обвиняется данное лицо, с указанием времени, места и

других обстоятельств его совершения в том объеме, в котором они установлены

материалами дела; уголовный закон, предусматривающий ответственность за

данное преступление. Постановление подписывается дознавателем и

утверждается командиром части.

Непозднее 2-х суток после вынесения постановления и привлечении лица

в качестве обвиняемого ему должно быть предъявлено обвинение. Предъявление

состоит в том, что дознаватель зачитывает это постановление, разъясняет ему

сущность предъявленного обвинения, а также его права, предусмотренные УПК.

Выполнение всех этих действий удостоверяется подписью дознавателя на

постановлении о привлеченные в качестве обвиняемого с указанием времени

предъявления обвинения.

одновременно с привлечением лица в качестве обвиняемого дознаватель

обязан разрешить вопрос об избрании в отношении его одной из

предусмотренных законом мер пресечения. мера пресечения - это мера

процессуального принуждения, которая применяется в тех случаях, когда

имеются данные о том, что обвиняемый может скрыться от дознания,

предварительного следствия или суда, будет препятствовать установлению

истины по уголовному делу или продолжать преступную деятельность.

Конкpетная мера пресечения избирается с учетом тяжести предъявленного

обвинения и личности обвиняемого. Мера пресечения в виде заключения под

стражу применяется только с санкции военного прокурора. Вопрос о

применении заключения под стражу к военнослужащему, совершившему воинское

преступление, должен быть, кроме того, согласован с соответствующим

командованием, кроме заключения под стражу к военнослужащему могут

применяться и другие, предусмотренные УПК меры пресечения, в частности

наблюдение за ними командования той воинской части, в которой они состоят

на службе. Об избрании меры пресечения выносится мотивированное

постановление. После предъявления обвинения дознаватель допрашивает

обвиняемого, а затем проверяет его показания путем совершения следственных

действий до полного, всестороннего и объективного исследования всех

обстоятельств дела.

По делам, по которым производство предварительного следствия не

обязательно, дознание должно быть закончено в срок не позднее одного

месяца, включая составление обвинительного заключения либо постановления о

прекращении или приостановлении дела. В соответствии УПК РФ месячный срок

может быть продлен военным прокурором, непосредственно осуществляющим

надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц.

Пpизнав дознание законченным, а собранные доказательства достаточными

для составления обвинительного заключения, дознаватель подшивает все

материалы, нумеруя каждый лист дела, и составляет опись всех документов,

находящихся в нем. После этого он объявляет обвиняемому, что познавание по

его делу окончено и он до направления дела с обвинительным заключением

военному прокурору может ознакомиться со всеми материалами дела и заявить

ходатайства о дополнении дознания. При ознакомлении с делом обвиняемый

имеет право прочесть все имеющиеся в деле документы и сделать их них

необходимые ему выписки. По окончании ознакомления дознаватель спрашивает

обвиняемого, есть ли у него ходатайства о дополнении дознания. Если

обвиняемый заявил ходатайство о выяснении обстоятельств, имеющих значение

для дела, дознаватель обязан дополнить дознание путем производства

требуемых следственных действий и вновь представить все материалы для

ознакомления обвиняемому. В случае если дознаватель отказывает полностью

или частично в удовлетворении заявленных обвиняемым ходатайств,

об этом выносится мотивированное постановление, которое объявляется

обвиняемому.

Об ознакомлении обвиняемого с материалами дела составляется протокол.

Если по делу привлечено несколько обвиняемых, предъявление обвинения,

разъяснение им прав и ознакомление с материалами дела производится

раздельно и оформляется отдельными протоколами.

После ознакомления обвиняемого (обвиняемых) со всеми материалами дела

дознаватель составляет обвинительное заключение.

Обвинительное заключение - это особый процессуальный акт, в котором

дознаватель подводит итоги проведенного им дознания. Оно состоит из

описательной и pезолютативной частей. В описательной части обвинительного

заключения излагаются фактические обстоятельства преступления в том виде,

как они установлены в ходе расследования, указывается, признал ли

обвиняемый себя виновным в совершении преступления и чем объяснил свои

действия, какие доводы привел в свою защиту, приводя доказательства

приводятся доказательства подтверждающие наличие преступления и виновность

обвиняемого, данные, характеризующие личность обвиняемого, а также

обстоятельства, отягчающие и смягчающие его ответственность. Обвинительное

заключение должно содержать ссылки на листы дела.

В резолютивной части обвинительного заключения приводятся сведения о

личности обвиняемого и излагается формулировка предъявленного ему обвинения

с указанием статьи уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за

данное пpеступление.

В обвинительном заключении не допускаются изменение обвинения на

более тяжкое, а также хотя и на менее тяжкое, но существенно отличающееся

по фактическим обстоятельствам по сравнению с тем, которое было предъявлено

в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого. Такие изменения

ухудшают положение обвиняемого и влекут за собой нарушение его прав на

защиту. Пpи необходимости изменить обвинение на более тяжкое или

существенно отличающихся по фактическим обстоятельствам от ранее

предъявленного выносится новое постановление о привлечении лица в качестве

обвиняемого, которое объявляется обвиняемому. После этого производится

допрос и все последующие процессуальные действия, предусмотренные УПК, по

новому обвинению.

Если же в ходе предварительного расследования предъявленное

обвинение в какой-то части не нашло подтверждения, дознаватель должен

вынести постановление о прекращении дела в этой части и объявить об этом

обвиняемому.

Обвинительное заключение подписывается дознавателем и утверждается

командиром части.

К обвинительному заключению прилагается:

- список лиц, подлежащих, по мнению дознавателя, вызову в судебное

заведение, с указанием их места жительства и листов дела, на которых

изложены их показания;

- справка о сроках производства дознания;

- справка об избранной мере пресечения с указанием времени ее

избрания;

- справка о приобщенных к делу вещественных доказательствах;

- справка о гражданском иске;

- справка о судебных издержках (суммах, выплаченных свидетелям,

потерпевшим, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым в возмещение

понесенных ими расходов по явке, а также израсходованных на хранение,

пересылку и исследование вещественных доказательств.

После утверждения обвинительного заключения орган дознания немедленно

направляет дело военному прокурору.

при наличии к тому оснований, указанных в уголовно-пpоцессуальном

кодексе, орган дознания прекращает уголовное дело.

Обязательно прекращается уголовное дело, если в ходе дознания будут

установлены обстоятельства, исключающие производство по нему.

УПК предоставляет право дознание прекращать с согласия военного

прокурора уголовные дела также в тех случаях, когда в процессе дознания

будет доказано, что вследствие изменения обстановки совершенное виновным

деяние или же лицо, его совершившее, перестали быть общественно опасными.

ОРГАН ДОЗНАНИЯ

Возбуждает уголовное дело и немедленно сообщает об этом военному прокурору

Дает дознавателю указания о порядке сроках производства дознания

Дознаватель

Выносит постановление о принятии дела к своему производству, копия которого

направляется военному прокурору

По правилам УПК республики принимает меры для установления обстоятельств,

подлежащих показыванию по уголовному делу, и для установления виновных

в совершении преступления

привлекает виновного в качестве обвиняемого

|Пpи наличии оснований, указанных |предъявляет обвинение и |

|в законе, прекращает уголовное дело;|допрашивает обвиняемого |

|после утверждения постановления | |

|органом дознания копия постановления| |

|направляется военному прокурору | |

Решает вопрос о применении меры пресечения

|Письменно уведомляет заинтересованных|

|лиц о прекращении уголовного дела |

Производит необходимые следственные действия по проверке показаний

обвиняемого в целях полного, всестороннего и объективного исследования всех

обстоятельств, имеющих значение для правильного решения дела

Знакомит обвиняемого со всеми материалами дела

Составляет обвинительное заключение; после его утверждения

органом дознания уголовное дело направляется военному прокурору

Пpи наличии оснований для замены уголовного наказания мерами

общественного воздействия органы дознания Вооpуженных Сил с согласия

военного прокурора могут прекратить дело в связи с передачей его в

товарищеский суд или в связи с передачей виновного на перевоспитание

армейской или флотской общественности. Для прекращения дела в связи с

передачей виновного на перевоспитание требуется, кроме того решение общего

собрания армейского или флотского коллектива подразделения (части) о взятии

на перевоспитание, поддержанное командованием.

органы дознания прекращают дело также при недосказанности участия

обвиняемого в совершении преступления, если исчерпаны все возможности для

собирания дополнительных доказательств, и направляют его военному прокурору

для принятия мер к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве

обвиняемого.

Пpи наличии нескольких оснований для прекращения дела, дело

прекращается по тому основанию, которое влечет за собой наиболее

благоприятные юридические последствия для лица, в отношении которого велось

дознание.

О прекращении уголовного дела выносится мотивированное постановление;

которое подписывает дознаватель и утверждает командир части. Копия такого

постановления напpвляется военному прокурору, который вправе своим

постановлением при наличии к тому оснований отменить постановление о

прекращении дела, возобновить производство

по делу и передать дело для дополнительного расследования органу дознания

или поручить его производство военному следователю.

О прекращении дела письменно уведомляется лицо, привлекавшееся в качестве

обвиняемого, потерпевший, а также лицо или учреждение, по заявлению

которого было возбуждено уголовное дело. Им разъясняется право на

обжалование этого постановления военному прокурору.

5 ВОПРОС: “ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА”

Организация и принципы работы органов военной прокуратуры.

Действуя в пределах своей компетенции, органы военной прокуратуры

способствуют своей деятельностью укреплению законности в Вооруженных Силах,

воспитанию военнослужащих в духе точного и неуклонного исполнения законов

РФ, военной присяги, военных уставов, приказов командиров и начальников.

Одним из главных условий успешного выполнения органами военной прокуратуры

возложенных на них задач является строгое осуществление прокурорского

надзора.

Согласно Конституции РФ высший надзор за точным исполнением законов всеми

министерствами и подведомственными им учреждениями, отдельными должностными

лицами, а также гражданами РФ осуществляет Генеральный Прокурор РФ. Эту

задачу Генеральный Прокурор выполняет как непосредственно, так и через

подчиненных ему прокуроров, в том числе и военных прокуроров.

Высший надзор за точным исполнением законов имеет своей задачей

укрепление в РФ законности и охрану от всяких нарушений общественного и

государственного строя; политических, трудовых, жилищных и других

охраняемых законом интересов граждан; прав и законных интересов учреждений,

предприятий, общественных организаций.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры обязаны следить

за правильным и единообразным применением законов и принимать меры к

устранению нарушений законов, от кого бы эти нарушения ни исходили.

Деятельность органов военной прокуратуры осуществляется в точном

соответствии с требованиями Конституции РФ, Положения о прокурорском

надзоре в РФ и других законов, относящихся к работе прокуратуры. Однако,

учетом специфических условий работы в войсках, компетенция и полномочия

военных прокуроров регламентируется специальным положением.

Положение о военной прокуратуре утверждено Указом Президиума

Верховного Совета СССР от 4 августа 1981 года. Оно устанавливает, что

высший надзор за исполнением законов в Вооруженных Силах РФ осуществляют в

пределах свей компетенции Генеральный Прокурор РФ, как подчиненные ему

военные прокуроры.

Генеральный Прокурор РФ, как непосредственно, так и через Главного

военного прокурора, руководит деятельностью военной прокуратуры.

Военная прокуратура осуществляет свои функции независимо от каких бы

то ни было местных органов, подчиняясь только генеральному Прокурору РФ.

При осуществлении надзора за точным исполнением законов военный прокурор

независим. Командование не вправе оказывать какое-либо давление на военных

прокуроров и следователей и вмешиваться в их оперативную деятельность.

Вместе с тем положение, учитывая особенности строительства

Вооруженных Сил, устанавливает, что военная прокуратура выполняет свои

функции по укреплению законности в тесном взаимодействии с командованием,

армейской и флотской общественностью, всемирно помогая командованию в

укреплении дисциплины и законности в войсках.

Вся деятельность военной прокуратуры тесно связана с задачами,

выполняемыми Вооруженными Силами. В связи с этим ее организация и

комплектование строятся с учетом особенностей, присущих армии и флоту, и

применительно к принципам организации и комплектования Вооруженных Сил.

В систему прокуратуры входят:

- военные прокуратуры армий, флотилий, соединений и гарнизонов

- военные прокуратуры видов Вооруженных Сил, округов (групп, войск),

флотов;

- Главная военная прокуратура.

В условиях мирного времени в основе организации органов военной

прокуратуры лежит гарнизонная система, поэтому основным звеном органов

военной прокуратуры является военная прокуратура гарнизона. Военные

прокуратуры гарнизонов, а также соединений ближе всего стоят к

подразделениям и выполняют основную работу по надзору за исполнением

законов в войсках. Кроме того, они расследуют уголовные дела о

преступлениях, совершенных военнослужащими частей, расположенных на

территории данного гарнизона.

Военные прокуратуры видов Вооруженных Сил, округов, групп, войск,

флотов руководят нижестоящими военными прокуратурами и контролируют их

деятельность. Кроме того, они осуществляют прокурорский надзор за точным

исполнением законов окружным и им соответствующими органами военного

управления. Указанными военными прокуратурами также принимаются к

производству уголовные дела о наиболее сложных с точки зрения расследования

преступлениях.

Деятельностью всех органов военной прокуратуры руководит Главная

военная прокуратура, возглавляемая Главным военным прокурором. Главная

военная прокуратура осуществляет также прокурорский надзор за исполнением

законов в главных и центральных управлениях. Министерства обороны и

расследует уголовные дела особой важности.

Все военные прокуратуры возглавляются соответствующими военными

прокурорами, которые имеют заместителей, старших помощников и помощников. В

Главной военной прокуратуре, кроме того, имеются прокуроры отделов.

В штате всех военных прокуратур состоят военные следователи и старшие

военные следователи, а в Главной военной прокуратуре - также военные

следователи по особо важным делам. Военные следователи по делам, им

подследственным.

На должности военных прокуроров и военных следователей назначаются

офицеры, имеющие высшее юридическое образование и опыт военной службы. В

отдельных случаях на эти должности с разрешения Генерального Прокурора

могут быть назначены и лица, не имеющие юридического образования.

Все военные прокуроры назначаются сроком на 5 лет. Назначение

прокурора на определенный срок повышает ответственность последних за

исполнение своих функций, обеспечивает стабильность и нормальную

сменяемость кадров.

Военные прокуроры и военные следователи поощряются и несут дисциплинарную

ответственность по правилам дисциплинарного устава Вооруженных Сил. Правом

поощрения военных прокуроров и военных следователей и наложения на них

взысканий пользуются только вышестоящие военные прокуроры, Главный военный

прокурор и Генеральный Прокурор

РФ.

Задачи военной прокуратуры.

Военная прокуратура, осуществляя задачи, возложенные на прокуратуру РФ,

направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и

правопорядка в Вооруженных Силах РФ и охрану от всяких посягательств:

- безопасность РФ, боеспособности и боевой готовности его

Вооруженных Сил, военной дисциплины и установленного порядка несения

военной службы;

- прав и свобод военнослужащих, военных строителей и призванных на

сборы военнообязанных, членов семей, рабочих и служащих ВС РФ и других

граждан;

- прав и законных интересов воинских частей, учреждений, военно-

учебных заведений, предприятий и организаций ВО РФ.

Всей своей деятельностью военная прокуратура способствует воспитанию

должностных лиц Вооруженных Сил РФ, всех военнослужащих и призванных на

сборы военнообязанных в духе точного и неуклонного исполнения Конституции

РФ, законов, военной присяги и воинских уставов.

Основные направления деятельности военной прокуратуры.

Военная прокуратура в соответствии с возложенными на нее задачами

действует по следующим основным направлениям:

- надзор за исполнением законов, воинских уставов и других актов

военного законодательства всеми органами военного управления, воинскими

частями, учреждениями, военно-учебными заведениями, предприятиями,

организациями, командирами и другими должностными лицами ВС РФ, всеми

военнослужащими и призванными на сборы военнообязанными, военными

строителями и другими лицами, в отношении которых имеется специальное

указание в законодательстве РФ, а также рабочими и служащими ВС РФ при

выполнении ими обязанностей по службе (общий надзор);

- надзор за исполнением законов органами дознания, действующими в ВС РФ,

следователями военных прокуратур, а также органами дознания и следователями

органов государственной безопасности при расследовании ими дел, подсудных

военными трибуналами;

- надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в военных

трибуналах;

надзор за соблюдением законов и воинских уставов на гауптвахтах, в других

местах содержания задержанных и арестованных военнослужащих, военных

строителей в воинских частях наказаний, назначаемых военными трибуналами.

Осуществляя общий надзор, военный прокурор в пределах своей компетенции:

1. истребует приказы, инструкции, наложения, наставления, распоряжения и

другие акты, издаваемые органами военного управления, командирами и другими

должностными лицами ВС РФ для проверки соответствия их Конституции РФ,

воинским уставам другим актам военного законодательства, а также

постановлениям Совета Министров РФ;

2. Требует от органов военного управления, командиров и других должностных

лиц ВС РФ, предоставления необходимых документов, материалов,

статистических и других сведений, проведения проверок и ревизий

деятельности, подчиненных им воинских частей, учреждений, военно-учебных

заведений, предприятий, организаций, служб и должностных лиц в связи с

имеющимися данными о нарушении закона, выделения специалистов для выяснения

возникших при осуществлении надзора допросов;

3. Проверяет исполнение законов органами военного управления, воинскими

частями, учреждениями, военно-учебными заведениями, предприятиями,

организациями и должностными лицами ВС РФ в связи с заявлениями о

правонарушениях;

4. Проверять законность административного задержания граждан и применения

соответствующими органами и должностными лицами мер воздействия за

административные правонарушения;

5. Вызывает должностных лиц, военнослужащих и других граждан и требует от

них устных или письменных объяснений, по поводу нарушений закона;

6. Опротестует противоречащие закону приказы и другие акты, издаваемые

органами военного управления, а также незаконные акты и действия командиров

и других должностных лиц ВС РФ;

7. Привлекает правонарушителей в установленном законном порядке к уголовной

ответственности, возбуждает дисциплинарное производство об административном

правонарушении, передает в предусмотренных законом случаях материал о них

воинским коллективам, товарищеским судам или общественным организациям для

решения вопроса о применении мер общественного воздействия, предостерегает

о недопустимости нарушения закона;

8. Принимает меры к обеспечению в установленном порядке возмещения

морального ущерба, причиненного нарушением закона;

9. Вносит представления в органы военного управления, командирам, другим

должностным лицам и в общественные организации об устранении нарушений

закона, причин нарушений и способствующих им условий.

Военная прокуратура призвана решительно пресекать и раскрывать

преступления, совершаемые в Вооруженных Силах, своевременно разоблачать

виновных и привлекать их к ответственности. Поэтому основное внимание

военные прокуратуры сосредоточивает на обеспечении самой решительной и

эффективной борьбы с правонарушителями в войсках. Вместе с тем органы

военной прокуратуры учитывают, что главным и решающим методом укрепления

законности и воинской дисциплины является убеждение, воспитание

военнослужащих.

Интересы всемерного укрепления законности и воинской дисциплины

требуют, чтобы были полностью изжиты случаи снисходительного отношения с

чьей-либо стороны к злостным правонарушителям и обеспечено правильное

сочетание применения установленных законом наказания к опасным преступникам

с мерами общественного воздействия и воспитания в отношении лиц, впервые,

допустивших малозначительные правонарушения и способных исправиться без

изоляции от общества.

Военные прокуроры всех степеней стремятся своевременно выявлять

причины, способствующие возникновению нарушений закона, и принимают

действенные меры для предупреждения правонарушений. Это важная функция в

действительности прокуратуры, успешно развивается и как нельзя лучше служит

целям полного искоренения правонарушений в нашей стране, в том числе и

Вооруженных Силах РФ.

В современных условиях возрастает значение правового воспитания

воинов. В решении этой задачи большую роль играют работники военной

прокуратуры. В соответствии с планами правовой пропаганды, разрабатываемыми

совместно с командованием военные прокуроры, следователи систематически

проводят в частях лекции и доклады на правовые темы, выступают со статьями

в армейской печати, способствуя тем самым воспитанию военнослужащих,

формированию у них высоких моральных качеств.

Важное место в деятельности военной прокуратуры занимают вопросы

охраны прав и законных интересов военнослужащих и их семей, рабочих и

служащих Вооруженных Сил, других граждан. Военные прокуроры принимают и

рассматривают заявления и жалобы на нарушение закона органами военного

управления, должностными лицами и отдельными военнослужащими, проверяют эти

заявления и жалобы, принимает меры к восстановлению нарушенных прав и к

защите законных интересов военнослужащих и других граждан.

Военные прокуроры всех степеней обеспечивают постоянный надзор за

точным исполнением законов органами военного управления в центре и на

местах, за соответствием приказов, инструкций, положений, наставлений и

других правовых актов, издаваемых органами военного управления,

Конституции и законом РФ, постановлениям Совета Министров РФ.

На военных прокуроров возложен надзор за неукоснительным исполнением

законов всеми военнослужащими, военнообязанными во время прохождения ими

учебных сборов, а также рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ при

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты