Рефераты

Анализ деятельности Центрального Банка Российской Федерации

Анализ деятельности Центрального Банка Российской Федерации

Содержание


Введение

1. Центральные банки и основы их деятельности

1.1 История возникновения института Центрального банка

1.2 Инструменты денежно-кредитной политики и функции Центрального Банка

2. Анализ и оценка деятельности Центрального Банка России

2.1 История создания и статус Банка России

2.2 Оценка финансовой деятельности Банка России на основе его годовой отчетности

2.3 Анализ активных операций Банка России

2.4 Анализ пассивных операций Банка России

3. Направления деятельности Банка России в сфере развития банковского сектора

3.1 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование в 2007 году

3.2 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2007 году

3.3 Мероприятия Банка России по совершенствованию финансовых рынков и платежной системы в 2007 году

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение


Для современной банковской системы характерны две фундаментальные особенности: во-первых, эта система – регулируемая (причем наряду с саморегулированием имеет место централизованное регулирование со стороны центрального банка), в во-вторых, рыночная (конечным результатом деятельности кредитных институтов является реализация банковских услуг на рынке в условиях усиливающейся конкуренции).

Центральный банк в любом государстве занимает особое место в кредитно-финансовой системе. Значение центрального банка состоит в том, что он несет ответственность за проведение денежной политики и стабильность банковской системы в целом.

Под инструментами денежно-кредитной политики экономисты понимают операции и способы, при помощи которых центральный банк может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики. В основной набор таких инструментов входят: 1) операции на открытом рынке; 2) рефинансирование банков и процентные ставки по операциям центрального банка; 3) резервные требования; 4) депозитные операции; 5) прямые количественные ограничения.

Основными целями Банка России являются:

защита и обеспечение устойчивости российского рубля, в том числе его покупательской способности и курса по отношению к иностранным валютам;

развитие и укрепление банковской системы РФ, т.е. Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Исходя из основных целей Банка России, главной задачей является минимизация негативных социально-экономических последствий утери ликвидности кредитными организациями. Реализация этой задачи предполагает предупреждение системного банковского кризиса, снижение неконтролируемой утери банковской ликвидности. Очевидно, что решение этих задач зависит не только от процедур регулирования кредитных организаций, но и от общеэкономических условий их коммерческой деятельности, что особенно актуально в современных условиях.

Целью данной дипломной работы является исследование особенностей деятельности Центрального Банка Российской Федерации.

Достижение поставленной цели обуславливает решение следующих задач:

изучение истории возникновения института Центрального банка;

исследование инструментов денежно-кредитной политики и функций Центрального Банка;

изучение истории создания и определение статуса Банка России;

проведение анализа финансовой деятельности Банка России;

исследование направлений деятельности Правительства Российской Федерации и Банка России относительно перспективы развития банковского сектора России.

Объектом исследования данной дипломной работы является Центральный Банк Российской Федерации (Банк России).

Предметом исследования данной дипломной работы является особенности деятельности Банка России.

Для написания данной дипломной работы использованы теоретическая база учебников и учебных пособий, законодательная база нормативно-правовых документов и статистические данные официального информационного сайта Банка России.


1. Центральные банки и основы их деятельности


1.1 История возникновения института Центрального банка


Центральный банк в любом государстве занимает особое место в кредитно-финансовой системе. В отличие от коммерческих банков и других кредитных организаций центральный банк представляет собой государственный орган, отвечающий за объем денежной массы и кредитов, предоставляемых экономике в целом. Возникновение центральных банков относится к середине XIX — началу XX в., поскольку именно в этот период правительства большинства стран законодательно закрепляют за определенными банками контроль над эмиссией денег в обращение. Институт центрального банка формировался постепенно и прошел довольно длительный период эволюции.

Трудно сказать, где и когда впервые появился центральный банк. Одни экономисты считают началом дату создания банка, который впоследствии стал выполнять функции центрального. В соответствии с таким критерием первым центральным банком стал Риксбанк — Банк Швеции, основанный в 1668 г. Банк Англии был образован в 1694 г., Банк Франции — в 1800 г.

Другие экономисты связывают возникновение центрального банка с получением привилегии или исключительного права на эмиссию банкнот. Так, Банк Франции начинает эмиссию банкнот с 1803 г. и становится крупнейшим эмиссионным центром. Довольно продолжительный отрезок времени банкноты Банка Франции оставались частными деньгами, но их признавали надежными, поскольку сохранялся размен на золото. Только в 1870 г. банкноты Банка Франции получили статус законного платежного средства. Банк Англии получает исключительное право выпуска банкнот в 1844 г. Интересен тот факт, что до этого, в 1826 г., Банк Англии получил монопольное право выпуска банкнот в радиусе 65 миль от Лондона. Дело в том, что в этот период банки выпускали большое количество собственных банкнот. Разнообразие банкнот и отсутствие единого денежного стандарта существенно затрудняли торговлю. Ненадежность выпускаемых банкнот и недоверие населения вызвали финансовый кризис 1825 г. Поэтому введение монополии на банкнотную эмиссию в пределах крупнейшего торгового и финансового центра страны должно было способствовать стабилизации. В 1844 г. меры по централизации выпуска банкнот. Как бы то ни было, роль центрального банка не только и не столько определяется эмиссией банкнот, как это принято считать: во Франции и некоторых других странах выпуск денег в обращение наряду с центральным банком может осуществлять казначейство [8, с.35].

Значение центрального банка состоит в том, что он несет ответственность за проведение денежной политики и стабильность банковской системы в целом. С этой точки зрения временные рамки возникновения и формирования центральных банков смещаются на более поздние сроки. Например, Банк Франции становится ответственным за проведение денежно-кредитной политики только в 1945 г., после его национализации. Значительно раньше функции центрального банка стал выполнять Банк Англии, оставаясь акционерным банком. Национализация в 1946 г. предоставила ему широкие полномочия по контролю над деятельностью других банков. Как правило, европейские центральные банки достаточно длительный период времени вплоть до 1940-х гг. одновременно выполняли функции обычных банков, открывая счета для частных клиентов, кредитуя эмиссию ценных бумаг, предоставляя другие банковские услуги торгово-промышленным компаниям и частным лицам. В ходе эволюции их коммерческая активность постепенно сокращалась. В отличие от европейских своеобразный центральный банк США в виде Федеральной резервной системы был создан в 1913 г. специально для выполнения общих экономических функций.

Сложилась традиция особенности национального центрального банка рассматривать в сопоставлении с Банком Англии, который служит своего рода эталоном. Формирование института центрального банка в Англии оказало достаточно заметное влияние на создание центральных банков в других странах. Более того, считается, что основы монетарной теории были заложены экономистами, обсуждавшими проблемы английской банковской и денежной политики. Поэтому, не умаляя опыт стран континентальной Европы и США, который во многом оказывается более интересным, воспользуемся той же логикой, тем более что взгляд на английскую модель может оказаться полезным для понимания роли, которую центральные банки играют в современных финансовых системах.

Роль центрального банка в английской модели определяется тремя функциями: 1) денежным контролем; 2) пруденциальным контролем; 3) размещением государственного долга на наиболее благоприятных условиях.

Функция денежного контроля предполагает в качестве основной цели стабилизацию уровня цен с помощью контроля над денежным предложением. К закреплению за Банком Англии именно этой функции сводилось основное содержание принятого в 1844 г. Закона о Банке Англии (акт Роберта Пиля). Для стабилизации цен Акт предписывал строгое следование количественной теории денег, а именно — правилу роста денежного предложения, смысл которого состоял в том, чтобы темпы роста предложения денег соответствовали темпам роста реального производства в экономике. С середины 1980-х гг. в политике, направленной на достижение ценовой стабильности, денежные власти стали использовать процентные ставки [12, с.24].

Пруденциальный контроль, контроль над банковскими рисками, направлен на минимизацию возможности финансовых кризисов и тех издержек, которые несет общество в целом в случае таких кризисов. Закон о правах банков (1914 г.) разрешил проведение дискреционной денежной политики. Термин «дискреционная политика» буквально означает «политика, проводимая по своему усмотрению исходя из соображений благоразумия». Это означало, что Банку Англии было разрешено предоставлять банкам дополнительную ликвидность в случае спекулятивного перегрева банковского сектора. Переход от строгого к дискреционному правилу стал следствием ряда финансовых кризисов (1847, 1857, 1866 гг.). В результате катастрофического сокращения банковских резервов потребовался дополнительный выпуск денег, и действие Закона 1844 г. было приостановлено.

При проведении пруденциального контроля Банк Англии действует как кредитор последней инстанции. Данный термин появился в 1797 г. Концепция получила развитие у английских экономистов Генри Торнтона (1802 г.) и Уолтера Бэджита (1873 г.). С 1844 г. до начала XX столетия Банк Англии выполнял роль кредитора в последней инстанции в соответствии с моделью Торнтона — Бэджита. Она предполагала соблюдение определенных принципов или правил кредитования для центрального банка, которые стали классическими в данной концепции: 1) предоставление временных, краткосрочных ссуд; 2) залоговое обеспечение; 3) предоставление ссуд только платежеспособным банкам, которые подвергаются рискам в результате банкротства банков с плохим управлением; 4) выдача ссуд осуществляется под штрафные, т. е. завышенные процентные ставки, чтобы не превратиться в кредитора первой инстанции вместо последней; 5) спасение отдельных банков не должно превалировать над ответственностью за стабильность финансовой системы в целом [12, с.32].

Закон 1914 г. формализовал ответственность Банка Англии как кредитора последней инстанции за стабильность финансовой системы. Он стал конечным поставщиком ликвидности для банка или банков и получил право выдавать столько ссуд, сколько нужно для устранения угрозы кризиса ликвидности. В последние годы распределение ответственности между властными органами существенно изменилось. По Закону 1998 г. Банк Англии в качестве центрального несет ответственность за обеспечение стабильности и эффективности финансовой системы в целом. Обязанности по надзору за банками были переданы и закреплены Законом о финансовых услугах и рынках 2000 г. новому регуляторному органу — Управлению финансовыми услугами, созданному в 1997 г.

При размещении государственного долга на наиболее благоприятных условиях Банк Англии выступает как агент при первичном размещении облигаций и не является непосредственным кредитором правительства. В период увеличения общего дефицита государственного бюджета у правительства возникает соблазн монетизировать государственный долг. Монетизация государственного долга означает, что Банк Англии выкупает облигации у населения на открытом рынке, увеличивая тем самым денежную базу (наличные деньги и банковские резервы), что, как правило, приводит к чрезмерному росту денежного предложения и становится причиной инфляции, которая, в свою очередь, сокращает реальную стоимость госдолга. Такой скрытый метод финансирования дефицита государственного бюджета дополняется возможностью получения сеньоража, поскольку существуют требования обязательного размещения резервов банков на беспроцентных счетах в центральном банке [16, с.86].

Важно подчеркнуть, что между тремя функциями существует внутренний конфликт, усложняющий политику центрального банка и объясняющий непоследовательность в его деятельности. Скажем, невозможно строго придерживаться монетарного правила, если центральный банк должен печатать больше денег в качестве кредитора последней инстанции. Современной версией этой проблемы является конфликт между политикой высоких процентных ставок в целях стабилизации цен и воздействием этой политики на здоровье банковской системы. В период повышения процентных ставок обычно возрастает уровень кредитного риска и несостоятельности заемщиков, что ведет к снижению прибыльности банков и даже банкротствам.

Если в 1900 г. центральные банки существовали в 18 странах (всего в мире насчитывалось 30 независимых государств), то в 2000 г. — более чем в 170 странах. Несмотря на исторические и экономические особенности, роль центральных банков различных стран по существу соответствует классической английской модели, хотя принята несколько иная терминология. Центральный банк выполняет функции государственного органа проведения денежно-кредитной политики, банка банков и банка правительства. Однако дело не только в терминологии. В ходе эволюции функции центрального банка не оставались неизменными. В прошлом суть денежного контроля сводилась к обеспечению экономики деньгами. Центральный банк должен был придать эластичность деньгам и банковским резервам, т. е. изменять предложение денег в ответ на изменения спроса на деньги со стороны реального сектора экономики. В настоящее время центральный банк рассматривается как институт, отвечающий за разработку и проведение денежно-кредитной политики, изменяющий предложение денег для достижения экономических целей, например таких, как экономический рост, стабильность цен и сдерживание инфляции [14, с.161].

Функция банка банков шире, чем кредитор последней инстанции в критической ситуации. Через корреспондентские счета, открытые в центральном банке, банки проводят платежи и расчеты. Расчетная сеть центрального банка не является единственным способом проведения безналичных расчетов. Тем не менее благодаря регулированию процесса проведения платежей и надзору за банками центральный банк обеспечивает нормальную работу и гарантирует стабильность финансовой системы.

Роль центрального банка как банка правительства также претерпела определенные изменения. Исторически со времени своего зарождения центральные банки привлекали ресурсы для кредитования правительственных расходов. Государство получало эмиссионный доход благодаря исключительному, монопольному праву центрального банка создавать деньги, а также прибыль от коммерческой деятельности банка. В настоящее время центральные банки почти не занимаются кредитованием правительств. Во многих странах, в том числе и в России, существуют законодательные ограничения права центрального банка предоставлять кредиты правительству для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, а также проводить банковские операции с лицами, не являющимися банковскими организациями. Эмиссионная деятельность центрального банка более определяется целями денежно-кредитной политики, нежели соображениями сеньоража. Центральные банки выполняют в основном задачи так называемого фискального агента государства, т. е. ведут счета казначейства и управляют государственным долгом.

Один из ключевых вопросов политики заключается в том, до какой степени ответственность за выполнение всех трех функций должна лежать на одном институте. В 1995 г. был проведен исчерпывающий анализ аргументов «за» и «против» разделения функций денежной политики и банковского надзора и не было найдено убедительных доводов в пользу той или иной модели, согласующихся с тем, что примерно половина из 27 исследуемых стран разделила эти функции между различными государственными институтами, возложив на центральный банк лишь ответственность за стабильность цен, а другая половина объединила.


1.2 Инструменты денежно-кредитной политики и функции Центрального Банка


В денежно-кредитной политике существует довольно сложная иерархия целей, многообразие методов и инструментов, с помощью которых она проводится. Часто бывает довольно сложно отличить, что является целью, а что — средством ее достижения. Кроме того, существуют различные точки зрения по вопросу, должна ли денежно-кредитная политика носить дискреционный характер или она должна представлять собой некие правила, закрепленные законодательством. Эти проблемы денежно-кредитной политики сказались на Федеральном законе о Центральном банке. В принципе, любую операцию Центрального банка можно рассматривать как инструмент политики, поскольку он является крупнейшим из банков и наделен такими полномочиями, что любые его действия могут повлиять на финансовые рынки. Так называемые ориентиры денежно-кредитной политики могут быть разными. Это вопрос денежной теории, что в большей степени отвечает стратегическим целям политики: таргетирование денежной массы, процентных ставок или инфляции. Термин «таргетирование» буквально означает поддержание заданных значений целевых параметров (от англ. target — цель). Например, таргетирование процентной ставки межбанковского рынка состоит в том, что центральный банк совершает куплю-продажу бумаг открытого рынка в объеме, достаточном для поддержания процентной ставки по межбанковским кредитам на заданном уровне [16, с.184].

В ст. 35 Закона перечислены основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России. В этой же статье наряду с инструментами указано установление ориентиров роста денежной массы. Наверное, это не совсем правильно по двум причинам. Во-первых, установление ориентиров или так называемое таргетирование относится к целям денежно-кредитной политики, а не инструментам. Во-вторых, не при любой ситуации в экономике необходимо таргетирование денежной массы. Наоборот, колебания денежной массы для достижения стратегических целей и соответственно установление ориентиров для других параметров, например процентных ставок, могут оказаться более эффективными [4].

Под инструментами денежно-кредитной политики экономисты понимают операции и способы, при помощи которых центральный банк может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики. В основной набор таких инструментов входят: 1) операции на открытом рынке; 2) рефинансирование банков и процентные ставки по операциям центрального банка; 3) резервные требования; 4) депозитные операции; 5) прямые количественные ограничения.

Существуют некие базовые принципы применения этих инструментов на практике. Главным является принцип эффективности, который означает способность точно и быстро получать результаты, соответствующие намеченным целям. Можно выделить также принцип равного отношения ко всем кредитным организациям независимо от их размеров, что достигается стандартизацией правил и процедур проведения операций. Кроме того, важны простота, прозрачность, последовательность, надежность инструментов. Простота и прозрачность обеспечивают правильное понимание истинных намерений и целей использования инструментов. Принцип последовательности означает, что нельзя слишком часто менять правила и процедуры, чтобы, участвуя в мероприятиях денежно-кредитной политики, центральный банк и его контрагенты могли опираться на прошлый опыт. Принцип надежности требует минимизации финансовых и операционных рисков. Наконец, стоимость проводимых операций должна быть минимальна для обеих сторон [14, с.105].

Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг. Покупки на открытом рынке оплачиваются центральным банком увеличением (кредитованием) резервного счета банка продавца. Суммарные резервы банковской системы увеличиваются, что, в свою очередь, приводит к росту денежной массы. Соответственно продажи центральным банком бумаг открытого рынка приведут к обратному эффекту: суммарные резервы банков уменьшаются, и уменьшается при прочих равных условиях денежная масса. Продажи бумаг на открытом рынке в этом случае используются для стерилизации, т. е. всасывания излишней денежной массы. Поскольку центральный банк является крупнейшим дилером открытого рынка, постольку увеличение объема операций по купле-продаже приведет к изменению цены и доходности бумаг. Следовательно, центральный банк может влиять таким образом на процентные ставки. Если бы ожидания участников рынка были постоянными, центральный банк мог бы изменять как краткосрочные, так и среднесрочные и долгосрочные процентные ставки и тем самым воздействовать на уровень экономической активности. Эффективность данного инструмента несколько снижается тем, что ожидания участников рынка не вполне предсказуемы. Часть аналитиков и инвесторов решит, что увеличивая объем покупок, центральный банк проводит экспансионистскую политику, направленную на снижение процентных ставок, рост объемов производства, инвестиций и потребительских расходов. Другие воспримут такую политику как дальнейшее увеличение денежной массы и инфляции. Инфляционные ожидания приведут к росту процентных ставок и уменьшению экономической активности. Тем не менее операции на открытом рынке считаются наиболее эффективным инструментом денежно-кредитной политики. Преимущества состоят в том, что: 1) центральный банк может контролировать объем операций; 2) операции довольно точны, можно изменить банковские резервы на любую заданную величину; 3) они обратимы, поскольку любая ошибка может быть исправлена обратной сделкой; 4) рынок ликвиден и скорость проведения операций высока, она не зависит от административных проволочек.

На открытом рынке центральные банки используют два основных вида операций: прямые сделки и соглашения РЕПО. Прямые сделки означают покупку-продажу бумаг с немедленной поставкой. Покупатель становится безусловным собственником бумаг. Такого рода сделки не имеют срока погашения. Процентные ставки устанавливаются на аукционе. Сделки РЕПО проводятся на условиях соглашения обратного выкупа. Прямые сделки РЕПО означают покупку бумаг центральным банком с обязательством дилера выкупить их обратно через определенный срок. При заключении обратных сделок РЕПО, или парных (иногда они еще называются мисматчевые), центральный банк продает бумаги и принимает на себя обязательства выкупить их у дилера через определенный срок. Такие сделки удобны тем, что сроки погашения могут варьироваться [24, с.78].

По типам операции открытого рынка делятся на динамические и защитные. Динамические операции открытого рынка направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы. Они носят постоянный характер, и при их проведении используются прямые сделки. Защитные операции проводятся для корректировки резервов в случае их неожиданных отклонений от заданного уровня, т. е. направлены на поддержание стабильности финансовой системы и банковских резервов. Для такого рода операций используются сделки РЕПО. Банком России сделки РЕПО широко применялись с 1996-го до финансового кризиса 1998 г. Предметом сделок были ГКО и ОФЗ — ПК. Условием заключения прямой сделки РЕПО являлась короткая позиция дилера по итогам торгов в пределах лимита, установленного Банком России. То есть сделки заключались только тогда, когда обязательства дилера превышали объем предварительно задепонированных в торговой системе денежных средств. После кризиса Банк России разрешил проведение междилерского РЕПО — заключение сделок РЕПО с ГКО — ОФЗ между дилерами, отвечающими определенным критериям. Предполагалось, что это позволит Банку России снизить объем денежной эмиссии за счет более оперативного перераспределения банковских резервов.

Применение операций открытого рынка как инструмента денежно-кредитной политики зависит от уровня развития, институциональной среды и степени ликвидности рынка государственных ценных бумаг. После финансового кризиса 1998 г. Банк России не имеет такой возможности. Операциям препятствует отсутствие в портфеле ЦБ государственных бумаг, пользующихся спросом. Их возобновление будет зависеть от принятия Правительством РФ решения о переоформлении достаточной части портфеля в бумаги с рыночными характеристиками. Поэтому в качестве альтернативы операциям открытого рынка Банк России начал осуществлять выпуск и размещение собственных облигаций. Сначала этому препятствовали законодательные ограничения по объему бумаг и налогообложению. После решения этих проблем эмиссия была возобновлена. В сентябре 2001 г. Банк России провел аукцион по размещению двух выпусков на общую сумму 0,85 млрд. руб. со сроками 14 и 21 день и средневзвешенной доходностью 9,7 и 10,3% [9, с.211].

В качестве аналога операций на открытом рынке Банк России использует также валютные интервенции. Валютные интервенции представляют собой покупку-продажу иностранной валюты на внутреннем рынке для увеличения или стерилизации денежной массы. В принципе механизм валютных интервенций мало чем отличается от операций открытого рынка — продажа долларов ЦБ уменьшает банковские резервы, покупка увеличивает. Однако применению этого инструмента также сопутствуют определенные эффекты. Валютные интервенции воздействуют на курс рубля по отношению к доллару. Продажа долларов центральным банком приведет к повышению курса рубля, покупка — к его понижению. Таким образом, центральный банк может корректировать краткосрочные колебания курса национальной валюты. Стоит отметить, что динамика курса национальной валюты в долгосрочной перспективе определяется факторами, не поддающимися контролю со стороны центрального банка, и в этом случае его попытки воздействовать на курс национальной валюты могут привести к истощению валютных резервов. Если центральный банк проводит валютные интервенции с целью корректировки краткосрочных колебаний валютного курса, тогда он теряет контроль над банковскими резервами и соответственно над предложением денег. Поэтому, предполагая, что операции на внутреннем валютном рынке сохранят роль «оперативного канала регулирования» банковских резервов, Банк России планирует помимо валютных интервенций использовать более гибкий инструмент — валютные свопы, позволяющие корректировать уровень ликвидности валютного рынка, не создавая дополнительного давления на курс рубля. Своп — это валютная операция купли-продажи валюты на условиях немедленной поставки с одновременной обратной срочной сделкой. Осуществляя покупку иностранной валюты у банков в виде свопа, Банк России фактически кредитует банки.

Рефинансирование банков является еще одним инструментом денежно-кредитной политики. Когда центральный банк предоставляет ссуду банку, корсчет этого банка в центральном банке кредитуется. Пассивная часть баланса центрального банка увеличивается (по статье «средства на счетах в Банке России»), и суммарные резервы в банковской системе возрастают. Одновременно увеличиваются активы центрального банка на сумму ссуды. Таким образом, прирост объемов рефинансирования увеличивает объем заимствованных резервов в банковской системе, денежную базу и предложение денег, сокращение — уменьшает.

Центральный банк может влиять на объем рефинансирования двумя способами: воздействуя на величину процентной ставки по кредитам или на величину кредитов при данной процентной ставке при помощи политики рефинансирования [16, с.187].

Механизм использования процентной ставки достаточно прост: рост ставки рефинансирования означает повышение стоимости кредитов центрального банка, поэтому банки будут сокращать объем заимствований в центральном банке, снижение ставки приведет к более активному заимствованию и объем рефинансирования увеличится. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций: ставка рефинансирования, ломбардная ставка, ставка по сделкам РЕПО, по кредитам «овернайт». Ставка рефинансирования Банка России играет роль базовой ставки. Банк России Может проводить процентную политику и без фиксации процентной ставки. Тогда процентные ставки по той или иной операции устанавливаются в результате проведения аукциона.

Политика рефинансирования воздействует на объёмы кредитования банков через механизм выдачи ссуд и предполагает определение центральным банком целей, форм, условий и сроков кредитования. В начале 1990-х гг. основными формами рефинансирования банков Банком России были кредит в виде дебетового сальдо по корреспондентским счетам и централизованный кредит. Дебетовые сальдо корсчетов отражают в принципе нормальную потребность банков в ликвидных средствах, вызванную временным разрывом между платежами и поступлением средств. Тем не менее, дебетовые сальдо возникали автоматически и справедливо расценивались Банком России как несанкционированное использование его ресурсов. Рефинансирование, в такой форме не имело ни четко выраженной цели, ни обеспечения. Тогда же Банк России проводил рефинансирование в форме централизованных кредитов. Централизованные кредиты предназначались для поддержки ряда отраслей народного хозяйства. Они предоставлялись без обеспечения, под льготную ставку, и часто направлялись банками не по назначению. Такие кредиты носили явный эмиссионный характер. С середины 1990-х гг. Банк России перешел к использованию рыночных механизмов рефинансирования. Он начал предоставлять ломбардные кредиты, размещаемые посредством аукционов, и распространил принцип обеспеченности на все остальные виды кредитования. В настоящее время Банк России использует в основном внутридневные кредиты и кредиты «овернайт» для корректировки банковской ликвидности.

Помимо влияния на денежную базу и предложение денег рефинансирование используется как инструмент стабилизации банковской системы. Это наиболее эффективный способ предоставления дополнительных резервов и соответственно ликвидности банкам в период кризисных потрясений. Банк России в кризисной ситуации 1998 г. предоставлял кредиты банкам-санаторам, осуществлявшим мероприятия по санации проблемных банков, кредиты в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками, кредиты в поддержку мер по повышению финансовой устойчивости, а также стабилизационные кредиты. Кредиты предоставлялись по решению совета директоров системообразующим банкам, испытывавшим серьезные проблемы с ликвидностью в связи с финансовым кризисом. Они носили долгосрочный характер — от 1—2 и 6 месяцев до 1 года. Банки, получавшие такие кредиты, должны были отвечать определенным требованиям. Банк России осуществлял постоянный контроль за выполнением банками-заемщиками условий кредитования, включая проведение проверок и анализ финансового состояния банка, выполнение плана финансового оздоровления, графика погашения кредита и уплаты процентов, а также за направлением использования кредита. В этом качестве Банк России выступал как кредитор последней инстанции.

Одной из традиционных форм рефинансирования является переучет векселей центральным банком, смысл которого состоит в том, что центральный банк переучитывает (покупает) векселя, уже учтенные банками. Переучет векселей имеет общие закономерности: 1) векселя должны отвечать определенным требованиям, касающимся видов, сроков погашения, гарантий и т. п.; 2) лимитируется объем учетных кредитов; 3) объявляется учетная ставка. Отношение к переучету векселей как форме рефинансирования не однозначно. С одной стороны, считается, что изменения в денежной базе вследствие переучета векселей лучше отражают потребности реального сектора экономики. С другой, переучет векселей рассматривается как эмиссионная форма рефинансирования. Тем не менее, значение переучета векселей в настоящее время уменьшается вследствие сокращения использования векселей в торговом обороте. В России рассматривалась возможность рефинансирования в форме переучета векселей. Центральный банк принял соответствующее положение. Однако действует целый ряд факторов, сдерживающих такого рода операции ЦБ. К ним, в частности, относится неразвитость обычаев вексельного рынка, а также присутствие на рынке большого количества «дружеских», «бронзовых» и фальшивых векселей [10, с.205].

Как уже отмечалось, объем рефинансирования зависит от стоимости кредитов центрального банка, т. е. уровня ставки рефинансирования. Тем не менее ставку рефинансирования принято рассматривать не столько как инструмент воздействия на объемы кредитования, сколько как индикатор намерений центрального банка. Изменяя ставку рефинансирования, центральный банк объявляет о своих намерениях относительно денежно-кредитной политики. Проблема состоит в том, что изменение ставки рефинансирования может рассматриваться аналитиками финансовых рынков двояко. Например, повышение ставки рефинансирования может быть истолковано как намерение центрального банка замедлить инфляцию или как признание своей неспособности сдержать инфляцию и пассивную подгонку ставки рефинансирования под растущие процентные ставки. В последнем случае эффект от изменения ставки будет незначительным.

Анализируя преимущества и недостатки политики рефинансирования как инструмента денежно-кредитной политики, необходимо отметить следующее. Политика рефинансирования обладает меньшим прямым воздействием на денежную сферу. Можно непосредственно определить требуемое изменение заемных резервов, но неизвестно, на сколько необходимо изменить ставку рефинансирования для того, чтобы банки обращались за кредитами в центральный банк. Кроме того, издержки банков по использованию механизма рефинансирования высоки, во-первых, потому, что обращение за кредитом в центральный банк может повлечь за собой большую степень надзора и контроля со стороны последнего, во-вторых, потому, что получение кредитов центрального банка может быть истолковано участниками рынка как признак слабости банка. Наконец, изменение ставки рефинансирования оказывается неэффективным инструментом в силу неоднозначности воздействия на финансовые рынки. В таблице 1 представлены ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за период с 17 февраля 2003 г. по настоящее время [21, с.156].

Третий, наиболее мощный и в то же время наименее используемый инструмент денежно-кредитной политики — это резервные требования. Центральные банки имеют право требовать от банков хранить резервы в определенной пропорции к депозитам. Норматив обязательных резервов устанавливается советом директоров Банка России как размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банка. Он не может превышать 20% и не может быть единовременно изменен более чем на пять пунктов. Порядок депонирования обязательных резервов в Банке России также устанавливается советом директоров.


Таблица 1 – Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации

Период действия

%

Нормативный документ

23 октября 2006 г. -

11,0

Телеграмма ЦБ РФ от 20.10.2006 № 1734-У

26 июня 2006 г. – 22 октября 2006 г.

11,5

Телеграмма ЦБ РФ от 23.06.2006 № 1696-У

26 декабря 2005 г. – 25 июня 2006 г.

12,0

Телеграмма ЦБ РФ от 23.12.2005 № 1643-У

15 июня 2004 г. – 25 декабря 2005 г.

13,0

Телеграмма ЦБ РФ от 11.06.2004 № 1443-У

15 января 2004 г. – 14 июня 2004 г.

14,0

Телеграмма ЦБ РФ от 14.01.2004 № 1372-У

21 июня 2003 г. – 14 января 2004 г.

16,0

Телеграмма ЦБ РФ от 20.06.2003 № 1296-У

17 февраля 2003 г. – 20 июня 2003 г.

18,0

Телеграмма ЦБ РФ от 14.02.2003 № 1250-У


Воздействие резервных требований на денежную сферу отличается от воздействия других инструментов денежно-кредитной политики. Изменение резервных требований не изменяет банковские резервы и денежную базу, но изменяет денежный мультипликатор. Снижение нормы резервов увеличивает мультипликатор и соответственно денежную массу. Повышение нормы резервов снижает значение мультипликатора и уменьшает денежную массу. В то же время изменение нормы резервов может оказать воздействие на объемы кредитования реального сектора экономики. Повышение нормы обязательных резервов ограничивает возможности банков в кредитовании экономики, поскольку требует держать больший объем ликвидных средств относительно депозитов. И наоборот, снижение нормы резервов расширяет кредитные возможности банков и снижает издержки кредитования экономики.

Существуют некоторые заблуждения о причинах обязательных резервных требований. Соблюдение резервных требований не защищает, вопреки существующему представлению, банки от банкротств. Использование обязательных резервов осуществляется только после отзыва у банка лицензии и начала процедуры банкротства. Этот факт тем более очевиден в российской банковской системе, поскольку в отличие от других стран часть обязательных резервов банки не могут использовать как ликвидность. Эта часть хранится не на корреспондентских счетах, как в западных странах, а на резервном счете в Банке России. Более того, при нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке сумму недовнесенных средств с корсчета банка. Поэтому обязательные резервные требования могут лишь отчасти рассматриваться как способ обеспечения ликвидности банка. Основной причиной резервных требований является использование этого инструмента для проведения денежно-кредитной политики. Если центральный банк поддерживает резервные требования на постоянном уровне, то это стабилизирует денежный мультипликатор, и центральный банк может с большей точностью использовать операции на открытом рынке. Если норма резервов снижается, то это может быть истолковано как отказ от контроля над денежной массой. Повышение нормы резервов также крайне нежелательно, поскольку оказывает мощное воздействие на положение банков. Банки вынуждены проводить реструктуризацию своих активов, что дестабилизирует ситуацию на финансовых рынках.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты