Анализ деятельности Центрального Банка Российской Федерации
Ценные бумаги, принятые в
обеспечение по сделкам РЕПО, представляют собой ценные бумаги иностранных
эмитентов, полученные Банком России по сделкам РЕПО, заключенным с
нерезидентами, и отраженные на внебалансовых счетах по номинальной стоимости.
Соответствующие средства, размещенные у нерезидентов по сделкам РЕПО, отражены
в таблице 2.
Ценные бумаги, переданные
в обеспечение по сделкам РЕПО, представляют собой ценные бумаги иностранных
эмитентов, переданные Банком России по сделкам РЕПО, заключенным с
нерезидентами, и отраженные на внебалансовых счетах по номинальной стоимости. Соответствующие;
средства, привлеченные от нерезидентов по сделкам РЕПО, отражены в таблице 11.
Таблица 23 – Динамика других
требований и обязательств, учитываемых на внебалансовых счетах, млн. руб.
Показатель
Год
Изменение, (+,-)
2004
2005
Открытые кредитные линии
по предоставлению кредитов
2302
2426
+124
Неиспользованные
кредитные линии по предоставлению кредитов
2082
4
-2078
Ценные бумаги, принятые в
обеспечение по сделкам РЕПО
475400
1119480
+644080
Гарантии, поручительства,
полученные банком
5915
6719
+804
Ценные бумаги, переданные
в обеспечение по сделкам РЕПО
108418
293508
+185090
Права требования к
зарубежным банкам
19495
-
-19495
В статью «Права требования
к зарубежным банкам» по состоянию на 1 января 2005 года включены права
требования Банка России к Евробанку, Париж в отношении партисипационного
кредита, учитываемые на внебалансовых счетах Банка России, в сумме 19495 млн.
руб. Внебалансовые права требования, а также задолженность Евробанка, Париж
перед Банком России по партисипационному кредиту, учитываемая на балансовых
счетах Банка России в сумме 10015 млн. руб. по состоянию на дату выбытия, были
переданы Банком России ОАО Внешторгбанк в рамках отчуждения Банком России ОАО
Внешторгбанк долей участия в уставных капиталах и активов, размещенных в
росзагранбанках, на условиях и в соответствии с решением Национального
банковского совета от 13 декабря 2005 года по цене, равной 10015 млн. руб. по
состоянию на дату выбытия.
Кроме того, в 2005 году
Банк России по требованию надзорных органов Великобритании, Сингапура и Франции
подтвердил действие ранее выданных в их адрес комфортных писем (гарантий) в
отношении Московского Народного банка, Лондон и Евробанка, Париж на срок 3 и 2
года соответственно.
По состоянию на 10 мая
2006 года сумма отрицательных нереализованных курсовых разниц, возникших при
переоценке остатков на активных и пассивных счетах баланса Банка России, на
которых учитываются средства в иностранной валюте, в связи с изменением
официальных курсов составила 154750 млн. руб., что превышает сумму накопленных
курсовых разниц, отраженных по балансовому счету «Накопленные курсовые разницы»
и входящих в состав капитала Банка России, по состоянию на 1 января 2006 года
на 28960 млн. руб.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 года № 229 «О порядке
управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации»
установлено, что управление средствами Стабилизационного фонда Российской
Федерации осуществляется Минфином России путем приобретения за счет средств Стабилизационного
фонда иностранной валюты в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов и
ее размещения на открытых в Банке России банковских счетах и приобретения
долговых обязательств иностранных государств.
В приложении В представлен
отчет о полученной прибыли и ее распределении.
В соответствии со статьей
11 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)» прибыль Банка России определяется по итогам года как разница между
суммой доходов от предусмотренных статьей 46 указанного Федерального закона
банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных
организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих
функций, установленных статьей 4 того же закона.
Рост прибыли Банка России
в 2005 году обусловлен увеличением доходов от размещения валютных резервов в
условиях высоких темпов их накопления, а также восстановлением ранее
сформированных Банком России провизии под участие в капиталах росзагранбанков и
размещенные в них активы в связи с отчуждением Банком России ОАО Внешторгбанк
своих долей участия в уставных капиталах росзагранбанков и выкупом у Банка
России активов, размещенных в росзагранбанках в конце 2005 года на условиях и в
соответствии с решением Национального банковского совета от 13 декабря 2005
года. В то же время в отчетном году сложился и более высокий уровень расходов,
обусловленный проведением Банком России операций с использованием инструментов
денежно-кредитного регулирования в целях стерилизации свободной рублевой
ликвидности банковского сектора, в том числе путем продажи государственных
ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг.
Полученная Банком России
по итогам года прибыль распределяется в порядке, установленном статьей 26
Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
В соответствии с указанной статьей после утверждения годовой финансовой
отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в
федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли,
остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом
Российской Федерации. Оставшаяся в распоряжении Банка России прибыль
направляется Советом директоров Банка России в резервы и фонды различного
назначения. По итогам распределения прибыли Банка России за 2005 год сумма
убытков, образовавшихся по итогам деятельности Банка России в 1998 году,
полностью погашена.
В приложении Г представлен
отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России.
В соответствии со статьей
26 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)» после утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом
директоров Банк России направляет прибыль, остающуюся в его распоряжении после
уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской
Федерации, в резервы и фонды различного назначения. Порядок распределения
прибыли, остающейся в распоряжении Банка России, регламентируется Положением
Банка России «О порядке распределения прибыли, остающейся в распоряжении Банка
России», утвержденным Национальным банковским советом 9 апреля 2003 года.
В соответствии с
Положением Банка России «О порядке формирования и направлениях использования
Резервного фонда Банка России» целью формирования Резервного фонда Банка России
является обеспечение стабильной деятельности Банка России для выполнения
законодательно закрепленных за ним функций. Резервный фонд формируется за счет
прибыли Банка России. По решению Совета директоров Банка России в Резервный
фонд могут также направляться средства из других фондов и резервов, относящихся
к собственным средствам (капиталу) Банка России.
В соответствии с порядком
распределения прибыли, остающейся в распоряжении Банка России, и решением
Совета директоров Банка России по итогам распределения прибыли за 2005 год в
Резервный фонд Банка России перечислено 35959 млн. руб. (2004 год: 1757 млн.
руб.).
Средства Социального фонда
направляются в основном на единовременные выплаты, связанные с социальными
нуждами сотрудников Банка России. Социальный фонд формируется за счет прибыли
Банка России, остающейся в распоряжении Банка России.
Порядок формирования и
расходования средств Социального фонда регламентируется Положением Банка России
«О формировании и использовании Социального фонда Центрального банка Российской
Федерации».
В соответствии с порядком
распределения прибыли, остающейся в распоряжении Банка России, и решением
Совета директоров Банка России но итогам распределения прибыли за 2005 год в
Социальный фонд перечислено 1638 млн. руб., или 4% (2004 год: 153 млн. руб.,
или 4%) прибыли, оставшейся в распоряжении Банка России.
Накопленные курсовые
разницы образуются в связи с переоценкой остатков активных и пассивных счетов
баланса Банка России и иностранной валюте при изменении официального курса
иностранных валют к рублю. По состоянию на 1 января 2006 года вследствие
снижения курса некоторых иностранных валют к рублю накопленные курсовые разницы
уменьшились на 18235 млн. руб. Кроме того, после 1 января 2006 года у Банка
России сложились отрицательные нереализованные курсовые разницы в размере,
превышающем положительный остаток по балансовому счету «Накопленные курсовые
разницы» по состоянию на 1 января 2006 года, входящий в состав капитала Банка
России.
Фонд переоценки основных
средств представляет собой прирост стоимости имущества в результате переоценки
основных средств, проведенной по постановлениям Правительства Российской
Федерации в 1992, 1994, 1995,1996 и 1998 годах.
Отчет об управлении Банком
России ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в
состав имущества Банка России представлен в приложении Д.
Ценные бумаги иностранных
эмитентов представляют собой в основном долговые обязательства казначейства
США, государственные долговые обязательства Германии, Франции, Великобритании,
Бельгии, Нидерландов, Австрии, Испании, Финляндии, Ирландии, долговые ценные
бумаги внебюджетных фондов и федеральных агентств указанных государств и
международных финансовых организаций.
Рост по данной статье
произошел за счет увеличения вложений в ценные бумаги иностранных эмитентов в
связи с ростом валютных резервов.
В целях реализации единой
государственной денежно-кредитной политики Минфин России и Банк России,
руководствуясь статьей 91 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005
год», осуществили переоформление облигаций федерального займа, находящихся в
портфеле Банка России, в облигации федерального займа с амортизацией долга.
Государственные ценные бумаги, полученные от Минфина России в результате
переоформления, были учтены по балансовой стоимости переоформляемых ценных
бумаг.
В 2005 году Банк России
продолжил осуществление политики активного применения рыночных инструментов
денежно-кредитного регулирования. В зависимости от ситуации, складывающейся в
денежно-кредитной сфере, Банк России осуществлял с использованием
государственных цепных бумаг как операции по изъятию свободной ликвидности, так
и операции по предоставлению денежных средств кредитным организациям, а именно:
продажу государственных
облигаций Российской Федерации из собственного портфеля без обязательства
обратного выкупа;
покупку государственных
облигаций Российской Федерации без обязательства обратной продажи;
покупку ценных бумаг с
обязательством обратной продажи на срок 1 день и 7 дней (операции РЕПО);
продажу государственных
облигаций Российской Федерации с обязательством обратного выкупа;
операции выкупа
государственных облигаций Российской Федерации, проданных ранее с
обязательством обратного выкупа — ОМР (обратное модифицированное РЕПО);
продажу облигаций Банка
России с обязательством выкупа на основании безотзывной публичной оферты и
операций по покупке/продаже облигаций Банка России с обязательством обратной
продажи/выкупа.
Основным фактором
уменьшения вложений Банка России по статье «Долговые обязательства
Правительства Российской Федерации» с номиналом в долларах США является
погашение Минфином России еврооблигаций Российской Федерации в течение 2005
года.
Долговые обязательства
прочих эмитентов Российской Федерации представляют собой облигации, выпущенные
Правительством Москвы и приобретенные Банком России по сделкам PEПО, со сроками
погашения с 2007 по 2008 год с купонным доходом 10% годовых.
Рассмотрим динамику
вложений Банка России в уставные капиталы банков и прочих организаций,
представленную в таблице 24.
В соответствии с решением
Национального банковского совета от 13 декабря 2005 года доли участия Банка
России в уставных капиталах Московского Народного банка, Лондон; Евробанка,
Париж; Ост-Вест Хандельсбанка, Франкфурт-на-Майне; Донау-банка, Вена; Ист-Вест
Юнайтед банка, Люксембург и активы, размещенные в росзагранбанках, 28 декабря
2005 года проданы ОАО Внешторгбанк на условиях и в соответствии с решением
Национального банковского совета от 13 декабря 2005 года.
Увеличение доли участия
Банка России в уставном капитале Банка международных расчетов, Базель на 0,04%
обусловлено приобретением 211 акций без права голоса.
В соответствии с решением
Совета директоров Банка России Банк России вышел из уставного капитала
Интелсат, Лтд, Бермудские острова.
В приложении Е представлен
отчет о расходах на содержание служащих Банка России.
Расходы на содержание
служащих Банка России возросли на 3235 млн. руб., или на 10,6%, в том числе:
оплата труда увеличилась на 2608 млн. руб., другие выплаты служащим — на 737
млн. руб., начисления на оплату труда и на другие выплаты сократились на 110
млн. руб.
Расходы на оплату труда
включают: выплаты по должностным окладам; надбавки к должностному окладу за
выслугу лет в Банке России; выплаты районных коэффициентов и процентных
надбавок служащим, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, установленные действующим законодательством; другие надбавки и
доплаты, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации;
оплату очередных и учебных отпусков; премирование (включая ежемесячные премии и
премию (вознаграждение) по итогам работы за год), прочие выплаты.
Таблица 24 - Динамика
вложений Банка России в уставные капиталы банков и прочих организаций, млн.
руб.
Название
Год
2004
2005
Балансовая стоимость
Для участия в уставном
капитале, в % (по номиналу)
Балансовая стоимость
Доля участия в уставном
капитале, в % (по номиналу)
Вложения в акции
резидентов, в том числе:
4866
-
4866
-
Сбербанк России ОАО
4563
60,57
4563
60,57
ЗАО «Московская
межбанковская валютная биржа» (ММВБ)
300
28,76
300
28,76
ЗАО «Санкт-Петербургская
валютная биржа»
3
8,90
3
8,90
Вложения в акции
нерезидентов, в том числе:
15780
-
1227
-
Московский Народный банк,
Лондон
7668
88,89
-
-
Евробанк, Париж
4818
87,04
-
-
Ост-Вест Хандельсбанк,
Франкфурт-на-Майне
1347
51,62
-
-
Донау-банк, Вена
412
15,00
-
-
Ист-Вест Юнайтед банк,
Люксембург
174
15,00
-
-
Банк международных
расчетов, Базель
1076
0,55
1227
0,59
Интелсат, Лтд, Бермудские
острова
285
0,53
-
-
Общество международных
межбанковских финансовых коммуникаций (S.W.I.F.T), Бельгия
0,055
0,001
0,050
0,001
Прочие вложения в капитал
резидентов, в том числе:
В состав других выплат
служащим Нанка России, осуществляемых в соответствии с дейсвующим
законодательством, входят: расходы на оказание материальной помощи к отпуску и
разовой материальной помощи при чрезвычайных обстоятельствах; компенсация
расходов на оплату стоимости проезда в отпуск работников, работающих и
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также
неработающих членов семьи этих работников; компенсация расходов, связанных с
переездом на постоянное место жительства работников, работающих и проживающих в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по окончании срочного
трудового договора (контракта) или в связи с уходом на пенсию, а также членов
семьи этих работников; выплаты работникам, проживающим (работающим) в районах,
подвергшихся воздействию радиации в результате аварии на ЧАЭС; выплаты
работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им
3-летнего возраста.
Среднесписочная
численность служащих Нанка России в 2005 году составила 75702 человека (2004
год: 78193 человека). Сокращение численности на 2491 единицу, или на 3,2%,
обусловлено главным образом мероприятиями по оптимизации расчетной сети Банка
России. Всего за 2004—2005 годы было ликвидировано 197 расчетно-кассовых
центров.
Среднемесячный доход на
одного служащего за 2005 год составил 31589 руб. (2004 год: 27017руб.).
Средний процент начисления
единого социального налога в 2005 году составил 18,9% (2004 год: 19,7%), что
связано с изменением с 1 января 2005 года размера предельной ставки и шкалы
единого социального налога. Отчисления в Фонд социального страхования
Российской Федерации на обязательное социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществлялись по
установленной ставке 0,2%.
Отчет об использовании
сметы капитальных вложений представлен в приложении Ж.
В структуре капитальных
вложений Банка России в 2005 году наибольший удельный вес занимают капитальные
вложения в области информатизации — 43,9% и в области строительства
(реконструкции) и материально-технического обеспечения деятельности Банка
России — 32,4%. На капитальные вложения, связанные с обеспечением безопасности
и охраны объектов Банка России, приходится 10,0%, капитальные; вложения,
связанные с организацией налично-денежного оборота, — 10,8%, капитальные
вложения в нематериальные активы — 2,9%.
Капитальные вложения в
области и информатизации в 2005 году по сравнению с 2004 годом возросли на 311
млн. руб., или на 8,7%, и направлены на обеспечение функционирования и развитие
платежной и учетно-операционных систем, информационно-аналитических систем,
создание и развитие единой информационно-вычислительной системы Банка России, а
также поддержание и модернизацию технической инфраструктуры
информационно-телекоммуникационной системы, обеспечивающей деятельность Банка
России.
За счет указанных средств
осуществлялось приобретение вычислительной и организационной техники,
программных продуктов, дополнительного оборудования к вычислительной технике,
технических и программных средств связи и телекоммуникаций, оборудования для
защиты информации, а также средств инженерного обеспечения.
Капитальные вложения в
области строительства (реконструкции) и материально-технического обеспечения
деятельности Банка России (кроме организации налично-денежного оборота)
осуществлялись в соответствии с утвержденными необъективными планами
капитального строительства, приобретения крупного инвентаря, оборудования,
мебели, транспортных средств. По сравнению с 2004 годом указанные расходы
уменьшились на 162 млн. руб., или на 5,4%.
В 2005 году
профинансировано 166 объектов строительства (реконструкции), в том числе: 20 —
переходящих, 79 — вновь начинаемых и 67 — перспективного проектирования.
Приобретение крупного
инвентаря, оборудования и мебели осуществлялось для оснащения объектов,
капитального ремонта, замены оборудования, инвентаря и мебели с истекшим сроком
эксплуатации, а также для обеспечения необходимого температурно-влажностного режима
в помещениях с информационно-телекоммуникационными системами.
Капитальные вложения,
связанные с организацией налично-денежного оборота, в 2005 году увеличились на
122 млн. руб., или на 14,7% но сравнению с 2004 годом, и включают затраты на
строительство (реконструкцию) денежных хранилищ и кассовых центров (всего 17
объектов, в том числе: 5 — переходящих, 5 — вновь начинаемых и 7 —
перспективного проектирования), приобретение, модернизацию
счетно-сортировальных и счетно-денежных машин, оснащение кладовых ценностей
современным унифицированным сборно-разборным стеллажным оборудованием,
приобретение основного технологического оборудования для механизации и
автоматизации кассовых операций, а также приобретение (модернизацию)
специального автотранспорта для перевозки резервных фондов.
В составе капитальных
вложений, связанных с обеспечением безопасности и охраны объектов Банка России,
учтены расходы на замену систем инженерно-технических средств охраны с истекшим
сроком эксплуатации, а также на дооснащение и модернизацию систем контроля и
управления доступом, телевизионных систем охраны и наблюдения. Капитальные
вложения па указанные выше цели по сравнению с 2004 годом увеличились на 99
млн. руб., или на 12,7%.
Капитальные вложения в
нематериальные активы были направлены на создание программных продуктов и баз
данных для сферы информатизации и защиты информации, являющихся объектами
интеллектуальной собственности Банка России.
Объем капитальных вложений
на указанные цели возрос на 86 млн. руб., или на 50,3% по сравнению с 2004
годом, что вызвано необходимостью разработки новых программных продуктов для
обеспечения деятельности центров коллективной обработки информации, в том числе
их информационной безопасности.
В разделе «Другие затраты
капитального характера» учтены затраты на приобретение программных продуктов
(прав пользования ими, не относящихся к нематериальным активам) для
осуществления деятельности Банка России, а также лицензий, сертификатов,
разрешений со сроком действия свыше 1 года.
3. Направления деятельности
Банка России в сфере развития банковского сектора
3.1 Инструменты
денежно-кредитной политики и их использование в 2007 году
Решения по использованию инструментов
предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься с учетом
формирующейся динамики макроэкономических показателей, изменения состояния
платежного баланса, конъюнктуры международных финансовых и товарных рынков,
проводимой бюджетной политики.
Несмотря на то что
сохранение в 2007 году режима управляемого плавающего курса будет накладывать
определенные ограничения, которые необходимо учитывать при формировании
параметров процентной политики, условия функционирования российской экономики,
в том числе связанные с отменой ограничений по операциям с капиталом и
финансовыми инструментами, определяют объективную необходимость перехода к
более гибкому формированию курса рубля на внутреннем валютном рынке при
усилении роли процентных инструментов денежно-кредитной политики.
Стратегическим
направлением активизации процентной политики является сужение коридора
процентных ставок по операциям Банка России на денежном рынке. Однако
значительное повышение ставок по стерилизационным инструментам увеличивает риск
притока краткосрочного капитала в экономику, что создаст дополнительное
давление в сторону повышения курса рубля. Поэтому одной из основных задач в
2007 году Банк России видит нахождение компромиссного уровня процентных ставок,
обеспечивающего эффективное связывание избыточной ликвидности банковского
сектора при одновременном недопущении масштабных краткосрочных притоков
капитала.
При развитии ситуации по
сценарию, предполагающему сохранение высокого уровня свободной ликвидности у
кредитных организаций, Банк России активизирует использование инструментов
абсорбирования денежных средств в целях ограничения влияния монетарных факторов
на инфляцию. При этом значительную роль в связывании свободных денежных средств
будут играть рыночные инструменты на аукционной основе (операции с ОБР,
депозитные операции). Вместе с тем будет продолжено применение инструментов
постоянного действия, обеспечивающих связывание ликвидности на короткие сроки
(депозиты по фиксированным ставкам на стандартных условиях).
Кроме того, Банк России
будет в необходимых случаях осуществлять операции по продаже государственных
ценных бумаг из собственного портфеля (без обязательства обратного выкупа),
которые преимущественно будут использоваться в качестве инструментов «тонкой
настройки».
Банк России в 2007 году
продолжит использование обязательных резервных требований в качестве прямого
инструмента регулирования ликвидности банковского сектора. Учитывая эффективное
использование кредитными организациями механизма усреднения обязательных
резервов для регулирования уровня собственной
ликвидности, Банк России рассмотрит возможность поэтапного увеличения
коэффициента усреднения обязательных резервов. Вместе с тем при значительном
росте банковской ликвидности, когда применение других инструментов для ее
абсорбирования не сможет оказать необходимого эффекта, Банк России не исключает
возможности адекватного изменения нормативов обязательных резервов.
В случае снижения уровня
ликвидности в банковском секторе, сопровождающегося ростом процентных ставок на
рынке межбанковских кредитов, основные усилия Банка России будут направлены на
формирование дополнительного денежного предложения за счет проведения операции
по предоставлению ликвидности кредитным организациям. Для этих целей в качестве
основных будут использованы операции Банка России на открытом рынке (аукционы
прямого РЕПО, ломбардные кредитные аукционы). Банк России также продолжит
применение инструментов постоянного действия (ломбардных кредитов по
фиксированным процентным ставкам и сделок «валютный своп»). Для обеспечения
бесперебойного осуществления расчетов Банк России будет предоставлять кредитным
организациям внутридневные кредиты и кредиты «овернайт».
В целях повышения
эффективности операций рефинансирования (кредитования) кредитных организаций
как инструмента денежно-кредитной политики Банк России планирует в течение 2007
года проводить работу в рамках создания единого механизма рефинансирования
(кредитования) кредитных организаций, который обеспечит возможность финансово
стабильным кредитным организациям получать внутридневные кредиты, кредиты
«овернайт» и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в
«единый пул» обеспечения.
При этом в 2007 году будет
продолжена работа по включению в Ломбардный список ценных бумаг, отвечающих
установленным требованиям, расширению круга контрагентов по операциям
рефинансирования и увеличению количества кредитуемых счетов кредитных
организаций, открытых во всех территориальных учреждениях Банка России.
В связи с планируемым
расширением состава имущества (активов), принимаемого в обеспечение кредитов
Банка России, в течение 2007 года Банк России планирует проводить работу,
направленную на обеспечение возможности привлечения специализированных
организаций, в том числе Агентства по страхованию вкладов, для реализации
имущества, принятого в залог по кредитам Банка России.
3.2 Мероприятия Банка
России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2007
году
Реализация мероприятий,
предусмотренных Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на
период до 2008 года (далее — Стратегия), благоприятные макроэкономические
условия будут способствовать дальнейшему устойчивому росту банковского сектора.
В 2007 году будет расширяться взаимодействие банковского сектора с реальной
экономикой, более заметной станет его роль в реализации приоритетных
национальных проектов.
Банки сохранят
доминирующее положение в системе финансового посредничества и останутся в числе
привлекательных объектов для инвестирования. Росту эффективности и
инвестиционной привлекательности российского банковского сектора будет
способствовать повышение доверия к нему со стороны кредиторов и вкладчиков в
условиях развития банковской деятельности и устойчивого функционирования
системы страхования вкладов.
Одновременно будет
нарастать конкуренция на рынке банковских услуг, в том числе в связи с повышением
активности банков с иностранным капиталом, а также в результате развития
трансграничного банковского обслуживания. Завершение либерализации валютного
законодательства приведет к расширению предложения услуг иностранными банками.
В этих условиях особое значение приобретает повышение конкурентоспособности
отечественных банков, уровня их финансовой устойчивости, способности
предоставлять высококачественные современные банковские услуги.
Финансово слабые, плохо
управляемые и недобросовестные кредитные организации будут выбывать с рынка
банковских услуг, в то время как лидеры российского банковского рынка наряду с
устойчивыми средними и малыми банками (в том числе региональными) упрочат свое
положение. Продолжится естественный процесс консолидации российского
банковского сектора, несколько возрастет в капитале и активах банковского
сектора доля банков с иностранным капиталом, в том числе и за счет появления
новых банков, контролируемых нерезидентами.
Исходя из Стратегии в 2007
году Банк России продолжит работу по развитию банковского сектора и банковского
надзора по ряду направлений. Одним из таких направлений будет участие в
совершенствовании действующего банковского законодательства. Будет продолжена
подготовка нормативных актов Банка России, ориентированных на действующее
российское законодательство и международную практику банковского регулирования
и банковского надзора. Учитывая, что динамичное развитие банковского сектора
сопровождается накоплением рисков, будет уделяться дополнительное внимание вопросам
качества систем управления рисками и внутреннего контроля, корпоративного
управления, учета и отчетности. Будут предприняты дальнейшие шаги по развитию
содержательного, риск-ориентированного надзора, внедрению в российскую практику
рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН), прежде всего
Основополагающих принципов эффективного банковского надзора. Будут также
осуществляться мероприятия по подготовке к реализации подходов, предусмотренных
документом БКБН «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов
капитала: новые подходы» (далее — Базель II).
В 2007 году в целях
укрепления финансовой устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора
экономики должное внимание Банком России будет уделено проблеме капитализации кредитных
организаций при сохранении приоритетного значения качества капитала. В том
числе в 2007 году предстоит продолжить работу по созданию надлежащего
нормативно-правового обеспечения роста капитала кредитных организаций
банковского сектора, повышению качества управления в кредитных организациях по
ряду направлений, включая:
выравнивание условий
доступа российского и иностранного капитала в российский банковский сектор и
конкурентных условий деятельности российских и иностранных банков;
упрощение процедур
реорганизации кредитных организаций в форме слияния, присоединения и
преобразования;
расширение возможностей
кредитных организаций по открытию внутренних структурных подразделений;
совершенствование
процедуры регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской
деятельности в целях устранения факторов, сдерживающих развитие банковской
инфраструктуры;
совершенствование
регулирования размещения и обращения акций (долей) кредитных организаций;
конкретизацию
квалификационных требований и требований к деловой репутации, предъявляемых к
руководству и учредителям (участникам) кредитных организаций;
уточнение подходов к
включению в расчет, основного и дополнительного капитала банка признанных
международной практикой субординированных финансовых инструментов,
Приоритетным направлением
в области дистанционного надзора выступает развитие содержательного компонента
надзора, дальнейшее приближение техники и режимов к международной практике,
развитие риск-ориентированного надзора за всеми существенными видами банковских
рисков на соло- и консолидированной основе, включая как традиционные финансовые
(кредитные, рыночные, процентные, ликвидности), так и нефинансовые риски
(операционный, правовой, репутационный).
В этих целях предстоит
осуществить следующие мероприятия:
внедрение в надзорную
практику новых подходов к оценке финансовой устойчивости кредитных)
организаций, предусматривающих. комплексный подход, отработанный в рамках
формирования системы страхования вкладов;
подготовка изменений в
законодательство и внесение в нормативные документы изменений, направленных на
внедрение международных подходов к оценке достаточности капитала кредитных
организаций, определенных в рамках Базеля II;
совершенствование подходов
к порядку формирования резервов на возможные потери, в частности уточнение
методики формирования резервов по портфелю однородных ссуд исходя из приоритета
содержания над формой, либерализации, требований к оценке качества ссуд,
предоставленных микрофинансовым организациям и использованных ими на выдачу
ссуд субъектам малого бизнеса и физическим лицам;
совершенствование подходов
к регулированию и надзору за риском ликвидности и методики расчета соответствующих
нормативов;
совершенствование подходов
к оценке рисков, принимаемых кредитными организациями при осуществлении
операций и сделок кредитного характера с группой экономически связанных между
собой заемщиков и заемщиков, связанных с самой кредитной организацией;
совершенствование подходов
к оценке качества управления процентным риском в кредитных организациях,
включая вопросы организации системы управления процентным риском в кредитных
организациях в отношении как торгового, так и банковского (неторгового)
портфелей финансовых инструментов, чувствительных к изменению процентных
ставок;
совершенствование
консолидированной отчетности и анализа рисков банковских групп и банковских
холдингов на консолидированной основе;
совершенствование подходов
к оценке качества корпоративного управления в кредитных организациях,
управления всеми существующими банковскими рисками с учетом повышения уровня
автоматизации банковской деятельности, развития информационных аналитических
систем и технологий банковского обслуживания;
обеспечение дальнейшего
совершенствования системы раннего предупреждения возможных проблем кредитных
организаций, банковских групп (банковских холдингов) и системы в целом;
совершенствование методики
и инструментария мониторинга финансовой устойчивости банковского сектора, в том
числе проведение работы по расчету и анализу рекомендованных МВФ показателей
финансовой устойчивости банковского сектора;
совершенствование
раскрытия информации о состоянии и динамике развития банковского сектора,
включая совершенствование системы макропруденциальных показателей его
финансовой устойчивости, публикуемых Банком России, публикацию ежемесячного
«Обзора банковского сектора Российской Федерации», издание «Отчета о развитии
банковского сектора и банковского надзора» за 2006 год.
Банком России будет
продолжена работа по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы в
части повышения требований по раскрытию информации при осуществлении кредитными
организациями потребительского кредитования и мониторинга риска потребительского
кредитования.