Рефераты

Шпора: Шпаргалки по деньги кредит банки

Именно посредничество в платежах между банками как прерогатива цент­рального

банка позволяет ему контролировать и регулировать денеж­ный оборот.

Платежный кризис и направления его смягчения в условиях переходной экономики.

Особенностью функционирования денежной сферы в РФ в услови­ях переходной

экономики является несвоевременное совершение пла­тежей. Платежный кризис

нельзя рассматривать как явление, значение ко­торого ограничено денежной

сферой. Он оказывает негативное влия­ние на различные стороны экономики РФ;

Платежный кризис и вызванное им уменьшение поступлений доходов в бюджет

оказывают немалое влия­ние на образование бюджетного дефицита, что ограничивает

возмож­ность расходования средств государством.Велико влияние платежного

кризиса на уменьшение капиталовложе­ний. Наличие платежного кризиса обусловлено

многими причинами, в том числе относящимися к сферам производства и обращения.

Здесь важно, что влияние различных причин происходит не обособленно, а при их

взаимосвязи и взаимодействии.Особое место среди факторов, влияющих на

существование и развитие платежного кризиса, занимает проводимая в РФ в течение

ряда лет денежно-кредитная политика, направляемая на уменьшение массы денег в

обороте. Основная задача такой политики состояла в том, что бы с помощью

ограничения объема денежной массы преодолеть инфляцию, уменьшить

платежеспособный спрос и тем самым оказать воздействие на предотвращение роста

цен. В условиях платежного кризиса, широкого применения бартера во многом

утрачивается значение такой важной особенности рыночной экономики, как

конкуренция. Существование платежного кризиса означает в определенной мере

отказ от условий функционирования рыночной экономики. Это прояв­ляется прежде

всего в существенном ослаблении значения присущих ры­ночной экономике

взаимоотношений платежеспособного спроса на раз­личные товары и их предложения.

Для преодоления платежного кризиса целесообразно проведение широкого круга мер

как в сфере производства, финансовой деятельно­сти, бюджета, так и в сфере

организации расчетов в интересах обеспе­чения оборота необходимой массой

платежных средств.Одной из мер совершенствования организации расчетов между

кли­ентами различных банков является сравнительно недавно распростра­нившаяся

практика расчетов между банками с помощью операций по корреспондентским счетам

банков на основе заключаемых между ними соответствующих корреспондентских

договоров.Более полному использованию возможности смягчения платежно­го кризиса

с помощью совершенствования условий проведения расче­тов способствуют также

совместные усилия банков по взаимному выполнению расчетных операций. Подобные

отношения представля­ются предпочтительными по сравнению с корреспондентскими

отно­шениями между отдельными банками. Здесь полезной может быть орга­низация

клирингов с участием в них групп банков по операциям их клиентуры.Увеличение

числа банков и их клиентов, принимающих участие в организации и осуществлении

межбанковского клиринга, расширяет возможность зачета взаимных требований,

снижает неплатежи. Вместе с тем нельзя упускать из виду присущие ей недостатки.

К их числу следует отнести, с одной стороны, то, что круг участников кли­ринга

ограничен; соответственно ограничиваются возможности преодо­ления неплатежей с

помощью клиринга. С другой стороны, при приме­нении клиринга расчеты между его

участниками обособляются, а поступающие в их распоряжение средства используются

прежде всего для удовлетворения требований участников клиринга, но в ущерб

тре­бованиям других участников хозяйственного оборота. Все это свидетельствует

о недостатках клиринга и обоснованности признания целесообразности ограничения

его применения и более пол­ного использования возможностей применения денежного

оборота.Решение задачи более полного удовлетворения потребности оборо­та в

платежных средствах может опираться на существенное увеличе­ние кредитных

вложений банков в реальную экономику. Такая мера тем более обоснованна, что

доля банковского кредита в составе источни­ков оборотных средств предприятий

незначительна, а увеличение объе­ма предоставляемых банками ссуд улучшит

обеспеченность предприя­тий платежными средствами, что будет способствовать

смягчению платежного кризиса.

Экономическое содержание

налично-денежного оборота. Налично-денежный оборот представляет собой процесс

движения наличных денежных знаков (банкнот, казначейских билетов, размен­ной

монеты). Несмотря на то, что налично-денежный оборот во всех странах как с

рыночной, так и с административной моделями экономи­ки составляет меньшую

часть, он имеет большое значение. Именно этот оборот обслуживает получение

и расходование большей части денеж­ных доходов населения. Именно в

налично-денежный оборот складыва­ется постоянно повторяющийся кругооборот

наличных денег.Из схемы видно, что налично-денежный оборот начинается в

расчет­но-кассовых центрах Центрального банка РФ. Наличные деньги перево­дятся

из их резервных фондов в оборотные кассы, тем самым они поступа­ют в обращение.

Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы

коммерческих банков. Часть этих денег банки мо­гут передавать друг другу на

платной основе, но большая часть наличных денег выдается клиентам - юридическим

и физическим лицам (либо в кас­сы предприятий и организаций, либо

непосредственно населению). Часть наличных денег, находящихся в кассах

предприятий и организаций, ис­пользуется для расчетов между ними, но большая

часть передается населе­нию в виде различных видов денежных доходов (заработной

платы, пен­сий и пособий, стипендий, страховых возмещений, выплаты дивидендов,

поступлений от продажи ценных бумаг и т. д.).Население также использует

наличные деньги для взаиморасчетов, но большая их часть расходуется на выплату

налогов, сборов, страхо­вых платежей, квартплаты и коммунальных платежей,

погашение ссуд, покупку товаров и оплату различных платных услуг, покупку

ценных бумаг, лотерейных билетов, арендные платежи, уплату штрафов, пени и

неустоек и т.д.Таким образом, деньги поступают либо непосредственно в

операци­онные кассы коммерческих банков, либо в кассы предприятий и

организа­ций (прежде всего предприятий торговли и предприятий, оказывающих

услуги населению).В соответствии с действующим порядком организации

налично-де­нежного оборота для каждого предприятия устанавливаются лимиты

остатка наличных денег в их кассах и деньги, превышающие лимит, дол­жны

сдаваться в обслуживающий данное предприятие коммерческий банк. Для

коммерческих банков также устанавливаются лимиты их операци­онных касс, поэтому

в сумме, превышающей лимит, они сдают налич­ные деньги в РКЦ. Последним также

устанавливается лимит их обо­ротных касс, поэтому деньги в сумме, превышающей

лимит, переводятся в резервные фонды, т.е. изымаются из обращения.

Организация налично-денежного оборота. Налично-денежный оборот организуется

государством в лице цент­рального банка. Для этого центральный банк

систематически издает документ, который называется «Порядок ведения кассовых

операций в народном хозяйстве». Последний раз этот документ в России издавал­ся

в сентябре 1993 г.Налично-денежный оборот организуется на основе следующих

прин­ципов: все предприятия и организации должны хранить наличные деньги (за

исключением части, установленной лимитом) в коммерческих банках; банки

устанавливают лимиты остатка наличных денег для пред­приятий всех форм

собственности; обращение наличных денег служит объектом прогнозного

плани­рования; управление денежным обращением осуществляется в

централизо­ванном порядке; организация налично-денежного оборота имеет целью

обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения;

наличные деньги предприятия могут получать только в обслужи­вающих их

учреждениях банков.

Денежные системы, их формы и развитие.

Организуемое и регулируемое государственными законами денеж­ное обращение страны

называется денежной системой. В каждой стра­не денежная система

складывается исторически. Известны различные типы денежных систем. Так, в

условиях существования металлического денежного обращения различали два типа

денежных систем: биметал­лизм и монометаллизм.Биметаллизм - денежная система,

при которой государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента за

двумя металлами золотом и серебром, монеты из них функционируют на равных

основаниях. Монометаллизм - денежная система, при которой один денежный металл

является всеобщим эквивалентом и одновременно в обращении присутствуют другие

знаки стоимости (банкноты, казначейские билеты, разменная монета), разменные на

золото. С 30-х гг. в мире начинают функционировать денежные системы,

построенные на обороте неразменных кредитных денег. Это прежде всего связано с

действием общего экономического закона экономии об­щественного труда. Эволюция

денежных систем приводит к созданию все более экономичных денежных систем, где

издержки денежного обо­рота постоянно снижаются, следовательно, снижаются и

затраты об­щественного труда.Существуют две разновидности денежных систем,

основанных на обороте кредитных денежных знаков. Первая разновидность

свойственна административно-распределительной системе экономики. Она имеет

сле­дующие характерные черты:1. Сосредоточение денежного оборота (как

безналичного, так и на­личного) в едином государственном банке. 2.

законодательное разграничение денежного оборота на безналичный и наличный

обороты.3. Обязательность хранения денежных средств предприятий на сче­тах в

государственном банке. Лимитирование (установление предель­ной суммы) остатка

наличных денег в кассах предприятий.4. Нормирование государством расходов

предприятий из получае­мой ими выручки наличными деньгами.5. прямое директивное

планирование денежного оборота и его составных элементов как составной части

общей системы государственного планирования.6. Централизованное директивное

управление денежной системой.В большинстве стран современного мира используется

вторая раз­новидность денежных систем, основанных на обороте кредитных

денеж­ных знаков. Эта разновидность свойственна странам с рыночной экономикой.

Характерные черты такого типа денежной системы следу­ющие:1. Децентрализация

денежного оборота между разными банками.2. Разделение функции выпуска

безналичных и наличных денежных знаков между разными звеньями банковской

системы. Выпуск налич­ных денег осуществляют центральные государственные банки,

выпуск безналичных денег - коммерческие банки, находящиеся в разных фор­мах

собственности.3. Создание и развитие механизма государственного

денежно-кре­дитного регулирования.4. Централизованное управление денежной

системой через аппарат государственного центрального банка.

Современный тип денежной системы, ее характеристика. Первым основополагающим

элементом де­нежной системы являются принципы организации системы. Под

прин­ципами принимаются правила, в соответствии с которыми государство

организует данную денежную систему.Принцип централизованного управления

денежной системой. Управление денежными системами в условиях рыночной

модели экономики характерно тем, что здесь на первый план выступают не

ад­министративные методы управления (хотя и они имеют место), а экономические,

когда государство через аппарат центральных банков ста­вит на рынках такие

условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические

лица принимать нужные государству решения. Принцип прогнозного планирования

денежного оборота. Означает, что как централизованные, так и

децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей

подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения

конкретными ор­ганами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т. е.

ориенти­ры, к которым надо стремиться. Принцип устойчивости и

эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что

денежная система должна быть орга­низована таким образом, чтобы, с одной

стороны, не допускать инфля­ции; с другой - расширять денежный оборот, если

возрастают потреб­ности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если

уменьшаются эти потребности. Принцип кредитного характера денежной эмиссии

. В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (безналичных и

наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате про­ведения

банками кредитных операций. Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот

денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки

обеспечива­ются находящимися в активах банков товарно-материальными

ценно­стями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно кон­вертируемой

валютой, ценными бумагами и другими долговыми обя­зательствами. Принцип

неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту

страны Поскольку поддержа­ние устойчивости денежного оборота, борьба с

инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. В то же время

центральный банк может проводить политику, про­тиворечащую текущим задачам

государства, поэтому центральный банк должен систематически отчитываться перед

парламентом страны, ко­торый призван способствовать преодолению разногласий

между цент­ральным банком и правительством. Принцип предоставления

правительству денежных средств только в порядке кредитования. Применение

данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия

дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию

инфляционного процесса. Кроме того использование данного принципа заставляет

правительство изыскивает другие источники поступлений средств в бюджет для

покрытия федеральных и местных расходов. Принцип комплексного использования

инструментов денежно-кредитного регулирования. Сущность его заключается в

том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним

инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости

денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе

должного эффекта достигнуть не удается. Принцип надзора и контроля за

денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему,

налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным

оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве.

Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны.

Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны

производить исключительно в национальной валюте. Принципы построения денежной

системы отражаются в других элементах денежной системы или во всей их

совокупности и влияют на них: наименование денежной единицы, порядок

обеспечения денежных знаков, эмиссионный механизм, структура денежной массы в

обороте, порядок прогнозного планирования денежного оборота, механизм

денежно-кредитного регулирования, порядок установления валютного курса или

котировка валют, порядок кассовой дисциплины в хозяйстве.

Денежная

единица и ее покупательная способность. При изменениях покупательной

способности денежной единицы, происходящих по разным причинам, в том числе при

непропорциональ­ном изменении цен различных товаров, ухудшаются возможности

вы­полнения деньгами функций меры стоимости, средства обращения и платежа, а

также накопления. Это сопровождается ослаблением роли денег в осуществлении

эквивалентного обмена товаров, в процессах их купли-продажи. Понижение

покупательной способности денежной еди­ницы отражается на ухудшении

материального положения части насе­ления, получающей стабильный доход

(зарплату, пенсии), на снижении заинтересованности в накоплении денег и

т.п.Поку­пательная способность денежной единицы подвержена по различным

причинам систематическим бóльшим или мéньшим изменениям. На

изменения покупательной способности денежной единицы могут повлиять и

обстоятельства, относящиеся к условиям развития экономики, включая особенности

денежной системы и прово­димые в ней изменения.Меры, направленные на

поддержание устойчивости денежной еди­ницы, были разными, они зависели от

развития экономики и особенно­стей функционирования денег.Воздействие

государства на денежный оборот может проявляться в виде системы мер по

регулированию массы денег в интересах предотв­ращения возможных негативных

последствий чрезмерного увеличения денежной массы, включая рост

платежеспособного спроса и снижение покупательной способности денежной единицы.

Вместе с тем государ­ство имеет возможность осуществить различные меры,

направленные на устранение уже сложившихся негативных последствий обесценения

денежной единицы.В этом отношении важно, что право эмиссии наличных денег, как

уже отмечалось, предоставляется только Центральному банку РФ, а возможности

расширения кредитования коммерческими банками регу­лируются с помощью различных

мер, включая соблюдение норматива достаточности собственного капитала банка,

обязательное резервиро­вание каждым коммерческим банком определенных,

достаточно зна­чительных сумм в Центральном банке РФ и др.В условиях

экономической нестабильности осуществляется доста­точно жесткая

денежно-кредитная политика, которая призвана наряду с другими задачами

способствовать устойчивости денежной единицы, в том числе и с помощью

ограничения объема денежной массы.Стремление к ограничению величины денежной

массы в хозяйстве нередко связывается с задачей предотвращения инфляции.

Подобная позиция исходит из признания инфляции процессом, причины которо­го

относятся главным образом к сфере денежного оборота. В частно­сти, имеется в

виду, что наличие избыточной массы денег в обороте приводит к необоснованному

увеличению платежеспособного спроса, способствующему росту цен. Поэтому нередко

признается следующий факт: важнейшей мерой по преодолению инфляции может

явиться уменьшение денежной массы в обороте.Подобная мера действительно

отражается на ограничении роста цен и соответственно на снижении темпов

инфляции. Однако в подобных ситуациях возникают и негативные последствия в виде

образования крупной задолженности по выдаче зарплаты, пенсии и т.п.Такая

задолженность свидетельствует о наличии скрытой или по­давленной инфляции, не

учитываемой существующей информацией об уровне инфляции, а также характеризует

ухудшение материального по­ложения получателей таких средств.Меры по

искусственному уменьшению массы денег в обороте со­провождаются и иными

негативными результатами. При ограниченном объеме денежной массы участники

денежного оборота находят возмож­ности применения таких способов расчета между

собой, в которых мож­но обойтись без денежного оборота.Все это свидетельствует

о снижении роли денег при совершении рас­четов без денежного оборота, о

целесообразности корректировки денежно-кредитной политики государства по

преодолению данных нега­тивных последствий, в том числе облегчению условий

расчетов по реа­лизации продукции, сопровождающихся некоторым ростом

производ­ства, предотвращения необоснованного роста цен по определенному кругу

расчетных операций (бартер, зачет, векселя). Направления стабилизации

денежной единицы. Основные направления стабилизации денежной единицы:

деноми­нации, девальвации и денежной реформы. Наиболее радикальна по сво­им

последствиям - денежная реформа.Деноминация. Она имеет несравненно меньшее

значение и состоит в изменении наименования денежной единицы, как правило, при

усло­вии замены прежней денежной единицы по определенному соотноше­нию новой

денежной единицей. Подобные меры не приводят к существенному преобразованию

денежной системы и сво­дятся лишь к замене денежной единицы, что имеет в

основном техни­ческое значение, поскольку облегчает и упрощает счет, но не

ведет к созданию устойчивой денежной единицы.Девальвация При рассмотрении

проблемы девальвации существуют различия в определении ее содержания, причин,

вызывающих ее осуществление. Действительно, при функционировании полноценной

или размен­ной на золото денежной единицы под девальвацией понималось сниже­ние

стоимостной величины денежной единицы, состоявшее в уменьше­нии ее золотого

содержания. Сравнительно широко распространена характеристика, которая

связывает девальвацию со снижением курса национальной валюты, с необходимостью

накопления достаточных золото-валютных резервов, способных обеспечить

стабильность ее курса.Итак, девальвация - такое изменение курса национальной

денеж­ной единицы по отношению к иностранной валюте, которое сопровож­дается

понижением покупательной способности денежной единицы.Денежные реформы.

Денежная реформа представляет собой радикальное ус­транение недостатков в

денежной сфере, предусматривающее переход к применению устойчивой денежной

единицы, отличающейся стабильностью покупательной силы, что может

способствовать развитию от­ношений, присущих рыночной экономике, повышению роли

денег в раз­витии народного хозяйства.В ходе денежных реформ изымаются из

обращения обесцененные бумажные деньги, выпускаются новые, изменяется денежная

единица или ее золотое содержание, происходит переход от одной денежной системы

к другой. Во всех этих случаях речь идет об изменении денеж­ной единицы как в

налично-денежном обороте, так и в безналичных расчетах.Завершение денежной

реформы не дает гарантии сохранения устой­чивости новой денежной единицы в

последующем. После проведения денежной реформы необходимо систематическое

осуществление опре­деленных мер по сохранению достигнутых результатов. Немалую

роль в этом играет обоснованная денежно-кредитная политика, с помощью которой

может быть осуществлено необходимое регулирование денеж­ной сферы.Опыт денежных

реформ в России подтверждает, что требуемыми предпосылками их проведения

являются рост производства, бездефицитность бюджета, наличие золотовалютных

резервов, хотя каждая их производившихся реформ отличалась своими

особенностями. Общие же требования проведения реформ сохраняют свое значение.В

современных условиях в РФ к концу 20 в. обозначилась необхо­димость проведения

денежной реформы. Это связано прежде всего с существенным снижением значения

денег в деятельности предприятий, в жизни населения.Одно из важных проявлений

этого - ослабление роли денег во взаи­моотношениях предприятий. Как отмечалось

ранее, из преобладающей части расчетов между ними деньги вытеснены и замещены

применени­ем бартера, зачетов и векселей. В свою очередь, это приводит к

устра­нению рыночных отношений, в которых могут принимать участие по­купатели и

продавцы, у которых имеется возможность выбора наиболее приемлемого варианта

реализации или покупки товара. При наличии рыночных отношений первостепенное

значение приобретают соотно­шения платежеспособного спроса и предложения

товаров и конкурен­ция между участниками рынка, оказывающая немаловажное

положи­тельное влияние на развитие производства.Проведение денежной реформы в

РФ может рассматриваться как перспективное направление совершенствования

денежной сферы, по­вышения роли денег в развитии экономики.Основными

направлениями подготовки к проведению денежной реформы могут послужить рост

производства, устранение бюджетного дефицита, накопление достаточных

золотовалютных резервов.

Сущность, формы проявления и причины

инфляции, ее социально-экономические последствия. Инфляция представляет собой

обесценение денег, падение их поку­пательной способности, вызываемое повышением

цен, товарным дефи­цитом и снижением качества товаров и услуг. Глубинные

причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и

очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в

стране.К факторам денежного обращения относятся: переполнение сферы

обращения избыточной массой денежных средств за счет чрезмерной эмиссии денег,

используемой на покрытие бюджетного дефицита; пере­насыщение кредитом народного

хозяйства; методы правительства по поддержанию курса национальной валюты,

ограничение его движе­ния и др.К неденежным факторам инфляции относятся:

факторы, связанные со структурными диспропорциями в общественном

воспроизводстве, с затратным механизмом хозяйствования, государственной

экономичес­кой политикой, в том числе налоговой политикой, политикой цен,

внеш­неэкономической деятельностью и т.д.Все это свидетельствует о том, что

инфляция представляет собой сложное многофакторное явление, обусловленное

нарушением воспро­изводственных процессов, непропорциональным развитием

народного хозяйства, политикой государства, политикой эмиссионных и

коммер­ческих банков.Таким образом, факторы инфляции действуют как при

производстве и реализации товаров, так и при изменении массы и скорости

обращения денег.Типичным проявлением инфляции выступает общее повышение

то­варных цен и понижение курса национальной валюты. В то же время в условиях

планово-распределительной системы в наибольшей степени инфляция выражается в

дефицитности экономики, снижении качества товаров и значительно меньше - в

уровне повышения цен. При инфляции неравномерно возрастают цены на различные

груп­пы товаров, в результате меняется структура цен и национальный до­ход

перераспределяется не только между сферами воспроизводства и отраслями

народного хозяйства, но и между группами населения.Западные экономисты

рассматривают инфляцию, как правило, ана­лизируя факторы повышения цен,

связанные с формированием потре­бительского спроса, с предложением товаров и

услуг, с соотношением спроса и предложения, влияющих на формирование цен, и

факторы производства. Эти факторы определяют два вида инфляции: инфляцию

спроса, вызванную избыточным спросом, и инфляцию издержек, вызы­вающую рост цен

под воздействием нарастания издержек производства.Инфляция спроса

обусловливается «разбуханием» денежной массы и в связи с этим платежеспособного

спроса при данном уровне цен в условиях недостаточно эластичного производства,

способного быстро реагировать на потребности рынка. Совокупный спрос,

превышающий производственные возможности экономики, вызывает повышение цен.При

инфляции спроса в платежном обороте существует определен­ный «навес» избыточной

массы денежных средств по сравнению с огра­ниченным предложением, что и

вызывает повышение цен и обесцене­ние денег.Инфляцию издержек рассматривают

обычно с позиций роста цен под воздействием нарастающих издержек производства,

прежде всего роста затрат на заработную платуПри инфляции издержек количество

денег с учетом скорости их об­ращения «подтягивается» к возросшему уровню цен,

вызванному воз­действием неденежных факторов со стороны производства и

предложе­ния товаров. Если масса денег быстро не адаптируется к возросшему

уровню цен, начинаются проблемы в денежном обороте - дефицит пла­тежных

средств, неплатежей, а вслед за этим и спад, остановка произ­водства,

сокращение товарной массы.Инфляция издержек и инфляция спроса взаимосвязаны и

взаимообус­ловлены, Любая современная система экономики инфляционна, и в ней

действу­ют факторы, относимые и к инфляции спроса, и к инфляции

издержек.Большую роль в развитии инфляционных процессов играют

внешне­экономические факторы. Инфляция может вызываться адаптивными

инфляционными ожида­ниями, связанными с воздействием политической

нестабильности, с дея­тельностью средств массовой информации, потерей доверия к

правитель­ству. Инфляция может быть спровоцирована налоговой политикой

госу­дарства. Инфляция может воспроизводиться и из-за политической

нестабиль­ности в государстве и социальной активности населения, связанной с

за­бастовками в базовых отраслях экономики. Инфляция классифицируется в

зависимости от темпов роста цен. Она подразделяется на ползущую со

среднегодовыми темпами прироста цен от 5 до 10%, характерную для развитых

стран, где происходит неболь­шое умеренное обесценение денег из года в год, и

это признается неизбеж­ным моментом нормального развития рыночной экономики и

рассматри­вается в качестве фактора экономического роста.Галопирующая инфляция

(прирост цен 10-50%) и гиперинфляция ха­рактерны для развивающихся стран,

переходящих от планово-распреде­лительной системы к рыночной. Она

рассматривается как негативное явление, вызывающее социально-экономическое и

политическое напря­жение в обществе.В рамках гиперинфляции следует выделить

супергиперинфляцию, при которой рост цен составляет свыше 50% и более в месяц.

В зависимости от продолжительности различают хроническую инф­ляцию и

стагфляцию, когда инфляция сопровождается падением произ­водства, что также

характерно для современной России.Социально-экономические последствия

инфляции выражаются в: перераспределении доходов между группами населения,

сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством,

фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами; обесценении денежных

накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного

бюджета; постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно полу­чателями

фиксированных денежных доходов; неравномерном росте цен, что увеличивает

неравенство норм при­былей в разных отраслях и усугубляет диспропорции

воспроизводства; искажении структуры потребительского спроса из-за стремления

превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие это­го

ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается ин­фляционный

процесс; закреплении стагнации, снижении экономической активности, ро­сте

безработицы; сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их риска;

обесценении амортизационных фондов, что затрудняет воспроиз­водственный

процесс; возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах; активном

развитии теневой экономики, в ее «уходе» от налогооб­ложения; снижении

покупательной способности национальной валюты и ис­кажении ее реального курса

по отношению к другим валютам; социальном расслоении общества и в итоге

обострении социальных противоречий.

Причины и формы проявления инфляции в условиях планово-распределительной

системы. Современную инфляцию в России нельзя рассматривать без учета

специфичности планово-распределительной системы хозяйствования. без учета

политических и экономических процессов, произошедших за последние годы.

Важным фактором инфляционных процессов в стране выступала

планово-распределительная система хозяйствования. Она способство­вала

затратному механизму хозяйствования и нарушению материаль­ной и денежной

сбалансированности в народном хозяйстве, что вызывалось диспропорциями во всех

сферах экономики.Зарождавшиеся инфляционные процессы в нашей стране были

обус­ловлены диспропорциями в сложившейся структуре народного хозяйства.

Стремление выполнить план любой ценой, не считаясь с затратами, приводило к

снижению эффективности общественного производства, расточительному

использованию трудовых, материальных и финансо­вых ресурсов,

разбалансированности материальных и стоимостных про­порций. Широко

распространились многопрофильные, неспециализированные производства, продукция

которых не отличалась высоким качеством, но требовала огромных затрат. В

строительстве капитальные вложения распыляются по многочис­ленным стройкам и

объектам, не обеспечивается сопряженность в обес­печении строек трудовыми,

материальными и финансовыми ресурсами и в результате повсеместно не соблюдаются

сроки строительства, а его сметная стоимость возрастает в несколько раз.

Материально-финансовая несбалансированность приводила к тому, что в стране был

создан огромный парк бездействующих мощностей, производимые и закупаемые за

рубежом станки и оборудование не уста­навливаются в цехах по десять-пятнадцать

лет из-за несоблюдения сро­ков строительства, в результате отсутствия

материалов, механизмов, рабочих рук. В стране создавался избыточный

платежеспособный спрос как у на­селения, так и у государственных предприятий.

Большую роль в развитии инфляции играет расширение масштабов кредитования сверх

реальных потребностей экономики, что ведет к рос­ту эмиссии кредитных средств и

наращиванию платежеспособного спро­са. Важным фактором инфляционных тенденций в

стране выступала государственная система ценообразования. Большую роль в

разбалансированности хозяйства сыграло проведе­ние либерализации хозяйственных

отношений во всех отраслях эконо­мики, включая банковскую и финансовую сферы,

внешнеэкономичес­кую деятельность, валютные отношения, без создания надлежащих

правовых основ и без учета большой внутренней и внешней задолженно­сти

государства.Особое место в развитии инфляции занимает дефицит государствен­ного

бюджета. Инфляция в условиях перехода к рыночным отношениям.С конца 1991 г.

страна взяла курс на изменение базовых основ рос­сийской экономики - перевод

государственно-монополизированной системы на рыночные отношения. В рамках

рыночных преобразований с начала 1992 г. осуществляет­ся либерализация цен, в

ходе которой предполагалось их увеличение для ликвидации разрыва между спросом

и предложением и устранения неравновесия между товарной и денежной массами,

накопившегося за последние десятилетия. В результате полного «освобождения» цен

вместо рыночного равно­весия в стране начался глубокий экономический кризис,

приведший к гиперинфляции, а затем и стагфляции экономики. Нарастанию

хозяйственного и финансового кризисов, усугубивших инфляцию, способствовали

национальная и социальная политическая нестабильность, а также политические

процессы, связанные с распадом СССР. Дезинтеграция экономики стимулировала

нарастание инфляции в результате резкого спада производства и введения

национальных валют..Либерализация цен не только ликвидировала избыток денежной

мас­сы в обращении, но и создала огромный дефицит платежных средств, что

деформировало финансовые потоки в народное хозяйство, нарушило формирование

доходов населения, предпринимателей, государства, обес­ценило основной и

оборотный капитал в промышленности, приведшей к депрессии в ведущих отраслях

производства, резко сокративших поступ­ления финансовых ресурсов в бюджет

России. Экономическое напряжение в стране усугублялось расстройством финансовой

системы, «войной бюджетов» между центром и другими ре­гионами, огромными

потерями государства из-за спада производства, затрат, связанных с конверсией

военно-промышленного комплекса, выво­дом войск из стран дальнего и ближнего

зарубежья, из-за военных дейст­вий на окраинах бывшего СССР.Стремительный

инфляционный рост оптовых и розничных цен в от­сутствие конкуренции и

государственного регулирования повышал зат­раты государства на содержание

армии, науки, культуры, здравоохране­ния и образования. Огромной проблемой для

экономики России при регулировании инф­ляционных процессов становятся внешние

займы. Не решив ни одной экономической, социальной и политической проблемы с

помощью инос­транных кредитов, их активно использовали для покрытия бюджетного

дефицита, который из года в год нарастал и требовал еще больших

заим­ствований.Важнейшим фактором нарастания инфляции в России в этот период

явились дальнейшая либерализация валютного законодательства, внеш­ней торговли,

устранение валютных ограничений по текущим операци­ям, введение внутренней

конвертируемости рубля в условиях огромной внешней задолженности государства.

Мощные спекуляции на валютном рынке вызвали быстрое падение курса рубля и

вздорожание всех импортируемых товаров, что усилило внутреннюю инфляцию

издержек за счет импортируемой инфляции. В то же время нарастала задолженность

бывших союзных республик Центральному банку РФ по «техническим» кредитам,

связанным с не­возможностью осуществления расчетов по поставкам

товарно-матери­альных ценностей из России.Сжатие денежной массы внутри России

вызвало колоссальный кри­зис неплатежей. Стремление проводить жесткую

денежно-кредитную политику, что­бы сбить инфляцию, превратилось в один из

факторов, стимулирующих инфляционный рост цен, поскольку за определенными

пределами сни­жения денежной массы начинаются последствия, которые неминуемо

провоцируют нарастание инфляции. Основные направления антиинфляционной

политики.Цель антиинфляционной политики государства состоит в том. что­бы

установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства

темпов ее роста. необходимо преж­де всего определиться с целями и

границами реформ, проводимых в стра­не с учетом социально-экономических

последствий. В связи с этим должна быть четко определена финансовая стратегия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Современные рефераты