Шпора: Шпаргалки по деньги кредит банки
Именно посредничество в платежах между банками как прерогатива центрального
банка позволяет ему контролировать и регулировать денежный оборот.
Платежный кризис и направления его смягчения в условиях переходной экономики.
Особенностью функционирования денежной сферы в РФ в условиях переходной
экономики является несвоевременное совершение платежей. Платежный кризис
нельзя рассматривать как явление, значение которого ограничено денежной
сферой. Он оказывает негативное влияние на различные стороны экономики РФ;
Платежный кризис и вызванное им уменьшение поступлений доходов в бюджет
оказывают немалое влияние на образование бюджетного дефицита, что ограничивает
возможность расходования средств государством.Велико влияние платежного
кризиса на уменьшение капиталовложений. Наличие платежного кризиса обусловлено
многими причинами, в том числе относящимися к сферам производства и обращения.
Здесь важно, что влияние различных причин происходит не обособленно, а при их
взаимосвязи и взаимодействии.Особое место среди факторов, влияющих на
существование и развитие платежного кризиса, занимает проводимая в РФ в течение
ряда лет денежно-кредитная политика, направляемая на уменьшение массы денег в
обороте. Основная задача такой политики состояла в том, что бы с помощью
ограничения объема денежной массы преодолеть инфляцию, уменьшить
платежеспособный спрос и тем самым оказать воздействие на предотвращение роста
цен. В условиях платежного кризиса, широкого применения бартера во многом
утрачивается значение такой важной особенности рыночной экономики, как
конкуренция. Существование платежного кризиса означает в определенной мере
отказ от условий функционирования рыночной экономики. Это проявляется прежде
всего в существенном ослаблении значения присущих рыночной экономике
взаимоотношений платежеспособного спроса на различные товары и их предложения.
Для преодоления платежного кризиса целесообразно проведение широкого круга мер
как в сфере производства, финансовой деятельности, бюджета, так и в сфере
организации расчетов в интересах обеспечения оборота необходимой массой
платежных средств.Одной из мер совершенствования организации расчетов между
клиентами различных банков является сравнительно недавно распространившаяся
практика расчетов между банками с помощью операций по корреспондентским счетам
банков на основе заключаемых между ними соответствующих корреспондентских
договоров.Более полному использованию возможности смягчения платежного кризиса
с помощью совершенствования условий проведения расчетов способствуют также
совместные усилия банков по взаимному выполнению расчетных операций. Подобные
отношения представляются предпочтительными по сравнению с корреспондентскими
отношениями между отдельными банками. Здесь полезной может быть организация
клирингов с участием в них групп банков по операциям их клиентуры.Увеличение
числа банков и их клиентов, принимающих участие в организации и осуществлении
межбанковского клиринга, расширяет возможность зачета взаимных требований,
снижает неплатежи. Вместе с тем нельзя упускать из виду присущие ей недостатки.
К их числу следует отнести, с одной стороны, то, что круг участников клиринга
ограничен; соответственно ограничиваются возможности преодоления неплатежей с
помощью клиринга. С другой стороны, при применении клиринга расчеты между его
участниками обособляются, а поступающие в их распоряжение средства используются
прежде всего для удовлетворения требований участников клиринга, но в ущерб
требованиям других участников хозяйственного оборота. Все это свидетельствует
о недостатках клиринга и обоснованности признания целесообразности ограничения
его применения и более полного использования возможностей применения денежного
оборота.Решение задачи более полного удовлетворения потребности оборота в
платежных средствах может опираться на существенное увеличение кредитных
вложений банков в реальную экономику. Такая мера тем более обоснованна, что
доля банковского кредита в составе источников оборотных средств предприятий
незначительна, а увеличение объема предоставляемых банками ссуд улучшит
обеспеченность предприятий платежными средствами, что будет способствовать
смягчению платежного кризиса. Экономическое содержание
налично-денежного оборота. Налично-денежный оборот представляет собой процесс
движения наличных денежных знаков (банкнот, казначейских билетов, разменной
монеты). Несмотря на то, что налично-денежный оборот во всех странах как с
рыночной, так и с административной моделями экономики составляет меньшую
часть, он имеет большое значение. Именно этот оборот обслуживает получение
и расходование большей части денежных доходов населения. Именно в
налично-денежный оборот складывается постоянно повторяющийся кругооборот
наличных денег.Из схемы видно, что налично-денежный оборот начинается в
расчетно-кассовых центрах Центрального банка РФ. Наличные деньги переводятся
из их резервных фондов в оборотные кассы, тем самым они поступают в обращение.
Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы
коммерческих банков. Часть этих денег банки могут передавать друг другу на
платной основе, но большая часть наличных денег выдается клиентам - юридическим
и физическим лицам (либо в кассы предприятий и организаций, либо
непосредственно населению). Часть наличных денег, находящихся в кассах
предприятий и организаций, используется для расчетов между ними, но большая
часть передается населению в виде различных видов денежных доходов (заработной
платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, выплаты дивидендов,
поступлений от продажи ценных бумаг и т. д.).Население также использует
наличные деньги для взаиморасчетов, но большая их часть расходуется на выплату
налогов, сборов, страховых платежей, квартплаты и коммунальных платежей,
погашение ссуд, покупку товаров и оплату различных платных услуг, покупку
ценных бумаг, лотерейных билетов, арендные платежи, уплату штрафов, пени и
неустоек и т.д.Таким образом, деньги поступают либо непосредственно в
операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы предприятий и
организаций (прежде всего предприятий торговли и предприятий, оказывающих
услуги населению).В соответствии с действующим порядком организации
налично-денежного оборота для каждого предприятия устанавливаются лимиты
остатка наличных денег в их кассах и деньги, превышающие лимит, должны
сдаваться в обслуживающий данное предприятие коммерческий банк. Для
коммерческих банков также устанавливаются лимиты их операционных касс, поэтому
в сумме, превышающей лимит, они сдают наличные деньги в РКЦ. Последним также
устанавливается лимит их оборотных касс, поэтому деньги в сумме, превышающей
лимит, переводятся в резервные фонды, т.е. изымаются из обращения.
Организация налично-денежного оборота. Налично-денежный оборот организуется
государством в лице центрального банка. Для этого центральный банк
систематически издает документ, который называется «Порядок ведения кассовых
операций в народном хозяйстве». Последний раз этот документ в России издавался
в сентябре 1993 г.Налично-денежный оборот организуется на основе следующих
принципов: все предприятия и организации должны хранить наличные деньги (за
исключением части, установленной лимитом) в коммерческих банках; банки
устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех форм
собственности; обращение наличных денег служит объектом прогнозного
планирования; управление денежным обращением осуществляется в
централизованном порядке; организация налично-денежного оборота имеет целью
обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения;
наличные деньги предприятия могут получать только в обслуживающих их
учреждениях банков. Денежные системы, их формы и развитие.
Организуемое и регулируемое государственными законами денежное обращение страны
называется денежной системой. В каждой стране денежная система
складывается исторически. Известны различные типы денежных систем. Так, в
условиях существования металлического денежного обращения различали два типа
денежных систем: биметаллизм и монометаллизм.Биметаллизм - денежная система,
при которой государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента за
двумя металлами золотом и серебром, монеты из них функционируют на равных
основаниях. Монометаллизм - денежная система, при которой один денежный металл
является всеобщим эквивалентом и одновременно в обращении присутствуют другие
знаки стоимости (банкноты, казначейские билеты, разменная монета), разменные на
золото. С 30-х гг. в мире начинают функционировать денежные системы,
построенные на обороте неразменных кредитных денег. Это прежде всего связано с
действием общего экономического закона экономии общественного труда. Эволюция
денежных систем приводит к созданию все более экономичных денежных систем, где
издержки денежного оборота постоянно снижаются, следовательно, снижаются и
затраты общественного труда.Существуют две разновидности денежных систем,
основанных на обороте кредитных денежных знаков. Первая разновидность
свойственна административно-распределительной системе экономики. Она имеет
следующие характерные черты:1. Сосредоточение денежного оборота (как
безналичного, так и наличного) в едином государственном банке. 2.
законодательное разграничение денежного оборота на безналичный и наличный
обороты.3. Обязательность хранения денежных средств предприятий на счетах в
государственном банке. Лимитирование (установление предельной суммы) остатка
наличных денег в кассах предприятий.4. Нормирование государством расходов
предприятий из получаемой ими выручки наличными деньгами.5. прямое директивное
планирование денежного оборота и его составных элементов как составной части
общей системы государственного планирования.6. Централизованное директивное
управление денежной системой.В большинстве стран современного мира используется
вторая разновидность денежных систем, основанных на обороте кредитных
денежных знаков. Эта разновидность свойственна странам с рыночной экономикой.
Характерные черты такого типа денежной системы следующие:1. Децентрализация
денежного оборота между разными банками.2. Разделение функции выпуска
безналичных и наличных денежных знаков между разными звеньями банковской
системы. Выпуск наличных денег осуществляют центральные государственные банки,
выпуск безналичных денег - коммерческие банки, находящиеся в разных формах
собственности.3. Создание и развитие механизма государственного
денежно-кредитного регулирования.4. Централизованное управление денежной
системой через аппарат государственного центрального банка.
Современный тип денежной системы, ее характеристика. Первым основополагающим
элементом денежной системы являются принципы организации системы. Под
принципами принимаются правила, в соответствии с которыми государство
организует данную денежную систему.Принцип централизованного управления
денежной системой. Управление денежными системами в условиях рыночной
модели экономики характерно тем, что здесь на первый план выступают не
административные методы управления (хотя и они имеют место), а экономические,
когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие
условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические
лица принимать нужные государству решения. Принцип прогнозного планирования
денежного оборота. Означает, что как централизованные, так и
децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей
подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения
конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т. е.
ориентиры, к которым надо стремиться. Принцип устойчивости и
эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что
денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной
стороны, не допускать инфляции; с другой - расширять денежный оборот, если
возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если
уменьшаются эти потребности. Принцип кредитного характера денежной эмиссии
. В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (безналичных и
наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения
банками кредитных операций. Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот
денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки
обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными
ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой
валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами. Принцип
неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту
страны Поскольку поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с
инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. В то же время
центральный банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам
государства, поэтому центральный банк должен систематически отчитываться перед
парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий
между центральным банком и правительством. Принцип предоставления
правительству денежных средств только в порядке кредитования. Применение
данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия
дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию
инфляционного процесса. Кроме того использование данного принципа заставляет
правительство изыскивает другие источники поступлений средств в бюджет для
покрытия федеральных и местных расходов. Принцип комплексного использования
инструментов денежно-кредитного регулирования. Сущность его заключается в
том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним
инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости
денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе
должного эффекта достигнуть не удается. Принцип надзора и контроля за
денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему,
налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным
оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве.
Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны.
Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны
производить исключительно в национальной валюте. Принципы построения денежной
системы отражаются в других элементах денежной системы или во всей их
совокупности и влияют на них: наименование денежной единицы, порядок
обеспечения денежных знаков, эмиссионный механизм, структура денежной массы в
обороте, порядок прогнозного планирования денежного оборота, механизм
денежно-кредитного регулирования, порядок установления валютного курса или
котировка валют, порядок кассовой дисциплины в хозяйстве. Денежная
единица и ее покупательная способность. При изменениях покупательной
способности денежной единицы, происходящих по разным причинам, в том числе при
непропорциональном изменении цен различных товаров, ухудшаются возможности
выполнения деньгами функций меры стоимости, средства обращения и платежа, а
также накопления. Это сопровождается ослаблением роли денег в осуществлении
эквивалентного обмена товаров, в процессах их купли-продажи. Понижение
покупательной способности денежной единицы отражается на ухудшении
материального положения части населения, получающей стабильный доход
(зарплату, пенсии), на снижении заинтересованности в накоплении денег и
т.п.Покупательная способность денежной единицы подвержена по различным
причинам систематическим бóльшим или мéньшим изменениям. На
изменения покупательной способности денежной единицы могут повлиять и
обстоятельства, относящиеся к условиям развития экономики, включая особенности
денежной системы и проводимые в ней изменения.Меры, направленные на
поддержание устойчивости денежной единицы, были разными, они зависели от
развития экономики и особенностей функционирования денег.Воздействие
государства на денежный оборот может проявляться в виде системы мер по
регулированию массы денег в интересах предотвращения возможных негативных
последствий чрезмерного увеличения денежной массы, включая рост
платежеспособного спроса и снижение покупательной способности денежной единицы.
Вместе с тем государство имеет возможность осуществить различные меры,
направленные на устранение уже сложившихся негативных последствий обесценения
денежной единицы.В этом отношении важно, что право эмиссии наличных денег, как
уже отмечалось, предоставляется только Центральному банку РФ, а возможности
расширения кредитования коммерческими банками регулируются с помощью различных
мер, включая соблюдение норматива достаточности собственного капитала банка,
обязательное резервирование каждым коммерческим банком определенных,
достаточно значительных сумм в Центральном банке РФ и др.В условиях
экономической нестабильности осуществляется достаточно жесткая
денежно-кредитная политика, которая призвана наряду с другими задачами
способствовать устойчивости денежной единицы, в том числе и с помощью
ограничения объема денежной массы.Стремление к ограничению величины денежной
массы в хозяйстве нередко связывается с задачей предотвращения инфляции.
Подобная позиция исходит из признания инфляции процессом, причины которого
относятся главным образом к сфере денежного оборота. В частности, имеется в
виду, что наличие избыточной массы денег в обороте приводит к необоснованному
увеличению платежеспособного спроса, способствующему росту цен. Поэтому нередко
признается следующий факт: важнейшей мерой по преодолению инфляции может
явиться уменьшение денежной массы в обороте.Подобная мера действительно
отражается на ограничении роста цен и соответственно на снижении темпов
инфляции. Однако в подобных ситуациях возникают и негативные последствия в виде
образования крупной задолженности по выдаче зарплаты, пенсии и т.п.Такая
задолженность свидетельствует о наличии скрытой или подавленной инфляции, не
учитываемой существующей информацией об уровне инфляции, а также характеризует
ухудшение материального положения получателей таких средств.Меры по
искусственному уменьшению массы денег в обороте сопровождаются и иными
негативными результатами. При ограниченном объеме денежной массы участники
денежного оборота находят возможности применения таких способов расчета между
собой, в которых можно обойтись без денежного оборота.Все это свидетельствует
о снижении роли денег при совершении расчетов без денежного оборота, о
целесообразности корректировки денежно-кредитной политики государства по
преодолению данных негативных последствий, в том числе облегчению условий
расчетов по реализации продукции, сопровождающихся некоторым ростом
производства, предотвращения необоснованного роста цен по определенному кругу
расчетных операций (бартер, зачет, векселя). Направления стабилизации
денежной единицы. Основные направления стабилизации денежной единицы:
деноминации, девальвации и денежной реформы. Наиболее радикальна по своим
последствиям - денежная реформа.Деноминация. Она имеет несравненно меньшее
значение и состоит в изменении наименования денежной единицы, как правило, при
условии замены прежней денежной единицы по определенному соотношению новой
денежной единицей. Подобные меры не приводят к существенному преобразованию
денежной системы и сводятся лишь к замене денежной единицы, что имеет в
основном техническое значение, поскольку облегчает и упрощает счет, но не
ведет к созданию устойчивой денежной единицы.Девальвация При рассмотрении
проблемы девальвации существуют различия в определении ее содержания, причин,
вызывающих ее осуществление. Действительно, при функционировании полноценной
или разменной на золото денежной единицы под девальвацией понималось снижение
стоимостной величины денежной единицы, состоявшее в уменьшении ее золотого
содержания. Сравнительно широко распространена характеристика, которая
связывает девальвацию со снижением курса национальной валюты, с необходимостью
накопления достаточных золото-валютных резервов, способных обеспечить
стабильность ее курса.Итак, девальвация - такое изменение курса национальной
денежной единицы по отношению к иностранной валюте, которое сопровождается
понижением покупательной способности денежной единицы.Денежные реформы.
Денежная реформа представляет собой радикальное устранение недостатков в
денежной сфере, предусматривающее переход к применению устойчивой денежной
единицы, отличающейся стабильностью покупательной силы, что может
способствовать развитию отношений, присущих рыночной экономике, повышению роли
денег в развитии народного хозяйства.В ходе денежных реформ изымаются из
обращения обесцененные бумажные деньги, выпускаются новые, изменяется денежная
единица или ее золотое содержание, происходит переход от одной денежной системы
к другой. Во всех этих случаях речь идет об изменении денежной единицы как в
налично-денежном обороте, так и в безналичных расчетах.Завершение денежной
реформы не дает гарантии сохранения устойчивости новой денежной единицы в
последующем. После проведения денежной реформы необходимо систематическое
осуществление определенных мер по сохранению достигнутых результатов. Немалую
роль в этом играет обоснованная денежно-кредитная политика, с помощью которой
может быть осуществлено необходимое регулирование денежной сферы.Опыт денежных
реформ в России подтверждает, что требуемыми предпосылками их проведения
являются рост производства, бездефицитность бюджета, наличие золотовалютных
резервов, хотя каждая их производившихся реформ отличалась своими
особенностями. Общие же требования проведения реформ сохраняют свое значение.В
современных условиях в РФ к концу 20 в. обозначилась необходимость проведения
денежной реформы. Это связано прежде всего с существенным снижением значения
денег в деятельности предприятий, в жизни населения.Одно из важных проявлений
этого - ослабление роли денег во взаимоотношениях предприятий. Как отмечалось
ранее, из преобладающей части расчетов между ними деньги вытеснены и замещены
применением бартера, зачетов и векселей. В свою очередь, это приводит к
устранению рыночных отношений, в которых могут принимать участие покупатели и
продавцы, у которых имеется возможность выбора наиболее приемлемого варианта
реализации или покупки товара. При наличии рыночных отношений первостепенное
значение приобретают соотношения платежеспособного спроса и предложения
товаров и конкуренция между участниками рынка, оказывающая немаловажное
положительное влияние на развитие производства.Проведение денежной реформы в
РФ может рассматриваться как перспективное направление совершенствования
денежной сферы, повышения роли денег в развитии экономики.Основными
направлениями подготовки к проведению денежной реформы могут послужить рост
производства, устранение бюджетного дефицита, накопление достаточных
золотовалютных резервов. Сущность, формы проявления и причины
инфляции, ее социально-экономические последствия. Инфляция представляет собой
обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением
цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг. Глубинные
причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и
очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в
стране.К факторам денежного обращения относятся: переполнение сферы
обращения избыточной массой денежных средств за счет чрезмерной эмиссии денег,
используемой на покрытие бюджетного дефицита; перенасыщение кредитом народного
хозяйства; методы правительства по поддержанию курса национальной валюты,
ограничение его движения и др.К неденежным факторам инфляции относятся:
факторы, связанные со структурными диспропорциями в общественном
воспроизводстве, с затратным механизмом хозяйствования, государственной
экономической политикой, в том числе налоговой политикой, политикой цен,
внешнеэкономической деятельностью и т.д.Все это свидетельствует о том, что
инфляция представляет собой сложное многофакторное явление, обусловленное
нарушением воспроизводственных процессов, непропорциональным развитием
народного хозяйства, политикой государства, политикой эмиссионных и
коммерческих банков.Таким образом, факторы инфляции действуют как при
производстве и реализации товаров, так и при изменении массы и скорости
обращения денег.Типичным проявлением инфляции выступает общее повышение
товарных цен и понижение курса национальной валюты. В то же время в условиях
планово-распределительной системы в наибольшей степени инфляция выражается в
дефицитности экономики, снижении качества товаров и значительно меньше - в
уровне повышения цен. При инфляции неравномерно возрастают цены на различные
группы товаров, в результате меняется структура цен и национальный доход
перераспределяется не только между сферами воспроизводства и отраслями
народного хозяйства, но и между группами населения.Западные экономисты
рассматривают инфляцию, как правило, анализируя факторы повышения цен,
связанные с формированием потребительского спроса, с предложением товаров и
услуг, с соотношением спроса и предложения, влияющих на формирование цен, и
факторы производства. Эти факторы определяют два вида инфляции: инфляцию
спроса, вызванную избыточным спросом, и инфляцию издержек, вызывающую рост цен
под воздействием нарастания издержек производства.Инфляция спроса
обусловливается «разбуханием» денежной массы и в связи с этим платежеспособного
спроса при данном уровне цен в условиях недостаточно эластичного производства,
способного быстро реагировать на потребности рынка. Совокупный спрос,
превышающий производственные возможности экономики, вызывает повышение цен.При
инфляции спроса в платежном обороте существует определенный «навес» избыточной
массы денежных средств по сравнению с ограниченным предложением, что и
вызывает повышение цен и обесценение денег.Инфляцию издержек рассматривают
обычно с позиций роста цен под воздействием нарастающих издержек производства,
прежде всего роста затрат на заработную платуПри инфляции издержек количество
денег с учетом скорости их обращения «подтягивается» к возросшему уровню цен,
вызванному воздействием неденежных факторов со стороны производства и
предложения товаров. Если масса денег быстро не адаптируется к возросшему
уровню цен, начинаются проблемы в денежном обороте - дефицит платежных
средств, неплатежей, а вслед за этим и спад, остановка производства,
сокращение товарной массы.Инфляция издержек и инфляция спроса взаимосвязаны и
взаимообусловлены, Любая современная система экономики инфляционна, и в ней
действуют факторы, относимые и к инфляции спроса, и к инфляции
издержек.Большую роль в развитии инфляционных процессов играют
внешнеэкономические факторы. Инфляция может вызываться адаптивными
инфляционными ожиданиями, связанными с воздействием политической
нестабильности, с деятельностью средств массовой информации, потерей доверия к
правительству. Инфляция может быть спровоцирована налоговой политикой
государства. Инфляция может воспроизводиться и из-за политической
нестабильности в государстве и социальной активности населения, связанной с
забастовками в базовых отраслях экономики. Инфляция классифицируется в
зависимости от темпов роста цен. Она подразделяется на ползущую со
среднегодовыми темпами прироста цен от 5 до 10%, характерную для развитых
стран, где происходит небольшое умеренное обесценение денег из года в год, и
это признается неизбежным моментом нормального развития рыночной экономики и
рассматривается в качестве фактора экономического роста.Галопирующая инфляция
(прирост цен 10-50%) и гиперинфляция характерны для развивающихся стран,
переходящих от планово-распределительной системы к рыночной. Она
рассматривается как негативное явление, вызывающее социально-экономическое и
политическое напряжение в обществе.В рамках гиперинфляции следует выделить
супергиперинфляцию, при которой рост цен составляет свыше 50% и более в месяц.
В зависимости от продолжительности различают хроническую инфляцию и
стагфляцию, когда инфляция сопровождается падением производства, что также
характерно для современной России.Социально-экономические последствия
инфляции выражаются в: перераспределении доходов между группами населения,
сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством,
фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами; обесценении денежных
накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного
бюджета; постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями
фиксированных денежных доходов; неравномерном росте цен, что увеличивает
неравенство норм прибылей в разных отраслях и усугубляет диспропорции
воспроизводства; искажении структуры потребительского спроса из-за стремления
превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие этого
ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный
процесс; закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте
безработицы; сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их риска;
обесценении амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный
процесс; возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах; активном
развитии теневой экономики, в ее «уходе» от налогообложения; снижении
покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса
по отношению к другим валютам; социальном расслоении общества и в итоге
обострении социальных противоречий.
Причины и формы проявления инфляции в условиях планово-распределительной
системы. Современную инфляцию в России нельзя рассматривать без учета
специфичности планово-распределительной системы хозяйствования. без учета
политических и экономических процессов, произошедших за последние годы.
Важным фактором инфляционных процессов в стране выступала
планово-распределительная система хозяйствования. Она способствовала
затратному механизму хозяйствования и нарушению материальной и денежной
сбалансированности в народном хозяйстве, что вызывалось диспропорциями во всех
сферах экономики.Зарождавшиеся инфляционные процессы в нашей стране были
обусловлены диспропорциями в сложившейся структуре народного хозяйства.
Стремление выполнить план любой ценой, не считаясь с затратами, приводило к
снижению эффективности общественного производства, расточительному
использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов,
разбалансированности материальных и стоимостных пропорций. Широко
распространились многопрофильные, неспециализированные производства, продукция
которых не отличалась высоким качеством, но требовала огромных затрат. В
строительстве капитальные вложения распыляются по многочисленным стройкам и
объектам, не обеспечивается сопряженность в обеспечении строек трудовыми,
материальными и финансовыми ресурсами и в результате повсеместно не соблюдаются
сроки строительства, а его сметная стоимость возрастает в несколько раз.
Материально-финансовая несбалансированность приводила к тому, что в стране был
создан огромный парк бездействующих мощностей, производимые и закупаемые за
рубежом станки и оборудование не устанавливаются в цехах по десять-пятнадцать
лет из-за несоблюдения сроков строительства, в результате отсутствия
материалов, механизмов, рабочих рук. В стране создавался избыточный
платежеспособный спрос как у населения, так и у государственных предприятий.
Большую роль в развитии инфляции играет расширение масштабов кредитования сверх
реальных потребностей экономики, что ведет к росту эмиссии кредитных средств и
наращиванию платежеспособного спроса. Важным фактором инфляционных тенденций в
стране выступала государственная система ценообразования. Большую роль в
разбалансированности хозяйства сыграло проведение либерализации хозяйственных
отношений во всех отраслях экономики, включая банковскую и финансовую сферы,
внешнеэкономическую деятельность, валютные отношения, без создания надлежащих
правовых основ и без учета большой внутренней и внешней задолженности
государства.Особое место в развитии инфляции занимает дефицит государственного
бюджета. Инфляция в условиях перехода к рыночным отношениям.С конца 1991 г.
страна взяла курс на изменение базовых основ российской экономики - перевод
государственно-монополизированной системы на рыночные отношения. В рамках
рыночных преобразований с начала 1992 г. осуществляется либерализация цен, в
ходе которой предполагалось их увеличение для ликвидации разрыва между спросом
и предложением и устранения неравновесия между товарной и денежной массами,
накопившегося за последние десятилетия. В результате полного «освобождения» цен
вместо рыночного равновесия в стране начался глубокий экономический кризис,
приведший к гиперинфляции, а затем и стагфляции экономики. Нарастанию
хозяйственного и финансового кризисов, усугубивших инфляцию, способствовали
национальная и социальная политическая нестабильность, а также политические
процессы, связанные с распадом СССР. Дезинтеграция экономики стимулировала
нарастание инфляции в результате резкого спада производства и введения
национальных валют..Либерализация цен не только ликвидировала избыток денежной
массы в обращении, но и создала огромный дефицит платежных средств, что
деформировало финансовые потоки в народное хозяйство, нарушило формирование
доходов населения, предпринимателей, государства, обесценило основной и
оборотный капитал в промышленности, приведшей к депрессии в ведущих отраслях
производства, резко сокративших поступления финансовых ресурсов в бюджет
России. Экономическое напряжение в стране усугублялось расстройством финансовой
системы, «войной бюджетов» между центром и другими регионами, огромными
потерями государства из-за спада производства, затрат, связанных с конверсией
военно-промышленного комплекса, выводом войск из стран дальнего и ближнего
зарубежья, из-за военных действий на окраинах бывшего СССР.Стремительный
инфляционный рост оптовых и розничных цен в отсутствие конкуренции и
государственного регулирования повышал затраты государства на содержание
армии, науки, культуры, здравоохранения и образования. Огромной проблемой для
экономики России при регулировании инфляционных процессов становятся внешние
займы. Не решив ни одной экономической, социальной и политической проблемы с
помощью иностранных кредитов, их активно использовали для покрытия бюджетного
дефицита, который из года в год нарастал и требовал еще больших
заимствований.Важнейшим фактором нарастания инфляции в России в этот период
явились дальнейшая либерализация валютного законодательства, внешней торговли,
устранение валютных ограничений по текущим операциям, введение внутренней
конвертируемости рубля в условиях огромной внешней задолженности государства.
Мощные спекуляции на валютном рынке вызвали быстрое падение курса рубля и
вздорожание всех импортируемых товаров, что усилило внутреннюю инфляцию
издержек за счет импортируемой инфляции. В то же время нарастала задолженность
бывших союзных республик Центральному банку РФ по «техническим» кредитам,
связанным с невозможностью осуществления расчетов по поставкам
товарно-материальных ценностей из России.Сжатие денежной массы внутри России
вызвало колоссальный кризис неплатежей. Стремление проводить жесткую
денежно-кредитную политику, чтобы сбить инфляцию, превратилось в один из
факторов, стимулирующих инфляционный рост цен, поскольку за определенными
пределами снижения денежной массы начинаются последствия, которые неминуемо
провоцируют нарастание инфляции. Основные направления антиинфляционной
политики.Цель антиинфляционной политики государства состоит в том. чтобы
установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства
темпов ее роста. необходимо прежде всего определиться с целями и
границами реформ, проводимых в стране с учетом социально-экономических
последствий. В связи с этим должна быть четко определена финансовая стратегия
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|