Рефераты

Шпора: Шпаргалки по деньги кредит банки

гг. Поводом для этого послужило то, что банки являются непременными участниками

биржи. Постепенно банк, в свою очередь, все более становился кредитным центром,

что дало возможность его определять как кредитное предпри­ятие.

Методологические основы анализа сущности банка. Для ответа на вопрос о

сущности банка необходимо придерживать­ся вполне определенных методологических

основ. Их несколько: анализ сущности банка следует связывать с его

деятельностью на макроуровне; его сущность необходимо соотносить к банку как

единому целому, вне зависимости от многообразных типов банков; сущность банка

предполагает вскрытие его специфики; неотъемлемым элементом характеристики сути

банка является оп­ределение его основы; сущность банка - это показ его

структуры как специфического объекта; определений сущности банка может быть

несколько, все зависит от того, какая сторона его сущности является в данный

момент предме­том рассмотрения. При раскрытии сути банка важна его

характеристика как экономи­ческого института. Это означает, что банк имеет не

только свой само­стоятельный юридический статус, но и то, что: банк как

самостоятельный хозяйствующий субъект обладает мате­риальной дееспособностью;

дееспособность банка подчинена общим и специфическим эконо­мическим законам,

игнорирование которых им самим и с внешней сто­роны чревато крупными потерями и

убытками; в силу того, что банки работают не только на своих, но и чужих

деньгах, последствия нарушений в денежной сфере оказываются неиз­бежными и для

его клиентов; политическая сторона деятельности банка (на макро- и

микроуров­нях) обусловлена экономическими условиями; его влияние на экономи­ку

огромно и позитивно только в том случае, когда денежный аспект его деятельности

определяется интересами стабилизации производства и валюты. Функции и роль

банка. Функция банка - это то, что характерно именно для банка в отличие от

других экономических субъектов. Отсюда про­цессы помещения денег, участие в

других предприятиях не выражают специфики банка, поэтому не могут трактоваться

как его функции.1) функ­ция аккумуляции средств. различные инвестиционные

фон­ды, финансово-промышленные компании также собирают денежные ресурсы для

инвестиций. В отличие от аналогичной функции банка дан­ные субъекты собирают

денежные средства для своих собственных це­лей, поэтому можно отметить, что

данная функция в современном хо­зяйстве как бы лишь частично уступается другим

субъектам хозяйства, не являющимся банками.2)функция регулирования денежного

оборота. Банки выступают центрами, через которые проходит платежный

обо­рот различных хозяйственных субъектов. Данная функция реализуется

посредством комплекса операций, признанных банковскими и закрепленных за

бан­ком как денежно-кредитным институтом.3) посредническая функция. Под

ней зачастую понимается деятельность банка как посредника в платежах. Сущность

и функции банка определяют его роль в экономике. Под ролью банка

следует понимать его назначение, то, ради чего он возни­кает, существует и

развивается. Так же как и функция, роль банка специ­фична, она адресует к

экономике в целом, к банку независимо от того, к какому типу он принадлежит

(эмиссионному или коммерческому, сбере­гательному или инвестиционному и

т.п.).Учитывая то, что банк функционирует в сфере обмена, его назначе­ние и

влияние на экономику необходимо прежде всего рассматривать через данную сферу.

Назначение банка состоит в том, что он обеспе­чивает: концентрацию свободных

капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности и ускорения

производства; упорядочение и рационализацию денежного оборота.Роль банка

условно можно рассматривать с количественной и каче­ственной точек зрения.

Количественная сторона определяется объемом и разнообразием банковского

продукта, предоставляемого и реализуе­мого на рынке. Практически роль банков с

количественной стороны определяется объемом их активных операций. Банковская

статистика в этой связи показывает объем предоставляемых народному хозяйству

кредитов в разрезе отдельных секторов экономики, в том числе крат­косрочные,

долгосрочные и среднесрочные кредиты, отдельно предпри­ятиям и населению.При

оценке роли банка важно видеть и его общественное назначе­ние. Банк с позиции

собственности представляет собой неоднородный институт. Выступая при этом как

экономический институт, цент­ральный банк не ставит своей задачей получение

прибыли.

Возникновение банков. Для периода зарождения первых государств на Древнем

Востоке характерно использование в качестве де­нег наиболее важных общественно

значимых пред­метов потребления .Местом сохранения товарных денег становились

культовые соору­жения, храмы. Особо важное значение храмы имели потому, что

явля­лись страховым фондом общин и государств. В них концентрировались

создаваемые продукты, которые предназначались на обмен с другими общинами и

странами.Сложности, связанные с несовершенством видов всеобщего эквивалента,

вынуж­дали периодически заменять одни эквиваленты другими, для которых

свойственны более четкие весовые характеристики.В качестве всеобщего

эквивалента несомненными преимуществами обладали. Постепенно выделились серебро

и золото.Храмы были заинтересованы в затягивании процесса замены

товарных денег металлическими, так как за ними закреплялась и упрочивалась

новая денежная операция - обменная. В рамках храмового хозяйства,

наряду с бесплатным хранением имущества и денежных средств, начинает

осуществляться операции государственных и храмовых складов по

платному хранению. Для постепенной ликвидации монополии храмов по

осуществлению денежных операций древние государства начали проводить с 7 в. до

н.э. самостоятельную чеканку металлической монеты. Стандартизация и монетизация

денежного обращения стали прерогативой государств. Концентрация денежного

капитала потребовала чет­кого организационного выделения двух наиболее важных с

учетом предпринимательской деятельности функций: перераспределительной

(перемещение капитала с целью получения большей прибыли) и обще­ственной,

публичной (стимулирование воспроизводства материальных благ). Основу

денежного предпринимательства заложила деятельность ассоциаций Древнего Рима и

городов средневековой Италии. В условиях стабильного денежного обращения

римские ассоциации активно использовали все ранее известные денежные операции.

Пред­принимательская основа деятельности римских ассоциаций имела при этом

постоянную государственную поддержкуСтабилизация форм и методов

регулирования денежного и кредитного хозяйства. Европа стала центром

устойчивого проникновения денежных опе­раций, свойственных для возникновения

банков, в экономическую дея­тельность создаваемых государств. Истинное значение

банковского дела прояснялось в процессе развития торговых связей между

государства­ми. Предпри­нимательский слой, служивший источником появления

специалистов банковского дела, постепенно расширяется. Купцы первые расширяют

свое дело не только за счет собственных денежных средств, но и чужих, им

доверенных. Рост товарооборота позволял позднее рассчитаться тор­говцу с

участвовавшими в его деле лицами товарами и деньгами. В той же степени и другие

предприниматели сначала нерегулярно, а затем все чаще и постоянно начинают

выполнять нужные денежные операции, прибега­ют к ссудам или выдают их сами.По

мере развития кредитных отношений наблюдается все большее несоответствие между

товарным оборотом, которое компенсируется расширением вексельного обращения, и

объемом обращающихся пол­ноценных металлических денег. Монетизация денежного

обращения европейскими городами и государствами позволяла лишь

засвидетель­ствовать право на определенное количество денег. Денежное хозяйство

оставалось слабым по ряду причин, к которым относились: быстрое стирание

находившихся в обращении металлических денег; ограничен­ные объемы необходимого

металла в распоряжении государств; рост количества монетных дворов для

поддержания денежного обращения; отсутствие надлежащих технических средств,

обеспечивающих чекан­ку монет и т.д. Поэтому учреждаемые в европейских

государствах ассо­циации или товарищества объективно становились инструментом

ста­билизации денежного обращения, укрепления зарождавшихся денежных систем

отдельных стран.Наиболее наглядно этот процесс прослеживается в центре

Нидер­ландов – Амстердаме.В условиях международной торговли, принявшей широкие

масшта­бы в Амстердаме, постоянное наличие при крупных торговых сделках

значительного количества различной пробы и достоинства металличес­ких денег

потребовало создания системы кассиров, которые должны были заменить менял.

Городские власти Амстердама усмотрели опасность в соединении профессий кассиров

и менял и приняли решение об учреждении орга­низации, которая заменяла кассиров

и действовала бы открыто по ус­таву. В 1609 г. был создан разменный банк для

удовлетворения постоянной потребности в размене металлических денег, который

стал крупным центром банковского предпринимательства. Попытка упраз­днить

деятельность кассиров не имела успеха.Банк осуществлял размен монет с

установлением официального лажа (ажио), создав прецедент монополизма. Он

открывал у себя кредит на внесенные в различной монете деньги. Под

металлическое обеспечение принятых вкладов выдавались банком расписки. Для

приближения стоимости обращавшихся денег к установленной законом цене в 1641 г.

некоторые виды монет были объявлены «хоро­шими банковскими деньгами». Банк в

качестве кредитора принимал «хорошие» виды монет, а в качестве менялы

оперировал мелкой моне­той, получившей название «кассовых денег». Разделение

функций бан­ка в качестве кредитора и менялы объяснялось недостаточностью

соб­ственных денег, что чрезмерно повышало ажио. Банку приходилось изучать

конъюнктуру спроса на различные виды денег, что позволило на практике снизить

ажио. Перейдя к активным спекулятивным действиям, скупая и продавая в периоды

резкого колебания курса собственные квитанции, банк од­новременно использовал

их в вексельном обороте. Банк превращался в центр европейского вексельного

обращения.

Развитие банков.Среди европейских стран с 40-х гг. 17 в. эмиссионные

операции у банков выполняются в Англии и шотландии. Так, благодаря

официальной отмене запрета на взимание процентов за кредит еще в 1571 г.,

отказу правительства от услуг итальянских банкиров в сборе государственных

налогов и платежей, повсеместным запретам (вплоть до выселения из страны)

деятельности банкиров-евреев в Англии полу­чили возможность расширить свои

операции мастера ювелирных дел. Английские купцы стали хранить свободные

денежные средства у мастеров ювелирных дел. Мастера, в свою очередь, стали

предлагать торговцам процент на вносимые денежные вклады, поскольку они

по­лучали возможность отдать их в рост по более высокой ставке. Распис­ки

мастеров (частные векселя), подтверждающие принятие вкладов на хранение, стали

обращаться в виде банкнот. Со временем количество небольших частных банков

заметно возросло, каждый из них обладал равными правами в выпуске банкнот в

неограниченных масштабах и вне государственного контроля. В результате

банкнотного обращения банкам и банкирам удалось завоевать доверие общества,

поскольку в их деятельности данное де­нежное средство активно и легко

использовалось при платежах.На хранение в банки стали поступать крупные

денежные суммы под обеспечение всего лишь бухгалтерской записи (депозиты).

Более того, банки имели возможность предоставлять взаймы достаточно крупные

денежные суммы из тех, что были депонированы.Банки стремились облегчить

вкладчикам распоряжение депониро­ванными средствами. Вместо личного присутствия

и записей в банковс­ких книгах путем переписываний в счетах производилась

простая пере­дача бумаги на предъявителя. Вместо уплаты наличными появляется

уступка (цессия) требования на банк как на общую кассу.Банки в виде обществ с

неограниченной ответственностью предусматривали, что в случае банкротства они

должны были нести ответственность перед вкладчиками и держателями банкнот Для

развития банков ведущей становилась депозитная операция. Результатом депозитных

операций банков стало появление нового вида кредитных денег (депозитных). Они

создавались на основе банковских вкладов и на системе специальных расчетов,

ко­торые производились между банками путем переноса сумм с одного счета на

другой. Внешне обращение депозитных денег было связано с чеком - приказом

собственника счета об уплате определенной сум­мы денег, который выписывался

владельцем текущего счета в банке. Чек выписывался на специальном бланке,

получаемом вкладчиком от банка.Перевод счета от одного вкладчика к другому

производился путем бухгалтерской записи на счетах банка, деньги не принимали

участие в платеже. При постоянном росте банков происходил прием причитаю­щихся

платежей от своих клиентов, выписанных на другие банки. Од­новременно

производились через создаваемые расчетные палаты вза­имные платежи. В

общенациональном масштабе формировалась сфера чекового обращения и замещения

ими полноценных металлических де­нег и банкнот в качестве средства обращения и

платежа. Упрочение тенденции специализации и универсализации банковской

деятельности.В 20 в. выявилось неравномерное развитие отдельных крупных по

экономическому потенциалу государств мира. Ведущее положение за­няли США и

Япония. Тесная связь со структурными изменениями в хозяйстве, конкуренция с

различного рода специализированными кре­дитно-финансовыми учреждениями

постоянно требовали поддержания устойчивости и ликвидности национальных

банковских систем. При­способление к изменяющимся условиям при выполнении для

финансо­во-промышленного капитала основных, важнейших функций и опера­ций

(эмиссионных, депозитных, кредитных, фондовых) исключали возможности ослабления

роли банков как особых институтов по созда­нию кредитных денег.Рост объема

предоставляемых услуг и изменение их качества, сме­шение операций банков и

небанковских учреждений, влияние участия государства в проведении банковской

политики были столь различны в отдельных странах, что понадобились

международные институты, способные обеспечить стабилизацию деятельности

формирующегося мирового банковского сообщества (Банк международных расчетов,

созданный в 1930 г., Международный банк реконструкции и развития -в 1946 г.,

Международный валютный фонд - в 1947 г.). Под действием глобальных деформаций

(мировых войн и экономических кризисов) приходилось направлять банковскую

деятельность в более регулируе­мое русло концентрации и специализации

(устранение конкуренции между крупными банками, децентрализация посредством

широкой бан­ковской периферии, целевое использование по объему и характеру

при­ложения денежных капиталов).

Особенности построения банковских систем. Актуальность в условиях

перехода к рынку приобретают перспек­тивы развития банковской системы, в том

числе российских банков и других кредитных институтов. Механическое изменение

структуры банков без существенного преобразования сути их деятель­ности не

сможет привести к реальному улучшению их работы, а следо­вательно, и оказать

положительное воздействие на экономику страны.Можно выделить следующие

особенности банковских систем:уникальность систем, обусловленная

национальными традициями, историческим опытом развития. Банковские системы

разных стран, их организационная структура зависят от многих факторов

(объективных и субъективных), к числу которых наряду с историческими,

нацио­нальными традициями следует отнести также степень развития

товарно-денежных отношений в стране, общий уровень роста экономики, способы

регулирования денежного обращения (прямой и косвенный) и др.;различия в

понимании банка как основного элемента банковских систем. В мировой

банковской практике конкуренция между банками и небанковскими кредитными

учреждениями, а также среди последних порождает тенденцию к определенной

универсализации их деятельнос­ти, что в свою очередь вызвало дискуссии о том,

каковы же отличи­тельные признаки банка, выделяющие его из ряда кредитных

инсти­тутов, что такое современный банк.;положение банков на рынке ценных

бумаг. Исторические, нацио­нальные особенности построения банковских систем

проявляются так­же в том, что в отдельных странах (в Германии, Франции,

Австрии, Венгрии, Италии, других европейских странах) не существует четкого

разграничения между коммерческими и инвестиционными банками, что определяется

положением последних на рынке ценных бумаг.;система надзора за деятельностью

коммерческих банков. В мировой банковской практике существуют разные

подходы к организации бан­ковского надзора. Можно выделить три группы стран,

отличающихся способами построения надзорных структур, местом и ролью

централь­ного банка в этих структурах: страны, в которых контроль (надзор)

осуществляется централь­ным банком, - Австралия, Великобритания, Исландия,

Испания, Ир­ландия, Италия, Новая Зеландия, Португалия; страны, в которых

контроль выполняется не центральным банком, а другими органами, - Канада,

Дания, Люксембург, Швеция, Австрия, Финляндия, Норвегия; страны, в которых

контроль производится центральным банком совместно с другими органами, -

Швейцария (Центральным банком совместно с Федеральной банковской комиссией и

Швейцарской бан­ковской ассоциацией); Франция (Банком Франции совместно с

Банков­ской комиссией); Германия (Бундесбанком совместно с Федеральной службой

кредитного контроля); США (Федеральной резервной систе­мой - ФРС - совместно с

Министерством финансов - Казначейством через контролера денежного обращения и

независимым агентством -Федеральной корпорацией страхования депозитов);уровни

банковских систем. Совокупность действующих в стране бан­ков может иметь

одноуровневую либо двухуровневую организацию.

Одноуровневый вариант построения банковской системы может быть в случаях,

когда: в стране еще нет центрального банка; в стране есть только центральный

банк; центральный банк выполняет все банковские операции, конкури­руя с

другими банками.Первый случай соответствует ранним этапам развития

банковского дела, когда банки (и другие кредитные организации) без какой-либо

координации их деятельности могли выполнять любые принятые в то время

операции, вплоть до эмиссии своих денежных знаковПримером второго случая

может служить монобанковская система во главе с Госбанком СССР (до проведения

последней банковской ре­формы). Третий случай также апробирован в Советском

Союзе. Госбанк СССР был универсальным банком, выполнявшим функции

централь­ного банка и обслуживающим клиентуру. Однако нередко на страницах

экономической литературы встреча­ются упоминания о трехуровневых системах.

Такой подход предполагает включение в банковские системы также кре­дитных

институтов небанковского типа, что позво­ляет вести речь о различиях в

составе элементов банковских систем. Примером в данном случае могут служить

системы Японии, Швейцарии, Великобритании и других развитых стран Запада.

Из опыта организации банковских систем зарубежных стран. Германия. В

Германии число кредитных институтов составляет свыше 4 тыс. Эти кредитные

институты имеют почти 45 тыс. филиалов, а всего в Германии насчитывается около

49 тыс. кредитных учреждений. При численности населения 80 млн человек каждое

отделение банка обслуживает в среднем 1600 человек.Двухуровневая структура

банковской системы Германии включает:федеральный центральный банк; коммерческие

банки; сберегательные банки; кооперативные центральные банки; кредитные

кооперативы; банки специального назначения (государственные и частные

ипо­течные банки); почтовые, коммунальные и сберегательные банки;

специализированные банки. Через Дойче Бундесбанк и его филиалы осуществляется

основная масса безналичных денежных расчетов с использованием чеков и вексе­лей

внутри страны.Коммерческие (универсальные) банки выполняют операции по при­ему

средств в депозиты (вклады до востребования и срочные); предос­тавляют кратко-,

средне- и долгосрочные ссуды малому и среднему биз­несу, крупным корпорациям,

федеральным и местным органам власти; выполняют финансовые и трастовые (в том

числе фондовые) услуги, электронные и брокерские услуги, операции с дорожными

чеками, рас­четно-кассовое обслуживание клиентов. Кроме того, коммерческие

банки могут: выступать владельцами капитала корпораций, осуществлять эмиссию и

размещение ценных бумаг; создавать и владеть инвестици­онными фондами; иметь

представителей в советах компаний, в кото­рых они имеют собственность, и

т.д.Деятельность кредитных организаций регламентируется жесткими правовыми

нормами. Параллельно с общими предписаниями граждан­ского, общественного права

и специальными законами для отдельных банковских групп существует также закон о

банковском деле.Швейцария - страна банков. На 1,5 тыс. жителей приходится один

банк. В стране функционирует 140 филиалов (отделе­ний) крупных иностранных

банков. Швейцарская банковская система объединяет более 500 банковских

организаций.В кредитную систему Швейцарии органично входят также финансовые

компании. Они делятся на: компании, рекламирующие себя для приема депозитов,

которые обязаны отвечать всем требованиям федерального банковского

зако­нодательства; компании, не принимающие депозиты, но выполняющие другие

банковские операции. Они подпадают под регулирование лишь неко­торых статей

данного законодательства.Отличительной чертой швейцарской банковской системы

является строгий контроль за деятельностью банков и инвестиционных компа­ний.

После второй мировой войны в Швейцарии не было ни одного случая банкротства.

Контроль за банками имеет трехступенчатую струк­туру и осуществляется

Федеральной банковской комиссией, Нацио­нальным Банком и Швейцарской банковской

ассоциацией.ков. Банковская информация может быть открыта правительственным

органам только в том случае, если есть доказательства (не подозрения!)

причастности клиента к уголовному преступлению. При этом уклоне­ние от уплаты

налогов преступлением в Швейцарии не считается. На­рушение валютного

регулирования других стран также не подпадает по швейцарскому уголовному праву

в разряд преступлений.США. Кредитная система США состоит из следующих основных

элемен­тов: банковской системы и небанковских кредитных институтов: почтовых

сберегательных касс; финансовых компаний; кредитных кооперативов; страховых

компаний; пенсионных фондов; фондов социального страхо­вания; обществ взаимного

кредита; институтов страхования депозитов и пр. Американская банковская система

имеет ряд уникальных особен­ностей в построении и организации ее работы.Функции

центрального банка в США выполняет Федеральная ре­зервная система, основанная в

1913 г. вопреки оппозиции крупных бан­ков и банковских корпораций. Целями

образования ФРС были: созда­ние здорового экономического климата в стране,

поддержка и контроль за деятельностью банков.Коммерческие банки США выполняют

широкий спектр операций и услуг, в том числе принимают средства в депозиты

(вклады до востре­бования и срочные); предоставляют кратко-, средне- и

долгосрочные ссуды малому и среднему бизнесу, крупным корпорациям, федераль­ным

и местным органам власти; выполняют финансовые и трастовые услуги.

Особенности построения банковской системы России.В 18 - начале 20 вв.,

вплоть до проведения кредитной реформы 1930-1932 гг., Россия имела развитую,

разветвленную банковскую сис­тему.Результатом проведения кредитной реформы

1930-1932 гг. явилось построение кредитной системы распределительного типа.

Роль коммер­ческих банков в системе начала снижаться, и впоследствии в нашей

стра­не сложилась монобанковская система, состоящая из государственных

банков.Отличительными чертами банковских систем социалистических стран были:

концентрация банковского дела в немногих кредитных уч­реждениях, централизация

управления банками на основе планомерной организации кредита, расчетов,

государственной валютной монополии. В 1987-90х г. была проведена реформа

банковской системы.На первом этапе реформы наряду с Госбанком СССР начали

функционировать государственные специализированные банки: Внешэкономбанк СССР,

Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сберегательный банк

СССР, созданные для обслуживания определенных народнохозяйственных комплексов и

населения. Перестройка банковской системы должна была явиться орга­нической

частью глубоких преобразований в управлении экономикой. Однако банковская

реформа на первом этапе не дала тех результатов, которые от нее ожидались.В

середине 90-х гг. в условиях развития товарно-денежных отноше­ний,

экономических методов хозяйствования роль банков в экономике существенно

повысилась. Являясь центрами хозяйственной жизни, осу­ществляя регулирование

денежного оборота и ссудного фонда, банки ведут работу, которую не выполняет ни

одно звено управления эконо­микой. Мировая банковская история не знает аналога

тому, что произош­ло в России. За кратчайший срок в стране возникло более 2500

самосто­ятельных банков, немало кредитных организаций, осуществляющих отдельные

банковские функции. Финансовый кризис 1998 г. резко негативно отразился на

состоя­нии российских банков. В настоящее время в России функционируют разные

виды банков, в том числе с различной формой собственности: государственной,

част­ной, кооперативной, смешанной (включая иностранный капитал).В соответствии

с российским законодательством государственной считается собственность

федеральная и субъектов Федерации. Поэто­му государственными должны считаться

те банки (помимо Централь­ного), капитал которых является достоянием либо РФ в

целом; либо республик в составе РФ, краев, областей и других субъектов

Федера­ции; либо в акционерном капитале преобладают акции государствен­ных

учредителей (например, государственные предприятия и организа­ции).В середине

90-х гг. российские банки выходили на мировую арену и начали составлять

реальную конкуренцию признанным лидерам: япон­ским, американским, швейцарским,

английским банкам, наблюдалась дальнейшая интернационализация банковской

системы России за счет появления на российском рынке бан­ков с участием

иностранного капитала. Параллельно с расширением сети коммерческих банков в

конце 90-х гг. принимались меры по укреплению их надежности. В этом

на­правлении активную работу проводил Центральный банк РФ, осуще­ствляя надзор

и регулирование деятельности коммерческих банков. Можно выделить следующие

особенности построе­ния современной банковской системы России.1. Первый этап

реформирования банковской системы отличался бы­стрым ростом численности

кредитных учреждений. 2. Общая численность банков в России в расчете на 100

тыс. человек еще недостаточна. Особенно мало их в сельской местности и в

отдален­ных районах. Кроме того, некоторые виды банков практически

отсут­ствуют. Так, ипотечные и муниципальные банки только начинают зарождаться.

Недостаточна специализация банков, особенно функцио­нальная. Практически нет

инвестиционных, клиринговых банков, по­скольку для них отсутствует правовая

база.3. законодательные основы функционирования современной банков­ской системы

России были созданы в 1990 г. с принятием законов «О Центральном банке РФ» и «О

банках и банковской деятельности». Таким образом, современная практика развития

банковской систе­мы, ранее названные и прочие причины предопределили

необходимость дальнейшего совершенствования функционирования банковской

сис­темы России, в частности, создания научной концепции стратегии раз­вития

банковской системы.

Общая характеристика центральных банков. Главным звеном банковской

системы любого государства является центральный банк страны. В различных

государствах такие банки на­зываются по-разному: народные, государственные,

эмиссионные, резер­вные, Федеральная резервная система, Банк Англии, Банк

Япо­нии, Банк Италии и др.Центральные банки возникли как коммерческие банки,

наделенные правом эмиссии банкнот. Первым эмиссионным банком счи­тается

созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и

учитывать коммерческие векселя. Впоследствии, кроме эмис­сии банкнот, за

центральными банками закрепилась роль казначея го­сударства, посредника между

государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики

государства. Будучи коммер­ческими, центральные банки были национализированы, и

в настоящее время капитал центральных банков полностью или частично

принад­лежит государству.Создание центрального эмиссионного банка было

обусловлено про­цессами концентрации и централизации капитала, переходом к

единым национальным денежным системам.Во всех развитых странах действует

несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции

центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В

неко­торых государствах главная задача центрального банка излагается в

конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность

национального банка, служит закон о центральном банке страны; он устанавливает

организационно-правовой статус последне­го, процедуру назначения или выборов

его руководящего состава, ста­тус во взаимоотношениях с государством и

национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия

центрального банка как эмиссионного центра страны. Наряду с законом о

центральном банке взаимодействия между цен­тральным банком и банковской

системой регулируются законом о бан­ковской деятельности. Такой закон

определяет основные права и обя­занности кредитных институтов по отношению к

центральному банку.Центральные банки развитых стран классифицируются по степени

их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных

объективных и субъективных факторов.К субъективным факторам относятся

сложившиеся взаимоотноше­ния между центральным банком страны и правительством с

учетом не­формальных контактов руководителей.Среди множества объективных

факторов оценки независимости цен­тральных банков можно выделить пять

важнейших: участие государства в капитале центрального банка и в распреде­лении

прибыли; процедура назначения (выбора) руководства банка; степень отражения в

законодательстве целей и задач центрального банка; права государства на

вмешательство в денежно-кредитную поли­тику; правила, регулирующие возможность

прямого и косвенного фи­нансирования государственных расходов центральным

банком страны.Что касается первого фактора оценки, то состав

собственников ка­питала центрального банка при проведении денежно-кредитной

поли­тики существенно не влияет на его независимость.В соответствии со

вторым фактором порядок выбора (назначения) и, главным образом, отзыва

руководства центрального банка страны влияет на степень политической

независимости последнего от органов государственного управления.Третий

фактор определяет, с одной стороны, рамки свободы дея­тельности

центрального банка; с другой - его законодательно установ­ленные полномочия.

От четвертого фактора (наличия установленного законодательством права

государственных органов отклонять решения руководства цент­рального банка, а со

стороны центрального банка - обязательства координировать проводимые

мероприятия с общей стратегией государ­ственного регулирования) прежде всего

зависит политическая незави­симость центрального банка.Пятый фактор

независимости центрального банка выражается в наличии законодательного

ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на

политическую независимость центрального банка. Данный фактор имеет значение

только при нали­чии системы непосредственного финансирования правительства

цент­ральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран

мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы

распределяются на открытом рынке.

Задачи и функции центральных банков.Центральные банки являются

регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с

укреплением денежного обращения, зашитой и обеспечением устойчивости

национальной де­нежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам:

развитием и укреплением банковской системы страны: обеспечением эффективного и

бесперебойного осуществления расчетов.

Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач.

Центральный банк призван быть: эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться

монопольным правом на выпуск банкнот; банком банков, т.е. совершать операции

не с торгово-промышлен­ной клиентурой, а преимущественно с банками данной

страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом,

предо­ставлять им кредиты, осуществлять надзор, поддерживая необходимый

уровень стандартизации и профес­сионализма в национальной кредитной системе;

банкиром правительства, для этого он должен поддерживать госу­дарственные

экономические программы и размещать государственные ценные бумаги;

предоставлять кредиты и выполнять расчетные опера­ции для правительства,

хранить золото-валютные ре­зервы; главным расчетным центром страны, выступая

посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов,

осно­ванных на зачете взаимных требований и обязательств; органом

регулирования экономики денежно-кредитными методами.При решении пяти задач

центральный банк выполняет три основ­ные функции: регулирующую,

контролируктщую и информационно-исследовательскую.К регулирующей функции

относится регулирование денежной мас­сы в обращении. Это достигается путем

сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения

дисконтной полити­ки, политики минимальных резервов, открытого рынка,

валютной по­литики.С регулирующей функцией тесно связана контролирующая

функ­ция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или

иного банка при проведении, например, политики минималь­ных резервов или

редисконтирования. Контролирующая функция вклю­чает определение соответствия

требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру

допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того,

сюда относятся разра­ботка набора необходимых для кредитных институтов

экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.Всем центральным банкам

присуща информационно-исследовательс­кая функция, т.е. функция научно-

исследовательского, информацион­но-статистического центра. При этом во многих

странах эта функция отмечена в законодательном порядке. Функции Центрального

банка Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О внесении

изменений и дополнений в Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации

(Банке России)»» от 26 апреля 1995 г. Центральному банку РФ предписано

выполнение сле­дующих функций: во взаимодействии с Правительством Российской

Федерации раз­рабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную

политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организо­вывать их

обращение; быть кредитором последней инстанции для кредитных организа­ций,

организовывать систему рефинансирования; устанавливать правила осуществления

расчетов в Российской Фе­дерации; устанавливать правила проведения банковских

операций, бухгал­терского учета и отчетности для банковской системы;

проводить государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и

отзывать лицензии кредитных организаций, занимающих­ся их аудитом;

осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций; регистрировать

эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с федеральными

законами; выполнять самостоятельно или по поручению Правительства Рос­сийской

Федерации все виды банковских операций, необходимых для решения основных

задач Банка России; регулировать прохождение валюты, включая операции по

покуп­ке и продаже иностранной валюты; определять порядок расчетов с

ино­странными государствами; организовывать и производить валютный контроль

как непосред­ственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с

законода­тельством Российской Федерации; и другие.

Денежно-кредитное регулирование.Центральный банк регулирует экономику не

прямо, а через денеж­но-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты»

он созда­ет определенные условия для их функционирования. От этих условий в

известной мере зависит направление деятельности коммерческих бан­ков и других

финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития

страны. Поэтому национальные особеннос­ти кредитной системы определяют степень

регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия

функциониро­вания центрального банка. Инструменты регулирования.

Центральные банки развитых стран располагают определенными методами воздействия

на экономику. Тра­диционно к ним относятся: дисконтная (учетная) и залоговая

полити­ка; политика минимальных резервов: операции на открытом рынке;

депозитная политика; валютная политика. Однако содержание стандар­тного набора

методов и сочетание их применения банками разных стран зависят от ряда

предпосылок.Попытки подвести современные стратегии центральных банков раз­ных

стран под традиционные концепции денежной политики показа­ли, что ни

монетаризм, ни теории государственного регулирования в чистом виде не находят

своего выражения в практике воздействия на экономику страны. В перспективе

можно рассчитывать на компромисс­ный вариант выбора стратегии центрального

банка. При этом в насто­ящее время все больше приоритет отдается рыночным

механизмам по сравнению с административными методами регулирования. Выбор и

сочетание инструментов, применяемых в определенной эко­номической ситуации,

зависят от стратегии центрального банка. Тем не менее можно назвать требования,

предъявляемые к инструментарию центрального банка любой развитой страны. Речь

идет прежде всего об инструментах, которые должны обладать максимальной

действен­ностью.Не менее важным требованием является равномерность

воздействия на конкурентоспособность отдельных групп или всех кредитных

инсти­тутов. В связи с этим мероприятия центрального банка подразделяют­ся на

две группы. К первой из них относятся меры воздействия на часть коммерческих

банков. Вторая группа включает мероприятия, касаю­щиеся всех кредитных

институтов.Эффективность комбинирования применяемых одновременно инст­рументов

денежно-кредитной политики зависит от успешного их соче­тания при достижении

разных по срокам целей. Дисконтная (учетная) и залоговая политика

центрального банка. Кредитные институты имеют возможность получать при

необходимос­ти кредиты центрального банка путем переучета векселей или под

за­лог ценных бумаг. Смысл дисконтной и залоговой политики заключа­ется в том,

чтобы методом изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на

ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. Политика обязательных

резервов. В применении конкретных форм данного инструмен­та в разных

странах наблюдаются существенные различия в зависимос­ти от национальных

особенностей развития финансового рынка. Требования минимальных резервов

появились как страховка лик­видности кредитных институтов, как гарантия по

вкладам клиентов. Политика открытого рынка. Такая политика представляет

собой выполнение операций по покупке или продаже твердопроцентных цен­ных бумаг

центральным банком за свой счет на открытом рынке. Традиционными средствами

проведения политики открытого рын­ка являются операции с государственными

ценными бумагами на вто­ричном рынке.Депозитная политика регулирует движение

потоков денежных средств между коммерческими банками и центральным банком и тем

самым оказывает влияние на состояние резервов кре­дитных институтов.Если

проводится экспансивная депозитная политика, денежные сред­ства

государственного сектора экономики, размещенные в централь­ном банке,

уменьшаются. Соответственно на эту величину возрастают резервы второго

уровня банковской систе­мы. Валютная политика. Направление и формы

валютной политики, проводимой центральным банком, зависят от

внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве.

Цели ва­лютной политики меняются в зависимости от исторического периода. Одним

из важнейших средств реализации валютной политики является валютное

регулирование.

Операции коммерческих банков.Современные коммерческие банки - банки,

непосредственно об­служивающие предприятия и организации, а также население -

сво­их клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном банковской

системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются

самостоятельными субъектами экономики. Коммерческий банк, как и любой другой

банк, выполняет функции: аккумуляции (привлечения) средств в депозиты;их

размещения (инвестиционная функция);расчетно-кассового обслуживания клиентов.

Операции коммерческого банка представляют собой конкретное проявление

банковских функций на практике. По российскому законо­дательству к основным

банковским операциям относят следующие:привлечение денежных средств

юридических и физических лиц во вклады до востребования и на определенный срок;

предоставление кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных

средств; открытие и ведение счетов физических и юридических лиц; осуществление

расчетов по поручению клиентов, в том числе бан­ков-корреспондентов;

инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и

кассовое обслуживание клиентов; управление денежными средствами по договору с

собственником или распорядителем средств; покупка у юридических и физических

лиц и продажа им иностран­ной валюты в наличной и безналичной формах;

осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с действующим

законодательством. Коммерческие банки помимо перечисленных выше банковских

операций вправе производить следующие сделки: выдачу поручительств за третьих

лиц, предусматривающих испол­нение обязательств в денежной форме; приобретение

права требования по исполнению обязательств от третьих лиц в денежной форме;

оказание консультационных и информационных услуг; предоставление в аренду

физическим и юридическим лицам специ­альных помещений или находящихся в них

сейфов для хранения доку­ментов и ценностей; лизинговые операции.Кредитная

организация также вправе выполнять иные сделки, при­сущие ей как юридическому

лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все банковские

операции и сделки осуществ­ляются в рублях, а при наличии соответствующей

лицензии Банка Рос­сии и в иностранной валюте.В российской банковской практике

операции коммерческих банков обычно делят на три группы.1. Пассивные

операции - операции по привлечению средств в банки, формированию ресурсов

последних. Значение пассивных операций для банка велико.В условиях рыночной

экономики особую важность приобретает процесс формирования банковских пассивов,

оптимизация их структу­ры и в связи с этим качество управления всеми

источниками денежных средств, которые образуют ресурсный потенциал

коммерческого бан­ка. К пассивным операциям банка относят: привлечение средств

на рас­четные и текущие счета юридических и физических лиц; открытие сроч­ных

счетов граждан, предприятий и организаций; выпуск ценных бу­маг; займы,

полученные от других банков, и т.д.2. Активные операции - операции,

посредством которых банки раз­мещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для

получения прибы­ли и поддержания ликвидности. К активным операциям банка

отно­сятся: краткосрочное и долгосрочное кредитование производственной,

социальной, инвестиционной и научной деятельности предприятий и организаций;

предоставление потребительских ссуд населению; приоб­ретение ценных бумаг;

лизинг; факторинг; инновационное финансиро­вание и кредитование; долевое

участие средствами банка в хозяйствен­ной деятельности предприятий; ссуды,

предоставляемые другим банкам.Активные операции банка по экономическому

содержанию делят на: ссудные (учетно-ссудные); расчетные; кассовые;

инвестиционные и фондовые; гарантийные.3. Активно-пассивные операции банков

- комиссионные, посредни­ческие операции, выполняемые банками по поручению

клиентов за оп­ределенную плату - комиссию. Именно эту группу банковских

опера­ций обычно называют услугами. Различают расчетные услуги, связанные с

осуществлением внутренних и международных расчетов, трастовые услуги по

купле-продаже банком по поручению клиентов ценных бумаг, инвалюты, драгоценных

металлов, посредничество в размещении акций и облигаций, бухгалтерское и

консультационное обслуживание клиентов и прочие.

Банковские услуги.Современный уровень развития производительных сил

требует от банковского сектора предоставления все большего числа услуг своим

клиентам - промышленным, торговым и иным предприятиям ц орга­низациям, а также

населению. В последние десять-двадцать лет банков­ское дело в ряде развитых

стран вышло на качественно новый уровень. Этот уровень предполагает, в

частности, охват большинства населения банковскими услугами. Так, в

Великобритании, Франции, Германии около 80% взрослого населения-имеют текущий

счет или вклад в банке. Что касается занятой части населения, то 95% ее имеют

счет либо в бан­ке, либо в страховом обществе, либо в нескольких

кредитно-финансо­вых институтах.С переходом к системе рыночных отношений в

банковском деле одной из актуальных становится проблема детального изучения

роли и места банковских услуг в общей совокупности операций коммерческих

банков, причин появления и развития новых услуг, а также их влияния на

показатели доходности и ликвидности банков. Поиски ответов на эти вопросы будут

способствовать развитию банковского дела в нашей стране, более полному

удовлетворению потребностей субъектов эко­номики и государства в банковских

услугах.До середины 60-х гг. рекламе и маркетингу банковских услуг уделя­лось

небольшое внимание. Лишь в конце 60-х гг. в ряде стран были орга­низованы

широкомасштабные кампании с целью привлечения внима­ния потенциальных клиентов

к банковскому бизнесу и банковским услугам. Некоторые крупнейшие банки

приступили к разработке долгосрочных программ, направленных на пересмотр роли

коммерческих банков в рыночной экономике.В 70-е гг. началось проведение

рекламных кампаний по представле­нию отдельных банков. Именно в эти годы банки

приступили к марке­тинговому анализу своих взаимоотношений с уже существующими

(ре­альными) и будущими (потенциальными) клиентами. В этот период коммерческие

банки США, Великобритании, ФРГ и других стран орга­низовали у себя отделы

рекламы и маркетинга, функции которых зак­лючались прежде всего в определении

перспективных направлений по­литики банка по отношению к реальным и

потенциальным клиентам, привлечении новых клиентов, создании и

совершенствовании предла­гаемых им услуг, повышении доходности банковских

операций. При­мерно с начала 70-х гг. банки стали придавать ключевое значение

всей системе своих взаимоотношений с клиентурой - как торгово-промыш­ленной,

так и частной. По сути это было начало нового этапа развития рынка банковских

услуг. В плане взаимодействия с клиентами он вклю­чил два основных

направления деятельности банков.Первое направление было связано с

качественным совершенствова­нием уже существовавших видов операций и услуг.

Так, в сфере креди­тования многие банки ввели новые виды ссуд, в том числе и

для част­ных клиентов, такие, как: ссуда физическому лицу на покупку нового

дома до момента про­дажи заемщиком его старого дома; ссуда на покупку дома,

предлагаемая физическим лицам, как правило, не владеющим на момент выдачи ссуды

какой-либо недвижимостью; ссуда на улучшение (ремонт) дома, предо­ставляемая

домовладельцу, планирующему реконструкцию, перестрой­ку или ремонт

принадлежащего ему дома; ссуда на потребительские цели, формирование лич­ного

кредитного плана ; ссуда под страховой полис; ссуда с погашением в рассрочку;

ссуда частному лицу на необусловленные цели; потребительская денежная ссуда с

разовым погашением; ссуда фермеру на улучшение земельных угодий; ссуда на учебу

или стажировку. Для клиентов - юридических лиц стали применяться: ссуда на

начало и развитие предпринимательской деятельности ; ссуда на покупку активов

другой фирмы и др. Банки стремились найти возможные варианты модификаций

старых операций не только для удовлетворения потребностей имеющихся кли­ентов,

но и для привлечения новых.Второе направление развития рынка банковских услуг

заключалось в поиске и развитии банками принципиально новых, ранее не

прово­дившихся операций для клиентов. Это направление со временем стало

основным звеном политики многих банков и потребовало важнейших функциональных и

структурных изменений в их деятельности.

Проблемы расширения круга операций, ликвидности и доходности банков.В

начале 80-х гг. коммерческие банки в силу ряда причин (глоба­лизация рынков,

усиление конкуренции, технологическая революция в банковском деле и др.)

существенно расширили круг операций, от­давая приоритет развитию различных форм

обслуживания клиентов. Началось формирование обновленного рынка банковских

услуг, на котором наряду с традиционными видами операций получили раз­витие и

новые услуги. В этот период маркетингу придавалось все большее значение по мере

усиления конкуренции между самими ком­мерческими банками и между банками и

другими кредитно-финан­совыми институтами.Под банковским менеджментом понимают

управление деятельнос­тью банка по различным ее направлениям, в том числе:

управление де­позитными, ссудными, расчетно-кассовыми операциями, управление

ликвидностью, доходностью банка, рисками в его деятельности, персо­налом.

Основополагающий момент в менеджменте - правильная поста­новка цели и выбор

соответствующих инструментов и методов ее дос­тижения. Цель коммерческого банка

определяется с позиции его доходности, рентабельности, ликвидности, структуры

ба­ланса, направлений его деятельности. Наряду со стратегической ориентацией

банка, определяющей успех банковской деятельности, можно также выделить

качество и квалифи­кацию менеджмента, его маркетинговую активность. В настоящее

время понятие маркетинга в банковской сфере включает: выявление существующих и

потенциальных рынков для предоставления услуг; выбор сфер наиболее выгодного

предложения банковских услуг и определение соответствующих потребностей

клиентов; установление кратко- и долгосрочных целей развития существую­щих и

создания новых видов услуг; предложение услуг таким образом, чтобы

заинтересовать клиен­тов при условии постоянного контроля за качеством

выполнения услуг и получения прибыли от их проведения.Для привлечения новых

клиентов в условиях ужесточающейся кон­куренции банки приступают к оказанию и

нетрадиционных услуг, в том числе таких, как кредитование в форме овердрафта,

кредитные линии, предоставление клиентам целых наборов информационных

материалов. Ликвидность для коммерческого банка выступает как способность банка

обеспечить своевременное выполнение в денежной форме своих обязательств по

пассиву. Ликвидность банка определяется сбаланси­рованностью активов и пассивов

баланса банка, степенью соответствия сроков размешенных активов и привлеченных

банком пассивов.Ликвидность - важнейшая качественная характеристика

деятельно­сти банка, свидетельствующая о его надежности и стабильности. Для

обеспечения ликвидности банку необходимо формировать такую струк­туру баланса,

при которой активы могут своевременно преобразовы­ваться в денежные средства,

не утрачивая при этом своей стоимости, по мере востребования пассивов.Основным

методом управления ликвидностью и платежеспособно­стью российских коммерческих

банков (с позиций внутреннего и внеш­него аудита) является соблюдение ими

экономических нормативов Бан­ка России. Для обеспечения экономических условий

устойчивого функционирования банковской системы Центральный банк РФ

уста­навливает ряд экономических нормативов, в том числе: минимальный размер

уставного капитала для вновь создаваемых и минимальный размер собственных

средств (капитала) для действующих банков; норма­тивы достаточности капитала;

нормативы ликвидности; максимальный размер риска на одного заемщика или группу

связанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков и др.Анализ

доходов и расходов банка дает возможность изучения ре­зультатов деятельности

коммерческого банка, а. следовательно, и опен­ки эффективности его как

коммерческого предприятия. Анализ резуль­тативности банковской деятельности

начинается с анализа доходов и расходов, а заканчивается исследованием

прибыли.Внутренний аудит банка предполагает оценку, контроль и анализ основных

направлений деятельности банка самим банком, его представ­лений об

эффективности работы, целесообразности проведения тех или иных банковских

операций и услуг, их доходности и прочее. Внешний аудит проводится Центральным

банком РФ, другими коммерческими банками, налоговой инспекцией, аудиторскими

фирмами и прочими организациями, а также клиентами коммерческого банка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Современные рефераты