Нотариат и его роль в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц
Нотариат и его роль в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц
105
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования
Ульяновский Государственный Педагогический университет
имени И.Н. Ульянова
Юридический факультет
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Курсовая работа
На тему
Нотариат и его роль в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц
Выполнила:Студентка
группы р-04-2
Очного отделения
Шигова Татьяна
Проверила: Зав.кафедрой
государственно-правовых дисциплин
к.ю.н., доцент Ливанова С.Т.
Ульяновск 2008
Содержание
Введение
Глава 1. История развития нотариата
1.1 Возникновение нотариата
Глава 2. Понятие нотариата, его основные характеристики 2.1 Понятие, сущность и особенности российского нотариата 2.2 Цели, задачи и принципы нотариальной деятельности . 2.3 Субъекты нотариальной деятельности. . 2.4 Нотариус - представитель в отношениях с государством Глава 3. Роль нотариата в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц 3.1 Место и роль нотариата в реализации норм гражданского права в России 3.2 Оказание квалифицированной юридической помощи как основная функция нотариата 3.3 Роль нотариата в предупреждении и разрешении правовых конфликтов Глава 4. Развитие законодательного регулирования нотариальной деятельности 4.1 Нотариальная деятельность и правосудие 4.3 Нотариальная деятельность и деятельность предпринимательская Заключение Библиографический список
Введение
После принятия в 1993 году Основ законодательства РФ о нотариате, гражданского, семейного, земельного, жилищного кодексов РФ, а также других нормативных правовых актов значительно возросла роль нотариата в гражданско-правовых отношениях.
В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате целью нотариальной деятельности является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.
Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993г., регламентирующие организацию нотариата, правила и порядок совершения нотариальных де6йствий и которые в значительной мере не соответствуют изменениям в экономической, политической, правовой, социальной жизни страны.
В РФ как правовом государстве права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосуди-ем. Неотъемлемой чертой института прав и свобод человека и граж-данина является возможность их реализации на практике.
Отношения собственности - наиболее фундаментальные, наиболее значимые для развития общества. Успешное развитие институтов различных форм собственности, установление экономически обоснованного и эффективного взаимодействия между ними невозможно без органов и организаций, удостоверяющих и подтверждающих имущественные и иные права.
Целью данной курсовой работы является изучение такого института как нотариат и его роли в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Для достижения данной цели в работе следует решить следующие задачи:
1) исследовать понятие, сущность и особенности российского нотариата (история развития нотариата; цели, задачи и принципы нотариальной деятельности; субъекты нотариальной деятельности);
2) изучить роль нотариата в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц (место и роль нотариата в реализации норм гражданского права в России; оказание квалифицированной юридической помощи как основная функция нотариата; роль нотариата в предупреждении и разрешении правовых конфликтов);
3) проанализировать развитие законодательного регулирования нотариальной деятельности;
4) выявить основные критерии государственного воздействия на нотариат;
5) рассмотреть проблемы осуществления контроля за законностью в сфере организации нотариата и осуществления нотариальной деятельности.
По ряду объективных причин многие субъективные права и сво-боды не могут быть реализованы гражданами самостоятельно либо такая реализация была бы неэффективна. Это не означает, что та-кие права должны так и остаться на бумаге. В данном случае граж-данин должен быть обеспечен возможностью обратиться за квали-фицированной юридической помощью с целью реализации и обес-печения своих прав.
В этих условиях именно институт нотариата имеет огромное значение в защите прав и свобод человека и гражданина, поскольку основное содержание нотариальной деятельности - обеспечение конституционного права на квалифицированную юридическую по-мощь.
Объектом исследования выступаетправа и обязанности складывающиеся в защите прав и законных интересов граждан и юридических лицв деятельности нотариата.
Важнейшая роль института нотариата в обеспечении конститу-ционного права на квалифицированную юридическую помощь пре-допределяется не только высоким профессионализмом нотариусов в целом, их богатейшим опытом защиты прав и свобод человека и гражданина нотариальными средствами, но и особой правовой при-родой этого института.
Нотариат, осуществляя защиту прав и законных интересов фи-зических и юридических лиц, действует от имени государства, в этой связи его деятельность носит публичный характер, направлена на защиту и частных, и публичных интересов, обеспечивает закон-ность в сфере гражданско-правовых отношений.
Предметом исследования является совокупность правовых норм законодательства РФ, кот регулируют защитуправ и законных интересов граждан и юридических лиц в деятельности нотариата.
Нотариальная деятельность является одним из важнейших регуляторов жизни гражданского общества. Нотариус - как бы авторитетнейший свидетель и удостоверитель наиболее значимых в гражданском обществе юридических фактов и действий, и в этом качестве нотариальная деятельность затрагивает интересы и жизни множества людей и организаций.
От качества работы нотариальных органов зависит нормальное функционирование гражданского оборота, эффективность защиты имущественных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Значение нотариата особенно возрастает в условиях формирования рыночных отношений применительно к интересам предпринимателей, связанных с оформлением и регистрацией договоров, созданием различных форм собственности и сделок с ней.
В настоящее время нотариат является одним из объектов пристального внимания. На страницах юридической печати только и видны заголовки о значении нотариата, о путях его совершенствования, о том, что возможности нотариата не востребованы. Также с принятием актов законодательства РФ о нотариате, не прекращаются дискуссии о перспективе дальнейшего существования нотариата. Многие авторы приходят к выводу, что наличие в каждом регионе частнопрактикующих нотариусов, работающих в государственных конторах, вызывает некоторое противоречие двух систем нотариата, которое отражается на качестве обслуживания населения и организации публичной нотариальной деятельности.
Методологической основой работы являются труды российских и зарубежных ученых-юристов, а также применения общеизвестных методов: анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический метод и др.
По теме данного исследования существенно включить следующих ученых: В.Н. Аргунов, И.Д. Беляев, Л.Григорьева, Г. Елизарьев, В. Жуйков, Т.И.Зайцева, Д. Лаурини, Н. Ляпидевски, И.В. Москаленко, Г.Б. Ремановский, О. В. Ремановская, В.С. Репин, И. Соловьев, М.К. Треушников, М.М. Форин, И.Г. Черемныx, М.С. Шакарян.
Данная работа состоит из четырех глав. В первой главе приводится история развития нотариата. Во второй главе содержится понятие нотариата и его основные характеристики, а также рассказывается о субъектах нотариальной деятельности и о тех действиях, которые они могут совершать. В третьей главе непосредственно конкретизируется роль нотариата в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В четвертой главе рассматривается развитие законодательного регулирования нотариальной деятельности.
Глава 1. История развития нотариата
1.1 Возникновение нотариата
Возникновение нотариата неразрывно связано с развитием гражданского оборота, необходимостью содействовать его субъектам в совершении сделок и юридическом закреплении приобретаемых прав. Нотариат возник как институт гражданского права, призванный защищать частную собственность и обеспечивающий бесспорность имущественных прав, охрану прав всех участников гражданского оборота. Исторически нотариат является составной частью правовой системы любой страны, так как осуществляемые нотариусом функции объективно необходимы и востребованы обществом.
Следовательно, именно нуждаемость государства и общества в обеспечении реализации и защиты субъективных прав и свобод стала предпо-сылкой для формирования условий, на основе которых возник и стал развиваться институт нотариата. И именно заинтересованность публичной власти в законности и стабильности гражданского обо-рота предопределила тесную связь нотариата с государством.
Безусловно, содержание деятельности нотариата на заре его становления включало фиксацию доказательственного материала, однако не исчерпывалось ею. Институт нотариата не только механически фиксировал юридически значимые факты, но и контролировал соответствие действий и документов закону, со-блюдение их формы. Кроме того, сформированные посредством деятельности нотариата доказательства не были равнозначны ос-тальным доказательствам - они приобретали повышенную доказа-тельственную силу, занимая тем самым особое место в совокупно-сти всех видов доказательств.
Слово нотариус (notarius) латинского происхождения, переводится как писец, секретарь. Поэтому и возникновение института нотариата чаще всего связывают с правом Древнего Рима. Между тем многие историки юриспруденции обращаются и к памятникам древнего Вавилона Ремановский Г. П., Ремановская О. В. Организация нотариата в России./ Г. П. Ремановский М. - 2001. - С. 28.
В древнем Вавилоне с образованием частной собственности и простейшего гражданского оборота закреплению приобретаемых прав служат свидетели. Свидетель был основным лицом, оказывающим нотариальные услуги, пока не сложился обычай совершать сделки в письменной форме. В памяти свидетелей закреплялось содержание обязательств по сделке, которое при необходимости воспроизводилось. С появлением письменной формы сделок свидетель привлекается не для подтверждения их содержания, а лишь для факта совершения сделки.
Сделки совершались в письменной форме на специальных глиняных табличках.
Изложение существа сделки на табличке обеспечивало долговременное хранение юридических документов. Однако забота о долговременности вызвала к жизни ещё более гарантированную форму - таблички с конвертом: табличка с тестом посыпалась глиняной пылью и заключалась в глиняную оболочку, на которой ещё раз повторялся текст и ставилась печать. Целью таких двойных документов было избежать подделок. Если текст на конверте внушал сомнение, то конверт удалялся вынималась табличка, содержание которой могло совпадать или не совпадать с конвертом. Но в более позднее время таблички с конвертами не встречаются, что объясняется другим более совершенным способом защиты от подделки - изготовлением двух идентичных документов, из которых каждая сторона получала по одному. Этот способ обеспечения сохранности документов применяется и в настоящее время в нотариальной практике.
Таблички хранились у их владельцев в сосудах, кувшинах, других хранилищах, образуя семейные архивы, по которым можно проследить участие в гражданском обороте целых семей. Вместе с тем частные документы хранились и в храмовых архивах, куда они помещались по просьбе их владельца с целью лучшей сохранности.
Потребность в закреплении гражданских прав обеспечивалась также строжайшим формализмом, сочетавшимся с исключительной и юридической сжатостью. Схема договора была следующая: объект, имена сторон, их права и обязанности, свидетели, печать, дата.
Каждый совершавший сделку не знал, конечно, схему документа, сложившиеся формулировки, тем более, что большинство населения было неграмотным. Табличку заполнял писец, он же обладал необходимыми знаниями правильного оформления.
Во времена республики в Древнем Риме у римлян существовал институт должностных лиц, именуемых писцами, в функции которых входило оформление письменных распоряжений, издаваемых магистратами, судебных формул, выносимых преторами, ведение судебных журналов и различного рода записей, носивших публично-правовой характер. Они отличались друг от друга своим статусом и объемом полномочий и делились на три группы.
Прежде всего существовала категория частныхписцов, которые состояли в качестве домашних секретарей у богатых римлян, вели деловую переписку и оформляли различного рода юридические сделки для них. Лиц, выполнявших эти функции, “называли нотариусами” - от слова notta, означающего стенографический знак.
Деятельность второй группы субъектов, так называемых scribae, которыми могли быть только римские граждане, более со-ответствует пониманию содержания нотариальной деятельности. В ведении scribae было изготовление публичных документов, веде-ние общественных счетов, выписки и выдача копий этих докумен-тов. Они же изготавливали все декреты и распоряжения магистра-та, выполняли функции хранителей этих декретов Ляпидевский, Н.История нотариата./ Н. Ляпидевский, - М.: 1975. - С. 2.
Развитие гражданского оборота вызвало появления института табеллионов, который считается родоначальником современного нотариата.
Третью группу лиц составляли писцы - табеллионы (tabel-lionns)которые считались лицами свободной профессии, но государство осуществляло контроль за их деятельностью. Табеллионы занимались составлением юридических актов и судебных бумаг для любого лица за вознаграждение. Государство устанавливало размер получаемого ими вознаграждения.
Распространение римского права, его рецепция государствен-ными системами Европы способствовали развитию нотариата в ев-ропейских странах и возрождению на новой исторической основе некоторых римских публично-правовых институтов, в том числе адвокатуры, нотариата. В связи с этим система организации нота-риальной деятельности, при которой нотариусы, оставаясь лицами свободной профессии, осуществляли свои функции как представи-тели государства, получила название латинского нотариата.
Российский нотариат, в целом развивавшийся в соответствии с общемировыми тенденциями, имел существенные специфические особенности, обусловленные ходом развития отечественной исто-рии, что со всей очевидностью свидетельствует о наличии объектив-ной связи института нотариата со всей системой государственно- правовых явлений в стране.
Безусловно, римское право оказало существенное влияние на институт нотариата и в России. Но следует подчеркнуть, что госу-дарственность в целом и ее отдельные институты имеют глубоко объективные основы, коренящиеся в истоках народного быта и его общественной организацииРулан, Н. Юридическая антропология. / Н. Рулан - М., 1999. - С. 160-165.. Следовательно, перенесение отдель-ных черт института нотариата из римского права на отечественную почву свидетельствует только о следовании России в русле общеми-ровых тенденций развития государственно-правовых явлений. Кро-ме того, это перенесение не имело характера грубого заимствова-ния, а происходило с учетом государственных, правовых, истори-ческих, социальных и иных особенностей России.
Дальнейшее развитие институт нотариата получил через нотариат итальянских морских городов, основной функцией которого было закрепление прав кредиторов по отношению к должникам, вытекавших из кредитных сделок по морской торговле, через королевских и сеньориальных нотариусов средневековой Франции, когда должность нотариуса становится пожизненной, наследственной и превращается в объект купли-продажи.
В странах западной Европы развитие нотариата имело свою специфику, что было обусловлено многими причинами, связанными с различными путями исторического развития той или иной страны и той правовой системой, которая там господствовала.
Так, для развития нотариата во Франции было характерно отделение спорной (судебной) юрисдикции от бесспорной, каковой являлась нотариальная форма защиты права. Нотариусы - это государственные чиновники, и этим определялось направление и содержание их деятельности. Нотариусы имели во Франции свою собственную корпоративную организацию, которая возглавлялась Советом. Функции Совета состояли в том, чтобы защищать интересы членов корпорации - нотариусов - и регулировать их отношения с клиентурой. Надзор за деятельностью нотариусов в тоже время осуществляли и судебные органы.
В функции нотариусов во Франции входило удостоверение сделок, различного рода актов, документов, имеющих публичный характер (например, опись имущества, брачный контракт, акт усыновления и т.д.). Акты, совершаемые нотариусами, носили правовой характер, приравнивались к судебным решениям и подлежали обязательному исполнению.
Денежные требования, основанные на нотариальных актах, удовлетворялись без вынесения судебного решения.
В Германии до 1939 года нотариальные действия совершались как нотариальными органами, так и судами, то есть судьями как должностными лицами судебных органов. Функции нотариусов сводились к совершению и свидетельствованию верности гражданско-правовых сделок, свидетельствованию подписью и учинению векельных протестов. Нотариусы находились в подчинении судебных органов, чем была ограничена сфера их деятельности. Они считались государственными чиновниками и находились на государственной службе.
В Англии нотариальные действия наравне с нотариусами могли также совершать судебные и административные органы. Для этой системы было характерно частое совмещение деятельности нотариуса с деятельностью адвоката (стряпчего). Нотариусы совершали различного рода гражданско-правовые акты, принимали на хранение подлинные документы, удостоверяли различного рода даты и события, имевшее правовое значение для их клиентов.
Появление института нотариата в России связано с периодом царствования династии Романовых. В царствование Алексея Михайловича было принято Соборное Уложение. Именно Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года создало целую эпоху в развитии российского нотариального института. Оно упорядочило и систематизировало действующие до его появления отдельные указы, создало ту основу, на которой впоследствии вырос твёрдый порядок укрепления прав на имущество, принятый в Своде законов в 1832 году Беляев, И.Д. История русского законодательства. / И.Д. Беляев - СПб., 1999. -- С. 102..
Одним из главнейших преобразований в этот период и имевшим решительное влияние на дальнейшее историческое развитие нотариального дела в России, следует считать установление строгого надзора за площадными подьячими и зависимости их от органов правительственной власти. Указом Петра Великого от 9 декабря 1699 года предписано “…совершать всякие крепости…” не у площадных подьячих на Ивановской площади в Москве, а в соответствующих приказах, куда надлежало “…присылать раз в два месяца все крепости, совершаемые в городах”. 1 января 1700 года совершение всех крепостей между лицами городского сословия в Москве передано во владение московской ратуше, а торговых крепостей - Московской большой таможне. Полной централизацией нотариального дела Петр Великий предполагал устранить беспорядки и злоупотребления, которые часто происходили при совершении правовых актов подьячими на Ивановской площади. Но этот порядок оказался неудобным, поэтому 30 января 1701 года “было полено писать крепости по прежнему указу в палатке Ивановской площади”, а надзор за деятельностью площадных подьячих был поручен Оружейной палате. Впоследствии “для ближайшего заведывания крепостным делом учрежден особый приказ крепостных дел, состоявший из нескольких судей”. После учреждения юстиц-коллегии в губерниях были образованны самостоятельные особые конторы крепостных дел, состоявшие из писцов и надсмотрщиков. Надзор за деятельностью главных контор поручен особому секретарю или комиссару, который назначался юстиц-коллегией. Следующий этап становления нотариата связан с царствованием Екатерины II. Вместе с упразднением в 1775 году юстиц-коллегии, совершение крепостных актов было передано Палате гражданского суда, представляющей собой соединенный Департамент юстиции и Вотчиной коллегии. Для создания органа публичной деятельности, близко стоящего ко всем имущественным оборотам и содействующего их развитию, Екатерина II делает попытку сокращения излишних формальностей при совершении правовых актов, предоставляя возможность частным маклерам совершать акты о переходе недвижимых имуществ. С 1781 года утверждаются маклеры и нотариусы исключительно для торговых сделок и разного рода посредничеств. В период правления Екатерины II в соответствии с новым Уложением возникла масса правительственных учреждений нотариального характера для наблюдения за правильным и законным совершением различных частноправовых актов и составлением документов, освобожденных от тягостного для контрагентов крепостного порядка их совершения.
В эпоху реформ Александра II, охвативших все отрасли общественной и государственной жизни России, было преобразовано и нотариальное дело.
Вместе с новыми Судебными Уставами императора Александра II было выработано и Положение о нотариальной чести, в основу которого положены три нотариальных законодательства Западной Европы: французское 1813 года, австрийское 1845 года и баварское 1861 года. Результатом этой законодательной деятельности стали 2 проекта 1863 и 1866 годов. Первый из них наиболее приближенный к жизни, не прошел через Государственный совет Ляпидевский, Н.История нотариата./ Н. Ляпидевский - М.: 1975. - С. 2
. Второй проект Положения был утверждён 14 апреля 1866 года. Вместе с введением нотариального Положения все прежние нотариусы и маклеры, кроме биржевых, прекратили свою деятельность. Отделив по образцу Запада нотариальную часть от судебной, законодатель создал самостоятельный нотариальный институт с обширным и независимым кругом действий.
Вышеназванные положения продействовали до самой революции. Примечательно, что до начала революции шло непрекращающееся обсуждение отдельных статей и разделов Положения о нотариальной части, готовился отдельный самостоятельный Закон о нотариате, проект которого рассматривался несколько раз.
Нотариат в советский период получает новое правовое регулирование. Одним из первых декретов Советской власти, опубликованных 24 ноября 1917 года, упразднены “буржуазно-помещичьи” судебные органы. После октябрьской революции, а особенно в период гражданской войны и интервенции необходимость нотариата как института публичного права отпала. Так как не стало общественных отношений, регулируемых им. Нотариат впервые упомянут 23 марта 1918 года, когда Совет Народных Комиссаров Москвы и Московской губернии принял постановление, которым отменил “ныне действующее Положение о нотариальной части” и ввел новое Положение о муниципализации нотариальных контор.
В период Гражданской войны и борьбы с иностранными интервентами гражданский оборот в стране был крайне незначительным, и это определило место нотариата в системе Государственных органов. Обязательные отношения сводились к алиментным, семейно-имущественным делам, бытовой купле-продаже, бытовому подряду и не выходили за пределы домашнего обихода. Однако необходимость контроля за быстро разваливающейся экономикой, недостаток налогов приводят большевиков к необходимости постепенно восстанавливать старые институты в новом обличии.
Возрождение нотариата как института произошло в связи с переходом в НЭПу. Так, 2 августа 1921 года издается Декрет Совета народных Комиссаров, которым устанавливается, что свидетельствование сделок и договоров производится нотариальными столами губернских отделов юстиции и уездных бюро юстиций. Принципиальные вопросы организации и деятельности нотариата обсуждались IV Всероссийским съездом деятелей советской юстиции, который открылся 26 января 1922 года. В печати были опубликованы “Тезисы о нотариате”, в которых подчеркивалось, что в Советском государстве нотариат является государственным учреждением, а все элементы гражданско-правовых отношений между нотариусами и клиентами, свойственные капиталистическим странам по вознаграждению за услуги, не должны иметь место. 4 октября 1922 года принято “Положение о государственном нотариате”, которое заложило основы Советского нотариата Авдеенко, Н.И., Кабанова, М.А. Нотариат в СССР. / Н.И.Авдеенко, М.А. Кабанова - М.: 1984. - -С.10..
14 мая 1926 года ЦИК и СНК СССР приняли Постановление “Об основных принципах организации государственного нотариата”, на основе которого в союзных республиках были разработаны и приняты аналогичные положения о государственном нотариате.
Со временем, мо мере изменения и развития экономических и социальных условий, росло значение нотариата. Совершенствовалось материальное и процессуальное законодательство. В республиканское законодательство о нотариате включались необходимые уточнения и изменения. В РСФСР Положения о государственном нотариате в новой редакции утверждались 30 июля 1930 года, 31 декабря 1947 года, 30 сентября 1965 года. Шестая сессия Верховного Совета СССР VIII созыва 19 июля 1973 года приняла “Закон СССР о государственном нотариате”.
Следует согласиться с мнением ряда ученных, что в целом в со-ветский период, несмотря на большую работу нотариусов по оказа-нию правовой помощи населению, роль нотариата в экономической жизни страны была незначительна. При отсутствии института част-ной собственности нотариат выступал в качестве придатка к право-вой системе государства. В большинстве случаев его роль своди-лась к удостоверению небольшого числа сделок и оформлению до-кументов о наследстве Стешенко, Л.А., Шам6а, Т.М. Нотариат в РФ. / Л.А Стешенко, Т.М. Шам6а - М.: Норма - ИНФРА-М, 2001. - С. 28..
Спустя почти 20 лет в Россию вернулся “свободный” нотариат - 11 февраля 1993 года Верховным Советом российской Федерации приняты “Основы законодательства РФ о нотариате” (далее - Основы). Однако день нотариата отмечают 14 апреля - в тот день, когда была принята в 1866 г. "Положение о нотариальной части".
Внебюджетный нотариат, уничтоженный советским правительством в 1918 году, пережил "второе рождение” в 1993 г. Становление и развитие российского частного нотариата связано с процессами приватизации, изменившими отношения собственности в России и потребовавшими адекватных правовых способов их защиты, в том числе и путем развития системы нотариата. До притятия Основ по стране действовал Закон РСФСР от 2 августа 1974 года "О государственном нотариате". С момента вступления Основ в силу (13 марта) и до момента вступления новой Конституции в силу (25 декабря) в 1993 году был своеобразный переходный период. Старая система государственного (или бюджетного) нотариата уже перестала удовлетворять возросшие потребности участников гражданского оборота. В связи с провозглашением прав и свобод человека и гражданина, возрастанием количества договоров, связанных с недвижимостью, доверенностей, учредительных документов, закономерно возросло количество необходимых для их подтверждения нотариальных действий. И государственный нотариат старой системы не мог соответствовать многообразию общественных отношений ни своим количеством ни качеством. Кроме того, модель частного латинского нотариата России потребовалась как для сближения с мировым сообществом, так и для восстановления дореволюционного института.
Проанализировав предпосылки возникновения и историю раз-вития нотариата с учетом особенностей формирования этого инсти-тута в зарубежных странах континентальной правовой системы, а также рассмотрев специфику формирования российского нотариа-та, можно сделать следующие выводы.
1. Нотариат как публичный институт возник в период Римской республики с достижением определенного уровня развития ин-ститута собственности, гражданского оборота, механизмов обеспе-чения и защиты субъективных прав. С появлением указанных усло-вий в других странах - рецепирован (в России - Х - ХI вв.) с учетом национальных историко-географических, экономических, политических, социальных факторов.
2. Непосредственными предпосылками возникновения институ-та нотариата были:
- необходимость фиксации и закрепления возникающих в про-цессе товар но-денежных отношений прав субъектов гражданского оборота, придания им бесспорности и доказательности;
- необходимость создания условий для функционирования и защиты института собственности;
- потребность частных лиц в оказании юридической помощи при заключении сделок, в юридическом признании и закреплении приобретаемых прав;
- содействие осуществлению правосудия.
3. Институт нотариата зародился и развивался в тесном взаимо-действии с публичной властью, государством. Нотариусы назнача-лись государством на должность, находились на государственной службе. Государство осуществляло контроль за нотариальной дея-тельностью и придавало нотариальным документам официальный характер.
4. С момента зарождения нотариат взаимодействовал с судеб-ной властью, причем как институци6нально (нотариусы, по общему правилу, состояли при судах, выполняя роль судебных секретарей; суды осуществляли контроль за деятельностью нотариусов), так и функционально (ведение судебных архивов, создание доказатель-ственной базы путем свидетельствования фактов и прав, разреше-ние бесспорных дел).
5. Изначально нотариат имел черты относительно независимой, автономной от государства профессиональной корпорации, имею-щей органы нотариального самоуправления, наделенные значи-тельными полномочиями по регулированию отношений внутри кор-порации. Именно такая организация оптимальным образом способ-ствовала решению нотариатом поставленных перед ним задач на всем протяжении его исторического развития.
6. Роль нотариата исторически объективно предопределила по-степенное расширение его функций - от ведения архивов и фикса-ции фактов до полноценного процессуального свидетельствования документов, обеспечения контроля за соответствием закону сделок, разрешения бесспорных дел.
7. Эволюция требований к лицу, занимающему должность нота-риуса, шла по пути дополнения личностных, морально-этических характеристик (возраст, доброе имя), которыми должен обла-дать нотариус в силу особо доверительного характера его работы, профессиональными требованиями (наличие специального образо-вания и стажа работы в соответствующих сферах), обусловленны-ми содержанием его деятельности, публичным статусом нотариуса и официальностью нотариальных актов.
8. В советский период развития страны при отсутствии институ-та частной собственности роль нотариата в экономической жизни была незначительна. В новой России при свободе договора, гаран-тированных законом предпринимательской деятельности, частной собственности, нотариат фактически вообще исключен из сферы гражданско-правового регулирования сделок с недвижимостью. Иными словами, полномочия современного нотариата существенно сокращены по сравнению с нотариатом до 1917 года и советского периода.
Глава 2. Понятие нотариата, его основные характеристики
2.1 Понятие нотариата
Нотариат представляет собой необхо-димую составную часть правовой системы любого государства, об-ладающего развитой экономикой и базирующегося на принципах правового государства и признания гражданского общества. В та-ком государстве функции, выполняемые нотариусами, объективно необходимы и востребованы, так как обеспечение и защита законных прав и свобод человека и гражданина является задачей не только государственных органов и должностных лиц, но и всех ин-ститутов общества и государства.
Вопрос о правовой природе нотариата как явления юридиче-ской действительности однозначно не решен в правовой науке. В современной правовой литературе термин «нотариат» не имеет однозначного толкования и используется в основном в следующих значениях: как система органов, осуществляющих функцию госу-дарства по защите прав и законных интересов граждан, юридиче-ских лици общества в целом, органов, наделенных в соответствии с законодательством властными полномочиями Черемных, И.Г.Российский нотариат: прошлое, настоящее, буду-щее. / И.Г. Черемных И.Г. - М.: ОКТБ, 1999. - С. 99-101.; как правовой инсти-тут, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий Российская юридическая энциклопедия; под. ред. А.Я. Сухарева. - М., 1999. - С. 607., т.е. как от-расль законодательства, нормами которой регулируется нотариаль-ная деятельность; как отрасль (подотрасль) юридических знаний, в том числе научно-теоретических о нотариате как правовом институ-те, а также как учебный курс, предметом которого является изуче-ние вопросов нотариального производства и деятельности его уча-стников в нотариальной сфере Зайцева, Т.И. Настольная книга нота-риуса. / Т.И. Зайцева - М.: БЕК, 2000. - С. 1. .
Некоторые авторы придерживаются мнения, что нотариат пред-ставляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено выполнение предусмотренных законом действий в установленном законом порядке в целях обеспечения за щиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридиче-ских лиц.
''Нотариат в РФ призван обеспечивать в соответствии с конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ'' - гласит ст. 1 Основ Законодательства РФ о нотариате Основы законодательства РФ о нотариате - далее основы о нотариате. . Указанны действия совершаются специально назначенными на то лицами - нотариусами, - не только в отношении российских граждан и организаций, но и в отношении граждан и организаций иностранных государств, а также лиц без гражданства. Отдельные нотариальные действия в пределах установленной законодательством компетенции могут также совершаться должностными лицами исполнительных органов власти РФ, а на территории других государств - консулами от имени РФ.
Другие ученые определяют нотариат как систему органов юсти-ции, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основа-ми о нотариате предос-тавлено право совершать нотариальные действия.
Рассмотрим основные элементы, определяющие правовую при-роду нотариата. Прежде всего, характеризуя современный российский нотари-ат, следует отметить, что он имеет уникальную двойственную при-роду, функционируя на грани публичных и частных интересов, а потому является связующим звеном между государством и граж-данским обществом. С одной стороны, нотариус - это лицо, упол-номоченное государством на выполнение государственной функции по защите прав и свобод граждан, действующее от имени государст-ва, с другой - представитель свободной профессии, выступающий в качестве независимого консультанта сторонЧеремных, И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, буду-щее. / И.Г. Черемных И.Г. - М.: ОКТБ, 1999. - С. 4.
Принцип публичности нотариальной деятельности является ос-новополагающим при характеристике юридической природы нота-риата.
Также необходимо выяснить следует ли на этом основании считать нотариат государственным органом. В соответствии со статьями 10 и 11 Конституции России госу-дарственная власть в РФ осуществляется на ос-нове разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Нотариат не входит структурно ни в одну из перечисленных ветвей власти и не является организационно государственным органом. Тем не менее все более широкое признание в науке теории госу-дарства и права и в практике государственного строительства полу-чает мнение, согласно которому в отдельных исключительных слу-чаях негосударственные структуры и представители имеют право по специальному поручению государства осуществлять некоторые функции государстваТеория государства и права. Курс лекций; под ред. Н.И. Матузо-ва, А.В. Малько - М.: Юрист, 2002. - С. 80..
В постановлении Конституционный Суд указал, что нотариат и является одним из таких институтов.
Таким образом, нотариатпредставляет собой негосударствен-ный институт, которому в соответствии с частью 1 ст. 1 Основ о но-тариате делегированы отдельные полномочия государства по осу-ществлению одной из важнейших государственных функций - за-щиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Иными словами, нотариат наделен полномочиями государственно -властного характера и своей деятельностью реализует публичную власть государства.
Наличие публичного начала в правовой природе нотариата не-которыми учеными связывается с тем, что засвидетельствованные нотариусами факты и документы приобретают официальный, т.е. подтвержденный государством, характер Стешенко, Л.А., Шам6а, Т.М. Нотариат в РФ. / Л.А. Стешенко, Т.М. Шам6а - М.: Норма - ИНФРА-М, 2001 - С. 2.
. Данное утверждение фактически верно, но следует все же заметить, что оно сужает по-нимание публичности в деятельности нотариата, не принимая во внимание иные важные элементы публичной составляющей статуса нотариуса.