Нотариат и его роль в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц
p align="left">Данное решение подтверждает позицию, что доказательства, обеспеченные нотариусом, должны признаваться в качестве допустимых.
Несмотря на то что часть 1 ст. 103 Основ о нотариате не указывает аудио-, видеозаписи и иные документы и материалы в Интер-нете в числе доказательств, которые могут быть обеспечены нотариусом, обращение к системному анализу норм части 1 ст. 102 и части 2 ст. 103 Основ и историческому толкованию норм части 1 ст. 103 Основ, главы VI АПК РФ 1992 г. и главы 6 ГПК РСФСР 1964 г., главы 7 АПК РФ и главы 6 ГПК РФ позволяет исследова-телям сделать вывод, что нотариусы уполномочены обеспечивать в том числе и аудио-, видеозаписи и иные документы и материалыВайшнурс, А.Правонарушения в Интернете. / А.Вайшнурс. - М.: Эж-ЮРИСТ, 2004. - С 21..
Эффективность функционирования института нотариата как орга-на превентивного правосудия предопределена также тем, что нотари-ат, действующий в качестве совокупности лиц свободной профессии на принципах самофинансирования и имущественной ответственно-сти, является эффективно работающей системой юридического сопро-вождения гражданских правоотношений абсолютно без затрат для бюджета. Частнопрактикующий нотариат обусловил освобождение бюджета от расходов на содержание своих нотариальных контор, и государство получило дополнительные средства для финансирования иных целей, в том числе и для создания дополнительных структур, осуществляющих защиту прав и законных интересов граждан4.
В процессе судебного рассмотренияи разрешения споров в тех случаях, когда дело относится к компетенции судебных органов и поступило на их рассмотрение, институт нотариата такжеспособст-вует скорейшему и наиболее полному рассмотрению и разрешению дел.
В частности,институт нотариата способен значительно упро-стить и ускорить процесс разрешения дел судами, способствовать более полному исследованию обстоятельствдел, обеспечивая тем самым конституционное право человека и гражданина на судебную защиту.
Протествекселя как нотариальное действиепредставляет собой достаточно сложный фактический состав, который, в свою очередь, после его совершения подтверждает значимые юридические факты в сфере вексельных отношений, например отказ от акцепта вексе-ля, отказ от платежа по векселю и др.Дегтярев, С.Л. Юридическая клиника и современное юридическое о6разование в России: Учебно-практич. пособие. / С.Л. Дегтярев - М.: Волтерс Клувер, 2004.. Поскольку в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате протествекселя представляет собой нотариальное действие, отне-сенное к компетенции нотариусов, то соответственно оно является юридическим фактом как гражданского, так и публичного права, поскольку нотариус выступает отимени РФ и наделен полномочием совершать нотариальные действияот имени государства (ст. 37, 38 Основ о нотариате).
В процессе искового производства нотариат как орган превентивного право судия способствует полному установлению обстоятельств дела, так как юридическая сила выданных нотариусом до-кументов практически абсолютна.
Подавляющее большинство нотариально оформленных доку-ментов можно оспаривать только путем предъявления соответст-вующего иска, например, о признании недействительным завеща-ния, свидетельства, договора и т.д. В этом случае действует пре-зумпция действительности договора, которую должен опровергнуть заявитель.
В целях про верки обстоятельств совершения и удостоверения сделок и договоров нотариус может быть вызван судом в качестве свидетеля, что дополняется исследованием самого документа при наличии оснований полагать, что документ подписывался под влия-нием обмана или заблуждения.
Исследователи предлагают предоставить нотариусам право ус-тановления факта наличия родственных отношений. Этот вопрос часто возникает при оформлении наследственных прав и нередко сопровождается ситуацией, когда наследники не могут представить документа, подтверждающего наличие родственных отношений (таковые попросту отсутствуют, например, церковная книга сгоре-ла во время войны). Сейчас в подобном случае нотариус обязан на-править стороны в суд, который делает те же запросы, что уже на-правлялись нотариусом, и в конечном счете вызывает свидетелей, которые могут подтвердить наличие отношений родства, хотя нет препятствий против того, чтобы нотариусы сами осуществляли эту процедуру, тем более что они в соответствии с законодательством вправе удостоверять свидетельские показанияГерасимов, В. Потенциал нотариата не востребован. / В. Герасимов. // Российская юстиция, - 2000. - №1..
Вышеназванные функции института нотариата относились к его деятельности в сфере рассмотрения и разрешения судами граж-данских дел. Однако в настоящее время происходит интеграция различных отраслей законодательства, что обусловлено происходящими в стране реформами, развитием и становлением правового государства. В соответствии с этим меняется представление о некото-рых правовых институтах, а также понимание их роли и значения в правовой сфере.
Как весьма перспективное исследователями рассматривается участие нотариуса в процедуре исполнения меры пресечения в виде залога путем принятия в депозит денежных сумм в случае уклоне-ния от получения денег в качестве залога соответствующего органа, чтобы исключить возможность злоупотреблений.
Нотариус мог бы значительно способствовать сбору доказа-тельств.
Представляется, что совершенствование деятельности нота-риата в качестве института предупредительного правосудия поло-жительным образом скажется на качестве обеспечения и защиты прав граждан, а также будет способствовать эффективной работе системы правоохранительных органов в целом и прежде всего -судов.
Немаловажно, что финансовое обеспечение судебной деятель-ности происходит полностью за счет государства. Нотариальная деятельность финансируется государством только в части деятель-ности государственных нотариусов, нотариусы, занимающиеся ча-стной практикой, работают на принципе самофинансирования и полного отсутствия дотаций со стороны государства.
По мнению целого ряда юристов, нотариусы могут освободить суды от значительного объема дел Григорьева, Л.Когда работают нотариусы, суды отдыхают. / Григорьева Л.- М.:Адво-кат, - 2005. - №1.. При сегодняшней загруженно-сти судов расширение нотариальной компетенции могло бы способ-ствовать более эффективной работе судебной системы3.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие вы-воды.
1. Институт нотариата представляет собой орган предупреди-тельного (превентивного) правосудия, предупреждающего обраще-ние граждан в суд в случаях, когда для возникновения или реали-зации бесспорного субъективного права необходимо публичное волеизъявление компетентного органа, официальное признание. подтверждение им этого права.
2. На сегодняшний день можно выделить два направления деятельности нотариата по предупреждению правовых конфликтов и содействию их разрешению:
- деятельность института нотариата в качестве института пре-вентивного, предупредительного правосудия, т.е. по непосредственному обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина, что дает возможность субъектам права избежать обращения в суд за защитой тех же прав;
- деятельность по защите прав граждан и юридических лиц уже на стадии судебного рассмотрения и разрешения спора, когда обращения к правосудию избежать не удалось. В данном случае деятельность института нотариата направлена на содействие полному И всестороннему исследованию обстоятельств дела, оптимизируя процесс доказывания, облегчая и упрощая деятельность правосудия.
3. Следует подчеркнуть, что выполнение нотариатом функции органа предупредительного правосудия никоим образом не подме-няет собой деятельность суда по осуществлению правосудия.
4. В качестве органа превентивного, предупредительного право-судия институт нотариата выполняет следующие основные функ-ции по обеспечению и защите прав граждан и юридических лиц:
- обеспечивает возможность принудительного исполнения обя-зательств без обращения в суд;
- способствует формированию и четкому закреплению взаим-ных прав и обязанностей субъектов гражданских правоотношений, внося в них определенность, юридическую непротиворечивость" также придавая официальный характер.
- обеспечивают доказательства, необходимые в случае возник-новения дела в судах или административных органах;
- создают предпосылки для выдачи судом судебного приказа;
- обеспечивают формирование непротиворечивой и полной доказательственной базы для разрешения дела (в силу официального характера нотариальных актов и путем участия в деле в качестве свидетелей).
6. В целях совершенствования роли нотариуса в предупрежде-нии правовых конфликтов необходимо:
а) законодательно закрепить необходимость ведения нотариу-сом протоколов по процедуре совершения отдельных видов нотари-альных действий;
б) предоставить нотариусу полномочия по удостоверению одно-сторонних заявлений или двухсторонних соглашений сторон граж-данско-правового спора, находящегося на рассмотрении суда, по отдельным процессуальным вопросам;
в) распространить деятельность нотариата как органа пре-вентивного правосудия не только на гражданскую, но и на дру-гие сферы судопроизводства, в частности на уголовное судопроиз-водство.
Глава 4. Развитие законодательного регулирования нотариальной деятельности
4.1 Нотариальная деятельность и правосудие
В современных условиях исследование особой роли нотариата в меха-низме реализации права приводит некоторых исследователей к выводу о его особом квазисудебном статусе как органа юстиции Репин, В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика). / В.С. Репин - М.: Юрид. лит., 1994. - С. 7; Черемных, Г.Г. Развитие нотариата как системы органов превентив-ного правосудия. / Г.Г. Черемных // Нотариальный вестникъ. - 1998. -.№ 12. - С. 40-43; и, соответственно, о юстициарной природе процедур совершения нотариальных действий40. Действительно, на первый взгляд деятельность нотариуса легко вписывается в процессуальную модель правосудия, в судебную процессуальную форму и позволяет говорить о нотариальном процессе как альтернативе судебному гражданскому процессу.
Справедливы указания на сходные черты, которых немало у нота-риата и правосудия. К таковым относятся как организационные, так и функциональные принципы (публичность, законность, независимость при решении дела).
Можно раскрыть три области, сближа-ющие нотариат с судами. Первая - публично-правовая сфера деятель-ности. И нотариат, и суды осуществляют свои полномочия от имени государства - РФ. Вторая - общность принципов ор-ганизации и деятельности нотариата и судов: законность, независимость, беспристрастность производства. Третья - общегосударственный статус нотариата и суда. Для суда характерен исключительно федеральный уровень правового регулирования, а для нотариата - преимуществен-но федеральный, обеспечивающий сохранение единого правового про-странства на территории РФ.
На самом деле здесь только поверхностное сходство. Нотариус же руководствуется мерами законности и достоверности факта, о которых он судит только по представленным ему документам и действиям заинтересованных лиц Шакарян, М.С. Гражданское процессуальное право России: Учебник; под ред. д.ю.н., проф. М.С. Шакарян - М.: Юрист, 2002. - С. 605).. При этом существенна позиция самих сторон, вполне разделяющих позицию нотариуса по своему делу и только этим оправдывающих его вмешательство в их частные дела. Любые признаки несогласия сторон по обстоятельствам, имеющим существенное значение для разрешаемого нотариусом дела, есть непреодолимое препятствие при выполнении их просьбы по совершению искомого нотариального действия. Поэтому нотариальное производство только внешне может напоминать правосудие, т.е. только как процедура правоприменения, и не более того. Вместе с тем вполне допустимо вести речь о существовании нотариального процесса как особой процессуальной формы применения права, разрешения юридических конфликтов и предупреждения правонарушений. Более того, нет никаких методологических препятствий к тому, чтобы клас-сифицировать эту процессуальную форму в качестве разновидности гражданского процесса, формы несудебного рассмотрения и разрешения гражданских дел.
Следовательно, это означает, что нотариат близок по своим свойствам к судам, но еще не превращает его в орган правосудия и тем более не включает его в судеб-ную систему.
«В отличие от суда, который рассматривает в гражданском про-цессе споры о праве, нотариат выполняет функции, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем. Таким образом, деятельность нотариата имеет предупредительный характер». Эти слова оста-ется только немного уточнить: поскольку «юридическое закрепле-ние гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем» не исчерпывают всего объема нотариальных действий, то, видимо, именно в них полагается существо нотари-альной деятельности, дополняющей судебную деятельность в сфере правовой охраны, но никак с ней не конкурирующую в правосудии: «нотариат и суд осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском обороте. Поэтому их деятельность тесно соприкасается: суд рассматривает жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении, нота-риальные акты могут оспариваться в порядке искового производства в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде, при совершении некоторых действий нотариальный орган, как и суд, руководствуется нормами ГПК» Комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате; под ред. д.ю.н., проф. М.К Треушникова. - М.: Юриспруденция. 2002: - С. 7..
В деятельности нотариата можно увидеть, В.М. Жуйкова орган превентивного правосудия: «Какое содержание мы вкладываем в понимание нотариата как института превентивного, предупредительного правосудия? Прежде всего, это те случаи, когда нотариус непосредственно обеспечивает защиту прав гражданина, чем предупреждает необходимость обращаться к суды, защитой этих прав. В других случаях, когда все же не удается предотвратить обращение к правосудию, нотариальные действия максимально облегчают и упрощают деятельность правосудия. Если наш свободный российский нотариат латинского типа в состоянии выполнить эти задачи, то он может рассматриваться в качестве института nревентинного, предупредительного правосудия». Это справедливые, но не вполне достаточные, поскольку такая характеристика свойственна не только нотариату, но и иным несудебным формам осуществления и защиты гражданских прав (третейский суд, иные примирительные процедуры). Кроме того, функция общей и частной превенции, свойственная и судам, не образует вместе с тем существа правосудия как особой формы применения права, реализуемого судебной властью. Правосудие в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводств Ст. 118 Конституции РФ.. Содержанием правосудия по гражданским делам (гражданского судопроизводства) является рассмотрение и разрешение споров и других дел, связанных с защитой прав и интересов граждан и юридических лиц. Правосудие по гражданским делам осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ». При таких обстоятельствах применение выражения «превентивное правосудие» к нотариальной деятельности можно расценивать только как «жест вежливости к аудитории» И одновременно призыв ориентироваться в своей работе на самые высокие юридические стандарты (автор выступал с речью перед нотариусами). Наличие единой цели не исключает качественно различных форм их достижения.
По утверждению профессора В.В. Яркова, нотариальную деятель-ность от судебной отличает, во-первых, исключительность право судия, которое может осуществляться только судом; во-вторых, разная степень обязательности судебных и нотариальных актов; в-третьих, разные ис-точники финансирования Настольная книга нотариуса: Справ.-метод. пособие: В 2-х т. Т. 1. - М.: БЕК, 2000. - -Гл. 1, § 3, п. 2.. Между тем невозможно не заметить, что существует область, где ин-тересы правосудия и нотариальной деятельности сходятся, и область эта определяется общей функцией право вой охраны, реализуемой в фор-ме превентивного применения права. Здесь и суды, и нотариальные ор-ганы руководствуются одними правилами, и это делает их, несомненно, родственными друг другу настолько, что допускает возможность использования одних и тех же процедурных норм при рассмотрении дел опреде-ленного рода. В России такая возможность не реализована: суды руковод-ствуются в своей деятельности нормами гражданского процессуального законодательства (особое производство), а нотариальные органы -нормами законодательства о нотариате, хотя и вынуждены оглядывать-ся на нормы ГПК, определяющие порядок обжалования нотариальных действий, и на нормы исполнительного законодательства, регулирую-щие порядок принудительного исполнения некоторых нотариальных актов. В отличие от этого в Германии, например, и суды, и нотариусы причастны к рассмотрению и разрешению дел охранительного производства (буквально именуемых «делами добровольной подсудности»). Там еще в 1898 году был принят Закон о делах добровольной подсудности (последние изменения были внесены в марте 2005 г.), процедурные нормы которого одинаково применяются и судами, и нотариусами при разрешении дел этой категории.
Не к правосудию, а к управленческой деятельности в рамках добровольной подсудности относится разбирательство дел об одобрении сделок и назначении либо увольнении представителей, управляющих и ликвидаторов; увольнение, однако, представляет собой акт правосудия, если оно производится по указанному заявителем основанию, признаваемому имеющим существенное значение для увольнения. Но основной разновидностью управленческой деятельности в сфере добровольной подсудности является, конечно, ведение публичных книг и реестров.
По признанию немецких юристов, эта классификация дел добро-вольной подсудности с точки зрения практики большого значения не имеет, т.к. законодатель четко определяет круг дел добровольной подсудности и устанавливает соответствующие процедурные правила раз-решения каждого из них.
Сказанное выше убедительно свидетельствует, что германская юри-дическая доктрина не относит нотариальную деятельность ни к право-судию вообще.
4.3 Нотариальная деятельность и деятельность предпринимательская
Для полноты характеристики еще один аспект нотариальной деятельности заслуживает рассмотрения, это соотношение ее с деятельностью предпринимательской. Но этим самым не ставиться под сомнение известную позицию Конституционного Суда РФ, ограничившего действие нормы п. 2 ст. 11 НК РФ в части отнесения частных нотариусов к категории индивидуальных предпринимателей пределами данного нормативного акта Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. № 116-0.. Тем более, что и Основы (ст. 1) всегда указывали на то, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Правда, редакция этой нормы отдает силь-нейшим противоречием, поскольку прибыль, как известно, есть результат экономической деятельности, преимущественно, но не исключительно предпринимательской. Да и цель извлечения прибыли может преследо-вать любое лицо, не обязательно занимающееся предпринимательской деятельностью. Не поможет нам в этом отношении ист. 2 ГК РФ, по-скольку единственный надежно контролируемый и формализуемый признак предпринимательской деятельности в ней - это государствен-ная регистрация ее субъекта в качестве индивидуального предпринима-теля либо юридического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью. Проблема точной квалификации и зако-нодательной дефиниции предпринимательской деятельности настолько сложна и объемна, что я охотно предоставляю ее решение тем, кого она занимает профессионально - специалистам в области гражданского и предпринимательского права.
Здесь необходимо обратить внимание на то, что декларации о не-предпринимательском характере нотариальной деятельности еще не препятствуют сами по себе превращению ее в предпринимательскую. И дело не только в нарушениях нотариусами своих обязанностей по взиманию тарифа и платы за услуги, укрывательстве налогов и веде-нии черных реестров. Не менее важно, оказывается, определить границы, в которых нотариальная деятельность сохраняет свой непредпринимательский характер. В Евросоюзе, например, дей-ствует норма, в соответствии с которой в той части, в какой нотариусы -заняты исполнением своих публичных обязанностей, подпадающих под действие ст. 45 Договора о Европейском сообществе, европейское конкурентное право на них не распространяется. Но если нотариусы начинают заниматься другими видами деятельности, то они в зависимости- от конкретных обстоятельств могут рассматриваться в качестве предпринимателей, подпадающих под действие норм европейского кон-курентного права.
Сегодня для России эта норма не актуальна, поскольку наше законо-дательство прямо запрещает российскому нотариусу заниматься какими-либо видами деятельности, за исключением нотариальной, научной и препо-давательской. Но возможно, что эти ограничения, во-первых, не вечны, а, во-вторых, как показывает мировая, а в том числе и европейская практика, чрезмерны. Отсюда следует, что при совершенствовании законодательного регулирова-ния нотариальной деятельности в России данное обстоятельство необходимо учитывать.
Заключение
Подводя итоги курсовой работы, следует еще раз остановить внимание на то, что роль нотариата исторически объективно предопределила постепенное расширение его функций - от ведения архивов и фиксации фактов до полноценного процессуального свидетельствования до-кументов, обеспечения контроля за соответствием закону сделок, разрешения бесспорных дел.
Институт нотариата, изначально обладая характером относи-тельно независимой, автономной от государства профессиональной корпорации, имеющей органы нотариального самоуправления, за-родился и развивался в тесном взаимодействии с публичной вла-стью, государством, судебной властью. Нотариусы назначались на должность государством, находились на государственной службе.
Государство осуществляло контроль за осуществлением нотариаль-ной деятельности и придавало нотариальным документам офици-альный характер.
Роль нотариата исторически объективно предопределила постепенное расширение его функций - от ведения архивов и фиксации фактов до полноценного процессуального свидетельствования до-кументов, обеспечения контроля за соответствием закону сделок, разрешения бесспорных дел.
Нотариат можно определить как институт гражданского об-щества, представляющий собой самоуправляющееся профессио-нальное сообщество нотариусов, наделенный в лице нотариусов властными полномочиями и осуществляющий от имени РФ публичную деятельность по реализации функции госу-дарства по защите прав и законных интересов граждан, юридиче-ских лиц и общества в целом путем совершения нотариальных дей-ствий на принципах профессионализма, беспристрастности и неза-висимости.
Институт нотариата, обеспечивая защиту прав, свобод и за-конных интересов граждан и юридических лиц, выполняет функ-цию по реализации конституционного права на получение квалифи-цированной юридической помощи. Эта функция осуществляется нотариатом посредством нотариальной деятельности, в том числе при совершении нотариусами установленных законодательством нотариальных действий.
Оказание нотариатом квалифицированной юридической помо-щи состоит в обеспечении нотариусами условий для возникновения, изменения или прекращения субъективных прав граждан и юриди-ческих лиц; содействии беспрепятственной и эффективной реализа-ции имеющихся прав и обязанностей субъектами правовых отноше-ний.
Нотариат выполняет определенные законом полномочия по осуществлению государственной функции по защите прав и закон-ных интересов граждан и юридических лиц. Эти полномочия деле-гированы ему государством и для их реализации нотариат в лице нотариусов наделяется определенными властными полномочиями, в силу чего его деятельность приобретает публичный характер и реализуется от имени РФ.
Нотариат представляет собой уникальный институт с двойст-венной правовой природой, сочетающий в своей организации и дея-тельности принцип публичности с выражением и защитой частных интересов конкретных индивидов, в результате чего деятельность нотариата имеет и ярко выраженное частноправовое содержание.
Определяющая тенденция в развитии нотариата в РФ должна выражаться в постепенном движении к единому нотариату, действующему в форме свободной профессии («латинскому нотариату»). Сохранение государственного нотариа-та противоречит правовой природе нотариата как института граж-данского общества, не входящего в систему государственных орга-нов, негативно отражается на принципах независимости и беспри-страстности нотариусов и экономически нецелесообразно.
Он организационно не входит в систему органов государствен-ной власти, что позволяет определить его место в совокупности пра-вовых явлений России как полноценного института гражданского общества, независимого от государства и действующего на принци-пах самоуправления.
Нотариат может значительно разгрузить судебную систему, которая в РФ уже сильно загружена. К примеру, стороны - кредитор и должник - могут прийти к соглашению о своих обязательствах друг перед другом, а также о том, что их принудительная реализация допускается без обращения в суд; достоверность и законность соглашения удостоверяется независимым и компетентным лицом, действующим по поручению государства, - нотариусом. Наличие такого соглашения дает все основания предполагать отсутствие спора о праве, что делает излишней судебную процедуру.
Институт нотариата выполняет публичную функцию в интересах не только частных лиц, но и общества и государства. Государство, будучи заинтересовано в соблюдении законности и обеспечении равной защиты прав всех граждан, совершенно закономерно наделяет именно нотариусов обязанностями по реализации публичного интереса.
Определенные шаги в упрощении процессуального исполнения некоторых обязательств в РФ уже сделаны. Так, без обращения в суд допускается: взыскание алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об их уплате (Семейный кодекс РФ, ст.7 Федерального закона "Об исполнительном производстве"); обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного соглашения залогодержателя с залогодателем, заключенного после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога (ст.349 ГК).
Согласно статистике к началу 90-х годов в стране было 4500 государственных нотариусов, в 92-м - не более 600. К 94 году в Санкт-Петербурге было лишь четыре государственных нотариуса, а к 95-му - в Москве их осталось менее тридцати Проблемы становления Российского нотариата.//Юрист. 1996 г., №3,с.34.. К 98-му году 95% российских нотариусов были частными. В 99-му году в Москве и Московской области уже не осталось государственных нотариусов. С 1 января 99-го по 31 мая 2000 г. количество частных нотариусов увеличилось с 468 до 659 человек Нотариальный вестникъ.2000, №7, с.14..
С введением в действие Основ, нотариат стал соответствовать системе латинского нотариата, основанному на романо-германской системе права. Ещё в 1995 году РФвошла в Международный союз латинского Нотариата (далее - МСЛН). МСЛН - международная неправительственная организация, начавшая действовать с 1948 года в Буэнос-Айресе по инициативе аргентинского нотариуса Жозу Хосе Адриан Негри. Целями этой организации являются взаимодействие и координация деятельности национальных нотариальных организаций, распространение принципов и идей латинского нотариата, инициатив по его совершенствованию и стабильности.
В цели МСЛН также входит установление отношений с нотариатами на стадии их становления и с нотариусами стран, где отсутствует нотариальная организация, для сотрудничества в плане образования соответствующих структур и организаций, с нотариальными организациями, юридические системы которых, позволяют им принадлежать к латинскому Нотариату. Деятельность организации призвана помочь развитию нотариата и способствовать приданию единообразия законодательства о нотариате. В рамках МСЛН существуют различные Комиссии, которые осуществляют изучение деятельности различных национальных нотариальных систем.
Изложенное позволяет сделать вывод, что институт нотариата будет иметь все возрастающее значение в регулировании различных вышеуказанных отношений.
Библиографический список
Нормативные акты:
1. Конституция Российской федерации. М.: Тандем, 2000. - 48 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) (ред. от 29.11.2007). М.: Юрайт - Издат, 2002, 176 с.
3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002), (ред. от 04.12.2007). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа»
4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) (от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 04.12.2007, с изм. от05.01.2008). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
5. Федеральный закон (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 02.10.2007) «Основы законодательства о нотариате». // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
6. "Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти (утв. Минюстом РФ 19.03.1996), (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.03.1996 N 1055). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
7. Письмо ФНС РФ от 18.05.2005 N 04-2-03/67 "О расходах частнопрактикующего нотариуса".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
8. Приказ Минюста РФ от 21.06.2000 N 179 (ред. от 01.08.2005) "Об утверждении порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность " (вместе с ПОРЯДКОМ, утв. Приказом Минюста РФ от 21.06.2000 N 179, решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26.05.2000) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2000 N 2281). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
9. Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 N 91 " Об утверждении методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
10. Положение «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса» (утв. Приказом Минюста РФ от 17.02.1997 N 19-01-19-97) (ред. от 01.08.2005) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.03.1997 N 1268). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
11. Постановление Совмина РСФСР от 11.03.1976 N 171 (ред. от 30.12.2000) "Об утверждении перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
12. Постановление Правительства РФ от 16.02.2005 № 82 "Об утверждении Положения о порядке передачи информации в федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 № 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
14. Решение Верховного Суда РФ от 04.08.1998 N ГКПИ98-238 «О признании недействующим положения о порядке выдачи лицензийна Прево нотариальной деятельности, УТВ. Минюстом РФ 22.11.1993 N 8-5/149-081293» // СПС «Консультант Плюс: Высшая Школа», выпуск №8. // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
Учебная и специальная литература:
1. Гражданское процессуальное право России: Учебник; под ред. д.ю.н., проф. М.С. Шакарян - М.: Юрист, 2002. - 605 с.
2. Елизарьев, Г.Деление нотариата на го-сударственный и частный - противоестественно. / Г. Елизарьев // Нотариальный вестннк. - 1997. -234 с.
3. Соловьев, И. Десять лет в системе латинского нотариата. Что даль-ше?/ И. Соловьев - Эж-ЮРИСТ. - 2004. - 245 с.
4. Форин, М.М. Защита участников гражданского оборота: концептуальные вопросы и практические решения / М.М. Форин //Российская юстиция. - 1998. - №6.
5. Вайнштейн, Г. Исполнительная надпись нотариуса - документ для принудительного исполнения / Г. Вайнштейн - // Российская юстиция. - 2002. - №5.
6. Ляпидевский, Н. История нотариата/ Н. Ляпидевский - М.: Юрайт, 1875. - 452 с.
7. Беляев, И.Д. История русского законодательства/ И.Д. Беляев - М.: СПб., 1999. -- 612 с.
8. Григорьева, Л.Когда работают нотариусы, суды отдыхают / Л.Григорьева - М.: Адво-кат, - 2005. -643 с.
9. Комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате; под ред. д.ю.н., проф. М.К Треушникова. - М.: Юриспруденция, 2002. - 415 с.
10. Комментарий к Основам законодательст-ва Российской Федерации о нотариате; под ред. В.Н. Аргунова. - М.: Юриспруденция, 2004 - 137 с.
11. Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / В.С. Репин - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1999. - 246 с.
12. Репин, В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика) / В.С. Репин - М.: Юрид. лит., 1994. - 237 с.
13. Зайцева, Т.И. Настольная книга нота-риуса / Зайцева Т.И. и др.- М.: БЕК, 2000. - 231 с.
14. Черемных, Г.Г. Нотариат как институт превентивного правосудия. / Г.Г. Черемных - М.: БЕК, 2007. - 434 с.
15. Мальцева, С.В. Скитович В.В.Нотариат и суд: грани взаимоотношений / С.В. Мальцева С.В., В.В.Скитович // Журнал российского права, 2004.- -№7.
16. Жуйков, В. Нотариат как институт превентивного право-судия: общие цели, принципы и полномочия. В. Жуйков // Российская юстиция, -1998. - №6,7.
17. Лаурини, Д. Нотариат как общественный институт - гарант прав граждан и государственных интересов Д. Лаурини // Нотариальный вестникъ, 1999. - № 5/6. - С. 50-60.
18. Москаленко, И.В. Нотариат: модель юрисдикции. Научное издание./ И.В. Москаленко - М.: ФРПК, 2007. -534 с.
19. Черемных, И.Г. Нотариат и нотариальное право России./ И.Г. Черемных, - М.: Эксмо, 2008. - 246 с.
20. Швахтген А Нотариат и демократия./ А Швахтген Нотариальный вест-ник. - М.: Эксмо 1998. - № 7 -8. - С. 14
21. Гурьева, Е.В. Нотариат России: конспект лекций./ Е.В. Гурьева. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - 246 с.
22. Стешенко, Л.А., Шам6а, Т.М. Нотариат в РФ. / Л.А Стешенко, Т.М. Шам6а - М.: Норма - ИНФРА-М, 2001. - 346 с.
23. Авдеенко, Н.И., Кабанова, М.А. Нотариат в СССР. / Н.И. Авдеенко, М.А. Кабанова - М.: Юрайт-Издат, 1984. -- 276 с.
24. Ремановский, Г.Б., Ремановская, О.В. Организация нотариата в России. / Г.Б. Ремановский, О. В. Ремановская - М.: Статут, 2001. - 256с.
25. Вайшнурс, А. Правонарушения в Интернете. / А.Вайшнурс - М.: Эж-ЮРИСТ,- 2004. - 217 с.
26. Черемных, Г.Г. Развитие нотариата как системы органов превентив-ного правосудия Нотариальный вестникъ./ Г.Г. Черемных - 1998. -.№ 12. - 5 с.
27. Черемныx, И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, буду-щее / И.Г. Черемныx - М.: ОКТБ, 1999. - 345 с.