Нотариат и его роль в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц
p align="left">Как нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, так и нотариусы, занимающиеся частной практикой, совершают нотариальные действия от имени государства, поскольку и те, и другие назначаются на должность приказом Министра юстиции РФ, начальником Управления юстиции.
Такое назначение происходит с согласия Федеральной нотариальной палаты. Все нотариусы, не зависимо от их правового статуса, имеют личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должностные или места их нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, а также штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки или бланки государственной нотариальной конторы.
Статья 15 Основ закрепляет следующие права:
совершать предусмотренные Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических ли, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством РФ или международными договорами;
составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;
истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий.
В статью 16 Основ о нотариате закрепляет круг обязанностей нотариуса (как частнопрактикующего (так и государственного). Эти обязанности можно условно разделить на две группы. В первую входят обязанности, направленные на защиту прав лиц, обратившихся к нотариусу. К ним относятся следующие обязанности:
оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов;
разъяснять им права и обязанности
предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомлённость не могла быть использована им во вред
хранить в тайне сведения, которые стали известны нотариусу в связи с осуществлением им профессиональной деятельности.
Во вторую группу входят обязанности, направленные на реализацию публичного интереса. К ним относятся:
обязанность отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству РФ или международным договорам;
обязанность предоставления в налоговый орган справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимой для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (в случаях, предусмотренных законодательных актов ).
Основы о Нотариате устанавливают дополнительную обязанность нотариуса представлять сведения нотариальной палате. Эта обязанность относится как к частнопрактикующему нотариусу, так и работающему в государственной нотариальной конторе.
Нотариальная палата может истребовать от нотариуса представление сведений совершённых нотариальных действиях, документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности Ст. 28 Основ законодательства РФ о нотариате., а в необходимых случаях - личных объяснений нотариальной палате, также и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики.
В соответствии с ч.2 ст. 24 Основ о нотариате можно выделить ещё одну общую обязанность. Нотариусы обязаны предоставлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчётов с физическими и юридическими лицами.
Теперь рассмотрим различия между нотариусами, занимающимися частной практикой и государственными.
Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции РФ или по его поручению органами юстиции на местах. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, открывают нотариальную контору в том округе, где определено его рабочее место органом юстиции и нотариальной палатой. Он вправе открывать в любом банке расчётный и другие счёта, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступающим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени.
Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает пошлину, которая поступает в местный бюджет, а частный нотариус - тариф, при этом он сам уплачивает государственные налоги. Размеры тарифа и пошлины одинаковы. Они установлены законодательством РФ. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, получает строго фиксированную заработную плату, что обусловлено его статусом государственного служащего, имеющего чин. Нотариусы, занимающиеся частной практикой не ограничены в зарплате, уровень её в значительной степени зависит от их способностей и профессиональной подготовки. Нотариусам, работающим в государственной нотариальной конторе, рабочее помещение (офис) предоставляется государством, оно же выделяет деньги на его ремонт, приобретение оргтехники и другие нужды; нотариусы, занимающиеся частной практикой могут всё это иметь только за свой счёт.
Перечень нотариальных действий, совершаемых государственными нотариусами шире, чем у частнопрактикующих нотариусов, последние имеют право совершать любые нотариальные сделки за исключением выдачи свидетельств о праве на наследство и принятия мер по охране наследственного имущества Ст. 35 и 36 Основ законодательства РФ о нотариате..
Нотариальные действия, совершаемые как государственными нотариусами, так и нотариусами, занимающимися частной практикой указаны в Основах о нотариате.
Нотариусы, независимо от того, являются ли они государствен-ными или занимаются частной практикой, имеют, по общему пра-вилу, равные права, т.е. совершают равным образом все нотариаль-ные действия и несут равные обязанности; оформленные ими доку-менты имеют равную юридическую силу; нотариальные действия совершаются нотариусами, как работающими в государственных нотариальных конторах, так и занимающимися частной практикой от имени РФ.
Из равного статуса государственных и частнопрактикующих нотариусов есть лишь два исключения.
Во-первых, в соответствии со статьей 36 Основ о нотариате только государственные нотариусы ведут наследственные дела, вы-дают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к ох-ране наследственного имущества (а на практике при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы со-вершение указанных нотариальных действий поручается одному из нотариусов, занимающихся частной практикой).
Во-вторых, деятельность государственных нотариусов финан-сируется из средств государственного бюджета, следствием чего яв-ляется то, что в соответствии со статьей 17 Основ ответствен-ность за действия государственных нотариусов несет государство. Нотариус, занимающиеся частной практикой, осуществляет свою деятельность на принципе самофинансирования и отвечает за свои действия всем принадлежащим ему имуществом, т.е. несет полную материальную ответственность за законность совершаемых им но-тариальных действий.
Государственные нотариусы находятся на бюджетном финанси-ровании, в силу чего объективно не заинтересованы напрямую в со-вершении большего числа нотариальных действий. Рассмотрение организации государственного нотариата в некоторых странах Ев-ропы свидетельствует, что государственный нотариат призван обеспечи-вать совершение нотариальных действий в основном в тех местно-стях, где потребность в них низка из-за незначительного количества населения и нотариальная деятельность в силу этого носит затрат-ный характер.
Однако на современном этапе развития правовой науки, выво-ды которой неоднократно проверены зарубежной и отечественной практикой, можно с полной определенностью утверждать, что це-лям защиты субъективных прав граждан и юридических лиц наибо-лее полно отвечает нотариат, действующий в форме свободной про-фессии, т.е. частнопрактикующий, независимый нотариат.
При исполнении своей функции частнопрактикующий нотариус несет персональную ответственность, в том числе и всем своим иму-ществом, за ущерб, причиненный им какому-либо лицу. Частно-практикующий нотариус обязательно входит в состав коллегиаль-ного органа - нотариальной палаты, что является необходимым принципом деятельности нотариата латинского типа, так как спо-собствует эффективности контроля за деятельностью нотариусов, не ограничивая при этом принципов независимости и беспристраст-ности нотариуса при осуществлении нотариальных действий, по-скольку нотариальная палата не является органом государства, а представляет собой некоммерческое профессиональное самоуправ-ляющееся объединение, образованное на корпоративных началах.
Необходимо признать, что, если имеющееся равенство прав и обязанностей государственных и частнопрактикующих нотариусов дополнить выравниванием их компетенции по совершению нотари-альных действий (а именно лишить нотариусов, работающих в го-сударственных нотариальных конторах, исключительного права наведение наследственных дел), то можно прогнозировать дальней-шие значительное повышение эффективности деятельности частно-практикующих нотариусов по сравнению с нотариусами, работаю-щими в государственных нотариальных конторахЧеремных, И.Г. Нотариат и нотариальное право России. / И.Г. Черемных - М.: Эксмо, 2008. - С. 86. .
Во-первых, это обусловлено полной имущественной ответствен-ностью нотариуса, занимающегося частной практикой, за свои дей-ствия, что требует совершения только «качественных» с точки зре-ния законности нотариальных действий.
Во-вторых, взимание платы по тарифам за совершение нотари-альных действий и оставление полученных денежных средств в распоряжении частнопрактикующего нотариуса является сильным экономическим стимулом к повышению количества принятых граж-дан и представителей юридических лиц.
Если в период принятия Основ законодательства РФ о нотариате (1993 г.) наличие двух категорий нотариу-сов: государственных и частнопрактикующих - с равными права-ми и обязанностями было объективной закономерностью Репин, В.С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате. / В.С. Репин. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1999. - с. 2., обуслов-ленной необходимостью обеспечения стабильности осуществления нотариальной деятельности, преемственности нотариальных архи-вов, а также направленной на минимизацию организационных и технических проблем этапа становления частнопрактикующего но-тариата, то в настоящее время эти проблемы решены и сохранение государственного нотариата не является необходимым.
Несомненно, уже сейчас созданы предпосылки (правовые и ма-териальные) для передачи права совершения всех без исключения нотариальных действий нотариусам, занимающимся частной прак-тикой.
Сохранение категории нотариусов, работающих в государствен-ных нотариальных конторах, не только нецелесообразно по крите-риям эффективности и экономичности, но и неоправданно с теоре-тической точки зрения, исходя из признания нотариата институтом гражданского общества.
Принцип невмешательства государства в функционирование институтов гражданского общества не сочетается с большим объе-мом полномочий государства в отношении государственных нота-риусов. Формально законодательство не относит государственный нотариат к системе органов государственной власти, напротив, под-черкивает единую правовую природу частного и государственного нотариата, равенство по общему правилу прав и обязанностей. Тем не менее государственные нотариальные конторы в соответствии со статьей 7 Основ о нотариате открывались и упразднялись государ-ством в лице Министерства юстиции РФ или по его поручению - министерствами юстиции республик в составе РФ, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Теперь эта функция передана Федеральной регистра-ционной службе и ее территориальным органам. Кроме того, декла-рированные законодательством беспристрастность и независимость нотариусов при осуществлении нотариальных действий для госу-дарственных нотариусов также существуют, несмотря на то что о нив то же время являются государственными служащими с соответст-вующим иерархическим подчинением.
Следует отметить, что, несмотря на существенные отличия ста-туса нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, от статуса нотариусов, занимающихся частной практи-кой, государственный нотариат не может считаться элементом сис-темы органов государственной власти, ибо он является составной частью единой системы нотариата РФ, пред-ставляющего в целом институт гражданского общества. Некоторые моменты в организации и деятельности государственного нотариа-та, не полностью соответствующие принципам существования и функционирования института гражданского общества, не влияют на его правовую природу и позволяют считать нотариат в РФ единой системой, базирующейся на общих прин-ципах и выполняющей одни и те же функции.
Наличие в России двух категорий нотариусов придает нотариа-ту некоторую неопределенность, не согласующуюся с общей тен-денцией реформирования государственности в направлении по-строения правового государства, базирующегося на принципах признания гражданского общества, свободы гражданского оборота. Государственный нотариат нуждается в реформировании в соответ-ствии с принципами организации и деятельности института граж-данского общества с целью придания российскому нотариату еди-ного непротиворечивого статуса.
Мировая государственно-правовая практика свидетельствует, что именно нотариусы, занимающиеся частной практикой, способ-ны составить тот институт, который будет базироваться на принци-пах беспристрастности и независимости (в том числе от государст-ва) и действительно сможет реально в пределах своей компетенции осуществлять право охранительную деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
в) Должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющие нотариальные действия
Согласно ст. 1 Основ о нотариате в случае отсутствия в населённом пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. Данное правило фактически повторяется в ч.1 ст. 37 Основ о нотариате.
Условием осуществления нотариальных действий выступает отсутствие нотариуса в населённом пункте. Перечень нотариальных действий, осуществляемых должностными лицами органов исполнительной власти, ограничен. К таким действиям относятся:
удостоверение завещания;
удостоверение доверенности;
принятие мер к охране наследственного имущества;
свидетельствование подлинности документов и выписок из них;
свидетельствование подлинности подписи на документах.
Законодательными актами РФ на указанных в этой статей должностных лиц может быть возложено совершение также иных нотариальных действий.
Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населённых пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции РФ Ст. 39 Основ законодательства РФ о нотариате..
В соответствии с Инструкцией совершение нотариальных действий возлагается решением органа исполнительной власти на одно из должностных лиц аппарата органа исполнительной власти только в случае отсутствия в населённом пункте нотариуса.
При совершении нотариальных действий должностные лица обязаны соблюдать тайну совершаемых нотариальных действий, им запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе после увольнения, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Суд может освободить должностное лицо от обязанности сохранения тайны, если против него заведено уголовное дело в связи с совершённым нотариальным действием.
Должностные лица, на которых возложено совершение нотариальных действий, обязаны оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомлённость не могла быть использована им во вред.
В необходимых случаях должностные лица по просьбе обратившихся к ним за совершением нотариальных действий вправе составлять проекты документов и выписок из них, изготовлять копии документов, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий.
Нотариальные действия совершаются в день предъявления всех необходимых документов и уплаты государственной пошлины.
Совершение нотариального действия может быть отложено в следующих случаях:
при необходимости истребования дополнительных сведений от физических и юридических лиц;
при направлении документов на экспертизу.
Совершение нотариальных действий должно быть отложено, если в соответствии с законом необходимо запросить заинтересованных лиц об отсутствии у них возражений на совершение этих действий.
Срок отложения совершения нотариальных действий не может превышать месяца со дня вынесения постановления об отложении совершения нотариального действия.
По заявлению заинтересованного лица, оспаривающего в суде право или факт, за удостоверением которого обратилось другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия может быть отложено на срок не более десяти дней. Если в течение этого срока от суда не будет получено сообщения о поступлении заявления, нотариальное действие должно быть совершено.
В случае получения от суда сообщения о поступлении заявления заинтересованного лица, оспаривающего право или факт, об удостоверении которого просит другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия приостанавливается до разрешения дела судом.
При совершении нотариального действия должностные лица устанавливают личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица.
Содержание нотариально заверяемой сделки, а также других документов должно быть зачитано участникам вслух. Документы, оформляемые в нотариальном порядке, подписываются в присутствии должностного лица, совершающего нотариальное действие.
Должностные лица органов исполнительной власти не принимают для совершения нотариальных действий документы, имеющие подчистки либо приписки, зачёркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также документы, исполненные карандашом.
Если документ, подлежащий удостоверению или свидетельствованию, изложен неправильно или неграмотно, должностное лицо предлагает обратившемуся лицу исправить его или составить новый. По просьбе обратившегося документ может быть составлен должностным лицом с взиманием государственной пошлины в установленном размере.
При удостоверении завещаний, доверенностей, свидетельствовании верности копий документов и выписок из них, свидетельствовании подлинности подписи на документах удостоверительные надписи совершаются в соответствии с формами, утверждёнными Министерством юстиции РФ.
Текст удостоверительной надписи может быть отпечатан на машинке или ясно написан от руки. В тексте не должно быть подчисток. Незаполненные до конца строки и другие свободные места прочёркиваются, приписки и иные исправления оговариваются.
Для совершения удостоверительной надписи могут применяться штампы с текстом соответствующей надписи.
Должностные лица не вправе совершать нотариальные действия на своё имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков).
Если подлинность представленного документа вызывает сомнение, должностные лица органов исполнительной власти вправе задержать этот документ и направить его на экспертизу.
Должностные лица могут отказать в совершении нотариального действия, если:
совершение такого действия противоречит закону;
действие подлежит совершению должностным лицом другого органа исполнительной власти или нотариусом;
сделка не соответствует требованиям закона;
документы, представленные для совершения нотариального действия не соответствуют требованиям законодательства;
с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий.
По просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, должностное лицо должно изложить причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок его обжалования. В этих случаях должностное лицо не позднее, чем в 10-дневный срок со дня обращения за совершением нотариального действия выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия.
Все нотариальные действия, совершаемые должностными лицами, регистрируют в реестре для регистрации нотариальных действий. Реестр ведётся в соответствии с инструкцией по делопроизводству в нотариальных конторах.
За совершение нотариальных, составление проектов сделок, выполнение технической работы должностные лица органов исполнительной власти взимают государственную пошлинуФЗ РФ “О государственной пошлине”..
г) Должностные лица консульских учреждений, совершающие нотариальные действия.
На территории других государств нотариальные действия по просьбе российских граждан совершают должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на их совершение.
Должностные лица консульских учреждений РФ совершают следующие нотариальные действия: удостоверяют сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории РФ; принимают меры к охране наследственного имущества; выдают свидетельства о праве на наследство; выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свидетельствуют верность документов и выписок из них; свидетельствуют подлинность подписи на документах; свидетельствуют верность документов при переводе с одного языка на другой; удостоверяют факт нахождения гражданина в живых; удостоверяют факт нахождения гражданина в определённом месте; удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображённом на фотографии; удостоверяют время предъявления документов; принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги; совершают исполнительные надписи; принимают на хранение документы; обеспечивают доказательства; совершают морские протесты.
Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами консульских учреждений устанавливается законодательными актами РФ.
Нотариальные действия совершаются в консульском учреждении. В отдельных случаях нотариальные действия могут быть совершены вне указанного учреждения.
Нотариальные действия совершаются в день предъявления всех необходимых документов, уплаты консульских сборов и возмещения фактических расходов.
Совершение нотариальных действий может быть отложено при необходимости истребования дополнительных сведений либо документов или направления документов на экспертизу, а также по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Консул не может совершать нотариальные действия на своё имя и от своего имени, на имя и от имени своей (своего) супруги (супруга), её (его) и своих родственников по прямой линии.
Нотариальное делопроизводство в консульском учреждении ведётся на том же языке, на котором ведётся делопроизводство консульского учреждения.
Если обратившееся за совершением нотариальной помощи лицо не знает языка, на котором ведётся делопроизводство, тексты оформляемых документов должны быть переведены ему консулом, совершающим нотариальное действие, или известным консулу переводчиком.
Статья 53 Консульского устава СССР устанавливает общее правило: если совершение нотариального действия противоречит законодательству, консул отказывает в совершении такого действия. Консул не принимает для совершения нотариальных действий документы, если они не соответствуют требованиям российского законодательства или по своему содержанию могут нанести вред интересам российского государства, или содержат сведения, порочащие честь и достоинство граждан.
По просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, ему должны быть изложены причины отказа и разъяснён порядок его обжалования.
Конкретное содержание полномочий по совершению нотариальных действий консульскими учреждениями закреплено в договорах о правовой помощи и консульских конвенциях, заключаемых с каждым в отдельности государством.
Так, в договоре о правовой помощи СССР и Народной республики Албания об оказании правовой помощи по гражданским, брачно-семейным и уголовным делам определяются правомочия консульского учреждения в наследственном производстве. Согласно с.40 договора по всем делам о наследстве, которые возникнут на территории одной из договаривающихся сторон, сотрудники дипломатического или консульского учреждения другой договаривающейся стороны имеют право представлять в учреждениях юстиции или в иных учреждениях собственных граждан, если они отсутствуют и не поручили ведение дела иному доверенному лицу. Особой доверенности в этих случаях не требуется. Ст. 47 Договора между РФ и республикой Албания о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам подтверждает данное правило. Аналогичные правила содержатся и в других договорах о правовой помощи Ремановский, Г.Б., Ремановская, О.В. Организация нотариата в России. / Г.Б Ремановский, О.В. Ремановская - М., 2001. - 256с..
2.4Нотариус - представитель в отношениях с государством
Институт нотариата выполняет публичную функцию в интере-сах не только частных лиц, но и общества и государства.
Государство, будучи заинтересовано в соблюдении законности и обеспечении равной защиты прав всех граждан, совершенно зако-номерно наделяет именно нотариусов обязанностями по реализации публичного интереса. Статус нотариуса в полной мере отвечает ука-занным задачам.
Прежде всего, нотариус обладает данными ему государством властными полномочиями, следовательно, от него исходит доку-мент, обязательства по которому обеспечиваются государством, его правоохранительной системой.
Немаловажно и то, что законодательством о нотариате предусмотрены правила, направленные, помимо представительства инте-ресов конкретного индивида, на защиту прав и законных интересов государства, общества, неопределенного круга физических и юри-дических лиц.
Кроме того лицо, обеспечивающее публичный интерес, должно обладать особым статусом: быть независимым и беспристрастным. Именно таким и является частнопрактикующий нотариус.
В настоящее время Основами законодательства РФ о нотариате предусмотрен достаточно узкий круг прав и обязанностей нотариусов, направленных на обеспечение публично-го интереса при совершении нотариальных действий для частных лиц Ст. 64 Основ о но-тариате..
Так, удостоверяя сделки с имуществом, зачастую на крупные суммы, нотариус, по мнению исследователей, мог бы эффективно выполнять функцию налогового агента Ст. 24 Налогового кодекса РФ., что имеет место, например, во Франции.
Абсолютная прозрачность нотариальной деятельности, следую-щая из его публично-правового статуса, служит препятствием к ук-лонению от уплаты налогов с имущества, ставшего предметом нота-риального акта.
Совершая нотариальные действия, нотариус обязан каждое из них зарегистрировать в реестре для регистрации нотариальных действий. Таким образом, у него формируется архив юридически значимой документации.
В настоящее время в соответствии со статьей 102 Основ о нотариате по просьбе заинтересованных лиц нотариус обеспечивает до-казательства, необходимые в случае возникновения дела в суде или административном органе, если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможными ли затруднительным. При этом нотариус не обеспечивает доказательств по делу, ко-торое в момент обращения заинтересованных лиц к нотариусу нахо-дится в производстве суда или административного органа.
Однако при возложении на нотариат функций представления публичных интересов необходимо строго соблюдать гарантии нота-риальной деятельности и учитывать специфику функционирования института нотариата.
Любые обязанности, помимо оказания квалифицированной юридической помощи, могут быть возложены на нотариусов при одновременном соблюдении следующих условий:
- строгая процессуальная регламентация таких обязанностей на уровне федерального закона;
- обеспечение полной компенсации расходов нотариусов, по-несенных при выполнении указанных функций;
- учет специфики нотариальных процедур, в частности необ-ходимости соблюдения нотариальной тайны.
Помимо представления публичных интересов нотариат осуществляет представительство и частных интересов граждан и юридических лиц, в том числе перед государством.
Обеспечивая и защищая права и свободы граждан и юридических лиц, институт нотариата играет важную роль в содействии реализации на практике закрепляемых законодательством субъективных прав.
Обеспечение прав и законных интересов только одной из сто-рон, например сделки, недостаточно для обеспечения развития, стабильности и бесконфликтности гражданского оборота в целом. Интересы соблюдения требований законности, а также обеспечение баланса частных интересов и общих, публичных интересов вызывают необходимость поиска субъекта, способного взять на себя такую обязанность.
В соответствии с право вой природой нотариата нотариус является независимым лицом, осуществляющим от имени и по поручению государства отдельные полномочия по реализации государственной функции по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства и общества.
Следовательно, именно нотариат является правовым институтом, действующим не только в интересах отдельных частных лиц, но и представляет собой силу, способную уравновесить, выровнять баланс частных и публичных интересов на основе принципов закон-ности, независимости и беспристрастности.
В правовой практике наиболее традиционным является мнение, что нотариус - это представитель государства, но никак не пред-ставитель граждан или юридических лиц. Взгляд на нотариуса как на доверенное лицо, представляющее интересы гражданина в тех или иных отношениях с другими гражданами или государственны-ми органами, достаточно нетипичен.
Тем не менее в настоящее время нормы Основ о нотариате, со-держащие правила о совершении отдельных видов нотариальных действий, в ряде случаев определяют роль нотариуса именно как представителя стороны: гражданина или юридического лица. Так, нотариус по просьбе граждан и юридических лиц передает заявления другим гражда-нам, юридическим лицам либо лично под расписку, либо пересыла-ет по почте с обратным уведомлением Ст. 86 Основ законодательства РФ о нотариате..
Статья 87 Основ закрепляет, что в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ, нотариус принимает от должника в депозит денежные суммы и ценные бума-ги для передачи их кредитору. Закон устанавливает, что денежные средства или ценные бумаги вносятся на депозитный счет нотариу-са в том случае, если невозможно исполнение обязательства непосредственно самому кредитору. Такая невозможность исполнения может быть вызвана различными причинами, в частности:
- отсутствием кредитора в месте исполнения обязательства; - недееспособностью кредитора и отсутствием у него предста-вителя;
- затруднением в определении самого кредитора (в случае, ес-ли между кредитором и другими лицами возникает спор по поводу обязательства);
- уклонением кредитора от принятия исполнения или иной просрочкой с его стороны.
Ярко проявляются представительские функции нотариуса и при совершении других нотариальных действий, в частности в об-ласти осуществления гражданами их прав в сфере наследственного права.
Например, в соответствии со статьей 63 Основ о нотариате в течение шести месяцев со дня открытия наследства нотариус принимает письменные претензии от кредиторов наследодателя.
Нотариус по месту открытия наследства по сообщению граж-дан, юридических лиц либо по своей инициативе принимает меры к охране наследственного имущества. Указанные действия соверша-ются нотариусом, когда это необходимо в интересах наследников, отказополучателей, кредиторов или государства.
В вышеперечисленных случаях нотариус действует как пред-ставитель интересов либо наследников, либо кредиторов, либо го-сударства. Однако это своеобразное представительство происходит без оформления полномочий, так как закон предоставляет нотариу-су право осуществлять меры по охране наследственного имущества, в том числе и по своей инициативе.
Рассмотрение нотариуса как лица, уполномоченного осуществ-лять представительские функции, нетрадиционное для отечествен-ного нотариального права, является обычным для практики регули-рования нотариальной деятельности в ряде зарубежных стран.
В ряде стран нотариус выступает как представитель стороны в суде по делам особого производстваШвахтген, А. Нотариат и демократия. / Швахтген А. // Нотариальный вест-ник. - 1998. - № 7 -8. - С. 14..
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целях обеспе-чения баланса частных и публичных интересов, способствования развитию стабильного и бесконфликтного гражданского оборота в целом, соблюдения требований законности статусу российского но-тариуса следует придать новую черту: дать нотариусу возможность быть непосредственным представителем граждан и юридических лиц во взаимоотношениях с государством.
Нотариус всегда и везде действует не только как представитель интересов стороны, но и как охранитель прав и интересов других лиц, как гарант общественного спокойствия. Поэтому на современ-ном этапе развития Российского государства полномочия нотариуса как представителя гражданина могли бы быть расширены с учетом имеющегося положительного зарубежного опыта.
На основании изложенного можно сделать следующие выводыЧеремных, И.Г. Нотариат и нотариальное право России. / И.Г. Черемных - М.: Эксмо, 2008. - С. 179-180..
1. Институт нотариата выполняет публичную функцию в инте-ресах не только частных лиц, но и общества и государства. Следо-вательно, учитывая сущность нотариата и публичный характер нотариальной деятельности, совершенно закономерно, что законода-тельством предусмотрено совершение нотариусами ряда действий не только в интересах лиц, обратившихся за совершением нотари-ального действия, но и государства.
Государство, будучи заинтересованным в соблюдении законно-сти и обеспечении равной защиты прав всех граждан, совершенно закономерно наделяет именно нотариусов обязанностями по реали-зации публичного интереса. Статус нотариуса в полной мере отве-чает указанным задачам.
2. Важнейшими для обеспечения публичного интереса характеристиками статуса нотариуса можно назвать следующие:
- нотариус обладает данными ему государством властными полномочиями, следовательно, он имеет возможность при нудить к исполнению своих решений;
- нотариус является независимым и беспристрастным;
- законодательством о нотариате предусмотрены правила, на-правленные, помимо представительства интересов конкретного ин-дивида, на защиту прав и законных интересов государства, общест-ва, неопределенного круга физических и юридических лиц.
З. Делегировав институту нотариата публичную функцию обес-печения и защиты прав, государство должно болеешироко исполь-зовать его позитивный потенциал, в частности, в следующих на-правлениях:
а) возложить на нотариуса функцию налогового агента, предос-тавив ему право принимать в депозит денежные суммы в уплату на-логов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты;
6) закрепить обязанность нотариуса формировать и обеспечи-вать сохранность архива наиболее значимых правовых документов не только по сделкам и завещаниям, но и доверенностей на распоряжение объектами недвижимого имущества и транспортными средствами; текстов нотариальных актов, затрагивающих права несовершеннолетних, ограниченно дееспособных лиц, иных лиц, ну-ждающихся в дополнительных гарантиях защиты их прав;
в) усовершенствовать институт обеспечения нотариусами дока-зательств, предоставив возможность по обеспечению нотариусами отдельных видов доказательств (например, свидетельских показа-ний) и после принятия дела к своему производству судом или адми-нистративным органом.
4. При возложении на нотариат функций представления пуб-личных интересов необходимо строго соблюдать гарантии нотари-альной деятельности и учитывать специфику функционирования института нотариата.
Любые обязанности, помимо оказания квалифицированной юридической помощи, могут быть возложены на нотариусов при одновременном соблюдении следующих условий:
- строгая процессуальная регламентация таких обязанностей в федеральном законе;
- полная компенсация расходов, понесенных нотариусом при выполнении указанных функций;
- учет специфики нотариальных процедур, в частности необ-ходимости соблюдения нотариальной тайны.
5. Для обеспечения баланса частных и публичных интересов, способствования развитию стабильного и бесконфликтного граж-данского оборота в целом, соблюдения требований законности но-тариусу необходимо дать возможность быть официальным предста-вителем граждан и юридических лиц во взаимоотношениях с госу-дарством.
Глава 3. Роль нотариата в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц
3.1 Место и роль нотариата в реализации норм гражданского права в России
Реализация гражданского права опирается на автономный, самовозобновляемый и саморегулируемый механизм поведения, главной движущей силой которого являются индивидуальные интересы адресата нормы. При всей популярности в современной России идеи возврата к прежнему дихотомическому делению системы права на частное и публичное важно учитывать, что вместе с этой идеей к нам возвращаются и все те трудности, которые сопровождали ее применение в теории и на практикеМоскаленко, И.В. Нотариат: модель юрисдикции. Научное издание./ И.В. Москаленко - М.: ФРПК, 2007. - С. 6..