В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Республики Беларусь. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия. Весьма важно преодоление достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.
Это потребует высокопрофессионального состава юристов и достаточной правовой грамотности государственных служащих и других лиц, занятых юридической и иной деятельностью.
Право представляет собой систему, которая регулирует в соответствующих пределах систему экономическую, политическую, экологическую, нравственную и другие, упорядочивая эти отношения. Правовая система в широком ее понимании представляет собой закономерно связанную целостность всех юридических факторов (правосознания, законодательства, правоотношений, юридических процедур правотворчества и правореализации), упорядочивающих отношения между субъектами права.
Все формы осуществления права служат утверждению законности и правопорядка. Государство призвано управлять обществом, а право - справедливо и точно регулировать отношения между людьми по пути обеспечения социального прогресса. Основное функциональное назначение государства и права выражается в создании достойных условий существования человека как высшей ценности общественного развития, защите всей совокупности его прав и свобод, предоставлении возможности их реализации в полном объеме. Это провозглашено в качестве важнейшей основы конституционного строя Республики Беларусь, и должно найти отражение при изучении основ права.
Основной источник системы права Республики Беларусь - нормативно-правовой акт. Содержащиеся в правовых актах нормы распространяют свое действие на территорию Республики Беларусь, субъектов права, определяя их правовой статус, регулируя правоотношения, возникающие меду ними, являются гарантией защиты их прав и интересов.
Настоящее пособие адресовано студентам неюридических вузов, где знания о праве не являются профилирующими и ограничены лишь курсом «Основы права». В связи с этим одной из главных задач курса, наряду с просветительской, является преодоление правового нигилизма, негативного отношения к праву, которое складывалось в течение определенного времени в обществе.
Изучение основ права представляет не только теоретический, но и практический интерес для каждого человека.
Преподавание дисциплины «Основы права» предполагает изучение основных правовых категорий важнейших отраслей отечественного права наряду с ознакомлением с международными актами в области прав человека, усвоением главнейших положений Конституции Республики Беларусь, кодексов, законов, декретов и указов президента Республики Беларусь. Курс «Основы права» рассчитан на чтение лекций, проведение практических занятий, подготовку рефератов студентами, выполнение контрольных работ студентами заочной формы обучения, предполагает широкий объем самостоятельной работы студентов. Главная цель курса лекций - дать понятие общей социальной направленности правовых установок, привить обучающимся навыки правильного ориентирования в системе законодательства, формирование основ правового сознания и правовой культуры, пробуждение интереса к праву, привитие элементарных навыков и умений по применению норм права в конкретной ситуации.
Учебное пособие дает ориентиры студентам для дальнейшей надлежащей организации работы на занятиях и самостоятельной работы, более углубленного изучения юридической науки.
Курс лекций раскрывает основные темы и вопросы по дисциплине и построен согласно Учебной программе по курсу «Основы права» для неюридических специальностей высших учебных заведений /Сост. А.Д. Кишкевич, В.Н. Кивель, утвержденной Учебно-методическим объединением вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию 1 декабря 2000года, регистрационный №ТД-9/тип, которая составлена в соответствии с образовательным стандартом «Высшее образование. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» для неюридических специальностей высших учебных заведений.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Тема 1: Общая теория государства и права
1. Понятие и признаки государства. Функции государства. Государство и право. Государственный аппарат. Гражданское общество и правовое государство.
2. Сущность права. Понятие норм права, их структура и виды
3. Правовая система. Понятие правоотношений, их виды.
4. Правовое сознание. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.
5. Законность и правопорядок. Правовая культура.
1. Понятие и признаки государства. Функции государства. Государственный аппарат. Гражданское общество и правовое государство.
Средствами, с помощью которых организуется и управляется общество, являются:
Социальные нормы - правила поведения, регулирующие отношения между людьми.
Власть - способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью воли, авторитета, права, насилия.
Государство - это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций, выражающая интересы его граждан, социальных групп.
Признаки государства:
Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы).
Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство).
Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Обладание суверенитетом (состояние независимости государственной власти при решении как внутренних, так и внешних задач).
Наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выполнение функций государства.
Единая денежная система, единое экономическое и правовое пространство.
Существование системы взимания налогов.
Наличие внешней атрибутики: гимн, герб, флаг, столица.
Функции государства - это основные направления его деятельности, благодаря которым реализуется назначение государства. По сферам распространения они делятся на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства:
правотворческая функция: принятие законов и иных нормативных актов;
регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция);
осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики (функция финансового контроля);
обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция охраны правопорядка);
оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция);
осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды (экологическая функция).
Внешние функции государства:
осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;
заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества;
обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет;
определение статуса государственной границы и ее защита.
Каждое государство представляет собой четкую и хорошо структурированную организацию власти, которая обеспечивает выполнение стоящих перед ним целей и задач. Звеньями такой властной структуры являются государственные органы.
Государственный орган -это специально созданная организация, имеющая строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Объединенные в единую систему органы государства образуют аппарат государства.
По характеру выполняемых задач, государственные органы подразделяются на три группы:
Представительные законодательные органы: парламент (в Республике Беларусь - Национальное Собрание), а также местные Советы депутатов - представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
Органы исполнительной власти: правительство (в Республике Беларусь - Совет Министров), министерства, госкомитеты, местные исполнительные и распорядительные органы; правоохранительные органы.
Органы судебной власти: Конституционный Суд, Верховный Суд, областные, городские, районные суды, Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей.
Право взаимосвязано с государством, взаимодействует с ним в выполнении задач, отвечающих интересам народа. Государство и право выступают регулятором общественных отношений, процессов, протекающих в социально-политической, экономической, культурной и иных сферах жизни.
Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Государство предназначено:
- гарантировать на властной основе свободу в обществе,
- создавать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов.
Со времен возникновения государства и права и до сих пор человечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом. Над созданием и развитием учения о правовом государстве трудились античные мыслители (Сократ (IV век до н.э.), Платон (427-347гг. до н.э.), Аристотель (384-323гг. до н.э.)), Джон Локк (1632-1704гг.) и Шарль Монтескье (1689-1775гг.), Иммануил Кант (1724-1804гг.) и Гегель (1770-1831гг.).
Термин «правовое государство» впервые применил немецкий ученый К.Велькер в 1813г., а ввел его в научный оборот в 1832г. также немец Роберт фон Моль. Для нас особую ценность представляет наличие отдельных принципов правового государства (разделение властей, верховенство закона) в Статуте Великого Княжества Литовского 1588г.
Правовое государство - это государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека.
Правовое государство - часть правового общества. Разрешать социальные противоречия должны механизмы правового государства. Ныне определение государства правовым предполагает наличие общечеловеческих достижений демократии и цивилизации, т.е.:
верховенства закона во всех сферах жизни общества;
подчинения государства праву;
защиты прав и свобод личности;
взаимной ответственности личности и государства;
высокой роли суда.
Признаками правового государства выступают:
мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции;
наличие государственной власти в виде отдельных блоков, включая исполнительную власть;
наличие местного самоуправления;
подчиненность всех подразделений власти закону;
независимое и сильное правосудие;
утверждение в обществе неотъемлемых, фундаментальных прав и свобод человека;
взаимная ответственность государства и личности;
все общество, а не только государственная власть, выступает в качестве правового.
Правовое государство предполагает гражданское общество, т.е. существование автономных, суверенных, свободных личностей, равных друг другу и обладающих частной собственностью на условия своей жизнедеятельности.
Гражданское общество - это система общественных отношений между людьми, обладающими реальнымиправами и свободами, обеспеченными государством.
Верховенство закона предполагает недопустимость произвола в управлении и является формальной стороной правового государства. Содержательной стороной является качество самого закона. Правовое государство должно быть связано правом, представлениями общества о справедливости, гарантией чего выступает система конституционного контроля.
Основные принципы права, на которых строится правовая система правового государства:
Общее отношение к праву и закону:
человек - цель, а не средство достижения цели;
общество и члены его, подчиняясь закону, используют закон для подчинения властвующего;
строгое соблюдение законов;
свобода - в соблюдении законов, а не в игнорировании их;
пользующийся правом не нарушает чужих интересов;
злоупотребление правом исключено;
закон не имеет обратной силы.
Отношение к человеку как к высшей ценности права:
человек имеет право на личную неприкосновенность;
никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии с законом (презумпция невиновности).
Установление истины:
- никто не может быть судьей в собственном деле;
- незнание закона не освобождает от ответственности;
- равноправие сторон в деле;
- всякое сомнение - в пользу обвиняемого;
- отрицательные положения не доказываются.
2. Сущность права. Понятие норм права, их структура и виды
Право - это выраженная в системе общеобязательных правил поведения государственная воля общества.
Признаки права:
право - это, прежде всего система норм;
право исходит от государства, т.е. принимается, санкционируется или признается им;
право охраняется государством - нарушение норм права должно повлечь государственное принуждение;
обязательность права, состоит в том, что нормы права распространяют своё действие на все субъекты, нормы права обязательны для всех;
право выступает регулятором всех общественных отношений.
Для того, чтобы право было воспринято сознанием, оно должно быть материально оформленным. Формой существования (выражения) права являются письменно оформленные документы, исходящие от государственных органов и содержащие нормы права.
Норма права - государственно-властное предписание, общеобязательное правило, направленное на регулирование общественных отношений. Есть нормы, которые прямо не регулируют общественные отношения, но необходимы для правового регулирования общественных отношений. Например, декларативные нормы, нормы-принципы и т.д.
Главным делением правовых норм признается деление их на следующие виды:
Регулятивные, их еще называют правоустановительными, поскольку в них содержатся предписания, предоставляющие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности.
Охранительные- устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности и другие принудительные меры защиты субъективных прав.
В зависимости от характера и отраслевой принадлежности предусмотренной санкции охранительные нормы классифицируются на: уголовно-правовые, гражданско-правовые, административные, дисциплинарные.
Регулятивные нормы по своему содержанию делят на:императивные,т.е. не допускающие никаких отступлений идиспозитивные, т.е. допускающие поведение адресата норм по соглашению с партнером.
Структура правовой нормы - это ее внутреннее строение, состоящее из ее элементов. Структура правовой нормы согласно общепризнанной точке зрения состоит из 3-х элементов:
1. Гипотеза - это условия, при которых норма применяется;
2. Диспозиция - это содержание нормы, т.е. устанавливаемое нормой само правило поведения;
3. Санкция - это ответственность за неисполнение.
Нормы права существуют для того, чтобы активно воздействовать на поведение людей, регулировать общественные отношения. Влияние права на поведение людей осуществляется через их волю и сознание. Благодаря правовому регулированию люди могут поступать так, как это предписывается нормами права. Их поведение упорядочивается, приводится в соответствие с потребностями общественного развития, общими и индивидуальными интересами граждан государства.
3. Правовая система. Понятие правоотношений, их виды.
Правовая система в широком ее понимании представляет собой закономерно связанную целостность всех юридических факторов (правосознания, законодательства, правоотношений, юридических процедур правотворчества и правореализации), упорядочивающих отношения между субъектами права.
Правовая система в узком смысле (система права) - это внутреннее строение права, деление его на взаимосвязанные между собой определенные составные части, согласованная целостность правовых норм, институтов, отраслей.
Структурные элементы системы права:
Правовые нормы
Институты права
Отрасли права.
Институт права - это обособленная часть отрасли права, представляющая собой группу норм права, регулирующих определенный вид общественных отношений. В гражданском праве - институт купли-продажи собственности; в конституционном праве - институт гражданства, избирательного права и т.д.
Отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.
Подотрасль права - группа норм, регулирующих общественные отношения определенного вида, характерные для соответствующей отрасли права.
Например: Подотраслями гражданского права являются наследственное, авторское, транспортное право; финансового права - налоговое, банковское право.
Среди отраслей права можно выделить отрасли:
Материального права:
- гражданское право, трудовое право, семейное право, уголовное право и др.;
Объекты - материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения;
Содержание - материальное - т.е. дозволенное поведение обязанного лица, и юридическое - т.е. субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения.
Обстоятельства, которые предусмотрены в законе и иных источниках права в качестве основания возникновения правовых отношений, называются юридическими фактами.
Субъекты (стороны) правоотношения - это участники правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями.
Субъектами правоотношений могут быть:
граждане данного государства, иностранные граждане, лица без гражданства и имеющие двойное гражданство;
государственно-территориальные образования (государства, города, районы и иные территориальные единицы, избирательные округа), их население, а также организации (государственные органы, общественные объединения, организации и пр.).
Граждане являются субъектами многих правоотношений:
- имущественных, жилищных, брачно-семейных, уголовно-правовых и др.
Государство вступает в международно-правовые, конституционно-правовые, гражданско-правовые (например, по поводу объектов государственной собственности) и некоторые другие.
Возможность того или иного субъекта быть участником правоотношения определяется его правосубъектностью, т.е. способностью быть субъектом права.
Правосубъектность включает следующие элементы:
1. Правоспособность - способность иметь субъективные права и юридические обязанности;
2. Дееспособность - способность реализовать права и обязанности своими действиями и способность нести юридическую ответственность за свои действия (деликтоспособность).
Объем правосубъектности различных субъектов права различен. Для индивидуальных субъектов он в основном зависит от возраста, гражданства, состояния душевного здоровья. Так, с 18 лет возникает избирательное право и право на вступление в брак, с 14 лет - обязанность нести ответственность за совершение наиболее опасных, а с 16 лет - всех преступлений и т.п. Таким образом, при равном правовом статусе граждан реальное правовое положение каждого из них неодинаково.
Правосубъектность государственно-территориальных образований и их населения, их возможность вступать в те или иные правоотношения определяются международно-правовыми актами, Конституцией государства, другими законами.
Правосубъектность органов государства, обладающих властными полномочиями, определяется их компетенцией, а правосубъектность организаций и индивидуальных субъектов, осуществляющих производственную, иную хозяйственную деятельность и зарегистрированных в установленном порядке, - статусом юридического лица. Объем компетенции и юридического статуса зависит, прежде всего, от целей создания и деятельности государственного органа или юридического лица.
Гражданская правоспособность возникает с момента рождения (например, право иметь собственность), а дееспособность появляется позднее - частичная с 14 и полная с 18 лет. И правоспособность, и дееспособность гражданина могут быть ограничены только в случаях, установленных законом, и только в судебном порядке.
Содержание правоотношений образуют взаимные права и обязанности сторон - субъективные права и юридические обязанности. Содержание - самый главный элемент правоотношений.
Субъективное право - это установленная юридической нормой мера возможного поведения участника правоотношения.
Юридически возможное поведение имеет три формы своего проявления:
1. Возможность собственных поступков.
2. Возможность требовать определенного поведения от обязанных лиц.
3. Возможность обратиться за поддержкой и защитой к государству.
Юридическая обязанность - это вид и мера должного поведения обязанного субъекта, т.е. обусловленная требованием юридической нормы и обеспеченная возможностью государственного принуждения необходимость определенного поведения, определенных действий. Если от субъективного права можно отказаться, т.е. не использовать его, то от юридической обязанности отказаться нельзя. Праву одной стороны в правоотношениях соответствует обязанность другой стороны и наоборот.
Объект правоотношений - это то, по поводу чего возникает, существует само правоотношение.
Объекты правоотношений классифицируются на:
Материальные блага - деньги, ценные бумаги, вещи, и др.
Нематериальные блага - жизнь, здоровье, честь и достоинство человека, его свобода и безопасность, неприкосновенность личности, почетные звания и др.
Культурные ценности и иные нематериальные результаты человеческого труда - произведения искусства и литературы, изобретения, научные открытия, различного рода услуги, т.е. результаты духовного творчества людей, социального и бытового обслуживания.
Документы - паспорта, дипломы, удостоверения, протоколы следственных действий, административные протоколы и т.п.
Действия, поведение людей, например, в процессуальных и гражданско-правовых отношениях - явка лица по вызову компетентных органов, дача показаний свидетелем, перевозка пассажиров, хранение и др.
4. Правовое сознание. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.
Правосознание является одной из форм общественного сознания. Поскольку право устанавливает общественно полезные и общественно опасные формы поведения, то оно не может не порождать к себе определенного отношения. Это отношение может быть положительным и выражаться в том, что личность понимает ценность права в жизни общества и стремиться следовать его требованиям; но может быть и отрицательным, когда человек считает право ненужным, бесполезным.
Правосознание -это совокупность взаимосвязанных идей, представлений, чувств, выражающих отношение общества, группы, индивидов к праву и правовым явлениям.
Виды правосознания:
Индивидуальное - представляет собой совокупность правовых знаний и оценок правовых явлений, свойственных одной личности (законопослушность, протест, безразличие).
Групповое - отражает интересы классов, профессиональных групп, объединений и партий.
Общественное - охватывает правовые идеи, принципы, теории, признанные большинством общества.
Обыденное - отношение к праву и законности, складывающееся на основе стереотипов, слухов, настроений, переживаний.
Профессиональное - составляют убеждения, традиции, стереотипы, которые складываются у юристов-практиков.
Научное - представляет собой систему доктрин, концепций, взглядов, отражающих закономерности развития правовой сферы.
Правомерное поведение -- это осознанная форма деятельности субъектов права, сообразующаяся с предписаниями юридических норм.
Признаки правомерного поведения:
-общественная (социальная) полезность;
-соответствие нормам права;
-подконтрольность сознанию и воле лица.
Акты правомерного поведения могут быть классифицированы по различным основаниям:
По форме проявления разделяется на действие (активная форма поведения субъекта права в рамках закона) и бездействие (воздержание лица от совершения действий, нарушающих нормы права).
В зависимости от отраслевой принадлежности нормы права подразделяются на: административно-правовые; гражданско-правовые и т.п.
В зависимости от субъекта поведения различают:
действия государства в лице своих органов и должностных лиц,
физических лиц, коммерческих структур,
общественных объединений и т.д.
По формам реализации правовых предписаний их можно разделить на:
исполнение,
соблюдение,
использование и применение норм права.
Правонарушение -- это винов-ное, противоправное деяние лица, достигшего установленного зако-ном возраста и способного руководить своими поступками, причиня-ющее вред интересам общества, государства и личности, и влекущее за собой правовую ответственность.
В зависимости от общественной опасности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.
Преступление - это совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.Преступления отличаются максимальной степенью обществен-ной опасности, посягают на наиболее социально значимые интере-сы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных дея-ний, предусмотренных уголовным законом, является исчерпываю-щим и расширительному толкованию не подлежит.
Проступок - это деяние, имеющее внешнее сходство с преступлением, но не содержащее его признаков вследствие отсутствия общественной опасности.
Проступки отличаются меньшей степенью социальной опаснос-ти, совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательств и юридические последствия.
Проступки подразделяются на:
гражданские- это проступки, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных отношений;
административные-проступки, посягающие на государственный или общественный порядок, на собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность;
дисциплинарные - противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, за которое устанавливается дисциплинарная ответственность;
процессуальные,посягающие на установленные законом процедуры осуществления правосудия, например, неявка свидете-ля в суд.
Установление факта правонарушения прямо зависит от наличия всех его элементов, а именно:
деяние (действие или бездействие) - это выраженное вовне фактическое противоправное действие либо противоправное несовершение предписанного законом поведения;
виновность (вина может быть в форме умысла или неосторожности) - это психическое отношение субъекта к совершаемому им правонарушению и к возможным его последствиям;
противоправность- это отступление поведения лица от предписаний правовых норм;
вредный результат - это совокупность отрицательных последствий правонарушения; причинная связь между деянием и результатом.
Юридический состав правонарушения - это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности.
Юридический состав правонарушения включает в себя:
объект правонарушения - это то, на что посягает правонарушение, т.е. это область общественных отношений, регулируемая и охраняемая правом, в которой совершено правонарушение;
субъективная сторона правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к совершенному им противоправному деянию и его последствиям. Она характеризуется способностью лица отвечать перед обществом за противоправное деяние.
Субъективная сторона включает в себя:
цель - это конечный результат, которого стремится достичь лицо, совершающее правонарушение;
мотив- внутреннее побуждение, которым руководствуется лицо, совершающее правонарушение;
вина- это психическое отношение лица к совершаемому им правонарушению и к возможным его последствиям. Выражается в форме умысла или неосторожности. Умысел может быть прямым и косвенным.
При прямом умысле лицо осознает общественно опасный характер своих действий, предвидит возможность наступления вредных последствий и желает их наступления.
При косвенном умысле лицо осознает общественно опасный характер своих деяний, предвидит возможность наступления вредных последствий, не желает, но допускает наступление указанных в законе последствий.
Неосторожность также выражается в двух формах:
1. При самонадеянности лицо предвидит общественно опасные последствия своих деяний, но легкомысленно рассчитывает на возможность их предотвращения.
2. При небрежности лицо не предвидит общественно опасных последствий своих деяний, хотя могло и должно было предвидеть.
Объективная сторона правонарушения - это совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение. Объективная сторона характеризуется следующими признаками:
это деяние - действие или бездействие;
противоправность деяния - отступление поведения субъекта от соответствующих правовых предписаний (формальный аспект);
причинная связь между деянием и общественно опасными последствиями.
Юридическая ответственность -- это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера.
К принципам юридической ответствен-ности относятся:
ответственность только за противоправное поведение, а не мысли;
ответственность лишь при наличии вины в действиях право-нарушителя;
законность -- состоит в соблюдении и исполнении законов в процессе возложения ответственности;
справедливость -- наказание должно быть соизмеримо соде-янному;
целесообразность -- предполагает соответствие избираемой в отношении нарушителя меры воздействия целям юридической ответ-ственности;
принцип быстроты (своевременности) -- ответственность за правонарушение должна наступать максимально быстро.
Классифицируют юридическую ответственность по следую-щим основаниям:
В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, разли-чаются:
уголовная,
административная,
гражданско-правовая,
дисциплинарная.
В зависимости от органов, возлагающих юридическую ответ-ственность, различают ответственность, возлагаемую органами госу-дарственной власти, государственного управления, судами и другими юрисдикционными структурами.
Виды юридической ответственности:
Уголовная ответственность - это ответственность за совершенное преступление. Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает следующие виды наказания за совершенные преступления: (см. ст. 48УК РБ) общественные работы; штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; исправительные работы; ограничение по военной службе; арест; ограничение свободы; лишение свободы; пожизненное заключение; смертная казнь, которая применяется в виде исключительной временной меры наказания и некоторые другие.