Рефераты

Общая теория государства и права

p align="left">Е) Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Местное самоуправление представляет собой деятельность населения местной административной единицы для самостоятельного решения как непосредственно, так и через избираемые им органы вопросов местного значения.

Основным звеном местного самоуправления являются местные Советы депутатов - представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

Систему местных Советов депутатов составляют сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы депутатов. Местные Советы депутатов избираются сроком на четыре года.

Система местных органов управления состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных и распорядительных органов. Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета являются исполнительный комитет, обладающий правами юридического лица. В городах с районным делением их представляют местные администрации.

Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь и утверждаются соответствующим местным Советом депутатов.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов.

Тема 4. Основы административного права.

Понятие и сущность административного права.

Административно-правовые отношения и их особенности.

Субъекты административного права, их виды.

Понятие государственной службы. Государственные служащие и их категории.

Понятие административного правонарушения.

Условия привлечения к административной ответственности.

1.Понятие и сущность административного права.

Административное право является отдельной самостоятельной отраслью права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления.

Нормы административного права:

устанавливают формы и методы государственного управления, способы обеспечения законности в государственном управлении;

регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами;

определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений в сфере управления;

регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и экономической сфере.

Для административного права характерны следующие методы правового регулирования:

Метод власти-подчинения (отношения строятся на подчинении одного участника другому);

Метод рекомендаций (рекомендации субъекта управления приобретает правовую силу при условии принятия ее другим участником управления);

Метод согласования (регулируются отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении);

Метод равенства (субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора).

2. Административно-правовые отношения и их особенности.

Административное право регулирует отношения, связанные с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех ее уровнях.

Административные правоотношения - это общественные отношения, складывающиеся в области исполнительной и распорядительной деятельности и урегулированные нормами административного права.

Особенности административно-правовых отношений:

-одной из сторон данных отношений всегда является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями;

-одна из сторон принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении другой стороны, поскольку наделена соответствующими государственно-властными полномочиями;

-многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства;

-административно-правовые отношения могут возникнуть по инициативе любой из сторон, нос согласие второй стороны не является обязательным;

-споры, которые могут возникнуть между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке - путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти;

-в случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов.

3. Субъекты административного права, их виды.

Субъект административного права - обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации возложенных на него полномочий.

Субъект административно-правовых отношений - тот, кто наделен государственно-властными полномочиями (лицо или организация) и на кого административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций.

Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;

административная правоспособность и дееспособность субъекта;

основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

Субъектами административного права могут быть:

граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства;

государственные и негосударственные организации.

Их можно классифицировать следующим образом:

1. Главные, наделенные верховной административной властью - глава государства - Президент;

2. Основные - органы государственного управления, исполнительные;

3. Специальные (функциональные), осуществляющие, как правило, одну контрольно-надзорную функцию;

4. Особые, к которым относятся администрации организаций, учреждений, предприятий;

5. Исключительные, у которых государственное (внутриорганизационное) управление является не основной деятельностью - прокуратура, суды и др.

Органами государственного управления являются: Совет Министров, министерства, государственные комитеты, местные исполнительные и распорядительные органы, их комитеты и отделы, администрация организаций и учреждений. Они как часть государственного аппарата наделяются государственно-властными полномочиями, выступают от имени государства.

4. Понятие государственной службы. Государственные служащие и их категории.

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности.

Государственная должность - должность в государственных органах власти и управления, образуемых в соответствие с Конституцией Республики Беларусь, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Государственные служащие - субъекты административно-правовых и государственно-служебных отношений. Выделяют два вида государственных служащих: руководителей и специалистов.

Особую группу государственных служащих составляют работники государственного аппарата.

Должность служащего государственного аппарата - предусмотренная актами законодательства либо учреждения в установленном порядке структурная единица государственного органа, определяющая в зависимости от компетенции данного органа объем полномочий и функций занимающего ее лица.

В зависимости от характера и объема полномочий государственные служащие подразделяются на следующие группы:

Должностные лица - государственные служащие, которые при исполнении возложенных на них функций совершают юридически значимые действия и устанавливают, изменяют или прекращают правовые отношения (руководители государственных органов, предприятий, организаций, учреждений, их заместители);

Представители административной власти - лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования и применять меры административного воздействия к лицам, не находящимся в их подчинении (сотрудники милиции, государственные инспекторы пожарного, лесного надзора);

Оперативный состав - государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов (экономисты, юрисконсульты);

Вспомогательный состав - государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия (технические секретари, курьеры);

Граждане, не состоящие на государственной службе), но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия (нотариусы).

5. Понятие административного правонарушения.

Административное правонарушение (проступок) - это посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

Общественная опасность: закон определяет, какое деяние и в какой степени является антиобщественным. Деяние, лишенное общественной опасности, не может квалифицироваться как административный проступок;

Противоправность: заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и ряда других отраслей права. Действие либо бездействие не является противоправным, если оно не запрещено нормами права, не может образовать административного правонарушения и, следовательно, повлечь административную ответственность.

Виновность: именно виновное противоправное деяние образует административное правонарушение. Именно виновное нарушение служит основанием и необходимым условием привлечения к административной ответственности;

Наказуемость деяния.

6. Условия привлечения к административной ответственности.

Административная ответственность наступает в том случае, если правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Административная ответственность - это один из видов юридической ответственности, выражающийся в применении соответствующими органами конкретных административно-правовых санкций к лицам, совершившим административное правонарушение.

Административная ответственность характеризуется следующими чертами:

Она представляет собой государственное принуждение в виде применения установленных законом административных взысканий;

Для нее характерна множественность правовых норм, регулирующих различные аспекты и множественность государственных органов, имеющих право ее применять;

Основанием административной ответственности является правонарушение;

За административное правонарушение предусматривается наложение административного взыскания;

Административной ответственности присущ всеобщий характер, т.е. меры ответственности применяются к любым лицам за пределами ведомственных границ;

Применение административной ответственности не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

В некоторых случаях закон допускает возможность освобождения от административной ответственности. Это происходит, когда совершено незначительное правонарушение лицом, впервые совершившим его, имеющим положительную репутацию.

Орган, рассматривающий дело, может в этом случае передать все материалы на рассмотрение общественности или ограничивается устным замечанием.

Лица, хотя и совершившие административное правонарушение, но действовавшие при этом в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны или находившиеся в состоянии невменяемости - не подлежат административной ответственности.

Административное взыскание - это принудительные меры воздействия, применяемые к лицам, совершившим правонарушение, в целях наказания и исправления нарушителя, а также предупреждения новых правонарушений.

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме и является наиболее мягкой мерой наказания.

Штраф - это денежное взыскание в пользу государства, наиболее распространенное среди других взысканий, предусмотренное за все виды административных правонарушений и налагаемое в установленных законодательством случаях и пределах.

Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии только того предмета, который является орудием совершения или непосредственным объектом совершенного административного правонарушения. Изъятый предмет реализуется, а вырученная от реализации сумма передается бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Осуществление конфискации предметов в административном порядке противоречит ст.44 Конституции Республики Беларусь, согласно ч.5 которой принудительное отчуждение имущества допускается лишь по постановлению суда.

Лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до 20% его заработка в доход государства.

Административный арест назначается районным (городским) судом (судьей) лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток.

Административное взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - 2 месяцев со дня его обнаружения.

О совершении административного правонарушения составляется протокол уполномоченными на то должностным лицом. Исчерпывающий перечень лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, дан в ст.2341 КоАП РБ.

Например, уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел, исполнительных комитетов; лесной охраны, органов системы министерства здравоохранения; органов государственного энергонадзора и газового надзора; финансовых органов; таможенных органов; судебные исполнители; следователь, лицо, которое проводит дознание; и др.

В протоколе об административном правонарушении указываются:

дата и место его составления,

должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

сведения о личности нарушителя;

место, время совершения административного правонарушения;

нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение;

фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются;

объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение. При наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

Права лица, привлекаемого к административной ответственности:

Право на свободу передвижения (ст.30 Конституции РБ) лица, привлекаемого к административной ответственности, может быть ограничено в соответствии со ст.238 КоАП РБ, согласно которой в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным, а также при наличии иных условий, оговоренных в ст.238 КоАП РБ, нарушитель может быть доставлен в опорный пункт милиции уполномоченным на то лицом.

Согласно ч.3 ст.235 КоАП РБ, лицо, совершившее административное правонарушение, вправе отказаться от подписания протокола, о чем в протоколе делается запись.

К протоколу лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

Согласно ч.5 ст.235 КоАП РБ, при составлении протокола об административном правонарушении нарушителю должны быть разъяснены его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 КоАП РБ.

Права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны быть разъяснены ему и впоследствии при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом, рассматривающим дело, или председательствующим в заседании коллегиального органа (ч.2 ст.258 КоАП РБ).

Право обжалования постановления об административном взыскании.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе:

Знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката.

В случае, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, является несовершеннолетним или в силу своих физических или психических недостатков не может само осуществлять свои права по делам об административных правонарушениях, его вправе представлять законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители (ст.249 КоАП РБ).

В КоАП оговорены и случаи ограничения прав и свобод лица, привлекаемого к административной ответственности, например, при применении к нему мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях:

административное задержание лица - не более 3 часов, или 3 суток, или 10 суток, или до рассмотрения дела судьей или начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел в зависимости от причин задержания;

личный досмотр - производится лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии 2 понятых того же пола;

досмотр вещей - производится в присутствии собственника или владельца, а в случаях, не терпящих отлагательства, - в присутствии 2 понятых в отсутствии собственника (владельца);

изъятие вещей и документов.

В случае административного задержания, согласно ст.240 КоАП РБ

задержанный вправе:

-отказаться от подписания протокола;

-уведомить (по его просьбе уведомляются) о задержании родственников, администрации по месту работы или учебы. Обязательно уведомляются родители и лица, их заменяющие, о задержании несовершеннолетних.

Административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов в соответствии со ст.246 КоАП РБ могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору.

Тема 5. Основы уголовного права.

Понятие и задачи уголовного права в Республике Беларусь.

Понятие преступления в уголовном праве, его признаки.

Классификация преступлений. Понятие состава преступления.

Понятие, признаки и цели наказания в уголовном праве РБ. Презумпция невиновности.

Виды наказаний, их характеристика.

1. Понятие и задачи уголовного права в Республике Беларусь.

Уголовное право в Республике Беларусь - это совокупность установленных законодательным органом юридических норм, определяющих, какие общественно-опасные деяния являются преступными, закрепляющих основания и условия привлечения к уголовной ответственности, а также устанавливающих виды наказаний, применяемые к лицам, совершившим преступления.

Уголовное законодательство Республики Беларусь имеет следующие задачи:

защита жизни и здоровья человека, его прав и свобод;

защита конституционного строя, государственных и общественных интересов;

защита собственности;

защита природной среды;

защита установленного правопорядка от преступных посягательств;

способствование предупреждению преступных посягательств и воспитанию граждан в духе соблюдения законов Республики Беларусь, в чем выражается общепредупредительная роль уголовного закона.

Источниками уголовного права в Республике Беларусь являются:

Конституция Республики Беларусь,

общепризнанные принципы и нормы международного права,

Уголовный кодекс Республики Беларусь.

Уголовный кодекс Республики Беларусь принят 9июля 1999года, вступил в силу с 1 января 2001года и является единственным уголовным законом, действующим на территории Республики Беларусь.

Уголовный закон - это правовой акт, принятый высшим органом государственной власти. Уголовный закон состоит из 2 частей: Общей и Особенной.

Общая часть - теоретическая. В ней определяются:

задачи уголовного права,

принципы действия уголовных законов во времени и в пространстве,

основания уголовной ответственности;

даны понятия преступления и состава преступления;

определены стадии совершения преступления, соучастия;

рассмотрены вопросы назначения наказания.

В Особенной части указаны:

конкретные преступления, их признаки;

виды и размеры наказаний, установленных за их совершение.

Статьи Особенной части включают в себя 2 части:

-диспозицию,

- санкцию.

Диспозиция - это часть статьи уголовного закона, в которой дается определение конкретного преступления или описываются его признаки.

Санкция - это часть статьи уголовного закона, в которой указан вид и размер наказания за данное преступление.

В действующем уголовном законе 2 вида санкций:

тносительно определенная;

-альтернативная.

Относительно определенная санкция указывает определенный вид наказания и его низший и высший пределы, а установление конкретного срока предоставляется суду:

- Ст. 139 УК РБ (умышленное убийство) - от 6-ти до 15-ти лет;

- ч.3 ст.147 УК РБ - от 5 до 15 лет.

Альтернативная санкция предусматривает несколько возможных видов наказания, и суд с учетом всех обстоятельств дела и личности виновного может назначить любое наказание (например, ст.146, 181, 161 УК РБ).

Как правило, с момента совершения преступления и до его раскрытия, предварительного следствия и рассмотрения дела в суде нередко проходит длительный срок, в течение которого уголовный закон может измениться.

При этом изменения в уголовном законодательстве могут произойти в различных направлениях:

овый уголовный закон может полностью отменить уголовную ответственность за какое-либо деяние;

- деяние, не считавшееся преступлением, объявить преступным;

-смягчить наказание по сравнению с ранее действовавшим уголовным законом;

- усилить наказание.

Поэтому в уголовном праве установлено понятие «обратной силы уголовного закона», которое состоит в том, что новый уголовный закон распространяется на деяния, совершенные до его издания. Но, т.к. новый закон по сравнению с ранее действовавшим может быть и более мягким и более суровым, то устанавливают специальные правила относительно того, когда действие нового закона распространяется на деяния, совершенные до его вступления в силу, и когда не распространяются:

Ч.2 ст.9 УК РБ указывает, что закон, устраняющий наказуемость деяния или смягчающий наказание, всегда имеет обратную силу.

Ч.3 ст.9 УК РБ указывает, что закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание, обратной силы не имеет.

2. Понятие преступления в уголовном праве, его признаки.

Преступлением (ст.11 УК РБ) признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом РБ, и запрещенное им под угрозой наказания.

Теория уголовного права выделяет 5 признаков преступления:

Преступление - это всегда деяние, т.е. оно может быть совершено как действием, так и путем бездействия.

Деяние должно быть общественно опасным, т.е. оно причиняет либо создает реальную опасность причинения существенного вреда общественным отношениям, охраняемым уголовным законом.

Преступление всегда противоправно, т.е. это деяние запрещено уголовным законом.

Виновность лица, совершившего преступление. Вина - это психическое отношение лица к совершенному им деянию и его последствиям. Вина может быть умышленной или неосторожной.

Преступление, предусмотренное законом, наказуемо.

Общественная опасность деяния - основной материальный признак преступления. Он заключается в том, что деяние направлено на причинение вреда или причиняет вред охраняемым законом интересам.

Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Деяние может быть признано малозначительным в случае соблюдения 2 условий:

-умысел виновного был направлен на совершение именно малозначительного деяния;

овершенное деяние в действительности не причинило существенного вреда охраняемым законом общественным отношениям или не причинило вреда вовсе.

Противоправность как признак преступления означает запрещенность какого-либо деяния уголовным законом. Закон признает преступлением лишь такое общественно-опасное деяние, которое предусмотрено действующим уголовным законодательством.

Общественно-опасное и противоправное деяние может быть признано преступлением только тогда, когда оно совершено виновно, т.е. при соответствующем психическом отношении к деянию и его последствиям.

Согласно ст.10 УК РБ основанием уголовной ответственности является совершение виновно запрещенного УК деяния в виде:

- оконченного преступления;

- приготовления к совершению преступления;

- покушения на совершение преступления;

- соучастия в совершении преступления.

3. Классификация преступлений. Понятие состава преступления.

Совершаемые преступления отличаются друг от друга по степени общественной опасности. Действующее уголовное законодательство различает следующие категории преступлений (ст.12 УК РБ):

- не представляющие большой общественной опасности;

- менее тяжкие;

- тяжкие;

- особо тяжкие.

К преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, относятся умышленные преступления и преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или более мягкое наказание.

К менее тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше пяти лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные преступления, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы не свыше 10 лет.

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы свыше 10лет, пожизненного заключения или смертной казни.

Состав преступления - это совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих данное общественно-опасное деяние как преступление. Состав преступления является единственным основанием уголовной ответственности (ст.3 УК РБ).

Все признаки (элементы) состава преступления подразделяются на 2 группы:

бъективные признаки,

убъективные признаки.

Объективные признаки - это объект преступления и объективная сторона преступления.

Субъективные признаки - это субъект преступления и субъективная сторона преступления.

При характеристике состава преступления обязательно наличие всех четырех признаков. Отсутствие хотя бы одного исключает состав преступления, и лицо признается невиновным.

Объект преступления - это охраняемые уголовным законом общественные отношения, на которые посягает общественно опасное деяние.

Под общественными отношениями, которым причиняется вред во время совершения преступления, понимаются отношения между людьми в процессе их совместной деятельности и общения между собой.

Различают 3 вида объектов преступления:

общий;

родовой;

непосредственный.

Общий объект преступления - это собирательное понятие, под которым понимают все охраняемые законом ценности, блага - жизнь и здоровье людей, государственный и общественный строй, собственность, окружающая среда, правопорядок в обществе и т.д.

Родовой объект - это группа однородных общественных отношений, охраняемых законом. По признакам родового объекта построена особенная часть УК РБ.

Непосредственный объект - это конкретные общественные отношения, которым причиняется ущерб. От непосредственного объекта следует отличать предмет преступления.

Предмет преступления - это вещи материального мира, ради которых совершается преступление. Предмет преступления в свою очередь следует отличать от средств совершения преступления, которыми являются также вещи, предметы, при помощи которых совершаются преступления.

2. Объективная сторона - это совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону преступления, т.е. это признаки, показывающие, как было совершено преступление.

Объективная сторона преступления представляет собой внешний акт человеческого поведения, вызывающего общественно опасные изменения в окружающей действительности.

К признакам объективной стороны относятся:

- общественно опасное деяние,

- общественно опасные последствия,

- причинная связь между деянием и последствиями,

- место,

- время,

- способ,

- средства совершения преступления.

Общественно опасное деяние:

Преступное действие - это активное воздействие на объект преступления, причиняющее или могущее причинить ему вред.

Преступное бездействие - это форма пассивного поведения субъекта, в результате чего объекту причиняется вред либо создается угроза причинения такого вреда.

Уголовная ответственность за преступное бездействие возможна лишь в случаях, когда на лице лежала определенная обязанность, которую оно должно было выполнить и могло выполнить (например, охрана имущества).

Преступным деяние может быть только тогда, когда оно было осознанным. Поведение человека, которое не осознавалось, и не должно было осознаваться в момент его внешнего проявления, не может образовать уголовно-правового действия. Не считается также уголовно-наказуемым деяние, которое допущено под влиянием непреодолимой силы или в результате физического принуждения.

Непреодолимая сила - это стихийные силы природы, болезненные процессы в организме человека, неисправность техники и другие обстоятельства, которые лишают человека возможности проявить свою волю и действовать нужным образом.

Физическое принуждение имеет место в случае, если субъект, вследствие физического воздействия не может действовать по своей воле.

Преступные действия могут выполняться не только своими действиями, но также с помощью иных орудий и средств (например, при помощи механизмов), использовании животных, несовершеннолетних, душевнобольных. В уголовном праве эти действия называются посредственным причинением и ответственность несет лицо, использовавшее их как орудие преступления.

Под общественно опасными последствиями преступления понимается вред, причиняемый преступным деянием общественным отношениям.

Преступные последствия могут иметь характер:

- физического вреда;

- материального (имущественного) ущерба;

- морального вреда.

В статьях УК РБ общественно опасные последствия могут быть выражены словами:

- крупный размер или ущерб;

- существенный ущерб;

- значительный ущерб;

- иные тяжкие последствия.

Причинная связь как признак объективной стороны имеет очень большое значение для оценки содеянного и предъявления виновному конкретного обвинения.

Различают: закономерную причинную связь; случайную причинную связь.

Для правильной оценки содеянного необходимо установить закономерную причинную связь между деянием и наступившими последствиями. Необходимо установить, что именно эти действия были необходимыми и закономерными при наступлении конкретного результата.

Как правило, объективная сторона преступления выражается одним действием - избиение, убийство, хищение и т.д., т.е. совершено одноактное действие. Но есть преступления, которые совершаются длительное время, а следственные органы и судебная практика определяют, что совершено одно единое преступление. Такие преступления в теории уголовного права называют продолжаемыми и длящимися.

Продолжаемым называется преступление, складывающееся из ряда тождественных действий, направленных на достижение одной общей цели и охватываемых единым умыслом (например, хищение кофе, вынос какого-либо прибора по частям).

Длящимся называется преступление, которое характеризуется непрерывным осуществлением преступного деяния (например, неуплата алиментов).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 Современные рефераты