Рефераты

Общая теория государства и права

p align="left">В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные, по сравнению с указанными, условия об: установлении испытательного срока, об обязанности отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств нанимателя, иные условия, не ухудшающие положения работника по сравнению с законодательством и коллективным договором.

С целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе трудовой договор по соглашению сторон может быть заключен с условием предварительного испытания, которое в таком случае обязательно должно быть предусмотрено в трудовом договоре. Отсутствие в трудовом договоре условия о предварительном испытании означает, что работник принят без предварительного испытания.

Срок предварительного испытания не должен превышать 3 месяцев, не считая периода временной нетрудоспособности и других периодов, когда работник отсутствовал на работе.

Согласно ч.5 ст.28 ТК РБ предварительное испытание при заключении трудового договора не может быть установлено для определенных категорий работников, в числе которых:

работники, не достигшие 18 лет;

молодые рабочие по окончании профессионально-технических учебных заведений;

молодые специалисты по окончании высших и средних специальных учебных заведений;

инвалиды;

временные и сезонные работники;

при переводе на работу в другую местность либо к другому нанимателю;

при приеме на работу по конкурсу, по результатам выборов; в других случаях, предусмотренных законодательством.

Недействительными (согласно ст.23 ТК РБ) признаются следующие условия:

ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством, коллективным договором, соглашением;

носящие дискриминационный характер.

Дискриминация (ст.14 ТК РБ) - это ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального происхождения, языка, религиозных или политических воззрений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовых обязанностей.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере трудовых отношений, вправе на основании ч.4 ст.14 ТК РБ обратиться в суд с соответствующим заявлением об устранении дискриминации.

Трудовой договор может быть заключен на:

неопределенный срок;

определенный срок: не более 5 лет - это срочный трудовой договор.

время выполнения определенной работы - заключается в случаях, когда время завершения работы не может быть определено точно - до 2-х месяцев (ст.292 ТК РБ); время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с ТК РБ сохраняется место работы (должность) - до 4 месяцев (ст.292 ТК РБ);

время выполнения сезонных работ - заключается в случаях, когда работы в силу природных и климатических условий могут выполняться только в течение определенного сезона - до 6 месяцев (ст.299 ТК РБ).

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то (согласно ч.5 ст.17 ТК РБ), договор считается заключенным на неопределенный срок.

Началом действия трудового договора является день начала работы, определенный сторонами в трудовом договоре или определенный в ТК РБ.

Фактическое допущение работника к работе уполномоченным должностным лицом нанимателя должно быть в соответствии с ч.3 ст.25 ТК РБ письменно оформлено не позднее трех дней после предъявления требования работника или профсоюза, исходя из сложившихся условий. В то же время фактическое допущение работника к работе является началом действия трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами (ст.18 ТК РБ). Один экземпляр передается работнику, другой хранится у нанимателя. После заключения в установленном порядке трудового договора прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под роспись.

Далее наниматель обязан ознакомить работника под роспись с порученной работой, условиями и оплатой труда и разъяснить его права и обязанности; ознакомить работника под роспись с коллективным договором, соглашением и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок; провести вводный инструктаж по охране труда.

После издания приказа (распоряжения), подписанного работником, наниматель в соответствии с установленным порядком заводит на работника трудовую книжку или заполняет трудовую книжку при наличии ее.

Согласно ст.50 ТК РБ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности работника. Трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих у нанимателя свыше 5 дней, если работа в этой организации является для работника основной.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, подготовке, повышении квалификации и переподготовке, о наградах и поощрениях за успехи в работе, о назначении пенсии. Взыскания (за исключением увольнения работника в качестве меры дисциплинарного взыскания) в трудовую книжку не записываются.

При увольнении трудовая книжка выдается работнику в день увольнения (в последний день работы). За задержку выдачи трудовой книжки по вине нанимателя он несет ответственность в соответствии со ст.79 ТК РБ, согласно которой работнику в таком случае выплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула, и дата увольнения при этом изменяется на день выдачи трудовой книжки.

Недействительность трудового договора влечет его заключение:

под влиянием обмана, насилия, угрозы, а также, если он заключен на крайне невыгодных для работника условиях вследствие стечения тяжелых обстоятельств;

без намерения создать юридические последствия (мнимый трудовой договор);

с гражданином, признанным недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия;

с лицом моложе 14 лет;

с лицом, достигшим 14 лет, без письменного согласия одного из родителей, усыновителя, попечителя.

Закон запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора с определенными категориями работников.

В ст.16 ТК РБ к таким категориям отнесены:

граждане, направленные на работу государственной службой занятости в счет брони;

граждане, письменно приглашенные на работу в порядке перевода от одного нанимателя к другому по согласованию между ними;

граждане, прибывшие на работу в соответствии с заявкой нанимателя или заключенным договором после окончания учебного заведения;

граждане, прибывшие на работу после окончания государственных учебных заведений по направлению;

граждане, имеющие право на заключение трудового договора на основании коллективного договора, соглашения;

женщины по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до 3 лет, а одиноким матерям - с наличием ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида - до 18 лет);

военнослужащие срочной службы, уволенные из Вооруженных Сил РБ и направленные на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места.

Во всех указанных случаях по требованию гражданина или специально уполномоченного государственного органа наниматель обязан известить их о мотивах отказа в письменной форме не позднее 3 дней после обращения. При этом отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

4.Изменение трудового договора. Прекращение трудового договора

Изменение трудового договора отражено в главе 3 Трудового кодекса Республики Беларусь, которая определяет и случаи такого изменения:

перевод (ст.30);

перемещение (ст.31);

изменение существенных условий труда (ст.32).

Переводом признается поручение нанимателем работнику работы по другой профессии, специальности, квалификации, должности по сравнению с обусловленной в трудовом договоре. При этом изменение наименования профессии (должности) переводом не признается. Перевод имеет место также при поручении работы у другого нанимателя либо в другой местности (кроме командировки). При переводе с работником заключается трудовой договор как это предусмотрено статьями 18 и 19 ТК РБ.

Перевод допускается только с письменного согласия работника.

Из этого правила Трудовой кодекс допускает два исключения:

Временный перевод в связи с производственной необходимостью (ст.33 ТК РБ);

Временный перевод в случае простоя (ст.34 ТК РБ) - не более 6 месяцев, поскольку этим сроком регламентируется продолжительность самого простоя.

Согласно ч.4 ст.19 ТК РБ, трудовой договор может быть изменен только с согласия сторон.

Основания прекращения трудового договора:

1. Соглашение сторон (ст.37);

2. Истечение срока трудового договора (п.2, 3 ст.17);

3. Расторжение трудового договора по собственному желанию (ст.40), или по требованию работника (ст.41), или по инициативе нанимателя (ст.42);

4. Перевод работника, с его согласия, к другому нанимателю или переход на выборную должность;

5. Отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с нанимателем; отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда; отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества и реорганизацией;

6. Обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст.44);

7. Расторжение трудового договора с предварительным испытанием (ст.29).

5. Трудовая дисциплина. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Трудовая дисциплина - обязательное для всех работников подчинение установленному трудовому распорядку и надлежащее выполнение своих обязанностей.

Трудовой распорядок для работников определяется локальными нормативными актами: правилами внутреннего трудового распорядка, штатным расписанием, должностными инструкциями, графиками работ (сменности), графиками отпусков, положениями и инструкциями по охране труда и технике безопасности, коллективными договорами, соглашениями, другими локальными нормативными актами.

Нарушения трудовой дисциплины в современных условиях должны рассматриваться как уклонение от выполнения установленной Конституцией, обязанности добросовестно трудиться.

Прогулом следует считать:

- отсутствие на работе без уважительной причины в течение всего рабочего дня или более трех часов в течение рабочего дня;

- самовольный без разрешения администрации уход работника в очередной отпуск;

- самовольное использование дней отгула;

- оставление работы до истечения действия срочного трудового договора;

- оставление работы молодым специалистом ранее установленного срока;

- отработки на производстве.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что появление на работе в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения является грубейшим нарушением трудовой дисциплины и является самостоятельным основанием для расторжения трудового договора по инициативе администрации.

Систематически нарушающими трудовую дисциплину считаются рабочие и служащие, которые имеют дисциплинарное взыскание за нарушение трудовой дисциплины и нарушили ее вновь. При применении дисциплинарных взысканий необходимо руководствоваться статьями 198-204 Трудо-вого кодекса Республики Беларусь, а также Декретом Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отноше-ний, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины». Наниматель обязан применять меры дисциплинарного взыскания, указанные в ст.198 Трудового кодекса Республики Беларусь -- замечание, выговор, увольнение (п.4,5,7,8,9 ст.42), в порядке, предусмотренном ст.199 ТК РБ, и в сроки, указанные в ст.200 Трудового кодекса Республики Беларусь. Используются и другие предусмотренные законодательством меры воздействия на злостных нарушителей трудовой дисциплины:

-сокращение продолжительности трудового отпуска за прогул без уважительной причины (ст.181 ТК РБ),

-лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры воздействия (ст.198 ТК РБ).

Виды и порядок применения мер определяются в локальном порядке. При любом виде дисциплинарной ответственности перечень дисциплинарных взысканий, определяемых в актах законодательства, в локальном порядке дополняться и изменяться не может. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ст.199 ТК РБ).

Однако применение за каждый проступок только одного дисциплинарного взыскания не исключает возможности применения к работнику иных мер правового воздействия.

При увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от на-нимателя, должны быть выплачены в день увольнения. В случае спора о размерах выплат наниматель обязан в день увольнения работника вы-платить не оспариваемую им сумму (ст. 77 ТК РБ ).

В соответствии с п.3 вышеуказанного Декрета, не-законное привлечение работника к ответственности влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до 100 МЗП.

Индивидуальные трудовые споры по вопросам применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения рассматриваются:

1. Комиссиями по трудовым спорам;

2. Судами.

Комиссия по трудовым спорам образуется из равного числа представителей профсоюза и нанимателя сроком на один год. Она является первичным органом по рассмотрению трудовых споров. Компетенция комиссии по трудовым спорам и порядок разрешения ею споров определяется ст.ст.236-240 ТК РБ.

Основания рассмотрения трудовых споров в суде указаны в ст.241 ТК РБ.

В суде рассматриваются трудовые споры по заявлению:

1)о недействительности трудового договора;

2)работника или нанимателя, если они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам;

3)работника, если комиссия по трудовым спорам не рассмотрела его заявление в установленный десятидневный срок;

4)прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам противоречит законодательству.

Непосредственно в суде рассматриваются трудовые споры по заявлению:

1) работников, работающих у нанимателей, где комиссии по трудовым спорам не созданы;

2) работников - не членов профсоюза, если они не обратились в комиссию по трудовым спорам;

3) работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачииваемой работы;

4) нанимателей о возмещении им причиненного работниками материального ущерба;

5) работников по вопросу применения законодательства о труде, который в соответствии с законодательством был решен нанимателем и профсоюзом в пределах предоставленных им прав;

6) и др.

6. Государственное социальное обеспечение и социальное страхование.

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренным законом.

Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов и предназначено для обеспечения работников и членов их семей.
Государственное управление финансами социального страхования осуществляет Фонд социальной защиты населения. Взносы на государственные социальное страхование уплачивают все предприятия, учреждения и организации, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также работающие граждане.

Пенсия - это гарантированная государством ежемесячная денежная выплата из Фонда социальной защиты населения в целях материального обеспечения нетрудоспособных граждан в связи с их прошлой общественно полезной деятельностью в размерах, соизмеримых с прошлым заработком пенсионера.

Виды пенсий:

1. Трудовые пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.

2. За особые заслуги перед республикой.

3. Социальные пенсии.

Пособия - вид выплат по государственному социальному страхованию, которые являются помощью, временно заменяющей оплату по труду, служащей дополнением к основному источнику средств к существованию, помощью при отсутствии основных средств к существованию.

Виды пособий:

- по временной нетрудоспособности;

- по беременности и родам;

- в связи с рождением ребенка;

- по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;

- на детей в возрасте от 3-х до 16лет;

- по уходу за больным ребенком;

- по уходу за ребенком-инвалидом;

- одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 1,5 года.

Тема 9: Основы финансового права

Понятие, предмет и метод финансового права. Источники финансового права

Бюджетное устройство и бюджетная система в Республике Беларусь.

Государственные доходы и их источники.

Налоги и обязательные неналоговые платежи.

Государственные займы и основные направления расходования государственных финансовых ресурсов.

1. Понятие и предмет финансового права. Источники финансового права.

Финансовое право - это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

Финансовая деятельность - это деятельность государства в лице его органов по мобилизации денежных средств в доход государства и по их распределению.

Основными задачами государства при мобилизации денежных средств являются следующие:

- учет и возможности налогоплательщиков;

- учет резерва денежных средств и увеличение объема поступления их в собственность государства.

В сборе денежных средств принимают участие в той или иной форме и юридические лица, и физические лица.

Основными задачами распорядительной деятельности государства являются:

- учет субъектов использования денежных средств и их потребностей;

- определение размеров и сроков использования денежных средств;

- учет и отчетность;

- обеспечение сохранности денежных средств;

- выявление результатов их использования.

Субъекты распределения денежных средств те же. При этом специфическими субъектами распределения денежных средств выступают бюджетные учреждения, т.к. они не участвуют в мобилизации денежных средств.

Под предметом финансового права понимаются определенные общественные отношения (бюджетные, налоговые, расчётно-кредитные, валютные, а также отношения, возникающие в процессе страхования, денежного обращения, контроля финансовой деятельности) складывающиеся в процессе осуществления государством своих функций по мобилизации на общегосударственные нужды фондов денежных средств, их распределения и обеспечения эффективного и рационального использования.

Финансовое право - совокупность правовых норм регулирующих указанные выше отношения

Особенности финансовых правоотношений:

- они возникают под воздействием и в интересах государства;

- объектом этих отношений всегда выступают деньги или денежные обязательства;

- они складываются только в сфере финансовой деятельности государства.

- одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство в лице уполномоченного им органа, другой стороной - другие субъекты финансовой деятельности.

Финансовые правоотношения возникают:

- между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и физическими лицами - с другой, - по уплате ими налогов и неналоговых платежей в доход государства;

- между Республикой Беларусь и местными административно-территориальными единицами - в связи с распределением финансовых ресурсов;

- между государственными финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой, - в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов

- между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и предприятиями, организациями и учреждениями - с другой, - в связи с расходованием государственных денежных средств.

Виды финансовых правоотношений.

По материальным признакам:

Бюджетные.

Налоговые.

Отношения связанные с государственными расходами.

Расчётно-кредитные.

Отношения в сфере валютно-денежных отношений.

Отношения связанные с имуществом, личным и государственным социальным страхованием.

Отношения, связанные с контролем финансовой деятельности.

По кругу лиц:

Отношения между органами государственной власти.

Отношения между органами государственной власти и государственного управления.

Отношения между органами государственного управления.

Отношения между государственными органами и субъектами хозяйствования, включая расчётно-кредитные учреждения, страховые и перестраховочные организации.

Финансово-правовые отношения не могут возникнуть между физическими и (или) юридическими лицами.

В сфере финансовой деятельности государства складываются не только финансовые правоотношения, но и другие: трудовые, административные, гражданские и др.

Финансовая деятельность государства так обширна и многогранна, что некоторые её стороны регулируются не только нормами финансового права, но и другими отраслями права.

К предмету финансового права относятся:

закрепление структуры финансовой системы государства;

разграничение прав и обязанностей между участниками финансовых отношений,

регулирование отношений, возникающих в ходе их финансовой деятельности.

К предмету финансового права относится наделение участников финансовых отношений определенным объемом прав и обязанностей.

Эти права и обязанности реализуются в процессе взаимоотношений Республики Беларусь и органов местного самоуправления, органов представительной и исполнительной власти, финансовых органов с субъектами налоговых и бюджетных отношений.

Регулирование финансовых отношений осуществляется на основе юридических норм или норм финансового права. Соблюдение этих норм всеми участниками финансовых отношений является непременным условием нормального функционирования всех гражданских институтов, политической стабильности в государстве. Государственная власть, регулируя финансовые отношения, опирается на нормы финансового права, которое можно определить как совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере аккумуляции, распределения и использования государственных денежных фондов.

Таким образом, финансовое право - совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, для обеспечения бесперебойного осуществления их задач и функций в определенный период развития.

Финансовое право подразделяется на Общую и Особенную части.

В Общую часть входят нормы, закрепляющие общие принципы финансовой деятельности, ее правовые формы.

Общая часть финансового права включает:

- понятие финансовой деятельности государства, его методы и формы;

- предмет финансового права;

- нормы и финансово-правовые отношения;

- правовые основы финансового контроля.

Особенная часть финансового права включает несколько крупных разделов (институтов):

1. Бюджетное право.

2. Налоговое право.

3. Государственные доходы и расходы.

4. Государственный кредит.

5. Банковское кредитование.

6. Денежное обращение и расчеты.

7. Валютное регулирование.

Каждая отрасль права имеет свои методы правового регулирования.

Финансовое право не имеет самостоятельного метода правового регулирования и использует административно-правовой метод или метод государственно-властных предписаний, для которого характерно следующее: императивный характер, неравное положение сторон. Один из участников в этих отношениях, выступающий от имени государства, наделён властными полномочиями относительно других участников. Однако эти полномочия ограничены законом, и он наделяет вторую сторону правом защиты свои интересов в установленном порядке. Актуальной проблемой в этой связи вырисовывается сбалансированность прав участников финансовых отношений.

Метод властных предписаний в основном распространяется на обязанности юридических и физических лиц уплачивать причитающиеся налоги. Но он присутствует и при платежах добровольного характера.

Указанный метод является основным, но не исключительным. На межотраслевом уровне все чаще используются такие методы как согласования, рекомендации.

Так как основным методом финансового права является властно-стоимостной, то для данного метода характерно:

Государственно-властное предписание.

Юридическое неравенство сторон финансовых правоотношений.

Отсутствие возмездного договора между сторонами.

Стоимостной механизм воздействия на субъектов финансовых правоотношений.

Нормы финансового права носят императивный характер, т.е. не зависят от воли сторон и выражены в категорической форме.

Финансово-правовые нормы закрепляют полномочия участников финансового планирования, налогоплательщиков, кредиторов, заемщиков контролеров, получателей и распорядителей государственных ассигнований и т.д. В законах, уставах, положениях об органах государственной власти и управления, хозяйствующих субъектах обязательно выделяются их права и обязанности по участию в финансовой деятельности. В частности, это касается выполнения обязательств перед бюджетом, будь это обязанности в части составления рассмотрения, утверждения, исполнения соответствующих бюджетов или уплаты причитающихся бюджетной системе налогов, сборов, пошлин, санкций. Финансово-правовые нормы закрепляют эти обязанности, также права и меры ответственности и направлены на обеспечение государственных интересов.

По содержанию финансово-правовые нормы подразделяют на материальные и процессуальные.

Материальные закрепляют виды доходов, зачисляемых в бюджеты разных уровней, направления расходов по республиканскому и местным бюджетам. Сюда же относятся и налоги, которые предприятия и население должны уплачивать в бюджет или внебюджетные фонды. К материальным нормам относятся и нормы, устанавливающие права Республики Беларусь, органов местного о самоуправления по их участию в финансовой деятельности государства.

Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок, процедуру осуществления определенного направления финансовой деятельности органов государственной власти и государственного управления.

В нормах финансового права закреплены:

-общие принципы, методы и формы финансовой деятельности;

-виды денежных фондов государства;

- порядок установления и взимания налогов и неналоговых платежей.

Нормы, регулирующие финансовые отношения, отмечены в многочисленных источниках. К ним относятся: основной закон Республики Беларусь (Конституция), законы и подзаконные акты.

Раздел VII Конституции в целом посвящен финансовой системе государства и закрепляет основы финансовой деятельности Республики Беларусь и местного самоуправления. Источниками финансового права Республики Беларусь являются правовые акты органов представительной и исполнительной власти всех уровней, которые регулируют финансовые отношения.

"Молодой" возраст отечественного финансового права пока не позволил сформироваться финансовому законодательству в кодекс. Тем не менее, кодификация практически достигнута по определенным финансово-правовым институтам, входящим в эту отрасль права. Имеются в виду Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь и Налоговый кодекс Республики Беларусь.

Нормативная база белорусского финансового законодательства представлена, прежде всего, такими законами как: Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь», пакетом законов о налогах с выделением Закона «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», законом «О ценных бумагах и фондовых биржах».

Нормы финансового права содержатся и в других законах, в частности, в законах о местном управлении и самоуправлении, предприятии, аренде, Таможенном кодексе и некоторых других законах. Важное место в источниках финансового права Республики Беларусь принадлежит ежегодно принимаемым законам о бюджете Республики Беларусь на предстоящий финансовый год. Эти законы, хотя и носят временный характер (в течение года), однако в них нередко содержатся статьи, отменяющие, уточняющие нормы, содержащиеся в законах долговременного действия. В них также порой содержатся и такие нормы, которые выходят за рамки чисто бюджетных отношений. Это свидетельствует о правомерности выделения бюджета и бюджетного права в особый раздел финансовой науки и финансового права.

В особую группу источников финансового права можно выделить Декреты и Указы Президента Республики Беларусь, постановления и распоряжения Совета Министров. К источникам финансового права относятся также решения органов представительной и исполнительной власти на областном, городском и районном уровнях. Принимаемые органами местной власти финансово-правовые акты распространяются только на территорию данного региона.

Самую многочисленную группу финансово-правовых актов составляют подзаконные акты, издаваемые Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам, Национальным банком. Нормы финансового права содержатся также в актах, принимаемых министерствами, ведомствами, другими органами управления. Их действие распространяется на юридических лиц, входящих в систему данного министерства или ведомства.

К финансово-правовым актам можно отнести: приказы администрации предприятия, постановления собраний трудовых коллективов, общих собраний акционеров, пайщиков по вопросам использования денежных средств, принадлежащих предприятиям.

Республикой Беларусь подписан ряд международных соглашений и договоров в области финансов непосредственно, либо в той или иной мере касающихся финансов. К ним относятся:

соглашения с рядом государств об устранении двойного налогообложения;

соглашения с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и другими национальными и международными финансовыми организациями по поводу привлекаемых Правительством иностранных кредитов;

соглашения об экономическом союзе, платёжном союзе, межгосударственном банке государств-участников СНГ.

2. Бюджетное устройство и бюджетная система в Республике Беларусь.

Бюджетное устройство Республики Беларусь - это организация бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетное устройство регламентируется Законом РБ «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 4 июня 1993 г., в котором определены:

- основы функционирования бюджетной системы РБ;

- отношения между республиканским и местными бюджетами;

- отношения между бюджетами и юридическими и физическими лицами по уплате налогов, внесению других обязательных платежей, иных поступлений, использованию бюджетных ассигнований;

- общие принципы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;

- принципы создания и порядка использования государственных внебюджетных фондов;

- основные понятия из этой сферы.

Согласно ст.1 Закона, бюджет - это основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов). Бюджетное устройство в Республике Беларусь определяется государственным устройством и административно-территориальным делением государства.

Бюджетная система в Республике Беларусь имеет два уровня:

Республика Беларусь как самостоятельный субъект права имеет свой собственный бюджет - республиканский,

- и соответствующие местные Советы имеют свои собственные бюджеты.

Каждый бюджет состоит из двух частей - доходной и расходной.

Структура доходов бюджетов выражается в различных платежах, поступающих в тот или иной бюджет, которые делятся на постоянно закрепленные и регулирующие.

Закрепленные доходы - это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной ставке постоянно или на длительное время поступают в определенный бюджет. Перечень этих доходов предусмотрен в Законах «О бюджетной системе РБ» и «О местном управлении и самоуправлении».

Регулирующие доходы бюджета - это доходы, которые передаются ежегодно из вышестоящего в нижестоящий бюджет с целью сбалансировать его доходы и расходы. Такие ежегодные действия называются бюджетным регулированием.

Структура расходов бюджетов определяется функциями и задачами государства в целом, а также функциями соответствующих государственных органов и задачами социально-экономического развития территории. В основе расходов лежат два принципа - целевое расходование денежных средств и подчиненность бюджетных учреждений.

По целевому принципу расходы бюджетов классифицируются на:

-финансирование развития народного хозяйства;

-финансирование социально-культурных мероприятий;

-оборону страны;

-содержание госаппарата.

По принципу подчиненности финансирование какого-либо бюджетного учреждения происходит в зависимости от того, к какой системе управления относится данное учреждение. Так, городские больницы г. Гомеля финансируются из городского бюджета, средние общеобразовательные школы - из районного, вузы - из республиканского бюджета.

Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом (совпадает с годом финансовым). Деятельность органов государственной власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета регламентируется Законом «О бюджетной системе РБ» и называется бюджетным процессом (около 3 лет).

Все доходы и расходы бюджета в соответствии со ст.13 Закона классифицируются на основе их экономической характеристики. Доходы классифицируются в зависимости от источников, расходы - по целевому назначению денежных средств. Ни один доход или расход не может быть получен и использован иначе, как только на основе бюджетной классификации. Это обеспечивает законность всей бюджетной деятельности.

3. Государственные доходы и их источники.

Государственные доходы представляют собой различные денежные средства, которые в процессе распределения и перераспределения национального дохода поступают в собственность государства и используются им для выполнения своих задач и функций.

Классификация доходов осуществляется:

1. По порядку формирования и использования государственные доходы классифицируются на децентрализованные и централизованные.

Децентрализованные доходы - это доходы предприятий и организаций государственной формы собственности, которые остаются и используются ими в соответствии со своими финансовыми планами.

Централизованные доходы - это доходы бюджетов. Эти доходы являются источником поступления денежных средств в бюджет, который (в свою очередь) призван обеспечить финансирование, связанное с выполнением государственными органами своих задач.

Таким образом, понятие «государственные доходы» шире понятия «доходы бюджетов», но основу государственных доходов составляют доходы бюджетов.

2. По методу изъятия доходы бюджетов делятся на налоговые и неналоговые.

Налоговыми являются доходы, которые установлены законодательно в виде обязательных, безвозмездных и безвозвратных платежей, мобилизуемых в бюджеты в строго установленном размере и в заранее намеченные сроки. В Республике Беларусь являются основным источником пополнения доходной части бюджетов (до 95% всех доходов бюджета).

Неналоговые доходы бюджетов состоят из:

- поступлений от использования имущества, являющегося государственным достоянием (земля, недра, леса);

- приватизации и иных поступлений, в том числе добровольных взносов юридических и физических лиц;

- государственной пошлины;

- поступлений в виде штрафных санкций;

- денежных средств, поступающих в бюджет на возвратной и возмездной основе посредством государственного кредита (заем, лотереи, денежные вклады), государственного страхования (страховые взносы временно используются государством).

4. Налоги и обязательные неналоговые платежи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 Современные рефераты