p align="left">В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные, по сравнению с указанными, условия об: установлении испытательного срока, об обязанности отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств нанимателя, иные условия, не ухудшающие положения работника по сравнению с законодательством и коллективным договором.
С целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе трудовой договор по соглашению сторон может быть заключен с условием предварительного испытания, которое в таком случае обязательно должно быть предусмотрено в трудовом договоре. Отсутствие в трудовом договоре условия о предварительном испытании означает, что работник принят без предварительного испытания.
Срок предварительного испытания не должен превышать 3 месяцев, не считая периода временной нетрудоспособности и других периодов, когда работник отсутствовал на работе.
Согласно ч.5 ст.28 ТК РБ предварительное испытание при заключении трудового договора не может быть установлено для определенных категорий работников, в числе которых:
работники, не достигшие 18 лет;
молодые рабочие по окончании профессионально-технических учебных заведений;
молодые специалисты по окончании высших и средних специальных учебных заведений;
инвалиды;
временные и сезонные работники;
при переводе на работу в другую местность либо к другому нанимателю;
при приеме на работу по конкурсу, по результатам выборов; в других случаях, предусмотренных законодательством.
Недействительными (согласно ст.23 ТК РБ) признаются следующие условия:
ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством, коллективным договором, соглашением;
носящие дискриминационный характер.
Дискриминация (ст.14 ТК РБ) - это ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального происхождения, языка, религиозных или политических воззрений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовых обязанностей.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере трудовых отношений, вправе на основании ч.4 ст.14 ТК РБ обратиться в суд с соответствующим заявлением об устранении дискриминации.
Трудовой договор может быть заключен на:
неопределенный срок;
определенный срок: не более 5 лет - это срочный трудовой договор.
время выполнения определенной работы - заключается в случаях, когда время завершения работы не может быть определено точно - до 2-х месяцев (ст.292 ТК РБ); время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с ТК РБ сохраняется место работы (должность) - до 4 месяцев (ст.292 ТК РБ);
время выполнения сезонных работ - заключается в случаях, когда работы в силу природных и климатических условий могут выполняться только в течение определенного сезона - до 6 месяцев (ст.299 ТК РБ).
Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то (согласно ч.5 ст.17 ТК РБ), договор считается заключенным на неопределенный срок.
Началом действия трудового договора является день начала работы, определенный сторонами в трудовом договоре или определенный в ТК РБ.
Фактическое допущение работника к работе уполномоченным должностным лицом нанимателя должно быть в соответствии с ч.3 ст.25 ТК РБ письменно оформлено не позднее трех дней после предъявления требования работника или профсоюза, исходя из сложившихся условий. В то же время фактическое допущение работника к работе является началом действия трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен.
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами (ст.18 ТК РБ). Один экземпляр передается работнику, другой хранится у нанимателя. После заключения в установленном порядке трудового договора прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под роспись.
Далее наниматель обязан ознакомить работника под роспись с порученной работой, условиями и оплатой труда и разъяснить его права и обязанности; ознакомить работника под роспись с коллективным договором, соглашением и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок; провести вводный инструктаж по охране труда.
После издания приказа (распоряжения), подписанного работником, наниматель в соответствии с установленным порядком заводит на работника трудовую книжку или заполняет трудовую книжку при наличии ее.
Согласно ст.50 ТК РБ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности работника. Трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих у нанимателя свыше 5 дней, если работа в этой организации является для работника основной.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, подготовке, повышении квалификации и переподготовке, о наградах и поощрениях за успехи в работе, о назначении пенсии. Взыскания (за исключением увольнения работника в качестве меры дисциплинарного взыскания) в трудовую книжку не записываются.
При увольнении трудовая книжка выдается работнику в день увольнения (в последний день работы). За задержку выдачи трудовой книжки по вине нанимателя он несет ответственность в соответствии со ст.79 ТК РБ, согласно которой работнику в таком случае выплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула, и дата увольнения при этом изменяется на день выдачи трудовой книжки.
Недействительность трудового договора влечет его заключение:
под влиянием обмана, насилия, угрозы, а также, если он заключен на крайне невыгодных для работника условиях вследствие стечения тяжелых обстоятельств;
без намерения создать юридические последствия (мнимый трудовой договор);
с гражданином, признанным недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия;
с лицом моложе 14 лет;
с лицом, достигшим 14 лет, без письменного согласия одного из родителей, усыновителя, попечителя.
Закон запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора с определенными категориями работников.
В ст.16 ТК РБ к таким категориям отнесены:
граждане, направленные на работу государственной службой занятости в счет брони;
граждане, письменно приглашенные на работу в порядке перевода от одного нанимателя к другому по согласованию между ними;
граждане, прибывшие на работу в соответствии с заявкой нанимателя или заключенным договором после окончания учебного заведения;
граждане, прибывшие на работу после окончания государственных учебных заведений по направлению;
граждане, имеющие право на заключение трудового договора на основании коллективного договора, соглашения;
женщины по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до 3 лет, а одиноким матерям - с наличием ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида - до 18 лет);
военнослужащие срочной службы, уволенные из Вооруженных Сил РБ и направленные на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места.
Во всех указанных случаях по требованию гражданина или специально уполномоченного государственного органа наниматель обязан известить их о мотивах отказа в письменной форме не позднее 3 дней после обращения. При этом отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.
4.Изменение трудового договора. Прекращение трудового договора
Изменение трудового договора отражено в главе 3 Трудового кодекса Республики Беларусь, которая определяет и случаи такого изменения:
перевод (ст.30);
перемещение (ст.31);
изменение существенных условий труда (ст.32).
Переводом признается поручение нанимателем работнику работы по другой профессии, специальности, квалификации, должности по сравнению с обусловленной в трудовом договоре. При этом изменение наименования профессии (должности) переводом не признается. Перевод имеет место также при поручении работы у другого нанимателя либо в другой местности (кроме командировки). При переводе с работником заключается трудовой договор как это предусмотрено статьями 18 и 19 ТК РБ.
Перевод допускается толькос письменного согласия работника.
Из этого правила Трудовой кодекс допускает два исключения:
Временный перевод в связи с производственной необходимостью (ст.33 ТК РБ);
Временный перевод в случае простоя (ст.34 ТК РБ) - не более 6 месяцев, поскольку этим сроком регламентируется продолжительность самого простоя.
Согласно ч.4 ст.19 ТК РБ, трудовой договор может быть изменен только с согласия сторон.
Основания прекращениятрудового договора:
1. Соглашение сторон (ст.37);
2. Истечение срока трудового договора (п.2, 3 ст.17);
3. Расторжение трудового договора по собственному желанию (ст.40), или по требованию работника (ст.41), или по инициативе нанимателя (ст.42);
4. Перевод работника, с его согласия, к другому нанимателю или переход на выборную должность;
5. Отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с нанимателем; отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда; отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества и реорганизацией;
6. Обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст.44);
7. Расторжение трудового договора с предварительным испытанием (ст.29).
5.Трудовая дисциплина. Трудовые споры и порядок их разрешения.
Трудовая дисциплина - обязательное для всех работников подчинение установленному трудовому распорядку и надлежащее выполнение своих обязанностей.
Трудовой распорядок для работников определяется локальными нормативными актами: правилами внутреннего трудового распорядка, штатным расписанием, должностными инструкциями, графиками работ (сменности), графиками отпусков, положениями и инструкциями по охране труда и технике безопасности, коллективными договорами, соглашениями, другими локальными нормативными актами.
Нарушения трудовой дисциплины в современных условиях должны рассматриваться как уклонение от выполнения установленной Конституцией, обязанности добросовестно трудиться.
Прогулом следует считать:
- отсутствие на работе без уважительной причины в течение всего рабочего дня или более трех часов в течение рабочего дня;
- самовольный без разрешения администрации уход работника в очередной отпуск;
- самовольное использование дней отгула;
- оставление работы до истечения действия срочного трудового договора;
- оставление работы молодым специалистом ранее установленного срока;
- отработки на производстве.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что появление на работе в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения является грубейшим нарушением трудовой дисциплины и является самостоятельным основанием для расторжения трудового договора по инициативе администрации.
Систематически нарушающими трудовую дисциплину считаются рабочие и служащие, которые имеют дисциплинарное взыскание за нарушение трудовой дисциплины и нарушили ее вновь. При применении дисциплинарных взысканий необходимо руководствоваться статьями 198-204 Трудо-вого кодекса Республики Беларусь, а также Декретом Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отноше-ний, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины». Наниматель обязан применять меры дисциплинарного взыскания, указанные в ст.198 Трудового кодекса Республики Беларусь -- замечание, выговор, увольнение (п.4,5,7,8,9 ст.42), в порядке, предусмотренном ст.199 ТК РБ, и в сроки, указанные в ст.200 Трудового кодексаРеспублики Беларусь. Используются и другие предусмотренные законодательством меры воздействия на злостных нарушителей трудовой дисциплины:
-сокращение продолжительности трудового отпуска за прогул без уважительной причины (ст.181 ТК РБ),
-лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры воздействия (ст.198 ТК РБ).
Виды и порядок применения мер определяются в локальном порядке. При любом виде дисциплинарной ответственности перечень дисциплинарных взысканий, определяемых в актах законодательства, в локальном порядке дополняться и изменяться не может. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ст.199 ТК РБ).
Однако применение за каждый проступок только одного дисциплинарного взыскания не исключает возможности применения к работнику иных мер правового воздействия.
При увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от на-нимателя, должны быть выплачены в день увольнения. В случае спора о размерах выплат наниматель обязан в день увольнения работника вы-платить не оспариваемую им сумму (ст. 77ТК РБ ).
В соответствии с п.3 вышеуказанного Декрета, не-законное привлечение работника к ответственности влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до 100 МЗП.
Индивидуальные трудовые споры по вопросам применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения рассматриваются:
1. Комиссиями по трудовым спорам;
2. Судами.
Комиссия по трудовым спорам образуется из равного числа представителей профсоюза и нанимателя сроком на один год. Она является первичным органом по рассмотрению трудовых споров. Компетенция комиссии по трудовым спорам и порядок разрешения ею споров определяется ст.ст.236-240 ТК РБ.
Основания рассмотрения трудовых споров в суде указаны в ст.241 ТК РБ.
В суде рассматриваются трудовые споры по заявлению:
1)о недействительности трудового договора;
2)работника или нанимателя, если они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам;
3)работника, если комиссия по трудовым спорам не рассмотрела его заявление в установленный десятидневный срок;
4)прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам противоречит законодательству.
Непосредственно в суде рассматриваются трудовые споры по заявлению:
1) работников, работающих у нанимателей, где комиссии по трудовым спорам не созданы;
2) работников - не членов профсоюза, если они не обратились в комиссию по трудовым спорам;
3) работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачииваемой работы;
4) нанимателей о возмещении им причиненного работниками материального ущерба;
5) работников по вопросу применения законодательства о труде, который в соответствии с законодательством был решен нанимателем и профсоюзом в пределах предоставленных им прав;
6) и др.
6.Государственное социальное обеспечение и социальное страхование.
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренным законом.Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов и предназначено для обеспечения работников и членов их семей. Государственное управление финансами социального страхования осуществляет Фонд социальной защиты населения. Взносы на государственные социальное страхование уплачивают все предприятия, учреждения и организации, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также работающие граждане.Пенсия - это гарантированная государством ежемесячная денежная выплата из Фонда социальной защиты населения в целях материального обеспечения нетрудоспособных граждан в связи с их прошлой общественно полезной деятельностью в размерах, соизмеримых с прошлым заработком пенсионера.Виды пенсий:1. Трудовые пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.2. За особые заслуги перед республикой.3. Социальные пенсии.Пособия - вид выплат по государственному социальному страхованию, которые являются помощью, временно заменяющей оплату по труду, служащей дополнением к основному источнику средств к существованию, помощью при отсутствии основных средств к существованию.Виды пособий:- по временной нетрудоспособности;- по беременности и родам;- в связи с рождением ребенка;- по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;- на детей в возрасте от 3-х до 16лет;- по уходу за больным ребенком;- по уходу за ребенком-инвалидом;- одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 1,5 года.Тема 9: Основы финансового праваПонятие, предмет и метод финансового права. Источники финансового праваБюджетное устройство и бюджетная система в Республике Беларусь.Государственные доходы и их источники. Налоги и обязательные неналоговые платежи.Государственные займы и основные направления расходования государственных финансовых ресурсов.1. Понятие и предмет финансового права. Источники финансового права.Финансовое право - это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.Финансовая деятельность - это деятельность государства в лице его органов по мобилизации денежных средств в доход государства и по их распределению. Основными задачами государства при мобилизации денежных средств являются следующие:- учет и возможности налогоплательщиков; - учет резерва денежных средств и увеличение объема поступления их в собственность государства.В сборе денежных средств принимают участие в той или иной форме и юридические лица, и физические лица.Основными задачами распорядительной деятельности государства являются:- учет субъектов использования денежных средств и их потребностей;- определение размеров и сроков использования денежных средств;- учет и отчетность;- обеспечение сохранности денежных средств;- выявление результатов их использования.Субъекты распределения денежных средств те же. При этом специфическими субъектами распределения денежных средств выступают бюджетные учреждения, т.к. они не участвуют в мобилизации денежных средств.Под предметом финансового права понимаются определенные общественные отношения (бюджетные, налоговые, расчётно-кредитные, валютные, а также отношения, возникающие в процессе страхования, денежного обращения, контроля финансовой деятельности) складывающиеся в процессе осуществления государством своих функций по мобилизации на общегосударственные нужды фондов денежных средств, их распределения и обеспечения эффективного и рационального использования.Финансовое право - совокупность правовых норм регулирующих указанные выше отношения Особенности финансовых правоотношений:- они возникают под воздействием и в интересах государства;- объектом этих отношений всегда выступают деньги или денежные обязательства;-они складываются только в сфере финансовой деятельности государства.- одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство в лице уполномоченного им органа, другой стороной - другие субъекты финансовой деятельности.Финансовые правоотношения возникают:- между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и физическими лицами - с другой, - по уплате ими налогов и неналоговых платежей в доход государства;- между Республикой Беларусь и местными административно-территориальными единицами - в связи с распределением финансовых ресурсов;- между государственными финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой, - в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов- между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и предприятиями, организациями и учреждениями - с другой, - в связи с расходованием государственных денежных средств.Виды финансовых правоотношений.По материальным признакам:Бюджетные. Налоговые.Отношения связанные с государственными расходами.Расчётно-кредитные.Отношения в сфере валютно-денежных отношений.Отношения связанные с имуществом, личным и государственным социальным страхованием.Отношения, связанные с контролем финансовой деятельности. По кругу лиц:Отношения между органами государственной власти.Отношения между органами государственной власти и государственного управления.Отношения между органами государственного управления. Отношения между государственными органами и субъектами хозяйствования, включая расчётно-кредитные учреждения, страховые и перестраховочные организации.Финансово-правовые отношения не могут возникнуть между физическими и (или) юридическими лицами. В сфере финансовой деятельности государства складываются не только финансовые правоотношения, но и другие: трудовые, административные, гражданские и др. Финансовая деятельность государства так обширна и многогранна, что некоторые её стороны регулируются не только нормами финансового права, но и другими отраслями права.К предмету финансового права относятся:закрепление структуры финансовой системы государства;разграничение прав и обязанностей между участниками финансовых отношений, регулирование отношений, возникающих в ходе их финансовой деятельности. К предмету финансового права относится наделение участников финансовых отношений определенным объемом прав и обязанностей. Эти права и обязанности реализуются в процессе взаимоотношений Республики Беларусь и органов местного самоуправления, органов представительной и исполнительной власти, финансовых органов с субъектами налоговых и бюджетных отношений.Регулирование финансовых отношений осуществляется на основе юридических норм или норм финансового права. Соблюдение этих норм всеми участниками финансовых отношений является непременным условием нормального функционирования всех гражданских институтов, политической стабильности в государстве. Государственная власть, регулируя финансовые отношения, опирается на нормы финансового права, которое можно определить как совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере аккумуляции, распределения и использования государственных денежных фондов.Таким образом, финансовое право - совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, для обеспечения бесперебойного осуществления их задач и функций в определенный период развития.Финансовое право подразделяется на Общую и Особенную части. В Общую часть входят нормы, закрепляющие общие принципы финансовой деятельности, ее правовые формы. Общая часть финансового права включает:- понятие финансовой деятельности государства, его методы и формы; - предмет финансового права; - нормы и финансово-правовые отношения; - правовые основы финансового контроля.Особенная часть финансового права включает несколько крупных разделов (институтов):1. Бюджетное право.2. Налоговое право.3. Государственные доходы и расходы.4. Государственный кредит.5. Банковское кредитование.6. Денежное обращение и расчеты.7. Валютное регулирование. Каждая отрасль права имеет свои методы правового регулирования. Финансовое право не имеет самостоятельного метода правового регулирования и использует административно-правовой методили метод государственно-властных предписаний, для которого характерно следующее: императивный характер, неравное положение сторон. Один из участников в этих отношениях, выступающий от имени государства, наделён властными полномочиями относительно других участников. Однако эти полномочия ограничены законом, и он наделяет вторую сторону правом защиты свои интересов в установленном порядке. Актуальной проблемой в этой связи вырисовывается сбалансированность прав участников финансовых отношений. Метод властных предписаний в основном распространяется на обязанности юридических и физических лиц уплачивать причитающиеся налоги. Но он присутствует и при платежах добровольного характера. Указанный метод является основным, но не исключительным. На межотраслевом уровне все чаще используются такие методы как согласования, рекомендации. Так как основным методом финансового права является властно-стоимостной, то для данного метода характерно:Государственно-властное предписание.Юридическое неравенство сторон финансовых правоотношений.Отсутствие возмездного договора между сторонами.Стоимостной механизм воздействия на субъектов финансовых правоотношений.Нормы финансового права носят императивный характер, т.е. не зависят от воли сторон и выражены в категорической форме. Финансово-правовые нормы закрепляют полномочия участников финансового планирования, налогоплательщиков, кредиторов, заемщиков контролеров, получателей и распорядителей государственных ассигнований и т.д. В законах, уставах, положениях об органах государственной власти и управления, хозяйствующих субъектах обязательно выделяются их права и обязанности по участию в финансовой деятельности. В частности, это касается выполнения обязательств перед бюджетом, будь это обязанности в части составления рассмотрения, утверждения, исполнения соответствующих бюджетов или уплаты причитающихся бюджетной системе налогов, сборов, пошлин, санкций. Финансово-правовые нормы закрепляют эти обязанности, также права и меры ответственности и направлены на обеспечение государственных интересов. По содержанию финансово-правовые нормы подразделяют на материальные и процессуальные.Материальныезакрепляют виды доходов, зачисляемых в бюджеты разных уровней, направления расходов по республиканскому и местным бюджетам. Сюда же относятся и налоги, которые предприятия и население должны уплачивать в бюджет или внебюджетные фонды. К материальным нормам относятся и нормы, устанавливающие права Республики Беларусь, органов местного о самоуправления по их участию в финансовой деятельности государства.Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок, процедуру осуществления определенного направления финансовой деятельности органов государственной власти и государственного управления. В нормах финансового права закреплены:-общие принципы, методы и формы финансовой деятельности;-виды денежных фондов государства;- порядок установления и взимания налогов и неналоговых платежей.Нормы, регулирующие финансовые отношения, отмечены в многочисленных источниках. К ним относятся: основной закон Республики Беларусь (Конституция), законы и подзаконные акты. Раздел VIIКонституции в целом посвящен финансовой системе государства и закрепляет основы финансовой деятельности Республики Беларусь и местного самоуправления. Источниками финансового права Республики Беларусь являются правовые акты органов представительной и исполнительной власти всех уровней, которые регулируют финансовые отношения."Молодой" возраст отечественного финансового права пока не позволил сформироваться финансовому законодательству в кодекс. Тем не менее, кодификация практически достигнута по определенным финансово-правовым институтам, входящим в эту отрасль права. Имеются в виду Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь и Налоговый кодекс Республики Беларусь.Нормативная база белорусского финансового законодательства представлена, прежде всего, такими законами как: Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь», пакетом законов о налогах с выделением Закона «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», законом «О ценных бумагах и фондовых биржах».Нормы финансового права содержатся и в других законах, в частности, в законах о местном управлении и самоуправлении, предприятии, аренде, Таможенном кодексе и некоторых других законах. Важное место в источниках финансового права Республики Беларусь принадлежит ежегодно принимаемым законам о бюджете Республики Беларусь на предстоящий финансовый год. Эти законы, хотя и носят временный характер (в течение года), однако в них нередко содержатся статьи, отменяющие, уточняющие нормы, содержащиеся в законах долговременного действия. В них также порой содержатся и такие нормы, которые выходят за рамки чисто бюджетных отношений. Это свидетельствует о правомерности выделения бюджета и бюджетного права в особый раздел финансовой науки и финансового права.В особую группу источников финансового права можно выделить Декреты и Указы Президента Республики Беларусь, постановления и распоряжения Совета Министров. К источникам финансового права относятся также решения органов представительной и исполнительной власти на областном, городском и районном уровнях. Принимаемые органами местной власти финансово-правовые акты распространяются только на территорию данного региона.Самую многочисленную группу финансово-правовых актов составляют подзаконные акты, издаваемые Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам, Национальным банком. Нормы финансового права содержатся также в актах, принимаемых министерствами, ведомствами, другими органами управления. Их действие распространяется на юридических лиц, входящих в систему данного министерства или ведомства.К финансово-правовым актам можно отнести: приказы администрации предприятия, постановления собраний трудовых коллективов, общих собраний акционеров, пайщиков по вопросам использования денежных средств, принадлежащих предприятиям.Республикой Беларусь подписан ряд международных соглашений и договоров в области финансов непосредственно, либо в той или иной мере касающихся финансов. К ним относятся:соглашения с рядом государств об устранении двойного налогообложения; соглашения с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и другими национальными и международными финансовыми организациями по поводу привлекаемых Правительством иностранных кредитов; соглашения об экономическом союзе, платёжном союзе, межгосударственном банке государств-участников СНГ.2. Бюджетное устройство и бюджетная система в Республике Беларусь.Бюджетное устройство Республики Беларусь - это организация бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетное устройство регламентируется Законом РБ «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 4 июня 1993 г., в котором определены:- основы функционирования бюджетной системы РБ;- отношения между республиканским и местными бюджетами;- отношения между бюджетами и юридическими и физическими лицами по уплате налогов, внесению других обязательных платежей, иных поступлений, использованию бюджетных ассигнований;- общие принципы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;- принципы создания и порядка использования государственных внебюджетных фондов;- основные понятия из этой сферы. Согласно ст.1 Закона, бюджет - это основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов). Бюджетное устройство в Республике Беларусь определяется государственным устройством и административно-территориальным делением государства. Бюджетная система в Республике Беларусь имеет два уровня:Республика Беларусь как самостоятельный субъект права имеет свой собственный бюджет - республиканский,- и соответствующие местные Советы имеют свои собственные бюджеты.Каждый бюджет состоит из двух частей - доходной и расходной.Структура доходов бюджетов выражается в различных платежах, поступающих в тот или иной бюджет, которые делятся на постоянно закрепленные и регулирующие.Закрепленные доходы - это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной ставке постоянно или на длительное время поступают в определенный бюджет. Перечень этих доходов предусмотрен в Законах «О бюджетной системе РБ» и «О местном управлении и самоуправлении».Регулирующие доходы бюджета - это доходы, которые передаются ежегодно из вышестоящего в нижестоящий бюджет с целью сбалансировать его доходы и расходы. Такие ежегодные действия называются бюджетным регулированием.Структура расходов бюджетов определяется функциями и задачами государства в целом, а также функциями соответствующих государственных органов и задачами социально-экономического развития территории. В основе расходов лежат два принципа - целевое расходование денежных средств и подчиненность бюджетных учреждений. По целевому принципу расходы бюджетов классифицируются на:-финансирование развития народного хозяйства;-финансирование социально-культурных мероприятий;-оборону страны;-содержание госаппарата. По принципу подчиненности финансирование какого-либо бюджетного учреждения происходит в зависимости от того, к какой системе управления относится данное учреждение. Так, городские больницы г. Гомеля финансируются из городского бюджета, средние общеобразовательные школы - из районного, вузы - из республиканского бюджета.Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом (совпадает с годом финансовым). Деятельность органов государственной власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета регламентируется Законом «О бюджетной системе РБ» и называется бюджетным процессом (около 3 лет).Все доходы и расходы бюджета в соответствии со ст.13 Закона классифицируются на основе их экономической характеристики. Доходы классифицируются в зависимости от источников, расходы - по целевому назначению денежных средств. Ни один доход или расход не может быть получен и использован иначе, как только на основе бюджетной классификации. Это обеспечивает законность всей бюджетной деятельности.3. Государственные доходы и их источники.Государственные доходы представляют собой различные денежные средства, которые в процессе распределения и перераспределения национального дохода поступают в собственность государства и используются им для выполнения своих задач и функций.Классификация доходов осуществляется:1. По порядку формирования и использования государственные доходы классифицируются на децентрализованные и централизованные.Децентрализованные доходы - это доходы предприятий и организаций государственной формы собственности, которые остаются и используются ими в соответствии со своими финансовыми планами.Централизованные доходы - это доходы бюджетов. Эти доходы являются источником поступления денежных средств в бюджет, который (в свою очередь) призван обеспечить финансирование, связанное с выполнением государственными органами своих задач.Таким образом, понятие «государственные доходы» шире понятия «доходы бюджетов», но основу государственных доходов составляют доходы бюджетов.2. По методу изъятия доходы бюджетов делятся на налоговые и неналоговые.Налоговыми являются доходы, которые установлены законодательно в виде обязательных, безвозмездных и безвозвратных платежей, мобилизуемых в бюджеты в строго установленном размере и в заранее намеченные сроки. В Республике Беларусь являются основным источником пополнения доходной части бюджетов (до 95% всех доходов бюджета).Неналоговые доходы бюджетов состоят из:- поступлений от использования имущества, являющегося государственным достоянием (земля, недра, леса);- приватизации и иных поступлений, в том числе добровольных взносов юридических и физических лиц;- государственной пошлины; - поступлений в виде штрафных санкций;- денежных средств, поступающих в бюджет на возвратной и возмездной основе посредством государственного кредита (заем, лотереи, денежные вклады), государственного страхования (страховые взносы временно используются государством).4. Налоги и обязательные неналоговые платежи.