/b>Законом РБ «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет РБ» не дано определение налога.Налог - это безвозмездно и безвозвратно взимаемые платежи с юридических и физических лиц в доход государства в установленных законом размере и сроках. При невнесении налогов в срок или неполном размере наступает ответственность - финансовая, административная, уголовная.Сборы (в отличие от налогов) имеют локальный характер (их уплачивают не все) и носят целевой, разовый характер. Сбор может быть приравнен к налогу, если он установлен законом и носит общегосударственный характер (пожарный сбор).Государственная пошлина взимается за предоставляемые услуги юридического характера юридическим и физическим лицам от имени государства. За неуплату государственной пошлины не наступает ответственности, просто не оказывается определенная услуга.Механизм взимания налогов установлен законом. Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, порядку исчисления и взимания в доход государства налоговых платежей представляет собой налоговое право.Законом определена структура налога:- субъект - физическое или юридическое лицо, обязанное на основе закона вносить налог в доход государства,- объект обложения - то, на что направлено налоговое обложение, устанавливается законом,- ставка налога - величина, которая взимается с одной единицы объекта обложения,- сроки уплаты,- порядок исчисления и уплаты налога,- льгота по налогу,- ответственность - наступает в случае невнесения налогов в срок или в неполном объеме.Все налоги, сборы и пошлины объединены в налоговую систему Республики Беларусь и классифицируются по различным основаниям:По субъектам - налоги с юридических и физических лиц, а также общие для тех и других (платежи за землю, налог с владельцев недвижимости).По характеру использования - общего значения и целевые (например, платежи за землю, сборы и пошлина).По форме возложения налогового бремени - прямые и косвенные. Прямые непосредственно облагают доходы и имущество налогоплательщика. Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавки к отпускной цене и не связаны с доходами или имущество фактического плательщика. Юридически налог уплачивает продавец, а фактически - покупатель (например, НДС, акцизы).В зависимости от территориального уровня - общереспубликанские и местные.Главный источник налогового права - Конституция РБ, в ее развитие приняты Законы. Установление местных налогов и сборов осуществляют местные советы депутатов. Виды общегосударственных налогов и сборов установлены в ст.3 Закона, этот перечень включает в себя следующее: -налог на добавленную стоимость;- акцизы;- налог на прибыль и доходы;налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности; налог за пользование природными ресурсами (экологический налог);- налог на недвижимость;- налог на экспорт и импорт;- земельный налог (плата за землю);- налог на топливо;- транзитный налог;- государственная пошлина и сборы;- подоходный налог с физических лиц. 5.Государственные займы и основные направления расходования государственных финансовых ресурсов.Назначение государственных расходов заключается в том, что они служат для обеспечения выполнения государством своих внутренних и внешних функций. При этом к числу государственных расходов относят затраты государства на:- расширенное воспроизводство,- удовлетворение социально-культурных потребностей общества,- оборона страны;- управление.С правовой точки зрения, государственные расходы - это регламентированное правовыми нормами планомерное распределение и использование денежных средств из государственных фондов для выполнения задач и функций государства.Государство в одностороннем порядке устанавливает направления расходов, финансируемых из бюджета, нормы расходов, объекты финансирования и устанавливает ответственность за любые нарушения государственных предписаний.Расходы из бюджета производятся в основном методом финансирования на принципах:- безвозвратности, - безвозмездности,- целевого использования средств,- соблюдения режима экономии,- срочности (в рамках одного бюджетного года),- постоянного контроля за использованием средств.Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь» предусматривается выдача бюджетных ссуд на основе возвратности и возмездности.Кроме бюджета финансирование государственных расходов осуществляется из государственных внебюджетных фондов. Затраты государства покрываются также за счет прибыли государственных предприятий, части амортизационных отчислений, долгосрочных банковских ссуд и т.д. Понятие расходов государства шире, чем понятие расходов бюджета, т.к. расходы бюджета составляют лишь часть общих расходов государства.Расходы бюджетов каждого уровня определяются функциями соответствующего органа власти и задачами социально - экономического развития страны.В расходы бюджетов включаются ассигнования:- на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством;- на текущее содержание учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, науки, органов государственной власти и управления, судов, правоохранительных органов, органов прокуратуры, госбезопасности, обороны и т.д.Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, виды расходов и их конкретные направления отражают в смете доходов и расходов. Бюджетные учреждения и организации могут финансироваться и из внебюджетных средств, например, для учреждений системы образования - доходы от платных услуг, производственной и научной деятельности, договорные или контрактные суммы за подготовку кадров, взносы предприятий и т.д.Источники финансирования государственных предприятий установлены в Законе РБ «О предприятиях», к ним относятся:-собственные денежные средства субъектов хозяйствования,- перераспределяемые из централизованных фондов вышестоящих органов на нужды подчиненных предприятий.В целях перераспределения денежных средств в министерствах и ведомствах создаются различные специальные фонды (инвестиционные, фонды научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и освоения новых видов наукоемкой продукции и др.)В финансировании предприятий может принимать участие и государство, выделяя им средства из бюджета. Бюджетные ассигнования должны направляться на развитие приоритетных отраслей экономики.
Тема 10. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды
1. Природоресурсовое право и отношения землепользования.
2. Понятие, принципы, задачи «охраны окружающей среды». Источники.
3. Содержание экологических прав граждан и гарантии их обеспечения.
4. Государственные органы, определяющие и реализующие экологическую политику.
5. Экономические механизмы реализации экологической политики.
6. Мониторинг, контроль и надзор в области окружающей среды.
1. Природоресурсовое право и отношения землепользования.
Право государственной собственности на недра, воды, растительный и животный мир является исключительным и неотчуждаемым. Природные объекты могут быть переданы в постоянное или временное пользование отдельным физическим и юридическим лицам.
Цели, порядок и условия такого пользования определены для каждого природного объекта и регулируются отраслевым законодательством: земельным, водным, лесным и др.
В зависимости от того или иного природного ресурса различают следующие виды природопользования: землепользование, пользование недрами, водопользование, лесопользование, пользование животным миром, пользование ресурсами атмосферы. Эти виды природопользования, урегулированные нормами права, составляют природоресурсовое право, которое выражается в установленном правовыми нормами порядке потребления и использования природных ресурсов с целью извлечения их полезных свойств.Различаютобщее и специальное природопользование.Право общего пользования природными ресурсами предоставляется гражданам для удовлетворения их потребностей безвозмездно без закрепления этих природных ресурсов за отдельными лицами и без соответствующих разрешений.Специальное природопользование предоставляется юридическим и физическим лицам для осуществления производственной и иной деятельности за плату на основании специальных разрешений, выдаваемых уполномоченными органами.Субъектами права природопользования могут быть:граждане и юридические лица Республики Беларусь;иностранные граждане и иностранные предприятия;лица без гражданства;международные организации;иностранные государства.Основным принципом природопользования является целевое использование природных ресурсов, то есть использование их в соответствии с той целью, для которой они предоставлены.В Республике Беларусьзакреплены две формы собственности на землю - государственная и частная.1. Государственную собственностьобразуют земли сельскохозяйственного назначения, и иные земли, за исключением тех, что переданы в частную собственность.2. В частной собственности находятся земли, приобретенные гражданами и юридическими лицами. Земельные участки предоставляются:в постоянное владение без заранее установленного срока колхозам, совхозам, другим организациям для ведения сельского и лесного хозяйства;во временное пользованиедо трех лет (краткосрочное), от трех до десяти лет (долгосрочное);в пожизненное наследуемое владениегражданам для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, традиционных народных промыслов, в случае приобретения по наследству или приобретения жилого дома;в частную собственность гражданам РБ, юридическим лицам РБ при приватизации объектов государственной собственности, при осуществлении инвестиционных проектов.Кодексом о земле (ст.38) установлен состав земель, не подлежащих передаче в частную собственность: земли транспорта и связи, земли общего пользования (парки, скверы, дороги и т.п.), земли заповедников и др.Предоставление в постоянное или временное пользование земельного участка осуществляется на основе решения компетентных органов и договора: право постоянного пользования, право временного пользования, пожизненного наследуемого владения, аренда.2. Понятие, принципы, задачи охраны окружающей среды. Источники.Охрана окружающей среды - это плановая система государственных, международных и общественных мероприятий по рациональному использованию, охране и восстановлению природных ресурсов, защите окружающей среды от загрязнения и разрушения для создания наиболее благоприятных условий существования человеческого общества, удовлетворения материальных и культурных потребностей живущих и грядущих поколений.
Участие государства в этих мероприятиях закономерно и обязательно, поскольку охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности человека - неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития государства.
В ч.1 ст.46 Конституции РБ закреплено, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права».
Государственная политика в области охраны окружающей среды строится в соответствии со следующими принципами:
приоритет охраны жизни и здоровья человека в сравнении с другими целями природопользования, обеспечения прав граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду;
соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды;
научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;
сочетание национальных и международных интересов в области охраны окружающей среды;
рациональное использование природных ресурсов с учетом возможностей окружающей среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека. В ч.2 ст.46 Конституции Республики Беларусь определено, что государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды;
гласность в работе, тесная связь с общественными объединениями и населением при решении природоохранных задач.
В соответствии с основными принципами государственная политика охраны окружающей среды строится с целью решения следующих задач:
обеспечение безопасного для жизни и здоровья людей состояния окружающей среды;
регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов;
сохранение природных ресурсов, генетического фонда живой природы, охрана естественных богатств, природного окружения, ландшафтов и других природных комплексов.
Охране подлежат как вовлеченные в хозяйственный оборот, так и не используемые напрямую виды природных ресурсов, к которым относятся:
климатические ресурсы,
атмосфера (включая озоновый слой),
земля, ее недра и почва,
вода (поверхностная, подземная и почвенная влага),
растительный и животный мир в их видовом разнообразии во всех сферах обитания и произрастания,
типичные и редкие ландшафты,
иные природные объекты как компоненты экологических систем и биосферы.
В целях определения и реализации своей политики в сфере охраны окружающей среды государство через свои законодательные и исполнительные органы создает правовую базу и на ее основе реализует вышеозначенные мероприятия.
В Республике Беларусь происходит постоянное обновление законодательных норм различных отраслей права, в том числе и экологического, что связано с усилением суверенитета государственной власти на территории Республики Беларусь.
Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» был принят 26 ноября 1992г., который был призван обеспечить правовые основы реализации экологической политики государства, защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здоровья окружающую среду, определить правовые и экономические основы охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности человека.
В 1993году приняты Законы Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения». В последнем законе определены меры по предупреждению воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье людей и регламентированы действия органов государственного управления, учреждений, организаций и граждан по обеспечению санитарно-эпидемической безопасности. В 1996г. принят Закон Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира», в 1997г. - Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» и др.
3. Содержание экологических прав граждан и гарантии их обеспечения.
Экологическая политика государства имеет важнейшее значение для обеспечения устойчивого человеческого развития, поскольку при осуществлении государственной политики в области охраны окружающей среды гарантируется право граждан Республики Беларусь и иных лиц, проживающих на ее территории, на здоровую и благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду.
Гарантиями здесь выступают:
планирование и нормирование качества окружающей среды мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
государственный контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства, привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения;
страхование граждан, образование государственных, общественных и иных фондов помощи лицам, пострадавшим от загрязнения окружающей среды;
возмещение в добровольном и судебном порядке вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате загрязнения окружающей среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф;
привлечение к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь лиц, умышленно искажающих или скрывающих информацию о состоянии окружающей среды, препятствующих выполнению гражданами и общественными объединениями их прав, вытекающих из законодательства Республики Беларусь; другие гарантии, предусмотренные Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и иными законодательными актами Республики Беларусь.
В Республике Беларусь, несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию в стране, проводится целенаправленная экологическая политика, главными задачами которой являются оздоровление экологической ситуации, снижение ее неблагоприятного влияния на здоровье человека, сохранение жизнеобеспечивающих функций биосферы, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы, эффективное участие Беларуси в международной природоохранной деятельности.
Экологическая политика в Республике Беларусь направлена на решение следующих задач:
последовательная экологизация экономики, перевод производства на безотходное производство, ресурсо- и энергосберегающие технологии;
развитие и размещение производственных объектов с учетом возможностей природно-ресурсного и ассимиляционного потенциала окружающей среды;
совершенствование хозяйственного механизма природопользования, предусматривающего отказ от затратного подхода, переход к биосферно совместимому природопользованию, расширение системы платности за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды;
усиление правовой ответственности и экономических санкций за природоохранные нарушения;
реализация комплекса мер по реабилитации радиационно загрязненных территорий, максимальному снижению вредного воздействия последствий катастрофы ЧАЭС на природную среду и население;
создание надежных систем мониторинга окружающей среды;
повышение уровня экологического образования и воспитания населения;
обеспечение гласности и доступности информации о состоянии окружающей среды, оперативное и объективное оповещение населения об экологически опасных ситуациях.
Для реализации экологической политики необходимо совершенствование природоохранного законодательства, системы экологических стандартов, норм и требований, регламентирующих природопользование с последующим переходом на международные стандарты как необходимое условие вхождения Республики Беларусь в международную систему обеспечения экологической безопасности.
Особое место в экологической политике Беларуси занимает проблема преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В последние годы в республике продолжалось проведение крупномасштабных мероприятий по ликвидации последствий крупнейшей техногенной аварии. Вместе с тем многие проблемы, связанные с Чернобыльской катастрофой, решены не в полной мере. Необходимо отметить, что уменьшились объемы финансовых средств на выполнение Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС и социальную защиту пострадавших граждан.
Объясняется это рядом факторов:
завершением широкомасштабного переселения жителей из районов радиоактивного загрязнения;
выведением значительного числа населенных пунктов и соответственно граждан из категории пострадавших;
упорядочением выплат денежных компенсаций за имущество, находящееся на территории радиоактивного загрязнения;
отсутствием у государства необходимых финансовых ресурсов для реабилитации пострадавших территорий и создания благоприятных условий жизни для переселенцев.
При низком уровне доходов граждан, проживающих в пострадавших районах, проблематичным является обеспечение их чистыми продуктами питания. Переход на потребление продукции, произведенной в частном секторе, способствует накоплению внутренней дозы облучения.
Для создания необходимых условий проживания людей в зонах радиоактивного загрязнения важное значение имеет развитие социальной инфраструктуры. В этих районах водопровод и канализация, горячее водоснабжение, центральное отопление, наличие бань и прачечных создают не только коммунально-бытовые удобства, необходимые для нормального человеческого развития, но и имеют медико-профилактическое значение.
Для минимизации и преодоления последствий Чернобыльской катастрофы в дальнейшем необходимо:
поэтапное восстановление загрязненных территорий и возвращение жителей к нормальному укладу жизни;
осуществление системы радиационной, экологической, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения;
снижение медико-биологических последствий аварии путем широких медико-профилактических и лечебно-восстановительных мероприятий;
снижение социально-психологической напряженности;
защита населения от воздействия других вредных техногенных факторов;
совершенствование нормативно-правовой базы по проблеме минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС.
4. Государственные органы, определяющие и реализующие экологическую политику.
Определяет государственную и межгосударственную экологическую политику Парламент Республики Беларусь. Он же осуществляет межгосударственного сотрудничества в области охраны окружающей среды, для чего:
разрабатывает и принимает законодательные акты об охране окружающей среды в Республике Беларусь;
определяет порядок организации и деятельности органов государственной власти и управления в области использования и охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды;
рассматривает и утверждает государственные экологические программы;
объявляет территории зонами экологического бедствия;
утверждает границы объектов природно-заповедного фонда республиканского значения и санкционирует их изменение;
рассматривает все остальные вопросы в области охраны окружающей среды и природопользования.
Реализацию определенной Парламентом Республики Беларусь экологической политики осуществляет Совет Министров Республики Беларусь, для чего он:
осуществляет меры по охране и научно обоснованному использованию природных ресурсов и улучшению окружающей среды;
обеспечивает разработку и реализацию государственной экологической программы Республики Беларусь;
координирует деятельность министерств, государственных комитетов, других подведомственных ему органов, занимающихся охраной окружающей среды;
создает республиканский внебюджетный фонд охраны природы;
утверждает порядок разработки экологических нормативов, лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов;
определяет порядок учета, оценки природных ресурсов, порядок ведения кадастров природных ресурсов;
объявляет в случае необходимости участки территории зоной чрезвычайной экологической ситуации;
утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды; организует систему экологического воспитания и образования граждан;
принимает решения о прекращении деятельности или перепрофилировании экологически вредных объектов республиканского значения;
осуществляет межправительственное сотрудничество в области охраны окружающей среды;
регулирует другие вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды осуществляет, кроме того, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, к компетенции которого относится:
контроль за деятельностью министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды;
проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны и использования природных ресурсов;
государственный контроль за соблюдением норм экологической безопасности наряду с другими специально уполномоченными государственными органами;
контроль за использованием и охраной недр, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира;
организация мониторинга природной среды;
утверждение совместно с органами санитарного надзора нормативов качества окружающей среды, участие в разработке стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения, истощения и иных вредных воздействий;
осуществление государственной экологической экспертизы;
выдача и аннулирование разрешений на захоронение (складирование) промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, на использование природных ресурсов в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
ограничение или приостановление деятельности предприятий и объектов независимо от формы собственности, если их эксплуатация осуществляется с нарушением природоохранного законодательства;
предъявление исков о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранного законодательства;
разработка государственных экологических программ;
учет и оценка природных ресурсов, ведение государственных кадастров водных ресурсов, торфяного фонда, животного и растительного мира;
ведение Красной книги Республики Беларусь;
организация пропаганды экологических знаний среди населения;
осуществление на соответствующем уровне международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, изучение, обобщение и распространение международного опыта, контроль за выполнением обязательств Республики Беларусь по международным соглашениям в области охраны окружающей среды.
Решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в области охраны окружающей среды по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для всех юридических и физических лиц и могут быть обжалованы в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.
5. Экономические механизмы реализации экологической политики.
При реализации государственной политики в области охраны окружающей среды действует экономический механизм, который включает в себя:
планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности;
определение лимитов на пользование природными ресурсами, размещение отходов, допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
взимание налогов и других платежей за использование природных ресурсов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду;
взимание платы за размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду;
возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде и здоровью населения и др.
Мероприятия по охране окружающей среды, проводимые в рамках государственной политики в этой области, подвергаются планированию с целью обеспечения гармоничного взаимодействия природы и общества на основе научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов, выбора наиболее эффективных средств природопользования, предотвращения и ликвидации негативного влияния хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение и увеличение природоресурсного потенциала Республики Беларусь.
Планирование мероприятий по охране окружающей среды осуществляется в составе прогнозных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь и государственного плана с учетом государственных и иных программ и требований природоохранного законодательства.
Территориальное планирование охраны окружающей среды осуществляется соответствующими Советами депутатов с участием государственных органов и общественных организаций. Отраслевое планирование в области охраны окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами и другими государственными органами с учетом показателей территориального планирования.
Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды производится за счет республиканского и местного бюджетов; средств юридических лиц, добровольных взносов населения, иностранных граждан, других источников; республиканских, местных внебюджетных фондов и общественных фондов охраны природы; кредитов банков.
В Республике Беларусь осуществляется стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды путем предоставления юридическим и физическим лицам налоговых и иных льгот при внедрении малоотходных и безотходных ресурсо- и энергосберегающих технологий, переработке отходов производства и потребления, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, дающей природоохранный эффект. Стимулирование рационального природопользования осуществляется и установлением повышенных норм амортизации основных природоохранных фондов.
В последние годы в Республике Беларусь для регулирования природопользования и охраны окружающей среды начали использоваться рыночные механизмы. Для возмещения ущерба, причиняемого загрязнением атмосферного воздуха, введены нормативы платежей за выбросы загрязняющих веществ в воздушный бассейн. В соответствии с Законом РБ «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» все предприятия-загрязнители независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности облагаются экологическим налогом.
Государство в Республике Беларусь гарантирует своим гражданам право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмездно, без закрепления этих ресурсов за отдельными лицами и предоставления соответствующих разрешений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Природные ресурсы в порядке специального использования предоставляются юридическим и физическим лицам для осуществления производственной и иной деятельности за плату, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, на льготных условиях на основании специальных разрешений, выдаваемых уполномоченными на то государственными, органами, и заключения государственной экологической экспертизы.
6. Мониторинг окружающей среды. Контроль и надзор в области охраны окружающей среды.
В рамках осуществления государственной политики в сфере охраны окружающей среды в Республике Беларусь для своевременной оценки возможных изменений физических, химических и биологических процессов, уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных и других природных объектов, для предупреждения и устранения негативных явлений и обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об окружающей среде и прогнозирования ее состояния.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, специальные государственные органы при участии министерств, государственных комитетов, ведомств, юридических лиц осуществляет мониторинг окружающей среды.
Мониторинг окружающей среды представляет собой систему наблюдений за состоянием окружающей среды. Порядок осуществления мониторинга определяется законодательством Республики Беларусь.
Для учета количества, качества и других характеристик природных ресурсов, объема, характера и режима их использования ведутся государственные кадастры природных ресурсов, содержание и ведение которых определяется законодательством Республики Беларусь.
Органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерства здравоохранения Республики Беларусь проводится государственный учет объектов, которые вредно воздействуют или могут вредно воздействовать на состояние окружающей среды, видов и количества вредных веществ, выделяемых в окружающую среду, видов и размеров вредных физических воздействий на нее.
Проекты, решения, системы, объекты, внедрение и реализация которых может привести к нарушению норм экологической безопасности, подлежат государственной экологической экспертизе, которая проводится государственными органами по экологии с участием в необходимых случаях государственных и общественных организаций со следующими целями:
определение уровня экологической опасности, которая может возникнуть в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности в настоящем или будущем и прямо или косвенно оказать отрицательное воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения;
оценка соответствия планируемой, проектируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям природоохранного законодательства;
определения достаточности и обоснованности предусматриваемых проектом мер по охране окружающей среды.
Государственной экологической экспертизе подлежат предплановые, предпроектные и проектная документация по хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду; проекты планов (программ), основных направлений, схем развития и размещения производственных сил и отраслей народного хозяйства; действующие предприятия и другие объекты; экологическое состояние отдельных регионов и местностей.
В число экологических требований к хозяйственной и иной деятельности входят:
экологические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;
экологические требования при обращении с химическими веществами;
требования к охране окружающей среды от вредного биологического воздействия;
требования к охране окружающей среды от шума, вибрации, электромагнитных полей и иных вредных физических воздействий;
требования к охране окружающей среды от загрязнения производственными, бытовыми и другими отходами;
требования к экологической безопасности транспортных средств;
требования к экологической безопасности при проведении научных исследований, внедрении открытий, изобретений, применении новой техники, оборудования, материалов, технологий и систем;
экологические требования к военным и оборонным объектам, военной деятельности;
требования к охране озонового слоя.
Если же в нарушение всех этих требований в результате хозяйственной и иной деятельности, разрушительного влияния стихийных сил природы, имевшей место аварии происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью людей, состоянию естественных экологических систем, природному генетическому фонду, такие участки территории Республики Беларусь объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации. Делать это вправе только Совет Министров Республики Беларусь. В таких местах приостанавливается деятельность юридических лиц и объектов, отрицательно влияющих на окружающую среду и здоровье человека, ограничиваются отдельные виды природопользования, принимаются меры по восстановлению экологической ситуации.
Финансирование этих мероприятий производится в первую очередь за счет виновников, а также за счет средств местного и республиканского бюджетов и других источников.
Если же в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения среды, ведущие к существенному ухудшению здоровья населения, нарушению природного равновесия, разрушению естественных экологических систем, деградации почв, флоры и фауны, то эти участки территории Республики Беларусь Парламент Республики Беларусь объявляет зонами экологического бедствия.
В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция хозяйственных объектов, существенно ограничивается природопользование, принимаются оперативные меры по восстановлению экологической ситуации и оздоровлению окружающей среды. Финансирование этих мероприятий аналогично финансированию мероприятий по восстановлению экологической ситуации в зонах чрезвычайной экологической ситуации.
Правовой режим территорий Республики Беларусь подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, определяется Законом Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Государство особо охраняет государственные заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, животных и растения, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу Республики Беларусь. Порядок ведения Красной книги Республики Беларусь определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Особой охране подлежат также курортные зоны, зоны отдыха прибрежной полосы, водоохранные зоны (полосы), зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, леса зеленых зон городов, других населенных пунктов и другие территории в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.
Для обеспечения соблюдения юридическими лицами и гражданами требований законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды осуществляется контроль и надзор в области охраны окружающей среды-государственный, производственный, ведомственный и общественный.
Государственный контроль осуществляют:
Советы депутатов;
соответствующие органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды;
иные специально уполномоченные на то государственные органы.
Надзор за соблюдением природоохранного законодательства осуществляет экологическая прокуратура Республики Беларусь. Ведомственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, ведомствами с целью обеспечения выполнения подведомственными предприятиями и организациями планов и мероприятий по охране окружающей среды, природоохранного законодательства, предписаний Государственного комитета по экологии и иных специальных уполномоченных на то государственных органов. Республика Беларусь принимает участие в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды на государственном и общественном уровнях. Споры в области охраны окружающей среды между Республикой Беларусь и другими государствами рассматриваются в порядке, определяемом межгосударственными экологическими соглашениями.
Если в международном договоре, заключенном Республикой Беларусь, установлены иные правила, чем те, что содержатся в законодательстве Республики Беларусь, то применяются правила международного договора.
Лица, виновные в нарушении законодательства об охране окружающей среды, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, что не освобождает их от необходимости возмещения вреда, причиненного этими действиями, добровольно или по решению суда, в полном объеме.
Основная литература
1. Бабий Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: Конспект лекций. Мн.,2000.
Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь: научно-практический комментарий. Мн.,2000.
Балашенко С.А. Экологическое право. Мн., 1999.
Борико С.В. Судоустройство. Мн., 2000.
Гражданское право. В 2-х частях/ Под ред. В.Ф. Чигира.Мн.,2001.
Дмитрук В.Н. Теория государства и права. / Учеб.пособие. - Мн.,1999.
Кацубо С.П., Кучвальская И.В., Лугвин С.Б. Права человека. Мн.,2001.
Кацубо С.П., Кучвальская И.В., Лугвин С.Б. Основы прав человека. Мн.,2002
Канстытуцыйнае права Рэспублiкi Беларусь. Навучальны дапаможнiк/ Пад рэд. М.У.Сiльчанкi. Гродна, 1999.
Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь /Под общ. ред. Г.А. Василевича. Мн.,2000.
Крамник А.Н. Административное право и государственное управление в Республике Беларусь. Мн.,2001.
Основы права: Учебник/ Под общ. Ред. Г.Б. Шишко.Мн.,2002.
Ханкевич Л.А. Финансовое право Республики Беларусь. Мн.,2000.
Дополнительная литература
1. Алексеев С.С. Государство и право. М.,1996.
2. Алексеев С.С. и др. Теория государства и права. М., 1997.
3. Макаренко С.Н., Байлов А.В. Правоведение. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. С.Н. Макаренко. М., 1999.
4. Мирошникова В.А. Основы правоведения. М.,1997.
5. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.1999.
7. Тихиня В.Г. Тернистый путь к правовому государству. Мн., 1995.
Нормативные правовые акты
· Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. - Мн.2002.
· Гражданский кодекс Республики Беларусь, 07.12.1998г.// Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1999. № 7-9.
· Избирательный кодекс Республики Беларусь, 11.02.2000г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.2000г. № 25.
· Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, 09.07.1999г. //Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1999. № 15.
· Жилищный кодекс Республики Беларусь, 23.03.1999г // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1999. № 15.
· Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 06.12.1984г. - Мн.: Амалфея, 2002.
· Кодекс Республики Беларусь о земле, 04.01.1999.//Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999. №15.
· Трудовой кодекс Республики Беларусь, 26.07.1999г.// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.1999. № 80.
· Уголовный кодекс Республики Беларусь, 09.07.1999г.// Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1999. № 24.
· Банковский кодекс Республики Беларусь, 25.10.2000г.// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000г. № 106.
· О милиции: Закон Республики Беларусь, 26 февраля 1991г. с изм. и доп. от 19.05.2000г.// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.2001.№50.2/166.
· О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 6 октября 1994г. (с изм. и доп. по состоянию на 20.06.1996г.)// Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1996. № 23.Ст.427; Справочник юрисконсульта: В 4 т. Т. 1. Мн.1997. С. 176.
· О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 13 января 1995г. (в редакции Законов Республики Беларусь от 3 мая и 7 июня 1996г.) // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. № 11.Ст. 120; 1996. № 21. Ст. Ст. 377, 380.
· Об адвокатуре: Закон Республики Беларусь, 15 июня 1993г. с изм. от 6.07.1998г.// Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1998. №28.
· Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Республики Беларусь, 12 ноября 1992г. с изм. и доп. от 9.07.1999г.// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.1999. №57. 2/64.
· Об основах государственного социального страхования: Закон Республики Беларусь, 31.01.1995г.//Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь.1995.№14.
· Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь, 26.11.1992г.// Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993г. № 1.
· Об особо охраняемых природных территориях и объектах: Закон Республики Беларусь, 20.10.1994г. с изм. от 23.05.2000г.// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №52.2/171.
· О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС: Закон Республики Беларусь, 12.11.1991г. с изм.// Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1999. №19-20.
· О правах ребенка: Закон Республики Беларусь, 19 ноября 1993г.// Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993г. № 33. ст.430.В редакции Закона от 25 октября 2000 г. N 440-З//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000 г. N 103. 2/215.
· О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 10 января 2000г.// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. N 7. 2/136.
· Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь № 11, 16.03.1999г. с изм. внес. Декретом №22 от 16.11.2000г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.1999 № 23; 2000. №109.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Тема 1. Общая теория государства и права
Тема 2. Система законодательства Республики Беларусь
Тема 3.Конституция Республики Беларусь
Тема 4.Основы административного права
Тема 5.Основы уголовного права
Тема 6.Основы гражданского права
Тема 7.Основные положения семейного права
Тема 8.Основы трудового права
Тема 9.Основы финансового права
Тема 10. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды