Рефераты

Общая теория государства и права

p align="left">Административная ответственность - это ответственность за совершенное административное правонарушение.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает следующие административные взыскания (см. ст.23):

предупреждение;

штраф;

возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

лишение специального права, предоставленного данному гражданину;

взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственным объектом административного правонарушения;

исправительные работы; административный арест.

Гражданско-правовая ответственность - это ответственность за нарушение имущественных и неимущественных прав.

Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает взыскание с лица, нарушившего право, причиненных убытков, морального вреда, а в случаях, предусмотренных законом или договором, неустойки (штрафа, пени).

Дисциплинарная ответственность - это ответственность за совершение дисциплинарных проступков.

Трудовой кодекс Республики Беларусь предусматривает следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение.

Материальная ответственность - это ответственность за ущерб, причиненный при исполнении трудовых обязанностей. Материальная ответственность выражается в возмещении причиненного ущерба.

Основанием юридической ответственности является правонарушение. Оно указывает на момент ее возникновения. Как юридический факт правонарушение объективно порождает определенные правовые последствия и соответствующую ответственность для лица, совершившего его. Если поведение субъекта не подпадает под признаки правонарушения, то он не подлежит привлечению к юридической ответственности.

К условиям, исключающим юридическую ответственность, можно отнести следующие:

невменяемость - это состояние, когда лицо не может отдавать отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния;

необходимая оборона - действия, совершаемые при защите интересов государства, общества, личности или прав обороняющегося или другого лица от общественно опасного посягательства путем причинения нападающему вреда, если при этом не было превышения пределов необходимой обороны, т.е. явного несоответствия защиты характеру и опасности посягательства;

крайняя необходимость - это действия, совершенные для устранения опасности, угрожающей интересам государства, общества, личности или правам данного лица или других граждан, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами, и если причиненный вред был меньше, чем предотвращенный;

малозначительность правонарушения - деяние, не представляющее общественной опасности.

Юридическая ответственность выступает разновиднос-тью государственного принуждения.

Государственным принуждением является осуществляемое на основе закона государственными органами, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями физическое, психическое, имущественное или организационное воздействие в це-лях защиты личных, общественных или государственных интересов.

Меры государственного принуждения (помимо мер ответственности):

меры защиты (восстановительные), например, принудитель-ное взыскание алиментов на содержание детей;

меры пресечения (административное задержание, подписка о невыезде и др.), а также иные меры процессуального принуждения, направленные на обеспечение нормального производства по уголовным, административным, гражданским делам (личный досмотр, освидетельствование и пр.);

меры предупреждения правонарушений и иных нежелательных явлений (проверка документов, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и т.п.).

5. Правовая культура. Законность и правопорядок.

Правовая культура общества - это качественное состояние правовой жизни, которое выражается в уровне правовой деятельности, качестве нормативно-правовых актов, степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности.

Правовая культура личности означает правовую образованность человека, умение пользоваться правом, подчинять свое поведение требованиям юридических норм.

Правовая культура состоит из следующих элементов:

Знание права

Положительное отношение к праву.

Следование праву.

Правовая активность.

Законность - это строгое, неуклонное соблюдение, исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными лицами и гражданами.

Принципы законности:

Принцип единства законности, означающий единообразное понимание и применение законов на всей территории государства.

Принцип всеобщности законности, предполагающий, что требования закона распространяются на всех субъектов права без какого-либо исключения.

Принцип гарантированности основных прав и свобод человека, состоящий в необходимости обеспечения приоритета прав человека и их гарантиях со стороны государства.

Принцип неотвратимости наказания, означающий, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести справедливое наказание.

Правопорядок - это система общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным, это состояние упорядоченности и организованности общественной жизни, основанное на праве и законности.

Правопорядок - результат законности.

Тема 2. Система законодательства Республики Беларусь.

1. Источники права и их виды. Виды нормативных правовых актов. Законодательные и подзаконные акты.

2. Понятие закона. Классификация законов.

3. Виды подзаконных нормативных правовых актов.

4. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

5. Понятие законодательства.

1. Источники права и их виды. Виды нормативных правовых актов. Законодательные и подзаконные акты.

Источники права - это внешние формы выражения и закрепления правовых норм.

В теории права выделяются следующие источники права:

Правовой обычай - это обычаи, которым государство придало общеобязательное значение, и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой. Источником права обычай признан Конвенцией ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» 1980г.

Юридический прецедент - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, ставшее образцом при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем. Является основным источником в системе общего права, включающей право Англии и других стран, взявших английское право за образец.

Нормативно-правовой договор - это двустороннее или многостороннее соглашение, содержащее нормы права. Наиболее распространенным договором является коллективный договор на предприятии между администрацией и трудовым коллективом. В качестве основного источника нормативно-правовой договор выступает в международном праве.

Нормативно-правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется Конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами и положениями. В Республике Беларусь нормативно-правовой акт является основным источником права.

Главной классификацией нормативно-правовых актов является их классификация по юридической силе. Акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих. Последние принимаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими органами.

Классификация нормативно-правовых актов:

1. Конституция и конституционные законы, имеющие высшую юридическую силу.

2. Международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь.

3. Законы, Декреты и Указы Президента Республики Беларусь, имеющие силу закона.

4. Указы Президента, изданные на основе закона.

5. Постановления Правительства.

6. Нормативные акты министерств, гоcударственных комитетов.

7. Акты местных органов управления и самоуправления.

Правотворчество - это процесс создания, изменения или отмены правовых норм компетентными государственными или иными органами.

Органы правотворчества:

законодательная ветвь власти: парламент (Национальное Собрание) - издает законы и постановления;

исполнительная ветвь власти: Совет Министров, министерства, госкомитеты издают постановления, распоряжения, инструкции и другие акты на основе Конституции, законов, декретов и указов Президента;

местные органы власти и управления - местные Советы депутатов, исполкомы, администрации районов в пределах своей компетенции принимают правовые акты в форме решений;

организации - субъекты хозяйствования издают локальные акты: коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Понятие закона. Классификация законов.

Закон - это нормативный акт, принятый референдумом (народным голосованием) или высшим представительным органом государственной власти (парламентом) в особом процессуальном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Законы принимаются путем голосования.

Классификация законов:

Конституция

Конституционные законы

Законы о ратификации международных договоров

Программные законы

Кодексы

Обыкновенные законы

Декреты Президента

Конституционный закон принимается квалифицированным большинством (не менее двух третей от полного состава палаты) обеих палат.

К конституционным законам относятся Конституция Республики Беларусь, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении ее в действие, о ее толковании.

К Программным законам относят законы об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине, закон о бюджете.

Обыкновенный закон считается принятым, если за него проголосовало больше половины депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики от их полных составов. Обыкновенные, т.е. все другие законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Они чаще всего регулируют отдельные виды общественных отношений. Каждый закон имеет свой особый предмет регулирования от политической до социальной сферы.

Среди законов следует выделить кодексы, являющиеся кодифицированными актами, обеспечивающими целостную регламентацию соответствующей отрасли права. Кодификацией считается процесс сведения к единству нормативно-правовых актов путем переработки их содержания.

Кодексы содержат большее число норм, отличаются сложной структурой, могут состоять из нескольких частей (общей и особенной): Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс, и др.

Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не указан иной срок. Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.

3. Виды подзаконных нормативных правовых актов.

Подзаконные правовые акты -это акты, изданные в соответствии с законом и ему не противоречащие. Это постановления, распоряжения, приказы, инструкции, решения.

Распоряжения издаются Президентом и Премьер-министром, обычно не устанавливают норм права, но бывают нормативными, если содержат обязательные предписания.

Нормативные приказы издаются министерствами, государственными комитетами в соответствии с их правотворческой компетенцией.

Инструкции всегда являются нормативными, издаются министерствами, государственными комитетами.

Решения местных советов депутатов, а также исполнительных и распорядительных органов принимаются в пределах их компетенции, также относятся к подзаконным нормативным актам, имеют обязательную силу на соответствующей территории.

4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Действие нормативно-правового акта во времени связано с вступлением его в силу и моментом утраты им юридической силы. Любой нормативно-правовой акт начинает действовать с какой-либо даты. Все нормативно-правовые акты вступают в силу по истечении определенного времени после официального опубликования, если при принятии акта не установлен другой срок введения его в действие. Официальным опубликованием актов, принимаемых законодательными органами, считается опубликование их в специальных официальных изданиях. Законы и декреты подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Законы официально публикуются в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, Ведомостях Национального собрания Республики Беларусь, газетах «Звязда», «Народная газета».

Действие нормативных актов в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию, к которой относятся:

земная территория, ее недра,

внутренние и территориальные воды,

воздушное пространство над земной и водной территорией,

территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море,

кабины летательных аппаратов над территорией, не входящей в состав другого государства.

Любой нормативный акт имеет определенную сферу своего действия.

Действие по кругу лиц означает распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Адресатами нормативных актов могут быть все граждане или определенные группы населения, все должностные лица или отдельные их категории.

5. Понятие законодательства. Соотношение международного и национального права.

Законодательство - это вся совокупность законов и иных нормативно-правовых актов, действующих в стране. Оно имеет свою систему, включающую составные элементы.

Составные элементы законодательства:

- статья нормативно-правового акта;

- нормативно-правовой акт;

- отрасль законодательства.

Система права органически связана с системой законодательства, т.к. в законодательстве правовые нормы получают свое реальное выражение. Они соотносятся как форма и содержание. Каждая отрасль права имеет свою систему законодательства, т.е. систему источников права.

В национальную систему права входит гражданское, уголовное и другие отрасли права. А в международное право входят международное публичное право (МПП) и международное частное право (МЧП).

В качестве основных факторов, определяющих приоритет международного права над национальным в современных условиях, можно выделить следующие:

Ценностный фактор, т.е. приоритет общечеловеческих ценностей над всеми другими. Решающей общесоциальной ценностью является человеческая личность, ее права и свободы; положения о естественных и неотъемлемых правах человека становятся общепризнанными, находят свое отражение в актах ООН и в международно-правовых соглашениях.

Экономический фактор. Международное разделение труда, образование мирового рынка вызывают к жизни возникновение фактически, экономических, торговых отношений, которые требуют правового оформления.

Политический фактор. В тоталитарных государствах действует принцип приоритета государства над правом и национального права над международным. От таких государств можно ожидать агрессивной внешней политики по отношению к другим государствам.

В соответствии со ст.8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.

Тема 3: Конституция Республики Беларусь.

Сущность Конституции, ее основные отличительные признаки и функции.

Основы конституционного строя. Структура государственной власти.

Суверенитет народа, нации, государства. Характерные конституционные особенности государства - унитарное, демократическое, социальное, правовое.

Правовой статус гражданина Республики Беларусь. Защита прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь. Роль ООН в защите прав человека.

Избирательный кодекс Республики Беларусь об основных принципах избирательной системы.

Конституционные основы организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь. Президент. Парламент. Правительство. Суд. Местное управление и самоуправление. Прокуратура. Комитет государственного контроля.

1. Сущность Конституции, ее основные отличительные признаки и функции.

Конституция - это центр правовой системы. Все остальные правовые акты в той или иной форме развивают и конкретизируют конституционные положения. Слово «конституция» происходит от латинского ”constitutio” - установление, устроение.

Конституция Республики Беларусь - это приведенная в единую научную систему совокупность юридических норм, выражающих волю народа, облеченных наивысшей юридической силой, закрепляющих и регулирующих основные устои общества, государства, правовой статус человека и гражданина. Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994года, а вступила в силу со дня опубликования - 30марта 1994года, действует с изменениями и дополнениями, внесенными на основе референдума 24ноября 1996года.

Отличительными признаками являются:

деидеологизированный характер;

закрепление в качестве экономической основы многообразия форм собственности;

установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств;

приоритет общепризнанных принципов международного права;

разделение и взаимодействие властей;

прямой характер действия норм Конституции.

Основные функции Конституции:

-учредительная -закрепляет определенные устои общества, государства, человека и др.;

-регулятивная - устанавливает определенные правила;

-правонаделительная - определяет предметы ведения, полномочия государственных органов, отдельных должностных лиц и граждан;

-охранительная - защищает интересы государства, общества, права граждан, основы общественного строя;

-социальная - воздействует на структуру общества, общественный порядок;

-политическая - определяет политику внутри государственной и общественной жизни, внешнеполитическую деятельность государства;

-экономическая - определяет формы собственности, рыночные отношения, финансовые формы и методы хозяйствования; и др.

2. Основы конституционного строя. Структура государственной власти.

Конституционным строем следует считать порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а само государство действует в рамках демократической Конституции. Требование о создании и защите демократического конституционного строя закреплено в ряде статей Конституции (ст.ст.2,57 и др.). Верховенство власти означает, что в государстве никто не может стоять над ней, т.е. неограниченность власти ничем, кроме необходимости соблюдать законы, права и свободы человека. Государство является элементом политической системы, которая представляет собой организационно-правовой механизм, объединяющей кроме государства, политические партии, общественные объединения, через которые народ осуществляет власть. Стабильность и устойчивость политической системы зависит от крепости и устойчивости экономического строя общества.

Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Основоположниками классического варианта теории разделения властей называют Джона Локка и Шарля Монтескье. Главное требование принципа разделения властей, сформулированное ими, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы или отдельного лица, необходимо разделить государственную власть на «ветви»:

законодательную, избранную народом, призванную вырабатывать стратегию развития общества и регулировать общественные отношения;

исполнительную, назначаемую законодательным органом, и занимающуюся реализацией принятых законов;

судебную, выступающую гарантом восстановления нарушенных прав.

Каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимно сдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов.

Деятельность законодательной власти регламентируется жесткой юридической процедурой законодательного процесса - от законодательной инициативы до подписания и вступления в силу того или иного законодательного акта.

При этом в качестве сдерживающих факторов могут выступать:

Президент, визирующий законодательные акты и имеющий право отлагательного вето,

Конституционный Суд, в компетенции которого находится проверка на соответствие Конституции любого законодательного и подзаконного акта.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления.

Основная функция исполнительной власти состоит в организации исполнения законов, принимаемых законодательной властью. Правительство руководит системой подчиненных ему исполнительных и распорядительных органов, обеспечивает исполнение Конституции и законов, а также выполняет другие функции, возложенные на него Конституцией и законами.

Судебная власть - это система независимых государственных органов - судов, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях все возникающие споры и конфликты. Исключительность судебной власти проявляется в том, что только суд осуществляет правосудие.

Судебная власть - независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности.

Государственные органы всех трех ветвей власти в пределах своих полномочий самостоятельны, взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

3. Суверенитет народа, нации, государства. Характерные конституционные особенности государства - унитарное, демократическое, социальное, правовое.

Суверенитет (верховная власть) - верховенство и независимость власти.

Различают:

А. Суверенитет государственный - реальное обладание государства верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельность в осуществлении внутренней и внешней политики, неотъемлемое свойство и условие правосубъектности на международной арене. Суверенное государство обладает монопольным правом решать свои дела, обеспечивая независимость и территориальную целостность различными способами. Суверенитет государства является полным и исключительным.

Б. Суверенитет национальный - полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

В. Суверенитет народный - полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный суверенитет является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.

Основы конституционного строя Республики Беларусь определены в разделе 1 Конституции РБ. Согласно определению, данному в статье 1 Конституции РБ, Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.

Таким образом, Республика Беларусь с точки зрения государственного устройства является:

Унитарным (единым) государством, т.е. государством не имеющим, в отличие от федераций, в своей внутренней структуре других государств. Унитарное государство имеет административно-территориальное деление.

Демократическим государством, т.е. государством, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление, развиваются все формы собственности.

Социальным государством, т.е. ответственным за существование общества, обеспечивающим достойное существование человеку и его развитие на принципах социального равенства.

Правовым государством, т.е. государством, в котором существует конституционный строй: принята и действует демократическая конституция и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, органы государства связаны правом (законом).

4. Правовой статус гражданина Республики Беларусь. Защита прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь. Роль ООН в защите прав человека.

Правовое положение личности в обществе формируется под влиянием множества экономических, политических, юридических, культурно-исторических, психологических факторов и традиций, постоянно изменяющихся.

Правовой статус граждан - это совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей в основных сферах жизни людей.

Правовой статус включает в себя:

правовые нормы, устанавливающие данный статус;

правосубъектность;

основные права и обязанности, законные интересы;

гражданство;

юридическую ответственность;

правовые принципы и правоотношения общего типа.

Основу правового статуса личности образуют её права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции и других законодательных актах.

Нормы Конституции Республики Беларусь 1994г. с изменениями и дополнениями 1996г. устанавливают, что:

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (ст.2 Конституции);

Закрепляется принцип взаимной ответственности личности и государства;

Устанавливается главенство Конституции;

Подчеркивается приоритет общепризнанных принципов международного права и необходимость соответствия им белорусского законодательства;

На первое место выдвигаются личные права и свободы, политические права и свободы, освобожденные от идеологических ориентиров;

Закреплены конституционные гарантии основных прав и свобод.

В Конституции Республики Беларусь, как и в Международных пактах о правах человека 1966 года, выделяется три группы прав и свобод граждан:

- личные или гражданские;

- политические;

- экономические, социальные и культурные.

Личными или гражданскими правами и свободами признаются такие права и свободы, которые гражданин имеет как личность и как человек с момента рождения. Это самые необходимые права и свободы человека, без которых он не может существовать как индивид.

К числу личных или гражданских прав и свобод Конституция Республики Беларусь относит следующие:

Право каждого на жизнь (ст.24).

Обеспечение государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности (ст.25).

Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Тот, кого обвиняют, не должен доказывать свою невиновность (ст.26). Конституционно закреплен принцип презумпции невиновности, согласно которому:

только суд имеет право признать личность виновной в совершении преступления;

обвиняемый не должен доказывать свою невиновность;

обвинительный приговор не может быть основан на домыслах и догадках, все сомнения трактуются в пользу обвиняемого;

Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы (ст.27).

Право каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст.28);

Обеспечение неприкосновенности жилища и иных законных владений граждан (ст.29).

Право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (ст.30).

Право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов (ст.31);

Право по достижении брачного возраста на добровольной основе вступать в брак и создавать семью (ст.32).

К числу политических прав и свобод, определяющих пределы политической деятельности граждан и формы их участия в управлении делами общества и государства, Конституция Республики Беларусь относит следующие:

Свобода мнений, убеждений и их свободное выражение (ст.33).

Право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст.34).

Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан, проводящихся в порядке, определенном законом (ст.35).

Свобода объединений (ст.36). Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

Право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст.37).

Право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании (ст.38).

Право доступа к любым должностям в государственных органах в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой (ст.39).

Право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (ст.40), которые в свою очередь обязаны рассмотреть поступившее обращение и дать ответ в определенный законом срок.

Приведенные политические права и свободы соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека (ст. ст. 18-21) и Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. ст. 18-22).

Особенностью этой группы прав и свобод является их связь с институтом гражданства, большинство из них принадлежат гражданам Беларуси. Так, согласно Закону РБ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» 1993г. иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права избирать и быть избранными в выборные государственные органы республики, участвовать в референдумах. Они не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством связано с наличием гражданства Республики Беларусь, а также исполнять всеобщую воинскую обязанность.

К числу экономических, социальных и культурных прав и свобод граждан, позволяющих им активно проявлять свои творческие способности и обеспечивающих надлежащие условия для жизни и деятельности, Конституция Республики Беларусь относит следующие:

Право на труд, на безопасные и здоровые условия труда (ст.41).

Право на справедливое вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением, но не ниже установленного государством минимального размера (ст.42).

Право на отдых (ст.43).

Право собственности (ст.44). Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами.

Право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст.45).

Право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (ст.46).

Право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (ст.47).

Право на жилище (ст.48).

Право на образование (ст.49).

Право сохранять свою национальную принадлежность (ст.50), а также исключение принуждения к определению и указанию национальной принадлежности. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения.

Право на участие в культурной жизни (ст.51). Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений. Частью 2 статьи 51 гарантируется свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания.

Наряду с правами и свободами Конституция устанавливает также основные обязанности граждан, что согласуется со ст.29 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит: “Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности”.

Юридические обязанности гражданина являются неотъемлемым элементом его правового статуса, без которого невозможна сбалансированная правовая система и эффективное правовое регулирование, а также соблюдение правопорядка.

В Конституции Республики Беларусь определены следующие обязанности граждан:

Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст.52).

Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст.53).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 Современные рефераты