Рефераты

Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности

принятием этого закона качественно активизировалась работа всех органов государственной власти Российской Федерации по приведе-нию в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами все-го законодательства субъектов Федерации. Генеральный прокурор РФ, в частности, принял ряд документов, обозначивших приоритет обеспе-чения исполнения положений Конституции и федеральных законов в сфере государственного строительства и федерализма в деятельности всех органов прокуратуры и, прежде всего, в деятельности структур Ге-неральной прокуратуры в федеральных округах. В целях обеспечения этого приоритета в 2000 г. по поручению Генеральной прокуратуры в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генераль-ной прокуратуре РФ было проведено изучение конституций и уставов всех 89 субъектов Федерации, 158 соглашений между органами испол-нительной власти Федерации и ее субъектов о взаимной передаче части своих полномочий. По всем изученным материалам, которые противо-речили Конституции РФ и федеральным законам, были составлены зак-лючения и направлены в Генеральную прокуратуру РФ для решения ею вопроса их реализации через управления Генеральной прокуратуры в федеральных округах и прокуратуры субъектов Федерации См.: Состояние законности в Российской Федерации (2000--2001 годы): Ана-литический доклад. - М., 2002. - С. 21-23..

В 2000 г. Президентом Российской Федерации перед органами го-сударственной власти, органами прокуратуры была поставлена зада-ча укрепления федерализма и обеспечения единого правового про-странства. В этой связи в течение последних лет органами прокуратуры был подвергнут ревизии на предмет соответствия федеральному зако-нодательству огромный массив региональных нормативных правовых актов. Результаты этой работы показали, что значительное количество региональных правовых актов, а также актов органов местного само-управления не соответствуют федеральному законодательствуСм.: Шинкин А. Алтай перебрал суверенитета // Российская газета. - 2000. - 10 июня..

В то же время необходимо отметить, что в 2002-2004 гг. основным результатом, характеризующим состояние законности при принятии органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, стало снижение количества незакон-ных актов по отношению к общему числу действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Указанный резуль-тат достигнут в значительной степени благодаря взаимодействию ор-ганов прокуратуры с органами юстиции, полномочными представи-телями Президента РФ в федеральных округах, Министерством природных ресурсов РФ, други-ми федеральными органами государственной власти, а также конст-руктивной позиции большинства органов государственной власти субъектов РФ. Однако кардинальных изменений в характере нарушений федерального законодательства пока не про-изошло. Наибольшее количество незаконных региональных актов выявлялось в сфере конституционного строя, государственного управ-ления, хозяйственной деятельности.

Приведение в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами конституций, уставов и законодательства субъектов Феде-рации является одним из главных условий успешности проводимых реформ. Решение этого вопроса не может быть достигнуто только про-курорскими способами реагирования. Поэтому, представляется, что отделы (управление) Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах во взаимодействии с прокурорами субъектов Федерации дол-жны решать указанные вопросы в соответствии с обстановкой и в тес-ной взаимосвязи с Полномочными представителями Президента РФ, которые согласно п.6 Положения о Полномочном представителе Пре-зидента России в федеральном округе, утвержденно-го Президентом РФ 13 мая 2000 г. № 849, могут по поручению Прези-дента РФ провести согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и ее субъектов, находящихся в пределах федерального округа, или, если противоречащий федеральному законодательству нормативный пра-вовой акт принят исполнительным органом субъекта Федерации, они вносят Президенту РФ предложения о приостановлении действия это-го акта. В связи с этим, по мнению С.А. Осипяна, было бы целесооб-разно Полномочному представителю Президента РФ, который в со-ответствии с п.1 названного Положения «обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства», предоставить «пра-во обращения» в Конституционный Суд РФ о проверке соответствия Конституции РФ нормативных актов субъектов Российской Федера-ции в данном федеральном округе. Это, как он полагает, расширило бы возможности предметного и оперативного решения вопросов обес-печения конституционной законности в округе без возбуждения хо-датайства перед Президентом Российской Федерации См.: Осипян С.А. Российский федерализм и проблемы конституционности // Философские науки. - 2002. - № 6. - С. 46-47..

Статья 9 Закона о прокуратуре РФ, приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 30 «Об организации проку-рорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» приоритетным направлением прокурорской деятельности определяет обеспечение взаимодействия с органами мес-тного самоуправления, непосредственное участие прокуратуры в пра-вотворческом процессе. Прокурорам необходимо принимать активное участие в процессах разработки, обсуждения и принятия важнейших решений органов местного самоуправления, прежде всего по вопросам принятия программ по борьбе с преступностью, наркоманией, жилищ-ного законодательства, приватизации муниципального имущества. Прокуроры при установлении необходимости совершенствования дей-ствующих правовых актов вправе вносить в органы местного самоуп-равления соответствующие предложения.

Участие прокуроров в работе представительных органов местного самоуправления способствует реализации их обязанности по обеспече-нию законности, дает возможность получать дополнительную инфор-мацию о нарушениях законов и обстоятельствах, им способствующих, вступать в непосредственные контакты с депутатами по поводу нару-шений законов, определять пути их устранения и предупреждения.

Практика свидетельствует, что в качестве наиболее характерных нарушений, содержащихся в уставах и актах органов местного само-управления, можно выделить следующие: превышение предоставлен-ных органами местного самоуправления полномочий; неправомерное перераспределение полномочий между органами и должностными лицами местного самоуправления; нарушение бюджетного законода-тельства и законодательства о налогах и сборах; нарушение прав граж-дан и организаций, предусмотренных действующим законодатель-ством; нарушение административного законодательства См.: Соловьев С., Степанищев В. Законность регионального и местного нор-мотворчества // Законность. - 2003. - № 3. - С. 4..

В настоящее время полномочия прокуроров в связи с участием в правотворческой деятельности закреплены в Законе «О прокуратуре Российской Федерации», Приказе Генерального прокурора РФ от 9 августа 1996 г. № 41 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации», указании Генерального про-курора РФ от 20 декабря 1996 г. № 75/22 «О недостатках в работе по выполнению приказа Генерального прокурора РФ от 9 августа 1996 г. № 47 "Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотвор-ческой деятельности и систематизации законодательства в прокура-туре Российской Федерации"», Приказе Генерального прокурора РФ от 19 апреля 2004 г. № 9 «О систематизации законодательства в орга-нах прокуратуры», которым утверждена Инструкция о порядке веде-ния систематизации законодательства в органах прокуратуры.

Кроме указаний в федеральном законодательстве, участие проку-роров в правотворческой деятельности в субъектах Российской Феде-рации предусмотрено региональными правовыми актами. Но, как показал анализ, в большинстве субъектов Российской Федера-ции органы прокуратуры обладают ограниченным правом законода-тельной инициативы: региональные законодатели, по аналогии со ст.104 Конституции РФ, употребляют словосочетание «по предметам ее ведения». Толкование и реализация подобных правовых предписа-ний являются крайне затруднительными.

Что касается права законодательной инициативы органов проку-ратуры в законодательных (представительных) органах субъектов Фе-дерации, то эта проблема может быть реше-на одним из трех способов. Первый способ предполагает внесение дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организа-ции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которые бы устанавливали единое требование на всей территории государства о праве соответствующих органов прокуратуры вносить законопроек-ты в законодательные (представительные) органы субъектов Федера-ции в порядке законодательной инициативы. Второй способ, кото-рый сегодня повсеместно используется, предполагает умолчание в Федеральном законе «Об общих принципах организации законода-тельных (представительных) и исполнительных органов государствен-ной власти субъектов Российской Федерации» о таком праве органов прокуратуры и решение данного вопроса в конституциях (уставах) субъектов Федерации. И, наконец, третий способ предполагает фор-мулирование дозволительной нормы права в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий-ской Федерации», которая позволяла бы субъектам Федерации само-стоятельно решить указанную проблему в своих конституциях или ус-тавах См., напр.: Миронов Д.Н. Вопросы конституционности конституций (уста-вов) субъектов Российской Федерации // Вестник Уставного Суда Свердловс-кой области. -- 2001. -- С. 46-47..

Третий способ разрешения поставленной проблемы представ-ляется наиболее предпочтительным. В силу того, что органы прокура-туры относятся к системе федеральных органов государственной вла-сти, наделение прокуратуры правом законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах субъектов Федерации только конституцией или уставом субъекта Федерации выглядит не совсем корректным. Для этого требуется также наличие дозволитель-ной нормы в Федеральном законе «Об общих принципах организа-ции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и внесе-ния дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Безусловно, возможность реализовать правотворческую функцию в значительной степени зависит от наличия у прокуратуры права за-конодательной инициативы. Однако это право (предусмотренное ра-нее Конституцией СССР и конституциями союзных республик) встре-чается все реже: в настоящее время на территории бывшего СССР оно предусмотрено только в законодательстве Узбекистана (ст.82 Консти-туции).

Участие прокуратуры в совершенствовании законодательства (в правотворческой деятельности) предусмотрено законами о прокура-туре Казахстана (ст.12), Киргизии (ст.8), Таджикистана (ст.11), Украины (ст.5), Узбекистана (ст.3). В Туркменистане этот вид деятельно-сти возлагается на научно-методический совет при Генеральной проку-ратуре, в обязанности которого входит рассмотрение проектов законов (ст.43 Закона о прокуратуре). Не обладая правом законодательной ини-циативы, прокуратура вносит законодательные предложения другим органам, наделенным таким правом.

В то же время следует отметить, что в государствах -- участниках Содружества Независимых Государств ощущается необходимость в более активном участии органов прокуратуры в правотворческой дея-тельности. Подтверждением этому является тот факт, что на состояв-шемся 24 ноября 2004 г. в г. Алма-Ате заседании Координационного совета генеральных прокуроров Содружества был рассмотрен и при-нят за основу проект Модельного закона «О прокуратуре», подготов-ленный Генеральной прокуратурой Республики Казахстан, в ст.57 ко-торого «Полномочия прокуроров по участию в правотворческой деятельности» определено, что при осуществлении функций участия в правотворческой деятельности Генеральный прокурор имеет право законодательной инициативы в законодательном органе (Парламен-те), а прокуроры территорий имеют право законодательной инициа-тивы в законодательном (представительном) органе территории См.: Прокурорская и следственная практика. -- 2004. -- № 3-4. -- С. 14..

Опираясь на результаты проведенного исследования, попытаюсь дать определение понятия «участие прокуроров в правотворческой деятельности». Полагаю, что это осуществляемая в пределах своих полномочий деятельность прокуроров, направленная на установление соответствия законов, иных нормативных правовых актов, их проек-тов потребностям правового регулирования общественных отноше-ний и необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, зашиты прав и свобод человека и граждани-на, а также охраняемых законом интересов общества и государства, путем внесения в законодательные органы и органы, обладающие пра-вом законодательном инициативы, соответствующего и нижестояще-го уровней, а также в органы исполнительной власти и местного са-моуправления предложений об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Участие прокуроров в правотворческой деятельности характери-зуется единством мотива; целей, задач, принципов; участников пра-вотворчества; основных организационных форм участия в ней про-куроров. Участвуя в правотворческой деятельности, прокуроры одновремен-но обеспечивают верховенство законов. Принятие всеми представи-тельными и исполнительными органами, органами местного самоуп-равления нормативных правовых актов в строгом соответствии с нормами международного права, Конституцией РФ и федеральными законами, а именно на это направлена право-творческая деятельность прокуроров, предупреждает нарушения прав граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, спо-собствует повышению авторитета органов власти, что положительно сказывается на укреплении законности и правопорядка. Участвуя в правотворчестве, прокуроры одновременно осуществляют правоза-щитную деятельность. Немаловажное значение имеет освещение прокурорами правотвор-ческой деятельности в средствах массовой информации. Тем самым население получает оперативные и достоверные сведения о совершен-ствовании правового регулирования в различных сферах государствен-ной и общественной жизни.

Вместе с тем участие прокуроров в правотворческой деятельности нуждается в дальнейшем совершенствовании, которое предполагает повышение уровня его нормативного, организационного и матери-ального обеспечения. Практика свидетельствует, что интенсивный правотворческий процесс в Российской Федерации и ее субъектах, необходимость нормативного обеспечения проводимых в стране де-мократических реформ, устранения имеющихся в праве пробелов и противоречий требуют от органов прокуратуры более активного ис-пользования прокурорами предоставленного законом права участво-вать в правотворческой деятельности органов государственной влас-ти и местного самоуправления, своевременного и принципиального реагирования на издаваемые ими незаконные акты, добиваться фак-тического устранения вскрытых нарушений.

Тем не менее, результаты проведенного исследования свиде-тельствуют о том, что развитие практики реализации органами и уч-реждениями прокуратуры Российской Федерации функции участия в правотворческой деятельности осложняется из-за нерешенности ряда проблем. В их числе нижеследующие.

Отсутствие надлежащего нормативного урегулирования работы органов прокуратуры по участию в правотворческой деятельности зат-рудняет работу центрального аппарата по организации деятельности прокуратур субъектов Российской Федерации при участии в право-творчестве. Существующее нормативно-правовое обеспечение данной функции не адекватно той ситуации, когда сочетание надзора и учас-тия в правотворческом процессе особенно важны в связи с постоян-ной необходимостью приведения действующего массива и вновь при-нимаемых нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в соответствие с федераль-ным законодательством, что в целом обусловлено развитием федера-тивных отношений, реформированием системы и структуры федераль-ных органов исполнительной власти, процессом перехода на обновленные стандарты функционирования органов местного само-управления, их взаимодействия с государственной властью См. по этому вопросу: Рябцев В.П. Координация правоохранительной и уча-стие в правотворческой деятельности прокуратуры в структуре ее правозащит-ного предназначения // Прокурорская и следственная практика. -- 2004. -- № 3-4. - С. 53-54..

Функция прокуратуры по участию в правотворческой деятельнос-ти не обеспечена в должной мере также из-за недостаточных штатных возможностей укомплектования органов прокуратуры специалиста-ми на этом участке деятельности; организации и осуществления взаи-модействия органов прокуратуры с другими государственными орга-нами и органами местного самоуправления в данной сфере; слабой разработанностью проблем участия прокуроров в правотворчестве на теоретическом и научно-методическом уровне.

Завершая вторую главу работы можно отметить, что наличие у ряда про-куроров субъектов Российской Федерации права законодательной инициативы на уровне субъектов Федерации не может в полной мере компенсировать отсутствие права законодательной инициативы у Ге-нерального прокурора Российской Федерации на федеральном уров-не. Участие в правотворческой, в том числе законотворческой, дея-тельности государства в различных формах было характерно для органов российской прокуратуры в течение практически всего перио-да ее существования и благотворно влияло не только на процесс принятия законов и иных нормативных правовых актов, но и на процесс их реализации. В связи с этим в перспективе было бы целесообразно в Конституции Российской Федерации предусмотреть право законода-тельной инициативы Генерального прокурора РФ, а также аналогич-ные полномочия Генерального прокурора РФ применительно к зако-нодательным органам субъектов Российской Федерации.

Поскольку образовавшийся законодательный массив нуждается в систематизации и кодификации, назрела необходимость в принятии Федерального закона о нормативных актах, Федерального закона «О порядке принятия федеральных конституционных законов и фе-деральных законов», всерьез приступить к работам по изданию Свода законов Российской Федерации.

В связи с тем, что приказ Генерального прокурора РФ от 9 августа 1996 г. № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в право-творческой деятельности и систематизации законодательства в про-куратуре Российской Федерации» уже не регулирует всего многооб-разия форм участия прокуроров в правотворческой деятельности и то, что Генеральный прокурор РФ 19 апреля 2004 г. издал приказ № 9 «О систематизации законодательства в органах прокуратуры», пред-ставляется необходимым издать новый организационно-распоряди-тельный документ - приказ Генерального прокурора Российской Фе-дерации, регулирующий участие прокуроров в правотворческой деятельности. В этом приказе, в частности, нацелить прокуроров на осуществление правотворчества с учетом новых целей, задач и прин-ципов правотворческой деятельности, которые выявились в ходе уча-стия в ней прокуроров всех уровней. В целях повышения уровня ана-литической работы при составлении ежегодных докладов прокуроров субъектов Федерации Генеральному прокурору РФ нормативно зак-репить структуру основных разделов доклада, включив в нее раздел по участию прокуратуры субъекта Федерации в правотворческой дея-тельности, в котором отражать результаты работы органов прокурату-ры над проектами законов, иными нормативными правовыми актами и высказывать предложения как нормотворческого характера, так и по организации этой работы; закрепить в приказе Генерального про-курора РФ перечень показателей оценки деятельности органов про-куратуры всех уровней по осуществлению правотворческой деятель-ности и ввести специальную отчетность, отражающую результаты этой работы; в структурных подразделениях Генеральной прокуратуры РФ целесообразно выработать механизм сбора, обобщения и анализа нор-мативных и организационных предложений, содержащихся в информациях прокуроров субъектов Федерации в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, с последующей их реализацией; нацелить прокуроров на использование хорошо зарекомендовавших себя на практике новых форм участия прокуроров в правотворческой деятель-ности.

Необходимо проводить последовательную и целенаправленную ра-боту по подготовке и переподготовке прокурорских кадров навыкам участия в правотворческой деятельности, для чего включить в планы занятий в институтах прокуратуры, готовящих студентов, институтах повышения квалификации прокурорских кадров специальные програм-мы; проводить специальные исследования по этим вопросам; подго-тавливать научные, научно-методические пособия, посвященные этим проблемам; использовать различные формы и методы обобщения и рас-пространения имеющегося передового опыта этой работы.

3.2 Основные организационные формы участия прокуроров в правотворческой деятельности

Рассматривая вопрос о формах участия прокуроров в правотвор-ческой деятельности, следует, прежде всего, определить, что же мы по-нимаем под понятием «форма» той или иной деятельности. В «Слова-ре русского языка» С.И. Ожегова дается несколько определений понятия «форма», из которых для нас наиболее предпочтительными представляются следующие: «Форма - внешнее очертание, наруж-ный вид предмета; вид, тип, устройство, структура, внешнее выра-жение чего-нибудь, обусловленное определенным содержанием...» Ожегов С.И. Словарь русского языка. -- М., 1984. -- С. 743.. То есть каждый объект представляет собой определенным образом структурно оформленное содержание. Нет и не мо-жет быть бесформенного содержания, также как нет и не может быть формы, лишенной содержания. Форма -- это порядок, расположение составных элементов содержания, внутренняя организация, делаю-щая возможность его существования как чего-то качественно опреде-ленного См.: Спиркин А.Г. Курс марксистской философии: Учебник. -- М., 1963. - С. 196..

Формы участия прокуроров в правотворческой дея-тельности можно подразделить на основные и неосновные (специфи-ческие). При этом в число основных признаков (критериев) отнесе-ния форм к той или иной группе входят такие, как использование той или иной формы за определенный период вре-мени (количественный показатель), использование формы на феде-ральном, региональном и местном уровнях, т.е. распространенность использования какой-то формы и пр.

Так, специфической формой участия прокуратуры в правотворческой деятельности является издание совместно с другими государственными органами нормативных правовых актов в случаях и в порядке, предус-мотренных законодательством. Согласование с Генеральным прокуро-ром Российской Федерации нормативных правовых актов осуществля-ется и в иных случаях, предусмотренных федеральным законом См., напр.: Друкаров И.Л. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учеб. пособие. -- Барнаул, 2000. - С. 89; Российский прокурорский надзор: Учебник / Пол ред. проф. А.Я. Сухарева. -- М., 2001. - С. 69-70..

В то же время, отмеченное разграничение форм не носит постоянно-го характера, так как со временем та или иная неосновная (специфи-ческая) форма участия прокуроров в правотворческой деятельности может приобрести признаки основной формы. Примером последнего может являться переход неосновной формы участия прокуроров в пра-вотворческой деятельности -- осуществления прокурорами консульти-рования участников правотворческого процесса -- в число основных форм.

Под формой участия прокуроров в правотворческой де-ятельности следует понимать внешнее выражение неоднократно повто-ряющихся действий, содержанием которых является осуществление прокурорами своих полномочий по совершенствованию нормативно-пра-вовой базы Российской Федерации (законов и иных нормативных актов) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления закон-ности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых зако-ном интересов общества и государства.

Подводя итог, следует выделить основные формы участия прокуроров в правотворческой деятельности на совре-менном этапе:

представление инициативных проектов;

участие в подготовке проектов нормативных правовых актов;

подготовка правовых заключений на проекты нормативных пра-вовых актов;

внесение предложений об изменении, дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов;

участие в обсуждении проектов законов и других нормативных правовых актов; консультирование по правовым вопросам депутатов, представи-телей органов, обладающих правом законодательной инициативы и правом принятия нормативных правовых актов;

участие в рассмотрении внесенных протестов и представлений представительными (законодательными), исполнительными органа-ми и органами местного самоуправления;

участие прокуроров в оспаривании принятых нормативных пра-вовых актов в суде.

Заключение

Современный этап развития нашего общества и государства вызы-вает настоятельную потребность в том, чтобы понять и объективно оце-нить происходящие в Российской Федерации процессы, связанные с деятельностью прокуратуры по выполнению ею всего объема функций, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укреп-ления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а так-же охраняемых законом интересов общества и государства. Решение этой задачи требует не только научного анализа законодательства и прак-тики деятельности прокуратуры, но и разработки теоретических поло-жений, соответствующих наиболее верному решению отмеченных про-блем.

Поэтому, на мой взгляд, рассмотрение вопросов участия прокуроров России в правотворческой деятельности является очень важным, так как функция участия прокуратуры в правотворческой де-ятельности - самостоятельная функция прокуратуры, до сих пор не являлась предметом отдельного монографического исследования. По-этому в представленной работе в соответствии с целями и зада-чами исследования рассмотрены основные проблемные вопросы, свя-занные с участием прокуроров в правотворческой работе.

В работе дан краткий исторический очерк развития функции учас-тия российской прокуратуры в правотворческой деятельности, рас-смотрен порядок ее осуществления органами прокуратуры (и органов, выполняющих с прокуратурой аналогичные функции) в ряде иност-ранных государств. Участие прокуроров в правотворческой деятель-ности объективно присуще российской прокуратуре на всех этапах ее деятельности. Объем и содержание полномочий прокуроров по учас-тию в ней изменялись в зависимости от места и роли прокуратуры в государственном механизме на соответствующем этапе развития го-сударства и общества. Современная система участия прокуроров в правотворческой деятельности органов государственной власти, мес-тного самоуправления сложилась в ходе реформирования российской государственности после принятия Конституции Российской Федерации.

Принятие в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации положило начало интенсивному развитию регионального законода-тельства. За эти годы правотворческая деятельность субъектов Рос-сийской Федерации обрела некоторый опыт. Однако потребности ре-гионов в научно-методическом обеспечении правотворчества еще далеко не удовлетворены. Конституционализация регионального за-конодательства как имманентно присущего Федерации атрибута про-исходит с большими трудностями, обусловленными новизной решае-мых задач и недостаточным уровнем кадрового, технического и информационного обеспечения законотворческой деятельности.

Для повышения качества регионального законодательства, норма-тивных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов ме-стного самоуправления необходима как специальная подготовка депу-татов, представителей органов государственной власти, местного самоуправления -- участников правотворческого процесса, так и иных лиц, в том числе прокуроров, принимающих участие в правотворчес-кой деятельности. Кроме того, учитывая тот факт, что Российская Фе-дерация при вступлении в Совет Европы взяла на себя ряд обязательств, в том числе по изменению законодательства в соответствии со стандар-тами Совета Европы, эти обязательства должны выполняться.

Проводя правовую реформу, не следует ограничиваться вопросами содержания технологии законодательства. Ведь даже самые лучшие законы становятся на деле регулятором общественных отношений лишь тогда и в той мере, когда они входят в сознание общества, когда законопослушание как принцип усвоено всеми гражданами и конк-ретное значение действующего законодательства сопровождает и оп-ределяет деятельность профессионалов любой отрасли. Такой уровень правовой культуры не приходит сам по себе, он требует целенаправ-ленных усилий, прежде всего государственных структур. Правовая реформа -- это в первую очередь путь к формированию правового го-сударства, в котором определяющую роль играют институты граждан-ского общества. Следовательно, без опоры на самые широкие обще-ственные силы, партии, профсоюзы, общественные объединения граждан, широкое обсуждение законопроектов невозможно осуществ-лять эффективную законотворческую деятельность.

В связи с этим, в поле зрения прокуратуры должен быть включен и надзор за исполнением Федерального закона от 4 апреля 2005 г. «Об общественной палате Российской Федерации», который вступил в силу с 1 июля 2005 г., и имеет главной целью учет потребностей населения и защиту прав и свобод граждан, прежде всего в законотворческой ра-боте. Вновь созданный общественно-политический институт может и призван явиться важным передаточным звеном, элементом механиз-ма, обеспечивающим налаживание надежного диалога между граж-данским обществом и органами публичной власти.

Сделанные в ходе написания работы многочисленные выводы и выс-казанные предложения по совершенствованию участия прокуроров в правотворческой деятельности не претендуют на исчерпывающее раз-решение всех вопросов, касающихся данной темы, однако их обсуж-дение и внедрение, как представляется, будет способствовать также совершенствованию деятельности органов прокуратуры при осуще-ствлении ею иных функций, видов и направлений ее деятельности.

Библиографический список

I Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. и доп. от 21.07.2007 № 5-ФКЗ);

2. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Фе-деративной Советской Республики // СУ РСФСР. - 1918. - Ст. 582;

3. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Фе-деративной Советской Республики // СУ РСФСР. - 1925. - Ст. 218;

4. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Феде-ративной Советской Республики//СУ РСФСР. - 1937. - Ст. 11;

5. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 13. - Ст. 1447;

6. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федера-ции «О прокуратуре Российской Федерации»: Федеральный закон // Со-брание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 47. - Ст. 4472;

7. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре

Российской Федерации»: Федеральный закон // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 1. - Ст. 136;

8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос-сийской Федерации: Федеральный закон // Собрание законодатель-ства Российской Федерации. - 1995. - № 35. - Ст. 3506;

9. О прокуратуре Российской Федерации: Закон РСФСР // Ведомости Съез-да народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1992. - № 8. - Ст. 366;

10. Свод законов Российской империи. - Т. X. - СПб., 1857;

11. Об учреждении Прокуратуры Союза ССР: Постановление ЦИК и СНК СССР // СЗ СССР. - 1933. - № 40. - Ст. 239;

12. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российс-кой Федерации" в связи с запросом судебной коллегии по гражданс-ким делам Верховного Суда Российской Федерации» // Вестник Кон-ституционного Суда РФ. - 2000. - № 4;

13. О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заяв-лению прокуроров о признании правовых актов противоречащими зако-ну: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.1993 г. // Бюл-летень Верховного Суда РФ. - 1993. - № 7;

14. Приказ Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 г. № 30 «Об орга-низации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюде-нием прав и свобод человека и гражданина»;

15. Приказ Генерального прокурора РФ от 9 августа 1996 г. № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой дея-тельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации»;

16. Приказ Генерального прокурора РФ от 18 июля 1997 г. № 42 «Об усилении прокурорского надзора за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации»;

17. Указание Генерального прокурора РФ от 20 декабря 1996 г. № 75/22 «О недостатках в работе по выполнению приказа Генерального проку-рора РФ от 09.08.96 № 47 "Об участии органов и учреждений прокура-туры в правотворческой деятельности и систематизации законодатель-ства в прокуратуре Российской Федерации"»;

18. Указание Генерального прокурора РФ от 8 июня 1999 г. № 26/7 «Об организации прокурорского надзора за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации в связи с постановлением Консти-туционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1998 г.»;

II Литература (учебные пособия, монографии, статьи):

1. Абузова, Г.А. Прокурорский надзор за законностью правовых субъектов Российской Федерации: учебное пособие / Г.А. Абузова, А.Х. Казрина, И.А. Соколова. - М., 2003. - 560 с.;

2. Алексеев, А.И. Профессия - прокурор (введение в юри-дическую специальность). А.И. Алексеев, В.Б. Ястребов. - М., 1998. - 224 с.;

3. Баранов, И.В. Проблемы защиты прокурором государственных ин-тересов при осуществлении надзора за исполнением законодательства на унитарных предприятиях: дис... канд. юрид наук / И.В. Баранов. - М., 2003. - 216 с;

4. Басков, В.И. Курс прокурорского надзора: учебник / В.И. Басков. - М., 1998. - 326 с.;

5. Беляев, И.Д. История русского законодательства / И.Д. Беляев. - СПб., 1999. - 103 с.;

6. Беляев, В.П. Прокурор-ский надзор в России: историко-теоретический очерк / В.П. Беляев, Г. А. Борисов, Ю.М. Горячевская, В.И. Теплов. - Белгород, 2001. - 268 с.;

7. Бессарабов, В.Г. Участие прокуратуры в правотворческой деятельнос-ти как важнейший механизм укрепления законности в стране и испол-нения международных обязательств / В.Г. Бессарабов // Прокурорская и следственная практика. - 2004. - № 3. - С. 1; № 4. - С. 5;

8. Венгеров, А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М., 1998. - 245 с.;

9. Викторов, И.С. Прокуратура: статус на рубеже тысячелетий / И.С. Викторов // За-конность. - 2000. - № 12. - С. 23-25;

10. Григорьева, Н.В. Прокурорский надзор: учебное пособие / Н.В. Григорьева. - М., 2003. - 551 с.;

11. Гузнов, А.Г. Современный законода-тельный процесс: основные институты / А.Г. Гузнов, А.Л. Кененов, Т.Э. Рождественская. - Смоленск, 1995. - 467 с.;

12. Давидович, A.M. Самодержавие в эпоху империализма (классовая сущ-ность и эволюция абсолютизма в России) / А.М. Давидович. - М., 1975. - 106 с.;

13. Даев, В.Г. Основы теории прокурорского надзора / В.Г. Даев, М.И. Маршунов. - Л., 1990. - 290 с.;

14. Друкаров, И.Л. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебное пособие / И.Л. Друкаров. - Барнаул, 2000. - 315 с.;

15. Жэнетль, С.З. Проблемы прокурорского надзора за соответстви-ем правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и феде-ральному законодательству: автореф. дис.... канд. юрид. наук / С.З. Жэнетль. - М., 2002. - 119 с.;

16. Исаев, А.И. История государства и права России: учебник / А.И. Исаев. - М., 2001. - 159 с.;

17. Казанцев, С.М. История царской прокуратуры / С.М. Казанцев. - СПб., 1993. - 160 с.;

18. Кравец, И.А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века: учебное пособие / И.А. Кравец. - М., 2000. - 306 с.;

19. Ломовский, В.Д. Сущность и задачи прокурорского надзора в СССР: автореф. дис.... докт. юрид. наук / В.Д. Ломовский. - М., 1989. - 131 с.;

20. Муравьев, Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельнос-ти / Н.В. Муравьев. - М., 1989. - 256 с.;

21. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник / под ред. проф. В.И. Рохлина. - СПб., 2000. - 196 с.;

22. Прокурорский надзор: курс лекций и практикум / под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. - М., 2003. - 145 с.;

23. Прокурорский надзор: учебник / под ред. проф. А.Я. Сухарева. - М., 2003. - 178 с.;

24. Путин, В.В. Выступление на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры России / В.В. Путин // «Президент России»: Официальное интернет-пред-ставительство. - 2005. - 21 января;

25. Рохлин, В.И. Проблемы развития прокуратуры: взгляд науки / В.И. Рохлин // За-конность. - 2000. - № 1. - С. 4;

26. Рябцев, В.П. Координация правоохранительной и участие в право-творческой деятельности прокуратуры в структуре ее правозащитного предназначения / В.П. Рябцев // Прокурорская и следственная практика. - 2004. - № 3-4;

27. Самойлова, B.Г. Организация прокурорского надзора за соответстви-ем уставов муниципальных образований действующему законодательству: сб. статей / В.Г. Самойлова. - М., 2003. - 19 с.;

28. Самощенко, И.С. Некоторые вопросы учения о нормативных актах Со-ветского государства / И.С. Самощенко // Правоведение. - 1969. - № 3. - С. 26-30;

29. Студенкина, М.С. Некоторые проблемы правотворчества субъектов Рос-сийской Федерации / М.С. Студенкина // Журнал российского права. - 1997. - № 1. - С. 49-51;

30. Теория государства и права: учебник / В.М. Корельский, В.Д. Перевалов; под ред. В.М. Корельского. - М., 2000. - 258 с.;

31. Теория государства и права: учебник для вузов/ И.М. Рассолов, В.О. Лучин, Б.С. Эбзеев; под ред. И.М. Рассолова. -- М., 2001. - 312 с.;

32. Тихомиров, Ю.А. Правотворчество в области как субъек-та Российской Федерации / Ю.А. Тихомиров, Л.Д. Зражевская // Государство и право. - 1997. - № 1. - С. 32-34;

33. Усс, А.В. Актуальные проблемы формирования единого пространства в Российской Федерации / А.В. Усс // Законодательные (представительные) орга-ны власти субъектов Российской Федерации. Практика. Мнение. Про-блемы. - 2000. - Вып. 2 (16). - С. 23-25;

34. Федоров, К.Н. Прокурорский надзор за законностью нормативных правовых актов. Методические рекомендации для прокуроров: учеб-но-методическое пособие / К.Н. Федоров. - Иркутск, 2004. - 260 с.;

35. Чиркин, В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: учебник / В.Е. Чиркин. - М., 2001. - 192 с.;

36. Черепанов, В.В. Несостоявшиеся государственные реформы М.М. Спе-ранского / В.В. Черепанов // Закон и право. - 1997. - № 5. - С. 31-32;

37. Шаламова, А.Н. Законодательная деятельность субъекта Российской Федерации (на примере Иркутской области): автореф. дис.... канд. юрид. наук / А.Н. Шаламов. - СПб., 2001. - 201 с.;

38. Шалумов, М.С. Прокуратура в современном Российском государ-стве / М.С. Шалумова. - Кострома, 2001. - 264 с.;

39. Шапиро, Е.А. Методические аспекты регионального правотворче-ства / Е.А. Шапиро // Материалы межрегиональной научно-практической конферен-ции. - Краснодар, 2000. - 20 июня;

40. Шувалов, И.И. Цели и средства в правотворческой деятельности / И.И. Шувалов // За-кон. - 2005. - № 9. - С. 2-4;

41. Ястребов, В.Б. Методология оценки законности нормативных ак-тов, принимаемых органами государственной власти субъекта РФ / В.Б. Ястребов // Укрепление законности в экономике, социальной сфере и админист-ративной деятельности средствами прокурорского надзора. - М., 2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

22.05.96 № 30

Москва

Об организации прокурорского надзора

за исполнением законов, соблюдением прав и свобод

человека и гражданина

В целях совершенствования прокурорского надзора за исполнени-ем законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, приве-дения его в соответствие с новыми правовыми и социально-эко-номическими реалиями, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Заместителям Генерального прокурора, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации; городов и районов, военным прокурорам, прокурорам специализированных прокуратур в полной мере ис-пользовать предоставленные Федеральным законом «О прокуратуре Рос-сийской Федерации» полномочия для укрепления правовых основ рос-сийской государственности, обеспечения верховенства закона и единства законности.

Основными направлениями надзорной деятельности считать над-зор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод чело-века и гражданина; надзор в сфере экономики и экологической безо-пасности, предупреждение преступных проявлений.

В надзорных действиях руководствоваться положением о высшей юридической силе Конституции Российской Федерации, прямом ее действии и применении на всей территории России, а также обще-признанными принципами и нормами международного права и меж-дународными договорами Российской Федерации.

Надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральны-ми министерствами и ведомствами, представительными (законодатель-ными) и исполнительными органами субъектов Российской Федера-ции, органами местного самоуправления, военного управления, орга-нами контроля, их должностными лицами, осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности.

Использовать для этого систематическое ознакомление с прото-колами заседаний, право участия в заседаниях представительных (за-конодательных), исполнительных органов и органов местного са-моуправления, периодические проверки и т. п.

4. Обеспечить надзор за соответствием конституций республик, ус-тавов, законов, нормативных актов субъектов Российской Федерации, а также уставов муниципальных образований Конституции Российской Федерации и федеральным законам. При этом, прежде всего, исходить из установленного распределения компетенций между Российской Фе-дерацией, составляющими ее субъектами и органами местного самоуп-равления.

4.1. В целях предотвращения принятия представительными (зако-нодательными) органами субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции Российс-кой Федерации и федеральному законодательству, в соответствии со ст. 9 Закона о прокуратуре наладить необходимое взаимодействие ор-ганов прокуратуры с представительными органами, обеспечить непосредственное участие прокуратуры в правотворческом процессе {разработка законопроектов, имеющих принципиальное значение, в составе рабочих групп, подготовка заключений на законопроекты, выступления на заседаниях и др.}.

4.2. При выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты руководствоваться тем, что прокурор вправе по своему усмотрению либо принести протест на незаконный правовой акт, либо обратиться по этому поводу непосредственно в суд.

В случае отклонения органом власти субъекта Российской Фе-дерации протеста на противоречащий Конституции России правовой акт, принятый по вопросам ведения Российской Федерации или со-вместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, все мате-риалы с необходимым обоснованием незамедлительно направлять в Генеральную прокуратуру.

При отклонении иных протестов добиваться отмены противоре-чащих Конституции Российской Федерации и законам правовых ак-тов путем обращения в суды общей юрисдикции, военные или арбит-ражные суды.

Установить постоянный надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, включая не противо-речащие федеральному законодательству законы субъектов Федерации. О наиболее серьезных нарушениях законности и возникающих пробле-мах в осуществлении прокурорского надзора информировать Генераль-ную прокуратуру.

Проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т. п.), а также других ма-териалов о допущенных правонарушениях, требующих использования про-курорских полномочий, в первую очередь -- для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудо-вых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране.

В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать мате-риалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

При рассмотрении сигналов о правонарушениях в сферах, на которые распространяется действие законодательства о коммерческой или бан-ковской тайне, руководствоваться порядком, установленным для таких случаев законом.

В области экономических отношений сосредоточить усилия на над-зоре за исполнением законов о собственности, земле, приватизации, пред-принимательской деятельности, финансового, налогового, банковско-го, таможенного законодательства.

Особое внимание уделять положению дел на объектах военно-про-мышленного комплекса и предприятиях, имеющих стратегическое зна-чение.

Максимально использовать потенциал прокурорской системы, имеющиеся права и полномочия в интересах осуществления эконо-мических реформ, для пресечения и устранения нарушений закон-ности.

8. С учетом экологической обстановки в каждом регионе наладить эффективный надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов.

По каждому факту экологического правонарушения остро ставить воп-росы об ответственности виновных и взыскании причиненного матери-ального ущерба.

9. В надзоре за исполнением законов контролирующими органами первостепенное значение придавать выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений. Требовать в не-обходимых случаях выделения специалистов для выяснения возник-ших вопросов. Проверять законность и полноту принятых этими орга-нами мер по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности.

В случае бездействия органов контроля решать вопрос об ответ-ственности их руководителей.

10. Конкретными и систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора -- соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ве-домствами, представительными (законодательными) и исполнительны-ми органами субъектов Российской Федерации, органами местного са-моуправления, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерчес-ких организаций (предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных объединений, благотворительных и иных фондов).

10.1. Акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации трудовых, имущественных, жилищных, эколо-гических, избирательных и иных политических прав и свобод человека и гражданина.

При проверке на предприятиях и в организациях анализировать выполнение работодателями обязанностей по своевременной вы-плате заработной платы и созданию работникам безопасных усло-вий труда.

Решительно пресекать факты незаконного применения к граж-данам административного задержания, штрафов и иных мер админи-стративной ответственности. Активнее использовать предоставленное ст. 22 Закона о прокуратуре право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

При осуществлении надзора за исполнением законов орга-нами власти и управления в обязательном порядке оценивать право-мерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций.

В случае обнаружения нарушений прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводст-ва, когда пострадавший по состоянию здоровья, по возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, либо когда нарушены права и свободы значи-тельного числа граждан, либо если в силу других обстоятельств нару-шение приобрело особое общественное значение, предъявлять и под-держивать в суде (арбитражном суде) иски в интересах пострадавших.

11. Обеспечить профилактическую направленность прокурорского надзора. Систематически проверять исполнение законов о занятости населения, о борьбе с наркоманией, пьянством, нарушением порядка приобретения и использования оружия.

Стремиться к соединению надзорных действий с мерами по ук-реплению правопорядка, предпринимаемыми со стороны представи-тельных (законодательных) и исполнительных органов, органов мес-тного самоуправления. Шире использовать в профилактических целях материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

12. В документах прокурорского реагирования излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, при-чины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. Контролировать фак-тическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на неисполнение требований прокурора.

При внесении представлений и протестов в каждом случае решать вопрос о необходимости участия прокурора в их рассмотрении.

13. Прокурорский надзор осуществлять гласно. Гражданам, об-щественным организациям, средствами массовой информации предо-ставлять возможность получения в предусмотренных законом преде-лах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядка. Регулярно информировать об этом органы законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, а также население.

14. При обнаружении пробелов и противоречий в действующем зако-нодательстве, руководствуясь ст. 9 Закона о прокуратуре, вносить в зако-нодательные органы и органы, обладающие правом законодательной ини-циативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов. В случае выявления несо-ответствия постановлений Правительства Российской Федерации Кон-ституции Российской Федерации и федеральным законам, несовершен-ства федерального законодательства представлять материалы Генеральному прокурору.

15. Деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов, закон-ностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина оценивать, исходя из правомерности и своевременности вмешательства, пол-ноты использования предоставленных им полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении нарушений закона, восстановлении нарушен-ных прав, привлечении виновных к.ответственности.

16. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур обеспечить долж-ную организацию прокурорского надзора подчиненными им органами и контроль за их работой, оказывать им необходимую методическую и практическую помощь. Создать эффективную систему изучения дей-ствующего законодательства и повышения профессионального уровня подчиненных работников.

Направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации ко-пии документов прокурорского реагирования по наиболее актуальным вопросам, информировать ее о возникающих проблемах, имеющих об-щегосударственное значение и требующих разрешения на федеральном уровне.

17. Управлениям по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах, по делам несовершеннолетних и молодежи, Вто-рому управлению, Главной военной прокуратуре: осуществлять надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федераль-ными министерствами, ведомствами, органами контроля, военного уп-равления, их должностными лицами, соблюдением законов общерос-сийскими общественными объединениями по предметам их ведения;

систематически анализировать состояние законности, изучать про-курорскую и правоприменительную практику, определять актуальные проблемы, вносить предложения по их разрешению;

оказывать практическую помощь нижестоящим прокурорам в орга-низации прокурорского надзора, осуществлять руководство и конт-роль за их деятельностью;

наладить взаимодействие всех звеньев органов прокуратуры, ис-пользуя при этом предметный принцип организации работы. Уста-новить тесную координацию надзорных действий территориальных, транспортных, военных прокуроров, прокуроров специализированных прокуратур;

совместно с Научно-исследовательским институтом проблем ук-репления законности и правопорядка и Институтом повышения ква-лификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Россий-ской Федерации разрабатывать нормативно-методические основы прокурорского надзора, распространять положительный опыт рабо-ты прокуроров.

18. Считать утратившими силу п. 2-3,7.3,8,10 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.05.92 № 20. Контроль за ис-полнением приказа возложить на заместителей Генерального проку-рора Российской Федерации.

Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, прокурорам специализированных про-куратур.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

20.12.96 № 75/22

Москва

О недостатках в работе по выполнению приказа

Генерального прокурора Российской Федерации

от 09.08.96 № 47 «Об участии органов и учреждений

прокуратуры в правотворческой деятельности и

систематизации законодательства в прокуратуре

Российской Федерации»

В последнее время законодательные (представительные) и ис-полнительные органы государственной власти отдельных субъектов Российской Федерации разработали и направили в Государственную Думу законопроекты, предлагающие внесение изменений и дополне-ний в законы, регламентирующие организацию и деятельность про-куратуры и других правоохранительных органов. Часть этих законо-проектов направлена на ограничение материального и социального обеспечения прокурорских работников. Так, законопроект, представ-ленный Председателем Правительства Республики Карелия, предус-матривает лишение работников прокуратуры льготы по оплате жилых помещений и коммунальных услуг; лишить их права бесплатного проезда на транспорте предлагает законопроект Псковского областного Собрания депутатов.

Прокуроры субъектов Российской Федерации не сообщают в Ге-неральную прокуратуру о направлении в Государственную Думу по-добных законопроектов, что ставит под угрозу возможность своев-ременного и эффективного реагирования на такие инициативы. Причинами этого являются неинформированность прокуроров о законодательной работе законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российс-кой Федерации, о конкретных принимаемых или разрабатываемых ими законопроектах, упущения в организации правотворческой дея-тельности в органах прокуратуры, недостаточное участие в работе по подготовке законопроектов.

Учитывая, что участие в правотворческой деятельности является одним из важных направлений деятельности прокуратуры, установленных статья-ми 1 и 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ПРЕДЛАГАЮ:

1. Прокурорам субъектов Российской Федерации:

Принять дополнительные меры по улучшению организации правотворческой деятельности; сообщить в управление правового обеспечения о лицах, на которых в соответствии с пунктом 7 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 09.08.96 № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой дея-тельности и систематизации законодательства в прокуратуре Россий-ской Федерации» возложена организация участия прокуратуры в пра-вотворческой деятельности.

Обеспечить исчерпывающую информированность прокура-туры о планах законотворческой деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной вла-сти, разрабатываемых ими законопроектах, оказывать активное вли-яние на их концепцию, редакцию отдельных положений. В случаях, когда предотвратить принятие законов, противоречащих федераль-ному законодательству не удается, незамедлительно информировать об этом (с приложением проектов) руководство Генеральной проку-ратуры или управление правового обеспечения.

Обратить особое внимание на законопроекты, направленные на изменение и дополнение федеральных законов, регулирующих орга-низацию и деятельность прокуратуры и других правоохранительных органов. Без промедления направлять тексты этих проектов со свои-ми замечаниями в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

2. Контроль за выполнением настоящего указания возложить на начальника управления правового обеспечения.

Указание направить всем прокурорам субъектов Российской Фе-дерации.

Заместитель Генерального прокурора

Российской Федерации

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ГЕНЕРАЛЬНАЯ

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

30.07.98 № 49/7р

Москва

Об организации исполнения Соглашения

Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции

Российской Федерации от 25.03.98

В целях обеспечения реализации Соглашения от 25.03.98 № 18 «О формах взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Фе-дерации и Министерства юстиции Российской Федерации в сфере над-зора и контроля за ведомственным нормотворчеством, правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также за созданием и де-ятельностью общественных и религиозных объединений»

ПРЕДЛАГАЮ:

1. Управлению по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, управлению правового обеспечения, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокурату-ре Российской Федерации:

1.1. По поступающим из Министерства юстиции копиям заключений по правовым актам субъектов Федерации о их соответствии Конститу-ции Российской Федерации и федеральному законодательству, а также материалам о незаконных актах федеральных министерств и ведомств, информации о противоправных действиях общественных и религиозных объединений вырабатывать согласованную юридическую оценку, а так-же обеспечивать незамедлительное принятие мер прокурорского реаги-рования, направленных на пресечение нарушений законности.

Устранение указанных правонарушений осуществлять преимуще-ственно силами прокуроров субъектов Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров, установить эффективный контроль за конечными результатами этой работы. 2. Управлению по надзору за исполнением законов и законностью

правовых актов:

2.1. В случаях выявления фактов злостных нарушений законода-тельства общественными и религиозными объединениями направлять соответствующие материалы в Министерство юстиции для постанов-ки вопросов о приостановлении и прекращении их деятельности, кон-тролировать результаты рассмотрения таких материалов.

Наладить автоматизированный учет сведений (раздельно) о незаконных правовых актах субъектов Федерации, ведомственных ак-тах, неправомерных действиях общественных и религиозных объеди-нений и принятых мерах реагирования на основании информации со-ответствующих подразделений Генеральной прокуратуры.

Ежегодно не позднее 30 июля и 30 января информировать Министерство юстиции о мерах реагирования по заключениям ми-нистерства о незаконных правовых актах и материалам о противоправ-ных действиях общественных и религиозных объединений.

Каждое полугодие докладывать Генеральному прокурору свод-ную информацию о результатах корректировки актов субъектов Фе-дерации для последующего рассмотрения на коллегиальных совеща-ниях руководителей двух ведомств.

Осуществлять совместные выезды в регионы, где распростране-ны факты принятия незаконных правовых актов. С участием специалис-тов Министерства юстиции в необходимых случаях ходатайствовать пе-ред соответствующими государственными органами об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии Конституции России конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Фе-дерации и совместному ведению органов государственной власти Рос-сийской Федерации и органов государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации.

Организовать проведение ежегодных совместных обобщений материалов о нарушениях законов при издании и правовых актов фе-деральными органами исполнительной власти, а также проверок в ми-нистерствах и ведомствах, злостно нарушающих законодательство.

Обеспечивать подготовку материалов для осуждения на совмес-тных заседаниях коллегий результатов взаимодействия на указанных на-правлениях практической деятельности, а также разработку согласован-ных предложений.

Подразделениям Генеральной прокуратуры представлять (по мере накопления) в управление по надзору за исполнением законов и за-конностью правовых актов соответствующую информацию.

НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Ге-неральной прокуратуре Российской Федерации в срок до 01.01.99 раз-работать и внедрить программное обеспечение автоматизированного учета в соответствии с п. 2.2 настоящего распоряжения.

Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

Распоряжение довести до сведения работников Генеральной про-куратуры и НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

старшего помощника прокурора субъекта Российской Федерации

по правовому обеспечению

Старший помощник прокурора субъекта Российской Федерации по правовому обеспечению:

осуществляет представительство прокуратуры субъекта Россий-ской Федерации в законодательном (представительном) органе госу-дарственной власти субъекта Российской Федерации, высшем органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

осуществляет изучение (организует изучение) поступающих проек-тов правовых актов субъекта Российской Федерации и подготовку заклю-чений по ним;

осуществляет надзор за исполнением законов законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Россий-ской Федерации, а также надзор за законностью принимаемых им ре-шений;

принимает меры к приведению в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами правовых актов, действующих на территории субъекта Российской Федерации;

проверяет обоснованность протестов, подготовленных отрасле-выми отделами прокуратуры субъекта Российской Федерации и несо-ответствие Конституции Российской Федерации и федеральным за-конам;

осуществляет координацию работы и контролирует деятель-ность горрайпрокуроров по приведению актов органов местного са-моуправления в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законами субъекта Российской Фе-дерации;

обобщает работу прокуратуры субъекта Российской Федерации по осуществлению надзора за законностью правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления;

ежемесячно по результатам проведенных обобщений готовит информации в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, от-дел Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральном округе;

осуществляет взаимодействие с аппаратом Полномочного пред-ставителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, управлением Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации по вопросам приведения правовых актов субъекта Российской Федерации в соответствие с Конституци-ей Российской Федерации и федеральным законодательством;

при изучении проектов правовых актов, подготовке заключе-ний, протестов, заявлений в суд, информации, проведении обобще-ний взаимодействует с отраслевыми отделами прокуратуры субъекта Российской Федерации;

оказывает необходимую методическую и практическую помощь горрайпрокурорам по закрепленной отрасли надзора;

выполняет другие поручения прокурора субъекта Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты