Основные направления деятельности федеральной службы налоговой полиции по выявлению и пресечению финансовых преступлений
Основные направления деятельности федеральной службы налоговой полиции по выявлению и пресечению финансовых преступлений
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ………….….5
1.1 Налоговая полиция –основы деятельности……………………….…..5
1.2 Анализ нормативных актов регламентирующих деятельность
органов налоговой полиции……………………………………………….……12
1.4 Взаимодействие налоговой полиции с налоговой службой,
правоохранительными и другими государственными органами……….…….15 1.4
История становления и перспективы развития Федеральной Службы Налоговой
Полиции………………………………………………………….…..23
Глава 2. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И ФИНАНСОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ СВЯЗАННЫЕ С
НЕЙ…………………………………………………….……...27
2.1 Проблема, концепции, классификация и структура теневой
экономики…………………………………………………………………….…..27
2.2 Понятие финансовой преступности и классификация финансовых
преступлений……………………………………………………………..………45
2.3 Налоговая преступность…………………………………….…..…….49
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ НАЛОГОВОЙ
ПОЛИЦИИ…………………………………….……61
3.1 Легализация денежных средств……………………………….……..61
3.2 Деятельность ФСНП РФ по выявлению и пресечению финансовых
преступлений в сфере внешней экономической деятельности……..………...78
3.3 Деятельность ФСНП РФ по выявлению и пресечению финансовых
преступлений в сфере незаконного оборота алкогольной продукции……..…82
Заключение………………………………………………………………….……89
Список используемой литературы……………………………………….……..90
Приложения………………………………………………………………….…...93
.
ВВЕДЕНИЕ.
Происходящие в жизни страны изменения, связанные с формированием
рыночных отношений, сказались на состоянии преступности. За последнее
десятилетие появились новые виды финансовых преступлений и правонарушений,
большинство из которых направлено на получение сверхдоходов: ложное
банкротство, хищение денежных средств в банковской сфере, сокрытие доходов
от налогообложения, «отмывание» денежных средств с использованием
зарубежных банковско-кредитных учреждений, нарушение валютного, таможенного
законодательства. Денежные средства, полученные в результате совершения
данного вида преступлений, зачастую служат финансовой базой формирования и
существования организованной преступности.
Более восьми лет прошло с момента создания новой
российской налоговой системы. Законодательство, регулирующее налоговые
правоотношения, неоднократно менялось, однако по-прежнему остается сложным.
Несовершенство существующей налоговой системы порождает многие социальные
проблемы - теневую экономику, финансовые преступления, в том числе и
нежелание значительной части предпринимателей платить налоги.
На начальном этапе проведения экономических реформ, для борьбы с
теневой экономикой, налоговыми преступлениями, для обеспечения фискальной
функции государства была создана Федеральная Служба Налоговой Полиции. Не
смотря на то, что ФСНП РФ было создано более восьми лет назад, многие
граждане по существу еще не знакомы с особенностями деятельности, правами и
обязанностями налоговой полиции. В условиях когда каждый руководитель или
иное лицо ответственное за финансово-хозяйственную деятельность, гражданин
или иной субъект финансовых отношений может привлечь к себе внимание
сотрудников налоговой полиции значительно возросла необходимость знать
права, обязанности и другие особенности деятельности налоговой полиции при
выявлении и пресечении налоговых и иных финансовых преступлений.
Цель данной работы- исследовать процессы происходящие в обществе связанные
с явлениями теневой экономики, финансовыми преступлениями, сделать обзор
основных направлений деятельности ФСНП РФ по выявлению и пресечению
финансовых преступлений.
Исходя из поставленных целей можно сформировать задачи:
o Предварительный обзор прав и обязанностей ФСНП РФ;
o Обзор нормативных документов регламентирующих деятельность
налоговой полиции;
o Анализ взаимодействия ФСНП РФ с другими правоохранительными
и контролирующими органами России;
o Анализ проблем, концепций и структуры теневой экономики;
o Анализ финансовых преступлений;
o Анализ налоговых преступлений;
o Анализ основных способов уклонения от уплаты налогов;
o Анализ приоритетных направлений деятельности ФСНП РФ.
Объектом исследования является деятельность федеральной службы
налоговой полиции Российской федерации по выявлению и пресечению финансовых
преступлений.
При проведении исследования были использованы следующие методы:
o Экономико-статистический метод;
o Монографический метод.
Для написания данной работы использовались законодательные акты
регламентирующие деятельность органов налоговой полиции, научно-
методическая литература, публикации средств массовой информации, сайты
Управлений ФСНП РФ сети Интернет.
В Российской Федерации сложное экономическое положение. По
статистическим данным Россия занимает одно из лидирующих мест по уровню
теневой экономике В данных условиях значительно возрастает значимость
исследования процессов связанных с финансовой преступностью, которые не
обходимо изучать в целях эффективного воздействия на них.
Работ посвященных проблеме финансовых преступлений и деятельности
налоговой полиции по борьбе с ними мало и по этому данная работа будет
иметь практическую значимость для сотрудников налоговой полиции, иных
контролирующих и правоохранительных органов, лиц ответственных за финансово-
хозяйственную деятельность и граждан РФ.
1. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, ФУНКЦИИ ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ
1.1. Налоговая полиция - основы деятельности
Переход к рыночной экономике, реформирование политической структуры
власти повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российского
общества. Закономерно в этой связи и изменение налоговой политики
государства. Для контроля за соблюдением налогового законодательства,
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет
государственных налогов и других платежей создана Государственная налоговая
служба Российской Федерации.
Уже на начальном этапе ее деятельности остро встал вопрос о массовом
уклонении налогоплательщиков от налогообложения. Значительная часть скрытых
доходов стала оседать в криминальном секторе экономики, способствуя росту
преступности. В этих условиях в целях содействия экономическим реформам,
для повышения эффективности деятельности Госналогслужбы 18 марта 1992 г.
было образовано Главное управление налоговых расследований при
Государственной налоговой службе Российской Федерации, правопреемницей
которого и стала налоговая полиция. Жизнь показала правильность и
своевременность создания этого органа. Став субъектом оперативно-розыскной
деятельности, подразделения налоговых расследований вскрыли многочисленные
нарушения налогового законодательства. По их материалам уже в течение
первого года были возбуждены сотни уголовных дел, в бюджет доначислено 400
млрд. рублей, более 130 млн. долларов.
Одним из правоохранительных органов РФ является, , налоговая полиция,
которая давно уже не подразделение налоговой службы, а самостоятельная,
значительно окрепшая в последние годы правоохранительная организация.
Налоговая полиция создана и действует на основании Закона РФ "О
федеральных органах налоговой полиции" (далее Закон)1.
Согласно ст. 5 Закона систему федеральных органов налоговой полиции
составляют:
- Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (далее в статье
- ФСНП) на правах государственного комитета Российской Федерации;
- органы ФСНП по республикам, краям, областям, городам
- федерального значения, автономной области, автономным округам
(управления, отделы) - территориальные органы;
1 Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" – М: УКЦ Юр Инфо Р,
1997 – 224с.
- органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а
также межрайонные отделы управлений, отделов Федеральной службы налоговой
полиции - местные органы налоговой полиции.
- Определенные в ст. 2 Закона задачи указывают на основные направления
деятельности полиции. Этими задачами являются:
- выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и
правонарушений. О выявленных при этом других экономических преступлениях
органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие
правоохранительные органы;
- обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых
инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при
исполнении служебных обязанностей;
- предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
Таким образом, первая из задач ограничивает непосредственный предмет
деятельности полиции налоговыми преступлениями и правонарушениями. О каких,
в частности, преступлениях, идет речь?
Ранее в подследственность налоговой полиции входило только два
состава: ст.ст. 198, 199 УК РФ, предусматривающие ответственность за
уклонение от подачи декларации о доходах, сокрытие доходов, (прибыли) или
иных объектов налогообложения.
Однако высказывалась и иная точка зрения. Например, при расследовании
преступной деятельности, выражающейся в присвоении руководителем частного
предприятия части выручки его действия при определенных условиях могут
охватываться признаками таких составов преступления как незаконное
предпринимательство в сфере торговли, то есть осуществление торговли,
подлежащей регистрации или лицензированию без регистрации или специального
разрешения (лицензии), а равно с нарушением условий, предусмотренных в
разрешении (лицензии), или с иными нарушениями правил предпринимательства в
сфере торговли (незаконное предпринимательство) с извлечением дохода в
крупном размере (ст. 171 УК РФ), а также статьей о причинении
имущественного ущерба путем обмана при отсутствии признаков хищения.
В сфере же интересов налоговой полиции лежат лишь действия, в которых
усматриваются признаки именно уклонение от уплаты налогов. Хотя,
безусловно, состав ст.171 - так как в нем говорится об извлечении дохода,
который затем и будет сокрыт - следовало бы отнести к налоговым, а не
просто "экономическим" преступлениям.
Однако в момент создания в декабре 1995 года в органах налоговой
полиции следственных подразделений к их ведению отнесены не только такие
преступления собственно налоговые, но незаконное предпринимательство,
незаконное предпринимательство в сфере торговли, а также валютные
преступления: незаконные сделки с валютными ценностями и сокрытие средств в
иностранной валюте.
Тем не менее, следует констатировать, что настоящее время внимание
налоговых полицейских привлечено главным образом не только к налоговым
нарушениям.
В 2000 году в российское законодательство, регламентирующее
деятельность налоговой полиции, были внесены существенные изменения и
дополнения. После того как 14 апреля 2000 года вступил в силу Федеральный
закон "О внесении изменений в статью 126 Уголовно-процессуального кодекса
РСФСР, органы налоговой полиции получили право расследовать практически
весь спектр экономических преступлений. Число статей Уголовного кодекса РФ,
по которым налоговая полиция может вести расследования и возбуждать
уголовные дела, увеличилось с трех до двадцати семи. Налоговые преступления
в 98 случаях из ста связаны с другими правонарушениями в экономической
сфере или же являются их следствием. Изменения в законе привели к тому, что
налоговые полицейские получили возможность работать не только по чисто
налоговым статьям, но и по делам о незаконном предпринимательстве, о
незаконных сделках с недвижимостью, "отмывании" "грязных" денег. По своей
сути ФСНП России де-факто уже стала полицией финансовой. Необходимо
закрепить такое положение де-юре. Это позволит выработать единую
государственную политику в отношении "теневого" бизнеса, скоординировать
следственные и оперативно-розыскные мероприятия.
Вместе с тем, полиция начинает в полной мере применять данное ей
законодательством, образно говоря, оружие в виде возможности проведения
оперативно-розыскных мероприятий следствия по уголовным делам названных
категорий. В связи с этим большие надежды возлагаются на ФСНП как на
антикоррупционный орган: там, где трудно доказать должностное хищение или
иное преступное злоупотребление, совершенное чиновником, на помощь в ряде
случаев могут прийти налоговые статьи уголовного закона.
Налоговая полиция наделена достаточно широкими возможностями для
выявления и пресечения правонарушений. Имеет смысл подробно привести весь
комплекс предоставленных полицейским прав, поскольку в ближайшие годы все
большее число проблем у хозяйственников и бизнесменов будет возникать
именно с работниками данного ведомства. И нелишне знать, дабы не заваливать
жалобами прокурора, что в своей работе они могут применять полномочия, одно
перечисление которых займет немалую часть данной статьи.
В соответствии с тремя основными видами деятельности (не считая
обеспечения собственной работы, то есть физической охраны сотрудников и
борьбы с коррупцией в аппарате): оперативно-розыскной, проверочной и
проведением дознания работники налоговой полиции могут использовать права
перечисленные в ст. 11 "Закона о федеральных органах налоговой полиции''.
Первым здесь указано право органов налоговой полиции проводить в
соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью
выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от
налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание по которым отнесено
законом к ведению федеральных органов налоговой полиции, а также
обеспечения собственной безопасности.
Налоговая полиция может пользоваться при исполнении служебных
обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам
налоговых органов и агентам валютного контроля, осуществлять в необходимых
случаях проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные) после
проверок, проведенных должностными лицами органов Государственной налоговой
службы РФ, в полном объеме с составлением актов по результатам этих
проверок.
Полиция может приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в
банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях
непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.
Таким образом, здесь, на мой взгляд, указано на возможность достаточно
эффективной санкции за противодействие налоговым проверкам Пункт 5 статьи
11 Закона предоставляет возможность полиции беспрепятственно входить в
любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от
форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками
для извлечения доходов (прибыли) и обследовать их. Законным ограничением
конституционного права на неприкосновенность жилища является то положение
пункта 5, что о всех случаях проникновения в жилые помещения, используемые
для индивидуальной и предпринимательской деятельности, против воли
проживающих в них граждан, орган налоговой полиции уведомляет прокурора в
течении 24 часов с момента проникновения.
Таким образом, налоговой полиции фактически предоставляется едва ли не
большие права, чем следователю по возбужденному и расследующемуся
уголовному делу, который может попасть в жилище гражданина только вынеся
постановление о производстве обыска.
Некоторая опасность использования указанных формулировок заключается
в том, что отсутствует длительная устоявшаяся практика толкования и
применения этой нормы. Поэтому понимать слова "жилые помещения,
используемые для индивидуальной и предпринимательской деятельности" можно
довольно широко. Ведь независимого от того, дан ли коммерческой организации
в качестве юридического адреса адрес квартиры, полиция может решить, что в
этом жилом помещении все равно каким-то образом предпринимательская
деятельность осуществляется, например, работает бухгалтер частного
предприятия и хранится документация. К тому же, не совсем ясно трактовка
"индивидуальной деятельности". Думается, что по этому поводу и прокуратура
и суд должны будут занять должную конституционную позицию, дабы при всей
необходимости эффективности этого мероприятия, исключить произвол.
Полицейские могут при исполнении служебных обязанностей проверять у
граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, вызывать с
целью получения объяснений, справок, сведений граждан России, иностранных
граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции
федеральных органов налоговой полиции.
Полиция вправе безвозмездно получать от министерств, ведомств, а также
предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности,
физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на органы
налоговой полиции обязанностей, за исключением случаев, когда законом
установлен специальный порядок получения такой информации (составляющей
банковскую и коммерческую тайну). Полученная полицией информация
используется исключительно в служебных целях и разглашению не подлежит.
Здесь надо сказать, что, конечно, такая в высшей степени
конфиденциальная информация может представлять большой интерес для тех, к
кому она попасть не должна и одним из мест возможной утечки информации как
раз и явятся те организации, которые достаточно легко (без возбуждения
уголовного дела, составления документов, предусмотренных УПК) могут ею
завладеть. Вероятно, поэтому деятельность по борьбе с коррупцией в самой
системе полиции, внутри этой системы выделена в особое направление. Это
является определенной гарантией соблюдения требований о неразглашении
предпринимательских тайн.
Надо сказать, что работа по выявлению коррупционеров в собственных
рядах активно осуществляется в ФСНП России. В соответствии с
законодательством, запрещающим государственным служащим заниматься
предпринимательской деятельностью, в 1999г. году управлением собственной
безопасности выявлено более трех сотен таких нарушений, из которых около 80
совершили работники налоговой полиции, а остальные сотрудники налоговых
органов. Все допустившие нарушения налоговые полицейские уволены.
Законодательством предусмотрены меры поощрения граждан, сотрудничающих
с налоговой полицией. Лицу, предоставившему информацию о налоговом
преступлении или нарушении, может быть выплачено вознаграждение в размере
до 10% от сокрытых сумм налогов, сборов и других обязательных платежей,
поступивших в соответствующий бюджет. Но на применение этой ссылки закона
РФ «О федеральных органах налоговой полиции» на практике автору данной
дипломной работы не известно..
Надо указать еще на два направления оперативной работы,
предусмотренных и даже специально выделенных законодателем. Разрешено
привлечение граждан с их согласия к сотрудничеству для выявления фактов,
форм и методов совершения преступлений и нарушений в области налогового
законодательства. Попросту говоря, речь идет о проведении агентурной
работы.
Но возможна также и разведка, то есть работа налоговых "штирлицев" в
ближайшем окружении недобросовестных налогоплательщиков. Пункт 14 статьи 11
Закона говорит об этом как о праве полиции осуществлять при наличии
достаточных оснований внедрение своих оперативных сотрудников в структуры
предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в
случаях, когда получение иными способами необходимой информации о способах
сокрытия от налогообложения доходов (прибыли) невозможно. Такое внедрение
происходит с санкции директора Федеральной службы или его первого
заместителя, что предполагает, в общем-то, достаточно исключительным
характер этой меры.
Полиция может использовать в служебных целях средства связи и
транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и
организациям независимо от форм собственности, а в исключительных случаях -
принадлежащие общественным объединениям и гражданам. Органы налоговой
полиции возмещают расходы, понесенные в этих случаях владельцами средств
связи и транспортных средств, по требованию владельцев.
Пункты 11 и 12 статьи 11, регламентирующее административное
производство, осуществляемое налоговой полицией, содержат ссылки и на иные
нормативные акты, которыми следует руководствоваться полицейским. Здесь
говорится, что полиция может составлять протоколы об административных
правонарушениях в пределах полномочий, предоставленных им
законодательством, осуществлять административное задержание применять
другие меры, предусмотренные законодательством об административных
правонарушениях, а также налагать административный арест на имущество
юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в
установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей
по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения
своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других
обязательных платежей в соответствующий бюджет.
С 1 января 1999г. , с ведением в действие подразделений службы
судебных приставов, ФСНП РФ лишена права накладывать административные
аресты на имущество не плательщиков налогов.
Если до декабря 1995г. налоговая полиция была вправе производить
необходимые первоначальные следственные действия в случаях и порядке,
предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, то есть могла,
будучи только органам дознания (но не следствия), возбудить уголовное дело
о сокрытии прибыли в особо крупных размерах, а затем передать это дело в
органы внутренних дел, в компетенции сотрудников которых находилось его
расследование, то с указанного времени по делам перечисленной выше
категории полицейским разрешено проводить предварительное следствие
самостоятельно.
Результаты деятельности налоговой полиции могут выражаться не только в
возбуждении и расследовании дел, выявлении налоговых нарушений и применении
налоговых санкций, но и направлении определенных предписаний.
Следует сказать, что, вероятно, имело бы смысл более конкретно, со
ссылкой на возможные санкции, изложить пункт 6 с 11 Закона, который
предусматривает право требовать от руководителей и других должностных лиц
предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности,
физических лиц устранения нарушений законодательства о налогах и
контролировать их выполнение, а также (п. 16) вносить в соответствии с
законом в государственные органы, должностным лицам предприятий, учреждений
и организаций независимо от форм собственности, в общественные объединения
обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении
обстоятельств, способствовавших совершению налоговых преступлений и
нарушений.
Наверное, практика пойдет по тому пути, что наряду с реализацией
данного права в каждом случае неисполнения предписания будут применяться
положения о налоговых санкциях поскольку невыполнение требования об
устранении нарушений и налогового законодательства означает, что такое
наказуемое нарушение продолжает совершаться и по старым следам его выявить
даже проще.
В целом ознакомление с перечнем прав налоговой полиции, реализация
которых и составляет суть их деятельности многоцелевой направленности,
подтверждает сделанный выше вывод о создании довольно мощного
правоохранительного ведомства, которое в силу не только широких полномочий,
но и существа поставленных перед ним задач оказывает серьезное воздействие
на хозяйственную, а, быть может, и политическую (имея ввиду выявление
фактов уклонения от уплаты налогов, коррупции – если учесть все изменения
Уголовно процессуального кодекса) деятельность в стране.
К тому же, работа различных подразделений налоговой полиции не
разделена ведомственными барьерами: оперативные мероприятия могут
сочетаться с проверочными и завершаться легализацией материалов в уголовное
дело. Так, собственно, происходит и в милиции, однако сильным связующим эту
цепь звеном в полиции служит проводимая собственными силами налоговая
проверка, в общем-то особое производство, завершающееся принятием строгих
мер "налоговой ответственности".
Налогоплательщику также нужно знать, что в соответствии со ст. 20
Закона за противоправные действия сотрудники налоговой полиции несут
установленную Закона ответственность. Вред, причиненный гражданам,
предприятиям, учреждениям, учреждениям и организациям противоправными
действиями сотрудника налоговой полиции, подлежит возмещению в порядке,
предусмотренном уголовным и гражданским законодательством. Действия
сотрудника налоговой полиции могут быть обжалованы гражданами и
юридическими лицами в вышестоящие органы налоговой полиции, прокуратуру или
суд.
Закон предусматривает порядок разрешения споров, связанных с
решениями, принимаемыми органами налоговой полиции при проведении проверок
исполнения налогового законодательства, если выводы полицейских
противоречат заключениям, сделанным сотрудниками налоговой службы (и такое
бывает!). В соответствии со ст. 9 Закона в целях защиты интересов
налогоплательщиков споры, возникающие между федеральными органами налоговой
полиции и налоговыми органами по результатам контрольных проверок
юридических и физических лиц, проведенных федеральными органами полиции,
разрешаются вышестоящими органами налоговой полиции и вышестоящими
налоговыми органами.
В случае разногласий между указанными ведомствами решение по предмету
спора принимается Министерством финансов Российской Федерации, а при
несогласии одной из сторон с указанным решением окончательное решение
принимает Высший арбитражный суд Российской Федерации, который принимает
материалы по указанным спорам к своему производству в первоочередном
порядке.
Для осуществления надзора за деятельностью ФСНП в Генеральной
прокуратуре созданы специальные подразделения. Так, в частности, за
расследованием уголовных дел надзирают сотрудники одного из отделов
управления по надзору за расследованием преступлений Генпрокуратуры.
Жалобу на действия следователей органов налоговой полиции городского,
областного уровня следует подавать соответствующему прокурору1.
1.2. Анализ нормативных актов регламентирующих деятельность органов
налоговой полиции.
В предыдущем разделе достаточно подробно был освещен закон РФ "О
федеральных органах налоговой полиции", являющийся основой
жизнедеятельности этой организации. Здесь же мы рассмотрим ряд нормативных
актов, которые сотрудники налоговой полиции постоянно используют в своей
работе.
Безусловно, первым из этого ряда будет уголовный кодекс РФ:
Новый УК РФ введен в действие с 01 января 1997 года. В этом документе
в отношении налоговых преступлений предусмотрены две статьи: 198 "Уклонение
гражданина от уплаты налогов", 199 " Уклонение от уплаты налогов с
организаций". Этот вид преступлений относился к категории
средней тяжести2. 25.06.98 Государственной думой РФ был принят закон "О
внесении изменений в УК РФ" №92-ФЗ. Данным нормативным актом состав
преступления предусмотренный ст. 199 УК РФ был отнесен к категории тяжких
преступлений.
Это, несомненно, является положительным фактом, в том плане, что
российские законодатели наконец осознали, что без стабильных денежных
налоговых поступлений государство не может нормально функционировать, и
соответственно нарушителей надо боле жестко наказывать.
Необходимо отметить, что наша судебная система после ужесточения
наказаний за налоговые правонарушения стала приговаривать
1 Налоговая полиция / учебное пособие –Н.Новгород,Нижполиграф, 1997-
368с.
2 Уголовный кодекс РФ – М: изд. Кросна-Лекс, 1997 – 848с
нарушителей все чаще к лишению свободы, хотя это им и не всегда
удается по различным причинам.
Далее необходимо обратить внимание на закон РСФСР "О милиции"1, а
конкретнее на раздел 4 "Применение милицией физической силы, специальных
средств и огнестрельного оружия". Налоговой полиции предписано
руководствоваться статьями данного раздела, что является вполне
обоснованным, так как она является таким же правоохранительным органом и ее
сотрудники реально сталкиваются с противодействием, в том числе и с
вооруженным.
Необходимо рассмотреть в этой части новый Налоговый Кодекс РФ (часть
1)2, который вступила в действие с 01 января 1999 года. Согласно ст. 9
указанного документа налоговая полиция не является участником налоговых
отношений, таким образом законодатель еще раз подчеркнул правоохранительный
характер деятельности этой организации. Однако с другой стороны п. 2 ст. 11
закона о полиции дает ей все права налоговых органов, то есть и те, которые
предусмотрены указанным Кодексом. В то же время в этом нормативном акте в
ст. 36 описываются полномочия органов налоговой полиции. Данная статья
описывает все те права, которые даны этой организации рядом иных законов, и
ничего нового не добавляет, за исключением того, что при выявлении
обстоятельств, которые касаются исключительно налоговых органов материалы
должны быть направлены в соответствующий налоговый орган в трехдневный
срок.
2 января 2000 года и.о. президента Путин подписал указ «О внесении
изменений и дополнений в налоговый кодекс», согласно которому налоговые
полицейские вновь получили право самостоятельно проводить налоговые
проверки, им также разрешен доступ к налоговой тайне. Кроме того, были
приняты поправки в закон "Об оперативно-розыскной деятельности",
позволяющие сотрудникам ФСНП иметь собственные возможности для негласного
съема информации.
Наверное, впервые законодательным актом предусмотрена ответственность
налоговой полиции и ее должностных лиц – ст. 37 Кодекса.
наш взгляд эта мера необходима, а на сколько она будет действенной покажет
время.
В ней оговаривается ответственность за убытки, причиненные
налогоплательщикам вследствие неправомерных действий (бездействия). На
Одним из основных законодательных актов, регламентирующим деятельность
органов налоговой полиции является Закон РФ «Об оперативно розыскной
деятельности». Исходя из положений данного Закона , налоговые полицейские
могут спокойно и на совершенно законных основаниях заниматься
прослушиванием телефонов. В результате федеральные органы налоговой полиции
получили реальное право для своей деятельности, для
1 Закон РСФСР «О милиции»-М: Проснект, 1998-32с
2 Налоговый кодекс РФ (часть 1). Принчт Государственной думой РФ
16.07.1998.
проведения проверок налогоплательщиков в полном объеме. Налоговики
представили журналистам программу своих действий и ключевых сотрудников,
которые будут отвечать за ее реализацию. Схема работы полицейских теперь
будет выглядеть так. Из конфиденциального источника (им, скорее всего,
будет оперативный агент, конкурент по бизнесу, и т.д. ) поступает
информация. После этого в ФСНП закипает работа, и полицейские начинают
проверку информации.
Полицейскими могут применяться различнее методы оперативно-розыскной
деятельности оговоренные в Законе «Об ОРД». Чаще всего применяются
традиционные методы. За офисом устанавливается слежка, телефоны персонала,
включая личные сотовые, ставятся на прослушку, просматривается
корреспонденция, проверяются банковские счета и переводы денежных средств,
и так далее. На языке налоговых полицейских все это именуется так: "гласные
или негласные оперативно-розыскные мероприятия". Если первоначальные данные
подтверждаются, в проверяемой компании начинается так называемая налоговая
проверка, т.е. вскрываются сейфы, изымаются все финансовые документы,
бухгалтерские балансы. Проверка - это форма легализации тех данных, которые
получены ФСНП оперативными методами. Дело в том, что информация, полученная
в ходе негласного мероприятия (например, прослушивания) не может являться
основанием для возбуждения уголовного дела или доказательством в суде. "По
актам проверки ФСНП можем принимать следующие решения: если есть состав
преступления - возбуждается уголовное дело, если обнаруживается налоговое
правонарушение, не содержащие признаков налогового преступления, -
уголовное дело не возбуждается и документы передаются в Министерство по
налогам и сборам, если же ничего не обнаружилось - уголовное дело не
возбуждается .
Необходимо отметить, что органы налоговой полиции в своей деятельности
руководствуются значительным числом нормативных актов.
1.3. Взаимодействие налоговой полиции с налоговой службой,
правоохранительными и другими государственными органами
Успешное решение задач, возложенных законом на федеральные органы
налоговой полиции, невозможно без их делового сотрудничества с
Министерством по налогам исборам, Министерством внутренних дел, Федеральной
службой безопасности, Генеральной Прокуратурой РФ, их подразделениями на
местах и другими государственными органами. Необходимость координации
деятельности данных ведомств обусловлена наличием у них ряда общих задач по
защите экономических интересов государства. Каждый из них в пределах своей
компетенции соответствующими средствами и методами осуществляет сбор
необходимой информации о криминогенной ситуации в экономике, проводит ее
анализ, так или иначе реагирует на выявленные правонарушения.
Налоговые преступления, причиняющие значительный ущерб государству,
нередко связаны с совершением других посягательств на его экономические
интересы. Выявление и документирование уклонения юридических и физических
лиц от уплаты налогов, сборов и иных платежей, фактов коррупции требуют не
только активности и профессионализма работников налоговой полиции, но и
содействия других государственных органов. Объединение усилий упомянутых
служб в борьбе с налоговыми правонарушениями позволяет сконцентрировать их
силы, средства и технические возможности, охватить поисковой работой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|