Основные направления деятельности федеральной службы налоговой полиции по выявлению и пресечению финансовых преступлений
перераспределением доходов и имущества граждан путем грабежа, разбоя,
кражи, вымогательства. А.Нестеров и
А.Вакурин дают следующее определение криминальной экономики: "…криминальная
экономика - это специфический экономический уклад, способ хозяйствования,
который призван обеспечивать определенную, относительно небольшую по
численности группу лиц сверхдоходами, доходами от преступной деятельности,
доходами от использования "прорех" в законодательстве».
Это понятие, по их мнению, охватывает деяния в
экономической сфере, подпадающие под определенные статьи законодательства,
то есть экономические правонарушения и преступления. Сюда же он относят
преступному миру законопроектов. Таким
образом, имеет место понимание криминальной экономики исключительно с
формально-правовых позиций. В соответствии с логикой такого понимания в
состав криминальной экономики включается вся теневая экономика.
Формально-правовой подход, по
мнению автора, является недостаточным для адекватного понимания природы и
криминальной и теневой экономики и нуждается в дополнении и расширении.
Криминальную экономику, особенно в России и других странах с неразвитой
рыночной системой, следует рассматривать с более широких криминологических
позиций. С этой точки зрения криминальная экономика
включает экономические отношения, экономическую деятельность, главным
отличительным признаком которой является общественная вредность
(опасность). Криминальная экономика охватывает
экономические общественно
1Крылов А.А. Социально-экономические проблемы нейтрализации
криминальной экономики: Лекция. - М.: Академия МВД РФ, 1997.
опасные деяния трех видов:
. криминализованные, влекущие уголовную ответственность в соответствии с
действующим законодательством;
. некриминализованные, но влекущие юридическую ответственность в
соответствии с нормами других отраслей права;
. некриминализованные и не влекущие юридической ответственности (пробелы
правового регулирования).
В соответствии с логикой формально-правового подхода, теневая экономика
является подсистемой экономики криминальной. К такому выводу вполне
последовательно приходят его сторонники. Этот подход единственно верен с
позиции правоприменения, когда необходимо исходить из действующих правовых
норм. Последовательно следуя этой логике, в качестве средства решения
проблемы теневой экономики следует избрать применение административных и
уголовно-правовых средств борьбы. Однако в российских условиях согласиться
с такой позицией вряд ли возможно. С позиций
криминологического подхода, в составе теневой экономики следует выделить
сектора криминальной теневой экономики и некриминальной теневой экономики.
Однако четко и однозначно выделить сектор некриминальной экономической
деятельности не представляется возможным. Причина этого - сложность самого
объекта анализа - теневой экономики, тесная взаимосвязь ее позитивных и
негативных функций в условиях несовершенной конкурентной среды,
необоснованного налогообложения, а также формальных и неформальных
ограничений на открытие и ведение бизнеса.
При выделении сектора некриминальной теневой экономики следует,
на наш взгляд, учитывать следующие соображения.
К некриминальной теневой может быть отнесена лишь экономическая
деятельность, непосредственно связанная с производством нормальных товаров,
оказанием нормальных услуг, выполнением нормальных работ и вносящая вклад в
создание ВВП. К
некриминальному сектору теневой экономики целесообразно отнести
деятельность, которая не могла быть начата или продолжена в условиях
действующего режима налогообложения и регулирования.
Необходимо учитывать мультипликативный эффект увеличения производства и,
следовательно, налоговых поступлений, в результате расходования теневых
доходов в легальной экономике. При очевидной
полезности того или иного бизнеса с точки зрения общественных потребностей
на некоторых рынках незаконные методы являются решающим фактором в
обеспечении конкурентоспособности и, создавая предприятие или решая его
развивать, любой самый добросовестный субъект вынужден их использовать
(например, различные схемы "черного нала" - неучтенной наличности). Уровень
цен определяется в основном фирмами, применяющими схемы ухода от
налогообложения и войти легально в такую сферу практически невозможно.
В общем и целом для оценки уровня
криминальности теневой экономики целесообразно учитывать максимально полно
как ее экономическую эффективность и полезность, так и деструктивное
влияние. Полезно ответить на вопрос: "Если правовые предписания будут
полностью реализованы, а налоги и платежи - полностью уплачены, то при
существующей экономической конъюнктуре какая часть экономической
деятельности окажется минимально конкурентоспособной и рентабельной?".
Именно в этой части следует искать криминальный теневой сектор. Вопрос
может быть сформулирован и в более общей форме: "В какой степени и какая
часть, сфера теневой экономики, связанные с нарушением правового запрета,
обеспечивают выживание общественного организма?".
При криминологическом подходе объектом анализа становится
не только сама деятельность, но и оценочная шкала этой деятельности,
воплощенная в правовой системе. При этом используется более мощный критерий
социально-экономической эффективности.
В заключение необходимо отметить также, что применение того или иного
подхода обусловлено характером хозяйственной системы и качеством системы
регулирования экономикой.
Формально-правовой подход является вполне оправданным в условиях стабильной
отлаженной системы правового регулирования экономики, высокого развития ее
институтов и ограниченного вмешательства государства в экономическую жизнь.
Такова ситуация в большинстве промыщленно-развитых стран. Большинство
общественно полезных видов бизнеса и другой экономической деятельности
может реально конкурировать при использовании методов добросовестной
конкуренции. В сфере теневой экономики оказываются криминально
ориентированные субъекты либо аутсайдеры. В условиях слабого
государства, отсутствия нормальной институциональной среды в сфере
экономики, применение незаконные методов становится одним из решающих
факторов конкуренции и выживания. Вне правового поля оказывается
большинство экономических субъектов. В такой ситуации формально-правовой
подход не является конструктивным и должен быть дополнен более широким
экономико - криминологическим. Разделение теневой экономики
на криминальный и некриминальный сектор не может быть умозрительным. Оно
предполагает системный анализ конкретных сфер в конкретных условиях.
Высказанные соображения не имеют целью
окончательное решение проблемы. Они призваны очертить ее наиболее
существенные контуры и стимулировать поиск решения, обоснованность которого
нуждается в постоянной перепроверке в условиях развивающейся реальности.
С учетом вышесказанного в составе криминальной экономики могут
быть выделены следующие элементы:
. незаконные экономические отношения в сфере легальной экономической
деятельности (экономическая преступность и адмделиктность);
. скрытая экономика - разрешенная законом деятельность, которая
официально не показывается или приуменьшается осуществляющими ее
субъектами в целях уклонения от уплаты налогов, внесения социальных
взносов или от выполнения определенных законом обязательств;
. сфера нелегального бизнеса, связанного с производством, реализацией и
потреблением нормальных товаров и услуг без лицензии и специального
разрешения.
. сфера нелегальной (неформальной - в терминологии СНС-93) занятости;
. сфера нелегального бизнеса, связанного с производством, реализацией и
потреблением запрещенных товаров и услуг, при котором имеет место
трудовой процесс, а выпускаемые товары и услуги имеют эффективный
рыночный спрос.
. сферу уголовного промысла, в рамках которой криминальные доходы
извлекаются на базе систематического совершения традиционных
общеуголовных преступлений (профессиональная преступность).
. сфера услуг, связанных с применением или угрозой применения насилия в
экономических отношениях (заказные убийства, криминальный терроризм).
Цель данного вида деятельности - силовое обеспечение функционирования
криминальной экономики, подавление конкуренции и социального контроля
насильственными методами, посредством совершения общеуголовных
преступлений. Развитие данной сферы связано с коммерциализацией
общеуголовной насильственной преступности.
. сфера создания, толкования, применения, исполнения теневых
(неформальных) норм, регулирующих сферу криминальной экономической
деятельности.
. незаконные экономические отношения в сфере политического рынка,
политической деятельности.
. незаконные экономические отношения в системе государственной и
муниципальной службы в связи с осуществлением экономической
деятельности, принятием и исполнением экономически значимых решений.
Криминальную экономику следует также рассматривать как систему
социально-экономических институтов, то есть формальных и неформальных
правил экономического поведения, а также санкционных механизмов.
Сферу криминальной экономики целесообразно ограничить видами деятельности,
которым присущи такие признаки как осуществление на профессиональной основе
и институционализированный характер. Первый критерий означает,
что к сфере криминальной экономики относится совершение деяний,
осуществление экономической деятельности субъектами, обладающими
специфическими профессиональными навыками и опытом. В сфере легального
бизнеса к криминальной экономике следует отнести совершение общественно
опасных деяний в процессе профессиональной деятельности в интересах личных,
организации, третьих лиц.
В состав криминальной экономики включается также
профессиональная преступность.Под ней понимается разновидность преступных
занятий, которые являются для субъекта источником средств существования,
требуют необходимых знаний и навыков для достижения конечной цели и
обусловливают определенные контакты с антиобщественной средой.
Второй критерий означает, что в ее составе учитываются виды деятельности:
во-первых - связанные с использованием в преступных целях институтов
легальной экономики, исполнительной, законодательной и судебной власти;
во-вторых -
синдикализированные формы организованной преступной деятельности
экономической направленности; в-
третьих - виды общественно вредной экономической деятельности, порожденные
дисфункциями общественных институтов и потому носящие массовый характер;
в-четвёртых -
деятельность по созданию, толкованию исполнению и применению неформальных
норм противоправного экономического поведения. Использование этих
критериев предполагает исключение из сферы криминальной экономики
случайные, единичные, спонтанные, ситуативно осуществляемые деяния
экономического характера.
2.1 Понятие финансовой преступности и классификация финансовых преступлений
Под финансовой преступностью понимается совокупность преступлений,
непосредственно связанных с посягательством на отношения по формированию,
распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств
(финансовых ресурсов) субъектов экономических отношений. Финансовые
преступления могут быть классифицированы по различным
основаниям.(Приложение 3)
В зависимости от уровня финансовых отношений, являющегося объектом
посягательств, различают:
1. Преступления посягающие на финансовою систему государства
(государственные и муниципальные финансы).
2. Преступления посягающие на финансы предприятий.
В зависимости от сферы посягательств различают:
1. Преступления в сфере налогообложения.
2. Преступления на рынке ценных бумаг.
3. Преступления в сфере страхового рынка.
4. Преступления в сфере валютного рынка.
5. Преступления в сфере межбанковского денежного рынка.
6. Преступления в сфере кредитного рынка.
7. Преступления на рынке товаров и услуг.
В зависимости от вида операций, используемых в преступных целях,
различают преступления в сфере кредитных, расчетных, валютных, фондовых,
учетных операций. В зависимости от субъекта экономических отношений, на
права которого осуществляется посягательство, выделяют:
1. Преступления посягающие на права кредиторов и гарантов.
2. Преступления посягающие на права инвесторов ( вкладчиков,
акционеров, пайщиков).
3. Преступления посягающие на интересы государства ( таможенные и
налоговые преступления)
В зависимости от субъекта различают:
1. преступления плательщиков обязательных платежей (налогов, сборов,
пошлин, взносов);
2. преступления менеджеров предприятий, учреждений;
3. преступления наемных работников коммерческих и некоммерческих
предприятий;
4. преступления государственных служащих;
5. преступления лиц, являющихся сторонами в обязательственных
отношениях (должников, страхователей, страховщиков, эмитентов,
клиентов и др.)
6. преступления иных лиц под прикрытием финансовых отношений или
профессиональной деятельности.
Финансовые преступления крайне многообразны и сложны. В зависимости от
обстоятельств криминалистическое значение могут иметь различные факторы и
целесообразны различные варианты классификации.
Преступления, посягающие на финансовую систему государства.
В данную группу преступлений включаются следующие виды преступлений:
. налоговые преступления;
. уклонение от уплаты таможенных платежей;
. уклонение от уплаты обязательных взносов в целевые государственные
финансовые фонды;
. нецелевое использование бюджетных средств (мошенничества с
субсидиями),
. незаконное получение и нецелевое использование государственных
кредитов;
. фальшивомонетничество;
. легализация доходов, полученных преступным (незаконным) путем;
. преступления, связанные с незаконным вывозом капитала или
невозвращением валютных средств, когда такое возвращение является
обязательным.
Налоговые преступления.
К налоговым преступлениям и проступкам по законодательству стран с
развитой рыночной экономикой относятся нарушения при уплате различных видов
налогов, а также таможенные правонарушения. Круг преступных деяний,
связанных с налогами, в каждой конкретной стране отличается своими
особенностями.
Уклонение от уплаты налогов является основным видом налоговых
правонарушений. Основными формами уклонения являются: непредставление в
налоговые учреждения информации о доходах, сокрытие реальных доходов путем
внесения ложных или искаженных сведений в документы, использование
поддельных документов. Непредставление в
налоговые учреждения информации о доходах относится к категории уголовных
проступков, за совершение которых может быть назначен либо штраф, либо
краткосрочное лишение свободы, как, например, в Италии, в США. К формам
уклонения от уплаты налогов, составляющих преступления, как правило,
относят действия, выражающиеся в сокрытии или искажении информации о
доходах путем обмана, мошенничества или подделки.
Таможенные правонарушения охватывают различные виды
уклонения от уплаты таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары, а
также ввоз и вывоз без оформления в установленном порядке товаров, на
производство и распространение которых установлена государственная
монополия. Законодательство некоторых стран квалифицирует такие деяния как
разновидности контрабанды (Англия, Италия), так как в большинстве случаев
действия по уклонению от уплаты таможенных пошлин связаны с сокрытием
определенных товаров. К таможенным преступлениям относится также подделка
знаков уплаты таможенной пошлины. Ответственность за
данные виды правонарушений установлена уголовным законодательством России.
Согласно ст. 194 УК РФ "Уклонение от уплаты таможенных платежей" признается
преступлением уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере.
Налоговые преступления и наказание за их
совершение в соответствии с действующим Уголовным кодексом приведены в
приложении 4. Преступления, посягающие на финансовые интересы
государства в сфере налогообложения, относятся также ряд неналоговых
преступлений, но связанных с налоговыми: незаконное предпринимательство
(ст. 171 УК РФ), преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ), фиктивное
банкротство (ст. 197 УК РФ) и ряд других. Анализ мирового опыта при
изучении преступности в финансово-кредитной сфере свидетельствует о том,
что эффективность любых экономических преобразований в значительной мере
зависит от надежности и стабильности финансово-кредитной системы.
Особенностью развития рыночных отношений в рассматриваемой сфере экономики
России - быстрый рост сети коммерческих банков, фондовых и валютных бирж,
инвестиционных, негосударственных пенсионных фондов, становление новых
видов финансовых институтов, ускоренная перестройка платежной системы -
происходили без достаточной правовой, организационной подготовки и не были
подкреплены материально-техническими ресурсами. Новшества вводились
поспешно при отсутствии правового регулирования. Многие необходимые для
нормального цивилизованного функционирования финансово-кредитной системы
законы, нормативные документы принимались с большим опозданием, либо
наоборот, слишком быстро. В этот период был ослаблен контроль со стороны
государственных органов, осуществляющих финансовый контроль в первую
очередь, Центрального Банка РФ и Министерства финансов РФ. Отсутствовал
должный надзор со стороны органов прокуратуры. На фоне общего ослабления
государства, правоохранительных и контролирующих органов, несовершенства
законодательства финансово-кредитная системе за период реформ превратилась
в одну из наиболее криминализованных сфер экономики. "Лидирует" финансово-
кредитная система также по количеству хищений в крупных размерах и
мошенничеств. Наиболее
криминогенными в финансовой сфере являются: банковская деятельность, при
этом большая часть преступлений приходится на коммерческие банки.
Наблюдается рост преступлений в страховой сфере, на рынке ценных бумаг, в
сфере внешнеэкономической деятельности и совершаемых с использованием
компьютерных технологий, электронных средств доступа и систем
телекоммуникаций. Распространенный характер в кредитно-финансовой
системе приобрели преступления против собственности, чаще всего совершаемые
путем мошенничества и присвоения вверенного имущества - хищения денежных
средств с использованием подложных платежных документов и поддельных
банковских гарантий, фальшивых авизо, безвозвратное получение и не целевое
использование льготных кредитов. Среди типичных преступлений следует
отметить также "отмывание" криминальных доводов, финансовые аферы с
деньгами вкладчиков, должностные злоупотребления банковских служащих,
налоговые и таможенные преступления.
2.3Налоговая преступность
Экономическая ситуация, сложившаяся в России в период перехода к
рынку, потребовала создания принципиально новой эффективной налоговой
системы. Современная налоговая система России была создана в начале 90-х
годов и представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других
платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических
лиц и физических лиц на территории страны. Кроме того, существуют
государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за
счет целевых отчислений. Важнейшей тенденцией развития современной
налоговой системы России является ее криминализация, рост масштабов
налоговой преступности.
Налоговая преступность - общественно опасное социально-правовое явление,
включающее в себя совокупность преступлений, объектом которых являются
охраняемые уголовным законом отношения по поводу взимания налогов и иных
обязательных платежей, а также осуществления контроля за своевременностью и
полнотой их уплаты.
Масштабы налоговой преступности
В течение последних лет, наблюдается значительное распространение
фактов уклонения от уплаты налогов, которые ранее имели разовый характер.
По сравнению с другими видами экономических преступлений число официально
зарегистрированных преступных нарушений налогового законодательства может
показаться относительно небольшим. Если в 1992 г. по
фактам нарушения налогового законодательства было возбуждено всего 147
уголовных дел, то уже в 1993 г. -1242, в 1994 г. - 3126, в 1995 г. - 5670,
в 1996 г. - 5540, в 1997 г. - 4185, а в 1998 г. - 39531. В результате
работы налоговой полиции в 1998 г. в бюджетную систему страны было
перечислено свыше 160 млрд. рублей недоимки. Сумма погашенной задолженности
перед Пенсионным фондом в результате работы налоговой полиции составила 783
млн. руб. В 2000 году органами налоговой полиции выявлено около 34 тысяч
преступлений (почти в два раза больше, чем в 1999 году), которые нанесли
экономике страны ущерб в размере 66 млрд. рублей . За 2000 год
федеральными органами налоговой полиции возбуждено более 32 тысяч уголовных
дел, из которых 70 процентов – исключительно по налоговым преступлениям.
Вместе с тем более 10,5
тысяч уголовных дел в отношении лиц, совершивших налоговые преступления
впервые, выразивших деятельное раскаяние и полностью возместивших
государству нанесенный ущерб, были прекращены. Это составило более половины
от общего количества прекращенных уголовных дел. Сумма причиненного ущерба
по оконченным уголовным делам составила более 17,3 млрд. рублей. Для
сравнения: за 1999 год аналогичный показатель составил 4,3 млрд. рублей. По
оконченным уголовным делам в бюджет возвращено более 14 млрд. рублей, в том
числе свыше 9 млрд. – вследствие деятельного раскаяния.
Кроме того, было выявлено и пресечено более 200 тысяч
административных правонарушений (в 1999 году – около 105 тысяч). К
административной ответственности привлечено более 150 тысяч человек. В 1999
году – свыше 40 тысяч юридических и физических лиц.
Преступные нарушения налогового законодательства обладают высокой
латентностью. По прогнозам аналитиков Федеральной службы налоговой полиции
Российской Федерации основная часть преступлений пока не выявляется, а
количество возбуждаемых по фактам нарушения налогового законодательства
уголовных дел, может возрасти до 15-20 тыс. в год. По
данным налоговых органов, лишь 17 % всех экономических субъектов,
функционирующих в России, полностью и в срок рассчитываются по своим
налоговым обязательствам, 50 % - производят платежи время от времени, а 33
% вообще не платят налоги. Масштабы
налоговой преступности в России сегодня представляют реальную угрозу
экономической безопасности государства. Это обусловливается не только
количеством совершенных преступлений, сколько все возрастающим
проникновением в сферу налогообложения организованной преступности и
коррупции, увеличивающимся влиянием криминальных элементов на деятельность
коммерческих банков, внешнюю экономику, кредитно-финансовых учреждений и
других структур, занимающих ключевые позиции в экономике страны, а также
глобальным охватом и изощренным характером совершаемых преступлений.
Наиболее крупные сокрытия доходов установлены на
операциях: с автомобилями (28% начислений), нефтью и нефтепродуктами (26%),
цветными металлами (8%), товарами народного потребления (7%), древесиной,
денежными средствами и ценными бумагами (по 6%), спиртом и ликероводочными
изделиями (3%), электроэнергией (1,5%), сельхозпродукцией (1%)
Распространены налоговые преступления и во внешнеэкономической
деятельности.
Причины налоговой преступности
Специалисты в области финансового права выделяют среди причин
налоговых преступлений экономические, политические, технические и моральные
.
А) Ухудшение финансового положения бизнеса и населения. Оно связано с
кризисными явлениями, характерными для современной российской экономики:
падение производства, сжатие доходного потенциала, перелив рублевой
денежной массы в накопление иностранной валюты, вывоз капитала за границу.
В промышленности убыточными стали свыше 40% организаций, на транспорте -
около 60%, в строительстве - каждая третья организация. В 65 регионах
страны доля убыточных предприятий составила от 40% и более.
Финансовое положение налогоплательщиков достаточно часто является
определяющим фактором совершения налоговых преступлений. Налогоплательщик
сопоставляет выгоду от уклонения от уплаты налогов и возможные
отрицательные последствия. Если с материальной точки зрения уклонение себя
оправдывает, то налогоплательщик, скорее всего, уплачивать налоги не
станет. Поэтому снижение налоговой способности субъектов налогообложения,
следует расценивать как одну из важных экономических причин уклонения от
уплаты налогов. Б) Причины
экономического характера, связанные с проводимой налоговой политикой и
особенностями налоговой системы Важнейшим фактором
является чрезмерная налоговая нагрузка на налогоплательщиков. Возрастание
налоговой нагрузки обусловлено множеством частных факторов, среди которых
можно отметить следующие. Неспособность государства обеспечить
эффективный контроль над расходами бюджета. Постоянное увеличение расходов
побуждает государство повышать уровень налогообложения. В результате
возрастает налоговое бремя, чрезмерная тяжесть которого признается одной из
основных причин массового уклонения от уплаты налогов. Согласно имеющимся
экспертным оценкам, уровень отечественного налогообложения оценивается как
один из наиболее высоких в мире.
Политические причины
Политические причины уклонения от налогов связаны с регулирующей
функцией налогов: посредством их государство проводит ту или иную
социальную или экономическую политику. Лица, против которых направлена
такая политика, путем неисполнения положений налогового законодательства
оказывают определенное противодействие господствующей группе.
Уровень налоговой дисциплины зависит от общей политической ситуации в
стране. В периоды резкого обострения кризиса государственной власти в
России отмечается резкое снижение собираемости налогов из-за массового
неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
Правовые причины
Важнейшим фактором этой группы является несовершенство и
нестабильность налогового законодательства. В настоящее время нормативно-
правовая база по вопросам налогообложения включает в себя большое число
законов, указов, постановлений, инструкций и разъяснений. Имеет место
несогласованность многих налоговых законов с ранее принятыми
законодательными актами. Отдельные положения были недостаточно
сформулированы, в результате чего возникла возможность их двойного
толкования. Дополнительные трудности создают постоянно вносимые изменения в
действующее налоговое законодательство. Постоянное ожидание
повышения налогообложения, вынуждает их заранее занижать объем своих
налоговых обязанностей. К правовым причинам
относится несовершенство отдельных налоговых механизмов, под которыми
понимают совокупность правовых норм, определяющих порядок исчисления и
уплаты того или иного налога (элементы налогообложения). Они могут
существенно различаться в зависимости от того, какой объект подлежит
налогообложению. Наиболее уязвимым является механизм
исчисления и уплаты налога на прибыль. Преобладание преступлений, связанных
с уплатой этого налога, прежде всего, объясняется наличием целого ряда
исключений и изъятий, а также льгот по его уплате, которые незаконно
используются. В наименьшей степени преступной
деятельности подвержены имущественные налоги (налог на имущество
организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог), так как
сокрытие объектов недвижимости затруднительно.
Организационные причины
К их числу относятся недостатки во взаимодействии между органами
налогового контроля, органами налоговой полиции, другими контролирующими и
правоохранительными органами. К причинам
организационного характера, обусловленным недостатками процессуального
законодательства, относится и несогласованность в действиях органов
предварительного следствия и арбитражных судов.
Известно, что в большинстве случаев процесс расследования уголовных дел о
налоговых преступлениях сопровождается исковым производством,
инициированным налогоплательщиком. Обращение налогоплательщика после
возбуждения уголовного дела в арбитражный суд с иском о признании решения
по акту проверки недействительным осложняет расследование. Имеющие место
нарушения налогового законодательства, как правило, являются предметом
рассмотрения в заседании арбитражного суда до решения следственными
органами вопросов, относящихся к их компетенции. В случае же удовлетворения
иска налогоплательщика перспектива направления дела в суд при доказанности
факта умышленного уклонения от уплаты налогов становится проблематичной.К
сожалению, в большинстве случаев арбитражные суды игнорируют факт
расследования нарушения налогового законодательства в порядке уголовного
судопроизводства, и принимают решения без учета его результатов.
Недостаточное развитие международного сотрудничества в деле борьбы с
налоговыми преступлениями и правонарушениями. В последнее время нарушения
налогового законодательства все чаще оказываются связанными с
внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов. Отсутствуют
соглашения о взаимодействии с фискальными аппаратами большинства
государств, что препятствует проведению расследования фактов уклонения от
уплаты налогов, носящих международный характер.
Технические причины
К их числу относят несовершенство форм и методов налогового контроля.
Так, типичными являются факты наложения налоговыми органами излишних
штрафных санкций, незаконное привлечение к административной
ответственности, нарушение порядка административного производства,
провоцирование безнаказанности нарушителей налогового законодательства. В
ряде случаев документальные и камеральные проверки проводятся
неквалифицированно, поверхностно, их результаты оформляются некачественно.
Разногласия и возражения плательщиков рассматриваются недостаточно
внимательно и объективно. Недостаточная
подготовленностью руководителей и бухгалтерских работников. Недостатки
применения контрольно-кассовых машин (ККМ) при осуществлении денежных
расчетов с населением. Практически только 70% общего товарооборота
осуществляется с использованием указанных машин. Свыше 60% их парка
составляют кассовые аппараты устаревших моделей, непригодные в нынешних
условиях для целей контроля за полнотой фактически полученной выручки и
исчисления налогов в сфере торговли и услуг. Вместе с тем и при наличии
современных кассовых машин с фискальной памятью практически каждая
четвертая проверка выявляет факты неполного отражения денежной выручки, в
результате чего до 30-50% наличных денег обращается, минуя кассовые
аппараты. Важным фактором, влияющим на рост преступности в налоговой сфере,
является общая криминальная ситуация в стране. Криминальные группировки
фактически подменяют налоговые органы, выводя из-под налогообложения
значительные суммы, которые в дальнейшем используются в теневой экономике и
преступной деятельности, для нужд членов преступных группировок, расширения
масштабов и воспроизводства уголовной, экономической и налоговой
преступности.
Нравственно-психологические причины
Этот причинный комплекс налоговой преступности представлен тремя
аспектами:
а) негативным отношением к существующей налоговой системе (жесткая
налоговая система во многом не стимулирует труд производителя, а наоборот -
подталкивает его к сокрытию прибыли и неуплате налогов);
б) низким уровнем правовой культуры; в)
корыстной мотивацией. Корыстная
мотивация имеет определяющее значение. Среди крупных налогоплательщиков
немало бывших деятелей теневой экономики, должностных и общеуголовных
преступников. Уклонение от уплаты налогов служит им в качестве одного из
способов достижения указанных целей. Часть налоговых преступлений
совершается на основе корпоративной, групповой заинтересованности. Имели
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|