Рефераты

Основные направления деятельности федеральной службы налоговой полиции по выявлению и пресечению финансовых преступлений

а также усилить контроль над деятельностью предприятий, расположенных в

зоне их действия. В этом случае для отмывания капиталов используются

руководители и служащие банков, которые оказывают преступникам содействие в

дроблении счетов, использовании банковского счета для массовых операций по

вкладам и снятию средств. За несколько месяцев до проверки банковской

бухгалтерии операции прекращаются и на счету оставляются незначительные

суммы. В ходе проверки выясняется, что в течение последних трех месяцев по

счету не осуществлялось значительного движения средств, что не вызывает

особых подозрений. Широко используется данный метод в России, где

свыше трех тысяч организованных преступных групп (сообществ, организаций)

специализируется на легализации доходов, полученных от незаконной

деятельности, почти 1,5 тыс. из них образовали в этих целях собственные

хозяйственные легальные структуры. Помимо этого ими установлен контроль над

более чем сорока тысячами хозяйствующих субъектов, среди которых около

полутора тысяч предприятий и организаций государственного сектора

экономики, целый ряд банковских и финансовых структур.

Незаконное использование исключений из закона. Данный метод

используется в странах, принявших специальное законодательство об отмывании

денег. Банкам предоставляется право освобождать от заполнения специальных

форм отчетности об операциях с наличными определенных клиентов, которые

действуют в сферах бизнеса, где проведение операций с наличными,

превышающих установленный предел (как правило, 10 тыс. долл.) является

нормальной практикой. Среди других исключений, используемых для размещения

наличных денег, можно отметить использование больших сумм наличных

представителями этнических и иных групп, члены которых не привыкли

использовать механизмы платежа, основанные на использовании документов;

местные отклонения в некоторых географических районах от общепринятой

практики использования наличности. Незаконное использование таких

исключений облегчается при создании фиктивных компаний либо подчинении

банковских сотрудников.

Использование корреспондентских отношений между банками связано с

пересылкой незаконных сумм в банки-корреспонденты и созданием видимости

межбанковского перевода. Такой метод позволяет преступникам перемещать

особо крупные суммы путем образования документов, вуалирующих истиною суть

операций. Создание ложного

бумажного следа - преднамеренное использование документов, маскирующих

истинные источники, собственников и места расположения незаконно полученных

доходов. Например, это может быть сделано путем заполнения ложной формы

отчетности о движении наличных с целью "узаконить" наличные, полученные

внутри страны, которые позднее будут положены на счета в банках или

вывезены за пределы страны. В связи с улучшением системы

идентификации клиентов использование счетов, открытых на фальшивые имена,

несколько сократилось. При этом отмечаются многочисленные случаи открытия

счетов на имя родителей, компаньонов или любых других лиц, действующих по

указанию преступников. Для сокрытия реальных владельцев средств часто

используется создание подставных контролируемых компаний, как правило,

зарегистрированных в других странах, а также услуги адвокатов. Бухгалтерии

этих компаний часто труднодоступны для властей, так как эти фирмы находятся

в экстерриториальных зонах и их руководство осуществляется на расстоянии в

соответствии с анонимными инструкциями. Эти компании используются для

накопления денег на покупку недвижимости и для осуществления злостных

банкротств.

Перевод преступно полученных денег за рубеж - осуществляется посредством

различных финансовых сделок с использованием таких инструментов как

телеграфные переводы, чеки, аккредитивы, векселя и другие. Для этого

используются, в частности, отмеченные ниже методы. Использование

"коллективных" счетов. По данным стран - членов GAFI данным методом часто

пользуются группы преступников - выходцев из стран Африки и Азии.

Иммигранты вносят многочисленные мелкие суммы на один счет, а затем эти

вклады переводятся за границу. Часто на иностранный счет поступают средства

с нескольких счетов, на первый взгляд никак не связанных между собой в

стране происхождения. Использование транзитных счетов,

т.е. в первую очередь вкладов до востребования, открытых в американских

финансовых учреждениях иностранными банками или компаниями. Иностранный

банк переводит все вклады и чеки своей клиентуры (как правило,

индивидуальных вкладчиков или предприятий, расположенных за пределами

страны) на единый счет, который он открывает в местном банке. Иностранные

клиенты имеют право подписи на этом американском счете и могут осуществлять

нормальные международные банковские операции. Многочисленные банки,

предлагающие этот тип счетов, не проверяли личность некоторых своих

клиентов и не предоставляли информацию о них, что могло бы помешать

отмыванию капиталов. Механизм гарантии ссуды также является

методом, используемым в некоторых странах для контрабанды наличных денег. В

соответствии с этим методом средства, полученные от незаконной

деятельности, переводятся в другую страну, а затем используются в качестве

обеспечения или гарантии для банковской ссуды, которая переводится в страну

происхождения "грязных" денег. Этот метод не только придает отмытым деньгам

вид подлинной ссуды, но часто сопровождается предоставлением налоговых

льгот. труктурирование и другие способы отмывания

денег могут быть перенесены в нетрадиционные финансовые учреждения.

Метод слияния законных и незаконных фондов, который будет

рассмотрен при анализе роли в отмывании денег нетрадиционных финансовых

учреждений. Б.

Размещение через нетрадиционные финансовые учреждения

Нетрадиционными называют небанковские финансовые учреждения, фактически

осуществляющие оказание банковских услуг. К ним относятся валютные биржи,

брокеры ценных бумаг или драгоценных металлов, товарно-сырьевые брокеры,

казино, организации, оказывающие телеграфные и почтовые услуги и услуги по

обмену чеков на наличные деньги. Небанковские финансовые учреждения могут

быть использованы для отмывания денег теми же способами что и традиционные

финансовые учреждения, в особенности структурированием, подчинением и

слиянием фондов. В последнее время эти финансовые

организации стали все чаще использоваться для отмывания нелегально

полученных доходов и введения их в обычный финансовый оборот. Во многом это

связано с тем, что в банковском секторе законодательство, направленное на

борьбу с отмыванием капиталов, более развито и более эффективно.

Среди множества методов, используемых при

размещении преступных доходов через нетрадиционные финансовые учреждения,

рассмотрим слияние законных и незаконных фондов, приобретение имущества за

наличные деньги и незаконный вывоз валюты.

Слияние законных и незаконных фондов основано на использовании

в целях отмывания денег таких предприятий, где значительные суммы наличных

денег представляют собой обычное и законное явление (например, рестораны,

бары, гостиницы, компании - владельцы торговых автоматов и др.). При этом

используются две основные схемы. В

первом случае результат достигается путем сокрытия незаконных доходов в

массе законных операций (слияние) реально функционирующих фирм.

Во втором случае

создается фиктивная компания, не осуществляющая реальной экономической

деятельности. Предприятие создает лишь видимость осуществления операций,

показывая в финансовой отчетности в качестве дохода легализуемые деньги.

Приобретение имущества за

наличные деньги. Приобретение имущества (машины, яхты, самолеты, акции,

предметы роскоши или недвижимость) за наличные является важным способом

отмывания денег. Цель приобретений тройная: поддерживать роскошный стиль

жизни: переводить подозрительные крупные суммы наличных в одинаково ценные,

но менее подозрительные формы; покупать имущество, которое в дальнейшем

будет использовано и преступных целях.

Перевод преступно полученных денег за рубеж - осуществляется в двух

основных формах: посредством физического вывоза и вывоза через финансовые

сделки.

Большинство стран - членов GAFI отмечают увеличение объема средств

криминального происхождения, поступающих контрабандным путем, для

размещения в финансовой системе других государств. Отсутствие во многих

европейских странах пограничного контроля за движением наличных средств

позволяет преступникам перевозить значительные объемы денег. Однако еще

более значительные суммы можно спрятать в грузовиках с товарами.

Отмечается, что объем каждой перевозки наличности обычно составляет не

более 300 тыс. долл., что позволяет преступникам ограничить свои потери в

случае воровства или успешной работы оперативных служб. Вывоз

денежных средств посредством финансовых сделок осуществляется с

использованием методов, описанных при характеристике размещения через

традиционные финансовые учреждения. Конкретные

технологии использования нетрадиционных финансовых учреждений для целей

отмывания денег зависят от многих факторов, среди которых важную роль

играют особенности правового регулирование их деятельности в различных

странах. В качестве примера

рассмотрим особенности использования для размещения "грязных" денег

некоторых нетрадиционных финансовых учреждений.

Учреждения, связанные с валютными операциями

используются для отмывания капиталов, так как предлагают клиентам ряд

услуг, вызывающих интерес у преступников: обмен валюты, размен мелких купюр

на крупные, обмен на деньги таких финансовых продуктов, как еврочеки,

дорожные чеки, распоряжения о производстве платежа и чеки частных лиц.

Имеет значение также то, что деятельность обменных пунктов не

подлежит такой строгой регламентации, как деятельность традиционных

финансовых институтов. Обменные пункты часто не имеют системы внутреннего

контроля для защиты от операций по отмыванию денег. Кроме того, большинство

посетителей пунктов - случайные люди, что затрудняет идентификацию клиента.

Эти организации могут обеспечить эффективную защиту незаконных операций при

вывозе валюты из страны. Незаконно вывезенная валюта может быть обменена за

рубежом (иногда по более выгодному курсу), затем обмененная по такому курсу

валюта вновь возвращается в страну. Отчетная форма (при необходимости ее

заполнения - CMIR в США), заполненная на возвращенную валюту, как правило,

будет указывать валютно-торговую компанию как хозяина валюты. Это активные

бизнесы с активным использованием наличных денег, предоставляющие

возможность слияния законных доходов с незаконными. Как правило, в подобных

заведениях клиенты могут сохранять полную анонимность. Валютные

биржи. Организации, специализирующиеся на проведении валютных операций,

подразделяются на три категории: отделы валютных операций в основных

индустриальных банках, крупные валютно-торговые компании, работающие с

множеством валют, и мелкие валютно-торговые компании, расположенные вблизи

международных границ. Хотя их основная законная функция - обмен одной

валюты на другую, они обычно предоставляют ряд прочих услуг, например,

продажа денежных ордеров и чеков, перевод денег по телеграфу, обмен валюты

на чеки и платежи для клиентов со счетов валютных компаний. Даже следуя

существующим регулированиям, все три категории организаций могут обеспечить

эффективную защиту незаконных операций при вывозе валюты из страны.

Бизнесы по денежным переводам осуществляют

таковые внутри страны и за рубежом с помощью телеграфа, чеков, курьеров,

факсов, компьютерных сетей и другими способами. Они также продают или

выпускают такие платежные инструменты как дорожные чеки, денежные ордера и

другие. Их законная функция - отправка денег за рубеж для тех, кто не в

состоянии установить отношения с традиционными финансовыми учреждениями.

Незаконная функция - перемещать деньги за рубеж, поддерживая анонимность.

Широкое использование для операций по отмыванию капиталов этих учреждений

обусловлено тем, что их деятельность регламентируется законодательством в

гораздо меньшей степени, чем деятельность банков. Часто эти службы,

находящиеся под контролем многочисленных этнических групп, оказывают

посреднические услуги в предоставлении капиталов в распоряжение преступных

организаций в местной валюте. Посредник уступает затем капиталы незаконного

происхождения иностранным предпринимателям, желающим законным путем

приобрести товары для экспорта. Отмечается, что для отмывания денег часто

прибегают к услугам "подпольных" банков, которые почти всегда связаны с

этническими преступными группировками из стран Азии и Африки. Посредник,

которым может быть финансовая организация или обычный коммерсант, заключает

договор с соответствующей компанией в другой стране. Обе стороны имеют

клиентов, желающих получить средства в другой стране, и после взимания

комиссионных оба посредника согласовывают суммы, которые могут быть

предоставлены их клиентам и уравновешивают их счета в определенные сроки,

например один раз в месяц. В некоторых регионах мира подобные операции

порождают обширные "черные" валютные рынки. Эксперты считают, что

объем подобных услуг по переводу капиталов с целью отмывания определить

трудно, так как они широко используются и для законных операций.

Брокеры ценных бумаг

вовлекаются в незаконный бизнес для того, чтобы структурировать большие

взносы наличных и замаскировать реальный источник доходов. Обычно требует

подчинения работников брокерской фирмы. Брокеры и дилеры драгоценных

металлов, камней и художественных изделий. Обычно этот вид деятельности

ориентирован на расчеты наличными. Наличные деньги обмениваются на

драгоценные металлы, камни или произведения искусства, которые, в свою

очередь, могут служить расчетным инструментом, причем они могут быть даже

легче перевезены. Следует заметить, что большие оптовые покупки за наличные

не являются подозрительными в этом виде бизнеса. Что касается продажи и

покупки драгоценных металлов, то они часто делаются через брокера и сам

предмет покупки физически не переходит из рук в руки. Тем не менее

генерируется огромное количество финансовых операций. В настоящее время

брокер часто указывается в финансовой базе данных государственного

казначейства США вместо собственника денег, вложенных в ценную покупку.

Казино и другие заведения, занимающиеся азартными играми

(например, ипподромы, спортивные тотализаторы) - представляют значительную

угрозу своими возможностями для отмывания денег вследствие широкого

распространения. Поскольку тотализаторы воспринимаются как законная

практика, нелегальная активность может быть легко замаскирована путем

слияния нелегальных и законных фондов. Индустрия азартных игр активно

использует наличные деньги, предоставляя своим клиентам анонимность. В

частности, казино также предлагает полный спектр таких финансовых операций

как предоставление кредитов, сейфов, продажа чеков и перевод денег.

Дилеры и брокеры

автомобилей, самолетов, яхт, недвижимости. Эти дилеры часто являются

получателями незаконных денег. Приобретение имущества за наличные является

важным способом отмывания денег. Цель таких закупок тройная: поддерживать

роскошную жизнь; переводить подозрительные крупные суммы наличных в

одинаково ценные, но менее подозрительные формы; или приобретать имущество,

которое будет в дальнейшем использовано в преступных целях.

Адвокаты и высококвалифицированные бухгалтеры. В связи с

ужесточением законодательства, направленного на борьбу с отмыванием денег,

преступники все чаще прибегают к услугам таких профессионалов, как

адвокаты, бухгалтеры, финансовые советники, специализированные организации

и службы. Чаще всего для размещения и объединения капиталов используются

счета адвокатов и поверенных в делах. В этом случае "отмыватель" надеется

воспользоваться привилегированными отношениями между адвокатами и их

клиентами. Представители этих

профессий нередко имеют дело с крупными суммами денег, законно представляя

интересы своих клиентов. Адвокаты могут получать большое количество

наличных, вырученных от продажи наркотиков, на специальные банковские

счета. Эти счета открываются специально для клиентов и с этих счетов

адвокаты получают свои гонорары. Эти счета записываются на имя адвоката и,

как правило, не имеют ничего, чтобы указывало бы на имя его клиента. Как

часть схемы отмывания денег, адвокат возвращает деньги клиенту в другой

форме, например, чеком или серией чеков, другими денежными инструментами,

путем покупки недвижимости и другими способами. Однако, в связи с

неотъемлемой привилегией на конфиденциальность клиента, доказать

незаконность происхождения денег и проводимых операций крайне сложно.

Организации, выпускающие денежные ордера и дорожные

чеки. Хотя эти бизнесы и предоставляют услуги, которые частично реализуют

функции обменных бюро и бюро по пересылке денег, такие бизнесы, как

правило, не предоставляют полный набор услуг аналогичных банковскому

сервису. Перевод наличных денег в другие денежные инструменты создает

условия для более легкой транспортировки незаконных доходов или их

размещения на финансовых счетах без заполнения отчетности.

Товарно-сырьевые брокеры. Как и брокеры драгоценных металлов, они в

состоянии содействовать преступникам путем предоставления возможности

вкладывать незаконные доходы в законную финансовую систему.

Страховые компании. Использование страховых компаний в целях отмывания

денег, как правило, требует подчинения сотрудников, чтобы создать условия

для размещения незаконных доходов в законной финансовой системе. В.

Учреждения нефинансового сектора. Согласно результатам исследования,

проведенного под руководством консультанта Научно-исследовательской

криминалистическо-криминологической группы федерального ведомства по

уголовным делам Германии (БКА) Эриха Ребшера и Главного комиссара по

уголовным делам Германии Вернера Валенкампа, следующие виды нефинансовых

организаций активно используются для маскировки отмывания денег, полученных

преступным путем:

1. Учреждения, связанные с индустрией развлечений: предприятия,

организующие досуг в целом; бары; кафе-мороженое; дискотеки;

спортивные оздоровительные центры; гостиницы и рестораны; клубы для

мужчин; агентства, организующие проведение концертов и других

культурных программ; массажные салоны; пиццерии; сауны; секс-магазины;

видеотеки.

2. Учреждения, связанные с автомобильным бизнесом: торговля

автомобильными покрышками; прокат автомобилей; использование

автомобилей в коммерческих целях; комиссионная торговля автомобилями;

торговля запасными частями для автомобилей; ремонт автомобилей;

торговля бензином.

3. Розничная торговля: антикварные магазины; комиссионные магазины;

магазины по продаже электронно-вычислительной техники; фотомагазины;

ювелирные магазины; магазины модных товаров; пункты проката; обувные

магазины (особенно по продаже итальянской обуви); магазины по продаже

подержанных вещей; магазины по продаже оружия; магазины по продаже

радиоприемников и радиодеталей; фирмы-поставщики для ресторанов.

4. Предприятия сферы услуг (за исключением сферы развлечений): фирмы по

установке автоматов; агентства, осуществляющие перевозки автобусами;

типографии; фирмы по найму жилья; агентства по организации морских и

речных перевозок; мастерские по выполнению татуировок и т.п.

5. Другие предприятия: строительные фирмы; предприятия, торгующие

металлоломом.

Г. Перевод преступно полученных денег за рубеж. Размещение незаконно

полученных доходов за границей без использования официальных учреждений

осуществляется посредством физического вывоза.

Физический вывоз денежных средств осуществляется различными методами, среди

которых наиболее типичными являются:

. скрытый вывоз денег курьерами (контрабанда);

. вывоз денег в тайниках в транспортных средствах или грузах;

. почтовыми отправлениями;

. подпольные банковские системы.

Расслоение как фаза отмывание доходов, полученных из

нелегальных.иссточников. Расслоение (layering) - отрыв незаконных

доходов от их источников путем создания сложной цепи финансовых операций,

направленных на маскировку проверяемого следа этих доходов. Если размещение

больших сумм денег прошло успешно и не было обнаружено, то вскрыть

дальнейшие действия по отмыванию денег становится намного труднее.

Различные финансовые операции наслаиваются одна на другую с целью усложнить

работу правоохранительных органов по отысканию незаконных фондов,

подлежащих конфискации. Рассмотрим некоторые наиболее

известные методы, используемые для операции расслоения .

Превращение наличных денег в

денежные инструменты. После того, как незаконные доходы успешно размещены в

финансовых учреждениях, они превращаются в денежные инструменты - такие,

как дорожные чеки, денежные переводы, банковские чеки, облигации и акции.

Такой перевод облегчает вывоз незаконных доходов из страны.

Приобретение и продажа имущества. Когда отмыватель денег

помещает их в приобретаемое имущество, последнее впоследствии может быть

перепродано внутри страны или вывезено и продано за рубежом. Это приводит к

двойному результату: усложняется поиск отмывателя денег и становится

труднее найти и конфисковать имущество Электронный

перевод фондов является, пожалуй, наиболее важным из методов расслоения. Он

предоставляет преступникам такие преимущества как скорость, расстояние,

минимальный проверяемый след и высокую анонимность при условии огромного

общего ежедневного объема денежных переводов. Перевод денег на

счета других фирм (из фирмы "А" в фирму "Б", оттуда в фирму "В" и т.д.).

Подобный перевод, маскируемый притворными сделками либо посредством

самоликвидации фирм позволяет достаточно эффективно скрывать источник

происхождения финансовых фондов. В настоящее время

для проведения операций второй фазы большую роль играют оффшорные зоны и

иные страны с мягким налоговым режимом и слаборазвитой системой финансового

контроля. Выделяют следующие условия,

характерные для страны, в которой осуществляется "отмывание" денег:

. отсутствие обязательного бухгалтерского учета для банков;

. анонимные банковские счета:

. отсутствие обязательности идентификации клиентов;

. недостаточно эффективно работающие органы юстиции;

. отсутствие правовой помощи при изъятии денег, имеющих преступное

происхождение.

В таких странах обычно создаются фиктивные фирмы и обрываются шеды

финансовых операций.

Интеграция как заключительная стадия отмывания криминальных доходов.

Интеграция (integration) - стадия процесса легализации,

непосредственно направленная на придание видимости законности преступно

полученным финансовым фондам. На этой фазе деньги обретают легальный

источник происхождения и инвестируются в легальную экономику .

После того, как процесс расслоения успешно проведен, отмывающие деньги лица

должен создать видимость достоверности при объяснении источников появления

своего богатства. На стадии интеграции отмытые деньги помещаются в

банковскую систему под видом законно заработанных доходов. Если след

отмываемых денег не был выявлен на двух предыдущих стадиях, то отделить

законные деньги от незаконных исключительно сложно. Обнаружение отмытых

денег на стадии интеграции становится возможным лишь с помощью скрытой

агентурной работы. Ниже

приведен обзор известных методов, используемых в процессе интеграции.

Продажа недвижимости.

Существует много способов продажи недвижимости, позволяющих вернуть отмытые

деньги обратно в экономику. Например, недвижимость может быть куплена

подставной корпорацией, использующей незаконные деньги. Выручка от

последующей продажи этой недвижимости уже считается законно заработанным

доходом. Может быть также куплен находящийся в упадке бизнес, чтобы создать

видимость того, что, его доход является результатом активной работы этого

бизнеса. Искажение цен внешнеторговых сделок. Этот метод

эффективен для интеграции незаконных доходов обратно в отечественную

экономику. Существует, как минимум, две разновидности подобных схем.

Первая категория связана с завышением в документах ввозимых в

страну денежных сумм с целью оправдания вложений соответствующих денег в

банки. Вторая категория связана с завышением объема экспорта. Цель -

обосновать получение соответствующих сумм из-за рубежа. Сделки с

занижением цены. В качестве примера можно привести операции с

недвижимостью. Приобретается дом по заниженной цене. Разница доплачивается

"грязными" деньгами. После этого имитируется ремонт, и объект продается по

более высокой цене. В результате формируется внешне легальный доход.

Подобные операции проводятся и с акциями по условиям рыночных цен.

Сделки с завышением цены.

Распространены в биржевом обороте, в операциях с произведениями искусства,

на аукционах. Вещи, стоимость которых можно определить лишь условно,

оценочно, продаются по очень высокой цене. В результате образуется высокий

реальный доход. Трансферпрайсинг. Распространен в экспортно-

импортных операциях. Составляются два договора: - реальный и фиктивный (с

завышенной суммой сделки). По фиктивному договору деньги переводятся фирме-

посреднику, как правило, зарегистрированной в оффшорной зоне. Разница между

реальной и фиктивной ценой остается на счете этой фирме в качестве дохода.

Использование банковских счетов иностранной или совместной фирмы. Основная

цель - манипулирование деньгами в виде предоставления ссуд, оплаты

аккредитивов, выплаты гонорара за консультации, чтение лекций, производства

платежей по фальшивым договорам или за фиктивные услуги, выплата зарплаты

или комиссионных отдельным лицам или компаниям. Депонирование

наличности на банковский счет фирмы. Цель - придание деньгам видимости

доходов от продаж. Подставные компании и

ложные кредиты. Фонды денежных средств, имеющие преступное происхождение,

могут быть представлены как законно полученные путем придания им видимости

заемных средств. Кредитором выступает формально независимая, но фактически

контролируемая преступником компания. Она может быть реально существующей

или фиктивной. Такие компании обычно образуются в тех странах, где законы

охраняют интересы корпораций. Побочным результатом такой схемы является

уменьшение налогооблагаемой базы за счет отнесения суммы процентов на

издержки.

"Отмывшие" через казино и лотереи. Деньги декларируются в качестве

выигрыша.

Установление контроля над иностранными банками. Отмывание денег с

использованием контролируемых иностранных банков является вершиной

уголовного мастерства. Раскрытие такого отмывания чрезвычайно сложно для

правоохранительных органов. Важность подобного пути для преступных

организаций определяется, во-первых, возможностями иностранных банков

скрыть значительную часть своей активности по переводу денег. Во-вторых,

используя банковских служащих, отмыватель денег может получить кредит,

имеющий видимость законного, хотя фактически этот кредит обеспечен

незаконными доходами. Наконец, добровольная помощь иностранного банка часто

ограждена банковскими законами и положениями независимого государства от

чрезмерного вмешательства правоохранительных органов.

Использование указанных методов

интеграции денежной массы существенно облегчается в связи с существованием

в ряде зарубежных стран банков, которые не заинтересованы давать полиции

соответствующую информацию о своих клиентах. Речь идет главным образом об

оффшорном банковском бизнесе, который считается в настоящее время одним из

самых перспективных и прибыльных. Одними из основных причин

распространенности такого бизнеса являются отчисление небольшого дохода,

получаемого банками от своих клиентов, в бюджет государства; наличие в

числе учредителей банка лиц из местного населения и приглашение некоторых

представителей из числа местных граждан на работу в такие учреждения. Малые

страны разрешают таким банкам не отвечать на запросы о состоянии счетов

своих клиентов. Единственное условие, когда они могут дать информацию о

раскрытии счетов своих вкладчиков обвинение в отмывании денег, поэтому

такие банки ищут только надежных клиентов. Известный

исследователь проблемы борьбы с отмыванием денег Паоло Бернаскони полагает,

что капиталы проходят через финансовые и банковские учреждения малых стран,

а потом их вкладывают в страны, обладающие сильными налоговыми системами,

однако так, чтобы нельзя было узнать их реального владельца. Другая же

часть этих капиталов камуфлируется, даже не проходя по территории оффшорных

стран, правда, при этом используются общества с юридическим адресом в этих

странах, но действующие на территории других стран, например, используя

банковские счета. Типичными являются тысячи оффшорных компаний, имеющих

счета в банках Швейцарии, которые открываются, например, на имя анонимных

компаний, находящихся (с юридическим адресом) в Панаме, на имя обществ или

Anstalten (обществ, учреждений) в Лихтенштейне (или с юридическим адресом в

Лихтенштейне) или на имя трестов с юридическим адресом на островах пролива

Ла-Манш. Как показывает практика работы налоговой полиции, при

расследовании налоговых преступлений нередко приходится сталкиваться с

фактами легализации денежных средств приобретенных незаконным путем то

есть легализацией. В этом случае для того, чтобы расследование было

успешно завершено, сотрудникам правоохранительных органов необходимо

доказать, что деньги полученные незаконным путем были направлены на

осуществление легальной деятельности. В случае если деньги, полученные от

незаконной деятельности, вкладывались также в незаконную деятельность, то

речи об отмывании быть не может. .Примером может служить уголовное дело,

возбужденное московской налоговой полицией в отношении руководителей фирмы,

занимавшихся реализацией алкогольной продукции, Так, было установлено, что

руководители фирмы неоднократно, по предварительному сговору с группой лиц,

используя свое служебное положение совершали сделки с имуществом

(алкогольная продукция), полученным незаконным путем (фирма не имела

лицензии на реализацию алкоголя). При реализации алкоголя вышеуказанные

лица использовали поддельные печати несуществующих фирм. Доход от

осуществления такой деятельности составил более 3 млн. деноминированных

рублей. Действия руководителей были квалифицированы как:

-уклонение от

уплаты налогов с организаций в крупном размере (ч. 1 ст. 199 УК РФ);

-осуществление

незаконной предпринимательской деятельности связанной с нарушением условий

лицензирования сопряженной с извлечением дохода в особо крупном размере (п.

а, б ч. 2 ст.-171 УК РФ); -осуществление легализации

(«отмывания») имущества, приобретенного незаконным путем , неоднократно, в

крупном размере( ч.2 ст.174 УК РФ); -использование заведомо

подложных документов (ч. З ст. 327 УК РФ). В 1999 году органы

налоговой полиции разоблачили организованную группу лиц, занимавшихся

регистрацией фирм по утерянным паспортам. Затем была выявлена схема

уклонения от уплаты налогов рядом предприятий топливного комплекса России,

пользовавшихся услугами таких фиктивных фирм. Поступавшие на их счета

средства впоследствии конвертировались и переводились на валютный счет

московского представительства оффшорной компании "Финкас энтерпрайсес

корпорейшн", зарегистрированной на Багамских островах. Только от одного

фиктивного предприятия на счет этой оффшорной компании поступило 32,8

миллиона долларов, которые затем были переведены на счета физических и

юридических лиц в других странах.

3.2 Деятельность ФСНП РФ по выявлению и предупреждению финансовых

преступлений в сфере внешней экономической деятельности

В ходе проведения ФСНП мероприятий по выявлению различных форм

налоговых правонарушений при зачетных и вексельных схемах, проводимых при

участии предприятий-экспортеров, выявлена тенденция смещения криминальных

интересов недобросовестных налогоплательщиков, в сферу использования

льготы по налогу на добавленную стоимость (далее НДС). Для проведения

разовых сделок на крупные суммы возмещения НДС создаются фирмы-однодневки.

Причем наблюдается рост таких структур. Только за несколько месяцев 2000

года их число возросло почти на 60 тысяч. Общее же количество фирм-

однодневок по стране составляет более 1,5 миллионов. Более половины из них

не представляют налоговую отчетность или же представляют нулевые балансы.

При этом реальной уплаты в бюджет сумм НДС не производится. К сожалению,

пробелы в отечественном законодательстве зачастую не позволяют предъявить

должный спрос к руководителям или учредителям подставных фирм.

Безнаказанность приводит к росту таких злоупотреблений.

Анализ процесса экспортных операций показывает, что

после кризиса финансово-кредитной сферы, фактического развала наиболее

доходных схем при операциях с депозитами банков, государственными ценными

бумагами, большая часть субъектов теневой экономики переориентировалась на

использование схем по получению финансовой выгоды от возмещения НДС из

бюджета. Как

известно, экспортируемые товары собственного производства и приобретенные

от НДС освобождаются. Есть факты, когда налогоплательщики-экспортеры

пользуются этой льготой незаконно. Участились случаи предоставления в

налоговые органы сфальсифицированных документов, подтверждающих реализацию

товаров за рубежом, хотя фактического вывоза продукции за пределы России не

было. Есть примеры того, как за пределы государства и СНГ вывозится

продукция по заниженным ценам, хотя при этом через цепочку перепродавцов

искусственно завышается входной налог на добавленную стоимость.

В первом полугодии 2000 года, сумма

требований о возмещении НДС составила более 77 млрд. рублей. По всей

территории Российской Федерации наблюдается увеличение количества

юридических лиц, предоставляющих требования о возмещении НДС.

Кроме того, оперативная информация

получаемая ФСНП России, раскрыла несколько типовых схем разработанных

субъектами теневой экономики, по получению незаконных доходов от возмещения

НДС, в зависимости от рода их деятельности. (Рис. 3.1; 3.2)

Граница, таможенная

Территория.

Требование о возмещении НДС.

Фиктивный платеж

+НДС

Фиктивная

поставка.

Вывоз товаров подтверждается фиктивной таможенной

декларацией (либо иными обстоятельствами).

Рисунок 3.1. Типовая схема разработанная субъектами

теневой экономики, для получения незаконных доходов от возмещения НДС.

Данные схемы способствуют необоснованному возмещению из бюджета НДС,

что приводит к потере бюджетом сотен миллионов рублей.Пресечение подобного

рода практики позволи бы предотвратить указанный ущерб

Анализ материалов по уже возмещенным

суммам НДС позволил сделать вывод об ошибочной оценке налоговыми органами

документов, представленных экспортером, а также полученных при проведении

проверки данных обоснованности применения льготы по

налогообложению экспортируемых за пределы государств-участников СНГ товаров

(работ, услуг). Нередко, в ходе оперативно-розыскных мероприятий

проводимых в отношении организаций-экспортеров устанавливается, что

вывозимые за пределы РФ товарно-материальные ценности, сразу же ввозятся

обратно. Однако налоговый орган получает из ГТК России только сведения о

вывозе товаров.

При оперативной отработки организаций и лиц, организующих псевдооперации по

движению товарно-материальных ценностей, выявлена четко выстроенная

система, соответствующая требованиям предъявляемым МНС России к

проверке обоснованности применения льготы.

Данные требования ограничиваются рядом поверхностных мероприятий,

не позволяющих вскрыть фактические обстоятельства движения товарных и

финансовых потоков, возникающие с момента производства товаров и до их

пересечения таможенной территории РФ.

Граница, таможенная территория.

.

Требование о возмещении НДС.

Платеж 10 ед.

Вывоз.

5 ед. по

документам

Сырьё

Прибыль не .

имеет по документам

Обналиченные

ден. средства реальное перечисление

денежных средств.

Рисунок 3.2. Типовая схема разработанная субъектами

теневой экономики, для получению незаконных доходов от возмещения НДС

применяемая при экспорте сырьевых ресурсов.

Это обусловлено тем, что зачастую указанные проверки проводятся

камерально и налоговый орган основывается на документальном подтверждении

фактов хозяйственной деятельности, так как не способен самостоятельно

получить достоверные сведения в отношении схем экспортных поставок. Таким

образом, недостаточное изучение указанных процессов приводит к

неправомерному возмещению НДС и нанесению ущерба федеральному бюджету.

В целях предотвращения

нанесения ущерба федеральному бюджету, для контроля за каждым фактом

возмещения НДС, в органе налоговой полициии созданы постоянно действующие

рабочие групп из числа наиболее опытных сотрудников оперативных

подразделений. Указанными группами проводиться целенаправленная

работа по проверке обоснованности применения льготы по НДС заявляемой

экспортером, сбору и анализу информации в отношении данных организаций

работающих в регионе. Данные мероприятия должны проводиться с детальным

изучением схем экспортных поставок, с заведением дел оперативного учета и

процессуальной оценкой в случае документирования факта нарушения налогового

и иного законодательства, на различных этапах движения товарно-материальных

ценностей. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий

отрабатываются все лица причастные к совершению налогового преступления, с

определением роли каждого из фигурантов. При возбуждении уголовных дел в

отношении руководителей организаций входящих в экспортную схему,

отрабатываются роль и место самого предприятия-экспортера в организации

данной схемы. В случае обнаружения указанных фактов, орган налоговой

полиции незамедлительно информирует территориальные органы МНС России о

невозможности возмещения НДС соответствующему экспортеру.

Управлением ФСНП РФ по г Москва была выявлена схема

преступлений связанных с необоснованным возмещением НДС при проведении лже-

экспортных операций рядом фирм однодневок. Установлено, что ЗАО

«Печоруглесбыт» г. Москва, зарегистрирована по утерянным документам

осуществило фиктивную поставку угля ООО «Коломнатопсбыт» г. Коломна на

сумму 3840 тыс. рублей. Представителями ООО «Коломнатопсбыт» были

предоставлены фиктивные документы подтверждающие экспорт угля в страны

Прибалтики. Оперативно-розыскными мероприятиями, проведенными УФСНП РФ по

г. Москва, было установлено, что к регистрации указанных предприятий

причастна одна и та же организованная преступная группа. Проведенные

сотрудниками налоговой полиции мероприятия позволили предотвратить

преступление на стадии совершения а так же был предотвращен ущерб

государству в виде необоснованного возмещения НДС в сумме 539000 рублей.

ОАО «Условное» г. Опочка Псковской области 20.01.2001 представило

декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за 4 квартал 2000г.,

согласно которой подлежит возмещению из бюджета 500 тыс. рублей. В ходе

совместной проверки проведенной Опочецким МРО УФСНП РФ по Псковской области

с ИМНС по Опочецкому районам установлено: ОАО «Условное»

закупило метал: у ООО «Гранит» г. Санкт- Петербург по счету-фактуре от

22.11.2000 общей стоимостью 1,8 млн.руб., в том числе НДС 300,0 тыс.руб., у

000 «Авар» г.Мытищи Московской области по счету-фактуре № 48 от 01.12.2000

общей стоимостью 120 тыс.руб., в том числе НДС 20,0 тыс.руб., у 000 «Зенит»

г.Новгород по счету-фактуре № 73 от 30.10.2000 общей стоимостью 1080

тыс.руб., в том числе 180,0 тыс.руб. №№ 180,186.188-200,204-208,211,2)4 от

01.12., 03.12-07.12, 09-13.12, 15.12, 17.12.2000, 000 «Зенит» платежным

поручением № 102 от 10.11.2000. Оплата продукции произведена :ООО

«Гарант» платежным поручением № 40 от 30.11.2000, ООО «Авар» наличными

денежными средствами по приходно-кассовым ордерам №№ 180,186.188-200,204-

208,211,2)4 от 01.12., 03.12-07.12, 09-13.12, 15.12, 17.12.2000, 000

«Зенит» платежным поручением № 102 от 10.11.2000.

Встречной проверкой, проведенной ИМНС РФ по г.Мытищи установлено, что

000 «Авар»не зарегистрировано и не состоит на налоговом учете.

Встречной проверкой, проведенной УФСНП РФ по Новгородской области,

операция по приобретению металла у ООО «Зенит» не подтверждена

Учитывая изложенное и полученные результаты проверок Инспекция МНС по

Опочецкому району на основании ст. 171, п. 4 ст. 176, ст. 143 НК РФ

отказало в возмещении НДС.

Таким образом было предотвращено преступление на стадии его

совершения.

3.3 Деятельность ФСНП РФ по выявлению и пресечению преступлений в

сфере незаконного оборота алкогольной продукции

Как показали проверки финансово-хозяйственной деятельности различных

предприятий, наиболее крупные суммы доходов скрываются от налогообложения

фирмами, занимающимися производством и реализацией алкогольной и иной

подакцизной продукции. Анализ

оперативной обстановки, складывающейся в сфере водочного бизнеса,

свидетельствует о том, что во всех случаях лица, непосредственно

занимающиеся незаконным производством фальсифицированных крепких напитков,

действуют в непосредственном контакте с криминогенными группировками. По

имеющимся данным, значительные суммы неконтролируемых доходов, получаемых

от производства водки, уходят на развитие и расширение преступных

сообществ, так называемый "подогрев общака", подкуп нужных должностных лиц.

На криминогенную обстановку в сфере

производства и реализации алкогольной продукции оказывает влияние несколько

факторов:

— высокая доходность данного вида правонарушений; фальсифицированная

алкогольная продукция по-прежнему остается одним из самых доходных

криминальных товаров.

— высокий уровень латентности данного вида незаконной деятельности;

— большая рентабельность производства фальсифицированной водки. Из одного

литра технического спирта в подпольных цехах разливают 5 бутылок поддельной

водки;

—«псевдоэкспортная» ликероводочная продукция, произведенная вполне

легально, благодаря пробелам в налоговом законодательстве приобретается

организованными преступными группировками и в дальнейшем реализуется на

внутреннем рынке по более высокой цене. Доходность этих операций — 200 и

более процентов.

Наиболее распространенной схемой уклонения от уплаты налогов является

следующая: крупные партии спиртного поступают от несуществующих предприятий

в адрес несуществующих фирм. Так как алкогольная продукция является очень

высоко ликвидным товаром, ее реализация в своем подавляющем большинстве

происходит за наличный расчет без отражения в документах бухгалтерского

учета. После реализации все поддельные сопроводительные документы

уничтожаются. Этот фактор является одним из самых существенных в пополнении

«черного» оборота наличных денег, выводимых из налогооблагаемой базы.

Следует отметить, что в настоящее время подделывается практически весь

спектр имеющейся на рынке алкогольной продукции: водка, коньяк, марочные и

шампанские вина и даже пиво.

В 1998 году только московский алкогольный рынок оценивался в 250 млн.

литров продукции в год, теневой оборот составлял 50 % от реального. Таким

образом, по самым приблизительным подсчетам государственный бюджет в 1998

году недосчитался более 7 млрд. руб.

По оценкам специалистов московских правоохранительных органов

контрафактный рынок алкоголя в 2000 году составлял 8-—12 %, то есть

ежедневно минует московский и федеральный бюджеты около 4,5 млн. руб.

По данным ГУП «Московское качество», за 1998— 1999 годы в столице

переработано 463 тысячи конфискованных бутылок алкогольной продукции (983

литра), изъято из незаконного оборота 11,5 млн. бутылок алкогольных

напитков и более 660 тыс. литров спирта.

Опыт работы налоговых полиции показывает, что существующая нормативная база

не позволяет должным образом пресекать налоговые преступления в сфере

производства и оборота спиртосодержащей продукции. Это связано с тем, что

производство, хранение и оборот спиртосодержащей продукции с

денатурирующими добавками, выпускаемая гидролизными заводами, не подлежат

лицензированию, и, как следствие, механизм контроля теряет всякий смысл, а

бюджет недополучает средства от не начисленных акцизов и неуплаченных

сборов за выдачу соответствующих лицензия. В конечном итоге указанная

спиртосодержащая продукция используется как сырье для производства

фальсифицированных алкогольных напитков. Предложения по изменениям и

дополнениям в нормативную базу подготовлены и представлены для рассмотрения

и принятия решения в правительство.

Еще одной стороной производства фальсифицированной алкогольной

продукции является использование поддельных акцизных марок. На рынке

оборота алкогольной продукции обращается огромное количество поддельных

марок, что значительно снижает эффективность контроля за объемом

выпускаемой алкогольной продукции.

Так в ходе совместной операции московской налоговой полиции и

налоговой инспекции была пресечена противоправная деятельность ИЧП

«Макаренко С.Ю.», которое осуществляло маркировку алкогольной продукции

осетинского производства фальсифицированными акцизными марками

В ходе мероприятий в помещениях, арендуемых ИЧП «Макаренко С. Ю»,

сотрудниками Управления обнаружены и изъяты поддельные акцизные марки для

ликероводочной продукции в количестве 150 000 штук, готовая

фальсифицированная алкогольная продукция в количестве 10 100 бутылок,

неучтенные денежные средства в сумме 120 000 руб., а также поддельные

печати с оттисками крупнейших российских производителей алкогольной

продукции, таких как АООТ Московский завод «Кристалл», 000 «Ост-Алко», 000

«Компания Юджин», и 100 поддельных сертификатов этих организаций.

Возбуждено уголовное дело по признакам преступление .предусмотренного

ч. 2 ст. 171 У К РФ.

Как правило незаконный оборот алкогольной продукции сопряжен с

занятием предпринимательской деятельностью без регистрации, без лицензии,

либо с нарушением условий лицензирования.

За изготовление и реализацию фальсифицированной алкогольной продукции

российское законодательство предусматривает административную и уголовную

ответственность. Предусмотрена ответственность за действия по осуществлению

деятельности по изготовлению и реализации фальсифицированной алкогольной

продукции:

— без регистрации;

—без специального разрешения (лицензии) в случае, если такое разрешение

(лицензия) обязательно;

—с нарушением условий лицензирования.

Общественно-опасными последствиями этих действий являются

причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству (свыше

200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), а также извлечение дохода в

крупном (свыше 200) или особо крупном размере свыше 500 МРОТ). Данные

деяния подподают под действие ст.171 УК РФ.

Нарушением условий лицензирования при изготовлении и реализации

алкогольной продукции считается осуществление указанной деятельности:

— по просроченным лицензиям, так как они выдаются строго на определенный

срок;

— на другом территориально обособленном объекте, если он неуказан в

лицензии, то есть в случае, если лицензируемый вид деятельности

осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах.

Лицензиату одновременно с лицензией выдаются заверенные копии с указанием

местоположения каждого объекта. Эти копии регистрируются органом,

уполномоченным на ведение лицензирования;

— на территории субъекта Российской Федерации по лицензии, выданной

органом исполнительной власти другого субъекта Российской Федерации и не

зарегистрированной на территории, где осуществляется эта деятельность;

. с нарушением условий действия лицензии, например: при отсутствии

необходимой техники, с нарушением технологии и санитарных правил,

без сертифицирования качества и т.п.

Необходимо отметить, что осуществление деятельности

по изготовлению и реализации алкогольной продукции без специального

разрешения (лицензии) либо с нарушением условий лицензирования не в

во всех случаях приводит к уклонению от уплаты налогов. Изготовление

и реализация алкогольной продукции без регистрации практически

всегда сопутствует уклонение от уплаты налогов.

Статья 171.1 УК РФ (со значком 1) устанавливает, что

за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или

сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат

обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными

марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, и

совершаются в крупном размере (стоимость немаркированных товаров и

продукции, в 200 раз превышающая ММОТ), наступает ответственность в

виде штрафа в размере от 200 до 500 ММОТ или в размере заработной

платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев либо

лишения свободы на срок до 3 лет. этилового спирта, алкогольной и

спиртосодержащей продукции.

Те же деяния, совершенные организованной группой неоднократно, в особо

крупном размере (стоимость немаркированных товаров и продукции, в 500 раз

превышающая ММОТ) наказываются лишением свободы на срок от 2 до б лет с

конфискацией имущества или без таковой. Так в

ходе специальной операции «Поток» налоговая полиция России ликвидировала

более 500 подпольных цехов по производству фальсифицированной алкогольной

продукции. По фактам совершенных правонарушений возбуждено более 400

уголовных дел. В ходе оперативно-

профилактической операции "Поток-3" только в первые декабрьские дни 2000

года налоговой полицией Свердловской области во взаимодействии с военной

контрразведкой пресечена незаконная деятельность подпольного цеха в

Екатеринбурге. Из незаконного оборота изъято 2,5 тысячи литров готовой

продукции. В ходе рейда было изъято 24 тысячи бутылок фальсифицированного

алкоголя. В пресекли деятельность бригады, производившей водку под марку

"Алкона". Все предприятие умещалось в двухкомнатной квартире жилого дома.

Изъяли 100 литров спиртосодержащей жидкости и 2,5 тысячи бутылок

фальсифицированной водки, а также закаточное устройство, пробки, этикетки и

т.д. Возбуждено два уголовных дела по фактам незаконного

предпринимательства. Московская налоговая полиция в ходе работы по

пресечению незаконного оборота этилового спирта и алкогольной продукции в

1999 году провела более 2000 проверок, изъяла из незаконного оборота 163

334 дал этилового спирта и алкогольной продукции на сумму более 95,7 млн.

руб.

По инициативе налоговой полиции созданы налоговые посты на узловых

железнодорожных станциях, на основных автомагистралях и на речном

транспорте. Созданы и постоянно действуют мобильные группы по пресечению

незаконного оборота алкогольной продукции.

Летом 1999 года в результате проведения совместной операции органами

налоговой полиции и 2-м отделом ГУУР МВД России была проведена проверка

фирмы 000 «Фимком», расположенной на территории одного из рынков г. Москвы.

В результате проведенных мероприятий было задокументировано два факта

оптовой реализации алкогольной продукции за наличный расчет покупателям-

магазинам, причем выручи от реализации в сумме 117,2 тыс. руб. была

незаконно переведена продавцом в категорию «черного нала» и заведомо

выведена из официальной бухгалтерской отчетности. При осмотре на складе

были обнаружены свыше 20 тысяч бутылок различных спиртных напитков, на

большей части которых отсутствовали марки акцизного сбора. Было

установлено, что срок действия лицензии 000 «Фимком» на реализацию

алкогольных напитков истек три месяца назад. Образцы реализуемого спиртного

были арестованы, склад опечатан и передан на ответственное хранение

администрации рынка. После проведения доследственной и налоговой проверок в

отношении руководителей 000 «Фимком» было возбужден о уголовное дело по ст.

199 и 171 УК РФ. В результате

проверки финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ВВЗ «Усовный» г. Невель

Псковской области, проведенной в 2000г. МРИ МНС по Невельском и Усвятскому

районам совместно с Великолукским МРО УФСНП РФ по Псковской области,

установлено, что в нарушении ст. 2; 3;4 Федерального Закона « О сборах за

выдачу лицензий на право производства и оборот этилового спирта,

спиртосодержащей продукции» от 8.01.98 г. № % ФЗ- предприятием был не

начислен и уплачен лицензионный сбор в размере 166980 рублей и не

представлен расчет в инспекцию по лицензионному сбору, который уплачивается

организациями, получившими в установленном порядке лицензии на право

осуществление соответствующего вида деятельности один раз в год не позднее

введения в действие указанной лицензии, в размере 500 минимальных размеров

труда.

ОАО «ВВЗ «Условный» 1998году получило четыре лицензии, и предприятию

следовало начислить лицензионный сбор не позднее не позднее введения в

действие указанной лицензии, в размере 500 минимальных размеров труда за

каждую или в противном случае не осуществлять деятельность по производству

и обороту алкогольной продукции. Однако предприятие , после перерыва

возобновило деятельность по производству и реализации алкогольной продукции

не начислив и уплатив лицензионный сбор, тем самым нарушив условия

лицензирования.

Действия руководителя ОАО «ВВЗ«Условный» г.Невель квалифицированы как

не законное предпринимательство. По результатом проведенной проверки было

возбуждено уголовное дело по ст. 171 ч. 1 УК РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переход к рыночной экономике вызвал необходимость в создании нового

государственного органа который в соответствии с законодательством

обеспечивал защиту финансовых интересов государства. Таким государственным

органом стала налоговая полиция, которая за восемь лет своего существования

существенные пережила существенные преобразования, и по сути в настоящее

время, после принятия 14 апреля 2000г. изменений и дополнений к УПК

Российской Федерации, стала финансовой, получив право расследовать

практически весь спектр преступлений в сфере экономики, в том числе и

финансовых преступлений- связанных с посягательством на отношения по

формированию, распределению, перераспределению и использованию фондов

денежных средств (финансовых ресурсов) субъектов экономических отношений

основная часть из которых составляют налоговые.

Основными способами уклонения от уплаты налогов являются: полное или

частичное не отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности

предприятия в документах бухгалтерского учета; использование необоснованных

изъятий и скидок; искажение экономических показателей; искажение объекта

налогообложения; маскировка объекта налогообложения; Нарушение

порядка учета экономических показателей; использование особых отношений со

специально созданными посредническими аффилированными фирмами.

Основными способами уклонения от уплаты налогов являются- полное или

частичное неотражение результатов финансово-хозяйственной деятельности

предприятия в документах бухгалтерского учета; использование необоснованных

изъятий и скидок; искажение экономических показателей; искажение объекта

налогообложения; маскировка объекта налогообложения; нарушение порядка

учета экономических показателей; использование особых отношений со

специально созданными посредническими аффилированными фирмами.

Основными, приоритетными направлениями в деятельности федеральной

службы налоговой полиции на которых необходимо активизировать деятельность

по выявлению и пресечению финансовых преступлений являются: легализация

(отмывание) и вывоз денежных средств, преступления в сфере внешне

экономической деятельности связанные с лжеэкспортными операциями

направленными на незаконное возмещение НДС из бюджета, преступления в сфере

оборота фальсифицированной продукции.

Список использованной литературы:

1. Налоговый кодекс РФ (часть 1). Принчт Государственной думой РФ

16.07.1998.

2. Уголовный кодекс РФ – М: изд. Кросна-Лекс, 1997 – 848с

3. Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" – М: УКЦ Юр Инфо Р,

1997 – 224с

4. Закон РСФСР «О милиции»-М: Проснект, 1998-32с.

5. Налоговая полиция / учебное пособие –Н.Новгород,Нижполиграф, 1997-

368с.

6. Гилинский Я. Теневая экономикаи экономическая организованная

преступность ,, Молодеж: цифры, Факты, Мнения. 1997. №2.

7. Глинкина С. Тень больше света. К вопросу о криминализации

экономической деятельности в России // Деловой мир. 1996. 21 ноября.

8. Глинкина С.П. Проблемы и тенденции развития "теневой" экономики в

современной России. М., 1995.

9. Давыдов А. Зона повышенной опасности // Информационный бюллетень НЦБ

Интерпола в РФ,- 1997,- № 5,- С. 42-48.

10. Исправников В.О. Теневая экономика: экспроприация, отмывание или

легализация? // Социально-политический журнал. 1996. №6.

11. Кикин Р. Неуплата налогов преступна // Налоговый вестник. –2000,

-№10,-С. 151-156.

12. Ковалевская Д. Налоговые преступления в УК Российской Федерации

//Налоговый вестник. -2000, -№ 12,-С. 172-177.

13. Косалс Л.Т. Теневая экономика как особенность российского

капитализма// Вопросы экономики. 1998. № 10.

14. Корягина Т.И. Услуги теневые и легальные // ЭКО, - 1996,- № 2.

15. Крылов А.А. Социально-экономические проблемы нейтрализации

криминальной экономики: Лекция. - М.: Академия МВД РФ, 1997.

16. Кунаев Э.Н., Лисова Н.А. "Теневая" экономика и меры борьбы с ней (по

материалам правоохранительных органов Республики Казахстан): Учебное

пособие. - Караганда: МВД Республики Казахстан. Карагандинская высшая

школа, 1997.

17. Куражов А.В. Особенности хищений культурных ценностей в современных

условиях // Лекция, - М.: ВНИИ МВД РФ, 1998. - 24 С.

18. Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в

России// Вопросы экономики. 1998. № 3.

19. Макарова Н. Налоговые преступления, легализация (отмывание) денежных

средств в России и за рубежом // Налоговый вестник –2000. -№ 7, -С.

183-188.

20. Огородников В. Оружие и преступность// Информационный бюллетень НЦБ

Интерпола в РФ,- 1998,- № 4, -С. 21-23.

21. Осипенко О.В. Актуальные проблемы экономической криминологии. //

Вестник Московского университета. Сер. 11. 1996, № 4, с. 68 - 71.

22. Осипенко О. Экономическая криминология: проблемы старта. // Вопросы

экономики, 1996, № 3, с. 130 - 133.

23. Осипенко О., Козлов Ю. О черном рынке рабочей силы // Хозяйство и

право, - 1996,- № 4.

24. Осипенко О., Козлов Ю. Теневой рынок труда // Советская милиция . -

1997, -№ 2.

25. Осипенко О. К анализу феномена черного рынка // Экономические науки,

1996,- № 8.

26. Оценка "стоимости" преступности в некоторых зарубежных государствах//

Полиция и борьба с преступностью за рубежом: Инф. сб., - М.: ВНИИ МВД

СССР, 1998. - С. 4-35.

27. Попов Д. Несоизмеримые потери ценностями // Информационный бюллетень

НЦБ Интерпола в РФ,- 1998,- № 4, -С. 32-36.

28. Преступность и социально-экономическое развитие// Борьба с

преступностью за рубежом. - М.: ВИНИТИ, 1997, - 27-44.

29. Проблемы теневой экономики. // Известия АН СССР. Сер. Экономика.

-1990, -№2,- с. 86-113.

30. Свенссон Б. Экономическая преступность. - М.: Прогресс, 1987.

31. Синдяшкина Е. Занятость в неформальном секторе экономики // экономист.

-1998, -№ 6. -С. 51-58.

32. Соловьёв И. Незаконное предпринимательство и уклонение от уплаты

налогов //Налоговый вестник.- 1999,- № 12.- С. 146-130.

33. Соловьёв И. Легализация доходов полученных незаконным путем , и их

налогообложение // Налоговый вестник. -2000, -№2. -С. 183-187.

34. Соловьёв И. Выявление налоговых преступлений и правонарушений в сфере

производства и реализации фальсифицированной продукции // Налоговый

вестник. -2000, -№ 4. -С. 128-134

35. Соловьёв И. Налоговые правонарушения и преступления в сфере торговли

// Налоговый вестник. -2000,- № 5.- С. 122-123.

36. Старков В. Сколько теневиков на свете? // Аргументы и факты. –2001,-№

17, -С. 6.

37. Теневая экономика. - М.: Экономика, -1995. -С. 27-45.

38. Теневая экономика: экономические, социальные и правовые аспекты: Мат-

лы науч. конф. 9 июля 1996 г. - М.: Независимый благотворительный фонд

культуры "Форос", 1996.

39. Шатлен Ж. Международные конвенции по борьбе с незаконной торговлей

культурными ценностями // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ,-

1998,- № 2-3,- С. 68-75.

40. Щенникова Л.В. Правовая охрана культурных ценностей в России //

Государство и право,- 1996,- № 3.

41. Яковлев А., Воронцова О. Методические подходы к оценке величины

неучтенного наличного оборота // Вопросы экономики. 1997. № 7. С. 114-

126.

42. Яни П.С. "Правоохранительные органы и предприниматель" – М: АО "Бизнес-

школа Интел-Синтез", 1997 – 96с.

-----------------------

Бюджет.

Поставщик

Фирма

«однодневка»

Фирма

«однодневка»

Банк.

Поставщик

сырья.

Фирма

«однодневка»

имеет прибыль но налог не платит.

Экспортер

Сырьевых ресурсов.

Бюджет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты