Рефераты

Основные направления деятельности федеральной службы налоговой полиции по выявлению и пресечению финансовых преступлений

большее число объектов, лучше использовать возможности, каждого из этих

органов для вы явления и разоблачения преступников.

Взаимодействие можно рассматривать в двух аспектах. В широком смысле -

это деловое сотрудничество нескольких государственных органов в обеспечении

экономической безопасности в пределах конкретной территории. Такое

взаимодействие осуществляется путем разработки и принятия совместных

документов (приказов, инструкций, комплексных и целевых программ,

договоров, соглашений, планов), которыми определяются приоритетные

направления, формы, методы, сроки совместных действий; проведения

межведомственных совещаний, семинаров; осуществления согласованных мер по

повышению деловой квалификации сотрудников; обмена положительным опытом

работы; проведения совместных рейдов, проверок и т.д.

Под взаимодействием в узком смысле понимается координация действий

налоговой полиции с налоговыми инспекциями, подразделениями органов

внутренних дел, Федеральной службы безопасности, следователем, прокурором в

конкретных эпизодах борьбы с экономическими преступлениями, раскрытии

налоговых правонарушений и коррупции. Основными задачами взаимодействия

являются:

- обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства,

правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в

соответствующие бюджеты налогов, сборов и других обязательных платежей;

- выявление, раскрытие и расследование налоговых преступлений;

- привлечение к установленной законом ответственности лиц, совершивших

налоговые преступления и обеспечение полного возмещения материального

ущерба, причиненного ими государству;

- розыск лиц, совершивших налоговые преступления и скрывшихся от следствия

и суда;

- профилактика налоговых правонарушений;

- выявление и пресечение фактов коррупции в налоговых органах и

подразделениях налоговой полиции, обеспечение безопасности деятельности

сотрудников этих служб;

- повышение деловой квалификации кадров.

Правовую основу взаимодействия составляют: Закон "О федеральных

органах налоговой полиции", уголовно-процессуальный кодекс России, другие

законы. Указы Президента РФ, ведомственные (межведомственные) приказы и

инструкции, а также межведомственные договоры и соглашения. Так, в ст. 9

Закона прямо указано, что федеральные органы налоговой полиции решают

поставленные перед ними задачи во взаимодействии с налоговыми и иными

государственными органами. Ст. 10 (п.п. 5, 6) обязывают их оказывать

содействие налоговым органам, органам внутренних дел, прокуратуры,

предварительного следствия. Федеральной службе безопасности и другим

государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении

преступлений и нарушений в области налогового законодательства; исполнять в

пре делах своем компетенции определения, постановления суден, письменные

поручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных

предусмотренных законом мероприятий, оказывать им содействие в производстве

отдельных процессуальных действий.

В процессе взаимодействия стороны должны исходить из ряда общих

положений (принципов). Важнейшими из них являются:

- соответствие совместной деятельности требованиям закона и подзаконных

актов. Стороны не могут решать задачи, запрещенные соответствующими

нормативными актами, вы ходить за пределы своей компетенции, использовать

формы, средства и методы, не предусмотренные законом;

- самостоятельность каждой из сторон в выборе дозволенных законом средств и

методов деятельности, в частности оперативно-розыскных, и полная

ответственность за их результаты. Взаимодействие не должно приводить к

командованию, а тем более подмене одного органа другим;

- взаимное доверие сторон при строгом соблюдении каждой из них

государственной и служебной тайн, неразглашении иных сведений, охраняемых

законом. Стороны должны обеспечивал, необходимую конфиденциальность, не

допускать разглашения сведений о совместных мероприятиях, используемых

силах и средствах, сохранять и, в установленном порядке, использовать

полученную информацию и материалы. Любую информацию, затрагивающую

интересы другой стороны, передавать иным организациям только по

согласованию с нею;

- плановость и непрерывность взаимодействия. Сторонам целесообразно

согласовывать перспективное и текущее планирование по конкретным

направлениям совместной деятельности, объектам налогообложения, уголовным

и оперативно- розыскным делам;

- возмездность – при оказании помощи в выполнении некоторых видов работ

(услуг) учитываются определенные материальные затраты, которые необходимо

возместить сторонам, компенсировать понесенные ими издержки.

Условия, формы и порядок взаимодействия органов налоговой полиции с

Государственной налоговой службой регулируются Законом РФ "О федеральных

органах налоговой полиции", совместным приказом ДНП и ГНС от 14 марта 1994

г. № 67-3-14/18/77 "Об организации взаимодействия органов Государственной

налоговой службы Российской Федерации и Федеральной службы налоговой

полиции Российской Федерации", а также приложением к этому приказу,

определяющим порядок проведения налоговыми органами и органами налоговой

полиции мероприятий по контролю за соблюдением налогового законодательства.

В соответствии с указанными правовыми актами руководители органов ФСНП

и ГНС Российской Федерации обязаны постоянно координировать действия

соответствующих служб и подразделений по своевременному выявлению и

пресечению нарушений налогового законодательства, а также решению других

вопросов, представляющих взаимный интерес. В этих целях должны создаваться

рабочие группы, проводиться регулярные встречи представителей

заинтересованных подразделений для согласования действий, а наиболее важные

проблемы выноситься на рассмотрение совместных заседаний коллегий.

Одной из форм такого взаимодействия является проведение плановых

совместных проверок юридических и физических лиц на предмет соблюдения ими

налогового законодательства. Такие проверки осуществляются на основе

согласованных квартальных планов контрольной работы. Однако органы

налоговой полиции могут в любое время обратиться в налоговые инспекции на

местах с мотивированным письменным запросом о выделении необходимых

специалистов для проведения совместных проверок.

В те же сроки, в случае необходимости, органы налоговой полиции по

мотивированному запросу Государственной налоговой службы и ее инспекций

должны выделять своих сотрудников для проверки фактов налоговых

правонарушений. Это может иметь место, в частности, котла налоговые органы

обнаруживают в действиях должностных лиц предприятий, учреждений,

организаций и граждан признаки преступления, требующего дознания, а также

при наличии обстоятельств, угрожающих безопасности сотрудников налоговых

органов. Полные или тематические совместные проверки могут проводиться и по

указаниям вышестоящих инстанций.

По итогам совместной проверки юридических и физических лиц

составляется единый акт, который подписывается, с одной стороны,

работниками налоговой инспекции и, органа налоговой полиции, а с другой –

руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия, учреждения,

организации либо гражданином, занимающимся предпринимательской

деятельностью.

Решение по результатам совместной проверки принимается руководителем

налогового органа по согласованию с руководством органа налоговой полиции.

Если налогоплательщики, не согласные с результатами совместных

проверок, подали исковые заявления в суд, то при их рассмотрении органы

налоговой полиции и налоговой службы обеспечивают участие своих

представителей в судебных заседаниях.

Налоговые инспекции при выявлении фактов сокрытия доходов (прибыли)

или иных объектов налогообложения в крупных и особо крупных размерах

обязаны в трехдневный срок направить необходимые материалы в

территориальные органы налоговой полиции для проведения дознания и принятия

решения по ним в соответствии с действующим законодательством.

В свою очередь органы налоговой полиции обеспечивают налоговые

инспекции информацией о вскрытых фактах уклонения от уплаты налогов и

других обязательных платежей.

В ходе взаимодействия руководители обеих служб должны обмениваться

информацией по вопросам, касающимся форм и методов уклонения

налогоплательщиков от налогообложения, фактов коррупции и других

правонарушений, а также аналитической информацией по результатам проверок и

методическими рекомендациями по общим проблемам деятельности. В случае

необходимости они проводят совместные служебные расследования по фактам

чрезвычайных происшествий, конфликтных и экстремальных ситуаций в сфере

налогообложения.

Большие возможности заложены во взаимодействии информационных

компьютерных систем налоговой полиции и налоговой службы. К. настоящему

времени проведен ряд экспериментов и теоретических проработок, позволивших,

в частности, подтвердить возможность автоматизированного выявления

признаков уклонения от уплаты налогов (имеются в виду условия России – на

Западе подобные системы давно используются). С другой стороны, накопление

информации в компьютерных системах налоговых служб расширяет возможности ее

конспиративного получения и специфической обработки, к примеру, службами

собственной безопасности. Вместе с тем, компьютеризация налоговых инспекций

ставит перед подразделениями налоговой полиции ряд новых проблем, связанных

с необходимостью обеспечения безопасности этих компьютерных систем. Как

известно, внедрение компьютерных технологий сопровождается появлением

дополнительных каналов утечки информации, а также ряда способов умышленного

или неумышленного ее искажения.

Наибольший практический эффект от взаимодействия ин формационных

систем до настоящего времени достигается как правило за счет

централизованной обработки по специальным алгоритмам в компьютерных

системах налоговой полиции информации госналогинспекций.

Комплексный анализ налоговых правонарушений в масштабах России

позволил создать классификатор способов, форм и методов их совершения,

который вооружает сотрудников налоговых органов единым методологическим

подходом в выявлении фактов налоговых преступлений.

Налоговая полиция оказывает содействие налоговым органам во взыскании

в бюджет сумм налогов и штрафных санкций, доначисленных в результате

проведения проверок. В соответствии с законом налоговая полиция

обеспечивает охрану объектов налоговых органов, личную безопасность

сотрудников при исполнении служебных обязанностей и членов их семей, защиту

при исполнении служебных обязанностей при наличии информации об угрозе их

жизни и здоровью. Используются возможности полиции и для изучения

кандидатов на работу в налоговые органы.

Как уже отмечено, налоговая полиция имеет право самостоятельно

проводить контрольные проверки отдельных юридических и физических лиц по

соблюдению ими налогового законодательства, однако о результатах и своих

решениях должна извещать налоговые органы. Споры, возникающие между

отдельными подразделениями полиции и итоговыми инспекциями по результатам

таких проверок, и в других случаях должны разрешаться их вышестоящими

органами. В случае разногласий между ними спор рассматривается

Министерством финансов Российской Федерации, а при несогласии одной из

сторон с его решением вердикт выносит Высший арбитражный суд Российской

Федерации.

Взаимодействие налоговой полиции с органами внутренних дел

осуществляется в соответствии с совместным приказом МВД РФ и ГНС РФ от 4

сентября 1992 г. № 308/ИЛ-3-90 "О мерах по организации взаимодействия

органов внутренних дел и налоговой службы в предупреждении, пресечении и

раскрытии преступлений в сфере экономики" с Федеральной службой

безопасности – на основе специального соглашения, заключенного между ними.

В этих документах предусмотрены следующие основные направления

взаимодействия:

1. Создание координационных рабочих групп из представителей

заинтересованных подразделений МВД и ФСНП РФ. В их задачу входят:

определение наиболее перспективных направлений совместной работы;

планирование отдельных крупных мероприятий, в том числе рейдов,

проверок; организация обучения личного состава подразделений БЭП и

налоговой полиции приемам и методам выявления и документирования

преступлений в сфере налогового законодательства, проведение

совместных совещаний и семинаров; обобщение опыта работы

взаимодействующих подразделений и разработка рекомендаций по ее

совершенствованию; подготовка и рассылка в соответствующие

подразделения аналитических обзоров, справок.

2. Проведение регулярных рабочих встреч оперативных работников,

специализирующихся на раскрытии экономических преступлений в

отраслях и на объектах народного хозяйства, для координации усилий

по предупреждению, пресечению противоправной деятельности и

раскрытию преступлений. В ходе таких встреч устанавливаются личные

контакты между оперативными работниками рассматриваемых ведомств,

осуществляется взаимное консультирование по вопросам, входящим в

компетенцию каждого из них; анализируется криминогенная обстановка

на обслуживаемой территории, конкретном объекте; уточняются права,

обязанности и оперативные возможности сторон, обсуждаются и другие

вопросы в пределах компетенции.

3. Обмен информацией, представляющей интерес для взаимодействующих

сторон, организуется на плановой основе либо по мере необходимости.

В зависимости от характера и содержания информации он

осуществляется в письменной или устной форме, по запросу

компетентного органа или по инициативе одной из сторон на уровне

руководства органа или непосредственно между сотрудниками.

Взаимодействие информационных систем ФСНП, с одной стороны, и МВД и

ФСБ – с другой, имеет целью обмен оперативной информацией о фактах

уклонения от налогов юридических и физических лиц, в том числе

путем бартерных и иных сделок по приобретению и сбыту сырья,

материалов и готовой продукции. Важен также обмен информацией о

новых способах совершения преступлений, нетрадиционных формах и

методах работы отечественных и зарубежных правоохранительных

органов, сведениями о лицах, представляющих оперативный интерес.

Федеральная служба налоговой полиции и ее подразделения информируют

органы внутренних дел и ФСБ. о состоянии криминогенной обстановки

по линии своей деятельности. Органы внутренних дел и безопасности

тоже информируют налоговую полицию о ставших известными им фактах

нарушений налогового законодательства конкретными юридическими и

физическими лицами, о преступных намерениях отдельных лиц в

отношении объектов и сотрудников Госналогслужбы и налоговой

полиции, и т.п.

4. Проведение, налоговой полицией и аппаратами БЭП органов внутренних

дел совместных оперативных проверок и рейдов имеет целью выявление

незаконных операций, осуществляемых в кредитно-финансовых и иных

учреждениях, предприятиях и организациях. Как показывает практика,

такие совместные проверки и рейды органов внутренних дел и

налоговой полиции дают ощутимые результаты, если они заранее

тщательно подготовлены: четко определены цели и задачи, разработаны

соответствующие методические рекомендации; распределены роли

взаимодействующих сторон, проинструктированы участники проверки,

рейда; соблюдены меры, обеспечивающие сохранение тайны относительно

самой операции, времени и месте ее проведения.

5. Необходимость взаимной помощи в осуществлении оперативно-розыскных

мер и следственных действии, органов налоговой полиции, внутренних

дел и безопасности возникает в ходе: изучения лиц, представляющих

оперативный интерес, поисковой работы по выявлению экономических

преступлений, документирования преступных действий разрабатываемых,

реализации дел оперативного учета, перепроверки оперативной

информации, оперативного сопровождения возбужденного уголовного

дела, осуществления конкретной оперативной комбинации и в некоторых

других случаях. Органы налоговой полиции оказывают содействие в

обнаружении и изъятии финансовых или иных документов при наличии

пост1щоьлсния о производстве обыска или выемки, в проведении

финансово-бухгалтерских исследований по материалам, полученным

органами внутренних дел в процессе оперативно-розыскной

деятельности и расследования преступлений, в порядке выполнения в

соответствии с ч.4 ст.127 УПК. РСФСР поручения следователя о

производстве розыскных и следственных действии. Органы внутренних

дел и безопасности проводят криминалистические исследования и

экспертизы по материалам и уголовным делам об экономических

преступлениях.

6. Осуществление совместных мер, по устранению обстоятельств,

способствующих совершению налоговых преступлений. Установление

таких обстоятельств возможно в ходе рас следования конкретных

уголовных дел; проведения совместных или раздельных рейдов и

проверок; из обобщения и анализа практики борьбы с преступлениями и

правонарушениями в области налогового законодательства; из

информации взаимодействующих органов.

7. Содействие органов внутренних дел, ФСБ, налоговой полиции может

выражаться в подборе и изучении кандидатов для службы в

подразделениях налоговой полиции на основе имеющихся у них

оперативных учетов. ФСБ оказывает методическую и консультационную

помощь в разработке мероприятии по защите объектов ФСНП. В

необходимых случаях аппараты ФСБ предоставляют реальную помощь при

создании и использовании криминалистических учетов, решении

вопросов социально-бытового и материально-технического обеспечения

и обслуживания органов налоговой полиции и т.д.

В своей деятельности органы налоговой полиции взаимодействуют также со

Службой внешней разведки, комитетами по управлению государственным

имуществом, таможенными и другими государственными органами.

Порядок, формы и условия взаимодействия Департамента налоговой полиции

с Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом

определяется Соглашением, заключенным 26 января 1994 г. между данными

ведомствами.

В процессе взаимодействия с таможенными органами налоговая полиция

может получить информацию:

- о фактах занижения или сокрытия юридическими и физическими лицами

таможенной стоимости товаров, подлежащих обложению налогом на добавленную

стоимость (НДС) и акцизами;

- о юридических и физических лицах, осуществляющих внешнеэкономическую

деятельность с нарушением таможенных правил и правил регистрации в

Государственной налоговой службе;

- о подозрительных фактах направления материальных и других ценностей в

адрес конкретных юридических и физических лиц, а также о случаях

нарушения законодательства при переадресовании материальных и других

ценностей;

- о ввозе (вывозе) ценных бумаг, крупных наличных сумм (в том числе и в

валюте), а также о сокрытии финансовых документов, характеризующих

деятельность юридических и физических лиц;

- о неоднократном ввозе физическими лицами автомобилей и других предметов

повышенного спроса.

1.4 История становления и перспективы развития Федеральной Службы

Налоговой Полиции

Экономическая безопасность государства – это надежная защищенность

ее интересов от внутренних и внешних угроз. Налоговая

полиция, наряду с другими правоохранительными органами и спецслужбами,

является составной частью сил обеспечения экономической безопасности

Российской Федерации. Создание налоговой полиции

было вызвано самой жизнью. Переход России к рыночным отношениям породил

новый вид преступлений – налоговые. В цивилизованном мире они отнесены к

категории тяжких. Бороться с сокрытием доходов от налогообложения и

уклонением от уплаты налогов может специализированная силовая структура,

обладающая полномочиями правоохранительного органа. Такая структура

в налоговой системе и была образована Указом Президента России № 262 от 18

марта 1992 года и получила официальное название Главное управление

налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской

Федерации. В соответствии с Указом

Президента в начальный период комплектование штата управления

осуществлялось прикомандированными офицерами государственной безопасности,

МВД, Вооруженных Сил. С 15 июля 1993 года правопреемником

Главного управления налоговых расследований стал Департамент налоговой

полиции Российской Федерации. В соответствии с Законом Российской Федерации

“О федеральных органах налоговой полиции” на федеральные органы налоговой

полиции были возложены задачи: выявление, предупреждение и пресечение

налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности

деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от

противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Правовой базой для деятельности налоговой полиции являются Конституция

Российской Федерации,.,Закон РФ “О федеральных органах налоговой полиции”

от 24.06.93., Закон РФ “Об оперативно-розыскной деятельности” от 12.08.95.,

Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27.12.91.

с изменениями и дополнениями от 16.07.92 и 22.12.92., 21.05.93.

Постановлением Совета Министров от 11 октября 1993 (Собрание актов, N47,

ст.4530) утверждено Положение о Департаменте налоговой полиции Российской

Федерации и перечень должностей, по которым присваиваются специальные

звания сотрудникам налоговой полиции. Установлена штатная численность

федеральных органов налоговой полиции: на 1 января 1994 г. - 21500 единиц;

на 1 января 1995 г. - 43800 единиц. В 1996 году в ФСНП был

создан собственный следственный аппарат. Основные статьи, по которым ФСНП

РФ работает- это 198-я и 199-я (уклонение от уплаты налогов физическим и

юридическим лицом соответственно). Ранее у ФСНП РФ такого права не было.

Сотрудники налоговой полиции могли лишь в течение 10 дней проводить

дознание, а потом передавали дела в другие правоохранительные органы в

связи с чем в силу определенных субъективных и объективных причин многие

дела не доводились до логического завершения и не все виновные привлекались

к ответственности. 14 августа 1996 г. Департамент переименован в ФСНП

России. Ведомство обрело новый статус. После вступления в действие

Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской

Федерации “О федеральных органах налоговой полиции” и Уголовно-

процессуальный кодекс РСФСР” Департамент получил новое название –

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации. Она была

наделена дополнительными полномочиями – следственными.

01 января 1997 года введен в действие новый УК РФ. В этом документе в

отношении налоговых преступлений предусмотрены две статьи: 198 "Уклонение

гражданина от уплаты налогов", 199 " Уклонение от уплаты налогов с

организаций". Этот вид преступлений относился к категории средней тяжести .

25.06.98 Государственной думой РФ был принят закон "О внесении

изменений в УК РФ" №92-ФЗ. Данным нормативным актом состав преступления

предусмотренный ст. 199 УК РФ был отнесен к категории тяжких преступлений.

Это, несомненно, является положительным фактом, в том плане, что российские

законодатели наконец осознали, что без стабильных денежных налоговых

поступлений государство не может нормально функционировать, и

соответственно нарушителей надо боле жестко наказывать.

01 января 1999 года вступила в действие первая часть Налогового

Кодекса РФ, в которой согласно ст. 9 в которой говорится, что налоговая

полиция не является участником налоговых отношений,. Однако существует

противоречие так как согласно п. 2 ст. 11 Закона «о ФСНП» дает ей все права

налоговых органов, то есть и те, которые предусмотрены указанным Кодексом.

В то же время в этом нормативном акте в ст. 36 описываются полномочия

органов налоговой полиции. Данная статья описывает все те права, которые

даны этой организации рядом иных законов, и ничего нового не добавляет, за

исключением того, что при выявлении обстоятельств, которые касаются

исключительно налоговых органов материалы должны быть направлены в

соответствующий налоговый орган в трехдневный срок

С 14 апреля 2000 года полномочия налоговой полиции значительно расширены -

дополнительно 25 статей Уголовного кодекса подпадают под ее

подследственность в связи с изменениями и дополнениями в Уголовно-

процесуальный Кодекс РФ.

22 марта 1999 г. Указом Президента РФ директором Федеральной службы

налоговой полиции был назначен бывший милиционер Вячеслав Солтаганов, а

Сергей Алмазов был отправлен в отставку. С этого момента в ФСНП началась

первая в ее истории кадровая чистка – замена бывших сотрудников

госбезопасности на сотрудников МВД. 25 сентября 1999 г. было утверждено

новое Положение о ФСНП России. Одновременно штатная численность федеральных

органов налоговой полиции была установлена в количестве 53300 единиц.

2 января 2000

года и.о. президента Путин подписал указ «О внесении изменений и дополнений

в налоговый кодекс», согласно которому налоговые полицейские получили право

самостоятельно проводить налоговые проверки, им также разрешен доступ к

налоговой тайне. Кроме того, были приняты поправки в закон "Об оперативно-

розыскной деятельности", позволяющие сотрудникам ФСНП иметь собственные

возможности для негласного съема информации.

Федеральная служба налоговой полиции уже во второй

половине 2001года будет преобразована в финансовую полицию. Так заявил

Стране.Ru директор ФСНП Вячеслав Солтаганов. Сейчас российские полицейские

работают над законопроектом о новой службе и, предположительно, к середине

2001года должны представить свое видение ведомства финансовой полиции

Президенту РФ. Профессионалам в сфере финансовых расследований,

разработчики проекта, должны быть даны максимально широкие служебные

полномочия, сфера которых предварительно уже обсуждались Президентом России

и Вячеславом Солтагановым. Первостепенными в

нововведениях являются статьи, предусматривающие жесткий контроль за

финансовыми потоками. В рамках нового закона нам будет разрешено вести

расследования в кредитно-финансовой сфере. Широкий спектр служебных

действий предусмотрен, в частности, в отношении физических и юридических

лиц, выводящих капиталы за границу для того, чтобы скрыть размеры своих

доходов и избежать выплаты налогов. Статус налогового

полицейского, предполагает, что сфера его интересов - налоговые

преступления. Между тем фактическая неуплата налогов - это лишь верхушка

айсберга финансовых преступлений. Однако, несмотря на то, что с апреля 2000

года полномочия налоговой полиции значительно расширены - дополнительно 25

статей Уголовного кодекса подпадают под ее юрисдикцию, - на практике

полицейские вынуждены предоставлять расследование подобных дел МВД или

ФСБ". Преобразование ведомства в финансовую полицию поможет скоординировать

весь процесс по расследованию экономических преступлений "в одних руках".

[pic]Эксперты ФСНП осторожно прогнозируют предстоящее рассмотрение своего

законопроекта в Госдуме. Предполагалось, что если законопроект будет

одобрен Президентом РФ, в 2001 году он должен поступить в нижнюю палату

парламента. Сотрудники ФСНП прогнозируют, что "лобби" в лице депутатов,

скрыто поддерживающих теневую экономику, сделает все для того, чтобы не

пропустить в законопроекте те из статей, которые направлены на борьбу с

утечкой капиталов из России.

[pic]Однако в ФСНП надеются, что в Госдуме победят сторонники той точки

зрения, что без ужесточения борьбы с нелегальным вывозом за границу

российских капиталов концепция создания финансовой полиции сильно

проигрывает.

2. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИЕА И ФИНАНСОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ

2.1Проблемы, концепции, классификация и структура теневой экономики

Проблемы теневой экономики привлекли внимание исследователей еще в 30-

х годах. В конце 70-х годов появились серьезные исследования этой сферы.

Одной из первых серьезных работ в этой области является работа П.Гутманна

(США) "Подпольная экономика" (1977 г.), в которой обращалось внимание на

недопустимость игнорирования ее масштабов и роли.

1983 году в г. Белефелде была проведена первая международная конференция по

теневой экономике, на которой было представлено около 40 докладов,

затрагивавших проблемы теневой экономики в условиях различных хозяйственных

систем. В 1991 г. в

Женеве прошла конференция европейских статистиков, посвященных скрытой и

неформальной экономике. По ее материалам опубликовано специальное

руководство по статистике теневой экономики в странах с рыночной системой

хозяйствования. Регулярно проходят конференции и семинары по оценке и

мониторингу неформального сектора (1992, 1993), в том числе специально для

стран СНГ. В мае 1996 г. на совместном

заседании ЕЭК ООН (Евростат) ОЭСР по национальным счетам среди других

вопросов была рассмотрена проблема оценки масштабов теневой экономики. В

Евростате создана специальная рабочая группа по вопросам скрытой экономики.

В отечественной науке и экономической практике

интерес к проблемам теневой экономике отчетливо проявился в 80-е годы. Это

было обусловлено как социально-экономическими причинами, связанными с

возрастанием ее роли в народном хозяйстве и криминализацией, так и с

идеологическим причинами. Последние проявились в стимулировании

руководством страны научных исследований, направленных на выявление

деформаций и дискредитацию командной социально-экономической системы

государственного социализма. Согласно исследованию "Теневые экономики.

Размеры, причины роста и следствия"1, проведенному Фридрихом Шнайдером и

Домиником Энсте, теневой сектор есть практически в любой стране (табл. 2.1)

Причем речь идет не о торговле наркотиками или проституции, а о вполне

легальной деятельности - просто ее скрывают от государства, что бы не

платить налоги. Основная "теневая" прибыль создается в сельском хозяйстве,

1 Старков В. Сколько теневиков на свете? // Аргументы и факты. –2001,-№

17, -С. 6.

Основная "теневая" прибыль создается в сельском хозяйстве, розничной

торговле и строительстве.

Таблица2.1

Объемы неформальной экономики в 2000г., % ВВП

Австралия 14

Австрия 9

Бельгия 22,5

Канада 16,2

Дания 18,3

Финляндия 18,9

Франция 14,9

Германия 14,9

Великобритания 13,0

Греция 29,0

Ирландия 16.2

Италия 27,3

Япония 11,1

Нидерланды 13,5

Новая Зеландия 11,9

Норвегия 12,6

Португалия 23,1

Испания 23,1

Швеция 19,9

Швейцария 8,1

США 8,9

В среднем 16,8

Бывший СССР

Азербайджан 59.3

Белоруссия 19.1

Эстония 18,5

Грузия 63.0

Казахстан 34.2

Латвия 34,8

Литва 25,2

Молдова 37,7

Россия 41,0

Украина 47,3

В среднем 35,3

Бывший соцлагерь

Болгария 32,7

Хорватия 28,5

Чехия 14,5

Венгрия 28,4

Польша 13,9

Румыния 18,3

Словакия 10,2

В среднем 20,9

В настоящее время единого общепринятого универсального понятия теневой

экономики не сформулировано. Многообразие позиций обусловлено, как правило,

различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач,

а также в методологии и методике исследования. Рассмотрим

основные подходы к определению интересующего нас понятия. Исследователи при

изучении теневой экономики руководствуются в основном следующими целями:

фундаментальный теоретический анализ, статистическая оценка, оптимизация

социально-экономической политики, совершенствование правоохранительной

деятельности, обеспечение экономической безопасности.

Возможно, наиболее существенно различается понимание теневой

экономики в зависимости от того, избирается ли теоретический либо

операциональный подходы. При

теоретическом подходе, характерном в большей степени для отечественных

исследователей, теневая экономика рассматривается как экономическая

категория, отражающая сложную систему экономических отношений.

Для операционального

подхода, более свойственного зарубежным исследователям, характерно

определение теневой экономики через действия по ее измерению. Данный подход

применяется при решении прикладных, статистических задач, формулировании

рекомендаций по совершенствованию законодательства и корректировке

социально-экономической политики. В методологическом отношении

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты