Основные направления деятельности федеральной службы налоговой полиции по выявлению и пресечению финансовых преступлений
место факты, когда сокрытые от налогообложения средства использовались
руководителями предприятий для развития производства, погашения кредитов,
выплаты зарплаты. Здесь усматривается стремление улучшить финансовое
состояние своего предприятия и тем самым увеличить его прибыльность в
будущем. Оно возникает и реализуется в условиях просчетов политики
поддержания предприятий, его сотрудников, особенно когда последним грозит
явная или скрытая безработица, невыплата заработной платы.
Проникновение в сферу экономики и установление
контроля над ней организованной преступности. С действием именно этого
фактора связан рост сокрытия доходов крупных и особо крупных размерах.
Недостатки уголовной политики государства, в частности практика
применения уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за
нарушения налогового законодательства. В России еще не обеспечен принцип
неотвратимости наказания за совершенные налоговые преступления. Прежде
всего это объясняется тем, что сокрытие доходов (с момента введения в 1992
г. уголовной ответственности) не связывается с понятием тяжкого
преступления, наносящего ущерб экономической безопасности государства.
Судебная практика по делам о налоговых преступлениях отличается
либерализмом, особенно при назначении наказания и возмещении ущерба. Из
общего числа осужденных, к такой мере наказания, как штраф, приговорено
19,6%, к лишению свободы - 63%, из которых к реальным срокам приговорено
12,1% лиц. По нашим подсчетам судами удовлетворяется лишь около 40-50%
гражданских исков, заявленных налоговыми органами или прокурорами в защиту
государственных интересов (по другим преступлениям этот показатель
составляет около 80%). В судах существует проблема длительного непринятия
решения по уголовным делам.
Способы уклонения от уплаты налогов
Способы, используемые для избежания уплаты налогов или снижения их
размеров, достаточно разнообразны и многочисленны. В настоящее время
известно более двухсот способов. Все многообразие налоговых преступлений и
способов их совершения можно объединить в следующие группы и виды.
1. Полное или частичное неотражение результатов финансово-хозяйственной
деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета:
осуществление сделок без документального оформления, неоприходование
товарно-материальных ценностей, неоприходование денежной выручки в
кассу. Широкое распространение получила практика использования
операций с рублевой и валютной наличностью, не фиксируемой в
бухгалтерском учете и отчетности - "черного нала".
2. Использование необоснованных изъятий и скидок: отнесение на издержки
производства затрат, не предусмотренных законодательством; отнесение
на издержки производства затрат в размерах, превышающих установленные
законодательством; незаконное использование налоговых льгот.
Достаточно часто преступниками применяется незаконное использование
налоговых льгот, предоставленных предприятиям, на которых число
работающих инвалидов составляет не менее 50%. В этом случае
составляются фиктивные документы о приеме на работу инвалидов,
фактически не работающих на предприятии.
3. Искажение экономических показателей, позволяющее уменьшить размер
налогооблагаемой базы; завышение стоимости приобретенного сырья,
топлива, услуг, относимых на издержки производства и обращения;
отнесение на издержки производства расходов в размерах, превышающих
действительные; отнесение на издержки производства расходов, не
имеющих места в действительности.
Например, самый распространенный способ занижения налогооблагаемой
прибыли (дохода) - это неправомерное отнесение на себестоимость
разного рода затрат и расходов, а также неотражение или неправильное
отражение курсовых разниц по оприходованной валюте; неотражение или
неправильное отражение результатов переоценки имущества предприятия;
отнесение затрат по ремонту на себестоимость при наличии
сформированного ремонтного фонда; неправильное списание убытков;
невключение в облагаемую базу внереализационных доходов предприятия,
которые тем не менее нашли свое отражение в бухгалтерском учете, но не
на тех балансовых счетах; иные счетные ошибки при расчете
налогооблагаемой прибыли в сторону уменьшения последней.
4. Искажение объекта налогообложения: занижение объема (стоимости)
реализованной продукции, работ, услуг. Это один из самых
распространенных способов уклонения от уплаты налогов, при котором в
учетном регистре предпринимателя отражается реализация только части
партии товара. Обычно все записи составлены верно (род и наименование
товара, цена за единицу и т.п.). Имеется различие лишь в объеме
реализованной продукции, отраженной в учете.
5. Маскировка объекта налогообложения: фиктивный бартер; лжеэкспорт;
фиктивная сдача в аренду основных средств; подмена объекта
налогообложения.
В целях маскировки объекта налогообложения преступниками используются
положения законодательства, согласно которому не подлежат
налогообложению средства, объединяемые предприятиями в целях
осуществления совместной деятельности. В целях неуплаты налогов
составляются фиктивные договоры о совместной деятельности, но не
предпринимаются реальные действия по ее осуществлению.
6. Нарушение порядка учета экономических показателей: отражение цифровых
результаты финансово-хозяйственной деятельности в ненадлежащих счетах
бухгалтерского учета.
К числу неявных признаков налоговых преступлений относятся:
несоблюдение правил ведения и учета отчетности, нарушение правил
ведения кассовых операций, нарушение правил списания товарно-
материальных ценностей, нарушение правил документооборота и
технологической дисциплины. К явным признакам налоговых преступлений
относятся: полное несоответствие реальной хозяйственной операции ее
документальному отражению, несоответствие записей в отчетных
документах.
7. Использование особых отношений со специально созданными
посредническими аффилированными фирмами, в том числе
зарегистрированными в оффшорных зонах. Массовое использование
руководителями крупных предприятий сложных схем сокрытия доходов с
использованием фирм-посредников, кредиторов, поставщиков и
потребителей их продукции остается одним из важнейших негативных
факторов в налоговой сфере.
Основные методы (схемы) использование операций с наличностью, не
фиксируемой в бухгалтерском учете и отчетности ("черный нал")
Эффективным способом уклонения от уплаты налогов является широкое
использование операций, как с рублевой, так и с валютной наличностью, не
фиксируемой в бухгалтерском учете и отчетности. Подобное явление принято
именовать "черным налом".
Даже относительно невысокая доля неучтенного наличного оборота позволяет
предприятию практически полностью уйти от налога на прибыль, налога на
добавленную стоимость и отчислений на социальное страхование. Степень
распространенности неофициальных наличных расчетов может рассматриваться
также в качестве одного из индикаторов развития теневой экономики.
По данным ФСБ
России, по состоянию на середину 1996 года денежный оборот в теневой сфере
составлял около 50 трлн. рублей в годовом измерении. По оценке же
Госналогслужбы в 1998 году объем неучтенного розничного оборота товаров и
услуг достиг 58% их легального оборота на потребительском рынке. На
продовольственных рынках, при продаже товара с рук, лотков и машин, в
российскую "черную кассу" ежедневно уходит, по меньшей мере, 30-60 млн.
долларов. По
минимальной оценке, потери бюджета и социальных фондов, вызванные уходом от
налогов с помощью неучтенного наличного оборота составляют 4-5 млрд.
долларов в год. По результатам обобщения результатов углубленных
неформализованных интервью с российскими предпринимателями и экспертами,
можно выделить основный схемы использования неучтенных наличных для
уклонения от уплаты налогов и обязательных сборов.
Традиционная схема. Налогоплательщик продает часть
товара или оказывает какие-то услуги нелегально - не выставляя счетов. При
этом объем продаж и уровень валового дохода занижается. Выручку
налогоплательщик получает наличными. Используют данную схему чаще всего
либо "независимые профессионалы" (типа нотариусов, врачей, адвокатов и
т.д.), либо индивидуальные владельцы малых предприятий.
Базовая схема ("обналичивание"). Основная ее идея состоит в замещении тех
элементов валового дохода, которые в наибольшей степени подпадают под
налогообложение (прежде всего зарплата и прибыль), такими элементами,
которые облагаются по минимальным ставкам (материальные затраты, относимые
на себестоимость). Налогоплательщик -"клиент" переводит свои деньги в
безналичной форме на банковский счет фирмы -"однодневки" в обмен на некий
фиктивный отчет о проделанной работе. А затем получает их назад, но уже в
форме неучтенных ("черных") наличных. За что фирме - "однодневке"
выплачиваются комиссионные, обычно не превышающие 2-3 процентов от
первоначального банковского платежа. В результате такой сделки предприятие
- "клиент" существенно сокращает свои налоговые платежи, но его финансовая
отчетность остается чистой. Получается, что он просто потратил свои
средства на некоторые товары или услуги. Напротив, фирма -"однодневка" не
смогла бы объяснить, куда делись деньги, возвращенные в виде неучтенных
наличных. Поэтому она действует только два или три месяца до конца
очередного квартала, когда налоговые органы должны получить ее первый
отчет. Налоговые органы, вследствие трудоемкости, не ведут поиск
организаторов самоликвидировавшихся фирм-однодневок.
Проведенные расчеты дают основание утверждать, что в 1993-96 годах бюджет и
социальные фонды потеряли от 20 до 30 млрд. долларов США. Обратная
схема ("обезналичивание"). Смысл этой схемы можно пояснить на простом
примере: у розничного торгового предприятия, регулярно и в больших объемах
занижающего свою выручку от реализации, возникает объективная потребность в
обмене неучтенных наличных ("черного" нала) на официальные безналичные. Она
может быть связана, например, с тем, что крупные оптовые фирмы, как
правило, предпочитают продавать свой товар сугубо официальным образом по
безналичному расчету. При этом по выставленным ими счетам легко
идентифицировать покупателя. В этой ситуации розничная фирма будет
сталкиваться с двумя проблемами. Во-первых, в случае одновременной
"встречной" проверки оптовой фирмы и ее покупателей налоговая инспекция
может обратить внимание на то, что розничная фирма регулярно закупает
больше товаров (по данным оптовика), чем продает (по данным собственной
отчетности розничного торгового предприятия). Во-вторых, при реализации
товаров преимущественно за неучтенные наличные у такой розничной фирмы на
ее банковском счете не будет достаточных средств для возобновления товарных
закупок у оптовиков, ориентирующихся на безналичные расчеты. Обе эти
проблемы эффективно решаются в рамках применения обратной схемы
("обезналичивание"). Благодаря ей официальным покупателем товара (по
документам оптовика) оказывается та же фирма -"однодневка". И одновременно
для реально существующей розничной фирмы, реализующей товары
преимущественно за неучтенные наличные и представляющей в налоговые органы
отчеты с минимальными оборотами, обеспечивается регулярное поступление
неучтенного товара. В случае тесных контактов между оптовиком и
несколькими розничными покупателями возможно изменение схемы. В частности,
оптовик может сам получать от покупателей неучтенные наличные и затем,
используя контракт с фирмой-"однодневкой", менять их на официально
полученные безналичные средства на своем банковском расчетном счете. Таким
образом, с одной стороны, все сделки оптового поставщика остаются
легальными, с другой - в розничной торговле почти все операции могут быть
нелегальными, "невидимыми" для налоговой инспекции.
Участие коммерческих банков в деятельности по обналичиванию денег.
Большая часть
фирм-однодневок обеспечивается наличными группой мелких и средних
коммерческих банков. Это достаточно прибыльный бизнес. Рассмотрим базовую
схему участия банков в обналичивании. Как правило, банки
не имеют непосредственных контактов с фирмами-"однодневками". Каждый банк,
вовлеченный в схему, обычно связан с финансовой или инвестиционной
компанией, которая отвечает за создание и ликвидацию фирм-"однодневок", а
также за контакты с клиентами. Эта компания открывает счет в банке и
регулярно получает наличные на вполне законных основаниях (например, для
покупки акций или векселей у физических лиц). Нормальная цена легальных
наличных на межбанковском рынке, измеренная в безналичных рублях, не
превышает 100,1 процента. Финансовая же компания платит банку за получение
наличных 101 процент. В результате банк получает 0,9 процента в день на
вложенные средства. Далее финансовая компания покупает векселя у неких
физических лиц. Отметим, что сейчас в России можно приобрести "мусорные"
векселя или акции за 0,1-0,2 процента от их номинальной стоимости.
Естественно, что при этом цена, фиксируемая в контракте между финансовой
компанией и физическими лицами, будет близка к номиналу - например - 98
процентов. После этого финансовая компания продает означенные векселя фирме
- "однодневке" по безналичному расчету за 100 процентов от номинала. Тем
самым финансовая компания, во-первых, выводит в неучтенный наличный оборот
сумму, необходимую реальному предприятию-клиенту, уходящему от налогов, и,
во-вторых, на вполне легальных основаниях получает на свой расчетный счет
те безналичные средства, которые клиент первоначально перечислил фирме
-"однодневке" по фиктивному договору. Основной риск выявления данной схемы
связан с возможностью проверки физических лиц - в случае внешней ревизии
деятельности финансовой компании. Поэтому в договорах на приобретение
ценных бумаг часто используются данные, взятые из потерянных паспортов или
из документов умерших людей. Эти же паспорта нередко используются при
регистрации фирм - "однодневок".
Причины использования неучтенного наличного оборота для уклонения от
уплаты налогов
Основной причиной распространения неучтенного наличного оборота
является слишком высокий уровень налогообложения заработной платы (включая
отчисления на социальное страхование), введенный в 1992 году, в сравнении
со слишком низким уровнем социальных гарантий.
Косвенными причинами распространения этих схем являются также их простота и
низкий риск обнаружения налоговыми органами (что связано с отсутствием
системы контроля и санкций).
Исторический аспект развития практики использования "черного нала"
Рассмотренные схемы использования неучтенных наличных в российской
предпринимательской практике появились в 1992 году. Сначала в Москве,
преимущественно в кругу вновь созданных частных мелких и средних
предприятий. А в 1993-1994 годах ее стали применять, с одной стороны,
многие не московские фирмы, а с другой - приватизированные и
государственные предприятия. Большинство фирм до внедрения у себя "базовой"
схемы практически не уклонялись от уплаты налогов. Однако уже в 1993-1994
годах в Москве вход новых компаний на рынки целого ряда товаров был
существенно затруднен или даже невозможен без использования различных схем
уклонения от уплаты налогов, основывающихся на неучтенном наличном обороте.
Острая конкуренция приводила к снижению цен ниже того уровня, который для
средней фирмы покрывал бы все издержки полностью легального существования.
1994-1995 годы стали периодом весьма острой конкуренции уже между
организаторами самих фирм-"однодневок". Эта конкуренция сопровождалась
ростом их рекламной активности и снижением уровня их комиссии. После этого
рынок услуг по "обналичиванию"/"обезналичиванию" относительно
стабилизировался.
Результаты применения различных схем уклонения от уплаты налогов с
использованием неучтенной наличности
Результаты использования неучтенной наличности различаются в
зависимости от размера предприятия. В секторе мелких и средних предприятий
применение "базовой" и "обратной" схем позволяет существенно снизить общий
уровень издержек. Полученный экономический эффект направляется не только
для потребления собственников, менеджеров и работников, но также
используется для конкурентного снижения цен (это особенно характерно для
рынка потребительских товаров) и в целях развития предприятия. В
секторе крупных предприятий эффект от снижения налоговых платежей
практически не используется на развитие производства. Выплаты "черных"
премий распространяются лишь на доверенных представителей администрации.
Контроль над налоговой преступностью
Решение проблемы налоговой преступности требует комплексного
подхода. Рассмотрим основные направления борьбы с использованием
неучтенных наличных как одного из наиболее широко распространенных
методов уклонения от уплаты налогов. Для ликвидации системы
использования неучтенных наличных для уклонения от уплаты налогов
специалистами предложено использовать меры, которые бы учитывали
интересы и мотивы разных групп налогоплательщиков.
Персонификация социальных отчислений, предполагающая поступление на
индивидуальные пенсионные счета работников значительной части средств,
в настоящее время отчисляемых в Пенсионный Фонд. Это повысит
заинтересованность каждого работника в уплате этих отчислений его
работодателем. В результате он будет стремиться к получению
официальной заработной платы. Изменение базы налогообложения.
Если налоги в большей степени опираются на видимые ресурсы,
используемые бизнесом (имущество, производственные и торговые площади
и т.д.), то возможности уклонения от налогов сокращаются. Этот подход
лежит в основе системы налогообложения вмененного дохода, которая была
разработана в Минэкономики РФ и внедряется в последнее время в ряде
регионов. Упрощение
налогового законодательства, которое остается крайне запутанным и
неясным для предприятий. Прямое ужесточение
контроля и санкций по отношению к организаторам бизнеса по
"обналичиванию"/"обезналичиванию". Результатом таких мер будет
повышение издержек по "обналичиванию"/"обезналичиванию" для легально
действующих предприятий-налогоплательщиков. Уголовно-
правовая борьба с налоговой преступностью является одним из основных
направлений обеспечения правопорядка в сфере налогообложения.
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ НАЛОГОВОЙ
ПОЛИЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ ФИНАНСОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
На коллегии ФСНП РФ в январе 20001 г. в Москве, проходившей при
участи президента РФ Путина В.В., были подведены итоги деятельности службы
за 2000г. и намечены основные направления деятельности в 2001г.
Руководителем ФСНП РФ В. Салтогановым выделены приоритетные направления в
которых необходимо активизировать деятельность службы налоговой полиции:
. Борьба с легализацией и вывозом капиталов за пределы Российской
Федерации;
. Борьба с финансовыми преступлениями в сфере внешней экономической
деятельности;
. Борьба с преступлениями в сфере незаконного оборота алкогольной
продукции.
1. Легализация денежных средств
Среди задач, решаемых государственными органами в настоящее время,
особое значение имеет борьба с легализацией (отмыванием) денежных средств в
России и за рубежом.
Законодатель предусмотрел уголовную ответственность по ст. 174 УК РФ
за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества
приобретенных незаконным путем.
Под термином «отмывание денежных средств» понимаются методы, при
которых преступники маскируют посредством участия в сделках источник,
происхождение и право собственности незаконно полученных денег
Данный вид преступной деятельности не зависит от вида экономики
(рыночной, плановой или смешанной), принятой в той или иной стране.
Легализация денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем,
имела место в нашей стране в то время, когда экономика была плановой. Но
расцвет данной преступной деятельности и возникновение новых видов
преступлений, тесно связанных с отмыванием денег и имущества, приобретенных
незаконным путем, таких как лжепредпринимательство, незаконная банковская
деятельность, уклонение от уплаты налогов, страховых взносов и некоторых
других, приходится на наши дни, Важно отметить, что существенную часть
легализуемых денежных средств составляют средства, полученные в результате
совершения преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199 УКРФ.
Преступления в сфере экономической
деятельности (в том числе налоговые) совершаются с целью получения
материальной выгоды, дохода (в подавляющем большинстве случаев в денежной
форме. Как показывает практика, полученные таким образом доходы
вкладываются не только в расширение преступной деятельности, но и
инвестируются в нет движимость, валютные ценности. Однако вложение
незаконно полученных доходов в предметы роскоши не приносит дивидендов,
поэтому вполне объяснимо стремление владельцев таких средств вложить их в
различные сферы финансово-хозяйственной деятельности для того, чтобы деньги
«работали» и приносили соответственно новые деньги.
По данным МВД России, около 70 % доходов, полученных незаконным путем,
вкладываются в настоящее время в различные формы предпринимательской
деятельности и около 15 % расходуются на приобретение недвижимости и иного
имущества. Безусловно, такая ситуация способствует криминализации
экономических отношений, усилению влияния преступных группировок в сфере
экономики, постепенному их превращению в легальные субъекты финансово-
хозяйственной деятельности, росту числа коррумпированных чиновников.
Ликвидация после распада СССР государственной регламентации
подавляющей части существовавших экономических отношений, формирование
новых принципов хозяйствования, признание равноправными различных видов
деятельности и форм организации производства объективно обусловили
структурную перегруппировку системы контроля за состоянием экономики со
стороны государства.
Однако с законодательной точки зрения ответственность за отмывание
«грязных», или «теневых» денег не была достаточным образом определена.
Огромные средства, полученные от торговли наркотиками, игорного и
порнобизнеса, контрабанды, хищений, другой незаконной деятельности,
преступники стремились и стремятся легализовать, придавая) им видимость
законных. В результате оборот денег в теневой экономике достиг огромных
размеров.На счетах одного банка учрежденного в оффшорной зоне (на
Каймановых островах) российскими гражданами, находилось 70 млрд долл. США
при бюджете Российской Федерации на 1999 год — 22 млрд долл. США. Оффшорный
банковский бизнес «прокручивает» сотни миллиардов долларов. Криминальные
структуры всего) мира, в том числе и России, активно используют возможности
для «отмывания денег».
Термин «отмывание денег» появился в США в .начале 20-х годов.
Первоначально это было сленговое слово чикагских гангстеров времен сухого
закона которые «отмывали» свои доходы с помощью прачечных, специально
приобретенных ими для легализации «барышей» от продажи спиртного. Затем
словосочетание «отмывание денег» получило международное распространение.
На рубеже 60-х годов
практически все ведущие страны отменили ограничения на операции с валютой.
Данная мера привела к резкому росту международной торговли,
сопровождавшейся определенными издержками.
В 1989 году создается Международная рабочая группа по борьбе с
отмыванием денег (ГАТТ). Именно тогда термин «отмывание денег» стал
юридическим понятием. Легализация преступных доходов представляет
собой сложный процесс, включающий множество разнообразных операций,
совершаемых разнообразными методами, которые постоянно совершенствуются.
Прежде, чем привести описание основных стадий процесса легализации,
рассмотрим одну из выявленных документированных схем отмывания.
Существует несколько моделей
отмывания криминальных фондов денежных средств
Трехфазовая модель. Она является наиболее
распространенной и предполагает выделение в едином процессе легализации
следующих стадий: размещение (рlасеment), расслоение (layering) и
интеграция (integration). Указанные три стадии могут осуществляться
одновременно или частично накладываться друг на друга. Это зависит от
имеющегося механизма легализации и от требований, предъявляемых преступной
организацией.! Приложение № 5.)
Размещение (рlасеment) - это физическое размещение наличных денежных
средств в мобильные финансовые инструменты, территориальное удаление от
мест их происхождения. Размещение осуществляется в традиционных финансовых
учреждениях; нетрадиционных финансовых учреждениях; розничной торговле,
либо полностью за пределами страны. Этап размещения крупных сумм
наличности является самым слабым звеном в процессе отмывания денег.
Незаконно полученные деньги наиболее легко могут быть выявлены на этом
этапе. Расслоение (layering) - отрыв незаконных
доходов от их источников путем сложной цепи финансовых операций,
направленных на маскировку проверяемого следа этих доходов. Если размещение
больших сумм денег прошло успешно, т.е. не было обнаружено, то вскрыть
дальнейшие действия отмывателей денег становится намного труднее. Различные
финансовые операции наслаиваются одна на другую с целью усложнить работу
правоохранительных органов по отысканию незаконных фондов, подлежащих
конфискации.
Интеграция (integration) - стадия процесса легализации, непосредственно
направленная на придание видимости законности преступно нажитому состоянию.
После того, как процесс расслоения успешно проведен, отмыватель денег
должен создать видимость достоверности при объяснении источников появления
своего богатства. Во время интеграции отмытые деньги помещаются обратно в
экономику. Таким образом, они входят в банковскую систему под видом честно
заработанных доходов. Если след отмываемых денег не был выявлен на двух
предыдущих стадиях, то отделить законные деньги от незаконных исключительно
сложно. Обнаружение отмытых денег на стадии интеграции становится возможным
лишь с помощью агентурной работы. Четырехфазовая модель. Этот подход к
структурированию процесса отмывания используют эксперты ООН. Основными
стадиями легализации являются:
Первая стадия - освобождение от наличных денег и
перечисление их на счета подставных лиц. Такими лицами могут быть,
например, родственники преступника. При этом соблюдается только одно
условие: посредники должны иметь собственные счета в банках. В настоящее
время наблюдается тенденция к поиску посредников, имеющих выходы на
международные банки. Вторая стадия - распределение наличных
денежных средств. Они реализуются посредством скупки банковских платежных
документов и других ценных бумаг. На этой стадии создается сеть
осведомителей, которые могут сообщать правоохранительным органам о
незаконном обороте денежной массы. Как показывает зарубежный опыт,
распределение наличных денежных средств осуществляется часто в пунктах по
обмену валюты, казино и ночных клубах. Третья стадия - маскировка следов
совершенного преступления. Перед преступником, отмывающим доходы, стоит на
этой стадии следующая задача: принять все меры к тому, чтобы постороннее
лицо не узнало, откуда получены деньги и с помощью кого они распределены в
те или иные учреждения или организации. В целях выполнения этой задачи они
проводят, как правило, следующие мероприятия:
. использование банков для открытия счетов, расположенных, как правило,
далеко от места работы и проживания преступников;
. перевод денег в страну проживания из-за границы, но уже легально с
новых счетов фирм или иных учреждений;
. использование подпольной системы банковских счетов .
Четвертая стадия - интеграция денежной массы. На этой стадии
преступные сообщества инвестируют легализованные капиталы в
высокоприбыльные сферы и отрасли бизнеса.
Четырехсекторная модель легализации денег предложена швейцарским
специалистом К. Мюллером. В рамках этой модели выделяются сектора и
связанные с ними стадии отмывания. Критериями для выделения являются:
легальность/нелегальность операций и страна совершения основного
преступления/страна "отмывания" денег.
Первый сектор - страна основного преступления/легальность. В этом секторе
осуществляется внутреннее, предварительное "отмывание".
Второй сектор - страна основного преступления/нелегальность. В этом секторе
происходит сбор прошедших предварительное "отмывание" денег в пул и
подготовка их к контрабанде.
Третий сектор - страна "отмывания" денег/нелегальность. В этом секторе
происходит подготовка к вводу денег в легальную финансовую систему.
Четвертый сектор - страна
"отмывания" денег/легальность. Здесь производятсямаскировочные действия в
виде переводов, инвестиции. Двухфазная модель. Согласно этой модели
основными стадиями легализации являются Money Laundering ("отмывание"
денег) и Recycling (возвращение в оборот).Размещение - первая стадия
отмывания доходов, полученных из нелегальных источников.
Размещение (рlасеment) - это физическое размещение наличных
денежных средств в мобильные финансовые инструменты, территориальное
удаление от мест их происхождения.(Приложение № 6.)
Размещение является первым шагом легализации денег и наиболее слабым
звеном в процессе отмывания денег. Незаконно полученные деньги относительно
легче могут быть выявлены именно на этом этапе. Известны
различные методы размещения, которые в зависимости от используемых при этом
финансовых институтов можно объединить в следующие категории:
а)размещение в традиционных финансовых учреждениях;
б)размещение в нетрадиционных финансовых учреждениях;
в)размещение через учреждения нефинансового сектора; г)
размещение за пределами страны.
Рассмотрим данные группы методов более подробно.
А. Размещение через традиционные финансовые учреждения.
Традиционные финансовые учреждения занимаются обычным финансовым бизнесом
на основе лицензии или разрешения. К ним относятся банковские и
специализированные небанковские финансово-кредитные институты (коммерческие
банки, сберегательные банки и ассоциации, кредитные союзы, банки взаимных
фондов, пенсионные фонды, страховые компании, финансовые компании,
инвестиционные фонды), которые подчиняются и управляются государственными
регулирующими инстанциями. Методы, с помощью которых преступники
используют традиционные финансовые организации, включают:
. смерфинг -превращение наличных денег в финансовые инструменты;
. обмен мелких банкнот на купюры более крупного достоинства;
. обменные сделки - организованный обмен денег на купюры иного
достоинства или другую валюту;
. структурирование операций с наличными деньгами;
. установление контроля над финансовыми учреждениями;
. незаконное использование исключений из закона;
. использование корреспондентских отношений между банками;
. создание ложного бумажного следа;
. слияние законных и незаконных фондов;
. перевод преступно полученных денег за рубеж;
. использование "коллективных" счетов;
. использование транзитных счетов;
. механизм гарантии ссуды;
Рассмотрим некоторые из методов размещения более подробно .
Структурирование операций с наличными деньгами (техника дробления вкладов)
- ограничение масштабов осуществляемых финансовых операций (вклады, покупка
денежных инструментов и обмен купюр мелкого достоинства на более крупные
купюры) с целью избежать заполнения специальных форм отчетности ( в США -
CTR или CMIR) посредством разделения одной крупной суммы на ряд небольших
(размером менее 10 тыс. долл. для США и большинства стран, принявших
специальное законодательство о контроле над отмыванием денег). Затем деньги
переводятся на другой счет, часто в другой стране. Это один из наиболее
часто используемых методов на данной стадии отмывания.
Установление контроля над финансовыми учреждениями - метод, основанный на
установлении контроля над деятельностью персонала финансового учреждения
или над финансовым учреждением со стороны преступной организации. Такое
подчинение упрощает размещение незаконных денег, их распределение и
интеграцию. В последнее время отмечаются попытки криминальных
организаций проникнуть в мелкие банки и небанковские финансовые структуры,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|