Психопатии и акцентуации характера у подростков
Психопатии и акцентуации характера у подростков
|ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У| |
|ПОДРОСТКОВ | |
|Психопатии - это такие аномалии | |
|характера, которые, по словам П. Б. | |
|Ганнушкина (1933), "определяют весь | |
|психический облик индивидуума, | |
|накладывая на весь его душевный | |
|склад свой властный отпечаток", "в | |
|течение жизни... не подвергаются | |
|сколько-нибудь резким изменениям", | |
|"мешают... приспособляться к | |
|окружающей среде". Эти три критерия | |
|были обозначены О. В. Кербиковым | |
|(1962) как тотальность и | |
|относительная стабильность | |
|патологических черт характера и их | |
|выраженность до степени, нарушающей | |
|социальную адаптацию. | |
|Указанные критерии служат также | |
|основными ориентирами в диагностике | |
|психопатий у подростков. Тотальность| |
|патологических черт характера | |
|выступает в этом возрасте особенно | |
|ярко. Подросток, наделенный | |
|психопатией, обнаруживает свой тип | |
|характера в семье и в школе, со | |
|сверстниками и со старшими, в учебе | |
|и на отдыхе, в труде и в | |
|развлечениях, в условиях обыденных и| |
|привычных, и в чрезвычайных | |
|ситуациях. Всюду и всегда | |
|гипертимный подросток кипит | |
|энергией, шизоидный отгораживается | |
|от окружения незримой завесой, а | |
|истероидный жаждет привлечь к себе | |
|внимание. Тиран дома и примерный | |
|ученик в школе, тихоня под суровой | |
|властью и разнузданный хулиган в | |
|обстановке попустительства, беглец | |
|из дома, где царит гнетущая | |
|атмосфера или семью раздирают | |
|противоречия, отлично уживающийся в | |
|хорошем интернате - все они не | |
|должны причисляться к психопатам, | |
|даже если весь подростковый период | |
|происходит у них под знаком | |
|нарушенной адаптации. | |
|Относительная стабильность черт | |
|характера является менее доступным | |
|для оценки в этом возрасте | |
|ориентиром. Слишком короток бывает | |
|еще жизненный путь. Под | |
|сколько-нибудь резкими изменениями в| |
|подростковом возрасте следует | |
|понимать неожиданные трансформации | |
|характера, внезапные и коренные | |
|смены типа. Если очень веселый, | |
|общительный, шумливый, неугомонный | |
|ребенок превращается вдруг в | |
|угрюмого, замкнутого, ото всех | |
|отгороженного подростка или нежный, | |
|ласковый, очень чувствительный и | |
|эмоциональный в детстве становится | |
|изощренно-жестоким, | |
|холодно-расчетливым, бездушным к | |
|близким юношей, то все это скорее | |
|всего не соответствует критерию | |
|относительной стабильности, и как бы| |
|не были выражены психопатические | |
|черты, случаи эти нередко | |
|оказываются за рамками психопатии...| |
| | |
|Нарушения адаптации, или, точнее, | |
|социальная дезадаптация, в случаях | |
|психопатий обычно проходит через | |
|весь подростковый период... | |
|Таковы три критерия - тотальность, | |
|относительная стабильность характера| |
|и социальная дезадаптация, - | |
|позволяющие отличать психопатии... | |
|Типы акцентуаций характера весьма | |
|сходны и частично совпадают с типами| |
|психопатий. | |
|Еще на заре учения о психопатиях | |
|возникла проблема отграничения их от| |
|крайних вариантов нормы. В. М. | |
|Бехтерев (1886) упоминал о | |
|"переходных состояниях между | |
|психопатией и нормальным | |
|состоянием"... | |
|П. Б. Ганнушкин (1933) подобные | |
|случаи обозначал как "латентную | |
|психопатию", М. Framer (1949) и О. | |
|В. Кербиков (1961) - как | |
|"предпсихопатию", Г. К. Ушаков | |
|(1973) - как "крайние варианты | |
|нормального характера". | |
|Наибольшую известность получил | |
|термин K. Leongard (1968) - | |
|"акцентуированная личность". Однако | |
|правильнее говорить об "акцентуациях| |
|характера" (Личко; 1977). Личность -| |
|понятие гораздо более сложное, чем | |
|характер. Она включает интеллект, | |
|способности, наклонности, | |
|мировоззрение и т. д. В описаниях K.| |
|Leongard речь идет именно о типах | |
|характера... | |
|Отличия между акцентуациями | |
|характера и психопатиями | |
|основываются на диагностических | |
|критериях П. Б. Ганнушкина (1933) - | |
|О. В. Кербикова (1962). При | |
|акцентуациях характера может не быть| |
|ни одного из этих признаков: ни | |
|относительной стабильности характера| |
|на протяжении жизни, ни тотальности | |
|его проявлений во всех ситуациях, ни| |
|социальной дезадаптации как | |
|следствия тяжести аномалии | |
|характера. Во всяком случае, никогда| |
|не бывает соответствия всем этим | |
|трем признакам психопатии сразу. | |
|Обычно акцентуации развиваются в | |
|период становления характера и | |
|сглаживаются с повзрослением. | |
|Особенности характера при | |
|акцентуациях могут проявляться не | |
|постоянно, а лишь в некоторых | |
|ситуациях, в определенной | |
|обстановке, и почти не | |
|обнаруживаться в обычных условиях. | |
|Социальная дезадаптация при | |
|акцентуациях либо вовсе отсутствует,| |
|либо бывает непродолжительной. | |
|В добавление к критериям П. Б. | |
|Ганнушкина, О. В. Кербикова можно | |
|отметить еще один важный признак, | |
|отличающий акцентуации и психопатии | |
|(Личко, 1977). При психопатиях | |
|декомпенсации, острые аффективные и | |
|психопатические реакции, социальная | |
|дезадаптация возникают от любых | |
|психических травм, в самых | |
|разнообразных трудных ситуациях, от | |
|всевозможных поводов и даже без | |
|видимой причины. При акцентуациях | |
|нарушения возникают только при | |
|определенного рода психических | |
|травмах, в некоторых трудных | |
|ситуациях, а именно лишь тогда, | |
|когда они адресуются к "месту | |
|наименьшего сопротивления", к | |
|"слабому звену" данного типа | |
|характера. Иные трудности и | |
|потрясения, не задевающие этой | |
|ахиллесовой пяты, не приводят к | |
|нарушениям и переносятся стойко. При| |
|каждом типе акцентуации имеются | |
|свойственные ему, отличные от других| |
|типов, "слабые места". | |
|На основании сказанного можно дать | |
|следующее определение акцентуации | |
|характера. | |
|Акцентуации характера - это крайние | |
|варианты нормы, при которых | |
|отдельные черты характера чрезмерно | |
|усилены, вследствие чего | |
|обнаруживается избирательная | |
|уязвимость в отношении определенного| |
|рода психогенных воздействий при | |
|хорошей и даже повышенной | |
|устойчивости к другим... | |
|В зависимости от степени | |
|выраженности нами было выделено две | |
|степени акцентуации характера: явная| |
|и скрытая (Личко; Александров; | |
|1973). | |
|Явная акцентуация. Эта степень | |
|акцентуации относится к крайним | |
|вариантам нормы. Она отличается | |
|наличием довольно постоянных черт | |
|определенного типа характера... | |
|В подростковом возрасте особенности | |
|характера часто заостряются, а при | |
|действии психогенных факторов, | |
|адресующихся к "месту наименьшего | |
|сопротивления", могут наступать | |
|временные нарушения адаптации, | |
|отклонения в поведении. При | |
|повзрослении особенности характера | |
|остаются достаточно выраженными, но | |
|компенсируются и обычно не мешают | |
|адаптации. | |
|Скрытая акцентуация. Эта степень, | |
|видимо, должна быть отнесена не к | |
|крайним, а к обычным вариантам | |
|нормы. В обыденных, привычных | |
|условиях, черты определенного типа | |
|характера выражены слабо или не | |
|проявляются совсем. Даже при | |
|продолжительном наблюдении, | |
|разносторонних контактах и детальном| |
|знакомстве с биографией трудно | |
|бывает составить четкое | |
|представление об определенном типе | |
|характера. Однако черты этого типа | |
|могут ярко, порой неожиданно, | |
|выявиться под влиянием тех ситуаций | |
|и психических травм, которые | |
|предъявляют повышенные требования к | |
|"месту наименьшего сопротивления". | |
|Психогенные факторы иного рода, даже| |
|тяжелые, не только не вызывают | |
|психических расстройств, но могут | |
|даже не выявить типа характера. Если| |
|же такие черты и выявляются, это, | |
|как правило, не приводит к заметной | |
|социальной дезадаптации... | |
|КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ГРУППИРОВКАХ | |
|ТИПОВ ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИЙ | |
|ХАРАКТЕРА | |
|...Систематика, которой мы | |
|придерживаемся при дальнейшем | |
|изложении, в основном исходит из | |
|классификации П. Б. Ганнушкина | |
|(1933), Г. Е. Сухаревой (1959) и | |
|типов акцентуированных личностей у | |
|взрослых, по K. Leongard (1964, | |
|1968). Однако наша систематика | |
|отличается от предыдущих двумя | |
|особенностями, Во-первых, она | |
|предназначена специально для | |
|подросткового возраста. Все типы | |
|описываются такими, какими они в | |
|этом возрасте предстают. Во-вторых, | |
|она охватывает психопатии, т. е. | |
|патологические отклонения характера | |
|и акцентуации, т. е. крайние | |
|варианты нормы... | |
|ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП | |
|Этот тип психопатий детально описан | |
|Schneider (1923) и П. Б. Ганнушкиным| |
|(1933) у взрослых и Г. Е. Сухаревой | |
|(1959) у детей и подростков. П. Б. | |
|Ганнушкин дал этому типу название | |
|"кон-ституционально-возбужденный" и | |
|включил в группу циклоидов... | |
|Сведения от родных свидетельствуют, | |
|что с детства гипертимные подростки | |
|отличаются большой подвижностью, | |
|общительностью, болтливостью, | |
|чрезмерной самостоятельностью, | |
|склонностью к озорству, недостатком | |
|чувства дистанции в отношении ко | |
|взрослым. С первых лет жизни они | |
|везде вносят много шума, любят | |
|компании сверстников и стремятся | |
|командовать ими. Воспитатели детских| |
|учреждений жалуются на их | |
|неугомонность... | |
|Существуют две классификации типов | |
|акцентуаций характера. Первая | |
|предложена K. Leongard (1968) и | |
|вторая - А. Е. Личко (1977). | |
|Приводим сопоставление этих | |
|классификаций, сделанное В. В. | |
|Юстицким (1977). | |
|Тип акцентуированной |Тип акцентуации характера, |
|личности, по К. Леонгарду |по А. Е. Личко |
| | |
|Лабильный |Лабильный циклоид |
|Сверхподвижный |Лабильный |
|Эмотивный | |
|Демонстративный |Истероидный |
|Сверхпунктуальный |Психастенический |
|Ригидно-аффективный |Эпилептоидный |
|Неуправляемый | |
|Интравертный |Шизоидный |
|Боязливый |Сенситивный |
|Неконцентрированный или |Астено-невротический |
|неврастенический | |
|Экстравертный |Конформный |
|Слабовольный |Неустойчивый |
|- |Гипертимный |
|- |Циклоидный |
|Первые трудности могут выявиться | |
|при поступлении в школу. При | |
|хороших способностях, живом уме, | |
|умении все схватывать на лету | |
|обнаруживается неусидчивость, | |
|отвлекаемость, | |
|недисциплинированность. Учатся | |
|поэтому они очень неровно - то | |
|блеснут пятерками, то "нахватают"| |
|двоек... | |
|Главная черта гипертимных | |
|подростков - почти всегда .очень | |
|хорошее, даже приподнятое | |
|настроение. Лишь изредка и | |
|ненадолго эта солнечность | |
|омрачается вспышками раздражения,| |
|гнева, агрессии. | |
|...Хорошее настроение гипертимных| |
|подростков гармонично сочетается | |
|с хорошим самочувствием, высоким | |
|жизненным тонусом, нередко | |
|цветущим внешним видом. У них | |
|всегда хороший аппетит и здоровый| |
|сон... | |
|Реакция эмансипации бывает | |
|особенно отчетливой. В силу этого| |
|с родителями, педагогами, | |
|воспитателями легко возникают | |
|конфликты. К ним ведут мелочный | |
|контроль, повседневная опека, | |
|наставления и нравоучения, | |
|"проработка" в семье и на | |
|публичных собраниях. Все это | |
|обычно вызывает только усиление | |
|"борьбы за самостоятельность", | |
|непослушание, нарочитое нарушение| |
|правил и порядков. Стараясь | |
|вырваться из-под опеки семьи, | |
|гипертимные подростки охотно | |
|уезжают в лагеря, уходят в | |
|туристские походы и т.п., но и | |
|там вскоре приходят в | |
|столкновение с установленным | |
|режимом и дисциплиной. Как | |
|правило, обнаруживается | |
|склонность к самовольным | |
|отлучкам, иногда продолжительным.| |
|Истинные побеги из дому у | |
|гипертимов встречаются нечасто...| |
| | |
|Реакция группирования проходит не| |
|только под знаком постоянного | |
|тяготения к компаниям | |
|сверстников, но и стремления к | |
|лидерству в этих компаниях... | |
|Неудержимый интерес ко всему | |
|вокруг делает гипертимных | |
|.подростков неразборчивыми в | |
|выборе знакомств. Контакт со | |
|случайными встречными не | |
|представляет для них проблемы. | |
|Устремляясь туда, где "кипит | |
|жизнь", они порой могут оказаться| |
|в неблагоприятной среде, попасть | |
|в асоциальную группу. Всюду они | |
|быстро осваиваются, перенимают | |
|манеры, обычаи, поведение, | |
|одежду, модные "хобби"... | |
|Алкоголизация представляет для | |
|гипертимов серьезную опасность с | |
|подросткового возраста. Выпивают | |
|они в компаниях с приятелями. | |
|Предпочитают неглубокие | |
|эйфоризирующие стадии опьянения, | |
|но легко становятся на путь | |
|частых и регулярных выпивок... | |
|Реакция увлечения отличается у | |
|гипертимных подростков богатством| |
|и разнообразием проявлений, но | |
|главное - крайним непостоянством | |
|хобби. Коллекции сменяются | |
|азартными играми, одно спортивное| |
|увлечение другим, один кружок на | |
|другой, мальчики нередко отдают | |
|мимолетную дань техническим | |
|увлечениям, девочки - | |
|художественной | |
|самодеятельности... | |
|Аккуратность отнюдь не составляет| |
|их отличительной черты ни в | |
|занятиях, ни в выполнении | |
|обещаний, ни, что особенно | |
|бросается в глаза, в денежных | |
|делах. Рассчитывать они не умеют | |
|и не хотят, охотно берут в долг, | |
|отодвигая в сторону неприятную | |
|мысль о последующей расплате... | |
|Всегда хорошее настроение и | |
|высокий жизненный тонус создают | |
|благоприятные условия для | |
|переоценки своих способностей и | |
|возможностей. Избыточная | |
|уверенность в своих силах | |
|побуждает "показать себя", | |
|предстать перед окружающими в | |
|выгодном свете, прихвастнуть. Но | |
|им присуща искренность задора, | |
|действительная уверенность в | |
|собственных силах, а не натужное | |
|стремление "показать себя больше,| |
|чем есть на самом деле", как у | |
|настоящих истероидов. Лживость не| |
|является их характерной чертой, | |
|она может быть обусловлена | |
|необходимостью извернуться в | |
|трудной ситуации.... | |
|Самооценка гипертимных подростков| |
|отличается достаточной | |
|искренностью... | |
|Гипертимно-неустойчивый вариант | |
|психопатизации является наиболее | |
|частым. Здесь жажда развлечений, | |
|веселья, рискованных похождений | |
|все более выступает на первый | |
|план и толкает на пренебрежение | |
|занятиями и работой, на | |
|алкоголизацию и употребление | |
|наркотиков, на сексуальные | |
|эксцессы и делинквентность - в | |
|конечном итоге может привести к | |
|асоциальному образу жизни... | |
|Решающую роль в том, что на | |
|гипертимной акцентуации | |
|произрастает | |
|гипертимно-неустойчивая | |
|психопатия, обычно играет семья. | |
|Как чрезмерная опека - | |
|гиперпротекция, мелочный контроль| |
|и жестокий диктат, да еще | |
|сочетающийся с неблагополучием | |
|внутрисемейных отношений, так и | |
|гипоопека, безнадзорность могут | |
|служить стимулами к развитию | |
|гипертимно-неустойчивой | |
|психопатии. | |
|Гипертимно-истероидный вариант | |
|встречается значительно реже. На | |
|фоне гипертимности постепенно | |
|вырисовываются истероидные черты.| |
|При столкновении с жизненными | |
|трудностями, при неудачах, в | |
|отчаянных ситуациях и при угрозе | |
|серьезных наказаний возникает и | |
|желание разжалобить других | |
|(вплоть до демонстративных | |
|суицидных действий), и произвести| |
|впечатление своей незаурядностью,| |
|и прихвастнуть, "пустить пыль в | |
|глаза". Возможно, в развитии | |
|этого типа также важнейшую роль | |
|играет среда. Воспитание по типу | |
|"кумира семьи" (Гиндикин, 1961), | |
|потакание прихотям в детстве, | |
|избыток похвал по поводу мнимых и| |
|действительных способностей и | |
|талантов, привычка всегда быть на| |
|виду, созданная родителями, а | |
|иногда и неправильными действиями| |
|воспитателей, обусловливают в | |
|подростковом периоде трудности, | |
|которые могут оказаться | |
|непреодолимыми... | |
|Гипертимно-аффективный вариант | |
|психопатизации отличается | |
|усилением черт аффективной | |
|взрывчатости, что создает | |
|сходство с эксплозивными | |
|психопатиями. Вспышки раздражения| |
|и гнева, нередко свойственные | |
|гипертимам, когда они встречают | |
|противодействие или терпят | |
|неудачи, здесь становятся | |
|особенно бурными и возникают по | |
|малейшему поводу. На высоте | |
|аффекта нередко утрачивается | |
|контроль над собой: брань и | |
|угрозы вырываются без всякого | |
|учета обстановки, в агрессии | |
|собственные силы не соизмеряются | |
|с силами объекта нападения, а | |
|сопротивление может достигать | |
|"буйного безумства". Все это | |
|обычно позволяет говорить о | |
|формировании психопатии | |
|возбудимого типа. Это понятие, | |
|нам представляется, подразумевает| |
|весьма сборную группу. Сходство | |
|гипертимной аффективности с | |
|эксплозивностью эпилептоидов | |
|остается чисто внешним: здесь | |
|присуща большая отходчивость, | |
|склонность легко прощать обиды и | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|