Рефераты

Психопатии и акцентуации характера у подростков

Психопатии и акцентуации характера у подростков

|ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У| |

|ПОДРОСТКОВ | |

|Психопатии - это такие аномалии | |

|характера, которые, по словам П. Б. | |

|Ганнушкина (1933), "определяют весь | |

|психический облик индивидуума, | |

|накладывая на весь его душевный | |

|склад свой властный отпечаток", "в | |

|течение жизни... не подвергаются | |

|сколько-нибудь резким изменениям", | |

|"мешают... приспособляться к | |

|окружающей среде". Эти три критерия | |

|были обозначены О. В. Кербиковым | |

|(1962) как тотальность и | |

|относительная стабильность | |

|патологических черт характера и их | |

|выраженность до степени, нарушающей | |

|социальную адаптацию. | |

|Указанные критерии служат также | |

|основными ориентирами в диагностике | |

|психопатий у подростков. Тотальность| |

|патологических черт характера | |

|выступает в этом возрасте особенно | |

|ярко. Подросток, наделенный | |

|психопатией, обнаруживает свой тип | |

|характера в семье и в школе, со | |

|сверстниками и со старшими, в учебе | |

|и на отдыхе, в труде и в | |

|развлечениях, в условиях обыденных и| |

|привычных, и в чрезвычайных | |

|ситуациях. Всюду и всегда | |

|гипертимный подросток кипит | |

|энергией, шизоидный отгораживается | |

|от окружения незримой завесой, а | |

|истероидный жаждет привлечь к себе | |

|внимание. Тиран дома и примерный | |

|ученик в школе, тихоня под суровой | |

|властью и разнузданный хулиган в | |

|обстановке попустительства, беглец | |

|из дома, где царит гнетущая | |

|атмосфера или семью раздирают | |

|противоречия, отлично уживающийся в | |

|хорошем интернате - все они не | |

|должны причисляться к психопатам, | |

|даже если весь подростковый период | |

|происходит у них под знаком | |

|нарушенной адаптации. | |

|Относительная стабильность черт | |

|характера является менее доступным | |

|для оценки в этом возрасте | |

|ориентиром. Слишком короток бывает | |

|еще жизненный путь. Под | |

|сколько-нибудь резкими изменениями в| |

|подростковом возрасте следует | |

|понимать неожиданные трансформации | |

|характера, внезапные и коренные | |

|смены типа. Если очень веселый, | |

|общительный, шумливый, неугомонный | |

|ребенок превращается вдруг в | |

|угрюмого, замкнутого, ото всех | |

|отгороженного подростка или нежный, | |

|ласковый, очень чувствительный и | |

|эмоциональный в детстве становится | |

|изощренно-жестоким, | |

|холодно-расчетливым, бездушным к | |

|близким юношей, то все это скорее | |

|всего не соответствует критерию | |

|относительной стабильности, и как бы| |

|не были выражены психопатические | |

|черты, случаи эти нередко | |

|оказываются за рамками психопатии...| |

| | |

|Нарушения адаптации, или, точнее, | |

|социальная дезадаптация, в случаях | |

|психопатий обычно проходит через | |

|весь подростковый период... | |

|Таковы три критерия - тотальность, | |

|относительная стабильность характера| |

|и социальная дезадаптация, - | |

|позволяющие отличать психопатии... | |

|Типы акцентуаций характера весьма | |

|сходны и частично совпадают с типами| |

|психопатий. | |

|Еще на заре учения о психопатиях | |

|возникла проблема отграничения их от| |

|крайних вариантов нормы. В. М. | |

|Бехтерев (1886) упоминал о | |

|"переходных состояниях между | |

|психопатией и нормальным | |

|состоянием"... | |

|П. Б. Ганнушкин (1933) подобные | |

|случаи обозначал как "латентную | |

|психопатию", М. Framer (1949) и О. | |

|В. Кербиков (1961) - как | |

|"предпсихопатию", Г. К. Ушаков | |

|(1973) - как "крайние варианты | |

|нормального характера". | |

|Наибольшую известность получил | |

|термин K. Leongard (1968) - | |

|"акцентуированная личность". Однако | |

|правильнее говорить об "акцентуациях| |

|характера" (Личко; 1977). Личность -| |

|понятие гораздо более сложное, чем | |

|характер. Она включает интеллект, | |

|способности, наклонности, | |

|мировоззрение и т. д. В описаниях K.| |

|Leongard речь идет именно о типах | |

|характера... | |

|Отличия между акцентуациями | |

|характера и психопатиями | |

|основываются на диагностических | |

|критериях П. Б. Ганнушкина (1933) - | |

|О. В. Кербикова (1962). При | |

|акцентуациях характера может не быть| |

|ни одного из этих признаков: ни | |

|относительной стабильности характера| |

|на протяжении жизни, ни тотальности | |

|его проявлений во всех ситуациях, ни| |

|социальной дезадаптации как | |

|следствия тяжести аномалии | |

|характера. Во всяком случае, никогда| |

|не бывает соответствия всем этим | |

|трем признакам психопатии сразу. | |

|Обычно акцентуации развиваются в | |

|период становления характера и | |

|сглаживаются с повзрослением. | |

|Особенности характера при | |

|акцентуациях могут проявляться не | |

|постоянно, а лишь в некоторых | |

|ситуациях, в определенной | |

|обстановке, и почти не | |

|обнаруживаться в обычных условиях. | |

|Социальная дезадаптация при | |

|акцентуациях либо вовсе отсутствует,| |

|либо бывает непродолжительной. | |

|В добавление к критериям П. Б. | |

|Ганнушкина, О. В. Кербикова можно | |

|отметить еще один важный признак, | |

|отличающий акцентуации и психопатии | |

|(Личко, 1977). При психопатиях | |

|декомпенсации, острые аффективные и | |

|психопатические реакции, социальная | |

|дезадаптация возникают от любых | |

|психических травм, в самых | |

|разнообразных трудных ситуациях, от | |

|всевозможных поводов и даже без | |

|видимой причины. При акцентуациях | |

|нарушения возникают только при | |

|определенного рода психических | |

|травмах, в некоторых трудных | |

|ситуациях, а именно лишь тогда, | |

|когда они адресуются к "месту | |

|наименьшего сопротивления", к | |

|"слабому звену" данного типа | |

|характера. Иные трудности и | |

|потрясения, не задевающие этой | |

|ахиллесовой пяты, не приводят к | |

|нарушениям и переносятся стойко. При| |

|каждом типе акцентуации имеются | |

|свойственные ему, отличные от других| |

|типов, "слабые места". | |

|На основании сказанного можно дать | |

|следующее определение акцентуации | |

|характера. | |

|Акцентуации характера - это крайние | |

|варианты нормы, при которых | |

|отдельные черты характера чрезмерно | |

|усилены, вследствие чего | |

|обнаруживается избирательная | |

|уязвимость в отношении определенного| |

|рода психогенных воздействий при | |

|хорошей и даже повышенной | |

|устойчивости к другим... | |

|В зависимости от степени | |

|выраженности нами было выделено две | |

|степени акцентуации характера: явная| |

|и скрытая (Личко; Александров; | |

|1973). | |

|Явная акцентуация. Эта степень | |

|акцентуации относится к крайним | |

|вариантам нормы. Она отличается | |

|наличием довольно постоянных черт | |

|определенного типа характера... | |

|В подростковом возрасте особенности | |

|характера часто заостряются, а при | |

|действии психогенных факторов, | |

|адресующихся к "месту наименьшего | |

|сопротивления", могут наступать | |

|временные нарушения адаптации, | |

|отклонения в поведении. При | |

|повзрослении особенности характера | |

|остаются достаточно выраженными, но | |

|компенсируются и обычно не мешают | |

|адаптации. | |

|Скрытая акцентуация. Эта степень, | |

|видимо, должна быть отнесена не к | |

|крайним, а к обычным вариантам | |

|нормы. В обыденных, привычных | |

|условиях, черты определенного типа | |

|характера выражены слабо или не | |

|проявляются совсем. Даже при | |

|продолжительном наблюдении, | |

|разносторонних контактах и детальном| |

|знакомстве с биографией трудно | |

|бывает составить четкое | |

|представление об определенном типе | |

|характера. Однако черты этого типа | |

|могут ярко, порой неожиданно, | |

|выявиться под влиянием тех ситуаций | |

|и психических травм, которые | |

|предъявляют повышенные требования к | |

|"месту наименьшего сопротивления". | |

|Психогенные факторы иного рода, даже| |

|тяжелые, не только не вызывают | |

|психических расстройств, но могут | |

|даже не выявить типа характера. Если| |

|же такие черты и выявляются, это, | |

|как правило, не приводит к заметной | |

|социальной дезадаптации... | |

|КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ГРУППИРОВКАХ | |

|ТИПОВ ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИЙ | |

|ХАРАКТЕРА | |

|...Систематика, которой мы | |

|придерживаемся при дальнейшем | |

|изложении, в основном исходит из | |

|классификации П. Б. Ганнушкина | |

|(1933), Г. Е. Сухаревой (1959) и | |

|типов акцентуированных личностей у | |

|взрослых, по K. Leongard (1964, | |

|1968). Однако наша систематика | |

|отличается от предыдущих двумя | |

|особенностями, Во-первых, она | |

|предназначена специально для | |

|подросткового возраста. Все типы | |

|описываются такими, какими они в | |

|этом возрасте предстают. Во-вторых, | |

|она охватывает психопатии, т. е. | |

|патологические отклонения характера | |

|и акцентуации, т. е. крайние | |

|варианты нормы... | |

|ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП | |

|Этот тип психопатий детально описан | |

|Schneider (1923) и П. Б. Ганнушкиным| |

|(1933) у взрослых и Г. Е. Сухаревой | |

|(1959) у детей и подростков. П. Б. | |

|Ганнушкин дал этому типу название | |

|"кон-ституционально-возбужденный" и | |

|включил в группу циклоидов... | |

|Сведения от родных свидетельствуют, | |

|что с детства гипертимные подростки | |

|отличаются большой подвижностью, | |

|общительностью, болтливостью, | |

|чрезмерной самостоятельностью, | |

|склонностью к озорству, недостатком | |

|чувства дистанции в отношении ко | |

|взрослым. С первых лет жизни они | |

|везде вносят много шума, любят | |

|компании сверстников и стремятся | |

|командовать ими. Воспитатели детских| |

|учреждений жалуются на их | |

|неугомонность... | |

|Существуют две классификации типов | |

|акцентуаций характера. Первая | |

|предложена K. Leongard (1968) и | |

|вторая - А. Е. Личко (1977). | |

|Приводим сопоставление этих | |

|классификаций, сделанное В. В. | |

|Юстицким (1977). | |

|Тип акцентуированной |Тип акцентуации характера, |

|личности, по К. Леонгарду |по А. Е. Личко |

| | |

|Лабильный |Лабильный циклоид |

|Сверхподвижный |Лабильный |

|Эмотивный | |

|Демонстративный |Истероидный |

|Сверхпунктуальный |Психастенический |

|Ригидно-аффективный |Эпилептоидный |

|Неуправляемый | |

|Интравертный |Шизоидный |

|Боязливый |Сенситивный |

|Неконцентрированный или |Астено-невротический |

|неврастенический | |

|Экстравертный |Конформный |

|Слабовольный |Неустойчивый |

|- |Гипертимный |

|- |Циклоидный |

|Первые трудности могут выявиться | |

|при поступлении в школу. При | |

|хороших способностях, живом уме, | |

|умении все схватывать на лету | |

|обнаруживается неусидчивость, | |

|отвлекаемость, | |

|недисциплинированность. Учатся | |

|поэтому они очень неровно - то | |

|блеснут пятерками, то "нахватают"| |

|двоек... | |

|Главная черта гипертимных | |

|подростков - почти всегда .очень | |

|хорошее, даже приподнятое | |

|настроение. Лишь изредка и | |

|ненадолго эта солнечность | |

|омрачается вспышками раздражения,| |

|гнева, агрессии. | |

|...Хорошее настроение гипертимных| |

|подростков гармонично сочетается | |

|с хорошим самочувствием, высоким | |

|жизненным тонусом, нередко | |

|цветущим внешним видом. У них | |

|всегда хороший аппетит и здоровый| |

|сон... | |

|Реакция эмансипации бывает | |

|особенно отчетливой. В силу этого| |

|с родителями, педагогами, | |

|воспитателями легко возникают | |

|конфликты. К ним ведут мелочный | |

|контроль, повседневная опека, | |

|наставления и нравоучения, | |

|"проработка" в семье и на | |

|публичных собраниях. Все это | |

|обычно вызывает только усиление | |

|"борьбы за самостоятельность", | |

|непослушание, нарочитое нарушение| |

|правил и порядков. Стараясь | |

|вырваться из-под опеки семьи, | |

|гипертимные подростки охотно | |

|уезжают в лагеря, уходят в | |

|туристские походы и т.п., но и | |

|там вскоре приходят в | |

|столкновение с установленным | |

|режимом и дисциплиной. Как | |

|правило, обнаруживается | |

|склонность к самовольным | |

|отлучкам, иногда продолжительным.| |

|Истинные побеги из дому у | |

|гипертимов встречаются нечасто...| |

| | |

|Реакция группирования проходит не| |

|только под знаком постоянного | |

|тяготения к компаниям | |

|сверстников, но и стремления к | |

|лидерству в этих компаниях... | |

|Неудержимый интерес ко всему | |

|вокруг делает гипертимных | |

|.подростков неразборчивыми в | |

|выборе знакомств. Контакт со | |

|случайными встречными не | |

|представляет для них проблемы. | |

|Устремляясь туда, где "кипит | |

|жизнь", они порой могут оказаться| |

|в неблагоприятной среде, попасть | |

|в асоциальную группу. Всюду они | |

|быстро осваиваются, перенимают | |

|манеры, обычаи, поведение, | |

|одежду, модные "хобби"... | |

|Алкоголизация представляет для | |

|гипертимов серьезную опасность с | |

|подросткового возраста. Выпивают | |

|они в компаниях с приятелями. | |

|Предпочитают неглубокие | |

|эйфоризирующие стадии опьянения, | |

|но легко становятся на путь | |

|частых и регулярных выпивок... | |

|Реакция увлечения отличается у | |

|гипертимных подростков богатством| |

|и разнообразием проявлений, но | |

|главное - крайним непостоянством | |

|хобби. Коллекции сменяются | |

|азартными играми, одно спортивное| |

|увлечение другим, один кружок на | |

|другой, мальчики нередко отдают | |

|мимолетную дань техническим | |

|увлечениям, девочки - | |

|художественной | |

|самодеятельности... | |

|Аккуратность отнюдь не составляет| |

|их отличительной черты ни в | |

|занятиях, ни в выполнении | |

|обещаний, ни, что особенно | |

|бросается в глаза, в денежных | |

|делах. Рассчитывать они не умеют | |

|и не хотят, охотно берут в долг, | |

|отодвигая в сторону неприятную | |

|мысль о последующей расплате... | |

|Всегда хорошее настроение и | |

|высокий жизненный тонус создают | |

|благоприятные условия для | |

|переоценки своих способностей и | |

|возможностей. Избыточная | |

|уверенность в своих силах | |

|побуждает "показать себя", | |

|предстать перед окружающими в | |

|выгодном свете, прихвастнуть. Но | |

|им присуща искренность задора, | |

|действительная уверенность в | |

|собственных силах, а не натужное | |

|стремление "показать себя больше,| |

|чем есть на самом деле", как у | |

|настоящих истероидов. Лживость не| |

|является их характерной чертой, | |

|она может быть обусловлена | |

|необходимостью извернуться в | |

|трудной ситуации.... | |

|Самооценка гипертимных подростков| |

|отличается достаточной | |

|искренностью... | |

|Гипертимно-неустойчивый вариант | |

|психопатизации является наиболее | |

|частым. Здесь жажда развлечений, | |

|веселья, рискованных похождений | |

|все более выступает на первый | |

|план и толкает на пренебрежение | |

|занятиями и работой, на | |

|алкоголизацию и употребление | |

|наркотиков, на сексуальные | |

|эксцессы и делинквентность - в | |

|конечном итоге может привести к | |

|асоциальному образу жизни... | |

|Решающую роль в том, что на | |

|гипертимной акцентуации | |

|произрастает | |

|гипертимно-неустойчивая | |

|психопатия, обычно играет семья. | |

|Как чрезмерная опека - | |

|гиперпротекция, мелочный контроль| |

|и жестокий диктат, да еще | |

|сочетающийся с неблагополучием | |

|внутрисемейных отношений, так и | |

|гипоопека, безнадзорность могут | |

|служить стимулами к развитию | |

|гипертимно-неустойчивой | |

|психопатии. | |

|Гипертимно-истероидный вариант | |

|встречается значительно реже. На | |

|фоне гипертимности постепенно | |

|вырисовываются истероидные черты.| |

|При столкновении с жизненными | |

|трудностями, при неудачах, в | |

|отчаянных ситуациях и при угрозе | |

|серьезных наказаний возникает и | |

|желание разжалобить других | |

|(вплоть до демонстративных | |

|суицидных действий), и произвести| |

|впечатление своей незаурядностью,| |

|и прихвастнуть, "пустить пыль в | |

|глаза". Возможно, в развитии | |

|этого типа также важнейшую роль | |

|играет среда. Воспитание по типу | |

|"кумира семьи" (Гиндикин, 1961), | |

|потакание прихотям в детстве, | |

|избыток похвал по поводу мнимых и| |

|действительных способностей и | |

|талантов, привычка всегда быть на| |

|виду, созданная родителями, а | |

|иногда и неправильными действиями| |

|воспитателей, обусловливают в | |

|подростковом периоде трудности, | |

|которые могут оказаться | |

|непреодолимыми... | |

|Гипертимно-аффективный вариант | |

|психопатизации отличается | |

|усилением черт аффективной | |

|взрывчатости, что создает | |

|сходство с эксплозивными | |

|психопатиями. Вспышки раздражения| |

|и гнева, нередко свойственные | |

|гипертимам, когда они встречают | |

|противодействие или терпят | |

|неудачи, здесь становятся | |

|особенно бурными и возникают по | |

|малейшему поводу. На высоте | |

|аффекта нередко утрачивается | |

|контроль над собой: брань и | |

|угрозы вырываются без всякого | |

|учета обстановки, в агрессии | |

|собственные силы не соизмеряются | |

|с силами объекта нападения, а | |

|сопротивление может достигать | |

|"буйного безумства". Все это | |

|обычно позволяет говорить о | |

|формировании психопатии | |

|возбудимого типа. Это понятие, | |

|нам представляется, подразумевает| |

|весьма сборную группу. Сходство | |

|гипертимной аффективности с | |

|эксплозивностью эпилептоидов | |

|остается чисто внешним: здесь | |

|присуща большая отходчивость, | |

|склонность легко прощать обиды и | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты