Психопатии и акцентуации характера у подростков
|даже дружить с тем, с кем только | |
|что был в ссоре. Отсутствуют и | |
|другие эпилептоидные черты. | |
|Возможно, в формировании этого | |
|варианта психопатизации | |
|существенную роль могут играть не| |
|столь редкие у мальчиков | |
|гипертимного типа | |
|черепно-мозговые травмы... | |
|ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП | |
|Как известно, этот тип был описан| |
|в 1921 г. Kretschmer и сперва | |
|стал широко использоваться в | |
|психиатрических исследованиях. П.| |
|Б. Ганнушкин (1933) включил в | |
|"группу циклоидов" четыре типа | |
|психопатов: | |
|"конституционально-депрессивных",| |
|"конституционально-возбужденных" | |
|(гипертимных), циклотимиков и | |
|эмотивно-лабильных. Циклотимия им| |
|рассматривалась как тип | |
|психопатии... | |
|...В подростковом возрасте можно | |
|видеть два варианта циклоидной | |
|акцентуации: типичные к лабильные| |
|циклоиды. | |
|Типичные циклоиды в детстве ничем| |
|не отличаются от сверстников или | |
|чаще производят впечатление | |
|гипертимов. С наступлением | |
|пубертатного периода (у девочек | |
|это может совпасть с менархе) | |
|возникает первая субдепрессивная | |
|фаза. Ее отличает склонность к | |
|апатии и раздражительности. С | |
|утра ощущается вялость и упадок | |
|сил, все валится из рук. То, что | |
|раньше давалось легко и просто, | |
|теперь требует неимоверных | |
|усилий. Труднее становится | |
|учиться. Людское общество | |
|начинает тяготить, компании | |
|сверстников избегаются, | |
|приключения и риск теряют всякую | |
|привлекательность. Прежде шумные | |
|и бойкие подростки в эти периоды | |
|становятся вялыми домоседами. | |
|Падает аппетит, но вместо | |
|свойственной выраженным | |
|депрессиям бессонницы нередко | |
|наблюдается сонливость | |
|(Озерецковский, 1972). Созвучно | |
|настроению все приобретает | |
|пессимистическую окраску. Мелкие | |
|неприятности и неудачи, которые | |
|обычно начинают сыпаться из-за | |
|падения работоспособности, | |
|переживают крайне тяжело. На | |
|замечания и укоры нередко | |
|отвечают раздражением, порой | |
|грубостью и гневом, но в глубине | |
|души впадая еще в большее уныние.| |
|Серьезные неудачи и нарекания | |
|окружающих могут углубить | |
|субдепрессивное состояние или | |
|вызвать острую аффективную | |
|реакцию с суицидными попытками. | |
|Обычно лишь только в этом случае | |
|циклоидные подростки попадают под| |
|наблюдение психиатра... | |
|У типичных циклоидов фазы обычно | |
|непродолжительны и длятся две-три| |
|недели... | |
|У циклоидных подростков имеются | |
|свои "места наименьшего | |
|сопротивления". Важнейшим из них,| |
|вероятно, является неустойчивость| |
|К коренной ломке жизненного | |
|стереотипа. Этим, видимо, | |
|объясняются присущие циклоидам | |
|затяжные субдепрессивные реакции | |
|на первом курсе высших учебных | |
|заведений (Строгонов, 1973). | |
|Резкое изменение характера | |
|учебного процесса, обманчивая | |
|легкость первых студенческих | |
|дней, отсутствие ежедневного | |
|контроля со стороны | |
|преподавателей, сменяющееся | |
|необходимостью усвоить в короткий| |
|период зачетно-экзаменационной | |
|сессии гораздо больший, чем в | |
|школе, материал, - все это ломает| |
|привитый предшествующими | |
|десятилетиями учебный стереотип. | |
|Способность в период подъема на | |
|лету усваивать материал школьной | |
|программы здесь оказывается | |
|недостаточной. Упущенное | |
|приходится наверстывать | |
|усиленными занятиями, а в | |
|субдепрессивной фазе и это не | |
|приводит к желаемым результатам. | |
|Переутомление и астения | |
|затягивают субдепрессивную фазу, | |
|появляется отвращение к учебе и к| |
|умственной работе вообще. | |
|Лабильные циклоиды, в отличие от | |
|типичных, во многом приближаются | |
|к лабильному | |
|(эмоционально-лабильному или | |
|реактивно-лабильному) типу. Фазы | |
|здесь гораздо короче -несколько | |
|"хороших" дней сменяют несколько | |
|"плохих". "Плохие" дни более | |
|отмечены дурным настроением, чем | |
|вялостью, упадком сил или | |
|неудовлетворительным | |
|самочувствием. В пределах одного | |
|периода возможны короткие | |
|перемены настроения, вызванные | |
|соответствующими известиями или | |
|событиями. Но, в отличие от | |
|описываемого далее лабильного | |
|типа, нет чрезмерной | |
|эмоциональной реактивности, | |
|постоянной готовности настроения | |
|легко и круто меняться от | |
|незначительных причин. | |
|Подростковые поведенческие | |
|реакции у циклоидов, как | |
|типичных, так и лабильных, обычно| |
|выражены умеренно. | |
|Эмансипационные устремления и | |
|реакции группирования со | |
|сверстниками усиливаются в период| |
|подъема. Увлечения отличаются | |
|нестойкостью - в субдепрессивные | |
|периоды их забрасывают, в период | |
|подъема находят новые или | |
|возвращаются к прежним | |
|заброшенным. Заметного снижения | |
|сексуального влечения в | |
|субдепрессивной фазе сами | |
|подростки обычно не отмечают, | |
|хотя, по наблюдению близких, | |
|сексуальные интересы в "плохие | |
|дни" гаснут. Выраженные нарушения| |
|поведения (делинквентность, | |
|побеги из дому, знакомство с | |
|наркотиками) мало свойственны | |
|циклоидам. К алкоголизации в | |
|компаниях они обнаруживают | |
|склонность в периоды подъема. | |
|Суицидальное поведение в виде | |
|аффективных (но не | |
|демонстративных) попыток или | |
|истинных покушений возможно в | |
|субдепрессивной фазе. | |
|Самооценка характера у циклоидов | |
|формируется постепенно, по мере | |
|того, как накапливается опыт | |
|"хороших" и "плохих" периодов. У | |
|подростков этого опыта еще нет, и| |
|поэтому самооценка может быть еще| |
|очень неточна... | |
|ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП | |
|Этот тип наиболее полно описан | |
|под разными наименованиями | |
|"эмоционально-лабильный", | |
|(Schneider, | |
|1923),"реактивно-лабильный" (П. | |
|Б. Ганнушкиным, 1933) или | |
|"эмотивно-лабильный" (Leongard, | |
|1964, 1968) и др ... | |
|В детстве лабильные подростки, | |
|как правило, особенно не | |
|выделяются среди сверстников. | |
|Лишь у некоторых обнаруживается | |
|склонность к невротическим | |
|реакциям. Однако почти у всех | |
|детство наполнено инфекционными | |
|заболеваниями, вызываемыми | |
|условно-патогенной флорой. Частые| |
|ангины, непрерывные "простуды", | |
|хронические пневмонии, ревматизм,| |
|пиелоциститы, холециститы и др. | |
|заболевания хотя протекают и не в| |
|тяжелых формах, но склонны | |
|принимать затяжное и | |
|рецидивирующее течение. Возможно,| |
|фактор "соматической | |
|инфантилизации" играет важную | |
|роль во многих случаях | |
|формирования лабильного типа. | |
|Главная черта лабильного типа - | |
|крайняя изменчивость | |
|настроения... | |
|Можно говорить о намечающемся | |
|формировании лабильного типа в | |
|случаях, когда настроение | |
|меняется слишком часто и | |
|чрезмерно круто, а поводы для | |
|этих коренных перемен бывают | |
|ничтожными. Кем-то нелестно | |
|сказанное слово, неприветливый | |
|взгляд случайного собеседника, | |
|некстати пошедший дождь, | |
|оторвавшаяся от костюма пуговица | |
|способны погрузить в унылое и | |
|мрачное расположение духа при | |
|отсутствии каких-либо серьезных | |
|неприятностей и неудач. В то же | |
|время какая-нибудь приятная | |
|беседа, интересная новость, | |
|мимолетный комплимент, удачно к | |
|случаю одетый костюм, услышанные | |
|от кого-либо, хотя и | |
|малореальные, но заманчивые | |
|перспективы могут поднять | |
|настроение, даже отвлечь от | |
|действительных неприятностей, | |
|пока они снова не напомнят | |
|чем-либо о себе. При | |
|психиатрическом осмотре во время | |
|откровенных и волнующих бесед, | |
|когда приходится касаться самых | |
|разных сторон жизни, на | |
|протяжении получаса можно видеть | |
|не раз готовые навернуться слезы | |
|и вскоре радостную улыбку. | |
|Настроению присущи не только | |
|частые и резкие перемены, но и | |
|значительная их глубина. От | |
|настроения данного момента | |
|зависят и самочувствие, и | |
|аппетит, и сон, и | |
|трудоспособность, и желание | |
|побыть одному или только вместе с| |
|близким человеком или же | |
|устремиться в шумное общество, в | |
|компанию, на люди. Соответственно| |
|настроению и будущее то | |
|расцвечивается радужными | |
|красками, то представляется серым| |
|и унылым, и прошлое предстает то | |
|как цепь приятных воспоминаний, | |
|то кажется сплошь состоящим из | |
|неудач, ошибок и | |
|несправедливостей. Одни и те же | |
|люди, одно и то же окружение | |
|кажутся то милым, интересным и | |
|привлекательным, то надоевшим, | |
|скучным и безобразным, наделенным| |
|всяческими недостатками. | |
|Маломотивированная смена | |
|настроения иногда создает | |
|впечатление о поверхностности и | |
|легкомыслии. Но это суждение не | |
|соответствует истине. | |
|Представители лабильного типа | |
|способны на глубокие чувства, на | |
|большую и искреннюю | |
|привязанность. Это прежде всего | |
|сказывается в их отношении к | |
|родным и близким, но лишь к тем, | |
|от кого они сами чувствуют | |
|любовь, заботу и участие. К ним | |
|привязанность сохраняется | |
|несмотря на легкость и частоту | |
|мимолетных ссор. | |
|Не менее свойственна лабильным | |
|подросткам и преданная дружба. В | |
|друге они стихийно ищут | |
|психотерапевта. Они предпочитают | |
|дружить с тем, кто в минуты | |
|грусти и недовольства способен | |
|отвлечь, утешить рассказать | |
|что-нибудь интересное, | |
|приободрить, убедить, что "все не| |
|так страшно", но и в то же время | |
|в минуты эмоционального подъема | |
|легко откликнуться на радость и | |
|веселье, удовлетворить | |
|потребность сопереживания. | |
|Лабильные подростки весьма чутки | |
|ко всякого рода знакам внимания, | |
|благодарности, похвалам и | |
|поощрениям - все это доставляет | |
|им искреннюю радость, но вовсе не| |
|побуждает к заносчивости или | |
|самомнению. Порицания, осуждения,| |
|выговоры, нотации глубоко | |
|переживаются и способны вторгнуть| |
|в беспросветное уныние. | |
|Действительные неприятности, | |
|утраты, несчастья лабильные | |
|подростки переносят чрезвычайно | |
|тяжело, обнаруживая склонность к | |
|реактивным депрессиям, тяжелым | |
|невротическим срывам. | |
|Реакция эмансипации у лабильных | |
|подростков выражена весьма | |
|умеренно. Им хорошо в семье, если| |
|они чувствуют там любовь, тепло и| |
|уют. Эмансипационная активность | |
|проявляется в виде коротких | |
|вспышек, обусловленных капризами | |
|настроения и обычно трактуемых | |
|взрослыми как простое | |
|упрямство... | |
|Ей чужд и опьяняющий азарт игр, и| |
|скрупулезная дотошность | |
|коллекционирования, и настойчивое| |
|совершенствование силы, ловкости | |
|умений и высоты утонченных | |
|интеллектуально-эстетических | |
|наслаждений... | |
|Самооценка отличается | |
|искренностью (Ефременкова, | |
|Иванов, 1971). Лабильные | |
|подростки хорошо знают | |
|особенности своего характера, | |
|знают, что они - "люди | |
|настроения" и что от настроения у| |
|них все зависит. Отдавая отчет в | |
|слабых сторонах своей натуры, они| |
|не пытаются что-либо скрыть или | |
|затушевать, а как бы предлагают | |
|окружающим принимать их такими, | |
|какие они есть. В том, как | |
|относятся к ним окружающие, они | |
|обнаруживают удивительно хорошую | |
|интуицию - сразу, при первом | |
|контакте чувствуя, кто к ним | |
|расположен, кто безразличен, а в | |
|ком таится хоть капля | |
|недоброжелательности или | |
|неприязни. Ответное отношение | |
|возникает незамедлительно и без | |
|попыток его утаить... | |
|АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП | |
|У подростков | |
|астено-невротического типа с | |
|детства нередко обнаруживаются | |
|признаки невропатии - беспокойный| |
|сон и плохой аппетит, | |
|капризность, пугливость, | |
|плаксивость, иногда ночные | |
|страхи, ночной анурез, заикание и| |
|т. п. | |
|Главными чертами | |
|астено-невротической акцентуации | |
|являются повышенная утомляемость,| |
|раздражительность и склонность к | |
|ипохондричности. Утомляемость | |
|особенно проявляется в умственных| |
|занятиях. Умеренные физические | |
|нагрузки переносятся лучше, | |
|однако физические напряжения, | |
|например обстановка спортивных | |
|соревнований, оказываются | |
|невыносимыми. Раздражительность | |
|неврастеников существенно | |
|отличается от гневности | |
|эпилептоидов и вспыльчивости | |
|гипертимов и более всего сходна с| |
|аффективными вспышками у | |
|подростков лабильного типа. | |
|Раздражение, нередко по | |
|ничтожному поводу, легко | |
|изливается на окружающих, порой | |
|случайно попавших под горячую | |
|руку, и столь же легко сменяется | |
|раскаянием и даже слезами. В | |
|отличие от эпилептоидов аффект не| |
|отличается ни постепенным | |
|накипанием, ни силой, ни | |
|продолжительностью. В отличие от | |
|вспыльчивости гипертимов поводом | |
|для вспышек вовсе не обязательно | |
|служит встречаемое | |
|противодействие, бурного | |
|неистовства аффект также не | |
|достигает. Склонность к | |
|ипохондризации является особенно | |
|типичной чертой. Такие подростки | |
|внимательно прислушиваются к | |
|своим телесным ощущениям, крайне | |
|подвержены ятрогении, охотно | |
|лечатся, укладываются в постель, | |
|подвергаются осмотрам. Наиболее | |
|частым источником ипохондрических| |
|переживаний, особенно у | |
|мальчиков, становится сердце | |
|(Кургановский, 1965). | |
|Делинквентность, побеги из дому, | |
|алкоголизация и другие нарушения | |
|поведения подросткам | |
|астено-невротического типа не | |
|свойственны. Но это не означает, | |
|что специфически подростковые | |
|поведенческие реакции у них | |
|отсутствуют. Стремление к | |
|эмансипации или тяга к | |
|группированию со сверстниками, не| |
|получая прямого выражения в силу | |
|астеничности, утомляемости и т. | |
|п., могут исподволь подогревать | |
|маломотивированные вспышки | |
|раздражения в отношении | |
|родителей, воспитателей, старших | |
|вообще, побуждать к обвинению | |
|родителей в том, что их здоровью | |
|уделяется мало внимания, или же | |
|порождать глухую неприязнь к | |
|сверстникам, у которых | |
|специфически-подростковые | |
|поведенческие реакции выражаются | |
|прямо и открыто. Сексуальная | |
|активность обычно ограничивается | |
|короткими и быстро истощающимися | |
|вспышками. К сверстникам тянутся,| |
|скучают без их компании, но | |
|быстро от них устают и ищут | |
|отдыха, одиночества или общества | |
|с близким другом. | |
|Самооценка астено-невротических | |
|подростков обычно отражает их | |
|ипохондрические установки. Они | |
|отмечают зависимость плохого | |
|настроения от дурного | |
|самочувствия, плохой сон ночью и | |
|сонливость днем, разбитость по | |
|утрам. В мыслях о будущем | |
|центральное место занимают заботы| |
|о собственном здоровье. Они | |
|сознают также. что утомляемость и| |
|раздражительность глушат их | |
|интерес к новому, делают | |
|непереносимыми критику и | |
|возражения, стесняющие их | |
|правила. Однако далеко не все | |
|особенности отношений подмечаются| |
|достаточно хорошо... | |
|СЕНСИТИВНЫЙ ТИП | |
|С детства проявляется пугливость | |
|и боязливость. Такие дети часто | |
|боятся темноты, сторонятся | |
|животных, страшатся остаться | |
|одни. Они чуждаются слишком | |
|бойких и шумных сверстников, не | |
|любят чрезмерно подвижных и | |
|озорных игр, рискованных | |
|шалостей, избегают больших | |
|детских компаний, чувствуют | |
|робость и застенчивость среди | |
|посторонних, в новой обстановке и| |
|вообще не склонны к легкому | |
|общению с незнакомыми людьми. Все| |
|это иногда производит впечатление| |
|замкнутости, отгороженности от | |
|окружающего и заставляет | |
|подозревать свойственные шизоидам| |
|аутистические наклонности. Однако| |
|с теми, к кому эти дети привыкли,| |
|они достаточно общительны. | |
|Сверстникам они нередко | |
|предпочитают игры с, малышами, | |
|чувствуя себя среди них увереннее| |
|и спокойнее. Не проявляется также| |
|свойственный шизоидам ранний | |
|интерес к абстрактным знаниям, | |
|"детская энциклопедичность". | |
|Многие чтению охотно предпочитают| |
|тихие игры, рисование, лепку. К | |
|родным они иногда обнаруживают | |
|чрезвычайную привязанность, даже | |
|при холодном отношении или | |
|суровом обращении с их стороны. | |
|Отличаются послушанием, часто | |
|слывут "домашним ребенком". | |
|Школа пугает их скопищем | |
|сверстников, шумом, возней, | |
|суетой и драками на переменах, | |
|но, привыкнув к одному классу и | |
|даже страдая от некоторых | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|