Психопатии и акцентуации характера у подростков
|соучеников, они неохотно | |
|переходят в другой коллектив. | |
|Учатся обычно старательно. | |
|Пугаются всякого рода | |
|контрольных, проверок, экзаменов.| |
|Нередко стесняются отвечать перед| |
|классом, боясь сбиться, вызвать | |
|смех, или, наоборот, отвечают | |
|гораздо меньше того, что знают, | |
|чтобы не прослыть выскочкой или | |
|чрезмерно прилежным учеником | |
|среди одноклассников. | |
|Начало пубертатного периода | |
|обычно проходит без особых | |
|осложнений. Трудности адаптации | |
|чаще возникают в 16-19 лет. | |
|Именно в этом возрасте выступают | |
|оба главных качества сенситивного| |
|типа, отмеченные П. Б. | |
|Ганнушкиным, - "чрезвычайная | |
|впечатлительность" и "резко | |
|выраженное чувство собственной | |
|недостаточности" (Ганнушкин, | |
|1964). | |
|Реакция эмансипации у сенситивных| |
|подростков бывает выражена | |
|довольно слабо. К родным | |
|сохраняется детская | |
|привязанность. К опеке старших | |
|относятся не только терпимо, но | |
|даже охотно ей подчиняются. | |
|Упреки, нотации и наказания со | |
|стороны близких скорее вызывают | |
|слезы, угрызения и даже отчаяние,| |
|чем обычно свойственный | |
|подросткам протест... | |
|Рано формируется чувство долга, | |
|ответственности, высоких | |
|моральных и этических требований | |
|и к окружающим, и к самому себе. | |
|Сверстники ужасают грубостью, | |
|жестокостью, циничностью. В себе | |
|же видится множество недостатков,| |
|особенно в области качеств | |
|морально-этических и волевых. | |
|Источником угрызений у подростков| |
|мужского пола зачастую служит | |
|столь частый в этом возрасте | |
|онанизм. Возникают самообвинения | |
|в "гнусности" и "распутстве", | |
|жестокие укоры себя в | |
|неспособности удержаться от | |
|пагубной привычки. Онанизму | |
|приписываются также собственное | |
|слабоволие во всех областях, | |
|робость и застенчивость, неудачи | |
|в учебе вследствие якобы | |
|слабеющей памяти или свойственная| |
|иногда периоду роста худоба, | |
|диспропорциональность | |
|телосложения и т. п. | |
|Чувство собственной | |
|неполноценности у сенситивных | |
|подростков делает особенно | |
|выраженной реакцию | |
|гиперкомпенсации. Они ищут | |
|самоутверждения не в стороне от | |
|слабых мест своей натуры, не в | |
|областях, где могут раскрыться их| |
|способности, а именно там, где | |
|особенно чувствуют свою | |
|неполноценность. Девочки | |
|стремятся показать свою | |
|веселость. Робкие и стеснительные| |
|мальчики натягивают на себя | |
|личину развязности и 'даже | |
|нарочитой заносчивости, пытаются | |
|показать свою энергию и волю. Но | |
|как только ситуация неожиданно | |
|для них требует смелой | |
|решительности, они тотчас же | |
|пасуют. Если удается установить с| |
|ними доверительный контакт и они | |
|чувствуют от собеседника симпатию| |
|и поддержку, то за спавшей маской| |
|"все нипочем" оказываются жизнь, | |
|полная укоров и самобичевания, | |
|тонкая чувствительность и | |
|непомерно высокие требования к | |
|самому себе. Нежданное участие и | |
|сочувствие могут сменить | |
|заносчивость и браваду на бурно | |
|хлынувшие слезы. | |
|В силу той же реакции | |
|гиперкомпенсации сенситивные | |
|подростки оказываются на | |
|общественных постах (старосты и | |
|т. п.). Их выдвигают воспитатели,| |
|привлеченные послушанием и | |
|старательностью. Однако их | |
|хватает лишь на то, чтобы с | |
|большой личной ответственностью | |
|выполнять формальную сторону | |
|порученной им функции, но | |
|неформальное лидерство в таких | |
|коллективах достается другим. | |
|Намерение избавиться от робости и| |
|слабоволия толкает мальчиков на | |
|занятия силовыми видами спорта: | |
|борьбой, гантельной гимнастикой и| |
|т. п. | |
|В отличие от шизоидов сенситивные| |
|подростки не отгораживаются от | |
|товарищей, не живут в | |
|воображаемых фантастических | |
|группах и не способны быть "белой| |
|вороной" в обычной подростковой | |
|среде. Они разборчивы в выборе | |
|приятелей, предпочитают близкого | |
|друга большой компании, очень | |
|привязчивы в дружбе. Некоторые из| |
|них любят иметь более старших по | |
|возрасту друзей. Обычная | |
|подростковая группа ужасает их | |
|господствующими там шумом, | |
|развязностью, грубостью... | |
|Ни к алкоголизации, ни к | |
|употреблению наркотиков, ни к | |
|делинквентному поведению | |
|сенситивные подростки не склонны.| |
|Сенситивные юноши, как правило, | |
|даже не курят, алкогольные | |
|напитки же способны внушать им | |
|отвращение... | |
|Самооценка сенситивных подростков| |
|отличается довольно высоким | |
|уровнем объективности. | |
|Подмечается свойственная с | |
|детства обидчивость и | |
|чувствительность, застенчивость, | |
|которая особенно мешает | |
|подружиться с кем хочется, | |
|неумение быть вожаком, заводилой,| |
|душой компании, неприязнь к | |
|авантюрам и приключениям, всякого| |
|рода риску и острым ощущениям, | |
|отвращение к алкоголю, нелюбовь к| |
|флирту и ухаживаниям. Они | |
|подчеркивают, что не склонны ни | |
|легко ссориться, ни быстро | |
|мириться. У многих из них имеются| |
|проблемы, к которым они не могут | |
|определить своего отношения или | |
|не хотят сделать это. Чаще всего | |
|этими проблемами являются | |
|отношение к друзьям, к своему | |
|окружению, к критике в свой | |
|адрес, к деньгам, к спиртным | |
|напиткам. Видимо, все это бывает | |
|связано с окрашенными эмоциями, | |
|затаенными переживаниями. Питая | |
|отвращение ко лжи и маскировке, | |
|сенситивные подростки отказ | |
|предпочитают неправде. | |
|Слабым звеном сенситивных | |
|личностей является отношение к | |
|ним окружающих. Непереносимой для| |
|них оказывается ситуация, где они| |
|становятся объектом насмешек или | |
|подозрения в неблаговидных | |
|поступках, когда на их репутацию | |
|падает малейшая тень или когда | |
|они подвергаются несправедливым | |
|обвинениям... | |
|ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП | |
|Психастенические проявления в | |
|детстве незначительны и | |
|ограничиваются робостью, | |
|пугливостью, моторной | |
|неловкостью, склонностью к | |
|рассуждательству и ранними | |
|"интеллектуальными интересами"...| |
| | |
|Иногда уже в детском возрасте | |
|обнаруживаются навязчивые | |
|явления, особенно фобии - боязнь | |
|незнакомых людей и новых | |
|предметов, темноты, боязнь | |
|оказаться за запертой дверью и ^.| |
|п. Реже можно наблюдать появление| |
|навязчивых действий, | |
|невротических тиков и т. п. | |
|Критическим периодом, когда | |
|психастенический характер | |
|развертывается почти во всей | |
|своей полноте, являются первые | |
|классы школы. В эти годы | |
|безмятежное детство сменяется | |
|первыми требованиями к чувству | |
|ответственности. Подобные | |
|требования представляют один из | |
|самых чувствительных ударов для | |
|психастенического характера. | |
|Воспитание в условиях "повышенной| |
|ответственности", когда родители | |
|возлагают недетские заботы по | |
|надзору и уходу за младшими или | |
|беспомощными стариками, положение| |
|старшего среди детей в трудных | |
|материальных и бытовых условиях | |
|способствуют становлению | |
|психастении (Сухарева, 1959)... | |
|Главными чертами | |
|психастенического типа в | |
|подростковом возрасте являются | |
|нерешительность и склонность к | |
|рассуждательству, тревожная | |
|мнительность и любовь к | |
|самоанализу и, наконец, легкость | |
|образования обсессий - навязчивых| |
|страхов, опасений, действий, | |
|ритуалов, мыслей, представлений. | |
| | |
|Тревожная мнительность | |
|психастенического подростка | |
|отличается от сходных черт | |
|астено-невротического и | |
|сенситивного типов. Если | |
|астено-невротическому типу присущ| |
|страх за свое здоровье | |
|(ипохондрическая направленность | |
|мнительности и тревоги), а для | |
|сенситивного типа свойственно | |
|беспокойство по поводу отношения,| |
|возможных насмешек, пересудов, | |
|неблагоприятного мнения о себе | |
|окружающих (релативная | |
|направленность мнительности и | |
|тревоги), то опасения | |
|психастеника целиком адресуются к| |
|возможному, даже к маловероятному| |
|в будущем (футуристическая | |
|направленность). Как бы чего .не | |
|случилось ужасного и | |
|непоправимого, как бы не | |
|произошло какого-либо | |
|непредвиденного несчастья с ними | |
|самими, а еще страшнее с теми | |
|близкими, к которым они | |
|обнаруживают патологическую | |
|привязанность. Опасности реальные| |
|и невзгоды, уже случившиеся, | |
|пугают куда меньше. У подростков | |
|особенно характерной бывает | |
|тревога за мать - как бы она не | |
|заболела и не умерла, хотя ее | |
|здоровье никому не внушает | |
|никаких опасений, как бы не | |
|попала в катастрофу, не погибла | |
|бы под транспортом. Если мать | |
|опаздывает с работы, где-то без | |
|предупреждения задержалась, | |
|психастенический подросток не | |
|находит себе места. | |
|Защитой от постоянной тревоги за | |
|будущее становятся специально | |
|выдуманные приметы и ритуалы. | |
|Если, например, шагая в школу, | |
|обходить все люки, не наступая на| |
|их крышки, то не провалишься на | |
|экзаменах, если не дотрагиваться | |
|до ручек двери, то не заразишься | |
|и не заболеешь, если при всякой | |
|вспышке страха за мать | |
|произносить про себя самим | |
|придуманное заклинание, то с ней | |
|ничего не случится и т. п. Другой| |
|защитой становится специально | |
|выработанный педантизм и | |
|формализм... | |
|Нерешительность и | |
|рассуждательство у | |
|психастенического подростка идут | |
|рука об руку. Такие подростки | |
|бывают сильны на словах, но не в | |
|действиях. Всякий самостоятельный| |
|выбор, как бы малозначим он ни | |
|был, - например, какой фильм | |
|пойти посмотреть в воскресенье, -| |
|может стать предметом долгих и | |
|мучительных колебаний. Однако уже| |
|принятое решение должно быть | |
|немедленно исполнено. Ждать | |
|психастеники не умеют, проявляя | |
|удивительное нетерпение. У | |
|психастенических подростков | |
|нередко приходится видеть реакцию| |
|гиперкомпенсации в отношении | |
|своей нерешительности и | |
|склонности к сомнениям. Эта | |
|реакция проявляется у них | |
|самоуверенными и | |
|безапелляционными суждениями, | |
|утрированной решительностью и | |
|скоропалительностью действий в | |
|моменты, когда требуется | |
|неторопливая осмотрительность и | |
|осторожность. Постигающие | |
|вследствие этого неудачи еще | |
|более усиливают нерешительность и| |
|сомнения. | |
|Склонность к самоанализу более | |
|всего распространяется на | |
|размышления по поводу мотивов | |
|своих поступков и действий, | |
|проявляется в компании в своих | |
|ощущениях и переживаниях. | |
|Физическое развитие психастеников| |
|обычно оставляет желать лучшего. | |
|Спорт, как и все ручные навыки, | |
|дается им плохо. Обычно у | |
|психастенических подростков | |
|особенно слабы и неловки руки при| |
|более сильных ногах. Поэтому | |
|привлечение к спорту лучше | |
|начинать с бега, прыжков, лыж и | |
|т. п., что такому подростку | |
|облегчает возможность | |
|утвердиться... | |
|Все описанные формы проявления | |
|подростковых нарушений поведения | |
|несвойственны психастеникам. Ни | |
|делинквентность, ни побеги из | |
|дому, ни алкоголь, ни наркотики, | |
|ни даже суицидальное поведение в | |
|трудных ситуациях нами не | |
|встречались. Их место, видимо, | |
|полностью вытеснили навязчивости,| |
|мудрствование и самоанализ. | |
|Самооценка, несмотря на | |
|склонность к самоанализу, далеко | |
|не всегда бывает правильной. | |
|Часто выступает тенденция | |
|находить у себя самые | |
|разнообразные черты характера, | |
|включая совершенно несвойственные| |
|(например, истероидные)... | |
|ШИЗОИДНЫЙ ТИП | |
|Название "шизоид" обычно | |
|приписывается Kretschmer (1921), | |
|хотя впервые было употреблено в | |
|1917 г. Эльмигером (цит. по Т. И.| |
|Юдину, 1926), но именно благодаря| |
|первому оно стало наиболее | |
|распространенным для обозначения | |
|этого типа характера... | |
|Наиболее существенной чертой | |
|данного типа считается | |
|замкнутость (Kahn; 1926), | |
|отгороженность от окружающего, | |
|неспособность или нежелание | |
|устанавливать контакты, снижение | |
|потребности в общении... | |
|... Шизоидные черты выявляются | |
|раньше, чем особенности характера| |
|всех других типов. С первых | |
|детских лет поражает ребенок, | |
|который любит играть один, не | |
|тянется к сверстникам, избегает | |
|шумных забав, предпочитает | |
|держаться среди взрослых, иногда | |
|подолгу молча слушает их беседы. | |
|К этому иногда добавляется | |
|какая-то холодность и недетская | |
|сдержанность... | |
|Подростковый период является | |
|самым тяжелым для шизоидной | |
|психопатии. | |
|С наступлением полового | |
|созревания все черты характера | |
|выступают с особой яростью. | |
|Замкнутость, отгороженность от | |
|сверстников бросаются в глаза. | |
|Иногда духовное одиночество даже | |
|не тяготит шизоидного подростка, | |
|который живет в своем мире, | |
|своими необычными для других | |
|интересами и увлечениями, | |
|относясь со снисходительным | |
|пренебрежением или явной | |
|неприязнью ко всему, что | |
|наполняет жизнь других | |
|подростков. Но чаще же шизоиды | |
|страдают сами от своей | |
|замкнутости, одиночества, | |
|неспособности к общению, | |
|невозможности найти себе друга по| |
|душе. Неудачные попытки завязать | |
|приятельские отношения, | |
|мимозоподобная чувствительность в| |
|моменты их поиска, быстрая | |
|истощаемость в контакте ("не знаю| |
|о чем еще говорить") нередко | |
|побуждают к еще большему уходу в | |
|себя. | |
|Недостаток интуиции проявляется | |
|отсутствием "непосредственного | |
|чутья действительности" | |
|(Ганнушкин, 1933), неумением | |
|проникнуть в чужие переживания, | |
|угадать желания других, | |
|догадаться о неприязненном | |
|отношении к себе или, наоборот, о| |
|симпатии и расположении, уловить | |
|тот момент, когда не следует | |
|навязывать свое присутствие и | |
|когда, наоборот, надо выслушать, | |
|посочувствовать, не оставлять | |
|собеседника с самим собой. | |
|К дефициту интуиции следует | |
|добавить тесно с ним связанный | |
|недостаток сопереживания - | |
|неумение разделять радость и | |
|печаль другого, понять обиду, | |
|прочувствовать чужое волнение и | |
|беспокойство. Иногда это | |
|обозначают как слабость | |
|эмоционального резонанса. | |
|Недостаток интуиции и | |
|сопереживания обусловливает, | |
|вероятно, то, что называют | |
|холодностью шизоидов. Их поступки| |
|могут быть жестокими, что скорее | |
|связано с неспособностью | |
|вчувствоваться в страдания | |
|других, чем желанием получить | |
|садистическое наслаждение. К | |
|гамме шизоидных особенностей | |
|можно добавить неумение убеждать | |
|своими словами других (Каменева, | |
|1974). | |
|Внутренний мир почти всегда | |
|закрыт от посторонних взоров. | |
|Лишь перед немногими избранными | |
|занавес может внезапно | |
|приподняться, но никогда не до | |
|конца, и столь же нежданно вновь | |
|упасть. Шизоид нередко | |
|раскрывается перед людьми | |
|малознакомыми, даже случайными, | |
|но чем-то импонирующими его | |
|прихотливому выбору. Но он может | |
|навсегда остаться скрытой, | |
|непонятной вещью в себе для | |
|близких или тех, кто знает его | |
|много лет. Богатство внутреннего | |
|мира свойственно далеко не всем | |
|шизоидным подросткам и, конечно, | |
|связано с определенным | |
|интеллектом или талантом. Поэтому| |
|далеко не каждый из них может | |
|послужить иллюстрацией слов | |
|(Kretschmer, 1921) о подобии | |
|шизоидов "лишенным украшений | |
|римским виллам, ставни которых | |
|закрыты от яркого солнца, но в | |
|сумерках которых справляются | |
|роскошные пиры". Но во всех | |
|случаях внутренний мир шизоидов | |
|бывает заполнен увлечениями и | |
|фантазиями... | |
|Недоступность внутреннего мира и | |
|сдержанность в проявлении чувств | |
|делают непонятными и неожиданными| |
|для окружения многие поступки | |
|шизоидов, ибо все, что им | |
|предшествовало, - весь ход | |
|переживаний и мотивов - осталось | |
|скрытым. Некоторые выходки носят | |
|характер чудачества, но, в | |
|отличие от истероидов, они не | |
|служат цели привлечь в себе | |
|всеобщее внимание. | |
|Реакция эмансипации нередко | |
|проявляется весьма своеобразно. | |
|Шизоидный подросток может долго | |
|терпеть мелочную опеку в быту, | |
|подчиняться установленному для | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|