Рефераты

Психопатии и акцентуации характера у подростков

|соучеников, они неохотно | |

|переходят в другой коллектив. | |

|Учатся обычно старательно. | |

|Пугаются всякого рода | |

|контрольных, проверок, экзаменов.| |

|Нередко стесняются отвечать перед| |

|классом, боясь сбиться, вызвать | |

|смех, или, наоборот, отвечают | |

|гораздо меньше того, что знают, | |

|чтобы не прослыть выскочкой или | |

|чрезмерно прилежным учеником | |

|среди одноклассников. | |

|Начало пубертатного периода | |

|обычно проходит без особых | |

|осложнений. Трудности адаптации | |

|чаще возникают в 16-19 лет. | |

|Именно в этом возрасте выступают | |

|оба главных качества сенситивного| |

|типа, отмеченные П. Б. | |

|Ганнушкиным, - "чрезвычайная | |

|впечатлительность" и "резко | |

|выраженное чувство собственной | |

|недостаточности" (Ганнушкин, | |

|1964). | |

|Реакция эмансипации у сенситивных| |

|подростков бывает выражена | |

|довольно слабо. К родным | |

|сохраняется детская | |

|привязанность. К опеке старших | |

|относятся не только терпимо, но | |

|даже охотно ей подчиняются. | |

|Упреки, нотации и наказания со | |

|стороны близких скорее вызывают | |

|слезы, угрызения и даже отчаяние,| |

|чем обычно свойственный | |

|подросткам протест... | |

|Рано формируется чувство долга, | |

|ответственности, высоких | |

|моральных и этических требований | |

|и к окружающим, и к самому себе. | |

|Сверстники ужасают грубостью, | |

|жестокостью, циничностью. В себе | |

|же видится множество недостатков,| |

|особенно в области качеств | |

|морально-этических и волевых. | |

|Источником угрызений у подростков| |

|мужского пола зачастую служит | |

|столь частый в этом возрасте | |

|онанизм. Возникают самообвинения | |

|в "гнусности" и "распутстве", | |

|жестокие укоры себя в | |

|неспособности удержаться от | |

|пагубной привычки. Онанизму | |

|приписываются также собственное | |

|слабоволие во всех областях, | |

|робость и застенчивость, неудачи | |

|в учебе вследствие якобы | |

|слабеющей памяти или свойственная| |

|иногда периоду роста худоба, | |

|диспропорциональность | |

|телосложения и т. п. | |

|Чувство собственной | |

|неполноценности у сенситивных | |

|подростков делает особенно | |

|выраженной реакцию | |

|гиперкомпенсации. Они ищут | |

|самоутверждения не в стороне от | |

|слабых мест своей натуры, не в | |

|областях, где могут раскрыться их| |

|способности, а именно там, где | |

|особенно чувствуют свою | |

|неполноценность. Девочки | |

|стремятся показать свою | |

|веселость. Робкие и стеснительные| |

|мальчики натягивают на себя | |

|личину развязности и 'даже | |

|нарочитой заносчивости, пытаются | |

|показать свою энергию и волю. Но | |

|как только ситуация неожиданно | |

|для них требует смелой | |

|решительности, они тотчас же | |

|пасуют. Если удается установить с| |

|ними доверительный контакт и они | |

|чувствуют от собеседника симпатию| |

|и поддержку, то за спавшей маской| |

|"все нипочем" оказываются жизнь, | |

|полная укоров и самобичевания, | |

|тонкая чувствительность и | |

|непомерно высокие требования к | |

|самому себе. Нежданное участие и | |

|сочувствие могут сменить | |

|заносчивость и браваду на бурно | |

|хлынувшие слезы. | |

|В силу той же реакции | |

|гиперкомпенсации сенситивные | |

|подростки оказываются на | |

|общественных постах (старосты и | |

|т. п.). Их выдвигают воспитатели,| |

|привлеченные послушанием и | |

|старательностью. Однако их | |

|хватает лишь на то, чтобы с | |

|большой личной ответственностью | |

|выполнять формальную сторону | |

|порученной им функции, но | |

|неформальное лидерство в таких | |

|коллективах достается другим. | |

|Намерение избавиться от робости и| |

|слабоволия толкает мальчиков на | |

|занятия силовыми видами спорта: | |

|борьбой, гантельной гимнастикой и| |

|т. п. | |

|В отличие от шизоидов сенситивные| |

|подростки не отгораживаются от | |

|товарищей, не живут в | |

|воображаемых фантастических | |

|группах и не способны быть "белой| |

|вороной" в обычной подростковой | |

|среде. Они разборчивы в выборе | |

|приятелей, предпочитают близкого | |

|друга большой компании, очень | |

|привязчивы в дружбе. Некоторые из| |

|них любят иметь более старших по | |

|возрасту друзей. Обычная | |

|подростковая группа ужасает их | |

|господствующими там шумом, | |

|развязностью, грубостью... | |

|Ни к алкоголизации, ни к | |

|употреблению наркотиков, ни к | |

|делинквентному поведению | |

|сенситивные подростки не склонны.| |

|Сенситивные юноши, как правило, | |

|даже не курят, алкогольные | |

|напитки же способны внушать им | |

|отвращение... | |

|Самооценка сенситивных подростков| |

|отличается довольно высоким | |

|уровнем объективности. | |

|Подмечается свойственная с | |

|детства обидчивость и | |

|чувствительность, застенчивость, | |

|которая особенно мешает | |

|подружиться с кем хочется, | |

|неумение быть вожаком, заводилой,| |

|душой компании, неприязнь к | |

|авантюрам и приключениям, всякого| |

|рода риску и острым ощущениям, | |

|отвращение к алкоголю, нелюбовь к| |

|флирту и ухаживаниям. Они | |

|подчеркивают, что не склонны ни | |

|легко ссориться, ни быстро | |

|мириться. У многих из них имеются| |

|проблемы, к которым они не могут | |

|определить своего отношения или | |

|не хотят сделать это. Чаще всего | |

|этими проблемами являются | |

|отношение к друзьям, к своему | |

|окружению, к критике в свой | |

|адрес, к деньгам, к спиртным | |

|напиткам. Видимо, все это бывает | |

|связано с окрашенными эмоциями, | |

|затаенными переживаниями. Питая | |

|отвращение ко лжи и маскировке, | |

|сенситивные подростки отказ | |

|предпочитают неправде. | |

|Слабым звеном сенситивных | |

|личностей является отношение к | |

|ним окружающих. Непереносимой для| |

|них оказывается ситуация, где они| |

|становятся объектом насмешек или | |

|подозрения в неблаговидных | |

|поступках, когда на их репутацию | |

|падает малейшая тень или когда | |

|они подвергаются несправедливым | |

|обвинениям... | |

|ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП | |

|Психастенические проявления в | |

|детстве незначительны и | |

|ограничиваются робостью, | |

|пугливостью, моторной | |

|неловкостью, склонностью к | |

|рассуждательству и ранними | |

|"интеллектуальными интересами"...| |

| | |

|Иногда уже в детском возрасте | |

|обнаруживаются навязчивые | |

|явления, особенно фобии - боязнь | |

|незнакомых людей и новых | |

|предметов, темноты, боязнь | |

|оказаться за запертой дверью и ^.| |

|п. Реже можно наблюдать появление| |

|навязчивых действий, | |

|невротических тиков и т. п. | |

|Критическим периодом, когда | |

|психастенический характер | |

|развертывается почти во всей | |

|своей полноте, являются первые | |

|классы школы. В эти годы | |

|безмятежное детство сменяется | |

|первыми требованиями к чувству | |

|ответственности. Подобные | |

|требования представляют один из | |

|самых чувствительных ударов для | |

|психастенического характера. | |

|Воспитание в условиях "повышенной| |

|ответственности", когда родители | |

|возлагают недетские заботы по | |

|надзору и уходу за младшими или | |

|беспомощными стариками, положение| |

|старшего среди детей в трудных | |

|материальных и бытовых условиях | |

|способствуют становлению | |

|психастении (Сухарева, 1959)... | |

|Главными чертами | |

|психастенического типа в | |

|подростковом возрасте являются | |

|нерешительность и склонность к | |

|рассуждательству, тревожная | |

|мнительность и любовь к | |

|самоанализу и, наконец, легкость | |

|образования обсессий - навязчивых| |

|страхов, опасений, действий, | |

|ритуалов, мыслей, представлений. | |

| | |

|Тревожная мнительность | |

|психастенического подростка | |

|отличается от сходных черт | |

|астено-невротического и | |

|сенситивного типов. Если | |

|астено-невротическому типу присущ| |

|страх за свое здоровье | |

|(ипохондрическая направленность | |

|мнительности и тревоги), а для | |

|сенситивного типа свойственно | |

|беспокойство по поводу отношения,| |

|возможных насмешек, пересудов, | |

|неблагоприятного мнения о себе | |

|окружающих (релативная | |

|направленность мнительности и | |

|тревоги), то опасения | |

|психастеника целиком адресуются к| |

|возможному, даже к маловероятному| |

|в будущем (футуристическая | |

|направленность). Как бы чего .не | |

|случилось ужасного и | |

|непоправимого, как бы не | |

|произошло какого-либо | |

|непредвиденного несчастья с ними | |

|самими, а еще страшнее с теми | |

|близкими, к которым они | |

|обнаруживают патологическую | |

|привязанность. Опасности реальные| |

|и невзгоды, уже случившиеся, | |

|пугают куда меньше. У подростков | |

|особенно характерной бывает | |

|тревога за мать - как бы она не | |

|заболела и не умерла, хотя ее | |

|здоровье никому не внушает | |

|никаких опасений, как бы не | |

|попала в катастрофу, не погибла | |

|бы под транспортом. Если мать | |

|опаздывает с работы, где-то без | |

|предупреждения задержалась, | |

|психастенический подросток не | |

|находит себе места. | |

|Защитой от постоянной тревоги за | |

|будущее становятся специально | |

|выдуманные приметы и ритуалы. | |

|Если, например, шагая в школу, | |

|обходить все люки, не наступая на| |

|их крышки, то не провалишься на | |

|экзаменах, если не дотрагиваться | |

|до ручек двери, то не заразишься | |

|и не заболеешь, если при всякой | |

|вспышке страха за мать | |

|произносить про себя самим | |

|придуманное заклинание, то с ней | |

|ничего не случится и т. п. Другой| |

|защитой становится специально | |

|выработанный педантизм и | |

|формализм... | |

|Нерешительность и | |

|рассуждательство у | |

|психастенического подростка идут | |

|рука об руку. Такие подростки | |

|бывают сильны на словах, но не в | |

|действиях. Всякий самостоятельный| |

|выбор, как бы малозначим он ни | |

|был, - например, какой фильм | |

|пойти посмотреть в воскресенье, -| |

|может стать предметом долгих и | |

|мучительных колебаний. Однако уже| |

|принятое решение должно быть | |

|немедленно исполнено. Ждать | |

|психастеники не умеют, проявляя | |

|удивительное нетерпение. У | |

|психастенических подростков | |

|нередко приходится видеть реакцию| |

|гиперкомпенсации в отношении | |

|своей нерешительности и | |

|склонности к сомнениям. Эта | |

|реакция проявляется у них | |

|самоуверенными и | |

|безапелляционными суждениями, | |

|утрированной решительностью и | |

|скоропалительностью действий в | |

|моменты, когда требуется | |

|неторопливая осмотрительность и | |

|осторожность. Постигающие | |

|вследствие этого неудачи еще | |

|более усиливают нерешительность и| |

|сомнения. | |

|Склонность к самоанализу более | |

|всего распространяется на | |

|размышления по поводу мотивов | |

|своих поступков и действий, | |

|проявляется в компании в своих | |

|ощущениях и переживаниях. | |

|Физическое развитие психастеников| |

|обычно оставляет желать лучшего. | |

|Спорт, как и все ручные навыки, | |

|дается им плохо. Обычно у | |

|психастенических подростков | |

|особенно слабы и неловки руки при| |

|более сильных ногах. Поэтому | |

|привлечение к спорту лучше | |

|начинать с бега, прыжков, лыж и | |

|т. п., что такому подростку | |

|облегчает возможность | |

|утвердиться... | |

|Все описанные формы проявления | |

|подростковых нарушений поведения | |

|несвойственны психастеникам. Ни | |

|делинквентность, ни побеги из | |

|дому, ни алкоголь, ни наркотики, | |

|ни даже суицидальное поведение в | |

|трудных ситуациях нами не | |

|встречались. Их место, видимо, | |

|полностью вытеснили навязчивости,| |

|мудрствование и самоанализ. | |

|Самооценка, несмотря на | |

|склонность к самоанализу, далеко | |

|не всегда бывает правильной. | |

|Часто выступает тенденция | |

|находить у себя самые | |

|разнообразные черты характера, | |

|включая совершенно несвойственные| |

|(например, истероидные)... | |

|ШИЗОИДНЫЙ ТИП | |

|Название "шизоид" обычно | |

|приписывается Kretschmer (1921), | |

|хотя впервые было употреблено в | |

|1917 г. Эльмигером (цит. по Т. И.| |

|Юдину, 1926), но именно благодаря| |

|первому оно стало наиболее | |

|распространенным для обозначения | |

|этого типа характера... | |

|Наиболее существенной чертой | |

|данного типа считается | |

|замкнутость (Kahn; 1926), | |

|отгороженность от окружающего, | |

|неспособность или нежелание | |

|устанавливать контакты, снижение | |

|потребности в общении... | |

|... Шизоидные черты выявляются | |

|раньше, чем особенности характера| |

|всех других типов. С первых | |

|детских лет поражает ребенок, | |

|который любит играть один, не | |

|тянется к сверстникам, избегает | |

|шумных забав, предпочитает | |

|держаться среди взрослых, иногда | |

|подолгу молча слушает их беседы. | |

|К этому иногда добавляется | |

|какая-то холодность и недетская | |

|сдержанность... | |

|Подростковый период является | |

|самым тяжелым для шизоидной | |

|психопатии. | |

|С наступлением полового | |

|созревания все черты характера | |

|выступают с особой яростью. | |

|Замкнутость, отгороженность от | |

|сверстников бросаются в глаза. | |

|Иногда духовное одиночество даже | |

|не тяготит шизоидного подростка, | |

|который живет в своем мире, | |

|своими необычными для других | |

|интересами и увлечениями, | |

|относясь со снисходительным | |

|пренебрежением или явной | |

|неприязнью ко всему, что | |

|наполняет жизнь других | |

|подростков. Но чаще же шизоиды | |

|страдают сами от своей | |

|замкнутости, одиночества, | |

|неспособности к общению, | |

|невозможности найти себе друга по| |

|душе. Неудачные попытки завязать | |

|приятельские отношения, | |

|мимозоподобная чувствительность в| |

|моменты их поиска, быстрая | |

|истощаемость в контакте ("не знаю| |

|о чем еще говорить") нередко | |

|побуждают к еще большему уходу в | |

|себя. | |

|Недостаток интуиции проявляется | |

|отсутствием "непосредственного | |

|чутья действительности" | |

|(Ганнушкин, 1933), неумением | |

|проникнуть в чужие переживания, | |

|угадать желания других, | |

|догадаться о неприязненном | |

|отношении к себе или, наоборот, о| |

|симпатии и расположении, уловить | |

|тот момент, когда не следует | |

|навязывать свое присутствие и | |

|когда, наоборот, надо выслушать, | |

|посочувствовать, не оставлять | |

|собеседника с самим собой. | |

|К дефициту интуиции следует | |

|добавить тесно с ним связанный | |

|недостаток сопереживания - | |

|неумение разделять радость и | |

|печаль другого, понять обиду, | |

|прочувствовать чужое волнение и | |

|беспокойство. Иногда это | |

|обозначают как слабость | |

|эмоционального резонанса. | |

|Недостаток интуиции и | |

|сопереживания обусловливает, | |

|вероятно, то, что называют | |

|холодностью шизоидов. Их поступки| |

|могут быть жестокими, что скорее | |

|связано с неспособностью | |

|вчувствоваться в страдания | |

|других, чем желанием получить | |

|садистическое наслаждение. К | |

|гамме шизоидных особенностей | |

|можно добавить неумение убеждать | |

|своими словами других (Каменева, | |

|1974). | |

|Внутренний мир почти всегда | |

|закрыт от посторонних взоров. | |

|Лишь перед немногими избранными | |

|занавес может внезапно | |

|приподняться, но никогда не до | |

|конца, и столь же нежданно вновь | |

|упасть. Шизоид нередко | |

|раскрывается перед людьми | |

|малознакомыми, даже случайными, | |

|но чем-то импонирующими его | |

|прихотливому выбору. Но он может | |

|навсегда остаться скрытой, | |

|непонятной вещью в себе для | |

|близких или тех, кто знает его | |

|много лет. Богатство внутреннего | |

|мира свойственно далеко не всем | |

|шизоидным подросткам и, конечно, | |

|связано с определенным | |

|интеллектом или талантом. Поэтому| |

|далеко не каждый из них может | |

|послужить иллюстрацией слов | |

|(Kretschmer, 1921) о подобии | |

|шизоидов "лишенным украшений | |

|римским виллам, ставни которых | |

|закрыты от яркого солнца, но в | |

|сумерках которых справляются | |

|роскошные пиры". Но во всех | |

|случаях внутренний мир шизоидов | |

|бывает заполнен увлечениями и | |

|фантазиями... | |

|Недоступность внутреннего мира и | |

|сдержанность в проявлении чувств | |

|делают непонятными и неожиданными| |

|для окружения многие поступки | |

|шизоидов, ибо все, что им | |

|предшествовало, - весь ход | |

|переживаний и мотивов - осталось | |

|скрытым. Некоторые выходки носят | |

|характер чудачества, но, в | |

|отличие от истероидов, они не | |

|служат цели привлечь в себе | |

|всеобщее внимание. | |

|Реакция эмансипации нередко | |

|проявляется весьма своеобразно. | |

|Шизоидный подросток может долго | |

|терпеть мелочную опеку в быту, | |

|подчиняться установленному для | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты