Психопатии и акцентуации характера у подростков
|него распорядку жизни и режиму, | |
|но реагировать бурным протестом | |
|на малейшую попытку вторгнуться | |
|без позволения в мир его | |
|интересов, увлечений и фантазий. | |
|Вместе с тем эмансипационные | |
|устремления легко могут | |
|оборачиваться социальной | |
|нонконформностью - негодованием | |
|по поводу существующих правил и | |
|порядков, насмешками над | |
|распространенными вокруг | |
|идеалами, духовными ценностями, | |
|интересами, злопыхательством по | |
|поводу "отсутствия свободы". | |
|Подобного рода суждения могут | |
|долго и скрытно вынашиваться и | |
|неожиданно для окружающих | |
|реализоваться в публичных | |
|выступлениях или решительных | |
|действиях. Зачастую поражает | |
|прямолинейная критика других лиц | |
|без учета ее последствий для | |
|себя. | |
|Как правило, шизоидные подростки | |
|стоят особняком от компаний | |
|сверстников. Их замкнутость | |
|затрудняет вступление в группу, а| |
|их неподатливость общему влиянию,| |
|общей атмосфере, их | |
|неконформность не позволяют ни | |
|слиться с группой, ни подчиниться| |
|ей. Попав же в подростковую | |
|группу, нередко случайно, они | |
|остаются' в ней белыми воронами. | |
|Иногда они подвергаются насмешкам| |
|и даже жестоким преследованиям со| |
|стороны сверстников, иногда же, | |
|благодаря своей независимости, | |
|холодной сдержанности, | |
|неожиданному умению постоять за | |
|себя, они внушают уважение и | |
|заставляют соблюдать дистанцию. | |
|Успех в группе сверстников может | |
|оказаться в сфере сокровенных | |
|мечтаний шизоидного подростка. В | |
|своих фантазиях он творит | |
|подобные группы, где занимает | |
|положение вождя и любимца, где | |
|чувствует себя свободно и легко и| |
|получает те эмоциональные | |
|контакты, которых не достает ему | |
|в реальной жизни. | |
|Реакция увлечения у шизоидных | |
|подростков выступает обычно ярче,| |
|чем все другие специфические | |
|поведенческие реакции этого | |
|возраста. Увлечения нередко | |
|отличаются необычностью, силой и | |
|устойчивостью. Чаще всего | |
|приходится встречать | |
|интеллектуально-эстетические | |
|хобби. Большинство шизоидных | |
|подростков любит книги, поглощают| |
|их запоем, чтению предпочитают | |
|все другие развлечения. Выбор для| |
|чтения может быть строго | |
|избирательным - только | |
|определенная эпоха из истории, | |
|только определенный жанр | |
|литературы, определенное течение | |
|в философии и т. п. Вообще в | |
|интеллектуально-эстетических | |
|хобби поражает прихотливость | |
|выбора предмета. Нам приходилось | |
|встречать у современных | |
|подростков увлечение санскритом, | |
|китайскими иероглифами, | |
|древнееврейским языком, | |
|срисовыванием порталов соборов и | |
|церквей, генеалогией дома | |
|Романовых, органной музыкой, | |
|сопоставлением конституций разных| |
|государств и разных времен и т. | |
|д. и т.п. Все это никогда не | |
|делается напоказ, а только для | |
|себя. Увлечениями делятся, если | |
|встречают искренний интерес. | |
|Часто таят их, боясь непонимания | |
|и насмешек. При менее высоком | |
|уровне интеллекта и эстетических | |
|притязаний дело может | |
|ограничиться менее изысканными, | |
|но не менее странными предметами | |
|увлечений... | |
|На втором месте стоят хобби | |
|мануально-телесного типа. | |
|Неуклюжесть, неловкость, | |
|негармоничность моторики, нередко| |
|приписываемая шизоидам, | |
|встречается далеко не всегда, а | |
|упорное стремление к телесному | |
|совершенствованию может сгладить | |
|эти недостатки. Систематические | |
|занятия гимнастикой, плавание, | |
|велосипед, упражнения йогов | |
|сочетаются обычно с отсутствием | |
|интереса к коллективным | |
|спортивным играм. Место увлечений| |
|могут занимать одинокие | |
|многочасовые пешие или | |
|велосипедные прогулки. Некоторым | |
|шизоидам хорошо даются тонкие | |
|ручные навыки - игра на | |
|музыкальных инструментах, | |
|прикладное искусство - все это | |
|также может составить предмет | |
|увлечений... | |
|Самооценка шизоидов отличается | |
|констатацией того, что связано с | |
|замкнутостью, одиночеством, | |
|трудностью контактов, | |
|непониманием со стороны | |
|окружающих. Отношение к другим | |
|проблемам оценивается гораздо | |
|хуже. Противоречивости своего | |
|поведения они обычно не замечают | |
|или не придают ей значения. Любят| |
|подчеркивать свою независимость и| |
|самостоятельность... | |
|ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП | |
|Главными чертами эпилептоидного | |
|типа являются склонность к | |
|дисфориям, и тесно связанная с | |
|ними аффективная взрывчатость, | |
|напряженное состояние | |
|инстинктивной сферы, иногда | |
|достигающее аномалии влечений, а | |
|также вязкость, тугоподвижность, | |
|тяжеловесность, инертность, | |
|откладывающие отпечаток на всей | |
|психике, - от моторики и | |
|эмоциональности до мышления и | |
|личностных ценностей. Дисфории, | |
|длящиеся часами и днями, отличают| |
|злобно-тоскливая окраска | |
|настроения, накипающее | |
|раздражение, поиск объекта, на | |
|котором можно сорвать зло. | |
|Аффективные разряды эпилептоида | |
|лишь при первом впечатлении | |
|кажутся внезапными. Их можно | |
|сравнить с разрывом парового | |
|котла, который прежде долго и | |
|постепенно закипает. Повод для | |
|взрыва может быть случайным, | |
|сыграть роль последней капли. | |
|Аффекты не только очень сильны, | |
|но и продолжительны - эпилептоид | |
|долго не может остыть... | |
|Картина эпилептоидной психопатии | |
|в части случаев выявляется еще в | |
|детстве... | |
|С первых лет такие дети могут | |
|подолгу, многими часами плакать и| |
|их невозможно бывает ни утешить, | |
|ни отвлечь, ни приструнить. В | |
|детстве дисфории проявляются | |
|капризами, стремлением нарочито | |
|изводить окружающих, хмурой | |
|озлобленностью. Рано могут | |
|обнаружиться садистические | |
|склонности - такие дети любят | |
|мучить животных, исподтишка | |
|избивать и дразнить младших и | |
|слабых, издеваться над | |
|беспомощными и неспособными дать | |
|отпор. В детской компании они | |
|претендуют не просто на | |
|лидерство, а на роль властелина, | |
|устанавливающего свои правила игр| |
|и взаимоотношений,, диктующего | |
|всем и все, но всегда в свою | |
|пользу. Можно видеть также | |
|недетскую бережливость одежды, | |
|игрушек, всего своего". Любые | |
|попытки покуситься на их ребячью | |
|собственность вызывают крайне | |
|злобную реакцию. | |
|В первые школьные годы выступает | |
|мелочная скрупулезность в ведении| |
|тетрадей, всего ученического | |
|хозяйства, но эта повышенная | |
|аккуратность превращается в | |
|самоцель и может полностью | |
|заслонить суть дела, саму учебу. | |
| | |
|В подавляющем большинстве случаев| |
|картина эпилептоидной психопатии | |
|развертывается лишь в период | |
|полового созревания от 12 до 19 | |
|лет... | |
|Аффективные разряды могут быть | |
|следствием дисфории - подростки в| |
|этих состояниях нередко сами ищут| |
|повода для скандала. Но аффекты | |
|могут быть и плодом тех | |
|конфликтов, которые легко | |
|возникают у эпилептоидных | |
|подростков вследствие их | |
|властности, неуступчивости, | |
|жестокости и себялюбия. Повод для| |
|гнева может быть мал и ничтожен, | |
|но он всегда сопряжен хотя бы с | |
|незначительным ущемлением | |
|интересов. В аффекте выступает | |
|безудержная ярость - циничная | |
|брань, жестокие побои, | |
|безразличие к слабости и | |
|беспомощности противника и | |
|неспособность учесть его | |
|превосходящую силу. Эпилептоидный| |
|подросток в ярости способен | |
|наотмашь по лицу ударить | |
|престарелую бабку, столкнуть с | |
|лестницы показавшего ему язык | |
|малыша, броситься с кулаками на | |
|заведомо более сильного обидчика.| |
|В драке обнаруживается стремление| |
|бить противника по гениталиям. | |
|Вегетативный аккомпанемент | |
|аффекта также ярко выражен - в | |
|гневе лицо наливается кровью, | |
|выступает пот и т. д. | |
|Инстинктивная жизнь в | |
|подростковом возрасте оказывается| |
|особенно напряженной. Сексуальное| |
|влечение пробуждается с силой. | |
|Однако свойственная эпилептоидам | |
|повышенная забота о своем | |
|здоровье, "страх заразы" до поры | |
|до времени сдерживают случайные | |
|связи, заставляют отдать | |
|предпочтение более или менее | |
|постоянным партнерам. Любовь у | |
|представителей этого типа почти | |
|всегда бывает окрашена мрачными | |
|тонами ревности. Измен как | |
|действительных, так и мнимых, они| |
|никогда не прощают. Невинный | |
|флирт трактуется как тяжкое | |
|предательство... | |
|Реакция эмансипации у | |
|эпилептоидных подростков нередко | |
|протекает очень тяжело. Дело | |
|может доходить до полного разрыва| |
|с родными, в отношении которых | |
|выступает крайняя озлобленность и| |
|мстительность. Эпилептоидные | |
|подростки не только требуют | |
|свободы, самостоятельности, | |
|избавления от власти, но и | |
|"прав", своей доли имущества, | |
|жилища, материальных благ. При | |
|конфликтах с матерью и отцом они | |
|могут держаться за бабушек и | |
|дедушек, которые их балуют, о них| |
|заботятся, им потакают. В отличие| |
|от представителей других типов, | |
|эпилептоидные подростки не | |
|склонны генерализовывать реакцию | |
|эмансипации с родителей на все | |
|старшее поколение, на | |
|существующие обычаи и порядки. | |
|Наоборот, перед начальством они | |
|бывают готовы на угодничество, | |
|если ждут поддержки или | |
|каких-либо выгод для себя. | |
|Реакция группирования со | |
|сверстниками тесно сопряжена со | |
|стремлением к властвованию, | |
|поэтому охотно выискивается | |
|компания из младших, слабых, | |
|безвольных, не способных дать | |
|отпор. В группе такие подростки | |
|хотят установить свои порядки, | |
|выгодные для них самих. | |
|Симпатиями они не пользуются, и | |
|их власть держится на страхе | |
|перед ними. Они чувствуют себя | |
|нередко на высоте в условиях | |
|жесткого дисциплинарного режима, | |
|где умеют угодить начальству, | |
|добиться определенных | |
|преимуществ, завладеть | |
|формальными постами, дающими в их| |
|руки определенную власть, | |
|установить диктат над другими и | |
|использовать сбое положение к | |
|собственной выгоде. Их боятся, но| |
|постепенно против них зреет бунт,| |
|в какой-то момент их "подводят" и| |
|они оказываются низринутыми со | |
|своего начальственного | |
|пьедестала. | |
|Реакция увлечения обычно бывает | |
|выражена достаточно ярко. Почти | |
|все эпилептоиды отдают дань | |
|азартным играм. В них | |
|пробуждается почти инстинктивная | |
|тяга к обогащению. | |
|Коллекционирование их привлекает | |
|также прежде всего материальной | |
|ценностью собранного. В спорте | |
|заманчивым кажется то, что | |
|позволяет развить физическую | |
|силу. Подвижные коллективные игры| |
|даются им плохо. | |
|Совершенствование ручных навыков,| |
|особенно если это сулит | |
|определенные материальные блага | |
|(прикладное искусство, ювелирная | |
|работа и т. п.), также может | |
|оказаться в сфере увлечений. | |
|Многие из них любят музыку и | |
|пение. В отличие от истероидов | |
|охотно занимаются ими наедине, | |
|получая от своих упражнений | |
|какое-то особое чувственное | |
|удовольствие... | |
|Самооценка эпилептоидных | |
|подростков носит однобокий | |
|характер. Как правило, они | |
|отмечают склонность к мрачному | |
|расположению духа, свои | |
|соматические особенности - | |
|крепкий сон и трудность | |
|пробуждений, любовь сытно и | |
|вкусно поесть, силу и | |
|напряженность сексуального | |
|влечения, отсутствие | |
|застенчивости и даже свою | |
|склонность к ревности. Они | |
|подмечают свою осторожность к | |
|незнакомому, приверженность к | |
|правилам, аккуратности и порядку,| |
|нелюбовь пустых мечтаний и | |
|предпочтение жить реальной | |
|жизнью. В остальном, в | |
|особенности во взаимоотношениях с| |
|окружающими, они представляют | |
|себя значительно более | |
|конформными, чем это есть на | |
|самом деле... | |
|ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП | |
|Его главная черта - беспредельный| |
|эгоцентризм, ненасытная жажда | |
|постоянного внимания к своей | |
|особе, восхищения, удивления, | |
|почитания, сочувствия. На худой | |
|конец предпочитается даже | |
|негодование или ненависть, | |
|направленные в свой адрес, но | |
|только не безразличие и | |
|равнодушие - только не | |
|перспектива остаться незамеченным| |
|("жаждущие повышенной оценки", по| |
|Schneider, 1923). Все остальные | |
|качества истероида питаются этой | |
|чертой. Внушаемость, которую | |
|нередко выдвигают на первый план,| |
|отличается избирательностью: от | |
|нее ничего не остается, если | |
|обстановка внушения или само | |
|внушение не льют воду на мельницу| |
|эгоцентризма. Лживость и | |
|фантазирование целиком | |
|направленны на приукрашение своей| |
|персоны. Кажущаяся | |
|эмоциональность в | |
|действительности оборачивается | |
|отсутствием глубоких искренних | |
|чувств при большой экспрессии | |
|эмоций, театральности, склонности| |
|к рисовке и позерству. | |
|Истероидные черты нередко | |
|намечаются с ранних лет (Юсевич, | |
|1934; Певзнер, 1941; Michaux, | |
|1952; Сухарева, 1959). Такие дети| |
|не выносят, когда при них хвалят | |
|других ребят, когда другим | |
|уделяют внимание. Игрушки им | |
|быстро надоедают. Желание | |
|привлекать к себе взоры, слушать | |
|восторги и похвалы становится | |
|насущной потребностью. Они охотно| |
|перед зрителями читают стихи, | |
|танцуют, поют и многие из них | |
|действительно обнаруживают | |
|неплохие артистические | |
|способности. Успехи в учебе в | |
|первых классах во многом | |
|определяются тем, ставят ли их в | |
|пример другим... | |
|Среди поведенческих проявлений | |
|истероидности у подростков на | |
|первое место следует поставить | |
|суицидальность. Речь идет о | |
|несерьезных попытках, | |
|демонстрациях, "псевдосуицидах", | |
|"суицидальном шантаже"... | |
|Способы при этом избираются либо | |
|безопасные (порезы вен на | |
|предплечьи, лекарства из домашней| |
|аптечки), либо рассчитанные на | |
|то, что серьезная попытка будет | |
|предупреждена окружающими | |
|(приготовление к повешению, | |
|изображение попытки выпрыгнуть из| |
|окна или броситься под транспорт | |
|на глазах у присутствующих и т. | |
|п.). | |
|Обильная суицидальная | |
|"сигнализация" нередко | |
|предшествует демонстрации или | |
|сопровождает ее: пишутся | |
|различные прощальные записки, | |
|делаются "тайные" признания | |
|приятелям, записываются | |
|"последние слова" на магнитофоне | |
|и т. п. | |
|Нередко причиной, толкнувшей | |
|истероидного подростка на | |
|"суицид", называется неудачная | |
|любовь. Однако часто удается | |
|выяснить, что это лишь | |
|романтическая завеса или просто | |
|выдумка. Действительной причиной | |
|обычно служат уязвленное | |
|самолюбие, утрата ценного для | |
|данного подростка внимания, страх| |
|упасть в глазах окружающих, | |
|особенно сверстников, лишиться | |
|ореола "избранника". Конечно, | |
|отвергнутая любовь, разрыв, | |
|предпочтение соперника или | |
|соперницы наносят чувствительный | |
|удар по эгоцентризму истероидного| |
|подростка, особенно если все | |
|события развертываются на глазах | |
|приятелей и подруг. Сама же | |
|суицидальная демонстрация с | |
|переживаниями окружающих, суетой,| |
|скорой помощью, любопытством | |
|случайных свидетелей дает немалое| |
|удовлетворение истероидному | |
|эгоцентризму... | |
|Свойственное истероидам "бегство | |
|в болезнь", изображение необычных| |
|таинственных заболеваний | |
|принимают иногда в среде | |
|некоторых подростковых компаний, | |
|в частности подражающих западным | |
|"хиппи", новую форму, выражаясь | |
|стремлением попасть в | |
|психиатрическую больницу и тем | |
|заполучить в подобной среде | |
|репутацию необычности. Для | |
|достижения этой цели используется| |
|разыгрывание роли наркомана, | |
|суицидальные угрозы и, наконец, | |
|жалобы, почерпнутые из учебников | |
|психиатрии, причем разного рода | |
|деперсонализационно-дереализацион| |
|ные симптомы и циклические | |
|колебания настроения пользуются | |
|особой популярностью. | |
|Алкоголизация или употребление | |
|наркотиков у истероидных | |
|подростков также иногда носит | |
|демонстративный характер... | |
|У истероидных подростков | |
|сохраняются черты детских реакций| |
|оппозиции, имитации и др. Чаще | |
|всего приходится видеть реакцию | |
|оппозиции на утрату или | |
|уменьшение привычного внимания со| |
|стороны родных, на потерю роли | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|