Рефераты

Психопатии и акцентуации характера у подростков

|него распорядку жизни и режиму, | |

|но реагировать бурным протестом | |

|на малейшую попытку вторгнуться | |

|без позволения в мир его | |

|интересов, увлечений и фантазий. | |

|Вместе с тем эмансипационные | |

|устремления легко могут | |

|оборачиваться социальной | |

|нонконформностью - негодованием | |

|по поводу существующих правил и | |

|порядков, насмешками над | |

|распространенными вокруг | |

|идеалами, духовными ценностями, | |

|интересами, злопыхательством по | |

|поводу "отсутствия свободы". | |

|Подобного рода суждения могут | |

|долго и скрытно вынашиваться и | |

|неожиданно для окружающих | |

|реализоваться в публичных | |

|выступлениях или решительных | |

|действиях. Зачастую поражает | |

|прямолинейная критика других лиц | |

|без учета ее последствий для | |

|себя. | |

|Как правило, шизоидные подростки | |

|стоят особняком от компаний | |

|сверстников. Их замкнутость | |

|затрудняет вступление в группу, а| |

|их неподатливость общему влиянию,| |

|общей атмосфере, их | |

|неконформность не позволяют ни | |

|слиться с группой, ни подчиниться| |

|ей. Попав же в подростковую | |

|группу, нередко случайно, они | |

|остаются' в ней белыми воронами. | |

|Иногда они подвергаются насмешкам| |

|и даже жестоким преследованиям со| |

|стороны сверстников, иногда же, | |

|благодаря своей независимости, | |

|холодной сдержанности, | |

|неожиданному умению постоять за | |

|себя, они внушают уважение и | |

|заставляют соблюдать дистанцию. | |

|Успех в группе сверстников может | |

|оказаться в сфере сокровенных | |

|мечтаний шизоидного подростка. В | |

|своих фантазиях он творит | |

|подобные группы, где занимает | |

|положение вождя и любимца, где | |

|чувствует себя свободно и легко и| |

|получает те эмоциональные | |

|контакты, которых не достает ему | |

|в реальной жизни. | |

|Реакция увлечения у шизоидных | |

|подростков выступает обычно ярче,| |

|чем все другие специфические | |

|поведенческие реакции этого | |

|возраста. Увлечения нередко | |

|отличаются необычностью, силой и | |

|устойчивостью. Чаще всего | |

|приходится встречать | |

|интеллектуально-эстетические | |

|хобби. Большинство шизоидных | |

|подростков любит книги, поглощают| |

|их запоем, чтению предпочитают | |

|все другие развлечения. Выбор для| |

|чтения может быть строго | |

|избирательным - только | |

|определенная эпоха из истории, | |

|только определенный жанр | |

|литературы, определенное течение | |

|в философии и т. п. Вообще в | |

|интеллектуально-эстетических | |

|хобби поражает прихотливость | |

|выбора предмета. Нам приходилось | |

|встречать у современных | |

|подростков увлечение санскритом, | |

|китайскими иероглифами, | |

|древнееврейским языком, | |

|срисовыванием порталов соборов и | |

|церквей, генеалогией дома | |

|Романовых, органной музыкой, | |

|сопоставлением конституций разных| |

|государств и разных времен и т. | |

|д. и т.п. Все это никогда не | |

|делается напоказ, а только для | |

|себя. Увлечениями делятся, если | |

|встречают искренний интерес. | |

|Часто таят их, боясь непонимания | |

|и насмешек. При менее высоком | |

|уровне интеллекта и эстетических | |

|притязаний дело может | |

|ограничиться менее изысканными, | |

|но не менее странными предметами | |

|увлечений... | |

|На втором месте стоят хобби | |

|мануально-телесного типа. | |

|Неуклюжесть, неловкость, | |

|негармоничность моторики, нередко| |

|приписываемая шизоидам, | |

|встречается далеко не всегда, а | |

|упорное стремление к телесному | |

|совершенствованию может сгладить | |

|эти недостатки. Систематические | |

|занятия гимнастикой, плавание, | |

|велосипед, упражнения йогов | |

|сочетаются обычно с отсутствием | |

|интереса к коллективным | |

|спортивным играм. Место увлечений| |

|могут занимать одинокие | |

|многочасовые пешие или | |

|велосипедные прогулки. Некоторым | |

|шизоидам хорошо даются тонкие | |

|ручные навыки - игра на | |

|музыкальных инструментах, | |

|прикладное искусство - все это | |

|также может составить предмет | |

|увлечений... | |

|Самооценка шизоидов отличается | |

|констатацией того, что связано с | |

|замкнутостью, одиночеством, | |

|трудностью контактов, | |

|непониманием со стороны | |

|окружающих. Отношение к другим | |

|проблемам оценивается гораздо | |

|хуже. Противоречивости своего | |

|поведения они обычно не замечают | |

|или не придают ей значения. Любят| |

|подчеркивать свою независимость и| |

|самостоятельность... | |

|ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП | |

|Главными чертами эпилептоидного | |

|типа являются склонность к | |

|дисфориям, и тесно связанная с | |

|ними аффективная взрывчатость, | |

|напряженное состояние | |

|инстинктивной сферы, иногда | |

|достигающее аномалии влечений, а | |

|также вязкость, тугоподвижность, | |

|тяжеловесность, инертность, | |

|откладывающие отпечаток на всей | |

|психике, - от моторики и | |

|эмоциональности до мышления и | |

|личностных ценностей. Дисфории, | |

|длящиеся часами и днями, отличают| |

|злобно-тоскливая окраска | |

|настроения, накипающее | |

|раздражение, поиск объекта, на | |

|котором можно сорвать зло. | |

|Аффективные разряды эпилептоида | |

|лишь при первом впечатлении | |

|кажутся внезапными. Их можно | |

|сравнить с разрывом парового | |

|котла, который прежде долго и | |

|постепенно закипает. Повод для | |

|взрыва может быть случайным, | |

|сыграть роль последней капли. | |

|Аффекты не только очень сильны, | |

|но и продолжительны - эпилептоид | |

|долго не может остыть... | |

|Картина эпилептоидной психопатии | |

|в части случаев выявляется еще в | |

|детстве... | |

|С первых лет такие дети могут | |

|подолгу, многими часами плакать и| |

|их невозможно бывает ни утешить, | |

|ни отвлечь, ни приструнить. В | |

|детстве дисфории проявляются | |

|капризами, стремлением нарочито | |

|изводить окружающих, хмурой | |

|озлобленностью. Рано могут | |

|обнаружиться садистические | |

|склонности - такие дети любят | |

|мучить животных, исподтишка | |

|избивать и дразнить младших и | |

|слабых, издеваться над | |

|беспомощными и неспособными дать | |

|отпор. В детской компании они | |

|претендуют не просто на | |

|лидерство, а на роль властелина, | |

|устанавливающего свои правила игр| |

|и взаимоотношений,, диктующего | |

|всем и все, но всегда в свою | |

|пользу. Можно видеть также | |

|недетскую бережливость одежды, | |

|игрушек, всего своего". Любые | |

|попытки покуситься на их ребячью | |

|собственность вызывают крайне | |

|злобную реакцию. | |

|В первые школьные годы выступает | |

|мелочная скрупулезность в ведении| |

|тетрадей, всего ученического | |

|хозяйства, но эта повышенная | |

|аккуратность превращается в | |

|самоцель и может полностью | |

|заслонить суть дела, саму учебу. | |

| | |

|В подавляющем большинстве случаев| |

|картина эпилептоидной психопатии | |

|развертывается лишь в период | |

|полового созревания от 12 до 19 | |

|лет... | |

|Аффективные разряды могут быть | |

|следствием дисфории - подростки в| |

|этих состояниях нередко сами ищут| |

|повода для скандала. Но аффекты | |

|могут быть и плодом тех | |

|конфликтов, которые легко | |

|возникают у эпилептоидных | |

|подростков вследствие их | |

|властности, неуступчивости, | |

|жестокости и себялюбия. Повод для| |

|гнева может быть мал и ничтожен, | |

|но он всегда сопряжен хотя бы с | |

|незначительным ущемлением | |

|интересов. В аффекте выступает | |

|безудержная ярость - циничная | |

|брань, жестокие побои, | |

|безразличие к слабости и | |

|беспомощности противника и | |

|неспособность учесть его | |

|превосходящую силу. Эпилептоидный| |

|подросток в ярости способен | |

|наотмашь по лицу ударить | |

|престарелую бабку, столкнуть с | |

|лестницы показавшего ему язык | |

|малыша, броситься с кулаками на | |

|заведомо более сильного обидчика.| |

|В драке обнаруживается стремление| |

|бить противника по гениталиям. | |

|Вегетативный аккомпанемент | |

|аффекта также ярко выражен - в | |

|гневе лицо наливается кровью, | |

|выступает пот и т. д. | |

|Инстинктивная жизнь в | |

|подростковом возрасте оказывается| |

|особенно напряженной. Сексуальное| |

|влечение пробуждается с силой. | |

|Однако свойственная эпилептоидам | |

|повышенная забота о своем | |

|здоровье, "страх заразы" до поры | |

|до времени сдерживают случайные | |

|связи, заставляют отдать | |

|предпочтение более или менее | |

|постоянным партнерам. Любовь у | |

|представителей этого типа почти | |

|всегда бывает окрашена мрачными | |

|тонами ревности. Измен как | |

|действительных, так и мнимых, они| |

|никогда не прощают. Невинный | |

|флирт трактуется как тяжкое | |

|предательство... | |

|Реакция эмансипации у | |

|эпилептоидных подростков нередко | |

|протекает очень тяжело. Дело | |

|может доходить до полного разрыва| |

|с родными, в отношении которых | |

|выступает крайняя озлобленность и| |

|мстительность. Эпилептоидные | |

|подростки не только требуют | |

|свободы, самостоятельности, | |

|избавления от власти, но и | |

|"прав", своей доли имущества, | |

|жилища, материальных благ. При | |

|конфликтах с матерью и отцом они | |

|могут держаться за бабушек и | |

|дедушек, которые их балуют, о них| |

|заботятся, им потакают. В отличие| |

|от представителей других типов, | |

|эпилептоидные подростки не | |

|склонны генерализовывать реакцию | |

|эмансипации с родителей на все | |

|старшее поколение, на | |

|существующие обычаи и порядки. | |

|Наоборот, перед начальством они | |

|бывают готовы на угодничество, | |

|если ждут поддержки или | |

|каких-либо выгод для себя. | |

|Реакция группирования со | |

|сверстниками тесно сопряжена со | |

|стремлением к властвованию, | |

|поэтому охотно выискивается | |

|компания из младших, слабых, | |

|безвольных, не способных дать | |

|отпор. В группе такие подростки | |

|хотят установить свои порядки, | |

|выгодные для них самих. | |

|Симпатиями они не пользуются, и | |

|их власть держится на страхе | |

|перед ними. Они чувствуют себя | |

|нередко на высоте в условиях | |

|жесткого дисциплинарного режима, | |

|где умеют угодить начальству, | |

|добиться определенных | |

|преимуществ, завладеть | |

|формальными постами, дающими в их| |

|руки определенную власть, | |

|установить диктат над другими и | |

|использовать сбое положение к | |

|собственной выгоде. Их боятся, но| |

|постепенно против них зреет бунт,| |

|в какой-то момент их "подводят" и| |

|они оказываются низринутыми со | |

|своего начальственного | |

|пьедестала. | |

|Реакция увлечения обычно бывает | |

|выражена достаточно ярко. Почти | |

|все эпилептоиды отдают дань | |

|азартным играм. В них | |

|пробуждается почти инстинктивная | |

|тяга к обогащению. | |

|Коллекционирование их привлекает | |

|также прежде всего материальной | |

|ценностью собранного. В спорте | |

|заманчивым кажется то, что | |

|позволяет развить физическую | |

|силу. Подвижные коллективные игры| |

|даются им плохо. | |

|Совершенствование ручных навыков,| |

|особенно если это сулит | |

|определенные материальные блага | |

|(прикладное искусство, ювелирная | |

|работа и т. п.), также может | |

|оказаться в сфере увлечений. | |

|Многие из них любят музыку и | |

|пение. В отличие от истероидов | |

|охотно занимаются ими наедине, | |

|получая от своих упражнений | |

|какое-то особое чувственное | |

|удовольствие... | |

|Самооценка эпилептоидных | |

|подростков носит однобокий | |

|характер. Как правило, они | |

|отмечают склонность к мрачному | |

|расположению духа, свои | |

|соматические особенности - | |

|крепкий сон и трудность | |

|пробуждений, любовь сытно и | |

|вкусно поесть, силу и | |

|напряженность сексуального | |

|влечения, отсутствие | |

|застенчивости и даже свою | |

|склонность к ревности. Они | |

|подмечают свою осторожность к | |

|незнакомому, приверженность к | |

|правилам, аккуратности и порядку,| |

|нелюбовь пустых мечтаний и | |

|предпочтение жить реальной | |

|жизнью. В остальном, в | |

|особенности во взаимоотношениях с| |

|окружающими, они представляют | |

|себя значительно более | |

|конформными, чем это есть на | |

|самом деле... | |

|ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП | |

|Его главная черта - беспредельный| |

|эгоцентризм, ненасытная жажда | |

|постоянного внимания к своей | |

|особе, восхищения, удивления, | |

|почитания, сочувствия. На худой | |

|конец предпочитается даже | |

|негодование или ненависть, | |

|направленные в свой адрес, но | |

|только не безразличие и | |

|равнодушие - только не | |

|перспектива остаться незамеченным| |

|("жаждущие повышенной оценки", по| |

|Schneider, 1923). Все остальные | |

|качества истероида питаются этой | |

|чертой. Внушаемость, которую | |

|нередко выдвигают на первый план,| |

|отличается избирательностью: от | |

|нее ничего не остается, если | |

|обстановка внушения или само | |

|внушение не льют воду на мельницу| |

|эгоцентризма. Лживость и | |

|фантазирование целиком | |

|направленны на приукрашение своей| |

|персоны. Кажущаяся | |

|эмоциональность в | |

|действительности оборачивается | |

|отсутствием глубоких искренних | |

|чувств при большой экспрессии | |

|эмоций, театральности, склонности| |

|к рисовке и позерству. | |

|Истероидные черты нередко | |

|намечаются с ранних лет (Юсевич, | |

|1934; Певзнер, 1941; Michaux, | |

|1952; Сухарева, 1959). Такие дети| |

|не выносят, когда при них хвалят | |

|других ребят, когда другим | |

|уделяют внимание. Игрушки им | |

|быстро надоедают. Желание | |

|привлекать к себе взоры, слушать | |

|восторги и похвалы становится | |

|насущной потребностью. Они охотно| |

|перед зрителями читают стихи, | |

|танцуют, поют и многие из них | |

|действительно обнаруживают | |

|неплохие артистические | |

|способности. Успехи в учебе в | |

|первых классах во многом | |

|определяются тем, ставят ли их в | |

|пример другим... | |

|Среди поведенческих проявлений | |

|истероидности у подростков на | |

|первое место следует поставить | |

|суицидальность. Речь идет о | |

|несерьезных попытках, | |

|демонстрациях, "псевдосуицидах", | |

|"суицидальном шантаже"... | |

|Способы при этом избираются либо | |

|безопасные (порезы вен на | |

|предплечьи, лекарства из домашней| |

|аптечки), либо рассчитанные на | |

|то, что серьезная попытка будет | |

|предупреждена окружающими | |

|(приготовление к повешению, | |

|изображение попытки выпрыгнуть из| |

|окна или броситься под транспорт | |

|на глазах у присутствующих и т. | |

|п.). | |

|Обильная суицидальная | |

|"сигнализация" нередко | |

|предшествует демонстрации или | |

|сопровождает ее: пишутся | |

|различные прощальные записки, | |

|делаются "тайные" признания | |

|приятелям, записываются | |

|"последние слова" на магнитофоне | |

|и т. п. | |

|Нередко причиной, толкнувшей | |

|истероидного подростка на | |

|"суицид", называется неудачная | |

|любовь. Однако часто удается | |

|выяснить, что это лишь | |

|романтическая завеса или просто | |

|выдумка. Действительной причиной | |

|обычно служат уязвленное | |

|самолюбие, утрата ценного для | |

|данного подростка внимания, страх| |

|упасть в глазах окружающих, | |

|особенно сверстников, лишиться | |

|ореола "избранника". Конечно, | |

|отвергнутая любовь, разрыв, | |

|предпочтение соперника или | |

|соперницы наносят чувствительный | |

|удар по эгоцентризму истероидного| |

|подростка, особенно если все | |

|события развертываются на глазах | |

|приятелей и подруг. Сама же | |

|суицидальная демонстрация с | |

|переживаниями окружающих, суетой,| |

|скорой помощью, любопытством | |

|случайных свидетелей дает немалое| |

|удовлетворение истероидному | |

|эгоцентризму... | |

|Свойственное истероидам "бегство | |

|в болезнь", изображение необычных| |

|таинственных заболеваний | |

|принимают иногда в среде | |

|некоторых подростковых компаний, | |

|в частности подражающих западным | |

|"хиппи", новую форму, выражаясь | |

|стремлением попасть в | |

|психиатрическую больницу и тем | |

|заполучить в подобной среде | |

|репутацию необычности. Для | |

|достижения этой цели используется| |

|разыгрывание роли наркомана, | |

|суицидальные угрозы и, наконец, | |

|жалобы, почерпнутые из учебников | |

|психиатрии, причем разного рода | |

|деперсонализационно-дереализацион| |

|ные симптомы и циклические | |

|колебания настроения пользуются | |

|особой популярностью. | |

|Алкоголизация или употребление | |

|наркотиков у истероидных | |

|подростков также иногда носит | |

|демонстративный характер... | |

|У истероидных подростков | |

|сохраняются черты детских реакций| |

|оппозиции, имитации и др. Чаще | |

|всего приходится видеть реакцию | |

|оппозиции на утрату или | |

|уменьшение привычного внимания со| |

|стороны родных, на потерю роли | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты