Рефераты

Психопатии и акцентуации характера у подростков

|семейного кумира. Проявления | |

|реакции оппозиции могут быть теми| |

|же, что и в детстве, - уход в | |

|болезнь, попытки избавиться от | |

|того, на кого внимание | |

|переключилось (например, | |

|заставить мать разойтись с | |

|появившимся отчимом), но чаще эта| |

|детская реакция оппозиции | |

|выявляется подростковыми | |

|нарушениями поведения. Выпивки, | |

|знакомство с наркотиками, | |

|прогулы, воровство, асоциальные | |

|компании предназначаются для | |

|того, чтобы просигнализировать: | |

|"Верните мне прежнее внимание, | |

|иначе я собьюсь с пути!" Реакция | |

|имитации может многое определять | |

|в поведении истероидного | |

|подростка. Однако модель, | |

|избранная для подражания, не | |

|должна заслонять саму подражающую| |

|персону. Поэтому для имитации | |

|избирается образ абстрактный или | |

|лицо, пользующееся популярностью | |

|среди подростков, но Не имеющее | |

|непосредственного контакта с | |

|данной группой ("кумир моды"). | |

|Иногда же подражание зиждется на | |

|собирательном образе: в погоне за| |

|оригинальностью воспроизводятся | |

|сногсшибательные высказывания | |

|одних, необычная одежда других, | |

|вызывающая манера вести себя | |

|третьих и т. п. | |

|Выдумки подростков-истероидов | |

|отчетливо разнятся от фантазий | |

|шизоидов. Истероидные фантазии | |

|изменчивы, всегда предназначены | |

|для определенных слушателей и | |

|зрителей, подростки легко | |

|вживаются в роль, ведут себя | |

|соответственно своим выдумкам... | |

| | |

|Реакция эмансипации может иметь | |

|бурные внешние проявления: побеги| |

|из дому, конфликты с родными и | |

|старшими, громогласные требования| |

|свободы и самостоятельности и т. | |

|п. Однако по сути дела настоящая | |

|потребность свободы и | |

|самостоятельности вовсе не | |

|свойственна подросткам этого типа| |

|- от внимания и забот близких они| |

|совсем не жаждут избавиться. | |

|Эмансипационные устремления часто| |

|сползают на рельсы детской | |

|реакции оппозиции. | |

|Реакция группирования со | |

|сверстниками всегда сопряжена с | |

|претензиями на лидерство или на | |

|исключительное положение в | |

|группе. Не обладая ни достаточной| |

|стеничностью, ни бестрепетной | |

|готовностью в любой момент силой | |

|утвердить свою командную роль, | |

|подчинить себе других, истероид | |

|рвется к лидерству доступными для| |

|него путями. Обладая хорошим | |

|интуитивным чутьем настроения | |

|группы, еще назревающих в ней | |

|порой неосознанных желаний и | |

|стремлений, истероиды могут быть | |

|их первыми выразителями, | |

|выступать в роли зачинщиков и | |

|зажигателей. В порыве, в экстазе,| |

|воодушевленные обращенными на них| |

|взглядами, они могут повести за | |

|собой других, даже проявить | |

|безрассудную смелость. Но они | |

|всегда оказываются вожаками на | |

|час - перед неожиданными | |

|трудностями пасуют, друзей легко | |

|предают, лишенные восхищенных | |

|взоров, сразу теряют весь задор. | |

|Главное, группа вскоре распознает| |

|за внешними эффектами их | |

|внутреннюю пустоту. Это | |

|осуществляется особенно быстро, | |

|когда истероидные подростки | |

|добиваются лидерской позиции, | |

|"пуская пыль в глаза" историями о| |

|своих былых удачах и | |

|приключениях. Все это ведет к | |

|тому, что истероидные подростки | |

|не склонны слишком долго | |

|задерживаться в одной и той же | |

|подростковой группе и охотно | |

|устремляются в новую, чтобы | |

|начать все сначала. Если от | |

|истероидного подростка слышишь, | |

|что он разочаровался в своих | |

|приятелях, можно смело полагать, | |

|что те "раскусили" его... | |

|Увлечения почти целиком | |

|сосредоточиваются в области | |

|эгоцентрического типа хобби... | |

|Предпочитаются те виды искусства,| |

|которые наиболее модны среди | |

|подростков своего круга (в | |

|настоящее время чаще всего | |

|джазовые ансамбли, эстрада) или | |

|поражают своей необычностью | |

|(например, театр мимов)... | |

|Подражание йогам и хиппи | |

|представляет в этом отношении | |

|особенно благодатную почву... | |

|Самооценка истероидных подростков| |

|далека от объективности. | |

|Подчеркиваются те черты | |

|характера, которые в данный | |

|момент могут произвести | |

|впечатление... | |

|НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП | |

|Kraepelin (1915) назвал | |

|представителей этого типа | |

|безудержными, неустойчивыми (При | |

|сходстве названий "лабильный" и | |

|"неустойчивый" следует указать на| |

|то, что первое относится к | |

|эмоциональной сфере, а второе - к| |

|поведению). Schneider (1923) и | |

|Stutte (1960) более подчеркнули в| |

|своих названиях недостаток воли | |

|("безвольные", "слабовольные"). | |

|Их безволие отчетливо выступает, | |

|когда дело касается учебы, труда,| |

|исполнения обязанностей и долга, | |

|достижения целей, .которые ставят| |

|перед ними родные, старшие, | |

|общество. Однако в поиске | |

|развлечений представители этого | |

|типа также не обнаруживают | |

|напористости, а скорее плывут по | |

|течению. | |

|В детстве они отличаются | |

|непослушанием, непоседливостью, | |

|всюду и во все лезут, но при этом| |

|трусливы, боятся наказаний, легко| |

|подчиняются другим детям. | |

|Элементарные правила поведения | |

|усваиваются с трудом. За ними все| |

|время приходится следить. У части| |

|из них встречаются симптомы | |

|невропатии (заикание, ночной | |

|анурез и т. д.). | |

|С первых классов школы нет | |

|желания учиться. Только при | |

|непрестанном и строгом контроле, | |

|нехотя подчиняясь, они выполняют | |

|задания, всегда ищут случая | |

|отлынивать от занятий. Вместе с | |

|тем рано обнаруживается | |

|повышенная тяга к развлечениям, | |

|удовольствиям, праздности, | |

|безделью. Они убегают с уроков в | |

|кино или просто погулять по | |

|улице. Подстрекаемые более | |

|стеничными сверстниками, могут | |

|ради компании сбежать из дома. | |

|Все дурное словно липнет к ним. | |

|Склонность к имитации у | |

|неустойчивых подростков | |

|отличается избирательностью: | |

|образами для подражания служат | |

|лишь те модели поведения, которые| |

|сулят немедленные наслаждения, | |

|смену легких впечатлений, | |

|развлечения. Еще детьми они | |

|начинают курить. Легко идут на | |

|мелкие кражи, готовы все дни | |

|проводить в уличных компаниях. | |

|Когда же они становятся | |

|подростками, то прежние | |

|развлечения, вроде кино, их уже | |

|не удовлетворяют, и они дополняют| |

|их более сильными и острыми | |

|ощущениями - в ход идут | |

|хулиганские поступки, | |

|алкоголизация, наркотики... | |

|С наступлением пубертатного | |

|периода такие подростки стремятся| |

|высвободиться из-под родительской| |

|опеки. Реакция эмансипации у | |

|неустойчивых подростков тесно | |

|сопряжена все с теми же желаниями| |

|удовольствия и развлечения. | |

|Истинной любви к родителям они | |

|никогда не питают. К бедам и | |

|заботам семьи относятся с | |

|равнодушием и безразличием. | |

|Родные для них - лишь источник | |

|средств для наслаждений. | |

|Неспособные сами занять себя, они| |

|очень плохо переносят одиночество| |

|и рано тянутся к уличным | |

|подростковым группам. Трусость и | |

|недостаточная инициативность не | |

|позволяют им занять в них место | |

|лидера. Обычно они становятся | |

|орудиями таких групп. В групповых| |

|правонарушениях им приходится | |

|таскать каштаны из огня, а плоды | |

|пожинают лидер и более стеничные | |

|члены группы. | |

|Их увлечения целиком | |

|ограничиваются | |

|информативно-коммуникативным | |

|типом хобби, да азартными играми.| |

|К спорту они испытывают | |

|отвращение. Только автомашина и | |

|мотоцикл сохраняют заманчивость | |

|как источник почти гедонического | |

|наслаждения бешеной скоростью с | |

|рулем в руках. Но упорные занятия| |

|и здесь отталкивают их... | |

|Учеба легко забрасывается. | |

|Никакой труд не становится | |

|привлекательным. Работают они | |

|только в силу крайней | |

|необходимости. Поражает их | |

|равнодушие к своему будущему, они| |

|не строят планов, не мечтают о | |

|какой-либо профессии или о | |

|каком-либо положении для себя. | |

|Они целиком живут настоящим, | |

|желая извлечь из него максимум | |

|развлечений и удовольствий. | |

|Трудности, испытания, | |

|неприятности, угроза наказаний - | |

|все это вызывает одинаковую | |

|реакцию - убежать подальше. | |

|Побеги из дому и интернатов - | |

|нередкий поступок неустойчивых | |

|подростков... | |

|Слабоволие является, видимо, | |

|одной из основных черт | |

|неустойчивых. Именно слабоволие | |

|позволяет удержать их в | |

|обстановке сурового и жестко | |

|регламентированного режима. Когда| |

|же за ними непрерывно следят, не | |

|позволяют отлынивать от работы, | |

|когда безделье грозит суровым | |

|наказанием, а ускользнуть некуда,| |

|да и вокруг все работают - они на| |

|время смиряются. Но как только | |

|опека начинает ослабевать, они | |

|немедленно устремляются в | |

|ближайшую "подходящую компанию". | |

|Слабое место неустойчивых - | |

|безнадзорность, обстановка | |

|попустительства, открывающая | |

|просторы для праздности и | |

|безделья. | |

|Самооценка неустойчивых | |

|подростков нередко отличается | |

|тем, что они приписывают себе | |

|либо гипертимные, либо конформные| |

|черты. | |

|КОНФОРМНЫЙ ТИП | |

|П. Б. Ганнушкин (1933) метко | |

|обрисовал некоторые черты этого | |

|типа - постоянную готовность | |

|подчиниться голосу большинства, | |

|шаблонность, банальность, | |

|склонность к ходячей морали, | |

|благонравию, консерватизму, | |

|однако он неудачно связал данный | |

|тип с низким интеллектом. В | |

|действительности дело вовсе не в | |

|интеллектуальном уровне. Подобные| |

|субъекты нередко хорошо учатся, | |

|получают высшее образование, при | |

|определенных условиях с успехом | |

|работают. | |

|Главная черта характера этого | |

|типа - постоянная и чрезмерная | |

|конформность к своему | |

|непосредственному привычному | |

|окружению... | |

|Этим личностям свойственны | |

|недоверие и настороженное | |

|отношение к незнакомцам. Как | |

|известно, в современной | |

|социальной психологии под | |

|конформностью принято понимать | |

|подчинение индивидуума мнению | |

|группы в противоположность | |

|независимости и | |

|самостоятельности. В разных | |

|условиях каждый субъект | |

|обнаруживает ту или иную степень | |

|конформности. Однако при | |

|конформной акцентуации характера | |

|это свойство постоянно | |

|выявляется, будучи самой | |

|устойчивой чертой. | |

|Представители конформного типа - | |

|это люди своей среды. Их главное | |

|качество, главное жизненное | |

|правило - думать "как все", | |

|поступать "как все", стараться, | |

|чтобы все у них было "как у всех"| |

|- от одежды и домашней обстановки| |

|до мировоззрения и суждений по | |

|животрепещущим вопросам. Под | |

|"всеми" подразумевается обычное | |

|непосредственное окружение. От | |

|него они не хотят ни в чем | |

|отстать, но и не любят | |

|выделяться, забегать вперед. Это | |

|особенно проступает на примере | |

|отношения к модам одежды. Когда | |

|появляется какая-нибудь новая | |

|необычная мода, нет более ярых ее| |

|хулителей, чем представители | |

|конформного типа. Но как только | |

|их среда осваивает эту моду, | |

|скажем брюки или юбки | |

|соответствующей длины и ширины, | |

|как они сами облачаются в такую | |

|же одежду, забывая о том, что | |

|говорили два-три года назад. В | |

|жизни они любят руководствоваться| |

|сентенциями и в трудных ситуациях| |

|склонны в них искать утешение | |

|("утраченного - не воротишь" и т.| |

|п.). Стремясь всегда быть в | |

|соответствии со своим окружением,| |

|они совершенно не могут ему | |

|противостоять. Поэтому конформная| |

|личность - полностью продукт | |

|своей микросреды. В хорошем | |

|окружении - это неплохие люди и | |

|неплохие работники. Но, попав в | |

|дурную среду, они со временем | |

|усваивают все ее обычаи и | |

|привычки, манеры и правила | |

|поведения, как бы все это ни | |

|противоречило предыдущим и как бы| |

|пагубным ни было. Хотя адаптация | |

|у них первое время происходит | |

|довольно тяжело, но когда она | |

|осуществилась, новая среда | |

|становится таким же диктатором | |

|поведения, как раньше была | |

|прежняя. Поэтому конформные | |

|подростки "за компанию" легко | |

|спиваются, могут быть втянуты в | |

|групповые правонарушения. | |

|Конформность сочетается с | |

|поразительной некритичностью. | |

|Все, что говорит привычное для | |

|них окружение, все, что они | |

|узнают через привычный для них | |

|канал информации, - это для них и| |

|есть истина. И если через этот же| |

|канал начинают поступать | |

|сведения, явно не соответствующие| |

|действительности, они по-прежнему| |

|их принимают за чистую монету. | |

|Ко всему этому конформные | |

|субъекты - консерваторы по | |

|натуре. Они не любят новое, | |

|потому что не могут к нему быстро| |

|приспособиться, трудно | |

|осваиваются в новой ситуации... | |

|От еще одного качества зависит их| |

|профессиональный успех. Они - | |

|неинициативны. Очень хорошие | |

|результаты могут достигаться на | |

|любой ступени социальной | |

|лестницы, лишь бы работа, | |

|занимаемая должность не требовали| |

|бы постоянной личной инициативы. | |

|Если именно этого от них требует | |

|ситуация, они дают срыв на любой,| |

|самой незначительной должности, | |

|выдерживая гораздо более | |

|высококвалифицированную и даже | |

|напряженную работу, если она | |

|четко регламентирована. | |

|Опекаемое взрослыми детство не | |

|дает чрезмерных нагрузок для | |

|конформного типа... | |

|Они совсем не склонны менять свою| |

|подростковую группу, в которой | |

|свыклись и освоились. Нередко | |

|решающим в выборе учебного | |

|заведения является то, куда идет | |

|большинство товарищей. Одной из | |

|самых тяжелых психических травм, | |

|которая, по-видимому, для них | |

|существует, - это когда привычная| |

|подростковая группа почему-либо | |

|их изгоняет... | |

|Лишенные собственной инициативы | |

|конформные подростки могут быть | |

|втянуты в групповые | |

|правонарушения, в алкогольные | |

|компании, подбиты на побег из | |

|дому или науськаны на расправу с | |

|чужаками. | |

|Реакция эмансипации ярко | |

|проявляется только в случае, если| |

|родители, педагоги, старшие | |

|отрывают конформного подростка от| |

|привычной ему среды сверстников, | |

|если они противодействуют его | |

|желанию "быть как все", перенять | |

|распространенные подростковые | |

|моды, увлечения, манеры, | |

|намерения. Увлечения конформного | |

|подростка целиком определяются | |

|его средой и модой времени. | |

|Самооценка характера конформных | |

|подростков может быть неплохой...| |

| | |

|Смешанные типы. Эти типы | |

|составляют почти половину случаев| |

|явных акцентуаций. Их особенности| |

|нетрудно представить на основании| |

|предыдущих описаний. | |

|Встречающиеся сочетания не | |

|случайны. Они подчиняются | |

|определенным закономерностям. | |

|Черты одних типов сочетаются друг| |

|с другом довольно часто, а других| |

|- практически никогда. Существуют| |

|два рода сочетаний. | |

|Промежуточные типы обусловлены | |

|эндогенными закономерностями, | |

|прежде всего генетическими | |

|факторами, а также, возможно, | |

|особенностями развития в раннем | |

|детстве. К ним относятся уже | |

|описанные лабильно-циклоидный и | |

|конформно-гипертимный типы, а | |

|также сочетания лабильного типа с| |

|астено-невротическим и | |

|сенситивным, | |

|астено-невротического с | |

|сенситивным и психастеническим. | |

|Сюда же могут быть отнесены такие| |

|промежуточные типы, как | |

|шизоидо-сенситивный, | |

|шизоидо-психастенический, | |

|шизоидо-эпилептоидный, | |

|шизоидо-истероидный, | |

|истероидно-эпилептоидный. В силу | |

|же эндогенных закономерностей | |

|возможна трансформация | |

|гипертимного типа в циклоидный. | |

|Амальгамные типы - это тоже | |

|смешанные типы, но иного рода. | |

|Они формируются как следствие | |

|напластования черт одного типа на| |

|эндогенное ядро другого в силу | |

|неправильного воспитания или иных| |

|хронически действующих | |

|психогенных факторов. Здесь также| |

|возможны далеко не все, а лишь | |

|некоторые наслоения одного типа | |

|на другой. Подробнее эти явления | |

|рассматриваются в главе о | |

|психопатических развитиях. Здесь | |

|же следует отметить, что | |

|гипертимно-неустойчивый и | |

|гипертимно-истероидный типы | |

|представляют собой присоединение | |

|неустойчивых или истероидных черт| |

|к гипертимной основе. | |

|Лабильно-истероидный тип обычно | |

|бывает следствием наслоения и | |

|истероидности на эмоциональную | |

|лабильность, а | |

|шизоидо-неустойчивый и | |

|эпилептоидо-неустойчивый - | |

|неустойчивости на шизоидную или | |

|эпилептоидную основу. Последнее | |

|сочетание отличается повышенной | |

|криминогенной опасностью. При | |

|истероидно-неустойчивом типе | |

|неустойчивость является лишь | |

|формой выражения истероидных | |

|черт. Конформно-неустойчивый тип | |

|возникает как следствие | |

|воспитания конформного подростка | |

|в асоциальном окружении. Развитие| |

|эпилептоидных черт на основе | |

|конформности возможно, когда | |

|подросток вырастает в условиях | |

|жестких взаимоотношений. Другие | |

|сочетания практически не | |

|встречаются. | |

|О ДИНАМИКЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА | |

| | |

|Можно выделить две основные | |

|группы динамических изменений при| |

|акцентуациях характера. | |

|Первая группа - это преходящие, | |

|транзиторные изменения. По сути | |

|дела они по форме те же, что и | |

|при психопатиях. | |

|На первом месте среди них стоят | |

|острые аффективные реакции. | |

|Встречается несколько видов | |

|острых аффективных реакций. | |

|1. Интрапунитивные реакции | |

|представляют собой разряд аффекта| |

|путем аутоагрессии - нанесение | |

|себе повреждений, покушение на | |

|самоубийство, учинение себе вреда| |

|разными способами (отчаянные | |

|безрассудные поступки с | |

|неизбежными неприятными | |

|последствиями для себя, порча | |

|ценных личных вещей и т. п.). | |

|Наиболее часто этот вид реакций | |

|встречается при двух, казалось | |

|бы, диаметрально противоположных | |

|по складу типах акцентуаций - | |

|сенситивной и эпилептоидной. | |

|2. Экстрапунитивные реакции | |

|подразумевают разряд аффекта | |

|путем агрессии на окружающее - | |

|нападение на обидчиков или | |

|"вымещение злобы" на случайных | |

|лицах или попавших под руку | |

|предметах. Наиболее часто этот | |

|вид реакции можно видеть при | |

|гипертимной, лабильной и | |

|эпилептоидной акцентуациях. | |

|3. Иммунитивная реакция | |

|проявляется в том, что аффект | |

|разряжается путем безрассудного | |

|бегства из аффектогенной | |

|ситуации, хотя это бегство никак | |

|эту ситуацию не исправляет, а | |

|часто даже очень дурно | |

|оборачивается. Этот вид реакции | |

|чаще встречается при | |

|неустойчивой, а также при | |

|шизоидной акцентуациях. | |

|4. Демонстративные реакции, когда| |

|аффект разряжается в "спектакль",| |

|в разыгрывание бурных сцен, в | |

|изображение попыток самоубийства | |

|и т. п. Этот вид реакций весьма | |

|характерен для истероидной | |

|акцентуации, но может встречаться| |

|и при эпилептоидной и при | |

|лабильной. | |

|Другой вид транзиторных изменений| |

|при акцентуациях характера, | |

|наиболее выраженный в | |

|подростковом возрасте, - это | |

|преходящие психопатоподобные | |

|нарушения поведения ("пубертатные| |

|поведенческие кризы"). | |

|Катамнестические исследования | |

|показывают, что если эти | |

|нарушения поведения возникают на | |

|фоне акцентуации характера, то у | |

|80% при повзрослении наступает | |

|удовлетворительная социальная | |

|адаптация. Однако прогноз зависит| |

|от типа акцентуации. Наиболее | |

|благоприятно предсказание при | |

|гипертомной акцентуации (86% | |

|хорошей адаптации), наименее-при | |

|неустойчивой (всего 17%). | |

|Преходящие нарушения поведения | |

|могут проявляться в виде: 1) | |

|делинквентности, т. е. в | |

|проступках и мелких | |

|правонарушениях, не достигающих | |

|наказуемого в судебном порядке | |

|криминала; 2) ток-сикоманического| |

|поведения, т. е. в стремлении | |

|получить состояние опьянения, | |

|эйфории или пережить иные | |

|необычные ощущения путем | |

|употребления алкоголя или других | |

|дурманящих средств; 3) побегов из| |

|дома и бродяжничества; 4) | |

|транзиторных сексуальных девиаций| |

|(ранней половой жизни, | |

|промискуитета, преходящего | |

|подросткового гомосексуализма и | |

|др.). Все эти проявления | |

|преходящих нарушений поведения | |

|описаны нами ранее. | |

|Наконец, еще один вид | |

|транзиторных изменений при | |

|акцентуациях характера-это | |

|развитие на их фоне разнообразных| |

|психогенных психических | |

|расстройств - неврозов, | |

|реактивных депрессий и т. п. Но в| |

|данном случае дело уже не | |

|ограничивается "динамикой | |

|акцентуаций": происходит переход | |

|на качественно иной уровень - | |

|развитие болезни. | |

|Ко второй группе динамических | |

|изменений при акцентуациях | |

|характера принадлежат его | |

|относительно стойкие изменения. | |

|Они могут быть нескольких типов. | |

| | |

|1. Переход "явной" акцентуации в | |

|скрытую, латентную. Под влиянием | |

|повзросления и накопления | |

|жизненного опыта акцентуированные| |

|черты характера сглаживаются, | |

|компенсируются. | |

|Тем не менее при латентных | |

|акцентуациях под влиянием | |

|некоторых психогенных факторов, а| |

|именно тех, которые адресуются к | |

|"слабому звену", к "месту | |

|наименьшего сопротивления", | |

|присущему данному типу | |

|акцентуации, может произойти | |

|нечто, аналогичное декомпенсации | |

|при психопатиях. Черты | |

|определенного типа акцентуации, | |

|до этого замаскированные, | |

|раскрываются во всей полноте и | |

|порою внезапно. | |

|2. Формирование на почве | |

|акцентуаций характера под | |

|действием неблагоприятных условий| |

|среды психопатических развитий, | |

|достигающих уровня среды | |

|патологии ("краевые психопатии", | |

|по О. В. Кербикову). Для этого | |

|обычно бывает необходимо | |

|сочетанное действие нескольких | |

|факторов: 1 ) наличие изначальной| |

|акцентуации характера, 2) | |

|неблагоприятные условия среды | |

|должны быть такими, чтобы | |

|адресоваться именно к "месту | |

|наименьшего сопротивления" | |

|данного типа акцентуации, 3) их | |

|действие должно быть достаточно | |

|продолжительным и, главное, 4) | |

|оно должно упасть на критический | |

|для формирования данного типа | |

|акцентуации возраст. Этим | |

|возрастом для шизоида является | |

|детство, для психоастеника - | |

|первые классы школы, для | |

|большинства других типов - разные| |

|периоды подросткового возраста | |

|(от 11-13 лет у неустойчивого до | |

|16-17 лет у сенситивного типов). | |

|Только при паранойяльном типе | |

|критическим является более | |

|старший возраст - 30-40 лет - | |

|период высокой социальной | |

|активности. | |

|3. Трансформация типов | |

|акцентуаций характера является | |

|одним из кардинальных явлений в | |

|их возрастной динамике. Суть этих| |

|трансформаций состоит обычно в | |

|присоединении черт близкого, | |

|совместимого с прежним, типа и | |

|даже в том, что черты последнего | |

|становятся доминирующими. | |

|Наоборот, в случаях изначально | |

|смешанных типов черты одного из | |

|них могут настолько выходить на | |

|первый план, что полностью | |

|заслоняют черты другого. Это | |

|касается обоих видов смешанных | |

|типов, описанных нами: и | |

|промежуточных, и "амальгамных". | |

|Промежуточные типы обусловлены | |

|эндогенными факторами и, | |

|возможно, особенностями развития | |

|в раннем детстве. Примерами их | |

|могут быть типы: | |

|лабильно-циклоидный, | |

|конформно-гипертимный, | |

|шизоидно-эпилептоидный, | |

|истеро-эпилептоидный. Амальгамные| |

|типы формируются как | |

|напластование черт нового типа на| |

|эндогенное ядро прежнего. Эти | |

|наслоения бывают обусловлены | |

|длительно действующими | |

|психогенными факторами, например,| |

|неправильным воспитанием. Так, | |

|вследствие безнадзорности или | |

|гипопротекции в воспитании черты | |

|неустойчивого типа могут | |

|наслоиться на гипертимное, | |

|конформное, эпилептоидное и реже | |

|на лабильное или шизоидное ядро. | |

|При воспитании в обстановке | |

|"кумира семьи" (потворствующая | |

|гиперпротекция), истерические | |

|черты легко наслаиваются на | |

|основу лабильного или | |

|гипертимного типа. | |

|Трансформация типов возможна | |

|только по определенным | |

|закономерностям - только в | |

|сторону совместных типов. Никогда| |

|не приходилось видеть превращения| |

|гипертимного типа в шизоидный, | |

|лабильного - в эпилептоидный или | |

|наслоения черт неустойчивого типа| |

|на психастеническую или | |

|сенситивную основу. | |

|Трансформации типов акцентуаций с| |

|возрастом могут быть обусловлены | |

|как эндогенными закономерностями,| |

|так и факторами экзогенными - как| |

|биологическими, так и особенно | |

|социально-психологическими. | |

|Примером эндогенной трансформации| |

|может послужить превращение части| |

|гипертимов в послеподростковом | |

|возрасте (18-19 лет) в циклоидный| |

|тип. Сперва на фоне постоянной до| |

|этого гипер-тимности появляются | |

|короткие субдепрессивные фазы. | |

|Затем циклоидность обрисовывается| |

|еще более отчетливо. Вследствие | |

|этого у студентов-первокурсников | |

|в сравнении со школьниками | |

|старших классов частота | |

|гипертимной акцентуации заметно | |

|снижается, а частота циклоидной | |

|заметно возрастает. | |

|Примером трансформации типов | |

|акцентуации под действием | |

|экзогенных биологических факторов| |

|является присоединение, | |

|аффективной лабильности ("легко | |

|взрываются, но быстро отходят") | |

|как одной из ведущих черт | |

|характера к гипертимному, | |

|лабильному, | |

|астено-невротическому, | |

|истероидному типам акцентуации | |

|вследствие перенесенных в | |

|подростковом и молодом возрасте | |

|легких, но повторных | |

|черепно-мозговых травм. | |

|Мощным трансформирующим фактором | |

|являются продолжительные | |

|неблагоприятные | |

|социально-психологические влияния| |

|в подростковом возрасте, т. е. в | |

|период становления большинства | |

|типов характера. К ним прежде | |

|всего относятся разные виды | |

|неправильного воспитания. Можно | |

|указать на следующие из них: | |

|гипопротекция, достигающая в | |

|крайней степени безнадзорности; | |

|особый вид гипопротекции, | |

|описанный А. А. Вдовиченко под | |

|названием "потворствующая | |

|гипопротекция", когда родители | |

|предоставляют подростка самому | |

|себе, фактически не заботясь о | |

|его поведении, но при | |

|начинающихся проступках и даже | |

|правонарушениях всячески его | |

|выгораживают, отводя все | |

|обвинения, стремятся любыми | |

|способами освободить от наказаний| |

|и т. п.; | |

|доминирующая гиперпротекция | |

|("гиперопека"); | |

|потворствующая гиперпротекция, в | |

|крайней степени достигающая | |

|воспитания "кумира семьи"; | |

|эмоциональное отвержение, в | |

|крайних случаях достигающее | |

|степени третирования и унижения | |

|(воспитание по типу "Золушки"); | |

|воспитание в условиях жестоких | |

|взаимоотношений; | |

|в условиях повышенной моральной | |

|ответственности; | |

|в условиях "культа болезней". | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты