Психопатии и акцентуации характера у подростков
|семейного кумира. Проявления | |
|реакции оппозиции могут быть теми| |
|же, что и в детстве, - уход в | |
|болезнь, попытки избавиться от | |
|того, на кого внимание | |
|переключилось (например, | |
|заставить мать разойтись с | |
|появившимся отчимом), но чаще эта| |
|детская реакция оппозиции | |
|выявляется подростковыми | |
|нарушениями поведения. Выпивки, | |
|знакомство с наркотиками, | |
|прогулы, воровство, асоциальные | |
|компании предназначаются для | |
|того, чтобы просигнализировать: | |
|"Верните мне прежнее внимание, | |
|иначе я собьюсь с пути!" Реакция | |
|имитации может многое определять | |
|в поведении истероидного | |
|подростка. Однако модель, | |
|избранная для подражания, не | |
|должна заслонять саму подражающую| |
|персону. Поэтому для имитации | |
|избирается образ абстрактный или | |
|лицо, пользующееся популярностью | |
|среди подростков, но Не имеющее | |
|непосредственного контакта с | |
|данной группой ("кумир моды"). | |
|Иногда же подражание зиждется на | |
|собирательном образе: в погоне за| |
|оригинальностью воспроизводятся | |
|сногсшибательные высказывания | |
|одних, необычная одежда других, | |
|вызывающая манера вести себя | |
|третьих и т. п. | |
|Выдумки подростков-истероидов | |
|отчетливо разнятся от фантазий | |
|шизоидов. Истероидные фантазии | |
|изменчивы, всегда предназначены | |
|для определенных слушателей и | |
|зрителей, подростки легко | |
|вживаются в роль, ведут себя | |
|соответственно своим выдумкам... | |
| | |
|Реакция эмансипации может иметь | |
|бурные внешние проявления: побеги| |
|из дому, конфликты с родными и | |
|старшими, громогласные требования| |
|свободы и самостоятельности и т. | |
|п. Однако по сути дела настоящая | |
|потребность свободы и | |
|самостоятельности вовсе не | |
|свойственна подросткам этого типа| |
|- от внимания и забот близких они| |
|совсем не жаждут избавиться. | |
|Эмансипационные устремления часто| |
|сползают на рельсы детской | |
|реакции оппозиции. | |
|Реакция группирования со | |
|сверстниками всегда сопряжена с | |
|претензиями на лидерство или на | |
|исключительное положение в | |
|группе. Не обладая ни достаточной| |
|стеничностью, ни бестрепетной | |
|готовностью в любой момент силой | |
|утвердить свою командную роль, | |
|подчинить себе других, истероид | |
|рвется к лидерству доступными для| |
|него путями. Обладая хорошим | |
|интуитивным чутьем настроения | |
|группы, еще назревающих в ней | |
|порой неосознанных желаний и | |
|стремлений, истероиды могут быть | |
|их первыми выразителями, | |
|выступать в роли зачинщиков и | |
|зажигателей. В порыве, в экстазе,| |
|воодушевленные обращенными на них| |
|взглядами, они могут повести за | |
|собой других, даже проявить | |
|безрассудную смелость. Но они | |
|всегда оказываются вожаками на | |
|час - перед неожиданными | |
|трудностями пасуют, друзей легко | |
|предают, лишенные восхищенных | |
|взоров, сразу теряют весь задор. | |
|Главное, группа вскоре распознает| |
|за внешними эффектами их | |
|внутреннюю пустоту. Это | |
|осуществляется особенно быстро, | |
|когда истероидные подростки | |
|добиваются лидерской позиции, | |
|"пуская пыль в глаза" историями о| |
|своих былых удачах и | |
|приключениях. Все это ведет к | |
|тому, что истероидные подростки | |
|не склонны слишком долго | |
|задерживаться в одной и той же | |
|подростковой группе и охотно | |
|устремляются в новую, чтобы | |
|начать все сначала. Если от | |
|истероидного подростка слышишь, | |
|что он разочаровался в своих | |
|приятелях, можно смело полагать, | |
|что те "раскусили" его... | |
|Увлечения почти целиком | |
|сосредоточиваются в области | |
|эгоцентрического типа хобби... | |
|Предпочитаются те виды искусства,| |
|которые наиболее модны среди | |
|подростков своего круга (в | |
|настоящее время чаще всего | |
|джазовые ансамбли, эстрада) или | |
|поражают своей необычностью | |
|(например, театр мимов)... | |
|Подражание йогам и хиппи | |
|представляет в этом отношении | |
|особенно благодатную почву... | |
|Самооценка истероидных подростков| |
|далека от объективности. | |
|Подчеркиваются те черты | |
|характера, которые в данный | |
|момент могут произвести | |
|впечатление... | |
|НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП | |
|Kraepelin (1915) назвал | |
|представителей этого типа | |
|безудержными, неустойчивыми (При | |
|сходстве названий "лабильный" и | |
|"неустойчивый" следует указать на| |
|то, что первое относится к | |
|эмоциональной сфере, а второе - к| |
|поведению). Schneider (1923) и | |
|Stutte (1960) более подчеркнули в| |
|своих названиях недостаток воли | |
|("безвольные", "слабовольные"). | |
|Их безволие отчетливо выступает, | |
|когда дело касается учебы, труда,| |
|исполнения обязанностей и долга, | |
|достижения целей, .которые ставят| |
|перед ними родные, старшие, | |
|общество. Однако в поиске | |
|развлечений представители этого | |
|типа также не обнаруживают | |
|напористости, а скорее плывут по | |
|течению. | |
|В детстве они отличаются | |
|непослушанием, непоседливостью, | |
|всюду и во все лезут, но при этом| |
|трусливы, боятся наказаний, легко| |
|подчиняются другим детям. | |
|Элементарные правила поведения | |
|усваиваются с трудом. За ними все| |
|время приходится следить. У части| |
|из них встречаются симптомы | |
|невропатии (заикание, ночной | |
|анурез и т. д.). | |
|С первых классов школы нет | |
|желания учиться. Только при | |
|непрестанном и строгом контроле, | |
|нехотя подчиняясь, они выполняют | |
|задания, всегда ищут случая | |
|отлынивать от занятий. Вместе с | |
|тем рано обнаруживается | |
|повышенная тяга к развлечениям, | |
|удовольствиям, праздности, | |
|безделью. Они убегают с уроков в | |
|кино или просто погулять по | |
|улице. Подстрекаемые более | |
|стеничными сверстниками, могут | |
|ради компании сбежать из дома. | |
|Все дурное словно липнет к ним. | |
|Склонность к имитации у | |
|неустойчивых подростков | |
|отличается избирательностью: | |
|образами для подражания служат | |
|лишь те модели поведения, которые| |
|сулят немедленные наслаждения, | |
|смену легких впечатлений, | |
|развлечения. Еще детьми они | |
|начинают курить. Легко идут на | |
|мелкие кражи, готовы все дни | |
|проводить в уличных компаниях. | |
|Когда же они становятся | |
|подростками, то прежние | |
|развлечения, вроде кино, их уже | |
|не удовлетворяют, и они дополняют| |
|их более сильными и острыми | |
|ощущениями - в ход идут | |
|хулиганские поступки, | |
|алкоголизация, наркотики... | |
|С наступлением пубертатного | |
|периода такие подростки стремятся| |
|высвободиться из-под родительской| |
|опеки. Реакция эмансипации у | |
|неустойчивых подростков тесно | |
|сопряжена все с теми же желаниями| |
|удовольствия и развлечения. | |
|Истинной любви к родителям они | |
|никогда не питают. К бедам и | |
|заботам семьи относятся с | |
|равнодушием и безразличием. | |
|Родные для них - лишь источник | |
|средств для наслаждений. | |
|Неспособные сами занять себя, они| |
|очень плохо переносят одиночество| |
|и рано тянутся к уличным | |
|подростковым группам. Трусость и | |
|недостаточная инициативность не | |
|позволяют им занять в них место | |
|лидера. Обычно они становятся | |
|орудиями таких групп. В групповых| |
|правонарушениях им приходится | |
|таскать каштаны из огня, а плоды | |
|пожинают лидер и более стеничные | |
|члены группы. | |
|Их увлечения целиком | |
|ограничиваются | |
|информативно-коммуникативным | |
|типом хобби, да азартными играми.| |
|К спорту они испытывают | |
|отвращение. Только автомашина и | |
|мотоцикл сохраняют заманчивость | |
|как источник почти гедонического | |
|наслаждения бешеной скоростью с | |
|рулем в руках. Но упорные занятия| |
|и здесь отталкивают их... | |
|Учеба легко забрасывается. | |
|Никакой труд не становится | |
|привлекательным. Работают они | |
|только в силу крайней | |
|необходимости. Поражает их | |
|равнодушие к своему будущему, они| |
|не строят планов, не мечтают о | |
|какой-либо профессии или о | |
|каком-либо положении для себя. | |
|Они целиком живут настоящим, | |
|желая извлечь из него максимум | |
|развлечений и удовольствий. | |
|Трудности, испытания, | |
|неприятности, угроза наказаний - | |
|все это вызывает одинаковую | |
|реакцию - убежать подальше. | |
|Побеги из дому и интернатов - | |
|нередкий поступок неустойчивых | |
|подростков... | |
|Слабоволие является, видимо, | |
|одной из основных черт | |
|неустойчивых. Именно слабоволие | |
|позволяет удержать их в | |
|обстановке сурового и жестко | |
|регламентированного режима. Когда| |
|же за ними непрерывно следят, не | |
|позволяют отлынивать от работы, | |
|когда безделье грозит суровым | |
|наказанием, а ускользнуть некуда,| |
|да и вокруг все работают - они на| |
|время смиряются. Но как только | |
|опека начинает ослабевать, они | |
|немедленно устремляются в | |
|ближайшую "подходящую компанию". | |
|Слабое место неустойчивых - | |
|безнадзорность, обстановка | |
|попустительства, открывающая | |
|просторы для праздности и | |
|безделья. | |
|Самооценка неустойчивых | |
|подростков нередко отличается | |
|тем, что они приписывают себе | |
|либо гипертимные, либо конформные| |
|черты. | |
|КОНФОРМНЫЙ ТИП | |
|П. Б. Ганнушкин (1933) метко | |
|обрисовал некоторые черты этого | |
|типа - постоянную готовность | |
|подчиниться голосу большинства, | |
|шаблонность, банальность, | |
|склонность к ходячей морали, | |
|благонравию, консерватизму, | |
|однако он неудачно связал данный | |
|тип с низким интеллектом. В | |
|действительности дело вовсе не в | |
|интеллектуальном уровне. Подобные| |
|субъекты нередко хорошо учатся, | |
|получают высшее образование, при | |
|определенных условиях с успехом | |
|работают. | |
|Главная черта характера этого | |
|типа - постоянная и чрезмерная | |
|конформность к своему | |
|непосредственному привычному | |
|окружению... | |
|Этим личностям свойственны | |
|недоверие и настороженное | |
|отношение к незнакомцам. Как | |
|известно, в современной | |
|социальной психологии под | |
|конформностью принято понимать | |
|подчинение индивидуума мнению | |
|группы в противоположность | |
|независимости и | |
|самостоятельности. В разных | |
|условиях каждый субъект | |
|обнаруживает ту или иную степень | |
|конформности. Однако при | |
|конформной акцентуации характера | |
|это свойство постоянно | |
|выявляется, будучи самой | |
|устойчивой чертой. | |
|Представители конформного типа - | |
|это люди своей среды. Их главное | |
|качество, главное жизненное | |
|правило - думать "как все", | |
|поступать "как все", стараться, | |
|чтобы все у них было "как у всех"| |
|- от одежды и домашней обстановки| |
|до мировоззрения и суждений по | |
|животрепещущим вопросам. Под | |
|"всеми" подразумевается обычное | |
|непосредственное окружение. От | |
|него они не хотят ни в чем | |
|отстать, но и не любят | |
|выделяться, забегать вперед. Это | |
|особенно проступает на примере | |
|отношения к модам одежды. Когда | |
|появляется какая-нибудь новая | |
|необычная мода, нет более ярых ее| |
|хулителей, чем представители | |
|конформного типа. Но как только | |
|их среда осваивает эту моду, | |
|скажем брюки или юбки | |
|соответствующей длины и ширины, | |
|как они сами облачаются в такую | |
|же одежду, забывая о том, что | |
|говорили два-три года назад. В | |
|жизни они любят руководствоваться| |
|сентенциями и в трудных ситуациях| |
|склонны в них искать утешение | |
|("утраченного - не воротишь" и т.| |
|п.). Стремясь всегда быть в | |
|соответствии со своим окружением,| |
|они совершенно не могут ему | |
|противостоять. Поэтому конформная| |
|личность - полностью продукт | |
|своей микросреды. В хорошем | |
|окружении - это неплохие люди и | |
|неплохие работники. Но, попав в | |
|дурную среду, они со временем | |
|усваивают все ее обычаи и | |
|привычки, манеры и правила | |
|поведения, как бы все это ни | |
|противоречило предыдущим и как бы| |
|пагубным ни было. Хотя адаптация | |
|у них первое время происходит | |
|довольно тяжело, но когда она | |
|осуществилась, новая среда | |
|становится таким же диктатором | |
|поведения, как раньше была | |
|прежняя. Поэтому конформные | |
|подростки "за компанию" легко | |
|спиваются, могут быть втянуты в | |
|групповые правонарушения. | |
|Конформность сочетается с | |
|поразительной некритичностью. | |
|Все, что говорит привычное для | |
|них окружение, все, что они | |
|узнают через привычный для них | |
|канал информации, - это для них и| |
|есть истина. И если через этот же| |
|канал начинают поступать | |
|сведения, явно не соответствующие| |
|действительности, они по-прежнему| |
|их принимают за чистую монету. | |
|Ко всему этому конформные | |
|субъекты - консерваторы по | |
|натуре. Они не любят новое, | |
|потому что не могут к нему быстро| |
|приспособиться, трудно | |
|осваиваются в новой ситуации... | |
|От еще одного качества зависит их| |
|профессиональный успех. Они - | |
|неинициативны. Очень хорошие | |
|результаты могут достигаться на | |
|любой ступени социальной | |
|лестницы, лишь бы работа, | |
|занимаемая должность не требовали| |
|бы постоянной личной инициативы. | |
|Если именно этого от них требует | |
|ситуация, они дают срыв на любой,| |
|самой незначительной должности, | |
|выдерживая гораздо более | |
|высококвалифицированную и даже | |
|напряженную работу, если она | |
|четко регламентирована. | |
|Опекаемое взрослыми детство не | |
|дает чрезмерных нагрузок для | |
|конформного типа... | |
|Они совсем не склонны менять свою| |
|подростковую группу, в которой | |
|свыклись и освоились. Нередко | |
|решающим в выборе учебного | |
|заведения является то, куда идет | |
|большинство товарищей. Одной из | |
|самых тяжелых психических травм, | |
|которая, по-видимому, для них | |
|существует, - это когда привычная| |
|подростковая группа почему-либо | |
|их изгоняет... | |
|Лишенные собственной инициативы | |
|конформные подростки могут быть | |
|втянуты в групповые | |
|правонарушения, в алкогольные | |
|компании, подбиты на побег из | |
|дому или науськаны на расправу с | |
|чужаками. | |
|Реакция эмансипации ярко | |
|проявляется только в случае, если| |
|родители, педагоги, старшие | |
|отрывают конформного подростка от| |
|привычной ему среды сверстников, | |
|если они противодействуют его | |
|желанию "быть как все", перенять | |
|распространенные подростковые | |
|моды, увлечения, манеры, | |
|намерения. Увлечения конформного | |
|подростка целиком определяются | |
|его средой и модой времени. | |
|Самооценка характера конформных | |
|подростков может быть неплохой...| |
| | |
|Смешанные типы. Эти типы | |
|составляют почти половину случаев| |
|явных акцентуаций. Их особенности| |
|нетрудно представить на основании| |
|предыдущих описаний. | |
|Встречающиеся сочетания не | |
|случайны. Они подчиняются | |
|определенным закономерностям. | |
|Черты одних типов сочетаются друг| |
|с другом довольно часто, а других| |
|- практически никогда. Существуют| |
|два рода сочетаний. | |
|Промежуточные типы обусловлены | |
|эндогенными закономерностями, | |
|прежде всего генетическими | |
|факторами, а также, возможно, | |
|особенностями развития в раннем | |
|детстве. К ним относятся уже | |
|описанные лабильно-циклоидный и | |
|конформно-гипертимный типы, а | |
|также сочетания лабильного типа с| |
|астено-невротическим и | |
|сенситивным, | |
|астено-невротического с | |
|сенситивным и психастеническим. | |
|Сюда же могут быть отнесены такие| |
|промежуточные типы, как | |
|шизоидо-сенситивный, | |
|шизоидо-психастенический, | |
|шизоидо-эпилептоидный, | |
|шизоидо-истероидный, | |
|истероидно-эпилептоидный. В силу | |
|же эндогенных закономерностей | |
|возможна трансформация | |
|гипертимного типа в циклоидный. | |
|Амальгамные типы - это тоже | |
|смешанные типы, но иного рода. | |
|Они формируются как следствие | |
|напластования черт одного типа на| |
|эндогенное ядро другого в силу | |
|неправильного воспитания или иных| |
|хронически действующих | |
|психогенных факторов. Здесь также| |
|возможны далеко не все, а лишь | |
|некоторые наслоения одного типа | |
|на другой. Подробнее эти явления | |
|рассматриваются в главе о | |
|психопатических развитиях. Здесь | |
|же следует отметить, что | |
|гипертимно-неустойчивый и | |
|гипертимно-истероидный типы | |
|представляют собой присоединение | |
|неустойчивых или истероидных черт| |
|к гипертимной основе. | |
|Лабильно-истероидный тип обычно | |
|бывает следствием наслоения и | |
|истероидности на эмоциональную | |
|лабильность, а | |
|шизоидо-неустойчивый и | |
|эпилептоидо-неустойчивый - | |
|неустойчивости на шизоидную или | |
|эпилептоидную основу. Последнее | |
|сочетание отличается повышенной | |
|криминогенной опасностью. При | |
|истероидно-неустойчивом типе | |
|неустойчивость является лишь | |
|формой выражения истероидных | |
|черт. Конформно-неустойчивый тип | |
|возникает как следствие | |
|воспитания конформного подростка | |
|в асоциальном окружении. Развитие| |
|эпилептоидных черт на основе | |
|конформности возможно, когда | |
|подросток вырастает в условиях | |
|жестких взаимоотношений. Другие | |
|сочетания практически не | |
|встречаются. | |
|О ДИНАМИКЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА | |
| | |
|Можно выделить две основные | |
|группы динамических изменений при| |
|акцентуациях характера. | |
|Первая группа - это преходящие, | |
|транзиторные изменения. По сути | |
|дела они по форме те же, что и | |
|при психопатиях. | |
|На первом месте среди них стоят | |
|острые аффективные реакции. | |
|Встречается несколько видов | |
|острых аффективных реакций. | |
|1. Интрапунитивные реакции | |
|представляют собой разряд аффекта| |
|путем аутоагрессии - нанесение | |
|себе повреждений, покушение на | |
|самоубийство, учинение себе вреда| |
|разными способами (отчаянные | |
|безрассудные поступки с | |
|неизбежными неприятными | |
|последствиями для себя, порча | |
|ценных личных вещей и т. п.). | |
|Наиболее часто этот вид реакций | |
|встречается при двух, казалось | |
|бы, диаметрально противоположных | |
|по складу типах акцентуаций - | |
|сенситивной и эпилептоидной. | |
|2. Экстрапунитивные реакции | |
|подразумевают разряд аффекта | |
|путем агрессии на окружающее - | |
|нападение на обидчиков или | |
|"вымещение злобы" на случайных | |
|лицах или попавших под руку | |
|предметах. Наиболее часто этот | |
|вид реакции можно видеть при | |
|гипертимной, лабильной и | |
|эпилептоидной акцентуациях. | |
|3. Иммунитивная реакция | |
|проявляется в том, что аффект | |
|разряжается путем безрассудного | |
|бегства из аффектогенной | |
|ситуации, хотя это бегство никак | |
|эту ситуацию не исправляет, а | |
|часто даже очень дурно | |
|оборачивается. Этот вид реакции | |
|чаще встречается при | |
|неустойчивой, а также при | |
|шизоидной акцентуациях. | |
|4. Демонстративные реакции, когда| |
|аффект разряжается в "спектакль",| |
|в разыгрывание бурных сцен, в | |
|изображение попыток самоубийства | |
|и т. п. Этот вид реакций весьма | |
|характерен для истероидной | |
|акцентуации, но может встречаться| |
|и при эпилептоидной и при | |
|лабильной. | |
|Другой вид транзиторных изменений| |
|при акцентуациях характера, | |
|наиболее выраженный в | |
|подростковом возрасте, - это | |
|преходящие психопатоподобные | |
|нарушения поведения ("пубертатные| |
|поведенческие кризы"). | |
|Катамнестические исследования | |
|показывают, что если эти | |
|нарушения поведения возникают на | |
|фоне акцентуации характера, то у | |
|80% при повзрослении наступает | |
|удовлетворительная социальная | |
|адаптация. Однако прогноз зависит| |
|от типа акцентуации. Наиболее | |
|благоприятно предсказание при | |
|гипертомной акцентуации (86% | |
|хорошей адаптации), наименее-при | |
|неустойчивой (всего 17%). | |
|Преходящие нарушения поведения | |
|могут проявляться в виде: 1) | |
|делинквентности, т. е. в | |
|проступках и мелких | |
|правонарушениях, не достигающих | |
|наказуемого в судебном порядке | |
|криминала; 2) ток-сикоманического| |
|поведения, т. е. в стремлении | |
|получить состояние опьянения, | |
|эйфории или пережить иные | |
|необычные ощущения путем | |
|употребления алкоголя или других | |
|дурманящих средств; 3) побегов из| |
|дома и бродяжничества; 4) | |
|транзиторных сексуальных девиаций| |
|(ранней половой жизни, | |
|промискуитета, преходящего | |
|подросткового гомосексуализма и | |
|др.). Все эти проявления | |
|преходящих нарушений поведения | |
|описаны нами ранее. | |
|Наконец, еще один вид | |
|транзиторных изменений при | |
|акцентуациях характера-это | |
|развитие на их фоне разнообразных| |
|психогенных психических | |
|расстройств - неврозов, | |
|реактивных депрессий и т. п. Но в| |
|данном случае дело уже не | |
|ограничивается "динамикой | |
|акцентуаций": происходит переход | |
|на качественно иной уровень - | |
|развитие болезни. | |
|Ко второй группе динамических | |
|изменений при акцентуациях | |
|характера принадлежат его | |
|относительно стойкие изменения. | |
|Они могут быть нескольких типов. | |
| | |
|1. Переход "явной" акцентуации в | |
|скрытую, латентную. Под влиянием | |
|повзросления и накопления | |
|жизненного опыта акцентуированные| |
|черты характера сглаживаются, | |
|компенсируются. | |
|Тем не менее при латентных | |
|акцентуациях под влиянием | |
|некоторых психогенных факторов, а| |
|именно тех, которые адресуются к | |
|"слабому звену", к "месту | |
|наименьшего сопротивления", | |
|присущему данному типу | |
|акцентуации, может произойти | |
|нечто, аналогичное декомпенсации | |
|при психопатиях. Черты | |
|определенного типа акцентуации, | |
|до этого замаскированные, | |
|раскрываются во всей полноте и | |
|порою внезапно. | |
|2. Формирование на почве | |
|акцентуаций характера под | |
|действием неблагоприятных условий| |
|среды психопатических развитий, | |
|достигающих уровня среды | |
|патологии ("краевые психопатии", | |
|по О. В. Кербикову). Для этого | |
|обычно бывает необходимо | |
|сочетанное действие нескольких | |
|факторов: 1 ) наличие изначальной| |
|акцентуации характера, 2) | |
|неблагоприятные условия среды | |
|должны быть такими, чтобы | |
|адресоваться именно к "месту | |
|наименьшего сопротивления" | |
|данного типа акцентуации, 3) их | |
|действие должно быть достаточно | |
|продолжительным и, главное, 4) | |
|оно должно упасть на критический | |
|для формирования данного типа | |
|акцентуации возраст. Этим | |
|возрастом для шизоида является | |
|детство, для психоастеника - | |
|первые классы школы, для | |
|большинства других типов - разные| |
|периоды подросткового возраста | |
|(от 11-13 лет у неустойчивого до | |
|16-17 лет у сенситивного типов). | |
|Только при паранойяльном типе | |
|критическим является более | |
|старший возраст - 30-40 лет - | |
|период высокой социальной | |
|активности. | |
|3. Трансформация типов | |
|акцентуаций характера является | |
|одним из кардинальных явлений в | |
|их возрастной динамике. Суть этих| |
|трансформаций состоит обычно в | |
|присоединении черт близкого, | |
|совместимого с прежним, типа и | |
|даже в том, что черты последнего | |
|становятся доминирующими. | |
|Наоборот, в случаях изначально | |
|смешанных типов черты одного из | |
|них могут настолько выходить на | |
|первый план, что полностью | |
|заслоняют черты другого. Это | |
|касается обоих видов смешанных | |
|типов, описанных нами: и | |
|промежуточных, и "амальгамных". | |
|Промежуточные типы обусловлены | |
|эндогенными факторами и, | |
|возможно, особенностями развития | |
|в раннем детстве. Примерами их | |
|могут быть типы: | |
|лабильно-циклоидный, | |
|конформно-гипертимный, | |
|шизоидно-эпилептоидный, | |
|истеро-эпилептоидный. Амальгамные| |
|типы формируются как | |
|напластование черт нового типа на| |
|эндогенное ядро прежнего. Эти | |
|наслоения бывают обусловлены | |
|длительно действующими | |
|психогенными факторами, например,| |
|неправильным воспитанием. Так, | |
|вследствие безнадзорности или | |
|гипопротекции в воспитании черты | |
|неустойчивого типа могут | |
|наслоиться на гипертимное, | |
|конформное, эпилептоидное и реже | |
|на лабильное или шизоидное ядро. | |
|При воспитании в обстановке | |
|"кумира семьи" (потворствующая | |
|гиперпротекция), истерические | |
|черты легко наслаиваются на | |
|основу лабильного или | |
|гипертимного типа. | |
|Трансформация типов возможна | |
|только по определенным | |
|закономерностям - только в | |
|сторону совместных типов. Никогда| |
|не приходилось видеть превращения| |
|гипертимного типа в шизоидный, | |
|лабильного - в эпилептоидный или | |
|наслоения черт неустойчивого типа| |
|на психастеническую или | |
|сенситивную основу. | |
|Трансформации типов акцентуаций с| |
|возрастом могут быть обусловлены | |
|как эндогенными закономерностями,| |
|так и факторами экзогенными - как| |
|биологическими, так и особенно | |
|социально-психологическими. | |
|Примером эндогенной трансформации| |
|может послужить превращение части| |
|гипертимов в послеподростковом | |
|возрасте (18-19 лет) в циклоидный| |
|тип. Сперва на фоне постоянной до| |
|этого гипер-тимности появляются | |
|короткие субдепрессивные фазы. | |
|Затем циклоидность обрисовывается| |
|еще более отчетливо. Вследствие | |
|этого у студентов-первокурсников | |
|в сравнении со школьниками | |
|старших классов частота | |
|гипертимной акцентуации заметно | |
|снижается, а частота циклоидной | |
|заметно возрастает. | |
|Примером трансформации типов | |
|акцентуации под действием | |
|экзогенных биологических факторов| |
|является присоединение, | |
|аффективной лабильности ("легко | |
|взрываются, но быстро отходят") | |
|как одной из ведущих черт | |
|характера к гипертимному, | |
|лабильному, | |
|астено-невротическому, | |
|истероидному типам акцентуации | |
|вследствие перенесенных в | |
|подростковом и молодом возрасте | |
|легких, но повторных | |
|черепно-мозговых травм. | |
|Мощным трансформирующим фактором | |
|являются продолжительные | |
|неблагоприятные | |
|социально-психологические влияния| |
|в подростковом возрасте, т. е. в | |
|период становления большинства | |
|типов характера. К ним прежде | |
|всего относятся разные виды | |
|неправильного воспитания. Можно | |
|указать на следующие из них: | |
|гипопротекция, достигающая в | |
|крайней степени безнадзорности; | |
|особый вид гипопротекции, | |
|описанный А. А. Вдовиченко под | |
|названием "потворствующая | |
|гипопротекция", когда родители | |
|предоставляют подростка самому | |
|себе, фактически не заботясь о | |
|его поведении, но при | |
|начинающихся проступках и даже | |
|правонарушениях всячески его | |
|выгораживают, отводя все | |
|обвинения, стремятся любыми | |
|способами освободить от наказаний| |
|и т. п.; | |
|доминирующая гиперпротекция | |
|("гиперопека"); | |
|потворствующая гиперпротекция, в | |
|крайней степени достигающая | |
|воспитания "кумира семьи"; | |
|эмоциональное отвержение, в | |
|крайних случаях достигающее | |
|степени третирования и унижения | |
|(воспитание по типу "Золушки"); | |
|воспитание в условиях жестоких | |
|взаимоотношений; | |
|в условиях повышенной моральной | |
|ответственности; | |
|в условиях "культа болезней". | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|