Рефераты

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

экз. №

На правах рукописи

Астахов Андрей Андреевич

УДК [623.002,8:338.245.8]:339.13

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА

РОССИИ

20.01.07 - Военная экономика

Диссертация на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Научные

консультанты:

Член-

корреспондент РАН

доктор

исторических наук

профессор

А.А.Кокошин

Член-

корреспондент АВН

доктор

экономических наук

снс

В.В.Бандурин

Москва - 1995

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ

............................................................................

.......... 4

1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА

РОССИИ В НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ

УСЛОВИЯХ

............................................................................

........ 15

1.1. Анализ итогов научно - производственной деятельности

оборонного комплекса в 1993-1995гг.

......................................... 16

1.2. Анализ основных проблем конверсии оборонной

промышленности в условиях проведения жесткой финансово-

кредитной политики

........................................................................

55

1.3. Анализ соответствия существующей системы управления

конверсией ОК новым экономическим и политическим условиям.. 69

ВЫВОДЫ

............................................................................

............ 86

2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ КОНВЕРСИЕЙ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА 90

2.1. Основные цели и задачи развития системы управления

конверсией оборонного комплекса

.................................................. 90

2.2. Структура системы управления конверсией оборонного

комплекса и основные функции ее субъектов

................................ 102

2.3. Методический подход к оценке эффективности

функционирования системы управления конверсией ....................

111

2.4. Федеральная целевая программа конверсии оборонной

промышленности на 1995-1997 годы как основа совершенствования

системы управления конверсией в условиях политики финансовой

стабилизации

............................................................................

...... 119

ВЫВОДЫ

............................................................................

............. 128

3. КОНЦЕПЦИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА ...................... 132

3.1. Финансово-кредитные методы управления развитием

оборонного комплекса

..................................................................... 133

3.2. Предложения по совершенствованию налоговой политики в

оборонном

комплексе...................................................................

.... 136

3.3. Предложения по совершенствованию кредитной политики в

оборонном

комплексе...................................................................

.... 151

3.4. Предложения по совершенствованию политики финансирования

создания и закупок

ВВТ...................................................................

156

3.5. Предложения по выбору внебюджетных источников

финансирования развития оборонного комплекса..........................

168

ВЫВОДЫ.................................................................

.......................... 180

4. КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА . ................ 185

4.1. Государственное управление конверсией - основа сохранения

научно-производственного потенциала оборонного комплекса.... 185

4.2. Организационные и институциональные преобразования в

оборонном

комплексе...................................................................

.... 196

4.2.1. Финансово - промышленные

группы...................................... 200

4.2.2. Развитие предпринимательства и государственная поддержка

малого бизнеса

............................................................................

..... 206

4.3. Повышение роли государственного управления региональной

и внешнеэкономической деятельностью конверсируемых

предприятий

............................................................................

.......... 217

ВЫВОДЫ

............................................................................

............ 225

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

............................................................................

.... 228

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................... 233

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анализ зарубежного опыта функционирования

ФПГ....................................................................

................................ 242

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Показатели финансирования оборонного

комплекса России

............................................................................

. 252

ВВЕДЕНИЕ

Комплекс оборонных отраслей промышленности всегда был интегрирован в

народное хозяйство страны. Экономика оборонных отраслей промышленности,

несмотря на некоторые льготные условия функционирования, является

органической составной частью экономики страны, выполняя три основные

макроэкономические функции /25, 27, 29, 34, 47, 49/:

экономическое обеспечение оборонной безопасности;

обеспечение ускорения научно-технического прогресса;

обеспечение товарного рынка технически сложной промышленной

продукцией гражданского назначения.

Поэтому в диссертации рассмотрены условия функционирования оборонного

комплекса (ОК) в рамках тех событий, которые происходили в предыдущие годы

и которые в основном сказались на результатах его деятельности в

современный период.

Как известно, важным этапом, обусловившим работу отраслей ОК в период

1989-1990 гг., является конверсия военного производства и перевод

экономики страны на рыночные отношения.

Начальным импульсом для осуществления конверсии военного производства

было объявленое в конце 1988 г. в ООН решение об одностороннем сокращении

военного бюджета СССР на 14,5%, закупок ВВТ - на 19,5%, численности ВС на

500 тыс. человек. Масштабы и глубина конверсии установлены были Указом

Президиума ВС СССР от 21.03.1989г, определившим сокращение расходов на

оборонный комплекс в течение 1989-1990 гг. Происходившие в этот период в

СССР процессы конверсии являлись отражением этих решений /80, 81/.

Общая логика происходивших в то время в ОК процессов была такова. В

результате шагов по сокращению военных расходов и заказов на производство

ВВТ происходит высвобождение производственных мощностей и основных

фондов, других материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Таким образом,

создаются предпосылки к переключению ресурсов ОК на мирные цели,

освоению гражданской продукции и существенному наращиванию ее производства.

Указанные процессы в соответствии с традиционными подходами

плановой экономики были отражены в заданиях Государственного плана

экономического и социального развития СССР на 1990 г. и Государственной

программы конверсии оборонной промышленности до 1995 г.

Хронологически конверсия ОК совпала с процессами перехода народного

хозяйства страны к рыночной экономике. Это не случайно.

Во-первых, шаги по одностороннему сокращению ВВТ явились важным

проявлением нового мышления в военно-политической области, в направлении

разрядки международной напряженности и уменьшении конфронтации военных

блоков.

Во-вторых, конверсия ОК рассматривалась как один из немногих

реальных источников ресурсов для стоящих перед страной социально-

экономических проблем.

Однако при планировании конверсии необходимо было учесть

отечественный и зарубежный опыт в этой области, выявить преимущества и

недостатки различных вариантов конверсии, реализовать первые и избежать

вторых. Сейчас можно с уверенностью сказать, что это сделано не было.

Отсюда и проистекают все проблемы и беды современной конверсии / 3, 4, 6,

56, 77, 91/.

Как уже говорилось, конверсия в ОК совпала по времени с началом

перехода экономики страны к рынку, а также распадом СССР. Ряд прежних

органов государственного управления, связанных с планированием и

обеспечением конверсии и выполнением оборонного заказа, оказались

ликвидированными. От методов административно-командного управления стали

переходить к экономическим, не подкрепленным конкретным механизмом их

реализации.

Система перспективного планирования конверсии и развития ВВТ перестала

функционировать. Кроме этого, дестабилизация финансово-кредитной сферы в

условиях перехода к рыночным отношениям резко усугубила положение оборонных

предприятий, особенно конверсируемых. Специфические особенности и особое

положение предприятий ОК не в полной мере нашли отражение в

законодательных актах Верховного Совета РФ, документах Правительства РФ и

указах Президента РФ, осуществляющих концепцию перехода к рыночной

экономике.

Характерными особенностями работы законодательных органов

государственного управления по подготовке и введению в действие

основополагающих актов по преобразованию системы экономических отношений в

стране были постоянное запаздывание, отсутствие системности в достижении

цели, разрыв по срокам введения, противоречивость, несогласованность. Это

может быть отнесено к законодательным и нормативным актам о предприятиях и

предпринимательской деятельности, о собственности, о налоговой системе, о

конверсии, об акционерных обществах и т.д.

Процесс суверенизации бывших союзных республик привел к распаду

сложившихся кооперационных связей, что существенно сузило научно-

производственную базу создания ВВТ и конверсии, поставило под угрозу срыва

многие программы вооружения и конверсии.

Период 1992-93 гг. для оборонных предприятий, как и для экономики

страны в целом, характеризовался началом реальных экономических реформ,

выражающихся в правительственной политике либерализации экономики,

стабилизации финансов и денежной системы, приватизации и развития

предпринимательства, структурной перестройки экономики.

Однако значительная часть мероприятий по либерализации и стабилизации,

осуществленная в первые месяцы 1992 года, не была достаточно

последовательной и взвешенной.

Жесткость стабилизационных мероприятий способствовала возникновению

кризиса взаимных неплатежей.

В 1993-1995гг. продолжался дальнейший спад производства.

Либерализация стимулировала предприятия к увеличению своих доходов за счет

роста цен. Инфляция привела к угнетению стимулов производства и

накопления, к дезориентации предприятий.

Суммируя сказанное, можно кратко сформулировать основные факторы,

повлиявшие на особенности работы оборонных отраслей промышленности в

период 1991-1995гг.:

В области политико-правовой среды:

курс на разоружение и конверсию военного производства;

курс на переход к рыночной экономике;

процессы активного законотворчества, не в полной мере учитывающие

специфические особенности предприятий оборонного комплекса;

кризис исполнительной власти;

ликвидация системы централизованного планирования;

В области экономической среды:

резкое сокращение ассигнований на ВВТ;

общий спад производства;

распад хозяйственных связей;

непоследовательные меры по реформированию ценового, налогового и

кредитного механизмов;

инфляция.

В области социальной среды:

падение уровня жизни работников ОК;

дифференциация доходов;

проблемы занятости.

Таким образом, сложившаяся с учетом этих факторов система финансово-

кредитного управления развитием оборонного комплекса практически

перестала удовлетворять новым экономическим и политическим условиям,

характеризующим вхождение российской экономики в качественно новый этап

развития.

Оборонный комплекс России - это целостная организационно-

экономическая система отраслей, промышленных и научных предприятий и

организаций, предназначенная для выполнения исследований, разработок,

производства и поставок ВВТ. Она представляет собой наиболее качественный

компонент экономики народного хозяйства страны.

Здесь сосредоточен крупный научно-технический потенциал, дающий 40%

всех научных и конструкторских разработок, высококвалифицированные кадры

рабочих, инженеров и ученых.

Для России более рациональное в современных условиях использование

такого потенциала - это, с одной стороны, крупнейший шанс перестройки и

модернизации народного хозяйства, один из решающих факторов успешного

преодоления стоящих перед страной экономических и социальных проблем, с

другой стороны - гарантия обеспечения ее национальной безопасности.

Масштабы военного и гражданского производства в России, трудности

финансово-экономического обеспечения, несовершенство организации и

управления конверсией порождают ряд проблем, решение которых позволит

повысить эффективность общественного производства.

Целью диссертации является решение научной проблемы разработки

теоретических и методологических основ совершенствования финансово-

кредитного управления развитием оборонного комплекса России в условиях

рыночных преобразований.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие

задачи:

комплексный анализ состояния и проблем развития оборонного комплекса

России в условиях проведения жесткой финансово-кредитной политики;

анализ соответствия существующей системы управления конверсией

оборонного комплекса новым экономическим и политическим условиям;

разработка методологических основ развития системы управления

конверсией военного производства с учетом коммерциализации создания ВВТ;

разработка концепции финансово-кредитного управления развитием

оборонного комплекса с учетом специфических особенностей производства

ВВТ;

разработка предложений по совершенствованию налоговой и кредитной

политики в оборонном комплексе;

разработка предложений по совершенствованию политики финансирования

создания и закупок ВВТ;

разработка предложений по выбору внебюджетных источников

финансирования конверсии оборонного комплекса России;

разработка концепции государственного управления конверсией

оборонного комплекса на этапе реализации политики финансовой стабилизации;

разработка предложений по совершенствованию государственного

управления развитием оборонного комплекса на основе организационных и

институциональных преобразований;

разработка предложений по повышению роли государственного управления

региональной и внешнеэкономической деятельностью конверсируемых

предприятий.

М е т о д ы и с с л е д о в а н и я.

Методы исследования, применяемые в диссертации, основываются на

методологии военно-экономического и финансового анализа, включают

системный анализ и синтез, методы исследования операций.

Н а у ч н а я н о в и з н а р а б о т ы.

В диссертации на основе системного подхода:

1. Предложено комплексное решение основных методологических,

экономических, организационных и других проблем совершенствования финансово-

кредитного управления развитием оборонного комплекса России в условиях

перехода к рыночным отношениям.

2. Выполнен комплексный анализ состояния существующей системы

управления конверсией и ее соответствия новым экономическим и политическим

условиям.

3. Сформулированы методологические основы совершенствования системы

управления конверсией оборонного комплекса на этапе реализации политики

финансовой стабилизации.

4. Предложены критерии и показатели, разработан методический подход к

оценке эффективности функционирования системы управления конверсией

оборонного комплекса.

5. Разработана и предложена концепция финансово-кредитного

управления развитием оборонного комплекса, позволяющая в условиях

проведения жесткой финансовой политики обеспечить:

сохранение научно-производственного и кадрового потенциала

оборонного комплекса;

формирование состава и структуры научно-производственной базы военного

производства, адекватной складывающимся рыночным условиям;

максимально эффективное использование научно-технического и

производственного потенциала оборонных предприятий в интересах создания

рыночной среды;

повышение эффективности функционирования оборонных предприятий за счет

создания сильного мотивационного механизма экономической деятельности;

оценку влияния экономических методов государственного управления на

процесс развития оборонного комплекса на макро- и микроуровне и их

эффективного использования для стабилизации и дальнейшего роста российской

экономики.

6. Разработаны предложения по совершенствованию налоговой и кредитной

политики в оборонном комплексе, финансированию создания и закупок ВВТ, а

также рекомендации по выбору внебюджетных источников финансирования

конверсионных программ.

7. Разработана и предложена концепция государственного управления

развитием оборонного комплекса, включающая предложения по совершенствованию

организационных и институциональных преобразований в нем, а также повышению

роли государства в региональной и внешнеэкономической деятельности

конверсируемых предприятий.

П р а к т и ч е с к а я ц е н н о с т ь.

На основе разработанных и предложенных автором концептуальных и

методологических подходов под его руководством и при непосредственном

участии создан методологический аппарат, который дает исследователям

научно-методический инструмент для решения наиболее важных и актуальных

проблем управления развитием оборонного комплекса России в условиях

проведения жесткой финансово-кредитной политики.

Р е а л и з а ц и я р е з у л ь т а т о в.

Результаты исследований, выполненные под руководством и

непосредственном участии автора, использовались при разработке:

Федерального закона РФ "О поставках продукции для федеральных

государственных нужд";

постановления Правительства Российской Федерации "О реализации

Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных

нужд";

Федерального закона РФ "О государственном оборонном заказе";

Федерального закона РФ "О финансово - промышленных группах";

проекта Федерального закона "О военных расходах";

Указа Президента РФ " О стабилизации экономического положения

предприятий и организаций оборонной промышленности и мерах по обеспечению

выполнения государственного оборонного заказа" от 6 ноября 1993г. № 1850;

Указа Президента РФ "О предоставлении Правительству Российской

Федерации в 1994 году кредитов на конверсионные и инвестиционные программы"

от 10 августа 1994г. № 1679;

Указа Президента РФ " Об открытии отдельных текущих счетов по учету

средств федерального бюджета, предоставляемых на возвратной и платной

основе для финансирования конверсионных и инвестиционных программ" от 7

сентября 1995г. № 902;

Федеральной целевой программы конверсии оборонной промышленности на

1995-1997 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 декабря

1995г. № 1274;

при подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ по

вопросам конверсионных процессов в оборонном комплексе и финансового

механизма их реализации, в частности, постановлений Правительства РФ:

"О мерах по стабилизации экономического положения предприятий и

организаций оборонного комплекса" от 19 декабря 1994г. № 1399;

"О Федеральном фонде развития электронной техники" от 12 января 1995г.

№ 31;

"О федеральных научно-производственных центрах" от 9 октября 1995г. №

983;

“О государственном фонде конверсии” от 16 декабря 1995г. № 1239;

распоряжений по предоставлению инвестиционного налогового кредита

конверсируемым предприятиям Нижегородской области от 1 апреля

1994г. № 426-р, от 5 января 1995г. № 2, Свердловской области от 20

февраля 1995г. № 243-р;

при разработке Положения о предоставлении кредитов предприятиям,

осуществляющим конверсию военного производства, утвержденного Председателем

Правительства РФ в 1993г. и успешно функционировавшем в течение 1993-

1995гг.

А п р о б а ц и я р а б о т ы.

Основные положения диссертационной работы докладывались на

заседаниях:

Экспертного Совета при Правительстве РФ;

Межведомственной правительственной рабочей комиссии по рассмотрению

конверсионных программ для предоставления целевых кредитов, в которой автор

является заместителем Председателя;

Оперативной комиссии Правительства РФ по совершенствованию платежей и

расчетов;

Комиссии Правительства РФ по оперативным вопросам;

на 5 научно-технических конференциях, в том числе на 3

международных.

П у б л и к а ц и и.

Автором опубликовано более 20 научных работ, в том числе наиболее

значимых по теме диссертации 16 и три монографии.

Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и двух

приложений. Общий объем машинописного текста составляет 257

листов.

Автор считает своим приятным долгом выразить благодарность научным

консультантам Члену-корреспонденту РАН, дин проф. Кокошину А.А. и дэн

Бандурину В.В., Заслуженному деятелю науки РФ, дэн проф. Викулову С.Ф., дэн

проф. Куличкову Е.Н., дэн проф. Павловой Л.П., дэн проф. Артюхову

В.И., дэн проф. Королеву В.Д., кэн Чистовой В.Е. , а также сотрудникам и

коллегам, без участия которых трудно было бы получить и проверить многие

теоретические, методологические и практические результаты.

1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА

РОССИИ В НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ И

ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Начиная с 1989г., оборонный комплекс СССР, а затем и России находится

в состоянии перманентной трансформации, начало которой положили известные

решения о разоружении, сокращении армии, военных расходов и производства

вооружения и военной техники.

Деформированная и монополизированная структура производства с крайне

высокой степенью милитаризации относится к истокам глубокого экономического

и социально-политического кризиса командной экономики СССР. По мнению

многих аналитиков, многолетнее наращивание военных расходов, являющихся

прямым неэффективным, равнозначным потерям для народного хозяйства, вычетом

из национального дохода, сужало возможности расширенного воспроизводства,

порождало структурные диспропорции в экономике и создавало социальные

антагонизмы.

Однако такая односторонняя трактовка, поддерживаемая декларированным

тезисом о всемерном сокращении военных расходов и антимилитаристском

характере нашей экономики, в значительной степени обусловлена неразвитыми в

теоретическом аспекте разработками проблем военной экономики, и в частности

ее основного звена - сферы производства продукции военного назначения -

оборонной промышленности.

Это диктует и соответствующие взгляды на конверсию военно-

промышленного комплекса, как быстрый и радикальный процесс адекватной

замены военного производства на гражданское и на базе этого осуществления

структурной перестройки экономики в интересах всего народного хозяйства.

Вместе с тем, мировая практика показывает, что широкомасштабная

конверсия наиболее мощного и технически передового сектора экономики -

весьма сложный, дорогостоящий и потенциально взрывоопасный в социально-

экономическом плане процесс, требующий четкого определения целей и путей их

реализации, четкой системы государственного управления, регулирования и

контроля за его осуществлением.

Не подкрепленная научными проработками, законодательным и материально-

финансовым обеспечением конверсия превращает высокопроизводительные отрасли

в отстающие, а их предприятия в неплатежеспособные, лишенные прибылей

проводимой политикой, но самое главное порождает угрозу не только

обороноспособности страны, но и всему промышленному и техническому

потенциалу.

Конверсия оборонного комплекса России беспрецедентна и по масштабам,

и по характеру проведения. Протекающая в условиях политических и

экономических реформ, полной смены хозяйственного механизма и структурной

перестройки всей экономики, она отразилась глубоким кризисом оборонного

комплекса страны, породившим целый ряд проблем.

Необходим поиск путей не просто сохранения и выживаемости оборонного

комплекса в условиях становления рыночных отношений, но и его дальнейшего

качественного роста.

Для этого важно проанализировать и адекватно оценить экономическую

ситуацию, сложившуюся в оборонном комплексе.

1.1. Анализ итогов научно-производственной деятельности

оборонного комплекса в 1991-1995 годах

Краткая характеристика оборонного комплекса России

Объективные исторические процессы сформировали новое экономическое

пространство в области разработки и производства вооружения и военной

техники. Оборонный комплекс СССР перестал существовать как единое целое.

На территории России осталось 67 % оборонных промышленных предприятий

и 74 % научных организаций оборонного комплекса СССР. При этом годовой

объем производства России от общего по СССР составлял по военной продукции

80 %, объем НИОКР по оборонной тематике - 90 %; стоимость основных фондов

промышленных предприятий - 73 %, НИИ и КБ - 88 %; численность работающих на

оборонных предприятиях - 72 %, в НИИ и КБ - 85 % / 4 /.

Таким образом, основная доля военно-промышленного потенциала СССР

осталась в Российской Федерации.

Важна и структура оборонного комплекса России в отраслевом разрезе,

поскольку отраслевой разрез во многом предопределяет потенциальные

возможности и сроки возможной "конверсируемости" предприятий и организаций,

входящих в комплекс.

В Российской Федерации сосредоточено около 87% всего научно-

производственного потенциала авиационной промышленности бывшего СССР и

выпускалось около 82% отраслевой продукции. На ее территории расположено

124 промышленных предприятия, 103 разрабатывающих организации, на которых

работало в 1991 году соответственно 990,9 и 325,8 тыс.человек. Среди них -

ведущие авиастроительные заводы и опытно-конструкторские бюро, крупнейшие

научно-исследовательские центры, выполняющие разработки в области

авиационного материаловедения, двигателей, конструкций и оборудования. Из

18 самолетостроительных предприятий здесь находятся 14, из 6 предприятий,

производящих вертолеты, - 5 / 21 /.

Российские предприятия и объединения выпускали более 78% всей

авиационной и ракетной техники бывшего СССР, в том числе 92,3% самолетов

истребительной авиации и 97,5% тяжелых самолетов, почти 88% авиационных

двигателей, 79% агрегатов, 91,7% продукции авиационного приборостроения.

В области разработки и производства боеприпасов и спецхимии из 30 НИИ

и КБ отрасли и их филиалов 27 находятся на территории Российской Федерации

и лишь 3 за ее пределами. При этом на долю последних приходится чуть более

0,001% от общего объема НИОКР по разработке ВВТ. По объему боеприпасной

продукции заводы России занимали 93,4%, Украины - 5,9%, Таджикистана -

0,7%, Казахстана - 0,02%. Причем только российский потенциал позволял

производить комплектные боеприпасы. При возможном разрыве

межгосударственных связей ни одна из республик, кроме Украины, не

обеспечивает полный цикл выпуска боеприпасов.

По отрасли "промышленность вооружений" из имевшихся в СССР 145

предприятий на территории России расположено 57 промышленных предприятий и

54 НИИ и КБ. Практически 91% всей производимой отраслью номенклатуры ВВТ

(включая бронетанковую технику, артиллерийское и стрелковое вооружение,

патроны) приходится на Россию.

В радиопромышленности России осталось 159 промышленных предприятий из

269 и 129 научных организаций из 171, находившихся в отрасли до разделения

на независимые государства. Наибольшую долю в выпуске этой продукции

оборонного назначения , кроме России, имели Украина - 15,2% и Беларусь -

5,9%, а доля остальных республик составила всего лишь 8,5%. По объему НИОКР

военной тематики на долю России приходилось 81,7% / 21/.

Россия после образования СНГ сохранила подавляющую часть научно-

технического потенциала судостроения: 68% промышленных и 71% научных и

конструкторских организаций с соответствующими производственными площадями;

68,5% основных производственных фондов в производстве и 83% - в науке; 66%

численности персонала производственных и 74% - научных организаций. В то

же время известное беспокойство вызывает минно-торпедное и тральное

вооружение, так как его производство сконцентрировано в Казахстане. На

территории России отсутствуют заводы, которые могли бы без существенной

реконструкции и значительных капитальных вложений осуществлять выпуск всей

номенклатуры торпед, мин, тралов, искателей и приборов управления.

Особенности продукции отрасли военной техники связи, ее значительная

наукоемкость предопределили дислокацию предприятий, НИИ и КБ в центральных

районах Европейской части страны, преимущественно в крупных промышленных

центрах. На территории России размещено 82 предприятия (70,1%) и 70 НИИ и

КБ (61,4%) этой отрасли. На Россию по данным на 01.01.92г. приходилось:

68% объема производства оборонной продукции и 89% объема НИОКР оборонной

тематики; 60% численности работающих в промышленности и 75% - в науке.

Неординарная ситуация сложилась в электронной промышленности в связи

с образованием СНГ. Если в целом Россия располагает преобладающей научно-

технической базой (свыше 83% НИОКР), позволяющей обеспечить разработку

изделий электронной техники (ИЭТ) в полном ассортименте ( в том числе и для

нужд гражданского производства), то в области производства отдельных

позиций номенклатуры ИЭТ (например, интегральных схем) имеющиеся

производственные мощности на территории России могут обеспечить только 40-

50% потребностей для производства ВВТ. В этой связи электронная

промышленность попала в наиболее сложное положение, предопределившее резкий

спад производства этой продукции в последующие годы.

Разработка и производство боевых ракетных комплексов и комплексов

космического вооружения сосредоточены на территории России и Украины.

Основной объем работ по созданию ракетно-космической техники приходится на

предприятия России. Конечными продуктами предприятий, расположенных на

территории России, являются разработка и производство комплексов ВМФ,

космических средств вооружения ( за исключением космических аппаратов

радиотехнической разведки), ракет-носителей среднего и тяжелого классов,

стартовых комплексов, технических позиций. Здесь расположено 35

промышленных предприятий (78%) и 42 НИИ и КБ (81%) / 21/.

Таким образом, на территории России оборонный комплекс с точки

зрения потенциальных возможностей позволял обеспечивать выполнение

государственных задач по разработке и производству ВВТ и был представлен в

наиболее завершенном виде.

Политико-экономический распад бывшего Союза, сопровождавшийся

разрывом хозяйственных связей, в определенной мере нарушил

функционирование оборонного комплекса России как единого целого, явился

дополнительным фактором снижения его эффективности как в военном, так и в

гражданском производствах.

Оборонные отрасли никогда не отличались высокими количественными

показателями в масштабах промышленности в целом. Так, в 1991 году на их

долю приходилось 13-14% производства всей промышленности и примерно столько

же промышленно-производственных фондов.

В то же время по своим качественным параметрам (квалифицированные

кадры, высокотехнологичная производственная и научная база, качественные

материальные ресурсы) оборонный комплекс на 2-3 порядка превосходил

потенциал гражданского машиностроения. Действовавший же порядок

ценообразования резко занижал стоимостные объемы выпуска вооружений и

военной техники. По данным Института экономики и прогнозирования НТП АН РФ,

в конечной продукции машиностроения (суммарно оборонного комплекса и

гражданского машиностроения) удельный вес инвестиционного оборудования

составлял 50%, вооружений и военной техники - 31%, товаров народного

потребления 19%. Но с учетом паритетов доллар/рубль (рассчитанных по видам

конечной продукции машиностроения с учетом различий в техническом уровне и

качестве отечественной техники и зарубежных аналогов) , удельный вес

инвестиционного оборудования понижается до 32%, товаров народного

потребления - до 5-6%, а доля вооружений и военной техники достигает 62-63

процентов / 21 /.

Такой уровень милитаризации экономики, создающей продукцию, не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


© 2010 Современные рефераты