Рефераты

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

предприятий, усугубляемая сложившимися хроническими неплатежами, не

позволяла предприятиям своевременно и в полном объеме рассчитываться с

бюджетами разных уровней и социальными фондами, что приводило к

дополнительным санкциям в виде пени и штрафов, что еще более уменьшало

прибыль, оставляемую в распоряжении предприятий. В 1994 году предприятиями

комплекса было уплачено экономических санкций свыше 240 млрд.рублей, что

составило почти 11% общей суммы прибыли и более 30% прибыли, оставляемой на

предприятии.

К началу 1995 года каждое пятое предприятие комплекса имело

неудовлетворительный баланс и по действующей методологии могло быть

отнесено к банкротам.

Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеэкономическая деятельность оборонного комплекса Российской

Федерации закономерно считалась важным элементом военно-политической и

хозяйственной деятельности государства.

В современных условиях в основу этого вида деятельности оборонного

комплекса должен быть положен принцип разумного сочетания экономической

выгоды и обеспечения национальной безопасности вместо доминировавшей ранее

политической и идеологической направленности.

В экономическом плане сотрудничество России с зарубежными странами в

военно-технической области наряду с экспортом энергоносителей, сырья и

промышленных товаров является одним из основных источников поступления

валюты. Экспортная политика, осуществляемая с учетом национальных интересов

и на сбалансированной основе, может сыграть важную роль в стабилизации

экономики и последующем ее подъеме. Военно-техническое сотрудничество

позволяет сгладить негативное воздействие милитаризованной экономики,

сократить дефицит федерального бюджета, повысить платежеспособность страны.

В настоящее время военно-техническое сотрудничество России нельзя

рассматривать как стабильную и эффективную деятельность. До 1989г. экспорт

военной продукции давал ежегодно государству в среднем 15 млрд.долл. (в

эквивалентном пересчете).

Начиная с 1989г., объем экспорта вооружения резко сокращается. С 1992

года экспорт вооружения и военной техники ежегодно варьировал около 2,0

млн.долларов США, львиная доля которого составляла продукция авиационной

промышленности. Показатели внешнеэкономической деятельности оборонного

комплекса в 1990 - 1993гг. приведены в табл. 1.10 и рис.1.3 / 70 /.

Рассматриваемый период характеризовался также заметным сужением

географии сотрудничества. В 1987-1990гг. СССР поставлял ВВТ в 31 страну

мира, а в 1991-1994 годах только в 15 стран.

Основными причинами спада экспорта военной продукции в 1990-1994гг.

являлись: изменение внешнеполитических ориентиров, кризисная ситуация в

экономике, неприспособленность ранее сложившейся системы торговли оружием к

новым условиям, отстраненность производителей ВВТ от их потребителей за

рубежом.

Кроме вооружения и военной техники оборонный комплекс экспортирует и

гражданскую продукцию. Однако объемы продаж невелики: около 600

млн.долларов США, причем более половины также приходится на продукцию

авиационной промышленности.

Одним из перспективных направлений развития внешнеэкономической

деятельности является совместное предпринимательство конверсируемых

предприятий оборонного комплекса с иностранными партнерами.

На 1 января 1995г. в оборонном комплексе насчитывалось около 250

совместных предприятий (СП), на которых работало более 15 тыс.чел. Эти СП

произвели продукции и услуг на сумму более 14,3 млрд.руб., что составляет

более 3% от объема произведенной продукции всеми российскими СП. В создании

и деятельности этих СП принимали участие более 250 фирм крупнейших стран.

В основном экспортировалась фото и телевизионная аппаратура / 62 /.

В целом анализ внешнеэкономической деятельности ОК свидетельствует,

что объем экспорта его продукции в зарубежные страны не вполне

соответствует реальным возможностям.

Таблица 1.10

Показатели внешнеэкономической деятельности оборонного комплекса России (

млрд.долл., цены 1990 года ), по данным СИПРИ

|Показатели |1990г. |1991г. |1992г. |1993г. |

|Внешнеторговый оборот |16,6 |8,7 |4,0 |4,3 |

|Экспорт |14,1 |6,4 |2,6 |2,8 |

|в том числе: | | | | |

|ВП |9,7 |4,4 |2,0 |2,3 |

|ГП |4,4 |2,0 |0,6 |0,5 |

|Импорт |2,5 |2,3 |1,4 |1,5 |

|Удельный вес экспорта ВВТ в |32,4 |18,2 |11,1 |14,2 |

|мировой торговле, в % | | | | |

[pic]

Рис. 1.3. Сравнительные показатели внешнеэкономической деятельности

Для его увеличения есть объективные условия: спрос на рынке оружия;

высокие боевые характеристики ряда образцов нашей военной техники; низкие

(по мировым стандартам) цены; наличие в стране излишков ВВТ; возможность

создания на предприятиях ОК конкурентоспособной гражданской продукции.

Однако отсутствие протекционистской политики государства в отношении

предприятий оборонного комплекса и признанных на государственном уровне

приоритетов не создает благоприятного финансового и таможенного режима.

Поэтому сегодня, несмотря на богатейший экспортный потенциал оборонного

комплекса, внешнеэкономическая деятельность не является определяющей в

ситуации его предприятий и отраслей.

Научные организации

Критическая ситуация в оборонном комплексе еще более определяется по

состоянию научных организаций. Все трудности, присущие промышленности в

научном секторе, были усугублены следующим фактором.

Резкое сокращение ассигнований на закупку вооружений и военной

техники, предпринятое в 1992 году, объективно требовало перераспределения

военного бюджета в пользу НИОКР с тем, чтобы компенсировать количество

старого вооружения качественно новым. Однако ассигнования на военные НИОКР

также были значительно сокращены как в абсолютной величине, так и в

структуре военного бюджета.

Кроме того, научная база оборонного комплекса, обладающая большим

потенциалом, созданным за многие годы, наряду с разработкой новых видов

вооружений еще до начала конверсии активно занималась и гражданской

тематикой. Однако ухудшение общей экономической ситуации в стране резко

снизило и спрос на научные разработки со стороны промышленности, не имеющей

в условиях падения производства средств для внедрения дорогих высоких

технологий.

Замедлилось внедрение в производство и завершенных научно-

исследовательских работ (почти треть разработок не внедрено), по отдельным

разработкам сроки внедрения затягиваются и составляют 3-4 года.

В 1994 году в оборонном комплексе РФ было 686 НИИ и КБ различных форм

собственности. Объем финансирования НИОКР в 1994г. был предусмотрен в сумме

2172,4 млрд.руб., а фактически выделено - 1364,0 млрд.руб.

По сравнению с 1991 годом объем финансирования в 1992 году уменьшился

на 41%. , а к 1995 году - почти в 9 раз / 70 /.

При этом сокращение средств, выделяемых из бюджета на научно-

исследовательские работы в оборонном комплексе, в значительной мере

отразилось на объеме фундаментальных исследований, для которых государство

является единственным заказчиком. За последние три года доля этих

исследований в общем объеме НИОКР в оборонных отраслях составляла всего

лишь 2%.

Была проигнорирована очевидная взаимосвязь конверсии, позволяющей

значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции, с

повышением качественных параметров оснащенности Вооруженных Сил.

Практически был упущен момент комплексного использования национального

научного потенциала оборонного комплекса и для разработки новейших средств

вооруженной борьбы, и для решения других первостепенных проблем,

определяющих национальную безопасность страны в широком понимании этого

термина.

Военно-ориентированная наука, еще более сложно адаптирующаяся к

рыночной среде, нежели оборонная промышленность, из-за непродуманности

принимаемых решений практически стала "жертвой" финансовых ограничений.

На государственном уровне не были решены вопросы:

разработки перспективных планов, предусматривающих варианты двойного

использования материально-технических, интеллектуальных, информационных и

организационных ресурсов, составляющих основу научного сектора оборонного

комплекса, на цели как связанные с созданием новейших образцов оружия, так

и для народнохозяйственного потребления;

организации государственной сети трудоустройства кадров ученых, а

также другого высококвалифицированного персонала, высвобождаемого при

сокращении военных НИОКР, и создания на этой основе системы сохранения

научного потенциала.

В результате к сегодняшнему периоду значительная часть научного

потенциала России утрачена. Это уже сейчас является фактором, тормозящим

научно-технический прогресс, увеличивающим сроки разработки конечной

продукции, замедляющим темпы создания научно-технического задела под

перспективные разработки.

Кроме сокращения в плановом порядке объемов финансирования НИОКР

отрицательным фактором являлось несвоевременное и неполное выделение

средств на научные разработки из федерального бюджета в связи с

трудностями его формирования.

В определенной мере сказалось и отсутствие должной координации

финансирования НИОКР и взаимоувязки между различными государственными

структурами, особенно в области фундаментальных, поисковых и прикладных

исследований. В настоящее время финансированием этих исследований

занимаются Академия наук, высшая школа, управления Госкомоборонпрома

России, Министерство обороны РФ и Секция прикладных проблем при Президиуме

АН. Как следствие возникает разрыв цикла исследование-производство,

параллелизм и дублирование работ и, следовательно, снижение эффективности

использования и без того незначительных средств.

Появляются заказчики на проведение НИОКР из коммерческих структур,

взаимоотношения с которыми вообще не регламентированы. Не лучше положение и

в области разработок технологий двойного применения. Отсутствие

законодательных актов в этой области приводит к потерям паритетов в научно-

техническом заделе по разработке перспективных видов вооружений.

Анализ выделяемых объемов финансирования НИОКР оборонным отраслям

промышленности свидетельствует о недостаточной обоснованности распределения

финансирования. На развитие электроники- базовой отрасли научно-

технического прогресса страны выделяется 7-10%, а основным потребителям

продукции электронной промышленности - радиопромышленности и промышленности

средств связи - 25 % от общего объема финансирования.

Потеря высококвалифицированных специалистов оборонными НИИ и КБ и

резкое сокращение набора молодых и талантливых приводит к необратимым

последствиям как для науки оборонного комплекса, так и в целом научного

потенциала России.

Из изложенного следует: требуется принятие экстренных мер по

сохранению научного потенциала оборонного комплекса России и изменению

государственной политики по отношению к научно-техническому прогрессу.

Ситуация в оборонном комплексе в 1995 году

Как известно, официальные прогнозные оценки социально-экономического

положения России по данным за отчетный период 1995 года свидетельствуют об

относительном улучшении основных макроэкономических показателей. Динамика

выпуска промышленного производства в целом по России может

свидетельствовать о закреплении тенденции его стабилизации, обозначившейся

с середины 1994 года. При этом отмечается значительное замедление спада

выпуска продукции относительно соответствующего месяца предыдущего года (с

20% в сентябре 1994г. по 2% в июне 1995г.). Обследование деловой активности

промышленных предприятий показывает, что прекратилось падение средней

загрузки производственных мощностей в промышленности, остановившись на

уровне 45%. Ожидается значительное замедление темпов инфляционных

процессов.

Таким образом, сбывается второй - оптимистический вариант прогноза

правительственной программы реформирования экономики в 1995-1997 годах.

Однако макроэкономические показатели вряд ли отражают всю остроту

положения, которое сложилось в оборонных отраслях промышленности.

"Стабилизация" обеспечивается в основном за счет увеличения

производства и экспорта нефти, газа, черных, цветных и редких металлов и

некоторых других видов сырья и материалов, то есть отраслей сырьевых и

добывающих.

В обрабатывающих производствах, к которым относятся машиностроение,

электроника, приборостроение и другие высокотехнологичные отрасли,

признаков стабилизации нет. Иными словами, деградация промышленной

структуры национальной экономики продолжается.

За 8 месяцев 1995 года спад производства в оборонных отраслях

промышленности составил 22,2% , причем снижение объемов производства

отмечено во всех отраслях / 19/.

Кризисные явления продолжают иметь место как в гражданском секторе

производства, так и в военном.

Производство военной продукции, снизившееся за 8 месяцев 1995 года на

22,9%, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, продолжает

находиться под неослабевающим влиянием следующих факторов:

установление объемов оборонного заказа ниже экономически и технически

целесообразного уровня;

позднее принятие государственного оборонного заказа (на

правительственном уровне - в июне 1995 года, доведение его до предприятий и

заключение договоров с государственными заказчиками по ряду позиций и

предприятий не завершено по состоянию на 1 октября 1995 года);

крайне неудовлетворительное финансирование соответствующих расходов из

федерального бюджета;

отсутствие авансирования работ с длительным циклом изготовления;

неопределенность ситуации на предприятиях с размерами мобилизационных

мощностей;

отсутствие экономического стимулирования выполнения государственного

оборонного заказа.

Уровень бюджетного финансирования в текущем году практически не

позволяет до конца года даже погасить задолженность отдельным предприятиям

за продукцию, поставленную по государственному оборонному заказу на 1994

год.

Так, по состоянию на 1 октября 1995 года Минобороны России выделено на

закупки вооружения и военной техники лишь 45% годовых назначений, на

военные НИОКР - 27%. Недопустимо низкий уровень финансирования и

затянувшийся процесс погашения долгов за 1994 год не позволяют обеспечивать

авансирование отдельных образцов вооружения и военной техники с длительным

циклом изготовления, что практически при отсутствии собственных источников

приобретения оборотных средств (сырья, материалов, комплектующих и т.д.)

лишает предприятия возможности вести работы.

При формировании доходов федерального бюджета за отчетный период (по

данным Госналогслужбы России на уровне 118%) такой уровень финансирования

расходов на оборонную промышленность и науку свидетельствует:

во-первых, об отсутствии в реальной правительственной структурной

политике приоритета высокотехнологичных отраслей;

во - вторых, о нарушении законодательных норм исполнения федерального

бюджета. Так, практически произведен секвестр этих расходов не в результате

недопоступления доходов в федеральный бюджет, а в пользу иных расходов, что

не предусмотрено в федеральном законе "О федеральном бюджете на 1995 год" и

иными законодательными актами, регламентирующими бюджетный процесс в

России.

Положение усугубляется и факторами стратегического характера. В

частности, до настоящего времени у предприятий отсутствует определенность

на перспективу в уровне потребности в производстве вооружения и военной

техники. Этот фактор с 1995 года становится серьезным препятствием на пути

движения предприятий в рыночную среду и институциональных преобразований на

базе развития гражданских производств и полной переориентации на требования

свободного рыночного пространства.

Тяжелым бременем на предприятия в условиях хронического

недофинансирования легло несоответствие реального роста цен на продукцию

оборонного назначения индексам-дефляторам, учтенным при формировании

бюджетных ассигнований на эту цель.

Розничные цены в 1995 году по уточненному прогнозу Минэкономики

вырастут в 2,5 раза. В прогнозе Минэкономики, на основе которого

разрабатывался и принимался бюджет, рост цен на 1995 год предусматривался

несоизмеримо ниже, чем имеет место в действительности. При этом, как

известно, бюджетное финансирование было определено не только исходя из в

два раза более низких цен, но и в качестве основного принципа (отличие от

1992-1994г.) был провозглашен отказ от эмиссионного финансирования бюджета.

Эксперты еще накануне принятия бюджета отмечали, что заложенные в прогнозе

темпы инфляции многократно занижены.

Первое полугодие 1995 года это доказало: рост розничных цен - 178%,

оптовых - 210%. Это нанесло всему народному хозяйству и безопасности

государства, без преувеличения, колоссальный ущерб вследствие

профинансирования из бюджета самых необходимых государственных расходов в

реальном наполнении на уровне примерно 50% 1994 года, тогда как и без того

оборонная промышленность, наука, были посажены на голодный паек / 92 /.

Таким образом, возможности реального товарного наполнения средств,

предусмотренных в бюджете на 1995 год упали минимум в 1,4-1,6 раза. Это в

конечном итоге неминуемо приведет к невозможности оплаты части продукции,

изготовленной предприятиями по госзаказу и увеличению объема переходящей на

1996 год задолженности государственных заказчиков, либо к невыполнению

номенклатурного задания государственного оборонного заказа, о чем уже

сейчас заявляет Министерство обороны. Например, по состоянию на 1 сентября

государственный заказ по промышленности средств связи выполнен на 38%,

радиопромышленности - на 10%

И в том, и в другом случае вопреки отдельным фактам общего контекста

развития экономики, свидетельствующим об успехах, снижении темпов спада и

т.д., состояние предприятий оборонных отраслей промышленности, на которых

размещен государственный оборонный заказ, полностью опровергает ситуацию о

стабилизации.

Несколько лучше складывается положение в гражданском секторе оборонных

отраслей промышленности. Спад промышленного производства в целом по

гражданской продукции составил 20,8%, однако выпуск товаров народного

потребления снизился на 35,5% (табл. 1.11) / 57/.

Таблица 1.11

Производство отдельных видов продукции ТНП на предприятиях оборонных

отраслей промышленности

| | | | | |

| |1992 |1993 г. |1994 г. |1995 г. |

| |г. | | | |

|Наименование видов | | | | | | | |

| | | |в % к | |в % к | |в % к |

| |тыс.шт|тыс.шт|1992 |тыс.шт|1993 |тыс.шт|1994 |

| |. |. |году |. |году |. |году |

| | | | | | | | |

|Телевизоры |3362,5|3641,0|108,3 |1768,6|48,6 |589,7 |44,9 |

| | | | | | | | |

|Магнитофоны |2735,1|2128,0|77,8 |653,7 |30,7 |204,6 |45,3 |

| | | | | | | | |

|Видеомагнитофоны |319,5 |160,4 |50,2 |52,8 |32,9 |11,3 |33,5 |

| | | | | | | | |

|Холодильники и | | | | | | | |

|морозильники |3056,0|3232,0|105,8 |2145,9|66,4 |686,2 |50,6 |

| | | | | | | | |

|Мотоциклы и | | | | | | | |

|мотороллеры |472,2 |403,9 |85,5 |129,9 |32,2 |47,2 |42,1 |

| | | | | | | | |

|Электропылесосы |3342,7|2590,0|77,5 |896,8 |34,6 |265,3 |43,3 |

| | | | | | | | |

|Видеокассеты |1815,8|1013,0|55,8 |101,6 |10,0 |13,0 |20,1 |

Как видно из приведенных данных, потенциал оборонных отраслей

промышленности практически остается в стороне от решения вопросов насыщения

рынка потребительскими товарами.

Основных причин, создающих трудности производства и реализации

продукции, две:

низкое качество производимой продукции, а также сервисного и

гарантийного обслуживания, неадекватная качеству цена на изделия;

действующая таможенная политика, устанавливающая относительно низкие

пошлины на ввозимые готовые изделия и высокие пошлины на комплектующие

изделия.

Дополнительным фактором, усугубляющим в 1995 году трудности оборонных

предприятий в сфере гражданских производств, является задержка в открытии

льготного кредитования (финансирования на возвратной основе) конверсионных

программ. Несмотря на то, что законом "О федеральном бюджете на 1995 год"

на эти цели предусмотрено выделение средств в объеме 1,4 трлн.рублей, до

октября 1995 года не были открыты отдельные специальные счета по

предоставлению и учету средств, выделенных из бюджета на возвратной и

платной основе. Это блокировало выполнение в 1995 году 123 конверсионных

программ по выпуску приоритетной продукции.

Кроме того, правительственным решением в 1995 году было приостановлено

предоставление предприятиям и организациям бюджетных ссуд и отсрочено до

конца года исполнение ранее принятых решений по финансовой поддержке

структурной перестройки. Это лишило предприятия оборонных отраслей

промышленности единственно реально существующего в 1995 году источника

средств на указанные цели.

В этих условиях при значительном превышении нормы доходов в сфере

финансово-посреднической деятельности по сравнению с производственной и,

соответственно, перетока свободного капитала к финансовым институтам как из

сферы производства, так и из сферы домашних хозяйств, предприятия и в 1995

году не смогли преодолеть дефицита финансовых ресурсов и, как следствие

этого, - взаимных неплатежей и отсутствия источников для инвестирования.

Указанный фактор - постоянно воспроизводимый дефицит финансовых ресурсов в

материальном производстве - является основой инфляционного потенциала

экономики, и его действие вряд ли уменьшится в ближайшее время.

Кредиторская задолженность предприятий по сравнению с началом года

возросла в 1,37 раза, а по сравнению с соответствующим периодом прошлого

года - в 2,3 раза. Дебиторская задолженность, увеличилась соответственно в

1,4 раза и 3,2 раза. Структура кредиторской задолженности показывает, что

по-прежнему на первом месте - задолженность за товары, работы, услуги -

37,5%, задолженность бюджету составляет 20,3%, по заработной плате - 10% и

социальному страхованию - 10,8% / 19 /.

Следует иметь в виду, что в течение 9 месяцев 1995 года действовал

льготный порядок резервирования средств на заработную плату,

предусматривавший направление на эту цель до 30% выручки, ежедневно

поступающей на счет предприятия. Даже при этом условии задолженность по

заработной плате перед рабочими и служащими выросла в 1,7 раза, что при

низком уровне заработной платы свидетельствует:

о скрытой безработице в отраслях оборонного комплекса (в июле

останавливалось каждое третье предприятие против каждого четвертого в июле

1994 года, на 9% возросло количество предприятий, где останавливались

отдельные производства;

об отсутствии реализации продукции как таковой;

о скрытых бартерных операциях.

В течение 1995 года продолжался, предопределенный инфляцией издержек,

рост цен на продукцию оборонных отраслей промышленности.

Удорожание электроэнергии обусловило 45% номинального увеличения цен,

топлива - 25%, металлов - 24%.

Наличие незагруженных мощностей ложится дополнительным бременем

накладных расходов на себестоимость гражданской продукции. В результате ее

производство низкорентабельно, а товаров народного потребления в основном

убыточно, в том числе и телевизоров, магнитофонов, электропылесосов,

швейных машин, мотоциклов и мотороллеров.

В 1995 году научный сектор оборонных отраслей промышленности

продолжает находиться в тяжелейшем состоянии, особенно это касается

государственных научных центров. Загрузка научных центров военными заказами

сократилась в 10-12 раз и составляет сейчас не более 3-5%, а загрузка

гражданской тематикой не превышает 10-12% имеющихся мощностей.

Производственные площади научно-исследовательских институтов, в том числе и

государственных научных центров сдаются в аренду малым и другим

непрофильным предприятиям, которые одновременно и обеспечивают вторичную

трудовую занятость научных работников.

Выполняемые по 24 целевым программам научно-исследовательские и опытно-

конструкторские работы на состоянию на 1 сентября профинансированы в

размере 40 % годовых назначений.

Разрушение и деградация научно-технических школ, всей инфраструктуры в

области создания новейших видов вооружения и военной техники из угрозы уже

превратилось в реальность.

Подводя итоги 1995 года, можно констатировать, что этот год не стал

"этапом реформ оборонной промышленности, предусматривающим концентрацию

разработки и производства вооружения и военной техники на ограниченном

круге предприятий" /70/. Практически отсутствовали предусмотренные

Программой Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие

российской экономики в 1995-1997 годах" меры государственной поддержки по

перемещению в точки концентрации опытно-конструкторской и производственной

базы, а также соответствующих кадров (включая предоставление жилья и т.п.).

1.2. Анализ основных проблем конверсии оборонной

промышленности в условиях проведения жесткой

финансово-кредитной политики

Проблемы, стоящие перед оборонным комплексом России, являются

логическим продолжением тех проблем, которые не были решены в оборонном

комплексе СССР в 1989-1991 годы. Именно в этот период оборонный комплекс

подвергся двум мощным воздействиям - конверсии военного производства и

начавшимся изменениям системы хозяйствования, носящим в то время достаточно

радикальный характер.

Каждое из этих воздействий предполагало осуществление разумных,

экономически обоснованных мероприятий, ориентированных на долговременные

цели и народнохозяйственные приоритеты, рациональное совмещение

специфического характера военного и гражданского производства. Сочетание

системы государственного управления, основанного на государственной

финансовой поддержке, и режима саморегуляции в условиях становления

рыночных отношений должно было привести к структурному сдвигу при

минимальных издержках трудной ломки сложившегося оборонного комплекса, с

сохранением его научно-производственного потенциала.

Однако это стратегическое направление преобразований оборонного

комплекса не было выдержано на практике.

Если экономические преобразования народнохозяйственного механизма в

этот период проводились достаточно плавно, без рывков и революционных

скачков, то конверсия с самого начала осуществлялась без единой продуманной

концепции, под давлением складывающихся обстоятельств и носила в

определенной мере стихийный характер.

В связи с этим конверсия столкнулась с правовыми, организационными,

производственными и финансовыми проблемами.

Как свидетельствует мировой опыт, оптимальным темпом конверсии

является снижение объемов военных заказов на 3-5% в год. Это - предельная

величина, при которой и оборонный комплекс, и хозяйство страны испытывают

определенные трудности, но такие, которые можно парировать государственным

регулированием экономики страны.

Кроме того, проведение конверсии требует ее теоретического и научного

обоснования, методического обеспечения и правовой поддержки. При этом этапы

конверсии должны быть взаимоувязаны и представлять собой логически

обусловленную комплексную систему мероприятий.

При проведении конверсии в нашей стране с самого начала эта логическая

взаимосвязь этапов была нарушена.

После принятия политического решения в 1988 году, сразу и без всяких

обоснований был сокращен объем заказа на производство вооружения и военной

техники, причем не на 3-5%, а более чем на 30% /59/. Без новой оборонной

доктрины, без военной реформы, без разработки концепции конверсии, без

правовой и финансовой поддержки.

Первые предпринятые шаги в области конверсии были ориентированы в

основном на количественные показатели, на увеличение выпуска "мирной"

продукции при помощи "умов" и средств оборонных отраслей. Оборонным

предприятиям был навязан сверху необоснованный госзаказ на гражданскую

продукцию, не отвечающую профилю основного производства и не

соответствующую реальным потребностям формируемого в стране рынка. Это

требовало создания новых мощностей взамен предполагаемого "классического

варианта" конверсии, когда речь идет о переориентации и перепрофилировании

имеющихся производственных мощностей с максимальным использованием

производственного и научного потенциала и трудовых ресурсов.

Период "экстенсивной" конверсии оказался крайне высоко капитало- и

материалоемким. Около 80% предусматриваемых капитальных вложений

направлялось на создание новых мощностей, а не на перепрофилирование

действующих или высвобожденных от военного производства. Рост потребления

металла для гражданского производства (в 1,7 раза) не покрывался

сокращением его потребления в военном производстве.

Переход к провозглашенной доктрине разумной оборонной достаточности не

был дополнен пересмотром устаревших принципов поддержания мобилизационного

потенциала страны. На деле конверсия того периода исходила из сохранения

высокого уровня милитаризованности экономики страны, ориентации на

консервацию незагруженных мощностей по производству продукции военного

назначения. Однако при этом оборонный сектор с самого начала попал под

прямое сокращение государственного финансирования без проработки

альтернативных источников децентрализованного финансирования. За эти годы

оборонными предприятиями фактически были съедены накопленные годами

собственные финансовые ресурсы.

Сокращение военных заказов и уменьшение лимитов фондирования

сопровождалось увеличением давления плана производства гражданской

продукции в стоимостном выражении, в основном технологического

оборудования и товаров народного потребления. В объемах производства

продукции произошли серьезные структурные сдвиги.

Однако проведенные исследования показали, что конверсия явилась

причиной не только структурных сдвигов в объемах выпускаемой продукции, но

и спада производства.

Этот спад связан, во-первых, с переходом на выпуск принципиально

другой продукции, а, во-вторых, с тем, что стоимость одного нормо-часа

военной продукции значительно выше (в среднем в 5-6 раз) стоимости одного

нормо-часа гражданской продукции, и поэтому сокращение выпуска военной

продукции невозможно компенсировать производством гражданских изделий в

выпускаемых объемах.

Государственная программа конверсии была разработана лишь в конце 1990

года и оказалась мертворожденной прежде всего из-за отсутствия у

государства средств на ее реализацию. Она включала:

задания по производству важнейших видов существующей гражданской

продукции, по созданию и освоению в серийном производстве новых образов

продукции гражданского назначения, по созданию, освоению производства и

поставке принципиально новых видов техники, технологий и материалов

двойного применения, по передаче научно-технических достижений оборонного

комплекса в гражданскую сферу;

лимиты государственных капитальных вложений и строительно-монтажных

работ на перепрофилирование действующих и создание новых мощностей для

выпуска гражданской продукции;

ассигнования на научно-исследовательские и опытно-конструкторские

работы;

комплекс мер по обеспечению социально-экономических гарантий защиты

трудящихся от возможных негативных последствий конверсии.

Таким образом, Программа содержала и перечень товаров, в которых

нуждалось народное хозяйство, и объемы финансирования, которое собиралось

для этого выделить государство (около 8 млрд.руб.).

Недостатком Программы являлся явно конъюнктурный характер,

проявлявшийся в лозунговом ориентире насыщения потребительского рынка без

учета реальных возможностей адаптации специализированных военных

производств к хозяйственному механизму, направленному на создание рыночной

среды.

Положительный момент этой программы был сопряжен с "человеческим"

фактором: обозначенные в ней ориентиры позволили сконцентрировать внимание

руководителей предприятий на производстве технологического оборудования для

легкой промышленности, торговли и общественного питания, для

перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса.

Финансовые результаты конверсии отражают проблемный характер

производимых затрат по переориентации оборонных предприятий на выпуск

народнохозяйственной продукции с точки зрения ее окупаемости в короткие

сроки (табл. 1.12) / 2, 70/.

Таблица 1.12

Рентабельность продукции, (%%)

|Рентабельность продукции |1989г. |1990г. |1991г. |

|Всего, |17,0 |16,7 |13,5 |

|в том числе | | | |

|по военной продукции |16,0 |16,4 |12,1 |

|по технологическому оборудованию |19,2 |17,2 |15,2 |

|гражданского назначения | | | |

|по товарам народного потребления |16,0 |15,0 |3,4 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


© 2010 Современные рефераты