Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России
способствующую удовлетворению спроса населения на товары и услуги и
народного хозяйства на средства производства и в то же время гарантирующую
производителям рынок сбыта, ресурсы и доходы, не соответствовал ни новым
политическим задачам государства, ни его экономическим потребностям.
Кооперационные связи (включая межгосударственные) между предприятиями
бывших республик должны были также строиться заново на основе новых
принципов с учетом объективных процессов, сопровождающих структурную
перестройку оборонного комплекса.
Существенное сокращение числа предприятий, занятых военными заказами,
и формирование ядра оборонных предприятий и организаций, на которых при
минимальных бюджетных расходах на финансирование оборонного заказа, будет
обеспечиваться разработка и производство вооружений и военной техники,
определяющих уровень безопасности государства, диктуют и иные подходы к
составу и организационной структуре оборонного комплекса.
Сохраненная от бывшего Союза структура комплекса на первом этапе
экономических преобразований, в период выработки системы управления
конверсией и определения приоритетных направлений военного производства,
возможно и была оправдана.
Однако концентрация военного производства на ограниченном круге
предприятий, полное освобождение от оборонного заказа и мобилизационных
мощностей значительного числа предприятий, характеризующие процесс
завершения структурной перестройки, предполагают новые рамки современного
оборонного комплекса, ограничивающиеся государственными научно-
производственными центрами, казенными заводами, работающими на
специфического заказчика, покупателя и потребителя в лице государства и
вобравшими лучший научный потенциал и высокоорганизованную технологическую
базу сегодняшнего оборонного комплекса.
Конверсия оборонного комплекса и соответствующая система ее
управления с наибольшей вероятностью дадут успешный результат в условиях
функционирования предприятий, отзывчивых на требования рынка, регулирующего
занятость, спрос и каналы реализации гражданской продукции, и
руководствующихся новой деловой стратегией.
Анализ общей экономической ситуации и
производственной деятельности
Деятельность предприятий оборонного комплекса России в 1992-94гг.
складывалась под воздействием общих факторов, определяющих преобразования в
экономике страны, и специфических факторов, присущих особенностям военного
производства.
Изменившееся геополитическое положение России оказало определенное
влияние на ее экономику. Раздел имущества бывших союзных республик повлек
для России потерю ряда важнейших морских портов, верфей, перевалочных баз,
аэропортов, коммуникаций, транспортных средств и т.п. Как уже указывалось,
был потерян ряд специализированных предприятий, в том числе монополистов по
производству отдельных видов вооружения, а также источники некоторых
сырьевых ресурсов.
Однако основной причиной крайне сложного экономического положения
предприятий и организаций оборонного комплекса бесспорно является резкое
сокращение оборонной программы. В 1992 году расходы государства на закупки
вооружения и военной техники были сокращены по сравнению с 1991 годом на 68
процентов. Это повлекло за собой снятие военных заказов без
предварительного уведомления при отсутствии организационной, материальной и
финансовой базы для адекватной замены гражданской продукцией.
Общеизвестно, что либерализация экономики и мероприятия по финансовой
стабилизации обычно сопровождаются падением производства. Однако важно
отметить, что в 1992 году пятая часть общего спада российского производства
(11-12% в течение года) была вызвана свертыванием выпуска военной
продукции и сопровождающими его процессами.
Огромные сложности конверсионных процессов и потеря рынков сбыта и в
пределах России, и в странах СНГ, поставили для многих предприятий на
первый план вопрос выживаемости, отодвинув стратегические проблемы.
В результате при общем спаде производства промышленной продукции в
России в 1992 году по сравнению с 1991г. в 8,4 %, в оборонных отраслях
промышленности он составил 19,5%, в том числе военной - 45-50% / 70 /.
Эти негативные тенденции в последующие годы фактически приобрели
устойчивый характер.
В 1994 году по сравнению с 1991 годом государственный оборонный заказ
предприятий оборонного комплекса сократился по различным оценкам от 5 до 7
раз. К концу 1994 года только половина из них была занята выполнением
оборонного заказа, причем с различным уровнем использования
производственных мощностей. Остальные предприятия несли бремя либо
содержания мобилизационных мощностей, не снятых в установленном порядке,
либо поддержания производственных мощностей военных производств в виду
полной неопределенности с перспективой их дальнейшего использования.
В 1992- 1994 годах наблюдается устойчивое снижение удельного веса
военной продукции, которое с 1988 года отмечалось лишь как тенденция.
Так, если в 1988-1990 годах выпуск военной продукции составлял около
60% общего объема производства в оборонных отраслях промышленности, то в
1991 году он определился в обратной пропорции; в 1992 году - военной
продукции выпускалось 25,8%, гражданской 74,2%, 1993 году - соответственно,
28,5% и 71,5%. В 1994 году удельный вес военной продукции несколько
повысился и составил 32%, однако отнюдь не за счет увеличения ее
физического объема, а за счет резкого снижения общего объема производства,
в том числе небывалого сокращения производства гражданской продукции /58,
70,92/.
Так, общий объем производства промышленной продукции в оборонных
отраслях снижался по сравнению с предыдущим годом: в 1992 году (как уже
указывалось) - на 19,5%, в 1993 году - на 19,6%, в 1994 году - на 38,6% /
57, 70 /.
Охарактеризовав общую картину производства промышленной продукции в
оборонном комплексе, необходимо обратить внимание на анализ динамики
выпуска гражданской и военной продукции за этот период (табл.1.1 - 1.6,
рис.1.1) /70 /.
Наибольший спад производства произошел в электронной промышленности,
промышленности средств связи и боеприпасной отрасли, т.е. отраслях
наименее приспособленных к конкурентному рынку гражданской продукции.
Уровень государственного оборонного заказа в части производства и
разработки вооружения и военной техники, по оценке специалистов, находится
в настоящее время ниже минимального, необходимого для сохранения имеющихся
мощностей. Это уже привело к утрате отдельных уникальных производств,
прежде всего в боеприпасной отрасли, спецхимии, авиационной и бронетанковой
технике, зенитным ракетным комплексам и ракетам. В связи с низкими объемами
выпуска финальных изделий вооружения и военной техники резко обострился
вопрос поставки комплектующих изделий, так как их выпуск в потребных
количествах становится экономически невыгодным.
Таблица 1.1
Объемы производства оборонных отраслей промышленности
(в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году
| |Объем производства в % к предыдущему |
| |году |
|Отрасли |1992г. |1993г. |1994г. |1995г. |
| | | | |(оценка)|
|Авиационная промышленность |82.1 |81.7 |52.4 |70.0 |
|Промышленность вооружений |86.1 |82.1 |63.2 |80.0 |
|Отрасль боеприпасов |66.9 |81.9 |63.7 |78.0 |
|Ракетно-космической техники |93.0 |97.3 |71.9 |95.0 |
|Судостроительная промышленность |91.3 |81.3 |76.4 |80.0 |
|Радиопромышленность |79.7 |95.1 |62.0 |62.0 |
|Промышленность средств связи |81.7 |76.0 |56.3 |58.0 |
|Электронная промышленность |72.6 |- |55.8 |70.0 |
|Итого по ООП |80.5 |80.4 |61.4 |78.0 |
[pic]Рис. 1.1. Удельный вес продукции по отраслям ОК в 1995 году ( оценка )
Таблица 1.2
Объем военной и гражданской продукции ОК в сопоставимых ценах относительно
предыдущего года в процентах
|Объем продукции ОК относительно предыдущего года в процентах |
|1992г. |1993г. |1994г. |1995г. (оценка) |
|ВП |ГП |ВП |ГП |ВП |ГП |ВП |ГП |
|55,7 |96,7 |65,7 |85,9 |60,0 |61,5 |80,0 |75,0 |
Таблица 1.3
Динамика объемов производства в оборонном комплексе
| |1991 г.|1992 г.|1993 г.|1994 г.|1995 г. |
| | | | | |( оценка ) |
|Гражданская продукция |100 |99,6 |85,6 |52,6 |40 |
|Военная продукция |100 |49,5 |32,5 |19,9 |18 |
|Всего |100 |80,4 |64,6 |39,2 |30 |
Таблица 1.4
Объемы промышленного производства в % к предыдущему году
( в сопоставимых ценах )
| |1991 г.|1992 г.|1993 г.|1994 г.|1995 г. ( оценка|
| | | | | |) |
|Оборонный комплекс |103,8 |80,5 |80,4 |61,4 |88,0 |
|Народное хозяйство |88,7 |91,6 |85,0 |79,1 |80,0 |
Таблица 1.5
Динамика удельного веса военной и гражданской продукции
| |1991 г.|1992 г.|1993 г.|1994 г.|1995 г. |
| | | | | |( оценка ) |
|Гражданская продукция |61,7 |74,2 |71,5 |68,1 |70 |
|Военная продукция |38,3 |25,8 |28,5 |31,9 |30 |
Таблица 1.6
Динамика производства НТНП в % к предыдущему году ( по отпускным ценам )
| |1991 г.|1992 г.|1993 г.|1994 г.|1995 г. |
| | | | | |( оценка ) |
|Оборонный комплекс |114,4 |96,2 |95,2 |54,7 |69,0 |
|Народное хозяйство |99,0 |85,0 |88,9 |67,0 |70,0 |
Объемы заказов 1992-1993 годов от минимально допустимого уровня
производства составляли: по танкам - 27%, по ПТУРам - 37%, по легким и
тяжелым самолетам, соответственно, 21% и 42%, по вертолетам - 13% / 21/.
Таким образом, период конца 1993- 1994 год явился, судя по общим
показателям, кризисным для предприятий оборонного комплекса. Во-первых, с
начала 1994 года появилась тенденция сближения темпов спада производства
гражданской и военной продукции. Во-вторых, впервые падение производства
гражданской продукции в оборонном комплексе превысило падение производства
по промышленности в целом.
Главной причиной столь большого падения объемов производства
народнохозяйственной продукции явилось отсутствие платежеспособного спроса
со стороны отраслей-потребителей гражданской продукции, выпускаемой
оборонными предприятиями, а также со стороны населения. Так, в результате
общего кризиса неплатежеспособности, а также ограниченных инвестиционных
возможностей предприятий легкой промышленности, АПК, транспорта и ряда
других потребителей выпуск соответствующей продукции в 1994г. упал по
сравнению с 1993г. : оборудования для легкой промышленности - на 60%, для
перерабатывающих отраслей АПК - на 38%, для торговли и общественного
питания - на 40%, грузовых вагонов - на 52%. И эта ситуация складывалась
несмотря на весьма высокие потребности в такой продукции. Что касается
товаров народного потребления, то их выпуск снизился на предприятиях
оборонного комплекса почти наполовину, в наибольшей степени отразив
отсутствие платежеспособного спроса со стороны населения вследствие низкой
конкурентоспособности товаров.
Среди других причин можно отметить:
несовершенство системы управления конверсией военного производства;
медленную адаптацию предприятий оборонного комплекса к требованиям
рыночной экономики и в силу этого недостаточную эффективностью воздействия
рыночных регуляторов;
несовершенство налоговой системы;
высокая процентная ставка за кредиты и неудовлетворительное
функционирование банковской системы.
Следовательно, в 1993-1994 годах основные причины продолжающегося
спада производства смещаются в область финансовых взаимоотношений между
основными экономическими контрагентами: государством, предприятиями,
банками.
Экономические факторы, определяющие спад производства, были усилены
явлениями политического кризиса. Постепенно отказывали организационно-
экономические рычаги управления экономикой оборонных предприятий, слабо еще
ориентирующихся в условиях рынка в связи со спецификой и неопределенностью
перспектив, с неизбежными негативными последствиями для их деятельности.
Потеря управляемости хозяйственными и социальными процессами обостряла
ситуацию.
Министерства, утратив знание того, что надо делать, свой авторитет и
влияние на ситуацию, не смогли четко определить конкретные пути и методы
реализации своих новых задач и функций, вытекающих из рыночной концепции
экономического пространства.
Особо следует выделить острый платежный кризис. Резко возросла
взаимная задолженность предприятий и задержка в оплате поставленной
продукции. При хронической нехватке платежных средств предприятия
сдерживали поставки, нарушали договорные отношения, неся соответствующие
санкции.
Трудовые ресурсы и оплата труда
Анализ данных показал, что практически во всех отраслях
среднесписочная численность промышленно-производственного персонала (ППП) в
1991-1994 годах постоянно сокращалась. Изменение численности ППП в целом
по оборонному комплексу в 1991-1995гг. представлено в табл. 1.7 и
рис.1.2, а в табл. 1.8, 1.9 приведены темпы снижения и изменения структуры
численности ППП по отраслям / 70/.
Происходит отток специалистов с военных производств в гражданские.
Однако общая тенденция уменьшения численности в оборонных отраслях
промышленности сохраняется. Численность ППП в оборонном комплексе в 1992
году составила 22,7% от численности ППП в промышленности России, по данным
за 1994 год этот показатель снизился примерно до 20%.
За 1992-1994 годы из оборонного комплекса было высвобождено 1,5
млн.человек; не было создано свыше 400 тыс. дополнительных рабочих мест.
Экономическая ситуация в оборонном комплексе приводит к хроническому оттоку
высококвалифицированных кадров из этой сферы экономики, что вызывает особую
угрозу перспективам научно-технического потенциала, так как восполнение их
в последующие годы представляется, по нашему мнению, проблематичным.
Заметное падение квалификационного потенциала уже сейчас сказывается на
возможностях воспроизводства изделий той сложности, которой выпускались
ранее. Более того, эксперты отмечают, что в ряде случаев предприятия не
могут обеспечить даже производство запчастей к тем видам вооружений,
которые они выпускали ранее.
Частично проблемы социального характера на самих предприятиях
решаются путем перераспределения численности персонала между производством
вооружения и военной техники и гражданской продукции.
Анализ причин сокращения численности персонала в оборонных отраслях
промышленности показывает, что наряду с главной причиной -резким
уменьшением объемов производства оборонной продукции, весомым фактором
этого устойчивого процесса является достаточно низкий уровень заработной
платы в оборонном комплексе.
| | | | | | |Таблица 1.7 |
| | | | | | | |
|Кол| | | | | | |
|иче| | | | | | |
|ств| | | | | | |
|о | | | | | | |
|раб| | | | | | |
|ота| | | | | | |
|ющи| | | | | | |
|х в| | | | | | |
|обо| | | | | | |
|рон| | | | | | |
|ном| | | | | | |
|ком| | | | | | |
|пле| | | | | | |
|ксе| | | | | | |
|, | | | | | | |
|тыс| | | | | | |
|.че| | | | | | |
|л. | | | | | | |
| | | | | | | |
|Наименование |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 (оценка ) |
|всего |6526,0|5830,0|4870,0|4091,7|3408,0 |2932,0 |
|на промышленных |5207,0|4671,0|3990,0|3323,0|2729,0 |2340,0 |
|предприятиях | | | | | | |
|в НИИ и КБ |1319,0|1159,0|875,0 |754,0 |666,0 |592,0 |
|прочие |- |- |5,0 |14,7 |13,0 |- |
[pic]Рис. 1.2. Численность ППП оборонного комплекса, тыс. чел.
Таблица 1.8
Темпы снижения (роста) численности в ОК (в %)
к соответствующему периоду предыдущего года
| | |Темпы роста (падения) численности, % |
|№ |Отрасль |Всего |в том числе занятых в производстве |
| | | |продукции |
|п/п| | | |оборонной |гражданской |
| | |1993 г. |1994 г. |1993 г. |1994 г. |1993 г. |1994 г. |
| |АП |91 |85 |74 |79 |101 |88 |
| |ПВ |90 |87 |83 |84 |95 |89 |
| |РКТ |89 |86 |84 |86 |93 |87 |
| |СП |89 |87 |80 |94 |97 |84 |
| |РП |85 |84 |74 |84 |97 |85 |
| |ПСС |83 |81 |75 |92 |87 |75 |
| |ЭП |81 |76 |66 |70 |86 |78 |
| |БиСХ |89 |82 |82 |89 |92 |80 |
|Всего по ОК |88 |84 |77 |84 |94 |84 |
Таблица 1.9
Структура численности ППП (в %)
| |Удел. вес численности персонала, занятого в производстве |
|Отрасли | |ОП | | |ГП | |
| |1994 г. |1993 г. |1992 г. |1994 г. |1993 г. |1992 г. |
| |АП |30 |31 |38 |70 |69 |62 |
| |ПВ |36 |37 |41 |64 |63 |59 |
| |РКТ |38 |40 |42 |62 |60 |58 |
| |СП |41 |39 |44 |59 |61 |56 |
| |РП |46 |45 |52 |54 |55 |48 |
| |ПСС |37 |32 |35 |63 |68 |65 |
| |ЭП |18 |19 |24 |82 |81 |76 |
| |БиСХ |28 |25 |28 |72 |75 |72 |
|Всего |34 |33 |38 |66 |67 |62 |
Отставание от общепромышленного уровня наблюдается весь период 1992-1994
годов и составляет 30- 40%
В ряде отраслей уровень заработной платы еще более низок, чем в
целом по оборонному комплексу. Наименьший уровень зарплаты наблюдается на
предприятиях промышленности вооружений, промышленности средств связи.
Наибольший уровень зарплаты на предприятиях судостроительной
промышленности.
Одна из предпосылок этого - снижение объемов производства, вызываемое
остановками предприятий и отдельных производств. В 1994 году в декабре,
например, не работали 8 предприятий, в том числе 3 - в промышленности
вооружений, 5 - в электронной промышленности. Количество предприятий, в
которых останавливались отдельные производства в декабре 1994 года по
сравнению с декабрем 1993 года увеличилось с 376 до 461, т.е. практически
каждое четвертое предприятие комплекса. Скрытая безработица в 1994 году
охватила более 30% численности персонала.
Финансовое состояние
Избыточность производственных мощностей военного производства,
созданных в период "холодной войны", и ограниченные финансовые возможности
страны, предопределившие значительное сокращение расходов на национальную
оборону в течение последних лет без адекватных вложений средств в
специфические расходы по перепрофилированию производств и мощностей,
явились предпосылками крайне неустойчивого финансового положения
большинства предприятий оборонного комплекса.
Снятие военных заказов без заблаговременного оповещения, а также
деформации в планировании показателей государственного оборонного заказа,
проявившиеся в нарушении соотношений стоимостных пропорций и номенклатуры
заказываемых работ и изделий , привели к тому, что объем производства
военной продукции существенно превышал объем, соответствующий ассигнованиям
бюджета на эти цели.
В 1994 году выпуск военной продукции по сравнению с 1993 годом
уменьшился более чем на 40%, а бюджетные ассигнования, выделяемые
государственным заказчикам этой продукции, были уменьшены почти на 70% / 70
/.
Результатом производства незаказываемой продукции, которая реально не
могла быть выкуплена, а затраты на нее, соответственно, компенсированы
предприятиям, явилось отвлечение собственных оборотных средств и
использование на кабальных условиях кредитов коммерческих банков.
Предприятия были поставлены в финансовый тупик: с одной стороны - запасы
невостребованной продукции, с другой -запасы товарно-материальных
ценностей, не могущих в силу своей специфики быть использованными в
гражданском производстве, и огромное незавершенное производство, доведение
которого до готовой продукции в виду ненужности последней не имело
экономического смысла.
Остатки товарно-материальных ценностей, образовавшихся в результате
сокращения военных заказов и подлежащие списанию в связи с невозможностью
их использования в народном хозяйстве, составляли значительный удельный вес
в общей сумме остатков товарно-материальных ценностей, образовавшихся в
результате конверсии:
в промышленности ракетно-космической техники их удельный вес в 1992
году составлял 39,7%, в радиопромышленности - 68,0%, в электронной
промышленности - 28,0% / 70/.
Всего такие товарно-материальные ценности оценивались на сумму около
60 млрд.рублей..
Определенную роль по списанию незавершенного военного производства
взяло на себя государство, понимая, что фактор внезапности принимаемых
решений предопределил инертность производства. За счет государственного
бюджета были списаны затраты по окончательно снимаемым с производства
военным изделиям на сумму 30 млрд. рублей.
Кроме того, предприятиям разрешалось произвести дооценку товарно-
материальных ценностей военного производства, находящих применение в
гражданском производстве, на дату их использования с направлением средств
на пополнение собственных оборотных активов. Это в некоторой мере
компенсировало предприятиям единовременные финансовые потери от сокращенных
военных заказов, но не решило проблем финансового положения на ближайшую
перспективу.
Взаимные неплатежи и вопросы наличности, длительные сроки поступления
плановых средств и другие общие для народного хозяйства 1993-94 годов
финансовые проблемы усугублялись спецификой оборонной промышленности и
науки. Так, в отличие от промышленных предприятий других отраслей,
получивших свободу установления цен на свои товары, цена продукции военного
заказа была ограничена рентабельностью в 25%. Это практически лишило
оборонные предприятия возможности наращивать прибыль за счет ценового
фактора и увеличивать заработную плату, как это делали другие. Этим в
значительной мере предопределен почти самый низкий среди всех отраслей
промышленности уровень заработной платы на предприятиях оборонной
промышленности.
Еще более усугубляло ситуацию то обстоятельство, что порядок
применения предоплаты при расчетах за отгруженную продукцию на
предприятиях, работающих на военного заказчика, практически не осуществим
из-за отсутствия средств. Государственный бюджет, являющийся основным
источником расходов на эту продукцию, в силу известных трудностей
формирования и исполнения, не может досрочно оплачивать поставки. Это
является и главной причиной крайне незначительных объемов авансирования
работ с длительным циклом производства, что приводит к дополнительным
финансовым трудностям.
Лавина взаимных неплатежей, провоцируемая обесценением оборотных
средств, охватила не только финансовые потоки по линии государственного
заказчика, но и взаимоотношения с предприятиями смежниками, а также с
финансовой системой.
Традиционно регулируемая в условиях административной системы
посредством общего зачета и погашения взаимной задолженности предприятий
(министерств), просроченная задолженность обернулась в реформируемой
экономике глубочайшим платежным кризисом.
Серьезных санкций к неплательщикам своевременно применено не было, в
результате расплачиваться за полученную продукцию стало просто экономически
невыгодно, так как размеры штрафов в несколько раз были меньше нормы
банковского процента. Это провоцировало практически произвольное повышение
цен на материально-технические и энергетические ресурсы, которое не могло
быть, в силу отмеченных ранее причин, адекватно компенсироваться в ценах
на готовую продукцию военного назначения.
Особой остроты платежный кризис достиг в 1994 году. За этот год
кредиторская задолженность предприятий оборонных отраслей промышленности
возросла в 3,6 раза, дебиторская - в 4,4 раза. При этом доля задолженности
государственных заказчиков оборонной продукции была несколько снижена: с 43
% в 1993 году до 36% в 1994 году.
Анализ структуры кредиторской задолженности показывает, что
продолжает расти задолженность за товарно-материальные ценности (ее доля
увеличилась с 36% до 41%.), а также бюджету (с 14% до 24%) / 8 /.
Доля задолженности по заработной плате перед рабочими и служащими
несколько уменьшилась (с 10,5% до 9%). Однако по-прежнему финансовое
положение не позволяет всем предприятиям своевременно рассчитываться с
работниками. Задержки достигают от 3 до 6 месяцев. Наряду с крайне низким
уровнем заработной платы, задержки в ее выплате еще более усугубляют
тенденцию по оттоку квалифицированных рабочих, специалистов и научных
работников в другие сферы экономики.
В 1993-1994гг. диспропорции в военном производстве еще более тяжким
бременем легли на финансы предприятий. Опасная тактика доведения до
предприятий государственного оборонного заказа в объемах, значительно
превышающих финансовые возможности государства, привела к тому, что
предприятия были ориентированы на выпуск оборонной продукции в количестве,
заведомо не могущем быть оплаченным государственными заказчиками.
Получив заказ, не подкрепленный финансами, большинство предприятий
вынуждены были не только сделаться должниками коммерческих банков на
кабальных условиях по ссудам для оплаты материалов и комплектующих изделий
(сумма взятых ссуд оценивается в 300 млрд.рублей) , но и отвлекать отнюдь
не лишние средства с гражданских производств , что поставило их практически
на грань банкротства.
В 1994 году государственный заказ был откорректирован с учетом
выделенных в бюджете средств лишь в сентябре-октябре. В результате
корректировки объем государственного оборонного заказа был снижен почти
наполовину, треть номенклатуры снята полностью, а по остальной были
проведены уточнения в сторону сокращения. Однако к этому времени часть
продукции, снятой с производства, уже была наработана, часть находилась в
стадии высокой степени готовности. Только на производство такой продукции в
течение 1994 года было отвлечено 1,4 трлн.рублей.
На примере одного из заводов Госкомоборонпрома России - завода им.
Дегтярева - можно убедиться в порочности сложившейся практики доведения до
предприятий завышенных заданий на выпуск оборонной продукции. На этом
предприятии в 1994г. была изготовлена продукция военного назначения,
которая затем была исключена из оборонного заказа, на сумму более 15
млрд.рублей. Так, по изделию №1 госзаказ в 300 единиц в октябре уточнен до
150, тогда как уже все 300 были произведены; по изделию №2, соответственно
первоначальный госзаказ 3000 штук, уточненный - 1870 штук, изготовлено на
момент снятия заказа - все 3000 штук.
Ценовая политика усугубила сложность вхождения в рынок предприятий
оборонной промышленности, приводила к дополнительным расходам, связанным с
приобретением материальных ресурсов по договорным ценам, превышающим
фиксированные оптовые цены, принятые при расчете цены на конечную оборонную
продукцию. Это увеличивало себестоимость продукции и снижало ее
рентабельность, несмотря на то, что с середины 1994 года были введены
дифференцированные нормативы рентабельности по видам оборонной продукции (
от 20% до 35%).
Рост себестоимости и, как следствие, безудержный рост цен наблюдался
и при производстве гражданской продукции.
В 1994 году среднегодовой индекс роста цен на продукцию оборонных
отраслей промышленности начал заметно снижаться и составил по продукции в
целом 5,6 против 8,1 в 1993 году, в том числе по вооружению и военной
технике соответственно 6,6 против 11,6; по гражданской продукции - 5,0
против 7,2 /70/.
Основными факторами по-прежнему являлись растущая стоимость
потребляемых материальных ресурсов и оплата труда. При этом сохраняется
тенденция опережающего роста цен на топливно-энергетические ресурсы, в
результате чего удельный вес прямых затрат по топливу и энергии в затратах
на производство вырос против уровня 1993 года на 2,5 пункта и составил
13,2%, а с учетом доли топлива и энергии в привнесенных материальных
затратах и комплектующих изделиях удельный вес этих ресурсов увеличился до
25% в общих затратах на производство / 70/.
Постоянный рост затрат на производство и неадекватное ему повышение
цен на производимую продукцию ( в определенной мере в связи с ее рыночной
неконкурентоспособностью) привели к тому, что рентабельность гражданской
продукции (к себестоимости) в 1994 году составила менее 7%, причем в
отдельных кварталах она была в целом убыточной.
Такой низкий уровень рентабельности продукции, занимающей
подавляющую часть общего объема производства комплекса, практически лишал
предприятия собственной финансовой базы для производственного развития,
содержания социальной инфраструктуры, дополнительного материального
поощрения работников.
Анализ показал, что в 1992-1994гг. во всех отраслях оборонного
комплекса наблюдалось снижение прибыли и рентабельности.
По итогам работы за 1994 год каждое четвертое предприятие оборонного
комплекса было убыточно, тогда как в 1993 году их число не превышало 7%
общего количества.
Одним из результатов такого финансового положения является резкое
сокращение производственного потенциала отраслей оборонного комплекса.
Так, доля основных средств по остаточной стоимости в балансе комплекса
только за 1994 год снизилась с 54% до 23%, износ основных фондов превысил
45%. В условиях сокращения бюджетного финансирования инвестиционная
активность может быть достигнута только на базе собственных финансовых
ресурсов предприятий.
Однако анализ показывает далеко не благоприятные тенденции. Так, в
1993 году основными финансовыми ресурсами комплекса являлись: прибыль -
47%, кредиты - 18%, ассигнования из бюджета - 10%, амортизационные
отчисления - лишь 3%. В 1994 году при увеличении в финансовых источниках
воспроизводства амортизации до 15% (в основном за счет переоценки), доля
прибыли составила лишь 18%, при этом значительно увеличилась доля бюджетных
ассигнований (до 18%) и кредитов (до 42%) / 8 /.
Это свидетельствует о резком ухудшении финансовой устойчивости
предприятий военно-промышленного комплекса.
Неблагоприятная динамика прибыли отмечалась и в целом по народному
хозяйству: в 1992 году она составляла 32% к ВВП, в 1993 году - 23,5%, в
1994 году - менее 15%. Роль прибыли в народнохозяйственном механизме
утрачена, ее функция стимулирования эффективной работы не находит
предпосылок к реализации, в связи с чем и интерес к ней производителей
практически утрачен.
Негативно сказывалась на финансовом положении предприятий оборонного
комплекса и налоговая политика. В соответствии с действующей системой
налогообложения общий объем налоговых платежей, отчислений во внебюджетные
фонды и других обязательных изъятий составил в 1994 году 40 процентов от
суммы выручки от реализации всей промышленной продукции оборонного
комплекса. Налоговыми платежами всех уровней изымается 65% прибыли. Общее
удорожание стоимости выпускаемой продукции только в связи с выплатами
НДС, акцизов, спецналога превысило 17%. Около 20% затрат на производство
продукции составляют различные налоги и отчисления, включаемые в
себестоимость продукции.
Недостаточность собственных источников финансирования потребностей
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|