Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России
|1995-1997гг. |
| | |
|Целевые конверсионные |подпрограммы |
| | |
| |развития гражданской | | |возрождения | |
| |авиационной техники ( 1995 | | |Российского флота ( 1995 - | |
| |-2000гг. ) | | |2000гг. ) | |
| | | | | | |
| | | | |развития производства новых | |
| |разработки и производства | | |видов материалов и комплектующих| |
| | | | |изделий | |
| |наукоемкой медтехники ( 1995 | | |для выпуска конкурентоспособной | |
| |-1997гг. ) | | |сложной бытовой техники ( | |
| | | | |1995-1997гг.) | |
| | | | | | |
| |развития производства | | |развития средств связи | |
| |оборудования для ТЭК ( | | |и информатики ( 1995 - 1997гг. )| |
| |1995-2000гг. ) | | | | |
| | | | | | |
| | | | |создания технологического | |
| |развития электроники | | |оборудования для | |
| | | | |перерабатывающих отраслей АПК, | |
| |России ( 1995 - 2000гг. ) | | |легкой промышленности, приборов | |
| | | | |и оборудования для экологических| |
| | | | |целей | |
| | | | | | |
| |создания и развития производства| | |конверсии предприятий | |
| |для отраслей АПК | | |Минатома России ( 1995 - 2000гг.| |
| | | | |) | |
| | | | | | |
| |Программа создания и развития | | |Программа создания и развития | |
| |машин и оборудования для | | |производства оборудования для | |
| |жилищного и дорожного | | |легкой промышленности | |
| |строительства | | | | |
| | | | | | |
| |Программа развития производства | | |Программа производства | |
| |оборудования для торговли и | | |комплекса машин | |
| |общественного питания | | |для ЛПК | |
| | | | | | |
| |Программа “Конверсия - экологии”| | |Программа насыщения рынка | |
| | | | |товарами | |
| | | | |длительного пользования | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| |
|Конверсионные программы предприятий |
| | | |
| |-|Подпрограммы, входившие в Программу конверсии на 1993|
| | |- 1995гг. и исключенные из данной Программы |
| | | |
| |-|Подпрограммы, входившие в Программу конверсии на 1993|
| | |- 1995гг. и вошедшие во вновь образованные |
| | |подпрограммы |
Рис.2.3. Структура Государственной программы конверсии оборонной
промышленности на 1995-1997 годы
В контексте общей стратегии основными принципами государственной
политики конверсии, определившими и дальнейшие направления
совершенствования этого процесса в России на основе новой Государственной
программы, признаны:
разработка жесткого, законодательно закрепленного механизма контроля
за процессом выделения, расходования и использования государственных
средств на структурную перестройку оборонного комплекса;
создание условий для самофинансирования процессов структурной и
технологической конверсии оборонных предприятий:
более активное использование возможностей, полномочий и ресурсов
регионов в интересах проведения процесса конверсии:
обеспечение максимально открытого, гласного характера государственных
мер управления и финансовой поддержки конверсионных преобразований в
оборонном комплексе.
Во-вторых, провозглашенные принципы государственной политики
конверсии требуют обновления системы организационных и институциональных
мер поддержки структурной перестройки конверсионных предприятий.
В частности, необходимы:
разработка системы различных форм государственных гарантий по
средствам, инвестируемым в конверсионные программы и проекты;
развитие смешанного кредитования долгосрочных конверсионных проектов с
участием государства и частных инвесторов с использованием конкурсных
начал;
повышение эффективности конверсии с использованием лизингового
механизма;
решение вопросов, связанных с режимностью информации предприятий
оборонного комплекса.
В - третьих, процесс ежегодного сокращения государственного
оборонного заказа продолжается. В проекте федерального бюджета на 1996 год
ассигнования на закупки вооружения, военной техники и военные НИОКР не
имеют тенденции к увеличению. За 1992-1994 годы из военного производства
высвобождено 1,5 млн.человек, в том числе более 600 тыс.человек в 1994
году. Расчеты специалистов и экспертов показывают, что дальнейшее
высвобождение основного персонала из военного производства ведет к разрыву
технологических цепей и делает невозможным выпуск вооружения и военной
техники в количестве, намечаемом на 1995-1997 годы /6/. Для сохранения
высококвалифицированных кадров и предотвращения технологического распада
производства в предстоящем периоде необходима целевая государственная
поддержка из федерального бюджета, направляемая на дополнительное
содержание основного персонала, обеспечивающего выполнение работ по
технологическому циклу, а также на поддержание уникального оборудования,
стендов НИИ и КБ.
В-четвертых, в рамках ограниченных государственных расходов на
закупку вооружений перед оборонной промышленностью по-прежнему стоят
задачи, связанные с сохранением материально-технического снабжения армии
на уровне, не подрывающем ее боеспособность, недопущением разрушения
временно невостребованных наиболее ценных элементов производственного
потенциала, разработкой новейших образцов вооружений и военной техники. В
этой связи концентрация оборонного заказа на ограниченном числе
предприятий, проводимая в 1994-1995 годах, рассматривается как временная
мера, вводимая в кризисный период. По мере стабилизации экономической
ситуации будет осуществляться переход к конкурсным принципам оборонных
исследований, разработки, опытного и серийного производства.
В-пятых, остро встала проблема четкого определения механизма
акционирования и приватизации предприятий, выводимых из оборонного
комплекса, доли и места различных форм собственности в соответствии с
перераспределением государственного оборонного заказа и мобилизационных
заданий.
Реформирование предприятий оборонной промышленности не может
продолжаться без определения статуса каждого из них (казенное предприятие,
государственный научно-производственный центр, акционерное и выведенное из
состава оборонной промышленности и т.п.).
Оптимальным объектом приватизации предполагается группа предприятий,
технологически и производственно связанных между собой. Концентрация
финансовых возможностей указанных групп с учетом привлечения средств
частных инвесторов обеспечит формирование инвестиционных компаний,
необходимых для осуществления на конкурсной основе инвестиционных и
инновационных проектов в рамках новой Государственной программы конверсии,
а также использование этих средств для выкупа имущества предприятий.
В основу разработки проекта новой Государственной программы
конверсии на 1995-1997 годы были положены следующие основные принципы / 6
/:
переход в условиях жестких финансовых ограничений к селективной
государственной поддержке отдельных перспективных производств и видов
гражданской продукции, сужение приоритетов по сравнению с действующей
Программой. В частности, предусматривается концентрация государственных
средств на реализации программ и проектов предприятий, направленных прежде
всего на решение важных народнохозяйственных проблем в сфере транспорта,
здравоохранения, безопасности производства в добывающих отраслях
промышленности, внедрение импортозамещающих технологий и оборудования;
постепенный перенос акцента с прямых (инвестиционных) методов
государственной поддержки конверсии на косвенные (организационно-
институциональные) методы.
Новая программа конверсии обеспечивает преемственность с предыдущей
Государственной программой конверсии и построена по сквозной трехуровневой
системе.
На первом уровне разрабатываются и реализуются программы конверсии
предприятий и организаций.
На их базе разработаны и реализуются целевые конверсионные программы
по приоритетным направлениям структурной перестройки экономики,
направленные на создание конкретных видов гражданской продукции. Это второй
уровень.
Третий уровень - Государственная программа конверсии, позволяющая
агрегировать задачи, решаемые целевыми программами и максимально
использовать научно-технические разработки и наукоемкие технологии в
создании конечного продукта.
Реализуемые в рамках Программы конверсии конкурсные механизмы
государственной поддержки приоритетных направлений конверсии направлены на
оказание помощи большинству предприятий для адаптации и выработки новых
моделей поведения с учетом определенных задач и устанавливаемых
государством "правил игры" и нацелены на развитие процессов саморегуляции
на микроуровне. Так, предприятия самостоятельно, как это предусмотрено
Законом Российской Федерации "О конверсии оборонной промышленности в
Российской Федерации", выбирают наиболее оптимальные пути
перепрофилирования производства, привлекая для этого, прежде всего,
собственные средства, изучая спрос, налаживая хозяйственные связи.
Конкретные требования, которым должна удовлетворять конверсионная
программа предприятия, получающего на ее реализацию государственную
поддержку, являются неотъемлемой частью проекта Государственной программы
конверсии на 1995-1997 годы. Анализ этих требований показывает, что
включению программы предприятия в Государственную программу конверсии
предшествовала большая подготовительная финансово-экономическая,
маркетинговая и организационная работа, проведенная Госкомоборонпромом,
Минфином и Минэкономики России.
Реализация Государственной программы конверсии на 1995-1997 годы
предусматривает решение следующих задач:
перепрофилирование и модернизация высвобождаемых мощностей для
организации разработки и серийного производства высокотехнологичной и
конкурентоспособной гражданской продукции для полномасштабного
переоснащения важнейших отраслей народного хозяйства и снятия экономической
зависимости от импорта продукции;
завершение структурной перестройки оборонной промышленности путем
создания жизнеспособных в рыночных условиях производств и научных
коллективов с образованием на их базе широко диверсифицированных,
устойчивых, интегрированных, межотраслевых структур;
сохранение и эффективное использование конкурентоспособного на мировом
уровне научного потенциала;
обеспечение социальных гарантий работникам, высвобождаемым из военного
производства, путем создания рабочих мест в гражданской сфере производства;
развитие экспорта машиностроительной продукции и научных разработок и
включение в международную систему разделения труда;
создание условий для привлечения государственными заказчиками частного
капитала для реализации важнейших видов продукции народнохозяйственного
значения в условиях ограниченного финансирования государственных нужд.
Важнейшим целевым показателем Программы является обеспечение ввода в
действие дополнительных производственных мощностей по приоритетным
направлениям на сумму более 40 трлн.рублей (в ценах 1995 года), в том числе
в 1995-1996 годах - свыше 20 трлн.рублей. Создание такой производственной
базы должно обеспечить стабилизацию выпуска гражданской продукции в
оборонно-промышленном комплексе в 1996 году к уровню 1995 года и прирост
объема ее производства в 1997 году на 3-5% к 1996 году, увеличение
удельного веса гражданской продукции в общих объемах производства к 1997
году более, чем на 8 процентов по сравнению с 1994 годом.
Реализация Государственной программы конверсии потребует
финансирования в объеме около 19 трлн.рублей (в ценах 1995 года), из
которого на федеральный бюджет на безвозвратной основе (дотации)
приходится 39% общего объема финансирования, на возвратной основе
(конверсионный кредит) - 34%. Причем финансирование НИОКР по конверсионным
программам предприятий полностью намечено обеспечивать за счет средств
федерального бюджета / 6 /.
На внебюджетные источники ( в основном средства предприятий и
заказчиков) приходится менее 27% общей потребности в средствах.
Новая Государственная программа конверсии основывается на действующих
законодательных и нормативных актах и, прежде всего, Законе Российской
Федерации "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации".
Вместе с тем, изменения, произошедшие со времени принятия действующей
программы и ряд положений вновь разработанной программы требуют внесения
уточнений в действующую нормативно-правовую базу и принятия дополнительных
решений на правительственном уровне.
Прежде всего это касается образования Государственного фонда
конверсии, необходимость создания которого закреплена в программе
Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской
экономики в 1995-1997 годах". Образование Государственного фонда конверсии
оборонной промышленности, формируемого за счет бюджетных и внебюджетных
источников, призвано обеспечить непрерывность финансирования программ
конверсии.
Государственная программа предусматривает соответствующую
трехуровневую систему контроля за исполнением конверсионных программ:
Минэкономики, Минфин, Госкомоборонпром - за исполнением Программы в целом,
государственные заказчики (Минтранс, Минтопэнерго, Минсвязи и т.д.) - на
уровне приоритетных направлений (подпрограмм), предприятия и организации,
финансирующие банки - за реализацией программ непосредственно на уровне
предприятий.
Таким образом, Программа конверсии на 1995-1997 годы позволит
реализовать основные направления совершенствования системы государственного
управления этим процессом, связанные с сохранением и развитием научно-
технического потенциала оборонной промышленности, созданием условий для
выхода ее на новый качественный уровень, отвечающий требованиям экономики
развитых стран и обеспечивающий планомерное вхождение России в систему
международного разделения труда.
Выводы
1. Стратегическая цель конверсии военного производства -
преобразование оборонного сектора России и связанных с ним социально-
экономических отношений, обеспечивающее укрепление экономической
независимости и национальной безопасности страны.
В основу конверсии положены следующие принципы:
согласованность принимаемых решений по разоружению с готовностью
военного производства осуществить их в установленные сроки при сохранении
необходимого оборонного потенциала без дезорганизации производства и
социальных издержек;
сбалансированность процессов разоружения и конверсии военного
производства по ресурсам и сроками;
сочетание методов государственного регулирования и рыночных
преобразований;
ориентация на создание наукоемкой и технически сложной гражданской
продукции, конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках;
ответственность государства за социально-экономические последствия
конверсии военного производства;
сочетание государственной поддержки с мобилизацией свободных
кредитных ресурсов в народном хозяйстве;
конструктивно-технологическая общность снимаемой военной и
планируемой гражданской продукции;
поддержание мобилизационного потенциала конверсируемых предприятий.
2. Разработка и корректировка Государственной программы конверсии
оборонной промышленности должны учитывать состоявшиеся и прогнозируемые
внешнеполитические решения в области разоружения, а также регламентировать
и предусматривать:
дифференцированный подход к различным по приоритетности направлениям
разработки и производства гражданской продукции;
необходимость отбора наиболее эффективных конверсионных проектов;
необходимость решения социально-экономических проблем;
порядок функционирования системы управления конверсией и распределение
прав и обязанностей между ее субъектами;
порядок поощрения конверсионных программ, направленных на освоение
новейших зарубежных технологий, отстающих или отсутствующих в России.
3. Основным субъектом формирования и реализации промышленной
политики в оборонном комплексе является государство, реализующее свои
стратегические функции при одновременном обеспечении развития
экономического и научно-технического потенциалов предприятий
государственного и негосударственного секторов экономики, децентрализации
принятия хозяйственных решений и ориентации предприятий на усиливающуюся
конкуренцию.
В сложной системе государственного управления конверсией можно
выделить три уровня:
первый - органы законодательной и исполнительной власти страны;
второй - средний эшелон государственной исполнительной власти
(министерства и ведомства, заказывающие продукцию оборонного комплекса);
третий - непосредственные субъекты промышленной политики (предприятия
и организации оборонного комплекса).
В целях регламентации отношений субъектов системы управления
конверсией необходимо разработать новые нормативно-правовые документы и
внести дополнения и изменения в соответствующие действующие
законодательные акты.
4. Система управления конверсией является сложной иерархической
организационной системой, реализующей функции планирования, организации
управления и связи. На эффективность системы управления конверсией
существенное влияние оказывают факторы, появившиеся в экономике страны в
результате проводимых реформ и характеризующие неустойчивое ценовое и
финансовое положение предприятий и организаций оборонного комплекса.
Критерии и показатели эффективности системы управления конверсией
определяются ее целями, задачами, условиями функционирования и должны
удовлетворять следующим требованиям:
полнота учета значимых факторов, отражающих свойства системы;
возможность вычисления;
критичность к изменению параметров;
устойчивость (малым изменениям параметров системы соответствуют малые
изменения значений показателей).
Определение эффективности функционирования системы управления
конверсией является многокритериальной лексикографической задачей
оптимизации, сводящейся к последовательности обычных задач максимизации,
решаемых методом экспертных оценок.
5. Необходимость реализации новых подходов к системе управления
конверсией обусловила разработку Государственной программы конверсии
оборонной промышленности на 1995-1997 годы. Эта программа обеспечивает
преемственность с предыдущей и основана на следующих принципах:
переход в условиях жестких финансовых ограничений к селективной
государственной поддержке отдельных перспективных производств и видов
гражданской продукции, сужение приоритетов по сравнению с действующей
программой;
постепенный перенос акцента с прямых (инвестиционных) методов
государственной поддержки конверсии на косвенные
( организационно - институциональные).
В целом Программа конверсии на 1995-1997 годы позволит реализовать
основные направления совершенствования системы государственного управления
процессом конверсии, связанные с сохранением и развитием научно-
технического потенциала оборонного комплекса, созданием условий для его
выхода на качественно новый уровень, отвечающий требованиям экономики
развитых стран.
3. КОНЦЕПЦИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА
Система управления государственными финансами , постоянно
совершенствующаяся под воздействием требований реальной рыночной
экономики, непосредственно влияет на процессы, протекающие в оборонном
комплексе.
Особенно это касается налоговых и кредитных аспектов ее
функционирования. Задачи укрепления финансовой системы страны, достижения
стабилизации производства и начала экономического роста не могут быть
решены без реформирования налоговой системы и методов кредитного
регулирования экономики.
Необходимость совершенствования этих основных рычагов экономического
управления вызывается причинами / 3, 8, 19, 53, 55, 57/:
политическими (большая самостоятельность региональных и местных
властей и связанное с этим перераспределение доходов и расходов между
бюджетами различного уровня, необходимость демократических преобразований
и, в частности, во взаимоотношениях между государством и
налогоплательщиками);
экономическими ( дальнейшее развитие рыночной экономики, появление
финансового, фондового рынка, нарастание процесса интегрирования российской
экономики в мировую);
правовыми ( отсутствие единой законодательной или нормативной базы,
нерешенность многих вопросов в налоговом законодательстве).
Указанные причины создают основания для реформирования налоговой и
кредитной системы с учетом конкретных методов использования объективно
присущих им функций: фискальной и регулирующей.
3. 1. Финансово-кредитные методы управления
развитием оборонного комплекса
Экономическое и политическое преобразования в России поставили перед
ее оборонной промышленностью ряд специфических проблем, которые не могут
игнорироваться при применении экономических методов управления этим
сектором экономики /67, 86/ :
относительно высокий уровень расходов на национальную оборону в
федеральном бюджете страны (20-21%) при деформированной структуре этих
расходов (расходы на закупки вооружения и военной техники и военные НИОКР
составляют менее 30% всех расходов на строительство и содержание
Вооруженных Сил);
резкое сокращение ассигнований на материальное оснащение армии при
необходимости обеспечения безопасности России;
недостаток финансовых ресурсов на развитие производственной базы
оборонной индустрии и конверсию.
Приближение экономической политики к реалиям оборонной промышленности
требует выработки определенных целевых приоритетов в отношении предприятий
и организаций оборонного комплекса независимо от их формы собственности и
ведомственной принадлежности, как основы перспективного индустриального
развития страны и потенциала структурного обновления.
Рационализация экономических методов управления, в частности основных
из них - налоговых и кредитных - предполагает "очищение" их от таких форм,
которые тормозят, либо деформируют рыночные отношения, развивающиеся в
обществе, при унификации общих подходов к экономической среде их
применения.
Предполагается, что государственная финансовая политика должна быть
нацелена на создание благоприятных экономических условий для эффективного
развития военных и конверсируемых производств. Имеются в виду высокое
качество, своевременность разработки и производства, экономичность и
экологичность военной и гражданской продукции, ее прогрессивная структура.
Финансы - надежный индикатор состояния экономики страны. В них
отражаются все наиболее болезненные аспекты нынешней хозяйственной жизни:
нерациональная структура производства, сложившиеся межотраслевые и
территориальные диспропорции, последствия снижения эффективности
деятельности отраслей материального производства.
Анализ этих процессов позволяет определить принципиально важные
аспекты первоочередных мероприятий по оздоровлению финансов и денежного
обращения, которые призваны способствовать повышению стимулов производства
и трудовой активности.
В центре этих мероприятий должны быть финансовые взаимоотношения между
бюджетной системой и основным звеном производства - предприятием,
строящиеся на принципиально новой основе государственных приоритетов
эффективности использования денежных ресурсов.
Перестройка финансовых взаимоотношений предприятия с бюджетом на базе
финансовых нормативов (ставок налогов, норм амортизации), создающих
равнонапряженные требования к эффективности хозяйственной деятельности в
совокупности с системой финансовых льгот и санкций является принципиальной
чертой финансовой стороны экономических методов управления.
Это предполагает окончательный отказ и устранение из хозяйственной
практики произвольного перераспределения финансовых ресурсов, не связанного
с добровольным участием предприятий в проектах отраслевого и регионального
уровня.
Важнейшим инструментом экономического управления в современных
условиях выступают налоги, являющиеся методом реализации общественных
интересов экономической системы в целом. Налоги выражают обязанность всех
юридических и физических лиц участвовать в формировании
общегосударственного фонда финансовых ресурсов - консолидированного
бюджета страны.
Основные черты налогов, позволяющие управлять экономикой предприятий,
заключаются в следующем /7, 8, 22/ :
в налогах воплощаются общественные народнохозяйственные требования к
конечным результатам работы предприятий и организаций;
рациональное построение налоговой системы, основанное на доступных,
единых и обязательных для всех ставках налогов, является сильным рычагом
воздействия на эффективность производства;
налоги устанавливаются законодательно, тем самым исключается волевое
вмешательство в отношения "предприятие - бюджет";
налоги стимулируют увеличение дохода (прибыли), поскольку предприятия
самостоятельно определяют перспективы своего развития и планируют на
основе бизнес-планов размеры остающейся в их распоряжении прибыли.
Нынешняя налоговая система разрабатывалась в сжатые сроки и уже по
этой причине не могла быть совершенной. Сейчас имеются экономические и
политические предпосылки внесения в действующую налоговую систему
существенных изменений. Они, однако, не предполагают радикального
преобразования: основные виды федеральных, региональных и местных налогов
должны сохраниться, поскольку большинство применяемых налогов при
улучшении порядка их исчисления и сбора, в целом, соответствуют условиям
развития российской экономики.
Основные направления налоговой реформы сформулированы в Программе
Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики
в 1995-1997 годах":
снижение налогового бремени и упрощение налоговой системы за счет
отмены неэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;
расширение налоговой базы за счет отмены неоправдавших себя налоговых
льгот, расширение круга плательщиков и состава источников налогообложения,
что позволит реализовать принцип "налоговой справедливости";
постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на доходы и
имущество физических лиц;
расширение комплекса мер, связанных со сбором налогов и контролем за
соблюдением налогового законодательства.
В результате проведения налоговой реформы, принятия Налогового кодекса
Российской Федерации предполагается наряду с улучшением положения с
формированием доходной базы бюджетов существенно снизить номинальное
налоговое бремя на предприятия, что крайне важно учитывать при
совершенствовании методов формировании и реализации налоговой политики в
оборонном комплексе.
3.2. Предложения по совершенствованию налоговой политики
в оборонном комплексе
Как уже отмечалось, милитаризованность советской экономики относится к
одному из истоков переживаемого страной глубокого социально-экономического
кризиса. По мнению многих аналитиков, наращивание военных расходов сужало
возможности расширенного воспроизводства, порождало структурные
диспропорции в экономике и создавало социальные антагонизмы.
На наш взгляд, это несколько упрощенное понимание влияния военных
расходов на экономические процессы, без должной увязки их структуры с
научно-производственным потенциалом промышленности и его ролью в
индустриальном развитии экономики. Проблему эффективности этих расходов
необходимо рассматривать с точки зрения минимизации затрат (материальных,
трудовых, финансовых) при поддержании необходимого, определенного военной
доктриной, уровня обороноспособности страны.
Согласование политических целей с имеющимися финансово-экономическими
возможностями составляет основу механизма хозяйствования в сфере
государственного регулирования военной экономики - специфической части
национального хозяйства.
До недавних пор оборонная промышленность - основное производственное
звено военной экономики определяла масштабы производства вооружения и
военной техники. В современной экономической ситуации резко возросло
влияние сферы распределения на военную экономику. Именно здесь
предопределяется часть государственных ресурсов, направляемых на военные
цели, следовательно, именно здесь устанавливаются конкретные границы
загрузки оборонным заказом предприятий-производителей.
В общем механизме распределения важнейшее место занимает финансовая
система и прежде всего ее центральное звено - федеральный бюджет. Военные
финансы, являясь частью государственных финансов, представляют собой
систему экономических отношений , складывающихся при формировании и
использовании государственных фондов денежных средств в целях
экономического обеспечения военных функций государства. До определенного
этапа военный бюджет разрабатывался и исполнялся в значительной мере
независимо от общего состояния в финансовой сфере. Практически
обеспечивалась приоритетность бюджетного финансирования военных расходов.
Начало радикальной экономической реформы, протекавшее в исключительно
неблагоприятных условиях, отмечено ограничением дефицита бюджета прежде
всего на основе сокращения расходов государства, в том числе и военных.
Этот фактор, а также активная антиинфляционная политика государства
предопределили ограничительный характер методов государственного
регулирования военной экономики, носящий административный характер. Так,
были введены параметры цен на изделия военной техники: регламентирован фонд
оплаты труда, включаемый в себестоимость военной продукции, установлен
предельный уровень рентабельности военных изделий.
Однако развитие рыночных отношений в условиях набирающего силу
процесса акционирования и приватизации объективно требует сужения сферы
административного регулирования и расширения финансово-экономических и, в
частности, налоговых методов регулирования экономики предприятий, включая
оборонный сектор промышленности и науки.
Традиционный для капитализма метод "высокоприбыльных военных
контрактов", основанный на теории благотворного влияния мер
государственного регулирования военной экономики на социально-экономическое
развитие страны как средства борьбы с экономическим кризисом, безработицей
и падением промышленного производства, оказывается неприемлемым для нашей
экономики не по каким-либо политико-теоретическим обоснованиям, а прежде
всего из-за ограниченности бюджетных ресурсов для реализации высоких
прибылей военных заказов.
Регулирование деятельности предприятий с использованием налоговых
инструментов обеспечивает баланс целей, интересов и возможностей
государства по координируемому использованию в оборонном секторе экономики
как государственных средств, так и средств других инвесторов.
Налоговое регулирование представляет собой систему особых мероприятий
в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в
рыночную экономику в соответствии с принятой правительственной концепцией
экономического роста. Налоговое регулирование охватывает и всю экономику в
целом во всем многообразии ее форм, и отдельные отрасли и сферы влияния.
Как известно, в ходе распределения и перераспределения валового
внутреннего продукта и национального дохода реализуются фискальная и
регулирующая функции налогов.
Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние
лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то
система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на
стадии производства, и на стадии потребления.
В мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы
налогового регулирования:
изменение массы налоговых поступлений;
замена одних способов или форм обложения другими;
дифференциация ставок налога;
изменение налоговых льгот и скидок;
их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам (в
частности, полное или частичное освобождение от налогов, отсрочка платежа
или аннулирование задолженности и возврат ранее уплаченных сумм);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|