Конституция Республики Таджикистан и проблема формирования правовой экономики
p align="left">В Послании 2002 г. Президент РФ, наряду с необычно жестким анализом проблем экономики, политической системы России, демографических процессов, предложил механизм вывода страны из создавшегося тупика, одним из аспектов которого является «создание условий, при которых граждане России могут зарабатывать деньги. Зарабатывать и -- с выгодой для себя -- вкладывать в экономику своей собственной страны». Высказанная идея коррелирует с рыночной моделью экономики, получившей закрепление в Конституции РФ (ст. 8), опирается на ряд признаваемых мировым сообществом стереотипов, главным среди которых выступает признание права частной собственности. Иными словами, рыночная экономика диктует государственную идеологию частной собственности как объективную предпосылку переустройства социального общежития соотечественников. В чем причина превосходства частной собственности? Как свидетельствует практика, она проста: действительный собственник заботится о своих активах, он проявляет внимание и усилия для наблюдения за использованием активов. Если наша посылка верна, то справедливым будет вопрос: почему же постсоветское государство не культивирует в обществе уважительное отношение к собственнику, тем более богатому, уничижительно именуемому олигархом, и собственности? Ведь деятельность собственника -- это всегда рабочие места для сограждан и налоги для государства. При ответах на подобные вопросы, исследователь должен опираться на две рабочие гипотезы: а) за создавшуюся ситуацию в отношении частной собственности доля вины приходится как на государство, так и на самих собственников (согласно высказываниям Президента РФ, в «стране по-прежнему сохраняется неблагоприятный деловой климат, отток капиталов превышает 20 миллиардов долларов в год»); б) правовое обеспечение частной собственности должно развиваться по оси социальной ответственности государства перед собственником, равно как собственника перед государством. Пока же государство продолжает, во-первых, сетовать на то, что «права собственности еще по-прежнему плохо защищены; качество корпоративного управления остается невысоким; войны претендентов на собственность не прекращаются даже после принятия судебных решений; сами решения часто основываются не на законах, а на давлении заинтересованных сторон»; во-вторых, в который раз декларировать задачу правоохранительных органов «направлять свои усилия на защиту прав граждан, жесткую борьбу с рэкетом, административным произволом и коррупцией, на охрану прав собственника и производителя».
Приведенная государственная позиция не только согласуется с выводами Всемирного экономического форума о низком уровне эффективности отечественного правосудия и защиты собственности, но подтверждает и другие экспертные оценки. В частности, Европейский Банк Реконструкции и Развития, изучавший российскую правовую практику, по качеству экономического законодательства, Россию поставил на 4 место среди стран Восточной Европы и республик бывшего СССР, а по исполнению законодательства -- на предпоследнее 24-е. И хотя на рассмотрение и принятие федерального закона в среднем уходит более года, но качество законов продолжает оставаться низким: около 50 процентов принятых Государственной Думой Федерального Собрания РФ законов отклоняется Президентом РФ.
Процесс становления социальной страты собственников -- первичное накопление капитала -- подчиняется закономерностям, среди которых выделим отдельные: данный период важно не затягивать во времени, в противном случае страдает как само общество, так и будущие собственники; для этого экономического уклада характерно определенное мировоззрение: все, что приносит доход -- нравственно; экономика легко поражается ржавчиной примитивного воровства и коррупции; публичная власть несет обязанность по спасению собственников как класса созидателей; между капиталом и властью строятся особые отношения: богатство собственника не зависит от государства. Это в условиях примитивного фаворитизма близость к властвующей особе влияло на материальное благополучие лица, сейчас его социальный статус определяет собственность. В обществе, где не культивируется частная собственность, благосостояние зависит от продвижения лица в структуре власти. Теряешь власть, теряешь и экономические выгоды. Частная собственность дает свободу, автономию от капризов политических органов. Иными словами, охрана права частной собственности государством -- где есть право, там есть и его защита (ubi jus, ubi remedium) -- и правящей элитой в силу конституционных гарантий собственности (по правилам ст. 35 Конституции РФ принудительное отчуждение имущества частного собственника для государственных нужд в императивной форме ограничено обязанностью предварительного и равноценного возмещения) отделяет экономическое богатство от политической власти.
Развитие процесса первичного накопления капитала порождает проблему его правового обеспечения. И хотя мировым сообществом накоплен значительный опыт его законодательного регулирования, но в современных российских условиях, как представляется, он должен быть критически переосмыслен и в определенной мере востребован с учетом того архиважного обстоятельства, что в обществе стала популярной идея усиления регулирующей функции государства. Последнее объяснимо как реакция на доктринерство либералов первой волны и утрату управляемости социально-экономическими процессами. Следует заметить, что сама по себе эта идея неоднозначна, так как ее реализация таит опасность, во-первых, утрату приобретенных либеральных ценностей, во-вторых, возрождения идеологии, апеллирующей к тому, как произведенное обществом богатство может быть распределено при социальном неравенстве, в-третьих, предания забвению очевидной истины: увеличение потенциала социальной свободы заставляет человека самостоятельно принимать решения, действовать на свой риск и приводит к тому, что привычные формы социального государства не могут функционировать ad infinitum. Поскольку государственное вмешательство в экономику предполагает регламентацию гражданского оборота, формирование системы публично-правовых и негосударственных организационно-экономических структур, обеспечивающих контроль за соблюдением предпринимательского законодательства, выработку социально-экономической политики государства, то многие из уже созданных рыночных институтов могут оказаться неработающими, в общественное сознание привнесутся политические лозунги о том, что рыночные преобразования не дали позитивных преобразований в жизни социума, поэтому пролонгации конституционной модели экономики не может быть. Иными словами, за справедливостью и всем аппаратом других «христианских» чувств, на которых покоится идея возвращения государства в экономику, угадываются ностальгические устремления к плановой экономике, способной запрещать, стеснять, вызывать застой и вялость созидательной политики публичных институтов.
В президентском Послании 2003 г. декларирована стратегическая цель, которая должна быть достигнута уже в 2010 году: Россия прочно будет занимать место среди «действительно сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира», она будет страной «с развитым гражданским обществом и устойчивой демократией», «с конкурентоспособной рыночной экономикой. Страной, где права собственности надежно защищены, а экономические свободы позволяют людям честно работать, зарабатывать». Движение по пути достижения этой цели происходит в условиях, когда «экономический фундамент, хотя и стал заметно прочнее, но все еще неустойчив и очень слаб. Политическая система развита недостаточно. Государственный аппарат малоэффективен. Большинство отраслей экономики неконкурентоспособны. При этом численность населения продолжает падать. Бедность отступает крайне медленно».
На риторические вопросы: «все ли возможности для экономического роста и социального развития мы использовали? И устраивает ли нас нынешнее положение дел?» в Послании 2004 г. Глава государства признает: «Нет. Прежде всего не устраивает уровень жизни людей». Приведенные суждения политических лидеров проявляются в современных характеристиках российской действительности: «…дела наши обстоят далеко не самым лучшим образом. Двадцать лет бурных преобразований так и не избавили нашу страну от унизительной сырьевой зависимости. …Неэффективная, полусоветская социальная сфера, неокрепшая демократия, негативные демографические тенденции, нестабильный Кавказ».
Путь, пройденный Конституцией РФ, подтверждает обоснованность заключений международных экспертиз, согласно которым российский Основной закон 1993 г. признан одним из самых демократических в мире, анализ же существующих политико-правовых оценок документа свидетельствует, что его разделы, закрепляющие основы конституционного строя (глава 1) и права и свободы человека и гражданина (глава 2), не критикуются. Критика направлена на относящихся к сфере политики два других раздела -- о федерализме и системе органов государственной власти. Следовательно, дискуссии по поводу этой части Конституции РФ объективно не стихнут никогда.
На основе Конституции РФ в Российской Федерации стали невозможными дискриминация, массовые репрессии, неоправданные привилегии, идеологические стеснения свободы человека, провозглашены равные права граждан независимо от пола, расовой, национальной, языковой или иной принадлежности, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в качестве особой задачи государственной власти выступает всесторонняя защита прав и свобод человека. Конституционные принципы и нормы позволили российскому обществу обеспечить реальное ограничение власти над человеком судебным контролем: Конституционный Суд РФ отменяет неконституционные законы, Верховный и Высший Арбитражный суды отменяют незаконные правовые акты, активно защищают права граждан Прокуратура РФ и Уполномоченный по правам человека, предусмотрена и международно-правовая защита.
Конституционное признание формального равенства граждан -- абсолютно необходимая предпосылка правового государства -- нивелируется конституционным положением о социальном государстве, которое призвано обеспечить перераспределение доходов в пользу малоимущих, прогрессивное налогообложение. И хотя баланс этих функций государства сегодня находится в «строительных лесах» проектов, но очень важно не возвращаться к «социальному равенству», или уравниловке, поскольку подобный поворот разрушит всю систему стимулов, свойственную рыночной экономике и заложенную в конституционно закрепленной свободе предпринимательства.
Конституция РФ, хотя и принималась в исторически сложное время,-- документ достаточно взвешенный и может послужить российскому народу еще много лет, так как богатство идей, в ней заложенных, в полной мере еще не выявлено. Современное российское общество, хотя и медленно, все больше осваивает правило: все должны поступать так, чтобы в поступках их проявлялась безусловная готовность подчиниться Конституции РФ. Только при таком условии возможно социальное существование на новом витке исторического развития России.
Закрепляя основы государственной власти, Конституция опирается на идею: от человека исходит деятельность государства, к нему и возвращается. Следовательно, человек должен иметь надежное средство воздействия на государство, таковым средством выступает избирательное право. Здесь важно сделать акцент на слово «право», т.е. государство не может и не должно навязывать личности другой вид деятельности, кроме той, которую она сама себе изберет, подчиняясь соображениям личной пользы. Более того, она имеет право воздействовать на государственную жизнь в благоприятном для себя смысле, одобрять или не одобрять законы, соглашаться на те или другие мероприятия.
Говоря о социальной роли государства, черты которого оформлены конституционными нормами, важно констатировать, что несмотря на провозглашение государства социальным (ст. 7 Конституции), оно не нацелено на создание «рая на земле», поскольку государство бессильно осуществить это. Государственная благотворительность, как свидетельствует опыт индустриально развитых стран, не является эффективным средством преодоления барьера бедности и в некоторых случаях способствует ее увековечиванию, так как поощряет иждивенческие социальные установки. Либеральная ориентация цивилизации, отвергая экономическое и социальное равенство, диктует иной принцип: каждый волен жить настолько хорошо или плохо, насколько он способен. Все наши рассуждения подводят к вопросу: можно ли утверждать, что модель политической власти, реализуемой в нынешних российских условиях, является прогрессивной и отвечает чаяниям народа? Не будет ошибочным суждение следующего порядка: задачи конкретного периода жизнедеятельности общества будут опираться на конституционную стратегию развития государства, которое осложняется наследием прошлого: привычкой людей к зависимости, неприятием экономического неравенства, отсутствием среднего класса, этническими противоречиями. Негативное воздействие этих факторов усиливается вследствие таких феноменов, как экономический кризис, депопуляция. Позволительно в этой ситуации спросить: привнесла ли Конституция в жизнь общества чувство позитивных перемен? В чем проявилось ее социально полезное действие? Поиск ответов на поставленные вопросы приводит к выводу о том, что жизненная сила принятой в 1993 г. Конституции РФ проявилась в том, что она стала правовой основой:
-предотвращения сепаратизма, национальных конфликтов, перевода проблем национального развития из области политической в область социально-культурную;
-формирования в сфере экономики социально-ориентированного рыночного хозяйства, в политической системе -- демократического правового государства;
-демократических преобразований в сфере федеративных отношений;
-развития принципа персоноцентризма, согласно которому человек, его права и свободы объявлены высшей социальной ценностью;
-становления современного российского конституционализма -- образ жизни государства, при котором оно отказывается от своего прошлого советского существования, основанного, главным образом, на власти;
-зарождения институтов гражданского общества.
Богатство создается трудом, поэтому истинная причина сегодняшней бедности состоит в отсутствии работы, если человек лишен работы, государство обязано ему помогать. Человек -- существо социальное, поэтому по мере развития общество приобретает все большее значение для обеспечения нормальных условий его жизни. Нет оснований полагать, что эта зависимость исчезнет в будущем.
Мамедов А.А. д.ю.н. профессор
Российского университета дружбы
народов, г. Москва
ПРАВО КАК РЕГУЛЯТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Конституция Российской Федерации11 Конституция Российской Федерации // Российская газета.1993.25декабря. № 237.
также, как Конституция Республики Таджикистан имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (п.1ст.15). Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (п.2 ст. 15). В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.71), в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, гражданское законодательство, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, правовых основ единого рынка; финансовое регулирование.
Стратегическая цель устойчивого развития и России, и Республики Таджикистан - повышение уровня и качества жизни населения на основе динамичного развития экономики и социальной сферы, сохранения воспроизводственного потенциала природного комплекса стран. Формирование модели социального рыночного хозяйства в государстве предполагает соответствующие трансформационные преобразования в экономике, модернизацию национальных финансовых институтов и другие изменения, обусловленные стратегическими интересами страны и современными тенденциями ее развития в условиях глобализации.
Приоритетом государственной социально-экономической политики является обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. В этих условиях
построение сильной, конкурентной и независимой национальной банковской системы как для России, так и для Республики Таджикистан, способной насытить каждую клеточку экономики живительной кровью финансовых ресурсов, является одной из важнейших задач государства. Решение задач развития банковского сектора экономики будет в значительной степени зависеть от состояния правовой среды регулирования банковской деятельности.
Динамичное развитие банковского сектора в постоянно меняющейся экономической среде привносит в деятельность банков новые аспекты и проблемы, решение которых во многом зависит от уровня их финансовой устойчивости. Прочная финансовая позиция банков - это не только основа жизнеспособности и возможность дальнейшего развития рынка банковских услуг, но и создание бесконфликтной внешней и внутренней среды, что в современных условиях развития “цивилизованного” банковского бизнеса является немаловажным фактором. Именно банки могут, с одной стороны, полностью оградить экономику страны от финансового кризиса или хотя бы ослабить его глубину, с другой стороны, именно банки являются основным источником уязвимости финансовой системы вследствие того, что банковская деятельность стала зоной повышенного риска в условиях конкурентного и экономически изменчивого рынка, правовое регулирование которого стало крайне сложны процессом. Имеющий место в настоящее время мировой финансовый кризис, затронувший и Россию яркое тому подтверждение. Для предотвращения финансового коллапса национальной банковской системы Правительство Российской Федерации предприняло ряд беспрецендентных мер для поддержания ее ликвидности, в том числе размещение на беззалоговых кредитных аукционах временно свободных бюджетных средств порядка 1,6 триллиона рублей, 50 миллиардов долларов на депозит Внешэкономбанка для рефинансирования внешних займов российских компаний и выделение госкорпорации “Агентство по страхованию вкладов” 200 миллиардов рублей для дополнительной капитализации банков. Данные меры нашли правовое опосредование в пакете федеральных законов.22 Федеральный закон от 13 октября 2008 года № 173-ФЗ “О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации”; Федеральный закон от 13 октября 2008 года № 171-ФЗ “О внесении изменения в статью 46 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”; Федеральный закон от 13 октября 008 года № 174-ФЗ “О внесении изменений в статью 11 Федерального закона “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации” // Российская газета. 2008. 14 октября № 214. Федеральный закон от 27 октября 2008 года № 176-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и статью 12 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” // .Российская газета/ 2008. 28 октября № 224.
Предпринятые правовые регулятивные меры позволяют укрепить доверие к финансовой системе и обеспечить прочную экономическую основу для российских граждан, помогут финансовым институтам получить доступ к необходимому капиталу, поддержат системно важные финансовые институты и позволят не допустить их краха, “разморозят” кредитные рынки, в том числе и ипотечное кредитование, защитят вклады и сбережения граждан.
При этом, необходимо учитывать, что банк является не только финансовым, но и социальным, общественным институтом, в котором соединяются интересы различных и многочисленных экономических субъектов, каждый из которых оценивает его деятельность через спектр своих индивидуальных проблем. Только финансово-устойчивый банк способен максимально полно удовлетворить потребности всех экономических субъектов. Правовое регулирование финансовой устойчивости банков, его современный уровень, учитывающий макро- и микроэкономические факторы воздействия на финансовую устойчивость, имеет общественное и социальное значение и служит мерой доверия общества к банкам и национальной банковской системе в целом, государству. Банки выступают в роли своего рода “кровеносной системы” экономики. В институциональном плане банки играют главную роль в системе финансового посредничества, превосходя остальных финансовых посредников по экономическому потенциалу. Поэтому важно, чтобы банковская система государства функционировала без сбоев, стабильно и эффективно. От ее устойчивого развития во многом зависит успешность экономической деятельности предприятий и организаций, спокойствие и уверенность граждан в сохранности своих сбережений. “Нет лучшего способа проследить, как накапливаются, перераспределяются и тратятся деньги в жизнедеятельности общества и государства, чем это осуществляет банковская система в целом”.33 Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М.: Профобразование, 2003.. С. 51.
Банки и банковская система в целом, функционируя в экономической среде, не могут замыкаться на реализации исключительно своих собственных интересов, они имеют вполне определенное общественное назначение - во-первых, концентрировать временно свободные денежные средства для использования в интересах ускорения экономического развития государства, во-вторых, рационализировать денежный оборот. Финансовую устойчивость банковской системы мы связываем поэтому с таким позитивным ее развитием, при котором возрастают не только объемы банковской деятельности, но и рационализируется денежный оборот, т. е. обеспечивается безинфляционное развитие, улучшается платежная дисциплина, внедряются новые финансовые продукты и услуги, повышается их качество. На уровне отдельно взятого банка финансовая устойчивость - это не только целенаправленное его развитие с позиции масштабов деятельности, но и улучшение инвестиционного портфеля, стабильность депозитной базы, сокращение просроченных платежей, своевременность расчетов, проводящихся через банк, развитие его деятельности на базе внедрения новых и более привлекательных банковских продуктов и услуг.
Банковская деятельность во всем мире, выступая одной из самых важных отраслей экономики, является высокотехнологичной, она в наибольшей степени восприимчива к происходящим изменениям как на макро-, так и микроуровне. Все основные изменения общественных отношений в банковской сфере связаны с глобализацией экономики, затрагивающей все без исключения страны. Как показывает практика, подобные изменения связаны с усиливающейся интернационализацией банков и финансовых рынков, совершенствованием современных компьютерных технологий, повышением уровня конкуренции, появлением на финансовых рынках новых банковских продуктов и услуг. Не является исключением и Россия, и Республика Таджикистан. Поэтому. На наш взгляд, нельзя сформировать и реализовать эффективную стратегию развития национального банковского сектора экономики без учета приоритетов и норм поведения основных участников мирохозяйственной деятельности. В связи с этим и актуализируется значимость теоретического осмысления правового регулирования общественных отношений в банковском секторе экономики, включая и правовое регулирование финансовой устойчивости его основных (базисных) элементов - банков, с учетом интеграционных процессов в мировом экономическом сообществе.
За прошедшее десятилетие высокие темпы инноваций на финансовых рынках и интернационализация финансовых потоков изменили облик банковского дела почти до неузнаваемости. Традиционная практика банковского дела, основанная на привлечении депозитов и предоставлении кредитов, сегодня является лишь частью деятельности банка, и зачастую наименее прибыльной. Современные банки вышли за рамки традиционных кредитно-депозитных операций и установили свое присутствие практически во всех сегментах финансовой системы. Инновационный процесс привел к увеличению разнообразия финансовых инструментов, рынки которых постоянно расширяются. Сегодня новые, основанные на информационной технологии виды банковской деятельности такие, как торговля на финансовых рынках и получение дохода за счет комиссионных выплат, служат основными источниками прибыльности банков. Использование финансовых инноваций на основе секьюритизации активов, в частности кредитных деривативов по ипотечному и потребительскому кредитованию44 По данным Банка России на 1июня 2008 года общая сумма кредитов, выданных физическим лицам, составила 3,46 трлн рублей, в том числе просроченная задолженность - 115,9 млрд рублей // www.cbr.ru., широкое применение “внебалансовых” финансовых инструментов таких, как фьючерсы, опционы, гарантии и аккредитивы, не только является зоной повышенного риска в деятельности банков, но и чревато сложными проблемами, касающимися управления возникающими рисками. Кроме того, прибыль, получаемая с помощью этих финансовых инструментов высока и, как и соответствующие финансовые рынки, весьма неустойчива, что, таким образом, увеличивает для банков не только традиционные банковские риски, но и подвергает их новым.
Финансовая стабильность уже к концу прошлого столетия стала настоятельной общественной потребностью, сферой все большей ответственности государства. За период с начала 70-х годов прошедшего столетия локальные или системные финансовые кризисы в разной степени ощущались более чем в 120 странах. Их негативные финансово-экономические и социальные последствия затронули как промышленно развитые страны, так и страны с транзитивной экономикой.. Наконец, кризис ипотечного кредитования 2007 года в США и последовавший в 2008 году и продолжающийся до сих пор глобальный финансовый кризис имеют явные признаки значительной финансовой дестабилизации. Интернационализация финансовых национальных рынков резко повысила вероятность “заражения кризисными явлениями” национальных финансовых систем.
Последствия финансовой дестабилизации велики и выражаются как в замедлении экономического роста, так и в разрушении общественного доверия к финансовым рынкам. Что мы сейчас и наблюдаем. По оценке Всемирного банка ущерб от финансовой дестабилизации может достигать четверти величины валового внутреннего продукта страны, в которой она имела место.55 Financial Stability in Emerging Market Economics // Report of the Working Party on Financial Stability / ashington: World Bank. 1997. April.
Как показывает практика, подобные негативные последствия связаны с усиливающейся интернационализацией национальных финансовых рынков и повышением уровня их конкуренции. Не является исключением в этом плане и Россия, и Республика Таджикистан. Поэтому нельзя сформировать и реализовать эффективную стратегию развития национальной экономики и ее финансового сектора без учета приоритетов и норм поведения основных участников мирохозяйственной деятельности. В связи с этим и актуализируется значимость теоретического переосмысления правового регулирования общественных отношений в финансовом секторе экономики с учетом интеграционных процессов в мировом экономическом сообществе.
По нашему мнению, глобализация представляет собой процесс стирания не только экономических, но и границ национальных юрисдикций между государствами. И в этих условиях примечательная черта последних десятилетий - изменение соотношений международного и национального права. Примат международного права над национальным (внутригосударственным) получил в настоящее время превалирующее признание. Анализируя соотношение современного международного права и национального права, отмечаем, что международное право стало жестким конкурентом национального права.
Специфика глобализации экономики, отражается и в правовой сфере и состоит в том, что этот процесс находит свое отражение в той или иной степени во всех структурных частях правовой системы государства, который охватывает, по нашему мнению, все ее компоненты как статической, так и динамической направленности. Речь идет в первую очередь о нормативной правовой базе, а также о системе источников права и их соотношении.
Финансовая глобализация объективно ведет к появлению наднациональных/транснациональных элементов правового регулирования. Все больше вопросов внутренней юрисдикции передаются государствами под международно-правовое регулирование. В этих условиях процесс постепенного сближения норм права государств неизбежен. Поэтому, рассматривая правовое регулирование финансовых отношений в современный период, нельзя не учитывать мировые интеграционные процессы в финансовой сфере.
Сегодня вследствие глобализации и либерализации экономики в целом, интернационализации финансовых потоков и внедрения инноваций на финансовых рынках в частности, фундаментальная проблема в банковском деле состоит в том, что с одной стороны, адекватная свобода банков в принятии решений под изменения рыночных условий деятельности позволяет им компенсировать скачки конъюнктуры, но с другой - концентрация банковских рисков в результате банковской деятельности ведет к повышению неустойчивости банковского сектора в целом и его основных составных элементов - банков. Корреляция между различными типами риска как в рамках отдельного банка, так и в масштабах банковской системы увеличилась на порядки и стала более сложной. Правовое регулирование деятельности банков в условиях конкурентного и неустойчивого рынка стало крайне сложным процессом. Все это бросает вызов традиционным подходам к регулированию банковской деятельности, требует полновесной реализации идей Базельского процесса.
Финансовая устойчивость банковского сектора экономики в целом и устойчивость конкретных банков и банковских холдингов зависят от внутренних структурных и макроэкономических факторов, образующих среду банковской деятельности. Внутренние и внешние факторы риска могут и взаимно усиливать друг друга, дестабилизируя банковскую систему, и наоборот, взаимно компенсировать опасные влияния, стабилизируя обстановку. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, выступая 8 октября 2008 года на Конференции по мировой политике во французском Эвиане, озвучил в качестве одного из российских предложений по перестройке мировой финансовой системы - укрепить систему управления рисками. 23 октября 2008 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем обращении к посетителям своего сайта, посвященном ситуации в связи с глобальным финансовым кризисом cделал акцент на том, что “финансовые организации должны стать эффективнее, уделить больше внимания показателям надежности - это повысит устойчивость нашего банковского сектора в целом, сделает его более привлекательным для инвесторов и вкладчиков”66 www.kremlin.ru.
Главная тенденция развития регулирования банковской деятельности в экономически развитых государствах включает развитие прежде всего риск-ориентированных подходов к оценке деятельности банков и мерам надзорного реагирования, исходя из содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности с позиций их потенциального влияния на финансовую устойчивость банков. Это принципиально новая отправная точка в развитии банковского регулирования, предполагающая переход от административно-правового регулирования к риск-ориентированному и его правовому обеспечению.
В этих условиях возрастает ответственность перед обществом как Центрального банка как в России, так и в Республике Таджикистан, которым общество в лице государства делегировало полномочия по регулированию банковской деятельности, по обеспечению финансовой устойчивости банков, поскольку ошибки в этой сфере могут не только спровоцировать системный банковский кризис, но и вызвать социальную напряженность.
Таким образом, новые условия банковской деятельности вследствие инноваций на финансовых рынках и интернационализации финансовых потоков, новый инновационный облик банковского дела кардинально изменили подходы к правовому регулированию деятельности отдельного банков, их финансовой устойчивости, исследование которых стало актуальной задачей современной правовой науки.
Ибрагимов .С.И. к.ю.н. доцент,
зав.кафедрой коммерческого права ТГУК
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮСТИЦИИ КАК ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.
В правовой системе Республики Таджикистан административная юстиция как правовой институт находится на стадии формирования. Как форма судебной защиты прав и свобод граждан от публичной власти, впервые на конституционном уровне она была закреплена в Конституции Таджикской ССР 1978 года, которая предусматривала права граждан на обжалование в суд, неправомерных действий должностных лиц органов государственного управления и общественных организации. См.Конституция Таджикской ССР-ч.2.ст.56. Душанбе «Ирфон» 1989. Вместе с тем, в начале данная статья Конституции Советского Таджикистана устанавливала права граждан на жалобу, на действия должностных лиц, органов государственного управления и общественных организации, которые должны были соответствовать требованиям и срокам устанавливаемым законом (ч1ст.56).
По смыслу данной конституционной нормы гражданин, чьи права были нарушены органом управления либо его должностным лицом, сначала должен был обжаловать по инстанциям (в порядке подчиненности-И.С) и в установленных законом для обжалования сроках. Следовательно, своим содержанием эта статья вводила некоторые ограничения в реализации гражданином своих прав . Во-первых, он не имел права прямо обращаться в суд пока не пройдет установленный законом процедуры т.е. поддат жалобу в вышестоящий орган управления в порядке подчиненности в установленные для подачи жалобы сроки, получит ответ на свою жалобу и в случаях несогласия обжаловать её в суд. Кроме того, часть вторая статьи 56 Конституции Таджикской ССР устанавливала в каких случаях гражданину можно прямо обращаться в суд, это в случае, когда должностное лицо нарушает закон, либо допускает превышение своими служебными полномочиями, которые повлекли нарушение прав граждан. Опять таки гражданин не имел права обращаться в суд, если он не согласен с принятым должностным лицом правовым актом, либо этот акт нарушал его права, так как сам должностное лицо законов не нарушал и за переделами своих служебных полномочий не выходил.
Таким образом, по нашему мнению, положения статьи 56 Конституции Таджикской ССР в какой то мере не соответствовала положениям ст.55 этой же Конституции, См.Конституция Таджикской ССР. Ст 55, 56. Душанбе «Ирфон»-1989. где было закреплено, что уважение к личности, защита прав и свобод граждан является задачей всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, что граждане республики имеют право на судебную защиту, если их честь и достоинство, жизнь и здоровья, личные свободы и имущества находится под угрозой посягательства. Следовательно, если правовой акт органа государственного управления или общественной организации, либо властное распоряжение должностного лица, угрожает, посягать на перечисленные права и свободы граждан то они имеют права обращаться за защитой в суд, а в случаях не согласия гражданина с актом органа или действием должностного лица то он должен выполнить процедурные вопросы обжалования по инстанциям . Кроме того право выбора наиболее оптимального способа обжалования (по инстанциям либо в суд) гражданину не было предоставлено. Гражданин мог подать жалобу в суд только после обращения к вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу или органу, оставшись неудовлетворенным тем, как жалоба разрешена, либо не получив ответа в установленные законом сроки. Причем, по делам об административных правонарушениях, административный путь обжалования не допускал последующего обращения в суд. См.КоАП РТ. Душанбе, «Ирфон»-1984. А также, рекомендация обратиться в вышестоящую административную инстанцию зачастую давали должностные лица, обязанные по существу разрешить входящий в их компетенции вопрос. Естественно, такая рекомендация не имел правового характера, но могла препятствовать обращению заинтересованного гражданина в суд с жалобой на действия должностного лица.
Конституцией Республики Таджикистан права, свободы и законные интересы человека возведены в ранг высшей ценности (ст.5), а право гражданина на судебную защиту стало конституционным правом и в свою очередь, является гарантией защиты других его прав и свобод, закрепленных в Конституции (ст.19).
Социальная защищенность граждан в обществе, характеризуется совокупностью политических, экономических, правовых гарантий обеспечивающих реализацию их прав и свобод. Среди всего спектра юридических гарантий судебные являются наивысшими, что обуславливается правовым положением суда, установленным законом процессуальным порядком его деятельности, гласностью, равенством сторон перед законом и судом.(ст.17). Следовательно, наиболее эффективным средством правовой защиты нарушенных прав и свобод граждан является судебная защита. Среди разнообразных его механизмов немаловажная роль отведена административному судопроизводству.
В новой Конституции независимого Таджикистана государственная гарантия защиты прав и свобод граждан, в том числе и от неправомерных действий органов государственной власти и их должностных лиц выражено в более широком смысле и четко конкретизировано, что «Каждому гарантируется судебная защита. Каждый вправе требовать, чтобы его дело было рассмотрено компетентным, независимым и беспристрастным судом» Конституция РТ.Душанбе 2003.ст19.. «Материальный и моральный ущерб, нанесенный личности в результате незаконных действий государственных органов, общественных объединений, политических партии или отдельных лиц, возмещается в соответствии с законом за их счет». ( ч.2.ст.32.Конституции РТ) . Следовательно, законодатель, высоко оценивая значение эффективного функционирования судебной власти, последовательно расширяет сферу действия судебного контроля над законностью и обоснованностью решений и действий должностных лиц всех уровней. Судебная защита-это главная правовая гарантия реализации установленных Конституцией прав и свобод, представляющая собой одну из основных функции судебной власти.
Утверждение Конституцией Республики Таджикистан права граждан на правосудие преследует цель создания правового канала противостояния административному произволу должностных лиц государственного аппарата, общественных организации, различных экономичных структур. По нашему мнению, таким каналом и является институт судебного контроля за органами исполнительной власти., что по своей сущности устанавливает административную юстицию.
Судебный контроль осуществляется в определенных формах, обусловленных особенностью взаимоотношений двух самостоятельных ветвей власти: исполнительной и судебной. Он преследует двойную цель, с одной стороны, защиту физических и юридических лиц от злоупотреблений властью со стороны органов управления, с другой стороны, улучшение деятельности органов управления в интересах общества в целом. См.Хаманева.Н.Ю.Проблемы административной юстиции на современном этапе развития России как института защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти. В книге. «Проблемы административной юстиции». М.Статут.2002.с.3. Именно поэтому судебная защита индивида от исполнительной власти признается необходимым элементом и общим принципом, положенным в основу правовых систем большинства современных демократических государств. К тому же, конституционное положение о том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства , что эти права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти, местного самоуправления, эффективно может обеспечиваться, на наш взгляд только правосудием. См. об этом.Хаманева Н.Ю. цит. Соч.с.3.